Председателю Правления АО «KaspiBank»
Г-ну Ламтадзе М.
От Терекуловой Ж.А., телефон 8 702 11 77 999
ЖАЛОБА — ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый, Михаил Ламтадзе! Я являюсь клиентом Вашего банка. В 2007 года я брала в Вашем банке ипотечный займ. История у меня классическая. Пришел кризис, платить кредит не смогла, пришлось через три месяца закрыть квартиру, под которую я брала у Вас кредит, отнести ключи в Банк, и сказать, что платить не могу, забирайте залог. Ровно пять лет эта квартира, была закрыта, никто в ней жил, Коммунальные организации соответственно все отключили, о чем есть подтверждение. Ни банку ни мне, она нужна не была. В конце 2011 года, Банк обращается в суд с иском о взыскании с меня суммы основного долга. Я решение не обжалую. Так как признаю, правоту Банка. Ко мне приезжают жить мои родители пенсионеры, инвалиды, у меня двое несовершеннолетних детей. Я переезжаю жить в залоговую квартиру, и за почти полтора года, я погашаю весь займ, плюс сумма, которую мне посчитали как налог за содержание этой квартиры, и еще двести тысяч тенге, как вознаграждение Банку. То есть кручусь, там где нибудь занимаю, Вам несу. Я написала письмо ходатайство на Ваше имя, о списании с меня пени, вознаграждения и высвобождении залога. Через день, после моего ходатайства, мне позвонили с Банка и сказали, что меня приглашает Региональный директор Банка Шинды Тахир. Я соответственно пошла на встречу, лучше бы не ходила. Настроилась на диалог. Но, то как все это происходило, вот об этом я, и жалуюсь Вам.
Во –первых, этот директор, не представился, начал разговор сразу с далеко не вежливого тона. Описывать диалог не буду. Но скажу, разговор был хамский, молодой человек, очень о себе по видимому хорошего мнения. Мнения о том, что он директор, и ему можно так себя вести. Примерно так: «Ну че вы ко мне пришли», «Ну, просите, че вы там хотели», я не даже не успела, сказать, что он меня сам приглашал, а я готовилась к нормальному диалогу, хотела сказать, что у меня на содержание двое родителей инвалидов, дети, есть еще другие долги. Единственно, что от шока такого поведения представителя, не просто представителя, а столичного регионального директора, я сказала, что ожидала, что то серьезное от встречи. А он мне ответил, «Все идите, и вам не хворать». Все это происходило при мне, то есть я стою, он сидит, с ноутбуком, спрашивает развязным тоном у менеджера, кто это, а, эта Вчерашняя. Уважаемый Михаил, я тоже работаю с людьми, и очень много видела разных людей, жизненных ситуаций, и радостных и трагичных, всякое. Но знаю точно, нельзя так себя вести, тем более, когда, человек пришел, старше его, женщина, с просьбой. Меня так удивило, что работники цивилизованного успешного Банка, могут так себя вести. Я не говорю об этики служащих, об уважении, даже о воспитании. Есть нормы поведения, обычные нормы поведения человека. Даже думала, может сынок он чей то, или учился заграницей, может поэтому так себя ведет, так позволяет себе вести с людьми. Но это не нормально, даже если сынок чиновника, или олигарха, где воспитание, если учился в Оксфорде, где этика поведения, где умение вести конструктивный диалог. Он меня оскорбил. Не хотела писать жалобу, я не жалобщица, но вот прошло три дня, и Вы знаете, такое поведение Вашего представителя в городе Астана, не позволительно. Потом, почему мнение у Вашего регионального директора о том, что я работаю нотариусом, значит я сижу и гребу лопатой деньги. На город Астана 800 нотариусов, друг на друге уже сидим. Чтобы что то заработать, я нахожусь на работе все 16 часов. Не вижу детей толком. Содержу и постоянно лечу своих родителей, отец у меня инсультник, мама инвалид детства по зрению. Это не жалоба на жизнь, ни в коем случае. Это факты, которые должны обсуждаться при рассмотрении моего ходатайства по списанию вознаграждения по погашенному займу. Чтобы погасить займ, я у ростовщиков беру деньги под проценты. Сын идет в этом году в первый класс, дочь учится в университете. Все это оплачивать надо мне. Это все я говорила начальнику Лауре и своему менеджеру Мурату. Они мне сказали, чтобы я написала ходатайства на Ваше имя, что Вы очень умный и понимающий банкир, а региональный директор даже не стал слушать меня, а наоборот, чуть ли не послал меня со словами смеясь «И вам не хворать». Почему он думает, что разговаривая так с людьми, он выглядит как деловой, умный, умеющий вести диалоги человек. Вы знаете, я имею право так сказать, он не показался мне деловым человеком. Также он сказал, мне что будет отказывать мне в моем ходатайстве, я как юрист, понимаю буквально, значит региональный директор, может самостоятельно предвидеть решение комиссии. Получается ходатайство рассматривается не индивидуально, для каждого клиента. А рассматривается с подачи регионального директора, если он сказал, что комиссия мне откажет, значит, комиссия банка – это формальности. Зачем тогда писать ходатайства на имя Председателя Правления Банка. Это же не письмо какое – нибудь, а именно ходатайство, где я приложила все документы, инвалидные книжки, справки о всех арестах. Получается комиссии как она должная быть, не существует что ли. Один человек был не в духе, или у него проблемы с нормальным общением с гражданами, это и есть решающий фактор для рассмотрения ходатайства. Объясните мне пожалуйста, или я с 20 летним стажем юриста, что то совсем не понимаю. Он мне так и сказал, вам откажут. Значит региональный директор, может предрешать ответ на вопросы, которые должны рассматриваться комиссией. Опять же, раз региональный директор, думает, что я нотариус, значит можно что то еще взыскать с меня. А у меня нечего взыскать. Вот нечего взыскать и все. Работы толком нет. Другого бизнеса дохода у меня нет. Мне и нельзя по Закону. И как быть, теперь, вечно жить в кабале, просто потому что, кто то был не в духе, и все решил за весь Банк. У меня много знакомых, которым Ваш банк пошел навстречу, после погашения основного долга, списали вознаграждения. Каждый живет жизнь так как может, и платит по своим долгам как может. Я не считаю себя злостным неплательщиком. Сумму долга я выплатила за полтора года почти, еще проценты за налог, и еще 200 000 тенге, за вознаграждение. Для меня Каспийский банк является стабильным процветающим банком с гибкой политикой банка. Я читала Ваше интервью, где Вы говорите, что каждый клиент, может обратиться к Вам, и Вы всегда идете навстречу клиенту. Прошу Вас, уважаемый Председатель Правления Банка, принять мою жалобу – обращение, ходатайство о списании вознаграждения, пени, штрафов, высвободить мою квартиру из залога, и сделать замечание региональному директору Шинды Тахиру за некорректное поведение по отношению ко мне. Надеюсь, что мое обращение, будет прочитано Вами лично.
Дата публикации: 18-07-2014, 18:31
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте, это займет несколько секунд.
Быстрая регистрация через соцсети:
- О банке
- Кредиты
- Автокредиты
- Отзывы
Продукты банка
Полезные сервисы
О Kaspi bank (Каспи банке)
№ 1.2.245/61 от 30.06.09 г.
Справочная информация о банке АО «Kaspi bank» — история развития, банковские продукты и услуги, контактная информация, новости, рейтинг и отзывы клиентов
Для эффективного сотрудничества и качественного обслуживания клиентов в организации имеется служба поддержки. Колл-центр Каспи Банка дает возможность получить актуальную информацию о продуктах банка и оперативно решить вопросы, связанные с его деятельностью.
