Как написать подводку к тексту

«Самое сложное — начать статью» — говорят журналисты, писатели, копирайтеры и маркетологи. Но у нас хорошая новость: есть правила, которые подсказывают, как построить лид-абзац так, чтобы удержать внимание пользователя, а начало уже со старта было легким. Поговорим о первом абзаце, который способен повысить читаемость текста любого формата.

Что еще узнаете из нашей статьи:

  • что такое лид;
  • виды лидов;
  • правило 5 секунд;
  • размер лида и правило хорошего лида;
  • 4 примера.

Что такое лид

Лид — начало текста. Абзац под заголовком, который нацелен заинтересовать и побудить пользователя читать дальше. Появился термин в русском языке как производная от английского lead — приводить, направлять. Еще одно название первого абзаца в тексте — подводка. Его роль — подвести читателя к тексту и заставить продвинуться дальше заголовка [в идеале — изучить до конца].

В информационном контенте (новость, заметка, интервью, отчет, репортаж) вся суть изложена в первых предложениях. Структура текста создается по принципу перевернутой пирамиды: сначала важные факты, затем — менее интересные детали. Новости пишут кратко и умещают основную информацию в 35–40 слов. Поэтому читатель сразу находит ответы на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «зачем?». 

Виды лидов

Выделяют 2 способа подачи информации в лиде: «жесткий» и «мягкий». Запомните их как «кнут» и «пряник».

В. В. Ворошилов в своем учебнике по журналистике написал рекомендации о том, как писать «жесткий» вариант:

  • Лид «одного элемента» помогает подчеркнуть значимость имени, времени, места, итога.
  • Лид-обобщение составляют, когда есть несколько одинаковых по значимости элементов. Например, персона и действие.
  • Лид-«вешалка» напоминает тремпель на котором навешано все: от брюк до пальто и шарфа. Он исчерпывает новостной материал, поскольку автор «навешивает» на первый абзац ответы на все вопросы, о которых мы говорили выше.
  • Лид-немедленная идентификация начинается с ответа на вопрос «кто?».
  • Лид-затянутая идентификация используют если героя материала не знали до происшествия. В лиде подается часть информации о персоне, а вторая часть раскрывается дальше в материале.
  • Лид-одиночный выстрел применяют, когда суть материала можно выразить очень сжато (например, «Переговоры состоятся — это решено»).
  • Лид-комментарий внедряют, чтобы дать оценку от первого лица и/или ответить одной фразой на совмещенные вопросы: «кто+почему?», «что+почему?», «что+как?».
  • Игровой лид строят по принципу каламбура, анекдота. Например: «Жена создателя передачи “Алло! Алло!” угрожает сказать ему “Пока! Пока!”».
  • Лид-рассказ подают, когда происшествие можно показать через краткую хронологию событий.

С «кнутом» закончили, теперь переходим к «прянику».

«Мягкие» лиды пишут, когда есть время подразнить, заинтриговать или подготовить восприятие читателя к новой информации.

  • Лид-контраст предполагает противопоставление вчера и сегодня, старого и нового, доброго и злого.
  • Лид-«стаккато», как и отрывистая музыка, предполагает, что информация будет подана с элементами недосказанности (нарезками, намеками).
  • Адресованный лид предполагает прямое обращение к читателю.
  • Лид-вопрос может быть сформулирован открыто или приглушенно (с вопросительным знаком или без).

5 секунд, чтобы убедить

5 секунд — именно столько времени нужно читателю, чтобы оценить пользу от статьи. И не секундой больше. Если читателю не понравился заголовок, он уже не читает первый абзац. Если не понравился лид — посетитель не прочтет статью. За 5 секунд человек должен понять тематику статьи, какие вопросы в ней затронуты и как текст может ему помочь.

48% пользователей переходят на другие площадки из соцсетей. Что нужно, чтобы подписчик кликнул на ссылку в посте: цепляющий заголовок и краткий, информативный лид-абзац. Так вы приведете новых читателей в свой блог, которые могут стать постоянными, если качественной будет не только подводка.

5 секунд, чтобы убедить

Размер и правила хорошего лида

Идеальный размер лид-абзаца2–5 коротких предложений. Без вставных слов и пространственных размышлений.

Напишите о болях читателя и предложите решение. Зацепите фактом или тезисом — и переходите к основной структуре рекламного текста. Стилистика и формат зависят от подачи статьи. Подробнее об этом в следующем разделе.

Лайфхак от команды: напишите статью, и только потом составляйте первый абзац. Перечитайте текст, уберите шероховатости и составьте выжимку полезных фактов.

3 правила, как составить правильный лид:

  • Ответьте на вопрос «Зачем?»

Пишите о том, что интересно пользователю. Объясните, зачем ему читать статью. Уже после прочтения первого абзаца человек понимает, какой профит он получит.

  • Привлекайте внимание

Факты, цитаты, исследования, цифры из практики, статистика из авторитетных источников — все это может быть «крючком» внимания в вашей статье.

  • Продолжайте тему заголовка.

Хороший лид раскрывает заголовок и показывает, что будет в статье. Часто авторы затягивают первую часть и дают информацию, которая не отвечает на вопрос пользователя, не соответствует тому, что указано в заголовке. Если человек выбирает велосипед, не пишите о создании колеса.

3 ошибки в подводке, которые отпугивают читателей:

  • Философские вопросы в начале материала показывают читателю, что вы не эксперт в теме и дальше его ждут ваши раздумья на тему «а если бы». Человек не хочет тратить свое время зря и уходит туда, где конкретика.
  • Термины из Википедии выглядят скучно и мудрено. Опишите понятие простыми словами или сделайте выноску на полях.
  • Некорректные обобщения вызывают желание поспорить. Если ураган пронесся по австралийскому штату Квинсленд, не пишите в заголовке, что «люди всей планеты в опасности». Не все любят лето, не все покупают спортивные авто и не все ездят отдыхать в Турцию.

Примеры цепляющих и скучных лидов

Чтобы закрепить новые знания в своей голове, разберем примеры.

Первый пример

Первый пример

Лид в этом тексте показывает проблематику читателя и решение, которое предлагает автор. Заинтересовывает инструментами, которые конкурируют по эффективности с лендингами и предлагает узнать, сколько еще протянут посадочные страницы.

