Как написать пьесу пример

Действующие лица

Имена героев пишем заглавными буквами; описание персонажей — как обычно.

Начинаем с главных героев. Если описание длиннее одной строки, делаем обратный отступ в полдюйма.

Указываем возраст, пол (если это не очевидно) и другие важные характеристики: профессию, обстоятельства, родственные отношения и пр. Отмечаем, если один и тот же актер должен играть двух персонажей, или если в пьесе должны участвовать дети и животные.

ВАСИЛИЙ ПУПКИН, 33 года, офисный работник
АНЖЕЛИКА ИВАНОВНА, 55 лет, его мать. Работает начальницей почтового отделения. Полная, громко разговаривает.
МАРГО, 21 год. Девушка-эмо. Работает на ложко-вилочном заводе загибательницей зубчиков.

Что НЕ включать:

* Номер страницы, если ваша пьеса предназначена для распечатки (список действующих лиц — это служебный лист),

* Подробные описания героев (пусть режиссер, гримеры и актеры сами создают подробности образа).

Музыкальные номера

Если вы пишете мюзикл, то на следующем служебном листе перечисляются музыкальные номера и имена персонажей, которые их исполняют. Их можно разместить либо в таблице с невидимыми полями, либо по строкам.

Перечень музыкальных номеров

Акт I

  1. “Начальник уехал в отпуск”  все актеры
  2. “Когда нам дадут зарплату”  Василий Пупкин
  3. “Мой сын  гений”  Анжелика Ивановна, Марго

Время и место

В некоторых случаях добавляется еще один служебный лист — “Время и место”. Оформляется он так:

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Планета Марс, шахты по добыче “магии” — полезного ископаемого, которое помогает перемещаться в пространстве и времени.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ

2250 год. Три дня в апреле.

Ниже идет перечень сцен — либо построчно, либо в виде таблицы с невидимыми полями.

АКТ I

Сцена 1   У заброшенного колодца —зимнее утро
Сцена 2   В каморке дядюшки Пончика — обеденное время
Сцена 3   На кладбище — 2 часа дня

Как оформлять текст пьесы

Железных правил насчет оформления текста пьесы не существует, но можно придерживаться следующих рекомендаций:

Текст может быть разбит на акты (действия) и сцены (явления) — с указанием локаций и с необходимыми пояснениями — кого из персонажей мы видим на сцене, кто где стоит и как выглядит. Как именно разбивать свое произведение и как называть его отдельные части решает сам автор.

Слова “Акт”, “Сцена”, “Явление”, “Действие” пишутся посередине строки. Их можно оформить примерно так:

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната в доме городничего

Явление I

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

Пояснения перед той или иной сценой оформляются курсивом и выделяются жирным шрифтом.

Пояснения по тексту даются по центру с отступом сверху и снизу.

ГОРОДНИЧИЙ. Да говорите, ради бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, господа! Возьмите стулья! Петр Иванович, вот вам стул.

Все усаживаются вокруг обоих Петров Ивановичей.

Ну, что, что такое?

В пояснения должно быть включено только то, что зритель видит на сцене. Если в пояснениях вам надо указать “справа” или “слева”, помните, что имеется в виду правая и левая сторона актеров, а не сидящих напротив них зрителей.

Имена персонажей пишутся либо заглавными буквами либо выделяются жирным шрифтом.

ГОРОДНИЧИЙ. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
АММОС ФЕДОРОВИЧ. Как ревизор?
АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Как ревизор?

Если нужно, чтобы актер сделал ударение на каком-либо слове, выделяем данное слово курсивом.

БАБУШКА: А пирожки-то сгорели!

Если герои говорят одновременно, разбиваем страницу на две колонки:

        МАТЬ                                    МУСЯ

Матильда приехала!           Господи помилуй!

Если пояснения нужно дать во время монолога, вставляем их в скобках и выделяем курсивом.

ГОРОДНИЧИЙ. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Тексты песен в музыкальных спектаклях пишутся заглавными буквами или курсивом.

МУСЯ: Ни одна собака меня не любит. Родная мать и то норовит избавиться!

Поет.

ТРАГИЧНАЯ СУДЬБА У ДЕВЫ,


ХОТЬ Я ТЕЛЕЦ ПО ГОРОСКОПУ.

Технические требования

Пьесу сохраняем в Word; шрифт – 12, Times New Roman или Arial; междустрочный интервал 1 или 1,5.
Не используем красную строку, не форматируем по правому краю.

В колонтитуле в верхнем левом углу ставим свою фамилию, косую черту и название пьесы 8-м кеглем. В правом верхнем углу — номера страниц. Если текст предназначается для распечатки, номера страниц не проставляются на титульном листе и на служебных листах, а нумерация начинается с цифры “2” на первой странице самой пьесы.

