Актуально на: 21 мая 2019 г.
0
В большинстве случаев если одна организация хочет купить у другой товар, между ними заключается письменный договор купли-продажи, в котором оговариваются, в том числе сроки поставки товара. В обязанность продавца входит передать покупателю товары в сроки, согласованные сторонами в договоре (ст. 457 ГК РФ). Однако бывают ситуации, когда продавец в принципе не может выполнить поставку товара по тем или иным причинам. В этом случае ему следует написать покупателю письмо о невозможности поставки товара, в котором объяснялись бы причины.
Возможные причины отказа в поставке товара
К таким причинам, по которым поставщик не может выполнить свои обязательства перед покупателем по поставке товара, можно, к примеру, отнести:
- проблемы на таможне;
- повреждение товара при транспортировке;
- проблемы у производителя товаров, вследствие чего производство продукции приостановлено или откладывается на неопределенный срок;
- форс-мажорные обстоятельства.
Что нужно знать продавцу о последствиях непоставки товара
Во-первых, договором обычно предусмотрены санкции за несвоевременную поставку товара. Причем, согласно законодательству санкции взыскиваются до фактического исполнения продавцом своих обязательств, если иной срок не установлен договором (ст. 521 ГК РФ). Соответственно, чем раньше продавец сообщит покупателю о том, что он не может поставить товар, тем меньше будут санкции. А если, к примеру, продавец еще до оговоренного срока поставки будет знать, что не сможет поставить товар, и сообщит об этом покупателю, то санкций, скорее всего, не будет в принципе.
Во-вторых, если продавец не поставит товар, покупатель вправе приобрести этот товар у другого поставщика и потребовать его оплаты от первоначального продавца (п. 1 ст. 520 ГК РФ).
В-третьих, если продавец неоднократно не поставляет (несвоевременно поставляет) товары, то покупатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Письмо о невозможности поставки товара (образец)
Письмо о невозможности поставки товара составляется в произвольной форме, подписывается руководителем организации-поставщика и скрепляется печатью (при ее наличии). Отправить письмо можно по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. А можно вручить лично покупателю. В этом случае распечатайте два экземпляра письма, чтобы на втором из них контрагент расписался в получении.
Приведем образец письма о невозможности поставки товара.
Следует добавить, что в письме о невозможности поставки товара продавец может предложить заменить товар на аналогичный, который у него есть в наличии и который он может доставить в кратчайшие сроки. Важно понимать, что такое письмо не дает гарантии того, что покупатель пойдет навстречу поставщику (ст. 463 ГК РФ).
Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу
Скачать
Также читайте:
- Договор поставки
- Риски внедоговорной поставки: если договор и накладная «не дружат»
- Грамотное письмо контрагенту облегчит бухгалтеру работу
Умение писать письма-отказы является одним из важнейших навыков работника предприятия, отвечающего за внешние связи организации и деловую переписку. Содержание и подача такого письма не только говорят об образовании и культуре его составителя, но и формируют имидж, репутацию предприятия в бизнес-среде.
По каким поводам происходит деловая переписка
В каждую активно работающую компанию регулярно приходят письма с различными предложениями. Это может быть предложение о сотрудничестве (коммерческое), об участии в каком-либо мероприятии (конференции, семинаре, праздновании) и т.д. Также в обращении между организациями распространены письма-запросы, претензии, напоминания и т.д. Таким образом, входящая корреспонденция предприятия может исчисляться десятками, а то и сотнями различных посланий, которые требуют ответа.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-отказа .docСкачать образец письма-отказа от сотрудничества .docСкачать образец письма-отказа от участия в мероприятии .docСкачать образец письма-отказа от предложения о работе .doc
Как оформить отказ
Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.
Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.
Общие сведения о деловом письме
Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).
Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.
Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.
В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.
При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.
На имя кого писать
Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).
Оформление письма-отказа
Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.
При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.
Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.
Кто должен подписать
В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.
Как отправить письмо
Письмо можно отправить разными способами, при этом лучше всего выбрать тот, посредством которого дошло изначальное послание. Наиболее приемлема отправка через почту России, но в этом случае следует взять заказное с уведомлением о вручении, также можно применить передачу через представителя или курьера (такой метод гарантирует более быструю доставку). Допустимо и использование факса, электронных средств связи и даже социальных сетей или мессенджеров (но только при условии, что отправитель первоначального письма сам пользуется таким путем коммуникации).
