Как написать письмо если не знаешь фио руководителя

Согласно ГОСТ Р 7.0.82013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» адресат является реквизитом документа, содержащим информацию о получателе документа (п. 67).

Реквизит «Адресат» используется в деловых письмах и внутренних информационно­справочных документах (докладных и служебных записках, заявлениях и др.).

Реквизит «Адресат» включает в себя:

  • наименование адресата (получателя письма);
  • почтовый адрес или номер телефона­-факса, адрес электронной почты.

Получателем письма могут быть:

  • должностное лицо/несколько должностных лиц;
  • организация;
  • структурное подразделение организации;
  • группа организаций;
  • физическое лицо.

АДРЕСАТ – ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

По ГОСТ Р 6.30-2003 инициалы пишутся перед фамилией любого должностного лица. Если письмо направляется руководителю государственного органа, то наименование организации включается в должность, Ф.И.О. указываются в дательном падеже, инициалы пишутся перед фамилией:

Если письмо адресуется руководителю коммерческой организации, то в должность включается наименование организации с указанием организационно-правовой формы (в полном или сокращенном виде), инициалы пишутся перед фамилией:

Если письмо адресуется заместителю руководителя, в наименование должности включается название организации. Фамилия указывается в дательном падеже:

Если адресатом документа является руководитель структурного подразделения, то вначале указывается наименование организации в именительном падеже, затем в дательном падеже наименование должности лица с указанием структурного подразделения, например:

Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Согласно п. 5.15 нового ГОСТ:

  • при адресовании письма должностному лицу инициалы ставятся после фамилии;
  • перед фамилией допускается употреблять сокращение «г-ну» (господину), если адресат мужчина, или «г-же» (госпоже), если адресат женщина:

АДРЕСАТ – ОРГАНИЗАЦИЯ

Если письмо адресовано в организацию, то ее наименование (полное или сокращенное) указывается в именительном падеже:

При адресовании письма в организацию указывается ее полное или сокращенное наименование, например:

Адресование в организацию применяется в случаях, когда отправителю не известно, кто является руководителем организации, его фамилия, инициалы.

АДРЕСАТ – СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Документ может быть адресован в структурное подразделение организации. Как правило, такой способ адресования возможен в случае, если рассмотрение вопроса, которому посвящено письмо, находится в компетенции структурного подразделения.

При адресовании документа в структурное подразделение организации в реквизите «Адресат» указывается в именительном падеже наименование организации, ниже – наименование структурного подразделения в именительном падеже, например:

Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Ничего.

АДРЕСАТ – ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Оформление реквизита «Адресат» при ведении переписки с физическими лицами имеет свои особенности. Сначала указывается фамилия в дательном падеже, затем инициалы и потом – почтовый адрес:

Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Ничего.

АДРЕСАТ – НЕСКОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИЙ
ИЛИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Деловое письмо может иметь несколько адресатов. ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает способ обобщенного оформления адресатов при направлении писем в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации. Здесь возможны два варианта оформления реквизита.

Вариант 1: указываем несколько адресатов в самом реквизите «Адресат». Такой вариант оформления используется, когда письмо адресуется в организацию или должностному лицу (это основной адресат) и для сведения – в ряд других организаций или должностным лицам.

Адресование оформляется как обычно в правом верхнем углу как перечисление реквизитов «Адресат» для каждого органа/организации или структурного подразделения организации.

При этом общее количество адресатов не должно быть более четырех.

Все адресаты оформляются на самом документе, слово «Копия» перед 2-­м, 3-­м и 4-­м адресатами не указывается.

Все распечатанные экземпляры письма в этом случае подписываются как подлинники. Каждый экземпляр запечатывается в отдельный конверт, на котором оформляется почтовый адрес конкретной организации или структурного под­разделения.

Вариант 2: адресат указываем обобщенно, если отправляем документ группе организаций (руководителям организаций) одного типа или в структурные подразделения (филиалы, представительства и др.) одной организации:

Если количество адресатов при этом больше четырех, дополнительно составляется список на рассылку письма (лист рассылки), в котором указываются конкретные получатели и их адреса. Об этом делается пометка в реквизите «Адресат»:

Утвержденной формы листа рассылки письма нет. Форму листа можно закрепить в инструкции по делопроизводству организации. Фактически лист рассылки – это перенесенный на отдельный лист реквизит «Адресат», а значит, его содержание должно соответствовать этому реквизиту. В реквизите «Адресат» три информационных блока: наименование организации, должность, инициалы и фамилия. В списке рассылки к письму мы воспроизводим те же самые информационные блоки, но размещаем их в строку, а не по правой стороне листа. Можно также расположить данные в форме таблицы. Порядок расположения адресатов может быть и произвольным, но лучше выстроить по алфавиту.

