Как написать песню не зная нот

Как писать музыку без знания нот и музыкальной школы

Дата: 03.08.2018 16:19 |

Автор: Павел Уоллен
|
Категория: Аранжировка

как писать мелодии, аккорды и музыку без знания нот и музыкальной школы

Как писать мелодии и гармонии без знания нот и музыкальной школы

Привет, всем музыкантам и начинающим, кто столкнулся с трудностями в понимании нот, гармонии и музыкальной теории в целом. И особый посыл в этом видео тем, кого успели напугать тем, что нужно либо закончить музыкальную школу, либо читать бесконечные «многотомники» по теории музыки, чтобы уметь писать мелодии, гармонии и в целом музыку… это убеждение и им подобные нужно просто начать яростно стирать в своей голове, потому что ваши проблемы на этом этапе решаются намного быстрее и гораздо проще чем Вы думаете.

Видео по практичным основам гармонии и управлению эмоциями в музыке простым языком:

У кого мелодии и гармоничные идеи сейчас не получаются, и вы хотите писать электронную музыку, да и музыку в целом, важно понять 2 момента:

  • Не нужно сейчас ни каким образом париться насчет своего сведения, обработки, мастеринга, современных семплов или синтезаторов. Так как вопрос музыкальной основы прежде всего необходим в своем понимании, но необходимы как раз именно основы. И да, без этого понимания основ, вам ни куда дальше не уйти, ну максимум куда вы уйдете это в жанр техноtechno.
  • Вопрос гармонии может быть не такой веселый, как практичное создание музыки и подбор инструментов, т.е. аранжировка, но он прямо связан с ней и лежит в ее основе. И 95% мелодий, и гармоний в треках, что вы слышите у своих кумиров это результат всего лишь понимания тех основ музыкальной теории — не более и в изучении при должном напоре и практике это отнимет у вас от 1 недели до месяца в зависимости от вашего желания и рвения.

Если вы совсем ленивый, вам даже не нужно знать правильные названия всех нот и аккордов, а просто лучше в них ориентироваться и знать основные правила игры на поле Piano Roll или может быть на MIDI клавиатуре.

Я начну с самых простых принципов, чтобы максимально рассеять весь мрак в вашей голове относительно нот и гармонии, и ближе к концу я расскажу Вам о том, зачем вы все пришли сюда: как без напрягов писать мелодии или гармонии в любом оттенке – гармонию для танцевальной и жизнерадостной House композиции, серьезную и эпичную гармонию для транса композиции или же брутальную и агрессивную мелодию для Trap, Dubstep или Drum’n’Bass.

Как управлять настроением аудитории слушателей, используя только базовые принципы и понятия в гармонии. И превращать свои простые такие радостные оттенки, в эпичные и серьезные, да и вообще, как изначально писать если хочется крутые и цепляющие гармонии и мелодии.

Самые основы гармонии и нот

Клавиши фортепиано или Piano Roll для вас может выглядеть очень сложно и запутанно, если мы смотрим на нее в первый раз, но если посмотреть и напрячься больше 2 минут, то мы распознаем не симметричный шаблон, 2 и 3 черные клавиши (дающие нехитрым вычислением 5), семь белых клавиш, которые в двух моментах не разделяются черными…

Получилось 12 клавиш в повторяющемся потом шаблоне, по всей клавиатуре или Piano Roll.

Шаблон этот называется октава и по высоте все октавы разные, но ноты в них повторяются абсолютно одинаковые.

Первичный и важнейший момент, который нужно понять всем начинающим, кто не хочет отдать 5 или 6 лет своей жизни музыкальной школе это дворовым языком выражаясь – по каким кнопкам «жать», а по каким лучше не стоит.
А нам стоит «жать», как правило в пределах реализации одной вашей идеи в треке, только по 7 клавишам из 12 в одной октаве. И как найти эти 7 клавиш теперь?..

Так вот, если вы «дофига» начинающий, то следует всегда начинать понимать логику нот и страшного слова тональностей с белых клавиш фортепиано, то есть До Ре Ми Фа Соль Ля Си, важно их пронумеровать и даже запомнить немного номер каждой из ступеней.

Обратите внимание на так называемый «код» отступов по всем 12 клавишам, так чисто на будущее для интереса:

2-2-1-2-2-2-1 (Т-Т-п-Т-Т-Т-п-)

Не симметрично, как и вся система, и в этом уже есть гармония, музыкальность и что-то беззаботное и веселое, если вы попробуете что-то сыграть по этим клавишам, начиная с первой ступени «ДоС»
и если вы поймете простой «шаг 2» как образуются простые аккорды, то вы сможете уже составлять достаточно клевые и жизнерадостные гармонии.

Простые аккорды в их простейшем виде, да и еще по белым клавишам ни чего сложного из себя не представляют. Если перед вами клавиатура или подобная ей визуализация, то берем свою роскошную пятерню – ставим таким образом, от любой ноты чтобы получился шаблон – «3 одновременно нажатые клавиши – через одну (разрешеннуюбелую) и получаем аккорд.

Аккорда, который, если вы вдруг хотите знать его имя называется нотой, с которой вы начали. Именно вот такой шаблон 3 ноты жмем одновременно через 1 разрешенную ноту, этим же пользуемся, если просто работаем в Piano roll любого секвенсора.
Если пишем по белым клавишам и хотим получать позитивные жизнерадостные танцевальные гармонии и идеи, то начинаем с первого аккорда в этой системы До Ре Ми Фа Соль ля Си – С аккорда ДО.

Можно уже пытаться написать «хитовую» гармоническую последовательность аккордов для своей идеи, которую потом модно будет обыграть мелодией сверху по тем же нотам.

Вы сразу заметите много чего интересного, что, например, не все последовательности аккордов звучат круто и содержательно и вообще интересно, и что один из 7 получившихся во всей этой системе аккордов звучит подозрительно не современно для танцевальной музыки, поэтому он в 95% случаев вообще не используется как аккорд. Поэтому у вас есть 6 смело рабочих аккордов в мажорной тональности ДО.

Популярная форма – это уже определенная последовательность из первого и выбранных других 3-х аккордов, в сумме последовательность из 4-х аккордов и затем повторить их снова и снова, может быть в следующем повторении поменять последний аккорд.

Избавлю вас от частой ошибки начинающих сразу – чрезмерно логичная и очень частая в попытках, начинающих получить что-то эмоциональное последовательность из ступеней аккордов подряд вверх – не оканчивается успехов, чаще вообще от первой ступени придется отступать ниже и далее только пробы.

