Как написать пользовательское соглашение для сайта

Пользовательское соглашение — это юридический документ, который регулирует отношения между владельцами и пользователями сайта, приложения или программы. Фиксирует права, обязанности и ответственность сторон, а также правила использования ресурса и контента.

пользовательское соглашение «Додо Пиццы»

Кому и зачем нужно пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение должно быть у всех компаний, которые продают товары, собирают персональные данные и предоставляют доступ к какому-либо контенту или сервису. 

Документ выполняет важные функции:

Информирует пользователя. В договоре компания рассказывает о своем продукте, описывает правила использования платформы или сервиса, его функции и возможности. 

Защищает владельцев от неправомерных действий пользователей. Документ юридически закрепляет рамки использования сайта, приложения или программы. Запрещает копировать авторский контент или использовать его не по назначению, публиковать и распространять запрещенную информацию. В документе обычно указывают, что за нарушение условий предусмотрена ответственность.

Ограничивает ответственность владельцев. Четко прописанные условия позволяют собственникам ресурса избежать ответственности за причинение вреда потребителям и другие действия. Например, в документе может быть указано, что владелец приложения не отвечает за ущерб, связанный с техническим сбоем и отсутствием подключения к интернету. 

Пользовательское соглашение снижает вероятность судебных исков и штрафов, претензий к компании со стороны антимонопольной службы, Роскомнадзора и других структур.

пункты Суточно

Сервис бронирования жилья «Суточно.ру» снимает с себя всю ответственность за аренду помещения, в том числе за информацию об удобствах и географическом расположении здания

Защищает пользователей от правонарушений.  Владельцы сайта обязаны брать согласие на обработку персональных данных пользователей и подробно рассказать, как они будут хранить и использовать эту информацию.

А еще компании признают незаконной публикацию и распространение через сервис или сайт порнографии, экстремистских материалов, рекламы запрещенных продуктов. Так они защищают пользователей от нежелательного контента.

Является одним из условий подключения интернет-эквайринга. Банки и платежные сервисы не разрешат владельцам внедрить систему онлайн-платежей, если на сайте нет пользовательского соглашения с условиями оплаты.

Юридические особенности

Особенность соглашения в том, что оно считается договором присоединения (статья 428 ГК РФ) и публичной офертой (статьи 435 и 438 ГК РФ). Это значит, что условия определяет только одна сторона (владелец сайта, приложения или ПО), а пользователь лишь принимает их. 

Сделка считается заключенной, когда посетитель выполнил одну или несколько опций: зарегистрировался на сайте, поставил «галочку» о согласии с правилами, скачал и установил программу или просто продолжил использовать ресурс. Стандартные ручные подписи сторон здесь не нужны.

Регистрация глория джинс

Регистрируясь на сайте Gloria Jeans, пользователь автоматически соглашается с правилами использования платформы и обработки персональных данных, а также публичной офертой

Пользовательское соглашение имеет форму электронного документа, с ним может ознакомиться любой желающий. Договор публикуют в открытом доступе на сайте, в приложении или программе.

Документ имеет юридическую силу. На него можно ссылаться в суде, а незнание его пунктов не освобождает пользователя от ответственности. Поэтому советуем все-таки читать пользовательские соглашения сайтов и сервисов. 😊

Структура пользовательского соглашения

Законом не предусмотрена строгая форма пользовательского соглашения, поэтому компании составляют договор на свое усмотрение  в зависимости от специфики деятельности. 

Единственное условие — содержание документа должно соответствовать действующему законодательству. Иначе соглашение не будет иметь юридической силы. 

Примерная структура выглядит так:

  • Вступительная часть: наименование сторон, указание на публичную оферту и порядок присоединения к договору.
  • Использованные в документе термины. 
  • Предмет договора: по поводу чего договариваются стороны. 
  • Правила использования платформы и ее возможности.
  • Права, обязанности и ответственность сторон.
  • Порядок решения споров.
  • Нормы о защите авторских прав и интеллектуальной собственности.
  • Указание на политику конфиденциальности и порядок обработки персональных данных.
  • Прочие условия: срок действия документа и другие важные нормы, которые не были описаны ранее.

Как правильно составить пользовательское соглашение

Чтобы пользовательское соглашение имело юридическую силу и надежно защищало обе стороны, его надо грамотно составить. Рассмотрим основные пункты на примере книжного сервиса «ЛитРес».

