Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59675 от 23 октября 2014 года выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с
письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.art-talant.org обязательна. Если вы
обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут
удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич,
Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8 (800) 550-76-36 Электронный адрес info@art-talant.org
Похожие презентации:
Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71
Моя будущая профессия: юрист
Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий
Творческий проект «Планирование кухни-столовой»
Моя будущая профессия — военный
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Творческий проект «мой профессиональный выбор»
Развитие связной речи у дошкольников
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Музей школы №1
«С в я з ь п о к о л е н и й»
70 лет ПОБЕДЫ
Игра – экскурсия цикла
«Музей пришел в гости»
«П и с ь м о с о л д а т а»
Методическая разработка открытого занятия
Автор: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур
Григорьева Татьяна Михайловна
г. Ногинск Московская область
2014-2015
План занятия
1. Вступительное слово (Приветствие, цель, задачи занятия).
2. Мини-экскурсия «О чем рассказал экспонат. Письмо солдата». Словарная работа.
3. Подведение итогов экскурсии.
4. Практическое занятие «Как сложить письмо-треугольник».
5. Ролевая игра «Письмо с фронта».
6. Подведение итогов игры, чтение писем, обмен впечатлениями.
7. Творческое задание «Поздравление ветерана»
8. Дополнительная информация «Памятник солдатскому письму»
9. Заключительное слово.
Для проведения занятия:
— группа учащихся 5- 6 классов в количестве 10-12 человек;
— столы и стулья для группы;
— ручки, карандаши;
— мультимедиа-проектор;
— стол-подиум для демонстрации экспоната
— доска, мел.
Игра-экскурсия цикла
«М у з е й п р и ш е л в г о с т и»
Письмо солдата
Пояснительная записка
Среди экспонатов музея школы «Связь поколений» находится письмо «Ветерану Великой Отечественной…». Этот предмет относится к разделу «Сороковые роковые» и экспонируется в витрине «Эхо войны». Он представляет собой поздравительное письмо ветерану Великой Отечественной войны от молодого поколения с 60-летием Великой Победы. Письмо сложено в виде треугольника. Оно напоминает солдатские письма военного времени. Само по себе это послание имеет относительное историческое значение, и как экспонат может принадлежать к вспомогательному фонду. Однако его ценность в том, что он дает представление о солдатской полевой почте. Это письмо может быть источником самостоятельного исследования, служить иллюстрацией к рассказу о войне.
Цель занятия: познакомить учащихся с историей экспоната школьного музея, с помощью ролевой игры использовать метод погружения в историческую обстановку.
Задачи:
— изучить форму солдатского письма во время войны,
— рассказать о действии военно-полевой почты,
— научить приему складывания письма в виде треугольника,
— воспитывать патриотические чувства.
Тип занятия: усвоение новой информации и практических навыков.
Форма занятия: экскурсия с элементами ролевой игры.
Формы организации учебной деятельности:
— фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы и технологии:
— групповой, экскурсионный, беседа, самостоятельной работы с источниками информации, моделирования ситуации, ролевой игры, рефлексии, использования мультимедийных средств обучения
Оборудование занятия:
Для экскурсии
— экспонат школьного музея – солдатское письмо-секретка;
— мультмедиа-проектор для презентации урока-экскурсии и показа изображения экспоната на экране;
для ролевой игры
— листы бумаги (размер тетрадного листа);
— ручки, простые карандаши;
— две коробки, имитирующие почтовые ящики, — одна с надписью «Полевая почта», другая «Для писем и газет»;
— сумки для почтальонов
Методические указания:
— занятие проводят экскурсоводы школьного музея в количестве 2-3 человек + 2-3 ассистента для ролевой игры.
— экскурсия предназначена для учащихся начальной школы и 5-6 классов.
— для лучшей наглядности можно использовать на экране изображение экспоната в течение всего занятия.
Памятка для экскурсовода
План подготовки экскурсии
- Рассмотреть внимательно экспонат.
- Изучить способ складывания и раскрывания письма в виде треугольника.
- Прочитать содержание письма.
- Познакомиться с историей поступления экспоната в музей.
- Собрать информацию для написания текста экскурсии.
- Изучить дополнительные материалы (литература, Интернет).
- Составить текст экскурсии.
- Репетиция проведения экскурсии.
9. Подготовить презентацию экскурсии и оборудование для ролевой игры.