Сведения об исходящем номере письма, дате вносятся после его регистрации (Пример 1 ).

Все письма, рассылаемые группе адресатов, имеют один исходящий регистрационный номер, входящий номер для всех писем будет разный.

Что меняет ГОСТ Р 7.0.97­2016? Ничего.

РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКВИЗИТА «АДРЕСАТ» НА БЛАНКЕ

Реквизит «Адресат» располагается в верхней правой части документа (на бланке с угловым расположением реквизитов) или справа под реквизитами бланка (на бланке с продольным расположением реквизитов). Место расположения реквизита «Адресат» показано в приложении Б к ГОСТ Р 6.30-2003:

  • на бланке с угловым расположением реквизитов – Пример 2;
  • на бланке с продольным расположением реквизитов – Пример 3.

Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Ничего. Реквизит «Адресат» остается на прежнем месте.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

  • Отделять ли интервалами элементы реквизита «Адресат»?

Реквизит «Адресат», как правило, занимает несколько строк.

В п. 6.1 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30­2003 (утверждены Росархивом) сказано, что реквизиты документа из нескольких строк печатают через один межстрочный интервал. Составные части реквизитов «Адресат», «Гриф утверждения документа», «Отметка о наличии приложения», «Гриф согласования документа» отделяют друг от друга 1,5–2 межстрочными интервалами.

Аналогичная норма содержится в новом ГОСТ Р 7.0.97­2016 в разделе 3, устанавливающем общие требования к изготовлению документов: «Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом»:

  • Как выравнивать реквизит «Адресат»?

Многострочный реквизит «Адресат» оформляют с выравниванием по левой границе зоны, занятой реквизитом, или центруют относительно самой длинной строки, например:

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2017.


Download Article


Download Article

When you work in business, you may often need to compose an email to someone you don’t know. While somewhat awkward, it’s part of professional life. There are certain rules of etiquette you need to follow when sending a professional email to a stranger.

  1. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 1

    1

    Do your research. There is a variety of information you need to know before composing an email to a stranger. Before you begin typing, take a quick look at the website for the company where the recipient works.[1]

    • If you do not know the email address of the recipient, this can be found by scanning the company website. If no email is listed, be wary about contacting the person via email. You might want to opt for a physical letter instead.
    • If you were planning on asking any questions in the email, check to see if the website addresses these questions. You don’t want to give the impression that you are lazy and did not take the time to read a website thoroughly.
    • Make sure you’re contacting the right person. Many people start off emails with something like, «I’m not sure if you’re the right person to ask, but…» This is considered unprofessional and disrespectful of the recipient’s time. If you don’t know who to contact, hold off on the email until you can figure out that information.
  2. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 2

    2

    Write a descriptive subject line. Your subject line should convey your exact reasons for sending the email. Oftentimes, emails from strangers are ignored or overlooked. A solid subject line reduces the chance your email will be passed over.

    • Use a few words to say what the email is regarding. Use as many details as possible to include in 4 or 5 words. For example, «Meeting at 10 a.m. about new computers» is better than «Meeting this Morning.»[2]
    • Vague subject lines, such as «Hello» and «Hi», are sometimes inadvertently read as spam and redirected to the recipient’s spam folder.
    • Use a professional email, as your email will show up alongside the subject line. Use an email that uses your full name rather than one that that uses a persona or a vague phrase.
    • Never use all caps in an email subject line, even if the email is urgent. This comes off as shouting, which can be interpreted as hostility.

    Advertisement

  3. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 3

    3

    Address the recipient. Include a salutation and professional greeting. This can be tricky if you’re emailing a stranger, as you may not know their preferred name. There are a few etiquette guidelines, however, that can help you avoid missteps.

    • If you don’t know the person’s name, avoid overly formal phrases like, «To Whom it May Concern» or «Dear Mister/Miss.» Don’t go too casual either. «Hi» is far too unprofessional for a business email. You might be better off beginning the email with a simple, «Hello.»[3]
    • If you know the person’s name, make sure to spell it correctly. Check the spelling a few times, as it’s easy to slip up if you’ve never emailed the person before.
    • Use «Mr.» and «Ms.» followed by the person’s last name only. For example, if you’re emailing Jane Hart begin your email with «Dear Ms. Hart» rather than «Dear Ms. Jane Hart.»
    • Never make assumptions about a woman’s marital status. If you know her marital status, it’s still best to avoid drawing attention to it in an email as it’s irrelevant to the business world. Stick to «Ms» and never use «Miss» or «Mrs.» unless the recipient uses these salutations herself.
    • If someone has a PhD, it’s appropriate to use «Dr» when addressing them.
  4. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 4

    4

    Identify yourself and the company you represent. Remember, when you’re sending a business email you’re representing your place of employment. Introduce yourself and explain how you got the person’s contact information. Identify your company as well. For example, an email could begin, «Dear Ms. Hart, My name is John Dawson and I work in marketing at Wilson Technologies.»