Поля сверху, снизу и справа – 1 дюйм, слева – 1,5 дюйма (это нужно для скоросшивателя, если вашу пьесу будут распечатывать).

Правила оформления пьесы для перевода

При оформлении пьесы для зарубежного театра можно придерживаться правил, которые существуют на англоязычном рынке.

  1. Титульный лист обязателен.
  2. Каждый акт начинается с нового листа. Обычно нумерация актов пишется латинскими цифрами, а нумерация сцен — арабскими. Слова “АКТ” и “СЦЕНА” в заголовках пишутся заглавными буквами.
  3. Пояснения для режиссера и актеров пишутся с отступом вправо на половину страницы в скобках. Имена персонажей в описании пишутся заглавными буквами.

АКТ I

СЦЕНА 1

(Утро. Богатый провинциальный особняк. За роялем сидит МУСЯ и неумело играет “Собачий вальс”).

МУСЯ

Маман,  у меня от ваших пианин дрожание пальцев делается. Как креститься в церкви буду? Поднесу руку ко лбу и сама себя нашлепаю.

(Показывает, как ее пальцы будут барабанить по лбу)

4. Если слова персонажа прерываются в конце страницы, то на следующем листе мы снова пишет имя героя заглавными буквами и в скобках помечаем: (продолжает). Никогда не разбиваем предложение и не переносим “хвост” на следующий лист. Не оставляем имя героя на одной странице, а его текст — на другой.

5. Не оставляем пояснения в конце страницы, а переносим их на следующий лист.
6. Красную строку не используем.

7. Если пояснения нужно дать во время монолога, разбиваем слова персонажа, делаем отступ и пишем в скобках пояснения.

МУСЯ

А может, я не хочу замуж? Может я докторицы пойду или еще куда? Вон мужик давеча на кране в порту работал, ужель я не справлюсь?

(Вытягивает правую руку, как стрелу крана, и поднимает вишню из вазочки на столе. По “правилам игры” руку сгибать нельзя, и Муся не может донести вишню до рта).


Нет, крановщиком быть неохота.

8. Не забываем указывать, чем кончается та или иная сцена или акт. Затемнением? Надо опустить занавес? Это указывается в скобках как пояснение.

Если вы решили написать пьесу только для себя и своих друзей, вы можете её оформить так, как вам нравится – самым замысловатым шрифтом, с любыми картинками и завитушками, с непредсказуемой версткой. Но если вы планируете отправлять пьесу на конкурсы или в театры, лучше оформите ее по правилам, к которым привыкли люди, читающие пьесы по долгу службы.

В оформлении пьес нет такого строго формата, как в оформлении сценариев. Николай Коляда даже говорит своим ученикам, что написать пьесу легко: слева – кто говорит, справа – что говорит. Это и есть основное правило оформления. Но лучше все-таки запомнить еще несколько устоявшихся плавил.

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Далее по центру страницы пишется название пьесы. Можно выделить его – размером шрифта, курсивом или полужирным шрифтом. Только не переусердствуйте!

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Пример:

Василий Пупкин
vasya@pupkin.ru

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Важно! Имена действующих лиц (в списке и в тексте пьесы) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами).
Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

       Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Пример:

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

………………………

КОНЕЦ (или Занавес)

Теперь, после слова «Конец», при желании, можете написать (или повторить) свои контактные данные, можете поставить свой копирайт и напомнить о защите авторских прав, можете привести какие-то дополнительные авторские замечания по поводу пьесы и пр. Только не пишите все это на первом листе! (Авторские замечания лучше вовсе не пишите).

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1)      Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2)      Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки первого типа пишутся сразу после имени действующего лица или внутри его реплики, заключаются в скобки и выделяются курсивом (в стихотворном тексте – отдельной строкой). Не забудьте про правило с точкой и скобкой (см. выше)!

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

Возможно (но не обязательно)! В ремарках второй группы имена действующих лиц, которые появляются на сцене или уходят с нее, обычно выделяют, набирая их тем же способом, каким они набраны перед репликами, то есть полужирным шрифтом (или вразрядку, или прописными буквами).

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

1)      в подбор с текстом реплики (имя действующего лица иногда начинается с абзацного отступа)
2)      отдельной строкой, выключая их, в соответствии с общим характером оформления пьесы, либо на середину, либо в левый край (подходит только для пьес в стихотворной форме!)
3)      слева от реплик, так, что они образуют как бы отдельную колонку. Помните правило Николая Коляды: «Слева – кто говорит, справа – что говорит»? При таком способе оформления оно особенно наглядно. (Только не надо делать между именем и репликой очень уж большое расстояние).

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.
Как? На это вам не ответит даже Николай Коляда. Просто пишите, если не можете не писать.  И учитесь.

Когда пьеса готова — отправляйте ее на все действующие конкурсы драматургии.

Удачи!

