Как написать письмо кандидату на вакансию

Чтобы схантить хорошего кандидата, рекрутер должен стать маркетологом и «продать» вакансию соискателю. Как это сделать с помощью правильно написанного и оформленного письма, рассказывают редактор Email Soldiers Надежда Михина и эйчар Татьяна Калиниченко. А еще они поделились опытом внутренних рассылок для своих сотрудников.

Пишите письма

Иногда лучше написать имейл, чем позвонить или связаться в мессенджере. Прежде всего, это солиднее. Это важно, если вы ищете кандидата на топовую позицию.

Электронное письмо не обязывает получателя прочитать его сразу, оно дает возможность отложить коммуникацию и подготовить ответ. 

В имейле можно разместить больше информации и правильно структурировать ее, выделив наиболее важные части и добавив вложения: тестовое задание, оффер и другие документы.

О чем нужно помнить

Прежде чем писать имейл, решите, зачем, кому и как вы его напишите.

Определитесь с целью письма 

Письмо — это инструмент рекрутера, который позволяет добиться определенных целей. Поэтому прежде чем писать письмо, решите, чего вы хотите с помощью него достичь, например:

  • пригласить кандидата на собеседование или телефонное интервью;
  • предложить кандидату, который уже знаком с вами и находится в кадровом резерве, новую вакансию;
  • оповестить кандидата о том, на каком этапе рассмотрения находится его резюме.

Электронное письмо может быть и просто приглашением к общению. Если вы увидели резюме подходящего кандидата, не спешите ему звонить. Напишите письмо, где подробно расскажете о вакансии и компании и пригласите кандидата на телефонное интервью. Так человек подготовится к собеседованию, будет знать, о чем вас спросить, — это поможет избежать неловкости.

От цели письма зависит его содержание!

Выберите соответствующий стиль

Стиль письма должен соответствовать tone of voice вашей компании и уровню позиции. В письме кандидату на должность копирайтера в рекламное агентство уместен креатив в формулировках, шутки, эмоджи. В поиске маркетолога для большой корпорации вроде Газпрома свобода в формулировках допустима, но тон письма должен соответствовать стилю компании. А если в тот же Газпром вы нанимаете топ-менеджера, то лучше выбрать официально-деловой стиль и следовать корпоративным гайдлайнам. Так уже при первом контакте кандидат сможет немного познакомиться с культурой вашей компании и понять, подходит ли она ему.

Придерживайтесь единого стиля во всех типах писем. Даже если вы вынуждены отказать кандидату, пишите имейл с той же интонацией, как было написано письмо с приглашением на собеседование. Эту линию нужно продолжать, чтобы у кандидата сложилось цельное восприятие вашей корпоративной культуры, а от общения с вами осталось приятное впечатление. 

Каким бы ни был tone of voice вашей компании, старайтесь писать письмо простым и понятным языком. Для этого представьте, что вы разговариваете с человеком вживую. Так сразу станет понятно, от каких слов и конструкций лучше отказаться.

В качестве проверки прочитайте письмо два раза: первый раз с той интонацией, какую подразумеваете вы, а второй раз так, как это письмо, вероятно, прочитает кандидат. Вы удивитесь, как в зависимости от интонации нейтральные и безобидные фразы могут зазвучать сухо и грубо.

Поймите, кто ваш получатель

Узнайте, к кому вы обращаетесь, что важно для этого человека. Изучите его резюме, профили в социальных сетях. Так вы поймете, что может заинтересовать кандидата: высокая зарплата, возможность релокации или большое поле для исследований и освоения интересующей его сферы. 

Зная это, вы сможете персонализировать письмо и сделать акцент на действительно значимых для получателя вещах. Вот несколько примеров того, как вы можете использовать информацию из резюме в письме:

  • Образование. Если кандидат первым делом рассказывает о своих академических достижениях, значит, он надеется, что на новом месте работы будут ценить его профессиональные знания. Напишите соискателю, что вы всему его обучите, а для вас важнее его теоретическая подкованность. Если компания оплачивает обучение на курсах или посещение профильных конференций, не забудьте упомянуть и это. 
  • Опыт работы. Если вы увидели, что соискатель подробно описывает свой опыт работы с перечислением полученных навыков и обязанностей, используйте это в своем обращении. Сделайте комплимент его успехам и подчеркните, что вам нужен сотрудник с подобным опытом работы.
  • Условия работы. Если кандидат указал, что ищет удаленную работу или готов к переезду, подчеркните это в письме. Расскажите о режиме работы или возможности релокации.
  • Стек технологий, который используется в компании. Разработчики часто стремятся освоить новые инструменты и технологии. Если в вашей компании используется стек, который может быть близок кандидату, укажите это в письме.
  • Клиенты. Некоторые кандидаты перечисляют в резюме или сопроводительном письме компании, в которых они работали или для которых они реализовывали проекты. Даже если ваша компания не на слуху у соискателя, расскажите про своих ключевых известных клиентов.

Кандидатам уровня «джуниор» рекрутеры редко пишут холодные письма. Но даже такому человеку в письме можно написать о том, что вы цените в кандидате желание развиваться в конкретной сфере и поэтому приглашаете его на интервью. 

Такой подход сработает, если ожидания кандидата совпадают с вашими требованиями к нему и его резюме.

Пишите кандидатам прямо из Хантфлоу: вставьте в письмо логотип компании, выберите размер и начертание шрифта или добавьте ссылку к изображению.

Как написать письмо, которое прочитают

На примере письма холодному кандидату с приглашением на интервью разберем структуру и правила составления рекрутинговых писем.

Тема письма

Кратко сформулируйте, о чем будет ваше письмо. Максимальный объем фразы — 33–35 символов. Именно столько символов отображается в мобильных почтовых клиентах, а в последнее время все больше и больше людей проверяют входящие сообщения со смартфонов.

Хорошо сформулированная тема письма:

  • привлекает внимание;
  • информативная — из нее сразу понятно, о чем пойдет речь в письме;
  • соответствует tone of voice компании и уровню позиции.

Прехедер

Прехедер — текст, который отображается в почтовом клиенте после темы. Это своеобразный анонс письма одной строчкой, в нем немного раскрывается тема. Он должен быть кратким и информативным. Обычно именно прехедер заставляет открыть письмо.

Например:

Здесь тема письма — это название вакансии, а в прехедере — приглашение на собеседование.

Тело письма

  • Приветствие. Представьтесь и кратко опишите цель письма. С самого начала нужно придерживаться выбранного стиля письма — например, свободного, дружественного («Привет, Михаил!») или официального («Дарья, здравствуйте!»). Как обращаться — по имени или по имени и отчеству, — зависит от нескольких условий:
    • если в резюме указано и отчество соискателя, лучше обращаться к нему именно так;
    • поймите, на какую вакансию вы хотите пригласить кандидата. К кандидату на позицию главного бухгалтера лучше обратиться по имени и отчеству, к джуниор-дизайнеру уместно обратиться только по имени.
  • Вводная часть. Сообщите, откуда у вас контакты кандидата — с джоб-сайта, из соцсетей или вы связались с ним по рекомендации знакомых. Также расскажите, почему вы ему пишете, кратко опишите открытую вакансию. В описании сделайте акцент на том, что для кандидата важнее всего. Не забудьте добавить ссылку на вакансию на джоб-сайте или карьерном сайте вашей компании.
  • Подробности. Расскажите, на что в этой позиции нужно обратить внимание, какие обязанности кандидату придется выполнять и что вы ему можете предложить. 
    Не забудьте указать размер зарплаты или зарплатную вилку. В крайнем случае, если вы не можете сразу указать размер оклада, можно уточнить ожидания кандидата.
    Информация должна быть структурированной. Обязанности и задачи будущего сотрудника, условия работы и бонусы нужно разбить на смысловые блоки и представить в виде списка. 
  • Дополнительные сведения. Карта с объяснением, как добраться до офиса, забавный факт о компании или даже небольшая шутка — добавьте в письмо то, что позволяет выбранный стиль письма и его цель. 
  • Резюме или призыв к действию. Завершить письмо лучше одним-двумя предложениями с кратким резюме или призывом к действию. Например: «Я готова рассказать подробнее о вакансии по телефону. Когда вам было бы удобнее созвониться?»
  • Подпись. Отправителем письма должен быть тот человек, с кем кандидат будет общаться на первом этапе подбора, — контакты этого сотрудника и следует указать в подписи.