Как писать цепляющие прогрессии аккордов

Теперь самый главный момент – что делать если мне хочется писать максимально «хитовые» и серьезные мелодии и гармонии для Progressive House, Trance, Dubstep, Future House, Future Bass и еще кучи жанров… То для этого такой вот схеме нужно пройти небольшую всего – лишь трансформацию.

Все, что было до этого – те правила игры по нотам и схема от первой взятой ноты «ДоC»– Тон-Тон-ПолуТон-Тон-Тон-Тон-ПолуТон. В музыке называется схема мажор, и если мы взяли и отступали этой схемой от ноты «ДоC», то появляется страшное слово – тональность и получается, что тональность «ДО-МАЖОР».

Но все популярные треки и добрые 70-80% электронной и танцевальной музыки пишутся не в мажорной структуре и не в подобном настроении, как многие могли заметить, а в минорных тональностях, то есть вот в какой схеме, и кстати не чего страшного, например, если вы уже сейчас написали в жизнерадостной мажорной структуре, на ваш взгляд хит – после просмотра этого ввидео ы можете несколькими движениями превратить его в серьезную, либо задумчивую гармонию, которая чувствуется как правило глубже, круче и эпичнее, ну поэтому это и самое интересное, не правда ли…

Смотрим на нашу клавиатуру или Piano Roll. И теперь для получения нового кода отступов и правил игры на этом поле. Нам нужно от старой схемы опустить на полутон; 3-ю, 6-ю и 7-е ступени.

Те партии из аккордов, что мы исполняли теперь зазвучат намного серьезнее, где-то грустнее и эпичнее. Плюс вы заметите что нам вернулся аккорд на 7-й ступени (которую мы на этот раз понизили), но получается похожий странно дисгармоничный для электронной музыки аккорд, но уже на второй ступени. Поэтому в миноре все также всегда рабочих простых аккордов 6, вторая ступень использоваться будет максимально редко.

Но как же это трудно теперь вычислять по каким белым можно рисовать по какими нет, и по каким черным можно по каким нет – так же придется вычислять и запоминать!

Лайфхак для этого, чтобы не париться и видеть разрешенные ноты тональности в FL Studio в 12 или 20-й версии, это в Piano Roll вкладка Helpers-Scale Highlighting, и там то мы и можем выбирать Root Note (корневую ноту начала отсчета) и схемукод лада – Major или Minor Natural.

Но для тех, кто не хочет пользоваться такими подсказками, здесь все нормально – есть еще и выход быть серьезным и эпичным продюсером в пределах всеми любимых белых клавиш.

Если вы отсчитаете тем же способом «тон-полутон» интервалы от ноты, которая называется первой буквой алфавита в принципе – «АЛя», то вы получите тот же код лада минор, и поэтому все белые клавиши, если начинать от вот этой ноты, дают нам помимо «До мажора» еще и «Ля минор», то есть нумерация ступеней для нас смещается, если мы базируемся, своей корневой нотой на другой ступени и начинается от нее.

И для кого-то удивительно для кого-то не очень, но да, и веселый мажор и серьезный минор имеют в составе одни и те же ноты и даже одни и те же аккорды, так как еще и тот самый не выгодный для электронной мейнстрим музыки аккорд на 7й ступени мажора, как раз находиться на второй ступени минор, пазл собирается и здесь.

Вся разница в том, что мы как музыканты зададим в роли тоники (корневой нотой) и «домашнего» т.е. первого аккорда.

Вот такая вот параллельность в тональностях, дает нам очень классную возможность еще проще управлять настроением в нашей музыке.

И таким образом на мажор и минор можно ссылаться и переходить, то туда, то сюда – прямо в контексте вашей одной композиции, так как все составляющие ноты и аккорды одинаковые. Да и даже часто не важно считаете ли вы, что вы играете в миноре или параллельном ему мажоре, важно какой аккорд вы акцентируете как «домашний».

Очень легендарный уже пример – это композиция Tim Berg – Bromance, которая начинается как бы в мажорной тональности… но заканчивается и долго акцентирует – аккорд Ля минор.

И вот таких вот именно практичных закономерностей, из простых основ вытекает очень много, с помощью которых вы можете получать подобные идеи и мелодии.

Помните, что гармония — это важная основа и она первична в создании музыки, пренебрегать ею это всегда означает де-мотивировать себя в процессе обучения созданию музыки, так как результатом вашей идеи вы будите очень недовольны и кто захочет реализовывать изначально не нравящуюся идею.

Спасибо за ваше время и внимание – впереди еще целая серия обучающих видео по гармонии и музыкальной теории – оставайтесь с нами чтобы познавать ее только с практичной стороны. До скорого!

Вам так же очень понравится:

Понравился пост? Буду рад Вашей маленькой поддержки в виде Like и поделиться!)

Получай новые видеоуроки моего блога, прямо на свой эл. ящик!

Комментарии

Получай первым обновления блога!

Благодарю за поддержку моего блога

Присоединяйся к нам ВКонтакте!

Подписывайся наш канал YOUTUBE

Блог

Можно ли писать музыку, не зная нот?

Доброго времени суток, уважаемые любители качественной танцевальной музыки. Меня зовут Юрий Алексеевич, я фронтмен всемирно известной группы Электроды. В этот раз хотелось бы затронуть тему музыкальной грамотности и выяснить, можно ли писать музыку, не зная нот. Мы не будем брать в расчёт такие простые музыкальные стили, как Trance, которые можно писать даже в FL Studio, речь пойдёт о гораздо более сложных направлениях. Хочется сказать за себя: лично я знаю все ноты, поэтому, имею возможность оценить проблему с верхотуры, сделать на 100 процентов правильный вывод.
Для начала нам надо разобраться в природе музыки. Музыка представляет из себя ритм, ноты и длительность звучания этих нот. То есть, понимаете, да? Ноты! Чисто теоретически они уже важны, без них в музыке не обойтись. Именно поэтому сейчас появились такие музыкальные направления, в которых нет мелодии (deep house, progressive trance и другие, похожие друг на друга стили). Это все недостаток опыта. 
Такие музыканты, как Avicii, Martin Garrix, Hardwell, Tiesto, часто приводимые многими начинающими музыкантами в пример, не имеют музыкального образования. Оно и слышно. Вся их музыка построена на сочетании ударных с незатейливыми звуками. Подобную музыку вы и сами можете собирать, тут все дело в распиаренности артистов. Если у вас есть деньги на раскрутку, будете тоже приводиться в пример другими начинающими музыкантами. Ведь все эти новомодные стили развиваются благодаря интернету, люди слушают и понимают, что смогут сделать подобное, начинают проверять кто как пишет, изучать аспекты сведения, а тем временем, иностранные артисты зарабатывают много просмотров и становятся популярными. Но, повторюсь, к музыке это не имеет ни какого отношения.
А вот взять к примеру классику: Бетховен, Бах, Чайковский — все эти люди имели музыкальное образование и знали ноты как и я, поэтому, спустя долгое время их продолжают слушать. Не думайте что это какое-то совпадение, раньше к изучению музыкальной грамоты подходили очень серьёзно. Как расставить ноты, чтобы звучало красиво, где увеличить длительность, чтоб передать трагедию произведения, как изобразить гнев — все это можно сделать только хорошо изучив вопрос. 
В наше же время основной упор делается на бочку и снейр, их делают максимально громкими. Спросите почему? Этой хитрости, на самом деле, стоит отдать должное. Диджеи таким образом активируют первобытный инстинкт. Они ловко углядели что любители музыкальных направлений, типа Trance, Progressive Trance, Uplifting Trance обладают отличной ритмичностью, которая была присуща первобытным людям, танцевавшим под ритмы барабанов перед важным событием. Поэтому сейчас подобные фестивали собирают под своей крышей немалое количество любителей подобных мероприятий. Все это, конечно же, к музыке ни какого отношения не имеет.
Вернёмся к главному вопросу: можно ли писать музыку, не зная нот? Я уверен, что это сделать невозможно. Настоящую музыку, сделанную профессионалом слышно сразу, её оценит любой, а не какие-то отдельные любители непонятных звуков. Поэтому, призываю всех пойти отучиться в каком-нибудь учебном заведении, а уже потом сравнить свои возможности до и после. 