Ваш DramaFond


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Текст пьесы — это реплики действующих лиц и авторские ремарки. От автора требуется продумать персонажей и поработать с языком. Если вы хотите влиться в ряды драматургов вроде Шекспира, Ибсена и Артура Миллера, то нужно придумать смелый сюжет с запоминающимися персонажами, который будет достоин постановки в театре. Хорошая идея, авторский стиль и доля удачи помогут вам испытать непередаваемые эмоции при просмотре спектакля по собственной пьесе. Это всегда интересно, даже если писать просто ради забавы и собственного удовольствия.

  1. Изображение с названием Write a Grant Proposal Step 10

    1

    Начните с персонажей. Пьесы состоят из диалогов и монологов действующих лиц. При большом количестве разговоров важно создать максимально реалистичных и убедительных персонажей. В великих произведениях внутреннее напряжение между персонажами всегда приводит к внешним проявлениям. Иначе говоря, действующие лица имеют дело с проблемами, которые влияют на их поведение.

    • К чему стремится персонаж? Что мешает ему получить желаемое? Какие преграды?
    • Поразмыслите над интересными профессиями, чтобы создать ярких персонажей. Какую из всех известных профессий вы считаете самой сложной? Работа какого специалиста всегда пробуждала ваше любопытство? Какие люди становятся ортопедами? Что заставляет их выбрать такой путь?
    • Не нужно переживать об имени и внешности персонажей. Читатель не сможет представить себе убедительного персонажа по имени Рафаэль, если прочитает, что он высокого роста и обладатель идеального пресса, а также почти всегда ходит в футболках. Выберите одну примечательную или многозначительную черту. Возможно, у персонажа имеется шрам над бровью, так как однажды на него напала злая собака. или главная героиня никогда не носит юбок. Такая информация позволит придать действующим лицам глубину.
  2. Изображение с названием Survive an Abduction or Hostage Situation Step 12

    2

    Определите место действия. Выберите, где и когда будут происходить события. Важно поместить персонажей в напряженную обстановку или место, чтобы создать драматическую ситуацию. Место действия и действующие лица должны удачно сочетаться и направлять развитие событий в пьесе. Если вам интересна жизнь ортопеда, попробуйте написать об ортопеде из Тамбова. Какой человек захочет стать ортопедом в Тамбове? Как он пришел к такому решению?

    • Для места действия важно указывать мелкие детали и подробности. Фраза «Наши дни» не столь интересна, как завязка вроде «Частная ортопедическая клиника доктора Поповой, возле торговых рядов в южной части города, Страстная пятница, три часа дня». Чем больше подробностей, тем больше возможностей для развития сюжета.
    • Кого еще из действующих лиц можно представить в такой ситуации? Кто работает в приемной? Если это семейное предприятие, то пусть это будет дочка ортопеда. Кто записан на прием в пятницу? Кто ждет своей очереди? Что их привело сюда?
    • Ситуация должна быть правдоподобной. Если действие пьесы происходит в будущем, следует продумать особенности мира будущего.
    • Если события разворачиваются в лесу, то убедитесь, что у вас хватит времени и возможностей интересно подать такое место действия.
    • Объясните, почему события происходят именно здесь. Например, после урагана лес полностью уничтожен.
  3. Изображение с названием Convince Yourself That You're Happy Being Alone Step 5

    3

    Продумайте внутренний сюжет. Под «внутренним» сюжетом следует понимать психологический конфликт внутри персонажей. Он по большей части скрыт, но важно ощущать, что именно движет действующими лицами. Внутренний сюжет подталкивает персонажей к определенным решениям. Чем прочнее внутренняя история, тем проще написать персонажей. Они должны принимать свои собственные решения.

    • Возможно, ортопед хотел стать нейрохирургом, но ему не хватило смелости для такого решения. Возможно, программа для ортопедов допускала максимальные послабления и позволяла вашему персонажу кутить и гулять в студенческие годы без последствий для успеваемости. Возможно, он глубоко несчастен и не удовлетворен тем, что никогда не покидал пределов Тамбова.
  4. Изображение с названием Elevate Your Self Esteem Step 9

    4

    Согласуйте внутренний и внешний сюжет. Плохие сюжеты обращены в прошлое, а хорошие сюжеты смотрят в будущее. Вряд ли кого-то заинтересует пьеса, в которой ортопед бесконечно жалуется на свою профессию и совершает самоубийство. Лучше поместить своих действующих лиц в драматическую ситуацию, которая окажется настоящим испытанием и поможет персонажам измениться.

    • Если дело происходит в Страстную пятницу, то, возможно, что в гости к доктору Поповой приедут ее родители-пенсионеры (тоже бывшие ортопеды). Ваша героиня религиозна? Ходит в церковь? Она спешит домой, чтобы убрать в квартире перед пасхальными выходными? Отец СНОВА попросит ее осмотреть тот нарост на пальце ноги? Это станет последней каплей? Что произойдет дальше?
  5. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 12

    5

    Учитывайте сценические ограничения. Помните, что пьеса — это не сценарий фильма. Это лишь цепочка диалогов между людьми. Важно акцентировать внимание на напряжении между вашими действующими лицами, языке и убедительности персонажей. Сцена — это не место для погони на автомобилях и перестрелок.