Вот пример такого письма:

Можно написать и более короткое письмо:

Конверсия короткого письма может быть выше, потому что соискатель вероятнее дочитает его до конца. Однако без AB-тестов на большой выборке кандидатов сложно определить, какое письмо будет эффективнее.

Оформление письма

Главный принцип в оформлении писем — чем проще, тем лучше. Используйте инструменты текстового редактора, для того чтобы визуально структурировать письмо и сделать навигацию по нему простой и понятной. Не нужно стремиться к «украшательству».

Придерживайтесь основных принципов:

  • Отделяйте смысловые части друг от друга — с помощью отступов между абзацами или подзаголовков.
  • Наиболее важные мысли можно выделить полужирным начертанием. Главное — не переусердствовать.
  • Предложения длиннее 2–3 строк лучше не писать.
  • В одном абзаце достаточно 3–4 предложений.

Подготовьте шаблон заранее

Когда вам нужно ответить нескольким десяткам кандидатов сразу и времени на персонализацию нет, используйте текстовые заготовки.

Заранее подготовленные 1–2 шаблона на каждый тип писем существенно экономят время рекрутера. Даже такие заготовки можно сделать живыми и более личными, если их правильно составить. Избегайте канцелярита, избитых и сухих формулировок. Если не знаете, с чего начать, взгляните на шаблоны ответов на Хедхантере и перепишите их простым человеческим языком.

Создавайте шаблоны писем и ответов кандидатам во встроенном почтовом клиенте Хантфлоу.

Какие еще письма нужно и важно писать кандидатам и сотрудникам

Письма с описанием вакансии и приглашением на телефонное интервью — это самое начало общения с соискателями, многие из которых станут вашими сотрудниками, а другие пополнят кадровый резерв. Писать имейлы кандидатам можно и нужно не только на протяжении всего процесса подбора, но и после его завершения — каким бы ни был результат. Так вы дадите понять кандидатам, что они не брошены на произвол судьбы, о них помнят.

Правильно написанные имейлы могут стать эффективным инструментом формирования эйчар-бренда и повышения лояльности ваших сотрудников.

Отказы

Особую роль в общении с кандидатами играют письма с отказами. В зависимости от того, как было написано такое послание (и было ли написано вообще!), сформируется отношение кандидата к вашей компании: соискатель может в дальнейшем откликнуться на другую вакансию и стать вашим новым коллегой или начать писать гневные сообщения на сайтах с отзывами о работодателях.

Бывают случаи, когда неподошедшему соискателю лучше позвонить. Но иногда звонку с отказом стоит предпочесть письмо. Так у кандидата будет возможность прочитать имейл в спокойной обстановке, обратить внимание на детали.

Одна из целей такого письма — добиться того, чтобы кандидат снова откликнулся на вашу вакансию, набравшись опыта или изучив дополнительные технологии. Чтобы не превращать отказ в простую отписку, следуйте этим правилам:

  • Укажите причину отказа — честно, но деликатно. Если есть возможность, дайте кандидату рекомендации по профессиональному развитию или даже прикрепите ссылки на полезные ресурсы.
  • Поблагодарите кандидата за участие в интервью или выполнение тестового задания.
  • Призовите кандидата продолжать откликаться на вакансии и пробовать свои силы вновь или сообщите, что его резюме будет сохранено в вашей базе и вы обратитесь к нему, когда откроется подходящая вакансия.
  • Сохраняйте единый стиль общения на протяжении всего процесса подбора. Если с самого начало вы обращались к кандидату на «ты» и писали в неформальном стиле, не нужно переходить к бюрократическим формулировкам.
  • Не забывайте придерживаться tone of voice вашего бренда и в письме с отказом.

Письма сотрудникам компании

А такие письма читают те счастливчики, которые получают оффер от Email Soldiers и становятся частью их команды.

Цепочка приветственных писем

Новый сотрудник получает шесть писем: два письма в первый день работы, а затем по одному в день. 

Из первого письма сотрудник узнает, что ему нужно сделать и с чем ознакомиться в первую очередь. Во втором письме — рассказ о том, чем компания занимается. В такое письмо могут быть включены ссылки на дополнительные ресурсы, статьи и материалы. Так в течение пяти дней новичков вводят в курс дела, знакомят с компанией и новыми коллегами.

Поздравления с днем рождения

Письма именинникам в Email Soldiers — отличный пример нешаблонных писем по шаблону. У эйчара есть несколько текстовых заготовок с поздравлениями в зависимости от должности сотрудника. 

Такие письма написаны живым языком без канцелярита, но возможность выбора из нескольких готовых текстов экономит время эйчара.

Письма о прохождении испытательного срока

Письма с хорошей новостью эйчар Email Soldiers делает еще приятнее, превращая каждое такое сообщение в маленькую историю в стиле известной сказки или саги. Выбор референса зависит от сотрудника, его характера, хобби и достижений. Если новый дизайнер — фанат «Звездных войн», то имейл про его успехи начнется с фразы «В далекой-далекой галактике…».

Дайджесты

Еженедельные или ежемесячные дайджесты с новостями компании и забавными историями — отличный инструмент, который позволяет поддерживать и развивать корпоративную культуру. Сотрудникам компании приятно узнавать себя, видеть в таких рассылках свои смешные фотографии или упоминания личных успехов.

Приветственные письма от новичков

В этих письмах новые сотрудники Email Soldiers рассказывают о себе и своих увлечениях. Так сотрудникам компании проще познакомиться друг с другом и завести разговор на общей кухне. Важно еще и то, что на такие письма новичок незамедлительно получает ответ: его приветствуют, присылают мемы по мотивам его сообщения, желают успехов на новом месте. Это помогает быстрее освоиться.

Если вы не хотите поручать эту задачу новичку, то составьте для него опросник, на основе которого самостоятельно напишите письмо-анонс.

Резюмируем  

  1. Иногда лучше написать письмо, чем позвонить. У кандидата будет возможность внимательно прочитать имейл и ответить в удобное ему время.
  2. Перед тем как писать письмо, определитесь со следующим:
    • Цель и задачи вашего письма: обратить внимание кандидата на вакансию, пригласить на интервью или сделать так, чтобы соискатель незамедлительно принял оффер.
    • Кто ваш получатель, что для него важно в вакансии и в будущем месте работы, что вы ему можете предложить.
    • Стиль письма: писать ли в неформальном тоне или официально-деловом. Не забывайте придерживаться tone of voice вашей компании.
  3. Структура электронного письма следующая:
    • Тема
    • Прехедер (необязательный элемент)
    • Тело письма: приветствие, введение, основная часть с несколькими смысловыми блоками, дополнительная информация, резюме и/или призыв к действию, подпись.
  4. В оформлении письма придерживайтесь принципа «чем проще, тем лучше». Используйте средства текстового редактора: отступы, изменение начертания и размера шрифта — для упрощения навигации по письму.
  5. Подготовьте шаблоны для разных типов писем. Сделайте так, чтобы они не казались шаблонными: избегайте канцелярита, избитых фраз. Пишите простым языком — так, будто вы разговариваете с человеком лицом к лицу.
  6. Не оставляйте кандидата без внимания, даже если он вам не подошел. Напишите небольшое письмо с объяснением причины отказа и рекомендациями по профессиональному развитию.
  7. Писать письма можно и нужно и своим сотрудникам — так вы усилите лояльность к компании, поможете новичкам быстрее освоиться, а коллегам — ближе познакомиться друг с другом.

В октябре 2022 года мы провели онлайн-митап о том, как с помощью писем пробудить интерес кандидата к вакансии. Для тех, кто пропустил митап или хочет освежить его в памяти, мы публикуем тезисы и запись выступлений.

Татьяна Калиниченко

HR-директор Email Soldiers

Я расскажу, почему имейл-канал коммуникаций по прежнему жив и как составить письмо с высоким open rate, а также поделюсь опытом автоматизации переписки с кандидатами по электронной почте.

Почему имейл-канал жив

90% наших коммуникаций с соискателями проходят по электронной почте. Преимущества этого канала:

  • легко систематизировать информацию;
  • кандидаты не теряются;
  • можно автоматизировать коммуникации;
  • ускорение работы благодаря охвату — можно делать рассылки на большое количество кандидатов;
  • легко отслеживать результаты;
  • электронные письма воспринимаются кандидатами более серьезно;
  • дешево.

