Как написать план открытого урока

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Донской политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РАЗРАБОТКИ  ОТКРЫТОГО УРОКА

2016 г.

Авторы:

Н.Н. Родичкина, преподаватель высшей категории, заслуженный учитель РФ.

Л.В. Коробова, преподаватель высшей категории, зав. методическим кабинетом.

Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическим работникам, но и все тем, кто хочет научиться правильно и быстро планировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, сформировать самоанализ урока.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение.

Типология и методология урока

3

1.

Назначение и область применения

7

2.

Требования к методической разработке открытого урока

7

3.

Структура методической разработки открытого урока

7

3.1

Рекомендуемая структура урока

8

3.2

Рекомендуемый план урока

8

4.

Общие требования к оформлению методической разработки

8

Список используемых источников

9

Приложение 1

10

Приложение 2

11

Приложение 3

12

Приложение 4

15

Приложение 5

20

Приложение 6

21

ВВЕДЕНИЕ

ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УРОКА

В педагогической литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени, отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом обучающихся, примерно одинакового возраста, уровня подготовки. Уроку присуща следующая совокупность признаков:

  • наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;
  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности обучающихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, образуют триединую цель и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

Содержание урока всегда формируется в соответствии с поставленными целями. Оно конкретизируется с учетом содержания учебных программ, материала, изложенного в учебниках, методических рекомендаций к уроку.

Для достижения поставленных целей на конкретном учебном материале используются соответствующие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между педагогом и обучающимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и педагогом.

Таковы основные позиции, кратко характеризующие сущность современного урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

  • по основной дидактической цели;
  • по основному способу их проведения;
  • по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют следующие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • видеоуроки;
  • самостоятельная работа обучающихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

Большое внимание в педагогике уделяется методам обучения. Метод обучения – совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение определенной цели обучения. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний:

1. Практический метод – основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод – основная роль в применении этого метода отводится педагогу. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Обучающимся в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

3. Словесный метод – также предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

Другой вид классификации основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности обучающегося по усвоению изучаемого материала. В этой классификации выделены следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный – один из способов передачи обучающимся системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. обучающиеся, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

2. Репродуктивный метод – предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а также искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3. Метод проблемного изложения – заключается в активной деятельности со стороны педагога. Педагог искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет обучающимся способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Обучающимся отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий педагога, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод –  основан на самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а также поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить обучающихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а также оказывать помощь при возникновении у обучающихся затруднений разного рода.

5. Исследовательский метод – является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Педагог вместе с обучающимися формирует проблему и производит управление их самостоятельной исследовательской деятельностью. Методы исследования обучающиеся выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Методическими принципами современного урока являются следующие показатели:

  • Субъективизация –  обучающийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с педагогом участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей обучающихся.
  • Деятельностный подход – знания не преподносятся обучающимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность  – обмениваясь информацией, обучающиеся взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность  – обучающиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Настоящий документ носит рекомендательный характер для педагогических работников, не имеющих опыта разработки открытых уроков, он устанавливает основные требования к разработке и оформлению методической разработки открытого урока, оформлению самоанализа урока.

Методическая разработка урока (занятия)  – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), учебной практики.

Методическая разработка  урока (занятия) может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на повышение профессионально-педагогическое мастерства преподавателя, мастера производственного обучения, педагога дополнительного образования.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО УРОКА

