Как написать письмо генсеку оон

Наш адрес

Уважаемые посетители,

Используйте данную форму для того, чтобы задать интересующий вас вопрос.

Здесь можно задать вопрос о трудоустройстве.

Для вопросов, связанных с прессой, обращайтесь в Канцелярию Пресс-секретаря.

Мы не можем ответить на вопросы другого характера.

Перед тем, как задать свой вопрос, ознакомьтесь с разделами «Часто задаваемые вопросы», «Права и разрешения», «Остерегайтесь мошенничества».

Ваше имя *

Адрес эл. почты *

Тема *

Сообщение *

CAPTCHA

Данный вопрос задан для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером.

Выполните арифметическое действие. *
2 + 16 =

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в Организацию Объединенных Наций (ООН) за защитой своих прав. Обращения рассматриваются бесплатно на основании мировых законодательных норм. Для подачи жалобы не существует специальных бланков и строгих нормативов. Заявитель должен понимать порядок сбора и подачи документов. Все заявки предаются гласности и сохранить обращение в секрете не представляется возможным.

СодержаниеПоказать

  • Компетенция Комитета по правам человека в ООН
  • Поводы для жалоб
  • Условия подачи
  • Требования к содержанию жалобы
    • Включаемые сведения
    • Язык документа
    • Прилагаемые документы
  • Куда и как отправить

А теперь подробнее.

Компетенция Комитета по правам человека в ООН

В состав ООН входит 10 органов управления, в том числе и Комитет по правам человека (КПЧ). Организация в своих решениях руководствуется пактом о гражданских и политических правах, который вступил в силу в 1976 году.

Компетенция КПЧ выражается в надзоре за исполнением международных правовых норм и рассмотрением жалоб на их нарушение.

Поводы для жалоб

Каждый из органов ООН имеет свою компетенцию, в рамках которой в него могут быть поданы жалобы. Так, существует Комитет по правам инвалидам, по защите от пыток и т. д. КПЧ также имеет строго ограниченный круг рассматриваемых вопросов. Направлять туда жалобы стоит, если заявитель считает, что государство нарушило его гражданские и политические права. Это может быть нарушение права на следующее:

  • жизнь, свободу или личную неприкосновенность;
  • свободу передвижения;
  • выбор местожительства;
  • справедливый суд;
  • свободу мысли и совести;
  • свободу вероисповедания и выражения собственного мнения;
  • свободу собраний и ассоциаций;
  • участие в ведении государственных дел;
  • голосование и избрание на выборах;
  • равенство перед законом;
  • равноправие мужчин и женщин.

Жалоба подается от лица гражданина ко всему государству в целом, а не к конкретному физическому или юридическому лицу.

Условия подачи

Любой гражданин РФ имеет право обратиться с жалобой в КПЧ. Для официального обращения потребуется:

  1. Составить жалобу.
  2. Собрать пакет документов, подтверждающих факт нарушения прав.
  3. Обратиться в Комитет по правам человека одним из удобных способов.

Для обращения в ООН важно соблюдения главного правила – все внутренние ресурсы по защите прав гражданина уже были исчерпаны и не принесли положительного результата. Фактически ООН – это верховный орган, который не рассматривает заявки раньше нижестоящих структур.

Жалоба подается лично либо от лица другого человека при наличии письменно заверенного согласия на представительство. Если человек находится в местах лишения свободы, незаконно удерживается в других местах или считается пропавшим без вести, то заявление подается без его согласия, но с четкой аргументацией данного факта.

Требования к содержанию жалобы

Подготовить жалобу можно самостоятельно или с юристом. Второй вариант, безусловно, более предпочтительный, так как специалист учтет все нюансы и увеличит шансы на получение ожидаемого результата. Что касается формы заявления, то она не регламентирована законодательно. Однако при составлении жалобы важно учитывать, какие сведения должны быть указаны в письме и подтверждены документально.

Включаемые сведения

В жалобе обязательно указываются:

  1. Личная информация о заявителе – ФИО, гражданство, дата рождения, адрес проживания.
  2. Наименование государства, против которого направляется заявление.
  3. Какие права были нарушены. Следует указать все факты попрания гражданских и/или политических свобод.
  4. В хронологическом порядке излагаются факты, которые доказывают заявленное нарушение прав.
  5. Требуемые средства правовой защиты.

При перечислении фактов нарушений прав рекомендуется давать ссылки на соответствующие пункты международного пакта.

Язык документа

Обращение в Комитет по защите прав человека пишется на языке стран, входящих в ООН:

  • русском;
  • английском;
  • французском;
  • арабском;
  • испанском;
  • китайском.

Россияне могут излагать информацию на русском, не прибегая к услугам переводчика.

Прилагаемые документы

К заявлению в КПЧ прикладываются копии всех документов, которые имеют отношение к указанному делу.

Особое внимание стоит уделить сбору и предоставлению всех административных или судебных решений, которые были вынесены российскими судебными органами.

Если отдельные бумаги составлены не на русском языке, придется сделать перевод и заверить его соответствующим образом.

Куда и как отправить

Жалоба может быть направлена в КПЧ по электронной почте или почтовым отправлением.

Электронное послание отправляется через официальный сайт ООН по следующей схеме:

  • в форме обращения Генеральному секретарю ООН излагается проблема;
  • к письму прикрепляются файлы с электронными копиями документов;
  • в разделе «Общие вопросы и комментарии» выбирается тема послания;
  • указывается адрес своей электронной почты.

Бумажное письмо отправляется по адресу:

The United Nations Works Programs

Department of Public Information

Room S-955New York

NY 10017

Письмо лучше отправлять авиапочтой, вложив в него пустой оплаченный конверт с обратным адресом заявителя. Так ответ придет быстрее. На стандартное рассмотрение отводится два месяца.

Как обратиться в ООН

Для того чтобы написать обращение в Организацию Объединенных Наций, можно воспользоваться специальной формой на официальном сайте ООН, отправить письмо по почте или написать со своего электронного ящика.

