Как написать портретный очерк план

Что такое и как писать портретный очерк

Разновидности очерков

Не все понимают, что такое очерк и как его писать. В литературе существует несколько определений и видов написания. Все они имеют свои особенности и стиль. Очерки бывают следующими:

Разновидности очерков

  • портретный;
  • проблемный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • путевой;
  • социологический.

К самым литературным видам относится портретный очерк. Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя.

Проблемный очерк отличается присутствием кого-то конкретного конфликта, который можно решить, проанализировав информацию. Для этого автору необходимо привести аргументы из литературы, жизни, статистические данные. Очеркисту необходимо попытаться вовлечь в обсуждение проблемы читателей. Такой жанр произведения чаще используется в журналистике.

Художественный очерк отличается тем, что на читателя большее влияние оказывает написанное, нежели факты. Задача автора заключается в необходимости правильно затронуть эмоции читателя.

Публицистический очерк

Публицистический очерк очень похож на социологический. Только тут очень чётко прослеживается позиция писателя. Он не просто описывает проблему и выносит её на всеобщее обозрение, но и высказывает свою точку зрения.

Путевой жанр является одним из наиболее часто используемых. Задача очеркиста в таком произведении описать занимательное событие, которое произошло. Например, какой-то случай во время поездки. Автор может описать местность, поделится воспоминаниями о каком-то случае, рассказать о людях, с которыми довелось повстречаться.

В социологическом очерке описывается какая-то крупная общественная проблема. Например, повышение количества курящих среди школьников. В этом произведении необходимо составить объективные цифры и реальные факты. Писаться такой текст должен понятным и простым языком.

Особенности написания

Сложность написания портретного повествования заключается в жанровой особенности и склонностью к истине. Он имеет некоторые особенности. Примерный план портретного очерка:

Работать за ноутбуком

  • при написании используется малая повествовательная форма;
  • описываются только реальные люди;
  • затрагивается какая-нибудь проблема;
  • на 80% состоит описанием с натуры;
  • автор высказывает своё мнение.

Получается, что очерк — это некий краткий рассказ о персоналии человека, насыщенный образами.

Прежде чем начать самостоятельно писать очерк, автору необходимо знать некоторые особенности. Его задача заключается в вызове интереса у читателей. Автор должен показать больше образов, эмоций. При написании текста не стоит увлекаться цитированием. Написать нужно обычным читательским языком.

Известный человек

Известного человека необязательно должна знать вся страна или даже мир. Это может быть, например, хороший врач небольшого города или посёлка. Он является знаменитым в своём населённом пункте. Получается, что под это описание подойдёт любой, кто имеет хоть какую-то известность. Пример сочинения портретного очерка об известном человеке:

Врач

«Я бы хотела рассказать о выдающейся личности, которая живёт у меня по соседству, врач-хирург нашей районной больницы. Зовут его Антон Юрьевич Берсенев. Человека этого знают во всём городе и районе. Эта профессия является одной из благородных и нужных.

Стать хирургом может далеко не каждый. Для этого необходимо иметь призвание, обладать теоретическими знаниями, добрым сердцем, состраданием и искренним желанием помочь. Необходимо быть готовым отдать всю свою жизнь на благо человеческого здоровья.

Антон Юрьевич всем своим видом внушает доверие. Это высокий, коренастый мужчина с большими и сильными руками. На вид ему лет 45. Его волосы были когда-то чёрными, но сейчас видна проседь. И так, как мне кажется, даже немного лучше.

У него большие голубые глаза и чёрные густые ресницы. В его взгляде видна доброта. Нос с горбинкой, чуть пухлые губы. Антон Юрьевич обладает очень приятной внешностью. В жизни этот человек является интересным собеседником, общительным и позитивным.

Берсенев А. Ю. — отличный специалист в своей области. Он имеет высшее медицинское образование, постоянно совершенствует свои знания и изучает новые методики.

Особенности написания портретного очерка

Ни для кого не секрет, что профессия хирурга — это самопожертвование ради людей. Они всегда должны быть готовы прийти на помощь в любое время дня и ночи. От них зависит не только здоровье пациентов, но и жизнь. Любая ошибка может привести к печальному исходу. На этих людях лежит очень большая ответственность.

Бо́льшую часть своего времени врачи проводят на работе, и мой сосед не исключение. Его жизнь заключается в помощи людям. И ему это очень нравится».

Сочинение про друга

У меня есть школьный друг, и зовут его Саша. Мы сидим за одной партой. Саша является самым высоким мальчиком в нашем классе. Он обладает худощавым телосложением. У него круглое лицо, русые волосы, большие глаза тёмно-коричневого цвета, иногда даже может показаться, что они чёрные. Небольшой нос и тонкие губы. На брови имеется небольшой шрам от неудачного падения в детском возрасте.

Портретный очерк

Когда смотришь на него, возникает ощущение, что он очень похож на свою маму, но сам Саша говорит — он копия отец. И переубедить его в этом невозможно.