Правовой статус. Во вступительной части укажите, что документ признается публичной офертой, и вы предлагаете пользователю заключить договор на указанных в нем условиях. Напишите, какие действия считаются принятием соглашения: регистрация на сайте, скачивание программы или оформление заказа.

В этом же разделе определите стороны: кто владелец ресурса (название компании или ИП, ФИО руководителя), а кто им пользуется. 

статус

Термины. Доступно раскройте основные понятия, которые используются в соглашении: «продавец», «покупатель», «сайт» и так далее.

термины

Предмет договора. Укажите суть документа (что именно он регулирует). Например, купля-продажа товаров или оказание услуг.

предмет договора

Права и обязанности сторон. По пунктам распишите, какие действия сторон разрешены, а какие — запрещены.

права и обязанности сторон

Ответственность сторон. Определите основания ответственности и ее ограничения. Сделайте пометку, что нарушитель отвечает не только по договору, но и в соответствии с законодательством РФ.

ответственность сторон

Урегулирование споров. Напишите, каким способом будут решаться возможные споры и претензии.

порядок разрешения споров

Интеллектуальная собственность. Эти условия прописывают либо в пользовательском, либо в лицензионном соглашении. «ЛитРес» выбрал второй вариант — сделал отдельный документ об использовании программного обеспечения (это объект интеллектуальной собственности) и приложил его к договору.

лицензионное соглашение

Определите порядок работы с интеллектуальной собственностью: кто признается правообладателем, что именно относится к объектам защиты, как распределяются права и обязанности сторон, какая предусмотрена ответственность.

условия об интеллектуальной собственности

Персональные данные. Их можно собирать и обрабатывать только с согласия пользователя. Если вы работаете с персональными данными, обязательно пропишите соответствующие условия в пользовательском соглашении и добавьте ссылку на политику конфиденциальности

По сути политика конфиденциальности — лишь часть соглашения. Но компании чаще всего оформляют ее отдельным документом, чтобы привлечь к ней внимание пользователей и облегчить чтение.

условия о персональных данных

Прочие условия. Укажите важные правила, которые не попадают под предыдущие пункты, например юридическую силу, статус лицензионного соглашения и других сопутствующих документов.

прочие условия

Дополнительные нюансы

Существуют дополнительные пункты, которые необходимо учесть компаниям при составлении документа. 

Создание аккаунта. Если на сайте есть регистрация, укажите порядок создания аккаунта и нужные документы (при необходимости). У «Додо Пиццы» этот раздел выглядит так:

порядок регистрации

Продажи товаров и услуг. Для коммерческих платформ, которые продают товары и услуги, нужен пункт об условиях оплаты и порядке расчетов. «ЛитРес» предусмотрел его в соглашении.

условия оплаты

Возрастные ограничения. При наличии контента с возрастными ограничениями сообщите об этом в пользовательском соглашении.

Цены на сайте. Если на платформе опубликован каталог товаров с ценами, укажите в соглашении, что это не является публичной офертой. Тогда при необходимости вы сможете менять условия торговли (например, повышать стоимость продукции для отдельных клиентов).

Посредничество. Сайтам-агрегаторам, которые размещают предложения разных поставщиков, стоит упомянуть о своем статусе посредника. Уточните, что платформа не выступает медиатором в спорах между продавцами и покупателями. 

пункт о посреднике авиасейлс

Сервис-агрегатор «Авиасейлс» конкретизирует свой статус в соглашении

Существует несколько способов составить пользовательское соглашение. Самый простой и бесплатный — сделать по готовому шаблону или воспользоваться онлайн-генератором. 

Сервис составит для вашей компании типовой документ, который можно разместить на сайте «для галочки». Такое соглашение не будет учитывать специфики бизнеса или продукта, может содержать юридические неточности или неактуальную правовую информацию. 

Поэтому за пользовательским соглашением лучше обратиться к юристу, привлечь команду IT-продукта, тщательно обсудить детали и пункты. Это поможет составить документ, который защитит вас и ваших клиентов. 

Главные мысли

пользовательское соглашение это

3. Права и обязанности сторон

На что имеет право пользователь Вашего сайта?

Искать информацию

Получать информацию

Создавать информацию

Распространять информацию

Комментировать

Изменять рейтинг пользователей

Копировать информацию на другие сайты:

    с указанием источника

    с разрешения Администрации

    с разрешения Автора

Требовать от администрации скрытия любой информации:

    о пользователе

    переданной пользователем сайту

Использовать информацию сайта:

    для личных некоммерческих целей

    в коммерческих целях с разрешения Администрации

    в коммерческих целях с разрешения правообладателей

    в коммерческих целях без специального разрешения

На что имеет право Администрация Вашего сайта?