Наши метрики:

  • открываемость писем — 70%;
  • конверсия в ответ — 15%;
  • доходимость до собеседований — 90%.

Что должно быть в письме кандидату

  1. Тема — письма без темы практически не читаются и могут попадать в спам.
  2. Приветствие с обращением по имени. В Хантфлоу можно автоматически подставлять имя кандидата, чтобы персонализировать сообщение.
  3. Имя и должность рекрутера.
  4. Какую компанию вы представляете.
  5. Информация, которую вы хотите донести. Письмо не должно быть огромной простыней — достаточно 2–3 предложений с разделением на абзацы.
  6. Подпись, где нужно указать свое имя, должность и название компании, а также оставить контакты для связи.

Не переборщите с форматированием и акцентными выделениями: не стоит отвлекать внимание читателя от сути.

Специфика холодного письма

Важно подробно рассказать о компании: чем вы занимаетесь, в чем специфика, какие у вас преимущества. Учитывайте, что многие люди обращают внимание на вопросы личных границ. Чтобы не доставлять дискомфорт собеседнику, уточните, где вы взяли его контакты и почему решили написать именно ему.

Кратко опишите вакансию:

  • чем предстоит заниматься;
  • почему проект будет полезен;
  • какая команда;
  • какой стек — многие кандидаты жалуются, что работодатели не указывают стек в вакансиях;
  • требования — критичные и желательные;
  • условия работы с акцентом на интересы кандидата.

Чтобы правильно составить формулировки, стоит предварительно изучить резюме и социальные сети кандидата. Посмотрите, чем он интересуется, о чем пишет — это поможет составить адресное сообщение и попасть в потребности собеседника.

Прикрепите ссылки на вакансию и на другие материалы, которые помогут кандидату принять решение. Закончите письмо вопросом или призывом к действию: «Давайте созвонимся? Давайте обсудим? Скажите, вам это интересно?»

Как повысить открываемость писем

Самое главное — это тема письма. Здесь можно использовать все доступные маркетинговые инструменты, но помните про попадание в спам. Если вы пишете тему в стиле «уникальное предложение только для вас», то высока вероятность, что оно не дойдет до адресата.

Тема должна отражать содержание письма и не превышать 40–60 символов вместе с пробелами. Например: «Предложение о работе от Email Soldiers» или «Email Soldiers рассматривает ваше резюме на вакансию». При последующем общении с кандидатом можно добавить в тему эмоции. Так, когда мы высылаем оффер или приглашаем на собеседование, то пишем «Хорошие новости от Email Soldiers». Чтобы проверить, какая тема дает лучшую конверсию, проводите A/B-тесты.

Почему важен tone of voice

Четко сформулированный tone of voice (ToV):

  • помогает вам оставаться узнаваемыми в имейл-переписке;
  • демонстрирует вашу корпоративную культуру. Благодаря этому снижается ошибка найма и текучесть на испытательном сроке. Человек посмотрел, как вы общаетесь, и сделал осознанный выбор, подходит ли ему эта компания;
  • оставляет в воронке только кандидатов, которые подходят вам по культуре;
  • устанавливает эмоциональную связь — вас запоминают. А эмоции, в свою очередь, влияют на решение принять оффер.

Сформулировать ToV не так сложно. Определитесь, как вы общаетесь с кандидатом: на «ты» или на «вы», в формальном или неформальном стиле, на что делаете акцент при описании вакансии и компании. Стиль общения должен соответствовать культуре и сфере работы компании, а также целевой аудитории — например, с опытным главным бухгалтером можно общаться чуть более формально.

Пример tone of voice в Email Soldiers

Как написать письмо с отказом кандидату

Некоторые компании меняют ToV во время отказа: сначала общаются неформально, а потом пишут что-то вроде: «Уведомляем, что вы не прошли отбор на позицию разработчика по причине несоответствия критериям вакансии». Это ошибка: нужно сохранять выбранный стиль общения.

Если у вас дружелюбный ToV, то отказывайте дружелюбно. Представьте, что общаетесь с другом: это поможет сделать письмо более теплым.

Чем больше времени кандидат потратил на взаимодействие с вами, тем подробнее должно быть письмо. Постарайтесь аргументировать отказ, дать рекомендации к развитию и полезные материалы для кандидата. Не забудьте поблагодарить за участие в отборе.

Автоматизация коммуникаций

Мы автоматизировали переписку с кандидатами с помощью Хантфлоу и Майндбокса. Как это работает:

  • При переносе на другой этап кандидату отправляется письмо с уведомлением. Рекрутер не тратит время на письма — ему нужно просто поменять этап.
  • Кандидаты автоматически получают напоминания о тестовом задании и дате собеседования.
  • Если мы задерживаем сроки ответа кандидату, то ему отправляется письмо. Это показывает нашу заинтересованность в человеке.
  • Интеграция с сайтом вакансий. Все заявки с нашего сайта приходят в Хантфлоу, дальше начинается коммуникация через электронную почту.
  • Интеграция с лендингом реферальной программы.

Марина Ничипоренко

начальник отдела подбора и адаптации персонала в СИГМА

Расскажу, как мы используем шаблоны писем в Хантфлоу, и объясню, почему эта функция нужна каждому рекрутеру.

Шаблоны позволяют задать текст и тему письма «по умолчанию», куда с помощью переменных подставляется нужная информация — в том числе данные кандидата и рекрутера, дата и время встречи. Можно добавить файлы, которые будут автоматически прикрепляться к каждому письму, например схему проезда или презентацию компании.

Мы решили сделать много разных шаблонов, чтобы упростить себе жизнь: не надо тратить время на рутину — выбираешь шаблон, нажимаешь кнопочку и письмо готово.

Шаблон — это живой организм, который можно и нужно менять и улучшать.

Какие шаблоны мы используем

Мы добавили 27 шаблонов писем, которыми пользуемся на всех этапах подбора и при онбординге. Вот что у нас есть:

  1. Приглашения — например, теплому и холодному кандидату, для айтишников, на встречу в конкретный офис со схемой проезда.
  2. Оффер — три разных шаблона для писем с приглашением на работу.
  3. Отказ кандидату — максимально мягкое письмо.
  4. Запрос информации для службы безопасности.
  5. Письмо на выход кандидата.
  6. Письмо с сообщением об отправке велком-пака удаленному сотруднику.
  7. Письмо о закрытии испытательного срока.

Примеры писем

Примеры писем, которые формируются одним кликом через шаблоны. Первое письмо — приглашение на вакансию, второе — на интервью в наш офис

Письмо с отказом. Шаблон называется «мягкий отказ от Валеры» — в честь нашего коллеги Валерия, который и составил текст письма

Кристина Речиц

контент-директор Хантфлоу

Рекрутеры и эйчары каждый день сталкиваются с текстами: они пишут описания компании и вакансий, письма кандидатам. Если сделать каждый текст чуть-чуть лучше, то ваш процесс рекрутмента и воронка тоже улучшатся.

Как писать хорошо

Проведите исследование

Хороший текст начинается с хорошей подготовки. Поэтому первый шаг — разобраться, для кого вы пишете. Если у вас есть конкретный адресат послания, то соберите о нем максимум информации: что он лайкает, как общается с друзьями, чем интересуется. Это поможет в будущем сформировать адресное предложение, которое будет отвечать запросам кандидата.

Но чаще встречается ситуация, когда у вас нет конкретного человека, но есть позиция. В этом случае ориентируйтесь на того, кто максимально похож на портрет целевого кандидата. Допустим, вы ищете питониста. Посмотрите на ваших разработчиков: чем они интересуются, как общаются между собой, что делают после работы. Текст, который адаптирован под тех, кто у вас работает, позволит привлечь людей, которые легко впишутся в команду.

Не бойтесь нарушать правила, если это поможет наладить контакт. Контекст важнее правил.

Определитесь, зачем вы пишете

У любого текста должна быть одна конкретная цель. Скорее всего, вашей целью будет привлечь кандидата на вакансию. Когда вы пишете текст, то держите эту цель в голове. Главная мысль должна идти первой: не надо скромничать и прятать ее вглубь. Это сэкономит время всем участникам процесса.

Помните, что текст должен быть интересен не вам и не вашему заказчику, а кандидату. Например, кандидат — экоактивист. Тогда в описании вакансии можно указать, что в вашей компании проходят субботники. Но если он этим не интересуется, то не стоит давать ему информацию, которая не несет никакой дополнительной ценности.

