Обучение написанию хитовой песни может показаться невероятно пугающим. В конце концов, хитовые песни кажутся настолько легкими, что бывает трудно понять, как они вообще были написаны. К счастью, большинство хитовых песен имеют ряд общих черт, которые можно использовать в качестве уроков для того, чтобы начать писать свои собственные хиты.
Ниже мы рассмотрим анатомию хитовой песни, чтобы вы могли стать своим собственным автором песен. Давайте погрузимся!
Определите, что значит для вас хитовая песня
Прежде чем думать об элементах хитовой песни, необходимо определить, что для вас значит «хит». Конечно, песня, занимающая первое место в чарте, — это очевидный признак успеха, но чтобы достичь такого уровня известности, могут потребоваться годы маркетинга и творчества. Определение вашей текущей траектории успеха может снять часть давления и помочь вам писать лучшие песни.
Возможно, хитом для вас является создание песни, в которой идеально передан личный опыт. Возможно, ваша цель в написании песен — начать фокусироваться на создании более запоминающихся мелодий. Возможно, вы хотите больше сосредоточиться на запоминающейся структуре песни.
Что бы это ни было, позвольте себе сосредоточиться на одном элементе за раз, совершенствуя свои навыки написания песен. Вопреки мнению некоторых, хиты создаются годами: Это означает, что «ночной успех» вложил годы упорного труда, прежде чем пробиться.
Песни, написанные в начале карьеры артиста, могут быть превосходными, а могут быть и невнятными. Важно отметить, что любой артист может стать хитом в течение своей карьеры, если он будет постоянно работать над написанием песен.
Например, мало кто помнит первую песню Майкла Джексона «Got to Be There», но в дальнейшем он создал бесконечное море хитов:
Что делает песню успешной?
Большинство хитовых песен имеют схожую структуру, что делает их привлекательными для подавляющего большинства слушателей. Мы проанализируем некоторые ключевые элементы, на которых должен сосредоточиться каждый автор песни, чтобы создать потрясающую композицию:
Относимость
Когда вы слушаете музыку, что заставляет вас привязываться к одному произведению искусства, а не к другому? Скорее всего, это не маркетинговая стратегия звукозаписывающей компании или количество долларов, вложенных в рекламную кампанию. Эти факторы могут помочь, но великая музыка по-прежнему имеет вес и без помощи профессиональной команды.
Мы слушаем песни, потому что они соотносимы с нашим личным опытом. Искусство написания песен заключается в том, чтобы взять сложные эмоции и сгустить их в приятные лирические фразы, которые слушатели могут воспринять.
Именно вам, как автору песни, предстоит разрушить эти барьеры. Что вы можете сказать такого, что заставит слушателя мгновенно почувствовать, что он знает вас или то чувство, которое вы описываете? Как вы можете разрушить эти стены? Все дело в сознательном создании надежности.
Знакомство
Как меломаны или музыканты, многие из нас любят слушать то, чего раньше не слышали. Однако важно помнить, что подавляющее большинство обычных слушателей больше настроены на более знакомые композиции.
Черпать вдохновение у других исполнителей и песен — это совершенно нормально, более того, это рекомендуется. Вы, конечно, захотите создать свои собственные песни, но поиск вдохновения в общих аккордах, мелодиях и структурах песен может помочь вам создать убийственную музыку.
Новинка
Лучшие песни достаточно знакомы, чтобы привлечь скептически настроенных слушателей, и достаточно новы, чтобы помочь вам завоевать преданных слушателей. Каждый раз, когда вы пишете песни, вы должны понять, в чем заключается ваша уникальность. Что делает вашу песню особенной? Это авторская песня? Запоминающееся исполнение? Актуальная тема песни? Сочетание всех этих элементов? Должно быть очевидно, почему ваша песня выделяется из толпы.
Очевидное ремесло
Для написания хороших песен требуется много практики. Не отчаивайтесь, если ваши первые треки звучат совсем не так, как хитовые песни. Просто послушайте первую опубликованную работу Эда Ширана:
За последние годы он явно отточил свое ремесло. Чтобы написать потрясающую музыку, нужно написать кучу некачественной музыки. На создание собственного звучания могут уйти годы, но не позволяйте этому обескуражить вас! Постарайтесь помнить, что любой музыкант может стать великим артистом, если он готов вложить достаточно времени и усилий в свою историю и в то, что он делает.
Сильная авторская песня
Если вы замечательный автор песен с глубоким пониманием их структуры и ремесла, вы готовы. Есть причина, по которой фолк и другие акустические, достаточно инструментально бесплодные произведения сохраняют популярность и по сей день. Отличное написание песен может компенсировать отсутствие продюсирования или инструментальной сложности, потому что оно пробивается сквозь шум. Если ваша музыка способна вызвать глубокий резонанс у слушателя, значит, вы нашли способ достучаться до него.
Ваша лирика должна быть способна держаться сама по себе, без помощи мелодии или аккордовой прогрессии. Вы должны использовать такие элементы умной игры слов, как метафора, гипербола и предвестие.
Как написать хитовую песню за 7 шагов
Теперь, когда вы понимаете ключевые ингредиенты хитовой песни, пришло время применить свои знания на практике. Обратите внимание, что эти шаги не обязательно должны выполняться в порядке прослушивания; мы просто хотим предоставить базовую схему на случай, если вы не знаете, с чего начать. Без лишних слов, вот как именно нужно писать хитовую песню.
1. Найдите свою тему
Каждая великая песня должна иметь сильную, связную тему, которая чувствуется на протяжении всего произведения. Прежде чем писать текст или мелодию, проведите мозговой штурм с самим собой и выясните, какой смысл заложен в вашей песне.
Если вы можете использовать личный опыт, это замечательно! Если вы пишете о чем-то, что является для вас подлинным, это будет выглядеть более искренне и поможет вам установить более глубокую связь со слушателями.
Выберите несколько ключевых слов, которые вы захотите включить в свою песню и которые отражают ваше отношение к выбранной вами теме.
2. Постройте свою лирику
Начните вырабатывать фразы и полноценные тексты из вашего мозгового штурма. Ваша лирика должна быть достаточно сильной, чтобы читаться как стихотворение, нести смысл, связанный с вашей темой, и, в идеале, включать рифму и другие литературные приемы.
Однако не зацикливайтесь на мелочах. Вы всегда можете вернуться назад и подправить слова по своему усмотрению. Слишком много самоанализа на начальном этапе может помешать вам перейти к более глубокой стадии процесса. Пишите лучшие тексты, на которые вы способны, но имейте мужество продолжать. Легко запутаться в собственных мыслях, но знайте, что у вас еще будет время вернуться и пересмотреть свое творение с учетом контекста.
3. Найти аккордовую прогрессию
Аккордовые прогрессии
— это строительные блоки любой песни, поэтому вы захотите как можно скорее интегрировать аккордовый рисунок в свою музыку. К счастью, существует множество проверенных и верных
аккордовых прогрессий для поп-музыки
, которые можно попробовать, если вы не знаете, с чего начать. Выберите простую аккордовую структуру песни, например, I — ii — IV — V или I — V — vi — IV.
4. Построение мелодий и басовых линий
После того как вы определились с мелодией или басовой линией, вы можете начать накладывать риффы на свое творение. Достаньте приложение для голосовых заметок или DAW и начните записывать текст и аккордовую прогрессию. Дайте волю своему творчеству и стройте свою песню так, как считаете нужным.
5. Вставьте все в контекст
Теперь у вас есть все мелодические элементы вашей песни. Чтобы сделать еще один шаг вперед, включите ритм с барабанами, чтобы заиграл грув. Сосредоточьтесь на взаимосвязи между всеми отдельными частями вашей песни. Соединяются ли они в единый, целостный контекст? Отрегулируйте свои части, чтобы они сливались в единое целое.
6. Отредактируйте свою работу
Теперь, когда вы добавили в свою песню инструментальные и мелодические элементы, пришло время отредактировать свое творение. Потратьте день на то, чтобы все обдумать, а затем внесите улучшения в свою музыку. Можете ли вы создать более запоминающуюся мелодию? Освободить место для более умной игры слов? Доверяйте своим инстинктам и вносите правки.
7. Исполняйте свою музыку вживую
Есть что-то такое в живом исполнении песни, что заставляет задуматься обо всем. Исполнение музыки вживую — это еще и прекрасный способ наладить связи и расширить свой круг общения как музыканта. Выйдите на сцену и сыграйте свою песню другу, на вечерах с открытым микрофоном или на своем собственном шоу! Посмотрите, может быть, во время живого исполнения вы узнаете что-то новое, что поможет вам улучшить качество написания песен.
Советы о том, как написать хит
Готовы ли вы написать свою первую потрясающую песню? Вот несколько профессиональных советов по написанию песен, которые помогут вам создать свой первый хит:
Подражать и приукрашивать
Для того чтобы стать автором хитов, вам необходимо уделять время прослушиванию хорошо написанных песен. Возьмите на себя труд изучать музыку с помощью критического прослушивания. Если вы найдете песню, которая заставит вас узнать больше об исполнителе или глубоко погрузиться в его дискографию, знайте, что в ней есть что-то особенное.
Попытайтесь понять, что заставляет вас глубже погружаться в творчество того или иного художника. Возьмите то, что вы узнаете из наблюдений, и примените эти уроки в своем собственном творчестве.
Не бойтесь отдаться магии музыки
Иногда в процессе написания песен или создания музыки нет ни рифмы, ни причины. Вы обнаружите, что на создание некоторых песен уходят месяцы, а другие вы можете написать менее чем за час. Не позволяйте этим противоречиям обескуражить вас.
Не все хитмейкеры пишут музыку одинаково, и это нормально. Позвольте себе найти то, что работает лучше всего для вас, и корректируйте свой процесс по ходу дела. Как и в любом виде искусства, не существует единственно верного способа творить. Ваш процесс творчества постоянно развивается в зависимости от ваших потребностей в любой момент времени.
Количество порождает качество
Хитовые песни не пишутся сами по себе. Хотя вам может повезти, и вы напишете настоящий хит в течение первых нескольких сессий сочинительства, это не характерно для большинства музыкантов. Большинство артистов, даже тех, кто одарен от природы, должны написать кучу плохих песен, чтобы в итоге создать сильную.