Письмо-отказ от сотрудничества
Если вам потребовалось сформировать письмо-отказ от сотрудничества, посмотрите его образец и комментарии к нему.
- В начале письма напишите, для кого оно предназначено: укажите название организации, должность и ФИО ее представителя, на имя которого составляете ответ. Используйте вежливую форму обращения, поблагодарите за проявленного внимание к вашей компании и после этого переходите к сути послания.
- Обязательно сошлитесь на то письмо, в ответ на которое вы пишете отказ, укажите обстоятельства, которыми вызвана отрицательная реакция. Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
- При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
- В заключение подпишите письмо и датируйте.
Письмо-отказ от участия в мероприятии
При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.
Письмо-отказ от предложения о работе
Не только от предприятия может поступить письмо-отказ. В некоторых случаях его может выразить лицо, не имеющее к компании никакого отношения: например, соискатель на какую-либо должность. Если вы являетесь именно таким человеком, формируйте отказ также сообразно с правилами и нормами деловой документации. Используйте вежливое обращение, укажите наименование предложенной вам вакансии, а также причину, по которой вы от нее отказываетесь (не забывайте о том, что потенциальный работодатель может пересмотреть условия предлагаемой вам работы). В конце обязательно подпишитесь и поставьте дату.
Уведомление о расторжении договора поставки — образец данного документа приведен в статье — необходимо составить в том случае, если одной из сторон принято решение о нецелесообразности исполнения его условий обеими сторонами. Помимо образца в статье вы найдете также информацию о порядке использования такого уведомления.
В каком порядке осуществляется односторонний отказ поставщика от исполнения договора поставки?
Оформление отказа поставщика от исполнения договора поставки в одностороннем порядке осуществляется в следующей последовательности:
1. Составляется уведомление о расторжении договора с указанием причины, по которой поставщиком было принято такое решение.
2. Документ передается ответственному представителю контрагента лично или посредством заказного почтового отправления. Во втором случае моментом вручения считается дата, указанная на почтовом штемпеле, нанесенном на документ.
3. Расторгнутым в одностороннем порядке по инициативе одной стороны, в соответствии с п. 4 ст. 523 ГК РФ, договор поставки считается в момент получения второй стороной соответствующего уведомления (при условии, что иной срок не предусмотрен положениями ранее заключенного соглашения).
На нашем форуме можно спросить о составлении документов, необходимых для взаимодействия с контрагентами. Например, в этой ветке форумчане поделились опытом, как правильно расторгнуть договор оказания услуг.
Образец письма о расторжении договора поставки по инициативе покупателя
Уведомление о расторжении договора поставки образца 2022 — 2023 годов может выглядеть следующим образом:
Генеральному директору
ООО «Мир света»
Гладышеву Петру Александровичу,
Воронеж, ул. Ленина, д. 17, пом. 5, оф. 17
Уведомление
о расторжении договора поставки в одностороннем порядке
17.03.2022 между ООО «Мир света» в лице генерального директора Гладышева П. А. и ООО «Интертехнотрейд» в лице генерального директора Вертолетова А. Н. был заключен договор № 251 (далее — Договор), предметом которого является поставка энергосберегающих люминесцентных ламп мощностью 30 Вт с цветовой температурой 4000 К в количестве 500 штук. Общая стоимость предмета Договора составила 52,5 тыс. руб. (пятьдесят две тысячи пятьсот рублей).
Согласно п. 5 Договора ООО «Интертехнотрейд» может расторгнуть его в одностороннем порядке, если ООО «Мир света» нарушит п. 3 Договора.
Согласно п. 3 Договора, ООО «Мир света» приняло на себя обязательства по оплате стоимости поставляемых энергосберегающих люминесцентных ламп в полном объеме до 15.05.2022, однако в указанный срок оплата произведена не была, что, в соответствии с п. 5 Договора, является нарушением его условий.