Создавать, изменять, отменять правила

Ограничивать доступ к любой информации на сайте

Создавать, изменять, удалять информацию

Удалять учетные записи

Отказывать в регистрации

На что обязуется пользователь?

Обеспечить достоверность предоставляемой информации

Обеспечивать сохранность личных данных от доступа третьих лиц.

Обновлять Персональные данные, предоставленные при регистрации, в случае их изменения

Не копировать информацию с других источников

При копировании информации с других источников, включать в её состав информацию об авторе

Не распространять информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность

Не нарушать работоспособность сайта

Не создавать несколько учётных записей на Сайте, если фактически они принадлежат одному и тому же лицу

Не совершать действия, направленные на введение других Пользователей в заблуждение

Не передавать в пользование свою учетную запись и/или логин и пароль своей учетной записи третьим лицам

Не регистрировать учетную запись от имени или вместо другого лица за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ

Не размещать материалы рекламного, эротического, порнографического или оскорбительного характера, а также иную информацию, размещение которой запрещено или противоречит нормам действующего законодательства РФ

Не использовать скрипты (программы) для автоматизированного сбора информации и/или взаимодействия с Сайтом и его Сервисами

На что обязуется Администрация?

поддерживать работоспособность сайта

осуществлять разностороннюю защиту учетной записи Пользователя

Защищать информацию, распространение которой ограничено или запрещено законами путем вынесения предупреждения либо удалением учетной записи пользователя, нарушившего правила

предоставить всю доступную информацию о Пользователе уполномоченным на то органам государственной власти в случаях, установленных законом

Пользовательское оглашение – один из самых простых публичных документов по своей структуре.

1.
В начале документа стоит указать его статус и предупредить пользователя с чем ознакамливается. Также не забудьте указать владельца сайта, а точнее ваше юридическое лицо или ИП

2.
Если на сайте требуется регистрация – обязательно пропишите порядок действий, совершение которых необходимо пользователю для регистрации на сайте.

3.
Помним, что основная задача Пользовательского соглашения – защитить владельца сайта и его контент. Именно поэтому пункту «Условия использования сайта» надо уделить особое внимание. В таком пункте вы должны разъяснить пользователю, что он может делать на вашем сайте и с его наполнением, а что нет.

4.
Помимо этого, вы должны четко отграничить круг возможных пользователей. Например, если на вашем сайте представлен контент, который подразумевает возрастные ограничения – вы должны упомянуть об этом в Пользовательском соглашении. Такое упоминание снимает с вас ответственность.

5.
Стоит не забывать и про законодательство о персональных данных. Если на сайте осуществляется сбор персональных данных, то предупредите об этом пользователя и предоставьте ссылку на вашу Политику конфиденциальности.

Сфера электронной торговли в России становится все более популярной, а объем мирового рынка уже превышает 4 млрд. долларов. Но не все владельцы малого и среднего бизнеса уделяют должное внимание юридической стороне вопроса при создании своего сайта. Взаимодействие с пользователями регламентируется законом о рекламе, защите персональных данных и другими нормативными документами, принятыми на федеральном и международном уровне. Как оформить пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных для сайта, для чего это нужно и какие риски могут возникнуть при их неправильном составлении – обо всех этих юридических тонкостях рассказывает юрист по информационным правам патентного бюро Ezybrand.

Пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение – это документ, основным назначением которого является урегулирование договорных отношений между владельцем сайта и его посетителями. Оно необходимо всем, кто оказывает услуги или реализует товары в сети Интернет, собирает пользовательские данные, предоставляет доступ.

Разработка и опубликование на сайте пользовательского соглашения позволяет владельцу сайта:

  • защититься от неправомерных действий пользователей;
  • снизить юридические риски, связанные с претензиями от ФАС, Роскомнадзора, судебными исками и убытками;
  • защитить права на контент, размещаемый на сайте;
  • юридически закрепить права и обязанности посетителей сайта.

Пользовательское соглашение должно быть доступно для ознакомления на сайте до получения услуги. Пользователь также должен иметь возможность загрузить его. Оно обладает такой же силой, как и любые другие виды договоров. Невыполнение его условий может повлечь за собой негативные юридические последствия.

