Как написать портретную характеристику героя

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.

То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

  1. Раскрыть характер персонажа.
  2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
  3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).

Художественный образ

Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Причем если мы взглянем на произведения 18-19 веков, то столкнемся с многословными портретами, насыщенными многочисленными деталями, призванными описать героя во всех подробностях. Постепенно описания героев становятся более лапидарными, краткими, автор как будто предлагает читателю самому составить представление о герое по его поступкам, высказываниям, движениям. В любом случае портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетам, делает повествование выразительным, зримым.

То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.

Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.

Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.

Портреты персонажей в мировой литературе

И. С. Тургенев «Накануне». Портрет главной героини Елены Николаевны Стаховой:

«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».

Ги де Мопассан «Милый друг»:

«Одна из таких женщин, прислонившись к их ложе, уставилась на него. Это была полная набеленная брюнетка с черными подведенными глазами, смотревшими из-под огромных нарисованных бровей. Пышная ее грудь натягивала черный шелк платья; накрашенные губы, похожие на кровоточащую рану, придавали ей что-то звериное, жгучее, неестественное и вместе с тем возбуждавшее желание».

Чарлз Диккенс «Большие надежды»: 

«Дядя Памблчук, грузный, неповоротливый мужчина, страдающий одышкой, с  глазами, рыбьим ртом и изжелта-рыжими волосами, торчком стоявшими на голове, так что казалось, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся». 

Чарлз Диккенс «Пиквикский клуб»

«Он был среднего роста, но благодаря худобе и длинным ногам казался значительно выше. В эпоху «ласточкиных хвостов» его зеленый фрак был щегольским одеянием, но, по-видимому, и в те времена облекал джентльмена куда более низкорослого, ибо сейчас грязные и выцветшие рукава едва доходили незнакомцу до запястья. Фрак был застегнут на все пуговицы до самого подбородка, грозя неминуемо лопнуть на спине; шею незнакомца прикрывал старомодный галстук, на воротничок рубашки не было и намека. Его короткие черные панталоны со штрипками были усеяны теми лоснящимися пятнами, которые свидетельствовали о продолжительной службе, и были туго натянуты на залатанные и перелатанные башмаки, дабы скрыть грязные белые чулки, которые тем не менее оставались на виду. Из-под его измятой шляпы с обеих сторон выбивались прядями длинные черные волосы, а между обшлагами фрака и перчатками виднелись голые руки. Худое лицо его казалось изможденным, но от всей его фигуры веяло полнейшей самоуверенностью и неописуемым нахальством».

Ян Флеминг «Казино Руаяль»

«Бонд видел глаза Намбера, красные, в прожилках лопнувших сосудов; в них, как смородины в крови, плавали зрачки. Лицо Намбера было желтого цвета, полное, с коркой черной щетины; из-за расползавшихся вверх следов кофе в углах губ оно казалось улыбающимся; свет из-за штор ложился на него яркими полосами».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Четтерлей»:

«Недостало этому плоду солнца и тепла, оттого и цветом тускл, и соком скуден».

Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»

«И, наконец, Д. Б. Да-Сильва – быстрые движения и парфюмерная vonn».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»:

«У нее была осанка балерины; она несла свое тело легко и прямо, при каждом шаге не оседая книзу, но словно вытягиваясь вверх. Ее тень, совсем коротенькая под отвесными лучами, лежала у ее ног; на миг она попятилась — от горячего света больно стало глазам».

Синклер Льюис «Главная улица»:

«Неделей позже Сай прикрепил к окну их гостиной колотушку, и постукивание, доносившееся из темноты, напугало Кэрол до слез. С тех пор, за четыре месяца, ей довелось наблюдать, как он вешал кошку, крал дыни, швырял помидоры в дом Кенникотов и оставлял следы лыж на их газоне. Она слышала также, как он громогласно и с потрясающим знанием дела объяснял кому-то тайну деторождения. Одним словом, это был редкий образец того, что могут сделать захолустный городишко, строгие учителя, здоровый народный юмор и благочестивая мать из смелой и деятельной натуры».

Закончить этот текст нам бы хотелось фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть».Здесь один объект –юная девушка — описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур»:

«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник! 
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…
А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».

Литературный портрет: основные виды и функции

Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. С помощью портрета героя в литературе писатель показывает личное отношение к персонажу.

Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. Автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни героя, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми. С помощью портрета героя в литературе писатель также показывает свое личное отношение к персонажу.

Роль портрета в литературе

Без словесного изображения героя невозможно создать полноценное литературное произведение. С помощью портрета автор может:

  • показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;
  • продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;
  • описать мировоззрение человека;
  • раскрыть внутренний конфликт героя, если у него противоречивая натура;
  • продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;
  • передать внутренние переживания, страхи, показать мечты и стремления героя;
  • выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;
  • показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения.

Художественные характеристики не всегда сопровождаются авторскими комментариями. Иногда писатель предпочитает, чтобы читатель сам сделал выводы об описанном персонаже. Именно поэтому во время чтения нужно уделять портрету особое внимание.

Виды портретов в литературе

Черты внешности и внутренний мир персонажа могут описываться по-разному в зависимости от жанра и авторского стиля, целей, которые поставил перед собой писатель. Рассмотрим наиболее распространенные виды портретов в литературе с примерами из классических произведений.

