Как написать претензию фитнес клубу

Сейчас здоровый образ жизни и правильное питание становится популярным и модным. Поэтому практически у каждого есть абонемент в спортзал. Это положительная тенденция, но иногда занятия спортом оборачиваются рядом проблем. Если клиент столкнулся с некачественным обслуживанием, хамством (Как написать жалобу на оскорбление), либо желает отказаться от абонемента – есть несколько правовых рычагов, которые можно использовать для защиты своих прав. Эти механизмы позволят составить эффективную жалобу на фитнес-клуб (Как правильно оформить жалобу).

Правовое регулирование

Фитнес-клубы предоставляют гражданам комплексы услуг по спортивному оздоровлению. Такая деятельность является оказанием услуг населению и регулируется правовыми актами:

  • Гражданским кодексом РФ,
  • Законом «О защите прав потребителей»,
  • ГОСТом Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».

Потребителем услуг будет любое частное лицо, ставшее фитнес-клуба, а исполнителем – организация, юридическое лицо либо ИП (Как написать жалобу на ИП). Исполнитель несет ответственность за качество и обязан предоставлять посетителям:

  • возможность получать все услуги, заявленные в соглашении;
  • безопасность при использовании спортивного оборудования (своевременное обслуживание, надлежащая фиксация, инструктаж посетителей);
  • уважительное отношение ко всем клиентам в равной степени, без дискриминации и необоснованных ограничений;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях (Подать жалобу в Роспотребнадзор на нарушение санитарных норм);
  • сохранность вещей, оставляемых на хранение в гардеробе или в индивидуальных шкафчиках.

Фитнес-клуб обязан ознакомить клиентов с информацией о предоставляемых услугах (п.5.2.9.1 ГОСТ Р 52024-2003), которая должна находиться в открытом доступе (уголок посетителя либо стенд):

  • режим работы,
  • правила поведения,
  • правила техники безопасности,
  • действия в экстренных ситуациях,
  • возможные противопоказания,
  • сведения о квалифицированности работников спортзала.
  • Книга жалоб и предложений

Нюансы договора

При обжаловании действий фитнес-клуба очень важен договор, который подписывает клиент. Во-первых, важно само наличие этого документа: не все организации заключают официальное соглашение с посетителем.

Важно: даже если соглашение заключено не было, доказательством оказания услуг будет чек об оплате, карта клиента, абонемент, билет на посещение.

На что обратить внимание в договоре:

  • обязательно должно присутствовать название клуба, наименование юридического лица, его реквизиты (счет, адрес и т.д.);
  • даты начала и конца оказания услуг – срок действия соглашения (некоторые недобросовестные организации уверяют посетителей, что срок абонемента начинает течь с его активации, хотя по договору сроки зафиксированы, а доказать такой обман впоследствии чрезвычайно трудно);
  • перечень оказываемых услуг;
  • ценообразование – важный пункт для расчета возврата средств, если клиент расторгает отношения с фитнес-клубом.

Важно: даже если в подписанный договор включены пункты, нарушающие права, это не значит, что в дальнейшем клиент не может их оспорить. Суд полномочен признать недействительными такие условия, которые ущемляют права потребителей (взыскание ущерба, начисление процентов, невозможность досрочного отказа и т.д.). Однако разрешить такой вопрос в досудебном порядке не получится.

Причины жалоб

К сожалению, часто фитнес-центры открываются без необходимой юридической и технической подготовки, в «частном» порядке. Но даже крупные сети клубов нередко пренебрегают предписаниями закона. Типовые нарушения заключаются в следующем:

  1. Отказ со стороны администрации от расторжения соглашения. Является неправомерным, поскольку в силу ст. 32 закона «О защите…», клиент имеет в любой момент отказаться от обслуживания без объяснения причин.
  2. Неполный комплекс услуг. Нередко центры запускают предварительную продажу своих абонементов по сниженной цене, однако при открытии заведения оказывается, что не все зоны работают (чаще всего затягивается открытие бассейна). Это является нарушением прав посетителя и служит причиной для расторжения соглашения с возвратом всей суммы, а также компенсации морального вреда.
  3. Качество обслуживания низкое. Это относится к малому количеству тренажеров, маленьким помещениям, некачественным снарядам. Однако нормативов о количестве людей, находящихся в тренажерном зале или на групповых занятиях не установлено. Поэтому клубы «эконом-сегмента» продают абонементы, не задумываясь о последствиях большого наплыва посетителей. В данном случае можно расторгнуть договор и направить жалобу в Роспотребнадзор, или оспорить действия организации в суде.
  4. Санитарно-гигиенические условия. Фитнес-центры должны соблюдать СанПиН 2.1.2.1188-03. 2.1.2, в соответствии с которым уборка помещений проводится ежедневно в конце рабочего дня, также необходимо раз в сутки дезинфицировать помещения уборных, душевых, спортивные скамьи, дверные ручки и поручни тренажеров (п. 3.9.1).
  5. Персонал. Частая причина жалоб – неквалифицированные либо грубые инструкторы (тренеры). Согласно ст. 1068 ГК РФ, за действия работника отвечает его наниматель: фитнес-клуб несет ответственность за грубое обращения персонала и должен возмещать вред, причиненный им (в том числе моральный). В соответствии с п. 5.2.7 ГОСТ Р 52024-2003 персонал, в том числе инструкторы и тренера, должны быть доброжелательны, вежливы и способствовать созданию комфортных условий для клиентов.
  6. Безопасность. Фитнес-клуб должен обеспечить правильную установку и эксплуатацию снарядов и тренажеров, а также проведение своевременного инструктажа по технике безопасности. За соблюдение правил несет ответственность сам посетитель.
  7. Несогласованное закрытие клуба или отдельных зон. Организация в таком случае обязана возместить клиенту понесенные убытки, либо продлить действие абонемента. Если организация ликвидируется, потребитель может подать в суд на возмещение убытков – средства будут ему возвращены в случае, если у организации осталось имущество, которое может быть реализовано, либо деньги на расчетных счетах.

Способы обжалования

Неправомерные действия фитнес-клуба можно обжаловать разными способами. Прежде всего, следует попробовать решить спор путем разговора с администрацией – если начальство видит, что посетитель настроен серьезно, многие идут навстречу. Если не хочется выяснять отношения, можно направить претензию –грамотно составленный документ может решить проблемы. Когда эти методы не действуют, можно обратиться в контролирующую инстанцию – Роспотребнадзор. При необходимости возврата денег вопрос может решить только суд.

Претензия

Если уровень сервиса не соответствует специальным нормам, или не оказываются заявленные услуги, посетитель может обратиться к администрации клуба с претензией. Это будет более эффективным способом отстоять свои права, чем разговоры или звонки. Претензия в фитнес-клуб составляется в свободной форме, в официально-деловом стиле (Как правильно оформить претензию). Документ должен содержать:

  • наименование юридического лица, адрес;
  • ФИО отправителя, контакты для обратной связи;
  • указание на то, что фитнес-центр является поставщиком услуг по договору;
  • суть обращения: дата нарушения, место, события;
  • ссылки на нарушенные законодательные нормы;
  • требования (исправить нарушения, возместить ущерб, оказать услуги в полном объеме и т.д.);
  • дата и подпись.

Приложением будет копия соглашения и другие материалы, доказывающие нарушения.

Обратите внимание. Подать претензию можно лично в руки администратору, но при этом документ может «потеряться». Доказательством отправления будет отправка претензии по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений.

Расторжение договора

Многие фитнес-клубы пытаются ограничить право клиента отказаться от обслуживания, но это является нарушением ст. 32 закона «О защите прав потребителей».  Потребитель вправе расторгнуть договор в любое время в одностороннем порядке. Обязанностью его при этом будет оплата услуг, уже произведенных исполнителем. Применительно к абонементу в спортивный зал, это означает, что клиент может в любое время отказаться от посещений, при этом клуб должен вернуть ему остаток средств за неиспользованный период времени.