Как обратиться в ООН

Инструкция

Посетите официальный сайт Организации Объединенных Наций для обращения к Генеральному секретарю в специально созданной форме. Выберите язык на странице приветствия. Нажмите на надпись “Welcome”, поскольку в любом случае с русскоязычной страницы для написания текста послания придется переходить на англоязычную. Прокрутите страницу вниз, в горизонтальном меню на самом дне найдите кнопку Contact us, кликните по ней.

Заполните форму обращения к Генеральному секретарю ООН в открывшейся странице. Выберите тему вашего послания из двух вариантов: Questions on the United Nations Website (вопросы по содержанию сайта ООН) или General Questions and Comments (общие вопросы и комментарии).

Оставьте адрес вашей электронной почты в отдельном окне, на этот ящик придет ответ секретаря Организации Объединенных Наций на ваш вопрос. Напишите тему вашего послания в окне Subject.

Напишите обращение к Организации Объединенных Наций. Вы можете пользоваться как русским, так и английским языком. Нажмите кнопку Send, расположенную под полем для ввода текста послания.

Составьте письмо на бумажном носителе. Укажите контактную информацию в теле послания, чтобы сотрудники Организации Объединенных Наций могли прислать вам ответ на домашний адрес.

Приобретите конверт, подходящий для пересылки в Соединенные штаты. Отправьте письмо по адресу:The United NationsThe United Nations Works ProgramsDepartment of Public InformationRoom S-955New York, NY 10017.Ответ на ваше послание придет примерно через два месяца. Время ожидания можно сократить, если отправить письмо авиапочтой и вложить в него дополнительный конверт с наклеенными марками для ответа.

Напишите письмо по электронной почте со своего ящика. Отправьте его по адресу unworks@un.org, в теме письма обязательно укажите, каких проблем оно касается.

Источники:

  • Организация Объединенных Наций, официальный сайт
  • сайт оон официальный

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Безопасность ООН в Женеве – ОБЩАЯ ПОМОЩЬ
Тел.: +41 (0)22 917 29 00
Электронная почта: sssgeneva@un.org

Служба безопасности ООН в Женеве – ТОЛЬКО В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (Центр обеспечения безопасности)
Тел.: +41 (0)22 917 21 12
Электронная почта: controlcenter.security-unog@un.org

Протокол и связь
Тел.: +41 (0)22 917 21 37 или +41 (0)22 917 21 90
Факс: +41 (0)22 917 00 00
Электронная почта: unog.protocol@un.org

Политические вопросы и партнерство
Тел.: +41 (0)22 917 46 35
Факс: +41 (0)22 917 00 02
Электронная почта: unog.politic@un.org

связь с НПО
Тел.: +41 (0)22 917 13 04 или +41 (0)22 917 21 78
(пн-пт 9-11, 14-16)
Факс: +41 (0)22 917 05 83
Электронная почта: unog.ngo@un.org

Лаборатория ЦУР
Тел.: +41 (0)22 917 16 76
Электронная почта: sdg-lab@un.org

Проект изменения восприятия
Тел.: +41 (0)22 917 12 65
Электронная почта: восприятиеchange@un.org

Закупки и транспорт
Электронная почта: Purchaseunog@un.org

Конференц-менеджмент
Тел.: +41 (0)22 917 51 00 или +41 (0)22 917 52 10
Факс: +41 (0)22 917 00 88
Электронная почта: dcmdirector@un.org

Управление по вопросам разоружения Секретариат конференции по разоружению
Тел.: +41 (0)22 917 22 81
Электронная почта: unoda-geneva@un.org

Запросы прессы/СМИ
Тел.: +41 (0)22 917 23 02 или +41 (0)22 917 23 25
Факс: +41 (0)22 917 00 30
Электронная почта: press_geneva@un.org

ТВ ООН и Радио
Тел.: +41 (0)22 917 46 06 или +41 (0)22 917 46 32
Факс: +41 (0)22 917 00 31
Электронная почта: untv@un.org

Библиотека и архивы ООН в Женеве
Библиотека: Тел.: +41 (0)22 917 41 81
Электронная почта: library-gva@un.org
Архивы: Тел: +41 (0)22 917 41 93
Электронная почта: archives-gva@un.org

Музей ООН в Женеве
Тел.: +41 (0)22 917 41 93
Электронная почта: Museum-gva@un.org

Культурная активность
Тел.: +41 (0)22 917 22 91
Электронная почта: culturelibraryunog@un.org

Банк ФКООН
Тел.: +41 (0) 800 12 1158

Как обратиться в ООН: пошаговый путеводитель по правозащитным инструментам

Гайд юристов Института, который поможет составить первичное представление о различных механизмах ООН и найти информацию для подачи обращений

Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»

С 15 сентября 2022 года россияне потеряли право обращения в Европейский Суд по правам человека – это решение было связано с выходом России из числа государств-членов Совета Европы. Однако потребность в наднациональных правозащитных механизмах остаётся по-прежнему высокой – многие жертвы нарушений и их представители обратили пристальное внимание на различные механизмы ООН.

В этом путеводителе юристы Института попытались объяснить разницу между процедурами ООН, показав специфику каждого из них и обрисовав основное, что важно знать в момент обращения за защитой своих прав.

Полезные материалы

Прежде чем перейти к руководству, посмотрите наши материалы на тему обращения в ООН

Правозащитные механизмы ООН: практическое руководство для журналистов

Руководство охватывает работу четырёх договорных органов ООН, которые могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы против России: Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации.

Шаг № 1

Необходимо определить подходящий механизм

Для начала вам стоит определиться, куда обращаться. Существует три пути – Совет по правам человека, Договорные органы (комитеты ООН) и Специальные процедуры.

У каждого из трёх механизмов различные возможности, алгоритмы рассмотрения обращений и условия приемлемости, а также свои преимущества и ограничения. Посмотрите таблицу ниже и оцените, какой из них подходит под вашу ситуацию.