Что на это думаете вы? Оставляйте свои мнения в комментариях.

Программа TS-WIDI Pro является бесплатной и предназначена для тех, кто увлекается созданием музыки. В частности, созданием музыки в формате миди. Найти эту программу можно на сайте audioto.com/rus. Работали над ней программисты Алексей Егоров и Степан Андреенко. Все точные данные взяты из справки к программе.

Программа после инсталляции занимает очень мало места — около 1.7 Мб. Требования к ней позволяют использовать второй пентиум, для нормальной работы нужно 5 Мб свободного места на диске, но рекомендуют около 100. Короче говоря, её потянет любой современный компьютер.

Чем же хороша эта программа? Тем, что с её помощью можно создавать музыкальные композиции, не имея ни специального образования, ни представления о нотах. Музыкальный слух, конечно, необходим. Но, думаю, что человек, не имеющий музыкального слуха, не имеет и тяги к подобному виду творчества.
Программа русифицирована и это облегчает работу. Её пользовательский интерфейс очень удобен для пользователей, все значки ассоциативно понятны, не нужно ломать голову над выбором, куда же нажимать.

Работа программы заключается в распознавании музыки и записи её в нотах, в формате миди-файла. Можно также сохранять записанные с микрофона звуки в формате wav, но для этого есть более удобные редакторы звука. Например, Adobe Audition, которую можно использовать как для записи звука, так и для работы над ним. При этом она поддерживает не один формат и вдобавок ко всем заслугам она — неплохой аудио-конвертер.

Начинаем работать с программой. Для начала поработаем с готовыми музыкальными файлами. Возьмём какую-нибудь композицию с несложной аранжировкой. Чем больше нагромождения звуков в композиции, тем тяжелей будет программе распознавать ноты. Лучше всего подходит классика — Бетховен, например. Это говорит о том, что классика неоспоримо «the very best».

Итак, открываем программу, жмём на иконку «открыть аудио-файл» и в стандартной папке «образцы музыки» выбираем 9 симфонию Бетховена. И тут вдруг мы сталкиваемся с небольшой трудностью: формат аудио windows media программой не поддерживается. Тогда, используя Adobe Audition, конвертируем нужный файл в формат mp3 и открываем композицию. Она разворачивается в виде графического изображения, как в любой аудио-программе. Прослушиваем музыкальное произведение и с помощью левой кнопки мышки выделяем понравившийся нам кусок. Затем на открывшемся окне композиции жмём на иконку с изображением нот и получаем файл в миди-формате.

Прослушав его, понимаем, что стоит покопаться в настройках программы. Потому что-то, что мы услышали, совсем не похоже на оригинал. Удаляем миди-файл и смотрим настройки. Параметры распознавания заключают в себе много функций. Не имея музыкального образования, тональность и размер нот трогать пока не станем, но сразу увидим большой выбор инструментов. По умолчанию всегда стоит № 1 — акустический рояль. Ищем другие, пробуем различные варианты и подбираем звук, наиболее подходящий для нашего слуха и на наш вкус. В моей программе их 127, но в более современной версии может быть больше.

Звучание подобрали, исходный mp3-файл можно удалять, он нам уже не нужен (хотя есть возможность синхронно прослушать оба файла и выявить ошибки программы). А вот с нотами у нас небольшая нестыковка. Музыку мы слышим, и она нам явно понравилась, но откуда-то выскакивают лишние ноты, вызывающие диссонанс. Или некоторых нот не хватает, что гармонии тоже не добавит. Избавиться от этой нестыковочки несложно.

На окошке созданного нами миди-файла жмём иконку с нарисованной ноткой, и открывается окно нотного редактора. Он устроен по принципу «piano Roll»: это графическое изображение нотного стана, где горизонтальная ось представляет собой время, а вертикальная соответствует тональности разной высоты. Включаем «проиграть», слушаем и наблюдаем за бегущей красной чёрточкой. Лишние ноты найти довольно просто. Чаще всего это ноты высокой тональности или низкой, они выбиваются из ровного строя композиции. (Нет надобности говорить, что низкие ноты вылавливать лучше в наушниках). Остаётся лишь заметить расположение ноты и удалить её, выделив её левой кнопкой мыши и нажав «delete» на клавиатуре.

Есть вариант попроще — давим на иконку с изображением ножниц (это режим стирания) и удаляем ненужные ноты простым нажатием левой кнопки мыши. Для того чтобы добиться желаемого результата, прослушивать приходится не один раз (бывает и так, что композиция, которую хочется подправить, до чёртиков надоедает). Чтобы вернуться в режим редактирования (добавления нот), нажимаем соседнюю с ножницами кнопку, похожую на курсор, и добавляем ноты так же, как и стирали.

Добавлять ноты сложнее, чем удалять. Для этого нужно точно знать, какой звук мы хотим добавить, и иметь хотя бы отдалённое понятие о гармонии, приходится долго экспериментировать. Если нота поставлена неверно, то есть она создаёт диссонанс, то лучше её сразу удалить, чтобы потом снова не выискивать как блоху. Здесь также можно обойтись без музыкального образования, но слух просто необходим, воображение тоже приветствуется. Ноты вставляются тем же нажатием левой кнопки мыши.