Мой друг очень добрый и отзывчивый человек. Он является душой любой компании. В классе его очень все любят и уважают, всегда считаются с его мнением и прислушиваются к его советам. Если что-то нужно, то он первый придёт на помощь. Учится на отлично, ходит в музыкальную школу, занимается хоккеем.

Не каждый может похвастаться тем, что у него есть лучший друг, на которого можно положиться. Мне очень повезло, что у меня есть такой товарищ.

Пример рассказа о сестре

У многих есть старшая сестра. И я не являюсь исключением. Считаю, что мне очень повезло со старшей сестрой. Её зовут Лиля, и она старше меня на семь лет.

Она небольшого роста, полновата. Короткие волосы соломенного цвета, большие зелёные глаза, небольшой нос и губы средней толщины. Имеет небольшую родинку на подбородке и ямочки на щеках. Улыбчивая, позитивная девушка.

Сестра

Отличительной чертой сестры является отзывчивость. Она никогда не пройдёт мимо человека, которому требуется помощь. И для неё совсем неважно, знает она его или нет. И, наверно, благодаря такой черте у неё много друзей и знакомых. Сестра очень добрая и никогда не сердится.

Учится в педагогическом институте на математическом факультете. Хочет стать учителем математики. Она мечтает об этой профессии с детства. Я думаю, у неё обязательно всё получится. В свободное время она занимается волонтёрством. Её хобби вышивать крестиком. Она настоящая рукодельница.

Ещё у неё есть кот по имени Тишка. Когда-то она подобрала его на улице маленьким и беспомощным. Наши родители были против животных дома. Моя сестра целый месяц тайком держала котенка у себя в комнате, кормила его, ухаживала. На деньги, которые давали родители ей на обеды, она возила Тишку к ветеринару и лечила. Когда мама с папой узнали о котёнке, они всё-таки разрешили ей оставить его. Моя сестра замечательный человек.

Насколько мы интересны друг другу? Способны ли понять и принять тех, кто рядом с нами? Видим ли достоинства друзей, родных, знакомых?
Думаю, не все и не всегда. А попробуем присмотреться друг к другу и описать кого-то из знакомых в жанре портретного очерка.  Учиться я предлагаю, подчёркивая достоинства, а не недостатки, ибо недостатки бросаются в глаза, достоинства же не всегда удаётся разглядеть, даже если живёшь бок о бок не один год.

Что такое очерк?

Очерк — разновидность рассказа. Ему присущи документальность, точность, достоверность, описательность и использование средств выразительности.

Портретный очерк

Сначала все вместе определим цель.

Цель: попытаться раскрыть духовный облик человека, показать, чем он интересен.

Составим алгоритм действий для создания очерка:

1. Выбрать «счастливчика» — человека, к  которому вы относитесь неравнодушно. О нём интересно писать вам и интересно узнать другим. ( Мама, папа, друг, учитель, преподаватель танцев, живописи, технический работник, библиотекарь, тренер…) На протяжении очерка не бойтесь показывать своё отношение  к герою.

2. Понаблюдать за ним, обращая внимание на ОСОБЕННОСТИ внешности, на поступки, характерные для него. Выбираем только самые говорящие  детали. («У него лицо овальное, глаза красивые, уши нормальные» — табу!)
Как он говорит? Как слушает? Как сидит? Как ходит? Как улыбается? Как сердится?

3. Побеседовать по возможности с этим человеком.  Что его интересует? Чем он любит заниматься в свободное время?

4.Как он относится к другим людям? А другие люди к нему?

5.Можете ли вы описать поступок, который раскрыл перед вами характер этого человека?

Обратите внимание! Добрый юмор всегда приветствуется: он делает очерк более живым и эмоциональным.

Это содержание. Теперь определимся с формой, в которую будем «наливать» содержание.
Прекрасное содержание должно быть в интересной форме. Не так ли?
Предлагайте!

1. Текст в тетради или на листе
2. Презентация
3. Текст на компьютере с фотографиями
4. Текст со своими иллюстрациями
5.
6.
7.
 Варианты 5, 6, 7  и так далее придумайте сами.

А теперь задавайте вопросы!

1. Можно ли работу выполнять в парах?
Попробуйте.
2.Можно ли описать свою младшую сестричку?
Можно.
3. Можно ли…
МОЖНО.
 И ваш  «любимый»  мною вопрос:
Какого объёма должен быть текст?
Любого : от страницы в школьной тетради ( если ты второй Чехов), до 3 страниц,( если ты будущий Толстой). Главное — достаточно глубоко раскрыть внутренний мир человека.

Для примера!!! Можете зайти по ссылке и познакомиться с очень интересным портретным очерком:
http://artageless.com/portrait-sketch-interesting-person-401

А пока домашнее задание: описать внешность человека так, чтобы в описании был виден его внутренний мир.  На уроке послушаем друг друга, что-то посоветуем друг другу и обсудим план дальнейших действий.

На следующем уроке обсуждаем портретные зарисовки.


Первая портретная зарисовка написана несколько лет назад ученицей нашей гимназии для рубрики «Кто есть кто?». Эта рубрика существовала наряду с другими ( не менее интересными) в школьном журнале «Зеркало».  В ней изображён учитель нашей школы. Узнаете его?