Требования, предъявляемые к методической разработке урока:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать  теме и целям урока.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, так чтобы можно было получить достаточные сведения о рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко в соответствии с требованиями реализуемых образовательных стандартов.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  • Методическая разработка должна содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (план урока, технологическая карта урока, инструкции, карточки, схемы, тесты и т.д.).
  1. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТОГО УРОКА
  1. Рекомендуемая структура урока:
  1. Титульный лист (Приложение 1).
  2. План урока.
  3. Технологическая карта урока (для педагогов, имеющих первую или  высшую квалификационные категории) (Приложение 2).
  4. Конспект урока.
  5. Дидактический материал к уроку (схемы, тесты, материалы мультимедиа, презентаций, карточки и т.д.).
  6. Список использованных источников.
  7. Самоанализ урока (Приложение 3).
  1. Рекомендуемый план урока:
  1. Учебная дисциплина (МДК).
  2. Учебная группа.
  3. Специальность (профессия).
  4. Тема  урока (занятия).
  5. Дидактическая цель урока.
  6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
  7. Тип урока (Приложение 4).
  8. Вид и форма организации урока (Приложение 5).
  9. Методы обучения
  10. Межпредметные связи.
  11. Стандарт образования  (студент должен знать, студент должен уметь и т.п.).
  12. Связи с профессией (компетенции).
  13. Материально-техническое обеспечение урока.
  14. Ход урока (согласно выбранному типу урока).
  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Общие требования к оформлению методической разработки:

  1. Объем разработки урока должен составлять 8 — 10  листов  печатного текста.
  2. Шрифт методической разработки – Times New Roman, размер шрифта – 12 или 14, интервал  – 1,15 или 1,5.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные (Приложение 6).
  5. Количество и объем разделов разработки не лимитируется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков – М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность.  – М.: Вита-Пресс, 2011 г.
  3. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – /М.: Народное образование, 2010 г.

Интернет – ресурсы

  1. Методическая работа учителя [Электронный ресурс]/URL: http://profmetodist.ru/uchebno-metod-kompleks/ 
  2. Библиотека обучающей и информационной литературы. Шпаргалка по педагогике  [Электронный ресурс]/URL: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/
  3. Типология уроков [Электронный ресурс]/URL: http://atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm 

Приложение 1

Примерная форма оформления титульного листа методической разработки урока

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:

______________________________________________________________

по дисциплине (МДК):

______________________________________________________________

Специальность (профессия) _______________________________________

Разработал: ФИО преподавателя,

должность

Донской, 20__г.

Приложение 2

Примерная форма технологической карты урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Приложение 3

План самоанализа урока

  1. Тема урока.
  2. Место урока в изучаемой теме:
  • характер связи урока с предыдущим и последующим уроками (темами).
  1. Характеристика дидактической цели урока, конкретизируемой в образовательных целях: обучающей, развивающей и воспитывающей.
  2. Характеристика учебной группы:
  • межличностные отношения,
  • психологический климат,
  • образовательный уровень подготовленности группы.
  1. Характеристика урока:
  • типология урока,
  • формы организации познавательной деятельности,
  • методы обучения.
  1. Осваиваемые компетенции (общие и профессиональные).
  2. Средства обеспечения урока:
  • дидактический материал (карточки-задания, учебники, плакаты и т.п.),
  • компьютерная техника,
  • др. инструмент (в зависимости от форм и методов обучения.
  1. Структура урока: 
  • разбор этапов урока,
  1. Структурный аспект самоанализа урока:
  • анализ каждого элемента урока,
  • его вклад в достижение результата,
  • доказательства оптимального выбора каждого элемента урока, его метода проведения.
  1. Функциональный аспект:
  • насколько структура урока соответствовала основной цели урока,
  • соответствие возможностям группы,
  • анализ стиля отношений преподавателя и обучающихся, его влияние на конечный

 результат урока.

  1. Аспект оценки конечного результата:
  • формирование универсальных учебных действий на уроке,
  • определение разрыва между основной целью урока и результатами урока, причины

   разрыва.

  1. Выводы и самооценка.