Преимущества колл-центра
Call Center Kaspi Bank работает в едином режиме для всех населенных пунктов Республики Казахстан.
Для связи со специалистами необязательно идти в офис банка, большинство вопросов можно решить удаленно. Связь со службой поддержки доступна не только с помощью телефонного звонка. Оперативно получить нужную информацию можно посредством социальных сетей или электронной почты. В личном кабинете банка клиент может заполнить форму обратной связиё. Сотрудники колл-центра свяжутся любым из выбранных способов в кратчайшие сроки.
Самым удобным способом связи является звонок по телефону горячей линии. Вне зависимости от того, с какого оператора осуществляется вызов, он будет для абонентов бесплатным.
Телефоны колл-центра:
- 9999 — доступен для совершения звонков с мобильного устройства;
- 8-800-080-18-00 — можно совершать звонки не только со смартфона, но и с городского номера.
После соединения понадобиться выбрать вопрос, по которому абонент обращается в службу поддержки:
- информация относительно банкоматов и терминалов Каспи Банка;
- данные по курсу валют;
- получение консультации по счетам клиента (обслуживание текущего счета, открытие нового и т.п).
При отсутствии необходимого пункта меню у голосового помощника понадобится дождаться ответа специалиста. Иногда на это потребуется некоторое время.
Какие вопросы решают сотрудники колл-центра
Стоит понимать, что не все проблемы возможно решить посредством звонка в саппорт. Например, работник службы поддержки не сможет повлиять на починку неисправного банкомата. Для этого потребуется обращаться в техническую службу по телефону, указанному на самом оборудовании. Однако консультант может проинформировать о том, как пользоваться устройством и совершать определенные операции.
Колл-центр оперативно решает вопросы следующего характера:
- Пользование кредитными и дебетовыми картами.
- Проведение платежей и переводов.
- Информация по условиям выдачи кредитов (сроки, процентные ставки и т.п) и депозитным счетам.
- Способы пополнения счетов и снятия наличных средств.
- Проблемы с входом в личный кабинет онлайн-банка.
- По вопросам, не связанным с деятельностью Каспи Банка, звонить в его колл-центр нецелесообразно. В этом случае лишь увеличится нагрузка на линию.
Прочие контакты для связи
Телефон горячей линии является бесплатным. Но в некоторых случаях дозвониться быстро не получается. Тогда можно воспользоваться номером местного отделения Каспи Банка:
- 8 (727) 258-59-55, 8 (727) 250-95-96 — номера головного офиса Kaspi Bank в Алматы.
- 8 (727) 258-59-55, 8 (727) 258-59-65 — телефоны для звонков из Нур-Султана.
Кроме телефонов граждане могут использовать различные социальные сети:
- Одноклассники — https://ok.ru/kaspi.kz;
- Twitter — https://twitter.com/Kaspi_kz;
- Facebook — https://www.facebook.com/Kaspi.kz/;
- ВКонтакте — https://vk.com/kaspikz;
- Телеграм — https://t.me/kaspikz.
Правление
Руководитель:
Михаил Ломтадзе
Совет директоров:
Ким Вячеслав Константинович (Председатель), Ломтадзе Михеил Нугзарович, Рахметов Чингис Жолдасбаевич (независимый директор)
Члены правления:
Джумадиллаева Гульмира Джанибековна, Диденко Юрий, Мосидзе Тенгиз, Миронов Павел Владимирович
Бухгалтер:
Уалибекова Найля Амантаевна
Реквизиты банка
БИК (SWIFT):
CASPKZKA
БИН:
971240001315
Активы
3 место
3 495 831 909 тнг.
Капитал
3 место
371 571 944 тнг.
Кредиты
2 место
2 325 000 283 тнг.
Прибыль
2 место
259 091 065 тнг.
Заблокировали счёт в форте банке из-за каспи
Заблокировали счёт в форте банке из-за каспи, что за бред??
Форте отправляет в каспи банк, в отделении говорят «вам позвонят» и никто не звонит уже месяц, все средства заморожены, а я даже причину не знаю!!! Это нормально по вашему?? И это современный банк??
Читать полностью
Поднимающий информацию банк
Все любят каспи. Берут каспи рэд… Средняя комиссия на один проданный товар или услугу 10 процентов. Деньги из воздуха делают, а мы потом страдаем бешеной инфляцией.
И сейчас, до того уже офигели, что бонусы дают только 0.25 процентов покупателю и только при оплате через QR.
Читать полностью
Автокредит и денежный кредит
Очень большой минус в том что если в колёса КЗ хочешь взять в кредит машину то обязательно надо вносить пеовоначалку, а деньги та далеко не у всех есть, могли сделать без певоначалки и оформлении было бы на много больше. И второе денежный кредит…. После оформления кредита надо ехать в город чтобы снять деньги с терминала, в районах и сельских местностях нет этого!!! Вы бы сделали так чтобы оформленные деньги можно было снять с каспий голода.!!! Из за этих больших минусов лично я редко пользуюсь услугами Каспий банка
Читать полностью
Сотрудники незнайки🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔
У меня оптимальный кредит. Это ваши сотрудники заставили оформить такой кредит😠😠😠😠. Теперь я плачу каждый месяц. Но, сумма неубавляется 🤔🤔🤔🤔🤔. Пошла узнать почему так происходит. Ваш менеджер не знает почему????? Она даже не могла посчитать за два года сколько денег я оплатила 😠😠😠😠😠. Зачем и кому плачу???? Если сумма не меняется?????
Читать полностью
Не советую брать креды у этих скотов
Не советую связываться с этим банком, если вы предсказываете на 1000% что на срок кредита у вас будет все стабильно, так как банк выдает кредиты без страховок и в случаи если у вас случатся финансовые трудности или еще какие то проблемы, например со здоровьем , то банк будет вам помыкать , что кредит без страховки и вы обязаны платить. Если вы выйдете на просрочку то начнутся ежедневные звонки и будут спрашивать и говорить одно и тоже, также будут совершать обманом звонки третьим лицам, говоря, что не могут дозвониться до заемщика.(они просто майкуют, либо бросают трубку, либо звоняк и делают вид что не слышат)
Никто не говорит что у них есть услуга оптимищация кредита, оно просто растягивают вам кредит , уменьшив ежемесячный платеж
Самое что вожмущает это их скотство что не дают отсрочку и совершают ежедневные звонки и обманом переводят звонки третьим лицам
От такого , хочется пожелать скорейшего краха этому банку
Читать полностью
Мрази
Таких тупых людей я не встречал настолько не компетентные люди во главе этого банка сброд собрали с помойки
Читать полностью
Рассрочка
Я была крайне удивлена, что такой замечательный «продукт», как рассрочка, раздают направо и налево. Сейчас смотрела Инстаграм, и наткнулась на горе- хирурга, без соответствующего образования, неизвестно, в каких условиях проводит операции, который всем желающим проводит операции по броулифтингу. Я надеюсь, что работники банка не хотят быть втянутыми в несчастья обманутых ожиданием женщин. Наверняка эта дама меня заблокирует, но у меня есть ее контакты. Хочется, что бы, как можно быстрее ей заинтересовалась прокуратура.
Читать полностью
Отвратительный банк , самый низкий уровень сотрудников!