Что такое хороший текст

Хороший текст — это простой текст, из которого понятно, зачем он нужен и чего хочет от читателя автор. Но многие путают организационную простоту со смысловой.

Как не надо упрощать текст:

  1. Не нужно панибратства — не переходите личные границы. Не стоит общаться с незнакомцем так, как будто вы знаете его со школы. Это отталкивает.
  2. Не считайте собеседника глупым. Не надо разъяснять все, что есть в тексте, если целевой кандидат и так должен это знать.
  3. Избегайте мемов любой ценой. Они быстро устаревают, поэтому вы не можете включить их в шаблон. Кроме того, человек может не понять мем — это только усложняет коммуникацию.

Как добавлять простоту:

  1. Читайте свои тексты вслух. Если уже в середине предложения заканчивается воздух в легких, это плохой знак. Нужно упрощать мысль: разбейте ее на несколько частей.
  2. Придерживайтесь принципа: одна мысль — один абзац. Каждый раз, когда открываешь полотно текста без разбивки на абзацы, становится дурно.
  3. Если у вас получилось очень много абзацев, возможно, вы даете слишком много информации. Ответьте себе на вопрос «Зачем я это пишу?», пересмотрите текст свежим взглядом и выбросите из него все, что не способствует достижению цели.

Что делать с написанным текстом

Анализируйте, что происходит с вашим текстом. Если вы отправляете письма, но их не открывают, то проблема в заголовке: поработайте с ним, вынесите другие главные мысли. Если письма открывают, но не отвечают на них, то проблема в тексте или в самой вакансии — возможно, предложение не соответствует рынку.

То же самое и с публикациями на карьерных и джоб-сайтах. Если много просмотров и мало откликов, то с вакансией что-то не так или текст надо улучшить.

Наш блог читают более 30 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения. Переходите по ссылке:

6 Нужных лайфхаков, как автоматизация HR поможет писать кандидату

6 Нужных лайфхаков, как автоматизация HR поможет писать кандидату

Теряетесь, что написать откликнувшемуся кандидату? Не знаете, как лучше рассказать о вакансии? Или вы некомфортно себя чувствуете, когда отказываете соискателю?

Вместе с Сашей Леон, экспертом по управлению персоналом и развитию карьеры, рассказываем, как выстроить общение с кандидатом, чтобы заинтересовать крутых специалистов и деликатно отказать тем, кто не подошел.

Как писать кандидату, когда он обращается к вам

Как писать кандидату с предложением о встрече

Уже записались на мероприятия для HR и HRD?

Мы собрали для вас самые интересные мероприятия в мире HR. Оставьте свои контакты и мы оповестим вас о ближайшем мероприятии.

Когда вы начинаете получать отклики на вакансию, необходимо разделить их на две группы:

Те, кого вы хотите пригласить на собеседование

Если таких откликов немного, лучше кандидату позвонить и лично пригласить на собеседование. Если откликов много, то стоит написать сообщение о следующем этапе приема на работу.

Не оставляйте такие отклики без ответа это негативно влияет на репутацию компании.

Приглашения на следующий этап собеседования и письма-отказы вы можете создать в системе FriendWork. Сформируйте шаблон один раз и отправляйте ответы кандидатам в несколько кликов. Это сэкономит время и поддержит репутацию компании.

Крош и Ёжик развозят приглашения кандидатам вручную, потому что не знают про FriendWork

Шаблон ответа откликнувшимся кандидатам

Здравствуйте, [имя кандидата],

Спасибо за ваш отклик на позицию [название позиции] в [название вашей компании].

Я получил(а) ваше резюме и в настоящий момент занимаюсь его тщательным изучением, так что прошу вас не беспокоиться.

Я дам вам обратную связь после [дата окончания шортлистинга].

Ещё раз спасибо,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]
[ссылка на сайт карьерной страницы вашей компании]

Шаблон ответа на положительный отклик

Здравствуйте, [имя кандидата],

Большое спасибо за ответ!

Буду рад(а) пообщаться, чтобы рассказать немного подробнее о нашей компании. Мы можем созвониться или встретиться лично. Дайте знать, что вам больше подходит.

С уважением,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]

Шаблон ответа на отрицательный отклик

Здравствуйте, [имя кандидата],

Большое спасибо за ответ!

Очень жаль, что наша вакансия вас не заинтересовала. В любом случае, мы будем рады поработать с вами в будущем. Также буду признателен(льна), если вы сможете порекомендовать специалиста, который будет заинтересован в нашей вакансии: [ссылка на вакансию на вашем карьерном сайте].

Ещё раз спасибо,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]

Как пригласить на собеседование

Обычно соискатель в поисках работы отправляет резюме сразу в несколько компаний. Ваша задача — уже на первых этапах привлечь его внимание.

Поэтому, когда вы звоните или пишите кандидату, чтобы пригласить его на собеседование, обязательно представьтесь и вкратце напомните про вакансию. В письме можно приложить ссылку на неё и информацию о компании: видео, презентацию или сайт.

Саша Леон не рекомендует задавать какие-то другие вопросы на этом этапе. Тем более, не нужно спрашивать про зарплатные ожидания или детально интересоваться опытом. Это может отпугнуть кандидата.

Если вы хотите письменно пригласить соискателей на собеседование, воспользуйтесь сервисом FriendWork. Создайте текст письма, добавьте туда информацию о компании и напоминание о вакансии. Отправьте его сразу всем кандидатам за пару минут.

Попробуйте автоматизировать рекрутинг бесплатно

Вы ускорите закрытие вакансий в два раза

Шаблон приглашения на телефонное собеседование

Здравствуйте, [имя кандидата],

Спасибо за ваш отклик на позицию [название позиции] в [название вашей компании]. Мне бы хотелось узнать о вас немного больше. Сообщите, пожалуйста, когда я могу вам позвонить. Разговор займет не больше [сколько минут вам необходимо].

Вам было бы удобно [вставьте первый вариант даты] или [вставьте второй вариант даты]? Дайте мне знать до [время и дата дедлайна].

С нетерпением жду ответа,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]

Шаблон приглашения в офис

Здравствуйте, [имя кандидата],

Нам очень понравился ваш разносторонний опыт работы и то, как вы его представили.

Мы бы хотели пригласить вас к нам в офис на собеседование. Вам было бы удобно [вставьте первый вариант даты] или [вставьте второй вариант даты]? Наш офис находится по адресу: [адрес вашего офиса]. До него можно добраться: [все удобные способы добраться общественным или личным транспортом и информация о парковке]

Буду ждать вашего ответа,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]

Чтобы успешный кандидат выбрал вашу компанию, на собеседовании нужно презентовать вакантную должность с самой лучшей стороны. Это можно сделать эффективнее, если вы будете точно знать, что интересует кандидата. Для этого ему надо задать минимум два вопроса.

Саша Леон показывает на собственном примере, почему важно узнавать про цели кандидата:

«Когда на собеседовании проясняешь цели кандидата, очень часто выясняется, что эта должность ему не подходит.

Например, он на самом деле устал от своего профиля и хочет сменить сферу, но идёт «по привычке» на те вакансии, где работал ранее. А бывает, что он вообще своё дело хочет, а не работать на кого-то.

Я цели на собеседовании активно прорабатываю как коуч. И когда отказываю кандидатам, я показываю, как они сами сейчас ошиблись в цели своего следующего карьерного витка. Они это анализируют и остаются очень благодарными.

А нанимать таких специалистов бесполезно. Рано или поздно они сами дойдут до своей цели и уйдут».

Также расскажите, почему опыт этого кандидата подходит к задачам в предлагаемой позиции. Покажите ему перспективы, исходя из его опыта и карьерных ожиданий.

Презентация должности должна быть персонализированной, обращённой к конкретному кандидату. Это не должно быть простое перечисление общих преимуществ.

Закрывайте вакансии в 2 раза быстрее

Получите бесплатную консультацию по автоматизации рекрутинга

Шаблон письма-предложения

Предложение «пассивному» кандидату

Здравствуйте, [имя кандидата],

Нам было очень приятно встретиться с вами. Мы рады предложить вам позицию [название открытой позиции] в [название вашей компании], на следующих условиях:

[условия вашего оффера]

Ожидаемая дата вашего выхода на работу — [дата]

Оффер действителен до [дата]. Чтобы его принять, вам необходимо [что нужно сделать, чтобы принять оффер]. Если у вас есть какие-то вопросы, вы можете задать их мне в ответном письме либо позвонить [номер телефона].