Обратите внимание: данная таблица лишь приводит базовые различия, ведь все особенности в одном гайде прописать невозможно. Если вы твёрдо намерены обращаться к механизмам ООН, то финальное решение о выборе процедуры – учитывая, что каждый кейс сугубо индивидуален – остаётся за вами. Отнеситесь к анализу своего дела предельно внимательно, так как именно от этого выбора будет зависеть дальнейшая судьба обращения.

* При этом не обязательно, чтобы государство ратифицировало договор, закрепляющий право, на нарушение которого жалуется заявитель.

Следующие шаги будут зависеть от выбранного вами механизма

Шаг № 3

Можете ли вы обратиться?

Правом обращения обладают:

  • Жертвы;
  • Их представители. Если вы действуете от имени жертвы, то нужно либо доказать наличие разрешения на представительство, либо обосновать невозможность получить такое разрешение, либо привести другие веские причины для подачи обращения;
  • Группы частных лиц и иные сообщества.

Если вы относитесь к одной из этих групп, то ответ на вопрос положительный.

Шаг № 4

Определяем, приемлема ли ваша жалоба

Теперь нужно определить, подходит ли событие, которое вы считаете нарушением, под критерии комитетов ООН. Информацию о том, какие права защищает выбранный вами комитет, можно найти в его решениях по отдельным делам (см. базу данных договорных органов или веб-страницы каждого Комитета), в так называемых «Замечаниях общего порядка», истолковывающих значение различных статей, и в заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствами-участниками данного договора.

Также будет полезно посмотреть Универсальный указатель по правам человека.

Шаг № 5

Готовим пакет документов

Формуляр жалобы доступен здесь. Помните, что каждый ваш тезис или отверждение должны подтверждены документами и информацией. Все документы направляются в копиях, а не в оригинале.

Комитеты принимают жалобы английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Если приложения к жалобе не представлены ни на одном из этих языков, то они должны сопровождаться неофициальным резюме с переводом. Нотариальное заверение не требуется.

При заполнении формы укажите только один комитет, в который подаётся жалоба.

Жалоба направляется электронно. Заполните документы, распечатайте, подпишите и отсканируйте. Возможно поставить и электронную подпись, если она у вас имеется. Сканы должны быть разборчивыми. Направьте электронное письмо со всеми документами в Секцию Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по ходатайствам и срочным мерам по адресу petitions@ohchr.org.

Если вы сможете обосновать невозможность отправки электронного сообщения, то можете направить документы почтой. В противном случае жалобе не будет рассмотрена.

Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

Процедура рассмотрения жалоб в Комитетах будет конфиденциальной. Опубликованные решения публикуются здесь («мнения» (решения) комитета).

Если ваша жалоба соответствует формальным и содержательным условиям приемлемости, комитет примет решение о её регистрации, а вам будут направлены дальнейшие рекомендации.

Обращение к механизмам ООН – дело небыстрое. Будьте готовыми к тому, что рассмотрение ощутимо затянется. Раньше сроки решения варьировались в пределах 2-3 лет, однако сейчас — в связи с текущей ситуацией и невозможностью обратиться в ЕСПЧ – правозащитники советуют ориентироваться на ожидание, достигающее 7-10 лет.

Однако в экстренных ситуациях (например, при угрозе жизни), комитеты могут направить государству запрос о принятии «временных мер», чтобы предотвратить нанесение любого непоправимого заявителю или предполагаемому пострадавшему в конкретном деле. Это происходит в течение 48 часов. Но помните: решение направить просьбу о принятии временных мер не подразумевает решение о приемлемости или по существу жалобы.

О необходимости принятия временных мер следует сообщить в жалобе.

Шаг № 2

Определяем, к кому и с каким нарушением обращаться

Специальные процедуры представляют собой либо единоличную должность (Специальный докладчик или Независимый эксперт), либо рабочую группу, состоящую из пяти членов (по одному от каждой региональной группы ООН: Африка, Азия, Латинская Америка и Карибский регион, Восточная Европа и группа Западных стран). Специальные докладчики, Независимые эксперты и члены Рабочей группы назначаются Советом по правам человека и действуют в своем личном качестве.

Они берут на себя обязательство по обеспечению независимости, эффективности, компетентности и целостности посредством неподкупности, беспристрастности, честности и добросовестности. Они не являются сотрудниками ООН и не получают денежного вознаграждения.

К спецпроцедурам можно обратиться на нарушения, совершённое любым государством-членом ООН, межправительственными организациями (например, Международная организация уголовной полиции – Интерпол, Международная организация труда) и негосударственными субъектами.

Выбор конкретного инструмента, к которому можно обратиться, зависит от специфики нарушенного права. Но помните про различия, обозначенные в самом начале в таблице, и изучите практику каждого механизма. Прежде чем делать выбор, определите, на какое нарушение вы хотите пожаловаться. Поймите, на какой договор ООН и какие его конкретные положения вы будете опираться. От этого будет зависеть выбор дальнейшего действия.

  • Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях
  • Специальный докладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания
  • Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений
  • Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
  • Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма
  • Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
  • Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях
  • Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов
  • Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов
  • Специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на образование
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на питание
  • Независимый эксперт по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав
  • Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
  • Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов
  • Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещённых лиц
  • Специальный докладчик по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми
  • Независимый эксперт по вопросу о правах человека и международной солидарности
  • Специальный докладчик по вопросам меньшинств
  • Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом
  • Независимый докладчик по вопросу о современных формах рабства
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги
  • Специальный докладчик по вопросу о правах человека и международной солидарности
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций
  • Специальный докладчик по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений
  • Независимый эксперт по вопросу о поощрении демократического и справедливого международного порядка
  • Специальный докладчик по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой
  • Независимый эксперт по вопросу об осуществлении всех прав человека пожилых людей
  • Специальный докладчик по правам инвалидов
  • Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека
  • Независимый эксперт по вопросу об осуществлении прав человека лицами, страдающими альбинизмом
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни
  • Специальный докладчик по вопросу о праве на развитие
  • Независимый эксперт по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности
  • Специальный докладчик по вопросу о ликвидации дискриминации в отношении лиц, затронутых лепрой, и членов их семей
  • Специальный докладчик по правам человека в России (начнёт свою работу оринетировочно весной 2023 года после избрания)

  • Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
  • Рабочая группа по произвольным задержаниям
  • Рабочая группа экспертов по проблеме лиц африканского происхождения
  • Рабочая группа по вопросу об использовании наёмников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение
  • Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин и девочек
  • Рабочая группа по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Россия категорически не признаёт мандат независимого эксперта по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности и отказывается сотрудничать с ним

Шаг № 3

Можете ли вы обратиться?

