Как написать план стихотворения

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. (Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста).

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи (т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

Обратите внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр (свободный или белый стих)

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, (т.е. пропуск ударения в двусложном размере).

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней (8 слогов)

Нежней мы любим и суеверней… (10 слогов, перебой ритма)

Сияй, сияй прощальный свет (8 слогов)

Любви последней, зари вечерней (10 слогов, перебой ритма)

В) Рифмы

— Смежная (парная) ААВВ

— Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры (одинаковое начало строчек) – как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— бытовую, повседневную,

— литературную, книжную,

— публицистическую,

— архаизмы, устаревшие слова,

— неологизмы, слова, созданные автором («громокипящий кубок»).

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— сам автор,

— рассказ от лица персонажа,

— автор играет какую-то роль («поэтический театр» Цветаевой).

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения: 
         — пейзаж; 
         — общественно-политическая; 
         — любовная/интимная; 
         — философская.

         Сюжет: 
         — есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 
         — без сюжета: образы чувств (…).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
Какую лексику использует автор: 
— бытовую, повседневную 
— литературную, книжную 
— публицистическую 
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 
Необходимо: 
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм. 
         Размер: 
         акцентный стих; 
         _ _’ _ амфибрахий; 
         _ _ _’ анапест; 
         верлибр (свободный или белый стих); 
         ‘_ _ _ дактиль; 
         дольник; 
         ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 
         _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма: 
         аабб — парная; 
         абаб — перекрёстная; 
         абба — кольцевая. 
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
— определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         — гипербола — художественное преувеличение; 
         — ирония — скрытая насмешка; 
         — литота — художественное преуменьшение; 
         — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; 
         — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         — паралеллизм; 
         — сравнение; 
         — эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
— антитеза/противопоставление; 
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный; 
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
— повторы/рефрен; 
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
— аллитерация — повторение одинаковых согласных; 
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
— ассонанс — повторение гласных; 
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я». 
— сам автор, 
— рассказ от лица персонажа, 
— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

24 января 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

План анализа стихотворения

1. Автор, название стихотворения (если есть).

2. История создания стихотворения, место в творчестве поэта.

3. Общее впечатление.

4. Тема ( о чѐм стихотворение, как я его понял(а), на что обратил(а) внимание).

5. Жанровые особенности (ода, поэма, баллада, эпиграмма, эпитафия, элегия, сонет и т.д.).

6. Композиция
– общая структура;
– деление на части – объяснить;
– наличие повторяющихся частей, фрагментов, зачем они?

7. Сюжет (если есть) – развитие мысли.

8. Настроение, как оно создаѐтся.

9. Герой (герои), лирический герой.

10. Идея (главная мысль) стихотворения; ключевые слова.

11. Язык, его особенности.

12. Красота (как она создаѐтся – какие поэтические приѐмы используются):
– лексические средства выразительности (тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и т.д.);
– синтаксические средства выразительности (фигуры речи: анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, повторы и т.д.);
– фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание и тд.);
–размер и ритм;
– рифма.

При анализе конкретного стихотворения план, порядок разбора может быть изменён, сокращён, расширен, можно построить весь анализ на 2-3х пунктах разбора.

Скачать документ: ps.pdf

Анализ стихотворения

Примерный план анализа стихотворения

1. Вступление (небольшое, лучше лирическое, настраивающее на восприятие).

2. История создания (если знакома)

3. Общая часть (тема, композиция, настроение)

4. Анализ по частям (от строфы к строфе)

При анализе частей должно быть отражено:

  • какой образ(ы) создается в этой части (строфе)
  • с помощью каких художественных средств?
  • какие чувства у вас вызывает.

(обязательно должен звучать текст)

5. Особенности ритма, рифмы, размер. как это влияет на настроение, на развитие темы?

6. Каким вам представляется лирический герой стихотворения?

7. Основная мысль стихотворения (зачем автор его написал? что хотел сказать? чем поделиться?)

8. Заключение.

1. Прочитайте стихотворение.

2. О чем оно? (определите тему)

3. Перечитайте 1 строфу. Какой образ в ней создается?

Образ — это картина, которую вы себе представляете. Чтобы понять образ, подчеркните (или выделите существительные). Они скорее всего и создадут картину.

Например:

  • Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Мы легко представляем себе парус (корабль) в голубом тумане моря.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?…

Вопросительные предложения передают размышления лирического героя о паруснике.