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 5

    1

    Keep it short and to the point. By getting to the point and clearly identifying your purpose, you present a professional image that will be taken seriously by the reader. This also increases the likelihood your email will be read and responded to promptly, as people put off dealing with overly wordy responses.

    • After identifying yourself and your company, your next sentence should explain the email’s purpose. It’s best to state your case within two sentences.[4]
    • Be positive. Even if you’re writing to address a complaint or concern, be courteous and respectful throughout the email. Do not bad mouth bosses, other companies, or employees as this reflects poorly on you.
    • While in cover letters, it’s standard to include some basic background information about yourself if you’re emailing on behalf of a company leave that information out. Simply state your name and your position in the company before moving on to the email’s purpose.
  2. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 6

    2

    Use simple, direct prose. A business email should be as easy to read as possible. This means using clear language that is easy to understand.

    • Choose the active voice over the passive voice. For example, do not say, «A memo was sent to you by my boss, James Peterson.» Instead say, «My boss, James Peterson, sent you a memo.»[5]
    • Avoid jargon and technical terms, even if such terms are used heavily in your company. Opt for simple English and common phrases.[6]
    • Use short sentences. Eliminate conjunctions when possible and break up long sentences. For example, «We did not hear back from you in regards to the memo and wanted to follow up to make sure you understood the information.» This would be better stated as, «We did not hear back from you in regards to the memo. We wanted to follow to make sure you understood the information.»[7]
    • Use proper grammar, spelling, and punctuation. Spell check and proofread all emails before hitting the send button.
  3. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 7

    3

    Know what to avoid sending. There are certain rules of etiquette in regards to what should be transmitted via email. Understand what to avoid sending before contacting someone.

    • Attachments are okay if you’re emailing regarding information that was specifically requested, but do not send attachments to strangers without prompting.[8]
    • Avoid overly large attachments and files. In the event sending such information is necessary, send an email beforehand giving the recipient a head’s up.[9]
    • Do not use an overly long signature. Ideally, your signature should only include your name, mailing address, email address, and phone number. If you want, it’s also appropriate to include your job title.[10]
    • Do not include graphics or backgrounds. They tend to clog up email memory and come off as unprofessional in a business setting.[11]
  4. Advertisement

  1. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 8

    1

    Give the recipient instructions on how to respond. Towards the end of the email, provide instructions on how the recipient can follow up.[12]

    • Politely specify a timeframe in which you would like to hear back. For example, «If you could get back to me by end of day tomorrow, I would really appreciate it.»
    • Include any contact information as needed. You can simply say, «This is the best email to reach me at» or request a phone call and include your number.
    • Be specific about what you want from the recipient. Do not simply say, «I hope to hear from you soon.» Instead, say, «I hope to hear from you soon so we can discuss the logistics of transitioning to a new computer system.»
  2. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 9

    2

    Use an appropriate send-off. Before your name, there will be some form of a goodbye. Pick a business-appropriate closing for your email.

    • Do not simply use a hyphen and then include your name. This comes off as too informal, as do sign offs like «See you around» and «Take it easy.» Emoticons, like smiley faces, are best avoided.[13]
    • In a business email, something like «Best» or «All the best» is appropriate as it’s friendly without sacrificing professionalism. «Sincerely» is another good option, but may come off as stuffy.[14]
    • «Thanks» and «Thank you» are also appropriate, but should be avoided if you’re not asking the recipient to perform a specific task or duty.[15]
  3. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 10

    3

    Follow up. The business world is busy. If you do not hear back from the recipient in an appropriate time frame it’s appropriate to send a follow up e-mail.

    • If someone does not respond, it was likely not deliberate. Emails get backed up and oftentimes, even if you follow proper protocol, things accidentally end up in a spam filter.[16]
    • A follow up email should be a direct reply to an email you’ve already sent. Be polite, starting off with something like, «I know you’re probably very busy, but I just wanted to make sure you got my email.» Then briefly restate the subject of the original message.[17]
  4. Advertisement

Email Writing Help

Our Most Loved Articles & Quizzes

Add New Question

  • Question

    What is the «cc» for when sending an email?