Сделал покупку на 600000 тенге, доставку назначили за 2 дня 29.11.22 . Сказали что доставят до 23.00 . Весь день общаюсь с сотрудниками , спрашиваю где курьер , на что сотрудники максимум что могут сказать это ждите . А в 23.15 мне говорят ждите ещё 3 дня . На вопрос как связаться с курьером мне сказали никак . Сами они с ним связаться не хотят , хотя могут , это они мне тоже сказали. В итоге мне ничего не доставили, сотрудники просто выходят из чата и не отвечают на вопросы , игнорируют клиента ,хамят . Это точно лучший банк или аульная контора ? Из-за вас я должен продлить аренду квартиры 20.000 тенге в сутки , я должен сдать билеты на самолёт , потому что курьер и сотрудник каспия забил на доставку и на звонок. Кто мне это все компенсирует ? Ау
Читать полностью
Дайте поспать!
Здравствуйте. Я клиент банка и брала рассрочку. Это здорово что теперь у каспи есть функция обзвона должников перед просрочкой. Идея очень удобная. Но пожалуйста, перестаньте звонить с утра! Сегодня воскресенье и мне позвонили в 9:30. Понимаю что для рабочего дня это может быть нормально (тем более для не спящих ботов), но будить людей в выходные выглядит как новая форма издевательства. Тем более что боты устроены так, что звонят пока не возьмёшь трубку. Я прошу лишь каплю милосердия и понимания к своей человеческой природе!
Читать полностью
Просрочка кредита
Здравствуйте я клиент банка брола денежный кредит вышла на прасрочке 1 месяц была на прасрочке оплатила. 2 месяц прасрочка 20 день писала заявление на отсрочку мне отказали. 4 месяца назад потеряла работу официально не работала щас сижу дома с детьми. И работаю на даму как магу собираю деньги . Хотелось Канечно бы чтоб банк пашол на уступки немного
Читать полностью
В 2002-м владелец магазина электроники купил банк, чтобы выдавать клиентам кредиты, но не знал, как — поэтому взял в долю фонд Baring Vostok. Спустя 19 лет The Generalist разбирает, как Kaspi завоёвывает рынки и обходит по активности пользователей «Тинькофф» и Amazon.
В 2000-х годах Kaspi был посредственным коммерческим банком, но за последнее десятилетие превратился в технологического гиганта — со своей торговой платформой, платёжным шлюзом, сервисами для бронирования, госуслугами и кредитованием.
Издание The Generalist рассказывает, как Kaspi удалось построить бизнес стоимостью $21 млрд в Казахстане — стране с населением в 18,5 млн человек, и стать казахстанским Alibaba.
Встретились как-то казахстанец Ким, американец Калви и грузин Ломтадзе
В 1993 году 23-летний Вячеслав Ким решил заняться бизнесом. Вместо того чтобы пойти в доминирующую отрасль нефтяной промышленности, выпускник из Алматы открыл магазин — «Планета электроники». Тот менее чем за десять лет стал крупнейшим в стране, но Ким хотел большего: он знал, что продажи можно увеличить, если выдать людям кредиты.
После распада СССР Казахстан переживал трудные времена: ВВП на душу населения сокращался с 1990-го вплоть до 2000 года. Самостоятельно предоставлять кредиты магазины не могли, поэтому стали выкупать банковские организации.
В 2002 году Ким заключил сделку с приватизированным недавно местным банком «Каспийский». Но совместить торговлю и кредитование оказалось непросто. «Все успешные предприниматели покупали банки, вот и мы решили. Правда, мы не понимали, что вообще представляет из себя банковский бизнес», — говорит он.
Предприниматель стал искать инвестиционных партнеров, которые бы ему помогли, и узнал о фонде Baring Vostok, который в 1994 году основал американец Майкл Калви.
В 2000 году Baring Vostok вложил $5,3 млн в поисковую систему «Яндекс». В 2011-м, когда «Яндекс» вышла на биржу, долю Baring Vostok оценивали в $2,9 млрд — что в 547 раз больше, чем первоначальные инвестиции.
Baring Vostok долго поддерживала компании и, в отличие от традиционных фондов, нанимала более молодых сотрудников, пишет издание. Благодаря этому, считало руководство, инвесторам и предпринимателям было проще найти общий язык. Возможно, по этой же причине Ким быстро поладил с юным финансистом Фонда Михаилом Ломтадзе.
Ломтадзе родился и учился в Грузии. Там же основал аудиторскую фирму GCG Audit, которую позже поглотила компания Ernst & Young, а после поехал получать степень MBA в Гарвард. В США Ломтадзе встретил Калви и заявил, что готов работать в Baring Vostok бесплатно. В 2004-м он вступил в Фонд и познакомился с Кимом.
Я рассказал Мише, к чему стремлюсь, а когда заговорил он сам, я понял: мы одинаково смотрим на мир и разделяем одни и те же ценности.
Вячеслав Ким, основатель Kaspi
У Кима тогда были более выгодные предложения от инвесторов, но он заключил сделку с Baring Vostok и продал фонду 51% акций.
Как Ломтадзе компанию трансформировал
В первой половине 2000-х крупные организации охотно вкладывались в банки развивающихся стран. Ким и Ломтадзе хотели сделать всё, чтобы привлечь их внимание, пишет издание. Первым делом они придумали компании короткое название — Kaspi.
Однако в 2007-м наступил мировой кризис. Baring Vostok тогда не придавал компании особого значения, однако Ломтадзе доказал, что скептицизм инвесторов был напрасен, пишет издание. Чтобы укрепить позиции Kaspi, в 2007 году он стал гендиректором и задумал перестроить компанию.
Шаг первый — сменить руководство
Ким купил банк, чтобы обслуживать клиентов магазина, однако в итоге построил бизнес на кредитах для коммерческих предприятий. Ломтадзе же видел будущее в цифровизации.
Он считал, что действующие руководители к ней не готовы и потому отстранил их, наняв более молодых магистров с MBA:
-
Павла Миронова в качестве руководителя продуктового отдела — из финской консалтинговой компании Tieto.
-
Тенгиза Мосидзе на роль финансового директора — ранее он работал в Ernst & Young и во Всемирном банке.
- Юрия Диденко как главу отдела рынков капитала — Ломтадзе работал с ним в Baring Vostok.
Под руководством Ломтадзе «квартет» сумел переосмыслить бизнес, и все его участники сохраняют руководящие позиции по сей день, пишет издание.
Шаг второй — перераспределить ресурсы
Собрав новую команду, Ломтадзе хотел переключиться с предпринимателей на клиентов — то есть рискнуть 95% выручки. По словам гендиректора, обеспечить себе конкурентное преимущество компания могла только с помощью технологий и хорошего обслуживания.
Руководство выделило больше денег на инновации, решила пересмотреть свои предложения и увеличила число физических магазинов. И то, что ему удалось преобразить компанию во время финансового кризиса, лишь доказывает эффективность управления, считает издание.
Во время кризиса Baring Vostok предоставила Kaspi кредит в размере $100 млн, но компания его не использовала.
Шаг третий — подружиться с властями
По словам руководителя фонда Sturgeon Capital Кияна Зандие, огромную роль в промышленности Центральной Азии играет государство. Оно же спонсировало многих конкурентов Kaspi.
Компании вроде Kaspi нередко вторгаются в государственный сектор и иногда вытесняют финансируемых властями конкурентов. Всё это может разозлить правительство, однако Ким обо всём позаботился, пишет издание.
Пока Ломтадзе перестраивал бизнес, он занимался политикой и стал доверенным советником премьер-министра, что обеспечило компании привилегированное положение на рынке.
Помогло также участие племянника Нурсултана Назарбаева — Кайрата Сатыбалды, который в 2015 году купил акции Kaspi и стал одним из трёх основных акционеров вместе с Кимом и компанией Baring Vostok. Правда, в 2018-м продал долю.