Для расторжения соглашения необходимо составить письменное заявление об отказе от обслуживания. В нем указываются те же сведения, что и в претензии, только в требованиях указывается отказ от обслуживания и возврат средств. На возврат отводится 10 дней (ст. 31 Закона «О защите…»). Если в самом договоре не было указано, каким образом рассчитывается стоимость услуг за период времени, то используется простой математический расчет: общая сумма делится на количество дней абонемента, получившаяся сумма умножается на остаток дней неиспользованного периода.

Важно: к заявлению также желательно приложить клубную карту. Суды считают, что это свидетельствует о прекращении пользования услугами.

Направить документ также стоит заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Если заявление оставлено без ответа, следующим шагом будет составление претензии, а затем – иск в суд.

Скачать образец претензии в фитнес-клуб на возврат средств.

Роспотребнадзор

Обращение в Роспотребнадзор не может способствовать возврату денег или расторжению договора. Данная инстанция контролирует сферы продажи товаров и оказания услуг, заявление гражданина должно инициировать проверку со стороны Роспотребнадзора. По результатам проверки организации может быть выписан штраф, а также даны предписания для исправления выявленных нарушений.

Таким образом, жалоба в Роспотребнадзор может привести к неприятным последствиям для фитнес-центра, однако не поможет вернуть деньги. Чтобы обращение стало основанием для реальной проверки, а не «отписки», документ следует составить юридически грамотно.

Обратите внимание. Жалоба будет принята к рассмотрению, только если предварительно исполнителю была направлена официальная претензия, которая была оставлена без рассмотрения либо незаконно отклонена.

Жалоба на фитнес-клуб составляется аналогично претензии, в свободной форме, с указанием на нарушенные нормы Закона «О защите…». Направляется документ почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

Скачать образец жалобы на фитнес-клуб в Роспотребнадзор.

Найти контакты и адреса отделений Роспотребнадзора в конкретном субъекте можно на сайте ведомства rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php. Кроме того, есть возможность подать жалобу через электронный сервис petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. Однако, чтоб подать заявление, которое инициирует проверку деятельности клуба, надо будет авторизоваться через систему ЕСИА.

Суд

В суд можно обращаться при нарушении прав потребителя независимо от того, была ли направлена претензия. Обязательный досудебный порядок разрешения конфликта в данном случае не предусмотрен. Вернуть средства, обязать к исполнению либо взыскать нанесенный организацией ущерб можно только в судебном порядке.

Обратите внимание: желательно все-таки соблюдать претензионный порядок, потому что в этом случае суд накладывает на организацию штраф в пользу клиента в размере 50% от определенной судьей суммы взыскания. В соответствии со ст.13, п.6 Закона «О защите…», он присуждается за неисполнение своих обязательств исполнителем добровольно.

Судебный иск на фитнес-клуб подается в мировой суд, если сумма требований не превышает 50 000 руб – в таком случае он подается в районный суд (ст.23, 24 ГПК РФ). Территориальность судебного органа определяется согласно месту расположения организации (ст. 28 ГПК РФ).

Исковое заявление

Иск на фитнес-клуб составляется в порядке, определенном ст. 131 ГПК РФ:

  • название судебного органа;
  • данные истца (ФИО, адрес, контакты);
  • данные ответчика (наименование юр.лица, адрес, телефоны);
  • ссылки на нормы закона «О защите…» и ГК РФ, которые нарушил ответчик;
  • факты и события, с указанием дат и свидетелей, если они имеются;
  • резолютивная часть (требования);
  • список приложенных документов, дата, подпись.

Что можно указать в исковых требованиях: возврат средств, компенсация ущерба либо морального вреда, 50% штраф от присужденной суммы за невыполнение в претензионном порядке. Если обязательства не были исполнены вовремя (например, центр не был открыт или просрочил обозначенные даты), можно также взыскать неустойку (ст. 330 ГК РФ), которая рассчитывается по алгоритму, определенному в ст.28, п.5 Закона «О защите…».