Позволяйте себе неудачи и эксперименты — это единственный способ улучшить свои навыки. К счастью, количество порождает качество, поэтому если вы пишете часто и стремитесь стать лучше, вы обязательно создадите потрясающую песню в какой-то момент своей карьеры.
Слушайте самую разнообразную музыку
Слушая музыку разных жанров, вы станете более информированным автором песен и музыкантом. Это также поможет вам понять, почему хиты так популярны и какие музыкальные элементы имеют успех во всех жанрах. Ради своего искусства и языка как музыканта попробуйте регулярно слушать музыку не только тех жанров, которые вы предпочитаете.
Работа с другими художниками
Не зря большинство современных ведущих артистов имеют целую команду писателей, креативщиков и других звуковых визионеров. Научиться хорошо работать с другими артистами — залог вашего успеха как музыканта.
Хорошая новость заключается в том, что практически каждый может начать творческое сотрудничество, даже если вы относительно недавно пришли в музыкальную индустрию. Вы легко можете организовать кружок по написанию песен или регулярные джем-сейшены со своими друзьями или местными музыкантами.
Если вы не знаете никого, кто мог бы заинтересоваться, вы можете найти людей для сотрудничества в Интернете через социальные сети или темы Reddit. Еще одним маленьким шагом может стать использование конкурсов «открытый стих» или функции «дуэт» на TikTok. Налаживание связей — это ключ к тому, чтобы стать успешным артистом в музыкальной индустрии, поэтому найдите способ начать, независимо от того, на каком этапе карьеры вы находитесь.
Научиться писать хитовые песни легко, а вот применить это на практике может оказаться настоящим испытанием. Реальность такова, что для создания хита могут потребоваться годы целенаправленной, упорной работы. Надеемся, что это руководство облегчит вам использование ваших навыков написания песен и приблизит вас к написанию вашего хита. Наслаждайтесь процессом написания песен!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Любому человеку под силу написать песню! Для этого потребуются лишь базовое умение играть на мелодическом музыкальном инструменте, например, на гитаре или фортепиано, и знание надлежащей методологии работы. А если вы умеете придумывать различные идейные задумки мелодий, сочинять песенную лирику и объединять все это воедино, то вполне можете считать себя автором песен. Возможно, что вскоре непостижимым для себя образом вы уже будете исполнять свою песню на сцене перед ревущей от восторга толпой поклонников!
-
1
Определитесь с жанром сочиняемой песни. Различные музыкальные жанры обладают определенными специфическими особенностями, которые при желании можно использовать в своей песне. Если вы стремитесь написать песню в русском народном стиле, возможно, вы захотите использовать в работе гармонь и строить мелодию и слова к ней под тему утраты и жизненных трудностей. Если вы хотите сочинять в стиле рока, можно, например, работать с электрогитарой и строить мощные аккорды и лирику на тему какого-нибудь восстания.[1]
-
2
Выберите темп и музыкальный размер, которые наилучшим образом подойдут для настроения и жанра сочиняемой мелодии. Более быстрые темпы и тактовые размеры лучше подходят для радостных или хаотичных песен, например, в стиле техно или панк-рока. Печальные или эмоциональные песни, например, в народном или в поп-стиле, обычно обладают более медленным темпом и тактовым размером. Если ваша песня не удовлетворяет предложенным вариантам, в качестве темпа можно выбрать для себя нечто среднее, что типично для классической рок-музыки.[2]
- Например, песня в стиле панк-рока обычно должна обладать быстрым оживленным темпом и использовать размер 4/4 (он состоит из метрических долей, где одна доля представляет собой четвертную ноту длительностью в одну секунду, и таких долей в данном размере четыре).
- Музыка в стиле регги зачастую основана на синкопированных ритмах, когда происходит смещение сильных и слабых долей мелодии от классически принятых положений, что позволяет придать музыке нетрадиционную атмосферу.[3]
- Попробуйте поискать в сети, какие ритмы и музыкальные размеры присущи тому жанру музыки, в котором вы хотите работать.
-
3
Придумайте базовую мелодию на гитаре или фортепиано. Даже если вы не намереваетесь использовать эти инструменты в конечном варианте песни, они позволят вам легко экспериментировать на этапе создания мелодии. Начните с работы с обычными нотами, такими как до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Держите в уме предполагаемую тематику песни и расположите ноты в таком порядке, который мог бы передать необходимое настроение.[4]
-
4
Развейте мелодию, переложив ее в другие мажорные или минорные тональности. Используйте такую тональность исполнения мелодии, которая лучшим образом передаст настроение песни. Экспериментируйте с различными вариантами мелодии, пока не найдете то, что будет правильно звучать и интонировать. Мажорные тональности обычно считаются веселыми, радостными и энергичными. Минорные тональности чаще бывают меланхоличными и эмоциональными.
- Например, тональность ре минор зачастую считается самой печальной.
- До мажор — одна из самых радостных по звучанию тональностей.
- В зависимости от выбранной для песни темы, можно также варьировать мажорные и минорные тональности, чтобы передать разнообразие чувств.
-
5
Берите уроки игры на гитаре, если вам нужна помощь в написании мелодий. Чтобы написать песню, не обязательно в совершенстве владеть игрой на гитаре, но знание основ будет отнюдь не лишним (например, вы должны знать, как играются отдельные ноты и берутся аккорды, а также каким образом можно экспериментировать с гитарным строем).[5]
Можно обратиться за индивидуальными платными уроками игры на гитаре в ближайшую музыкальную школу или же проверить местные объявления, не дает ли кто такие уроки в частном порядке.- Также можно попробовать воспользоваться видеоуроками в сети, чтобы отточить уже имеющиеся у вас навыки.
- Как только вы усвоите основы, начните экспериментировать с мелодиями вашей песни и используйте при этом свою гитару в качестве «помощницы» в развитии идей.
-
6
Прибегните к соавторству, если вам нужна помощь в написании музыки. Если вы можете хорошо себе представить составляющие элементы своей песни, но не знаете, как их реализовать, подумайте об обращении к музыкально одаренному другу, чтобы он принял участие в создании нотного текста. Ему можно будет объяснить задуманные вами тему, настрой и смысловое содержание будущей песни, а затем совместно поработать над воплощением замыслов непосредственно в музыке.[6]
- Если вы не знаете никого, кто мог бы вам с этим помочь, подумайте о публикации объявления на сайтах объявлений и на форумах о том, что вы ищете напарника для совместной работы над песней в режиме онлайн.
-
7
Экспериментируйте с музыкальным программным обеспечением, чтобы создать музыку. Если вы не умеете играть на музыкальных инструментах, это не должно вам помешать заниматься сочинением песен! Многие люди пользуются такими программами, как Ableton, чтобы создавать собственную музыку (в особенности те, кто работает в жанре электронной музыки). В программе присутствуют сотни записанных звуков барабанов, басов, аккордов и мелодий, что позволяет пользователю легко управлять ими и комбинировать в бесконечное количество вариаций, чтобы создавать собственные песни.[7]
- В этой программе можно экспериментировать со звуками синтезатора, эффектами гитары, фильтрами и самыми разнообразными другими опциями.
- Можно дополнительно приобретать отдельные плагины с библиотеками новых звуков, чтобы добавить их к базовым звукам программы. Ваши возможности просто безграничны.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Halle Payne
Руководитель походов
Хэлли Пэйн ходит в пешие походы по Северной Калифорнии более 3 лет. Была руководителем походов в программе занятий на открытом воздухе Стэнфордского университета и Stanford Sierra Conference Center, а также вела занятия на открытом воздухе и преподавала принципы этичного поведения в условиях дикой природы.
Halle Payne
Руководитель походовХэлли Пэйн, певица и автор песен, говорит: «Если вы только начинаете записывать музыку, GarageBand станет отличным вариантом. Если вы хотите микшировать и совершенствовать свои треки, как профессиональный звукорежиссер, можете перейти на платное программное обеспечение, такое как Logic или Pro-Tools. Именно эти программы используют в большинству студий звукозаписи».
-
1
Выберите название для своей песни. Возможно, эта рекомендация покажется странной, но один из самых простых способов задумать идейное наполнение песни — это придумать варианты ее потенциальных названий. Чтобы поискать подходящие цепкие или содержательные фразы, посмотрите различные телевизионные шоу, фильмы, почитайте книги, прислушайтесь к повседневным разговорам и запишите все, что вам понравится в блокнот или в телефон. Также можно подождать с заголовком до того момента, когда будут готовы музыка и слова песни. Ни один из подходов нельзя считать чем-то лучше или хуже другого, поэтому поступайте так, как вам будет удобнее.[8]
- Возможно, будет полезно составить список вопросов, которые могут исходить из названия песни. Тогда в тексте песни (по ходу повествования) можно будет ответить на все эти вопросы.[9]
- Допустим, что вы решили дать песне название «Отель „Сердцеед”». Задайте себе вопросы: «Что собой представляет этот отель? Что в нем происходит? Где он находится?» Например, Элвис в своей англоязычной песне похожей тематики Heartbreak Hotel ответил по тексту на все эти вопросы.[10]
- Возможно, будет полезно составить список вопросов, которые могут исходить из названия песни. Тогда в тексте песни (по ходу повествования) можно будет ответить на все эти вопросы.[9]
-
2
Сочините цепкую фразу вашей песни. Цепкая фраза должна быть запоминающейся, чтобы она продолжала крутиться в голове снова и снова. Нередко такую фразу можно использовать в качестве названия песни. Обыграйте свои идеи в сочетании с мелодиями, чтобы подобрать оптимальный вариант. Если у вас уже готов список потенциальных названий для песни, поэкспериментируйте с ними, чтобы выяснить, есть ли среди них что-то действительно цепкое. Для этого попытайтесь напеть слова под имеющиеся у вас варианты мелодий.[11]
- Например, цепкой фразой в песне Песняров «Косил Ясь конюшину» можно считать напев «Лалалалала-лала-ла-лалалалала-лала-ла».[12]
- В песне Натали «О Боже, какой мужчина» цепкая фраза представлена припевом: «О Боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына. И я хочу от тебя дочку, и точка, и точка!» [13]
- Цепкая фраза в песне Григория Лепса «Натали» соответствует названию.[14]
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Halle Payne
Руководитель походов
Хэлли Пэйн ходит в пешие походы по Северной Калифорнии более 3 лет. Была руководителем походов в программе занятий на открытом воздухе Стэнфордского университета и Stanford Sierra Conference Center, а также вела занятия на открытом воздухе и преподавала принципы этичного поведения в условиях дикой природы.