Шаг четвёртый — не распыляться
Определив новую целевую аудиторию, Kaspi сократила спектр своих услуг и сосредоточилась на трёх:
- Депозиты.
- Потребительские кредиты.
- Кредитные карты.
В результате компания привлекла много клиентов, правда, поспособствовала также слабая конкуренция — в том числе со стороны государства. Оно не спешило изучать особенности рынка, заключает Кияна Зандие.
За пять лет руководства Ломтадзе превратил банк из коммерческого в розничный. К 2012-му компания выпустила более 1 млн кредитных карт и стала крупнейшим игроком в Казахстане, пишет издание.
Шаг пятый — сменить приоритеты
Эффективность компании Ломтадзе решил измерять не по показателям выручки, а по обратной связи и индексу потребительской лояльности — чтобы «завоевать любовь клиента».
Правда, теперь гендиректору пришлось отказаться от источника трети всей прибыли — кредитных карт. Ему не понравилось, что компания зафиксировала отрицательный показатель лояльности.
Клиенты ненавидели комиссии. Раздражались, что всё никак не погасят долг, поскольку кредиты возобновлялись. Отрицательный индекс указывал на то, что кредитные карты мешали нам достичь цели и приносили «нездоровую» прибыль.
Михаил Ломтадзе, гендиректор Kaspi
Компания закрыла сервис за двое суток и доказала, что намерена создавать не только покупаемые, но и любимые клиентами услуги.
Шаг шестой — построить экосистему
Ломтадзе хотел создать из банка целую экосистему. Сперва Kaspi запустила бесплатную онлайн-оплату счетов — в стране, где большую часть квитанций приходилось оплачивать в местных отделениях и с комиссией. Этим компания надеялась привлечь клиентов — и сумела, пишет издание.
По словам Зандие, компания использовала один из наиболее эффективных способов вырасти: пожертвовав прибылью, быстро привлекла клиентов, а затем предоставила им дополнительные услуги — чтобы больше зарабатывать и меньше тратить на привлечение пользователей.
В 2014 году компания запустила платформу для онлайн-торговли, добавила автокредиты и доставку на дом. В 2017-м запустила мобильное приложение, где представила карты городов, мессенджеры и p2p-платежи. А в 2019-м предложила магазинам свой платёжный шлюз.
Уже в 2020-м Kaspi стала многофункциональным супераппом и вышла на Лондонскую фондовую биржу. Размещение её акций стало третьим по величине в Европе среди технологических компаний, а в 2021-м компанию оценивают в $21 млрд.
Мы не банк — банкам важнее работа бэк-офиса. Мы же беспокоимся о том, как клиент взаимодействует с нашими продуктами. Оказываем ли мы финансовые услуги? Да. Предоставляем ли платёжные решения? Да. Занимаемся ли маркетингом и онлайн-торговлей? Да. Но прежде всего мы разрабатываем технологии и улучшаем клиентский опыт.
Михаил Ломтадзе, гендиректор Kaspi
Экосистема Kaspi: платежи, кредиты и госуслуги
Суперапп Kaspi лучше рассматривать как триптих: это и платёжная система, и маркетплейс, и финтех. Все её части, пишет издание, взаимосвязаны и при этом самостоятельны.
Платёжные решения
Платежи — первый и один из основных сервисов Kaspi. Сама компания делит их на «мобильные платежи» и «платежи по счетам» и предлагает 14 услуг: переводы по номеру телефона и с карты на карту, оплата по QR-коду, покупка билетов, отчисления в благотворительные фонды.
Интересно, что часть её услуг пересекается с работой государственных сервисов — это оплата общественного транспорта и образования, налоговые выплаты.
Создав свой платёжный шлюз, Kaspi, как и Amazon, избавилась от потенциальных затрат на интеграцию сторонних решений и может взимать комиссии за использование собственных, пишет издание.
Развив множество услуг, Kaspi удалось привлечь как потребителей, так и продавцов, пишет издание. Пример тому — рынок POS-терминалов. В июне 2020 года компания обслуживала всего 17 тысяч точек, а её доля на казахстанском рынке составляла 9%. В 2021-м показатели увеличились до 180 тысяч и 51% соответственно.
За второй квартал 2021 года число продавцов, использующих платёжные решения Kaspi, выросло почти на 450% в годовом исчислении — до 135 тысяч. А количество клиентов подросло на 34% и составило 8,8 млн.
Долю Kaspi на рынке p2p-платежей оценивали в 2% в июне 2019 года — тогда в Казахстане доминировали Visa и Mastercard. В июне 2020-го показатель вырос до 66%.
По сравнению со вторым кварталом 2020-го, объём платежей увеличился на 155% и составил $28 млрд. 77% пришлось на p2p-платежи.
Выручка с платежей выросла на 92% до $480 млн, а чистая прибыль — на 121% до $280 млн.
При этом выручает компания только с четверти объёма платежей. Это, считает издание, доказывает, что Kaspi важнее создавать, чем получать.
Маркетплейс
Kaspi учитывает не только онлайн-покупки, но и те, что клиенты делают в розничных магазинах через приложение Kaspi.
Маркетплейс компании давно стал крупнейшим в Казахстане и продолжает расти. За последний год число активных продавцов на платформе увеличилось на 130% и составило чуть менее 60 тысяч. Количество активных клиентов при этом достигло 3,7 млн.
Чаще всего продавцы предлагают смартфоны и другие электронные устройства, однако во время пандемии увеличилось количество товаров для дома и сада, а также автомобильных аксессуаров. За первую половину 2021 года валовая рыночная стоимость Kaspi выросла на 253%.
В сумме выручка с маркетплейса выросла на 343% в годовом исчислении и потенциально может составить $320 млн, а чистая прибыль может дойти до $216 млн — увеличившись на 267%.
Финансовые технологии
Kaspi — новатор в потребительском кредитовании, а её секрет в скорости и сегментации, считает издание. Компания выдаёт средства заёмщику за пять минут, а каждую заявку рассматривает в индивидуальном порядке: одним выдаёт кредит на более длительный срок, а другим — под более низкий процент.
Такой подход долгое время позволял компании сохранять преимущество на рынке, однако сегодня его использует всё больше банков.
Общая финансовая стоимость финтех-подразделения выросла на 456% и во втором квартале 2021 года достигла $2,3 млрд. Конверсия в компании увеличилась, а убытки сократились, сообщает издание.
За второй квартал 2021 года выручка финтех-подразделения выросла на 23% и достигла $1,2 млрд. Чистая прибыль при этом увеличилась на 37% — до $440 млн.
В будущем компания сможет увеличить объём коммерческих кредитов и автофинансирования: оба направления могут стать важными для Kaspi, полагает издание.
Дополнительные предложения
В конце 2010-х Kaspi интересовалась доставкой, туризмом и сферой госуслуг. И в последней она играет заметную роль: ведёт карту коронавируса и фиксирует результаты ПЦР-тестов, позволяет получать пенсию, оплачивать штрафы, регистрировать автомобили.
Согласно квартальному отчёту, ежемесячно госуслугами пользуется 3,4 млн активных клиентов Kaspi — что на 390% больше, чем в 2020-м.
Для казахстанцев Kaspi — гораздо больше, чем приложение: это национальная ОС, пишет издание.
По словам The Generalist, ещё большей популярностью пользуется доставка товаров, которые продаются в маркетплейсе Kaspi:
- Компания сотрудничает с 20 логистическими фирмами.
- Владеет четырьмя сортировочными складами.
- Предлагает бесплатную доставку в 98% случаев.