Второй пример:

Второй пример

Это представитель лида-рассказа перед чек-листом. Этот абзац останавливает читателя. Он делает подводку к вступительной части, в которой мы узнаем, как создавали заголовки раньше. Формат истории интригует и заставляет дочитать до конца. Также в первом абзаце автор использует прием контраста: «что было» плавно переходит в «что стало».

Третий пример

Третий пример

Короткий лид на 20 слов, который показывает, что будет дальше, и немного интригует.

Четвертый пример

Четвертый пример

Читатель, который кликнул на заголовок «Собираем контакты из Инстаграма и настраиваем рекламу в Фейсбуке», сразу увидит пользу от сервиса, и, как бонус, варианты использования собранной информации.

Находить ошибки в чужих текстах легко. Попробуйте решить задачку посложнее: пишите сами лид-абзацы так, чтобы они повышали дочитываемость  контента 🙂

Немного практики вместо вывода

Перед написанием лида представьте человека, который будет его читать. Попробуйте заинтересовать только его, а не толпу клиентов. А дальше:

  • Напишите факт, который его зацепит.
  • Расскажите, каким крутым он станет спустя 2, 5, 10 минут чтения.
  • Если это новость, покажите, что там будет актуальная и уникальная информация, о которой большинство еще не знает.
  • Не пишите риторические вопросы, штампы, клише. Они показывают, что впереди — еще одна статья ни о чем.
  • Пишите просто, без длинных закрученных фраз и заумных формулировок со специфической терминологией. Не путайте читателя.
  • Давайте выжимку из полезного. Чем меньше в лиде будет воды, тем он будет «сытнее».

Как создать правильную подводку? Ни один сюжет не начинается на пустом месте. Важно сразу объяснить зрителю, что он не зря потратит своё время. 

Во-первых, важно подать материал так, чтобы сразу захватить внимание аудитории. О чем бы ни шла речь, не утомляйте зрителя и не вводите его в заблуждение. 

О чем писать? Подводка должна содержать первые две части новости, третья – это уже труд корреспондента. Например: «Внимание, мошенники! На фоне недавнего ухудшения экологической обстановки в столице нечистоплотные на руку граждане ищут новые способы обогатиться. Чудесные БАДы, лечебные массажеры и волшебные леденцы — наш корреспондент расскажет, как не стать жертвой обмана».

Удачная подводка «цепляет» зрителя с первых слов. Постарайтесь всегда начинать с действия. «Жители Франции вновь вышли на улицы. Масштабные протесты вызваны решением Правительства страны увеличь длину трудового дня. Репортаж нашего специального корреспондента из Парижа».

Подводка начинается с действия. Первое предложение отвечает на вопрос, что произошло, где, и кто в этом участвовал. Во втором объясняется, почему. Чем лаконичнее, тем лучше. 

Добавьте детали. Яркая цитата или интересные факты из жизни героев сразу привлекут внимание аудитории.

«Боксер Иван Иванов, более 30 лет своей жизни отдавший рингу, объявил о завершении карьеры. Теперь он планирует стать тренером молодёжной сборной страны. В ходе пресс-конференции он признался, что только возраст вынудил его принять такое решение, но оставить спорт вообще — выше его сил». 

Наиболее выигрышные подводки рождаются из совместной работы ведущего и корреспондента. Однако полезно заранее согласовывать все подробности. Кстати, во время эфира может произойти что-либо новое, или корреспондент не успеет рассказать о чем-то значительном по техническим причинам. Поэтому ведущий всегда должен понимать суть сюжета. И следить за информационными агентствами, читать сообщения других СМИ, всегда быть готовым переписать текст в последнюю минуту. 

Чем проще, тем лучше. Помните, подводка читается чаще всего один раз. Поэтому всегда старайтесь использовать простые и понятные конструкции. Если предложение слишком длинное, разделите его на части – сразу будут заметны ненужные повторения или труднопроизносимые места. 

Будьте лаконичны. Не слишком вдавайтесь в подробности, но в то же время не искажайте смысла. Большое количество цифр и дат может испортить подводку. Также имейте в виду, что не все зрители легко понимают аббревиатуры и сокращения. 

И напоследок — если вдруг не будете знать, с чего начать, спросите себя, как бы вы описали происходящее одним предложением. Чаще всего именно оно и становится основой будущей подводки.

Что такое лид? Пришло слово, как обычно, из-за рубежа — по-английски пишется как lead.

Означает первый абзац в тексте. Еще его называют более содержательным заголовком.

По-русски его еще иногда называют подводка — он подводит к чтению всего текста.  В СМИ, например, говорят вводка (краткое введение к статье, докладу и т. п.).

От того, как написан лид во многом зависит то, будет прочитан текст или нет, поскольку понятно, что любой читатель начинает чтение сверху. То есть с лида.

Журналисты рекомендуют в первом абзаце кратко указывать главное и все самое интересное, чтобы сразу вовлечь читателя.

В копирайтинге такой прием тоже применим, если используется техника перевернутой пирамиды — когда предложение сообщается сразу, а потом в тексте рассказываются об его основных моментах.

В остальных же случаях в лиде рекомендуется использовать специальные приемы для создания интриги и заинтересованности прочитать текст дальше.

Первый абзац и основной заголовок — наиболее важные части текста, поэтому их написанию необходимо уделять самое пристальное внимание.

Примером могут быть новостные сайты, где коротко пишется сначала вся суть материала в первых двух абзацах, а потом водичка и подробности.

Главный редактор русского Esquire Филипп Бахтин поведал о том, что никто и ничего не читает.

intro

Нам очень важен заголовок и лид. Важнее, чем сам текст. Иногда мы не ставим хороший текст только потому, что не можем в лиде быстро, коротко и весело объяснить людям, зачем его стоит читать. Если я не могу это объяснить, читателя текстом не заинтересовать. И наоборот: если текст слабый, но у него смешной лид, он пойдет в печать. Люди не дочитывают тексты до конца, однако формируют ощущение, что за свои деньги что-то получили.

Никто, повторюсь, ничего не читает. Мы напечатали огромную статью, посвященную тому, что ВТБ банк ворует деньги у своих акционеров, вынесли заголовок об этом на обложку. Через два номера этот банк заключил с нашим журналом годовой контракт на рекламу.

