Как написать преамбулу к анкете

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

Как провести
социологический опрос

Краткая инструкция
для студентов-практикантов

ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

Преамбула

Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»

Структура анкеты

Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.

Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».

Типы вопросов

  • закрытые (к ним даются варианты ответов);
  • полузакрытые (и вариант «другое»);
  • открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.

Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:

  1. Покупали ли вы телевизор?
  2. Если покупали, то когда это было в последний раз?

Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.

Закрытые вопросы

Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:

  • полностью согласен (согласен);
  • скорее, да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • не согласен;
  • затрудняюсь ответить.

Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.

Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.

Несколько важных замечаний

Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»

Анкета составлена, что дальше?

Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

  • Главная
  • Темы
  • Рекомендации
  • Контакты

7

Составление социологической анкеты

Анкета
обычно состоит из трех блоков:

1)
введения, или преамбулы;

2)
основной части, состоящей из перечня
вопросов;

3)
заключительной части.

I.
Вводная часть анкеты — преамбула.

Во введении кратко излагаются цели
проводимого исследования, указывается
фирма, для которой оно проводится.
Отметим, что ответы респондентов будут
использоваться в их же интересах, т.е.
время, потраченное ими на заполнение
анкеты, не будет напрасным. Если вопросы
касаются каких-либо деликатных
обстоятельств, во введении следует
обратить особое внимание на анонимность
анкетирования, которую необходимо
обеспечить. Во введении также нужно
поместить ясную и четкую инструкцию по
заполнению анкеты и ее возврату
исследователю, а также благодарность
респонденту за ее заполнение. Если в
анкете применяются сложные вопросы, то
пояснения по ответам на них в дополнение
к инструкции следует помещать в том
месте анкеты, где размещены эти вопросы.

ПРИМЕР:

Малое
научно-социологическое предприятие
«Логос»

Анкета

Социальные
проблемы взаимоотношений между
работниками

и
администрацией Междуреченского
транспортно-погрузочного объединения

Уважаемый
товарищ!

Для
того чтобы выявить мнения трудящихся
о возможном совершенствовании социальных
и социально-психологических отношений
между работниками и администрацией
объединения, проводится данное
социологическое исследование. Результаты
исследования, выводы и рекомендации
будут доведены до заинтересованных лиц
и организаций с целью улучшения условий
труда и морально-психологического
климата в коллективе.

Анкета
весьма проста в заполнении. Вам
предлагается вопрос и варианты ответа
к нему. Нужно обвести кружком цифру
против того варианта ответа, который
наиболее соответствует Вашему мнению.
Там, где в «примечании» указано на
возможность выбора нескольких ответов
— сделайте это.

В
ответах на некоторые из вопросов Вы
должны сами написать свое предложение.

Анкета
анонимна, следовательно, сведения о
себе указывать не нужно.

II. Основная часть анкеты: разработка вопросов

Основная
часть анкеты представляет собой
совокупность содержательно упорядоченных
вопросов. При ее разработке надо уделить
особое внимание содержанию вопросов,
их типу (видам и разновидностям), числу,
последовательности расположения в
анкете, наличию или отсутствию контрольных
вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы
вопросы анкеты отражали существо
проблемы, которую необходимо прояснить
в ходе исследования. Для этого рекомендуется
использовать различные типы вопросов.

Шкалирование вопросов анкеты

Все
вопросы, которые можно использовать
при составлении анкет, подразделяют на
две группы: открытые
и закрытые.

Открытые
вопросы предполагают свободный, вольный
ответ респондента с использованием тех
слов, которые он сочтет наиболее
убедительными. Он сам формулирует фразы
в ответе, пытаясь выразить то, что
чувствует. Открытые вопросы незаменимы
при выяснении мотивов, побуждающих
людей совершать или не совершать те или
иные действия, мнений и отношений людей
к тем или иным социальным явлениям.

Закрытые
же вопросы, в отличие от открытых,
предлагают респондентам выбор одного
ответа из ряда возможных. Такие вопросы
позволяют исследователям формализовать
процедуры обработки большого числа
анкет, выявляя при этом важные
количественные характеристики в
отношениях больших групп людей к проблеме
исследования. По таким вопросам при
обработке можно строить аналитические
таблицы, графики, диаграммы.