С наилучшими пожеланиями,
[ваше имя]
[ваш e-mail]
[ссылка на сайт карьерной страницы вашей компании]

Шаблон письма-предложения

Предложение «пассивному» кандидату

Уважаемый (мая) ….!

Меня зовут […], и я отвечаю за должность […] в компании «…». Я обращаюсь к вам, поскольку увидел(а) ваш профиль на [HH/LinkedIn/другое] и был(а) впечатлен(а) вашим опытом и достижениями.

В компании «…» мы стремимся [расширять нашу команду, привлекая талантливых людей/работать с настоящими профессионалами, такими, как Вы] и предлагаем нашим талантам [выгодные условия, например, превосходные возможности для карьерного роста, конкурентоспособную заработную плату и т.п.]. В настоящее время мы ищем […] и я думаю, вы отлично подходите на эту должность. Вы можете просмотреть более подробную информацию о вакансии здесь: [ссылка на вакансию].

Мне бы очень хотелось связаться с вами, чтобы сообщить дополнительные детали касательно этой должности, и выяснить, соответствует ли она вашим карьерным целям. Будет ли у вас время на 15-минутный телефонный разговор со мной на этой неделе? Устроит ли вас четверг, с 14 до 16 часов?

С нетерпением жду Вашего ответа.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон письма-предложения

Предложение кандидату, который до этого претендовал на другую должность

Уважаемый (мая) ….!

В последний раз мы связывались [месяц/год предыдущего контакта], когда вы подавали заявку на вакансию […] в компании «…».

Хотя в то время мы не могли более рассматривать вашу заявку, поскольку [особая причина, если таковая имеется], мы были впечатлены вашим резюме и сохранили ваши контакты на случай более подходящих вариантов.

В настоящее время мы ищем […] и считаем, что вы отлично подходите на эту должность. Вы можете просмотреть более подробную информацию о вакансии здесь: [ссылка на вакансию].

Мне бы очень хотелось связаться с вами, чтобы сообщить дополнительные детали касательно этой должности, и выяснить, соответствует ли она вашим карьерным целям. Будет ли у вас время на 15-минутный телефонный разговор со мной на этой неделе? Устроит ли вас четверг, с 14 до 16 часов?

С нетерпением жду Вашего ответа.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон письма-предложения

Предложение кандидату в сфере продаж

Уважаемый (мая) ….!

Меня зовут […], и я отвечаю за должность […] в компании «…». Я обращаюсь к вам, поскольку увидел(а) ваш профиль на [HH/LinkedIn/другое] и был(а) впечатлен(а) вашим опытом и достижениями в [конкретный опыт, например, В2В продажи]. В компании «…» мы стремимся расширять нашу команду, привлекая талантливых специалистов по продажам, и в настоящее время мы ищем «…». Мне бы очень хотелось связаться с вами, чтобы сообщить дополнительные детали касательно этой должности, и выяснить, соответствует ли она вашим карьерным целям (Вы можете просмотреть более подробную информацию о вакансии здесь: [ссылка на вакансию]).

Будет ли у вас время на 15-минутный телефонный разговор со мной на этой неделе? Устроит ли вас четверг, с 14 до 16 часов?

С нетерпением жду Вашего ответа.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон письма-предложения

Предложение кандидату в сфере IT

Уважаемый (мая) ….!

Меня зовут […], и я отвечаю за должность […] в компании «…». Я обращаюсь к вам, поскольку увидел(а) ваш профиль на [HH/LinkedIn/другое] и был(а) впечатлен(а) вашим проектом [название проекта, который соответствует условиям вакансии].

В компании «…» мы занимаемся подобными проектами и стремимся [расширять нашу команду, привлекая талантливых разработчиков/работать с профессиональными разработчиками, такими, как Вы]. В настоящее время мы ищем <…>, и мне бы очень хотелось связаться с вами, чтобы сообщить дополнительные детали касательно этой должности, и выяснить, соответствует ли она вашим карьерным целям (Вы можете просмотреть более подробную информацию о вакансии здесь: [ссылка на вакансию]).

Будет ли у вас время на 15-минутный телефонный разговор со мной на этой неделе? Устроит ли вас четверг, с 14 до 16 часов?

С нетерпением жду Вашего ответа.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон письма-предложения

Предложение рекомендованному кандидату (первичное и повторное)

Здравствуйте, [имя кандидата],

Ваш друг [имя рекомендателя] работает со мной в [название вашей компании]. [имя рекомендателя] успешно работает здесь уже [сколько лет рекомендатель работает в компании]. Он рекомендовал вас как профессионала в своем деле, а мы как раз находимся в поиске новых талантов.

[Одно предложение о компании и о том, чем она занимается]. У нас сейчас открыта вакансия [вкратце об открытой позиции]. Подробнее о позиции можно узнать здесь: [ссылка на вакансию на вашем сайте].

Я была бы рад(а) пообщаться с вами, чтобы рассказать подробнее о нас и о нашем предложении. Напишите мне, если это предложение вас заинтересовало.

С нетерпением жду Вашего ответа,
[имя]
[телефон]
[e-mail]

Как отказать в приёме на работу

Достаточно отправить шаблонное, но вежливое письмо о том, что вы не готовы принять кандидата.

Если кандидат настаивает на точных причинах, Саша Леон предлагает назвать ему одну из трёх:

  • Мы отдали приоритет другому кандидату, чей опыт больше подходит вакансии.

  • Мы решили продолжить поиск более релевантного кандидата.

  • Поиск приостановлен по решению компании.

Отвечать более подробно нет смысла, это затратно по времени. Другие варианты, как отказать кандидату, мы разбирали здесь.

Если хотите сэкономить ещё больше времени, подготовьте шаблоны писем для отказа после собеседования в системе FriendWork. Отправляйте их неподошедшим кандидатам за пару кликов, автоматизация HR поможет вам сохранить минуты для более сложных задач.

Карыч и Лосяш наслаждаются спокойствием, потому что оптимизировали поиск кандидатов с FriendWork

Шаблон отказа

Стандартный вариант

Уважаемый (мая) ….!

Мы благодарим вас за интерес, проявленный к позиции […] в компании «…».

Мы тщательно обработали вашу заявку, чтобы оценить вашу пригодность на эту должность. Несмотря на то, что мы считаем ваш опыт чрезвычайно интересным, к сожалению, в настоящее время мы решили не продолжать работу с вашей заявкой, поскольку [причина отказа, например, необходимость в более опытном сотруднике].

Мы рекомендуем вам снова подать заявку в будущем, если вы увидите интересные для себя вакансии, а также желаем вам успехов в дальнейшем поиске работы.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон отказа

Отказ после собеседования

Уважаемый (мая) ….!

Мы благодарим вас за интерес, проявленный к позиции […] в компании «…».

Мы тщательно обработали вашу заявку, чтобы оценить вашу пригодность на эту должность. Несмотря на то, что мы считаем ваш опыт чрезвычайно интересным, к сожалению, в настоящее время мы решили не продолжать работу с вашей заявкой, поскольку [причина отказа, например, необходимость в кандидате с опытом работы в/с …].

Тем не менее, мы бы хотели оставаться с вами на связи в случае, если в будущем откроется более подходящая для вас вакансия. Ещё раз благодарим за ваш интерес к компании «…» и желаем вам успехов в дальнейшем поиске работы.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон отказа

Отказ после собеседования

Уважаемый (мая) ….!

Мы благодарим вас за то, что уделили время нашей компании и приняли участие в собеседовании [указать когда, например, в прошлую пятницу] на должность […].

Несмотря на то, что мы были чрезвычайно впечатлены вашим резюме и достижениями, к сожалению, мы приняли нелегкое решение более не рассматривать вашу кандидатуру на эту должность, поскольку [причина отказа, например, в данном случае приоритет отдавался кандидатам с большим опытом работы в / с …].

В любом случае, мы бы хотели оставаться с вами на связи, чтобы теперь, когда мы узнали вас лучше, мы могли предложить вам более подходящую должность в будущем.

Вы также можете обратиться к нам за любыми дополнительными комментариями. Желаем вам успехов в дальнейшем поиске работы.