//www.be-in.ru/people/9678-filipp_bachtin/

Позитивный настрой, полезная информация, анонсы и интерактивы – как удержать внимание слушателей комментариями, объясняет радиоведущий, заведующий учебной частью «Школы Радио» Эдуард Костюков

Тексты, которые ведущий музыкального радио (RDJ) озвучивает в эфире, называются подводками или комментариями. Их средняя продолжительность – от 15 до 30 секунд. Количество и распределение по часу эфира регулируется так называемым «клоком» – схемой одного часа эфира конкретной радиостанции, принятой за образец. Выходов в течение часа может быть и два, и три, и пять. Свой комментарий ведущий чаще всего произносит на «хвосте» (outro) песни. По его окончании начинается либо следующая по программе (плей-листу) песня, либо реклама, либо рубрика. Основная задача ведущего музыкального эфира – удержать слушателя на волне своей радиостанции. Поэтому представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко, чтобы у аудитории появилось ощущение некоего музыкального эксклюзива и абсолютной невозможности пропустить хотя бы одну из композиций, которые будут звучать  в ближайшее время.

Помимо представления музыкальных композиций, ведущий должен создавать общий позитивный настрой, сообщать слушателю что-то полезное (к примеру, прогноз погоды), интересное (например, какой-то факт из биографии исполнителя), вручать ему призы и подарки, зачитывать в эфире его приветы. Все это и называется на радиостанциях ведением музыкального (линейного) эфира.

Эдуард Костюков Эдуард Костюков 

По аналогии с фигурным катанием, где у спортсменов есть «обязательная программа» и «показательные выступления», структура подводки может выглядеть следующим образом: 

  • «обязательная программа» – все, что по требованиям конкретной радиостанции ведущий обязан говорить в каждом своем выходе: текущее время, название текущей композиции, анонс следующих по плей-листу песен, название станции и т.д.
  • «показательное выступление» – все остальное, что ведущему захотелось сказать по поводу звучащей в эфире песни, ну или вообще сказать в эфире в данный момент времени.

Тем не менее, содержание конкретного выхода в эфир зависит от его типа. Различают несколько типов выходов.

1. Выход-приветствие в начале каждого часа

Обязательные его элементы: название радиостанции, имя ведущего, благодарность предыдущему ведущему (если прошло не более 10 минут, и аудитория еще не успела полностью обновиться), пожелание доброго дня, вечера и прочее, анонс предстоящих игр, рубрик, интервью, лучших песен часа (иногда с отрывками из них). 
Все остальное зависит от фантазии диджея.

2. Актуально-оперативные выходы (сервисная информация)

В этих выходах ведущий знакомит слушателей, к примеру, с прогнозом погоды или ситуацией на дорогах.


Основное требование к ним: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. Собственные комментарии допустимы, но в минимальных объемах. Этот тип выходов обычно делается не на «хвостах» песен, а на специальных музыкальных подложках. 

3. Выход-анонс 

Ведущий музыкального эфира – личность, но он работает в команде, и ему необходимо время от времени анонсировать организуемые радиостанцией вечеринки, концерты и другие акции (эфирные и не эфирные), рубрики, программы, вечерние и утренние шоу. Не стоит анонсировать сразу все. Один выход – анонс одного события. Обязательны дата, время и место его проведения. Само событие нужно описать так, чтобы слушателю непременно захотелось стать его участником, будь то дискотека или программа по заявкам. 

4. Выход-интерактив

Пижамная вечеринка на радио
Интерактив на радио – это обратная связь с аудиторией радиостанции: викторины, розыгрыши, ток-шоу, программы по заявкам. Интерактивные выходы могут проходить как с участием самого слушателя (в этом случае телефонный звонок выводится в прямой эфир), так и без его участия. Во втором случае в эфире зачитываются присланные им приветы, поздравления, музыкальные заявки и прочее.  Выходы этого типа должны быть тщательно подготовлены. Сообщения слушателей нужно предварительно вычитать и отредактировать, разумеется, без изменения основного смысла. Не стоит выдавать в эфир откровенные глупости: «Вася передает привет Оле, которая сидит рядом», «Саня, бросай работу, пошли пить пиво» и так далее. Это плохо влияет на имидж радиостанции. Присланные сообщения, как правило, можно комментировать. Однако не стоит забывать о такте и чувстве меры, так как человека легко обидеть.
 

5. Выход-информация 

Как писал Дейл Карнеги, «чтобы быть интересным, нужно быть интересующимся». В подводке этого типа, ведущий сообщает аудитории интересный факт о песне или её исполнителе, цитирует отрывок из интервью с ним, озвучивает музыкальную или любую другую новость об этой персоне.

Не стоит забывать о правдивости, выдаваемой в эфир информации, эмоциональности подачи и необходимости переработки текста первоисточника (рерайтинге). Этот приём подходит ведущим радиостанций, адресованных достаточно молодой и активной аудитории, для которой более важна общая информативность выхода ведущего, нежели его «размышления на тему».

6. Выход-зацепка (выход-настроение)

Как однажды заметил Рихард Вагнер: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль», поэтому чаще всего ход мыслей ведущего в этом типе комментария задается либо названием песни, на которой этот выход делается, либо произвольно выбранной из текста песни фразой (как правило, последней строчкой припева). Иными словами, ведущий «цепляется» к песне, отталкивается от ее текста. У этого типа выхода есть другое название: «выход–настроение», так как его основная задача – создать (поддержать) у слушателя позитивный настрой. Кстати, не стоит к примитивному тексту песни придумывать глубокий философский комментарий – это будет звучать довольно странно. Но это не значит, что подводка, в соответствии с текстом, должна автоматически стать примитивной. Она должна быть легкой и не слишком заумной, но вовсе не глупой. Если не получается, ведущий всегда может заменить «зацепку» другим типом выхода. Например, анонсом или информацией.

Кадр из фильма «День радио»Кадр из фильма «День радио»​

Приемы для выхода-зацепки

  • «Я – философ» или так называемый, авторский комментарий (собственные размышления ведущего на заданную песней тему + «обязательная программа»). Больше подходит музыкальным радиостанциям, нацеленным на взрослую «думающую» аудиторию.
  • «Арендованная мудрость» (афоризм, высказывание известного человека, пословица, поговорка, цитата из фильма на заданную песней тему + «обязательная программа»).
  • «Шутка (анекдот) в тему» + «обязательная программа». Однако не стоит забывать, что анекдот должен быть коротким, его нужно уметь рассказывать, а уровень юмора должен соответствовать целевой аудитории вашей радиостанции.
  • «Блеснуть эрудицией» + «обязательная программа».