    • Можно отойти от канонов и написать пьесу, которую невозможно поставить на сцене. Например, экспериментируйте с формой. Если вы не заинтересованы в постановке, то воспринимайте пьесу как необычное стихотворение. Бертольд Брехт, Сэмюель Беккет и Антонен Арто были новаторами и предложили миру экспериментальные авангардистские пьесы, которые включали участие зрителей и прочие абсурдистские и сюрреалистичные элементы.
  6. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 14

    6

    Читайте известных драматургов и смотрите постановки. Тяжело написать роман, если вы никогда не читали других романов. Будущему автору не помешает познакомиться с миром современного театра. Читайте пьесы и смотрите постановки. Среди современных драматургов можно выделить Дэвида Мэмета, Тони Кушнера и Полли Стэнэм.

    • Старайтесь смотреть современные постановки, чтобы написать современную пьесу. Даже если вы любите и хорошо разбираетесь в творчестве Шекспира, все равно ознакомьтесь с состоянием дел в мире театра. Вы не жили в эпоху Шекспира, поэтому нет смысла писать так, будто вы знаете проблемы, которые терзали людей тех времен.

    Реклама

  1. Изображение с названием Develop Personal Integrity Step 9

    1

    Напишите пробный черновик. Даже если ваша идея с пьесой «Пасха в семье ортопедов» кажется достойной премии «Золотая маска», вы все еще сможете прийти к неожиданным решениям. Можно придумать самую лучшую идею, но вам все равно придется корпеть над текстом и оставить место для новых и непредсказуемых поворотов сюжета.

    • В пробном черновике не нужно переживать о правильном оформлении пьесы и соблюдении всех «норм». Просто пишите о том, что хотите сказать. Главное — написать начало, середину и концовку пьесы.[1]
    • Возможно, в пьесе появится новый герой, который разрушит все ваши планы. Это нормально.
  2. Изображение с названием Write a Grant Proposal Step 7

    2

    Следите за объемом пьесы. Пьеса — это буквально момент из жизни, а не детальная биография. Даже если вам захочется переместиться на десять лет в будущее и показать персонажа, который бросил работу ортопеда и стал успешным актером, то следует помнить, что театральная пьеса — не лучшее место для таких метаморфоз.

    • Пьеса может завершиться простым принятым решением или новым вызовом. Если в конце ваш персонаж совершает убийство или самоубийство, то лучше пересмотреть концовку.
  3. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 18

    3

    Всегда двигайте сюжет вперед. В первых черновиках наверняка будет много сцен, в которых не происходит ничего важного. Все в порядке. Иногда персонажу просто необходимо пережить очень неловкий и долгий разговор за ужином со своим шурином, чтобы иначе взглянуть на свою жизнь и проблемы. Отлично! Вы все делаете правильно, но это не обязательно значит, что весь разговор за ужином важен для пьесы.

    • Не пишите сцены, в которых персонаж находится в одиночестве. С персонажем не произойдет ничего важного, пока он смотрится в зеркало в ванной.
    • Максимально сократите вводную часть. Если по сюжету должны приехать родители ортопеда, то не нужно откладывать их приезд целых двадцать страниц. Событие должно произойти как можно скорее, чтобы вам было с чем работать. Упростите себе задачу.
  4. Изображение с названием Feel Good About Yourself Step 10

    4

    Придумайте особенности речи каждого персонажа. Персонажи выражают себя с помощью языка. Способ выражать мысли иногда более важен, чем сами мысли.[2]

    • Если дочь ортопеда спрашивает: «Что произошло?», то характер ответа подскажет зрителям, как следует толковать конфликт. Возможно, ваша героиня чересчур драматично закатит глаза и всхлипнет: «Все очень плохо!», после чего подбросит стопку бумаг, чтобы рассмешить свою дочь. При этом будет понятно, что она не воспринимает проблему серьезно. Мы начнем относиться к персонажу иначе, если она ответит: «Ничего. Продолжай работать».[3]
    • Не позволяйте персонажам озвучивать свои внутренние переживания. Герой никогда не скажет: «Я лишь тень прежнего человека с тех пор, как от меня ушла жена!», — или других слов, которыми он прямо выразит свой внутренний конфликт. У каждого свои секреты и скелеты в шкафу. Действия персонажа должны говорить сами за себя, чтобы ему не приходилось вдаваться в объяснения.
  5. Изображение с названием Get a Full Scholarship Step 13

    5

    Исправляйте текст. Каков девиз писателя? «Избавляйся от всего, что тебе дорого». Важно быть строгим критиком для своих первых черновых вариантов, чтобы сырые и беспорядочные тексты превращались в меткие и реалистичные пьесы. Вырезайте бессмысленные сцены и бесполезных персонажей, чтобы получить максимально стремительный и сконцентрированный сюжет.