Это человек среднего роста. На лице его морщинки, свидетельствующие о жизненном опыте. Взгляд немного лукавый. По нему сразу можно сказать, что он человек мыслящий, серьёзный, интеллигентный. Это подчёркивает также его строгий костюм, который он надевает в торжественных случаях, а в обычные дни  носит аккуратную рубашку с короткими рукавами.
  Он уже взрослый человек, но его улыбка! Улыбка у него как у ребёнка. Когда этот человек улыбается, у него сияют глаза, и тогда лицо напоминает лицо озорного мальчика. Смеясь, он как бы возвращается в детство. Он и сам любит шутить, даже не всегда поймёшь, когда  шутит, а когда говорит серьёзно.
   Вообще-то это очень ответственный человек: ни один вопрос, заданный ему, не останется без ответа. Он также терпеливый и сдержанный. Его золотое правило — не повышать голоса на учеников. Никогда.


Вопросы:


1.Что запоминается в зарисовке? 
2.Передаются ли черты характера через описание внешности? 
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?




Вторая зарисовка тоже об учителе, работающем в гимназии. И тоже из школьного журнала «Зеркало». 


Она невысокого роста, так что иногда заходишь в класс и не сразу замечаешь её в толпе учеников. Её проницательные глаза следят за каждым вашим движением. Оценивающий внимательный взгляд говорит об уме. Глядишь ей в глаза, и язык не поворачивается сказать неправду. У неё есть чувство юмора, и, улыбаясь или смеясь, она будто становится одной из нас. Слушая кого-нибудь, она смотрит в глаза, старается не пропустить ни одного слова и легонько кивает головой. Сразу видно, что мы ей интересны, и всё, что мы говорим, ей важно.

   Когда на уроке мы делаем письменные задания, она сидит за столом, что-то тоже обычно пишет, а ясные глаза и очаровательная улыбка говорят о том, что, какие бы мы ни совершали поступки, она всё равно нас любит. А иногда она так строго посмотрит, что даже страшно становится, особенно, когда отвечаешь и видишь, что учительница делает какие-то пометки. Неужели сейчас посыплется град вопросов? Ей удаётся быть строгой и весёлой, она не кричит, но никому в голову не придёт нарушать порядок на  её уроках.


Вопросы:


1.Что запоминается в зарисовке? 
2.Передаются ли черты характера через описание внешности? 
 3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?



А теперь читаем и обсуждаем зарисовки, написанные вами дома, с этой же точки зрения, обращая внимание на то, передаёт ли зарисовка особенности характера человека.
 К следующему уроку попробуем вспомнить и описать ОДИН поступок человека. Один, но такой, в котором ясно проявляется суть героя вашего очерка. 
Например:


  Есть в жизни моменты, которые всегда с тобой, до конца. Ты носишь их в себе молча, но наступает момент, когда они просятся наружу. Радостные и горькие, минуты счастья и отчаянья. 
Ленинград. Тогда ещё Ленинград. Незнакомая равнодушная улица, и я, такая одинокая в своей беде! Я вышла после трудного исследования из  Военно-медицинской академии. Болело тело, но эта боль была ничем по сравнению с приговором, который вынесли мне врачи. Слёзы катились по щекам, и не было никого, с кем я могла бы разделить страх и отчаянье. Чужой город, чужая улица, чужие лица.
    И вдруг я увидела знакомую фигуру! Глазам своим не верю! Навстречу мне шла моя сестра. Самый нужный мне в тот момент человек, самый родной и близкий. Она обняла меня, и я выплакала  отчаянье на её плече. И стала бороться дальше… И вот живу и помню то «чудное мгновенье»,  когда «передо мной явилась ты», моя сестричка!  Какая сила привела тебя тогда ко мне? Как ты почувствовала этот страшный миг? Я так благодарна тебе! Если бы не ты, я вряд ли смогла бы выкарабкаться.
    Позже я узнала, как внезапно тебя пронзило ощущение, что надо срочно ехать ко мне в больницу. Просто почувствовала. Пошла к директору школы, чтобы отпроситься на несколько дней. Не отпустили. Тогда ты сказала: «Неважно, отпустите или нет, я всё равно уеду». И уехала, хотя привыкла к учительской дисциплине. Ничто не могло и никто не мог тебя остановить: в трудный для меня момент именно ты подставила своё плечо.  Так было в детстве и так было сейчас.

Ты мой самый родной человек, моя старшая заботливая сестра.


Слушаем и обсуждаем написанное вами, друзья.



Остаётся решить, каким может быть вступление и каким заключение.


Вступление
А зачем оно нужно? Можно ли обойтись без него?
Можно, конечно. Взять быка за рога. Молниеносно и неожиданно. Но это надо уметь! 
А для большинства читающих ваше сочинение требуется всё-таки 1-2 предложения, чтобы подвести к теме, а ещё лучше «заманить» в текст, заинтересовать, заинтриговать. Поэтому вступление не должно быть шаблонным. 
Сравним 2 варианта вступления:


Вариант 1. 
 Разумеется, у каждого в жизни есть дорогие люди. Я тоже не исключение. У меня тоже есть один особый человек, про которого я сейчас напишу.


