Как написать практическую часть к проекту

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

  • Главная
  • Виды проектов
  • Виды продуктов
  • Темы проектов
  • Инструменты



Вторая глава проектной работы

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 7

    • 7

    • 10



Вторая глава проектной работы – является практическим исследованием (практико-ориентированной или исследовательской), которое должно быть выполнено самостоятельно, отражать тему проекта и содержать данные о конкретной практической стороне изучаемой проблемы, а также подтверждать или опровергать выдвинутую во введении гипотезу.

Что такое практическая глава в проектной работе и как ее выполнять

Вторая (практическая) глава проектной работы

Особенности второй (практической) главы проектной работы

Вторая глава так же, как и первая являются отражением работы школьника над раскрытием выбранной темы, но в отличие от первой (теоретической) главы вторая (практическая) глава проекта не может содержать:

  • теоретического материала, представленного анализом литературных источников, изучения мнений авторов на тему исследования;
  • сносок на текст (текст практической главы является практическим анализом автора проектной работы), кроме тех случаев, когда анализируются статистические данные или литературные произведения;
  • заимствований чужих исследований.

Объём практической главы проектной работы

Объём практической (исследовательской) главы проектной работы зависит от:

  • темы по которой выполняется проект;
  • предмета;
  • класса (курса) учащегося (студента);
  • требований методического пособия (положения).

Стандартные требования к объёму практической части – она должна занимать такой же объём, как и теоретическая глава.

Рекомендованный объём практической главы в зависимости от класса (курса):

  • 1-2 класс: 3-5 страниц;
  • 2-4 класс: 4-6 страниц;
  • 5-6 класс: 7-8 страниц;
  • 7-9 класс: 10-12 страниц;
  • 10-11 класс: 10-15 страниц;
  • колледж: 10-15 страниц;
  • вуз: 15-20 страниц.

Представленный объём является рекомендованным, но не обязательным, в зависимости от выбранной темы и того, какой будет практическая часть объём может быть другим, но делать меньше представленного не желательно.

Структура второй (практической) главы проектной работы

Практическая глава проектной работы может состоять как из 1 параграфа (то есть не иметь в своей структуре параграфов), в таком случае название главы выступает отражением сути проведённого исследования, так и из нескольких параграфов, в таком случае их количество обычно составляет 2-3.

Примерная структура практической главы проектной (исследовательской) работы

Примерная структура второй (практической) главы проектной работы

Практическая глава проектной работы должна быть выполнена по определённой структуре, которая зависит от темы исследования и того, какое практическое исследование будет проведено.

Обязательные разделы практической главы проектной работы

Как и все остальные разделы проекта вторая глава также должна быть построена по определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.

Рассмотрим из чего должна состоять практическая часть проектной (исследовательской) работы:

  1. Первым пунктом (2.1) в практической главе должна идти характеристика будущего исследования, то есть в ней необходимо описать основные аспекты будущего исследования, например:
    • если в работе проводится анкетирование необходимо описать, как именно было проведено анкетирование, кто принимал в нём участие, где оно было проведено, как обрабатывались результаты и т.д.;
    • если в ходе работы над проектом проводились опыты в пункте 2.1 необходимо указать инструментарий исследования (что было использовано для проведения опытов: ингредиенты, оборудование), перечислить опыты, которые были, если опыты проводились в течение какого-то периода необходимо указать даты проведения;
    • если для проверки гипотезы требовалось проведение тестирования с использованием методик в первом пункте второй главы необходимо дать краткую характеристику методик, указать почему было решено использовать именно эти методики, указать базу исследования (где было проведено исследования, например, школа, колледж, тестирование проводилось на дому и т.д.), указать количество испытуемых, их пол, возраст;
    • если практическая глава заключалась в проведении какого-либо мероприятия, в 1 пункте практической главы можно дать краткую характеристику мероприятия.

    Если в практической главе были исследованы статистические данные в таком случае нет необходимости давать характеристику базы исследования, указывать место проведения и т.д. в первом пункте второй главы сразу проводится анализ статистических данных.

  2. Вторым пунктом (2.2) практической главы является само исследование, то есть в данном пункте проводится анализ данных анкетирования, тестирования по методикам, приводятся результаты полученные в ходе проведения опытов и т.д. Все приведённые в данном пункте таблицы, диаграммы, фотографии должны быть пояснены. В конце пункта должен быть вывод, то есть необходимо обобщить материал, изложенный в параграфе при этом вывод, должен отражать результаты, полученные в ходе выполнения исследования.
  3. При необходимости анализ практических данных можно разделить на несколько параграфов (в таком случае в конце каждого параграфа должен быть сделан вывод), но не стоит делать большое количество параграфов.

  4. Заключительным пунктом практической главы проектной работы могут быть рекомендации по решению проблемы исследования.
  5. Не каждая тема проектной работы подразумевает разработку рекомендаций, так большая часть проектных работ по литературе, истории, математике, физике, химии, музыке, искусству не предполагает разработку рекомендаций, так как темы не несут в себе проблематику.

    Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.

    Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных рекомендаций.

Виды практического исследования во второй главе проектной работы

Виды практических глав в проектных работах можно разделить на 2 группы в зависимости от предметов (дисциплин) по которым они выполняются:

  1. Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по любому предмету (дисциплине).
  2. Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по 1-2 предметам (дисциплинами).

 

Виды практического исследования, которые могут быть выполнены по любому предмету (дисциплине)

В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть построено по-разному:

  1. Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей (например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный вид практического исследования может быть проведён практически по любому предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии, физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или использовать его как дополнительное исследование, но не основное.
  2. Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии, химии, физике, экологии, музыки, искусству.
  3. Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология, музыка.
  4. Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают изучение статистических данных, например, изучение миграции населения, определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.
  5. Особенность практической части с анализом статистических данных является наличие ссылок на статистические данные.

    Официальные статистические данные Российской Федерации можно посмотреть на сайте Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru), также у каждого региона существуют региональные сайты Федеральной службы государственной статистики. При необходимости можно использовать данные с сайтов различных государственных ведомств.

    Анализ статистических данных в качестве практической части может быть использован в работах по обществознанию, географии, биологии, социологии, юриспруденции, медицине, ОБЖ.

  6. Веб-сайт – практическая часть в виде подготовки веб-сайта наиболее предпочтительна для проектных работ по информатике, так как в ходе подготовки веб-сайта в практической главе необходимо расписать этапы его разработки, при этом веб-сайт может быть посвящен теме исследования, например, истории развития интернета, в таком случае веб-сайт будет являться также и продуктом проектной деятельности.
  7. Веб-сайт может быть подготовлен не только по предмету «Информатика», но и быть посвященным какой-либо теме, например, экологическим проблемам России, в таком случае он будет являться продуктом проектной деятельности.

