Как написать претензию если нет договора

Поставка без договора

Договор поставки — это соглашение, которое широко используют в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели (ст. 506 ГК РФ).

На практике нередко встречаются ситуации, когда поставщик и покупатель вступают в сделку, не подписав письменного соглашения. Однако, отсутствие между сторонами договора в классическом его понимании, то есть в форме единого документа, вовсе не говорит о том, что между сторонами отсутствуют фактические договорные отношения.

Письменная форма договора считается соблюденной в случае составления единого документа, путем обмена документами посредством различных видов связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Заключить договор можно также в форме оферты (предложения) и акцепта (согласие). Например, в качестве оферты можно рассматривать выставленный продавцом счет, а акцептом будет оплата этого счета покупателем (п. 3 ст. 434 ГК РФ, ст. 438 ГК РФ).

Но следует иметь в виду, что в некоторых случаях отсутствие единого документа может быть расценено судом как разовая сделка купли-продажи. Например, поставка по накладной может квалифицироваться как купля-продажа, а подтверждением соблюдения письменной формы договора будет считаться сам товаросопроводительный документ. Одно из последствий такой квалификации — к сделке не применяются специфические нормы ГК РФ о поставке, а будут использованы только общие правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).

Обязательность составления претензии

В какой бы форме ни был заключен договор поставки, стороны обязаны добросовестно выполнять взятые на себя обязательства. Разногласия могут быть решены в досудебном или судебном порядке.

Но в любом варианте решение конфликта следует начинать с предъявления контрагенту претензии, в том числе если это поставка товара без договора.

В этом документе пострадавшая сторона должна описать все обстоятельства нарушения и предложить пути решения проблемы.

Причем в некоторых случаях направление претензии — это необходимое условие для последующего судебного разбирательства. Процессуальная обязательность соблюдения досудебного порядка разрешения спора закреплена в п. 5 ст. 4 АПК РФ (по требованиям о взыскании денежных средств).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора влечет возврат искового заявления, а если заявление принято к производству, то оно подлежит оставлению без рассмотрения.

Вместе с тем есть случаи, когда соблюдение претензионного порядка перед обращением в суд не требуется. Например, требование к поставщику об исполнении обязательства в натуре не нуждается в соблюдении претензионного порядка, хотя и предусмотрено обычаями делового оборота.

В какой форме составить претензию

Претензия составляется в письменной форме. Это поможет подтвердить в суде соблюдение досудебного претензионного порядка в случае, когда такой порядок обязателен (требование о взыскании денежных средств).

Подписать претензию должен руководитель организации или уполномоченное на это лицо. Можно использовать фирменный бланк и удостоверить документ печатью, если она есть в организации.

Скачать образец претензии без договора поставки

Содержание претензии

Если стороны вступили в правоотношения, не подписав договор, то претензия может быть предъявлена только исходя из общих положений законодательства, а не с учетом дополнительных ситуаций, оговоренных в едином документе — договоре.

Специальных требований к содержанию претензии в законодательстве нет. Претензия по договору поставки без договора обычно пишется в свободной форме и включает:

  • вводную часть;
  • описательную часть (фактические обстоятельства нарушения);
  • требования к контрагенту;
  • список приложений;
  • подпись уполномоченного лица.

Вводная часть

Это «шапка», в которой указывают:

  • Название документа («Претензия» или «Требование»).
  • Дату и номер документа.
  • Адресата. Если контрагент — юрлицо, то следует указать полное наименование, адрес места нахождения, контактный телефон, электронную почту, также можно указать его ОГРН, ИНН. Если контрагент ИП — фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, телефон и электронную почту, ОГРНИП, ИНН.
  • Заявителя (наименование (Ф.И.О. предпринимателя), ОГРН (ОГРНИП), ИНН, адрес места нахождения (жительства), контактный телефон, электронную почту).

Описательная часть

Содержание этой части зависит от того, какое нарушение было допущено контрагентом. Обычно в ней пишут:

  • В чем состоит нарушение со ссылкой на нормы закона.
  • Как и когда было обнаружено нарушение. Это поможет доказать, что нарушение обнаружено в срок. Например, неверное количество товара важно обнаружить при приемке и сразу уведомить поставщика (п. 2 ст. 513 ГК РФ).
  • Доказательства нарушения. Это могут быть накладные с датами приемки или документы, которые были составлены, чтобы зафиксировать нарушение (акты, заключения).

Требования к контрагенту

В этой части необходимо четко сформулировать требование к контрагенту и подкрепить его ссылкой на соответствующие правовые нормы.

Например:

  • при поставке товара, не соответствующего предъявляемым к нему требованиям, необходимо руководствоваться ст. 469–477 ГК РФ;
  • если покупатель оплатил товар, а поставщик своевременно его не поставил, то применяются нормы ст. 487 ГК РФ;
  • покупатель не произвел оплату в установленные сроки — ст. 486 ГК РФ.

Если требование — возврат денег, то необходимо указать точную сумму. Если этого не сделать, суд может решить, что досудебный порядок сторонами не соблюден. В этом случае исковое заявление возвратят истцу, а если иск был принят к производству, его оставят без рассмотрения (подп. 5 п. 1 ст. 129, подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

В этом же разделе необходимо установить срок, в который контрагент должен дать ответ на претензию. Если этого не сделать, то иск в суд можно будет подать только по истечении срока, установленного законом. По денежному требованию это 30 календарных дней со дня направления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Сколько требований можно предъявлять

В зависимости от нарушения заявитель может предъявить одно или несколько требований, причем как одновременно, так в определенной последовательности.

Так, если поставлен товар с недостатками, то можно заявить одно требование (на выбор) из списка, закрепленного в законе. Например, предложить контрагенту или уменьшить цену товара, или безвозмездно устранить недостатки, или возместить расходы на их устранение (п. 1 ст. 475 ГК РФ).

Можно предъявить несколько требований одновременно. Предположим, покупатель предварительно оплатил товар, а поставщик не доставил его в оговоренный срок. В этом случае покупатель вправе потребовать вернуть деньги и заплатить проценты по ст. 395 ГК РФ (п. 3, п. 4 ст. 487 ГК РФ). Или поставщик передал товар, а покупатель не оплатил его. В таком случае поставщик вправе требовать оплатить товар и выплатить проценты на сумму долга (п. 3 ст. 486 ГК РФ и п. 1 ст. 395 ГК РФ).

В некоторых случаях можно заявить несколько последовательных требований. Например, если поставщик поставил некомплектный товар, то покупатель может потребовать доукомплектовать товар, а при отсутствии такой возможности заменить товар или вернуть деньги (ст. 480 ГК РФ).

Еще больше информации о том, как составить претензию по договору поставки, вы найдете в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Какие документы приложить к претензии

К претензии необходимо приложить:

  • Копии документов, которые подтверждают нарушение и обосновывают требования: документы об оплате товара, товарные накладные, акты приемки или технические акты, расчет процентов по ст. 395 ГК РФ.
  • Копию документа, который подтверждает полномочия лица, подписавшего претензию (выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, протокол об избрании руководителя, доверенность).

Как направить претензию

Правила направления претензии, в случае отсутствия письменного договора, такие же, как и для любого другого юридически значимого сообщения (ст. 165.1 ГК РФ).