Подводка, написанная с использованием этого приема, заметно пересекается с выходом–информацией, но здесь в эфир выдается скорее не информация об артисте или песне, а что-то интересное на тему этой песни. К примеру, на outro композиции Rihanna «Diamonds» можно говорить не об очередной раз сменившей образ Риане или о том, что этот сингл оказался на первых местах чартов восьми стран, а сообщить аудитории название и стоимость самого крупного бриллианта в мире. 
 

Задание

К каждой из перечисленных ниже композиций придумайте комментарий (подводку). Тип выхода: зацепка или информация. Говорим на outro. Сразу после песни – рекламный блок. Подумайте, на каких радиостанциях могли бы звучать эти композиции. Название одной из них должно обязательно прозвучать в вашем тексте. Кто выполнит задание – проходит на обучение в «Школу Радио» без кастинга с 50% скидкой на обучение. Удачи! 

  • SIA – Unstoppable.
  • Михаил Боярский – Зеленоглазое такси.
  • Би-2 – Компромисс.
 

  Эдуард Костюков 

Популярный радиоведущий, актер 

Заведующий учебной частью Школы Радио. Ведущий радиостанций «ХИТ ФМ», «Авторадио», «Energy», «DISCO», «Юмор FM», МТРК «Мир». Программный директор в рамках интернет-проекта «101.RU». 
 

 

источник: tvkinoradio.ru 

Ни один репортаж, как правило, не начинается на пустом месте. Зрителю требуется хотя бы формальное обоснование того, почему он должен потратить на вас свое время. Как создать правильную подводку? Коллеги из BBC делятся своими принципами работы:

Ваша задача — подать материал так, чтобы тут же захватить внимание зрителя или слушателя. Представьте, что подводка – это витрина магазина, а новости – товар. О чем бы ни шла речь, не утомляйте аудиторию и не вводите ее в заблуждение.

 О чем писать в подводке?

Стандартная газетная заметка, к примеру, состоит из заголовка, вступления и основной части. Подводка должна содержать в себе первые две части, а третья – это уже работа репортера. Например:

 Заголовок:

Падение экономики сопровождается ростом количества грабежей.

 Вступление:

Резкий рост количества краж и уличных грабежей с использованием холодного оружия заставляет предположить, что финансовый кризис вызвал новую волну преступности.

 Именно такую информацию и должна содержать ваша подводка.

 Удачные подводки

Удачная подводка «цепляет» слушателя с первых слов. Если возможно, всегда начинайте с действия. Ниже приведен хороший пример, взятый из выпуска новостей BBC Radio 4:

«Западные дипломаты покинули зал проходившей в Женеве конференции ЕС по проблеме расизма во время выступления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Это произошло после того, как иранский лидер назвал Израиль расистским государством. Из Женевы передает наш корреспондент Имоджен Фоулкс».

Как вы уже заметили, эта подводка начинается с действия. Первое предложение отвечает на вопрос, что произошло, где, и кто в этом участвовал. Во втором предложении объясняется, почему это произошло. Чем лаконичнее, тем лучше. Кроме того, после такой подводки слушатель непременно захочет узнать все подробности и прослушать репортаж целиком.

 Добавьте колорита

Яркая цитата или некоторые интересные факты из жизни действующих лиц добавят вашей подводке колорита и сразу привлекут внимание слушателя.

 Подводку, к примеру, можно сделать так:

«Бывший депутат парламента от лейбористов Элис Махон подала заявление о выходе из партии, выразив недовольство экономической политикой Гордона Брауна и скандалом вокруг обнародования правительственной переписки. По ее мнению, репутации Лейбористской партии был нанесен урон».

Или следующим образом:

«Бывший депутат парламента Элис Махон, состоявшая в рядах лейбористов более 50 лет, подала заявление о выходе из партии, заявив, что нынешняя ситуация в Лейбористской партии вызывает у нее отвращение. В письме к избирателям округа Галифакс она призналась, что чувствует себя преданной экономической политикой Гордона Брауна, а также действиями премьер-министра во время скандала вокруг правительственной переписки».

Разумеется, второй вариант звучит намного лучше. Здесь автор использует более яркую и эмоционально окрашенную лексике (к примеру, слова «вызывает отвращение», «оскорбляет»). По сравнению с первой вторая подводка вызывает больший интерес.

 Работа в команде

Наиболее выигрышные подводки — всегда результат совместной работы с корреспондентом. Ваша задача – создать органичный материал, в рамках которого не стоит забегать вперед и рассказывать все, о чем хотел бы сообщить репортер. Поэтому полезно заранее согласовывать все подробности. Чем раньше, тем лучше.

 Владейте фактами

Имейте в виду, что во время эфира может произойти что-либо новое, или же ваш корреспондент не успеет рассказать о чем-то значительном по техническим причинам. Поэтому крайне важно четко понимать суть сюжета. Следите за информационными агентствами, читайте сообщения других средств массовой информации и всегда будьте готовы переписать текст в самую последнюю минуту.

 Чем проще, тем лучше

Помните, что вы читаете подводку только один раз. Повторить отдельные фрагменты для слушателя вы не сможете. Поэтому всегда старайтесь использовать простые и понятные конструкции. Не увлекайтесь придаточными предложениями. Если предложение слишком длинное, разделите его на части – сразу будут заметны ненужные повторения или труднопроизносимые места.

 Предупреждайте неудачу

Безусловно, существует огромное количество причин, по которым ваша безупречная подводка может оказаться никчемной. В большинстве случаев происходит это по вашей собственной вине. Чтобы этого не случилось, заранее прослушайте текст репортажа. Убедитесь в том, что вы и ваш корреспондент не используете одни и те же слова, предложения или фразы – это звучит отвратительно.

 Аккуратнее с аудиоклипами

С особой осторожностью относитесь к репортажам, которые начинаются с аудиоклипов, записанных на месте событий. Когда вы слышите фразу «сообщает наш корреспондент …», вы скорее ожидаете услышать человеческий голос, нежели пушечные выстрелы, крики чаек или звуки ревущих трибун на стадионе. Поэтому в подводке старайтесь подготовить слушателя к тому, что перед голосом корреспондента могут быть слышны другие звуки.

 Будьте лаконичны

Не слишком вдавайтесь в подробности, но в то же время не искажайте смысла. Например, огромное количество цифр и дат может испортить подводку, однако бывают случаи, когда без них никак не обойтись. Также имейте в виду, что не все слушатели без труда понимают аббревиатуры и сокращения.