4. Какими средствами и приемами выразительности создается картина? Какова роль средств выразительности?

Например:

  • парус одинокий — инверсия (выделяет эпитет одинокий)
  • моря голубом (инверсия) — помогает представить картину, залитую голубым.
  • Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. — синтаксический параллелизм, олицетворение. — только ли о парусе идет речь в стихотворении? Возможно, о человеке?

Таким же образом анализируем каждую строфу.

5. Определить размер стихотворения, особенности ритма, рифмы.

6. Каковы особенности звукописи? (если есть)

7. Чем интересна лексика? (возможно, устаревшие слова, разговорные конструкции и т.д.)

8. Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Похож ли он на автора?

9. Соберите анализ в единое целое. Что хотел сказать автор этим стихотворением?

Примеры анализа по этому плану

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Кто из нас не знает знаменитые пушкинские строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Мы вспоминаем их, когда выходим зимним утром из дома и видим чудесную картину, которая умещается в два слова: «мороз»… и «солнце»… И кажется, что даже добавлять ничего не надо. Именно с этих слов начинается знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Конечно, это стихотворение о природе, о радости жизни, об ощущении счастья.

Итак, «мороз и солнце; день чудесный!» — читаем мы, и перед нашими глазами открывается удивительный пейзаж: голубое небо, и на нем яркое солнце, какое обычно светит в морозный день. Мы как будто видим лирического героя (возможно, самого поэта), который подошел к окну и замер, очарованный. Но к кому же он обращается? «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись…» Вероятно, это его возлюбленная, с которой он хочет поделиться радостью нового дня, света, не случайно поэт взывает к ней:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Высокая лексика (негой, взоры, явись), яркие метафоры (северной Авроры, звездою севера) помогают поэту выразить те торжественные чувства, которые рождаются в его душе.

А ведь еще вчера все было совсем по-другому. Об этом вторая строфа:

Вечор, ты помнишь, вьюга, злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

С помощью олицетворений (вьюга злилась, мгла носилась) поэт одушевляет природу, показывает ее близкой человеку, родственной его душе. Ведь ночная природа вызывала в нем ужас, что подчеркивается звукописью. Мы как будто наяву слышим завывание ветра (ударные — вечОр, пОмнишь, мУтном, пятнО), звуки снега, стучащего в окно (злилаСь, носилаСь, сквоЗь). И даже «бледное пятно луны» не радует глаз, потому что мы видим «сквозь тучи мрачные».

Но это было вчера, а сегодня:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Сколько в этих строчках света! Снег блестит, речка блестит – ощущение зимнего блеска нас не покидает, блеск снега даже режет глаза так, что хочется зажмуриться, как и бывает ясным зимним днем, настолько точно передал это поэт. А краски! Небеса как будто раздвинуты, и кажется, что голубым цветом залито все пространство. «Лес чернеет», «ель зеленеет» — эти яркие пятна тоже радуют глаз. Впечатление усиливает сравнение «великолепными коврами, а также анафора в конце строфы. И мы наслаждаемся красотой зимнего утра вместе с лирическим героем.

Но вот он отходит от окна и видит, что и комната преобразилась: теперь она «озарена янтарным блеском» а значит, солнце проникло и сюда. Даже печь начинает трещать «веселым треском», радуясь прекрасному утру. И желание прогуляться («не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?») кажется абсолютно естественным.

И последняя часть стихотворения передает ощущения полного счастья, когда герой вместе со своей возлюбленной садятся в сани и наслаждаются красотой природы, быстрым бегом нетерпеливого коня и конечно, обществом друг друга. И то, что вчера казалось пустым и грустным, сегодня воспринимается совсем по-другому. И даже вынужденное заточение (а мы знаем, что стихотворение написано в Михайловском, куда Пушкин был сослан, поэтому мы и слышим легкую грусть в голосе поэта) кажется не таким страшным, даже «милым». Стихотворение удивительно легкое и светлое. Четырехстопный ямб, чередование мужской и женской рифм, простота изобразительно-выразительных средств создают ощущение естественности и простоты. Каждая строка проникнута теплотой. Мы чувствуем настроение полной гармонии. Великолепная природа, любимый человек, простые радости – а что еще нужно человеку для счастья?

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=14330

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Чудесное мгновение первой встречи… Как можно его забыть? Оно остается в памяти на долгие годы и согревает душу человека в дня тяжелых невзгод и светлых переживаний. Стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» именно об этом – встречах с возлюбленной, которые дали толчок вдохновению поэта, заставили его сердце биться чаще, ведь любить – значит жить.