    Подготовленный веб-сайт может быть, как размещен в сети Интернет (например, на бесплатном хостинге), так и располагаться на локальном носителе, но в любом случае он должен быть доступен для просмотра.

  8. Видеофильм (видеоклип) – практическая часть проектной работы может содержать ход выполнения видеофильма (видеоклипа) в том случае, если он будет являться продуктом проектной деятельности, а также будет представлен во время защиты проектной работы.
  9. Видеофильм (видеоклип), как практическая часть проектной работы, может быть подготовлен по любому предмету, при этом он должен соответствовать теме, отражать практическую значимость работы, например:

    • по предмету «Экология» можно снять видеофильм, отражающий экологические проблемы города, района и т.д.;
    • по предмету «Искусство» видеофильм может быть посвящен созданию картины (рисунка);
    • по предмету «География» видеофильм может быть посвящен особенностям географического положения страны.
  10. Выставка, праздник, экскурсия, инсценировка – такая практическая часть также может быть подготовлена, в таком случае следует описать этапы подготовки, материалы, место проведения, состав участников, какова цель проведения этого события, какие результаты были получены.
  11. В том случае, если выставка, праздник, экскурсия, инсценировка на момент написания проектной работы не были подготовлены, полученные результаты описывать не следует.

  12. Прибор, модель, макет, чертеж – при их подготовке в качестве практической части проекта следует описать:
    • цель создания;
    • необходимые инструменты и материалы (инструментарий);
    • ход создания, разбитый на этапы с их подробным описанием;
    • особенности применения и отличие от существующих аналогов (если аналоги существуют).

    В приложении к проектной работе желательно представить ход создания, а также итоговый вариант прибора, модели, макета или чертежа.

  13. Сравнение – практическая глава может быть представлена в виде сравнительной характеристики чего-либо, в зависимости от темы можно, например, сравнить историческое развитие государств, экологическую обстановку в населённом пункте (регионе), школьное образование в различные эпохи, языки программирования и так далее.

Узконаправленные виды практического исследования — 1-2 предмета (дисциплины)

К практическим исследованиям, которые могут быть выполнены по нескольким предметам (дисциплинам) относятся:

  1. Творческий продукт – в качестве самостоятельной практической части подготовлен не может быть, если выполнение проектной работы предполагает создание творческого продукта, то в практической части может быть описан ход создания творческого продукта, также следует отразить в ней следующие аспекты:
    • инструментарий (что потребовалось для создания творческого продукта, например, для создания рисунка требуется: холст, краски, мольберт, карандаши).
    • почему было решено создать именно такой творческий продукт;
    • особенности творческого продукта;
    • возможность применения творческого продукта и эффект от его реализации.

    В приложении к проектной работе можно разместить фотографии создания творческого продукта, а также его итоговый вариант.

  2. Бизнес-план – такая практическая часть подойдёт лишь для проектов, направленных на разработку бизнес-плана какого-либо предприятия (компании, организации).
  3. В проектной работе, предполагающей разработку бизнес-плана в практической части, следует описать поэтапно разработку бизнес-плана с описанием всех необходимых разделов, отражающих цель, маркетинг, конкурентов, затраты и прочие разделы обязательные для бизнес-плана.

  4. Анализ деятельности предприятия (организации) – практическая глава может быть направлена на исследования различных аспектов деятельности предприятия (организации), в таком случае в практической главе следует дать характеристику предприятию, провести исследование по теме проекта и предложить рекомендации по улучшению направления исследования.



Помогла статья, поделись ссылкой

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU — Самостоятельное написание проектных работ.

Любая курсовая работа состоит из нескольких частей. При этом существуют чёткие требования к оформлению каждой из них.

Мы уже рассказывали, что в себя включает основная часть курсовой и как её писать. А в этой статье подробнее рассмотрим, как написать практическую часть курсовой работы и какие правила соблюсти. И приведём пример практической части в курсовой работе.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы узнавать о других типах работ и не только. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Практическая часть курсовой работы: определение

Перед тем, как отвечать на вопрос: «Как писать практическую часть курсовой работы?», стоит разобраться, что именно подразумевают под этим термином.

Итак, практическая, или экспериментальная (эмпирическая) часть курсовой — это обязательная составляющая работы, в которой студент демонстрирует, насколько хорошо он усвоил теорию и может применять полученные знания на практике. То есть, это всегда активная демонстрация навыков, которыми обладает студент. Это основная цель практической части курсовой работы.

Как назвать практическую часть в курсовой? Название должно указывать на активное действие и практическое применение знаний, изложенных в теоретической части. К примеру, эмпирическая часть курсовой работы по психологии может называться следующим образом: «Экспериментальное обоснование эффективности внедрения методики развития силы на основе контрольных упражнений для детей старшего школьного возраста».

Место практической части в курсовой

Как делать практическую часть в курсовой работе? Для начала стоит определиться с её местом в структуре работы. Курсовая с экспериментальной частью всегда состоит из нескольких разделов:

  • введение;
  • содержание;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы.

Практическая работа является составной частью основного раздела курсовой. Она начинается сразу после теоретических изложений и заканчивается перед написанием выводов в заключительной части.

Если необходимо изложить выводы, полученные экспериментально в реферате или дипломной работе, в них используют ту же структуру. В основной части объясняя задачу и методы, которыми планируют их решать, а в практической — непосредственные вычисления.

Как выглядит практическая часть в курсовой

Мы разобрались, что значит практическая часть в курсовой работе. Осталось понять, в каком виде она может быть представлена?

Эмпирическая часть курсовой работы может выглядеть по-разному. Всё зависит от научной дисциплины и темы. В качестве примера практической главы курсовой могут выступать:

  • детальное рассмотрение заявленной в теоретическом разделе проблемы;
  • разбор и изучение фактов, относящихся к объекту курсовой;
  • многочисленные расчёты;
  • анализ статистической информации;
  • сравнение текста перевода с оригиналом;
  • изучение значимых дат в истории и многое другое.

Важно, чтобы исследовательская часть курсовой совпадала с заявленными во введении целями и не противоречила теоретическим аргументам.

Как выглядит практическая часть в курсовой

В курсовой по истории практическая часть может состоять из анализа дат

Оформление практической части курсовой: план работы

Ранее мы уже писали о том, как оформить титульный лист, содержание и введение. Так что сейчас сосредоточим наше внимание на том, как должна правильно оформляться практическая часть в курсовой работе.