    • Возьмите карандаш и обведите в черновиках все моменты, которые тормозят сюжет, после чего подчеркните диалоги, которые двигают события вперед. Уберите все обведенные части. Если вам придется вырезать 90% текста, то пусть так и будет. Замените их динамичными сценами.
  6. Изображение с названием Become a Congressperson Step 10

    6

    Переписывайте черновики нужное количество раз. Правильного количества черновых вариантов не существует. Переписывайте до тех пор, пока пьеса не будет выглядеть завершенной, пока вы не будете всецело удовлетворены своей работой.

    • Сохраните все черновики, чтобы не бояться рискнуть и всегда иметь возможность вернуться к более ранней версии. Текстовые файлы занимают мало места. Не спешите их удалять.

    Реклама

  1. Изображение с названием Barter Step 19

    1

    Разделите сюжет на действия и сцены. Действие — это внутренняя мини-пьеса, которая состоит из сцен (эпизодов). Как правило, пьеса включает в себя от трех до пяти действий. Обычно в каждой сцене представлен определенный состав персонажей. Если вводится новое действующее лицо или персонаж переносится в другое место, то начинается новая сцена.

    • Действия непросто разделить. Так, в истории ортопеда первое действие может закончиться на моменте приезда родителей и ввода основного конфликта. Второе действие может охватывать развитие конфликта и включать эпизоды, в которых родители ссорятся с дочкой, работу на кухне и поход в церковь. В третьем действии дочь может помириться с отцом и осмотреть его больную ступню. Конец.
    • Чем больше опыта, тем проще вам будет вычленять действия и эпизоды еще на этапе работы над первым черновиком. А пока не волнуйтесь об этом. Оформление не столь важно, как верный подход к драматическому произведению.
  2. Изображение с названием Have Computer Fun Step 23

    2

    Используйте сценические ремарки. Все сцены должны начинаться со сценических ремарок, которые кратко описывают обстановку. В зависимости от вашего сюжета ремарки могут быть очень детальными или относительно простыми. Это возможность для автора повлиять на будущую постановку. Если в первом действии на стене должно висеть ружье, то не забудьте написать об этом.

    • Также указывайте ремарки для персонажей во время диалогов. Актеры позволяют себе мелкие вольности в диалогах, чтобы воплотить на сцене идеи режиссера, но укажите особенно важные (на ваш взгляд) жесты и мимику персонажей. Например, поцелуй следует описать, но при этом важно не перестараться с деталями. Не нужно описывать каждый вздох персонажей, поскольку актеры не будут следовать таким указаниям.
  3. Изображение с названием Quote a Book Step 1

    3

    Обозначьте реплики каждого персонажа. В пьесе реплики каждого персонажа принято обозначать именем действующего лица прописными буквами и отступом. Некоторые драматурги располагают реплики по центру страницы, но выбор остается за вами. Не нужно использовать кавычки и прочие отличительные символы, просто указывайте имя персонажа для каждой его реплики.

  4. Изображение с названием Say Goodbye to Coworkers Step 13

    4

    Укажите список действующих лиц. Первая страница может включать пролог к событиям пьесы и список действующих лиц с краткой информацией по каждому персонажу, примечания касательно расположения декораций на сцене или другие авторские ремарки, а также краткое описание пьесы или сюжета, если вы собираетесь подать конкурсную заявку для последующей постановки пьесы в театре.[4]

    Реклама

Советы

  • Не создавайте персонажей до начала работы над текстом. При создании пьесы вы поймете, когда и каких персонажей нужно вводить.
  • Предусмотрите время между сценами для смены декораций и костюмов.
  • Не волнуйтесь по поводу имен. Их всегда можно изменить в любой момент.
  • Не используйте шутки, если пьеса не комедийная. Такие моменты могут оскорбить читателей или зрителей. Комедии предоставляют автору больше свободы, но все равно важно помнить о рамках приличия. Никаких расистских шуток, сексизма или ругательств устами детей — оставьте такие ходы для фильмов. Иногда допустимы мягкие шутки на тему религии, но вас могут воспринять всерьез. Не забывайте, что в России предусмотрена уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.[5]
  • Можно придумать моменты, в которых персонажи заходят в дом (дом — это зрители). Чаще всего такие наработки используются в мюзиклах, поэтому в пьесе важно не переусердствовать с ними.
  • Старайтесь мыслить творчески
  • Учитывайте имеющихся актеров и актрис, если планируете постановку, чтобы не искать людей на конкретные роли.
  • Желательно, чтобы в пробах на роль участвовало больше одного человека, иначе не получится увидеть разные подходы к роли. Если человек не подходит на роль, предложите ему попробовать сыграть другую роль или введите второстепенного персонажа.
  • Дополняйте и развивайте сюжет по мере работы над текстом и не ограничивайте себя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 50 854 раза.