    Community Answer

    In e-mail terminology, «cc» stands for «carbon copy» and «bcc» stands for «blind carbon copy.» The difference between them is that carbon copy (cc) recipients are visible to all other recipients, whereas those who are bcced are not visible to anyone.

  • Question

    How do I email someone asking them to please save me a password?

    Community Answer

    Do not share passwords, personal or official, with anyone.

  • Question

    What if I do not know the name of the person I am emailing?

    Community Answer

    If you don’t know the name of the person, you should being the email with «To Whom it May Concern.»

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To compose a business email to someone you don’t know, address them using «Mr.» or «Ms.» followed by their last name. For example, you could write «Dear Mr. Smith.» If you don’t know the person’s name, begin your email with a simple «Hello.» Avoid using «To whom it may concern» since that can be too formal and impersonal, but also avoid being too casual by starting your email with something like «Hi.» To learn how to write the contents of your email, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,072,464 times.

Reader Success Stories

  • «It’s helpful. I wrote a letter and it helped me with the things to write.»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

When you work in business, you may often need to compose an email to someone you don’t know. While somewhat awkward, it’s part of professional life. There are certain rules of etiquette you need to follow when sending a professional email to a stranger.

  1. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 1

    1

    Do your research. There is a variety of information you need to know before composing an email to a stranger. Before you begin typing, take a quick look at the website for the company where the recipient works.[1]

    • If you do not know the email address of the recipient, this can be found by scanning the company website. If no email is listed, be wary about contacting the person via email. You might want to opt for a physical letter instead.
    • If you were planning on asking any questions in the email, check to see if the website addresses these questions. You don’t want to give the impression that you are lazy and did not take the time to read a website thoroughly.
    • Make sure you’re contacting the right person. Many people start off emails with something like, «I’m not sure if you’re the right person to ask, but…» This is considered unprofessional and disrespectful of the recipient’s time. If you don’t know who to contact, hold off on the email until you can figure out that information.
  2. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 2

    2

    Write a descriptive subject line. Your subject line should convey your exact reasons for sending the email. Oftentimes, emails from strangers are ignored or overlooked. A solid subject line reduces the chance your email will be passed over.

    • Use a few words to say what the email is regarding. Use as many details as possible to include in 4 or 5 words. For example, «Meeting at 10 a.m. about new computers» is better than «Meeting this Morning.»[2]
    • Vague subject lines, such as «Hello» and «Hi», are sometimes inadvertently read as spam and redirected to the recipient’s spam folder.
    • Use a professional email, as your email will show up alongside the subject line. Use an email that uses your full name rather than one that that uses a persona or a vague phrase.
    • Never use all caps in an email subject line, even if the email is urgent. This comes off as shouting, which can be interpreted as hostility.

    Advertisement

  3. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 3

    3

    Address the recipient. Include a salutation and professional greeting. This can be tricky if you’re emailing a stranger, as you may not know their preferred name. There are a few etiquette guidelines, however, that can help you avoid missteps.

    • If you don’t know the person’s name, avoid overly formal phrases like, «To Whom it May Concern» or «Dear Mister/Miss.» Don’t go too casual either. «Hi» is far too unprofessional for a business email. You might be better off beginning the email with a simple, «Hello.»[3]
    • If you know the person’s name, make sure to spell it correctly. Check the spelling a few times, as it’s easy to slip up if you’ve never emailed the person before.
    • Use «Mr.» and «Ms.» followed by the person’s last name only. For example, if you’re emailing Jane Hart begin your email with «Dear Ms. Hart» rather than «Dear Ms. Jane Hart.»
    • Never make assumptions about a woman’s marital status. If you know her marital status, it’s still best to avoid drawing attention to it in an email as it’s irrelevant to the business world. Stick to «Ms» and never use «Miss» or «Mrs.» unless the recipient uses these salutations herself.
    • If someone has a PhD, it’s appropriate to use «Dr» when addressing them.
  4. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 4

    4

    Identify yourself and the company you represent. Remember, when you’re sending a business email you’re representing your place of employment. Introduce yourself and explain how you got the person’s contact information. Identify your company as well. For example, an email could begin, «Dear Ms. Hart, My name is John Dawson and I work in marketing at Wilson Technologies.»

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 5

    1

    Keep it short and to the point. By getting to the point and clearly identifying your purpose, you present a professional image that will be taken seriously by the reader. This also increases the likelihood your email will be read and responded to promptly, as people put off dealing with overly wordy responses.