Информацию на рассмотрение Специальному Докладчику может направить:

  • любое частное лицо,
  • группа лиц,
  • общественная организация,
  • межправительственная организация
  • или правозащитная организация.

Рабочая группа реагирует на полученные сообщения о предполагаемых случаях нарушения прав от:

  • непосредственно затронутых лиц,
  • их семей или их представителей,
  • неправительственных организаций по защите прав человека,
  • правительственных и межправительственных организаций.

Шаг № 4

Определяем, приемлема ли ваша жалоба

Шаг № 4

Определяем, приемлема ли ваша жалоба

Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.

Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.

Тем не менее достоверно подтвержденные сообщения не должны признаваться неприемлемыми в силу лишь того, что сведения, имеющиеся у отдельных авторов, получены из вторых рук, при условии, что они подкрепляются явными доказательствами.

Шаг № 5

Готовим пакет документов и отправляем обращение

Шаг № 5

Готовим пакет документов и отправляем обращение

Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.

Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.

Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.

  • идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
  • полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
  • по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
  • дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
  • подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
  • идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
  • опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
  • опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).

Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.

  • идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
  • полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
  • по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
  • дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
  • подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
  • идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
  • опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
  • опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).

Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.

OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland

Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.

Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.

OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland

Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.

Наряду с другими специальными процедурами Рабочая группа разработала процедуру «срочных мер» для случаев, когда имеются достаточно обоснованные утверждения о том, что данное лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение свободы может создавать серьезную угрозу для его здоровья или даже жизни.

Процедура срочных мер может также применяться и в других обстоятельствах, когда Рабочая группа считает, что существуют конкретные обстоятельства, которые оправдывают обращение с подобным призывом. Решение о срочных мерах не означает, что Рабочая группа примет итоговое решение в пользу обращающегося.

Призыв к принятию срочных мер или письмо с утверждениями направляются по дипломатическим каналам связи правительству соответствующего государства с просьбой принять необходимые меры для обеспечения соблюдения права задержанного человека не быть произвольно лишенным свободы, права на справедливое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде, а также права на жизнь и физическую и психическую неприкосновенность задержанного. Подобные сообщения зачастую направляются совместно с другими специальными процедурами.

Сообщения с просьбой к Рабочей группе направить призыв к принятию срочных мер необходимо направлять на wgad@ohchr.org и urgent-action@ohchr.org или онлайн-платформу.

Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.

Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.

Процедура рассмотрения жалоб спецдокладчиками не является квазисудебной процедурой, специальные процедуры не обладают властью или полномочиями для обеспечения выполнения своих рекомендаций или следования своим мнениям.

Специальный докладчик стремится получать достоверную и надежную информацию о предполагаемых нарушениях прав человека, относящихся к её мандату, от различных источников, включая отдельных лиц, группы людей, организации инвалидов, неправительственные организации, гражданское общество, правительства, агентства и органы ООН и межправительственные организации, с тем, чтобы оценивать и доводить до сведения соответствующего государства, а позднее — международного сообщества, информацию об индивидуальных случаях, ситуациях, вызывающих беспокойство, и/или тенденциях и признаках предполагаемых нарушений с целью защиты прав инвалидов.

Если Специальный докладчик решает отреагировать на полученную информацию, он направляет письмо соответствующему государству, выражая своё беспокойство и запрашивая в определенные сроки разъяснения относительно предполагаемых нарушений и ответ с комментариями и соображениями.

Сообщения, отправляемые Специальным докладчиком, и ответы государств остаются конфиденциальными до тех пор, пока их не опубликуют в Докладах по сообщениям, представляемых на каждой регулярной сессии Совета по правам человека (в марте, июне и сентябре). В опредёленных ситуациях, в том числе вызывающих серьёзное беспокойство, Специальный докладчик может в более ранние сроки опубликовать открытое заявление.

Когда Рабочая группа получает индивидуальное сообщение, она препровождает изложенные подозрения соответствующему правительству по дипломатическим каналам с предложением представить Рабочей группе в течение 60 дней замечания и соображения по поводу соответствующих утверждений, как в отношении фактов и применимого законодательства, так и в отношении хода и результатов расследований, которые могли в этой связи предписываться.

Направленный правительством ответ в Рабочую группу препровождается источнику для любых окончательных замечаний.

Существуют и другие процедуры, применимые к Рабочей группе по произвольным задержаниям и Рабочей группе по насильственным или недобровольным исчезновениям; с методами их работы можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:

  • Рабочие методы Рабочей группы по произвольным задержаниям
  • Рабочие методы Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям

Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).

Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.

Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).

Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.

Шаг № 2

Определяем, на что можно пожаловаться

Если коротко, то на систематическое грубое нарушение любого права человека, закрепленного Всеобщей декларацией прав человека и другими применимыми договорами в области права прав человека.

Обращение в СПЧ – это самый универсальный механизм в системе ООН, чётких определений для которого нет. Если вы считаете, что именно в вашем случае обращения в комитеты недостаточно, или ваш вопрос не относится к юрисдикции комитетов, чьи решения признаёт Россия, то внимательно изучите практику СПЧ. Возможно, вам стоит обратиться туда.

Старейшая процедура рассмотрения жалоб, существовавшая в системе ООН, установленная в 1970 году и уточненная в 2000 году резолюцией 2000/3 (на сайте Совета нет доступа к этой резолюции).