Вариант 2.
 Он вошел в наш класс размашистой походкой уверенного человека. Оглядел класс строгим взглядом. Мы замерли. И вдруг он улыбнулся, да так озорно, что наш страх растаял. Такой я помню первую встречу со своим учителем литературы, а заодно и директором школы Геннадием Александровичем Горчаковым.


Заключение
А оно зачем нужно? Нельзя ли обойтись без него?  Вряд ли. Читатель же должен понимать, что из ваших рук никто насильно не вырвал тетрадь, оборвав вдохновенный труд на полуслове. Значит, нужен «замочек», закрывающий текст. Лучше всего соединить в нем самые важные мысли, прозвучавшие в сочинении. На всякий случай, для непонятливых, чтобы идея вашей работы прозвучала ещё раз.
Сравним 2 варианта заключения:


Вариант 1.
Таким простым способом этот непростой человек определил мою судьбу, а я только сейчас об этом догадалась. Как не быть признательной за то, что он открыл для меня счастье творчества и вдохновения, мой судьбоносный человек!  Через годы я говорю ему: «Спасибо, мой учитель литературы!»

Очерк по сути похож на рассказ. В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью. Предлагаем несколько вариантов, как можно написать портретный очерк с примерами.

Как написать портретный очерк – примеры

Портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Содержание

  1. Портретный очерк мамы
  2. Портретный очерк отца
  3. Портретный очерк друга
  4. Портретный очерк подруги
  5. Портретный очерк одноклассницы
  6. Портретный очерк классного руководителя
  7. Портретный очерк Кира Булычёва

Портретный очерк мамы

Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени. Всегда удивляла эта её способность – находить все на свете.

Она улыбается: «Доча, ну ты как всегда». И я улыбаюсь в ответ. А как можно не ответить ей не улыбнуться? Вот она стоит передо мной: на ней смешной старенький розовый халатик, которые ей подарила моя бабушка на восемнадцатилетние, теплые махровые носки, темные волосы замотаны в полотенце и еле видны, косметики нет вовсе.

Она улыбается, и на лице появляются еле заметные морщинки. Но они не старят маму, а совсем даже наоборот. В таком виде она такая замечательная, такая домашняя.

Чувствую запах куриных грудок. Это мамины.

-«Доча, перед уходом обязательно поешь мои грудки.»

А это мама так свою любовь выражает. Все время ей хочется всех накормить. Ещё никто не уходил после общения с ней голодным.

-«Мам, ну я же опаздываю»,-отзываюсь я несколько грубо. Мама ничего не отвечает. Она понимает, что я не со зла. Люблю эту черту в ней. Если она видит, что кто-то не в настроении, то никогда не обратит внимание на грубость, а если и обратит, то все равно не ответит. Мама будто нутром чувствует, что это все нервы и ссору не развивает.

«Доча, а ключи ты взяла? А телефон? А деньги? Позвони, как приедешь!».

Да, опекать мама умеет. Я бы даже сказала, что это гиперопека! Всё ей нужно контролировать, все знать. Она всегда очень сильно переживает за всё, что хоть как-то касается её детей. Она говорит, что мы – самое важное в её жизни. И я ей верю. Ведь только такая любящая мама способна на те вещи, которые она делает, не взирая на наш, в принципе взрослый, возраст: и постирает, и зашьет, и уберёт. А даже ведь не просишь никогда. Всё по своей инициативе.

Но больше всего я люблю в ней эту её моральную помощь, моральную поддержку. Ведь с ней можно поделиться абсолютно всем! Мама всегда выслушает, всегда подскажет как поступить и никогда не осудит. У нее, кстати, довольно необычный подход решения ко всем проблемам. Мама будто как-то по особенному смотрит на этот мир, под каким-то другим углом. Мне это безумно нравится!

Конечно, бывают и не самые лучшие дни. Если наша мама в плохом настроении, то, уверяю вас, к ней лучше вообще не подходить и ни о чём не спрашивать. Тут может сработать еще одно качество ее личности – эмоциональность.

Да, моя мама очень эмоциональный человек. И не смотря на свою доброту и терпеливость, в определенный момент она может прямо-таки взорваться. И тут уже спасайтесь кто может. И крикнет, и кинет чем-нибудь. Только я ее всё равно люблю! Да и нормально это, должен же быть хотя бы один недостаток у самой лучшей мамы на свете.

И это лишь маленькая часть из того, что можно рассказать о моей маме. Она настолько интересный и противоречивый человек, что, пожалуй, можно написать целую книгу. Самое главное, что она очень любит нас – своих детей и учит быть добрыми, терпеливыми, щедрыми….такими же как она сама.

Портретный очерк отца

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…

Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.

Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

Портретный очерк друга

Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.

М*** — парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни.

Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера — рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.

Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми — нет.  Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.

