Как написать практическую часть исследовательской работы

Любая курсовая работа состоит из нескольких частей. При этом существуют чёткие требования к оформлению каждой из них.

Мы уже рассказывали, что в себя включает основная часть курсовой и как её писать. А в этой статье подробнее рассмотрим, как написать практическую часть курсовой работы и какие правила соблюсти. И приведём пример практической части в курсовой работе.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы узнавать о других типах работ и не только. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Практическая часть курсовой работы: определение

Перед тем, как отвечать на вопрос: «Как писать практическую часть курсовой работы?», стоит разобраться, что именно подразумевают под этим термином.

Итак, практическая, или экспериментальная (эмпирическая) часть курсовой — это обязательная составляющая работы, в которой студент демонстрирует, насколько хорошо он усвоил теорию и может применять полученные знания на практике. То есть, это всегда активная демонстрация навыков, которыми обладает студент. Это основная цель практической части курсовой работы.

Как назвать практическую часть в курсовой? Название должно указывать на активное действие и практическое применение знаний, изложенных в теоретической части. К примеру, эмпирическая часть курсовой работы по психологии может называться следующим образом: «Экспериментальное обоснование эффективности внедрения методики развития силы на основе контрольных упражнений для детей старшего школьного возраста».

Место практической части в курсовой

Как делать практическую часть в курсовой работе? Для начала стоит определиться с её местом в структуре работы. Курсовая с экспериментальной частью всегда состоит из нескольких разделов:

  • введение;
  • содержание;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы.

Практическая работа является составной частью основного раздела курсовой. Она начинается сразу после теоретических изложений и заканчивается перед написанием выводов в заключительной части.

Если необходимо изложить выводы, полученные экспериментально в реферате или дипломной работе, в них используют ту же структуру. В основной части объясняя задачу и методы, которыми планируют их решать, а в практической — непосредственные вычисления.

Как выглядит практическая часть в курсовой

Мы разобрались, что значит практическая часть в курсовой работе. Осталось понять, в каком виде она может быть представлена?

Эмпирическая часть курсовой работы может выглядеть по-разному. Всё зависит от научной дисциплины и темы. В качестве примера практической главы курсовой могут выступать:

  • детальное рассмотрение заявленной в теоретическом разделе проблемы;
  • разбор и изучение фактов, относящихся к объекту курсовой;
  • многочисленные расчёты;
  • анализ статистической информации;
  • сравнение текста перевода с оригиналом;
  • изучение значимых дат в истории и многое другое.

Важно, чтобы исследовательская часть курсовой совпадала с заявленными во введении целями и не противоречила теоретическим аргументам.

Как выглядит практическая часть в курсовой

В курсовой по истории практическая часть может состоять из анализа дат

Оформление практической части курсовой: план работы

Ранее мы уже писали о том, как оформить титульный лист, содержание и введение. Так что сейчас сосредоточим наше внимание на том, как должна правильно оформляться практическая часть в курсовой работе.

Как писать практическую часть курсовой, соблюдая все правила? Изучить методические рекомендации на кафедре. В них должным образом прописывают все требования к студенческим работам.

План работы практическая части курсового проекта

Практическая часть курсовой работы должна иметь чёткую структуру. Это позволит студенту в правильном порядке излагать данные, грамотно агрументировать теоретические положения и ничего не забыть в процессе. Вот как она примерно может выглядеть:

  1. Вступление, в котором необходимо подробно описать объект изучения;
  2. Формулировка цели и задач исследовательской части курсовой работы;
  3. Обоснование методов исследования курсовой;
  4. Описание практического эксперимента и данных, которые будут использоваться;
  5. Решение, анализ или другое действие, необходимое для эксперимента;
  6. Финальное решение поставленной в начале задачи;
  7. Промежуточные выводы по практической части курсовой работы.

Что должно быть в практической части курсовой, чтобы её было интересно читать? Изображения, схемы, диаграммы, таблицы и другие графические изображения, которые позволят проиллюстрировать данные и ход действий студента.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Как начать практическую часть курсовой работы

Чтобы экспериментальная часть выглядела уместной и имела логическую связь с теоретической, стоит воспользоваться определёнными клише для практической части курсовой работы. Среди них можно назвать такие:

  • С целью решить поставленные задачи… были проведены следующие исследования…
  • Для обоснования данных было проведено анкетирование среди аудитории…
  • Вашему вниманию предоставляются данные, которые были получены…
  • Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия…
  • Участникам опроса задали следующий перечень вопросов…
  • С этой целью был изучен ряд данных…
  • Примеры для исследования взяты с ресурса…
  • Результаты эксперимента собраны в таблице №…
  • На следующей схеме (изображении/чертеже/диаграмме) можно увидеть…
  • Следует обратить внимание на тот факт, что…

Однако шаблонные фразы могут понадобиться не только для начала практической части курсовой, но и для предварительных выводов после неё. Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать следующие клише:

  • Основываясь на приведённых выше примерах, можно сделать вывод…
  • Учитывая изложенные факты, можно утверждать, что…
  • Из результатов эксперимента видно, что…
  • Анализ вышеизложенных фактов позволяет сделать такие выводы…
  • Таким образом, мы можем констатировать…
  • Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что…
  • Подводя итоги эксперимента, стоит сказать…
  • Вышеизложенное подтверждает/доказывает…

Эти же фразы помогут сформировать выводы ко всей курсовой работе, а не только к исследовательской части.

Как начать практическую часть курсовой работы

Для написания практической части курсовой стоит изучить все данные

Как оформить практическую часть в курсовой: основные правила

Как делать оформление практической части в курсовой, чтобы к ней не придрался даже самый строгий преподаватель? Соблюдать следующие несложные правила:

  • опираться на вышеизложенный план при написании исследовательской части курсовой;
  • учитывать требования по оформлению, которые прописаны для всей курсовой работы;
  • помнить об оптимальном объёме практической части — он не должен превышать 30% от всей работы;
  • размещать графические элементы, которые превышают по размерам 2/3 листа, в Приложениях к курсовой;
  • применять ссылки и сноски для данных и информации, взятых из других источников.

Если вы запутались и не знаете, как сделать практическую часть в курсовой работе, обратитесь за консультацией к своему научному руководителю. Он не только подскажет тонкости оформления исследования, но сориентирует по объёму курсовой и списку нужной литературы.

Как написать практическую часть курсовой работы: примеры

Для того чтобы не возникло вопросов, как должна выглядеть экспериментальная часть курсовой работы, скачайте и изучите наши примеры:

  1. Практическая часть курсовой работы: скачать пример по педагогике в формате Word.
  2. Практическая часть в курсовой работе: скачать пример по медицине в формате Word.
  3. Курсовая по психологии с практической частью: скачать пример в формате Word.

Дополнительные образцы экспериментальной части курсовой работы доступны на просторах интернета и на кафедре вуза, в котором обучается студент. Их изучение позволит вам до конца понять, как пишется практическая часть курсовой работы, и не совершать ошибок.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как пишется исследовательская часть курсовой работы. И даже можете посмотреть наглядные примеры, прежде чем писать собственную работу. Однако, если вам сложно оформить практическую часть курсовой самостоятельно, то стоит обратиться в сервис студенческой помощи. Наши профессионалы сделают всё быстро и качественно, чтобы вы получили высокий балл!

Практическая часть НИР.png

Научно-исследовательская работа

Это самостоятельная работа студента, которая представляет собой поисковое исследование.

НИР носит логически завершенный характер и демонстрирует способности студента последовательно излагать свои мысли, проводить поисковое исследование и аргументировать свою позицию. В этой статье мы подробно разберем, как написать практическую главу научно-исследовательской работы.

Что такое практическая часть НИР

1pPVGpP2.jpg
Практическая часть научно-исследовательской работы показывает умение студента применять полученную теоретическую базу на практике. Именно здесь раскрывается основная проблема всего исследования, которая ставится во введении.

В практической части присутствуют самостоятельный анализ студента, собранный материал, который демонстрирует актуальность исследования.