СПЧ рассматривает дела в закрытой процедуре, однако два дела стали публичными. Прочтите и проанализируйте их, чтобы понять, есть ли смысл обращаться в СПЧ. На русском языке доступно дело о протестах в Кыргызстане. Оно касалось применения чрезмерной силы против демонстрантов (в том числе использовании полицией боевых патронов, что привело к гибели людей), произвольных арестов и задержаний лиц, выражавших свой протест, с целью подавления политической оппозиции, гонений на правозащитников и оппозиционных политиков, а также изнасиловании двух женщин, являющихся членами оппозиционных движений в Бишкеке.

Совет принял к сведению ответы, полученные от правительства Кыргызстана, изменение политической ситуации в стране и тот факт, что новое правительство Кыргызстана предприняло активные шаги по рассмотрению вышеупомянутых случаев и расследованию обстоятельств дела.

Краткий обзор всех дел, рассмотренных СПЧ, можно найти здесь (на английском).

Шаг № 3

Можете ли вы обратиться?

Все, кто считает себя жертвой предполагаемых нарушений прав человека, совершённого любой страной-членом ООН, или заявляет о том, что напрямую располагает достоверной информацией о таких нарушениях:

● Частные лица
● Группы частных лиц или сообщества
● Неправительственные организации

Шаг № 4

Определяем, приемлема ли ваша жалоба

В жалобе не нужно ссылаться на конкретные акты, необходимо указать, какое право нарушено и полностью описать ситуацию. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека и других применимых договорах в области права прав человека (например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).

Шаг № 5

Готовим пакет документов и отправляем обращение

Жалоба должна написана на английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Скачать формуляр можно здесь. Если заявитель гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.

Пишите жалобу разборчивым почерком, но предпочтительно заполнение на компьютере.

В жалобе необходимо указать основные личные данные (фамилию, гражданство, дату рождения, почтовый адрес и адрес электронной почты заявителя) и название государства, против которого она подается. Если ваши личные или контактные данные меняются – не забывайте сообщить об этом Секретариату.

Все подтверждающие документы направляйте простой копией — заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.

Если в жалобе недостаточно данных для анализа в рамках процедуры рассмотрения жалоб Совета по правам человека, или не хватает ясности в описании фактов, секретариат Совета по правам человека может обратиться к заявителю с просьбой предоставить более подробную информацию или повторно подать жалобу.

Готовый пакет документов направьте на CP@ohchr.org. В случае, если вы не можете этого сделать, то допускается направление почтой.

Office of United Nations High Commissioner for Human Rights
Human Rights Council Branch-Complaint Procedure Unit
OHCHR- Palais Wilson
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland

Первоначальная проверка вашей жалобы осуществляется Председателем Рабочей группы по сообщениям совместно с секретариатом. Рабочая группа (далее – РГ) проводит две сессии в год, на которых принимает решения о приемлемости конкретных жалоб и оценивает по существу утверждения о нарушениях. РГ может как отклонить жалобу, так и начать рассмотрение вашего кейса Рабочей группе по ситуациям.

Рабочая группа по ситуациям собирается на сессии два раза в год и должна на основе информации и рекомендаций, полученных от Рабочей группы по сообщениям, представить Совету доклад о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод со своими рекомендациями по принятию конкретных мер. Эта РГ также может либо отклонить жалобу, либо инициировать рассмотрение. Во втором случае за дело берётся СПЧ.

Совет изучает доклады Рабочей группы по ситуациям конфиденциально и может вынести по ним одно из следующих решений:

● Прекратить рассмотрение конкретной ситуации, если нет оснований для дальнейшего рассмотрения или принятия мер по ней.
● Держать ситуацию под контролем и обратиться к соответствующему государству с просьбой предоставить дополнительную информацию в течение разумного срока.
● Держать ситуацию под контролем и назначить независимого высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ней и представления доклада Совету.
● Прекратить изучение конкретного вопроса в рамках конфиденциальной процедуры рассмотрения жалоб и приступить к открытому его рассмотрению. Совет дважды принимал решение прекратить рассмотрение дела в режиме конфиденциальной процедуры и приступал к открытому обсуждению вопроса: в 2006 году по делу против Кыргызстана после рассмотрения по процедуре 1503 и в 2012 году по делу против Эритреи.
● Рекомендовать Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека оказать техническое содействие соответствующему государству, помощь в укреплении его потенциала или консультативные услуги.

С учетом большого объема жалоб для начала рассмотрения жалобы может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Заявителя и государства, которых касается жалоба, информируют о ходе её рассмотрения.

Эта инструкция, как и все проекты Института, стала возможна исключительно благодаря вашей поддержке.

Вы можете помочь нам продолжить свою работу, оформив небольшое пожертвование или купив одно из наших изданий.

Рассмотрим, кто и какие нарушения прав может обжаловать в КПЧ ООН, пройдем путь по шагам от подготовки до подачи жалобы. Статья полезна юристам и людям без юридического образования, готовым защищать свои права в международных органах.

12.01.2022

Автор ― Антон Бурков, Доктор права (Кембридж), Приглашенный ученый Гарвардской школы права, Член международного консультативного совета по правам человека Университета Аризоны, основатель юридической онлайн-школы ЕСПЧ-Навигатор.

Комитет по правам человека ООН рассматривает жалобы ― индивидуальные сообщения ― физических лиц о нарушениях прав, защищаемых Международным пактом о гражданских и политических правах ООН от 16 декабря 1966 г. и действует на основании Факультативного протокола к Пакту. Россия является страной-участницей Факультативного протокола и признает компетенцию Комитета по правам человека, поэтому обращаться с жалобами в КПЧ ООН на нарушения прав человека в России можно (и нужно).

Комитет не может выступать в качестве апелляционной или другой инстанции в отношении национальных судов, решать вопрос о виновности или невиновности, пересматривать дело. Это квази-судебный орган.

Результат рассмотрения индивидуального сообщения ― соображения Комитета, обязательные для государства. Комитет не присуждает компенсации и гонорар, но может указать государству сделать это или указать на несоразмерно низкую присужденную национальным судом компенсацию.