Как писать практическую часть курсовой, соблюдая все правила? Изучить методические рекомендации на кафедре. В них должным образом прописывают все требования к студенческим работам.

План работы практическая части курсового проекта

Практическая часть курсовой работы должна иметь чёткую структуру. Это позволит студенту в правильном порядке излагать данные, грамотно агрументировать теоретические положения и ничего не забыть в процессе. Вот как она примерно может выглядеть:

  1. Вступление, в котором необходимо подробно описать объект изучения;
  2. Формулировка цели и задач исследовательской части курсовой работы;
  3. Обоснование методов исследования курсовой;
  4. Описание практического эксперимента и данных, которые будут использоваться;
  5. Решение, анализ или другое действие, необходимое для эксперимента;
  6. Финальное решение поставленной в начале задачи;
  7. Промежуточные выводы по практической части курсовой работы.

Что должно быть в практической части курсовой, чтобы её было интересно читать? Изображения, схемы, диаграммы, таблицы и другие графические изображения, которые позволят проиллюстрировать данные и ход действий студента.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Как начать практическую часть курсовой работы

Чтобы экспериментальная часть выглядела уместной и имела логическую связь с теоретической, стоит воспользоваться определёнными клише для практической части курсовой работы. Среди них можно назвать такие:

  • С целью решить поставленные задачи… были проведены следующие исследования…
  • Для обоснования данных было проведено анкетирование среди аудитории…
  • Вашему вниманию предоставляются данные, которые были получены…
  • Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия…
  • Участникам опроса задали следующий перечень вопросов…
  • С этой целью был изучен ряд данных…
  • Примеры для исследования взяты с ресурса…
  • Результаты эксперимента собраны в таблице №…
  • На следующей схеме (изображении/чертеже/диаграмме) можно увидеть…
  • Следует обратить внимание на тот факт, что…

Однако шаблонные фразы могут понадобиться не только для начала практической части курсовой, но и для предварительных выводов после неё. Чтобы облегчить себе задачу, можно использовать следующие клише:

  • Основываясь на приведённых выше примерах, можно сделать вывод…
  • Учитывая изложенные факты, можно утверждать, что…
  • Из результатов эксперимента видно, что…
  • Анализ вышеизложенных фактов позволяет сделать такие выводы…
  • Таким образом, мы можем констатировать…
  • Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что…
  • Подводя итоги эксперимента, стоит сказать…
  • Вышеизложенное подтверждает/доказывает…

Эти же фразы помогут сформировать выводы ко всей курсовой работе, а не только к исследовательской части.

Как начать практическую часть курсовой работы

Для написания практической части курсовой стоит изучить все данные

Как оформить практическую часть в курсовой: основные правила

Как делать оформление практической части в курсовой, чтобы к ней не придрался даже самый строгий преподаватель? Соблюдать следующие несложные правила:

  • опираться на вышеизложенный план при написании исследовательской части курсовой;
  • учитывать требования по оформлению, которые прописаны для всей курсовой работы;
  • помнить об оптимальном объёме практической части — он не должен превышать 30% от всей работы;
  • размещать графические элементы, которые превышают по размерам 2/3 листа, в Приложениях к курсовой;
  • применять ссылки и сноски для данных и информации, взятых из других источников.

Если вы запутались и не знаете, как сделать практическую часть в курсовой работе, обратитесь за консультацией к своему научному руководителю. Он не только подскажет тонкости оформления исследования, но сориентирует по объёму курсовой и списку нужной литературы.

Как написать практическую часть курсовой работы: примеры

Для того чтобы не возникло вопросов, как должна выглядеть экспериментальная часть курсовой работы, скачайте и изучите наши примеры:

  1. Практическая часть курсовой работы: скачать пример по педагогике в формате Word.
  2. Практическая часть в курсовой работе: скачать пример по медицине в формате Word.
  3. Курсовая по психологии с практической частью: скачать пример в формате Word.

Дополнительные образцы экспериментальной части курсовой работы доступны на просторах интернета и на кафедре вуза, в котором обучается студент. Их изучение позволит вам до конца понять, как пишется практическая часть курсовой работы, и не совершать ошибок.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как пишется исследовательская часть курсовой работы. И даже можете посмотреть наглядные примеры, прежде чем писать собственную работу. Однако, если вам сложно оформить практическую часть курсовой самостоятельно, то стоит обратиться в сервис студенческой помощи. Наши профессионалы сделают всё быстро и качественно, чтобы вы получили высокий балл!

Оформление практической и исследовательской частей в курсовой работе.png

Ваши исследования и практические разработки — это главные элементы курсовика. То, ради чего вы пишете все остальное. Помимо правильного выполнения, они требуют и соответствующего оформления. Оно имеет несколько особенностей, которые мы рассмотрим в данной статье.

Требования к оформлению

Перечислим ряд стандартных требований, предъявляемых к внешнему виду практической и исследовательской частей:

  • Текст расположен с одной стороны на листах А4.
  • Шрифт – Times New Roman.
  • Размер 14.
  • 1,5 междустрочный интервал.
  • Отступы: верх – 2 см, низ – 2 см, слева – 2.5 см, справа – 1.5 см.
  • Текст выровнен по ширине, заголовки и подзаголовки по центру.
  • Нумерация страниц начинается с третьей страницы и пишется арабскими цифрами.

Объем практической части — 30% от общего объема.

Помните, что главы и параграфы должны быть симметричны, то есть примерно равны по объему. Если в первой главе у вас два параграфа: один на 9 страниц, второй на 8, то и во второй главе должно быть два параграфа того же объема. Допускается разница в пределах одной страницы.

объем глав в курсовой.jpg

Стандартный и самый распространенный объем курсовой работы — 30 страниц. При таком объеме практическая часть будет 9-10 листов. Большие (занимают больше 50% листа) таблицы, рисунки, схемы и прочие доп.материалы выносятся в приложения. Они должны быть оформлены строго по ГОСТу.

Формулы, чертежи, подробные характеристики и инструкции к нестандартной технике, опросы и справочные материалы также помещают в приложения. Отсылка к приложениям внутри текста обязательна.

Практическая часть: особенности

Практическая часть курсовой работы — это вторая глава, в редких случаях вторая и третья, в зависимости от требований преподавателя. В ней вы демонстрируете навыки применения теоретических материалов (аналитика, термины, инструменты) на практике. Без этого не получится решать конкретные, реальные проблемы.

начало второй главы курсовой.jpg

Практическая часть призвана отображать ваши разработки и подготовительную работу для их создания ( = обоснование) — то, что получится в результате исследования.