Благодаря проведенным в этой части практическим исследованиям, студент должен подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая была выдвинута в введении.

Связь теоретической и практической части НИР

НИР должна быть единым логически завершенным исследованием, каждый структурный элемент работы должен быть взаимосвязан между собой.

Практическая часть должна ориентироваться на теорию. Следует использовать только те методики, классификации и гипотезы, которые были описаны в теоретической части. Иначе две главы будут существовать отдельно друг от друга, что не принесет хорошего результата.

Особенности практической части

Как правило, практическая часть располагается во второй главе НИР. Здесь отражается умение студента применять знания на практике. Это показывает научному руководителю, какие навыки студент приобрел в процессе работы, и как он научился решать проблемы, изучив теоретическую часть.

Структура практической части НИР

В практической части необходимо выполнить следующие пункты:

  • Подробно описать объект исследования и дать ему характеристику;
  • Объяснить выбор методов, которые студент использовал в своей работе;
  • Собрать исследуемый материал;
  • Провести анализ действий или решения проблемы, которые необходимы для проведения исследования;
  • Внести новые методики и предложения по развитию;
  • Оценить эффективность решения проблемы, поставленной в начале работы;
  • Сделать выводы.

Практическая часть направлена на решение основной проблемы исследования. Поэтапно студент приходит к описанной цели через указанные задачи.

Что писать в практической части НИР?

270a53f7db7919d05ac721237d7c547d.png
Практическая часть научно-исследовательской работы предполагает наличие предложения по улучшению объекта исследования. Итог данной главы должен содержать в себе рекомендации по использованию или внедрению способов решения поставленной проблемы и прогнозы по дальнейшему применению результатов.

Оформление практической части НИР

Оформление по ГОСТу — обязательное к выполнению требования. От этого зависит оценка всей работы. К практической части научно-исследовательской работы предъявляются следующие требования:

  • Текст расположен с одной стороны на листах А4;
  • Шрифт 一 Times New Roman, 14пт;
  • Междустрочный интервал — 1,5;
  • Отступы: вверху 一 2 см, снизу 一 2 см, слева 一 2.5 см, справа 一 1.5 см;
  • Текст выравнивают по ширине, а заголовки и подзаголовки по центру;
  • Нумерация страниц начинается с третьей страницы и пишется арабскими цифрами;
  • Объем практической части составляет примерно 30% от всей работы;
  • Разница между размерами глав допускается в пределах одного листа.

Не получается самостоятельно разобраться с НИР? Закажите готовую научно-исследовательскую работу у наших экспертов!

Скачать пример практической части НИР

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

  • Главная
  • Виды проектов
  • Виды продуктов
  • Темы проектов
  • Инструменты



Вторая глава проектной работы

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 7

    • 7

    • 10



Вторая глава проектной работы – является практическим исследованием (практико-ориентированной или исследовательской), которое должно быть выполнено самостоятельно, отражать тему проекта и содержать данные о конкретной практической стороне изучаемой проблемы, а также подтверждать или опровергать выдвинутую во введении гипотезу.

Что такое практическая глава в проектной работе и как ее выполнять

Вторая (практическая) глава проектной работы

Особенности второй (практической) главы проектной работы

Вторая глава так же, как и первая являются отражением работы школьника над раскрытием выбранной темы, но в отличие от первой (теоретической) главы вторая (практическая) глава проекта не может содержать:

  • теоретического материала, представленного анализом литературных источников, изучения мнений авторов на тему исследования;
  • сносок на текст (текст практической главы является практическим анализом автора проектной работы), кроме тех случаев, когда анализируются статистические данные или литературные произведения;
  • заимствований чужих исследований.

Объём практической главы проектной работы

Объём практической (исследовательской) главы проектной работы зависит от:

  • темы по которой выполняется проект;
  • предмета;
  • класса (курса) учащегося (студента);
  • требований методического пособия (положения).

Стандартные требования к объёму практической части – она должна занимать такой же объём, как и теоретическая глава.

Рекомендованный объём практической главы в зависимости от класса (курса):

  • 1-2 класс: 3-5 страниц;
  • 2-4 класс: 4-6 страниц;
  • 5-6 класс: 7-8 страниц;
  • 7-9 класс: 10-12 страниц;
  • 10-11 класс: 10-15 страниц;
  • колледж: 10-15 страниц;
  • вуз: 15-20 страниц.

Представленный объём является рекомендованным, но не обязательным, в зависимости от выбранной темы и того, какой будет практическая часть объём может быть другим, но делать меньше представленного не желательно.

Структура второй (практической) главы проектной работы

Практическая глава проектной работы может состоять как из 1 параграфа (то есть не иметь в своей структуре параграфов), в таком случае название главы выступает отражением сути проведённого исследования, так и из нескольких параграфов, в таком случае их количество обычно составляет 2-3.

Примерная структура практической главы проектной (исследовательской) работы

Примерная структура второй (практической) главы проектной работы

Практическая глава проектной работы должна быть выполнена по определённой структуре, которая зависит от темы исследования и того, какое практическое исследование будет проведено.

Обязательные разделы практической главы проектной работы

Как и все остальные разделы проекта вторая глава также должна быть построена по определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.

Рассмотрим из чего должна состоять практическая часть проектной (исследовательской) работы:

  1. Первым пунктом (2.1) в практической главе должна идти характеристика будущего исследования, то есть в ней необходимо описать основные аспекты будущего исследования, например:
    • если в работе проводится анкетирование необходимо описать, как именно было проведено анкетирование, кто принимал в нём участие, где оно было проведено, как обрабатывались результаты и т.д.;
    • если в ходе работы над проектом проводились опыты в пункте 2.1 необходимо указать инструментарий исследования (что было использовано для проведения опытов: ингредиенты, оборудование), перечислить опыты, которые были, если опыты проводились в течение какого-то периода необходимо указать даты проведения;
    • если для проверки гипотезы требовалось проведение тестирования с использованием методик в первом пункте второй главы необходимо дать краткую характеристику методик, указать почему было решено использовать именно эти методики, указать базу исследования (где было проведено исследования, например, школа, колледж, тестирование проводилось на дому и т.д.), указать количество испытуемых, их пол, возраст;
    • если практическая глава заключалась в проведении какого-либо мероприятия, в 1 пункте практической главы можно дать краткую характеристику мероприятия.

    Если в практической главе были исследованы статистические данные в таком случае нет необходимости давать характеристику базы исследования, указывать место проведения и т.д. в первом пункте второй главы сразу проводится анализ статистических данных.

  2. Вторым пунктом (2.2) практической главы является само исследование, то есть в данном пункте проводится анализ данных анкетирования, тестирования по методикам, приводятся результаты полученные в ходе проведения опытов и т.д. Все приведённые в данном пункте таблицы, диаграммы, фотографии должны быть пояснены. В конце пункта должен быть вывод, то есть необходимо обобщить материал, изложенный в параграфе при этом вывод, должен отражать результаты, полученные в ходе выполнения исследования.
  3. При необходимости анализ практических данных можно разделить на несколько параграфов (в таком случае в конце каждого параграфа должен быть сделан вывод), но не стоит делать большое количество параграфов.

  4. Заключительным пунктом практической главы проектной работы могут быть рекомендации по решению проблемы исследования.
  5. Не каждая тема проектной работы подразумевает разработку рекомендаций, так большая часть проектных работ по литературе, истории, математике, физике, химии, музыке, искусству не предполагает разработку рекомендаций, так как темы не несут в себе проблематику.

    Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.

    Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных рекомендаций.

Виды практического исследования во второй главе проектной работы

Виды практических глав в проектных работах можно разделить на 2 группы в зависимости от предметов (дисциплин) по которым они выполняются:

  1. Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по любому предмету (дисциплине).
  2. Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по 1-2 предметам (дисциплинами).

 

Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по любому предмету (дисциплине)

В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть построено по-разному:

  1. Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей (например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный вид практического исследования может быть проведён практически по любому предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии, физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или использовать его как дополнительное исследование, но не основное.
  2. Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии, химии, физике, экологии, музыки, искусству.
  3. Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология, музыка.
  4. Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают изучение статистических данных, например, изучение миграции населения, определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.
  5. Особенность практической части с анализом статистических данных является наличие ссылок на статистические данные.