- А 54% позиций доставляет менее чем за два дня.
На рынок туризма Kaspi вышла в августе 2020 года, выкупив сервис онлайн-бронирования и продажи авиабилетов Santufei. Компания запустила свою платформу Kaspi Travel в декабре и к июню 2021-го получила 26% рынка, продав 505 тысяч авиабилетов за второй квартал и 55 тысяч билетов на поезд за первые три недели.
Продукт позволил компании значительно увеличить среднюю выручку на одного пользователя за счёт размера потребительской корзины: клиенты покупают не только билет на самолёт, но также бронируют отель и приобретают сопутствующие товары.
Суперапп нужен для того, чтобы связать услуги между собой и последовательно подключить пользователя к нескольким из них.
По словам компании, примерно за полтора года соотношение глобальной суточной аудитории к месячной увеличилось с 33% до 59%. По этому показателю Kaspi превосходит Alipay, Allegro и Tinkoff. Однако ей есть к чему стремиться, считает издание: она сможет охватить остальные 10,2 млн пользователей.
В будущем Kaspi хочет стать «трансконтинентальным гигантом»
Ломтадзе постоянно изобретает что-то новое, поэтому уже через пять лет компания может измениться до неузнаваемости, пишет издание.
Она расширит функции
Чтобы поддерживать рост, Kaspi добавит новую функциональность. Она может ориентироваться на более зрелые супераппы — например, Tencent и Alibaba: они предлагают пользователям музыкальный стриминг, игры, агрегаторы такси и доставку продуктов. С последними двумя может помочь Kaspi Travel, считает издание.
На казахстанских рынках доставок и перевозок раньше доминировал «Яндекс». Однако 11 июня 2021 года власти ограничили его деятельность. Местная компания G-Taxi подала на «Яндекс» в суд, заявив, что корпорация нарушает её патентное право на модель «Автоматизированной системы заказа такси». Суд постановил заблокировать приложение.
Благодаря этому у Kaspi появляется больше возможностей, хотя она вряд ли ими воспользуется: ей всё равно придётся бороться к конкурентами в лице «Ситимобил» и DiDi Chuxing.
Вместо этого Kaspi стоит развивать финансовые продукты, пишет издание. Несмотря на то, что ВВП Казахстана в 2020 году снизился, страна по-прежнему процветает, а средний класс рос на протяжении двух десятилетий. Ему Kaspi может предложить новые инвестиционные инструменты — например, покупку акций.
А также выйдет на рынки новых стран
Однако сама Kaspi отдаёт приоритет «международной экспансии». С 2020 года Kaspi наращивает присутствие в Азербайджане. В стране ВВП на душу населения и численность самого населения ниже, чем в Казахстане:
- ВВП — $4214 и $9055 соответственно.
- Население — 10 млн и 18,5 млн соответственно.
Возможно, в Азейрбайджане Kaspi будет тестировать свои более смелые решения, пишет издание. Начала она с того, что сперва запустила онлайн-торговлю и только потом добавила финансовые сервисы. Компания также выкупила часть местных фирм, чтобы расширить ключевые категории каталога — автомобили и недвижимость.
В будущем компания, похоже, хочет сосредоточиться на бывших советских государствах, чтобы использовать их языковое и культурное сходство, а также слабую конкуренцию.
На очереди также Узбекистан и Украина: в первом Kaspi уже купила агрегатор объявлений о продажах авто, а после приобрела украинский банк Portmone Group. Если регуляторы одобрят сделку в конце 2021 года, Kaspi сможет предлагать украинцам свою платёжную систему и получит лояльных клиентов Portmone Group.
Kaspi могут угрожать власти и конкуренты
Отчасти Kaspi хочет выйти на новые рынки потому, что власти Казахстана в любой момент могут ограничить её деятельность. С выходом из компании Сатыбалды Kaspi потеряла защиту.
Суд над «Яндекс» доказал, что регуляторы не побоятся ограничивать даже технологических гигантов.
Правда, «Яндекс» мешала местным компаниям, а Kaspi — национальный любимец, завоевавший мировое признание, поэтому агрессия в её сторону пока маловероятна, считает издание.
Не исключает Kaspi и давления со стороны конкурентов — например, «Альфа-Банка» и ForteBank. Последний откровенно скопировал Kaspi, запустив онлайн-магазин и сервисы для бронирования авиабилетов и гостиниц. Обоим, впрочем, предстоит пройти долгий путь, прежде чем они догонят Kaspi, полагает The Generalist.
За пределами Казахстана Kaspi ждут другие проблемы: на украинском рынке ей придётся соперничать с «Яндексом», а в Узбекистане с компанией Zood. Причём у последней есть преимущество — более открытая экосистема. Чтобы воспользоваться кредитным сервисом Kaspi BNPL («купи сейчас, оплати позже»), клиент должен пройти у Kaspi внутреннюю проверку. Zood же позволяет использовать свой сервис сторонним партнёрам.
Руководство Kaspi, безусловно, будет следить за развитием рынков, но пока, считает издание, у неё есть возможность сосредоточиться на себе.
Глава и сооснователь Kaspi.kz поделился рекомендациями с недоброжелателями и призвал любимых клиентов не верить слухам.
Глава и сооснователь компании Kaspi.kz Михаил Ломтадзе записал обращение к любимым клиентам. «Мы никогда не подводили и не подведем наших любимых клиентов. Спасибо каждому из вас, что вы нам доверяете!» — сказал он. Михаил также назвал «идиотскими» очередные слухи, которые распространяют про Kaspi завистники и недоброжелатели компании.
Видеообращение опубликовано на официальном канале Михаила Ломтадзе в YouTube. Ниже приводим полный текст обращения.
«Наши любимые клиенты,
последние несколько дней распространяется недостоверная информация о Kaspi. Мы стали получать обращения по этому поводу.
Я хочу сразу лично прокомментировать очередные идиотские слухи.
Во-первых, рассылки по поводу банкротства Kaspi.
Это полный бред.
Я руковожу Kaspi с 2007 года, вот уже почти 15 лет. Несу личную ответственность за наши успехи и работу. Мы много сделали для страны, нас любят клиенты, и понятно, что многие недоброжелатели и нехорошие люди завидуют, проплачивают распространение лжи, устраивают провокации и стараются нам нагадить.
Мы никогда не подводили и не подведем наших любимых клиентов. Спасибо каждому из вас, что вы нам доверяете! Мы всегда работаем на благо страны, казахстанцев и каждого нашего любимого клиента.
Во-вторых, по поводу дефицита наличных долларов в Казахстане.
Скажу сразу, это временное явление, которое напрямую связано с санкциями против России, в результате которых затруднена доставка наличных по привычному маршруту.
Например, мы же все видим, что полеты рейсовых самолетов тоже стали более долгими в облет Украины и России или вообще отменяются. То же самое и с доставкой наличных.
Национальный банк сейчас работает над организацией доставки напрямую из США и обещает привезти наличные деньги в ближайшее время.
Этот временный дефицит касается только наличной валюты. Как вы видите, безналичные операции в долларах доступны. А тенге эта ситуация вообще никак не касается.
В-третьих, по поводу вчерашнего ареста Кайрата Сатыбалды.
У нас не было вопросов от клиентов по этому поводу. Но я уверен, что наши враги воспользуются этим фактом и снова постараются сказать про нас гадости.
Поэтому хочу сразу заранее также прокомментировать. Кайрат Сатыбалды уже почти 4 года не имеет отношения к Kaspi. Он был одним из акционеров Kaspi короткое время, с 2015 по 2018 год.