Психологический портрет

Психологический портрет — это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:

  • Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
  • Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.

Эталоном единства внутреннего мира и внешности персонажа является облик Печорина из романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Писатель делает акцент на неоднозначности образа. Даже не совсем понятно, сколько ему лет. Описание героя начинается с таких слов: «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам», а затем: «…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…». Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». Складывается ощущение, что перед нами — привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер — человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8 главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон… у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале девушка рыдает над письмом Онегина, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.

Лейтмотивный портрет

В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления в произведении. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.

Яркий пример лейтмотивного литературного портрета — это многие произведения Льва Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.

С помощью лейтмотивного портрета героя автор также описывает его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивает его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Экспозиционный портрет

Экспозиционный портрет — это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении. Зачастую писатели акцентируют внимание на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т. д.

Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины XIX века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т. д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.

К примеру экспозиционного портрета стоит отнести описание Обломова — персонажа одноименного произведения Ивана Гончарова. С первых строк видим следующие детали описания внешности героя:

  • «среднего роста, приятной наружности»;
  • «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
  • «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
  • «мягкость… была выражением лица… души»;
  • «цвет лица… безразличный».

Из данного описания складывается ощущение, что автор говорит о вроде бы и привлекательном мужчине в самом расцвете сил, но он весь какой-то мягкий, неповоротливый, ни к чему не стремится и ничего не хочет. Обломов инфантилен и не имеет никаких жизненный целей. В дальнейшем такая «ленивая» внешность персонажа подкрепляется фактами, доказывающими безвольность характера молодого человека.

Идеализирующий портрет

Идеализирующее описание внешности персонажа использовались, начиная со времен фольклора и заканчивая началом XIX века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т. п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.

К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «.ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово — соловей поет… как заря на небе божием».

Гротескный портрет

Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т. д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Яркий пример гротескного портретного описания — произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Николая Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в романе «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя». Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.

Как описать внешность персонажа

Чтобы создать правильный и четкий портрет в любых произведениях литературы, недостаточно просто описать его отдельные черты внешности и характера. Задача автора — создать цельный и правдоподобный образ, который вызывает у читателя чувства: симпатию, сострадание, восхищение, гнев, эмпатию и т. д.

Опытные авторы используют следующие приемы для создания образа героя:

  • Разные варианты введения портретных характеристик. Можно описать персонажа сразу, как только он появляется в произведении, или динамично — открывая новые черты по ходу событий. Второй вариант более абстрактен, но он лучше пробуждает воображение читателя. Кроме того, в процессе чтения человек не забывает важные детали.

  • Длинные и краткие описания. Первый вариант охватывает не только внешность, но и образ жизни героя, его социальный статус, таланты и т. д. Краткие описания должны быть более яркими, в них нужно делать акцент на самых запоминающихся деталях. Можно использовать цепкие сравнения и метафоры.

  • Отражение и фотография персонажа. В первом случае портретная характеристика дается словно от первого лица: герой не просто рассматривает себя в зеркало и называет определенные черты, а показывает отношение к самому себе. Задолго до появления персонажа в произведении можно ввести в сюжет его фотографию, чтобы создать интригу для читателя.

  • Противопоставление обликов. Например, описывая братьев, которые враждуют между собой, для усиления эффекта контакта можно рассказать об их совершенно непохожих чертах. Таким образом, читатель словно ощутит пропасть между героями.

  • Цели. У любого героя, как и у обычного человека, есть свой смысл в жизни. Он может желать славы, любви, профессиональной реализации, мира во всем мире или, напротив, мести, страданий других людей, незаконного обогащения. Покажите читателям, к чему на самом деле стремится персонаж, насколько важна для него поставленная цель.

  • Привычки. Чтобы сделать портрет в литературе живым и естественным, можно наделить героя определенными привычками. Например, у него есть традиция пить кофе в определенном месте, перешагивать трещинки на асфальте, загадывать желание в 22:22, представлять себя героем фильма во время прогулок по городу.

  • Страхи и переживания. Чаще всего люди боятся быть отвергнутыми, непонятыми, оказаться неудачниками, упасть в глазах близких. Покажите слабости своего героя, чтобы он выглядел естественно. Возможно, читатели найдут что-то общее между ним и собой.

Зависимость портрета от жанра

В зависимости от жанра литературного произведения могут использоваться разные способы создания портрета:

  • Фольклор. На начальных стадиях становления литературы личностному началу практически не уделялось внимания. Герои сказок имели весьма абстрактное описание, например, девицы «красные», а богатыри «могучие».

  • Древнерусская литература. Применялись обобщенно-абстрактные описания персонажей, которые показывали их социальный статус. Внутренний мир также не раскрывался.

  • Классицизм. Использовались идеализирующие портреты и облики героев низкого происхождения. Таким образом, в классицизме присутствовали резкие контрасты, только «черное» и «белое», без особого внимания к характеру персонажей, мотивам их поступков.

  • Сентиментализм. Писатели уделяли внимание портретам, в которых уже читается психология: читатели должны были видеть в персонаже чувствительную и ранимую душу.

  • Романтизм. Романтический герой обычно изображался, как яркая, независимая и исключительная личность, готовая на все ради поставленной цели. В таких портретах нет места обыденности и стереотипности. Определенные черты могли преувеличиваться и становиться даже фантастическими.