    Официальные статистические данные Российской Федерации можно посмотреть на сайте Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru), также у каждого региона существуют региональные сайты Федеральной службы государственной статистики. При необходимости можно использовать данные с сайтов различных государственных ведомств.

    Анализ статистических данных в качестве практической части может быть использован в работах по обществознанию, географии, биологии, социологии, юриспруденции, медицине, ОБЖ.

  6. Веб-сайт – практическая часть в виде подготовки веб-сайта наиболее предпочтительна для проектных работ по информатике, так как в ходе подготовки веб-сайта в практической главе необходимо расписать этапы его разработки, при этом веб-сайт может быть посвящен теме исследования, например, истории развития интернета, в таком случае веб-сайт будет являться также и продуктом проектной деятельности.
  7. Веб-сайт может быть подготовлен не только по предмету «Информатика», но и быть посвященным какой-либо теме, например, экологическим проблемам России, в таком случае он будет являться продуктом проектной деятельности.

    Подготовленный веб-сайт может быть, как размещен в сети Интернет (например, на бесплатном хостинге), так и располагаться на локальном носителе, но в любом случае он должен быть доступен для просмотра.

  8. Видеофильм (видеоклип) – практическая часть проектной работы может содержать ход выполнения видеофильма (видеоклипа) в том случае, если он будет являться продуктом проектной деятельности, а также будет представлен во время защиты проектной работы.
  9. Видеофильм (видеоклип), как практическая часть проектной работы, может быть подготовлен по любому предмету, при этом он должен соответствовать теме, отражать практическую значимость работы, например:

    • по предмету «Экология» можно снять видеофильм, отражающий экологические проблемы города, района и т.д.;
    • по предмету «Искусство» видеофильм может быть посвящен созданию картины (рисунка);
    • по предмету «География» видеофильм может быть посвящен особенностям географического положения страны.
  10. Выставка, праздник, экскурсия, инсценировка – такая практическая часть также может быть подготовлена, в таком случае следует описать этапы подготовки, материалы, место проведения, состав участников, какова цель проведения этого события, какие результаты были получены.
  11. В том случае, если выставка, праздник, экскурсия, инсценировка на момент написания проектной работы не были подготовлены, полученные результаты описывать не следует.

  12. Прибор, модель, макет, чертеж – при их подготовке в качестве практической части проекта следует описать:
    • цель создания;
    • необходимые инструменты и материалы (инструментарий);
    • ход создания, разбитый на этапы с их подробным описанием;
    • особенности применения и отличие от существующих аналогов (если аналоги существуют).

    В приложении к проектной работе желательно представить ход создания, а также итоговый вариант прибора, модели, макета или чертежа.

  13. Сравнение – практическая глава может быть представлена в виде сравнительной характеристики чего-либо, в зависимости от темы можно, например, сравнить историческое развитие государств, экологическую обстановку в населённом пункте (регионе), школьное образование в различные эпохи, языки программирования и так далее.

Узконаправленные виды практического исследования — 1-2 предмета (дисциплины)

К практическим исследованиям, которые могут быть выполнены по нескольким предметам (дисциплинам) относятся:

  1. Творческий продукт – в качестве самостоятельной практической части подготовлен не может быть, если выполнение проектной работы предполагает создание творческого продукта, то в практической части может быть описан ход создания творческого продукта, также следует отразить в ней следующие аспекты:
    • инструментарий (что потребовалось для создания творческого продукта, например, для создания рисунка требуется: холст, краски, мольберт, карандаши).
    • почему было решено создать именно такой творческий продукт;
    • особенности творческого продукта;
    • возможность применения творческого продукта и эффект от его реализации.

    В приложении к проектной работе можно разместить фотографии создания творческого продукта, а также его итоговый вариант.

  2. Бизнес-план – такая практическая часть подойдёт лишь для проектов, направленных на разработку бизнес-плана какого-либо предприятия (компании, организации).
  3. В проектной работе, предполагающей разработку бизнес-плана в практической части, следует описать поэтапно разработку бизнес-плана с описанием всех необходимых разделов, отражающих цель, маркетинг, конкурентов, затраты и прочие разделы обязательные для бизнес-плана.

  4. Анализ деятельности предприятия (организации) – практическая глава может быть направлена на исследования различных аспектов деятельности предприятия (организации), в таком случае в практической главе следует дать характеристику предприятию, провести исследование по теме проекта и предложить рекомендации по улучшению направления исследования.



Помогла статья, поделись ссылкой

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU — Самостоятельное написание проектных работ.

Практическая часть в курсовой работе

Практическая часть курсовой работы — это вторая глава, редко вторая и третья, в зависимости от требований преподавателя. В ней вы демонстрируете свои навыки применения теоретических материалов на практике, без нее вы не сможете решать конкретные, реальные задачи.

Пример практической части в курсовой работе:

Практическая часть курсовой работы

Как написать практическую часть курсовой работы

В своей курсовой работе вам нужно будет обсудить методы, которые вы использовали для своих исследований.

В практической части объясняется, что вы делали и как вы это делали, позволяя читателям оценить надежность и актуальность исследования. 

Практическая часть должна включать:

  • Тип исследования вы сделали
  • Как вы собирали свои данные
  • Как вы проанализировали свои данные
  • Любые инструменты или материалы, которые вы использовали в исследовании.
  • Ваше обоснование выбора этих методов

Практическая часть обычно должна быть написана в прошедшем времени.

Объясните свой практический подход

Начните с представления вашего общего подхода к исследованию.

Какую исследовательскую проблему или вопрос вы исследовали? Например, вы стремились систематически описать характеристики чего-либо, изучить недостаточно изученную тему или установить причинно-следственную связь? И какие данные вам понадобились для достижения этой цели?

  • Вам нужны были количественные данные (выраженные цифрами) или качественные данные (выраженные словами)?
  • Вам нужно было собрать первичные данные самостоятельно или вы использовали вторичные данные, которые были собраны кем-то другим?
  • Собирали ли вы экспериментальные данные, контролируя и манипулируя переменными, или описательные данные, собирая наблюдения без вмешательства?

В зависимости от вашей дисциплины и подхода вы также можете начать с обсуждения обоснования и предположений, лежащих в основе вашей практической части.

  • Почему это наиболее подходящий подход к ответам на вопросы вашего исследования?
  • Это стандартная методология в вашей сфере или требует обоснования?
  • Были ли соображения этического или философского характера?
  • Каковы критерии достоверности и надежности в этом типе исследований ?

В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщаемые знания о причинах явления. Достоверное исследование требует тщательно спланированного исследования в контролируемых условиях, которое может быть воспроизведено другими исследователями.В качественной этнографии вы можете стремиться получить контекстные знания реального мира о поведении, социальных структурах и общих убеждениях определенной группы людей. Поскольку эта методология менее контролируема и более интерпретируема, вам нужно будет подумать о своей позиции исследователя, принимая во внимание то, как ваше участие и восприятие могли повлиять на результаты.

Опишите свои методы сбора данных

После того, как вы представили свой общий практический подход, вы должны подробно описать свои методы сбора данных .

Количественные методы

В количественном исследовании для получения достоверных обобщаемых результатов вы должны достаточно подробно описать свои методы, чтобы другой исследователь мог воспроизвести ваше исследование.

Объясните, как вы применяли концепции и измеряли свои переменные; ваш метод выборки или критерии включения / исключения; а также любые инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных.

Опросы

Опишите, где, когда и как проводился опрос.

  • Как вы составили вопросы и какую форму они приняли (например, множественный выбор, шкала Лайкерта )?
  • Какой метод выборки вы использовали для отбора участников?
  • Проводили ли вы опросы по телефону, почте, онлайн или лично, и сколько времени нужно было участникам отвечать?
  • Каков был размер выборки и процент ответов?