Стараемся избегать самых высоких нот, они, как правило, не вписываются в композицию. Расположение их на нотном стане довольно логично — высокие тона сверху, низкие снизу, ошибиться невозможно. Кроме того, что мы можем удалять и добавлять ноты, есть возможность сдвигать их во времени, менять длительность, склеивать ошибочно разделённые программой ноты — и всё это одной левой кнопкой мыши!

Нам теперь знакомы основные принципы работы в программе TS-WIDI Pro. О том, как подкрасить нашу композицию и сделать её полифонической, мы поговорим в следующий раз.

Что такое трекер
Наглядно и удобно
Создание музыки
Функциональные возможности музыкального редактора
Cемплы
Инструменты
Комментарий специалиста
Поиск трекера

Mногие программы сегодня можно использовать как игрушку и как рабочий инструмент. Современные


Что такое трекер
Наглядно и удобно
Создание музыки
Функциональные возможности музыкального редактора
Cемплы
Инструменты
Комментарий специалиста
Поиск трекера


Mногие программы сегодня можно использовать как игрушку и как рабочий инструмент. Современные компьютерные технологии предоставляют теперь такие возможности, о которых раньше приходилось только мечтать. Я хочу рассказать вам о программах, с помощью которых на любом минимально экипированном средствами мультимедиа компьютере можно создавать довольно сложные музыкальные композиции.

Причем если традиционно, чтобы вот так в удовольствие сочинять музыку, требовалось наличие специализированного дорогого оборудования и знание хотя бы нотной грамоты, то для работы с этими программами нужно лишь иметь в своем распоряжении компьютер (пусть даже старенький 386-й), звуковую плату (в крайнем случае можно даже самостоятельно спаять звуковое устройство под названием Covox) и обладать каким-никаким музыкальным слухом.

Не берусь утверждать, что подобные программы позволят вам полностью решить свои проблемы и освободят от затрат, — для создания профессиональной музыки понадобится, конечно, специальная аппаратура, да и без музыкального образования не обойтись. Но для человека, никогда не занимавшегося музыкой, это реальный доступ в новый мир, который прежде для большинства пользователей был практически закрыт.

Своему развитию и распространению эти программы во многом обязаны сформировавшейся в 90-х годах специфичной среде (компьютерный underground), в которой работали и общались между собой через сети и BBS молодые хакеры, программисты и компьютерные музыканты. А первые такие музыкальные редакторы появились на знаменитом компьютере Amiga, который в свое время обеспечивал действительно уникальные возможности и являл собой, наверное, одну из самых ранних мультимедийных систем.

Люди хотели творить, и с помощью встроенного синтезатора Amiga, способного воспроизводить оцифрованные семплы (образцы звучания реальных инструментов) через четыре аудиоканала, они научились создавать оригинальные музыкальные произведения, сохраняемые в формате MOD. Это увлечение сыграло роль объединяющего фактора и привело к образованию многочисленных музыкальных групп и программистских коллективов, которые разрабатывали все более хитроумные музыкальные редакторы, различные демонстрационные программы и просто MOD-файлы (музыкальные модули). Впоследствии появилось много аналогичных редакторов для PC, были усовершенствованы форматы представления звука (STM, ULT и т.п.) и средства его обработки.

Что такое трекер

Программы, о которых идет речь, называются трекерами (от слова track — дорожка). Чтобы лучше уяснить это понятие, вспомним основы бытовой звукозаписи. Возьмем, к примеру, обычный магнитофон, который есть у всех дома. В нем две дорожки — два канала. Каждая дорожка обслуживает свой канал, а вместе они формируют стереосигнал. Если записать музыку на одну дорожку, то она будет слышна лишь через одну колонку.

Трекер — это аналог многодорожечного магнитофона, только кассеты он использует «виртуальные», создавая их образ в файле. Кроме того, аналоги всех основных функций трекера тоже можно найти в магнитофоне. При записи с микрофона вы получаете на ленте определенную последовательность сигналов в виде участков различной намагниченности. Точно так же и в трекере — для каждой колонки записывается последовательность команд. Интерпретирующая программа — проигрыватель, словно магнитная головка в магнитофоне, переводит эти команды в звуковые импульсы определенной частоты и громкости.

Как любое музыкальное произведение, записанное на кассету, состоит из фрагментов звучания различных инструментов, так и в трекере с помощью команд на каждой из дорожек вы воспроизводите семплы, которые были специально подобраны для соответствующей музыкальной композиции. Более того, можно изменять их параметры, такие как громкость и частота. В трекерах предусмотрены специальные функции для изменения свойств групп семплов (инструментов), а в вашем магнитофоне за это отвечают ручки эквалайзера, регуляторы баланса и громкости.

В музыкальном модуле может быть максимально задействовано до 64 каналов-дорожек, а в некоторых редакторах и того больше. Как же их прослушивать, если обычные стереофонические звуковые платы имеют всего два канала? В действительности все просто — звуковые сигналы из всех каналов в итоге сводятся в один стереоканал (два моно), хотя это требует определенных аппаратных ресурсов. Именно поэтому в некоторых современных звуковых платах, работающих на шине PCI (например, TB Montego A3D), предусмотрена аппаратная поддержка микширования и обработки до 32 и более аудиоканалов в режиме реального времени. Таким же образом обрабатываются через DirectSound аудиоэффекты в играх. В трекере вы сами выбираете стереоканал для каждой дорожки.

Наглядно и удобно

Сегодня среди трекеров наиболее известны программы Scream Tracker, Fast Tracker и Impulse Tracker, которые имеют общий принцип работы и отличаются в основном интерфейсом и набором дополнительных функций. Некоторые трекеры используют собственный формат музыкальных файлов, но, как правило, все они поддерживаются и другими программами.

Для работы с трекерами вполне годится 386-й компьютер (хотя 486-й, конечно, лучше). Необходимо наличие видеoплаты VGA (SVGA) и, естественно, звуковой платы. Можно задействовать и встроенный динамик, но вряд ли вас это устроит. Наивысшее качество звука в трекерах обеспечивает формат Ultrasound, но подойдет и любой SoundBlaster.

Программа Impulse Tracker отнюдь не является самой популярной. Например, она проигрывает Fast Tracker в богатстве функциональных возможностей и числе утилит. С помощью Fast Tracker можно не только собирать композиции из готовых семплов и инструментов, но и самостоятельно создавать их, для чего здесь предусмотрена возможность записи сигнала с линейного входа (или микрофона). При редактировании этого сигнала в рабочем окне отображается амплитудная характеристика звуковой волны. Манипулируя мышью, можно выделять нужные участки волны и производить над ними различные действия, включая их перестановку или удаление. Однако пользовательский интерфейс Impulse Tracker более интуитивен и понятен, так что научиться работать с ней намного легче, чем с другими программами. Именно поэтому мы и выбрали ее как образец при написании данной статьи.