Пример. В 2020 г. Арбитражным судом уральского округа рассматривался иск от ООО «Трансхолдинг» к индивидуальному предпринимателю К.Е.Е. ООО предоставляет услуги по транспортировке грузов на сайте, работающем по принципу биржи. ИП зарегистрировался в данном информационном сервисе, получил договор-заявку и предоставил транспорт с водителем для осуществления грузоперевозки. После транспортировки грузополучатель обнаружил недостачу груза на сумму более 60 тысяч рублей. Ответчик – индивидуальный предприниматель К.Е.Е. отрицал в суде заключение договора на транспортировку. Однако регистрация на сайте, согласно условиям пользовательского соглашения этого Интернет-ресурса, является акцептом оферты. Поэтому суд пришел к выводу, что ИП выразил согласие со всеми условиями соглашения и должен возместить ответчику все убытки (дело № А60-44322/2020).

Основное содержание пользовательского соглашения

Содержание пользовательского соглашения зависит от типа Интернет-ресурса и целей его владельца.

Например, для медиа, открытого для публикации гостевых материалов, или для отзовика наиболее важными будут:

  • Статус контента на сайте.
  • Ответственность пользователя, разместившего неправомерную информацию, например, клевету.
  • Соблюдение требований законодательства об авторском праве.
  • Описание способов, которыми пользователь может использовать контент, размещенный на сайте (только здесь или на сторонних ресурсах, в рекламе; необходимость указания ссылки на источник и автора), а также запрещенные виды деятельности.
  • Способы регистрации учетной записи.
  • Объем, в котором будет производиться обработка персональных данных

Если же сайт представляет собой доску объявлений, то самым значимым будут условия, которые оговаривают порядок взаимодействия пользователей – каким образом одна сторона размещает свое объявление, а другая реагирует на него. Эти пользовательские соглашения, приведенные в примерах, будут значительно отличаться друг от друга.

Однако можно выделить несколько общих составляющих, которые должны быть описаны во всех пользовательских соглашениях:

  • права и обязанности сторон;
  • ограничение ответственности владельца сайта;
  • момент акцепта – когда пользователь соглашается с условиями;
  • положения по защите персональных данных.

Дополнительно в пользовательском соглашении могут быть указаны:

  • Технические требования к устройствам для возможности использования сервиса и исполнения обязательств со стороны его владельца.
  • Способы верификации пользователя – необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность; согласие на проверку по сторонним базам данных.
  • Способы разрешения конфликтных ситуаций, политика возврата товара, гарантийная политика и другие условия.

Узнать подробнее о разработке пользовательского соглашения для сайта.

Принятие пользовательского соглашения

Принятие пользовательского соглашения может расцениваться как заключение договора оказания услуг. Оно производится в основном двумя способами:

  • «Click-wrap agreement» – заключение соглашения происходит посредством щелчка по кнопке «Я согласен» (или реализацией чек-бокса), расположенной на странице с пользовательским соглашением. При этом не требуется каких-либо бумажных документов, подписей или прямого общения между пользователем и владельцем сайта.
  • «Browse-wrap agreement» – от пользователя не требуется в прямом виде выражать свое согласие, достаточно ознакомиться с условиями договора по ссылке. Конклюдентным действием, то есть поведением пользователя, которое направлено на заключение сделки, является факт использования сайта.

Обе концепции в полной мере удовлетворяют требованиям российских законов, так как статьей 158 Гражданского кодекса выражение воли на совершение сделки может быть в конклюдентном виде, а в статье 434 ГК РФ разрешается составление договора в электронной форме.

Юридические нюансы

Оформление пользовательского соглашения для сайта имеет ряд юридических особенностей. В пользовательском соглашении должно быть указано правило, по которому в него вносятся изменения, а также в какой момент новая версия вступает в силу – с помощью повторного согласия или автоматически.

Не рекомендуется вводить в этот документ максимальное количество условий. Некоторые из них, например, согласие на рекламную рассылку, должны оформляться отдельно, так как принятие соглашения, в состав которого они включены, предполагает безальтернативность выбора для пользователя.

В результате пользователь может пожаловаться в антимонопольные органы и Роскомнадзор, ведь по статье 18 (п.1) №38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только с согласия абонента. Причем обязанность доказательства такого согласия возлагается на владельца сайта. Оно должно оформляться в виде 2 отдельных документов: согласие об обработке персональных данных и согласие на получение рекламы.

Штраф за нарушение рекламного законодательства по статье 13.11 КоАП РФ может достигать 500 тысяч рублей.