На основании вышеизложенного ООО «Интертехнотрейд» было принято решение о расторжении договора поставки в одностороннем порядке и направлении соответствующего уведомления в адрес ООО «Мир света».
Генеральный директор ООО «Интертехнотрейд» Вертолетов А. Н.: (подпись)
24.05.2022
Как составить уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке при закупках по Закону № 223-ФЗ, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Итоги
Итак, при расторжении договора поставки по инициативе одной из его сторон обязательным условием является направление ею соответствующего уведомления в адрес второй стороны. При этом в документе должна быть приведена информация об обеих сторонах соглашения, а также изложены причины, по которым договор подлежит расторжению, и указана дата направления документа в адрес контрагента.
Как написать письмо с отказом
Письмо-отказ — это документ, в котором содержится отрицательный ответ на направленное ранее предложение.
Как составить письмо с отказом
Основные правила к содержанию документа:
- официально-деловой стиль, вежливый тон, уважительное обращение;
- в ответе обязательна ссылка на входящую корреспонденцию;
- грамотность, лаконичность и отсутствие сложной терминологии, корректность отказа;
- объяснение причин негативного ответа приветствуется и в деловой культуре признается хорошим тоном;
- предложение альтернативного варианта, если такое допустимо.
Структура письма:
- Реквизиты отправителя и получателя, дата и номер исходящего документа. Чаще всего используют фирменный бланк.
- Обращение. Лучше всего обращаться персонально — «Уважаемый(-ая) … (имя и отчество)!».
- Вводная часть. Включает информирование о получении предложения и выражение благодарности за проявленный интерес.
- Основная часть. Содержит доводы и причины, послужившие к отклонению оферты или приглашения.
- Заключительная часть. Представляет вывод о невозможности сотрудничества в настоящий момент. Если проект интересен при других условиях, то выражается встречное предложение с новыми данными.
- Подпись уполномоченного лица. Обычно расписывается руководитель компании. Но допускается подпись иного сотрудника, у которого есть на это полномочия.
Как направить письмо
Деловую переписку ведут:
- посредством почтовых отправлений;
- через электронную почту, факс;
- передачей документов нарочно;
- посредством электронного документооборота.
Очень важно направить ответ своевременно, учитывая сложившиеся с контрагентом отношения и вопрос, который рассматривается. Поэтому способы отправления следует выбирать, исходя из сроков, указанных в направленном вам письме, наличия допустимых вариантов связи, обязательности подтверждения отправки ответа.
Пример: руководителя организации пригласили выступить на мероприятии. Приглашение поступило 11.01.2021, конференция проводится 18.01.2021. Вполне обоснованно отказаться от участия по электронной почте, чтобы заранее об этом предупредить организаторов.
Примеры
ООО «Clubtk.ru» ИНН 1213141516 КПП 111111111 ОГРН 1234567891011 123456, Санкт-Петербург, улица Правды,1 |
Директору ООО «Василек» Степанову С.С. 123456, г.Город, ул. Цветочная, д.5 |
Исх. № 1/21 от 20.01.2021
Уважаемый Иван Иванович!
Благодарим за проявленный к нашей компании интерес. На Ваше предложение от 11.01.2021 исх. № 11 о сотрудничестве вынуждены ответить отказом, так как ООО «Clubtk.ru» не специализируется на услугах по аренде недвижимости.
С уважением,
генеральный директор | Воронов | Воронов Андрей Викторович |
Самоловских Наталья
В 2008 году закончила ПГУ по специальности юриспруденция. В 2018 году закончила обучение в ПНИПУ по направлению проектирование городской среды. С 2011 по 2019 год работала юристом в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
45
Публикаций
862
Дней на портале
0
Комментариев
Автор месяца
Челозерцева Александра
Справка-объективка на военнослужащего — это специальный документ, содержащий краткие биографические сведения о человеке. Она пригодится для представления солдат и офицеров к наградам, при повышении по службе или по запросу госорганов и других организаций.
Читать дальше
Временное удостоверение личности гражданина РФ — это документ, который выдают человеку на период, пока у него нет паспорта. Он оформляется по желанию человека при приеме бумаг на выдачу нового паспорта.