Музыкальный редактор Impulse Tracker осуществляет прямой контроль над 64 каналами и может загружать и проигрывать файлы в форматах S3M, MTM, MOD и, конечно, IT, а сохранять — только в форматах S3M и IT. Модули поддерживают максимум 99 семплов, 99 инструментов, 200 паттернов (фрагментов музыкальной композиции, состоящих из нескольких выполняемых последовательно строк, — обычно от 32 до 256), очередь на 256 паттернов, 64 канала с прямым управлением и 256 каналов для виртуального управления.

В программу по сравнению с предыдущими версиями были добавлены новые функции и эффекты, необходимые для профессиональной работы со звуком. Теперь она обеспечивает загрузку внешних семплов и инструментов в виде файлов XI, ITI, XM, IT.

Трекеры обычно позволяют редактировать музыкальную композицию без изменения исходного файла — видоизменяется его копия в памяти. Максимально возможный размер файла для загрузки в Impulse Tracker составляет 4 Мбайт. После открытия файл можно просмотреть, познакомиться с нотной структурой и использовать какие-то компоненты для создания собственных композиций. В нижнем окне вы увидите, какая строка нот сейчас воспроизводится, в левом — какова активность каналов, в правом — в какой стереоканал выводится звук каждого канала, а в центральном — какой инструмент играет в данный момент.

При воспроизведении музыки, нажимая на клавиши-стрелки курсора «вправо» и «влево», можно прослушивать желаемую «дорожку» выбранного произведения.

Необходимо отметить очень важную деталь, делающую навигацию в редакторе удобной, — все окна, требующиеся для работы, вызываются с помощью функциональных клавиш F1 — F12. Причем, что особенно ценно, они связаны между собой. Это означает, например, что ту или иную ноту можно обрабатывать на нескольких экранах: на одном видоизменять ее характер, на другом громкость, тон, октаву, ставить на нужное место. В этой программе применена технология, благодаря которой можно прослушать любую ноту или фрагмент, даже когда композиция еще не закончена. Такой принцип позволяет создавать музыку на слух. Вы руководствуетесь здесь скорее своими ощущениями, нежели знанием нотной грамоты. Конечно, никто не отрицает, что нотная грамота нужна, но даже без нее можно реализовать какой-нибудь простейший проект. А после долгой работы в трекере знание нот обычно приходит само.

В верхней части любого экрана можно видеть название композиции (Song Name), имя файла (File Name), порядок воспроизведения паттернов (Order), сам паттерн (Pattern), строку нот (Row). Порядок воспроизведения устанавливается для того, чтобы облегчить создание музыки с повторяющимися элементами. Он задается номерами паттернов, которые записываются в нужной последовательности в списке Order. Для упрощения записи используется клавиша N, означающая «next» — ввод следующего номера. Если в паттернах что-либо записано, то это уже готовый модуль. Знак <—> показывает конец произведения, а <+++> представляет собой маркер, введенный для поддержки формата ST3 и игнорируемый проигрывателем. Остальные колонки отображают активность каналов. Этот экран вызывается нажатием клавиши . При повторном ее нажатии можно управлять громкостью каждого из 64 каналов. Для удобства пользователей возможные ссылки на различные окна и функции объединены в основное меню, вызываемое по .

Создание музыки

Уникальность предлагаемой авторами трекеров методики состоит в том, что с ее помощью вы можете составлять свои композиции, просто слушая, как звучит тот или иной инструмент, и выбирать подходящий звук. А чтобы вам не было скучно в ваших поисках, возьмем для примера одну из самых известных мелодий, которая сохраняется в памяти многих поколений. Пусть это будет знакомая всем с детства песенка «В лесу родилась елочка».

Воспользовавшись двумя инструментами, размещенными каждый в своем канале, мы попытаемся добиться приятного и узнаваемого звучания. Композиция занимает два паттерна по 64 строки. Для написания этой композиции необходимо в редакторе паттернов ввести последовательно ноты в соответствии с табл. 2.

Функциональные возможности музыкального редактора

А теперь на примере музыкального редактора Impulse Tracker, который распространяется бесплатно в Internet, рассмотрим более подробно, на каких принципах строится работа в трекерах.

Главное рабочее меню в редакторе вызывается клавишей . Оно позволяет редактировать и создавать паттерны музыкальной композиции (модуля). Каждый паттерн, как уже отмечалось, может иметь длину от 32 до 200 строк. Вы определяете это значение, используя конфигурацию редактора паттернов, вызываемую нажатием F2 из рабочего окна редактора. Если вам требуется изменить число строк нескольких последовательных паттернов, нажмите +. Редактор появляется обычно в виде таблицы с пятью столбцами-каналами.

При редактировании музыки необходимо знать несколько «горячих» клавиш. Комбинация + отменит все изменения композиции (функция total undo), + отменит последнее изменение (функция undo), а при нажатии <+> или <-> будет изменен текущий паттерн.

Следует упомянуть и о системе помощи. Это небольшой, но полный список команд, который появляется при нажатии . Найти нужную команду не составляет особого труда.

Октава ноты определяется путем добавления к октаве текущей ноты значения базовой октавы. Последняя может быть изменена нажатием клавиш: серые и <*>, + <стрелка вверх> или +<стрелка вниз>. Диапазон нот — от C-0 до B-9. Средней нотой является С-5. Клавишей <1> вызывается команда Note Cut, которая немедленно останавливает воспроизведение любой ноты в столбце.

Второй столбец схемы редактора включает музыкальный семпл или инструмент в зависимости от того, в каком режиме работает трекер. Допустимый диапазон — от 01 до 99.

Чтобы изменить октаву воспроизводимой ноты, вовсе не обязательно писать ее снова — достаточно в колонке, где пишется октава, поставить новое значение, опустив название ноты.

Примеры интерпретации записи в столбце паттерна приведены в табл. 2. Как видите, если значение одного из параметров не задано в текущей команде, используется предыдущее.