 Учитывайте специфику станции

При составлении подводки всегда учитывайте специфику своего телеканала или радиостанции, для которой вы работаете. У каждого свой словарный запас, свои правила, понятные именно их аудитории. Так, например, на музыкальном канале мы никогда не скажем «певец Майкл Джексон», потому что слушатели и так знают, что Майкл Джексон – это поп-певец. По тому же принципу на радиостанции, транслирующей футбольные матчи в прямом эфире, ни за что не встретить словосочетания «футболист Дэвид Бекхэм» – слушатели этого радио уж наверняка слышали, кто он такой.

 Учитесь у коллег

Существует огромное количество журналистов, которые прекрасно умеют писать подводки. Не стесняйтесь, задавайте вопросы, учитесь у своих коллег. Если вы услышали хорошую подводку, постарайтесь понять, как она составлена, чем она выделяется из ряда ей подобных. Если вдруг не будете знать, с чего начать, спросите себя, как бы вы описали происходящее одним предложением. Чаще всего именно это предложение и станет основой будущей подводки.

По материалам BB

Источник: http://oblako-media.ru/novosti/kak-sdelat-horoshuyu-podvodku-dlya-reportazha/

PRESIUM BLOG

Как начать выступление

20 способов завладеть вниманием аудитории с первых секунд

Первые слова, сказанные слушателям — самые важные для оратора. Именно они зададут тон всему выступлению и установят контакт с аудиторией. Многие предприниматели, рассказывая о своих проектах, относятся к своим публичным выступлениям достаточно формально: им не кажется, что они должны обладать ораторским мастерством и уметь заинтересовывать тех, кто находится в зале. Однако это не так. Уметь рассказывать о себе и своем продукте одновременно информативно и увлекательно — один из ключей к успеху.

Неважно, перед кем вы выступаете — перед коллегами, инвесторами, потенциальными партнерами или участниками конференции. Во всех этих случаях важно понимать, как начать публичное выступление, поприветствовать аудиторию и привлечь внимание слушателей таким образом, чтобы вы стали им интересны в этот же момент.

зрительный зал

Очень важно, чтобы слушатели сразу восприняли вас как профессионала — но одновременно и заинтересовались вами как оратором. Согласитесь, задача не из легких. С чего же начать выступление перед аудиторией, чтобы этого добиться, и есть ли какие-то приемы управления вниманием аудитории?

Подошла очередь вашего выступления и вам дали слово. Скорее всего, ваша речь начнется с вербального представления — именно оно помогает установить первичный контакт со слушателями. Обычное «Здравствуйте, меня зовут» здесь может не сработать — имя спикера достаточно часто ни о чем не говорит аудитории. Будет лучше, если вы представитесь, а затем расскажете, чем вы занимаетесь и почему выступаете с речью или презентацией именно на эту тему.

Итак, вас представили. Что дальше?

Чтобы планировать свою речь, очень важно понимать, кто ваша целевая аудитория. Перед кем вам предстоит выступать? Это потенциальные инвесторы или ваши клиенты? Сколько им лет? Чем они занимаются? Почему им нужен ваш продукт или сотрудничество с вами? Ответив себе на эти вопросы, вы сможете лучше представлять, в какую сторону двигаться. А еще — как именно взаимодействовать со слушателями. Как мы уже выяснили, прочитать заранее подготовленный текст по бумажке — не самый интересный вариант как для вас, так и для тех, кто будет слушать. Поэтому давайте разбираться, как эффектно начать свое выступление и привлечь внимание аудитории во время речи.

Знакомство со слушателями

Будьте уверены

Слушатели должны почувствовать, что вы не боитесь внимания. На вас сейчас направлены все взгляды в этом помещении — в этот момент очень легко смутиться, испугаться и потерять настрой, необходимый для проведения презентации или произнесения речи. Сосредоточьтесь на дыхании — сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов, прежде чем выходить к слушателям. Если есть возможность, сделайте что-то, что обычно помогает вам успокоиться.

Подумайте о том, что сейчас вы выйдете и расскажете про очень интересный и нужный продукт. Возможно, ваше выступление с презентацией перед аудиторией каким-то образом повлияет на жизнь этих людей (даже если нет, они все равно с пользой проведут свое время).

мужчина выступает

Будьте искренними и скромными

Выглядите подобающе

Установление контакта между людьми начинается до того, как ими произнесены первые слова. Это справедливо и для спикера и его слушателей. Внешний облик — очень важная часть выступления. Продумайте, как вы будете одеты. В каком месте будет проходить мероприятие? Это скорее неформальная встреча или серьезная деловая конференция? Для разных случаев нужен разный стиль в одежде. Пляжный костюм будет неуместен в случаях, когда все остальные одеты в костюмы, а строгий внешний вид может смутить и даже оттолкнуть публику на неформальном мероприятии.

Создайте позитивные ожидания

Улыбайтесь! Это один из самых верных способов расположить к себе. Наши манеры и поведение сильно влияют на то, как нас воспринимают другие. Дружелюбное выражение лица — один из залогов успеха: так вы можете показать, что настроены на коммуникацию с собравшимися и относитесь к ним позитивно.

Сразу берите управление в свои руки

Вы — в центре внимания, и этим нужно воспользоваться. При этом вы только появились перед слушателями, и они еще не знают, что вы из себя представляете. Их вопросы в эту минуту — «Кто этот спикер?» и «Эксперт он или нет?». Вам надо замотивировать собравшихся — подвести свое приветствие к теме, на которую вы выступаете, и показать, что презентация будет для них актуальна и важна. Так вы развеете опасения, что выступление окажется скучным и не даст никаких новых знаний, а еще покажете себя как профессионала. Контакт с аудиторией в публичном выступлении создается в тот момент, когда собравшиеся понимают, что вам можно доверять и, вероятно, вы расскажете что-то интересное.

Ваше знакомство с аудиторией не должно быть саморекламой. Вспомните, как вы знакомитесь с новыми коллегами или потенциальными бизнес-партнерами — вам нужно коротко и информативно рассказать о себе, параллельно создав позитивное впечатление. Пусть ваше представление слушателям будет искренним, но при этом скромным — это один из лучших вариантов, как можно начать свою речь.