    • After identifying yourself and your company, your next sentence should explain the email’s purpose. It’s best to state your case within two sentences.[4]
    • Be positive. Even if you’re writing to address a complaint or concern, be courteous and respectful throughout the email. Do not bad mouth bosses, other companies, or employees as this reflects poorly on you.
    • While in cover letters, it’s standard to include some basic background information about yourself if you’re emailing on behalf of a company leave that information out. Simply state your name and your position in the company before moving on to the email’s purpose.
  2. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 6

    2

    Use simple, direct prose. A business email should be as easy to read as possible. This means using clear language that is easy to understand.

    • Choose the active voice over the passive voice. For example, do not say, «A memo was sent to you by my boss, James Peterson.» Instead say, «My boss, James Peterson, sent you a memo.»[5]
    • Avoid jargon and technical terms, even if such terms are used heavily in your company. Opt for simple English and common phrases.[6]
    • Use short sentences. Eliminate conjunctions when possible and break up long sentences. For example, «We did not hear back from you in regards to the memo and wanted to follow up to make sure you understood the information.» This would be better stated as, «We did not hear back from you in regards to the memo. We wanted to follow to make sure you understood the information.»[7]
    • Use proper grammar, spelling, and punctuation. Spell check and proofread all emails before hitting the send button.
  3. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 7

    3

    Know what to avoid sending. There are certain rules of etiquette in regards to what should be transmitted via email. Understand what to avoid sending before contacting someone.

    • Attachments are okay if you’re emailing regarding information that was specifically requested, but do not send attachments to strangers without prompting.[8]
    • Avoid overly large attachments and files. In the event sending such information is necessary, send an email beforehand giving the recipient a head’s up.[9]
    • Do not use an overly long signature. Ideally, your signature should only include your name, mailing address, email address, and phone number. If you want, it’s also appropriate to include your job title.[10]
    • Do not include graphics or backgrounds. They tend to clog up email memory and come off as unprofessional in a business setting.[11]
  4. Advertisement

  1. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 8

    1

    Give the recipient instructions on how to respond. Towards the end of the email, provide instructions on how the recipient can follow up.[12]

    • Politely specify a timeframe in which you would like to hear back. For example, «If you could get back to me by end of day tomorrow, I would really appreciate it.»
    • Include any contact information as needed. You can simply say, «This is the best email to reach me at» or request a phone call and include your number.
    • Be specific about what you want from the recipient. Do not simply say, «I hope to hear from you soon.» Instead, say, «I hope to hear from you soon so we can discuss the logistics of transitioning to a new computer system.»
  2. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 9

    2

    Use an appropriate send-off. Before your name, there will be some form of a goodbye. Pick a business-appropriate closing for your email.

    • Do not simply use a hyphen and then include your name. This comes off as too informal, as do sign offs like «See you around» and «Take it easy.» Emoticons, like smiley faces, are best avoided.[13]
    • In a business email, something like «Best» or «All the best» is appropriate as it’s friendly without sacrificing professionalism. «Sincerely» is another good option, but may come off as stuffy.[14]
    • «Thanks» and «Thank you» are also appropriate, but should be avoided if you’re not asking the recipient to perform a specific task or duty.[15]
  3. Image titled Compose a Business Email to Someone You Do Not Know Step 10

    3

    Follow up. The business world is busy. If you do not hear back from the recipient in an appropriate time frame it’s appropriate to send a follow up e-mail.

    • If someone does not respond, it was likely not deliberate. Emails get backed up and oftentimes, even if you follow proper protocol, things accidentally end up in a spam filter.[16]
    • A follow up email should be a direct reply to an email you’ve already sent. Be polite, starting off with something like, «I know you’re probably very busy, but I just wanted to make sure you got my email.» Then briefly restate the subject of the original message.[17]
  4. Advertisement

Email Writing Help

Our Most Loved Articles & Quizzes

Add New Question

  • Question

    What is the «cc» for when sending an email?

    Community Answer

    In e-mail terminology, «cc» stands for «carbon copy» and «bcc» stands for «blind carbon copy.» The difference between them is that carbon copy (cc) recipients are visible to all other recipients, whereas those who are bcced are not visible to anyone.

  • Question

    How do I email someone asking them to please save me a password?

    Community Answer

    Do not share passwords, personal or official, with anyone.

  • Question

    What if I do not know the name of the person I am emailing?

    Community Answer

    If you don’t know the name of the person, you should being the email with «To Whom it May Concern.»

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To compose a business email to someone you don’t know, address them using «Mr.» or «Ms.» followed by their last name. For example, you could write «Dear Mr. Smith.» If you don’t know the person’s name, begin your email with a simple «Hello.» Avoid using «To whom it may concern» since that can be too formal and impersonal, but also avoid being too casual by starting your email with something like «Hi.» To learn how to write the contents of your email, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,072,464 times.