Минус обращения в КПЧ ООН ― это сроки в несколько лет. Нельзя сказать, что в течение определенного периода жалобу точно рассмотрят в связи с наплывом жалоб на Россию после ухода ЕСПЧ. КПЧ ООН, как и другие комитеты, действует не постоянно, а собирается на сессии.

Вебинары об обращении в органы ООН с сотрудниками УВКПЧ ООН и другими экспертами на русском языке

Нарушения каких прав рассматривает КПЧ ООН

В КПЧ можно сообщить о нарушении права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство, неприкосновенность частной жизни, свободу религии, избирательные и другие права. Полный перечень прав содержится в

Международном пакте о гражданских и политических правах. Фактически это тот же круг прав, которые защищались «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод». Рассматривал эти жалобы ЕСПЧ.

Кто имеет право подать обращение в Комитет по правам человека

Подать индивидуальное сообщение (жалобу) может только физическое лицо ― жертва нарушения прав или его представитель, которому не обязательно иметь статус адвоката. Коллективные сообщения, сообщения от организаций Комитет признает неприемлемыми.

Почему обращение в КПЧ ООН может быть эффективно

Из международных инструментов защиты нарушенных Россией прав осталось только обращение в договорные органы ООН. И это достаточно эффективный инструмент. Конституционный и Верховный Суды признают обязательность применения судами соображений комитетов ООН. Недавний пример из практики выпускников ЕСПЧ-Навигатора: в декабре 2022 года Россия выполнила рекомендации КПЧ о применении срочных мер и освободила гражданина Украины из ЦВСИГ. Примеров исполнения мнений КПЧ ООН пока мало, так как до 2022 года россияне обращались с жалобами против России в основном в ЕСПЧ, а не в ООН. Больше примеров найдете ниже, в главе о результатах рассмотрения жалоб.

Дополнительное преимущество изучения Пактов ООН и подготовки индивидуального сообщения состоит в том, чтобы применить нормы в национальных судах и выиграть дело до обращения в ООН. Это сэкономит вам много лет. Поэтому изучать механизмы защиты КПЧ ООН нужно еще на стадии ведения дела в национальных судах.

Подготовка к обращению в КПЧ ООН

Как подать жалобу в ООН

Как подать жалобу в органы ООН

Подать жалобу в ЕСПЧ и одновременно сообщение в КПЧ ООН нельзя, это противоречит процедуре подачи индивидуальных жалоб в рамках договоров по правам человека. Но признание жалобы неприемлемой в ЕСПЧ не говорит о неприемлемости сообщения в Комитете. После обжалования в ЕСПЧ можно обратиться в КПЧ ООН, если позволяют сроки.

Исчерпание внутригосударственных средств защиты

Важным условием обращения в КПЧ ООН является исчерпание внутригосударственных средств защиты. Стандарт, который мы использовали перед обращением в ЕСПЧ, будет уместно применить и в этом случае. Простыми словами: перед тем, как обратиться с жалобой в ООН на нарушение прав человека, пройдите все возможные инстанции в национальных судах.

Сомнения в эффективности средств правовой защиты не являются причиной для неисчерпания. В исключительных случаях Комитет может рассмотреть жалобу до исчерпания. Например, когда судебный процесс длится неразумно долго, средства правовой защиты недоступны или явно не смогут решить проблему нарушения права. В этом случае нет четких критериев, КПЧ примет решение исходя из своих соображений, а задача заявителя ― убедить комитет сделать исключение и рассмотреть обращение.

Сроки

Обращение может быть расценено как злоупотребление правом, когда оно направлено спустя 5 лет после исчерпания внутренних средств защиты, через 3 года после завершения другой процедуры международного разбирательства (например, в ЕСПЧ). Срок можно восстановить, доказав уважительность причины пропуска.

Защита права до его нарушения

Защитить право еще до его нарушения возможно, если человек докажет, что является потенциальной жертвой. Такой вывод вытекает из соображений КПЧ ООН по сообщению Андерсен против Дании: «Любое лицо, заявляющее о том, что оно является жертвой нарушения права […] должно продемонстрировать, что государство-участник посредством действия или бездействия уже причинило вред осуществлению его права, либо что подобный вред является неизбежным, основывая свои аргументы, например, на действующем законодательстве или на судебном или административном решении или практике».

Приемлемость жалобы

Прежде чем рассмотреть сообщение, комитет проверяет соблюдение формальных требований приемлемости.

Критерии приемлемости можно разбить на категории:

  • Лицо должно иметь право подать сообщение.

Недостаточно оспорить закон, государственную политику или практику. Человек должен быть жертвой правонарушения и заявить о нарушении своих прав, а не группы лиц или организации.

Если человек не может обратиться в КПЧ ООН сам, с его письменного согласия в простой письменной форме, за него может обратиться кто-то другой, родители обращаются от имени детей. Адвокатом и юристом быть не обязательно. Если человек, чьи права нарушены, не имеет доступа к внешнему миру, например, лишен свободы и нет связи с адвокатом и родственниками или исчез ― в таких случаях заявитель может обратиться в КПЧ без согласия жертвы с пояснениями.

  • Предмет

Жалобу признают неприемлемой, если факты и доводы недостаточно обосновывают нарушение права.

Будьте внимательны при выборе Комитета для жалобы ― нарушенное право должно соответствовать правам, перечисленным в Международном пакте о гражданских и политических правах, если жалоба подается в КПЧ ООН.

  • Обоснованность жалобы

Комитет проверяет, не является ли жалоба злоупотреблением правом. В случаях, когда лицо направляет сообщение повторно, когда ему уже было отказано, или когда комитет сочтет целью обращения месть кому-то, сообщение признают неприемлемым.

  • Исчерпание внутренних средств защиты, о котором говорили выше.

Как подать жалобу в органы ООН

Бесплатные вебинары с сотрудниками ООН
Вебинары об обращении в органы ООН с сотрудниками УВКПЧ ООН и другими экспертами на русском языке

Составление жалобы в КПЧ ООН

Самое важное правило на этапе составления жалобы ― описать нарушения прав с точки зрения нарушения норм Пакта. Аргументируйте жалобу с позиций международного права и Пакта.