Halle Payne
Руководитель походовХэлли Пэйн, певица и автор песен, говорит: «Цепкая фраза — это то, что заставляет нас напевать песню снова и снова. По большей части цепкие фразы — это вокальные мелодии, но на самом деле цеплять может и фанк басовая партия или призыв-ответ».
- Например, цепкой фразой в песне Песняров «Косил Ясь конюшину» можно считать напев «Лалалалала-лала-ла-лалалалала-лала-ла».[12]
-
3
Постройте припев на основе цепкой фразы. Порой сама цепкая фраза целиком может стать вашим припевом. В других случаях она будет представлять собой часть припева (обычно начальную или заключительную). В любом случае припев должен иметь более обобщенный смысл, чем ваши куплеты. Используйте припев как способ резюмировать содержание песни без лишних подробностей.[15]
- Например, в песне Дискотеки Аварии «Новогодняя» припев рассказывает об ожидании встречи Нового года и связанных с этим надеждах и разочарованиях, но не раскрывает, в чем заключаются эти моменты. [16]
- Например, в песне Дискотеки Аварии «Новогодняя» припев рассказывает об ожидании встречи Нового года и связанных с этим надеждах и разочарованиях, но не раскрывает, в чем заключаются эти моменты. [16]
-
4
Сочините куплет, который развивает тему, представленную припевом. Куплет должен давать мощное образное описание обобщенной припевом темы, включая в себя конкретные примеры.[17]
- Так, в приведенном выше примере первый куплет песни «Новогодняя» от Дискотеки Аварии конкретизирует новогодние ожидания описанием ситуации с задержавшимся Дедом Морозом: «Привет, с Новым Годом! Приходит Новый Год к нам и можно свободно ожидать чего угодно. Только где носит того седого старика, который детям подарки достает из рюкзака. Эй, Дед Мороз, приходи, тебя заждались мы и песню твою меня заказывать достали. Покажись нам, не нервируй детей, мы крикнем: „Дед Мороз, э-ге-гей!”»[18]
- Так, в приведенном выше примере первый куплет песни «Новогодняя» от Дискотеки Аварии конкретизирует новогодние ожидания описанием ситуации с задержавшимся Дедом Морозом: «Привет, с Новым Годом! Приходит Новый Год к нам и можно свободно ожидать чего угодно. Только где носит того седого старика, который детям подарки достает из рюкзака. Эй, Дед Мороз, приходи, тебя заждались мы и песню твою меня заказывать достали. Покажись нам, не нервируй детей, мы крикнем: „Дед Мороз, э-ге-гей!”»[18]
-
5
Напишите еще пару куплетов по той же схеме, что и первый куплет. Когда будет готов первый куплет, последующие два куплета будет легко написать за относительно короткое время. В новых куплетах за основу нужно брать ту же мелодию и использовать тот же стихотворный стиль, которые были заложены в первом куплете, но при этом излагать новую информацию, развивая тему песни.[19]
-
1
Решите, будете ли вы использовать проигрыш в вашей песне. Проигрыш представляет собой вариацию припева, которая исполняется лишь один раз и представляет тему песни немного иным образом. Используйте проигрыш для того, чтобы приправить песню новым текстом, положенным на мелодию в иной или в той же тональности, но уже с другими аккордами.[20]
- Проследите за тем, чтобы внутреннее содержание текста проигрыша было столь же обобщенным, что и текст основного припева. Не вводите в него новой конкретики.[21]
- Также можно подумать об использовании проигрыша в качестве шанса для демонстрации инструментального соло, если вы хотите подчеркнуть свое мастерство владения конкретным инструментом.[22]
- Проследите за тем, чтобы внутреннее содержание текста проигрыша было столь же обобщенным, что и текст основного припева. Не вводите в него новой конкретики.[21]
-
2
Утвердите финальную структуру песни. Самая распространенная на данный момент структура песни выглядит следующим образом: куплет, припев, куплет, припев, куплет, припев. Но можно поэкспериментировать с другими вариантами структуры, выбрав то, что лучшим образом подойдет для вашей песни. Возьмите уже готовые элементы песни и попробуйте переставить их местами, ввести повторы некоторых из них и так далее. Экспериментируйте, пока не будет получена самая оптимальная структура.[23]
- Некоторые жанры используют специфичные для них структуры песен. Например, электронная танцевальная музыка чаще всего базируется на следующей структуре: вводный проигрыш, куплет, припев, замедление, куплет, припев, куплет, припев, проигрыш, припев, финальный проигрыш.[24]
- Некоторые жанры используют специфичные для них структуры песен. Например, электронная танцевальная музыка чаще всего базируется на следующей структуре: вводный проигрыш, куплет, припев, замедление, куплет, припев, куплет, припев, проигрыш, припев, финальный проигрыш.[24]
-
3
Введите партии других инструментов, чтобы придать песне более насыщенное звучание. Закончив работу над основной мелодией и текстом, можно добавить партии для ударных инструментов, бас-гитары и клавишных инструментов, чтобы оживить и акцентировать мелодию. Другие инструменты должны быть задействованы в той же тональности и музыкальном размере, которые вы утвердили ранее.[25]
- Если вы не знаете, как играть на других инструментах, попробуйте записать базовую мелодию на компьютер, а затем воспользоваться музыкальной программой, такой как Ableton или GarageBand, чтобы ввести в песню новые элементы.
-
4
Репетируйте исполнение песни до тех пор, пока не запомните ее. Начните с индивидуального исполнения отдельных частей песни, пока все их не выучите. Затем перейдите к полному воспроизведению всех частей в правильном порядке, пока не добьетесь гладких переходов от одного элемента к другому, когда вам для этого уже не придется мысленно напрягаться.[26]
-
5
Выучив песню, запишите ее. Воспользуйтесь для этого телефоном, цифровым записывающим устройством, ноутбуком с соответствующей программой или видеокамерой. Как только запись будет готова, обязательно создайте для нее резервную копию или загрузите ее в облачное хранилище. Так вы никогда не забудете и не потеряете эту песню.[27]
Об этой статье
Эту страницу просматривали 326 294 раза.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
Writing a hit song is a labor of love. Many songwriters spend their careers trying to get into the top 10, but that doesn’t mean you can’t do it. With determination and effort, your song could be the next smash hit. Lay the groundwork by selecting a theme for your song and writing its lyrics. Compose a hit by following common trends, like ones in song speed and accompaniment. Push through roadblocks by trusting your instincts and using past songs as inspiration.
Sample Songs
-
1
Choose between digital or physical production. If you plan on writing out your song by hand, you’ll need a pencil, eraser, and staff paper. Digital production will require a suitable computer and a Digital Audio Workstation (DAW), minimum.
- When building or buying a computer, choose one with a 3.0 dual core processor (or better), at least 8 GB of RAM, and no less than 500 GB of hard drive space.[1]
- Popular DAWs, which are excellent tools for home or independent production, include Ableton Live, Fruity Loops (FL) Studio, Steinberg Cubase Pro, and Apple Logic Pro.[2]
- Feel free to use whatever writing utensil you desire for physical production. However, as the song develops, you’ll likely have to make adjustments or changes, so pencil is recommended.
EXPERT TIP
Timothy Linetsky is a DJ, producer, and music educator that has been making music for over 15 years. He is a certified Ableton trainer and creates educational YouTube videos focused on producing electronic music. He has over 90,000 YouTube subscribers.
While digital has a lot of power, there’s something unique about every live sample. Timmy Linetsky, musician and producer, tells us: «For example, think about somebody playing a shaker. Every time somebody moves a shaker the sound is slightly different — every single time! It’s very hard to digitally recreate the way the beads move around on the inside of a shaker, because the sound is so dynamic. It’s changing constantly, and it’s difficult to create the randomness or simulate that character digitally.»
- When building or buying a computer, choose one with a 3.0 dual core processor (or better), at least 8 GB of RAM, and no less than 500 GB of hard drive space.[1]
-
2
Select a theme. Tap into universal themes and emotions so anyone can connect with your song. Heartache is a common topic in hit music, but there are many other options, like falling in love, the feeling of a perfect day, betrayal, loss, and hope.[3]
- The theme of your song will guide you in the production of its lyrics and sound. These should align with the feelings and use words associated with your theme.
Advertisement
-
3
Draft lyrics that are timeless. Timeless lyrics will still be enjoyed even after a considerable time has passed. These kinds of lyrics also generally have a wide audience, which will improve your overall popularity with many different age groups.
- If your lyrics aren’t catchy, you’ll never be recognized as a hit songwriter. Look for lyrical inspiration in poetry, art (like exhibits at museums), and the natural world.[4]
- Some example of timeless hits from the 60s through the 70s include «Paint it Black» by The Rolling Stones, «Brown Eyed Girl» by Van Morrison, «Go Your Own Way» by Fleetwood Mac.
- Timeless hits from the 80s through the 2000s include «Don’t Stop me Now» by Queen, «Don’t Stop Believin’ » by Journey, «Billy Jean» by Michael Jackson, «Smells like Teen Spirit,» by Nirvana, and «Mr. Brightside» by the Killers.[5]
- If your lyrics aren’t catchy, you’ll never be recognized as a hit songwriter. Look for lyrical inspiration in poetry, art (like exhibits at museums), and the natural world.[4]
-
4
Split your lyrics into syllables on staff paper. Alternatively, you can do this in your DAW if you’ve decided to produce your song digitally. By splitting your lyrics into syllables, you can be certain that each syllable gets a tone.
- Generally, each syllable of the lyrics will be assigned a tone (also called a «note»). In some situations, a single tone may be sustained for a few syllables or split into a run of tones, like sixteenth notes, for a single syllable.
- Even when you plan on sustaining a single tone for many syllables or beats, breaking up the lyrics into syllables will help you keep track of the rhythm of the song.
Advertisement
-
1
Set the tempo. Tempo is a musical term that refers to the speed of the song. This is usually recorded in BPM (beats per minute). You can set the tempo with a metronome, though most DAWs come with a digital version of this tempo-keeping tool.[6]
- Although a hit can be nearly any tempo, most use one that is between 117 and 122 BPM. You may want to use this trend in to your advantage when writing your hit song.