Успех Kaspi в первую очередь является заслугой работы нашей команды. В отличие от многих компаний у нас нет дешевых государственных денег, никто не заводил сотрудников государственных компаний на получение зарплат, у нас не размещены депозиты государственных компаний и мы вообще не берем денег с государства.
Все сервисы, которые мы запускаем для государства, мы делаем бесплатно за счет собственных средств и на благо страны. Самым ярким примером является сервис «Госуслуги» в приложении Kaspi.kz, которым многие из вас пользуются.
И напоследок хочу обратиться к нашим недоброжелателям и нехорошим людям!
Хватит уже заниматься всякой …фигней. Вместо того, чтобы тратить время и деньги на распространение ложных слухов про Kaspi для достижения своих корыстных целей, вы бы лучше работали на благо страны и казахстанцев. Я уверен, что именно за это вас будут больше уважать!
Еще раз спасибо нашим любимым клиентам за то, что вы с нами. Мы вас любим, уважаем и никогда не подведем. И верим, что казахстанцы заслуживают лучшей жизни. У нас всех сегодня есть уникальная возможность объединиться для построения нового Казахстана для будущих поколений!
Извините, что занял ваше время. Пойду дальше работать на благо наших любимых клиентов и страны!»
Глава и сооснователь Kaspi.kz поделился рекомендациями с недоброжелателями и призвал любимых клиентов не верить слухам.
Глава и сооснователь компании Kaspi.kz Михаил Ломтадзе записал обращение к любимым клиентам.
«Мы никогда не подводили и не подведем наших любимых клиентов. Спасибо каждому из вас, что вы нам доверяете!» – сказал он.
Михаил также назвал «идиотскими» очередные слухи, которые распространяют про Kaspi завистники и недоброжелатели компании.
Видеообращение опубликовано на официальном канале Михаила Ломтадзе в YouТube. Ниже приводим полный текст обращения.
«Наши любимые клиенты!
Последние несколько дней распространяется недостоверная информация о Kaspi. Мы стали получать обращения по этому поводу.
Я хочу сразу лично прокомментировать очередные идиотские слухи.
Во-первых, рассылки по поводу банкротства Kaspi.
Это полный бред.
Я руковожу Kaspi с 2007 года, вот уже почти 15 лет. Несу личную ответственность за наши успехи и работу. Мы много сделали для страны, нас любят клиенты, и понятно, что многие недоброжелатели и нехорошие люди завидуют, проплачивают распространение лжи, устраивают провокации и стараются нам нагадить.
Мы никогда не подводили и не подведем наших любимых клиентов. Спасибо каждому из вас, что вы нам доверяете! Мы всегда работаем на благо страны, казахстанцев и каждого нашего любимого клиента.
Во-вторых, по поводу дефицита наличных долларов в Казахстане.
Скажу сразу – это временное явление, которое напрямую связано с санкциями против России, в результате которых затруднена доставка наличных по привычному маршруту.
Например, мы же все видим, что полеты рейсовых самолетов тоже стали более долгими в облет Украины и России или вообще отменяются. То же самое и с доставкой наличных.
Национальный банк сейчас работает над организацией доставки напрямую из США и обещает привезти наличные деньги в ближайшее время.
Этот временный дефицит касается только наличной валюты. Как вы видите, безналичные операции в долларах доступны. А тенге эта ситуация вообще никак не касается.
В-третьих, по поводу вчерашнего ареста Кайрата Сатыбалды.
У нас не было вопросов клиентов по этому поводу. Но я уверен, что наши враги воспользуются этим фактом и снова постараются сказать про нас гадости.
Поэтому хочу сразу заранее также прокомментировать. Кайрат Сатыбалды уже почти 4 года не имеет отношения к Kaspi. Он был одним из акционеров Kaspi короткое время, с 2015 по 2018 год.
Успех Kaspi в первую очередь является заслугой работы нашей команды. В отличие от многих компаний, у нас нет дешевых государственных денег, никто не заводил сотрудников государственных компаний на получение зарплат, у нас не размещены депозиты государственных компаний и мы вообще не берем денег с государства.
Все сервисы, которые мы запускаем для государства, мы делаем бесплатно за счет собственных средств и на благо страны. Самым ярким примером является сервис «Госуслуги» в приложении Kaspi.kz, которым многие из вас пользуются.
И напоследок хочу обратиться к нашим недоброжелателям и нехорошим людям!
Хватит уже заниматься всякой… фигней. Вместо того чтобы тратить время и деньги на распространение ложных слухов про Kaspi для достижения своих корыстных целей, вы бы лучше работали на благо страны и казахстанцев. Я уверен, что именно за это вас будут больше уважать!
Еще раз спасибо нашим любимым клиентам за то, что вы с нами. Мы вас любим, уважаем и никогда не подведем. И верим, что казахстанцы заслуживают лучшей жизни. У нас всех сегодня есть уникальная возможность объединиться для построения нового Казахстана для будущих поколений!
Извините, что занял ваше время. Пойду дальше работать на благо наших любимых клиентов и страны!»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM
Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Михаил Ломтадзе. Фото uralskweek.kz
Kaspi.kz — феномен не только для Казахстана, но и, как минимум, для всего постсоветского пространства. А по отдельным сервисам Kaspi уникален даже на мировом рынке. Много лет подряд акционер и председатель правления компании Михаил Ломтадзе заслуженно признается лучшим СEO в Казахстане. Что лежит в основе успеха Kaspi? И самое главное — чему может поучиться у Михаила Ломтадзе и его команды любой технологический стартап?
Редакция DigitalBusiness.kz собрала цитаты из интервью и выступлений главы Kaspi разных лет. На наш взгляд, в них можно найти готовые ответы и подсказки. Но сначала — несколько интересных фактов о самом Ломтадзе.
Михаил родился и вырос в Грузии в очень небогатой семье. Говоря в одном из интервью про старт в бизнесе, он поделился воспоминаниями:
Мне нечем было рисковать, потому что я начинал с плинтуса. В принципе денег дома не было никаких. Мама покупала «сникерсы», делила на четыре части – сегодня мне с сестрой и завтра.
Отец мечтал дать сыну техническое образование. Но Михаила увлекла идея заняться предпринимательством, зарабатывать деньги. Он решил поступать в открывшуюся в Тбилиси Европейскую школу менеджмента:
Подал документы туда, отцу ничего не сказал, поехал к дяде, взял деньги в долг и заплатил за все 5 лет обучения со скидкой 30%. Самая хорошая моя инвестиция была.
Позже Михаил Ломтадзе продолжил инвестировать в свое образование — в 2002 году получил степень MBA в Harvard Business School. Гарвард дал ему не только диплом и знания, но и мощный нетворкинг. Связи, полученные там, потом не раз пригодились в бизнесе.
Фото: kapital.kz
Свою первую компанию Михаил создал довольно рано, в 1995-м, еще будучи студентом в Тбилиси. Компания оказывала аудиторские и консалтинговые услуги. В 2002 году Ломтадзе успешно продал фирму — она стала частью Ernst & Young.
После этого начал карьеру в известном инвестиционном фонде Baring Vostok (фонд в разное время инвестировал в такие компании как Яндекс, 1С, Ozon.ru, Tinkoff Bank, Авито, Skyeng и др.) — сначала как менеджер проектов, а затем стал партнером фонда.
В Казахстане я оказался, потому что мы инвестировали в казахстанский банк, который в то время назывался Банк Каспийский. Это была моя инвестиция как партнера Baring Vostok. Мой бывший однокурсник из Гарварда работал в банке и предложил рассмотреть его для инвестиций.