Пример. В декабре 2019 г. в Ярославское УФАС поступила жалоба от физического лица по поводу получения рекламного смс-сообщения от видеосервиса OKKO. Регистрируясь на его сайте, пользователи принимают пользовательское соглашение и дают согласие на получение рекламных сообщений. Однако УФАС признало, что само заполнение регистрационной формы не является явным подтверждением согласия на получение рекламных сообщений. ООО «Окко» оштрафовано на 100 000 рублей (Постановление Федеральной антимонопольной службы № 7389/04-04 от 20.07.2020).

Политика конфиденциальности

Соблюдение конфиденциальности персональных данных – это требование Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных», принятого в 2006 г. Выполнение этих требований на практике обеспечивается с помощью политики конфиденциальности. Сбор данных осуществляется на всех Интернет-ресурсах где применяются следующие веб-технологии:

  • формы заявок, кнопки об обратном звонке на сайте;
  • сбор cookie-файлов, информации об IP-адресе;
  • регистрация в личном кабинете;
  • рассылки по e-mail;
  • сервисы аналитики, например, Google Analytics;
  • и другие способы сбора, хранения, обработки, передачи личных данных – электронной почты, телефонных номеров, ФИО пользователей, даты рождения и прочих.

По сути политика конфиденциальности – это обязательство не передавать персональные данные третьим лицам без согласия пользователя, а также гарантия обработки их в минимально необходимом объеме со стороны владельца сайта. Он должен направить в Роскомнадзор уведомление для включения в государственный реестр операторов, производящих обработку персональных данных.

Политика конфиденциальности должна размещаться в «подвале» сайта, а лучше всего, если кликабельная ссылка на эту страницу будет под каждой формой, заполняемой пользователем.

Жалобу о неправомерном использовании персональных данных может подать любое лицо, а владелец домена обязан предоставить информацию о соответствии данных целям их обработки. Это относится как к физическим, так и к юридическим лицам. Кроме того, ежегодно Роскомнадзор проводит плановые проверки для выявления несоответствий.

Для чего нужна политика конфиденциальности

Отсутствие политики конфиденциальности на сайте или нарушение требований 152-ФЗ может привести к следующим последствиям:

  • штраф для администратора сайта от Роскомнадзора в размере до 500 тыс. рублей; ограничение доступа к Интернет-ресурсу, внесение в реестр нарушителей;
  • невозможность подключения к Google AdSense и партнерской программе Яндекс.Директ, что не позволит получать прибыль от рекламы;
  • юридические риски при возникновении спорных моментов.

Узнать подробнее о разработке политики конфиденциальности.

Пример. В 2021 г. ООО «Техмет-Урал» обратилось в суд с требованием установить не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию информацию о предприятии, размещенной в виде отзывов на сайтах antijob.net, antijob.top, nahjob.top, work-info.name. Суд проанализировал обстоятельства дела и установил, что по условиям политики конфиденциальности:

  • эти сайты осуществляет сбор информации об IP, а в некоторых случаях e-mail и другие данные, которые пользователь указывает самостоятельно;
  • за достоверность публикуемой информации отвечает только пользователь, а не администрация сайтов;
  • персональная информация не передается другим лицам.

Так как негативные отзывы были оставлены анонимно, а ответственность владельца домена ограничена политикой конфиденциальности, то привлечь их к ответственности за порочащие сведения не представляется возможным (дело № А60-15410/2021). При отсутствии политики конфиденциальности последствия для владельца сайта могли бы быть гораздо более плачевными: по статье 128.1 УК РФ клевета, распространяемая в сети Интернет, подлежит наказанию в виде штрафа до 5 миллионов рублей или лишения свободы на срок до 5 лет.

Основное содержание политики конфиденциальности

В политику конфиденциальности должны быть включены следующие сведения:

  • кто именно обрабатывает персональную информацию, контактные данные;
  • сбор каких персональных данных осуществляется на сайте (имя, номер телефона, возраст, адрес, электронные данные, дата доступа к сайту, информация об активности, геолокация и другие);
  • какими способами и для каких целей производится обработка персональных данных (например, предоставление доступа к учетной записи, направление уведомлений и другие цели);
  • условия передачи данных партнерам и рекламодателям;
  • каким образом защищаются персональные данные;
  • где хранятся и обрабатываются данные;
  • сколько времени хранится персональная информация и как пользователь может ее удалить;
  • права пользователя в отношении получения и обработки персональных данных;
  • особенности использования файлов cookie (типы, срок хранения, доступ);
  • как пользователь может узнать об изменениях политики конфиденциальности.