10. Составить график проведения экскурсий по классам.
Ход занятия:
- Приветствие
-Здравствуйте, меня зовут…. Я экскурсовод музея «Связь поколений» школы №1. Сегодня наш музей пришел к вам в гости, чтобы рассказать об очень интересном экспонате.
2. Беседа:
— Что такое экспонат? (Экспонат – это предмет, который экспонируется, то есть выставляется напоказ для всеобщего обозрения). Вы уже не раз бывали в нашем музее. Какие экспонаты вы там видели? А как экспонаты попадают в музей?
— Сегодня я проведу для вас мини-экскурсию «О чем рассказал экспонат» о солдатском письме – треугольнике.
- Мини-экскурсия «О чем рассказал экспонат» (текст).
Среди экспонатов нашего музея есть необычное письмо. Вот оно перед вами (пройти по рядам, показать, не давая в руки). Это солдатское письмо. Такие письма солдаты посылали домой с фронта. Обратите внимание, что это письмо имеет треугольную форму. Оно сложено особым способом.
Солдаты во время войны, да и на службе в армии, не всегда имели возможность посылать письма в конвертах. Поэтому для них существовала особая военно-полевая почта. Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Достаточно было свернуть листок с письмом особым способом – треугольником, так чтобы лист не развернулся. Такое письмо не запечатывалось (в военное время письма проверялись цензурой). Для работников почты это был знак, что письмо посылает солдат. И оно обязательно доходило.
Из истории полевой почты
В России словосочетание «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года, а в 1716 году окончательно закреплено Воинским уставом Петра I. В 1710-ых годах в ходе Северной войны из столиц (Москвы и Петербурга) к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». Связь на линиях обслуживали драгуны. Позже их заменили ямщики. В годы Первой мировой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса (1796-1917). Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. В годы войны основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу. Во время войны письма могли быть перехвачены немцами. Наши враги могли бы тогда узнать, где находятся наши воинские части. Такие случаи были. Поэтому было решено писать зашифрованный адрес: «Войсковая часть полевая почта и номер этой почты». Важным было сохранение военной тайны, надо было не дать возможность врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружения и проч. Для этого была введена военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались черной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено цензурой». Письма или открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату. Во время Великой Отечественной войны почту обычно собирал грузовик ГАЗ-АА – полуторка. В военное время почти 90% почтовых отправлений приходилось на военно-полевую почту.
Такие письма существовали и в советское время. Те, кто служил тогда в армии, тоже посылал домой письма-секретки. Такие письма приходили и из далекого Афганистана, когда наши солдаты воевали в афганской войне.
Но это письмо не совсем солдатское. Оно только напоминает его по форме. На самом деле это послание ветерану Великой Отечественной войны от современного молодого поколения. К нам в музей оно попало от скаутов Егорьевского района, которые принимали участие в профильной смене в лагере «Юный ленинец» в 2005 году. Они в своем городе проводили акцию к 60-летию Победы: поздравляли ветеранов такими письмами. Вы видите на письме надпись: «Полевая почта. Ветерану Великой Отечественной». Внизу – знак скаутов – лилия, на которой написано: «Наша победа 1945-2005».
— Вы знаете, кто такие скауты? Это юные разведчики.
В этом письме — слова благодарности нашим ветеранам. (Прочитать).
3. Подведение итогов экскурсии (по словарной работе)
Викторина «Знаем — отвечаем»
1. Предмет, который экспонируется, то есть выставляется напоказ для всеобщего обозрения (Экспонат).
2. Вид кавалерии, предназначенной для действий, как в конном, так и в пешем строю (Драгуны). Что было первоначально изображено на знаменах этих войск (Дракон).
3. Крестьянин, который занимался извозом (перевозкой людей) и грузов (почтовой гоньбой) (Ямщик).
4. Лицо, посылаемое с каким-либо спешным поручением, посыльный для доставки сообщений, писем, иной корреспонденции, а также небольших предметов (Курьер).
5. Военный или правительственный курьер, обеспечивающий доставку важных, секретных документов (Фельдъегерь).
6. Контроль власти за содержанием и распространением информации (Цензура).
7. Грузовой автомобиль грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг) (Полуторка).