Reader Success Stories

  • «It’s helpful. I wrote a letter and it helped me with the things to write.»

Did this article help you?

Электронная почта — основной способ деловой коммуникации. Мы пишем сотни писем, когда учимся, работаем, взаимодействуем с организациями. Писать электронные письма непросто, ведь мы лишены главной составляющей общения – непосредственного отклика, реакции собеседника. Поэтому придерживайтесь формального и уважительного тона, пишите грамотно и вежливо. О чем еще не забыть, когда пишешь e-mail?

Напишите тему письма

Сформулируйте максимально конкретно суть письма в нескольких словах: «Домашнее задание №5. Петрова М.» или «Заявление на материальную помощь. Васечкин, 4 курс».

Так письмо не потеряется в сотнях аналогичных писем, которые получают ваши адресаты. Кроме того, открывать письма без темы или с непонятной темой – небезопасно! Получатель может удалить его, не прочитав! И будет прав.

Обращайтесь по имени

Это вежливо. Это выглядит как важное письмо, а не спам. Форму приветствия выбирайте в зависимости от контекста.

Здравствуйте, Иван Николаевич!
Варвара, добрый день!
Вася, привет!

Приветствие – единственное место в деловом письме, где уместен восклицательный знак. Если это не первое письмо в течение дня, можно обратиться по имени, поставить запятую и продолжить письмо со следующей строки и с маленькой буквы:

Иван Николаевич,
статью получил, спасибо.

Приветствие «Доброго времени суток!» — слишком сложная и, увы, неграмотная конструкция. В русском языке родительный падеж используется для фраз, означающих прощание: «Удачи! Доброй ночи! Счастливого пути!»

Так что в любой ситуации и в любое время вас выручит простое «Здравствуйте!»

Пишите коротко, сразу о деле

В деловой переписке неуместны долгие вступления, сложные речевые конструкции, рассуждения на темы, не относящиеся к рабочему процессу. В первых строчках сформулируйте главную мысль письма. В следующих абзацах приводите аргументы и объяснения. Четко формулируйте вопросы и просьбы, обозначайте желательный срок ответа.

Здравствуйте, Иван Николаевич!
Организационное собрание по практике предлагаю провести в пятницу, 26 марта, в 15-00.

  1. У студентов нет учебных занятий.
  2. Студия в это время свободна, у нас будет хорошее качество связи, звук и картинка.
  3. Представители работодателей смогут подключиться, мы предварительно согласовали.

Прошу ответить до вторника, чтобы я успел всех оповестить.
С уважением,
Иван Павлов

Избегайте нагромождения шрифтов и смайликов, разнообразного форматирования и цвета. Если вам нужно сообщить много деталей, оформите текст прикрепленным файлом, а в письме лишь кратко перечислите основные тезисы. Если хотите обсудить несколько разных вопросов, для каждого напишите отдельное письмо со своей темой, чтобы его можно было легко найти в переписке по прошествии времени.

Прикрепленные файлы называйте понятно

Называть прикрепленные файлы нужно так, чтобы было понятно, о чем они и кто автор. Так будет удобнее всем участникам переписки. Можно продублировать название файла и тему письма: «Домашнее задание 5 – Петрова». Кстати, и свой почтовый ящик для деловой переписки тоже лучше назвать понятно и нейтрально, используя в названии фамилию и полное имя: mariapetrova@… выглядит гораздо солиднее, чем masha98@…

Подпишите письмо

Самое простое и правильное — написать свои имя и фамилию. В зависимости от ситуации и степени знакомства можно добавить статус или должность. Если вы уже работаете, спросите у коллег, принято ли в вашей компании указывать еще какие-то сведения, например, номер телефона.

Иван Павлов,
староста 203 группы

Варвара Кузнецова,
стажер отдела мониторинга законодательства, тел. 2-32

Нужно ли писать «С уважением, Иван Павлов»? Некоторые эксперты считают, что уважение к адресату мы проявляем грамотной речью, вежливыми просьбами и точными формулировками, а не речевым штампом. Тем не менее, в письмах к преподавателям и старшим коллегам это не будет лишним.

Перечитайте и отправляйте

Перечитайте текст, исправьте ошибки. Проверьте, прикреплены ли нужные файлы. Отправлять письма лучше в рабочее время и точно не поздно вечером: оповещение может разбудить адресата.

Соблюдение этих правил поможет вам приобрести репутацию человека, с которым приятно иметь дело.

Документ КонсультантПлюс по теме: ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов.