Возможно, вы захотите включить полную анкету в качестве приложения, чтобы ваш читатель мог точно видеть, какие данные были собраны.

Эксперименты

Подробно опишите инструменты, методы и процедуры, которые вы использовали для проведения эксперимента.

  • Как вы спланировали эксперимент ?
  • Как вы набирали участников?
  • Как вы манипулировали и измеряли переменные ?
  • Какие инструменты или технологии вы использовали в эксперименте?

В экспериментальном исследовании особенно важно предоставить достаточно деталей, чтобы другой исследователь мог воспроизвести ваши результаты.

Существующие данные

Объясните, как вы собирали и выбирали материалы (например, публикации или архивные данные) для включения в анализ.

  • Откуда вы взяли материал?
  • Как изначально были получены данные?
  • Какие критерии вы использовали при выборе материала (например, диапазон дат)?

Пример количественных методов:

Опрос состоял из 6 вопросов с несколькими вариантами ответов и 12 вопросов, которые оценивались по 8-балльной шкале Лайкерта. Целью было провести опрос 480 клиентов компании X на территории компании в Москве с 3 по 9 июля 2034 года с 12:00 до 17:00. Под покупателем понималось лицо, купившее продукт у компании X в день допроса. Участникам было дано 7 минут на анонимное заполнение анкеты, откликнулось 509 клиентов. Поскольку не все опросы были полностью заполнены, в анализ был включен 678 результат опроса.

Качественные методы

В качественном исследовании , поскольку методы часто более гибкие и субъективные, важно подумать о своем подходе и объяснить свой выбор.

Обсудите критерии, которые вы использовали для отбора участников или источников, контекст, в котором проводилось исследование, и ту роль, которую вы играли при сборе данных (например, были ли вы активным участником или пассивным наблюдателем?)

Интервью

Опишите, где, когда и как проводились интервью.

  • Как вы находили и отбирали участников?
  • Сколько человек приняли участие?
  • В какой форме были интервью (структурированные, полуструктурированные, неструктурированные)?
  • Как долго длились интервью и как они записывались?
Совместное наблюдение

Опишите, где, когда и как вы проводили наблюдение или этнографию.

  • За какой группой или сообществом вы наблюдали и как вы получили к ним доступ?
  • Как долго вы проводили исследование и где оно находилось?
  • Какую роль вы играли в обществе?
  • Как вы записывали свои данные (например, аудиовизуальные записи, создание заметок)?
Существующие данные

Объясните, как вы выбрали материалы тематического исследования (например, тексты или изображения) для анализа.

  • Какие материалы вы анализировали?
  • Как вы их собирали и отбирали?

Пример качественных методов:

Чтобы лучше понять возможности улучшения ассортимента продукции, были проведены полуструктурированные интервью с 9 постоянными покупателями из основной целевой группы Компании X. Постоянным покупателем считался тот, кто обычно покупал продукцию как минимум дважды. в неделю от компании X. Опросы были использованы для отбора участников, которые принадлежали к целевой группе (30-57 лет). Собеседования проводились в небольшом офисе рядом с кассовым аппаратом и длились около 35 минут каждое. Ответы записывались в виде заметок, а семь интервью также снимались с согласия. Один из интервьюируемых предпочел не сниматься.

Опишите свои методы анализа

Далее вы должны указать, как вы обрабатывали и анализировали данные. Избегайте вдаваясь в излишние подробности — вы не должны начать представлять или обсуждать какие — либо из ваших результатов на данном этапе.

Количественные методы

В количественном исследовании ваш анализ будет основан на цифрах. В раздел методов вы можете включить:

  • Как вы подготовили данные перед их анализом (например, проверка отсутствующих данных, удаление выбросов, преобразование переменных)
  • Какое программное обеспечение вы использовали для анализа данных
  • Какие статистические тесты вы использовали (например, двусторонний t-критерий , простая линейная регрессия )

Пример количественных методов:

Перед анализом были подготовлены собранные данные. Набор данных был проверен на отсутствие данных и выбросов. Для этого использовалось «правило маркировки выбросов». Все значения вне рассчитанного диапазона считались выбросами (завода). Затем данные анализировали с использованием статистического программного обеспечения ЭКСЕЛЬ.

Качественные методы

В качественном исследовании ваш анализ будет основан на языке, изображениях и наблюдениях (часто с использованием некоторой формы текстового анализа). Конкретные методы могут включать:

  • Контент-анализ: категоризация и обсуждение значения слов, фраз и предложений
  • Тематический анализ: кодирование и тщательное изучение данных для выявления общих тем и закономерностей
  • Анализ дискурса: изучение коммуникации и смысла в их социальном контексте

Пример качественных методов:

Были записаны интервью и проведен тематический анализ. Это включало кодирование всех данных перед определением и рассмотрением шести ключевых тем. Каждая тема была изучена, чтобы получить представление о восприятии и мотивации участников.

Оцените и обоснуйте свой практический выбор

Ваша методика должна объяснять, почему вы выбрали именно эти методы, особенно если вы не использовали самый стандартный подход к своей теме. Обсудите, почему другие методы не подходят для ваших целей, и покажите, как этот подход способствует новым знаниям или пониманию.

Вы можете признать ограничения или слабые места в выбранном вами подходе, но при этом объяснить, почему они перевешиваются сильными сторонами.

Внимание:

Лабораторные эксперименты не всегда могут точно имитировать реальные ситуации и поведение, но они эффективны для проверки причинно-следственных связей между переменными. Неструктурированные интервью обычно дают результаты, которые нельзя обобщить за пределами выборочной группы, но они обеспечивают более глубокое понимание восприятия, мотивации и эмоций участников.

Советы по написанию практической части

Помните, что ваша цель — не просто описать свои методы в практической части курсовой работы, но показать, как и почему вы их применяли, и продемонстрировать, что ваше исследование было проведено неукоснительно.

Сосредоточьтесь на своих целях и вопросах исследования

Раздел методологии должен четко показывать, почему ваши методы соответствуют вашим целям, и убеждать читателя в том, что вы выбрали наилучший из возможных подходов к ответу на постановку проблемы и вопросы исследования. На протяжении всего раздела связывайте свой выбор с основной целью вашей курсовой работы.

Укажите соответствующие источники

Ваша практическая часть может быть усилена ссылкой на существующие исследования в данной области, либо:

  • Подтвердите, что вы следовали установленной практике для этого типа исследования.
  • Обсудите, как вы оценивали различные методологии и определились с подходом
  • Покажите, что вы применили новый методологический подход к устранению пробелов в литературе.

Напишите качественный текст

Подумайте, сколько информации вам нужно предоставить, и не вдавайтесь в ненужные детали. Если вы используете стандартные для вашей дисциплины методы, вам, вероятно, не нужно давать много предыстории или обоснований. Но если вы выберете подход, менее распространенный в вашей области, вам может потребоваться объяснить и обосновать свой методологический выбор.

В любом случае ваша практическая часть должна представлять собой четкий, хорошо структурированный текст, аргументирующий ваш подход, а не просто перечень технических деталей и процедур.

Объясните проблемы

Если вы столкнулись с трудностями при сборе или анализе данных, объясните, как вы с ними справлялись. Покажите, как вы минимизировали влияние любых неожиданных препятствий. Предотвратите любую серьезную критику вашего подхода и продемонстрируйте, что вы провели исследование как можно тщательнее.

Оформление практической части курсовой работы

Оформление практической части курсовой работы осуществляется с учётом ГОСТ 2.105, ГОСТ 7.32 и следующих требований:

  • Текст документа набирается на компьютере в формате .rtf или .doc и печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297).
  • Шрифт – Times New Roman. Цвет шрифта – чёрный, размер шрифта –
  • Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту документа и составлять 1,25 см.
  • Межстрочный интервал полуторный.
  • Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм, правое —15 мм. верхнее и нижнее — 20 мм. 4.3.1.5 Выравнивание текста – по ширине.

Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце, прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент и каждый раздел начинают с новой страницы.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует начинать с абзацного отступа и размещать после порядкового номера, печатать с прописной буквы, полужирным шрифтом, не подчеркивать, без точки в конце. Заголовок раздела (подраздела) должен быть отделен от основного текста раздела и от текста предыдущего раздела (подраздела) одинарным междустрочным интервалом 8 мм (1 пустая строка основного текста 14 pt).

Обозначения и сокращения приводятся при необходимости. Сокращения русских слов и словосочетаний оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.12. Сокращения в текстах конструкторской документации приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 2.316. Перечень обозначений и сокращений формируется в алфавитном порядке.

Пример практической части курсовой работы

Пример практической части курсовой работы

Пример практической части курсовой работы

Пример практической части курсовой работы

Пример практической части курсовой работы

Образец оформления практической части курсовой работы

Справочник по написанию курсовой работы на «отлично»:

  1. Курсовая работа пример и образец оформления
  2. Как написать курсовую работу
  3. Оформление курсовой работы по ГОСТу
  4. Курсовой проект пример и образец оформления
  5. Задание на курсовую работу
  6. Цели и задачи в курсовой работе
  7. Актуальность курсовой работы
  8. Объект и предмет в курсовой работе
  9. Проблема курсовой работы
  10. Методы исследования в курсовой работе
  11. Практическая значимость курсовой работы
  12. Аннотация курсовой работы
  13. Структура курсовой работы
  14. Титульный лист курсовой работы
  15. Содержание курсовой работы
  16. Введение курсовой работы
  17. Теоретическая часть в курсовой работе
  18. Исследовательская часть в курсовой работе
  19. Заключение в курсовой работе
  20. Список литературы в курсовой работе
  21. Приложения в курсовой работе
  22. Презентация для курсовой работы
  23. Написание речи на защиту курсовой работы
  24. Оформление формул в курсовой работе
  25. Оформление списков в курсовой работе
  26. Оформление сносок в курсовой работе
  27. Оформление ссылки на интернет-источник
  28. Оформление таблиц в курсовой работе
  29. Как вставить рамку в ворде
  30. Оформление рисунков в курсовой работе
  31. Темы курсовых работ по экономике
  32. Заказать написание курсовой работы

В большинстве курсовых работ значительный объем занимает практическая часть. Рассказываем, как качественно ее написать и оформить, чтобы получить наивысшую оценку.

Что значит практическая часть в курсовой работе

Основная часть курсовой делится на два раздела — теоретический и практический. Практическая часть представляет собой презентацию собственных умений, анализ и детальное рассмотрение объекта исследования. Хорошо проработанная практическая часть — это подтверждение усвоенной теории.

Что входит в практическую часть

Примерный план:

  • вступление (детальное описание объекта исследования);
  • цели и задачи;
  • методики (описание и обоснование использованных методик);
  • эксперимент (описание действий, совершенных для решения поставленных задач);
  • обработка данных;
  • итоговое решение задачи;
  • выводы (анализ достижения поставленных целей).

Описывая объект курсовой, нужно опираться как на собственный опыт, так и на научно-методический материал. Необходимо давать ссылки на различных авторов, ученых, исследователей.

Обязательными в практической части являются приложенные графики, диаграммы, результаты опросов, чертежи и прочий визуальный материал.

Также важный момент, на который стоит обратить внимание, — новизна и уникальность полученных в результате исследований результатов. Конечно, никто не требует от студентов прорывных открытий и изобретения новых методик, но хоть какой-то процент практической части должен указывать на самостоятельность проведенной работы и, как бы парадоксально это ни звучало, интерес, проявленный к ней. Выводы должны быть адекватными и хотя бы внешне не выглядеть, как выуженная из интернета информация.

Как написать

Безусловно, курсовые работы из разных сфер образования нельзя подогнать под общую структуру. Например, практика в архитектурных вузах — это чертеж или макет, в экономических или управленческих — анализ проведенных исследований, а в музыкальных — исполнение авторского или уже существующего произведения. Но в любом случае каждая практическая работа должна отвечать на несколько основных вопросов:

  • что?
  • зачем?
  • как?

На вопрос «что?» автор курсовой дает ответ в форме детальной характеристики изучаемого объекта до начала практики. Затем необходимо расписать, зачем же проводились те или иные исследования, и описать, как достигались цели и решались задачи.

В итоге доскональный анализ собственных действий должен привести к результату. Его следует тщательно перепроверить и сравнить с изначально поставленной задачей.

Часто выводы курсовой работы не соответствуют целям и задачам. Это очень серьезная ошибка, которая может стоить оценки.

Шаблонные фразы и клише

Для написания практической части можно использовать следующие клишированные фразы:

  • Для того, чтобы выяснить… (задача), было решено… (действие).
  • Для полноты исследования был проведен опрос… (тема/название) среди… (аудитория).
  • Опрос, который представлен вашему вниманию, проводился в формате… (анкетирование, опрос с развернутым ответом, опрос в «Google Формы»).
  • Респондентам были заданы следующие вопросы…
  • В качестве материала для исследования было взято…
  • Источником примеров стали…
  • Результаты опроса представлены в таблице… (номер/название таблицы).
  • На изображении/графике/диаграмме/макете… (название или номер материала) вы можете видеть…
  • В данном случае видно…
  • Следует отметить/обратить внимание…

Фразы для промежуточного вывода можно использовать не только в практической части, но и во всей курсовой:

  • На основании всего вышесказанного можно сделать вывод…
  • Все вышесказанное дает возможность констатировать…
  • Таким образом, видно…
  • Очевидно, что…
  • В результате проведенного исследования было выяснено…
  • Подводя итоги… (исследования/анализа/главы) необходимо подчеркнуть…
  • Все вышесказанное доказывает/убеждает…

Как оформлять

  1. Практическая часть должна занимать 30% всей курсовой работы.
  2. Практическая часть должна быть примерно равна теоретической, но не больше.
  3. Все графические документы (диаграммы, чертежи, изображения, схемы и т.п.), которые занимают больше 2/3 листа формата А4, должны выноситься из текста в отдельные приложения.
  4. На всю выносную информацию необходимо оставить ссылки в тексте.
  5. Излагайте информацию, опираясь на указанный в начале статьи план.

Практическая часть в курсовой работе: пример

Образец оформления практической части курсовой работы (по психологии) вы можете посмотреть тут.

Кстати, помочь с написанием как курсовой, так и любой другой научной работы могут авторы «Феникс.Хелп». Более 16000 специалистов уже сейчас готовы связаться с вами.

Если провести опрос среди студентов на тему, какую часть дипломного исследования писать сложнее всего – уверены, что большинство ответит: практическую. Вы тоже относитесь к этому большинству? Вы с ужасом думаете о том, как писать эмпирическую главу? Расслабьтесь – вам помогут студлансеры, у которых можно заказать практическую часть дипломной работы.

Почему практическая часть диплома – адский ад для множества студентов?

Написание эмпирической главы вызывает приступ зубной боли у многих студентов (и у немалого числа студлансеров, пишущих дипломы на заказ). В чём заключается сложность в разработке практической части дипломной работы:

  • Нужно собирать материал «в поле» (на предприятии, в архиве, в этнографической экспедиции и т. д.), проводить исследования (эксперименты, опросы, анкетирования и пр.), апробировать разработки на практике (возможно, проверять работу механизма, а может – внедрять новый метод усаживания на горшок в детском саду)… В общем, это вам не книжку в библиотеке отксерить.
  • Полученный материал нужно будет проанализировать, сравнить, классифицировать, провести расчёты, составить таблицы… У многих вызывают затруднения именно расчёты, анализ и иные исследовательские операции, связанные с эмпирической работой. Конкретные стороны пытки зависят от вашей специальности, но, в любом случае, просто не будет.
  • Добавьте к этому разработку какой-нибудь практической фигни, которая при внедрении увеличит надои, усилит потенцию, сделает счастливыми всех людей мира… Ну, или хотя бы на 3% снизит тревожность младших школьников при изучении таблицы умножения. На самом деле вряд ли кто-то будет внедрять вашу гениальную разработку, но попотеть вас заставят.