Была ли эта статья полезной?

Сегодня я расскажу вам что стоит и что не стоит писать начинающим драматургам.

Многие, да почти все писатели, не читают произведения своих коллег, и это плохо, потому что, тогда они бы поняли, что не так уж оригинальны, как думают. И названия такие есть, и герои похожи и сюжет одинаковый, и мысли одни. И, даже, концовка один в один, как у коллег. Иногда возникает вопрос — один ли автор написал эти произведения или все-таки разные.

Птеса сразу должна быть понятной — о чем она, кто главный герой, какой его характер и предназначение. Пьеса — это не роман, не рассказ, и даже не статья в газету, и надо понимать, что это особое произведение, предназначенное исключительно для театра. И здесь есть ряд ограничений.

Во-первых — по размеру. Не надо писать огромные километры текста. Но и слишком маленькие пьески тоже не подойдут. Не понятно куда это вставить или как сократить. Чувствовать размер — главная задача автора.

Все мы хоть раз в жизни были в театре. И замечали, что постановки идут от часу до двух (с антрактом). Обычно — это страниц 50 70. Вот в этот объем и нужно вложиться в идеале. Есть еще моно-пьесы. Здесь допускается размер — от 10 до 20 страниц текста. Как правило — это монолог и слушать его, крайне утомительно.

Классическая пьеса — это в постановке один или два акта — два действия.

Во-вторых, автор должен понимать, что его произведение ставят на сцене. А это значит и огромные ограничения в месте действий (никто не будет менять декорации каждые 20 минут). Никто не сможет поразить зрителя спецэффектами, как например, в кино. А значит, действие должно проходить в одном пространстве — в одном помещении или, максимум, в двух.

В-третьих, должно быть ограничение по времени. Не надо растягивать пьесу на месяца и годы. В идеале, действие происходит быстро, в течении часа, дня, недели, не более того.

Не надо рассказывать о жизни героя от рождения до смерти. Пьеса этого не предполагает. Как правило — это никому не интересно в пьесе. Это затянуто. Это накладно и по актерскому составу и по костюмам — ведь меняются эпохи, а значит и антураж и актерский состав.

Пьеса — это определенный отрезок жизни человека-героя. Одно из ярких событий в его судьбе. Событие. Которое может уместиться на сцене в течении часа-двух. И о котором можно рассказать с помощью тех средств, которыми располагает театр. Рассчитывайте на то, что на сегодняшний момент — театр беден. То есть, значительно экономичен в средствах. У театра нет возможности закупить декоративные композиции, дорогие декорации, выставить дополнительный свет и яркую разнообразную подсветку, которую предполагает автор. Поэтому, нужно понимать, что бюджет спектакля ограничен, и режиссер вполне может отказаться от вашей пьесы, по экономическим причинам.

Вы. Конечно, можете рассчитывать, что вашей пьесой заинтересуются богатые театры, но доля вхождения слишком мала, потому, что слишком большая конкуренция, и при этом, театры любят ставить проверенные временем постановки — Шекспир, классика, то что проходят в школах, потому что таким образом, можно получить дополнительного зрителя. А все это значит, что молодому автору нужно, скорее всего, рассчитывать на бедные театры.

Следующее, о чем стоит помнить автору, это о том, что в малых театрах работает небольшая труппа актеров. А значит нужно рассчитывать количество героев. Идеально — 3-7 актеров.

Еще одна немаловажная деталь — в театры ходят в основном женщины и люди старшего возраста — любители-театралы. Эти люди любят определенный репертуар, понятный им и подходящий по возрасту. И если вы напишите пьесу про первую юношескую любовь, вряд ли стоит рассчитывать, что на нее пойдет возрастной зритель. И наоборот. Поэтому, здесь автору надо изловчиться и найти золотую середину.

А главное — это хороший текст, который способен удержать зрителя в напряжении. Людям интересны яркие образы, комичные ситуации. Неожиданные развязки.

Последние тенденции говорят о том, что зритель идет на комедии, такие легкие пьески, чтобы можно было отдохнуть, расслабиться. Зритель хочет получить хорошее настроение. Удовольствие от похода в театр.

И тем не менее, действие должно быть реалистичным, понятным зрителю. Должны перекликаться с реальной жизнью.

Может быть, поэтому, сейчас очень модными стали юмористические сценки. К ним особое отношение. Надо быть очень опытным и продвинутым автором, чтобы справиться с этой, весьма сложной, задачей. Но если вы вошли в колею, и над вашими пьесками смеется зритель, то вас «оторвут» с руками и ногами. Такие авторы ценятся на вес золота, и как правило, очень хорошо оплачиваемы.