  • Реализм. В таких произведениях внешность героя уже перекликается с внутренними чертами. Писатели полностью раскрывают индивидуальность персонажа.

Таким образом, портрет в художественном произведении — это не просто описание внешних данных и стиля одежды персонажа. Главная цель такого литературного образа — помочь читателю глубже понять героя, разобраться в его внутреннем мире и поступках, определить авторский замысел. При этом положительный персонаж не всегда обладает привлекательной наружностью. Играя на контрастах между внешним видом и характером героя, писатель может усилить эмоции читателя, помочь ему сделать важные выводы из произведения.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Примерный план портретной характеристики героя

  1. Общее представление о произведении и
    герое.

  2. Характеристика фрагмента текста, в
    котором встречается портрет героя, с
    определением её текстового объёма,
    места, роли, значения.

  3. Детальное аналитическое наблюдение
    над элементами портрета, рисующими
    психологический образ героя.

  4. Сопоставление данного портрета с
    другими (если они есть в произведении).

  5. раскрытие авторского отношения к
    персонажу через портретную характеристику.

  6. Дополнительные наблюдения,

Портретная характеристика Мармеладова

Портрет Мармеладова дан в сцене в
трактире – 2-я глава 1-й части. Встреча
с отцом семейства – один из важных
этапов на пути Раскольникова к
преступлению. Происходит она после
долгого периода отчуждения Раскольникова:
«С какою-то… жадностью накинулся он на
Раскольникова, точно целый месяц тоже
ни с кем не говорил».

Портрет Мармеладова, как и портреты
других героев «Преступления и наказания»,
дан от 3-го лица, однако – в излюбленной
манере Достоевского – словно через
призму болезненного восприятия главного
героя, то есть как бы глазами самого
Раскольникова.

С первых секунд героев необъяснимо
потянуло друг к другу, они почувствовали
глубину и сходство страданий друг друга,
общее душевное смятение, предчувствие
несчастья и глубинную нравственную
жизнь – то, что входит в понятие
«родственность душ». В этот момент они
двойники: оба раздавлены несправедливой
жизнью, оба грешники, страдальцы и оба
знают оправдания своим грехам.

Достоевский подчёркивает, что Мармеладов
на остальных, кроме Раскольникова,
«смотрел… со скукой… с оттенком
некоторого высокомерного пренебрежения,
как бы на людей низшего положения и
развития», потому что они, эти люди,
живут бездумно и бесчувственно,
существуют, а Мармеладов и Раскольников
страдают, мучительно сознают свою жизнь
и берут на себя страдания других.
Страдания и чувства, вопреки здравой
логике, пробуждаются в Мармеладове
именно тогда, когда он «пьяненькой-с»
(заметим, что в стихах Некрасова чаще
наоборот: пьянство – забытье, спасение
от дум о жизни).

Вся портретная зарисовка построена на
контрастах: жёлтое, зеленоватое лицо,
крошечные, красноватые, но одушевлённые
глазки, во взгляде которых «светилась
как будто даже восторженность» (возможно,
от счастья осознания себя в мире и
ощущения чувства превосходства над
теми, кто живёт бессознательно). Во
взгляде – «смысл и ум, — но в то же время
мелькало как будто и безумие». Одет в
старые лохмотья – и в то же время «в
ухватках его… было что-то солидно-чиновничье».
Он беспокоится, волнуется, растерян
(«Подпирал в тоске… обеими руками
голову») – и в то же время «прямо посмотрел
на Раскольникова и громко и твёрдо
проговорил…». Во всём облике мы чувствуем
и слабость, и силу одновременно, и это
писатель передаёт контрастным
использованием прилагательных (эпитетов),
глаголов, наречий.

В портрете, как и во всём романе
Достоевского, очень много неопределённых
местоимений и наречий «как-то», «что-то»,
«как будто». Часто употребляется и
чрезвычайно любимое Достоевским (и
сегодняшней молодёжью) слово «как бы»,
словно переводящее повествование в
разряд условного, невозможного. Видимо,
в определённой степени Мармеладов –
загадка и для автора, и для Раскольникова,
его противоречивость непросто объяснить.
Казалось бы, отец, пользующийся деньгами
дочери, заработанными с помощью унижения
и жертвы, — законченный подлец. Но
настоящий подлец в романе – Лужин, а не
Мармеладов. Почему? Лужин действует по
сухому расчёту, находя своей подлости
даже теоретическое оправдание. Мармеладов
же сознаёт своё падение и глубоко
страдает, не отъединяясь от людей, а
страдая вместе с ними и даже беря их
страдания на себя. Вот почему он, один
из великих грешников в романе, говорит
Раскольникову: «Меня распять надо,
распять на кресте… Но распни, судия,
распни, и, распяв, пожалей». Он, как и
Раскольников, — преступник, но преступник
нравственный, достойный наказания и
прощения, ибо сам – жертва неправедной
жизни, сам судит себя и мир.

Портретная характеристика предваряет,
предсказывает и объясняет героя и его
место в истории Раскольникова,
предупреждает главного героя романа:
становление на путь преступления ведёт
к краху самоуничтожения. Последующая
гибель Мармеладова – тому доказательство.