К иску прикладываются копии договора (чека, клубной карты), материалы, подтверждающие позицию истца, копии иска по количеству ответчиков. Если была направлена претензия, необходимо приложить ее копию, ответ клуба (если был), а также чеки почтовых отправлений.

Важно: госпошлина не уплачивается, поскольку данный иск подается в защиту потребителя (п. 3 ст. 17 Закона).

Скачать образец искового заявления на фитнес-клуб.

Порядок рассмотрения

Суд обязан рассмотреть иск в течение 2 месяцев. Принятое решение вступит в законную силу через 30 дней, в течение которых у обеих сторон есть право его оспорить, подав апелляционную жалобу. Судебная практика в вопросах, где нарушение прав клиента очевидно, принимают сторону истца, и взыскивают с недобросовестных организаций и средства по договору, и неустойку, и штраф.

Первый раз в тренажерном зале. Как не быть обманутым? Советы новичкам

Законодательная база

При обжаловании действий фитнес-центра необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
  2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  4. Постановление Госстандарта РФ № 80-ст от 18 марта 2003 года «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».
  5. СанПиН 2.1.2.1188-03. 2.1.2 «Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта…».

Адрес и схема проезда

Вы стали уделять больше внимания своему здоровью и решили посещать фитнес-клуб или тренажерный зал? При выборе спортивного учреждения прежде всего убедитесь в том, что оно не только выполняет свои обязательства по отношению к потребителям, но и соблюдает базовые требования качества и безопасности предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг.

На что следует обратить внимание при выборе и посещении фитнес-клуба? 

  1. Вам должна быть предоставлена информация об исполнителе (фитнес-клубе или тренажерном зале): наименование, адрес, режим работы.

    Эта информация должна располагаться на вывеске организации, а также в любом удобном и доступном месте (уголок потребителя, стенд, стойка информации)[1].

  2. Спортивное учреждение обязано предоставить вам всю необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах[2]:— перечень оказываемых услуг;

    — стоимость услуг;

    — условия оказания услуг;

    — сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и другое);

    — перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

    — медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

    — правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;

    — квалификация обслуживающего персонала;

    — местонахождение пункта медицинской помощи.

  3. Безопасность услугФитнес-клуб или тренажерный зал обязан обеспечить вашу безопасность. Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды[3].

    Убедитесь в том, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь соответствуют требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и используются в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя[4]:

    • спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должен иметь сопроводительные документы на русском языке; 
    • спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке;
    • оборудование, не подлежащее обязательной сертификации, должно иметь документ изготовителя, подтверждающий его пригодность и безопасность применения.

Что делать в случае пропуска занятий?

Некоторые фитнес-клубы прописывают в договоре условия
о том, что в случае пропуска занятий, они не восстанавливаются.

Действительно, в ГК РФ прописано, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором[5].

Однако в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором[6].

Таким образом, если занятия были пропущены, например, по причине болезни или официальной командировки, то исполнитель не должен требовать с вас их оплаты.

Если не устраивает качество предоставленных услуг фитнес-клубом

Предоставляемые услуги должны быть качественными. Если вы обнаружили недостатки в оказанной услуге, то вправе по своему выбору потребовать[7]:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • повторного оказания услуг;
  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Если же исполнитель (фитнес-клуб) не устранил обнаруженные вами недостатки или существенное нарушение требований к качеству оказанных услуг, вы вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных убытков в связи с некачественно оказанной услугой[8].

Право на отказ от услуг и расторжения договора

Вы имеете право в любое время отказаться от услуг фитнес-клуба[9].

При отказе от услуг вы вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще не оказанные услуги.

При вашем добровольном отказе от услуги фитнес-клуб имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. 

Следовательно, при заключении договора фитнес-клуб
не вправе включать в его текст такое условие: «при отказе потребителя от данных услуг оставшаяся сумма
за неиспользованный период возврату не подлежит,
либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы
в виде фиксированных сумм».

Эти условия договора ущемляют ваши потребительские права и не могут быть включены в договор оказания услуг.