Примерный перечень вопросов, на которые должны быть представлены ответы в самоанализе

  • Каковы реальные возможности учебной группы?
  • Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку?
  • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?  Как он связан с предыдущим учебным материалом и на что из этого материала опирается?  Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы, курсы?
  • В чем специфика проведенного урока, каков его тип и вид?
  • Какие задачи решались на уроке (образовательные, воспитательные по развитию студентов). Была ли обеспечена комплексность, взаимосвязь этих задач? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
  • Почему выбранная структура урока была рациональна для решения задач? Рационально ли выбрано место для опроса в уроке, изучения нового материала, заключения и т.д.? Рационально ли распределено время, логичны ли были связи между, этапами урока?
  • На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему?
  • Какое сочетание методов и форм обучения было избрано для раскрытия нового материала? Почему так? Необходим ли был дифференцированный поход к студентам? Как он осуществлялся, почему именно так?
  • Как был организован контроль ЗУН? В каких формах и какими методами осуществлялся и почему так?
  • Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения? Почему так?
  • За счет чего обеспечивалась система высокой работоспособности обучающихся в течение всего урока?
  • За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения с обучающимися? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
  • Как и за счет чего обеспечивалось на уроке использование учебного времени и предупреждение перегрузки обучающихся?
  • Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи, если не удалось, то какие и почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?
  • Что будет предпринято для устранения возникших в ходе урока затруднений и допущенных ошибок?
  • Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?

Приложение 4

Типы уроков

Тип урока определяется дидактической целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.)

  • Урок изучения нового материала:
  • Урок – лекция.
  • Урок – беседа.
  • Урок с использованием учебного видеофильма (мультимедиа).
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ.
  • Урок смешанный (сочетание различных видов урока данного типа на одном уроке).
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков:
  • Урок  – самостоятельная работа.
  • Урок  – лабораторная работа.
  • Урок – практическая работа.
  • Урок – экскурсия.
  • Семинар.
  • Урок обобщения и систематизации знаний:

Сюда входят основные виды всех типов уроков.

  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос).
  • Письменная проверка.
  • Зачет.
  • Зачетные практические и лабораторные работы.
  • Контрольная (самостоятельная) работа.
  • Смешанный урок (сочетание трех первых видов).
  • Комбинированный:

На них решаются несколько дидактических задач.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.)

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Типы и формы интегрированных уроков

Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

  • Урок формирования новых знаний

Формы урока:

  • Урок – лекция.
  • Урок – путешествие.
  • Урок – экспедиция.
  • Урок – исследование.
  • Урок – инсценировка.
  • Учебная конференция.
  • Урок – экскурсия.
  • Мультимедиа – урок.
  • Проблемный урок.
  • Урок обучения умениям и навыкам

Формы урока:

  • Урок – практикум.
  • Урок – сочинение.
  • Урок – диалог.
  • Урок — деловая или ролевая игра.
  • Комбинированный урок.
  • Путешествие.
  • Экспедиция и т.д.
  • Урок  применения знаний на практике

Формы урока:

  • Ролевые и деловые игры.
  • Практикумы.
  • Уроки защиты проектов.
  • Путешествие.
  • Экспедиция и т.д.
  • Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы урока:

  • Повторительно – обобщающий урок.
  • Диспут.
  • Игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина).
  • Театрализованный урок (урок — суд).
  • Урок-совершенствование.
  • Заключительная конференция.
  • Заключительная экскурсия.
  • Урок – консультация.
  • Урок — анализ контрольных работ.
  • Обзорная лекция.
  • Обзорная конференция.
  • Урок — беседа.
  • Урок контроля и проверки знаний и умений

Формы урока:

  • Урок – зачет.
  • Викторина.
  • Конкурс.
  • Смотр знаний.
  • Защита творческих работ, проектов.
  • Творческий отчет.
  • Контрольная работа.
  • Собеседование.
  • Комбинированный урок:

На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения.

Следует разделять традиционный и современный уроки:

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

 Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, видеофрагменты, мультимедийные фрагменты, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности обучающегося.

Краткое описание типов современных уроков

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: лекция экскурсия, лабораторная работа, практическое занятие.

Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

План урока:

  • Организация начала урока:
  • проверка домашнего задания,
  • подготовка обучающихся к изучению новой темы.
  • Изучение нового материала.
  • Первичная проверка усвоения знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (первичное закрепление знаний, практических умений).
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании.
  1. Урок закрепления знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: лабораторная работа, практическое занятие, экскурсия, собеседование, консультация.

Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
  • Пробное применение знаний.
  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.
  1. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: лабораторная работа, практическое занятие, семинар.

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и практические навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний и умений.
  • Обобщение и систематизация знаний, умений и способов деятельности студентов.
  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и практических навыков.
  1. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Цель: усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

Подготовка студентов: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

Вооружение студентов во время обобщения деятельности необходимым материалом: таблицами, справочными данными, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения – включение части знаний в целое (систему).

Обобщение единичных знаний в систему (самими студентами).

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний преподавателем.

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений.

Вид учебных занятий: контрольная работа, зачетное занятие, коллоквиум.

Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и практическими навыками. Коррекция знаний, умений и практических навыков.

  1. Комбинированный урок.

Этапы урока: 

  • Организационный этап.
  • Этап проверки домашнего задания.
  • Этап всесторонней проверки знаний.
  • Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению нового материала.
  • Этап усвоения новых знаний.
  • Этап закрепления знаний, получения первичных умений.
  • Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Приложение 5

Виды и формы уроков

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя  и студента, которая доминирует на уроке.

Примерные виды уроков:

  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Практическое занятие.
  5. Лабораторная работа.
  6. Семинар.
  7. Конференция.
  8. Контрольная работа.
  9. Консультация.
  10. Конкурс.
  11. Мультимедиа-урок.
  12. Зачет.
  13. Деловая игра.
  14. Экскурсия.
  15. Нетрадиционные виды уроков.

Приложение 6

Оформление списка используемой литературы

Список литературы оформляется на отдельном листе с указанием заголовка «Используемая литература», по центру, с первой прописной (заглавной) буквой, полужирно, точка в конце слова не ставится. Далее приводится перечень используемой литературы  (источников) в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места издательства и года издания, количества страниц.

Например:

  1. Альперин Л.А.  Откройте новый мир качества // Стандарты и качество.2000. № 10.-
  2. Глудкин О. П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В.  – Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. /: Под редакцией О. П. Глудкина. – М.: Горячая линия, 2001.
  3. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и  перераб. – М.: Экономика, 1998.

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Урок часто называют лабораторией преподавателя — самой сложной, так как идет работа с обучающимися и требует прогнозирования их возможностей, методической отработки материала, воспитания тех личностных свойств, тех общественных и нравственных качеств, которые им необходимы.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения..

На основе тематического планирования определяется цель, содержание, особенности методического построения каждого урока.

Просмотр содержимого документа

«План открытого урока»

Образец плана урока

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть — 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин.
5. Завершение урока — 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

                            Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта.                                  Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Просмотр содержимого документа

«ОБРАЗЕЦ ПЛАНА УРОКА »

Правильное оформление плана! В каждой работе уделяется большое внимание заполнению документов.  Каждый год провожу открытые уроки, заполнение планов в этом году изменились ,пришли новые формы. Новые планы по открытым урокам в дополнительном образовании. Хочу поделится опытом своей работы!

ПЛАН

ОТКРЫТОГО УРОКА

преподавателя  по классу «Хореографии»

Ковалевич Елена Валерьевна,

концертмейстера

Рубанов Геннадий Валерьевич

Тема: «Техника исполнения основных движений по предмету — Танец».

Курск  2023

План проведения открытого учебного занятия

Предмет:  «Танец»  с обучающимися  3 класса.

Тема учебного занятия: «Техника исполнения основных движений». По предмету танец

Дата и время проведения:

Цель урока:

ü изучение теории и методики народного танца.

ü закрепление танцевальных элементов народного танца.

Задачи урока:

Образовательные:

ü Формирование чувства ритма

ü привить интерес к народному танцу

ü воспитать чувство ответственности, стремление к чёткому, правильному выполнению задания.