С наилучшими пожеланиями,
[имя]
[подпись]

Шаблон отказа

Отказ после собеседования

Здравствуйте, [имя кандидата],

Спасибо, что уделили время нашей компании.

В вашем резюме и в подходе к работе в целом мы отметили несколько моментов, которые нам особенно понравились. Однако пока что мы не можем сказать, что вы идеально подходите на эту должность. Тем не менее, я призываю вас в будущем заглядывать на нашу карьерную страницу [ссылка на страницу с вакансиями на вашем карьерном сайте] и откликаться повторно на интересующие вас вакансии.

Я буду рад(а) ответить на любые дополнительные вопросы по поводу вашего отклика.

Мы стараемся улучшать опыт взаимодействия кандидатов с нашей компании, поэтому будем признательны, если вы оставите свой отзыв: [ссылка на форму для отзывов].

С наилучшими пожеланиями,

[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]
[ссылка на сайт карьерной страницы вашей компании]

Шаблон отказа

Отказ после шорт-листа

Здравствуйте, [имя кандидата],

Спасибо за ваш отклик на позицию [название позиции] в [название вашей компании].

К сожалению, пока что мы не можем сказать, что вы идеально подходите на эту должность. Тем не менее, я призываю вас в будущем заглядывать на нашу карьерную страницу [ссылка на страницу с вакансиями на вашем карьерном сайте] и откликаться повторно на интересующие вас вакансии.

Мы стараемся улучшать опыт взаимодействия кандидатов с нашей компанией, поэтому будем признательны, если вы оставите свой отзыв: [ссылка на форму для отзывов].

С наилучшими пожеланиями,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]
[ссылка на сайт карьерной страницы вашей компании]

Шаблон отказа

Отказ после шорт-листа

Здравствуйте, [имя кандидата],

Спасибо за ваш отклик на позицию [название позиции] в [название вашей компании].

К сожалению, пока что мы не можем сказать, что вы идеально подходите на эту должность. Тем не менее, я призываю вас в будущем заглядывать на нашу карьерную страницу [ссылка на страницу с вакансиями на вашем карьерном сайте] и откликаться повторно на интересующие вас вакансии.

Мы стараемся улучшать опыт взаимодействия кандидатов с нашей компанией, поэтому будем признательны, если вы оставите свой отзыв: [ссылка на форму для отзывов].

С наилучшими пожеланиями,
[ваше имя]
[ваш телефон]
[ваш e-mail]
[ссылка на сайт карьерной страницы вашей компании]

Надеемся, вы будете еще эффективнее общаться с кандидатами и сможете заинтересовать самых крутых специалистов. Применяйте советы из статьи, используйте FriendWork и нанимайте лучших!

Сделайте репост статьи, чтобы ваши коллеги тоже облегчили общение с кандидатами с помощью автоматизации HR.

Екатерина Дадыкина

Автор корпоративного блога FriendWork

Полезные материалы и HR-мероприятия. Все самое интересное в одном письме!

Вот вы нашли подходящую вакансию и уже готовы откликнуться — осталось только написать сопроводительное письмо. Оно дополнит резюме и поможет вам выделиться среди остальных кандидатов.

Обязательно ли писать сопроводительное письмо

Сопроводительное письмо обязательно, если об этом говорится в вакансии, у вас нет релевантного опыта или нужно вместе с резюме отправить тестовое задание.

Вакансия требует сопроводительного письма. На некоторых сервисах для поиска работы эйчары могут запретить отправку резюме без дополнительного сообщения — например, на HH.ru. Правда хитрые кандидаты находят лайзеку и отправляют вместо письма точку или слово «Здравствуйте», но мы не советуем так делать — вы лишь испортите первое впечатление о себе.

👉 Иногда рекрутёры прямо в вакансии пишут кодовое слово, которое нужно указать в письме. Так они проверяют, что кандидат действительно прочитал описание вакансии, а не откликается на всё подряд.

Нет релевантного опыта. Вы работали пять лет экономистом, а затем решили начать с нуля и пойти в программисты. В резюме не получится описать вашу мотивацию, а вот в сопроводительном письме — вполне.

Напишите в сообщении, почему вы сменили профессию и почему справитесь с этой работой лучше остальных. Это повысит шансы попасть на собеседование.

Тестовое задание. Если в вакансии есть тестовое, надо его выполнить, а ссылку с решением прикрепить к сопроводительному письму. В сообщении можно также описать детали: почему вы решили задание именно так и какие были сложности.

В остальных случаях сопроводительное письмо — необязательная, но важная часть отклика. Поэтому лучше не лениться и написать его — так вы покажете рекрутёру, что точно заинтересованы в работе.

Каким должно быть письмо

Нешаблонным. Не используйте тексты из интернета — рекрутёр сразу поймёт, что вы скопировали чужое письмо. Даже тот шаблон, который мы предлагаем ниже, лучше переработать под себя.

Лаконичным. Пишите коротко и по делу — только о том, что относится к работе. Не рассказывайте всю свою биографию, начиная с детского сада, и не дублируйте всю информацию из резюме.

Грамотным. В сообщении не должно быть ошибок. Если вы не уверены в орфографии или пунктуации, проверьте текст с помощью сервисов Text.ru и LanguageTool.

Без клише и штампов. Не начинайте письмо с «доброго времени суток» и «приветствую вас» — замените их на универсальное «Здравствуйте».

❌ Доброго времени суток!!!

✅ Здравствуйте

«Прошу рассмотреть мою кандидатуру» звучит излишне официально. Лучше написать «Откликаюсь на вакансию» или «Меня заинтересовала вакансия».

❌ Прошу рассмотреть мою кандидатуру — слишком формально.

✅ Откликаюсь на вакансию

Меня заинтересовала вакансия

Не пишите, что вы «коммуникабельный», «целеустремлённый» и «стрессоустойчивый». Эти фразы так часто встречаются в резюме, что утратили свою ценность и превратились в штампы.

Расскажите лучше о своих настоящих качествах. Например, что вы соблюдаете дедлайны, умеете работать в команде с менеджером проекта и тестировщиком.

❌ Коммуникабельность, целеустремлённость, стрессоустойчивость.

✅ Соблюдаю дедлайны, работаю в команде.

Проверить текст на клише, штампы и прочий словесный мусор можно в сервисе «Главред».

О чём писать в сопроводительном письме

  • О мотивации: чем вас заинтересовала вакансия, почему вы хотите устроиться в компанию.
  • О навыках и релевантном опыте работы. Почему именно вы подходите на эту должность.

К сопроводительному письму можно приложить ссылки на личные проекты — это могут быть ссылки на GitHub-репозиторий, песочницы кода или опубликованные сайты.

План сопроводительного письма

Приветствие. Сначала поздоровайтесь с адресатом письма. Идеально, если вы можете обратиться к рекрутеру по имени — это покажет, что вы не просто откликнулись на вакансию, а готовились и искали информацию о компании.

❌ Доброго времени суток, приветствую вас

✅ Здравствуйте, Анна

На какую должность претендуете. Если вы откликаетесь не на сервисе поиска работы, а пишете на почту рекрутёру, добавьте, откуда узнали про вакансию.

❌ Прошу рассмотреть моё резюме, всю информацию вы найдёте в нём

✅ Пишу вам насчёт вакансии «младший верстальщик». Ваш коллега Кекс рассказал, что вы набираете новых сотрудников, и я захотел устроиться к вам.

Почему вы хотите работать в компании. Расскажите, почему вас привлекает это место.

❌ Ничего не писать

✅ Я давно знаком с HTML Academy — проходил ваши тренажёры и курсы, стажировался в «Лиге А.». Мне очень нравятся ваши продукты, и я хочу поработать над ними.

Чем вы полезны компании. Коротко расскажите о своём опыте и навыках, которые будут полезны на данной позиции. Опирайтесь на список требований — можете даже пойти по порядку, рассказывая чем вы владеете, а чем нет. Если соответствуете не всем требованиям в вакансии, честно напишите об этом. Расскажите, что готовы освоить навыки в короткие сроки.

Если нет релевантного опыта, напишите, почему вы сменили профессию. Опишите, как видите себя в будущем и к чему стремитесь. Здесь же расскажите коротко о своих проектах и приложите ссылку на портфолио. Если в вакансии есть тестовое, приложите ссылку на код и опубликованную версию.