- Do some research on the genre or kind of music you want to produce. Some kinds of songs have specific speed requirements, like the usual 90 BPM of ballads.[7]
-
2
Write the bassline. The bassline is comprised of lower-tones and percussion, like drums and cymbals. This part of the song is generally simple and repetitive, but catchy. It should follow along with the pulse of your tempo.[8]
- Although percussion instruments tend to dominate the bassline, low-tone single notes, chords, and runs of notes can be added in with other instruments. Try doing this with a piano, guitar, or baritone.
- The bassline of your song should loop so that it plays through most of your song. This pattern may be adjusted at transitions, like where the verse switches to the chorus, solos, or at a musical bridge towards the end of the song.
-
3
Design a catchy melody. The melody is the main through-line of the song. When you hum along with the main part of a song, you’re humming the melody. In most cases, the melody is made up of a single instrument, a single voice, or a single instrument paired with a voice.[9]
- The melody of your song should complement and synchronize with the beat of the metronome and the bassline.
- Instruments frequently used for the melody include the piano, guitar, brass (like the trumpet or trombone), organs, synth tones, and more.
- Design your melody so it has contour. The natural rise and fall of tone throughout the melody, along with dynamic (volume) changes will make your melody more interesting to listeners.[10]
-
4
Round out your song with accompaniment. Be sparing when adding more instruments to your song. On average, most hit songs have no more than seven instruments (including voices).[11]
Too many instruments/voices can make your song distorted and unclear.- If you’re a novice songwriter, you may want to keep the number of accompanying music instruments (including voices) added at this point to two or three to prevent oversaturation and muddiness.
-
Harmonize the accompanying instruments in chords. Use pleasing sounding arrangements of single-tone notes or runs of notes in the accompaniment.[12]
-
5
Use a basic and engaging major chords. Although songs written in minor keys can be compelling, few rise to the top as hits.[13]
Chord structure that is too complicated can overwhelm listeners. Stick to simple, archetypal patterns that contribute to the atmosphere of the song.[14]
- One common chord progression in hit songs is I – V – VIm – IV, as in: C – G – Am – F ; D – A – Bm – G ; A – E – F#m – D ; G – D – Em – C ; and E – B – C#m – A.
- There are many different chords to choose from and unique ways of putting chords together. Experiment with these to find what works best with your song.
-
6
Showcase the important parts of your song. When you reach the end of a build or powerful lyrics, increase or decrease the dynamics (volume) correspondingly. Use an extra instrument or two to emphasize these parts of your song. Use rests (pauses) to increase tension.[15]
- Unusual sounds or samples can create an enjoyable surprise in your song. DJ Premier did this artfully by bringing out the drumline with a sample of birds chirping.[16]
- Unusual sounds or samples can create an enjoyable surprise in your song. DJ Premier did this artfully by bringing out the drumline with a sample of birds chirping.[16]
Advertisement
-
1
Trust your instincts. Even though many trends in hit music have been analyzed, no composer or researcher has figured out how to write a hit every time. Strong feelings usually convey potent messages to listeners, so using your feelings as a guide for writing your hit can be helpful.[17]
- Save drafts before making changes to your song. Some additions can make a song worse, in which case you might want to roll back the song to a previous version.
-
2
Inspire yourself with songs from the past. Re-purpose themes, licks, and riffs from old music. Put your own spin on these and incorporate them into your own melody. Take inspiration from your favorite oldies or the classics. Revitalize forgotten hits of the past by creating your own song from them.[18]
- Avoid copying a song note for note, word for word, or even too closely. Doing so could be interpreted as plagiarism and could result in legal trouble.[19]
- Explore different avenues of inspiration. You may find that collaborating with another artist pushes you to make your best work.
- Avoid copying a song note for note, word for word, or even too closely. Doing so could be interpreted as plagiarism and could result in legal trouble.[19]
-
3
Be flexible. Trying to follow the rules too rigidly can stifle your creativity. It can also make your sound too stiff or lacking in fluidity. When brainstorming ideas for your song, be willing to try new things. You never know when an unexpected lyric or combination of sounds will occur to you.[20]
- Because music can be fickle, you might want to keep a physical notebook for ideas or take musical memos on your phone for ideas that pop into your head.
-
4
Be persistent. When mining for gold, it can take quite a while before finding the motherload. In the same way, even talented songwriters write many songs before they strike upon a hit.[21]
Train your song writing abilities by practicing writing songs as frequently as possible.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How can I get in touch with a producer to make a hit song?
It’s hard to get in touch with a producer if you don’t yet have a following. Put your song(s) on YouTube first. If they become popular enough, a producer might see them and set you on the path to fame.
-
Question
What is the structure of a hit song?
Most hit songs are structured: Verse / Pre-Chorus / Chorus / Verse / Pre-Chorus / Chorus / Bridge / Chorus, but these can be mixed up to suit your needs.
-
Question
Is it necessary to write a pre-chorus?
Strong structure is largely fluid. Whatever style you want to use can be used. If you feel a pre-chorus isn’t right for your song, feel free to leave it out.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
References
About This Article
Article SummaryX
To write a hit song, try to come up with lyrics that are timeless and that can apply to a wide audience across many age groups. Once you’ve written great lyrics, come up with a catchy melody, which is the part of your song that people will hum along to when they’re listening. If you need some inspiration, try listening to some popular songs to see what made their melodies so special. As you’re writing your song, remember that there’s no guaranteed formula for making a hit, so don’t be afraid to trust your instincts. To learn how to compose the music for your future hit song, scroll down!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 321,364 times.
Reader Success Stories
-
Frank SanFelippo
Jul 15, 2016
«I found this info really grand. It’s keeping me from writing one so bland. The rhyming parts need not be true, as…» more
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Writing a hit song is a labor of love. Many songwriters spend their careers trying to get into the top 10, but that doesn’t mean you can’t do it. With determination and effort, your song could be the next smash hit. Lay the groundwork by selecting a theme for your song and writing its lyrics. Compose a hit by following common trends, like ones in song speed and accompaniment. Push through roadblocks by trusting your instincts and using past songs as inspiration.
Sample Songs
-
1
Choose between digital or physical production. If you plan on writing out your song by hand, you’ll need a pencil, eraser, and staff paper. Digital production will require a suitable computer and a Digital Audio Workstation (DAW), minimum.
- When building or buying a computer, choose one with a 3.0 dual core processor (or better), at least 8 GB of RAM, and no less than 500 GB of hard drive space.[1]
- Popular DAWs, which are excellent tools for home or independent production, include Ableton Live, Fruity Loops (FL) Studio, Steinberg Cubase Pro, and Apple Logic Pro.[2]
- Feel free to use whatever writing utensil you desire for physical production. However, as the song develops, you’ll likely have to make adjustments or changes, so pencil is recommended.
EXPERT TIP
Timothy Linetsky is a DJ, producer, and music educator that has been making music for over 15 years. He is a certified Ableton trainer and creates educational YouTube videos focused on producing electronic music. He has over 90,000 YouTube subscribers.
While digital has a lot of power, there’s something unique about every live sample. Timmy Linetsky, musician and producer, tells us: «For example, think about somebody playing a shaker. Every time somebody moves a shaker the sound is slightly different — every single time! It’s very hard to digitally recreate the way the beads move around on the inside of a shaker, because the sound is so dynamic. It’s changing constantly, and it’s difficult to create the randomness or simulate that character digitally.»
- When building or buying a computer, choose one with a 3.0 dual core processor (or better), at least 8 GB of RAM, and no less than 500 GB of hard drive space.[1]
-
2
Select a theme. Tap into universal themes and emotions so anyone can connect with your song. Heartache is a common topic in hit music, but there are many other options, like falling in love, the feeling of a perfect day, betrayal, loss, and hope.[3]
- The theme of your song will guide you in the production of its lyrics and sound. These should align with the feelings and use words associated with your theme.
Advertisement
-
3
Draft lyrics that are timeless. Timeless lyrics will still be enjoyed even after a considerable time has passed. These kinds of lyrics also generally have a wide audience, which will improve your overall popularity with many different age groups.
- If your lyrics aren’t catchy, you’ll never be recognized as a hit songwriter. Look for lyrical inspiration in poetry, art (like exhibits at museums), and the natural world.[4]
- Some example of timeless hits from the 60s through the 70s include «Paint it Black» by The Rolling Stones, «Brown Eyed Girl» by Van Morrison, «Go Your Own Way» by Fleetwood Mac.
- Timeless hits from the 80s through the 2000s include «Don’t Stop me Now» by Queen, «Don’t Stop Believin’ » by Journey, «Billy Jean» by Michael Jackson, «Smells like Teen Spirit,» by Nirvana, and «Mr. Brightside» by the Killers.[5]
- If your lyrics aren’t catchy, you’ll never be recognized as a hit songwriter. Look for lyrical inspiration in poetry, art (like exhibits at museums), and the natural world.[4]
-
4
Split your lyrics into syllables on staff paper. Alternatively, you can do this in your DAW if you’ve decided to produce your song digitally. By splitting your lyrics into syllables, you can be certain that each syllable gets a tone.
- Generally, each syllable of the lyrics will be assigned a tone (also called a «note»). In some situations, a single tone may be sustained for a few syllables or split into a run of tones, like sixteenth notes, for a single syllable.
- Even when you plan on sustaining a single tone for many syllables or beats, breaking up the lyrics into syllables will help you keep track of the rhythm of the song.
Advertisement
-
1
Set the tempo. Tempo is a musical term that refers to the speed of the song. This is usually recorded in BPM (beats per minute). You can set the tempo with a metronome, though most DAWs come with a digital version of this tempo-keeping tool.[6]
- Although a hit can be nearly any tempo, most use one that is between 117 and 122 BPM. You may want to use this trend in to your advantage when writing your hit song.
- Do some research on the genre or kind of music you want to produce. Some kinds of songs have specific speed requirements, like the usual 90 BPM of ballads.[7]
-
2
Write the bassline. The bassline is comprised of lower-tones and percussion, like drums and cymbals. This part of the song is generally simple and repetitive, but catchy. It should follow along with the pulse of your tempo.[8]
- Although percussion instruments tend to dominate the bassline, low-tone single notes, chords, and runs of notes can be added in with other instruments. Try doing this with a piano, guitar, or baritone.
- The bassline of your song should loop so that it plays through most of your song. This pattern may be adjusted at transitions, like where the verse switches to the chorus, solos, or at a musical bridge towards the end of the song.