Эпилог романа

В первое время пребывания в остроге
Раскольников «заболел от уязвлённой
гордости». Достоевский жёстко пишет:
«Он не раскаивался в своём преступлении».
Раскольников по-прежнему верит в свою
теорию о разрешении крови по совести
избранным властелинам, а раскаивается
лишь в том, что в отличие от них «не вынес
и, стало быть,… не имел права разрешить
себе этот шаг».

Раскольников не подозревает в себе
добрую человеческую природу, «натуру»,
как любил говаривать Порфирий Петрович,
которая обязательно когда-нибудь должна
была пойти наперекор холодной теории,
рождённой в болезненном рассудке
измученного нищетой и унижением молодого
человека.

Он мучительно и медленно сознавал, что
его рассудок породил ложь. Зато каторжники
сразу почуяли эту ложь нутром, инстинктом
и возненавидели Раскольникова: «Ты
барин!.. Тебе ли было с топором ходить…»
Они назвали его безбожником и даже
хотели убить, потому что его холодное
«теоретическое» убийство было им
непонятно и чуждо. В то же самое время
они оценили глубинную доброту и сердечное
милосердие Сони. Смутное предчувствие
будущего воскресения стало первым
этапом движения героя к новой жизни.

Второй этап воскресения – болезнь и
чудовищный апокалипсический сон. Другие
сны Раскольникова и Свидригайлова уже
сыграли свою важную роль в романе. Но
здесь Раскольников видит по существу
конец света, настигающий мир в результате
повсеместного распространения теории
об избранных. В его сознание входит
мысль о неотвратимости вселенской
трагедии: зло порождает зло и приводит
к глобальной катастрофе. Не случайно
спасшихся от все уничтожающей язвы
нескольких «чистых и избранных… никто
нигде не видел», «никто не слыхал их
слова и голоса».

Болезнь Раскольникова сменяется болезнью
Сони. Соня не осуждает, не судит, не
воспитывает – она просто любит. Её
болезнь пробудила и в нём истинные
человеческие чувства, теперь «сердце
его сильно и больно билось». Пришедшее
чувство начало вытеснять изболевшийся
разум.

Следующий этап прояснения души – светлый
и свободный пейзаж, резко контрастирующий
с мрачными интерьерами Петербурга,
породившими чудовищную теорию. Именно
в это время, когда к душе героя подступила
светлая тоска, появляется Соня, и он без
лишних слов в приливе любви падает к её
ногам: «он плакал и обнимал её колени».

Вот тут звучат ключевые для всего романа
слова: «Их воскресила любовь…», а
чуть погодя – ещё одна ключевая фраза
романа:«…он ничего не разрешил теперь
сознательно; он только чувствовал.
Вместо диалектики наступила жизнь».

Этим всё сказано. Жизнь выше любой
теории, и никакая идея не может позволить
никакому человеку решать вопрос о жизни
и смерти. И ещё жизнь – это любовь и
сострадание, торжество чувства над
рассудком, совести над догмой.

Эпилог помогает Родиону Раскольникову
совершить главные для него открытия,
тем самым предоставляя ему возможность
будущего воскресения и счастья. Страдание
очистило душу героя. Точно по Достоевскому.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как написать характеристику героев

Групповая характеристика героев.

1. Вступление (место героев в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героев;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:

• профессия, занятия;

• цель в жизни;

• уровень развития.

2.4. Мир чувств героев:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героев;

• через поступки героев;

• с помощью предыстории и биографии героев;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Индивидуальная характеристика героя.

1. Вступление (место героя в произведении).

2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.

2.1. Внешний облик.

2.2.Социальное и материальное положение героя;

2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:

• профессия, занятия героя;

• цель в жизни;

• уровень развития героя.

2.4. Мир чувств героя:

• отношения с окружающими людьми;

• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:

• с помощью портрета;

• в речевой характеристике героя;

• через поступки героя / героев;

• с помощью предыстории и биографии героя;

• через окружающую обстановку;

• через характеристику других действующих лиц;

• в авторской характеристике.

3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Сопоставительная характеристика героев.

1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сопоставляет этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Сравнительная характеристика героев.

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

2. Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном (материальном, профессиональном) плане;

• в отношении с окружающими людьми.

3. Что отличает двух героев.

4. Для чего автор сравнивает этих героев.

5. Отношение автора к героям.

6. Ваше отношение к данным персонажам.

Мировая литература обладает богатым арсеналом разнообразных приемов, которые помогают создавать художественные образы. Лучше всего характеризует героя его портрет. Ведь персонаж является не только конкретной личностью, но и обобщением. Писатель старается показать его черты характера и заинтересовать читателя его внешностью, судьбой, окружающей обстановкой.

Важным средством характеристики персонажа является портрет. Очень часто авторы описывают фигуру, лицо, одежду, движения, жесты, манеры действующих лиц. Описание внешности может рассказать очень многое о человеке. В статье мы попробуем дать определение того, что такое портрет в литературе, приведем его примеры. Также определим основные виды описаний человека в книгах.

Татьяна Ларина

Обратимся к теории

Что такое портрет в литературе? Под портретом персонажа подразумевается изображение его наружности: фигуры, лица, наряда. К нему добавляют видимые свойства поведения: жесты, мимику, походку, манеру держаться. Примеров портрета в литературе очень много. Они помогают читателю наглядно представить себе мысли, чувства, поступки, речь, внешность действующего лица.