Этапы работы над практической частью

Приведем последовательность этапов, из которых состоит каждая практическая часть:

  • подробная характеристика объекта, предмета, проблемы;
  • цели и задачи разработанных действий, программ и проектов (это не те же цели и задачи, что во введении!);
  • подробное описание и весомое обоснование выбранных методов;
  • решение задач;
  • оценка эффективности;
  • вывод.

Предполагается, что практическая часть курсовой работы содержит предложения по улучшению объекта исследования, поэтому вывод должен содержать рекомендации по внедрению, прогнозы по эффекту использования и потенциальную пользу от вашей работы.

Исследовательская часть: особенности

Исследовательская часть — это почти синоним слов «практическая часть». Указать ли практическую или исследовательскую части, задано кафедрой. Предполагается, что на первом или втором курсах вы не можете сделать полноценные практические разработки, это задача для студентов постарше; но уже в состоянии провести исследование.

Методы исследования в курсовой

Методы исследования указываются во введении. Без них невозможно обозначить, что главная часть именно исследовательская. Они способствуют выявлению и описанию явлений и предметов исследования, поиску закономерностей и работе над гипотезами.

методы и методики исследования в курсовой.jpg

Их нужно перечислить, расшифровка не обязательна. Но для вас мы опишем самые популярные используемые методы.

  • наблюдение — отслеживайте и объективно воспринимайте происходящее и действительность, собирайте информацию об объекте исследования;
  • сравнение — все познается в сравнении, объекты исследования в том числе;
  • измерение — ничего точнее цифр и статистики еще не предложено, подкрепляйте ими полученные данные;
  • эксперимент — доказывать стоит не только цифрами, но и воспроизведением в реальных условиях;
  • интервью или беседа — приведение разговора с человеком, который поспособствует лучшему раскрытию темы и поделится своим экспертным мнением;
  • анкетирование или опрос — смесь сбора статистики и мнений, заранее подготовьте список вопросов и обратитесь к аудитории.
Пример

Философия. Методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, проективный метод (по Л. Гайду), квантификация. Профессиональные методики диагностики философского выгорания личности по А. В. Дойко, «Миссисипская шкала ПТСР».

Оформление исследования в курсовой работе идет по такому же плану, что и практическая часть (смотрите выше в данной статье). Исследовательские работы обычно входят в состав практической части, поэтому уточняйте у научного руководителя особенности оформления в конкретно вашем вузе. В этом вам поможет методичка.

На сервисе Студворк довольно много авторов, которые пишут курсовые работы на любую тему. Вам всего лишь нужно разместить заказ!

Скачать образец практической/исследовательской главы курсовой работы

В большинстве курсовых работ значительный объем занимает практическая часть. Рассказываем, как качественно ее написать и оформить, чтобы получить наивысшую оценку.

Что значит практическая часть в курсовой работе

Основная часть курсовой делится на два раздела — теоретический и практический. Практическая часть представляет собой презентацию собственных умений, анализ и детальное рассмотрение объекта исследования. Хорошо проработанная практическая часть — это подтверждение усвоенной теории.

Что входит в практическую часть

Примерный план:

  • вступление (детальное описание объекта исследования);
  • цели и задачи;
  • методики (описание и обоснование использованных методик);
  • эксперимент (описание действий, совершенных для решения поставленных задач);
  • обработка данных;
  • итоговое решение задачи;
  • выводы (анализ достижения поставленных целей).

Описывая объект курсовой, нужно опираться как на собственный опыт, так и на научно-методический материал. Необходимо давать ссылки на различных авторов, ученых, исследователей.

Обязательными в практической части являются приложенные графики, диаграммы, результаты опросов, чертежи и прочий визуальный материал.

Также важный момент, на который стоит обратить внимание, — новизна и уникальность полученных в результате исследований результатов. Конечно, никто не требует от студентов прорывных открытий и изобретения новых методик, но хоть какой-то процент практической части должен указывать на самостоятельность проведенной работы и, как бы парадоксально это ни звучало, интерес, проявленный к ней. Выводы должны быть адекватными и хотя бы внешне не выглядеть, как выуженная из интернета информация.

Как написать

Безусловно, курсовые работы из разных сфер образования нельзя подогнать под общую структуру. Например, практика в архитектурных вузах — это чертеж или макет, в экономических или управленческих — анализ проведенных исследований, а в музыкальных — исполнение авторского или уже существующего произведения. Но в любом случае каждая практическая работа должна отвечать на несколько основных вопросов:

  • что?
  • зачем?
  • как?

На вопрос «что?» автор курсовой дает ответ в форме детальной характеристики изучаемого объекта до начала практики. Затем необходимо расписать, зачем же проводились те или иные исследования, и описать, как достигались цели и решались задачи.

В итоге доскональный анализ собственных действий должен привести к результату. Его следует тщательно перепроверить и сравнить с изначально поставленной задачей.

Часто выводы курсовой работы не соответствуют целям и задачам. Это очень серьезная ошибка, которая может стоить оценки.

Шаблонные фразы и клише

Для написания практической части можно использовать следующие клишированные фразы:

  • Для того, чтобы выяснить… (задача), было решено… (действие).
  • Для полноты исследования был проведен опрос… (тема/название) среди… (аудитория).
  • Опрос, который представлен вашему вниманию, проводился в формате… (анкетирование, опрос с развернутым ответом, опрос в «Google Формы»).
  • Респондентам были заданы следующие вопросы…
  • В качестве материала для исследования было взято…
  • Источником примеров стали…
  • Результаты опроса представлены в таблице… (номер/название таблицы).
  • На изображении/графике/диаграмме/макете… (название или номер материала) вы можете видеть…
  • В данном случае видно…
  • Следует отметить/обратить внимание…

Фразы для промежуточного вывода можно использовать не только в практической части, но и во всей курсовой:

  • На основании всего вышесказанного можно сделать вывод…
  • Все вышесказанное дает возможность констатировать…
  • Таким образом, видно…
  • Очевидно, что…
  • В результате проведенного исследования было выяснено…
  • Подводя итоги… (исследования/анализа/главы) необходимо подчеркнуть…
  • Все вышесказанное доказывает/убеждает…

Как оформлять

  1. Практическая часть должна занимать 30% всей курсовой работы.
  2. Практическая часть должна быть примерно равна теоретической, но не больше.
  3. Все графические документы (диаграммы, чертежи, изображения, схемы и т.п.), которые занимают больше 2/3 листа формата А4, должны выноситься из текста в отдельные приложения.
  4. На всю выносную информацию необходимо оставить ссылки в тексте.
  5. Излагайте информацию, опираясь на указанный в начале статьи план.