-
3
Design a catchy melody. The melody is the main through-line of the song. When you hum along with the main part of a song, you’re humming the melody. In most cases, the melody is made up of a single instrument, a single voice, or a single instrument paired with a voice.[9]
- The melody of your song should complement and synchronize with the beat of the metronome and the bassline.
- Instruments frequently used for the melody include the piano, guitar, brass (like the trumpet or trombone), organs, synth tones, and more.
- Design your melody so it has contour. The natural rise and fall of tone throughout the melody, along with dynamic (volume) changes will make your melody more interesting to listeners.[10]
-
4
Round out your song with accompaniment. Be sparing when adding more instruments to your song. On average, most hit songs have no more than seven instruments (including voices).[11]
Too many instruments/voices can make your song distorted and unclear.- If you’re a novice songwriter, you may want to keep the number of accompanying music instruments (including voices) added at this point to two or three to prevent oversaturation and muddiness.
-
Harmonize the accompanying instruments in chords. Use pleasing sounding arrangements of single-tone notes or runs of notes in the accompaniment.[12]
-
5
Use a basic and engaging major chords. Although songs written in minor keys can be compelling, few rise to the top as hits.[13]
Chord structure that is too complicated can overwhelm listeners. Stick to simple, archetypal patterns that contribute to the atmosphere of the song.[14]
- One common chord progression in hit songs is I – V – VIm – IV, as in: C – G – Am – F ; D – A – Bm – G ; A – E – F#m – D ; G – D – Em – C ; and E – B – C#m – A.
- There are many different chords to choose from and unique ways of putting chords together. Experiment with these to find what works best with your song.
-
6
Showcase the important parts of your song. When you reach the end of a build or powerful lyrics, increase or decrease the dynamics (volume) correspondingly. Use an extra instrument or two to emphasize these parts of your song. Use rests (pauses) to increase tension.[15]
- Unusual sounds or samples can create an enjoyable surprise in your song. DJ Premier did this artfully by bringing out the drumline with a sample of birds chirping.[16]
- Unusual sounds or samples can create an enjoyable surprise in your song. DJ Premier did this artfully by bringing out the drumline with a sample of birds chirping.[16]
Advertisement
-
1
Trust your instincts. Even though many trends in hit music have been analyzed, no composer or researcher has figured out how to write a hit every time. Strong feelings usually convey potent messages to listeners, so using your feelings as a guide for writing your hit can be helpful.[17]
- Save drafts before making changes to your song. Some additions can make a song worse, in which case you might want to roll back the song to a previous version.
-
2
Inspire yourself with songs from the past. Re-purpose themes, licks, and riffs from old music. Put your own spin on these and incorporate them into your own melody. Take inspiration from your favorite oldies or the classics. Revitalize forgotten hits of the past by creating your own song from them.[18]
- Avoid copying a song note for note, word for word, or even too closely. Doing so could be interpreted as plagiarism and could result in legal trouble.[19]
- Explore different avenues of inspiration. You may find that collaborating with another artist pushes you to make your best work.
- Avoid copying a song note for note, word for word, or even too closely. Doing so could be interpreted as plagiarism and could result in legal trouble.[19]
-
3
Be flexible. Trying to follow the rules too rigidly can stifle your creativity. It can also make your sound too stiff or lacking in fluidity. When brainstorming ideas for your song, be willing to try new things. You never know when an unexpected lyric or combination of sounds will occur to you.[20]
- Because music can be fickle, you might want to keep a physical notebook for ideas or take musical memos on your phone for ideas that pop into your head.
-
4
Be persistent. When mining for gold, it can take quite a while before finding the motherload. In the same way, even talented songwriters write many songs before they strike upon a hit.[21]
Train your song writing abilities by practicing writing songs as frequently as possible.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How can I get in touch with a producer to make a hit song?
It’s hard to get in touch with a producer if you don’t yet have a following. Put your song(s) on YouTube first. If they become popular enough, a producer might see them and set you on the path to fame.
-
Question
What is the structure of a hit song?
Most hit songs are structured: Verse / Pre-Chorus / Chorus / Verse / Pre-Chorus / Chorus / Bridge / Chorus, but these can be mixed up to suit your needs.
-
Question
Is it necessary to write a pre-chorus?
Strong structure is largely fluid. Whatever style you want to use can be used. If you feel a pre-chorus isn’t right for your song, feel free to leave it out.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
References
About This Article
Article SummaryX
To write a hit song, try to come up with lyrics that are timeless and that can apply to a wide audience across many age groups. Once you’ve written great lyrics, come up with a catchy melody, which is the part of your song that people will hum along to when they’re listening. If you need some inspiration, try listening to some popular songs to see what made their melodies so special. As you’re writing your song, remember that there’s no guaranteed formula for making a hit, so don’t be afraid to trust your instincts. To learn how to compose the music for your future hit song, scroll down!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 321,364 times.
Reader Success Stories
-
Frank SanFelippo
Jul 15, 2016
«I found this info really grand. It’s keeping me from writing one so bland. The rhyming parts need not be true, as…» more
Did this article help you?
Современная эстрада способна удовлетворить любой вкус. Обширный репертуар в самых разных жанрах пополняется, обновляется постоянно. Но это не значит, что нет места для творчества, реализации оригинальных идей. У многих людей, обладающих музыкальными, поэтическими способностями возникает желание написать песню. Не нужно думать, что это привилегия профессионалов. У любительских авторских шедевров тоже есть право на жизнь. Необязательно удовлетворять великие амбиции, мечтать о славе, большой сцене. Можно написать текст, музыку для произведения, которое будет звучать в узких кругах, радовать друзей, близких.
Из чего может состоять песня
Если вы хотите в итоге получить достойный результат, перед тем, как написать песню, уделите время изучению информации о структуре таких произведений. Соблюдение существующего регламента поможет создать качественный вариант, отвечающий общепринятым требованиям. Структура песни делится на несколько составляющих, у каждой из них свои особенности.
Название
Не думайте, что название не играет особой роли, его может и не быть. Это важная часть структуры. Броское, цепляющее название вызовет интерес, желание послушать песню. Кроме того нередко именно по нему запоминается произведение.
Обычно название подбирается после написания песни, так как оно должно в краткой форме точно отразить ее содержание, настроение. В нем не должно быть слишком много слов, лаконичность является обязательным условием. Считается, что максимальным размером для названия является пять слов. Это может быть строчка из текста или самостоятельная фраза.
Куплет
Основную информацию содержит куплет. В нем полноценно отражается смысл, вкладываемый в текст песни. В нескольких куплетах постепенно раскрывается сюжет, эмоциональная составляющая. Это может быть конкретная история, размышления, рассказ о каком-либо переживании и др.
В написании куплетов важно правильно рассчитывать слоги для строчек. Их содержание отличается, но сохраняется мотив. Куплеты должны исполняться в одном ритме, следовательно, число слогов должно соответствовать длине музыкальной фразы.
Пред-припев
Обязательным элементом пред-припев не является. Но эта составляющая может включаться в текст песни. Одна-две строчки, заканчивающие куплет, подготавливают к припеву. Специалисты называют его pre-chorus. Пред-припевы могут быть одинаковыми во всех куплетах или имеют определенные отличия по настроению, смыслу, но исполняются в одном мотиве.
Припев
Припеву принадлежит важная роль. Смысловая нагрузка у него может быть невысокой. Но именно припев обычно первым запоминается после прослушивания новой песни. Ему нужно уделить особое внимание. Припев может «спасти» не слишком удачное произведение и окончательно испортить шедевр.
Убедиться в его важности несложно. Все слова популярных шлягеров знают единицы, его припев с удовольствием напевают все. Припев должен быть ярким, более динамичным, чем куплет.
Бридж
В классической структуре чередуются куплеты и припевы. Но иногда требуется придать особую выразительность финальной части композиции. Для этого между припевом предпоследнего куплета и заключительной частью вставляется своеобразный мостик, который музыканты называют бридж. Его мелодия отличается от той, что используется для куплета. Бридж может быть текстовым, иногда в этом качестве уместно использовать инструментальный проигрыш.
Как сочинить текст песни
Если вы решили сочинить песню, определитесь, что именно вы хотите донести до слушателей. Смысл текста должен точно передать настроение, эмоции, раскрыть тему. Также нужно выбрать направление для построения песни. Это может быть стихотворная форма, речитатив. У этих вариантов есть существенные различия. Выбор зависит от жанра, стиля, в котором создается произведение.
Можно считать песню литературным произведением, так как в ней раскрывается определенная тема. Нужно понимать, что содержание текста является инструментом, позволяющим выразить определенную идею.
Стихотворная форма
Стихотворная форма используется в нескольких музыкальных жанрах. В такой песне музыка и слова тесно переплетаются, дополняют друг друга. Этот подход используется в написании фольклора, шансона, поп-музыки.
Перед тем как написать песню в таком формате, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями стихотворных текстов. В создании шедевра потребуются поэтические способности, умение соблюдать определенный стихотворный размер, подбирать удачные рифмы. Нужно внимательно подходить к рифмовке. Нельзя просто подбирать слова, чтобы обеспечить звучные сочетания. Это может испортить песню, разрушить смысловую составляющую. Строки в куплете, припеве рифмуются парами.
Если обозначить строчку с одной рифмой А, а с другой Б, рифмующиеся фразы в куплете можно расположить в нескольких вариантах:
- АБАБ – рифмы расположены через строчку;
- ААББ – строчки рифмуются по две;
- АААА – все строчки рифмуются;
- АББА – рифмы в первой и последней, во второй и третьей строках.
В песнях не такие строгие требования, как в стихотворениях. Рифмы могут быть неидеальными. Сочетаться между собой им поможет мелодия. Она исправит небольшие нестыковки.
Не у каждого человека есть способности к стихосложению. Можно пойти более простым путем, выбрать для своей песни готовые стихи известных поэтов или произведения друзей, обладающих такими талантами.
Речитатив
Написание шедевра в формате речитатива отличается от стихотворного варианта. В таких песнях музыка является вспомогательным элементом, обеспечивающим оформление композиции. Это направление используется в жанрах ритм-энд-блюз, хип-хоп. Главным элементом мелодической составляющей является ритм. На него нужно опираться при создании текста.
Речитатив симметрическому ряду не подчиняется. Это своего рода разговор, только он певучий. В тексте используется естественная речь. В зависимости от стиля, жанра можно использовать размеренный, певучий или сухой речитатив.