Стихотворение имеет лирический сюжет: в нем в поэтической форме поэт запечатлел историю своих чувств, вызванных реальными встречами с Анной Петровной Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

Так начинается знаменитое стихотворение, и мы как будто наяву видим первую встречу поэта с Анной в Петербурге в 1818 году. Пушкину девятнадцать лет, он недавно закончил лицей, с восторгом принимал участие в светской жизни города на Неве. И на одном из балов он встретился с ней и был пленен красотой настолько, что и сейчас называет ее «гений чистой красоты» (хотя известно, что Анна Керн не была столько красива). Встреча с ней стала своеобразной точкой отсчета «в томленьях грусти безнадежной» большого города и «в тревогах шумной суеты». Он навсегда запомнил ее «нежный голос» (она действительно в тот вечер много пела) и «милые черты».

Но… грезам юного поэта, мечтавшего о любви, не суждено было сбыться: Анна Керн была замужем за немолодым генералом, а значит, несвободна. «Шли годы», и образ возлюбленной стал забываться, стираться из памяти, тем более, если мы вновь вспомним биографию Пушкина, в этом же году он был отправлен в ссылку, и «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». После Кавказа была ссылка в Михайловское, где поэт оказался совсем один, только няня Арина Родионовна разделила с ним «глушь» и «мрак заточения» (обратим внимание, как меняется характер метафор, когда поэт говорит о ссылке в родовое имение Пушкиных). В тот момент, когда поэт писал это стихотворение, ему казалось, что в его жизни не было ничего, и он остался «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Короткое слово «без» безжалостно зачеркивает все, что могло наполнить смыслом жизнь в одиночестве.

Но вот снова появилась Она:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И вновь сравнения заставляют нас вспомнить первую встречу в Петербурге, но сейчас ощущения те же. Пушкин встретился с ней в имении соседей Осиповых (недалеко от Михайловского), где поэт часто бывал. И он снова был ошеломлен ее образом, возникшим из памяти. И любовь возвращается, и вот уже «сердце бьется в упоенье» снова. И снова воскресает сам поэт к жизни:

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь рождает вдохновение, сердце диктует эти строки. Поэту удалось выразить гармонию чувств в гармонии строк.

К слову, четырехстопный ямб делает лирическое повествование плавным, но динамичным, а женская рифма как будто открывает сердце поэта для возможности заглянуть в него и увидеть настоящую любовь.

Стихотворение удивительно изящно. В нем нет ничего лишнего, все подчинено основной мысли: любовь для поэта – это все. Образ любимой прост и естественен, Пушкин при его создании не прибегает к сложным метафорам или сравнениям: «голос нежный» и «милые черты» — вот и все, что мы узнаем о ней. Но ведь так можно сказать о любой девушке! Это и есть главное: когда человек влюблен, то предмет его обожания превращается в «гений чистой красоты»!

Может быть, именно поэтому стихотворение до сих пор волнует и наши сердца?

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=14214

· вспомним факты биографии автора, которые связаны с лириче­ским сюжетом

жанр — лирическое стихотворение (элегия, послание, отрывок и т.д.) это типично для его поэтической манеры.

стихотворение по тематике может быть отнесено и к пейзажной (или: любовной, вольнолюбивой, философской) лирике поэта. Но только ли о природе оно?

композиционно стихотворение делится на … частей. Каждая часть — это рождение нового образа

чувства лирического героя даны в динамике (развитии). Проследим за развитием образа-переживания.

· текст стихотворение пред­ставляет собой сложное сплетение тем и мотивов

· В первом катрене (строфе) разворачивается тема при­знания любви к жизни через утверждение красоты природы. Картина … создается с помощью …

Мотив … (красоты, одиночества, бегства, тоски, разочарования, пути…), продолжается и в следующей части.

· Отметим композиционную стройность стихотворения, гармо­ничную соотнесенность всех его частей.

· воспо­минание (или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль) становятся импульсом к ли­рическому переживанию, порождают особое эмоцио­нальное состояние героя.

· Определим проблему, организующую поэтическую мысль.

· Лирическое «я» порождает интонацию скорби (или гнева, упрека или самообличения, мольбы или жесткого требования), ему чуждо бесстрастное созерцание, философское спокойствие при столкновении с различными про­явлениями зла.