Практическая часть в курсовой работе: пример

Образец оформления практической части курсовой работы (по психологии) вы можете посмотреть тут.

Кстати, помочь с написанием как курсовой, так и любой другой научной работы могут авторы «Феникс.Хелп». Более 16000 специалистов уже сейчас готовы связаться с вами.

Основная часть курсовой состоит минимум из двух глав: первой — теоретической, второй — практической, которая демонстрирует умения автора пользоваться абстрактными знаниями для решения конкретных проблем. Практическая часть курсовой работы — это детальное рассмотрение, разбор фактов, относящихся к объекту исследования.

Как написать практическую часть

Содержание практического раздела полностью зависит от отрасли науки и темы исследования. К примеру, практическая часть в курсовой работе строительных инженеров — это чертежи или модели, сделанные с помощью профессиональных конструкторских программ вроде ArchiCAD, SolidWorks, KOMPAS 3D, Pro/ENGINEER. У бухгалтеров или банкиров — это анализ финансовой деятельности, проведенный на 1С, у юристов — рассмотрение судебной практики, у математиков — расчеты на Mathcad, символьные вычисления на Maple.

Какова бы ни была тематика изыскания, материал в практической части по общепринятому шаблону располагается в следующем порядке:

  • начало — детальная характеристика объекта и его проблемы;
  • цели и задачи предпринятого для раскрытия темы исследования, проведенной разработки;
  • задействованные методики и их обоснование;
  • описание эксперимента или осуществленных для сбора информации действий и оценка собранных сведений;
  • обработка полученных данных;
  • решение задач;
  • выводы.

Клише этапов работы над практической частью и, соответственно, компоновки информации в ней

Клише этапов работы над практической частью

Почти вся практическая часть посвящается анализу имеющихся данных. Если работа по экономике или менеджменту, используется информация, запрошенная в организации, послужившей базой исследования. Это могут быть бухгалтерские документы, прайс-листы, расчеты себестоимости, балансы прибыли и убытков. Фактические выкладки, статистику, цифровые показатели группируют, сопоставляют, наглядно представляют в таблицах, диаграммах, графиках.

Курсовая с практической частью в идеале пишется затем, чтобы внести определенные усовершенствования в объект исследования, поэтому логично в завершение главы в качестве выводов дать краткие обоснованные рекомендации по применению полученных результатов, аргументированно спрогнозировать позитивный эффект от их использования.

Выводы по практической части должны подтвердить достижение цели и реализацию задач курсовой, заявленных во введении.

Если курсовая не носит ярко выраженного прикладного характера, но в методичке все-таки прописано обязательное наличие эмпирического раздела (например, в работах по истории, литературе, педагогике, психологии), то его содержимое:

  • представляет собой критическое осмысление положений первой главы;
  • иллюстрирует возможность воплощения теоретических подходов в практику;
  • отражает связь сделанных в предыдущей академической части выводов с современными реалиями.

Пример структуры практической части в курсовой работе

Как правильно оформлять

Несмотря на все разнообразие тематик и содержания, требования к оформлению практической части курсовой едины:

  1. Объем — около 30 % размера всей работы, приблизительно такой же, как и теоретического раздела, но не больше его. При средней норме курсовой 30 страниц — это 9-10 листов.
  2. Большие (свыше 2/3 формата А4) таблицы и наглядный вспомогательный материал (карты, фото, рисунки, схемы) выносятся в приложения, на них делаются отсылки.

  1. За основным текстом также помещаются:
    1. формулы;
    2. спецификации чертежей;
    3. описания экспериментальной аппаратуры;
    4. данные опросов;
    5. разработанные инструкции и методические рекомендации;
    6. справочные материалы (отчетность, документация предприятий, статистика и т. д.).
  2. Графики, таблицы, чертежи и другие нетекстовые материалы оформляются по образцам ГОСТов.
  3. Сохраняется общий с остальными частями стиль оформления: шрифт, поля, нумерация страниц.

Не в каждой курсовой обязательно писать практическую часть. Но если она предусмотрена, то делать это стоит с особой тщательностью. Содержательные и правильно оформленные прикладные главы имеют особую значимость, поскольку не только свидетельствует, что теоретическое изучение курса и практикум прошли на отлично, но и показывает готовность студента к самостоятельной карьере в науке и бизнесе.

Образцы и примеры написания практической части курсовой работы

Практически каждый студент задается вопросом о том, что такое практическая часть курсовой работы и как ее писать. От того, насколько исчерпывающе представлена информация в этой части исследования, зачастую зависит получаемая по итогам оценка. Помимо этого, важно правильно оформить ее и четко обозначить основную мысль.

Однако прежде чем начать, необходимо верно составить теоретический раздел курсовой.

Теоретическая часть курсовой работы

Как правило, именно теория берется за основу проекта. Она раскрывает актуальность темы и сущность всей проделанной работы. Здесь также даются обоснования всех моментов с разных точек зрения, и выполняется подробный анализ проблем. Как же написать хорошую теоретическую часть курсовой?

Теория обычно состоит из одной, реже нескольких глав, поделенных на несколько параграфов. Они должны иметь название, которое конкретно и полностью отражает главную мысль последующего текста. Важно, чтобы наименования вызывали интерес, благодаря этому преподаватель выделит ваш проект из всех представленных и, возможно, будет приводить его в пример другим учащимся.

При работе придерживайтесь следующих правил:

  1. Названия глав (в том числе и параграфов) не должны совпадать между собой или дублировать заголовок курсовой.

  2. В их наименовании не используют сочетание «теоретическая часть».

  3. В плане исследования обязательно прописываются все разделы.

Прежде чем приступить к разработке теории, важно изучить всю имеющуюся литературу по выбранной теме. Исходя из этого будет проще составить правильное содержание, в котором нужно:

  • раскрыть подходы к решению поставленной в исследовании проблемы;

  • провести анализ всех источников – достаточно нескольких предложений со ссылками и самостоятельными выводами;

  • продемонстрировать закономерности развития в этой теме – то есть этапы решения поставленных вопросов;

  • раскрыть смысл и суть предмета исследования – здесь важно указать на схожие проблематики и показать понимание темы;

  • выделить особенности работы.

Вся информация должна быть грамотно и лаконично подана, обязательна четкая структура. В конце каждого параграфа следует делать заключение. При этом не стоит переполнять проект излишними фактами, это вызовет только негатив у преподавателя. Теория не должна быть сильно затянута: оптимально наличие 2-4 параграфов.