Претензию следует направить по адресу, указанному в госреестре — ЕГРЮЛ (для юрлица) или ЕГРИП (для ИП). Если претензию доставят по этому адресу, она будет считаться полученной, даже если контрагент там не находится (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Направить требование можно:

  • почтой, письмом с объявленной ценностью и описью вложения;
  • курьером — в этом случае необходимо получить от контрагента подтверждение получения документа (например, лицо, уполномоченное на прием корреспонденции, может поставить подпись на копии претензии);
  • по электронной почте (для этого понадобится наличие зарегистрированной цифровой подписи).

Главное, чтобы можно было достоверно установить, от кого исходит сообщение и кому оно адресовано.

Рекомендуем сохранять все документы, которые подтверждают факт отправки и доставки претензии. Например, почтовую квитанцию, уведомление о вручении, отчет об отслеживании отправления (например, с сайта Почты России), распечатку уведомления о доставке электронного письма. Их нужно будет приложить к иску, чтобы подтвердить соблюдение досудебного претензионного порядка (подп. 7 п. 1 ст. 126 АПК РФ).

Срок предъявления претензии

Если досудебный порядок урегулирования спора обязателен, предъявить претензию необходимо в срок, который установлен законом. В противном случае есть вероятность, что контрагент не рассмотрит претензию и право на судебную защиту будет утрачено.

Например, незамедлительно нужно сообщать о несоответствиях и недостатках, выявленных при приемке товара (п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если речь идет о требованиях, связанных с недостатками товара, то их можно предъявить в течение гарантийного срока (ст. 477 ГК РФ).

Если в законе такого срока нет или претензионный порядок необязателен, то стороны должны ориентироваться на требование законодательства отправлять претензию в «разумные сроки» (ст. 483 ГК РФ). При этом учитывать также следует общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, когда пострадавшая сторона узнала или должна была узнать о нарушении (ст. 196, ст. 200 ГК РФ).

***

Таким образом, составление претензии, представляя собой неотъемлемую часть коммерческой деятельности, не является чем-то запредельно сложным. Не осложняет эту процедуру и отсутствие договора, оформленного в виде единого документа, так как о возникших правоотношениях сторон свидетельствуют иная документация и сами фактические действия сторон по поставке товара.

Возможно ли составить претензию на купленный товар, если нет договора купли-продажи?

Распечатать

Гражданин С-нов купил товар без заключения
договора купли-продажи или договора поставки товара, имеет лишь копию
счета-фактуры и накладную на полученный товар.

Вопрос: Будет ли накладная с
подписью и печатью получателя товара — покупателя доказательством передачи
товара? Можно ли написать претензию к получателю товара?

Ответ юриста.

Согласно п. 1
ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных
сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не
предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Согласно ст. 161
Гражданского  кодекса Российской  Федерации 
сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в
письменной форме. Однако несоблюдение простой письменной формы влечет
недействительность сделки только в случаях, прямо предусмотренных в законе или
в соглашении сторон (ст. 162 ГК РФ).

Несоблюдение
простой письменной формы договора в данном случае не затрагивает
действительности сделки. Сторонами фактически была совершена сделка купли —
продажи товара. Согласно ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации по
договору купли — продажи продавец обязан передать покупателю товар в
собственность, а покупатель обязан данный товар принять и уплатить за него
цену.

Факт
существования между сторонами договорных отношений по купле — продаже товара
подтверждается тем, что продавец передал покупателю товар по счет — фактуре, а
покупатель принял товар на основании данной счет — фактуры. Имеются подписанные
сторонами накладные.

Таким образом,
продавец свои обязательства по передаче товара покупателю исполнил надлежащим
образом.

С учетом
изложенного, продавец вправе предъявить претензию к покупателю.

В целях
подтверждение передачи товара можно предоставить накладные, содержащие подписи
работников ответчика и штамп, а также необходимые сведения о ИНН, ОГРН и его
регистрации в качестве предпринимателя.

Приведенный
порядок не противоречит правилам пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса
Российской Федерации, предусматривающим, что полномочие может явствовать из
обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле,
кассир и т.п.). Об этом, в частности, говорится в Постановлении ФАС
Волго-Вятского округа от 20.10.2009 по делу № А79-8719/2008.

На основании
накладных могут быть предъявлены претензии к поставщику или покупателю,
например, если последний не оплатил товар. Фактически, можно сделать вывод о
разовом договоре, что подтверждается и судебной практикой.

В Постановлении
ФАС Волго-Вятского округа от 16.10.2009 по делу № А43-4178/2009 говорится о
следующем. Названные товарные накладные содержат сведения о наименовании,
количестве и цене товара, являющиеся существенными условиями договора
купли-продажи. Следовательно, состоявшиеся передачи товара суды двух инстанций
правомерно квалифицировали как разовые сделки купли-продажи.

ООО «Хлебная
компания «Поволжье» не представило доказательств оплаты полученных товарно-материальных
ценностей, поэтому суд правомерно удовлетворил исковые требования…»

В целом,
передача товара по накладной, в которой нет ссылки на договор поставки,
свидетельствует о разовой сделке купли-продажи.

На основании
вышеизложенного рекомендовано написать претензию. Текст претензии составлен
юристом.

Юрист Яковлева Мария Михайловна, yakovleva-law@yandex.ru

Ответ дан в 2011 г

Можно ли взыскать долг с компании, с которой нет никаких договорных отношений? С какими документами пострадавшая сторона может обратиться в суд?

Если стороны устно договорились о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, но не заключили договор в письменной форме, то может ли пострадавшая сторона обратиться в суд? Возможно ли вернуть перечисленную оплату, если существенные условия договора так и не были согласованы сторонами и договор не был заключен письменно?

По общему правилу, договор считается заключенным, если между его сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п.2 ст.158, п.2, п.3 ст.432 ГК РФ, п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49).

В случаях, указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора (п.2 ст.162 ГК РФ). Это правило относится к таким договорам, как:

  • залог (ст.339 ГК РФ);
  • продажа недвижимости (ст.550 ГК РФ);
  • аренда зданий и сооружений (п.1 ст.651 ГК РФ);
  • кредита (ст.820 ГК РФ);
  • страхования (п.1 ст.940 ГК РФ);
  • банковского счета (п.2 ст.836 ГК РФ).

При этом сделка может быть заключена не только в письменной форме. Так, сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку (п.2 ст.158 ГК РФ).

Подтверждение заключения договора иными документами

Если письменная форма сделки не соблюдена, то стороны сделки в суде лишаются права ссылаться на свидетельские показания. Однако стороны не лишены права приводить письменные и иные доказательства (п.1 ст.162 ГК РФ).

Подписание текста договора факсимильной подписью при отсутствии законного или договорного основания является нарушением требования о соблюдении письменной формы сделки (п.1 ст.160 ГК РФ).

Тем не менее, суды, рассматривая иные доказательства, признают договор заключенным.

Так, принятие покупателем товара может подтверждено товарными накладными, актом сверки, подписанными факсимильной подписью, скрепленными печатью покупателя. Подлинность факсимильной подписи не оспорена, использование факсимиле в результате чьих-либо противоправных действий и выбытие печати из владения покупателя не установлены (Постановление АС Дальневосточного округа от 26.05.2020 г. №А51-30527/2017).

Фактическое заключение договора может быть подтверждено и товарными накладными (Решение АС Краснодарского края от 12.01.2015 г. №А32-37875/2014).

Пример

В одном из споров в отсутствие заключенного договора энергоснабжающая организация поставила в многоквартирные жилые дома электроэнергию и выставила управляющей компании счета-фактуры на ее оплату. Последняя ее не оплатила. Впоследствии энергоснабжающая организация в судебном порядке взыскала задолженность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Суд удовлетворил требование, поскольку факт исполнения энергоснабжающей организацией обязанности по поставке электроэнергии и факт ее потребления на содержание общедомового имущества установлены.

Управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в отсутствие письменного договора в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса.

Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги.

Суд признал отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.02.2020 г. №А28-10283/2018).

Но далеко не всегда удается в суде доказать фактическое заключение договора иными документами. Например, в одном из споров суды пришли к выводу, что договор подряда не подписывался, следовательно, указанный документ не порождает для ответчика каких-либо обязательств, в том числе по оплате выполненных работ. Кроме того, акты приемки выполненных работ подписаны неустановленным лицом.

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что компания не подтвердила надлежащими доказательствами факт заключения договора подряда, а также факт выполнения работ по данному договору и их предъявления к приемке. Соответственно, у ответчика отсутствует обязанность по оплате этих работ (Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.04.2019 г. №А28-4211/2017).

Распространенной на практике ситуацией является отказ заказчика от оплаты фактически оказанных услуг. Сразу отметим, что заказчик не вправе отказаться от оплаты фактически оказанных и принятых им услуг, даже если отсутствует договор возмездного оказания услуг.

Отсутствие между сторонами подписанного договора оказания услуг не является основанием для отказа от оплаты услуг, фактически оказанных исполнителем и принятых заказчиком (п.1 ст.779, п.1 ст.781 ГК РФ, Определения ВС РФ от 23.09.2014 г. № 49-КГ14-10, от 08.09.2009 г. № 5-В09-100).

Какие доказательства рассматривает суд?

Оплата счета-оферты равнозначна заключению договора (ст.435, ст.438 ГК РФ). В счете на оплату товара, как правило, указываются реквизиты сторон, характеристики товара, его количество, стоимость и пр.

Если счет на оплату покупателю содержит все существенные условия договора поставки, то такой счет приравнивается к оферте (Определение ВАС РФ от 09.02.2011 г. №ВАС-1090/11). А оплата по нему является акцептом, с даты совершения которой договор считается заключенным (Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 г. № 08АП-4128/2019, АС Волго-Вятского округа от 27.04.2017 г. №А43-31817/2015).

При установлении фактически сложившихся договорных отношений суд может исходить из почтовой, электронной переписки, документов, свидетельствующих о намерении сторон заключить договор.

Такими документами могут быть:

  • проекты неподписанного договора с подписанной спецификацией поставляемого товара;
  • квитанция об оплате, платежное поручение;
  • товарная накладная, товарно-транспортная накладная;
  • счета-фактуры или УПД;
  • иные документы, подтверждающие приход товара;
  • сохранная расписка;
  • путевой лист;
  • акты сдачи-приемки выполненных работ или оказанных услуг;
  • наряд-заказ;
  • техническое или иное задание на выполнение работ, оказание услуг;
  • доверенность на получение товара;
  • переписка между контрагентами с согласованием условий сделки. Это могут быть направленные письма по почте, телеграммы, иные документы, передаваемые по каналам связи.

Приведенный перечень документов не является исчерпывающим.

Что нужно сделать пострадавшей стороне, чтобы обратиться в суд?

Подготовка искового заявления по взысканию долга — дело непростое даже при наличии договора. Обращение в суд при отсутствии договора сопряжено с дополнительными трудностями. Тем не менее, как уже было отмечено нами, в ряде ситуаций пострадавшей стороне удается одержать победу.

Юристы компании «РосКо» предлагают услуги по представительству в судах Москвы и других регионов. Каждому клиенту гарантируется профессиональное решение поставленных задач. В практике наших адвокатов — солидный процент выигранных дел по арбитражным спорам и другим категориям.

Письмо-претензия (или иначе письмо-рекламация) – вид деловой корреспонденции, который применяется в тех случаях, когда одна сторона договорных отношений в письменном виде высказывает другой стороне недовольство качеством исполнения обязательств или же информирует о полном их отсутствии.

Как правило, письменной претензии предшествуют устные переговоры (личные или по телефону), не возымевшие ожидаемого эффекта.

Независимо от того, были проведены предварительные переговоры или нет, письменная претензия является наиболее правильным способом решения проблемных ситуация. Это связано с тем, что она сразу, с момента создания, обретает доказательную юридическую силу, а также в большинстве случаев, позволяет справиться с вопросом в кратчайшие сроки.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-претензии .docСкачать образец заполнения письма-претензии .doc

Кому поручить написание письма

На предприятиях и в организациях функция по написанию писем-претензий чаще всего ложится на юрисконсульта, руководителя отдела, интересы которого напрямую затронуты или, что значительно реже, секретаря или лично руководителя компании. При этом важнейшим условием является то, чтобы составитель письма имел представление о гражданско-правовых отношениях и прочих нормах законодательства РФ и умел грамотно использовать их при написании претензий.

Правила составления письма

Письмо-претензия не имеет стандартного унифицированного образца, обязательного к применению. Оно может составляться в свободном виде или по разработанному внутри предприятия шаблону. Тем не менее, существует ряд правил, которые в любом случае необходимо соблюдать в процессе его написания.

Письмо-претензия всегда должно включать в себя

  • сведения об отправителе и адресате (если речь идет о юридических лицах, здесь надо указывать их полные наименования, а также, — касаемо адресата, — должность и ФИО лица, для которого оно предназначено);
  • причины его написания со ссылками на пункты договора, законы и пр. нормы, которые были нарушены;
  • возможные пути решения проблемы и санкции (также в соответствии с законодательством РФ), которые могут наступить для адресата в случае бездействия.

Если в письме приводятся какие-то суммы и сроки, их нужно вписывать как цифрами, так и прописью.

При наличии каких-либо дополнительных доказательств, их можно присовокупить к письму в виде приложений (это могут быть чеки, квитанции, доп.соглашения, фото, ссылки на видео файлы и т.д.). При этом в самом письме нужно обязательно отразить факт приложений, с указанием их количества и, если они письменные — числа страниц (по каждому из них отдельно).

Писать письмо-претензию можно как от руки, так и в печатном виде, но вне зависимости от того, какой путь будет предпочтен, послание нужно заверить «живым» автографом руководителя. При этом ставить на нем оттиск печати не обязательно (предприятия и организации с начала 2016 года освобождены от обязательства штамповать документы).

Экземпляров у письма-претензии может быть столько, сколько требуется, здесь нет никаких ограничений, но все они должны быть заверены должны образом.

Письмо необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации.

Пример составления письма-претензии

Заполнение шапки письма

Вверху документа указывается отправитель, т.е. в нужных строках пишется полное название предприятия (в соответствии с регистрационными бумагами), адрес и телефон для связи. Далее вписывается получатель: его наименование и конкретное лицо, к которому напрямую происходит обращение (должность, фамилия, имя и отчество).

Затем ставится дата составления письма и его номер по внутреннему документообороту, а также пишется название документа с коротким обозначением его смысла (например, «о нарушении по договору поставки»).

Заполнение основной части письма-претензии

В данном разделе следует описательная часть.

  1. Сначала нужно указать причину составления претензии и если это нарушение пункта договора, соглашения или какого-либо др. документа, то надо дать на него ссылку, т.е. вписать его дату, номер и суть.
  2. Если речь идет о денежных средствах, то их нужно указывать как цифрами, так и прописью.
  3. Потом следует сформулировать сам текст претензии (когда проблем несколько, вносить их следует отдельными пунктами) и предложить исполнить свои обязательства в конкретные сроки (тоже цифрами и прописью).
  4. Напоследок надо обрисовать действия, которые отправитель готов предпринять для более кардинального метода решения проблемы (например, обращение в суд).
  5. В конце письмо нужно обязательно подписать, с расшифровкой подписи и указанием должности подписывающего лица.