Развивающие:   

ü развитие у обучающихся навыков пространственного ориентирования

ü  развивать эмоциональную сферу обучающихся через активные формы самовыражения;

ü развитие способностей к самостоятельной работе

ü развить навыки работы в группе

ü развивать чувство ритма и творческие способности;

Воспитательные:

ü воспитывать творческую активность;

ü воспитывать умение работать в коллективе;

ü воспитание интереса к процессу обучения в целом.

Тип урока: комбинированный.  

Форма урока: групповая.

Методы и приемы реализации поставленных задач:

1. Словесные методы: характеристика эмоционально-образного содержания музыки, настроений, выраженных в танце; пояснение сущности содержания материала; разъяснение, объяснение изложение нового материала;

2. словесное объяснение (рассказ, беседа)

3. повторение

4. практический

5. показ педагога

Психологические условия на уроке:

ü психологически-комфортная атмосфера;

ü эмоциональное удовлетворение;

ü личностно — ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

ü учёт индивидуальных особенностей;

ü дифференцированный подход к обучающимся.

Оснащение урока: музыкальное сопровождение (концертмейстер, баян)

Структура  урока:

I. Организационный момент.                              

II. Основная часть

1.     Разминка

2.     Экзерсис у станка

3.     Работа на середине зала

4.     Индивидуальная работа в диагональ

III. Обобщение и систематизация знаний.

IV. Подведение итогов занятия: анализ работы. 

 Ход урока:

I. Организационный момент.

Задачи:

ü создание максимально  комфортной ситуации общения;

ü настрой на предложенную тему урока;

ü воспитание дисциплинированности, культуры организации труда; 

ü сообщение темы, цели и задач урока. 

Содержание учебного материала:

ü проверка готовности к занятию.

ü Озвучивание темы, цели и задач занятия.

II. Основная часть.

Разминка по кругу:

  1. шаг с носка.

  2. шаг на каблуках.

  3. обычный бег.

  4. бег наверх колени.

  5. галоп  вправо, влево

Экзерсис у станка:

1. Plie – приседания (полуприседание и приседание),

2. Battement tendu – упражнения на развитие подвижности стопы,

3. Battement tendu jete — маленькие броски,

4. Rond de jamb par terre – круговые движения ногой по полу,

5. Passé — подготовка к веревочке,

6. Каблучные упражнения.

7. Дробные выстукивания.

  Экзерсис на средине зала:

   1. гармошечка

   2. шаг накрест шаг каблук

   3. ковырялочка

   4. молоточки

   5. веревочка (одинарная)

   6. дробь на середине зала (одинарная, двойная в чистом исполнении)

   7. присядки (мячики, на каблук)

   8. хлопушка

Работа на ориентирование в пространстве:

1. танцевальный этюд на перестроение в русском характере

Работа по диагонали: (индивидуальная работа)

1. подскоки

2. движения на основе «Белорусского» танца

3. шене

              III. Обобщение и систематизация знаний

Задачи: — закрепление полученных навыков;

               — развитие навыков танцевального — творческого мышления;

               — закрепление навыков знаний.

                                 IV. Подведение итогов занятия: анализ работы. 

В результате анализа исполнения материала определяю основные моменты работы:

ü формирование и выработка у всех участников единой манеры исполнения;

ü укрепление технических навыков;

ü работа над чистотой исполнения движений;

Оценка деятельности обучающихся:

ü осуществление оценки эффективности занятия.

ü поощрение обучающихся за хорошую работу на занятии.

Домашнее задание:

ü исполнение дробного выстукивания «Пол ключа».

Заключительная часть урока: Поклон.

Преподаватель  ________________________ (_______________________)

                                                      Подпись                                                    Ф. И. О.

Концертмейстер ________________________ (______________________)

                                                      Подпись                                                    Ф. И. О.

Зав. отделением ________________________ (______________________)

                                                      Подпись                                                     Ф. И. О

Директор             ________________________ (______________________)

                                                      Подпись                                                     Ф. И. О

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать повествовательное сочинение
  • Как написать план местности
  • Как написать поверенный
  • Как написать план магистерской диссертации
  • Как написать повелительное предложение