Рэп
Ритм будет важным ориентиром, если вы решили сочинить песню в стиле рэп. Обычно ее написание начинается с хука. Это своеобразный припев, который является лейтмотивом, несколько раз повторяется. Если самостоятельно сочинить его сложно, можно заимствовать строчку из любимой песни. Только не нужно его копировать точно, иначе могут возникнуть претензии в нарушении авторских прав.
Рэп может рассказывать конкретную историю, включать философские размышления, метафоры. Но идея не должна выражаться в сложной форме. Для этого жанра характерны простые слова, четкие образы. В написании слов можно утрировать, раздувать тему, если хочется не просто донести идею, а повеселить зрителя.
Как написать песню к понравившейся мелодии
Можно сочинить песню, начав с создания текста. Но большинство профессиональных музыкантов предпочитают сначала написать музыку. Она формирует настроение, задает ритм. Иногда именно мелодия наводит на определенную тему, подсказывает, о чем нужно рассказать в песне.
Необязательно сочинять мелодию самостоятельно. Такие таланты даются не каждому. Можно написать песню на готовую мелодию. Прослушать ее нужно много раз. Это поможет выбрать подходящий размер стиха или создавать текст песни в формате речитатива, ориентируясь на особенности ритма.
Тематика будущего произведения может определиться автоматически. Музыка вызывает определенные чувства, эмоции, воспоминания, которые можно отразить в стихах. При прослушивании произведения выбираются мелодии для куплета, припева, бриджа. Куплет сопровождает более спокойная, размеренная музыка. Для припева нужны более динамичные, выразительные фрагменты. Бридж отличается от них, является самостоятельной частью.
При выборе тематики для своего произведения можно ориентироваться на безошибочные «вечные» варианты, которые всегда являются для людей самыми важными. Это может быть песня о любви, местах, вере, свободе, отношениях, жестокости окружающих и др. В тексте может содержаться реальная или придуманная история, воспоминания и др. Нужно учесть, что в песне не должно быть идей, способных оскорбить, обидеть людей, нельзя призывать к суициду, навязывать негативные решения.
Настоящий шедевр должен быть уникальным. Следует избегать клише, фраз, которые часто звучат в песнях или используются в разговоре.
Написать красивый, эксклюзивный текст песни можно, обладая обширным словарным запасом. Если он ограниченный, стоит уделить время расширению кругозора. Изучение философии, психологии, истории, чтение литературы окажет существенную помощь в написании песен.
Текстовая составляющая песни должна иметь логическое построение, быть последовательной. Важно соблюдать лаконичность, сделать стихотворение максимально информативным. Есть определенные ограничения в длительности песни, которые следует учитывать. Произведение, длящееся более 4-5 минут, утомит слушателей, снизит внимание, что недопустимо.
После определения жанра, тематики можно приступать к написанию самой песни. Необязательно садиться за стол, приступать к стихосложению, мучительно подбирая слова, рифмы. Многие авторы пользуются спонтанным вдохновением. Оно может придти в любом месте: в дороге, на работе, на отдыхе. Стоит всегда иметь при себе блокнот, карандаш, фиксировать пришедшие идеи. Потом в спокойной обстановке их можно будет скомпоновать, корректировать, сделать качественный текст.
Практические советы профессионалов
Если вы решили не просто сочинить песню, а сделать этот процесс своим главным увлечением, стоит познакомиться с советами профессиональных музыкантов.
- Не оставляйте процесс в стадии мечты. Если вы считаете написание песен своим делом, нужно приступить к действиям. Возьмите пример с писателей, определяющих количество слов для ежедневной работы. Для начала можно пообещать себе, создавать по одной песне в неделю.
- Уделяйте время прослушиванию музыки в разных жанрах. Не нужно ограничиваться на любимых стилях, возможно, вы просто недооценивали достоинства других вариантов. Внимательно проанализируйте все стили, выберите положительные и отрицательные качества. Определите, какой жанр вам ближе.
- Быть профессиональным музыкантом необязательно. Но теоретические основы знать необходимо. Нужно иметь базовое понятие о мелодии, ритме, гармонии. Стоит затратить время на изучение аккордов, минорной, мажорной тональности, научиться определять их особенности.
- Руководить вдохновением невозможно. У автора-песенника всегда должны быть под рукой бумага и ручка для записи внезапно пришедших идей. Они окажут замечательную помощь в написании текста. Еще лучше, если у вас с собой всегда будет мобильный гаджет с функцией диктофона. Он поможет записать не только слова, но и мелодии.
- Наибольшей выразительностью отличаются песни, в которых отражены сильные личные переживания. Нужно тренироваться в стихосложении, учиться отражать таким способом свои эмоции, чувства. Хорошо, если вы играете на каком-либо инструменте. Он поможет сразу положить слова на музыку.
- Не нужно спешить с окончанием работы. Готовую песню стоит внимательно прослушать несколько раз. Это поможет найти недоработки, корректировать материал, перед тем, как выносить его на суд зрителей.
- При написании музыки на готовый текст нужно убедиться, что настроение, эмоции в стихах и мелодичность соответствуют друг другу.
- Красивая музыка важна, но и слова заслуживают внимания. Не нужно подражать поп-шлягерам, в которых зачастую отсутствует серьезный смысл, ставка делается на ритмичную мелодию и простой припев. Долгая жизнь может быть только у песни, которая несет определенную информацию.
- В написании песен используйте различные музыкальные приемы, которые могут идеально украсить произведение, сделать его максимально выразительным, запоминающимся.
Как музыкант и композитор, я знаю, что цель каждого из нас в домашней студии — создавать убойные хиты, которые одинаково хорошо звучат как на радио и ТВ, так и в социальных сетях и других источниках.
У вас есть отличные идеи для будущих песен. Беда в том, что вы не знаете, как правильно перенести эти идеи из своей головы в реальный мир, превратить мысли в качественные треки. Чтобы решить эту проблему, я написал руководство «6 Steps To a Radio-Ready Song», в котором расскажу о 6 этапах, через которые должна пройти любая песня, чтобы звучать отлично.
Речь не будет идти о каких-то конкретных методиках: из этого гайда вы не узнаете, какие ручки на эквалайзере крутить и как сводить бас-бочку. Я собираюсь рассказать о том, как вести работу над качественной музыкой, не более того.
Даже если музыка никогда не попадет в радиоэфир, каждый музыкант хочет, чтобы его песни звучали не хуже, чем то, что он слышит у «больших дядей и тётей». После прочтения этого руководства вы поймете, как делать качественную музыку в своей домашней студии. Более того, я уверен, что мои советы мотивируют вас вернуться к работе и писать новые отличные песни.
Слова и мелодия
Качественные и хитовые песни начинаются задолго до посещения студии. Их отправная точка — хороший текст и яркая мелодия. Любой, даже самый крутой вокальный микрофон бесполезен, если текст скучный, а мелодия не запоминается.
Несмотря на очевидность этих слов, меня не перестает удивлять, как домашние музыканты игнорируют работу над текстом и мелодической составляющей композиции. Песня еще даже не придумана, а мучительные рассуждения об оборудовании и техниках звукозаписи уже вовсю идут.
Прежде чем думать о записи, вы должны написать отличную песню. Нельзя записать то, чего не существует.
Сложно сказать, что определяет хит — это очень субъективные вещи. Тем не менее, я верю, что хорошие песни отличает наличие нескольких ингредиентов.
Ингредиент №1. У каждой отличной песни есть запоминающаяся мелодия
Мелодия ведет песню вперед и делает ее запоминающейся. Именно с помощью мелодии трек «застревает» в голове слушателя. Если придуманная вами мелодическия линия слишком простая и блеклая, то она быстро забудется: через 2-3 песни слушатель уже и не вспомнит, что вы там записали. Сделайте все, чтобы мелодия была приставучей и хорошо запоминающейся.
Ингредиент №2. У каждой отличной песни есть запоминающийся текст
Слова неразрывно связаны с мелодией — через нее они попадают прямиком в мозг слушателя. Речь не идет о том, чтобы писать лирику с глубоким философским смыслом: достаточно одной реально хорошей строчки или фразы, которая запомнится людям. Совместив достойный текст с яркой мелодией вы обеспечите своей песне запоминаемость.
ВОПРОС ПО НАПИСАНИЮ ПЕСЕН
С чего вы начинаете работу над песней: со слов или с музыки? Я обычно начинаю с музыки, с вокальных мелодий — создаю их, не думая о тексте. Мне кажется, что начиная с музыки мы накладываем на себя приятные ограничения, которые делают лирику лучше и одновременно лаконичнее.
Ингредиент №3. В каждой отличной песне есть что-то необычное
Большинство песен следует проверенному сценарию: куплет, припев, куплет, припев, бридж, проигрыш, припев, концовка. Идти проторенным путем — нормально, в этом нет ничего плохого.
Тем не менее, в песне должен быть элемент, который удивит слушателя и произведет на него приятное впечатление. Это может быть неожиданный проигрыш, какой-то уникальный инструмент или звук в аранжировке, даже вокальный ход.
Слушателям нужно что-то такое, что заставит их подумать: «Вот это круто! Вот это необычно!»
Вне зависимости от вашего любимого стиля (EDM, рок, джаз, поп), вы должны написать яркую приставучую мелодию, достойный и запоминающийся текст и придумать хотя бы один необычный элемент для песни.
Это не просто. Хорошие новости в том, что все приходит с опытом: чем больше вы сочиняете, тем лучше становятся ваши песни, и тем проще вам придумывать клевые мелодии, тексты и элементы аранжировки.
Чтобы писать хорошие песни, не нужно быть гением от рождения. Вы можете стать таковым с течением времени. Песни обязательно станут лучше, просто убедитесь, что в них есть эти три секретных ингредиента.
Плохие новости в том, что написание песен — это упорный труд. Нельзя сидеть сложа руки и ждать, когда к вам придет муза. К написанию песен нужно относиться как к работе — лучшие авторы именно так и делают.
Аранжировка и планирование
Этап работы над аранжировкой и планирования будущей песни — самый недооцененный среди всех. По какой-то причине музыканты не уделяют достаточного внимания этому пункту или вовсе забывают про него.
Этот этап — один из самых веселых и вместе с тем полезных процессов для будущей композиции. Во время планирования и работы над аранжировкой закладывается фундамент качественного трека, что дает песне больше шансов понравиться слушателю.