Образец письма-претензии

Как отправить письмо

Письмо-претензию можно отправить несколькими способами.

  • Электронная почта;
  • факс;
  • почта России.

Наиболее простые и быстрые варианты: через электронную почту или факс. Но наиболее надежный путь – консервативная отправка через почту России. Она интересна тем, что дает возможность передать послание заказным письмом с уведомлением о вручении, которое в свою очередь будет свидетельствовать о том, что адресат гарантированно его получил. Минус здесь тоже вполне очевидный – при таком способе нужно обладать запасом времени. Самым эффективным будет совмещение двух вариантов: например, отправка копий письма через обычную и электронную почту.

Что делать после написания письма

Письмо-претензия требует наличия ответа, причем возможно различное развитие событий: удовлетворение претензий в полном объеме, частично, а также полный отказ от их удовлетворения. Как правило, сам ответ также носит письменный характер, в виде отдельного письма или же резолюции, наложенной руководителем компании-адресата на полученную претензию.

В тех случаях, когда ответа нет, следует выждать не менее 30 дней, а затем подать иск в суд или жалобу в надзорную инстанцию.

Письмо-претензия о возврате денежных средств

Когда составляется

Письменная просьба вернуть ранее уплаченные средства уместна тогда, когда эту проблему не удалось решить при непосредственном обращении. Такое может произойти, если одна из сторон не в полной мере или неправильно выполнила взятые на себя по договору обязательства. Чаще всего эта ситуация наблюдается при неудовлетворенности качеством приобретенного товара. Когда потребитель хочет его вернуть и получить обратно свои деньги.

Написание письма-претензии обязательно, если недовольный покупатель планирует обратиться за защитой своих прав в суд. Для этой инстанции обязательна фиксация того факта, что претензию сначала пытались разрешить в досудебном порядке, но порядок рассмотрения был нарушен либо просьба не удовлетворена.

Правила написания

Письмо-претензия составляется в произвольной форме, но с соблюдением основных правил делопроизводства. А поскольку этот документ может быть представлен в суд, нужно учитывать некоторые реквизиты, которые сделают его юридически актуальным, а при несоблюдении могут лишить такого статуса. К таковым относятся:

  • данные адресата претензии – лица, в том числе, юридического, нарушившего права подателя;
  • информация о заявителе, включая контактные данные;
  • суть претензии;
  • личная подпись подателя;
  • дата составления бумаги.

Как сформулировать претензию

Описывая фактическую ситуацию, приведшую к требованию возврата денег, стоит придерживаться таких рекомендаций.

  1. Дата заключения договора (приобретения товара).
  2. Основные обязанности сторон по договору.
  3. Какие из указанных обязанностей были нарушены.
  4. Требование подателя о возврате средств.
  5. Сроки исполнения требования.
  6. Меры, которые намерен предпринять заявитель при неудовлетворении его просьбы.

ВАЖНО! Пишите письмо-претензию в двух экземплярах. Постарайтесь получить на втором отметку о вручении (при личной подаче).

Скачать пример письма-претензии о возврате денежных средств .rtf

Индивидуальному предпринимателю
Разбудскому Антону Михайловичу,
юридический адрес: 426046, г. Ижевск,
ул. Первомайская, д. 18
от Добронравовой Ларисы Анатольевны,
проживающей по адресу:
426024, г. Ижевск, пр-т Победы, д 12, кв. 85

ПРЕТЕНЗИЯ НА ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Между мною, Л.А. Добронравовой (далее Покупатель), и ИП Разбудский А.М. (далее Продавец) 12.05.2017 г. был заключен договор № П9н125467, по условиям которого Продавец должен был в установленные сроки передать Покупателю комод с пеленальным столиком «Агафьюшка», а Покупатель обязался оплатить цену товара.

Обязательства Покупателя выполнены полностью при заказе товара 12.05.2017 г. Продавцом были исполнены сроки доставки товара, но при его передаче обнаружилось, что комод по характеристикам не соответствует предоставленному образцу. Фасады комода изготовлены не из крашеного, а из пленочного МДФ, габариты не совпадают с заявленными, пеленальный столик обтянут другим материалом. Все это не соответствует требованиям, установленным ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» — при продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать товар, которые соответствует такому образцу или описанию.

В соответствии со ст. 18 закона о защите прав потребителей, Покупатель вправе вернуть товар, не соответствующий образцу, и потребовать вернуть уплаченную за него сумму.

На основании вышеизложенного, требую в десятидневный срок со дня получения данной претензии вернуть Покупателю денежные средства, уплаченные им за комод с пеленальным столиком «Агафьюшка», в соответствии с выписанной квитанцией. В противном случае Покупатель обратится в суд с заявлением о защите прав потребителя, выплате неустойки и возмещении морального вреда.

13. 05. 2017 г. /Добронравова/ Л.А. Добронравова

Письмо-претензия о невыполнении условий договора

Когда этот документ необходим

Если партнер выполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом или вообще не исполнил того, что гарантировал, права ущемленной стороны может защитить суд. Но прежде чем обращаться туда, надо попытаться урегулировать проблему в порядке обращения. Для некоторых претензий составление письма является обязательным этапом перед подачей искового заявления.

Структура письма-претензии

Составить претензию следует, исходя из обычных требований к такого рода документам.

  1. «Шапка» – сведения об адресате: физическом или юридическом лице, нарушившем договорные обязательства.
  2. Данные подателя.
  3. Название документа.
  4. Реквизиты договора, условия которого не выполнены.
  5. Перечисление нарушенных обязательств.
  6. Результаты, к которым привело неисполнение.
  7. Сроки исправления нарушений.
  8. Дополнительная информация, если она необходима.

ВАЖНО! Из письма должно быть четко понятно, к каким именно фактам относится претензия, что необходимо сделать адресату, чтобы исправить ситуацию, и в какие сроки.

Скачать пример письма-претензии о невыполнении условий договора .rtf

Генеральному директору
ООО «Чистая одежда»
Перекосову Петру Николавевичу,
юридический адрес: 440000, г. Пенза,
ул. Кирова, д.23
от Петраковской Антонины Витальевны,
проживающей по адресу:
440000, г. Пенза, ул. Кирова, д.28

ПРЕТЕНЗИЯ
по договору оказания услуг № П7н 174836
от 29 июня 2017 года

29 июня 2017 года года между А.В.Петраковской (Заказчик) и ООО «Чистая одежда» (Исполнитель) был заключен договор № П7н 174836 об оказании химической чистки женской дубленки.

Согласно п.4.2 и 4.3 вышеупомянутого договора, Исполнитель обязался в срок до 2 июля 2017 года произвести химическую чистку и пришивание пуговиц к женской дубленке, а Заказчик, согласно п.5.1, обязался оплатить эти услуги по факту возврата вещи.

Однако, по состоянию на 4 июня 2017 года обязательства Исполнителя не были выполнены:

  • услуга по химчистке дубленки не оказана;
  • пуговицы к дубленке не пришиты;
  • вещь не возвращена Заказчику.

На основании ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон, договор может быть изменен или расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной. В связи с существенным нарушением условий договора Заказчик понес ущерб, поскольку не смог взять с собой вещь в запланированную поездку.