Жалобу и прилагаемые документы можно подготовить на русском, так как это официальный язык ООН.

КПЧ ООН может принять срочные меры, если в деле может возникнуть непоправимый ущерб. В таком случае КПЧ обращается с просьбой к государству-участнику принять меры для предотвращения ущерба. Основание принятие мер может быть любым. Важно только, чтобы принятие таких мер было обосновано в жалобе. Чаще всего об обеспечительных мерах заявляют по делам об экстрадиции и выдворении, когда в государстве выдворения есть угроза жизни и здоровью заявителя ― см.

Кокс против Канады HRC. Cox v. Canada. Также смотрите вышеупомянутый пример от декабря 2022 года об освобождении украинца из ЦВСИГ.

Что должно быть указано в жалобе:

  • личные данные лица;
  • государство, против которого подается жалоба;
  • если жалоба не от пострадавшего лица, необходимо его письменное согласие на подачу жалобы другим лицом или объяснение, почему человек не может дать согласие;
  • факты по делу и доводы жалобы;
  • права, предусмотренные договором, которые были нарушены;
  • меры исчерпания средств правовой защиты;
  • причины, по которым использование средств защиты не завершено или они не исчерпаны;
  • подавал ли заявитель жалобу в другие международные органы;
  • просьба о применении срочных мер, если нужно;
  • просьба дать рекомендации государству для восстановления нарушенных прав.

К сообщению необходимо приложить копии документов, имеющих отношение к делу, административные и судебные постановления. Документы должны быть перечислены в хронологическом порядке, пронумерованы, с кратким описанием содержания.

Объем жалобы ― максимум 50 страниц без приложений.

Подача жалобы в КПЧ ООН

Сообщение с материалами заявитель должен направить по одному из каналов связи. Лучше всего отправить по электронной почте, завести для этой переписки отдельный почтовый ящик и ждать ответа:

E-mail:
ohchr-petitions@un.org

Этот адрес подсказала Анита Тримайлова, сотрудница УВКПЧ ООН в Женеве. Вебинары об обращении в органы ООН с Анитой Тримайловой и другими экспертами смотрите здесь.

Почта КПЧ ООН:
Complaint Procedure Unit
Human Rights Council Branch
Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland

Если сообщение заявителя не будет явно неприемлемым, Секретариат зарегистрирует его. Нужно набраться терпения ― ранее, чем через несколько недель, сообщение не зарегистрируют. Процесс может занять несколько месяцев. Если ответа нет месяцы, можно аккуратно напомнить о себе имейлом. Далее заявитель получит регистрационное письмо с номером его индивидуального сообщения. Сотрудник Секретариата может связаться с заявителем для уточнения информации.

Если сообщение не соответствует критериям приемлемости, заявителю откажут в регистрации. Отказ нельзя обжаловать, а обратиться снова можно, если устранили причины отказа, например, об исчерпаемости национальных средств защиты.

Смотрите бесплатный вебинар ЕСПЧ-Навигатора по обращению в ООН в записи на странице курса «Защита прав в ООН»

Рассмотрение жалобы

КПЧ после регистрации сообщения заявителя сам направит сообщение государству для комментариев. Государство обязано коммуницировать с Комитетом и представить объяснения и соображения. Вы наверняка слышали о том, что КПЧ ООН принял к рассмотрению жалобу и задал России вопросы по делу адвоката Дмитрия Талантова. Россия должна ответить на вопросы в течение 3 месяцев ― до 20 апреля.

После того, как государство направит свои соображения, Комитет предлагает заявителю ответить на соображения государства. После получения ответа переходит к рассмотрению.

При рассмотрении сообщений КПЧ ООН обычно не устанавливает факты, не переоценивает доказательства, не проверяет правильность приговоров. Но есть исключение: КПЧ может оценить факты, если «оценка фактов судами была явно произвольной или равнозначной отказу в правосудии» (см. сообщение № 875/1999, Ян Филипович против Латвии).

Рассмотрение индивидуального сообщения происходит заочно, без вызова сторон. Срок для рассмотрения жалобы Комитетом не установлен. По результатам рассмотрения заявителю и государству Комитет направит письмо.

Результат рассмотрения жалобы КПЧ ООН

Если Комитет примет решение об отсутствии нарушения права и Пакта, жалобу признают неприемлемой. Решения Комитета, как положительные, так и не в пользу заявителя, не подлежат обжалованию.

Если КПЧ установит нарушение права, результатом рассмотрения сообщения будут соображения КПЧ ООН и рекомендации государству. КПЧ может рекомендовать принять индивидуальные и общие меры. Индивидуальные меры направлены на возмещение вреда жертве: указание на выплату компенсации без указания ее размера, возмещение расходов, пересмотр дела и другое. Общие меры нужны, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем: например, принятие или изменение закона.

Комитет назначает срок, в течение которого государство должно отчитаться о принятых мерах. Информация об этом будет и в периодическом докладе государства в КПЧ ООН.

Соображения и рекомендации КПЧ имеют не рекомендательный, а обязательный характер для государства. Об этом далее.

Существует вероятность пересмотра судебных актов на основании соображений. Посмотрим на позиции российских судов.

Пример раз. Конституционный Суд России высказал позицию по делу Хорошенко (Определение от 28.06.2012 № 1248-О): «…принятие Комитетом по правам человека соображений, содержащих адресованное Российской Федерации предложение о проведении повторного судебного разбирательства, является достаточным поводом для вынесения прокурором постановления о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств, если выявленные Комитетом нарушения положений Международного пакта о гражданских и политических правах не могут быть исправлены в другом порядке, а их устранение необходимо для обеспечения правосудности вступившего в законную силу приговора (определения, постановления) суда и восстановления прав и законных интересов граждан и иных лиц». Согласно позиции КС РФ принятие решения Комитетом является «иным новым обстоятельством», дающим право на пересмотр дела (пункт 3 части 4 статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Пример два. Верховный Суд России в Определении по делу № 55-О18−4 от 26.12.2018 указал: «В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 28 июня 2012 года № 1248−0, в силу принципа pacta sunt servanda принятие Комитетом по правам человека по итогам рассмотрения индивидуальных сообщений соображений является основанием для наступления уголовно-процессуальных последствий (возбуждения производства ввиду новых обстоятельств, пересмотра процессуального решения, принятия нового решения)».