4. Практическое занятие «Солдатское письмо»
— Ребята, а вы знаете, как сложить, такое письмо? Я могу вас научить. Возьмем листок бумаги прямоугольной формы. Сложим его наискосок так, чтобы получился квадрат. Затем сложим еще раз наискосок: верхний угол сложим с нижним. У оставшейся части согнем по бокам уголки и поместим эту часть листа в кармашек в первой части. У нас получился закрытый треугольник.
5. Ролевая игра «Письмо с фронта».
— А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Полевая почта»? Условия игры: играют все желающие. Вам нужно разделиться на две группы. Одни будут солдаты, а другие их родные и близкие. Представьте, что идет война. Солдаты воюют, а их родные трудятся в тылу. И те и другие ждут писем, кто с фронта, а кто из дома. Я вам раздам листочки бумаги, на которых вы напишите свое письмо. В этом вам помогут опорные слова (см. Приложение). Затем нужно сложить письмо в виде треугольника и опустить его в почтовый ящик. Кто пишет с фронта, тот опускает письмо в ящик под названием «Полевая почта». А тот, кто пишет из тыла в ящик «Для писем и газет» Каждый из вас определиться, кто он будет и кому адресует свое письмо. Напишите несколько строчек. Не забудьте указать, кому и от кого вы пишете.
Методическое указание: Если есть время*, то группы могут меняться ролями. Если время ограничено, то в целях закрепления навыка складывать письмо треугольникам, ребята, которые изображают родных в тылу, тоже могут посылать письма в виде треугольника
— Солдаты! Представьте, что у вас между боями выпала свободная минута. Вы сидите в землянке при свете свечи или в окопе и пишете письмо. Затем вам нужно его сложить треугольником и написать фамилию и имя адресата. Письмо положить в ящик с полевой почтой и наши почтальоны разнесут эти письма.
— Родные и близкие! Солдаты на фронте очень ждут ваших писем! Они за вас переживают, поэтому напишите им хорошие слова, чтобы им легче было воевать.
Приложение «Опорные слова»
Для солдат Жди меня, и я вернусь; жив и здоров; получил ранение;
попал в госпиталь; бьем фашистов на всем фронте; вчера ходили в атаку; вышли из окружения; ждите меня с Победой.
Для родных Ждем твоих писем Береги себя Возвращайся с Победой Записалась на фронт Хожу на курсы медсестер Хлеб по карточкам Работаю на фабрике (заводе) (Проводится игра).
6. Подведение итогов игры
— Ребята, вам понравилось игра? А в жизни приходилось ли вам писать или получать письма? Получилось ли у вас во время игры представить себя в роли солдат и их близких в годы войны? Вам было приятно получить письмо? А что почувствовали те, кто их не получил?
— Так и было на самом деле. Во время войны было радостно и страшно получить письмо с фронта. Что там, хорошее или плохое известие? Жив ли человек, не ранен ли, не попал ли он в плен? Те же чувства испытывали те, кто воевал. Солдаты очень переживали за
._________________________________
*см. дополнительную информацию
своих родных и близких и так же с нетерпением ждали писем из дома. Если все было в порядке, это укрепляло силы в битве с врагом.
Узнать об этом вам помог экспонат нашего школьного музея – солдатское письмо-секретка, который как бы заговорил с вами и раскрыл вам свои секреты.
7. Творческое домашнее задание Напишите благодарственное письмо ветерану ВОВ и оформите его в виде солдатского письма-секретки для выставки творческих работ в школьном музее «Связь поколений», посвященной 70-летию Победы.
8. Заключительное слово.
— На этом наше занятие закончено. Какие у вас вопросы? (вопросы учащихся). Что вы узнали? Чему научились?
— Музей ещё не раз придет к вам в гости. Но и вы не забывайте приходить в музей и быть не только его гостями, но и помощниками.
— Мы желаем вам новых знаний, успехов в учебе и новых открытий в изучении истории нашей страны и родного края. Надеемся, что вам было с нами интересно. Спасибо за внимание. До новых встреч!
Список литературы и источников информации
1. В мире школьных музеев. Выпуск 1/Отв. редактор В. П. Моисеенко. – М: Центр «Школьная книга» -160с.
2. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. — Под общей редакцией Н. С. Чекмарёвой.- Министерство образования Московской области. – ЦРТДиЮ – 126 с.
3. Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы. — Под общей редакцией Н. С. Чекмарёвой.- Министерство образования Московской области. – ЦРТДиЮ. – 148 с.
4. Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. М: ЦДЮТиК, 154 с.
5. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей. – 2-е изд., исправленное и переработанное. – М.: ЦДЮТиК МО РФ,152 с.
6. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре». – 2007, 168 с.
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Полевая_почта
8. http://www.kakprosto.ru/kak-120681-kak-slozhit-soldatskiy-treugolnik
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цензура
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фельдъегерь
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-АА
12. http://ru.wiktionary.org/wiki/экспонат
_______________________________________________________________________________
*см. дополнительную информацию для презентации
Это интересно
(Дополнительный материал)
Памятник на Солдатском поле в Волгограде
Летом 1942 года немецкое командование стремилось двумя клиньями из района большой излучины Дона взять Сталинград в клещи, а на центральном направлении крупными силами рассечь наши войска и выйти к Волге в центре города.
Направление удара наступающих немецких частей проходило по территории нынешнего совхоза им. 62-й армии. На его полях трудящимися Сталинграда в августе 1942 года была построена малая оборонительная полоса. 23 августа небольшой отряд советских воинов занял здесь оборону, имея приказ любой ценой остановить вражеское наступление. Ожесточенные бои продолжались до 10 сентября, планы гитлеровского командования с ходу войти в город были сорваны.
После окончания Сталинградской битвы это поле площадью 400 гектар, которое местные жители называли «Солдатским полем» оставалось неразминированным вплоть до 1975 года — настолько сильно поле было в прямом смысле нашпиговано смертельным металлом.
К осени 1975 года саперы полностью закончили работы по разминированию, обезвредив более 6,5 тысяч снарядов, мин и других боеприпасов. 20 сентября того же года рядом с трассой Волгоград-Москва был открыт мемориал «Cолдатское поле», авторами которого стали скульпторы Л. Левин и А. Криволапов.
В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых были найдены при разминировании и вспашке того самого поля. В центре комплекса — воронка, заполненная осколками от мин, снарядов, гранат, собранных здесь же, на поле.
Чуть в отдалении — скульптура девочки с цветком в руке. Рядом с ней — мраморный треугольник солдатского письма. На треугольнике процитировано письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя в степи северо-западнее Сталинграда:
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв — василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком…»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Единый Урок Памяти и Славы. Акция «Письмо солдату»
Цель: создать условия для формирования у детей патриотических чувств, а так же уважения к погибшим на войне и ныне живущим ветеранам; создать условия для воспитания любви к Родине; вызвать интерес и желание написать письмо солдату.
Слайд 2
Описание слайда:
— В 2020 году наша республика будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
— В 2020 году наша республика будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
2020 год – это год Памяти и Славы.
— Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Слайд 3
Описание слайда:
Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
— Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые (8 слайд презентации.).
Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится
Слайд 4
Описание слайда:
“Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.
“Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.
Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина. 8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце Блокады Ленинград.
Слайд 5
Описание слайда:
Всю зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. Оборона Москвы завершилась 20 апреля 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.
Всю зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. Оборона Москвы завершилась 20 апреля 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву,
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Слайд 6
Описание слайда:
В феврале 1943 году победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесён сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны.
В феврале 1943 году победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесён сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны.
Здесь орден Мужества надет
На грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана,
Снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли.
И победила жизнь
В боях под Сталинградом!
Слайд 7
Описание слайда:
Полной победой 23 августа 1943 года закончилась историческая битва на Курской дуге.
Полной победой 23 августа 1943 года закончилась историческая битва на Курской дуге.
Те бои – Как мера нашей силы.
Потому она и дорога,
Насмерть прикипевшая к России
Курская великая дуга…
Слайд 8
Описание слайда:
В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига, Таллин. И вот долгожданная Победа! Штурм Берлина 1945 года. 8 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии. Девятого мая на Центральный аэродром имени Фрунзе города Москвы приземлился самолёт, который привёз в столицу акт о капитуляции Германии. Парад Победы состоялся на Красной площади 24 июня. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский.
В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига, Таллин. И вот долгожданная Победа! Штурм Берлина 1945 года. 8 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии. Девятого мая на Центральный аэродром имени Фрунзе города Москвы приземлился самолёт, который привёз в столицу акт о капитуляции Германии. Парад Победы состоялся на Красной площади 24 июня. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский.
Слайд 9
Описание слайда:
Победа… Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. Мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.
Победа… Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. Мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.
День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом.