Когда мы говорим об аранжировке и планировании, то подразумеваем ряд решений касающихся инструментального наполнения музыки. Сюда же входят все процессы, связанные с выбором битов, лупов, используемых виртуальных инструментов.
Представьте, что ваша песня играет на радио. Какова вероятность того, что вы смените радиостанцию после прослушивания первого куплета и припева своего трека?
С точки зрения композиции, современные песни очень похожи между собой. Это вполне нормально. Не нормально другое: схожая по своему содержанию песня, в которой все части звучат одинаково. Зачастую после прослушивания первого куплета и припева мы имеем полное представление о том, что будет дальше. Так какой смысл слушать песню дальше, если все в ней известно заранее?
Аранжировки большинства радиохитов никогда не останавливаются на чем-то одном, постоянно предлагая слушателю новый опыт в рамках песни. Композиторы делают все, чтобы удержать внимания пользователя с первых секунд и до самого конца трека: убирают инструменты из музыкальной картины, вводят в нее новых участников и многими другими методами всячески развивают течение музыки по ходу песни.
Среди приемов, которые удерживают внимание слушателя, можно привести такие примеры:
- Применение вокальных эффектов («голос из трубки», наложение дисторшна);
- Добавление перкуссии (шейкер, бубен);
- Введение синтезаторов, струнных, пэдов;
- Появление второй (дублирующей) или третьей партии вокала;
- Появление второй (измененной) партии гитары;
- Использование замедления или смены темпа.
Помните, что в качественной музыке (с крутой аранжировкой) новые элементы не добавляются беспорядочно, а появляются в определенных, «стратегически важных» местах. Например, можно сделать два совершенно разных куплета, в одном из которых звучат все инструменты, а в другом — только вокал и гитары (клавишные, ударные) или бас и синтезаторы.
Цель аранжировки — аккуратно провести слушателя через музыкальное повествование, сделав его путешествие интересным и необычным.
Схожие по содержанию части песни не должны быть полной копией друг друга. Разбейте все инструменты на группы и дайте каждой из них «минуту славы»: в одном куплете пусть звучит только группа из синтезаторов, баса и вокала, в другом — из ударных и вокала. Если песня никак не развивается, то она быстро теряет интерес слушателей.
Создание аранжировки — это сложно. Я сам часто сталкиваюсь с тем, что хочу показать слушателю все и сразу: вот четыре разных партии гитары, а вот клевые вокальные гармонии, оригинальные сбивки и все-все-все остальное. Несмотря на это я должен мыслить более здраво и понимать, когда, где и какие элементы стоит использовать, чтобы вовремя удивить слушателя. Не нужно вываливать на людей все сразу, но не стоит затягивать с введением новых элементов — ожидание слушателя должно вознаграждаться.
Возьмите написанную песню и методично пройдитесь по всем ее частям. Спросите себя: «Что нового есть в этой части?», «Чем новая часть отличается от предыдущей?». Как только вы расскажете самому себе об отличиях всех составных элементов трека, и выделите все индивидуальные и интересные моменты в них, то будете готовы двигаться дальше.
Запись
Итак, у нас есть отличная песня с запоминающейся мелодией, хорошим текстом, интересной и нескучной аранжировкой. Пришла пора записывать материал (ну наконец-то!)
Запись (или трекинг) — один из самых сложных этапов работы над песней. Трекинг превращает ваши идеи в реальность, и именно от качества записи зависит рождение хорошего трека.
По иронии судьбы, домашние музыканты во время записи начинают думать, что вся магия происходит на этапе сведения. Из-за этих мыслей появляется невнимательность и спешка, отношение к записи меняется («ой, это обычная фиксация того, как мы играем!»), а сам процесс проводится абы-как.
Я знаю, о чем говорю: ежемесячно я сталкиваюсь с сотнями музыкантов, которые хотят поскорее все записать и перейти к более важным вещам (сведению и мастерингу). Я и сам так часто думаю!
Тем не менее, если вы хотите создавать качественные песни, то запомните одну важную вещь:
Момент, на котором происходит вся магия — это запись.
Ни в коем случае не торопитесь, не делайте трекинг спустя рукава и не останавливайтесь на достигнутом.
У вас есть все необходимое оборудование. Прежде чем начинать процесс, запомните и постоянно держите в уме три простых правила, которые помогут вам добиться лучших результатов.
Правило №1. Расположение микрофонов — залог успеха
Не так важно, какой микрофон вы используете — важно, где вы установите микрофон в помещении. Разные варианты расположения очень сильно влияют на звук: приближение или отдаление микрофона от источника звука даже на пять-десять сантиметров радикально меняет картину.
Не идите простым путем («я поставлю микрофон строго напротив усилителя, и дело в шляпе!»). Вы ведь прекрасно представляете, как должен звучать инструмент, поэтому экспериментируйте и ищите оптимальное расположение микрофонов. Ведите поиск до тех пор, пока инструмент не зазвучит так, как вы видите звук инструмента в своей голове (или очень близко к этому).
Правило №2. Запись на максимально возможной громкости — большая ошибка
Запись на слишком высоких уровнях громкости и гейна — одна из самых распространенных ошибок, допускаемых музыкантами. Кто-то когда-то сказал музыкантам, что записывать надо на максимально возможном (до появления пиков, впритык к этому уровню) уровне громкости, и теперь все следуют этому ужасному моменту.
Чтобы инструменты звучали чисто и не растеряли своей музыкальности, уровень входящего сигнала должен быть в районе 50-75% от пикового значения. Если пики появляются на условной единице, поверните ручку громкости на отметку 0,5-0,75. Следование этому правилу сделает ваши записи чище, яснее и музыкальнее.
Правило №3. Вы должны думать как продюсер
Все мы знаем, что с известными группами в студии работает не только звукорежиссер, но и продюсер. Чем занимается этот человек? В отличие от российского понятия «человека при деньгах», продюсер в студии руководит записью и отвечает за то, как должна звучать песня. Продюсер рассказывает, какой звук должен получиться в итоге, и уже на основании этих слов звукорежиссер выбирает микрофоны и предусилители, и подыскивает им оптимальное место в пространстве.
В своей студии вы сидите на двух стульях сразу, выступая и в роли звукорежиссера, и в роли продюсера. Только от вас зависит, как в конечном итоге будет звучать песня. Определиться с её саундом вы должны до того, как нажмете на красную кнопку. Ваша задача — нарисовать звуковую картину песни и перенести ее на реальную запись.
Забудьте о вопросе «Хорошо ли звучат барабаны в миксе?». Спрашивайте себя: «Какой звук ударных я хочу получить?».
Существует методика, помогающая научиться думать как продюсер. Выберите 3 любимые песни своих любимых исполнителей и опишите их звучание прилагательными. Как вы опишете саунд ударных? Какой вокал в этих песнях? Что вам нравится или не нравится в этих записях и почему?
Если вы будете руководствоваться этими тремя истинами, то результат оправдает все ожидания. Получить отличный звук можно только думая как продюсер, найдя лучшее местоположение для микрофонов и ведя запись на нормальных уровнях громкости. Отличный звук вряд ли придет с первой попытки, но со временем вы будете получать его намного быстрее и проще. Помните, что все приходит с опытом.
Запись звука — это не наука, а искусство. Вы можете научиться этому и развить свои навыки.
Редактирование
Я обожаю современную цифровую звукозапись за возможность легко поправить, отредактировать и улучшить свое (или чужое) исполнение. Это дает музыкантам еще один эффективный инструмент достижения лучших результатов в студии.
В до-цифровую эпоху редактирование записанного материала было настоящей болью. Звукорежиссеры брали бритву, нещадно резали пленку, а затем кропотливо склеивали ее в нужных местах. Сегодня все действия по подрезке, копированию, склейке, сдвигам, вставке и любой другой редактуре делаются в два клика и без ущерба качеству звука.
Цель этапа редактирования — навести порядок в записанном аудио, подтянуть и исправить все не понравившиеся моменты. Браться за правки нужно строго после того, как вы все запишете, но до того, как вы начнете сведение.
Несмотря на простоту процесса, редактирование — опасный процесс. Вы постоянно ходите по краю: грань между реальным улучшением и порчей тонка, вероятность перестараться и убить всю жизнь в записанном материале как никогда высока.
Когда дело доходит до редактирования, я разбиваю процесс на четыре шага. Такой подход позволяет обезопасить материал от излишних правок и превращения его в непонятную мертвую звуковую субстанцию.
Шаг 1. Работа с дублями
Во всех DAW есть возможность записи нескольких дублей одной и той же партии инструмента. К примеру, вы можете записать три разных дубля вокала, чтобы затем по кусочкам собрать из них один, но самый лучший вариант исполнения (куплет из первого дубля, припев — из второго, второй куплет — из третьего).
Прежде чем редактировать что-то, пройдитесь по всем дорожкам и всем имеющимся дублям. Выявите, какие части партии и в каком дубле звучат лучше, и определитесь, что и где вы будете использовать. Желательно выписать все на бумагу, чтобы не запутаться во время сбора конечных дублей.
Шаг 2. Правка вокала (автотюн)
Я работал как с хорошими, так и с плохими вокалистами, и могу сказать, что автотюном пользуются все. Вне зависимости от того, используете вы Melodyne или Auto-Tune, коррекция высоты звука — обычный студийный инструмент.
Пение в студийном окружении далеко от естественной среды вокалиста. Порой даже самые профессиональные и опытные певцы не могут настроиться должным образом и записать в студии идеальный дубль, хотя пели этот материал на концертах сотни раз, без каких-либо ошибок. Поэтому не мучайте себя и вокалиста в надежде записать идеальный дубль, а просто примите коррекцию питча как должное (это не значит, что вы должны всегда полагаться только на автотюн и не стараться петь вообще).
Корректоры питча — нормальная и естественная вещь, если пользоваться ими только в случае необходимости.
Шаг 3. Чистка лишних призвуков
После сборки дублей и правки вокала я берусь за чистку партий от всевозможных нежелательных призвуков. В случае с пением, это могут быть какие-либо придыхания, вздохи и звуки смыкания губ, появившиеся случайным образом во время записи (физиологию никто не отменял).
В случае с музыкальными инструментами речь идет о лишних случайных «хрюканьях» гитары, неприятных призвуках от касания струн, и других сигналов, неожиданно попавших в поле зрения микрофона. Я слышал десятки хороших песен, впечатление от которых моментально портилось из-за случайных вдохов вокалиста, которые звукорежиссер поленился устранить. Если бы авторы потратили чуть больше времени и устранили эти мелкие недочеты, то их песни звучали бы приятнее, выглядели бы более отполированными и профессиональными.