Погружение в этот ад вы не планируете? Правильно, пусть погружаются студлансеры – они закалённые. Конечно, лучше заказывать диплом целиком, поскольку это гарантирует единый стиль написания, но бывает и так, что проблемы у студента – только в практике.

  • Теоретическую часть можно написать, опираясь на книги или вообще сперев часть чьей-нибудь непроиндексированной поисковиками диссертации;
  • Введение и заключение – сваять по шаблону;
  • А вот над эмпирической главой придётся попотеть: скоммуниздить неоткуда. Хорошо, что на свете есть студлансеры!

Кроме того, иногда весь диплом пишется у студлансера из другого города, а вот для практической главы нужно подзапрячь кого-то из земляков.

Ну а если вы решили писать эмпирическую главу самостоятельно (или сами являетесь студлансером), вам будет полезны нижеприведённые советы.

Впрочем, если вы заказываете практическую главу на Студлансе, всё равно стоит ознакомиться с правилами написания этой важной части дипломной работы. Хотя бы для того, чтобы оценить качество выполнения заказа и внятно ответить на вопросы преподавателя.

Итак, давайте по порядку. Начнём с того, что вам предстоит писать, зачем и как.

Что такое практическая часть дипломной работы и зачем она нужна

В данной статье мы рассмотрим самый распространённый вариант: когда практическая (эмпирическая) составляющая дипломной работы выносится в качестве отдельной главы. В этом случае практическая часть – это как раз то, ради чего и пишется вся дипломная работа. Без неё вас вообще не допустят к защите, поскольку теоретической главы недостаточно для внесения нового слова в науку: теория должна подкрепляться практикой.

Эмпирическая глава демонстрирует, способен ли студент применить на практике усвоенный теоретический материал. Проблема, являющаяся центром исследования, решается в контексте реальной ситуации, или на основе экспериментов, или основе анализа собранного в полевых условиях материала. В процессе эмпирического исследования студент должен подтвердить гипотезу, выдвинутую во введении и внести посильный вклад в развитие науки.

На многих специальностях дипломник должен также предложить практические разработки, которые могут быть внедрены в работу конкретного предприятия или в целом использоваться представителями данной профессии. Это могут быть предложения по совершенствованию предмета исследования или даже разработка целого проекта.

Содержание практической части дипломной работы

Трудности, с которыми сталкиваются студенты при работе над эмпирической главой, иногда перекрывают по гемо… по затейливости все сложности, связанные с написанием теории, введения и заключения, вместе взятых.

В практической части диплома необходимо:

— дать описание объекта дипломного исследования;

— обосновать выбранные методики работы с практическим материалом;

— собрать этот материал;

— произвести анализ собранных данных;

— внести уникальные предложения для внедрения на практике (не на всех специальностях);

— сделать выводы.

Практическая работа должна в итоге привести к решению задач, поставленных во введении.

Структура практической части

Глаза боятся – а руки делают. Эмпирическое исследование на первый взгляд может показаться неподъёмным, но ЭТО ежегодно делают сотни тысяч студентов. Начнём с составления структуры эмпирической главы и выбора методики исследования.

Эмпирическая глава дипломной работы, как и теоретическая, делится на пункты (параграфы). Это необходимо хотя бы потому, что объём практической главы в дипломе, в отличие от курсовой, достаточно велик: не менее четверти от основной части, часто – до половины.

Логика деления практической главы на части подразумевает последовательное изложение:

— методики исследований;

— проведённого опыта и его результатов (собранных материалов);

— данных, полученных в результате обработки полученной информации;

— выводов.

Таким образом, практическая глава начинается с обзора методик, которые были использованы в ходе эмпирического исследования, поскольку они, образно выражаясь, задают тон всей вашей «полевой» работе. Дальнейшее структурирование практической главы зависит от характера исследования. Например, это может быть последовательное описание в пунктах эмпирической части этапов эксперимента. 

Взаимосвязь с теорией

Ещё до того, как приступить к сбору информации для практической части дипломной работы, используйте правило «семь раз отмерь, один отрежь». Во-первых, обязательно проконсультируйтесь у преподавателя относительно методик, по которым будете проводить эмпирическое исследование. Во-вторых, проверьте: соответствует ли запланированный эксперимент или другой вид практической работы теоретическому базису, которому вы посвятили первую главу?

Одна из главных ошибок при написании практической части (ссылка на статью «10 ошибо при написании практической главы») – именно её несоответствие теоретической. В правильно написанной дипломной работе практика базируется на теории, изложенной в первой главе основной части, поэтому и выбор методик, и сама суть практической работы должны логично вытекать из содержания.

У дипломников же часто наблюдается такая картина: теория сама по себе, практика сама по себе.

Например, в теоретической части рассматривается типология избушек на курьих, гусиных и утиных ножках. А в практической – разрабатываются бюджетные методы встречи Иван-царевичей в условиях кризиса.

Рецензенту и членам госкомиссии предлагается решать: то ли первая глава не о том, то ли вторая болтается, как, э-э-э, варенье в вакууме. Что бы они не решили, высокой оценки ждать не стоит. И это ещё оптимистичный вариант, могут ведь вообще не допустить к защите.

Нужно ли использовать литературу при написании практической части диплома?

Несмотря на то, что практическая глава основывается на данных, полученных в результате самостоятельного поиска первичной информации или экспериментальных данных, вам может понадобиться и научно-методическая литература. Это могут быть сборники психологических тестов, материалы с описаниями технологических процессов, методички для проведения лабораторных экспериментов и т. д.

Используя эти материалы для описания своей экспериментальной методики, помните о бдительности антиплагиата и не передирайте целиком. Сложно? Да, поскольку в описание эксперимента по конкретной методике нельзя вносить отсебятину. Чтобы победить антиплагиат, вы можете кратко упомянуть о том, что, мол, в работе использованы тесты Пупкина-Васькина, а за описанием отправить научрука, рецензента и членов госкомиссии в приложение.

Не забывайте также ставить ссылки, если вы используете чужие тесты, опросники, методические наработки. 

Собираем информацию

После того, как вы определились с методикой исследования, пора приступать к сбору информации, которая ляжет в основу последующего анализа, расчётов, сравнений, классификаций или ещё каких-то научных манипуляций. Для практической части всегда собирается первичная информация об объекте исследования. Это значит, что данные для эмпирического исследования нельзя взять из какой-то книги или статьи, их нужно получить самостоятельно. 

Основные варианты получения первичной информации:

  1. Результаты самостоятельно проведённых опытов, экспериментов.
  1. Данные наблюдений, полученных в процессе прохождения практики и зафиксированные в дневниках, отчётах.
  1. Использование документов, содержащих первичную информацию (от Конституции РФ до бухгалтерской отчетности и материалов судебной практики).
  1. Информация, полученная в результате опросов, анкетирования, интервьюирования.
  1. Данные, полученные в открытых информационных источниках. Например, актуальные на этот сезон цены для составления сметы гастрономических туров по Италии, Испании и Франции.

Зачастую приходится использовать сразу несколько видов источников первичной информации. Например, педагог может использовать опросы и наблюдения, менеджер – анализ финансовых документов и анкетирование.

Сбор информации для эмпирического исследования – задача непростая. Самая главная трудность заключается в том, что придётся оторвать свой тухес от кресла и пойти сбрасывать килокалории на конкретное предприятие, в школу или вообще в горы, как Шурику из «Кавказской пленницы».

Собирая материал для практической части дипломной работы на предприятии, мало просто походить по территории. В зависимости от специальности и выбранных методик исследования, нужно будет или проводить работу с персоналом/клиентами/аудиторией, или запрашивать документы (например, материалы судебной практики, бухгалтерские отчеты о прибылях и убытках и пр.). Возможно, потребуется запросить на предприятии сведения о себестоимости производимой продукции, характеристиках оборудования, обстановке номеров, технологии производства.

Надо сказать, что далеко не всегда студенту бывают рады. За удовлетворение научного любопытства практиканта сотрудникам дополнительно не платят. Поэтому со всей серьёзностью отнеситесь к выбору места для проведения эмпирического исследования.