Заключение

Поблагодарите рекрутёра за внимание и укажите контакты для связи.

❌ Заранее благодарю за собеседование.

✅ Спасибо за ваше время. Сергей Джуновский, тел.: 8(999)000-00-00

Пример сопроводительного письма

Каждое сообщение должно быть уникальным, потому что вы пишете про себя и про свой опыт. Но чтобы вам было проще составлять текст, мы подготовили пример хорошего письма.

Здравствуйте, Анна!

Меня зовут Сергей. Я пишу насчёт вакансии «фронтенд-разработчик» — увидел её на сайте «Центра карьеры» HTML Academy.

Я посмотрел кейсы ваших разработчиков, и мне очень понравились проекты, особенно сайты для кофейни и океанариума. Видно, что вы очень любите создавать динамичные интерфейсы с анимацией. Мне тоже интересна анимация, и я хочу развиваться в этом направлении.

Вы написали в вакансии, что готовы рассмотреть тех, у кого опыт коммерческой разработки меньше года, если работа выполнялась на стеке из списка требуемых навыков. Это как раз мой случай. У меня есть небольшой опыт работы над проектами в команде, в том числе я разрабатывал адаптивные веб-приложения во фронтенд-аутсорсе «Лига А.».

По навыкам:

  • Я хорошо владею HTML, CSS, JS и React. На React писал только личные проекты.
  • Есть опыт адаптивной кросс-браузерной вёрстки HTML-страниц на основе макетов Figma. Верстаю семантично.
  • Умею создавать красивые UI-анимации для HTML-элементов (как с @keyframes, так и transition).
  • Опыт работы с CSS-фреймворками небольшой, я писал только один проект на Bootstrap. Но готов быстро учиться.
  • С 1С-Битрикс не работал, только с WordPress, но очень хочу у вас работать, поэтому быстро обучусь.

Ссылки на мои рабочие и личные проекты здесь: ссылки на GitHub и CodePen.

Спасибо за ваше время!

Сергей Джуновский

sergei-junovskiy@gmail.com

Тел.: 8 999 000-00-00


Полезное по теме

  • 17 ошибок, которые испортят любое резюме
  • Как составить резюме, которое дочитают до конца

Заинтересованный в получении новой работы соискатель должен не просто уметь правильно составлять резюме. Лучше всего, если его дополнит хорошее сопроводительное письмо, также написанное грамотно, без ненужных подробностей. Оно позволит в более свободной форме представить себя и свои профессиональные навыки с лучшей стороны. В данной статье расскажем, как правильно написать сопроводительное письмо, и продемонстрируем профессионально составленные примеры.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Что такое сопроводительное письмо
  • Как составить сопроводительное письмо
  • Главные правила написания сопроводительного письма
  • Оформление сопроводительного письма
  • Образец сопроводительного письма
  • Примеры сопроводительных писем по профессиям
  • Сопроводительное письмо для юриста
  • Сопроводительное письмо в банк
  • Сопроводительное письмо для бухгалтера
  • Сопроводительное письмо для менеджера
  • Сопроводительное письмо без опыта
  • Сопроводительное письмо на английском

Что такое письмо к резюме

В западных странах сопроводительное письмо уже давно является неотъемлемой частью резюме, а его отсутствие – признаком дурного тона. В России такое письмо не является обязательным, но в последнее время работодатели стали уделять ему больше внимания.

Большинство рекрутеров в РФ положительно относятся к сопроводительному письму. В нем можно обратиться к своему потенциальному руководителю либо менеджеру по персоналу и постараться заинтересовать их. Таким образом, сопроводительное письмо не только становится проявлением хорошего тона, но и может оказаться существенным преимуществом вашего резюме и вашим лично, если оно написано логично, грамотно и содержит важную информацию.

Кому особенно рекомендовано дополнять свое резюме сопроводительным письмом:

  • студентам, выпускникам высших учебных заведений, соискателям без опыта работы. Сопроводительное письмо для таких соискателей является хорошей возможностью обратить внимание работодателя на свое резюме и показать свое стремление работать в данной компании;
  • соискателям, которые хотят сменить профессиональную сферу деятельности и не обладают в ней достаточным опытом работы. В этом случае письмо отобразит уже имеющиеся навыки соискателя и возможность их применения в новой области, подчеркнет его мотивацию, раскроет причины смены сферы труда;
  • претендентам на должность в международной компании.HR-менеджеры крупных фирм обращают особое внимание на умение кандидата представить себя. Правильно составленное сопроводительное письмо в разы увеличивает шансы на прочтение резюме работодателем и впоследствии на получение работы.

Как правильно составить хорошее письмо

Для начала необходимо отметить, что сопроводительное письмо должно быть написано на том языке, на котором было составлено резюме. Для международных компаний рекомендуется использовать английский язык.

Письмо должно быть лаконичным и содержательным. Необходимо составить его таким образом, чтобы работодатель сформировал четкое представление о том, почему его компания должна выбрать именно вас.

Оформление сопроводительного письма не занимает много времени, его структура достаточно проста.

Правила написания

  1. Для начала необходимо обратиться к адресату. Чаще всего в вакансиях, размещенных на общедоступных интернет-ресурсах, отображается информация о контактном лице – менеджере по подбору персонала или руководителе компании. В таком случае лучше всего обратиться непосредственно к нему: «Уважаемый Андрей Иванович!»; «Здравствуйте, Анна Николаевна!». Если контактные данные представителя компании отсутствуют, можно обойтись общей вежливой фразой: «Уважаемый работодатель!». Неформальных обращений следует избегать.
  2. Укажите источник информации о вакансии: «На сайте … указана информация о вакансии …»; «Меня заинтересовала вакансия …, опубликованная на странице Вашей компании в социальной сети …». Если вы узнали о вакансии от работника компании, с его разрешения можно указать его ФИО.
  3. Расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании. Например: «Открытая вакансия в Вашей компании привлекает меня возможностью работать в креативном коллективе и реализовывать масштабные проекты». Здесь также можно сделать акцент на вашем профессиональном опыте, который соответствует выбранной должности: «Мой опыт в сфере … составляет более … лет, поэтому я уверен(-а), что справлюсь с выполнением поставленных передо мной задач».
  4. Подчеркните ваши профессиональные навыки и достижения, которые будут отличать вас от других кандидатов. Лучше подкреплять ваши слова примерами из профессионального опыта, полученного на предыдущем месте работы. Не стоит полностью повторять резюме, подчеркните основное.
  5. Адаптируйте свои навыки под выбранную позицию. Ваши лучшие профессиональные качества, знания и умения должны соответствовать тем, в поиске которых находится компания. Выделите главные и сделайте акцент именно на них, возможно, используя ключевые слова, которыми компания описывает идеального претендента на данную должность.
  6. Не забывайте о цифрах. Например, если в прошлом вы занимали должность руководителя отдела, укажите, какое количество персонала находилось у вас в подчинении.
  7. Предоставьте список рекомендаций. Включив в сопроводительное письмо контактные данные людей, которые могут дать вам рекомендации, вы непременно увеличите свои шансы быть замеченным HR-менеджером среди других кандидатов на работу. Разумеется, речь идет исключительно о рабочих контактах, номера личных телефонов можно предоставлять только с разрешения их владельцев.
  8. Избегайте упоминания о ваших карьерных амбициях. Чаще всего рекрутер занимается поиском специалиста на конкретную должность, и ваше стремление быстро продвигаться по карьерной лестнице может его отпугнуть.
  9. Не фантазируйте. Опишите конкретные цели, которых действительно можете достичь на выбранной должности, учитывая ваши навыки и способности.
  10. Укажите актуальные контактные данные, по которым работодатель сможет с вами связаться. Эти данные есть в резюме, но по правилам делового этикета в письме их необходимо продублировать.
  11. Поблагодарите работодателя за время, уделенное прочтению сопроводительного письма, и внимание к вашей кандидатуре. Это закрепит сложившееся о вас положительное впечатление.

Если вы пишете сопроводительное письмо к резюме учителя, то обязательно укажите, приходилось ли вам уже работать с детьми либо вы только что закончили институт. Если требуется написать, например, сопроводительное письмо к резюме администратора, обязательно укажите владение программами и компьютерными знаниями. Будет отлично, если в письме будут указаны те компании, где вы уже работали системным администратором.