Попробуем дать определение портрета в литературе. Это средство художественной выразительности, через которое писателю удается раскрыть типические черты характера своих героев, а также передать свои идеи через их внешность. Подобный прием помогает раскрыть внутренний мир персонажа. Из описания человека можно узнать его возраст, национальность, социальное положение, вкусы, привычки, темперамент и даже характер.

В зависимости от рода, жанра произведения подбирается и портрет человека в литературе. Для этого многие годы мастера слова пользовались определенными канонами и образцами. Вплоть до конца 18 столетия общие черты преобладали над индивидуальными. Но потом стал наблюдаться переход от абстракции к конкретике, чувствам, достоверности и неповторимости.

Само слово «портрет» заимствовали из французского языка (portraire). Оно имеет значение — «воспроизводить что-то черта в черту». Портрет в произведениях литературы и на холсте имеет отличия. Они оба описывают внешность человека, но разными средствами. Писатель рисует свои портреты словом. Вот пример портрета в литературе из повести Владимира Короленко «В дурном обществе»:

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

Этот портрет мальчика Валика дает представление не только о его внешнем облике, но и о жизни героя. Читатель представляет себе бедного мальчика с обездоленным детством. Сразу чувствуется, что за ним не ухаживает мать.

Зеркалом души называют глаза человека. Писатели очень часто обращают внимание именно на них.

По описанию облика можно судить о том, как сам автор относится к своему герою: сочувствует, сопереживает или осуждает. Ласковые описания могут содержать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Средство художественной характеристики

Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.

У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.

Иногда описание персонажа разбросано по всему произведению. Если собрать кусочки зарисовок, то получится цельный портретный очерк. Вот, например, какой собранный из отрывков портрет Маргариты получается в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита»:

…на черном ее весеннем пальто…

…свою руку в черной перчатке с раструбом…

…туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…

…развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…

…короткие завитые волосы…» «…парикмахерская завивка…

…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…

…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…

…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…

…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…

Мастер и Маргарита

История появления описаний внешности в произведениях

Портретные характеристики появлялись в произведениях постепенно и чаще всего относились к непосредственной оценке самого автора. Первые портреты в произведениях литературы выпускались в журналах. Европейским первооткрывателем портретных зарисовок стал Ш. Сент-Бев. В начале XIX века им были напечатаны в журнале «Ревю де Пари» описания Лафонтена, Буало, Корнеля.

Русское портретирование началось с Карамзина. Именно он в «Вестнике Европы» опубликовал биографию И. Ф. Богдановича. С тех пор во многих русских журналах встречались специальные разделы под названием «Биография», где были портретные очерки. После этого жанр описания внешности перешел из журналов в книги.

Сначала портретный прием был присущ жанру литературной критики, но потом стал зарождаться новый романтический метод. В него включали метафоры, сравнения, яркие эпитеты. Портретная словесная живопись стала очень красочной.

Как меняется портрет в различных жанрах?

Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в «Шинели»:

Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в «Тарасе Бульбе»:

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

Портреты у Пушкина и Лермонтова

В первой половине XIX века в русской живописи и литературе складывалась система жанров. Все больше стало преобладать реалистическое направление. Появлялись новые приемы для создания художественных образов. Описание внешнего облика помогало писателям создавать первое впечатление о персонажах, раскрывать их внутренний мир.

Пушкин и Лермонтов уже наполнили портретные зарисовки сравнениями, метафорами, эпитетами. Оба поэта накопили прекрасную портретную галерею. На развитие их портретного изображения повлияли новые представления о значимости человеческой личности. Герои в их произведениях встречаются вымышленные и подлинные.

Описания персонажей есть в повести Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова была молодой девушкой, одновременно хрупкой и смелой.

«Да где же Маша? Тут вошла девушка лет осьмнадцати. Круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели.

Создается впечатление о Маше как о застенчивой девушке с покладистым характером. Также в повести Пушкина представлен портрет Швабрина, представителя офицерства. Мы видим его дуэлянтом, изменником, не имеющим никаких духовных убеждений:

Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.

Историческим героем романа является сам Емельян Пугачев. Пушкин рисует его простым, справедливым, «домашним». Из описания видно, что это мужественный и сметливый человек из народа и всецело народу принадлежащий:

Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

Многим полюбился пушкинский образ Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин». Поэт в произведении дает, скорее, не ее внешний облик, а внутренний портрет.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Этот не типичный образ русской девушки-дворянки завораживает кротостью, задумчивостью, прелестью и необычностью. Для более яркого восприятия образа Татьяны Пушкин дает описание внешности ее сестры Ольги:

Всегда скромна, всегда послушна,

Глаза, как небо, голубые,

Всегда как утро весела.

Улыбка, локоны льняные,

Как жизнь поэта простодушна,

Движенья, голос, легкий стан,

Как поцелуй любви мила…

Читатель видит Ольгу Ларину воплощением женственности и грации. Образ наполнен жизнерадостностью. Девушка скрашивает окружающий быт и вносит в него ласку и тепло. Своей женственностью она покоряет Ленского. Только во многом героиня уступает Татьяне своим душевным миром с переживаниями и размышлениями.