Пьесы не должны быть слишком заумными. Это читатель может отвлечься, загуглить то, что ему не понятно, здесь такого сделать нельзя.

Не стоит писать и о своих политических и религиозных взглядах — это не интересно и надоело в реальной жизни. Спросите на улице тетю Машу или Дядьку Степана, и он вам расскажет о нашей действительности, практически, теми же словами.

Еще не стоит писать о загробной жизни. Это сюжеты на одного автора. Кто-то когда-то уже написал подобное, и вы будете лишь повторяться.

Еще надо запомнить одно правило — нельзя писать современные пьесы в стихах. Раньше, такое допускалось, в наши дни лучше от этого отказаться. Как правило, такие стихи очень ограниченные, не звучные, не интересные. Проще сказать — плохие. Сложно написать пьесу в стихах грамотно и талантливо. И в стихах. Современному зрителю трудно уловить смысл и продолжить следить за сюжетной линией. Да и актеры, как правило, играют во многих пьесах одновременно. И запомнить несколько страниц текста, им очень сложно. Если же в обычном тексте, забываются слова, актер может заменить реплику по смыслу и зритель ничего не заподозрит. То любая запинка в стихах, может быть роковой.

А вообще, автор может писать о чем угодно и как угодно, если он твердо верит в успех и способен годами предлагать свои творения на конкурсы и в редакции.

Если вы решили написать пьесу только для себя и своих друзей, вы можете её оформить так, как вам нравится – самым замысловатым шрифтом, с любыми картинками и завитушками, с непредсказуемой версткой. Но если вы планируете отправлять пьесу на конкурсы или в театры, лучше оформите ее по правилам, к которым привыкли люди, читающие пьесы по долгу службы.

В оформлении пьес нет такого строго формата, как в оформлении сценариев. Николай Коляда даже говорит своим ученикам, что написать пьесу легко: слева – кто говорит, справа – что говорит. Это и есть основное правило оформления. Но лучше все-таки запомнить еще несколько устоявшихся плавил.

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Далее по центру страницы пишется название пьесы. Можно выделить его – размером шрифта, курсивом или полужирным шрифтом. Только не переусердствуйте!

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Пример:

Василий Пупкин
vasya@pupkin.ru

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Важно! Имена действующих лиц (в списке и в тексте пьесы) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами).
Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

       Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Пример:

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

………………………

КОНЕЦ (или Занавес)

Теперь, после слова «Конец», при желании, можете написать (или повторить) свои контактные данные, можете поставить свой копирайт и напомнить о защите авторских прав, можете привести какие-то дополнительные авторские замечания по поводу пьесы и пр. Только не пишите все это на первом листе! (Авторские замечания лучше вовсе не пишите).

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1)      Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2)      Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки первого типа пишутся сразу после имени действующего лица или внутри его реплики, заключаются в скобки и выделяются курсивом (в стихотворном тексте – отдельной строкой). Не забудьте про правило с точкой и скобкой (см. выше)!

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

Возможно (но не обязательно)! В ремарках второй группы имена действующих лиц, которые появляются на сцене или уходят с нее, обычно выделяют, набирая их тем же способом, каким они набраны перед репликами, то есть полужирным шрифтом (или вразрядку, или прописными буквами).

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

1)      в подбор с текстом реплики (имя действующего лица иногда начинается с абзацного отступа)
2)      отдельной строкой, выключая их, в соответствии с общим характером оформления пьесы, либо на середину, либо в левый край (подходит только для пьес в стихотворной форме!)
3)      слева от реплик, так, что они образуют как бы отдельную колонку. Помните правило Николая Коляды: «Слева – кто говорит, справа – что говорит»? При таком способе оформления оно особенно наглядно. (Только не надо делать между именем и репликой очень уж большое расстояние).

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.
Как? На это вам не ответит даже Николай Коляда. Просто пишите, если не можете не писать.  И учитесь.

Когда пьеса готова — отправляйте ее на все действующие конкурсы драматургии.

Источник: DramaFond

Как я пишу пьесы.
Вначале в голове возникает замысел – некая сюжетная идея. Ее я фиксирую в своем компьютере в папке «идеи», которая, вместе со всем содержимым компьютера, дублируется еще в двух вариантах, один из которых хранится вне дома. Это так называемая «система защиты информации». После этого, на протяжении достаточно долгого промежутка времени, идея зреет в голове, либо остается в «пассиве», в ожидании своего времени. Таким образом составляется банк идей самой разной направленности и жанровой принадлежности.

В один прекрасный день я решаю, что какая-то из идей становится, или станет в ближайшем будущем, актуальной. Я решаю воплотить ее в жизнь.