Когда человек выступает перед аудиторией, ему важно не отклоняться от намеченной темы. Совсем не обязательно перечислять все свои регалии или рассказывать о своих хобби. Ваша задача — показать себя как профессионала и поделиться своим опытом. Вы 20 лет занимаетесь книгоизданием? Отлично, об этом безусловно стоит сказать. Вы любите графические романы? Если в презентации речь не об этом и это никак не характеризует вас с профессиональной стороны, возможно, об этом стоит умолчать.

мужчина в зеленой рубашке выступает

Итак, мы разобрались с важностью невербальной коммуникации и тем, как правильно представиться перед аудиторией. Что же делать дальше?

Поблагодарите организаторов

Один из самых очевидных и простых вариантов — поблагодарить организаторов мероприятия. Это производит хорошее впечатление — вы выражаете признательность и показываете, что искренне рады здесь быть. Такой прием нравится не только организаторам, но и аудитории.

Начните с позитивного утверждения

Они настраивают слушателей на правильный лад и работают гораздо лучше, чем негативные утверждения. Последние могут даже вызвать у слушателей отторжение, желание закрыться и не воспринимать ваши слова всерьез. Если вы готовы к легким провокациям, вот отличный совет, как заинтересовать аудиторию во время выступления — скажите присутствующим, что им понравится ваше выступление. Можете добавить, что вы поделитесь самыми интересными идеями и разработками в этой области. После этого вас гарантированно будут слушать внимательнее.

Похвалите слушателей

Еще один действенный способ — похвала в адрес аудитории. Здесь работают те же правила, о которых мы говорили ранее — простота и искренность. Люди безошибочно чувствуют, когда вы просто хотите им понравиться, а когда за вашими словами стоит нечто большее. Можно сказать, что для вас большая честь быть на этом мероприятии, и что все присутствующие — настоящие профессионалы своего дела или отрасли, лучшие специалисты компании. Улыбнитесь собравшимся, покажите, что вы действительно рады находиться среди них. Это достаточно простые, но действенные способы и приемы привлечения внимания аудитории во время выступления.

Скажите об аудитории нечто такое, что активизирует её

Что объединяет ваших слушателей? Есть ли у них какая-то общая цель или мечта? Может быть, они хотят стать миллионерами или получить патент на уникальную разработку? Скажите им об этом! Услышав обращение к теме, которая является действительно важной, аудитория «просыпается», активизируется и начинает внимательно слушать оратора.

Упомяните некое актуальное событие

Что сейчас происходит в мире такого, что имеет непосредственное влияние на тему вашей презентации? Новости всегда можно использовать для того, чтобы плавно перейти к теме или проиллюстрировать свою точку зрения. Это достаточно действенное начало выступления перед аудиторией. Подобные приемы захвата и поддержания внимания аудитории позволяют оратору показать, насколько хорошо он ориентируется в современной новостной повестке, а также завоевать доверие слушателей.

мужчина ведет лекцию

Вспомните некое историческое событие

Если вы не читаете новости каждый день и плохо ориентируетесь в контексте современности, погрузите своих слушателей в прошлое! Это отличный вариант для тех, кто любит историю — вы сможете рассказать о подходящем для иллюстрации событии ярко, увлеченно и содержательно. Публика тоже любит такие путешествия в прошлое (как и спикеров, искренне в чем-то заинтересованных). Самое главное — подобрать историческую иллюстрацию, которая действительно подходила бы к теме вашего выступления. Если сравнивать разные способы привлечения внимания слушателей, этот требует особенно тщательного подхода.

Процитируйте слова известного человека

Кто из нас не любит цитаты? Современные соцсети наводнены высказываниями известных людей (которые иногда принадлежат вовсе не им). Презентация или выступление на деловой конференции — один из случаев, когда цитаты действительно уместно использовать. Главное — проверяйте авторство и пользуйтесь надежными источниками! Среди присутствующих всегда может найтись человек, который заметит вашу ошибку и даже, возможно, на нее укажет. Это неловкая ситуация, после которой приемы поддержания внимания аудитории могут уже не сработать.

Перескажите недавний разговор

Ваше выступление не обязательно должно начинаться со слов великих! Обратитесь к одной из ваших недавних бесед (естественно, она должна каким-либо образом относиться к теме). Если вы расскажете, что ваш сосед недавно научился кататься на роликах и поделился этой новостью с вами, вряд ли аудитория это оценит. А если перескажите разговор с коллегой, который сказал, что сейчас — самое удачное время для развития вашей отрасли, это заинтересует общественность.

Сделайте шокирующее заявление

Среди способов, как завоевать и удержать внимание аудитории, есть и провокативные. Свою презентацию можно начать с заявления, которое вызовет у присутствующих шок. Что говорить — решать только вам. Может быть, через три года сфера, в которой вы работаете, перестанет существовать? Или все присутствующие в этой аудитории через полгода станут миллионерами? Провокации необъяснимым образом способны притягивать.

Приведите данные новейшего исследования

Если вы начинающий оратор и вам сложно представить, как рассказывать слушателям истории или их провоцировать, лучший способ, как завладеть вниманием аудитории — привести данные недавнего исследования. Этим вы покажете, что следите за новостями в своей отрасли, подкованы научно и можете оперировать цифрами, терминами и источниками.

Оставьте заявку для подбора индивидуального решения

Помогаем топ-менеджменту в подготовке важных корпоративных событий

женщина в очках обнимает девушку

Дайте слушателям надежду

Помните, о чем мы говорили в самом начале? Ваше выступление может повлиять на жизнь людей, которые вас слушают. Дайте своим слушателям надежду, вдохновите их на изменение своего образа мыслей и на новые дела. Ваша речь должна мотивировать их на действия, которые они никогда раньше не выполняли. Все, что вы говорите, должно быть связано именно с тем, на что вы хотите воодушевить своих слушателей. Вдохновение и мотивация — очень действенные приемы привлечения внимания аудитории.

Начните с анекдота — если уместно

Даже если вы пришли на серьезную конференцию, свое выступление можно начать с шутки. Правда, здесь есть два важных момента. Во-первых, шутка должна быть действительно смешной — если вы в этом не уверены, проверьте ее на нескольких людях. Во-вторых, может случиться так, что после начальной шутки аудитория ждет от вас забавного выступления, когда вы планируете перейти к серьезным темам — в этом случае возникший диссонанс может разочаровать публику. А иногда шутки в процессе презентации отвлекают внимание аудитории от серьезной темы, которую вы заявили. В общем, с юмором стоит быть осторожным — этот прием эффективен, только если является уместным.