  • Обязательно заручитесь поддержкой руководства предприятия или организации.
  • Прекрасно, если ваш научный руководитель замолвит о вас словечко.
  • А лучше всего, если это будет предприятие, на котором работает кто-то из родственников (в идеале – на руководящем посту).
  • Полезно также проходить преддипломную практику на одном и том же предприятии – так вы сможете начать сбор эмпирических материалов заранее, не дожидаясь пятого курса. Ну, конечно, если вы – гиперответственный человек.

Вот тут и возникает вопрос: как быть студлансерам и их заказчикам, если для написания практической части дипломной работы нужно появиться на предприятии? Разработке этого шпионского сценария мы посвятили отдельную статью.

Проверка и оценка

Итак, информация собрана. Но прежде чем переходить к её анализу, расчётам и исследовательским операциям, необходимо произвести проверку и оценку. Иными словами, убедиться, что полученная информация обладает достоверностью, новизной, объективностью. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько полной и доказательной является собранная вами информационная база, то есть достаточно ли материалов для проведения исследования.

Скажем откровенно: значительная часть студентов на данном этапе выдаёт желаемое за действительное или вовсе мухлюет. Морали читать не будем, напомним лишь про принцип «не попадайся».

Если же вы настроены серьёзно и собираетесь ответственно отнестись к своему практическому исследованию – давайте посмотрим, как следует производить проверку полученной информации.

Проверка информации по критерию новизны: 

  • в научный оборот вводятся неизвестные дотоле факты;
  • выявляются новые закономерности, связи между фактами, явлениями, их элементами;
  • старые знания пересматриваются с новой позиции, методики или методологии, при этом претерпевая значительное структурное изменение или приращение;
  • уже известные материалы исследуются более глубоко;
  • известные, но разрозненные материалы обобщаются, классифицируются, систематизируются. 

Проверка информации по критериям достоверности и объективности: 

  • исследовательские операции проводились с реальными фактами;
  • эти операции можно воспроизвести;
  • полученные выводы и обобщения проверяемы;
  • полученная информация не подверглась случайной фальсификации. 

Проверка информации по критерию доказательности: 

  • выводы, обобщения, предложения не декларированы, а доказаны в процессе исследования. 

Проверка информации по критерию полноты: 

  • освещены все аспекты проблемы;
  • информации достаточно для проведения всех этапов исследования;
  • нет упущений, влияющих на результаты эксперимента.

Существует мнение, что даже частичного соблюдения этих требований уже достаточно, чтобы написать нормальную практическую главу. В конце концов, вы пишете не диссертацию. Тем не менее, лучше всё же по максимуму проявить ответственность, собирая информацию для исследования. Будет обидно, если в процессе анализа и/или расчётов вы вдруг выясните, что чего-то не хватает. Ещё обиднее будет, если преподаватель заставит вас проводить эмпирическое исследование с нуля. Ну и совсем обидно будет проводить его в следующем году, получив недопуск к защите или вообще с треском её завалив.

Обработка материалов, анализ, расчёты

Анализ собранных данных, наверное, является наиболее сложным этапом при работе над эмпирической главой. Если при анализе научной литературы для теоретической главы можно было схитрить, списать откуда-нибудь чьё-то мнение и выдать за своё – то анализ первичной информации для практической главы придётся проводить самостоятельно.

Аналитические операции, в зависимости от специальности, проводятся разными способами. Например, экономисты и менеджеры могут анализировать зависимость снижения убытков при внедрении в работу ресторанной кухни принципиально новой модели картофелечистки. Психологи и педагоги – вдумчиво искать взаимосвязи между агрессией дошкольников и хобби их отцов (от рыбалки под водочку до танчиков под пивко). Филологи – вычленять исконные архетипы в новых матерных конструкциях русского языка.

Если у вас пухнет голова, можете заказать проведение анализа и расчётов у студлансеров. Это будет дешевле, чем заказывать весь диплом или практическую главу целиком. 

Оформление практической части

Важная особенность практической главы дипломной работы – грамотное оформление всех этих расчётов и прочего аналитического креатива. Если теоретическая глава в большинстве случаев представляет собой сплошной текст, разбиваемый заголовками, то в эмпирической, как правило, имеются схемы, графики, диаграммы, функции, формулы, вычисления, графики, иллюстрации и т. п.

Грамотное оформление всей этой красоты порой занимает едва ли не столько же времени, сколько набивание текста практической главы. Чтобы оптимизировать свою работу, используйте следующие рекомендации:

  1. В тексте эмпирической части оставляйте только самое важное, необходимое для наглядного представления этапов эксперимента и его результатов. Самый объемный наглядный материал (например, чертежи, анкеты, фотографии) отправляйте в приложения, используйте для оформления презентации и в качестве раздаточного материала на защите. Не забывайте в соответствующих местах практической главы упоминать номер приложения.
  1. В самой практической главе из наглядностей обычно присутствуют таблицы, оформляемые в виде рисунков диаграммы. Изучите правила оформления таблиц и рисунков, вставляемых в текст.
  1. Если вы видите, что используемые формулы и аналогичные материалы снижают уровень уникальности, ставьте их в вордовский файл изображением.
  1. Тщательно перепроверьте таблицы, расчёты на предмет опечаток. Вряд ли кто-то (даже научрук) будет вдумчиво всё это пересчитывать, но лучше перестраховаться. Если какой-нибудь дотошный член госкомиссии докопается до опечатки в расчётах – рухнуть, как карточный домик, может весь диплом. 

Обоснование практической ценности

После того, как вы проанализировали эмпирический материал, полученные результаты нужно использовать для чего-то полезного. Проще говоря, вам нужно выдвинуть конкретные предложения, направленные на совершенствование предмета вашего исследования. Например, вы можете:

  • предложить способы решения выявленных проблем (пример: раздача шоколадок полицейским для повышения уровня IQ на полтора пункта);
  • разработать мероприятия, нацеленные на совершенствование изучаемого объекта (пример: сценарий безалкогольного корпоратива для работников свинофермы);
  • предложить проект нового механизма (пример: инновационный наносортировщик мусора для офисных помещений).

В общем, ваши ценные предложения должны показать: не зря, не зря писал диплом этот выпускник! Полезное дело сделал, товарищи!

Выводы по практической части

Завершающий этап написания эмпирической главы – формулировка выводов. В них нужно:

— кратко подвести итоги проведённого исследования;

— рапортовать о подтверждении выдвинутой во введении гипотезы;

— скромно подчеркнуть свой бесценный вклад в профессиональную практику, заключающийся в разработке чего-то инновационного.

Правда, после анализа данных может оказаться, что полученные результаты не подтверждают, а опровергают выдвинутую во введении гипотезу. Вот это засада!

Что делать? Правильный путь – формировать новую гипотезу и проводить новые исследования. В реальности студенты либо подгоняют результаты под гипотезу (опасный вариант), либо выдвигают гипотезу уже после получения результатов исследования (оптимальный вариант). Поэтому, кстати, введение обычно пишется уже после того, как готова основная часть дипломной работы.

Большинство ВКР бакалавров, специалистов и магистров строится на основе смешанного теоретико-эмпирического исследования. Его описание подчиняется четкой логике изложения: во введении обозначается проблема и пути ее решения, в первой главе дается теоретическое обоснование задач и выбора методов изысканий, а практическая часть дипломной работы посвящается анализу и обобщению конкретных результатов, полученных студентом, или более детальному рассмотрению намеченных во вступлении и теоретической главе тезисов.

Содержание

  • Что такое практическая часть диплома
  • Что писать в практической части диплома
    • Эмпирические исследования
    • Теоретические
    • Комбинированные
    • Проектные
  • Как писать
    • Структура
    • Источники информации
    • Оформление
  • Пример практической части диплома
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое практическая часть диплома

Вторая, реже третья, практическая глава ВКР представляет собой подробный анализ исходных данных, во время которого надо выявить суть проблемы заявленного предмета исследования, предложить эффективные, научно обоснованные пути ее решения, как вариант – обстоятельно аргументировать выдвинутую гипотезу. В этой части работы, которая также может называться и, по сути, быть аналитической, студент проявляет умение на практике свободно и уместно применять теоретические знания, оперировать ими для получения прикладных (пусть даже и в академической сфере) результатов.