Таблица
2. Нотная запись композиции
«В лесу родилась елочка»
для трекера Impulse Tracker
паттерн
0
паттерн
1
Канал 0 Канал 2 Канал 0 Канал 2
G-4 02   A-4 02 F-4 04
      A-4 04
E-5 02 C-4 04 A-4 02 C-5 04
  E-4 04    
E-5 02 G-4 04 F-5 02 F-4 04
      G#4 04
D-5 02 G-4 04 F-5 02 C-5 04
  B-4 04    
E-5 02 D-5 04 E-5 02 E-4 04
      G#4 04
C-5 02 C-4 04 D-5 02 B-4 04
  E-4 04    
G-4 02 G-4 04 C-5 02 A-4 04
      C-5 04
C-4 02   G-5 02 E-4 04
       
G-4 02   E-5 02 E-4 04
      F-4 04
E-5 02 C-4 04 E-5 02 A-4 04
  E-4 04    
E-5 02 G-4 04 D-5 02 G-4 04
      B-4 04
F-5 02 F-4 04 E-5 02 D-5 04
  A-4 04    
A-5 02 C-4 04 C-5 02 C-4 04
      E-4 04
G-5 02 C-4 04   G-4 04
  E-4 04    
  G-4 04    
  C-4 04    
G-5 02      

Третий столбец схемы содержит значения громкости или панорамирования ноты. Для переключения ввода того или иного параметра нужно нажимать клавишу <~>. Уровень громкости варьируется в пределах от 0 (самый низкий) до 64 (максимально высокий). Если громкость не указана, устанавливается значение, принятое по умолчанию.

В IT версии 2.08 и выше введены некоторые дополнительные функции, позволяющие работать с амплитудой звука непосредственно во время воспроизведения всей композиции. Вы можете, например, повышать или понижать основной тон ноты и громкость ее звучания, а с помощью средств управления панорамой придавать различную окраску тембру.

Затем следуют команды для регулирования громкости и тона. Они обозначаются буквами от А до Н (табл. 3):

Таблица
3. Команды регулирования
параметров
Ах Скольжение
громкости на x вверх точно
Bx Скольжение
громкости на x вниз точно
Cx Скольжение
громкости на x вверх грубо
Dx Скольжение
громкости на x вниз грубо
Ех Повышение
тона на x
Fx Понижение
тона на x
Gx Установка
portamento к ноте со скоростью x
Hx Установка
vibrato с глубиной x

Последний столбец отображает функции управления эффектами. Тем, кто только начинает изучать Impulse Tracker, я советую отложить пока эксперименты с этим разделом, чтобы накопить прежде кое-какой опыт. В данном столбце определяются некоторые специальные параметры звучания, и если с ними немножко «переусердствовать», то ваша музыка получится довольно сумбурной. Чрезмерное увлечение эффектами — одна из наиболее распространенных ошибок начинающих «музыкантов». На это постоянно обращает внимание и автор программы Impulse Tracker в своей аннотации.

Эффекты вводятся с помощью клавиш «a — z». За буквой обычно следует шестнадцатеричное число, определяющее параметры эффекта. К достоинствам программы нужно отнести и наличие так называемой «памяти» (специального буфера данных), позволяющей повторять эффект без полного его написания. Например, вместо того чтобы вводить несколько раз подряд, можно после первого же упоминания о нем далее использовать сочетание (естественно, до применения другого типа эффекта), а D, E, F, G, H, J, K, L, N, O, S, T, W вообще «запоминают» свои предыдущие значения надолго.

Важно отметить, что в IT везде задействованы десятичные числа, что, несомненно, очень удобно для начинающих. Исключение составляют только команды по управлению эффектами. Список эффектов «первой необходимости» и их значения представлены в табл. 1.

Таблица
1. Наиболее часто используемые
эффекты
Axx Установка
скорости воспроизведения (hex)
Bxx Jump to order
(hex)
Переход на
следующую строку по списку (hех)
Cxx Break to row xx
(hex) of next pattern
Прерывание
воспроизведения и переход на
следующую строку
D0x Volume slide
down by x
Уменьшение
громкости на х
Dx0 Volume slide up
by x
Увеличение
громкости на х
DFx Fine volume
slide down by x
Уменьшение
громкости на х точно
DxF Fine volume
slide up by x
Увеличение
громкости на х точно
Exx Pitch slide down
by xx
Понижение
тона на х грубо
EFx Fine pitch slide
down by x
Понижение
тона на х точно
Fxx Pitch slide up
by xx
Повышение
тона на х грубо
FFx Fine pitch slide
up by x
Повышение
тона на х точно
Hxy Vibrato with
speed x, depth y
Vibrato со
скоростью х и глубиной у
Ixy Tremor with
ontime x and offtime y
Tremor с
началом в х и концом в у
Jxy Arpeggio with
halftones x and y
Арпеджио с
полутонами х и у
Mxx Set channel
volume to xx (0->40h)
Установка
громкости канала в хх (00-40h)
N0x Channel volume
slide down by x
Уменьшение
громкости канала на х
Nx0 Channel volume
slide up by x
Увеличение
громкости канала на х
NFx Fine channel
volume slide down by x
Уменьшение
громкости канала на х точно
NxF Fine channel
volume slide up by x
Увеличение
громкости канала на х точно
P0x Panning slide to
right by x
Изменение
панорамирования вправо на х
Px0 Panning slide to
left by x
Изменение
панорамирования влево на х
Txx Set tempo to xx
(20h->0FFh)
Установка
темпа в хх
Uxy Fine vibrato
with speed x, depth y
Точное vibrato
со скоростью х и глубиной у
Vxx Set global
volume to xx (0->80h)
Установка
общего значения громкости в х
W0x Global volume
slide down by x
Уменьшение
общей громкости на х
Wx0 Global volume
slide up by x
Увеличение
общей громкости на х

Другие эффекты, в том числе и видоизменяющие форму волны, можно найти в окне помощи. Точное и приближенное воздействие на звук отображается соответственно как и <0>.

Особо хотелось бы выделить одну из самых полезных и часто применяемых функций, без которой процесс ввода музыкальных команд был бы очень трудоемким, — это обмен данными. Вы можете скопировать (или вырезать) в буфер обмена любой нужный вам блок нот для их последующего многократного использования.

Cемплы

Семплы (Sample), как вы уже знаете, представляют собой записанные на жесткий диск фрагменты звучания реальных инструментов или образцы различных звуков. Обычно они берутся из готовых библиотек либо делаются из оцифрованных WAV-файлов. Impulse Tracker использует 16- и 8-разрядные семплы и может импортировать их из различных форматов, принятых в звукозаписывающих программах.

Семплирование, т. е. процесс записи уже готовых музыкальных отрывков и различных звуков, а затем создание на их основе оригинальных композиций и аранжировок (как из мозаики складывается картина) — весьма распространенное занятие. И дело даже не в том, что использовать готовое значительно проще, чем творить самому, а в тех удивительных возможностях, которые предоставляют семплерные технологии в распоряжение музыканта, не имеющего под рукой большого симфонического оркестра. Да и чтобы выстроить сложную и более или менее реалистичную композицию, необходимо опять же заимствовать что-то из реального мира.