Я достаю файл из папки «идеи» и выкладываю его на рабочий стол. После этого в голове включается рубильник, который переводит идею из состояния «пассив» в состояние «актив». Я начинаю думать о пьесе, уделяя этому процессу все время, которое не занято текущей оперативной работой.

Особое внимание уделяя названию новой пьесы и первой фразе, я постепенно продвигаюсь по сюжету, бесконечно корректируя его и наращивая все новыми фактами, фразами и элементами характеров персонажей. В какой-то момент я начинаю активно фиксировать эти идеи в блокноте и файле под названием «context». В один из дней я решаю начать работу над материалом. Я завожу файл, который называется по будущей англоязычной версии пьесы. Я вписываю свои инициалы, название пьесы, жанр (если таковой определен) , список действующих лиц и входную ремарку (точнее, ее вариант). После этого я закрываю файл и начинаю работать над составов действующих лиц.

На каждого из них я завожу отдельный файл, в который помещаю фотографию, которая ассоциативно является доя меня этим персонажем. Затем расписываю его характеристики: возраст, характер, привычки, отличительные особенности внешности, речи и характера. Когда банк действующих лиц составлен, распечатываю файлы и развешиваю их перед собой над столом. Если же персонажей много (как в пьесе, которую пишу сейчас – 15), то укладываю их в отдельную папку с прозрачными файлами. Туда же складываю распечатанные файлы, которые могут иметь отношение к контексту происходящих событий – историческому периоду, случаям, подоплеке происходящего, семантике имен или названий etc.

В день, когда я начинаю писать первую сцену, я должен навести полрядок в квартире/комнате и принять душ. Это облегчает начало работы и не позволяет отступить от задуманного. Дальше начинается сам процесс написания пьесы, который занимает у меня разный промежуток времени: от месяца, за который я написал «Лигу лунного света» до трех лет, в течение которых я периодически возвращаюсь к написанию «Гостя».

Пишу я практически без исправлений – вчистую. И если сюжет встал, я не могу перескочить дальше, а потом вернуться к замороженному фрагменту. Почти каждый день, возвращаясь к написанному, я вношу незначительные коррективы: меняю слова, усиливая или ослабляя интонацию; меняю структуру предложений; вычищаю ненавистные вводные слова, которые невесть откуда возникают в ткани текста… Не припомню случая, чтобы я вернулся на несколько страниц текста и изменил сюжетную линию, но, случается, выбрасываю последний абзац, перед сном придумав новый вариант продвижения сюжета.

Делать долгие перерывы в написании текста я не могу, поскольку выпадаю из контекста, и мне нужно тогда несколько дней перманентного прочтения написанного, чтобы «вернуться».

Финал – особый период написания пьесы. Большинство проблем драматургов – невозможность выстроить финал. Однажды я разослал написанную пьесу Under Control референтной группе читателей, а спустя несколько дней, не дожидаясь получения их впечатлений, изменил финал на противоположный. Получилось, что только референтная группа в итоге не прочла текст пьесы в том виде, в котором она пошла в мир.

После того, как я заканчиваю писать, на несколько дней откладываю текст, чтобы отдохнуть от него и взглянуть дня через 3-4 совершенно другими глазами на то, что получилось. Именно тогда я вношу последние коррективы. После чего отправляю текст переводчику для создания англоязычной версии. С ним мы оговариваем нюансы и важные аспекты текста. При этом особое внимание уделяется англоязычному названию. К примеру, финальную версию англоязычного названия пьесы «Я пришел» – Here I am – придумал Том Стоппард. К нему за названиями обращаются многие. Его авторству принадлежит, к примеру, название альбома группы Rolling Stones «Bridges To Babylon».

Сам Стоппард пишет приблизительно одну пьесу в три года. Процесс написания занимает у него приблизительно полгода, если это не глобальное произведение типа «Берега утопии». Когда спрашиваешь у него, почему он пишет редко, Том отвечает: «Нет идей». Это недалеко от истины: для того, чтобы такому автору потратить полгода своей жизни на произведение, оно должно быть глобальным и выверенным до мелочей.

Пишет он от руки, не пользуясь компьютером. Его текст набирает референт, а Том периодически проходит его, вычищая и корректируя. Сцены может писать последовательно, а может отдельно, затем компилируя их в финальном варианте текста.

Марк Равенхилл также работает над пьесой около полугода, последовательно наращивая, а затем раз за разом проходя от начала до конца, преимущественно выбрасывая лишнее и усиливая или ослабляя интонацию.
***
Николай Халезин был гостем нашей сценарной кухни. Посмотреть эфир с драматургом можно здесь: 

Подпишитесь на канал и вы всегда будете в курсе новых эфиров!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать пушкинский диктант
  • Как написать пушилину обращение или позвонить главе днр
  • Как написать пушилину жалобу
  • Как написать пучкову гоблину
  • Как написать путь к файлу на маке