Этим нюансами обуславливается так называемая теоретическая значимость курсовой – то, чем может быть полезна работа. Это понятие очень близко к термину «научная новизна». Если результат становится реальным достижением по сравнению с предыдущим, то эти понятия тождественны, то есть теоретическая значимость равна научной новизне. Этот термин также встречается при подготовке реферата и более основательных исследований, таких как дипломная.

Главное в теоретической части – наличие сравнительного анализа всех имеющихся точек зрения на обозначенную в проекте проблему. Важно высказать личное мнение и пути разрешения поставленных задач. Только после этого вы по праву можете переходить к практике

Практическая часть курсовой работы

Именно этот раздел показывает умение студента применить имеющиеся знания на практике. Как написать практическую часть курсовой работы, чтобы получить отличную оценку?

Важно понимать, что практика подразумевает детальный разбор всех фактов, которые относятся к предмету исследования. Содержание полностью обусловлено той дисциплиной, по которой пишется проект. Например, это могут быть различные чертежи у студентов технических специальностей или же анализ финансового потока у бухгалтеров. 

Независимо от темы исследования структура схожа и включает:

  • характеристику предмета и обозначение проблем;

  • Купить курсовую

    цели и задачи проведенной работы;

  • описание использованных методик;

  • этапы проведения эксперимента или других действий;

  • обработка всех данных;

  • выводы.

Вся практическая часть посвящается анализу данных, в числе которых, например, могут быть отчетные документы по бухгалтерии, статистика, фактические выкладки. Все это наглядно должно быть представлено в графиках и таблицах.

В конце главы уместно дать краткую рекомендацию том, как применять результаты и какого положительного эффекта стоит ожидать при использовании.

Основные требования к оформлению этой части проекта едины:

  • объем должен оставлять около 30 % от всей работы. В среднем это 10 листов А4;

  • вспомогательный демонстрационный материал выносится отдельно в приложения;

  • за основным текстом размещаются описания аппаратуры для эксперимента, формулы, статистика, справочные материалы; 

  • все таблицы и диаграммы оформляются в соответствие с ГОСТом;

  • соблюдение стиля – на всех страницах поля и шрифт должны быть одинаковыми.

Конечно, не все курсовые работы предполагают наличие практической части. В случае если она все-таки требуется, стоит приложить максимум стараний для ее качественной подготовки. Грамотно оформленные, информативные главы практического раздела проекта показывают то, насколько студент готов к самостоятельной карьере.

Пример практической части курсовой работы

Для того чтобы облегчить понимание и точно знать, что представляет собой практическая часть в курсовой работе, лучше всего ознакомиться с уже готовым примером, размещенным ниже. Образец позволит четко уяснить содержание и структуру данного раздела.

иконка word Пример практической части курсовой работы.

Если провести опрос среди студентов на тему, какую часть дипломного исследования писать сложнее всего – уверены, что большинство ответит: практическую. Вы тоже относитесь к этому большинству? Вы с ужасом думаете о том, как писать эмпирическую главу? Расслабьтесь – вам помогут студлансеры, у которых можно заказать практическую часть дипломной работы.

Почему практическая часть диплома – адский ад для множества студентов?

Написание эмпирической главы вызывает приступ зубной боли у многих студентов (и у немалого числа студлансеров, пишущих дипломы на заказ). В чём заключается сложность в разработке практической части дипломной работы:

  • Нужно собирать материал «в поле» (на предприятии, в архиве, в этнографической экспедиции и т. д.), проводить исследования (эксперименты, опросы, анкетирования и пр.), апробировать разработки на практике (возможно, проверять работу механизма, а может – внедрять новый метод усаживания на горшок в детском саду)… В общем, это вам не книжку в библиотеке отксерить.
  • Полученный материал нужно будет проанализировать, сравнить, классифицировать, провести расчёты, составить таблицы… У многих вызывают затруднения именно расчёты, анализ и иные исследовательские операции, связанные с эмпирической работой. Конкретные стороны пытки зависят от вашей специальности, но, в любом случае, просто не будет.
  • Добавьте к этому разработку какой-нибудь практической фигни, которая при внедрении увеличит надои, усилит потенцию, сделает счастливыми всех людей мира… Ну, или хотя бы на 3% снизит тревожность младших школьников при изучении таблицы умножения. На самом деле вряд ли кто-то будет внедрять вашу гениальную разработку, но попотеть вас заставят.

Погружение в этот ад вы не планируете? Правильно, пусть погружаются студлансеры – они закалённые. Конечно, лучше заказывать диплом целиком, поскольку это гарантирует единый стиль написания, но бывает и так, что проблемы у студента – только в практике.

  • Теоретическую часть можно написать, опираясь на книги или вообще сперев часть чьей-нибудь непроиндексированной поисковиками диссертации;
  • Введение и заключение – сваять по шаблону;
  • А вот над эмпирической главой придётся попотеть: скоммуниздить неоткуда. Хорошо, что на свете есть студлансеры!

Кроме того, иногда весь диплом пишется у студлансера из другого города, а вот для практической главы нужно подзапрячь кого-то из земляков.

Ну а если вы решили писать эмпирическую главу самостоятельно (или сами являетесь студлансером), вам будет полезны нижеприведённые советы.

Впрочем, если вы заказываете практическую главу на Студлансе, всё равно стоит ознакомиться с правилами написания этой важной части дипломной работы. Хотя бы для того, чтобы оценить качество выполнения заказа и внятно ответить на вопросы преподавателя.

Итак, давайте по порядку. Начнём с того, что вам предстоит писать, зачем и как.

Что такое практическая часть дипломной работы и зачем она нужна

В данной статье мы рассмотрим самый распространённый вариант: когда практическая (эмпирическая) составляющая дипломной работы выносится в качестве отдельной главы. В этом случае практическая часть – это как раз то, ради чего и пишется вся дипломная работа. Без неё вас вообще не допустят к защите, поскольку теоретической главы недостаточно для внесения нового слова в науку: теория должна подкрепляться практикой.

Эмпирическая глава демонстрирует, способен ли студент применить на практике усвоенный теоретический материал. Проблема, являющаяся центром исследования, решается в контексте реальной ситуации, или на основе экспериментов, или основе анализа собранного в полевых условиях материала. В процессе эмпирического исследования студент должен подтвердить гипотезу, выдвинутую во введении и внести посильный вклад в развитие науки.

На многих специальностях дипломник должен также предложить практические разработки, которые могут быть внедрены в работу конкретного предприятия или в целом использоваться представителями данной профессии. Это могут быть предложения по совершенствованию предмета исследования или даже разработка целого проекта.