На основании вышеизложенного требую:

  1. Немедленно устранить нарушение условий, оказав услугу, прописанную в тексте договора.
  2. Проинформировать Заказчика, как только нарушение будет устранено.
  3. В соответствии с п. 6.1 договора, выплатить Заказчику неустойку в размере 10% от стоимости работ за каждый день просрочки.

В случае игнорирования требований Заказчика в течение 10 дней со дня подачи претензии, он будет вынужден расторгнуть договор и для защиты своих прав и законных интересов обратиться с исковым заявлением в суд, где помимо возврата денежных средств, потребует взыскания судебных расходов, расходов по оплате государственной пошлины.

7 июля 2017 г. /Петраковская/ А.В. Петраковская

Письмо-претензия о погашении задолженности

Когда составляется такое письмо

Поводов для написания письма с требованием погасить образовавшуюся задолженность может быть несколько:

  • нарушение сроков оплаты, указанных в договоре;
  • просрочка по кредиту.

Направление претензионного письма обязательно, если планируется подача искового заявления о взыскании задолженности в принудительном порядке. Без попытки досудебного урегулирования, о которой и свидетельствует данный документ, иск не будет удовлетворен, а возможно, даже не будет рассматриваться.

Особенности составления

Структура претензионного письма является обычной, а содержание оформляется в свободной форме с обязательными ссылками на нарушенные пункты о сроках и сумме уплаты по договору. Нюансы варьируются в зависимости от типа договора:

  • купля-продажа;
  • аренда;
  • договор подряда;
  • перевозка;
  • хранение;
  • оказание услуг;
  • иное.

Желательной является ссылка на законодательные акты, которые оказались нарушенными. Обязательно указание сроков, в течение которых контрагент согласен принять средства в уплату задолженности без неустойки (или с указанной неустойкой), не обращаясь за взысканием в суд.

Скачать пример письма-претензии о погашении задолженности .rtf

Залиманскому Константину Петровичу,
проживающему по адресу:
300971, г. Тула, ул. Пузакова, д.71, кв.19
От ООО «ЖКХ-сервис»,
юридический адрес:
300971, г. Тула, ул. Пузакова, д.70

Претензионное письмо
об уплате задолженности

ООО «ЖКХ-сервис» ставит Вас в известность о том, что за вами числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 482 руб. 78 коп., которая образовалась по состоянию на 01 октября 2016 года. Уведомляем Вас о необходимости в недельный срок со дня получения данного письма погасить указанную задолженность.

Если требование об уплате не будет выполнено в указанный срок, подача воды в вашу квартиру будет ограничена, а впоследствии прекращена, повторное подключение будет платным, в соответствии с постановлением Правительства №354 от 06 мая 2011 года, раздел 11. В случае неуплаты вопрос взыскания задолженности будет решаться в судебном порядке.

Напоминаем, что в соответствии со ст.155 п. 1 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае несвоевременной уплаты будут начисляться пени (ст.155 п. 14 Жилищного кодекса РФ). Для погашения задолженности и причины её образования просим Вас явиться в ЖКХ по адресу: 300971, г.Тула, ул. Пузакова, д.70.

03.10.2016 г. Генеральный директор ООО «ЖКХ-сервис» /Терентьев/ В.В.Терентьев

Письмо-претензия о некачественном товаре

В каких случаях составляется

Письмо–претензия о ненадлежащем качестве товара может направляться таким адресатам:

  • поставщику в случае доставки товара, качеством не соответствующего договору;
  • организации, продавшей товар ненадлежащего качества конечному потребителю.

Большинство таких документов направляется как раз в соответствии с защитой прав потребителей.

На какой результат рассчитано претензионное письмо

В такого рода документах всегда принято указывать, на что рассчитывает податель письма по отношению к адресату. Если речь идет о ненадлежащем качестве купленного товара, то, в зависимости от конкретной ситуации, у подателя письма есть выбор, который необходимо озвучить в документе:

  • заменить некачественный товар на другой аналогичный, но надлежащего качества;
  • заменить испорченный товар на такой же, но другой марки или артикула (по договоренности, с доплатой или без);
  • уменьшить цену, уплаченную за товар, соразмерно с дефектами;
  • бесплатно исправить недостатки, несовместимые с качеством товара;
  • оплатить устранение дефектов в товаре, выполненное потребителем или сторонним лицом;
  • вернуть все деньги, которые были уплачены за товар, возвратив его продавцу (расходы по возврату ложатся на продавца).

ВАЖНО! Необходимо соблюдать сроки подачи претензионного письма – для удовлетворения требований есть определенные временные рамки.

Дополнительные нюансы

Помимо озвученного требования, которое допускается Законом о защите прав потребителей, и обычных реквизитов. Обязательных для деловой переписки, в письме-претензии о некачественном товаре должны содержаться подтверждающие сведения. Они могут быть в виде приложений документов, свидетельствующих о факте оплаты товара и несоответствии качеству. Ими могут быть:

  • копии чека, квитанции;
  • технический паспорт на товар длительного пользования (копия);
  • копия гарантийного талона на ремонт;
  • акт об экспертизе технически сложного товара и др.

Скачать пример письма-претензии о некачественном товаре .rtf

Руководителю ООО «Мирандолина»
Свентковскому П.Р.,
юридический адрес: 410 620, г. Саратов, ул. Чехова, 91
от Настойченко Л.Ю., проживающего по адрес:
410 021, г.Саратов, ул. Пляткина, д.26, кв.60,
Тел. 427-06-18

ПРЕТЕНЗИЯ

08.09.2017 г. мною был куплен в Вашей фирме Смартфон Samsung Galaxy J5 Prime SM-G570F черного цвета стоимостью 12 990 рублей (по кассовому чеку). По прилагаемому гарантийному талону, на смартфон распространяется гарантия сроком на 12 месяцев.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», товар, передаваемый покупателю продавцом, должен быть надлежащего качества, а в силу ст. 10 вышеуказанного Закона продавец обязан своевременно предоставить покупателю полную достоверную информацию о товаре, что обеспечит возможность совершить правильный выбор. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация предоставляется на русском языке. В нарушение приведенных норм, все сведения о смартфоне были исключительно на иностранном языке, что в силу прямого указания п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями на 11 мая 2007 г.) можно рассматривать как отсутствие нужной информации.

Спустя четыре дня телефон вышел из строя: после попытки подключиться к мобильному интернету наблюдается сбой, телефон не осуществляет звонки, приходится его перезагружать.

На основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров покупатель, купивший товар несоответствующего качества, имеет право подать претензию и попросить о возврате уплаченных за него денег, а также компенсировать все убытки, причиненные продажей товара не того качества. Такие же требования потребитель вправе предъявить и в случае, если ему не была предоставлена необходимая информация о товаре (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 22 Закона требование о возврате уплаченных за товар денежных средств, а также о возмещении причиненных убытков должно быть не позже 10-ти дней с момента получения письма-претензии. За несвоевременное удовлетворение данного требования ст. 23 Закона предусмотрена неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Не предоставив мне предусмотренную законом информацию о товаре, продав некачественный товар, Вы нарушили мои потребительские права, в связи с чем мне пришлось обратиться за юридической помощью и оплатить услугу по составлению настоящего письма-претензии в сумме 500 рублей (подтверждающий документ – квитанция ООО «Юрист» от 17.11.2017 г.)