Что касается работы с семплами в Impulse Tracker, то здесь часто практикуется следующая методика: музыкант (один или с друзьями) наигрывает на своих инструментах определенные фрагменты будущего произведения, подготавливает образцы звучания и т. п., записывает весь этот материал в файлы, пригодные для трекера, и затем уже экспериментирует с возможными вариантами.

Семплы имеют несколько параметров — название, громкость по умолчанию, общую громкость — и содержат информацию о vibrato, цикличности и частоте. Vibrato различается по скорости колебания звука (0-64) и глубине (максимальное отклонение от среднего значения). Семплы могут быть зациклены, что обеспечивает непрерывное звучание (так называемый луп — loop). Начало и конец цикла при этом должны быть обязательно определены, равно как и метод его работы. Выдерживаемые циклы работают до тех пор, пока не встретится команда Note Cut, и таким образом создается эффект «послезвучия». В других случаях используются нормальные циклы.

Рабочее окно редактора семплов вызывается нажатием . Здесь отображаются семплы, отобранные в настоящий момент для текущей композиции. В левом окне последовательно выводятся номер семпла, его название и статус. Каждый семпл имеет индивидуальный номер, под которым он числится в данной композиции. Название ему можно присвоить любое, хотя нужно помнить, что оно обычно отображается при воспроизведении композиции в плеерах. Для удобства пользователя семпл, находящийся в работе, подсвечивается точкой возле номера и указывается в верхней информационной строке Sample. Кроме того, напротив названия зажигается надпись Play. Изменить текущий семпл или же заменить его можно, нажав на нем и выбрав из появившегося списка подходящий звук.

Для расширения рабочей библиотеки семплов удобно задействовать образцы из готовых модулей S3M, MOD, IT и т. д., написанных другими. Эти модули в списке обозначаются как Library. Свойства семплов можно редактировать, изменяя их параметры в правой части окна. Будьте внимательны: некоторые образцы из таких модулей содержат ошибки или требуют дополнительной конвертации в подходящий формат. А иногда заимствование чужих семплов может обернуться нарушением авторских прав, особенно если вы применяете коммерческие библиотеки, не имея на них лицензии. Бесплатные семплы можно найти на специализированных BBS или в Internet. Но все же интереснее и практичнее сделать собственную библиотеку с помощью какой-нибудь программы для записи и редактирования звука, например Sound Forge или WaveLab (см. статью Антона Павленко «Конкретная музыка», «Мир ПК», #6/97, с. 172).

Процесс создания музыки на основе семплов в трекерах относительно прост. Существуют два пути. Первый состоит в следующем. В рабочем окне вы выбираете требуемый образец и прослушиваете все фрагменты. Когда находите понравившийся семпл или инструмент, переходите в основное окно музыкального редактора и в нужной строке нажимаете эту же клавишу. Если вам не подходит октава выбранной ноты, то ее можно изменить, указав на значение и введя новый номер. Чтобы удалить ошибочно введенную ноту, достаточно отметить ее и нажать клавишу <.>. А клавиша кроме удаления команды сдвигает на одну строку всю композицию.

Второй путь — непосредственный ввод нот в основном окне редактора (например, при переложении на компьютер композиций, уже представленных в виде нотной партитуры).

Воспроизводится модуль разными способами. Для того чтобы прослушать всю композицию целиком, в соответствии с установленным порядком (как она будет звучать в обычном проигрывателе), следует нажать клавишу . Можно также прослушать текущий паттерн или фрагмент от установленной метки до текущей строки . Останавливается игра с помощью клавиши .

Инструменты

Научившись работать с семплами, вы сумеете оценить и те возможности, которые обеспечивают инструменты. Их рабочие окна схожи между собой. Чтобы воспользоваться инструментами и задействовать их функции, включая специальные эффекты, надо в окне установки переменных выбрать режим управления — «Инструменты». По умолчанию в IT всегда устанавливается режим семплирования.

Трансляция образцов управляется столбцом General в окне работы с инструментами, который показывает, как каждая отдельная нота инструмента будет транслироваться.

Несколько образцов объединяют в один инструмент для того, чтобы упростить подключение, например, барабана. Вам больше не надо заменять инструмент, если вы хотите использовать другой образец. Такое объединение семплов делает их более удобными в работе — можно определять громкость, эффекты или затухание звука применительно сразу ко всем образцам в списке. При сохранении инструмента на диске сохраняются и все связанные с ним образцы. Это помогает упорядочить процесс разработки композиции, а имея уже готовые инструментальные подборки, можно переходить и к творчеству.

Создание музыки на основе инструментов аналогично работе с семплами, что существенно облегчает жизнь пользователю. Но в инструментальном режиме предусмотрены еще и дополнительные возможности для изменения свойств инструмента, позволяющие регулировать громкость, панорамирование и тональность во время звучания ноты. Причем можно реализовать эффект динамического перемещения звука между каналами, не выстраивая для этого цепочку из последовательно играющих одинаковых нот инструмента. Библиотеки инструментов также можно найти в других готовых модулях.

Комментарий специалиста

С помощью вышеописанных методик вы можете сами попробовать написать музыку. Однако помните следующие правила.

Не пытайтесь завершить свою первую песню сразу, как только сядете за трекер. Сделать качественную композицию вот так, с ходу, могут лишь немногие — лучше попрактикуйтесь и накопите кое-какой опыт в общении с программой. После окончания работы прослушайте новую песню через пару дней и тогда уже сможете увидеть и исправить недочеты.

Очень полезно послушать композиции, созданные в трекерах профессионалами. Поразмыслите, как другие композиторы добивались того или иного звучания, и поэкспериментируйте самостоятельно. Пишите музыку, которую вы часто слушаете, — не начинайте со сложных партий и инструментальных произведений. При написании композиций, которые вам хотелось бы вынести на суд публики, важно правильно и качественно настроить семплы. Это даст более чистый звук. Обидно, когда хорошо выстроенные модули страдают некоторым тональным диссонансом (за исключением, конечно, тех случаев, когда все так и задумано). Не останавливайтесь на достигнутом — изучайте возможности трекера. Неплохо было бы проанализировать какие-то «чужие» музыкальные эффекты. Если вы собираетесь сделать свою музыку реалистичной, то представьте себя дирижером, управляющим целым оркестром. Определите, как должен звучать каждый инструмент, каким будет баланс между низкими и высокими частотами.