Вы также можете расторгнуть в одностороннем порядке договор, если фитнес-клуб заменил занятия или отменил их, а также поменял инструкторов. Для этого нужно обратиться с заявлением о расторжении договора и о возврате денег за неиспользованный период. 

Право на оказание оплаченных услуг в положенный срок

В момент заключения договора до вашего сведения должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые должны быть зафиксированы в договоре[10].

Фитнес-клуб обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг, если указанными правилами он не предусмотрен. 

В случае, если сроки оказания услуг, обозначенные в договоре, нарушаются и фитнес-клуб не оказывает услуги, вы имеете право[11]: 

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя (фитнес-клуба) возмещения понесенных вами расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг фитнес-клуб также несет ответственность в виде неустойки (пени) 3% от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда[12].

Если в договоре не указан срок оказания услуги?

Бывают случаи, когда в договоре не указан конкретный срок оказания услуги.
Фитнес-клубы еще до начала деятельности предлагают на выгодных условиях заключить договор, в котором начало оказания услуги связано со сроком открытия клуба. Это является нарушением с их стороны.

Помните
Если прошел разумный срок[13], а оказание услуг так и не было начато, при этом сроки по-прежнему не объявлены (и не прописаны в договоре), у вас есть право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств[14]. Для этого нужно обратиться в фитнес-клуб с письменной претензией.

Как защитить свои права?

  1. Для обращения в суд соблюдение претензионного порядка не предусмотрено. Однако прежде, чем обращаться в суд, имеет смысл обратиться с письменной претензией к исполнителю (руководству фитнес-клуба).

    В большинстве случаев возникшие разногласия вполне можно урегулировать и без судебного разбирательства.

    В претензии необходимо указать:

    — наименование исполнителя и его адрес;

    — свои данные;

    — изложить обстоятельства дела;

    — требования, которые вы предъявляете исполнителю.

    К претензии вы можете приложить копии документов (договор, кассовый чек, иные документы), имеющие отношение к вашему обращению. Претензия должна быть составлена в двух экземплярах: один – для исполнителя, второй остается у вас.

    Вы можете вручить претензию лично исполнителю или отправить по почте (например, если исполнитель отказывается ее принимать). При личном вручении претензии необходимо на своем экземпляре поставить отметку исполнителя о ее принятии (дата приема и подпись лица, ее принявшего). Почтовое отправление необходимо оформлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

  2. В случае отказа исполнителя от удовлетворения ваших требований, вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

    Обратите внимание: истцы при обращении в суд за защитой прав потребителя от уплаты госпошлины освобождаются.

  3. Также вы всегда можете обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) за защитой прав потребителя.
Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов регулируют нормативно-правовые акты:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • ГОСТ Р 52024–2003 Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 № 80-ст. 

[1] ст. 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

[2] п. 5.2.9.1. ГОСТ Р 52024–2003 Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 № 80-ст

[3] ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 6.1 ГОСТ Р 52024–2003 Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 № 80-ст

[4] п. 6.2 ГОСТ Р 52024–2003 Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 № 80-ст

[5] ч. 2 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации

[6] ч. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации

[7] ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

[8] ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

[9] ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» 

[10] ст. 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

[11] ст. 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

[12] п. 5. ст. 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

[13] ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации

[14] п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

В августе 2019 года я ушла из фитнес-клуба до конца срока действия абонемента.

Расторгнуть договор с клубом было легко, но деньги за неиспользованную часть абонемента пришлось возвращать через суд. В итоге получила 11 209,42 Р, притом что абонемент стоил 7540 Р. Расскажу, как все было.

Почему я ушла из клуба

Я пришла в фитнес-клуб в конце февраля 2019 года, потому что хотела заниматься у понравившегося мне тренера. На тот момент он работал только в одном месте, альтернатив не было.

Клуб представлял собой небольшой зал для занятий, но и цена соответствовала: годовой абонемент обошелся мне в 7540 Р. В стоимость входило только посещение тренажерного зала, некоторые групповые занятия в нем, душевые и раздевалки. Услуги персонального тренера я оплачивала отдельно.