Даем практические советы с примерами формулировок, которые помогут вам правильно обратиться и приветствовать получателя вашего электронного письма, составить текст и оформить свою подпись. Грамотно обращаться с полями «Тема», «Кому», «Копия» и «Скрытая копия», не переусердствовать с назначением важности письмам. Правильно пересылать вложенные файлы, а для особо тяжелых покажем способ их передачи путем закачивания на Яндекс-диск и вставки в электронное письмо ссылки для скачивания. Вовремя отвечать на электронную корреспонденцию и настроить вежливый автоответ на период своего временного отсутствия.
В результате вы узнаете, что уместно в деловой электронной переписке и как это реализовать.

Слово «сетикет» (англ. Netiquette) 1 расшифровывается как «сетевой этикет», хотя в настоящее время «сетикет» начали называть – цифровой этикет. Это понятие объединяет в себе правила поведения и взаимоотношений в компьютерных сетях. Соблюдение этих правил обязательно потому, что в электронной среде нет четкого разделения между ее участниками, в том числе и между представителями компаний и их клиентами. В сети Интернет находится огромный коммерческий потенциал: целые виртуальные города, граничащие с правительственными программами и персональными страницами пользователей. Сегодня электронная сеть является аналогом реального мира. И правила бизнес-сетикета направлены на установление и поддержку хороших и адекватных отношений между коммерческими структурами и клиентами.

Нормы сетикета регулируют поведение пользователей сети как на ресурсах, предназначенных для общения (блогах, форумах, чатах, мессенджерах), так и при использовании электронной почты.

Шесть важнейших индикаторов делового имиджа в электронном письме:

  • персональное обращение и приветствие;
  • грамотное заполнение поля «Тема»;
  • выражение слов признательности за обращение в компанию (за обращение к вам);
  • позитивное завершение письма;
  • подпись и блок контактной информации;
  • время ответа на письмо.

Персональное обращение и приветствие

Любое деловое письмо, которое начинается с персонального обращения и приветствия, отражает индивидуальную направленность письма, демонстрирует ваше внимание и уважение к личности адресата.

При выборе персонального обращения и стиля письма можно взять за основу следующие критерии:

Таблица 1. Как обратиться к адресату (примеры)

Чтобы правильно определиться с обращением к адресату, всегда смотрите на его подпись в блоке контактной информации. Если там адресат представляется как: «Генеральный директор, Иван Федоров», то к нему можно обращаться по имени или г-н Федоров.

При отсутствии информации об имени адресата желательно писать: «Добрый день!» нежели «Здравствуйте!» В электронной переписке приветствие «Добрый день» – более нейтральная форма, которая уместна даже в том случае, когда мы точно не знаем, в какое время суток адресат получит сообщение, т.к. такое приветствие подразумевает, что адресат откроет письмо в течение своего рабочего дня.

Не стоит употреблять в приветствии фразу «Доброго времени суток!». Нередко в деловом сообществе это обращение расценивается как дурной тон и не соответствует нормам современного русского языка. Не следует в электронной переписке писать «Доброго дня!», «Доброго вечера!», так как традиционно в русском языке употребляется именительный падеж («Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»). А при прощании – родительный падеж («Спокойной ночи!», «Всего доброго!», «Счастливого пути!»…).

Если вы отправляете письмо нескольким адресатам, то допустимы обращения: «коллеги», «друзья».

Заполнение поля «Тема»

Не следует оставлять поле «Тема/Subject» пустым. Его грамотное заполнение помогает быстро идентифицировать содержание письма и степень его важности. Заполняйте поле темы рационально, делайте информацию предельно подробной, например вместо «Документы» лучше точно указать какие именно документы:

  • Договор о поставках оборудования…
  • Счет от … № …
  • Программа обучения персонала по курсу «Делопроизводство»

Поле «Тема/Subject» должно быть содержательным и кратким, аналогично реквизиту «Заголовок к тесту документа» в служебном письме на бумаге. Помните, что емкая формулировка в поле «Тема/Subject» сразу показывает ваш уровень профессионализма и культуры делового общения.

Работа с полями «Кому» («То»), «Копия» («Сс»), «Скрытая копия» («Всс»)

Заполнение данных полей влияет на дальнейшие действия участников электронной переписки.

«Кому» («То») – в это поле помещается адрес получателя, которому непосредственно адресовано письмо и содержащиеся в нем сведения. От основного получателя автор письма и ждет ответа. Если в это поле помещены два и более адресатов, значит, автор письма ждет ответ от каждого из них.