Таким
образом, открытые вопросы позволяют
вести сбор богатой качественной
информации, закрытые — и качественной
(иногда, правда, с меньшим набором
оттенков), и количественной. Очевидно,
что в одной анкете они должны дополнять
друг друга.

Закрытые
вопросы в свою очередь подразделяются
на разновидности в зависимости от того,
каким образом представлены в них варианты
предлагаемых ответов. Упорядоченную
тем или иным способом совокупность
ответов к вопросу иногда называют
шкалой,
хотя это и не всегда корректно. Шкалой
по большому счету она будет являться
только в том случае, если в ее структуру
заложен тот или иной способ (механизм)
измерения. Если же такого механизма
нет, то шкалой подобную совокупность
ответов можно назвать лишь условно. Тем
не менее, форма и содержание этих шкал
— реальных и условных — и лежат в основе
выделения разновидностей закрытых
вопросов. Так, в частности, выделяют
следующие виды шкал:

• дихотомическая
шкала (дихотомический вопрос);

• шкала
ответов с ограниченным числом альтернатив;

• семантический
дифференциал;

• шкала
Лайкерта

  1. Дихотомический
    вопрос

    предполагает наличие только двух
    вариантов ответа типа да или нет.

Пример:
Собираетесь ли вы в этом году приобрести
новый отечественный автомобиль?

1
– Да

2
– Нет

  1. Вопрос
    с ограниченным числом альтернатив

    представляет собой более или менее
    пространный перечень вариантов решения
    проблемы опрашиваемого, из которых
    надо выбрать один. Такой вопрос разумно
    помещать после дихотомического с целью
    уточнения некоторых обстоятельств или
    более глубокого познания изучаемого
    явления. Если продолжить пример, то
    вопрос с ограниченным числом альтернатив
    может выглядеть следующим образом.

Пример:

  1. Семантический
    дифференциал

    удобно представлять в виде таблицы.

Пример:
Насколько важны для вас следующие
характеристики автомобиля (поставьте
символ √ в соответствующей клеточке)?

  1. Закрытый
    вопрос, в котором варианты ответов
    представлены в
    виде шкалы Лайкерта
    ,
    позволяет устанавливать степень
    согласия (или несогласия) респондентов
    с некоторыми утверждениями, формулируемыми
    заранее по поводу тех или иных социальных
    явлений (потребительных свойств товара),
    которые необходимо выяснить в процессе
    исследования и которые помещаются в
    строках таблицы. Этим шкала Лайкерта
    и отличается от семантического
    дифференциала, где по строкам, как
    показано в предыдущем примере, размещаются
    те или иные показатели либо товара,
    либо фирмы, либо других обстоятельств,
    имеющих практический интерес для
    исследователей. Другое отличие шкалы
    Лайкерта от семантического дифференциала
    заключается в альтернативах, предлагаемых
    для выбора,— они, как правило, всегда
    сформулированы почти одинаково, только
    с разной детализацией в установлении
    степени согласия.


Пример:

Разумеется,
есть и другие варианты построения
закрытых вопросов с применением
приведенных шкал. Так, в семантическом
дифференциале можно формулировать
самые разные альтернативы для выбора.
Важно, чтобы в крайних точках шкалы были
размещены диаметрально противоположные
значения, а между ними промежуточные,
постепенно превращающие одну
противоположность в другую с большей
или меньшей степенью подробности.

Пример:
Как часто вы проверяете давление в
шинах в шиномонтажных мастерских с
использованием точных манометров
(поставьте символ х в соответствующем
месте помещенной ниже шкалы)?

Для
этого же вопроса можно предложить и
другую форму шкалы семантического
дифференциала.

Иногда
в практике проведения исследований для
установления различных обстоятельств
в анкетах могут даваться и более
утонченные способы предложения вариантов
ответов, более сложные формы шкал. В
частности, если требуется установить,
между какими марками отечественных
автомобилей происходят колебания
потенциального покупателя перед
предстоящей покупкой, можно использовать
так называемую номинальную шкалу с
ограниченным числом альтернатив.