Позже  выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я.  День за днем, неделя за неделей — мы сдружились,  и дружим по сей день с этим добрым человеком.

Портретный очерк подруги

Я решил написать очерк о своей подруге Насте. Мы живем с ней в соседних домах и дружим с самого детства. Настя хороший, добрый человек, с ней всегда интересно. У нее длинные черные волосы, которые она всегда заплетает в косу. Однажды Настя решила их обрезать, но я ее отговорил, мне кажется, длинные волосы ее украшают.

У моей подруги большие зеленые глаза, обрамленные пушистыми ресницами и черными бровями. Когда она думает о чем-то, между бровей появляется складка, что придает ее лицу серьезности. На щеках у Насти часто появляется румянец, стоит ей побегать или разволноваться.

Лицо у нее овальной формы, а кожа слегка смуглая, летом приобретает золотисто-коричневатый оттенок. Губы у Насти тонкие, когда она улыбается, видно ровные белые зубы. Над верхней губой у нее есть небольшая родинка. В ушах моя подруга носит серебряные сережки с зеленым камнем, которые ей когда-то подарила бабушка.

Настя среднего роста, ниже меня на полголовы. Фигура девочки далека от модельной, она довольно полная, но ее это не портит. На мой взгляд, это придает ей определенного очарования. Она все время занимается каким-то спортом, но это не очень-то помогает ей обрести желаемую форму. Настя всегда была такой, мы все к ней привыкли и не представляем подругу худой.

Юбки и платья она почти никогда не надевает, комплексуя из-за своего веса. В основном Настя носит джинсы, футболки и рубашки. В ее гардеробе есть, по-моему, только одно платье, которое она надевала на первый звонок. Настя почти не красится, хотя все девчонки в нашем классе уже это делают. Она говорит, что не понимает, зачем ей это нужно, и я с ней в этом согласен.

Моя подруга хорошо поет и выступает на всех школьных праздниках. Мне нравится слушать ее пение. В целом я считаю ее вполне симпатичной девочкой. Я рад, что мы дружим и надеюсь, что так будет и дальше.

Портретный очерк одноклассницы

В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка.

Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.

В свободное время Тоня любит читать художественную литературу и смотреть сериалы. Я знаю, что ей нравится читать современных зарубежных писателей.

Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойти по пути, который она уже сейчас для себя определила.

Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.

Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня — человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.

С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.

Портретный очерк классного руководителя

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленской Светлане Анатольевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2015 года. Педагогический стаж у нее 20 лет, 5 из них в нашей школе.

Светлана Анатольевна родилась и выросла на Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Тобольске.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гулиева Елена Александровна, на данный момент они лучшие подруги.

У Светланы Анатольевны очень запоминающаяся внешность: высокая , среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Портретный очерк Кира Булычёва

«Кирилл Булычёв» – псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста – Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя.

Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять – он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80‑е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв – лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост – нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Читайте также: Краткое содержание «Песочные часы» сказки В. Каверина.

Создавая портретный очерк, автор показывает действия человека в определённой ситуации, воспроизводит яркий эпизод из жизни героя, передаёт диалог с ним, рисует портрет, черты внешнего облика героя, раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека.

В русском языке и литературе несколько жанров. Публицистика характеризуется заметками в стиле фельетон и репортаж, их можно также писать в жанре портретный очерк, примеры сочинений которого помогут понять, какие характеристики используют при описании определённого человека: товарища или известного деятеля. Можно рассказывать о времени знакомства, где это произошло и при каких обстоятельствах. Красочности добавят эпитеты.

Оглавление:

  • Характеристика текста
  • Стилистические особенности
  • Реальные истории

Портретный очерк мамы

Характеристика текста

Портретный очерк известного человека — вид рассказа, в котором используют факты из жизни героя с сохранением всех особенностей, а в основе лежат реальные факты. Отмечают событийность, творческий вымысел.

Портретный очерк примеры сочинений

Основной признак — описание с натуры. Текст отличается композиционным построением, которое может быть выражено:

  • эпизодом с изображением встречи, взаимоотношений персонажей (связь с помощью причинно-временной последовательности).
  • описанием обстоятельств природы и общества и рассуждением о них.

Чтобы соединить несколько литературных компонентов, нужно активизировать мысль автора. В этом помогут выразительность и колоритность языковых средств. Написать текст несложно, главное, передать впечатления от общения или от прочитанного об известном человеке. Тогда сложится впечатление о личном знакомстве с тем, о ком рассказывается в очерке.

Иногда сюжет может отсутствовать или быть слабым. При этом автор переходит от одного явления к другому, часто описывает события от первого лица. Это позволяет более свободно компоновать уже известный материал, сравнивать, проводить аналогии. В рассказе можно использовать публицистические рассуждения, социальные явления, статистические данные.

Стилистические особенности

Уже во втором классе ребятам предлагают «нарисовать» человека с помощью слов. Чаще всего это портретный очерк мамы, так как дети могут описать внешние данные, чем они занимаются вместе в выходной день, какие чувства испытывают друг к другу и как это проявляется.