Принимая во внимание вышеописанные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 10, 12, 18, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», я отказываюсь от исполнения своих обязательств по договору купли-продажи и требую:

  1. Не позже, чем через 10 дней, вернуть мне уплаченные деньги за товар несоответствующего качества – Смартфон Samsung Galaxy J5 Prime SM-G570F в сумме 12 990 рублей.
  2. Компенсировать мне затраты (убытки), вызванные обращением за юридической помощью, в сумме 500 рублей.

В случае оставления моего законного требования без внимания я вправе обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию, где буду требовать возмещения не только материальных затрат, но и морального ущерба, а также взыскания неустойки за просрочку удовлетворения законного требования потребителя.

18.11.2017 г. /Настойченко/ Л.Ю. Настойченко

Письмо-претензия о срывах сроков поставки

Особенности данного вида претензионного письма

По факту, претензия о нарушении сроков поставки относится к одной из разновидностей претензий о нарушении условий договора. Срок поставки является одним из существенных обязательств, прописанных в договоре. Поэтому его нарушение – повод к обращению в письменном виде, предшествующий заявлению в суд. Такое письмо может направляться как от физического лица, так и от организации.

Что обязательно должно содержаться в письме

Данный документ является образчиком деловой переписки, поэтому должен содержать обязательные реквизиты:

  • данные получателя;
  • информации об отправителе;
  • название документа – претензия по договору поставки;
  • суть претензии – нарушение сроков поставки – со ссылкой на положения договора;
  • подпись гендиректора и/или начальника юридического отдела, печать организации;
  • приложения – обязательный компонент такого письма, в них содержатся копии всех официальных бумаг, на которые есть указания в тексте претензии (договор, платежное поручение, накладная и т.п.).

Скачать пример письма-претензии о срывах сроков поставки .rtf

В ООО «Дискус»
юридический адрес:
109341, г. Москва, ул. Новомарьинская, д.3
От ИП Лукоморов Е.Ф., юридический адрес:
109456, г. Москва, ул. Байкальская. 78, кв. 12

ПРЕТЕНЗИЯ

22 марта 2017 года ИП Лукоморов Е.Ф. (Покупатель) и ООО «Дискус» (Продавец) заключили договор на передачу 10 комплектов кожаных автомобильных чехлов суммарной стоимостью 45 000 руб. с внесением предварительной оплаты.

По условиям договора (п.3.2), Покупатель своевременно внес предоплату в размере 50% стоимости (двадцать две тысячи пятьсот рублей). Срок по договору, когда Продавец должен был доставить товар Покупателю,– 30 марта 2017 года.

Со стороны Продавца условия договора не были выполнены в касательно сроков передачи товара, за который была внесена предоплата: по состоянию на 5 апреля 2017 года товар не был доставлен.

Согласно ст.23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей, в ситуации, когда Продавец, которому была выплачена сумма предоплаты за товар в размере, определенном договором, не выполнил обязательство по передаче товара Покупателю в срок, также установленный в договоре, потребитель имеет право потребовать выполнения по своему выбору одного из двух вариантов:

  • получения товара до истечения нового установленного Покупателем срока;
  • возврата полной суммы предоплаты за товар, полученной Продавцом, не передавшим товар вовремя.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.23.1 Закона я требую:

  1. Доставить 10 комплектов кожаных автомобильных чехлов в недельный срок с даты получения данной претензии.
  2. Согласно п. 4.4 договора, выплатить неустойку за нарушенные сроки передачи товара с внесенной предоплатой из расчета 1% суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.

Прошу ответить на данную претензию в письменном виде в срок, определенный действующим законодательством.

Предупреждаю, что в случае, если мои законные требования будут проигнорированы, я буду вынужден обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию.

Приложения:

  • копия договора о поставке товара №п5н 126478 от 22.03.2017;
  • квитанция об оплате на сумму 22 500 руб.

6 апреля 2017 года /Лукоморов/ Е.Ф.Лукоморов

Содержание

Заказчик не заплатил за работу

Что делать исполнителю

Ольга Свистунова

юрист

Бывает, что заказчики не платят деньги за услуги: обещают оплату завтра, пропадают или просто отказываются платить. Разбираемся, как снизить риск таких ситуаций и что делать, если работу выполнили, а деньги не получили.

Заключите с заказчиком договор

Чтобы снизить риски, заключайте договор и берите предоплату. Не надейтесь на устные договоренности, даже если хорошо знаете заказчика: лучше составить договор и зафиксировать все условия.

В договоре подряда или оказания услуг пропишите, какие именно работы или услуги вы оказываете и в какие сроки. Перечислите другие важные моменты, в том числе:

  • цену и порядок оплаты;
  • сроки и график работ;
  • порядок приема выполненных работ или услуг;
  • ответственность за неисполнение договора, например, пени за просрочку оплаты или срыв сроков;
  • названия, почтовые и электронные адреса, телефоны, банковские реквизиты.

dogovor-na-okazanie-uslug><meta itemprop=

Образец договора на оказание услуг

Требуйте оплату, даже если выполнили не всю работу

Теперь разберемся, что делать, если заказчик не платит. По закону он обязан заплатить за услуги в сроки, прописанные в договоре. Если услуги невозможно оказать по причинам, которые не зависят ни от одной из сторон, то заказчик возмещает исполнителю уже понесенные расходы.

Например, портной купил на свои деньги ткань для пошива костюма. Но заказчик попал в больницу и не сможет пойти на мероприятие, для которого требовался костюм. В этом случае заказчик возмещает исполнителю потраченные на ткань деньги.

Если же портной уже начал шить, то заказчик дополнительно перечисляет часть суммы. Она пропорциональна работе, которую успел сделать портной до того, как получил сообщение об отказе от договора.

Обычно в договоре указан срок для перечисления денег. Если его нет, то заказчик платит в течение семи дней с того момента, как исполнитель потребовал оплату или выставил счет.

Собирайте доказательства выполнения работ, если договора нет

Вы не заключили договор на бумаге — это не значит, что его нет. Договор можно заключить, обмениваясь документами, например, счетами на оплату или другими предложениями цены. Допустим, заказчик прислал вам по электронной почте письмо с техническим заданием. В ответном письме вы согласились выполнить заказ к определенной дате и за определенную сумму — сделка действительна даже без договора.

Другой пример: вы оказали услуги, заказчик их принял, но договора нет. Суды считают: в таком случае договор тоже заключен несмотря на отсутствие бумажного документа. Обязательства из устного соглашения равнозначны письменному договору.

При этом в суде придется доказывать, что заказчик принял результат работы. И он представляет потребительскую ценность, то есть заказчик его использует. Например, вы написали для предпринимателя текст, и сейчас он опубликован на сайте. Или построили для автовладельца гараж, и он паркует в нем машину.

В качестве доказательств подойдут фотографии, видео, скриншоты с сайтов. Тот факт, что вам не заплатили, доказывать не нужно. Подтверждать факт оплаты — ответственность заказчика.

Составьте акт выполненных работ

Еще доказать факт выполнения работ или услуг можно с помощью акта. Его можно составить в свободной форме или использовать шаблон, например, форму КС-2.

Акты подписаны, а заказчик не платит — суд встанет на вашу сторон. Акт и без договора подтверждает: работа выполнена, а заказчик принял ее без замечаний. Если же заказчик уклоняется от подписания акта, то вы все равно можете получить заработанные деньги.

Для этого подпишите акт в двух экземплярах и составьте письмо с требованием подписать акт и оплатить работу. Затем отправьте заказчику документы заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Сохраните доказательства оправки. Отсутствие ответа и возражений по качеству подтвердят в суде недобросовестность заказчика.