Позабавьте аудиторию

Еще один способ, который можно применять только в том случае, если ваши действия будут по-настоящему забавными. Отработайте их сначала на ком-нибудь другом, чтобы увидеть эффект. Как и с анекдотами, есть шанс, что слушатели не будут воспринимать вашу презентацию всерьез, если ваш приветственный жест будет комичным. Подумайте, насколько это будет уместным. На неформальном мероприятии или плановой встрече с коллегами — вполне!

Задайте вопрос или проведите опрос

Есть и другие приемы, как привлечь и удержать внимание аудитории. Сделайте позитивное заявление, а потом задайте вопрос, который предполагал бы ответ при помощи поднятой руки. Например, спросите, у скольких из присутствующих есть свое дело. Покажите на своем примере, чего вы от них хотите — поднимите руку! После того, как определенное количество слушателей подняли руки, можете вступить с ними в короткую беседу — спросить еще что-нибудь или узнать мнение конкретного человека, после чего переходить к своей теме.

Сделайте так, чтобы слушатели заговорили друг с другом

Еще один вариант интерактива, способный увлекать людей, сидящих в аудитории. Попросите присутствующих повернуться к своим соседям и обсудить с ними какую-то конкретную тему. Например, чего они хотят от своей профессии или какие знания планируют получить на этом семинаре. Помните, что практически все приемы привлечения и удержания внимания аудитории — а этот в особенности — работают только тогда, когда вы ощущаете себя лидером. Слушатели будут готовы делать то, что вы скажете, пока вы чувствуете и ведете себя уверенно.

поднятая рука

Начните с проблемы

Метод отлично подойдет тем, чья тема презентации или доклада связана с актуальной для всех проблемой. Начните свое выступление сразу с сути — опишите проблему, которую нужно решить. Вы с большой вероятностью сразу же завладеете вниманием своих слушателей.

Сделайте заявление и задайте вопрос

Когда вы задаете вопрос публично, а затем делаете паузу, чтобы присутствующие его осмыслили, у вас появляется полный контроль над аудиторией. Тот, кто задает вопросы, контролирует беседу и собеседника. А если мы говорим о публичных выступлениях — всю аудиторию. Каждый человек, находящийся с вами в одном помещении, автоматически будет задумываться над ответом.

Вы можете начать выступление с заявления, которое впечатлит аудиторию, а потом задать вопрос. Дать на него ответ и задать следующий вопрос. Такой прием безотказно работает, поскольку существует интересный психологический феномен. Мы все настроены отвечать на поставленные вопросы, и это происходит почти инстинктивно, даже если мы не можем озвучить ответ.

Начните с истории

Еще один метод привлечения внимания — история. По большому счету, место, где вы находитесь во время публичного выступления — сцена, и это работает в любой аудитории. Здесь может происходить все, что угодно — если вы захотите, можете даже рассказать сказку, которая будет начинаться со слов «Давным-давно жили-были…». Как показывает практика, это очень сильно воздействует на слушателей, как будто возвращая их в детство.

Выстройте мост между собой и аудиторией

Что самое важное во вступительной части вашей речи? Налаживание контакта с присутствующими — иными словами это называется «построение моста». Что объединяет вас и слушателей? После того, как произошло приветствие аудитории, выстройте этот мост. Примеры могут быть самыми разными — вы работаете в одной отрасли, исследуете одну и ту же сферу, у вас есть дети, вы занимаетесь благотворительностью, вас интересует урбанистика, вы болеете за одну футбольную команду. Потратьте несколько минут на возведение моста между собой и слушателями, и они обязательно станут более восприимчивыми к вашим словам. Если у вас много общего, к вам будут относиться с большим доверием — вы автоматически станете «своим человеком».

Расскажите аудитории о себе

Как еще можно заинтересовать и привлечь внимание аудитории? Расскажите о себе, если вы не сделали этого в приветствии. Что привело вас в профессию? Почему вы выбрали именно эту отрасль? Как вы добились успеха? Может оказаться, что у кого-то из слушателей есть опыт, схожий с вашим — возможно, он даже захочет с вами им поделиться. Наличие схожего опыта и понимание, что вы человек со своей историей, как и каждый из присутствующих — залог успеха у слушателей. История о себе может считаться также построением мостов, только менее конкретным — в данном случае вы не знаете, есть ли у публики опыт, схожий с вашим, или нет.

Примеры выступлений

Если вы интересуетесь тем, как начать публичную речь и привлечь внимание аудитории, не стесняйтесь использовать опыт профессионалов. Вы можете посмотреть выступления TED, изучить уроки выступлений от Илона Маска или посмотреть нашу подборку топ-3 самых ярких спикера мира. Выбирайте ролики, в которых спикеры говорят о своем деле, об актуальных проблемах или о лидерстве. Вы можете проанализировать начало их выступления и перенять понравившиеся моменты — например, приветствовать слушателей определенным образом. И, конечно, не бойтесь практиковаться! Тогда даже самое сложное выступление будет вам под силу.

Раз в неделю пишем вам о новостях в мире визуальных коммуникаций и рассказываем об обновлениях в блоге. Никакой рекламы

Студия, где создаются визуальные коммуникации, облегчающие работу сотрудников и повышающие эффективность бизнеса

Одной из главной составляющей сценария любого мероприятия являются подводки к концертным номерам. Эти небольшие по объему тексты в стихах или в прозе помогают сделать номер интереснее и ярче. 

Недостаточно выйти на сцену и просто рассказать красивый стих в честь торжества: нужно знать, как связать номера между собой, как подвести и подготовить публику к номеру.

Приветственные слова ведущего на концерте

Главную роль играют вступительные слова ведущего на концерте, ведь очень важно захватить внимание зрителя с первого момента. 

Ведущий концерта

Для того, чтобы правильно начать концерт и заинтересовать приглашенных, ведущий должен владеть ораторским мастерством и следовать заранее составленному сценарию.

Большинство ораторов используют стандартную схему приветствия.

Ведущий приветствует собравшихся зрителей:

  • «Добрый вечер, уважаемые зрители!».


  • «Приветствую, дамы и господа».


  • «Дорогие друзья! Рада приветствовать вас на нашем концерте»;

Далее нужно озвучить цель и название мероприятия. 

Пример для праздника Дня Победы:

«В этот замечательный вечер мы хотим почтить память всех тех, кто покинул нас, защищая нашу страну».