Пример три, который относится к практике применения соображений Комитета против пыток. Верховный Суд России в Определении от 27.09.2022 по делу № 5-КГ22−67-К2 отменил и отправил на новое рассмотрение судебные акты об отказе в компенсации морального вреда за неисполнение рекомендаций КПЧ ООН. ВС РФ указал в определении: что РФ должна исполнять международно-правовые обязательства, а
суды должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства-участника Конвенции.

Пример четыре. В 2012 году КПЧ ООН удовлетворил жалобу россиянки Федотовой и признал положения закона Рязанской области о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних противоречащими двум статьям Международного пакта о гражданских и политических правах. В 2013 году Рязанский областной суд отменил решения о привлечении Федотовой к административной ответственности на основании соображений Комитета.

Пример пять. В декабре 2022 года Россия

исполнила рекомендации КПЧ ООН и освободила тяжелобольного гражданина Украины из ЦВСИГ.

Итог

Комитет не имеет органов принудительного исполнения рекомендаций, но есть специальная «последующая процедура» (follow up procedure). Специальный докладчик может работать с государствами-участниками, вносить письменные представления, проводить встречи.

Если государство не выполняет рекомендации, это не означает, что оно не выполнит их позже. Соображения КПЧ не имеют срока давности.

ЕСПЧ-Навигатор помогает пройти путь по подаче жалобы вместе с лучшими экспертами по работе с договорными органами ООН. У нас есть опыт успешной подачи жалоб в международные органы защиты прав не только адвокатами и юристами, но и людьми без юридического образования и помощи юристов. Ведем обучение в малых группах по видеосвязи, онлайн. В чате обсуждаем вопросы участников.

Бесплатный вебинар ЕСПЧ-Навигатора по обращению в ООН

Бесплатный вебинар ЕСПЧ-Навигатора по обращению в ООН
Смотрите бесплатный вебинар по обращению в ООН в записи на странице курса «Защита прав в ООН»

Для оформления сообщения лучше использовать формуляр.
В нем отражается информация об авторе сообщения, его представителе (если таковой есть), перечисляются все жалобы, поданные на национальном уровне, и результаты их рассмотрения (это важно для признания сообщения приемлемым), аргументы заявителя – почему он/она считает, что его/ее право (и какое) по Пакту нарушено.

Самое сложное для того, кто ранее не работал с нормами международного права, аргументировать сообщение не с точки зрения положений национального законодательства, а с позиции нарушения норм Пакта. Какую аргументацию использовать, юрист решает сам, стандартов здесь немного. Вряд ли с первого раза получится написать сообщение самостоятельно. Изучение практики Комитета, Замечаний общего порядка, уже ранее поданных сообщений и консультации со специалистами по этому вопросу помогут выполнить эту задачу.

В заключительной части сообщения необходимо изложить, какие меры, по мнению заявителя, должен рекомендовать Комитет государству для устранения нарушения, если признает таковое: индивидуального и общего характера. К индивидуальным мерам можно отнести выплату компенсации, возмещение расходов, публичное извинение, аннулирование судимости, пересмотр дела и т.п. К общим мерам относятся те, которые позволят предотвратить подобные нарушения в будущем: например, изменение определенной нормы закона или практики его применения и т.п.

Сообщение может быть подано в КПЧ на русском языке, так как это один из официальных языков ООН. Если одновременно с сообщением на русском будет подано сообщение в качественном переводе на английский – это не помешает.


Получение соображений Комитета по правам человека, которыми признаны все или часть из заявленных нарушений прав по Пакту, многие заявители рассматривают как моральное удовлетворение (например), поскольку решением авторитетного международного органа, которое является окончательным, установлен факт того, что государство поступило в отношении них неправомерно. Это можно расценивать как факт того, что “дело выиграно”.

Однако до настоящего времени Республика Беларусь не рассматривает соображения КПЧ как обязательные к исполнению, хотя юридически это не так (см.: Мацкевич Н. Юридическая сила решений Комитета по правам человека ООН). В Беларуси отсутствует правовой механизм исполнения решений, а имеющиеся механизмы (например, институт компенсации морального вреда, процедуры отмены судебных постановлений) не рассматривают соображения Комитета как основание для принятия определенных решений.

Поэтому если заявитель намерен добиваться исполнения тех рекомендаций, которые даны Комитетом, и вообще изменения практики государства в отношении признания им решений международных органов, то ему и его юристам предстоит пройти еще долгий путь на национальном уровне, чтобы хотя бы продемонстрировать обязанность государства действовать в ответ на то, что Комитетом по правам человека признана его ответственность за нарушение своих обязательств по международному договору.

В самом Комитете по правам человека работает процедура последующих мер по принятым соображениям. Из членов Комитета определяется специальный докладчик по последующим мерам, который получает сообщения (если только таковые направляются заявителями) о том, какие меры предприняло государство во исполнение соображений КПЧ. И если такие меры будут сочтены недостаточными или они вообще не предпринимаются, специальный докладчик будет вести переписку с государством, предпринимать другие шаги (например, встречи с представителями государства), нацеленные на то, чтобы меры, направленные на устранение нарушения или на компенсацию, были предприняты.

В ежегодных докладах по последующим мерам Комитет публикует информацию по делам, которые находятся в процедуре по последующей деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что это происходит лишь тогда, когда сам заявитель находится в переписке с Комитетом и сообщает ему о невыполнении соображений КПЧ. Иного механизма принуждения к исполнению у КПЧ нет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать письмо генеральному прокурору рф образец
  • Как написать письмо губернатору воронежской области гусеву электронно
  • Как написать письмо губернатору вологодской области кувшинникову
  • Как написать письмо губернатору волгоградской области андрею бочарову на электронную почту
  • Как написать письмо генеральному прокурору рф краснову