Написание дипломаЦентральная проблема исследования в зависимости от его характера решается тремя способами:

  • в контексте реальной производственной ситуации базового предприятия на основе анализа собранных автором в ходе практики материалов;
  • с помощью обработки экспериментально полученных результатов;
  • на базе детального рассмотрения, сопоставления и осмысления предварительно отобранных фактических данных или идей других исследователей, занимавшихся разработкой темы.

Основа практической части в дипломе – конкретные данные о предмете и объекте исследования. Для студентов-бухгалтеров или экономистов – это отчетность компании, для журналистов – выпуски печатных или цифровых изданий, видеоматериалы, для юристов – случаи из судебной практики, законодательные акты и т. д.

Что писать в практической части диплома

Конкретное содержание практической главы зависит от типа дипломной работы, которая может быть:

  • эмпирической – основанной на обработке и толковании материалов опытно-экспериментального или прикладного исследования, специально проведенного автором для подтверждения предложенной во введении гипотезы;
  • теоретической – базирующейся на оценочном анализе сведений, содержащихся в научных источниках, который служит фундаментом для изложения собственных, оригинальных, а возможно, идущих в разрез с общепринятой точкой зрения взглядов автора на рассматриваемую проблему;
  • комбинированной – объединяющей первые два похода к исследованиям и четкой структурированной на две части: теоретическую и практическую, в которой сведения, почерпнутые из научных источников, подтверждаются личными эмпирическими исследованиями автора;
  • проектной – представляющей собой разработку, предназначенную для внедрения в практику.

Эмпирические исследования

К этому типу могут относиться и расчетно-графические работы или предметные исследования, предполагающие, к примеру, разработку физической модели или решение определенной математической задачи – трудоемкое настолько, чтобы хватило материала на целую практическую часть диплома.

Теоретические

Если ВКР не что иное, как теоретико-аналитическое изыскание, то во втором разделе развивается начатое в первой главе исследование. В этом случае практическая часть диплома – это лежащее в русле темы работы углубленное продолжение анализа проблемы с опорой на инструментарий теоретической базы (перечисленные во введении методы). Это может быть сопоставление и подробное рассмотрение взглядов разных ученых и авторов с целью обоснования собственной точки зрения, которая будет продемонстрирована в выводах по главе и всей работе.

Наличие аргументированного авторского мнения обязательно, иначе теоретический диплом превратится в большой реферат.

Сугубо теоретические исследования подразделяются на три основных вида:

  • исторические (посвященные обзору и ретроспективе вопроса любой отрасли науки, а не только изучению хронологических событий и фактов);
  • описательные;
  • методологические.

Для каждого из них характерен определенный подход к обработке материала.

Тип исследования Содержание практической части дипломной работы
Историческое
  • Анализ трудов, опыта, разработок, достижений известных ученых или одного автора (например, у филологов – творчества писателя).
  • Изучение развития научных тенденций.
  • Сравнение методов и академических положений разных периодов, эпох.
Описательное
  • Представление неизученных, но документально подтвержденных данных.
  • Раскрытие темы диплома с использованием новых или иначе интерпретированных хорошо известных фактов.

Доля аналитики присутствует в авторских обобщениях, оценках. Даже малоизвестные сведения, обнаруженные, например, в архивах, недостаточно просто воспроизвести – надо проанализировать степень их достоверности и сделать на основании изложенных фактов итоговые выводы.

Методологическое

Сравнение различных методов исследований и разработка абсолютно новых методологических баз.

Комбинированные

Начать практическую часть в дипломе такого типа стоит с перечисления обозначенных во введении и задач. Затем предложить пути их решения и описать результаты применения разработок. В качестве подтверждения эффективности методик приводятся систематизированные с помощью таблиц, графиков, диаграмм данные экспериментов, наблюдений, а также иллюстрации и справки о внедрении.

Проектные

Обычно такие работы пишут будущие инженеры, технологи, архитекторы, чтобы предложить способы совершенствования предмета исследования или с нуля разработать самостоятельный проект. В этом случае основную долю практической части диплома составляют чертежи.

Если защищается без пяти минут педагог или психолог, центральным материалом второй главы могут стать предложения по внедрению теоретических идей в сферу профессиональной деятельности или разработка полноценной коррекционной, оценочной, диагностической методики, тренинга.

Как писать

Несмотря на разнообразие типов исследований, практическая часть в дипломной работе всегда должна быть связана с теоретической и являть собой описание хода реализации задач, обозначенных во введении. Упрощенно вторая глава – это презентация программы действий, представление этапов исследования и анализ данных, полученных в результате его проведения.

Структура

Стандартный план написания практической части в дипломе должен быть примерно таким:

  • цель и задачи;
  • задействованные методы;
  • описание опыта (сути исследования);
  • обработка данных;
  • выводы.

Как правило, сначала излагается проблемная ситуация, затем дается характеристика предмета исследования, объясняется выбор рабочих методов, после этого детализируются мероприятия, направленные на улучшение существующего положения дел, в завершение делаются выводы и вносятся предложения.

Система написания

Каждый параграф завершает краткий (один-два абзаца) вывод, в конце всей практической части подводятся общие итоги, в которых делается акцент на подтверждении изначальной гипотезы. Если вдруг случилось так, что она рассыпалась, как карточный домик, лучше не подгонять под нее имеющиеся результаты. Эта нехитрая манипуляция будет квалифицирована как банальная фальсификация, что ничем хорошим не закончится. Разумнее подкорректировать исходное предположение.

Завершить практическую часть диплома логично предложением по использованию ее материалов и итогов.

Источники информации

Основа второй главы – информация об объекте исследования, которая обязательно должна соответствовать одновременно шести критериям:

  • достоверность;
  • полнота;
  • показательность;
  • объективность;
  • новизна;
  • проверяемость.

Как правило, практическая часть пишется на основании материалов, которые студент собрал во время производственной практики или получил в результате специально проведенных для дипломного исследования опытов или экспериментов. Дополнением могут служить данные, полученные в научных экспедициях, извлеченные из ответов респондентов на вопросы анкет и т. д.

Оформление

Основная сложность в оформлении практической части дипломной работы заключается в обилии таблиц, схем, графиков, чертежей и других видов иллюстраций. Чтобы с честью выйти из испытания формализмом, ориентироваться надо в первую очередь на методические рекомендации кафедры. Все вузовские инструкции составляются на основе ГОСТов 7.32-2001, 7.9-95, ЕСКД, ЕСПД, ЕСТД, СПДС, поэтому в случае отсутствия конкретного руководства к действию, можно смело опираться на единые государственные стандарты.

Сложные длинные расчеты, большие чертежи, объемные таблицы выносятся в приложения. Наиболее показательные рисунки, цифровые данные дублируются в раздаточном материале или адаптируются под формат презентации.

В идеале число задач, прописанных во введении, соответствует количеству параграфов практической части диплома, которая должна иметь название, точно отражающее суть проведенного для ее написания исследования.

Заголовок

Каждый подраздел, как и в остальной работе, начинается с новой страницы.

Пример практической части диплома

Получить более полное представление о том, что должно быть в практической части диплома и как она может выглядеть, помогут примеры работ по:

  • маркетингу;
  • менеджменту;
  • мировой экономике;
  • государственному управлению.

Итак, практическая часть дипломной работы должна доходчиво раскрыть смысл идеи студента, обосновать предложения автора. Даже если у комиссии возникнут претензии к теоретической главе, безупречно выполненный анализ данных и конструктивные рекомендации выпускника гарантируют успешную защиту.

Автор: Виктория Шейх Халиль.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать практическую часть индивидуального проекта
  • Как написать практическую часть дипломной работы
  • Как написать практическую часть диплома
  • Как написать практическую значимость проекта
  • Как написать практическую значимость курсовой работы