Содержание практической части дипломной работы

Трудности, с которыми сталкиваются студенты при работе над эмпирической главой, иногда перекрывают по гемо… по затейливости все сложности, связанные с написанием теории, введения и заключения, вместе взятых.

В практической части диплома необходимо:

— дать описание объекта дипломного исследования;

— обосновать выбранные методики работы с практическим материалом;

— собрать этот материал;

— произвести анализ собранных данных;

— внести уникальные предложения для внедрения на практике (не на всех специальностях);

— сделать выводы.

Практическая работа должна в итоге привести к решению задач, поставленных во введении.

Структура практической части

Глаза боятся – а руки делают. Эмпирическое исследование на первый взгляд может показаться неподъёмным, но ЭТО ежегодно делают сотни тысяч студентов. Начнём с составления структуры эмпирической главы и выбора методики исследования.

Эмпирическая глава дипломной работы, как и теоретическая, делится на пункты (параграфы). Это необходимо хотя бы потому, что объём практической главы в дипломе, в отличие от курсовой, достаточно велик: не менее четверти от основной части, часто – до половины.

Логика деления практической главы на части подразумевает последовательное изложение:

— методики исследований;

— проведённого опыта и его результатов (собранных материалов);

— данных, полученных в результате обработки полученной информации;

— выводов.

Таким образом, практическая глава начинается с обзора методик, которые были использованы в ходе эмпирического исследования, поскольку они, образно выражаясь, задают тон всей вашей «полевой» работе. Дальнейшее структурирование практической главы зависит от характера исследования. Например, это может быть последовательное описание в пунктах эмпирической части этапов эксперимента. 

Взаимосвязь с теорией

Ещё до того, как приступить к сбору информации для практической части дипломной работы, используйте правило «семь раз отмерь, один отрежь». Во-первых, обязательно проконсультируйтесь у преподавателя относительно методик, по которым будете проводить эмпирическое исследование. Во-вторых, проверьте: соответствует ли запланированный эксперимент или другой вид практической работы теоретическому базису, которому вы посвятили первую главу?

Одна из главных ошибок при написании практической части (ссылка на статью «10 ошибо при написании практической главы») – именно её несоответствие теоретической. В правильно написанной дипломной работе практика базируется на теории, изложенной в первой главе основной части, поэтому и выбор методик, и сама суть практической работы должны логично вытекать из содержания.

У дипломников же часто наблюдается такая картина: теория сама по себе, практика сама по себе.

Например, в теоретической части рассматривается типология избушек на курьих, гусиных и утиных ножках. А в практической – разрабатываются бюджетные методы встречи Иван-царевичей в условиях кризиса.

Рецензенту и членам госкомиссии предлагается решать: то ли первая глава не о том, то ли вторая болтается, как, э-э-э, варенье в вакууме. Что бы они не решили, высокой оценки ждать не стоит. И это ещё оптимистичный вариант, могут ведь вообще не допустить к защите.

Нужно ли использовать литературу при написании практической части диплома?

Несмотря на то, что практическая глава основывается на данных, полученных в результате самостоятельного поиска первичной информации или экспериментальных данных, вам может понадобиться и научно-методическая литература. Это могут быть сборники психологических тестов, материалы с описаниями технологических процессов, методички для проведения лабораторных экспериментов и т. д.

Используя эти материалы для описания своей экспериментальной методики, помните о бдительности антиплагиата и не передирайте целиком. Сложно? Да, поскольку в описание эксперимента по конкретной методике нельзя вносить отсебятину. Чтобы победить антиплагиат, вы можете кратко упомянуть о том, что, мол, в работе использованы тесты Пупкина-Васькина, а за описанием отправить научрука, рецензента и членов госкомиссии в приложение.

Не забывайте также ставить ссылки, если вы используете чужие тесты, опросники, методические наработки. 

Собираем информацию

После того, как вы определились с методикой исследования, пора приступать к сбору информации, которая ляжет в основу последующего анализа, расчётов, сравнений, классификаций или ещё каких-то научных манипуляций. Для практической части всегда собирается первичная информация об объекте исследования. Это значит, что данные для эмпирического исследования нельзя взять из какой-то книги или статьи, их нужно получить самостоятельно. 

Основные варианты получения первичной информации:

  1. Результаты самостоятельно проведённых опытов, экспериментов.
  1. Данные наблюдений, полученных в процессе прохождения практики и зафиксированные в дневниках, отчётах.
  1. Использование документов, содержащих первичную информацию (от Конституции РФ до бухгалтерской отчетности и материалов судебной практики).
  1. Информация, полученная в результате опросов, анкетирования, интервьюирования.
  1. Данные, полученные в открытых информационных источниках. Например, актуальные на этот сезон цены для составления сметы гастрономических туров по Италии, Испании и Франции.

Зачастую приходится использовать сразу несколько видов источников первичной информации. Например, педагог может использовать опросы и наблюдения, менеджер – анализ финансовых документов и анкетирование.

Сбор информации для эмпирического исследования – задача непростая. Самая главная трудность заключается в том, что придётся оторвать свой тухес от кресла и пойти сбрасывать килокалории на конкретное предприятие, в школу или вообще в горы, как Шурику из «Кавказской пленницы».

Собирая материал для практической части дипломной работы на предприятии, мало просто походить по территории. В зависимости от специальности и выбранных методик исследования, нужно будет или проводить работу с персоналом/клиентами/аудиторией, или запрашивать документы (например, материалы судебной практики, бухгалтерские отчеты о прибылях и убытках и пр.). Возможно, потребуется запросить на предприятии сведения о себестоимости производимой продукции, характеристиках оборудования, обстановке номеров, технологии производства.

Надо сказать, что далеко не всегда студенту бывают рады. За удовлетворение научного любопытства практиканта сотрудникам дополнительно не платят. Поэтому со всей серьёзностью отнеситесь к выбору места для проведения эмпирического исследования.

  • Обязательно заручитесь поддержкой руководства предприятия или организации.
  • Прекрасно, если ваш научный руководитель замолвит о вас словечко.
  • А лучше всего, если это будет предприятие, на котором работает кто-то из родственников (в идеале – на руководящем посту).
  • Полезно также проходить преддипломную практику на одном и том же предприятии – так вы сможете начать сбор эмпирических материалов заранее, не дожидаясь пятого курса. Ну, конечно, если вы – гиперответственный человек.

Вот тут и возникает вопрос: как быть студлансерам и их заказчикам, если для написания практической части дипломной работы нужно появиться на предприятии? Разработке этого шпионского сценария мы посвятили отдельную статью.