Почтим память о тех, кто ради Победы отдали свои жизни минутой молчания.
Слайд 10
Описание слайда:
С фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов.
С фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов.
Слайд 11
Описание слайда:
Их так ждали, вестей с фронта, радовались им и боялись других писем, где было написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе.
Их так ждали, вестей с фронта, радовались им и боялись других писем, где было написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе.
В первые недели войны почтовые работники столкнулась с острой нехваткой конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, ставшие символом надежды и связи тыла и фронта.
Слайд 12
Описание слайда:
Перед вами два письма. Это письма войны. Прочтите их.
Дорогая мамочка, здравствуйте!
Привет от вашего Семена Тимофеевича. Сообщаю вам немножко о себе. Нахожусь, как вам уже известно, на фронте. Обо мне мама не грусти и не плачь. После победы я вернусь цел и невредим, какой был и раньше. Только чуть поумней и побольше ростом. Живу хорошо. Ребята, то есть друзья мои, хорошие. С такими не пропадешь ни где. Писать больше нечего. Жив, здоров. А вы о себе в своем ответе на мое письмо опишите. Все без исключения.
Пока. До свидания, ваш сын!
10 августа 44года.
Слайд 13
Описание слайда:
Здравствуй, Феша!
Здравствуй, Феша!
Привет тебе от Семена!
Дорогая Фешенька, чем объяснить твое молчание? От всех письма идут, а от тебя нет. Нельзя же так дорогая надо писать хотя бы по пять слов в письме и то ладно. Теперь парочку слов о себе. Живу в настоящее время хорошо. Нахожусь на немецкой территории и близится час того время когда мы водрузим знамя победы над Берлином. Вот и все о чем хотел тебе написать. Передай привет Ульяне Федоровне. Пока до свидания!
Семен.
Жду ответа.
Слайд 14
Описание слайда:
Акция «Письмо солдату»
Написать письмо – настоящее искусство. Сегодня мы будем писать письма солдату.
Правильно составить письмо не всегда легко, особенно если оно адресовано не близкому человеку. Этому мы и будем учиться.
-Что могли писать солдатам?
И сейчас такие письма мы прочитаем…
Слайд 15
Описание слайда:
Письмо солдату
Здравствуй солдат!
Пишет тебе третьеклассник из далёкого будущего. Из книг, журналов, фильмов и от учительницы я много узнал о войне. Как вы воевали, не щадя своих сил стремились к победе над фашистами. Как вам было холодно и голодно, но вы всё перетерпели и пришли к желанной победе 9 Мая. Каждый год в этот знаменательный день я и множество людей идём к Вечному Огню, чтобы почтить память всех погибших в войне.
Слайд 16
Описание слайда:
Здравствуй незнакомый солдат!
Здравствуй незнакомый солдат!
Я тебя не знаю, но восхищаюсь тобой, служба твоя нелегка, но очень важна для всей страны. Думаю, что ты сильный и смелый! Мы знаем, что тебе тяжело. Но ты не должен забывать, что за тобой, сильным защитником, тысячи человеческих жизней. Желаем тебе, солдат, справится со всеми трудностями, которые встретятся на твоём военном, а позже жизненном пути. Желаю тебе, незнакомый солдат, мирного неба. Здоровья, удачи, побед, сил, стойкости! Когда я вырасту, тоже пойду служить.
До свидания!
Слайд 17
Описание слайда:
День памяти – Победы праздник!
День памяти – Победы праздник!
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец, как дар, всё это,
Ведь это нужно
Нам,
Живым! (В. Скородумов)
Слайд 18
Описание слайда:
Сейчас, напишите письмо солдату используя памятку.
Памятка
1. Обращение. (Дорогой Солдат, неизвестный солдат)
2. Сообщение.
Пишет Вам…
Хочу сказать Вам…
Спасибо Вам за…
Извините, пожалуйста,…
Мне хочется пожелать Вам…
3. Прощание.
До свидания.
4. Подпись
Слайд 19
Слайд 4Ваши письма попадают в штаб, где их сортируют и запаковывают в
разные по цвету треугольные конверты, чтобы отличать письма ребят от писем девушек.
Слайд 11Затем волонтёры отвозят ваши письма в воинскую часть, которая находится в
г. Балашихе под Москвой…
Слайд 13имеет вот такую эмблему
войск специального назначения
Слайд 15Ваши письма
уже ждут
с нетерпением
Слайд 18Солдат в части много,
а писем — мало
Слайд 20Поэтому ваши письма получат,
как подарок,
лишь самые лучшие воины
Слайд 25Строки из писем солдату.