Подводка к началу концерта

Праздник ко Дню матери можно начать четверостишием о маме:

«День Матери – достойный, добрый праздник,


Который входит солнышком в семью.


И не приятно разве каждой маме,


Когда ей честь по праву воздают».

Дать понять зрителю, зачем он пришел на концерт, и почему это так важно:

«В этом зале присутствуют люди, без которых не состоялось бы это мероприятие. Благодаря вашему вкладу мы имеем возможность помочь нуждающимся и изменить судьбы многих страждущих людей»;

  1. Рассказать вкратце о самом мероприятии и что входит в концертную программу. Например, танцы, песни или небольшие постановки.

  2. Огласить, кто из знаменитостей, экспертов или политиков приглашен на данное мероприятие.

  3. Рассказать, какие вопросы будут затронуты в ходе концерта. Например, концерт посвящен ветеранам войны или ностальгии по Советскому Союзу.

  4. И последний этап: можно закончить вступление и передать слово другому ведущему или начать выступление сразу.

Во время произнесения речи нужно не забывать о самой аудитории: ведущий должен упомянуть о вкладе зрителей, объяснить, почему их присутствие имеет огромное значение.

Концертные вставки и связки между номерами

На каждом концертном номере должен присутствовать не только ведущий, но и конферансье. О человеке, исполняющем эту роль, мало кто знает, но без него мероприятие обречено на провал. 

Конферансье

Задача конферансье состоит в том, что в перерывах между выступлениями артистов он ведет со зрителями диалог, пытается разрядить обстановку и поддерживает интерес аудитории до последнего номера.

Например, это может быть стих:

«Мне приветствовать вас и легко, и хитро,


Я на сцене стою в двух шагах от метро…


Вся страна моя праздником общим живет,


Вот и к нашей эстраде подходит народ…


От лихой непогоды нас, Господь, сбереги!


Все яснее, все громче я слышу шаги!..».

После этого можно объявить песню, танец или передать слово второму ведущему.

Как объявить танец на концерте

Если в программе концерта присутствуют танцевальные номера, возникает необходимость объявить выступающих оригинально и интересно. В этом поможет фантазия ведущего, ведь просто назвать имя и фамилию хореографа или псевдоним группы недостаточно.

Подводка к танцам

Примеры:

Если танцевальная группа называется «Стюардессы», можно объявить танец с их участием таким образом:

«Самолета у нас, конечно, нет, но это еще не значит, что не должно быть прекрасных стюардесс. Итак, встречайте, «Стюардессы» не в аэропорту, а в нашем зале!»;


Любой детский танец можно сопроводить словами:


«Пусть вновь музыка звучит!


Кто танцует, кто стоит,


Спинкой стенку подпирает,


Не танцует, не играет!


Скромность нынче не для вас,


Танцевать прошу я вас!». 

Встречайте, танцевальный коллектив «Колокольчики» покажет танец «Сударыня».

Как объявить песню на концерте

Объявление о выступлении певца зависит от разновидности концерта. Если это сольный концерт, который посвящен одному исполнителю, не стоит выходить на сцену и объявлять каждый раз о выступающем и его номере. 

Объявление песни

Но если это, например, концерт художественной самодеятельности для детей или взрослых, нужно будет объявлять о выходе каждого коллектива и исполняемой им песни.

Подводка к песне о любви:

«Любви не нужно громких слов,


Их нужно сердцем говорить.


В ней неба ширь без берегов,


И неба тучею не скрыть».


Образец подводки к песне «Облака из пластилина»:


«Я зверей и птиц люблю.


Я зверей и птиц леплю.


Я слепила попугая –


На ворону он похож.


Отчего — сама не знаю —


Вместо кошки вышел еж.


Потрудилась я немало,


Чтоб лиса лисою стала.


А кита вчера лепила –


Пластилина не хватило!».

Подводки к частушкам на концерте

Для того, чтобы привнести разнообразия в номер и развеселить публику, можно написать подводку, которую нужно произносить перед частушками или песнями. Подводка – это небольшой по объему текст в прозе или стихах. 

Частушки

Что нужно упомянуть при написании подобного текста? Если участник выступает с мамой, можно в подводке упомянуть о том, как сильно он ее любит. 

Например:

«Мамуль, иди сюда скорее,


«Дочурка с мамой»- наш дуэт!


На свете нет тебя милее,


Родней и ближе тоже нет!».

Стихотворные подводки к песням

Перед тем, как спеть песню, выступающий может рассказать веселую стихотворную подводку, чтобы развеселить зрителей. Тема подводки зависит от текста народной песни и того, с кем поет участник. 

Ведущие концерта

В стихотворной подводке можно упомянуть своего напарника, пошутить, обратить внимание на обстановку или сделать небольшой анонс песне.

Образец:

«Вместе мы не огорчаемся,


Все друг другу улыбаются


И с отличным настроением


Занимаемся мы пением».

Заключительные слова ведущего на концерте

Концовка праздничной программы также очень важна, так как от этого зависит, в каком настроении зрители покинут зал. Заканчивает ряд выступлений тот, кто их начал – ведущий или конферансье. 

Завершение концерта

Для этого ему нужно придумать финальное обращение к зрителям, которое будет содержать красивые слова и запомнится аудитории надолго.

Что необходимо упомянуть в конце праздника? В первую очередь нужно напомнить зрителям, кто выступал на концерте, и выразить им отдельную благодарность. 

Например, если концерт устраивали в честь 8 марта, можно завершить мероприятие так:

«В завершение этого прекрасного вечера хотим еще раз поблагодарить наших любимых мам и жен за заботу, теплоту и ласку. Пусть каждый день будет солнечным и приносит только положительные эмоции. А также, хотим поблагодарить наших прекрасных зрительниц за то, что пришли на наш концерт и стали главным украшением зала».

Завершить мероприятие можно эффектным слоганом или цитатой известного писателя:

«Не говори, что мир печален,


Не говори, что трудно жить,


Умей средь жизненных развалин


Смеяться, верить и любить».


Также можно завершить мероприятие стихом:


«Добра и счастья вам без края,


Чтоб сердце билось без помех,


Работа спорилась любая,


Во всем сопутствовал успех!


Концерт наш подошел к концу.


И вот, что получается,


Все хорошо, что хорошо кончается!


До свидания!».


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать плевок тьфу
  • Как написать плачущий смайлик на клавиатуре
  • Как написать платьице или платьеце правильно
  • Как написать платформер на python
  • Как написать подводку к статье