Проверка и оценка

Итак, информация собрана. Но прежде чем переходить к её анализу, расчётам и исследовательским операциям, необходимо произвести проверку и оценку. Иными словами, убедиться, что полученная информация обладает достоверностью, новизной, объективностью. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько полной и доказательной является собранная вами информационная база, то есть достаточно ли материалов для проведения исследования.

Скажем откровенно: значительная часть студентов на данном этапе выдаёт желаемое за действительное или вовсе мухлюет. Морали читать не будем, напомним лишь про принцип «не попадайся».

Если же вы настроены серьёзно и собираетесь ответственно отнестись к своему практическому исследованию – давайте посмотрим, как следует производить проверку полученной информации.

Проверка информации по критерию новизны: 

  • в научный оборот вводятся неизвестные дотоле факты;
  • выявляются новые закономерности, связи между фактами, явлениями, их элементами;
  • старые знания пересматриваются с новой позиции, методики или методологии, при этом претерпевая значительное структурное изменение или приращение;
  • уже известные материалы исследуются более глубоко;
  • известные, но разрозненные материалы обобщаются, классифицируются, систематизируются. 

Проверка информации по критериям достоверности и объективности: 

  • исследовательские операции проводились с реальными фактами;
  • эти операции можно воспроизвести;
  • полученные выводы и обобщения проверяемы;
  • полученная информация не подверглась случайной фальсификации. 

Проверка информации по критерию доказательности: 

  • выводы, обобщения, предложения не декларированы, а доказаны в процессе исследования. 

Проверка информации по критерию полноты: 

  • освещены все аспекты проблемы;
  • информации достаточно для проведения всех этапов исследования;
  • нет упущений, влияющих на результаты эксперимента.

Существует мнение, что даже частичного соблюдения этих требований уже достаточно, чтобы написать нормальную практическую главу. В конце концов, вы пишете не диссертацию. Тем не менее, лучше всё же по максимуму проявить ответственность, собирая информацию для исследования. Будет обидно, если в процессе анализа и/или расчётов вы вдруг выясните, что чего-то не хватает. Ещё обиднее будет, если преподаватель заставит вас проводить эмпирическое исследование с нуля. Ну и совсем обидно будет проводить его в следующем году, получив недопуск к защите или вообще с треском её завалив.

Обработка материалов, анализ, расчёты

Анализ собранных данных, наверное, является наиболее сложным этапом при работе над эмпирической главой. Если при анализе научной литературы для теоретической главы можно было схитрить, списать откуда-нибудь чьё-то мнение и выдать за своё – то анализ первичной информации для практической главы придётся проводить самостоятельно.

Аналитические операции, в зависимости от специальности, проводятся разными способами. Например, экономисты и менеджеры могут анализировать зависимость снижения убытков при внедрении в работу ресторанной кухни принципиально новой модели картофелечистки. Психологи и педагоги – вдумчиво искать взаимосвязи между агрессией дошкольников и хобби их отцов (от рыбалки под водочку до танчиков под пивко). Филологи – вычленять исконные архетипы в новых матерных конструкциях русского языка.

Если у вас пухнет голова, можете заказать проведение анализа и расчётов у студлансеров. Это будет дешевле, чем заказывать весь диплом или практическую главу целиком. 

Оформление практической части

Важная особенность практической главы дипломной работы – грамотное оформление всех этих расчётов и прочего аналитического креатива. Если теоретическая глава в большинстве случаев представляет собой сплошной текст, разбиваемый заголовками, то в эмпирической, как правило, имеются схемы, графики, диаграммы, функции, формулы, вычисления, графики, иллюстрации и т. п.

Грамотное оформление всей этой красоты порой занимает едва ли не столько же времени, сколько набивание текста практической главы. Чтобы оптимизировать свою работу, используйте следующие рекомендации:

  1. В тексте эмпирической части оставляйте только самое важное, необходимое для наглядного представления этапов эксперимента и его результатов. Самый объемный наглядный материал (например, чертежи, анкеты, фотографии) отправляйте в приложения, используйте для оформления презентации и в качестве раздаточного материала на защите. Не забывайте в соответствующих местах практической главы упоминать номер приложения.
  1. В самой практической главе из наглядностей обычно присутствуют таблицы, оформляемые в виде рисунков диаграммы. Изучите правила оформления таблиц и рисунков, вставляемых в текст.
  1. Если вы видите, что используемые формулы и аналогичные материалы снижают уровень уникальности, ставьте их в вордовский файл изображением.
  1. Тщательно перепроверьте таблицы, расчёты на предмет опечаток. Вряд ли кто-то (даже научрук) будет вдумчиво всё это пересчитывать, но лучше перестраховаться. Если какой-нибудь дотошный член госкомиссии докопается до опечатки в расчётах – рухнуть, как карточный домик, может весь диплом. 

Обоснование практической ценности

После того, как вы проанализировали эмпирический материал, полученные результаты нужно использовать для чего-то полезного. Проще говоря, вам нужно выдвинуть конкретные предложения, направленные на совершенствование предмета вашего исследования. Например, вы можете:

  • предложить способы решения выявленных проблем (пример: раздача шоколадок полицейским для повышения уровня IQ на полтора пункта);
  • разработать мероприятия, нацеленные на совершенствование изучаемого объекта (пример: сценарий безалкогольного корпоратива для работников свинофермы);
  • предложить проект нового механизма (пример: инновационный наносортировщик мусора для офисных помещений).

В общем, ваши ценные предложения должны показать: не зря, не зря писал диплом этот выпускник! Полезное дело сделал, товарищи!

Выводы по практической части

Завершающий этап написания эмпирической главы – формулировка выводов. В них нужно:

— кратко подвести итоги проведённого исследования;

— рапортовать о подтверждении выдвинутой во введении гипотезы;

— скромно подчеркнуть свой бесценный вклад в профессиональную практику, заключающийся в разработке чего-то инновационного.

Правда, после анализа данных может оказаться, что полученные результаты не подтверждают, а опровергают выдвинутую во введении гипотезу. Вот это засада!

Что делать? Правильный путь – формировать новую гипотезу и проводить новые исследования. В реальности студенты либо подгоняют результаты под гипотезу (опасный вариант), либо выдвигают гипотезу уже после получения результатов исследования (оптимальный вариант). Поэтому, кстати, введение обычно пишется уже после того, как готова основная часть дипломной работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать практическую часть индивидуального проекта
  • Как написать практическую часть дипломной работы
  • Как написать практическую часть диплома
  • Как написать практическую значимость проекта
  • Как написать практическую значимость курсовой работы