По закону, после получения извещения об окончании работ заказчик обязан немедленно приступить к приемке. Так что если договора нет или в нем не прописаны сроки для ответов на письма, то укажите в требовании свои, например, 15 дней.

Используйте как доказательство переписку или свидетельские показания

Нет подписанного акта — придется доказывать факт оказания услуг с помощью переписки или любых других документов. Например, в суде поможет расписка или гарантийное письмо заказчика, ваш договор с соисполнителем, если он был. Пригодятся фотографии и видео: допустим, вы что-то ремонтировали для заказчика, и есть фотографии до и после.

Еще можно использовать показания свидетелей. Если с вами общался работник компании-заказчика, то суд вызовет его на допрос для подтверждения сотрудничества.

Вы направляли результат заказчику по почте, например, дизайн-макет или написанный текст — обратитесь к нотариусу, чтобы тот составил нотариальный протокол осмотра доказательств ― электронной переписки.

Также нотариально можно зафиксировать переписку с заказчиком по электронной почте, в мессенджере или по SMS. За услуги нотариуса заплатите в среднем от 7 000 ₽. Плату затем можно включить в судебные расходы и взыскать с заказчика.

Пишите претензию, если заказчик отказывается платить

Исполнителю-физлицу или самозанятому отправлять претензии по спорам необязательно, если это не указано в договоре. Спор по долгу между ИП и юрлицом или между двумя компаниями — претензию направлять обязательно.

Но даже если нет договора или прямой обязанности направлять претензии, это лучше сделать. Объясните должнику, что помимо оплаты взыщите неустойку за просрочку и судебные расходы. Есть шанс, что он испугается и оплатит долг без суда.

Претензию направляйте бумажным письмом на адрес заказчика. Если не знаете адрес, посмотрите на сайте компании — обычно есть раздел с реквизитами. Адреса нет — его можно узнать по ИНН или ОГРН компании через сервис ФНС «Проверка контрагента».

Узнать адрес ИП чуть сложнее. Придется обратиться с запросом в налоговую инспекцию или заказать справку через Госуслуги. Справку делают пять дней, она стоит 200 ₽. За срочность заплатите 400 ₽, документ подготовят максимум через один рабочий день.

Обращайтесь в суд, если на претензию не ответили

Определите суд, в который подадите иск. Если вы и ваш контрагент ― компании или ИП, обращайтесь в арбитражный суд. Договор заключен с гражданином ― в мировой или районный суд. Мировой рассматривает дела, если сумма меньше 50 000 ₽, районный — все остальные.

Если есть договор, проверьте, указано ли в нем, какой именно суд рассматривает спор — стороны вправе его выбрать. По этому поводу ничего нет — подавайте иск в суд по адресу ответчика.

К исковому заявлению приложите документы, которые подтверждают ваши слова. Если вы прикладываете переписку, то для удобства суда выделить маркером отдельные предложения или фразы. Еще потребуется оплатить госпошлину, ее сумму можно рассчитать на судебном калькуляторе.

obrazec-iskovogo-zayavleniya><meta itemprop=

Если заказчик не платит по договору подряда или оказания услуг, взыскивайте пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки ― это стандартный размер

Памятка

Что делать, если заказчик не платит за работу или услугу

  1. Требуйте оплату, если выполнили все обязательства по договору

    Заказчик обязан заплатить за фактически выполненные работы, даже если передумал.

  2. Договора нет ― вы все равно можете получить оплату

    Но придется доказывать договоренности другими способами: например, перепиской с заказчиком или свидетельскими показаниями.

  3. Сначала напишите претензию ― многие споры заканчиваются на этом этапе

    Претензия может испугать должника: он решит сейчас заплатить только долг, чем потом — неустойку и судебные расходы.

  4. Обращайтесь в суд, если претензия не помогла
    Придется заплатить госпошлину и собрать все доказательства.

В отличие от искового заявления и жалобы, претензия является инструментом для урегулирования конфликта между сторонами до обращения в органы государственной власти.

Если нарушены ваши права или задеты законные интересы, вы можете направить свои претензии виновному лицу, пытаясь решить проблему мирным путем. Такой способ применим в самых разных ситуациях: при покупке бракованного товара, оказания услуги ненадлежащего качества, получении страховки, отношениях с кредитными учреждениями и многими другими. Во всех случаях вы имеете право уведомить нарушителя о своих требованиях, надеясь, что он признает свою неправоту и согласится решить вопрос в досудебном порядке.

Досудебная претензия ваша воля или обязанность?

Желание пострадавшего урегулировать конфликт мирным способом вполне понятно, поскольку в таком случае:

  • уменьшаются сроки на решение вопроса, быстрее будут удовлетворены требования материального характера;
  • отсутствует необходимость в подготовке пакета документов, обязательного для подачи в орган государственной власти;
  • нет дополнительных затрат в виде уплаты госпошлины, расходов на экспертизу.

Вы всегда имеете возможность попытаться разобраться с нарушителем, обозначив свои требования в претензии.

Если в обращении вы сошлетесь на доказательства вашей правоты, второй стороне будет выгоднее урегулировать ситуацию мирно, без лишнего шума

Если раньше претензионный порядок разрешения споров оставался на усмотрение пострадавшего лица, то с 2016 года в ГК РФ были внесены изменения, сделавшие процедуру обязательной при определенных обстоятельствах. В ст. 4 АПК РФ говорится, что гражданско-правовые дела принимаются на рассмотрение судом только по прошествии 30 календарных дней после направления нарушителю претензии. Это касается экономических споров, когда результатом удовлетворения требований является передача денежных средств или материальных ценностей.

Претензионный порядок не обязательно соблюдать, если суть вопроса заключается:

  • в определении обстоятельств разбирательства, которые имеют юридическое значение;
  • в признании организации, частного предпринимателя или гражданина банкротом;
  • в разрешении корпоративного конфликта;
  • в защите интересов и прав группы людей;
  • в осуществлении производства, основанного на судебном приказе;
  • в контроле и содействии арбитража в отношении работы третейских судов;
  • в признании действующими и принятыми к исполнению решений, актов и других правовых актов, вынесенных органами власти иностранных государств.

Также претензионный порядок не нужен, если в арбитраж обращаются представители федеральных и органов местного самоуправления с целью защиты общественных интересов людей и организаций.

Обратите внимание!

Если в случаях, обозначенных в законодательстве, вы не прошли обязательную процедуру мирного урегулирования конфликта, в принятии искового заявления откажут.

Претензия как доказательство в гражданском деле

Этот документ подтверждает тот факт, что вы пытались урегулировать конфликт, не задействовав инструменты принудительного решения вопроса. Чтобы он был принят на рассмотрение судом, необходимо соблюсти ряд правил при его составлении.

Претензия оформляется в письменном виде. Законодательство РФ не предусматривает конкретного образца документа. За основу берется форма обычного делового письма, которое содержит:

  • данные адресата и отправителя: имя, фамилия, отчество или наименование организаций, их адреса, контактная информация;
  • название документа, прямо указывающее на его предназначение;
  • основание, по которому у сторон отношений возникли взаимные обязательства, ставшие причиной спора. Это может быть договор, совершение каких-либо действий;
  • указания на положения нормативных актов, которые регулируют вопросы в рассматриваемой сфере;
  • требования лица, направившего претензию;
  • срок ответа;
  • сообщение о подаче искового заявления в случае отсутствия ответа на послание.