Читать дальше
Как удерживать алименты из заработной платы:
- Получить документальное основание для взыскания.
- Определить суммарный доход и вычесть подоходный налог.
- Рассчитать и перечислить компенсацию на обеспечение несовершеннолетних детей.
Читать дальше
Показать еще
ООО «Поставщик»
Претензия — Отказ от исполнения договора
01.01.2013 между ООО «Поставщк» (далее – Поставщик) и ООО «Покупатель» (далее – Покупатель) был заключен договор поставки товара (далее – Договор), по условиям которого Поставщик взял на себя обязательство поставить Покупателю товар _______________________.
В соответствии с п. ___ Договора качество поставляемого товара должно соответствовать действующим требованиям ГОСТ, ТУ, других нормативных документов, а также требованиям, согласованным Покупателем и Поставщиком.
Качество товара, не соответствует предусмотренным Договором требованиям по качеству. В соответствии с проведенной экспертизой (о проведении которой ООО «Поставщик» было заблаговременно предупреждено) товар не соответствует __________________________.
Поскольку нарушение требований к качеству товара имеют существенный характер (недостатки не позволяют использовать товар) ООО «Покупатель», в соответствии со ст. 475 ГК РФ, отказывается от исполнения договора полностью. В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ Договор считается расторгнутым.
Поскольку Покупателем ранее в качества аванса по Договору было перечислено Поставщику 1 000 000 рублей, ООО «Поставщик» требует вернуть аванс в размере 1 000 000 (Один миллион) рублей в течение 10 (Десяти) дней с момента получения настоящего письма.
Кроме того, ООО «Покупатель» было вынуждено обратиться для проведения экспертизы в ОАО «____________», расходы по оплате услуг эксперта составили 10 000 рублей.
В случае неудовлетворения вышеуказанного требования ООО «Покупатель» будет вынуждено обратиться в суд, при этом с ООО «Поставщик» будут взысканы судебные расходы (расходы на адвоката), а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Одновременно ООО «Покупатель» сообщает, что представление прав и законных интересов ООО «Покупатель» в связи с вышеуказанными вопросами осуществляет Адвокат Мугин Александр Сергеевич. По всем возникшим у Вас правовым вопросам ООО «Покупатель» просит обращаться к адвокату по телефону +7 (495) 979 71 23.
Генеральный директор А.А. Иванов
Претензия за непоставку товара: как правильно составить
Итак, аванс внесен, а поставки как не было, так и нет. Пора четко сформулировать требование, т. е. в письменной форме составить претензию. Обратите внимание на моменты, которые помогут подвигнуть нерадивого поставщика принять правильное решение – или же отстоять вашу правоту в суде, если до него дойдет.
В какой форме предъявлять претензию
Удивительно, как много предпринимателей до сих пор полагаются на «честное купеческое» слово. Между тем для соблюдения досудебного порядка необходимо подтверждение отправки именно письменной претензии. И тем более она необходима, когда:
- от поставщика требуют вернуть оплату за товар (или уплатить санкции);
- досудебный порядок обязателен в силу договора или закона.
Формально суды по указанию ВС должны принимать в качестве доказательств распечатки и скриншоты (п. 13 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18), что делает возможным отправку претензии хотя бы на мессенджер. Однако куда безопаснее отправить претензию по почте – традиционной и (или) электронной, если данный порядок установлен законом, договором или устоявшейся деловой практикой между партнерами.
Внимание: подпись под текстом претензии должна принадлежать законному представителю. Если ее подписывает иное уполномоченное лицо, в тексте претензии и в числе приложений к ним должна быть доверенность.
Структура претензии, как правило, ничем не отличается от большинства документов: шапка, наименование, описательная часть, изложение требований, список приложений и подписи с реквизитами.
Что указываем в шапке
Во вводной части (шапке) указываем:
- адресата, т. е. поставщика – само юридическое лицо или его руководитель, указанный в договоре;
- его реквизиты и адреса: организационно-правовая форма, ОГРН и (или) ИНН, адрес (по ЕГРЮЛ), почтовый адрес (если указан в договоре), номер телефона;
- ваши данные, реквизиты и адреса;
- дата и реквизиты претензии.