Оформление письма

Если резюме предоставляется в распечатанном виде, письмо следует разместить на отдельном листе. Если документ нужно отправить по электронной почте, текст сопроводительного письма размещается в теле электронного сообщения.

Текст сопроводительного письма не должен превышать объем печатной страницы формата А4. Слишком большое письмо может быть проигнорировано работодателем или прочитано с меньшей долей внимательности.

Образец сопроводительного письма

Короткое письмо

Здравствуйте, Инна Александровна!

Меня заинтересовала вакансия менеджера по рекламе и PR, размещенная на сайте Вашей компании. Я работаю в рекламной сфере уже 5 лет и убеждена, что мой опыт и профессиональные навыки помогут мне достичь высоких результатов на данной должности. Работа в Вашей компании привлекает меня возможностью реализовать свои навыки в масштабах крупного бизнеса.

Надеюсь, Вас заинтересует мое резюме (см. во вложении). Буду благодарна за приглашение на собеседование.

С уважением, Ольга Петрова,

тел. +7 (***) ***-**-**

Развернутое письмо

Здравствуйте, Инна Александровна!

Меня заинтересовала вакансия менеджера по рекламе и PR, размещенная на сайте Вашей компании. Ознакомившись с перечнем требований к кандидатам, я пришла к выводу, что мой 5-летний опыт работы в сфере рекламы и профессиональные компетенции позволяют мне претендовать на данную должность. Работа в Вашей компании привлекает меня возможностью реализовать свои навыки в масштабах крупного бизнеса и работать в креативном коллективе.

На прошлом месте работы я занимала должность менеджера по маркетингу и рекламе. В моем подчинении находился штаб из 20 сотрудников. В мои обязанности входила организация маркетинговых мероприятий по продвижению товаров, разработка и проведение рекламных кампаний, налаживание контактов и поддержание связи с базой клиентов и СМИ. Благодаря рекламным кампаниям, проведенным под моим руководством, компания «***» ежегодно повышала уровень продаж до 45%.

Я также обладаю высоким уровнем владения ПК, свободно говорю по-английски, в данный момент изучаю немецкий язык. В работе я ответственна, пунктуальна и коммуникабельна.

Буду с нетерпением ждать ответа и возможности обсудить условия работы и взаимные ожидания на собеседовании. Спасибо, что уделили время рассмотрению этого приложения.

С уважением, Ольга Петрова,

тел. +7 (***) ***-**-**

Примеры по профессиям

Далее мы приведем еще несколько примеров сопроводительных писем к резюме по наиболее востребованным специальностям. Стоит отметить, что чем более распространенной профессией вы обладаете, тем сложнее найти работу: слишком уж много конкурентов. Поэтому сопроводительным письмом дополнять свое резюме становится настоящей необходимостью.

Для юриста

Здравствуйте!

Ваша компания опубликовала вакансию на замещение должности юриста на сайте (укажите источник). Мой юридический стаж составляет … лет, есть серьезный опыт в юриспруденции, и мне бы хотелось предложить Вам свою профессиональную помощь. Я окончил институт (указать), хорошо разбираюсь во всех отраслях гражданского законодательства. Работал юристом (укажите конкретную специализацию) в таких компаниях, как (перечислить хотя бы несколько). Составлял адвокатские запросы и исковые заявления в суд, вел делопроизводство, работал с документами (укажите конкретные свои занятия). Также имел успешную практику, выиграл несколько дел в судебных инстанциях.
Хорошо владею офисными программами и правовыми системами. Предпочитаю командный метод работы, среди моих качеств – ответственность, стремление вникнуть в суть очередной проблемы.

Надеюсь, Вас заинтересовало мое резюме. Буду благодарен за приглашение на собеседование.

Для банка

Добрый день! (лучше указать лицо, к которому вы непосредственно обращаетесь)

На сайте ….. была опубликована вакансия кредитного специалиста Вашего банка. Возможно, моя кандидатура вас заинтересует.

Мне уже приходилось работать в банковской сфере сотрудником кредитного отдела. Специфика работы мне хорошо знакома, и я уверен, что справлюсь с новыми обязанностями, а мои навыки могут пригодиться Вашей организации. Я многое читал о Вашем банке, и все отзывы о нем были исключительно положительными. Мне очень интересна банковская сфера, я хотел бы продолжать свое развитие именно в этом сегменте.
Готов прийти на собеседование, чтобы вы смогли убедиться в моем опыте и знаниях.

Мой телефон (указать).

Для бухгалтера

Здравствуйте, … .

Ваша компания опубликовала на сайте ….. вакансию на замещение должности бухгалтера. Уверен, что мои знания и квалификация подойдут для Вашей работы.

Мой стаж в бухгалтерской сфере составляет … лет, поэтому я обладаю профессиональным опытом. Имею специализированное высшее образование, умею вести бухгалтерский учет, работаю со всеми бухгалтерскими программами (указать прочие навыки по своей специальности). Склад ума аналитический, умею действовать в команде. Узнать о моих преимуществах как можно больше вы сможете из моего резюме (прилагается).
Благодарю за уделенное моему письму время.

Для менеджера

Уважаемый (ФИО лица, к которому обращаетесь)!

Меня заинтересовала предлагаемая вами на сайте … вакансия менеджера в Вашу компанию. Я внимательно изучил указанные Вами требования к соискателю, и уверен, что полностью соответствую им.

Обладаю дипломом о высшем образовании по профилю Вашей компании. Работал менеджером (указать, где именно) и хочу предложить свою кандидатуру на Ваше рассмотрение.

К моим полезным навыкам относится умение работать с клиентами и с документацией. Вел клиентскую базу, занимался консультациями, проводил телефонные переговоры с клиентами. Владею всеми пакетными компьютерными программами. Мой стаж в сфере менеджмента составляет … лет.

Спасибо за рассмотрение моего резюме (прилагается). Надеюсь на доброе сотрудничество, на собеседование готов прийти в указанное Вами время.

С уважением, …

Когда нет опыта работы

Нередко случается, что соискатель увидел вакансию, которая не соответствует его опыту и умениям. Однако человек уверен, что с предложенной работой он справится. Чаще всего с такой ситуацией сталкиваются вчерашние выпускники вузов, у которых опыта нет по определению. Вот как в таком случае стоит составлять сопроводительное письмо к резюме, пример смотрите ниже:

«Добрый день!

Я ознакомился с предложенной Вашей компанией вакансией на замещение должности … . У меня отсутствует требуемый опыт по этой специальности, однако я обладаю целеустремленностью в изучении нового для меня дела. Мне очень хочется профессионально развиваться и повышать уровень знаний.

Могу перечислить такие свои качества, как (указать то, что, на ваш взгляд, наиболее подходит для работы в выбранной Вами компании).
Буду признателен, если Вы пригласите меня на собеседование. Мои контактные данные (указать).

Благодарю за то, что уделили мне время».

Письмо на английском (Cover Letter, CL)

Сопроводительное письмо на английском языке (Cover Letter) играет важную роль в иностранной среде. По своей структуре оно делится на три части. Во вступлении необходимо привлечь внимание работодателя — указать, откуда узнали о вакансии, или подчеркнуть свои профессиональные преимущества. В основной части расскажите, почему вас заинтересовала должность в этой компании, также кратко опишите свой опыт, навыки. В заключительной части можно поблагодарить работодателя за внимание, выразить свое желание лично пообщаться с работодателем.

Пример CL

Dear Sir or Madam,

I consider myself a strong candidate for your Manager position advertised on your website.

Please, find my CV attached.

While studying Management I started to develop my organizational and business skills and collected comprehensive working experience in different working positions. This time was crucial for me. It proved that I was capable of much more.
I have developed a wide range of applicable skills, including problem solving, organizational skills, excellent communications skills, delegating and allocating tasks, team working and IT skills.

Now I’m looking for a role which would adequately meet my skills and qualities. I’m ready for new challenges. And what is more I’m highly interested in a career which will provide me professional development, challenging opportunities and access to the best training facilities.

Please, contact me via phone or e-mail. I hope I may be given the opportunity of an interview.

Yours sincerely,
Ivan Ivanov
Tel.:
E-mail:

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать письмо губернатору белгородской области гладкову образец
  • Как написать письмо гансу христиану андерсену
  • Как написать письмо вселенной на деньги
  • Как написать письмо вожатому
  • Как написать письмо владимиру головину