Согласие на обработку персональных данных

Политика конфиденциальности – это только одно из требований закона 152-ФЗ, которое должно быть выполнено владельцем сайта. Она является локальным актом, в котором описан порядок обработки персональных данных. Другой обязательный документ для сайта – это согласие на обработку персональных данных, которое непосредственно является правовым основанием для проведения любых действий с такой информацией.

Основное содержание этого документа заключается в следующем:

  • конкретная цель обработки персональных данных, например, оказание определенной услуги;
  • перечень обрабатываемых персональных данных;
  • условия передачи данных третьему лицу для исполнения условий договора;
  • период действия согласия;
  • условия отзыва согласия и уничтожения записей, содержащих персональные данные;
  • согласие на получение транзакционной рассылки, например, о статусе и транспортировке заказа;
  • согласие на получение рекламной рассылки для продвижения товаров и услуг.

Особенности оформления согласия

Частой ошибкой является избыточность срока хранения персональных данных, например, возможность восстановления учетной записи после ее удаления. Это подразумевает хранение информации в течение неопределенного срока, что недопустимо по закону.

По статье 13.11 КоАП РФ, обработка персональных данных без согласия пользователя или несоответствие объема сбора целям их обработки влечет за собой наложение штрафа:

  • на граждан: до 3 000 руб.;
  • на юридических лиц: 30 000 – 50 000 руб.;
  • на должностных лиц: 5 000 – 10 000 руб.

Если сайт собирает данные граждан Евросоюза, то правовые документы для сайта должны быть оформлены по требованиям GDPR – General Data Protection Regulation (Общего регламента по защите данных), принятого в 2016 г. Европейской комиссией для защиты прав граждан ЕС. При несоответствии этим требованиям владелец онлайн-бизнеса может получить штраф в размере до 20 млн. евро или 4% общего годового дохода.

Регламент GDPR имеет ряд особенностей. Так, например, на сайте должна быть система, позволяющая пользователю получить загружаемый файл с его персональными данными для их использования в другом месте.

Патентное бюро Ezybrand

Для того, чтобы составить пользовательское соглашение, политику конфиденциальности или согласие на обработку персональных данных, нельзя использовать шаблоны, онлайн-конструкторы или образцы документов у конкурентов. Логика работы каждого Интернет-ресурса имеет свои особенности, поэтому разработка их юридической обвязки каждый раз должна производиться «с нуля». Эту услугу можно заказать в патентном бюро Ezybrand.

Как мы работаем с клиентами:

  1. Первичная юридическая консультация (бесплатно).
  2. Оформление договора на оказание услуг.
  3. Опрос владельца Интернет-ресурса по ключевым вопросам:
    1. кто является вашими клиентами – физические или юридические лица;
    2. местоположение клиентов;
    3. требуется ли создание учетной записи;
    4. какие возможности должны быть у пользователя с регистрацией и без нее;
    5. разрешено ли пользователям размещать свой контент на сайте;
    6. планируется ли проведение модерации;
    7. есть ли внутренняя коммуникация между пользователями;
    8. какие действия должны быть запрещены для пользователей и другие вопросы.
  4. Компоновка вопросов-ответов, оформление основных положений пользовательского соглашения, политики конфиденциальности юристом по информационному праву Ezybrand.
  5. Согласование проекта документа с заказчиком.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы.
👉Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Суды часто учитывают содержание пользовательского соглашения при рассмотрении споров. Юрист группы по правовому сопровождению цифровой экономики «Пепеляев Групп» Полина Бардина рассказывает, как правильно составить такое соглашение

2. Получите согласие на обработку персональных данных

Для любых действий с персональными данными пользователя нужно иметь его согласие на их использование. Поэтому в текст соглашения можно добавить пункты об обработке персональных данных.

По российским законам на сайте также нужно разместить отдельный документ о политике конфиденциальности.

3. Добавьте пункт о согласии на получение рекламной рассылки

Чтобы распространять рекламную рассылку, вам тоже необходимо согласие пользователя. Этот пункт можно встроить в пользовательское соглашение.

Важно, чтобы пользователь имел возможность отказаться от рекламы. Для этого нужно добавить эту функцию в сами рекламные сообщения или указать на сайте контакт, к которому можно обратиться для отписки.

Если пользователи сайта могут сами отправлять рекламные сообщения, в соглашение стоит включить ограничения — например, запрет на распространение спама.

4. Установите правила использования контента

Если сайт содержит объекты интеллектуальной собственности, в пользовательском соглашении стоит сообщить об авторских и исключительных правах на эти объекты, определить правила их использования и предупредить об ответственности за нарушение этих правил.