Никаких проблем с фитнес-клубом не возникало, пока в августе 2019 года мой тренер не перешел в другой зал. Я решила последовать за ним, но до конца срока действия абонемента в старом клубе оставалось еще полгода. Я хотела вернуть деньги за этот период.

Вот что я для этого сделала:

  1. Подала заявление о расторжении договора с фитнес-клубом.
  2. Направила фитнес-клубу претензию, потому что добровольно он деньги не вернул.
  3. Обратилась в мировой суд с иском о возврате части стоимости абонемента. В суде также потребовала взыскать с фитнес-клуба неустойку, компенсацию морального вреда, убытков и штраф по закону о защите прав потребителей.
  4. Получила исполнительный лист и направила его приставам.

Расскажу подробнее о каждом своем шаге.

Заявление о расторжении договора

По закону я могла в любое время досрочно расторгнуть договор с фитнес-клубом без объяснения причин и вернуть деньги за оставшийся период действия абонемента. Препятствовать этому клуб не вправе. Единственное, что он мог сделать, — удержать деньги за фактически оказанные услуги. То есть фитнес-клуб мог вычесть стоимость тех месяцев, когда я ходила на занятия, но вернуть остаток был обязан.

В моем договоре с клубом был пункт, по которому фитнес-клуб не возвращает деньги, если я отказываюсь от его услуг по истечении месяца с даты начала действия абонемента. Такое условие недействительно, потому что ухудшает положение потребителя по сравнению с законом.

По моему договору исполнителем услуг был индивидуальный предприниматель, поэтому возник вопрос, по какому адресу подавать заявление о расторжении договора. Обычно такое заявление направляют либо по адресу места жительства ИП, либо по адресу, предусмотренному договором. В моем же случае не работал ни первый, ни второй вариант.

В договоре не было адреса для направления корреспонденции. А в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которую можно быстро скачать на сайте ФНС, информации о месте жительства ИП нет: предприниматель — физическое лицо, поэтому попадает под действие федерального закона «О персональных данных». Чтобы получить эту информацию, нужно писать запрос в налоговую инспекцию и ждать 5 дней. Тратить свое время на это я не хотела.

Поэтому я решила просто подать заявление в ближайшее ко мне отделение фитнес-клуба. Сделала это 10 августа 2019 года.

Не могу сказать, что у меня возникли какие-то проблемы с расторжением договора: администратор клуба дал мне форму, я заполнила ее и подписала в двух экземплярах. На своем попросила расписаться администратора, чтобы у меня осталось хоть какое-то подтверждение вручения документа клубу.

Отдельное заявление о возврате денег я не писала: заявление о расторжении договора предполагает такое требование. Но администратор еще раз предупредил, что по договору фитнес-клуб в таких случаях, как у меня, деньги не возвращает. На том и разошлись.

Заявление на возврат получилось очень лаконичным. Я написала его по форме, которую предоставил фитнес-клуб

Ответ фитнес-клуба

Ответ не заставил себя долго ждать. 12 августа мне перезвонили из фитнес-клуба и сообщили, что договор расторгнут, но деньги мне не вернут: якобы условия договора и политика клуба не позволяют это сделать. Я попросила подготовить письменный отказ — вечером того же дня документ был у меня на руках.

В ответе на мое заявление фитнес-клуб сослался на незаконный пункт договора: месяц с начала действия абонемента прошел, поэтому деньги они вернуть не могут. Еще клуб рассчитал свои расходы на меня: общее количество моих посещений умножил на стоимость разового занятия по прайсу. В итоге, по расчетам фитнес-клуба, я еще и осталась должна, так как исчерпала стоимость абонемента.

Тут клуб тоже нарушил закон. Дело в том, что мой абонемент был безлимитным, я могла посещать зал сколько угодно раз в течение года. В договоре с фитнес-клубом не было речи о расчете стоимости услуг по количеству посещений зала. Поэтому сумму, которую клуб должен был мне вернуть, нужно было рассчитывать исходя из времени до окончания срока действия абонемента, а не из количества моих занятий.