Автор делает зарисовку внешнего и внутреннего мира, даёт полную характеристику, упоминая, как окружающая среда влияет на поступки того, кого описывают. Очеркист составляет и высказывает личное мнение на основании исследования объекта, обязательно делает заключение и вывод. Например, если пишут про подругу, говорят, что с ней можно идти по жизни смело.

Портретный очерк

Часто описание брата, бабушки сопровождается употреблением художественных средств. Они помогают показать жизненные явления, более тонко передать состояние души, воссоздать «кусочек» реальности. Использование пейзажа помогает:

  1. Провести контрастное сравнение душевного состояния человека и окружающего его мира.
  2. Раскрыть характер и мировоззрение героя.

Имеют значение даже самые мелкие детали. Они помогают трактовать те или иные события, создавать символические образы. Даже несущественные моменты могут служить фоном, необходимым для восприятия целостного впечатления о происходящих событиях.

Прежде чем сочинить небольшое произведение, нужно решить, о чём писать. Рассказ должен вызвать интерес у читателей. Поможет в этом создание определённых образов и передача эмоций, использование простого читательского языка, минимум цитирования.

Реальные истории

Если темой для написания является портретный очерк, можно рассказать о моменте знакомства, как и почему завязалась дружба. Важно передать его качества: чувство юмора, умение поддержать. Вот образец такого рассказа.

Портретный очерк друга

С Егором я знаком давно. Общение с ним всегда вызывает улыбку. Это открытый человек, оптимист, неунывающий даже в самой сложной ситуации. Голубые глаза и вихрастый чуб делают его моложе. Когда он начинает говорить, собеседник не может не поддержать беседу. Лёгкий характер позволяет быстро сходиться с незнакомыми людьми.

Рост у Егора всего 165 см, но он всегда чувствует себя уверенно даже с теми, кто значительно выше. Короткая стрижка, ямочки и всегда смеющиеся глаза заставляют взглянуть на него, как будто через специальные очки, которые делают его не таким уж простым человеком. Ему можно доверять и довериться — так считаю я и многие товарищи.

Первая встреча произошла в банальной обстановке — мы сидели за одной партой первого сентября. Это мы делали и последующие 11 лет. Тогда мальчишка со взъерошенными волосами и широкой улыбкой покорил меня. Он твёрдо решил, что нам вдвоём в школе скучно не будет никогда — так и получилось. Учились мы на четвёрки и пятёрки, всегда принимали участие в мероприятиях. Хотя, раньше я думал, что мне это не нравится.

А как Егор играл! Театральный кружок развивался, мы ставили классические пьесы, помогая понять смысл жизни тем, кто не хотел читать большие произведения. Мой друг был великолепен в любой роли: в качестве прекрасного рыцаря или нищего, так что вниманием мы не были обделены никогда.

Портретный очерк известного человека

Я рад, что в моей жизни есть такой человек. Нам всегда есть о чём поговорить, мы понимаем друг друга с полуслова. И даже расстояние, которое разделяет нас сейчас, не мешает по-прежнему оставаться на связи.

Что касается знаменитых людей, в школе часто пишут о А. С. Пушкине. Это поистине человек великолепной души. Он не только любил Россию, он вдохновлялся ею. Его произведения лишний раз доказывают, насколько точно он мог предсказать будущее. Уникальная внешность, которая досталась от знаменитого деда, душа, готовая раскрыть все глубинные секреты природы с помощью «живого» слова — всё это делает поэта ещё более загадочным.

Написание портретного очерка — дело несложное. Главное, знать мельчайшие подробности о человеке. Тогда можно раскрыть его значимость, поступки, натуру и особенности, позволяющие показать важность присутствия человека в жизни автора рассказа.

В русском языке и литературе несколько жанров. Публицистика характеризуется заметками в стиле фельетон и репортаж, их можно также писать в жанре портретный очерк, примеры сочинений которого помогут понять, какие характеристики используют при описании определённого человека: товарища или известного деятеля. Можно рассказывать о времени знакомства, где это произошло и при каких обстоятельствах. Красочности добавят эпитеты.

Разновидности очерков

Не все понимают, что такое очерк и как его писать. В литературе существует несколько определений и видов написания. Все они имеют свои особенности и стиль. Очерки бывают следующими:

Разновидности очерков

  • портретный;
  • проблемный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • путевой;
  • социологический.

К самым литературным видам относится портретный очерк. Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя.

Проблемный очерк отличается присутствием кого-то конкретного конфликта, который можно решить, проанализировав информацию. Для этого автору необходимо привести аргументы из литературы, жизни, статистические данные. Очеркисту необходимо попытаться вовлечь в обсуждение проблемы читателей. Такой жанр произведения чаще используется в журналистике.

Художественный очерк отличается тем, что на читателя большее влияние оказывает написанное, нежели факты. Задача автора заключается в необходимости правильно затронуть эмоции читателя.

Публицистический очерк

Публицистический очерк очень похож на социологический. Только тут очень чётко прослеживается позиция писателя. Он не просто описывает проблему и выносит её на всеобщее обозрение, но и высказывает свою точку зрения.