· Лирический герой выступает поэтическим «двойником» ав­тора или лирический субъек­т порожден авторской фантазией и являет­ся способом раскрытия чужого сознания.

· глав­ным для лирического рода литературы является эмо­циональное содержание, которое связано с пережива­ниями лирического героя

· Стихотворение передает целую гамму чувств, острых пере­живаний героя, но развитие поэтической мысли не приводит к изменению настроения, поскольку чувст­ва даны в их предельном напряжении.

Как передается (подчеркивается) настроение, мотив и т.д.

Образ

Он создается с помощью ярких сравнений…

Обратим внимание на характер эпитетов…

— выразительности способствуют метафоры…

настроение

— создается с помощью риторических фигур…(анафора…

— инверсией подчеркивается слово…

— эмоциональности также способствует…

— важное значение в передаче настроения имеет эмоционально-оценочная лексика

— настроение усиливается за счет употребления слов одного семантического ряда…

— обратим внимание на употребление слов с суффиксами эмоциональной оценки

— нельзя не отметить роли звукописи…

— изменяется интонация .

— многоточия показывают отрывочность ощущений…

— Риторические вопросы создают интонацию размышления

— наличие восклицательных знаков обозначает эмоциональный взрыв

Особую роль играет размер стих.

— Чередование мужской и женской рифмы делает его живым и пластичным

— что касается формы., стих. написано характерным для поэта стилем…

(обилие (или отсутствие) олицетворений). Яркие (…) эпитеты, сложные метафоры, богатая рифма.

— таким образом, в художественном мире стих. можно обнаружить два поля…

— особым свойством обладает пространство…

— основной конфликт в финале получает свое разрешение…

Примеры анализов стихотворений

Сочинение. Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас…»). (Восприятие, истолкование, оценка).

Я встретил вас — и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

26 июля 1870

«Лирика есть подлинное состояние души человека…» Как тяжело нам бывает в быстрой череде дней вдруг остановиться, задуматься и хотя бы на минуту ощутить состояние души того, кто рядом. Но есть в русской поэзии стихи, которые неожиданно становятся для нас стихами-откровениями, простыми, искренними и понятными, чистыми, ясными и задушевными. Они легко ложатся на слух, запоминаются быстро, раз и навсегда.

«Я встретил вас и всё былое…» – так начинается стихотворение Ф.Тютчева и романс неизвестного композитора. Легко и романтично звучит проникновенная мелодия. А иначе и быть не должно. Ведь эти стихи – признание в любви. Оно пронизано романтическим настроением, да и поводом для его написания послужила романтическая история.

Стихотворение посвящено одной из первых возлюбленных Тютчева – Амалии фон Крюденер (в девичестве Лерхенфельд). Мимолётное увлечение молодого поэта оказалось таким ярким, что и по истечении 30 лет после первой встречи чувства поэта не утратили силы и страсти и 67-летний поэт, волнуясь и переживая, уверенно заявляет:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило…

Эпитет «в отжившем сердце» проникновенен, он отражает душевное состояние поэта, к сожалению, к этому моменту уже очень старого человека. Но чувство столь сильно, что проснувшаяся в сердце любовь согревает душу, возрождает воспоминания:

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Потрясающе сравнение « осени жизни» человека с осенней порой в природе, когда «повеет вдруг весною и что-то встрепенётся» в душе. Весна здесь символизирует возродившуюся любовь. Динамика чувств поэта так естественно, органично связана с жизнью вечного – природы. Ощущение любви в стихотворении легко, подобно дуновению весны, солнечному свету, подобно «чудному мгновенью». Поэтому, наверное, так «к месту» здесь оказалось пушкинское сочетание «милые черты», продолженное целым ассоциативным рядом: «былое», «очарованье», «дуновенье», «умиленье»…

Лёгкость стихотворению придаёт и двусложный размер (ямб), и перекрёстная рифма. Такая рифма делает стихи динамичными, трепетными и потому нежными. Удивительно то, что Тютчев сумел в такой лёгкой форме передать целый поток чувств: переживания, воспоминания, признание в любви. И всё-таки самое главное – чувство любви. Она пробуждает «давно забытое упоенье», олицетворяет «душевную пустоту», заставляет чувства вновь заговорить:

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Любовь так сильна, что разлука с любимой кажется «вековой». Эта гипербола обостряет и усиливает читательское восприятие. Этому же служит параллелизм синтаксических конструкций в последней строфе и анафоры одновременно:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

Ключевое слово «любовь» оказывается в конце стихотворения, именно на него падает самое сильное логическое ударение, что и подчёркивает единственный восклицательный знак, которым завершается стихотворение. Это восклицание убеждает в возможность новой одухотворённой жизни, наполненной теперь музыкой любви и очарованья.