Если пользователи загружают или производят контент, который может представлять ценность для компании, в соглашение можно включить условия лицензионного договора, определяющие порядок и пределы использования этого контента компанией.

5. Предупредите пользователя об ответственности за размещаемый контент

В соглашение нужно включить условия о порядке публикации информации на сайте, о полной ответственности пользователя за размещение контента и обязанности соблюдать закон (например, в сфере авторских и исключительных прав и информации, распространение которой ограничено или запрещено).

Если контент не соответствует установленным требованиям, владелец сайта вправе его удалить.

6. Сделайте оговорку об ознакомительном характере информации

Если вы указываете на сайте наименование и цену товаров, которые вы продаете, это предложение считается публичной офертой, и вы будете обязаны заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар.

Иногда предприниматели хотят сохранить возможность корректировать условия продажи — например, если цену нужно устанавливать в индивидуальном порядке или товара может не быть в наличии. В этом случае в пользовательском соглашении, а также на странице товара стоит указать, что размещенная информация «не является публичной офертой и носит ознакомительный характер». Эта оговорка с большой вероятностью будет иметь юридическую силу, если вы заключаете договоры с юридическими лицами или предпринимателями. Но и в случае, если вы работаете с физическими лицами, оговорка может теоретически сократить количество потенциальных споров.

Продавец также может ограничить срок, в течение которого размещенная информация о товаре будет актуальной.

7. Обозначьте, что вы лишь посредник между сторонами договора

Владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах должны включать в пользовательское соглашение оговорку о посредническом характере своей деятельности. Они должны детально описать свою роль во взаимоотношениях между пользователем и продавцом (или исполнителем услуги), который размещает предложения на странице агрегатора.

Если пользователь заключает договор не с агрегатором, а с продавцом, разместившим рекламу на сайте, права и обязанности возникают непосредственно у продавца. Если пользователь недоволен тем, как продавец исполняет договор и предъявляет агрегатору претензии или требования, агрегатор может сослаться на пользовательское соглашение, в котором указано, что он не брал на себя функцию урегулирования конфликтов.

Если же агрегатор берет на себя часть ответственности перед потребителем, информацию об этом также необходимо включить в пользовательское соглашение.

8. Подумайте о клиентах за рубежом

Потенциально компания должна учитывать законодательство всех стран, где доступен ее сайт. С этой задачей можно справиться с помощью местного консультанта. Если соблюсти локальные требования сложно, а санкции за их нарушение значительны (например, в сфере регулирования обработки персональных данных или эмиссии ценных бумаг), то стоит ограничить доступ к сайту для определенных стран.

9. Установите особые правила использования сайта

Взаимоотношения, которые не урегулированы законом, также лучше тщательно регламентировать, чтобы ограничить свою ответственность и исключить предоставление гарантий. Например, стоит детально описывать правила участия в программе лояльности и размещения отзывов и рекомендаций.

Юридически пользовательское соглашение является разновидностью оферты – публичного заявления о намерении заключить сделку с любым, кто согласен с поставленными условиями.

Однако практические различия между офертами, используемыми в разных сферах и направлениях бизнеса весьма значительны. И применение по отношению к ним одного и того же термина вызывает путаницу в умах продавцов/поставщиков услуг и покупателей/клиентов/пользователей. Чтобы ее избежать, люди вводят в употребление дополнительные, более точные термины для каждой конкретной бизнес-сферы.

«Пользовательское соглашение» — один из таких терминов. Используется он чаще всего в области инфобизнеса. Соглашение регулирует работу сайтов с авторским контентом, ресурсов, где пользователям предлагается разместить собственный контент, серверов, продающих лицензированное ПО и прочую интеллектуальную собственность, и т.д.

Большинство пользователей, как правило, пользовательское соглашение не читает. И не особо интересуется его качеством, как юридического документа. Но владелец сайта не может позволить себе столь же легкомысленного отношения. Если возникнет конфликт, и дело дойдет до суда, именно он окажется «крайним». И вот тут-то пользовательское соглашение либо защитит, либо «утопит» инфо-бизнесмена. Каждому, конечно, хочется, чтобы защитило.

Для этого мы публикуем несколько советов от юриста. Они помогут избежать самых распространенных ошибок, небрежностей, оплошностей при составлении пользовательского соглашения. Того, что будет опубликовано на сайте и приобретет законную силу сразу после того, как клиент поставит галочку в нужном окошке.

1. Акцептование пользовательского соглашения

Для заключения договора (как его ни назови) необходима идентификация второй стороны (клиента) и его письменное согласие.