Так, по воспоминаниям Михаила Ломтадзе, начиналась его история с Kaspi. Приехав в Казаxстан, он познакомился с Вячеславом Кимом, акционером и председателем совета директоров АО «Банк Каспийский», и «это было партнерство с первого взгляда».
Вячеслав Ким и Михаил Ломтадзе. Фото: mail.kz
Baring Vostok проинвестировал в Kaspi в конце 2006 года, и я стал проводить в Казахстане довольно много времени — как партнер фонда, управляющий инвестицией. Но потом пришел кризис 2007 года, и сразу все стало очень плохо. В Казахстане, кстати, кризис начался намного раньше, чем в России. Настал момент принимать жесткие и быстрые решения, и мы со Славой [Кимом] подумали, что хорошо будет, если я стану CEO Kaspi. Так в 2007-м году я стал CEO, и с тех пор управляю компанией.
Интересно, что опыта работы в банковской сфере до прихода в руководство банка в Казахстане у Михаила Ломтадзе не было.
И еще одна любопытная деталь: став СЕO Kaspi в кризисное время, Ломтадзе установил себе символическую зарплату в 12 тысяч тенге в месяц — на тот момент около $100. Впрочем, к 2007 году Михаил был уже совсем не бедным человеком и мог себе такое позволить.
Фото: vlast.kz
А теперь несколько цитат Михаила Ломтадзе, которые проясняют, как Kaspi достиг такого успеха, как мыслит СЕО и команда компании, что ставит на первое место, разрабатывая новые сервисы.
В основе всех идей наших сервисов лежит наш собственный потребительский опыт. Мы сначала решаем, что и как можем улучшить, а затем используем технологии и дизайн, чтобы этот опыт сделать намного удобнее и проще.
Все идеи сервисов лежат на поверхности: люди стоят в очередях, чтобы оплатить «коммуналку», значит, мы можем упростить этот процесс, если предложим онлайн-оплату. А магазин на Kaspi.kz появился из моего личного опыта: я хотел купить компьютер, пришел в магазин; мне показали компьютер, сказали: «Знаете, если вы пойдете завтра в другой наш магазин, то получите скидку 10% и купите там». На следующий день я пошел в другой магазин, и там этого компьютера не оказалось. Я вернулся снова в первый магазин, где мне сказали: «Хорошо, хорошо! Сейчас подберем». Я выбрал компьютер, а в конце мне говорят: «Знаете, у нас нет нового, вот, возьмите тот, с витрины». Я расстроился, ушел оттуда, пошел в другое место, где мне снова начали рассказывать про какие-то там плюсы-минусы. В итоге я купил модель не по самой выгодной цене. А еще в том магазине не было принтера, пришлось поехать в еще одно место…
В итоге я объехал четыре магазина, чтобы купить компьютер и принтер. И появилась идея — сделать интернет-магазин, где можно посмотреть все товары, сравнить цены, прочитать отзывы, выбрать лучшего продавца и купить товар с доставкой. Сейчас это самый большой маркетплейс в стране.
Клиенту все равно, какие вы технологии используете. Клиент видит, чувствует, слышит и трогает руками. Поэтому мы в первую очередь играем в бизнесе создания крутого клиентского опыта, и только потом — в области применения для этого технологий. Поэтому у нас быстрые, удобные и красивые онлайн-переводы, платежи и интернет-магазин. Весь дизайн делаем самостоятельно: мы решили не отдавать на аутсорс все, что относится с клиентскому опыту.
Фото: kazpravda.kz
Все наши сервисы инновационные — и они построены на пользовательском опыте, который часто идет от нас самих. Но, конечно, при реализации каждой идеи мы уже смотрим мировую практику. Когда запускался интернет-магазин Kaspi.kz, мы ездили в Японию. Провели там четыре дня по приглашению компании Rakuten — самого большого маркеплейса в Японии.
Я не верю в преимущество от того, что ты первый. Я верю в преимущество быть вторым. Это означает сделать реально крутой сервис с учетом всех ошибок, которые были до тебя. Плюс сегодня технологии так быстро меняются, что у тебя есть возможность запуститься в правильный момент с лучшими технологиями.
Конечный результат любой компании — это продукт и сервис, которые она производит, соответственно, основной акцент у руководителя должен быть на продукте и сервисе, которые предоставляет компания.
Кроме очевидных «сложных» технологий, связанных с интернетом, большими данными, верификацией и распознаванием лиц, мы используем и «простые» технологии. Самый понятный из наших недавних примеров — быстрый выпуск именной карты. Мы подумали: зачем нашим клиентам по 10 дней ждать ее выпуска — давайте сделаем процесс короче! Возьмем оборудование по выпуску карт, поставим в каждом отделении — и люди смогут за 15 минут [сейчас процесс получения карты в картомате Kaspi занимает 1 минуту – прим. DigitalBusiness.kz] получить карточку с именем на ней. Все сделали, услышали потрясающие отзывы. На мой взгляд, это пример потрясающего клиентского опыта с применением «простых» технологий.
На самом деле я описал совсем не ядерную физику, но во многих даже российских и мировых банках не выпускают именные карты за 15 минут в любом отделении. Предпочитают думать о блокчейнах, криптовалютах и дронах, а не о клиентах и клиентском опыте.
Фото: kstnews.kz
С экосистемой Kaspi конкурировать очень сложно. Можно запустить платежи (но у нас платежи не ради платежей), интернет-магазин (но у нас магазин не ради магазина), программу лояльности (но наша программа поддерживает все другие наши сервисы). Любой кусок нашего бизнеса отдельно с точки зрения масштаба страны и с точки зрения доходности и прибыльности не самодостаточен. Один сервис поддерживает другой, и в этом сила экосистемы. Поэтому, кстати, те же Amazon и Google постоянно развиваются и растут — с ними сложно конкурировать, и все боятся, когда они начинают захватывать новое направление.
На самом деле термин «экосистема» по отношению к нам часто используют, мало понимая его значение. Мы для себя сформулировали экосистему так:
Во-первых, в экосистеме все сервисы взаимосвязаны, поддерживают друг друга и организованы вокруг клиентов и партнеров экосистемы. При росте и развитии одного сервиса происходит рост и развитие другого. В экосистеме один плюс один равно трем.
Во-вторых, экосистема подразумевает приверженность клиента и возможность сравнения. При переходе в другую компанию клиент сразу понимает, что ему чего-то не хватает. Он «скучает» по предыдущему опыту. Например, в Kaspi можно пополнять депозиты в любое время через терминал, онлайн или через одно из отделений по всей стране. И отделения работают 7 дней в неделю, включая выходные. Как только ты переходишь в другой банк, то нет терминала, то нет удобного онлайна или отделений недостаточно, или они закрыты в выходные. В этот момент клиент может сравнить свой опыт между двумя компаниями и задаться вопросом — где мне лучше: тут или там?
В-третьих, клиент понимает стратегию компании и не удивляется, когда она запускает новые сервисы. Например, Kaspi — это и банк, и интернет-магазин в одном лице, под одним брендом. Мы специально не создаем разные бренды. Через инновации мы постоянно расширяем свои возможности. Kaspi — это типичный пример стратегии blue ocean в действии.
У нас мы стараемся на каждый продукт, на каждый сервис, на каждый канал работы с нашими клиентами иметь напрямую ответственных людей. Они полностью должны брать на себя всю ответственность за клиентский опыт. Особенно в том продукте, сервисе и канале, за которые они отвечают, то есть, если какой-то сбой происходит, этот человек берет на себя ответственность, и он решает проблемы, соответственно.