Отзвучала нежная мелодия, наполнила душу трепетом ожидания, ожидания любви, такой искренней, такой чистой и верной и обязательно вечной. А иначе и быть не должно. Вот почему от этих простых, незамысловатых строк вдруг «сердцу стало так тепло»…

Теория для анализа стихотворения ЗДЕСЬ

Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами.

На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров.

План анализа

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»

При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист.

Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта.

В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод. При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

  • «Слышу трепет крыл …
  • Бьёт в меня светящими очами
  • Ангел бури — Азраил!»
  • «Стерегите, злые звери,
  • Чтобы ангелам самим
  • Не поднять меня крылами ,
  • Не вскружить меня хвалами…»
  • «Я укрыт до времени в приделе,
  • Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

Следом необходимо определить стихотворный размер:

  • Хорей (двухсложный стихотворный размер).
  • Ямб (слог долгий и короткий).
  • Дактиль (трёхсложный размер стиха).
  • Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
  • Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).

Тропы и фигуры

Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.

Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.

Вывод, собственное отношение к произведению

В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение. В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.

Источник: https://nauka.club/literatura/plan-analiza-stikhotvoreniya.html

План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Источник: https://go2school.ru/poleznoe/kak-pisat-plan-analiza-stikhotvoreniya-po-literature

План анализа стихотворения


План анализа стихотворения

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 198.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 198.

Чтобы правильно сделать анализ стихотворения, необходимо составить план. Из каких частей состоит план анализа стиха, и как именно он должен быть составлен?

План стихотворения

Для анализа стихотворения планом пользуются не только школьники, но и студенты и учителя. Он помогает структурировать сюжет и лучше понять переживания героя. Композиционный план следует составлять только после полного прочтения стиха.

  • Прежде чем приступать к разбору стихотворения, стоит уделить внимание автору текста. Очень важно, при каких обстоятельствах писатель создал свою поэму или стих, и какое место оно занимает в творчестве автора.
  • Далее необходимо извлечь тему, идею, основную мысль. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической. Идея – это то, к чему пытается подвести читателя автор, что пытается донести до него.
  • Также необходимо обратить внимание на художественные средства, которые использует писатель для описания событий. Они помогают передать читателю чувства лирического героя, его отношение к происходящему.

Лирический герой не является автором произведения, как и автор произведения – лирическим героем.

В лирических текстах всегда присутствует большое количество выразительных средств. Необходимо перечислить самые яркие эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и др.

  • Обратить внимание на композицию. Делающий анализ ученик должен определить, где в стихотворении вступление, основная часть, а где заключение. также следует уделить внимание стихотворному размеру.

Существует 5 стихотворных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ямб и хорей – двухсложный размер, анапест, дактиль, амфибрахий – трехсложный.

Рис. 1. Схема план стихотворения
  • Обратить внимание на стилистические фигуры и рифмы. К поэтическим фигурам можно отнести градацию, инверсию, поэтический синтаксис, рефрены, риторические вопросы, обращения.
  • Очень важно определить литературное направление произведения. Оно может относится к романтизму, сентиментализму, футуризму, реализму и многим другим направлениям.
  • Важно упомянуть, какое место стихотворение занимает в творчестве автора текста, а также в русской и мировой литературе в целом
  • В заключении следует высказать собственное мнение о стихотворении, написать, какие чувства он вызывает. Необходимо ответить самому себе на вопрос, понравилось ли стихотворение и почему. Заключение не должно быть большим по объему, но должно содержать вывод, который следует из рассуждений того, кто составляет план.

При работе над анализом нужно помнить не только о содержательной стороне, но и о соблюдении грамотного письма. Следует избегать неоправданного повтора слов, быть внимательным к знакам препинания и орфографии.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам составить план анализа стихотворения по литературе (10 класс), научит их выделять основную мысль и идею произведения. здесь представлена схема, следуя которой школьники поймут, как писать анализ стиха.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 198.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать погромче
  • Как написать план реализации проекта
  • Как написать погоны или пагоны правильно
  • Как написать план рассказа 4 класс как я ловил человечков
  • Как написать повторный отзыв на вайлдберриз