портрет Печорина

Еще одним мастером портрета в русской литературе является Михаил Юрьевич Лермонтов. Он автор первого психологического романа «Герой нашего времени». В нем поэт показал типичного молодого человека 30-х годов XIX столетия. У него были красота, образование, богатство, только не было удовлетворения от жизни. Печорин не видит путей для счастья. Вот как он выглядит:

…молодой человек лет двадцати пяти…

…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…

…А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…

…Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…

…Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…

Описания внешности у Гоголя, Тургенева

В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе «Бежин луг» рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:

"Бежин луг"

…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…

Ваня — самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:

…русую кудрявую голову…

… свежее личико…

…большие тихие глаза…

Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.

Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева «Ася». Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей «тургеневской» девушки:

…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…

…мы увидали темную головку Аси…

…кудри ей на глаза упали…

…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…

…опустила свои длинные ресницы…

…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…

…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…

…пожал ее холодные пальчики…

"Ася" Тургенева

Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь. Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду. Чичикова из «Мертвых душ» он описывает так:

…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод…

Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.

Мастер портрета — Толстой

Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал «диалектику души», внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.

Толстой старался подавать портрет «на людях». Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: «Краткость, ясность и простота изложения».

Самой известной героиней романа Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:

Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.

…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…

Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.

..Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…

…Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…

А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?

она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…» (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года)

…Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов…

…И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он…» («г’ация» — то есть грация)

…князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…

…глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…

Наташа Ростова

А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея:

…Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша … …Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…

…перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…

Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне.

…Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному…

…Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…

…она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов.

…Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья…

Какие встречаются портреты в литературе?

Анализируя все вышесказанное об описании литературных персонажей, можно сделать вывод, что они могут быть:

  1. Краткими, с минимумом деталей. Они отличаются лаконичностью, приводящей к возрастанию роли художественной детали.
  2. Подробными, обильно детализированными. В них преобладают подробности, иногда даже избыточные.
  3. Статическими. Подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа в них дается единовременно и подробно. Примером может послужить Плюшкин из романа Гоголя «Мертвые души».
  4. Динамичными. Внешний облик персонажа детализируется, «накапливается» на протяжении всего произведения. Вы могли проследить за подобным портретом: это изображение Наташи Ростовой.
  5. Прорисовка неизменных статичных деталей: цвета и черт лица, глаз, особенностей фигуры.
  6. Показ внешности в развитии. Изображается улыбка, смех, жесты, мимика, плач, походка, выражение лица.

Психологический портрет в литературе

Самый распространенный, сложный и интересный вид литературного изображения внешности персонажа — психологический портрет. Его первые блестящие образцы появились в России в первой половине XIX века. К психологическому виду портретов в литературе относятся следующие зарисовки: Герман в «Пиковой даме», Онегин и Татьяна у Пушкина, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова, Обломов в одноименном романе Гончарова, Раскольников и другие персонажи Достоевского.

Психологическим портрет называется потому, что он раскрывает черты характера героев. Также это описание показывает психологическое состояние, которое испытывает герой в данный момент, как оно меняется со временем. В психологическом портрете внешность героя связана с внутренним миром персонажей. Иногда в таком портретном описании подчеркивается соответствие внешности героя его внутреннему состоянию. В другом случае внешний и внутренний мир противопоставляются. Герой может быть злым и добрым, скупым и бескорыстным, негодяем и благородным. Писатель разными способами изображает внутренний мир действующего лица:

  • сам описывает его внешность и состояние;
  • показывает отзывы о нем других лиц;
  • герой сам выдает автопортрет.

Яркие представители зарубежной психологической прозы — Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк. Кроме России, психологические романы были популярны во Франции XIX века.

портрет Раскольникова

Мастерство Федора Достоевского

Старшеклассники еще в школе знакомятся с мастером психологического романа — Ф. М. Достоевским. Самым противоречивым его героем является Родион Раскольников из произведения «Преступление и наказание». Автор показывает его портрет в разное время. Бедный студент был красивым молодым человеком в возрасте 23 лет. Он запомнился бледным лицом, прекрасными темными глазами, темно-русыми волосами. Он был высоким и стройным. Только одежда его выглядела очень бедной, поэтому его можно было спутать с трубочистом или оборванцем:

он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…

…в тонких чертах молодого человека…

…Раскольников отвечал…не опуская черных воспаленных глаз своих…

…какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице…

Также Достоевский рисует внутренний мир Родиона. Он был талантливым и умным человеком с огромным потенциалом. Только тщеславие, заносчивость, самолюбие отдалили студента от Бога. Среди его отрицательных черт Достоевский рисует угрюмость, мрачность, вспыльчивость, замкнутость, чрезмерную меланхоличность. Тем не менее, он был добрым и великодушным человеком.

Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…

В начале романа Родион находится в состоянии ипохондрии. Он не видит другого выхода, только как убить старуху-процентщицу, взять ее деньги и начать новую жизнь. Но душевные мучения заставляют его признаться в преступлении. Его отправляют на каторгу в Сибирь. Там он читает Евангелие и пересматривает всю свою жизнь, раскаивается.

…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и все…

Психологическим портретом Родиона и его внутренним состоянием Достоевский старается достучаться до читателей, чтобы те не поступали безрассудно и не заблуждались. Человек должен наполняться высокой нравственностью, неподдельной верой в Бога и проявлять любовь к окружающим.

portret 0

Все меньше и меньше интересных портретов героев в современной литературе. Вот я сейчас в жюри двух больших конкурсов фантастики, часто не могу представить героев. Ну, мелькнет пару раз цвет волос, глаз, иногда сказано что-то про улыбку или длинные пальцы… парочка эпитетов, парочка сравнений – скудно, скудно. Или шаблонно. Или скучно.