Пример:
Какие из указанных ниже марок отечественных
легковых автомобилей вызывают у вас
наибольшее доверие? Отметьте все
подходящие варианты.

Отвечая
на вопрос, поставленный в такой форме,
респондент укажет несколько марок
автомобилей, возможно, две-три. Остальные
же марки проигнорирует. Можно вопрос
сформулировать так, что будут оценены
все марки автомобилей, для этого применяют
порядковую шкалу с ограниченным числом
альтернатив.

Пример:
Пожалуйста, расставьте марки автомобилей
из прилагаемого списка в соответствии
со степенью доверия к каждой из них,
оценивая наиболее привлекательную для
вас марку как 1, а наименее привлекательную
— как 6.

Для
оценки приоритетов можно применить и
так называемую относительную
шкалу
.

Пример:
Пожалуйста, распределите 100 баллов между
марками автомобилей из прилагаемого
списка в соответствии с вашим расположением
к каждой из них.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как составить анкету для исследования. Часть 2: структура

Не бывает идеальной анкеты без четкой структуры. Каждый блок выполняет определенную функцию. Нарушение или не соблюдение композиции анкеты влияет на срок получения информации, легкость проведения опроса, и качество получаемой информации. Продолжаем нашу серию статей о том, как составлять анкету.

talks gmk

Статья обновлена 7.01.2020 года

Идеальная анкета

Преамбула

Расскажите, кто вы и зачем проводите опрос. Не забывайте о мотивации респондентов, приватности и конфиденциальности. Обязательно предупредите о времени, которое уйдет на анкетирование. Можно выразить благодарность за участие в исследовании. Все это поможет установить доверительный контакт с респондентом.

Пример:

Преамбула

«Рыба»

Основная часть анкеты, содержащая вопросы, ответы на которые нужно получить.

Важно начать с простых вопросов, постепенно наращивая их сложность. Следите за логикой повествования. Часто этот раздел делится на несколько смысловых блоков. Обязательно предупреждайте респондента о переходе от одного блока к другому, переключайте его внимание.

«Паспортичка»

Блок вопросов о респонденте и/или его семье. Включает в себя множество социально-экономических параметров, начиная от пола и заканчивая образом жизни.

Не рекомендуем задавать эти вопросы в начале анкеты. Помните о том, что люди не любят раскрывать информацию о себе. Сначала необходимо установить доверие и получить информацию по предмету исследования.

Традиционные социально-экономические характеристики – пол, возраст, образование – не очень эффективны при проведении опросов на рынке жилья. Покупка квартиры осуществляется не одним человеком, а домохозяйством. Здесь мы говорим не о том, кто платит, а о потребности, которая управляет им. Поэтому не так важно знать образование или социальное положение реальных или потенциальных покупателей на рынке жилья, как их семейное положение и жизненный цикл семьи.

В исследованиях рынка жилья мы используем, например, такие социально-демографические показатели:

  1. Жизненный цикл семьи (на разных стадиях потребителям нужна квартира разной комнатности).
  2. Уровень жизни (с помощью этой информации можно отнести респондента к тому или иному сегменту).
  3. Существующие жилищные условия (поможет выделить и оцифровать аудиторию, проживающую в собственном или арендном жилье, старом или новом жилом фонде, определить потребность, формируемую улучшением этих условий).
  4. Миграционный статус покупателя (откуда и как давно приехал).

Благодарность

Анкетирование вне зависимости от его способа – это живое человеческое общение. Не забывайте благодарить за участие в опросе! Можно еще раз сделать акцент на полезности полученной информации.

GMK Club

Что дает резидентство в GMK Club:

  • бесплатный чек-лист «Оптимальные показатели работы отдела продаж и маркетинга»;
  • электронная книга из серии «Библиотека девелопера»;
  • бесплатный доступ к эксклюзивным мастер-классам для девелоперов;
  • суперпосты в нашем блоге по закрытой ссылке;
  • приоритетное информирование о наших мероприятиях по всей России;
  • специальные цены и акции на наши услуги.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать практическую часть проекта пример
  • Как написать практическую часть проекта 9 класс примеры
  • Как написать практическую часть курсовой работы пример
  • Как написать практическую часть к проекту
  • Как написать практическую часть исследовательской работы