/Грамматика текстов сохранена/
Слайд 26Из прошлых лет.
«Жизнь в колледже лёгкая, но очень запыханная: надо успеть
поесть, покурить, и …, и списать математику. Наверно, я буду хорошим солдатом, ведь я всё успеваю».
Слайд 27«Кроме учёбы на профессию, мне, как и полагается всем парням, следует
увлекаться девушками».
Слайд 28«Жизнь в колледже очень суетливая…».
Слайд 29«На уроках мы можем сидеть и записывать всё, что говорит преподаватель,
не сотрясая пыль в воздухе».
Слайд 30«Хочу поздравить тебя, солдат, с тем, что ты Пошёл в армию!».
Слайд 31«Я тоже пойду в армию, ведь я здоров и с мозгами
всё нормально!!!».
Слайд 32«Учиться нравится, повезло мне с колледжем, учителя и администрация, вроде, адекватные,
ну и я стараюсь соответствовать обществу».
Слайд 33«Жизнь в колледже течёт плавно по течению, мозги варятся за уроком
урок».
Слайд 34«Меня вот интересует, как вас кормят там? И ещё. Где спит
повар? А то мне дядя рассказывал, что у них повар спал в котле…».
Слайд 36«Можно ли использовать в армии носки? А то с портянками у
меня будет много проблем!»
Слайд 37«Какое твоё любимое блюдо? Моё – пельмени! У вас там кормят
пельменями? (Просто без них – никак).
Слайд 38«У меня уже есть машина, я сам на неё заработал. Жигули
девятка! У тебя есть машина в армии? Если да, то какая?»
Слайд 39«Вообще я хотел быть матросом всю жизнь, а ты кем мечтал
быть?… Вообще я хочу поскорей попасть в морфлот и тусоваться в трюме с пацанами».
Слайд 40«В столовой я люблю кушать рис с курицей. Надеюсь, у вас
тоже есть рис с курицей. А что любишь ты? Тебе нравится рис с курицей?»
Слайд 41«Я недавно начал заниматься фитнесом, качалка и т.д. Да тело у
меня стало отличное. Накачал (пресс, бицепс, трицепс, трапецию, широчайшую, дельту, спенище, предплечье, ноги, икры и т.д.)… О себе (вешу 73 кг. рост 180) не худой, не толстый. Как думаешь, в какие войска я мог бы попасть с такими данными???… Много ли у вас дураков? (у нас есть несколько!!!)… Желаю тебе новых друзей, набрать массу: Мышечную и Массу впечатлений. Я думаю, что ты особенный, раз моё письмо попало тебе!!! А никому другому».
Слайд 42«Как погода у вас? Хотя, наверное, не до неё – служба…
Представляю, как ты вернёшься мужественным, повзрослевшим и поумневшим. Правда, есть у меня знакомый, которого армия не исправила. Но думаю, ты исправишься в лучшую сторону».
Слайд 43«Пару слов о себе. Высокая. Умная. Занимаюсь спортом. Много друзей, вроде
все довольны моим общением…»
«Напишу пару слов о себе. Я рыжая, не очень страшная, не очень толстая…».
Слайд 44«Твои родители и друзья должны гордиться тобой, ведь ты большой умница!
Но расслабляться не стоит! Например, у тебя есть девушка?…»
Слайд 45«Честно говоря, я без малейшего понятия, что тебе можно написать в
этом письме, в голове просто ветер свистит».
Слайд 46«…за перемену нужно многое успеть: что-то досдать, что-то пересдать, но времени
всегда мало, потому что знакомых много».
Слайд 47«…друзья, которые не оставят тебя в биде…»
Слайд 49
Письмо обязательно должно быть позитивным! Язык письма – культурный (литературный), тон
– дружелюбный, вежливый, уважительный. Приветствуется юмор и творческий подход (стихи, рисунки).
1. Начать нужно с обращения: Дорогой незнакомый друг! Или Уважаемый защитник! (воин, солдат), или Здравствуй, защитник Родины! и т. п.
2. Далее – представиться и рассказать о себе (имя, где учишься, своих увлечениях, любимых занятиях: книги, фильмы, музыка, спорт и т.д., о студенческой жизни, друзьях, собственных достижениях, мечтах).