Лично я люблю портреты, я хочу представлять героя таким, каким придумал его автор. На мой взгляд, именно портрет «оживляет» героя, персонажа, делает его запоминающимся. А если помнится герой, то помнится и сюжет.

Я для себя классифицировал «виды» портретов в художественной литературе, поделюсь с вами:

Общий (цельный)

Размытый (штриховой)

Детализированный

Однодетальный

Сравнительный

Ложно-сравнительный

Раскиданный

Посмотрим, что это?

1. Общий (цельный) портрет:

Как правило, общие основные характеристики (возраст, черты лица, характерные приметы, цвет волос, глаз и пр.) даются один раз, а далее автор упоминает что-то, но цельного портрета уже нет. Вспомним Булгаковского Мастера:

«…с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми…».

«Какой‑то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком‑то халате спускался вниз нетвердыми шагами…» .

Даже прозвище – Мастер – подчеркивает его общность, писатель достигает своей цели – создается образ не одного человека, а многих «мятущихся».

master bulg

2. Размытый (штриховой):

Такой портрет не складывается у читателя в цельную картину, но помогает формировать ему (читателю) собственное восприятие образа. Это если писатель – гений. А если нет, то и образа нет. Чтобы образ в голове читателя сложился, нужны не просто сведения, а цепочка сведений.

Вот Булгаковская Маргарита:

«…на черном ее весеннем пальто…»

«…руку в черной перчатке с раструбом…»

«…туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…»

«…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…»

«…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…»

«…развившуюся прядь…»

«…полные решимости глаза…»

«…короткие завитые волосы…»

«…парикмахерская завивка…»

«…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…»

«…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…»

«…женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек…»

«…косящей на один глаз ведьме…»

Если задуматься, то и портрета тут особо нет. С чего многие думают, что Маргарита рыжая и зеленоглазая?

Булгаков – штрихами – умело управляет читательским воображением: тут и контраст черного и белого, «острота» всего – пальцев, бровей, взгляда, значимое слово «ведьма»… Все это позволяет читателю легко поверить в преображение Маргариты.

Margarita Bulg

3. Детализированный:

Детальный портрет похож на общий. Это описание героя, которое позволяет читателю представить его таким, каким придумал героя писатель. Даются основные характеристики: рост, фигура, возраст, цвет волос, глаз, кожи и т.д.

В отличие от общего, получается не собирательный образ, а портрет конкретного человека.

Например, Н.В. Гоголь тщательно прописывает портрет Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели»:

«…один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат…»

И далее эти детали постоянно упоминаются.

Akakiy akakievich

4. Однодетальный:

Такой портрет чаще у персонажа, чем у героя, но всего лишь одна четкая яркая деталь позволяет и представить образ, и запомнить его навсегда.

Такова у Л.Н. Толстого княжна Марья Болконская. Все, что Толстой говорит о ней, это общее слово «некрасивость», которая никак не поясняется, зато дается описание ее прекрасных глаз:

«Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…» (том 1 часть 1 глава XXII)

При этом писатель не говорит о цвете глаз, форме и т.д., он говорит только о необычном взгляде.

Kniazhna Marya

На фото: наша княжна и английский вариант

5. Сравнительный:

Иногда достаточно лишь одного сравнения, чтобы читатель представил героев. Чем контрастнее сравнение, тем удачнее портрет.

Однако тут важно соблюдать правила.

1) Нельзя сравнивать что-то с чем-то вообще непонятным или малоизвестным.

Плохо:

«Ее брови изгибались, словно дорога Готтарда» (из сетевой литературы) – думаю, мало кто захочет оторваться от книги и погуглить, что речь о самой извилистой дороге в мире, которая находится там-то, там-то. Не все бывали в Альпах, не все знают об этом.

2) Нельзя сравнивать что-то с чем-то, вызывающее у читателя ощущение недостоверности.

Как раз это – удел графоманов, которые пыжатся, чтобы образ создать, даже знают приемы, но получается плохо:

«… ее жопка сама собой поднялась, словно кобра на игру заклинателя змей…» (из сетевой литературы).

3) Нельзя увлекаться оксюморонами все по той же причине.

Плохо: «Кожа Петра Ивановича была, точно выбеленная черная ткань с вкраплениями веснушек от нерастворившейся марганцовки» (из сетевой литературы). Вы представили себе такую кожу? Я нет.

4) Нельзя увлекаться шаблонами. Они хороши в меру.

Плохо:

«… волосы цвета вороньего крыла…»

«жемчужный смех»

«огненный взгляд»

«глаза, горящие каким-то странным ярким огнем»

«побелевшие костяшки пальцев»

«бездонные глаза» и прочее.

Нет, нет, я вовсе не против «длинных чутких пальцев», но если кроме этого больше ничего нет, то перед нами текст графомана.

Лично я считаю великими мастерами сравнительного портрета А.П. Чехова и Н.В Гоголя. Ну вот помещики Гоголя запомнились навсегда:

«Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх».

Gogol

6. Ложно-сравнительный:

Очень сложный вид портрета. Нужно быть гением, чтобы создавать такие.