«Копия» («Сс») – в это поле помещайте адреса получателей, которые, по вашему мнению, должны быть в курсе переписки по данному вопросу. Эти адресаты получают информацию только «для сведения». Получатель в копии обычно не отвечает на письмо, но при необходимости может это сделать, вступая в переписку фразой: «Позвольте присоединиться к обсуждению», или «Позвольте присоединиться к вашему диалогу», или «Позвольте высказать мое мнение».

«Скрытая копия» («Всс») – это поле в некоторых компаниях запрещено использовать, так как является инструментом, противоречащим этическим нормам общения. Назначение этого поля – приглашение адресату стать «тайным свидетелем». Получатель, находящийся в «скрытой копии», остается невидимым для основного получателя и для адресатов, стоящих в копии. Адресат, указанный в «Скрытой копии» («Всс»), ни под каким предлогом вмешиваться в переписку не имеет права.

Признательность за обращение

Слова признательности за обращение в…

Как обращаться в начале делового письма, если не знаешь имён?

  1. Здравствуйте, уважаемый! Добрый день!
  2. — Алло брателло.
    — Уважаемые коллеги.
    — Превед кагдила.
    — Уважаемые партнеры.
  3. Достопачтимые гопода. Любезный, Господин (званя должности)
  4. Укажи должность! Например-Генеральному директору …предприятия или на имя управляющего.
  5. Здравствуйте уважаемый (ая) господин (жа)! Приглашаем Вас… .
    или Вас приветствует …
    или Уведомляем Вас …
  6. Да есть же регламентированные документы.. .» Dear Sir — если имя получателя неизвестно; Dear Madam — если имя получателя неизвестно; если имя адресата Вам неизвестно, то обращение всегда стандартное: Многоуважаемые дамы и господа, . В современных письмах восклицательный знак ставится все реже, его заменила запятая, после которой текст письма начинается с маленькой буквы и без абзацного отступа».

    См. : ссылка заблокирована по решению администрации проекта

    Предлагаемые варианты являются наиболее распространенным началом стандартного делового письма.

    Если автор лицо юридическое, действия передаются: от третьего лица единственного числа, например: Завод Горизонт гарантирует ; от третьего лица множественного числа, например: Дирекция, профсоюзный комитет фабрики Коммунарка убедительно просят ; от первого лица множественного числа, например: Просим ; Сообщаем ; Подтверждаем

    Если автор лицо физическое, действия передаются: от первого лица единственного числа, например: Прошу ; Ставлю Вас в известность ; Довожу до Вашего сведения ; от первого числа множественного числа, например: Поздравляем… ; Одобряем ; Поддерживаем

  7. Просто пишете «Здравствуйте»! А потом уже суть письма.
  8. Уважаемый господин. Но в конце письма нельзя писать* С уважением*. Масло масленное.
  9. В традициях русского письмоводительства (ныне, к сожалению, забытых) , ОТСУТСТВУЕТ обращение «уважаемый господин». Это новояз, придуманный большевиками (уважаемый товарищ) и просто слегка переделанный под новые реалии.
    Что же было. А было вот что: если не знали имени (фамилии) того, к кому обращались, писали «милостивый государь». Если знали — то писали просто «Г-н Такой-то». «Господин» без имени считалось сущей вульгарностью, на уровне «слышь, как там тя», и в письме не употреблялось. Напротив, «милостивый государь» в деловой переписке употреблялось БЕЗ имени. Можно было написать «Милостивый госдуарь Александр Палыч», но разве что в личном письме.
    Ещ одно: слово «господин» или «госпожа» НИКОГДА не пишут полностью (так же, как «мистер» в английском или «мсье» во французском) . Только «г-н» или «г-жа». Кстати, и «милостивый государь» при письме тоже сокращали до «М. г. » или «М. гг. «, если обращались во множественном числе.

    Я понимаю, что обращение «М. г. » в наше время выглядит архаично.. . Наверно, оптимальным и достаточно нейтральным вариантом будет «Уважаемый г-н …» — но обязательно с указанием должности или фамилии. Если же этой информации нет, то можно (раз знаете, КУДА пишете) обратиться нейтрально — «В отдел новых разработок», или «Начальнику 3-го департамента», или как-то так.

  10. Зависит от должности того, к кому пишите.
    Например, УВАЖАЕМЫЙ ГОСПОДИН ДИРЕКТОР,
    УВАЖАЕМЫЙ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА,
    и т д.

    Причем Уважаемый пишите полностью, без сокращения.

  11. Дорогие товарищи!
  12. тебе что спам не приходил?)))))))))

Print Friendly, PDF & Email

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать письмо епископу рпц
  • Как написать письмо елене мизулиной
  • Как написать письмо елене малышевой или позвонить
  • Как написать письмо елбасы
  • Как написать письмо егэ английский 2023 год