Фото: tengrinews.kz
Kaspi будет продолжать запускать инновационные сервисы, которые постоянно будут расширять экосистемы, то есть мы не думаем каким-то конкретным бизнесом. Мы делаем сервисами. Никто не мог, допустим, представить, что Kaspi будет номер один в платежах и онлайн, особенно, Kaspi будет номер один в электронной коммерции, Kaspi будет сейчас работать с огромным количеством потрясающих брендов и магазинов в рамках клуба Kaspi Red…
Я не верю во все эти лаборатории и корпоративные акселераторы. «Лабораторией» должна быть сама компания, а не какое-то искусственно созданное мероприятие или подразделение. Когда бизнес работает, он работает как лаборатория и каждый день делает что-то крутое. А отдельная лаборатория, которая занимается инновациями — это, как правило, потеря денег и, главное, времени талантливых людей.
Мы привлекаем не стартапы, а технологии: хотим, чтобы некоторые идеи были реализованы с нами.
Все технологии, которые можно купить, мы покупаем. Мы считаем, что мы не в бизнесе, где надо «разрабатывать крутые технологии», мы в бизнесе, где надо «делать крутые продукты и создавать крутой пользовательский опыт». Поэтому если мы можем купить технологию и тем самым сократить время запуска сервиса, чтобы клиенты получили его быстрее, — мы это делаем.
А вообще, мы сами как стартап. Все сервисы у нас рождаются внутри, да и посмотрите на них: они же «стартаповские»!
Фото: azattyq-ruhy.kz
Как видно, в первую очередь, именно фокус на клиентском опыте, на простых, очень «приземленных» вещах и забота о том, как сделать эти вещи для клиента проще, быстрее, удобнее, а уже, во-вторую очередь, использование технологий, позволили Kaspi сделать такой рывок на рынке.
В 2006 году, когда Baring Vostok проинвестировал в Банк Каспийский, количество клиентов банка составляло 330 тысяч. По данным за прошлый год, приложением Kaspi.kz пользовались 11 миллионов казахстанцев, из них – 6 млн ежедневно, картой Kaspi Gold – 9 млн.
Kaspi также стал публичной технологической компанией – акции сегодня котируются на Лондонской фондовой бирже.
В 2018 году мы обещали, что сделаем IPO, поставим Казахстан на мировую карту инноваций. И мы свои обещания сдержали. В 2020 году мы провели успешное IPO.
Конечно, январские события в Казахстане и обстановка в регионе после начала российско-украинского военного конфликта оказали влияние на стоимость компании.
Тем не менее, по состоянию на середину июля 2022 года рыночная капитализация Kaspi.kz составляет более $8,3 млрд. В то время, как рыночная капитализация Yandex – менее $7 млрд (6,79 млрд), Ozon – $2,4 млрд, TCS Group Holding, в состав которого входят активы Tinkoff Bank, – чуть более $0,5 млрд.
Фото: nur.kz
При подготовке статьи использованы материалы:
YouTube-канала Михаила Ломтадзе
Интернет-журнала vlast.kz
Издания rb.ru
Казахстанского выпуска CEO Survey компании PwC
Пока одни спорят, был это пиар или информационная атака, другие штампуют мемы.
«Самострелом» и пиаром посчитали пользователи социальных сетей сюжет с анонимными сообщениями о якобы побеге председателя правления Kaspi Bank Михаила Ломтадзе за границу с деньгами вкладчиков. Противники этой «теории заговора» уверены, что на прогрессивный банк страны совершена очередная информационная атака, но затрудняются назвать выгодополучателя. Наконец, третья группа просто смеется в неподражаемом казахстанском стиле над произошедшим, сообщает Total.kz.
1 ноября исполнительный директор Kaspi Bank Маржан Ельшибаева опубликовала в Facebook фотографию Михаила Ломтадзе со свежим номером «Казахстанской правды», в комментарии к которой сообщила об анонимных письмах, разосланных в СМИ, где утверждается, что председатель правления банка сбежал с деньгами вкладчиков. В тот же день с утра начались проблемы с мобильным приложением Kaspi.kz – пользователи не могли даже авторизоваться. К вечеру эта проблема была решена, а пресс-служба банка распространила сообщение о техническом сбое приложения.
Пользователи социальных сетей живо откликнулись на эту историю собственными постами, фото-мемами и теориями заговоров.
Так, например, популярный блогер Жанна Ильичева усомнилась в существовании анонимных писем о побеге Ломтадзе, приведя в пример историю о рекламной раскрутке московской компании, торгующей кофе.
«Компания, которая торгует кофе, решила увеличить продажи и придумала беспроигрышную PR-акцию. На пульт полиции, скорой и пожарной службы поступила информация, что склад по адресу N под завязку забит оружием и взрывными устройствами. На адрес N выехали все, туда же быстро примчались СМИ. Под прицелом камер склад был вскрыт. И что вы думаете? Ни одного патрона найдено не было, зато все полки под завязку были загружены банками с кофе. Все новостные ленты рассказали об этом и показали забитый кофе склад. Мне одной кажется, что история про сбежавшего из страны Ломтадзе из той же серии?», – спрашивает Жанна Ильичева.
Иное мнение выразил пользователь Facebook Алибек Наримбай, который отметил, что с 1 ноября трое суток подряд в рассылках проходит негативная по отношению к Kaspi Bank информация.
«Такие вещи сами по себе не происходят, как правило такого рода шум может продолжаться день, максимум два. Но подкидывать постоянные «дровишки» и держать такой информационный напор во всех мессенджерах и соцсетях — это уже попахивает заказом», – пишет явно симпатизирующий банку казахстанец, не высказывающий никаких предположений о том, кому это могло быть выгодно.
В комментариях к его посту прозвучало мнение, что «побег» Ломтадзе – это «самострел». Иными словами, письма (если они были) являлись частью пиар-компании Kaspi Bank.
3 ноября Маржан Ельшибаева опубликовала еще одну фотографию со своим шефом – на этот раз из студии программы «Большие новости» на КТК. И в этот же день появилось видеообращение самого Михаила Ломтадзе, который анонсирует презентацию неких новых сервисов Kaspi Bank, запланированную на следующую неделю, и желает казахстанцам «отличной субботы».
Пользователи, оставшиеся в стороне от дискуссий, пиар это был или информационная атака, распространяют фото-мемы, посвященные этой истории.
Отметим, что Kaspi Bank часто попадает в новостные заголовки. Так, например, 25 октября в Алматы произошло дорожно-транспортное происшествие, связанное с этим банком: водитель автомобиля Subaru не справился с управлением, и машина въехала в витрину Kaspi Bank на улице Жибек Жолы.
В октябре 2017 года одно из отделений банка в Шымкенте подверглось нападению злоумышленника, который вошел в маске в помещение и бросил на пол предмет, похожий на взрывпакет. После задымления злоумышленник, угрожая топором, потребовал от клерков банка выдать деньги. Ему удалось забрать из кассы около 16 000 000 тенге, 23 000 долларов и 8500 российских рублей.
Однако самые «черные» времена банк пережил в 2014 году. В феврале того года неизвестные начали рассылать в мессенджерах информацию о скором банкротстве Kaspi Bank. Михаил Ломтадзе и председатель совета директоров банка Вячеслав Ким вынуждены были обратиться с открытым письмом к казахстанцам, призвав их не поддаваться на провокации. Позже банк был готов заплатить 100 миллионов тенге за информацию об инициаторах провокационной рассылки. А в Актау после этих сообщений полицейские вынуждены были сдерживать натиск толпы, рвущейся снять свои деньги со счетов банка.