При написании композиции, особенно если вы готовите ее к выпуску в свет, попробуйте придумать что-нибудь яркое и индивидуальное. Множество композиций сегодня имеют одинаковый стиль, а людям всегда приятно попробовать что-либо новенькое. Не мешало бы навести порядок и в ваших музыкальных библиотеках. Отсортируйте все образцы в каталогах — если семплы, из которых создается композиция, будут плохи, то ничего стоящего у вас не получится.

Ну и самое главное — в процессе работы чаще сохраняйте музыкальные фрагменты на жестком диске. Это поможет спасти вашу нервную систему и избежать больших неприятностей.

Если же говорить о перспективах, то композиции, написанные с помощью трекеров (а наиболее распространенным и многофункциональным среди них считается Fast Tracker), при должном качестве применяемых семплов демонстрируют довольно высокое качество. Но для профессиональной работы они не очень подходят. Тут уж стоит присмотреться к другим программам. Например, обратите внимание на KeyClock — это музыкальный редактор для Windows, подобный трекерам, но более функциональный и требовательный к ресурсам. Он используется многими профессиональными музыкантами.

По мнению DJ Groove, программы типа Fast Tracker являются полупрофессиональными. Возможности у них гораздо скромнее, чем у редакторов класса KeyClock, потому что трекеры работают только с оперативной памятью, а значит, вмещают значительно меньше семплов и инструментов. КeyClock же работает с жестким диском, что обеспечивает куда большие объемы для хранения аудиоданных. Например, можно создать пятиминутный фрагмент и потом вставить его в композицию.

Возможно, прочитав эти строки, вы подумали, что трекеры — уже устаревшая технология. Неверно. У них масса преимуществ. Сегодня существует много групп, работающих на трекерах и даже выпускающих свои сборники. Организовано целое сообщество приверженцев такого творчества. Они обмениваются музыкальными модулями, распространяют через Internet готовые композиции и даже устраивают фестивали. Но все это происходит на любительском уровне, и конечно, выход для таких композиций на широкую публику практически невозможен.

Для того чтобы композиция, сделанная в трекере, хорошо звучала, необходимо использовать высококачественные семплы и инструменты (16-бит, 44 кГц). Но тогда нужен и очень большой объeм файла, что противоречит самой идее трекеров, призванных облегчить работу с музыкой за счет минимизации системных требований. Поэтому размер обычного музыкального файла редко превышает 300 Кбайт. KeyClock же работает большей частью с WAV-файлами, и пятиминутная композиция с несколькими дорожками (а дорожек там может быть великое множество) будет занимать порядка 200-300 Мбайт. Это уже профессиональный уровень.

Правда, в таком случае вам потребуется и профессиональное оборудование. Однако при наличии у большинства пользователей стандартных звуковых плат и отсутствии студийного оборудования и других музыкальных принадлежностей вряд ли найдется так уж много желающих потратить лишние деньги и время на «профессиональную» работу с музыкой. Трекеры же пока конкурентоспособны в своем классе и весьма привлекательны для массового пользователя.

А тем, кто уже попробовал свои силы в Impulse Tracker и заинтересовался подобным «сочинительством», советую обратить внимание на Fast Tracker. Кстати, в нем предусмотрено подключение MIDI-клавиатуры, хотя это вовсе не обязательно.

Так что написание музыки на компьютере давно уже перестало быть просто игрой. И независимо от того, насколько серьезны ваши намерения, трекеры предоставляют очень широкие возможности, чтобы можно было попрактиковаться и просто понять, что к чему. Ну а композиции, написанные профессиональными компьютерными музыкантами, можно послушать на радио «Станция», которая часто передает современную танцевальную музыку.


Сергей Чабунин — технический координатор сети The Basic Network. E-Mail: bcs@am.mati.ru. Fido: 2:5020/984.5. Комментировал статью Артем Joombo, музыкант, диск-жокей, участник музыкального проекта «ТриАДО».

Поиск трекера

Музыкальный редактор Impulse Tracker является свободно распространяемым и предназначен только для некоммерческого использования. Для обмена информацией по работе с трекерами существуют различные конференции. В Internet, например, это alt.binaries.sounds.mods newsgroup. Вот несколько адресов, по которым можно найти самую последнюю версию этого трекера:
Ftp.cdrom.com/pub/demos/incoming/music/programs
Ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/trackers
Http://www.citenet.net/noise/it

Автор Impulse Tracker — Jeffrey Lim. E-mail: pulse@student.adelaide.edu.au

Можно ли писать музыку без знания нот и музыкального образования

alt="как писать мелодии, аккорды и музыку без знания нот и музыкальной школы"

Видео по практичным основам гармонии и управлению эмоциями в музыке простым языком

поделись этим с друзьями или сохрани к себе:

рекомендуем лучший обучающий материал

что почитать?

Что такое реверберация и какие виды Reverb плагинов существуют

Всем привет! Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня, мы поговорим о «реверберации», узнаем какие её виды существуют, для чего применяют данный эффект в обработке, и также, я кратко расскажу какие основные параметры могут Вас встретить в данных плагинах. Реверберация — это отражение звукового сигнала в замкнутом пространстве с некоторым количеством […]

Что такое сатураторы и для чего они нужны?

Всем привет, Вы на канале FL Studio Pro, и я Nelson Norman. Сегодня, я расскажу, что такое «сатурация», где применяют данную обработку, какие виды «сатурации» бывают и коротко посмотрим на самые популярные плагины-сатураторы. Поехали! Итак, что такое «сатурация»? Сатурация — это насыщение аудио сигнала новыми гармониками, с целью добавления яркости, насыщения и «теплоты» звучания. Придуманы […]

Какие виды эквалайзеров существуют и как они влияют на звук

Всем привет, Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня я расскажу Вам о таком устройстве частотной обработки как «эквалайзер». Вы узнаете для чего применяется эквалайзер, какие бывают их разновидности, а также способы применения этих самых устройств в «цифровом мире» аудио. Поехали! Для начала давайте определимся, что же такое «эквалайзер»? Эквалайзер — […]

Собираем бюджетный ПК для работы в FL Studio 20 в 2021

Всем привет, я Nelson Norman и это проект FL Studio PRO. Сегодня мы затронем самый задаваемый вопрос, как от новичков, так и от более-менее опытных продюсеров: «Какой ПК нужен для комфортной работы в FL Studio?», и даже скажу большее, сегодня мы постараемся собрать несколько «бюджетных» ПК, на которых будет комфортно работать еще не один год, […]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать песню на укулеле
  • Как написать песню на свадьбу
  • Как написать песню на иностранном языке
  • Как написать песню на гитаре симс 4
  • Как написать песню на гитаре новичку