Что должно быть в части описательной
Описательную часть надо формулировать так, чтобы было понятно, какое нарушение допущено и в рамках какого отношения. То есть как минимум надо привести:
- реквизиты договора, условия которого нарушены;
- в чем состоит нарушение обязательств поставщиком;
- пункты договора и нормы закона.
Если за товар внесена предоплата, обязательно укажите:
- сумму;
- дату и номер счета;
- реквизиты платежного поручения.
Помните о том, что даже если срок поставки не определен, его можно установить по правилам ст. 508 ГК (при партионной поставке) или по правилам ст. 314 ГК (при поставке целиком).
Контролировать поставки легко с сервисом МойСклад – все в одном окне: товарный учет, документооборот, расчеты с поставщиками и клиентами.
Попробовать бесплатно.
Например:
«Договором от 11.09.2022 № КГ-2341 не определен срок поставки предмета указанного договора – торгового оборудования, – момент заключения не совпадает с моментом исполнения, из других условий срок определить не представляется возможным. В этой связи и на основании п. 2 ст. 314 ГК РФ, вы обязаны были поставить товар в течение семи дней с момента предъявления нашей организацией требования о поставке. Наше требование предъявлено 11.10.2022, но до настоящего дня товар не поставлен».
Формируем требования
Главная идея в том, чтобы четко донести до поставщика, что вы хотите в связи с тем, что он нарушил свои договорные обязательства.
Например, вы не получили товар в срок, при этом внесена предоплата. Можете потребовать ее возврата плюс уплаты процентов по ст. 395 ГК. Проценты эти можно потребовать за период со дня, когда поставщик должен был передать вам товар, до дня возврата предоплаты (п. 4 ст. 487 ГК).
Например:
«На основании изложенного и в соответствии со ст. 395, п. п. 3, 4 ст. 487 ГК РФ прошу в срок до (указать точную дату) включительно вернуть сумму предоплаты за непереданный товар в размере 100 000 руб., а также уплатить проценты на сумму предоплаты за период с (указать срок поставки согласно Договора) до дня фактического возврата суммы предоплаты».
Или можете потребовать передать вам оплаченный товар и уплатить неустойку за просрочку, установленную законом или договором.
Например:
«На основании изложенного и в соответствии с п. 3 ст. 487, п. 1 ст. 330, ст. 521 ГК РФ прошу в срок до 15 ноября 2022 г. передать оплаченное торговое оборудование и уплатить неустойку за просрочку поставки товара согласно п. 8 Договора в размере 2 689,59 (две тысячи шестьсот восемьдесят девять) руб. 59 коп. Расчет прилагается».
Четкие требования полезны и нарушителю, и, тем более, вам: при отсутствии конкретного требования суд может решить, что претензионный порядок не соблюден. Есть смысл:
- соблюдать формулировки договора и (или) закона со ссылкой на статьи и пункты;
- при требовании возврата денег указывать точную сумму.
Укажите срок для исполнения требования и подчеркните, что в случае неисполнения вы обратитесь в суд.
К слову, с этим не надо затягивать, но и торопиться не стоит: заявление будет возвращено, если на день подачи не истек срок досудебного урегулирования, отсутствует ответ на претензию и документ, подтверждающий ее отправку, см. п. 22 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18).
Что приложить?
Четкого перечня нет, но, как правило, прилагаются в копиях:
- договор, по которому предполагалась поставка;
- документы, подтверждающие нарушение;
- документы, обосновывающие требования (копии платежек, накладные, расчет неустойки и процентов по ст. 395 ГК и т. п.);
- документы, свидетельствующие о предварительной переписке (при наличии).
Обязательно проверьте, нет ли в законе или в договоре перечня документов, необходимых для отправки наряду с претензией. Если такой список есть, и вы его не соблюли, то и досудебный порядок суд может счесть несоблюденным. В принципе, доказать суду обратное возможно (учитывая позицию ВС, п. 17 постановления Пленума от 22.06.2021 № 18), но потребует лишних усилий.
МойСклад позволяет управлять продажами, закупками и финансами в одном месте. Розница, опт, онлайн-торговля – выберите возможности для себя. Это бесплатно.