Одни звукорежиссеры считают, что нужно устранять все, даже едва заметные призвуки, другие предпочитают избавляться от звуков выборочно. Я придерживаюсь гибридного подхода без перегибов в одну из сторон. Порой небольшие неточности могут придать песне больше жизни и динамики, поэтому устраняйте только те недочеты, которые портят трек.
Недостаточная чистка сделает аудио слишком грязным, его будет неприятно слушать. В то же время избыточная чистка сделает звук слишком стерильным и безжизненным. Придерживайтесь золотой середины.
СОВЕТЫ ПО РЕДАКТИРОВАНИЮ
Когда вы работаете с мультитреком ударных, убедитесь, что сгруппировали все дорожки — так вы сможете двигать все треки одновременно и у вас не будет проблем с фазой и расхождений в игре.
Также не забывайте делать небольшие кроссфейды на каждом отредактированном отрезке, чтобы избежать щелчков и кликов.
Шаг 4. Квантование баса и ударных
Возможность редактирования записанного аудио часто приводит к неконтролируемому желанию поправить вообще все — музыканты маниакально начинают редактировать даже те партии, которым это не нужно. Не попадитесь в эту ловушку.
Править нужно только то, что требует правок.
После чистки гитар и вокала, я перехожу к квантованию баса и ударных, но делаю это без фанатизма, только в случаях явной необходимости. Не нужно двигать каждый удар по рабочему и каждую ноту, чтобы они четко совпадали с сеткой — правьте только явные расхождения и моменты из разряда «мимо кассы».
Главное правило, которое нужно усвоить при редактировании записанного материала звучит так: любая малейшая правка может иметь далеко идущие последствия. Иногда небольшая корректировка делает звучание намного лучше, но нередки и обратные случаи, когда небольшие правки тут и там портят песню. Все должно звучать естественно и аккуратно. Не лишайте песню жизни и правьте только явные недочеты.
Сведение
Звукозапись фиксирует музыку, редактирование — полирует. Сведение заставляет записанный материал вырваться из динамиков и предстать перед слушателем в самом лучшем свете.
Сведение — это такой момент работы, когда вы берете все обилие записанного материала и с помощью панорамирования, выставления уровней, эквализации, компрессии и работы с эффектами маскируете слабые стороны инструментов и подчеркиваете сильные.
Одни музыканты не придают сведению должного значения, другие — уделяют ему слишком много времени. Однако мудрый музыкант рассматривает сведение как важный, но довольно простой этап работы над песней.
На мой взгляд, сведение должно быть сделано таким образом, чтобы в дальнейшем (на последнем шестом этапе) вам оставалось вносить только мелкие «косметические» правки, связанные с громкостью и панорамой. Чтобы добиться такого результата стоит разбить на 5 основных фаз.
Фаза 1. Громкость и панорамирование
Одна из важнейших вещей, которые вы должны сделать — это зациклить песню и потратить на подстройку уровней громкости и панорамы столько времени, сколько потребуется. Работая только регуляторами, вы должны сделать так, чтобы ни один участник микса не тянул одеяло на себя и не лез вперед. У каждого инструмента должно быть свое, строгое место в миксе, а общая картина должна быть сбалансированной.
На этапе работы с уровнями и панорамой забудьте об эффектах. Ваша цель — сбалансированное звучание.
Хорошим подспорьем во время первой фазы станут техники интуитивного сведения или сведения Top Down Mixing. Делайте 10-минутные подходы к миксу и расставляйте инструменты ушами, а не глазами. Положитесь на свои чувства, чтобы найти такой баланс инструментов, который лучше всего продемонстрирует все плюсы песни.
Фаза 2. Эквализация
Эквалайзер — ваш лучший друг. Это самый полезный и мощный инструмент в достижении чистого и приятного звучания. Вырезайте все плохие частоты, подчеркивайте сильные стороны инструментов и освобождайте пространство для каждого участника микса.
Я предпочитаю субтрактивную эквалазацию и считаю, что эквалайзер — это скорее инструмент подрезки, чем усиления частот. Благодаря такому подходу можно получить более ясные и чистые миксы, в которых достаточно пространства для всех участников.
СОВЕТ ПО СВЕДЕНИЮ
Помните, что секрет сведения кроется в балансе. Если вы сосредоточитесь на достижении баланса между всеми дорожками и инструментами, то у вас не будет проблем со сведением.
Фаза 3. Компрессия
Компрессор — ваш лучший друг сразу после эквалайзера. Компрессия — это сложно, но вместе с тем возможности компрессоров очень широки. С их помощью можно не только управлять уровнем громкости инструментов, но и добавлять им «жира», «мяса» и энергии.
Чтобы упростить себе жизнь, смотрите на компрессор не как на сложный процессор обработки аудиосигнала, а как на простой автоматизированный фейдер громкости.
Фаза 4. Реверберация и дилэй
Как только у вас на руках окажется хорошо сбалансированный микс, прошедший чистку эквалайзером и улучшение компрессией, принимайтесь за эффекты окружения. Реверберация и дилэй заставляют звучать сухие треки более качественно и живо, легко и воздушно.
Излишняя обработка реверберацией и дилэем может испортить треки, сделать их звучание слишком замыленным. Чтобы обезопасить себя, воспринимайте реверберацию как «клей», который помещает все треки в единое пространство. В свою очередь на дилэй и эхо смотрите как очевидный эффект для оживления слишком «сухих» инструментов.
Фаза 5. Автоматизация
Автоматизация — это необязательный шаг во время сведения. Тем не менее с помощью автоматизации вы можете сделать песню более живой и получить дополнительный инструмент для привлечения внимания слушателей.
Благодаря возможностям современного программного обеспечения вы можете автоматически управлять настройками плагинов, инструментов и регуляторов в разных частях песни. Проявите фантазию: расставляйте акценты, выводите инструменты на передний план или аккуратно убирайте их из микса в определенные моменты, включайте и выключайте эффекты. В общем, делайте все, что может придать песне и миксу больше индивидуальности.
Благодаря сведению происходит оживление песни: в миксе появляются краски, жизнь и красота. Не стоит недооценивать это.
Чтобы понять, какой эффект песне дает сведение, сравните эти два фрагмента. Посмотрите, как простые операции украшают звучание композиции.
Мастеринг
Мы наконец-то достигли финишной прямой, заключительного этапа работы над качественной песней. Добро пожаловать в таинственный мир мастеринга!
Мастеринг — это последний шаг перед тем, как песня увидит свет. Начинающие музыканты зачастую путают мастеринг со сведением и думают, что именно мастеринг заставляет песню звучать круто. На деле мастеринг — это самый тонкий и едва заметный этап во всей работе над треком.
Изначально мастеринг представлял собой процесс подготовки аудиоматериала к записи на источник — виниловую пластинку, кассету или компакт-диск. В целом, это справедливо и по сей день, хотя постепенно звукорежиссеры во время мастеринга стали проводить дополнительную обработку аудио эквалайзером, компрессором, максимайзером и другими эффектами и процессорами.
Я не буду вдаваться в рассуждения о сложности мастеринга и рассказывать о том, что в музыкальной индустрии существуют студии и звукорежиссеры, специализирующиеся только на этой процедуре. Вместо этого я предлагаю вам простой и понятный чек-лист из двух шагов, объясняющий, что вы должны сделать с песней перед тем, как показать ее всему миру.
Шаг 1. Сравнение с профессиональным миксом (референс-трек)
После того, как вы свели песню, пришло время убедиться, что она звучит не хуже профессиональных записей. Процесс сравнения с референс-треком — одна из самых эффективных вещей, которую вы можете сделать для заключительного улучшения своей песни.
Возьмите профессиональный микс в том же стиле, импортируйте его в проект. Затем уменьшите громкость про-записи до аналогичного вашей работе уровня. Делая профессиональную запись громче и тише своего трека, вы сможете понять, чего не хватает саунду песни для достижения похожего, коммерческого, качественного звучания.
Порой небольшая пост-обработка эквалайзером на мастер-канале может внести существенные изменения в звучание всей песни. Это, в свою очередь, приблизит саунд вашего трека к профессиональной записи и сделает общую картину качественнее.
СОВЕТ ПО МАСТЕРИНГУ
Обработка при мастеринге (эквализация, стереорасширение) не должна выбивать микс за пределы пиковых значений (к лимитеру это не относится). Проблема человеческого восприятия в том, что более громкие звуки кажутся нам более качественными, но это обман. Всегда следите за показаниями системы мониторинга!
Шаг 2. Выведение громкости микса на коммерческий уровень
Теперь, когда ваш микс стал ближе к профессиональному примеру, пришло время вывести громкость на стандартный для индустрии уровень.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда миксдаун проекта при прослушивании в машине или через аудиосистему звучит намного тише в сравнении с другими песнями или тем, что мы слышали в окне DAW.
Секрет успеха в вопросе итоговой громкости — лимитер. Чтобы обработать сигнал лимитером, вам не нужно дополнительное программное обеспечение для мастеринга, все средства уже есть в вашей DAW. Поместите лимитер на мастер-канал и доведите громкость до нужного уровня, или воспользуйтесь скоростной методикой из видео ниже.
Конечно, мастеринг — это более комплексная процедура. Тем не менее, в условиях домашней студии вам нужно сделать две основные вещи: сравнить свой трек с профессиональным миксом и воспользоваться лимитером для достижения коммерческих уровней громкости. Этого будет более чем достаточно для песен, которые вы выложите в Интернет.
Время делать музыку
Вот и все. У вас на руках есть карта действий, которые необходимо совершить, чтобы получить качественную запись в своей домашней студии. Теперь вы знаете, что качественный трек начинается с написания хорошей песни и аранжировки, процесс записи — это момент, где происходит магия, а любые слабые места инструментов можно скрыть во время сведения.
У вас есть вся необходимая информация для того, чтобы создавать качественную музыку. Все, что вам осталось — начать этим заниматься! Единственный гарантированный способ создания качественной музыки — постоянное написание, запись, сведение и выпуск музыки. Добиться лучших результатов можно только через постоянную практику. Самое классное в этом то, что постоянная практика приносит вам удовольствие, ведь вы — музыкант.