3. Затем можно задать вопросы о службе (распорядок дня, питание, учебная подготовка, занятия в личное время, весёлые случаи на службе…).
4. В конце поздравить с Днём защитника Отечества, пожелать здоровья, успехов в службе, строевой и политической подготовке и т. п.
(По желанию, можете написать свой контакт в социальной сети).
Объём – 1,5 – 2 страницы.
Крещение киевлян. Художник К.В. Лебедев
Крещение киевлян. Художник К.В. Лебедев
5
Победа в Великой Отечественной войне
Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином . Обе природы слишком одарены Богом, и , как нарочно, каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую.
Николай Васильевич Гоголь
ДОБРО СОСЕДСТВО — дружественные отношения соседей.
Толковый словарь Ожегова В.И.
Украина для нас – это не просто соседняя страна. Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры, духовного пространства. Это наши товарищи, близкие, среди которых не только коллеги, друзья, бывшие сослуживцы, но и родственники, люди, связанные с нами кровными, семейными узами.
1
Солдатские письма
2
Солдатские Письма *************************************** Памяти всех тех, кто защищал Отечество. Казалось, что в лицо дышало пекло, Когда в раздумье сидя допоздна, Я гладил строчки, пахнувшие пеплом, Пробитого осколками письма. Его писали раненой рукою На дружески подставленной спине. Мне виделись за каждою строкою Глаза солдат, погибших на войне. Мы вместо них. Мы не имеем права Забыть ни лица их, ни имена… Всем павшим за Отчизну — честь и слава! Да будет трижды проклята война!
3
Фронтовые письма… Небольшие пожелтевшие листы бумаги. Как просты и бесхитростны они по содержанию. В них — солдатские новости, вопросы о жизни, здоровье, приветы родным. Порой написаны они с ошибками, наспех, непонятным почерком. Авторы этих писем не учились в Литературном институте, за грамматику и орфографию они получили бы множество замечаний от учителя. Но внимательному, вдумчивому читателю они расскажут о жизни человека на войне не меньше самого талантливого писателя, ведь их авторы пишут о своей жизни, своих чувствах, о пережитом, рассказывают не чужим людям, а тем, кто их любит и ждет, потому именно эти письма являются одним из наиболее интересных источников по истории Великой Отечественной войны.
4
Письмо домой С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких – в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта – в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.
5
6
Мы перечитываем эти письма вновь и вновь. И перед нами не просто открываются картины военной или мирной жизни, но, как живые, встают сами солдаты, разные по возрасту, по характеру, судьбе. Мы можем представить, какими они были — вчерашние школьники и взрослые мужчины, волею судьбы ставшие защитниками своих матерей, жен, детей. Они осознают свою роль, своё предназначение, иногда даже так и подписываются: « Твой верный защитник Гриша»1- или « Я буду драться, Любимая Нани, за нашу Родину, за тебя, дорогая, до тех пор, пока мои глаза смотрят, пока я могу двигаться, пока я могу дышать свободным советским воздухом», но еще чаще встречаются подписи из той, мирной жизни : « Ваш сын И. Здобнов», «Ваш муж: Илья Васильевич», «Ваш папка».
7
8
Строки из солдатских писем Так, рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: «Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя». Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего. «Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». Но не успел.
9
10
Строки из солдатских писем В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, – писал Алексей жене из Новочеркасска, – приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.получил посмертно
11
12
Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».
13
14
Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
15
16
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».
17
Пришла почта
18
Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…
19
20
В письмах возникает обобщенный образ противника. О нем упоминают как о едином целом, абсолютно обезличенно.Врагу дается общая характеристика — «немецко- фашистские оккупанты», «враг свободолюбивого человечества», «бегущие на запад фашисты», «гитлеровцы», «немецко-фашистские захватчики» иногда используют такое обозначение врага как «фрицы», «немцы» или «грабармия»
21
22
Есть письма, которые пишут друзья родственникам погибших, в основном, по их просьбе. Странно получается, но и здесь во многих письмах, где пишут о смерти солдата, его друзья выражаются стандартными фразами. В их письмах не чувствуется скорби о погибших, только одни слова «мы отомстим за смерть друга» или «мы продолжим бить фрицев». «Действующая армия
23
Погиб Миша 12 февраля от пули бегущих на запад фашистов, при выполнении боевого задания. Мы потеряли так же дорогого для нас человека, как и ВЫ сына. Миша проработал с нами больше года вместе, все приказы и распоряжения командования выполнял четко и добросовестно за что был награжден Правительственной медалью «За отвагу». Но Вы не грустите, дорогие родители, он погиб за Родину, за свободу своего народа… Мы заверяем Вас, дорогие родители, что еще не один десяток немцев положат свои головы за гибель Миши…С приветом к Вам Василий Петухов, Иван Загнойко»30.