Вот у Х. Мураками в «Охоте на овец» герою понравилась девушка, когда он увидел фотографию ее ушей. И не знал-то сначала, что это девичьи уши.

«Эти уши просто околдовали меня. Это были уши фантастической формы, уши из мечты или сна. Можно сказать — уши на все сто процентов…».

«Я впервые в жизни ощущал, какой притягательной силой могут обладать увеличенные изображения отдельных частей человеческого тела (не говоря уже о половых органах). Чуть не сама судьба со всеми ее завихрениями и водоворотами бурлила перед моими глазами.

Одни изгибы уверенно-дерзко рассекали весь общий фон поперек; другие спешили укрыться от постороннего взгляда в робких стайках себе подобных и напускали тени вокруг; третьи, подобно старинным фрескам, рассказывали бесчисленные долгие легенды. Мочки же ушей просто-напросто вылетали за все траектории и по насыщенности своей чуть припухшей, упругой плоти затмевали реальную жизнь».

Вы спросите: а почему сравнение – ложное?

Обратите внимание: герой Мураками выражает собственное отношение к этим ушам, описывает свои чувства. И хотя мелькают слова «форма, мочки…», но собственно про уши никакой конкретики нет. И вот так, восприняв чувства героя, читатель помнит девушку с необычными ушами, но спросите его – «в чем их необычность?» – не скажет. А Мураками этого и не надо, все в «Охоте на овец» сосредоточено исключительно на герое. Именно поэтому возникает ощущение безбрежного одиночества героя, его уникальности, подчеркивается трагедия невозможности реализации.

158409

7. Раскиданный

У гениев такой портрет рассчитан на внимательность читателей.

Увы, увы, может, при жизни Л.Н. Толстого и были такие, но в наше время мало кто осилил четыре тома «Войны и мира».

Как вы представляете князя Андрея Болконского? Если смотрели наш старый фильм, то высоким сухопарым брюнетом с острыми чертами лица? Ну, актер В. Тихонов такой и есть. Или как Джеймса Нортона из английского сериала? Однако в книге князь брюнет, но маленького роста, с маленькими детскими руками, с нежной тонкой, тоже детской, шеей. Детали раскиданы по тексту, запоминаются плохо, а вот сильный, мятущийся, самобытный характер князя описан так хорошо, что «переносится» на портрет.

Knyaz

Д. Нортон, В.Тихонов

Еще интереснее портрет профессора Преображенского у М.А. Булгакова в «Собачьем сердце».

С одной стороны, то, что делает профессор, гнусно, аморально, безрассудно. К тому же Преображенский подставляет и своего помощника – доктора Борменталя, по сути – толкает его на преступление. Искупает профессора лишь то, что он искренне признает ошибку и не менее искренне раскаивается.

С другой стороны, «создание» профессора – Шариков – также гнусно и аморально. И Шариков вызывает заслуженное негодование читателя.

Что делать писателю, чтобы показать и нутро героя во всей красе, и не «перетянуть» восприятие читателя?

Раскидать детали портрета по всему тексту. А там уж читатель сам додумается – что к чему. Если он вообще думает, а не смотрит одно лишь кино с милейшим актером Е. Евстигнеевым.

Достаточно «собрать» портрет Преображенского, чтобы понять, что и писателю он не сильно-то нравится:

«…господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой…»

«…Ноздри его ястребиного носа раздувались…»

«…Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком…»

«…Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы…»

«…лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки…»

«…захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол…»

«…тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб…»

«…Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях…»

«…пушистые, сильно прокуренные усы…»

«…Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее…»

«…По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь…»

«…блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой…»

1476094319 595115 375145

Итак, какой портрет героя, если он вообще есть в тексте, плох?

Шаблонный

Нарочито-непонятный

Слишком общий, с кучей незапоминающихся деталей

Скупой, одна-две обычные характеристики

Без изюминки – отличительной черты человека

Неполный, нелепый, недостоверный, какой давным-давно высмеян братьями Стругацкими:

«На людей смотреть было интереснее. Я увидел здоровенных ребят в комбинезонах, ходивших в обнимку, чертыхавшихся и оравших немелодичные песни на плохие стихи. То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках». Попадались и люди нормально одетые, правда, в костюмах странного покроя, и то тут, то там проталкивался сквозь толпу загорелый бородатый мужчина в незапятнанно-белой хламиде с кетменем или каким-нибудь хомутом в одной руке и с мольбертом или пеналом в другой. У носителей хламид вид был растерянный, они шарахались от многоногих механизмов и затравленно озирались».(«Понедельник начинается в субботу»)

Когда я увлекся портретами в художественной литературе, в какой-то момент понял, что без знания об анатомических особенностях трудно создать достоверную деталь и сделать общее описание. Я стал собирать эти сведения (на секунду, я типичный гуманитарий) и собрал коллекцию названий, которые помогут дать точный портрет героя, выделить характерную черту.

Общее описание головы, лица человека

Портрет в художественной литературе: нос, рот, губы

Портрет в художественной литературе: от ушей до шеи

Портрет в художественной литературе: глазки, глазоньки, глазища

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать портрет идеального мужчины
  • Как написать портрет гуашью для начинающих
  • Как написать портрет акрилом поэтапно для начинающих
  • Как написать порознь
  • Как написать поработать