Путевой жанр является одним из наиболее часто используемых. Задача очеркиста в таком произведении описать занимательное событие, которое произошло. Например, какой-то случай во время поездки. Автор может описать местность, поделится воспоминаниями о каком-то случае, рассказать о людях, с которыми довелось повстречаться.

В социологическом очерке описывается какая-то крупная общественная проблема. Например, повышение количества курящих среди школьников. В этом произведении необходимо составить объективные цифры и реальные факты. Писаться такой текст должен понятным и простым языком.

https://youtu.be/bmt1ZnGw0Gg

Доклад «Портретная галерея Лермонтова»

ЛЕРМОНТОВ Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта. Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф.О. Будкин, П.Е. Заболотский, А.И. Клюндер, К.А. Горбунов — авторы основной прижизненной иконографии Лермонтова — все впоследствии стали академиками живописи) эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Лермонтова.

Неизвестный художник Портрет М.Ю. Лермонтова в возрасте 3-4 лет 1817-18 гг. Холст, масло. 62,0 х 52,5 Государственный литературный музей. Москва
Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос. Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Оттуда – в Государственный литературный музей.

Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. На портрете мы видим шести – восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём. В Институт русской литературы портрет поступил из Тархан в 1927 году. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако сходство с первым, достоверным портретом и с описанием наружности Лермонтова-ребенка, сделанным А.П. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным.

Этот портрет (холст, масло), как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. Здесь Поэт изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру — удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра – портрет внушает доверие не только верно переданными, красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубиной взгляда, которую художнику так точно удалось уловить. А.М. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами». До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 г., при первом отдельном издании А.И. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П.З. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете «Новое время» (23 марта, №10434) в обозрении был помещен следующий текст «Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой». Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. Дополнительным подтверждением авторства Ф.А. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм, и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П.З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Лермонтова, и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы.

Следующий портрет относится к январю — февралю 1837 года. Выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская галерея). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А.А. Столыпина в 1925 году был передан в Государственную Третьяковскую галерею. Несмотря на то, что Заболотский не был крупным мастером, портрет, выполненный в реалистичной манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. В 1841 году А.П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло; Институт русской литературы); копия 1870 года выполнена В.Г. Перовым по заказу П.М. Третьякова. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизвестного художника, с которого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией, хранящаяся в Институте русской литературы.

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель; в Государственный литературный музей поступил из ФРГ). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А.М. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 году передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение В.А. Лопухиной) искусствоведу В.Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, № 31, с. 9. В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета. До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О.А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель; Институт русской литературы; см. в кн.: «Демон», изд. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.

Это самый ранний портрет Лермонтова, работы Клюндера — 1838 года (бумага, акварель; Институт русской литературы). Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Портрет подписной, датированный: «38/XI». Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М.Г. Хомутова (?). Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. музей и оттуда — в Институт русской литературы. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Другой его портрет Лермонтова — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.; с 1917 — ИРЛИ). Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. В.А. Меншикова (гравюра на стали; ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 году в Государственный литературный музей поступил портрет, очень близкий этой гравюре, — скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.

Второй портрет работы А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего портрета, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель; с 1917 находится в Институте русской литературы).

Портрет работы Заболотского (картон, масло; хранится в Институте русской литературы). Лермонтов одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» (славянскими литерами). Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. Портрет хранится в Институте русской литературы.

Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. А.А. Краевский заказал его К.А. Горбунову (бумага, акварель). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. В 1875 году П.А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонтовский музей портрет поступил от художника в 1882 году). В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Институте русской литературы хранятся акварельные копии, на которых повреждения не переданы. В 1842 году по акварельному портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, которая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с январским номером журнала. Портрет Горбунова был приложен также к первой части «Стихотворений» Лермонтова (1842—44). Таким образом, работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий. Портрет хранится в Институте русской литературы.

На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Портрет оставляет тяжелое впечатление.

Особенности написания

Сложность написания портретного повествования заключается в жанровой особенности и склонностью к истине. Он имеет некоторые особенности. Примерный план портретного очерка:

Работать за ноутбуком

  • при написании используется малая повествовательная форма;
  • описываются только реальные люди;
  • затрагивается какая-нибудь проблема;
  • на 80% состоит описанием с натуры;
  • автор высказывает своё мнение.

Получается, что очерк — это некий краткий рассказ о персоналии человека, насыщенный образами.

Прежде чем начать самостоятельно писать очерк, автору необходимо знать некоторые особенности. Его задача заключается в вызове интереса у читателей. Автор должен показать больше образов, эмоций. При написании текста не стоит увлекаться цитированием. Написать нужно обычным читательским языком.

История возникновения

Очерк в качестве жанра начал развиваться в лондонских журналах 18 века. Исследователи связывают происхождение жанра с несколькими факторами.

  1. Во-первых, с возникшим интересом к нравоописательным бытовым сценам из обычной жизни.
  2. Во- вторых, с развитием литературы путешествий.

Робинзон Крузо мем

Окончательно оформился жанр очерка в 20-е годы 20 века. Очерком стали стремиться задокументировать то или иное событие, явление. Появился акцент на документальности изображаемого. Стало модно не сочинять, а излагать факты, поэтому на основе очеркистики сформировался целый пласт новой литературы — нонфикшн.

Известный человек

Известного человека необязательно должна знать вся страна или даже мир. Это может быть, например, хороший врач небольшого города или посёлка. Он является знаменитым в своём населённом пункте. Получается, что под это описание подойдёт любой, кто имеет хоть какую-то известность. Пример сочинения портретного очерка об известном человеке:

Врач

«Я бы хотела рассказать о выдающейся личности, которая живёт у меня по соседству, врач-хирург нашей районной больницы. Зовут его Антон Юрьевич Берсенев. Человека этого знают во всём городе и районе. Эта профессия является одной из благородных и нужных.

Стать хирургом может далеко не каждый. Для этого необходимо иметь призвание, обладать теоретическими знаниями, добрым сердцем, состраданием и искренним желанием помочь. Необходимо быть готовым отдать всю свою жизнь на благо человеческого здоровья.

Антон Юрьевич всем своим видом внушает доверие. Это высокий, коренастый мужчина с большими и сильными руками. На вид ему лет 45. Его волосы были когда-то чёрными, но сейчас видна проседь. И так, как мне кажется, даже немного лучше.

У него большие голубые глаза и чёрные густые ресницы. В его взгляде видна доброта. Нос с горбинкой, чуть пухлые губы. Антон Юрьевич обладает очень приятной внешностью. В жизни этот человек является интересным собеседником, общительным и позитивным.

Берсенев А. Ю. — отличный специалист в своей области. Он имеет высшее медицинское образование, постоянно совершенствует свои знания и изучает новые методики.

Особенности написания портретного очерка

Ни для кого не секрет, что профессия хирурга — это самопожертвование ради людей. Они всегда должны быть готовы прийти на помощь в любое время дня и ночи. От них зависит не только здоровье пациентов, но и жизнь. Любая ошибка может привести к печальному исходу. На этих людях лежит очень большая ответственность.

Бо́льшую часть своего времени врачи проводят на работе, и мой сосед не исключение. Его жизнь заключается в помощи людям. И ему это очень нравится».

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Сочинение про друга

У меня есть школьный друг, и зовут его Саша. Мы сидим за одной партой. Саша является самым высоким мальчиком в нашем классе. Он обладает худощавым телосложением. У него круглое лицо, русые волосы, большие глаза тёмно-коричневого цвета, иногда даже может показаться, что они чёрные. Небольшой нос и тонкие губы. На брови имеется небольшой шрам от неудачного падения в детском возрасте.

Портретный очерк

Когда смотришь на него, возникает ощущение, что он очень похож на свою маму, но сам Саша говорит — он копия отец. И переубедить его в этом невозможно.

Мой друг очень добрый и отзывчивый человек. Он является душой любой компании. В классе его очень все любят и уважают, всегда считаются с его мнением и прислушиваются к его советам. Если что-то нужно, то он первый придёт на помощь. Учится на отлично, ходит в музыкальную школу, занимается хоккеем.

Не каждый может похвастаться тем, что у него есть лучший друг, на которого можно положиться. Мне очень повезло, что у меня есть такой товарищ.

https://youtu.be/RmcAYFE—qc

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Пример рассказа о сестре

У многих есть старшая сестра. И я не являюсь исключением. Считаю, что мне очень повезло со старшей сестрой. Её зовут Лиля, и она старше меня на семь лет.

Она небольшого роста, полновата. Короткие волосы соломенного цвета, большие зелёные глаза, небольшой нос и губы средней толщины. Имеет небольшую родинку на подбородке и ямочки на щеках. Улыбчивая, позитивная девушка.

Сестра

Отличительной чертой сестры является отзывчивость. Она никогда не пройдёт мимо человека, которому требуется помощь. И для неё совсем неважно, знает она его или нет. И, наверно, благодаря такой черте у неё много друзей и знакомых. Сестра очень добрая и никогда не сердится.

Учится в педагогическом институте на математическом факультете. Хочет стать учителем математики. Она мечтает об этой профессии с детства. Я думаю, у неё обязательно всё получится. В свободное время она занимается волонтёрством. Её хобби вышивать крестиком. Она настоящая рукодельница.

Ещё у неё есть кот по имени Тишка. Когда-то она подобрала его на улице маленьким и беспомощным. Наши родители были против животных дома. Моя сестра целый месяц тайком держала котенка у себя в комнате, кормила его, ухаживала. На деньги, которые давали родители ей на обеды, она возила Тишку к ветеринару и лечила. Когда мама с папой узнали о котёнке, они всё-таки разрешили ей оставить его. Моя сестра замечательный человек.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное — по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать портрет идеального мужчины
  • Как написать портрет гуашью для начинающих
  • Как написать портрет акрилом поэтапно для начинающих
  • Как написать порознь
  • Как написать поработать