24
Очень страшно то, что письма все г.г., мало встречается 42, а еще меньше 41. Объясняется это тем, что в 41г. война только началась и некоторые письма терялись, может быть даже не было нужды писать, так как считали, что война продлится несколько месяцев, может быть потому, что те простые солдаты, которые защищали страну в 41г., почти все погибли или попали в плен. А письма г.г. были написаны, когда врага гнали с оккупированных территорий. Нередко в своих письмах солдат заглядывает в будущее: «Вот мы скоро победим врага и вернемся домой живыми и здоровыми».
25
26
Немецкие солдаты тоже писали письма своим близким. Вот строчки этих писем: «Лучше не говорить родине всего. Скажу вам лишь одно: то, что в Германии называют героизмом, есть лишь величайшая бойня, и я могу сказать, что в Сталинграде я видел больше мертвых немецких солдат, чем русских. Кладбища вырастали каждый час… «Хоть раз напишу тебе правду…»!
27
Из писем немецких солдат «Я не думаю, что Сталинград падет руссий ведь так упрям, вы себе и представить не можете»; Русские не сдаются, они сражаются до последнего человека»; Уже много наших солдат рассталось здесь со своей молодой жизнью и не увидит больше родины. Никакие бомбы не помогают, русский как танк, его не прошибешь».
28
«Сейчас канун Нового года, а когда я думаю о доме, у меня сердце разрывается. Здесь все плохо и безнадежно. Уже четыре дня я не ел хлеба и живу только на супе в обед, а утром и вечером глоток кофе… Всюду голод, холод, вши и грязь. Днем и ночью нас бомбят советские летчики, почти не прекращается артиллерийский огонь. Если в ближайшее время не произойдет чудо, я погибну, мне очень плохо…
29
Покажется ли над горизонтом заря надежды? Покинем ли мы когда-нибудь Россию?»; «У всех у нас только одно желание: покой и мир… И наесться досыта».
30
На улице страшный холод, русская зима вступила в свои права, немецкие солдаты очень плохо одеты, мы носим в этот ужасный мороз пилотки и всё обмундирования у нас летнее. Я думаю, что каждый немецкий солдат найдёт себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесённые снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русские победить невозможно, они… (Из письма Вильгельма Эльмана.)
31
32
Мои любимые! Сейчас сочельник, и когда я думаю о доме, мое сердце разрывается. Как здесь все безрадостно и безнадежно. Уже 4 дня я не ел хлеба и жив только половником обеденного супа. Утром и вечером глоток кофе и каждые 2 дня по 100 грамм тушенки или полбанки сардин или немного сырной пасты из тюбика — голод, голод, голод и еще вши и грязь. День и ночь воздушные налеты и артиллерийский огонь почти не смолкает. Если в ближайшее время не случится чуда, я здесь погибну. Плохо, что я знаю, что где-то в пути ваша 2-килограммовая посылка с пирогами и мармеладом,. Я постоянно думаю об этом, и у меня даже бывают видения, что я их никогда не получу. Хотя я измучен, ночью не могу заснуть, лежу с открытыми глазами и вижу пироги, пироги, пироги…
33
г. Моя любимая Цылла. Пишу письмо в крестьянской хате. Все мои товарищи спят, а я несу службу. На улице страшный холод, русская зима вступила в свои права, немецкие солдаты очень плохо одеты, мы носим в этот ужасный мороз пилотки и всё обмундирования у нас летнее. Каждый день приносит нам большие жертвы. Мы теряем наших братьев, а конца войны не видно и, наверное, не видеть мне его, я не знаю, что со мной будет завтра, я уже потерял все надежды возвратиться домой и остаться в живых. Я думаю, что каждый немецкий солдат найдёт себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесённые снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русские победить невозможно, они… (Из письма Вильгельма Эльмана.)
34
Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали, Знали их наизусть. Эти письма, поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут.