Как написать последовательность аккордов

последовательность аккордов

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Аккордовая последовательность – что это?
  • 3 Применение последовательностей аккордов
  • 4 Примеры последовательностей аккордов
  • 5 Как построить аккордовую последовательность
    • 5.1 Основная информация
    • 5.2 Кварто-квинтовый круг
  • 6 Последовательности аккордов в тональности
  • 7 Частные случаи и моменты
  • 8 Общие советы

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Применение последовательностей аккордовВо-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Akkord DmAkkord E

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция, а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая. При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

Гамма Ля-минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Кварто-квинтовый круг

Самое главное, что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F G A A# C D E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

последовательность аккордов в тональности

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

красивые последовательности аккордов1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда у вас в голове крутится несколько аккордов, но вы никак не можете превратить их в законченную песню? При таком развитии событий, музыканты часто начинают лениться, списывая трудности на отсутствие вдохновения и кризис идей.

Используя базовые знания музыкальной теории и песенной структуры, можно превратить любую последовательность аккордов за 10 минут в готовый к аранжировке черновик. SAMESOUND.RU рассказывает, как написать песню из любой последовательности аккордов. Песня будет типичной по своей структуре, но для чернового варианта большего и не нужно. Сейчас нас не волнуют вопросы аранжировки и стилизации, наша задача — получить готовый к работе черновик.

Файлы урока

Гармония и куплет

Возьмем простую музыкальную идею — восьмитактовый отрезок из аккордов C, Am, F, G. Каждому аккорду в этой последовательности отведено два такта. Пусть эта последовательность станет куплетом нашей композиции.

  1. Прогрессия аккордов C-Am-F-G

Диатоническая последовательность аккордов

Наша последовательность построена на диатонических аккордах в тональности До мажор (см. Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов, Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Если взять все звуки гаммы До мажор и построить на их основе аккорды, то мы получим семь диатонических трезвучий: C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim.

Каждое из семи трезвучий подходит под звучание тональности. Благодаря этому мы можем безболезненно менять или дополнять аккорды базовой последовательности на любые другие трезвучия, входящие в гамму.

  1. Последовательность из аккордов C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim

Мелодия куплета

Введем в аранжировку мелодию в верхнем регистре. Мелодия в куплете строится на звуках все той же гаммы До мажор, поэтому она всегда попадает в аккомпанемент. Аккомпанемент и мелодическая линия на выходе дают готовый куплет, к которому по желанию можно добавлять любые биты и другие инструменты.

  1. Мелодия в До мажоре

Прехорус (Бридж)

Бридж или прехорус — связующее звено между куплетом и припевом, аккорды которого должны плавно перетекать из одной части песни в другую. Проще всего построить бридж на аналогичной куплету структуре, с полным или частичным использованием тех же аккордов, но в другом порядке.

Чтобы создать переходную часть, возьмем четыре аккорда из куплета и заменим два из них на любые аккорды из диатонической последовательности, составленной ранее. Например, поменяем аккорд C на Em, а аккорд F заменим трезвучием Dm. Так мы получим последовательность Em, Am, Dm, G.

  1. Последовательность аккордов Em-Am-Dm-G

Мелодия прехоруса

Мелодию в прехорусе можно построить изменением мелодии куплета. К примеру, сделаем мелодию восходящей и слегка поменяем ее ритмический рисунок.

  1. Мелодия прехоруса

Припев

Припев — яркая часть любой песни, которая должна выделяться на фоне куплета. Возьмем аккорды куплета и прехоруса и сократим их длительность до одного такта — это даст нам новую последовательность C, Am, F, G, Em, Am, Dm, G.

  1. Припев: последовательность аккордов C-Am-F-G-Em-Am-Dm-G

Мелодия припева

Так как припев построен на комбинации аккордов куплета и прехоруса, мелодия из куплета отлично впишется в припев композиции. Скопируем мелодию и для разнообразия поменяем некоторые ноты в каждом втором такте — это создаст вариативность музыки.

  1. Мелодия в припеве

Структурирование идей

У нас появилась база будущей песни — куплет, бридж и припев. Чтобы сделать песню более логичной и завершенной, добавим двухтактовый проигрыш (тэг или постхорус) после припева, который плавно подведет нас к следующему куплету. Построить такой проигрыш можно на двух тактах аккорда До мажор — простое и очевидное решение.

Далее песня идет своим чередом: еще один куплет, прехорус, снова припев. Второй припев можно повторить дважды.

  1. Два куплета, прехоруса и припева 1:52

Проигрыш, концовка и вступление

После второго припева часто используется проигрыш, именуемый Middle 8 (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке). Такие проигрыши часто контрастируют с остальными частями песни за счет изменившегося настроения музыки. Чтобы добиться подобного эффекта, начнем проигрыш с аккорда Ля минор. Дополним проигрыш аккордами Em, Dm и G, взяв их из диатонического ряда, построенного в самом начале.

После проигрыша слушателей будет ожидать еще один или несколько припевов — последний аккорд проигрыша (G) логично и аккуратно подведет музыку к первому аккорду припева (С). При этом припев может одновременно выступать и в роли концовки (оутро) композиции. Вступление песни можно сделать из куплета — просто возьмите два первых аккорда.

  1. Вся композиция 2:45

Аккордовые последовательности – это наборы трезвучий или септаккордов, сменяющих друг друга. Одна короткая цепочка может замыкаться и повторяться на протяжении всей песни. Произведение может состоять и из нескольких комбинаций: одна для куплета, другая для прехоруса, третья для припева. Песня может представлять собой и одну сложную аккордовую последовательность, которая создает постоянное развитие. Количество трезвучий может варьироваться. Многие фанк-композиции строятся на одном септаккорде, но это специфика стиля. В других музыкальных произведениях, как правило, используется несколько аккордов.

Как составлять аккордовые последовательности?

Умудренные опытом продюсеры строят цепочки с хроматизмами, отклонениями, модуляциями и другими гармоническими нагромождениями. Такие ходы придают песне интересную текстуру, динамичность и драматизм. Но не стоит гнаться за сложностью. Во-первых, современному слушателю витиеватые аккордовые последовательности могут показаться старомодными. Во-вторых, начинающий композитор может запутаться в ответвлениях и сочинить что-то несуразное. Поэтому для начала придерживайтесь нескольких правил.

Работайте в одной тональности. К примеру, ля-минор включает в себя аккорды Am, Bdim (можно не использовать), C, Dm, Em (обычно вместо него играют E), F, G. Берите любой из них – и вы точно не промахнетесь. Но в другой тональности будет уже другой аккордовый состав.

Стремитесь к тонике. Старайтесь начинать или заканчивать аккордом первой ступени (тоническим трезвучием). В тональности ля-минор это Am (ля-минор). Так аккордовая последовательность будет звучать законченно, основательно. Вы и сами почувствуете это тяготение, когда начнете играть.

Опирайтесь на основные аккорды. Возьмите за основу первую, четвертую и пятую ступени. Это тоника, субдоминанта и доминанта. В ля-миноре они представлены как Am, Dm и Em (E). Это самая распространенная аккордовая последовательность. Она обеспечивает наиболее логичное гармоническое развитие.

Добавьте другие ступени и послушайте. Когда освоите проход от тоники через субдоминанту и доминанту к тонике, попробуйте заменить одну из этих ступеней третьей, шестой или седьмой. Или дополните состав, не меняя основу. И обязательно слушайте, красиво ли это звучит. Если нравится – оставляйте.

Вы можете прочитать, как использовать генератор аккордов Amped Studio и попробовать создать свою мелодию онлайн.

Как обозначают гармонические цепочки?

Представьте, что вы гармонизовали песню, но пока не нашли оптимальную тесситуру, высоту, которая была бы комфортна и для вокалиста, и для гитариста, и для басиста. Возьмем какую-нибудь нехитрую аккордовую последовательность: к примеру, Am – F – Dm – E. Если мы сдвинем ее на два тона, у нас получится уже Cm – Ab – Fm – G. Еще на тон вверх: Dm – Bb – Gm – A. Обозначения постоянно меняются.
Но мы понимаем, что общее звучание, взаимоотношения аккордов остаются теми же, меняется только тональность. Поэтому многие музыканты стали обозначать аккордовые последовательности римскими цифрами, по ступеням. Так наша гармония будет иметь вид «i – VI – iv – V». Минорные аккорды обозначают строчными символами, мажорные – заглавными.
Теперь аккорды любой тональности сводятся к семи римским цифрам. Некоторые музыканты используют даже более привычные арабские цифры. Например, так обозначают аккордовые последовательности в джазе. Основными ступенями считаются I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта). Но остальные ступени тоже очень часто используются в музыке. На всякий случай держите аккордовую шпаргалку. Здесь по ступеням расписан аккордовый состав каждой тональности.

I ii iii IV V vi vii°
C C Dm Em F G Am
C# C# D#m E#m F# G# A#m B#°
D D Em F#m G A Bm C#°
D# D# Fm Gm G# A# Cm
E E F#m G#m A B C#m D#°
F F Gm Am A# C Dm
F# F# G#m A#m B C# D#m E#°
G G Am Bm C D Em F#°
G# G# A#m Cm C# D# Fm
A A Bm C#m D E F#m G#°
A# A# Cm Dm D# F Gm
B B C#m D#m E F# G#m A#

[Таблица ступеней и аккордов в мажорных тональностях]

i ii° III iv v VI VII
Cm Cm D° D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#° E F#m G#m A B
Dm Dm E° F Gm Am A# C
D#m D#m E#° F# G#m A#m B C#
Em Em F#° G Am Bm C D
Fm Fm G° G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#° A Bm C#m D E
Gm Gm A° A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#° B C#m D#m E F#
Am Am B° C Dm Em F G
A#m A#m C° C# D#m E#m F# G#
Bm Bm C#° D Em F#m G A

[Таблица ступеней и аккордов в минорных тональностях]

Что такое диатоника и хроматика?

Диатоника – это звукоряд, в котором все ноты располагаются по чистым квинтам (вверх) или по чистым квартам (вниз). Попросту говоря, это обычная минорная или мажорная гамма из семи ступеней. От каждой из ступеней мы можем отложить одно трезвучие. Оно будет либо мажорным, либо минорным. Если мы захотим, к примеру, в тональности ля-минор выстроить от ноты ля минорное трезвучие, у нас не получится это сделать, потому что в диатонической тональности ля-минор нет ноты до-диез, которая входит в аккорд ля-мажор.
Таким образом, диатоника дает нам четкий набор нот, интервалов и аккордов. Работая в рамках диатонического ряда, мы избегаем диссонансов и странных для слуха аккордовых последовательностей. Грубо говоря, любая тональность (например, ми-мажор, си-бемоль-минор и т.п.) – это диатоника. Что касается аккордов, то в мажоре у нас есть три мажорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три минорных и один уменьшенный (VII ступень). В миноре у нас есть три минорных аккорда (тоника, субдоминанта и доминанта), три мажорных аккорда и один уменьшенный (II ступень). Как мы видим, состав остается тем же, меняется только порядок. Так что и мажор, и минор, и другие «натуральные» лады (фригийский, локрийский и т.д.) представляют собой диатоники.
Хроматический звукоряд – это 12 нот, расставленных по полутонам. Две соседние ноты образуют интервал, который называется «малая секунда» (например, до и до-диез). В рамках хроматической гаммы возможны любые мелодии, интервалы и аккордовые последовательности. Но произведения, построенные на хроматике, могут иметь специфическое звучание, так как по сути композитор здесь ничем не ограничен. Любые диссонансные интервалы и самые странные гармонические комбинации не будут нарушать хроматику.
Но аккуратное вплетение хроматизмов в музыку добавляет ей красоты и оригинальности. К примеру, увеличенное трезвучие до (Caug) или малый мажорный септаккорд до (C7) для тональности ля-минор являются хроматизмами, так как в Caug есть нота соль-диез, а в C7 – си-бемоль. Эти ноты не входят в тональность ля-минор. Но вы можете вплести Caug или C7 в песню в ля-миноре так, что они будут уместны.

Простые аккордовые последовательности

Далее мы рассмотрим конкретные цепочки, которые можно применять на практике. Не будем брать хроматизмы, так как это сложная и специфическая тема. Обратимся к комбинациям трезвучий, построенных на семи ступенях диатоники. Как мы уже сказали, количество аккордов в цепочке может быть разным. Самый простой вариант – аккордовая последовательность из двух трезвучий.
Такая форма придает песне специфическую окраску. Здесь четко улавливается возвратное движение. Мы как будто ходим вперед-назад, но не можем спрыгнуть с этой траектории. Причем ее длина может быть разной. Одному аккорду вы можете отдать хоть целый такт или даже половину куплета. А можете, наоборот, сократить дистанцию и делать смену на каждую четверть. Не важно, строите вы аккордовую последовательность в мажоре или в миноре, в любом случае у нас есть несколько паттернов.

  • I – V (например, Am – E или C – G)
  • I – IV (Am – Dm или C – F)
  • I – VII (II) (Am – G или C – Dm)
  • I – III (Am – C или C – E)
  • I – VI (Am – F или C – Am)

Как вы заметили, во всех парах присутствует тоническое трезвучие. В любом произведении есть первая ступень, иначе музыка теряет основание или первой ступенью становится какая-то другая нота. Но тяготение в тонику имеется в любом случае. Его требует наше слуховое восприятие.
Но вот пример, когда мы можем убрать тонику из аккордовой последовательности. Играйте весь куплет движение IV – V – IV – V – IV – V – IV – V (или любое другое, но без I). А припев начните с тоники. Так у вас получится гармоничное курсирование: куплет метался между неустойчивыми ступенями, но припев нашел тонический выход.
Также будет отлично работать контраст между скупым на аккорды куплетом (возьмем то же блуждание между двумя ступенями) и насыщенным аккордовыми последовательностями припевом или прехорусом. Играйте, к примеру, весь куплет i – VI – i – VI – i – VI – i – VI (Am – F), а в припеве – i – VI – III – V (Am – F – C – E). Экспериментируйте. Даже простые ходы дают возможность придумать что-нибудь необычное.

Паттерны из трех аккордов

Усложним гармонию, добавим еще одно звено. Стандартное движение как раз и состоит из трех точек: тоника – субдоминанта – доминанта. По устойчивости это, пожалуй, лучшая аккордовая последовательность во всем разнообразии мировой музыки. Но под ритм на 4 счета она не подходит, поэтому в ней дублируют или продлевают одну из трех ступеней. Получается несколько модификаций.

  • I – IV – V – V
  • I – IV – IV – V
  • I – I – IV – V
  • I – IV – I – V
  • I – V – IV – V

Почему бы не взять какую-нибудь из побочных ступеней? Композиторы часто так и поступают. Причем другие ступени способны выполнять те же функции, что и основные: II – субдоминантовую, III – тоническую или доминантовую, VI – тоническую или субдоминантовую, VII – доминантовую. То есть они создают ту же силу тяготения в тонику, что и субдоминанта и доминанта, и имеют схожий с ними характер. Вы можете как заменять этими аккордами основные трезвучия, так и добавлять их в базовую аккордовую последовательность. Получается еще больше вариантов.

  • I – II – V – V
  • I – II – II – V
  • I – I – II – V
  • I – II – I – V
  • I – V – II – V
  • I – II – IV – V
  • I – IV – II – V
  • I – III – IV – V
  • I – III – VI – IV
  • I – IV – VI – V
  • и так далее

12-тактовая аккордовая последовательность

По сути это та же базовая трехаккордовая цепочка I – IV – V, но растянутая на 12 тактов. Первые 4 такта играем тонику, затем 2 такта субдоминанту, возвращаемся обратно на тонику и стоим на ней 2 такта, потом 2 такта на доминанте и 2 такта на тонике. Начало и конец можно разнообразить: в самом последнем такте сыграть доминанту в качестве перехода к следующему паттерну, а перед этим вставить субдоминанту. В общем, получается такая схема: T – T (S) – T – T – S – S – T – T – D – D (S) – T – T (D).
Это достаточно узнаваемая аккордовая последовательность для гитары, она используется во многих блюзовых произведениях. Но еще чаще ее применяют в качестве аккомпанемента для импровизации. Один гитарист играет эту комбинацию аккордами, второй исполняет под нее джем-соло. В какой-то момент они меняются. Аккомпанирующий музыкант также задает характерный для этой формы ритм – шаффл. Это триольная пульсация (раз-два-три-раз-два-три) без второй доли. Если понимаете длительности, то это повторение рисунка «четверть – восьмая».
Аккордовую последовательность для блюза играют и на одной гитаре. Для этого нужно время от времени задавать гармонию с помощью аккордов и поддерживать блюзовый ритм. Также можно играть интервалы и пауэр-аккорды. Нередко вместо трезвучий используются септаккорды и секстаккорды. В остальное время нужно делать соло-вставки. А если исполнять эту аккордовую последовательность на пианино, ее легко разложить на партию баса-гармонии (для левой руки) и соло-партию (для правой).

Прогрессия 1950-х

Эта комбинация была особенно популярна в 50-х годах, что ясно из ее названия. Она базируется все на том же движении I – IV – V в мажоре. Добавьте сюда шестую ступень, и получится схема 1950-х. Субдоминанту в некоторых случаях заменяли второй ступенью. Таким образом, мы получаем две разновидности этой цепочки.

  • I – VI – IV – V (например, C – Am – F – G)
  • I – VI – II – V (C – Am – Dm – G)

Эту красивую аккордовую последовательность придумали еще раньше. Она использовалась даже в ранней классической музыке. Но в 1930-х на ней построили несколько песен, ставших хитами, и она стала ассоциироваться с вокальной музыкой тех времен. А в 50-е достигла наивысшей популярности и даже стала базовым элементом целого жанра – ду-воп.
Иногда эту аккордовую последовательность так и называют – «ду-воп-прогрессия». В ду-вопе вокалисты исполняют и главную мелодическую партию с текстом, и гармоническую партию аккомпанемента. Часто они пропевают как раз слоги «doo-wop», по которым жанр и получил название. Четыре вокалиста по сути могут составить полноценную группу. Но в выступлениях все равно участвовали барабаны, саксофон, рояль, гитара, контрабас. И все это обязательно двигалось по пути I – VI – IV (II) – V.

Круговые аккордовые последовательности

Как мы узнали, все ступени диатоники выстраиваются по квинтам вверх или по квартам вниз. Эту структуру можно изобразить в виде кварто-квинтового круга. Круговые цепочки трезвучий как раз основываются на этом движении по квинтам и квартам. Оно считается наиболее логичным, сильным и гармоничным. Тональность составляют куски из шести трезвучий (найдите на круге, например, уже знакомые нам F, C, G, Dm, Am, Em).

Кварто-квинтовый круг

[Кварто-квинтовый круг]

Самый крепкий вариант: I – IV – VII – III – VI – II – V – I. Сыграйте и послушайте, насколько связно звучит эта аккордовая последовательность. Она также называется «золотой секвенцией». В до-мажоре это аккорды C – F – Bdim – Em – Am – Dm – G – C. Конечно, можно выстроить и другие цепочки, если, например, начать с другой ступени, отсечь какую-то область круга, поменять части местами, перевернуть.

Гармонизация гаммы

Итак, каждая натуральная (диатоническая) гамма включает в себя 7 ступеней. Хроматическая – 12. Теоретически от каждой ноты мы можем отложить 4 трезвучия. Трезвучие строится по терциям, которые бывают большими (4 полутона) и малыми (3 полутона). Соответственно, мы можем составить мажорный аккорд (4+3), минорный (3+4), уменьшенный (3+3) и увеличенный (4+4).
Но в рамках натуральной (диатонической) гаммы построить на каждой ступени 4 трезвучия не получится. К примеру, в тональности до-мажор от ноты до мы можем построить только мажорный аккорд. Если попробуем сыграть трезвучие до-минор, у нас появится нота ми-бемоль, а ее в тональности до-мажор попросту нет.
Так мы получаем ограниченный набор аккордов внутри тональности. В мажорных тональностях от ступени I строится мажорный аккорд, от II и III – минорные, от IV и V – мажорные, от VI – минорный, от VII – уменьшенный. И никак иначе. В противном случае у нас будут появляться ноты, которые не входят в гамму. Их, конечно, тоже можно использовать, но с большой осторожностью.
Использование семи аккордов в рамках одной тональности и называют гармонизацией гаммы. Используйте любые трезвучия из этого набора, и у вас будет красивая аккордовая последовательность. Некоторые песни строятся даже на последовательном движении этих аккордов вверх (I – II – III – IV – V – VI – VII) или вниз (VII – VI – V – IV – III – II – I). Такие комбинации тоже можно применять, целиком или частично.

Минорные и модальные цепочки

К минору аккордовые последовательности, рассмотренные выше, тоже применимы, в том числе восходящее и нисходящее движения. Минор имеет тот же аккордовый состав, что и мажор, меняется только порядок. I – минорное трезвучие, II – уменьшенное, III – мажорное, IV и V – минорные, VI и VII – мажорные.
К примеру, у до-мажора и ля-минора идентичный аккордовый состав. Эти тональности называются параллельными. Это позволяет начать аккордовую последовательность с минорной тоники, а закончить на мажорной в параллельной тональности (например, Am – F – Dm – G – C). Такие ходы помогают бесшовно, но эффектно менять настроение песни.
Если мы находимся в мажорной тональности (возьмем все тот же до-мажор), но в какой-то момент закрепились на шестой ступени и начали ощущать ее как первую (тонику), это означает, что мы перешли в параллельный минор (в данном случае ля-минор). То же самое можно проделать с любой другой ступенью. От II строится дорийский лад, от III – фригийский, от IV – лидийский, от V – миксолидийский, от VI – эолийский (минор), от VII – локрийский.
Конечно, не совсем корректно рассматривать эти лады как модификации мажора (он, кстати, называется ионийским ладом). Это такие же звукоряды, как мажор или минор, просто они намного реже используются. Обычно композиторы добавляют из них отдельные ноты или аккорды для придания произведению тех или иных красок. Вообще, это отдельная тема, большая и увлекательная. Если интересно, изучите ее самостоятельно.

Как использовать аккордовые последовательности при написании музыки?

Нет единственно правильного алгоритма сочинения музыки. Вы можете выстраивать композицию вокруг текста, вокруг ритмической основы, вокруг хука или музыкальной идеи. Но традиционный метод – гармонизовать вокальную мелодию. Вы просто подбираете аккорды к мелодии и слушаете, какая комбинация вам больше нравится. При этом нужно следить, чтобы между мелодической и гармонической линиями не возникало диссонансов и тесситурных конфликтов.
Обратный способ – выстроить мелодию, опираясь на аккордовую последовательность. Гармония уже дает множество звуков, которые могут подсказать мелодическое направление. И если у вас нет идей, попробуйте сначала записать комбинацию трезвучий, а затем займитесь импровизацией, напевая поверх записи все, что приходит в голову. Или просто составляйте фразы из тех нот, которые входят в гармоническую текстуру.
Как собрать аккордовую последовательность? Первый способ мы узнали в самом начале статьи: берите любые аккорды, входящие в тональность. Меняйте их местами так, как вам заблагорассудится. Слушайте и оставляйте сочетания, которые понравились больше всего. Чтобы не запутаться, опирайтесь на тонику, вас всегда будет клонить именно к ней.
Второй способ: перебирайте цепочки, предложенные в статье. Возьмите комбинации из таблиц. Попробуйте двухаккордовые сочетания. Попробуйте трехаккордовые сочетания. Может быть, вам придется по вкусу 12-тактовый блюз. Может быть, вам подойдет аккордовая последовательность 50-х. Поработайте с золотой секвенцией. Поэкспериментируйте с восходящим или нисходящим движением.
Когда освоите ступени и функции, попробуйте сломать систему. Там, где должно стоять минорное трезвучие, сыграйте мажорное. Послушайте, что получится. Попробуйте добавить в стандартную схему какой-нибудь совсем неподходящий аккорд. Поищите красивые переходы в параллельную тональность. Не замыкайте одну схему, а комбинируйте разные варианты.
Очень полезное занятие – разбор популярных песен, как современных, так и уже ставших классикой. Посмотрите аккордовые последовательности в R&B, роке, регги и других стилях. Посмотрите, как выстраивают гармонию знаменитые музыканты. Подберите аккорды и разложите их на ступени. Наверняка, вы найдете много примеров, которые вас удивят. Уловите логику и применяйте ее для написания своих песен. Учитесь у лучших.
В заключение стоит сказать, что не стоит зацикливаться на аккордах. Есть масса элементов, которые сделают ваше музыкальное произведение оригинальным и выразительным. Это и цепкие хуки, и красивая мелодия, убойный ритм, необычное композиционное строение, тембры инструментов и многое другое. Но если вы добавите ко всему этому уникальную гармонию, у вас есть все шансы создать нечто выдающееся. Нет вдохновения – запустите какой-нибудь программный генератор аккордовых последовательностей. Но не позволяйте обстоятельствам тормозить ваше творчество.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Эта статья даст вам представление о построении последовательности гитарных аккордов для песни. Если вы разучили 15-20 основных аккордов, то вы могли заметить, что некоторые звучат вместе лучше, чем другие. В связи с этим вопрос: «Какие?»

Шаги

  1. 1

    Во-первых, найдите гамму песни. Для этого напойте мелодию песни пару раз и попытайтесь обратить особое внимание на ноты, которые ведут всю мелодию к приятной и удовлетворяющей концовке. Мелодия песни построена на гамме, связанной с этой нотой.

  2. 2

    Теперь определите, является ли гамма мажорной или минорной. Для этого сыграйте аккорд для ноты, которую вы нашли в шаге 1, напевая мелодию. Например, если ваша нота «до», сначала попробуйте напевать песню под до мажорный аккорд. Если это звучит странно, попробуйте до минор. Если у вас острый слух, то вы можете легко увидеть, какой из них подходит.

  3. 3

    Когда вы найдете ноту и гамму, начинайте добавлять аккорды, напевая песню. Это нетрудно, если вы знаете все о семействах аккордов. Примените ‘Трюк трех аккордов’. Например, если песня в гамме до мажор, то вы должны быть в состоянии играть песню достаточно хорошо, используя аккорды «до мажор», «фа мажор» и «соль септаккорд». Помните, что аккордовые прогрессии чаще всего зависят от некоторых ключевых нот, входящих в мелодию. Поэтому если вы в состоянии играть песню на инструменте, размещение соответствующих аккордов было бы намного легче.

    Реклама

  1. 1

    Гамма до мажор идет от до в до, это занимает октаву или восемь шагов, чтобы добраться от низкой до высокой до – C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), C (до). C, D, E, F, G, A, B, C

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 5

    2

    Мы используем римские цифры, чтобы представить порядок нот в любой гамме. В этом стиле шаблон в любой тональности может быть представлен «в общем».

  3. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 6

    3

    “I” (первый) аккорд называется тоникой. Он формирует основу, к которой относятся другие аккорды в последовательности. Многие книги и другие веб-сайты вдаются в подробности теории музыки, и есть много терминов, которые вы должны в конечном итоге узнать и понять, но эта страница является «кратким курсом», так что давайте двигаться дальше.


  4. 4

    Первый, четвертый и пятый (I — IV — V) являются аккордами, которые в прогрессии вместе звучат хорошо. Со временем вы узнаете эти «наборы аккордов», но сначала хороший способ узнать — работать над ними пальцами. Связать римские цифры и цифры на руке, а затем просто отсчитывать буквы на пальцах.

  5. 5

    Например, в тональности С (до мажор) большой палец (I) будет C (до мажор), ваш безымянный палец (IV) будет F (фа мажор), и ваш мизинец (V) будет G (соль мажор). [Это означает, что мы пропускаем II или D (ре) и III или E (ми).].

    Реклама

  1. 1

    Вы можете играть только C, F, и G, но более интересно для уха смешивать их немного.

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 10

    2

    Фундаментальная единица в музыке — такт. Такт (или bar) часто состоит из четырех ударов. Это сложнее, чем здесь описывается, а сейчас просто думайте о ритме как о бое. Есть четыре удара в такте. Ниже удар представляется в виде черты (/).

  3. 3

    Еще одно уточнение. При игре блюза V аккорд часто играется как септаккорд. В этом примере это G7 (соль септаккорд).

  4. 4

    Таким образом, чтобы играть блюз в C (до мажоре) еще раз, используя теорию трех аккордов, играйте C (до мажор) в течение четырех тактов, F (фа мажор) в течение двух тактов, C (до мажор) в течение двух тактов, G7 (соль септаккорд) в течение одного такта, F (фа мажор) в течение одного такта, и опять C (до мажор) в течение двух тактов.C///, C///, C///, C///, F///, F///, C///, C///, G7й///, F///, C///, C///,

  5. 5

    Эта таблица забегает немного вперед, показывая минорные аккорды для второго, третьего и шестого аккордов, но сейчас лучше сосредоточиться на первом, четвертом и пятом столбцах. Колонка (I) является тональностью, и играя блюз в G (соль мажор), играйте предыдущий шаблон, но используйте аккорды G, C, и D7th.

  6. 6

    Тысячи песен построены на этих простых отношениях. Исследуйте этот шаблон в других тональностях, и вы получите бесчисленное количество часов музыкального удовольствия.

    Реклама

Советы

  • Найдите время, чтобы практиковаться с повторением, изучение идет легче и быстрее.
  • Продолжайте пробовать, пока не получится.
  • Имейте много терпения.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 23 768 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

This article will provide you with an introduction to building guitar chord progressions for a song. If you have learned 15–20 basic chords, then you may have noticed that some sound better together than others. The question therefore is, “Which ones?”

  1. 1

    Use the major or minor scale in whatever key your prefer to find potential chords for your progression. The C-Major scale, for example, contains the following notes in the following order: C, D, E, F, G, A, B, C. This means that the following chords can all be a part of a song in C-major, so you can (and should) use them to create a chord progression in the key of C.[1]

  2. Image titled Create Chord Progression for a Song Step 5

    2

    Use Roman numerals to number the chords in your major scale, allowing you to make easy progressions. In this fashion, a pattern in any key can be represented “generically.” For example — a common chord progression is I-IV-V. This just means that, no matter your key, you hit the 1st note/chord in the major scale, then the 4th, then the 5th.[2]

    • For example: In C-major, the I is a C, the IV is an F, and the V is a G.

    Advertisement

  3. Image titled Create Chord Progression for a Song Step 6

    3

    Kick off your song with the root, or chord that matches your key. The I chord is called the root or tonic chord. It forms the base to which the other chords in a progression relate. Many books and other websites go into great detail about music theory, and there are many terms that you should ultimately learn and understand, but basic chord progressions always start with this «tonic.»[3]

  4. 4

    Learn common chord progressions to get used to the flow of songs. The first, the fourth, and the fifth (I – IV – V) are chords that sound good together in a progression for most genres of music. So, for the example in the Key of E-major, your thumb (I) would be E, your ring finger (IV) would be A, and your pinky (V) would be B. In time, you will learn these “chord sets”, but for now you should feel free to experiment. Other common progressions include:[4]

    • I-V-vi-IV — here, the sixth chord (vi) is played as a minor chord. This is why it is lowercase. It is sometimes switched up (in the chorus, or bridge) to vi–IV–I–V.
    • vi-V-IV-V — Great over many genres.
    • The 12-bar blues.
    • ii-V-I — here, the IV chord is replaced by its submediant, ii. The ii chord is a very commonly used replacement for IV. ii-V-I also makes the foundation for descending fifths.(iii-vi-ii-V-I)
  5. 5

    Change the type of chord (minor, blues, minor seventh chords, etc.) to change the feel of the song without changing chord progression. When playing the blues, the V chord is often played as a 7th. Sadder songs often use minor chords. You can adjust the type of chord while still following the root notes in your chord changes to make a great song in any genre, while still keeping the progression simple.[5]

    • So, to play the blues in C using the 3-chord theory, strum C for four bars, F for two bars, a couple more C, then a bar of G7th, a bar of F, and back to C again… C///, C///, C///, C///, F///, F///, C///, C///, G7th///, F///, C///…

  6. 6

    Use the minor scale to create progressions, instead of the major. Once you have chord progressions down with the major scale, how do they sound with a different one? Note, however, that the classic I-IV-V chord progression is the exact same in major and minor keys..

    • The C-minor scale is: C-D-E♭-F-G-A♭-B♭-C. The I-IV-V chord progression is then C-F-G, just like before. But what happens with an I-V-vi-V progression? How do the progressions sound different with just one changed chord?
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Does the same apply for a minor keys with chord progression?

    Community Answer

    Yes. If you want to know better how to write chord progressions in minor keys, major keys, and every other type of key, you can use a «circle of 5ths» to figure out the notes you should use.

  • Question

    In a music session, if someone calls a tune in C, what chords do I play?

    Community Answer

    You can choose from: C major (7th), D minor (7th), E minor (7th), F major (7th), G, G7, A minor (7th) and B half diminished, The most common are C, F, G, A minor, E minor and D minor.

  • Question

    How do I find the chords of songs without using instruments?

    Community Answer

    There are two ways to do this. 1.) If you have the recessive gene for perfect pitch, lucky you! 2.) Determine the chord by looking at the notes and matching the name of the chord. This may take some practice, but you’ll get used to it.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Take time to practice; with repetition, it becomes easier and faster.

  • Keep on trying if you don’t get the hang of what you are doing.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 348,942 times.

Did this article help you?


Download Article


Download Article

This article will provide you with an introduction to building guitar chord progressions for a song. If you have learned 15–20 basic chords, then you may have noticed that some sound better together than others. The question therefore is, “Which ones?”

  1. 1

    Use the major or minor scale in whatever key your prefer to find potential chords for your progression. The C-Major scale, for example, contains the following notes in the following order: C, D, E, F, G, A, B, C. This means that the following chords can all be a part of a song in C-major, so you can (and should) use them to create a chord progression in the key of C.[1]

  2. Image titled Create Chord Progression for a Song Step 5

    2

    Use Roman numerals to number the chords in your major scale, allowing you to make easy progressions. In this fashion, a pattern in any key can be represented “generically.” For example — a common chord progression is I-IV-V. This just means that, no matter your key, you hit the 1st note/chord in the major scale, then the 4th, then the 5th.[2]

    • For example: In C-major, the I is a C, the IV is an F, and the V is a G.

    Advertisement

  3. Image titled Create Chord Progression for a Song Step 6

    3

    Kick off your song with the root, or chord that matches your key. The I chord is called the root or tonic chord. It forms the base to which the other chords in a progression relate. Many books and other websites go into great detail about music theory, and there are many terms that you should ultimately learn and understand, but basic chord progressions always start with this «tonic.»[3]

  4. 4

    Learn common chord progressions to get used to the flow of songs. The first, the fourth, and the fifth (I – IV – V) are chords that sound good together in a progression for most genres of music. So, for the example in the Key of E-major, your thumb (I) would be E, your ring finger (IV) would be A, and your pinky (V) would be B. In time, you will learn these “chord sets”, but for now you should feel free to experiment. Other common progressions include:[4]

    • I-V-vi-IV — here, the sixth chord (vi) is played as a minor chord. This is why it is lowercase. It is sometimes switched up (in the chorus, or bridge) to vi–IV–I–V.
    • vi-V-IV-V — Great over many genres.
    • The 12-bar blues.
    • ii-V-I — here, the IV chord is replaced by its submediant, ii. The ii chord is a very commonly used replacement for IV. ii-V-I also makes the foundation for descending fifths.(iii-vi-ii-V-I)
  5. 5

    Change the type of chord (minor, blues, minor seventh chords, etc.) to change the feel of the song without changing chord progression. When playing the blues, the V chord is often played as a 7th. Sadder songs often use minor chords. You can adjust the type of chord while still following the root notes in your chord changes to make a great song in any genre, while still keeping the progression simple.[5]

    • So, to play the blues in C using the 3-chord theory, strum C for four bars, F for two bars, a couple more C, then a bar of G7th, a bar of F, and back to C again… C///, C///, C///, C///, F///, F///, C///, C///, G7th///, F///, C///…

  6. 6

    Use the minor scale to create progressions, instead of the major. Once you have chord progressions down with the major scale, how do they sound with a different one? Note, however, that the classic I-IV-V chord progression is the exact same in major and minor keys..

    • The C-minor scale is: C-D-E♭-F-G-A♭-B♭-C. The I-IV-V chord progression is then C-F-G, just like before. But what happens with an I-V-vi-V progression? How do the progressions sound different with just one changed chord?
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Does the same apply for a minor keys with chord progression?

    Community Answer

    Yes. If you want to know better how to write chord progressions in minor keys, major keys, and every other type of key, you can use a «circle of 5ths» to figure out the notes you should use.

  • Question

    In a music session, if someone calls a tune in C, what chords do I play?

    Community Answer

    You can choose from: C major (7th), D minor (7th), E minor (7th), F major (7th), G, G7, A minor (7th) and B half diminished, The most common are C, F, G, A minor, E minor and D minor.

  • Question

    How do I find the chords of songs without using instruments?

    Community Answer

    There are two ways to do this. 1.) If you have the recessive gene for perfect pitch, lucky you! 2.) Determine the chord by looking at the notes and matching the name of the chord. This may take some practice, but you’ll get used to it.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Take time to practice; with repetition, it becomes easier and faster.

  • Keep on trying if you don’t get the hang of what you are doing.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 348,942 times.

Did this article help you?

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности – это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.

 Аккордовая последовательность – серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и  формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

1. Кварто-квинтовое

2. Диатоническое

3. Хроматическое

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд  последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается  смена класса (7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора


Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-IV-V-I

II-V-I

I-VI-IV-V и другие.

2. Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и  тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты  или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:

G – Dm -Em -F

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них  в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))

Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так. Это один из 4-х способов создания музыки. (Подробнее здесь https://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Узнать больше о последовательностях аккордов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать последнюю волю умершего
  • Как написать последний элемент массива
  • Как написать последние слова перед расставанием
  • Как написать последнее сообщение
  • Как написать последнее смс мужчине