В интернет-пространстве эти функции выполняют:

  • регистрация клиента на сайте с заполнением определенной формы, содержащей его личные данные
  • постановка знака, подтверждающего согласие клиента с его условиями — галочки рядом с текстом «я принимаю условия пользовательского соглашения»

Одна деталь – не ставьте галочку заранее. Пусть пользователь сам заполнит пустое окошко прежде, чем автоматически щелкнет по кнопке «Далее». В ряде случаев это может сыграть важную роль при судебном разбирательстве.

2. Изложение правил пользования контентом на сайте

Во всех случаях, когда речь идет об интеллектуальной собственности данный раздел особенно важен. Он обязательно должен включать:

  • Упоминание об исключительных и авторских правах, перечисление правил использования чужой интеллектуальной собственности, предупреждение об ответственности за их нарушение
  • Предупреждение о размещении спама и запрещенного законом контента (порнография, экстремизм и т.д.)
  • Описание процедуры размещения текстового и изобразительного контента, а также комментариев к нему. Предупреждение о возможности удаления пользователя за нарушение правил
  • Правила пользования закрытыми разделами, требующими дополнительной регистрации (если таковые имеются)
  • При продаже лицензированного ПО обязательно уупомяните о том, что лицензия для пользователя имеет неисключительный, ограниченный характер
  • Подробное, исключающее двусмысленные толкования, описание процедур оплаты, продолжения и прекращения подписки, возврата денег при отказе пользователя от неиспользованной подписки, обстоятельства, при которых деньги не возвращаются, и все, что касается денежных отношений между сторонами: поставщиком и потребителем
  • Не забудьте вынести в отдельный пункт отсутствии у пользователей права на копирование, декомпилирование, изменение и создание производных продуктов на основе размещенного на сайте чужого контента (особенно актуально для ПО)

3. Дистанцируйтесь от публичной оферты

Если сайт будет содержать страницы с описанием продуктов интеллектуальной собственности и порядка цен на них, обезопасьте себя от исков современных сутяг. В интернете уже появились люди, которые «ловят» публичные оферты с недостоверной информацией и подают иски о возмещении всевозможных «ущербов».

Используйте сакраментальный дисклеймер вроде «данная информация не является публичной офертой» на всех рекламных страницах и дополнительно внесите этот пункт в пользовательское соглашение.

4. Сделайте законной свою рекламную рассылку

Все компании стараются как можно чаще напоминать о себе потенциальным клиентам, а многие клиенты это не очень любят, считая рассылки спамом. Но «любит-не любит» — дело десятое, важнее «позволяет-не позволяет».

Роспотребнадзор, начиная с 2017 года сурово карает за нарушение №152-ФЗ “О персональных данных”. Сам искать нарушителей не будет, но, если поступит жалоба от пользователя – пятизначная сумма штрафа вам точно обеспечена. Во избежание потенциальных штрафов за нарушение политики конфиденциальности, рекомендуем вносить в пользовательское соглашение примерно такой текст:

«Пользователь разрешает обработку своих персональных данных, указанных при регистрации, оставлении заявки на получение предложения, подписки на получение рекламной информации».

Кроме того, не забывайте, что политика конфиденциальности – отдельный и тоже очень важный документ. Она должна быть опубликована на собственной странице. И галочка, обозначающая информированное согласие на обработку личных данных, тоже должна располагаться в отдельном чекбоксе. Не объединяйте ее с той, что обозначает принятие пользовательского соглашения. И не ставьте заранее – пусть пользователь самостоятельно это сделает. То же самое касается использования файлов cookies – они тоже входят в перечень персональных данных. Согласие пользователя на использование cookies получается аналогично.

5. Специально для агрегаторов

Если ваша электронная площадка – агрегатор, объединяющая предложения разных поставщиков товаров и услуг, обязательно упомяните это в пользовательском соглашении.

Как минимум, напишите, что агрегатор в случае возникновения споров между продавцом и покупателем (поставщиком и потребителем услуги) не берет на себя функцию медиатора для их урегулирования. Более конкретные рекомендации по изложению это пункта даст вам юрист, знакомый со спецификой вашего сервера или сайта.

Если у вас возникнут дополнительные вопросы по поводу составления пользовательского соглашения – обращайтесь. Мы обязательно на них ответим!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать полчаса слитно или раздельно
  • Как написать полтора миллиона цифрами правильно
  • Как написать полтора метра цифрами
  • Как написать полтора месяца
  • Как написать полстакана правильно