Практика показывает, что благосклонность суда обеспечена, если истец предпринял попытку мирного разрешения спора, даже в тех случаях, когда процедура не обязательна

Требования в претензии должны иметь четкую формулировку и точный срок исполнения. Вы должны отдавать себе отчет, что любое из них должно подкрепляться доказательствами. Если нет письменных оснований, то подойдут устные показания свидетелей. Срок удовлетворения притязаний необходимо устанавливать реальный, не слишком обременительный для ответчика.

Важно обозначить точную сумму и привести ее расчет. Он отличается в разных ситуациях. Как правило, за основу берется цена неисполненных обязательств должника, которая подлежит возврату. Также указываются: компенсация издержек, связанных с составлением и отправкой претензии, размеры пени и иных выплат, обозначенных в договоре или законодательстве.

Обратите внимание!

При составлении бумаги нужно ориентироваться на возможное обращение в суд. Содержание требований и размеры денежной компенсации должны совпадать с теми, что будут указаны в исковом заявлении. В противном случае орган государственной власти откажет в рассмотрении дела или удовлетворит иск только частично.

Если ответчик не отреагировал на претензию в течение 30 дней смело обращайтесь в суд, приложив копию документа к исковому заявлению. При этом еще потребуется доказать, что вы действительно отправляли требования.

Отослать сообщение можно тремя способами:

  • самый надежный вариант вручить претензию лично под расписку, но он бывает часто трудно реализуем;
  • второй способ отправить документ почтой, письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о получении адресатом;
  • третий переслать требования с помощью электронной почты, но он является наименее надежным, поскольку не все суды воспринимают компьютерную распечатку в качестве доказательства.

Если к претензии приложены какие-либо документы по сути предъявляемых требований, необходимо в тексте документа указать, что они являются приложениями

В случае отправки пакета бумаг почтой следует оформить опись вложений в письмо.

Как составить претензию?

Как составить ответ на претензию?

Если вам пришла претензия, необходимо дать на нее ответ. В противном случае ваше бездействие можно трактовать как нежелание решать вопрос в мирном порядке. Письменное послание не понадобится, если выполнены все требования предъявителя по присланному документу: перечислены денежные средства, передано имущество, исправлены недостатки в обслуживании и так далее. Но это идеальный вариант.

В большинстве случаев граждане не согласны с претензиями или пытаются смягчить условия исполнения требований. В такой ситуации при написании ответа следует указать:

  • какие именно требования признаются полностью, а какие частично;
  • когда они будут выполнены в какой период времени;
  • правовое обоснование своей позиции со ссылкой на нормативные акты или договор с приложением копий тех документов, которых может не быть у второй стороны;
  • желаемую отсрочку платежа с графиком перечисления денежных средств.

Обратите внимание!

Законодательство РФ не определяет порядок дальнейших действий после получения ответа на претензию. Если предложенный вариант не устроил пострадавшее лицо, оно может продолжить переписку, добиваясь наиболее приемлемых условий, а может сразу обратиться в суд для полного удовлетворения своих требований.

Образец ответа на претензию в страховую компанию по ДТП

otvet-na-pretenziu-v-strahovuu-po-dtp.docx ≈ 14 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Как правильно написать претензию на возврат товара в магазин?

В случае обнаружения недостатков в качестве приобретенного продукта вы имеете право потребовать от продавца возврата бракованной вещи или ее обмена на аналогичную. Претензия в таком случае должна содержать:

  • изложения обстоятельств, при которых была совершена покупка, с указанием ее даты, времени и места;
  • реквизиты товарного или кассового чека (отсутствие платежного документа не является причиной отказа в принятии претензии);
  • описание товара и его основные эксплуатационные характеристики, в том числе серийный номер, артикул и другие данные;
  • описание выявленных недостатков и их влияние на потребительские свойства продукта;
  • предложение к продавцу организовать экспертизу вещи за его счет, в случае сомнений в справедливости ваших утверждений;
  • способ доставки в торговую точку товара большого размера и весом свыше 5 килограмм (согласно законодательству эта обязанность ложится на продавца).

Обратите внимание!

При оформлении претензионного документа обязательно выясните правильное название организации, которой принадлежит торговая точка. Иначе вы неверно укажете адресата, и документ не будут рассматривать на законных основаниях.

Образец претензии на возврат товара в магазин

pretenziya-po-vozvratu-tovara-obrazets.docx ≈ 12 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Как правильно составить претензию по договору оказания услуг?

Ее форма ничем не отличается от подобного документа, написанного по любому другому случаю. Главное точно указать свои требования:

  • бесплатное устранение недостатков, допущенных при оказании услуги;
  • компенсация затрат, если вы самостоятельно устранили недочеты;
  • расторжение соглашения, по которому предоставлялась услуга, с полным или частичным возмещением ее стоимости;
  • повторное предоставление услуги за счет второй стороны;
  • уменьшение стоимости соразмерно снижению качества;
  • оплата неустойки по договору (пени, штрафов).

Обратите внимание!

Если в соглашении по предоставлению услуги не было указано никаких санкций за неисполнение обязательств, вы имеете право потребовать уплаты неустойки.

Образец претензии

pretenziya-na-nekachestvennuyu-uslugu.docx ≈ 23 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Претензия к страховой компании по ОСАГО: образец заполнения

Она подается тогда, когда гражданин не удовлетворен размером выплаты за ущерб по ДТП, или ее перечисление не было произведено своевременно.

При спорах по ОСАГО претензионный порядок является обязательной процедурой

Форма документа такая же, как и в предыдущих случаях. Существенно отличается перечень бумаг, прикладываемых к нему. Среди них:

  • документ, удостоверяющий личность обратившегося человека;
  • бумага, подтверждающая право владения автомобилем;
  • доверенность на лицо, представляющее интересы собственника транспортного средства;
  • страховое свидетельство;
  • протокол и постановление о правонарушении;
  • справка о ДТП, выданная сотрудником ГИБДД, или извещение, если происшествие оформлялось без участия представителя власти.

Обратите внимание!

Если один из вышеперечисленных документов ранее предоставлялся в страховую компанию, повторно подавать его не следует.

Образец претензии в страховую компанию

Pretenziya v strahovuyu kompaniyu.docx ≈ 24 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Резюме

Претензия является эффективным инструментом досудебного урегулирования конфликтных ситуаций. Она может применяться в сферах торговли, предоставления услуг, банковской и страховой деятельности. В спорах, связанных с экономическими отношениями, законодательством регламентирован обязательный претензионный порядок.

Суд не примет к рассмотрению исковое заявление, если процедура мирного урегулирования не была осуществлена должным образом

Форма претензии нормативными актами РФ не определена. Она должна составляться в письменном виде и содержать ясное изложение ваших требований и сроки их исполнения виновным лицом, точное указание суммы к перечислению и ее расчет. К бумаге прилагаются документы, доказывающие вашу правоту.

Направлять обращение следует почтовым отправлением с уведомлением и описью вложений или электронной почтой. Самым надежным вариантом является личное вручение адресату с получением расписки. Если все эти правила соблюдены, претензия будет иметь законную силу и поспособствует решению проблемы мирным путем. Это позволит сэкономить время и раньше добиться желаемого результата.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать претензию виновнику дтп на возмещение ущерба
  • Как написать претензию вайлдберриз от поставщика
  • Как написать претензию банку втб образец
  • Как написать претензию аэрофлоту
  • Как написать претензию алиэкспресс на некачественный товар