По расчетам клуба, не он должен был мне, а я ему ¯_(ツ)_/¯

Претензия фитнес-клубу

Так как добровольно клуб деньги не вернул, я решила писать претензию.

В ней указала, что могу расторгнуть договор с клубом в любое время и что по закону пункт, который запрещает мне требовать деньги за неиспользованный абонемент, недействителен.

Кроме этого в претензии я написала, что расчеты клуба незаконны. Фитнес-клуб не представил хоть какие-то документы, которые доказывают его расходы на услуги по моему договору. Поэтому стоимость дней, в течение которых я пользовалась абонементом, считала так: годовую стоимость абонемента разделила на срок его действия и умножила на количество дней до расторжения договора. Потом эту сумму вычла из стоимости абонемента по договору:

7540 Р − 7540 Р / 365 дней × 161 день = 4214,14 Р

По моим подсчетам, клуб должен был вернуть мне 4214,14 Р. Я потребовала перечислить деньги на мой банковский счет в течение 7 дней, реквизиты счета приложила к претензии.

Такой срок устанавливает закон, если у обязательства нет срока исполнения, этот срок невозможно определить или он определяется моментом востребования. В моем договоре с фитнес-клубом никаких сроков не было, как и возможности требовать неустойку, но я все равно просила ее выплатить.

По закону, если должник вовремя не возвращает деньги, он должен заплатить проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России. Эти правила применяются, если другой размер процентов не установлен законом или договором.

Точный расчет процентов я не делала — просто указала, что фитнес-клуб должен сам рассчитать дни просрочки и выплатить мне проценты вместе с деньгами за оставшуюся часть срока действия абонемента.

7 сентября я направила претензию на адрес одного из клубов фитнес-сети ценным письмом с описью вложения, чтобы у меня на руках осталась квитанция Почты России. Это доказательство того, что я пыталась решить спор без суда.

Письмо с почты никто не забрал — когда закончился срок хранения, оно вернулось ко мне. Деньги в досудебном порядке вернуть так и не удалось, поэтому я решила обратиться в суд.

Иск в суд

В претензии я просила клуб вернуть мне деньги за оставшийся период действия абонемента. Но в иске список моих требований был шире.

Вот что я просила взыскать с фитнес-клуба:

  1. Неиспользованную часть стоимости абонемента — 4193,48 Р. Сумма получилась чуть меньше, чем в претензии, потому что при подготовке иска я все перепроверила и обнаружила ошибку: фактический срок оказания услуг составил не 161, а 162 дня.
  2. Неустойку за просрочку возврата денег — со дня окончания срока рассмотрения претензии по день вынесения решения судом. Когда я писала иск, неустойка, по моим расчетам, составляла 92,83 Р.
  3. Компенсацию морального вреда в размере 5000 Р. По таким спорам, как у меня, суды обычно взыскивают не больше 2000 Р — я попросила сумму с запасом.
  4. Убытки, которые я понесла в связи с обращением в суд, — 186,64 Р. Сюда включила стоимость отправки письма с претензией клубу. Если бы я оплачивала услуги представителя, эти расходы также можно было бы включить в иск, но я защищала свои интересы сама.
  5. Штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя — по п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей». Если суд примет решение в мою пользу, фитнес-клуб должен будет заплатить еще 50% от присужденной суммы. Сумму штрафа рассчитывает судья, после того как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец этот штраф считать не должен — нужно просто указать в иске требование его взыскать.

Всего получилось 9472,95 Р без учета штрафа по закону «О защите прав потребителей».

К иску в качестве доказательств я приложила копии следующих документов:

  1. Договора с фитнес-клубом.
  2. Чека об оплате его услуг.
  3. Заявления об одностороннем отказе от договора и ответа фитнес-клуба на него.
  4. Претензии и квитанций Почты России о ее направлении клубу.

Иск я составила в двух экземплярах — по одному для суда и ответчика. Один экземпляр направила мировому судье участка по моему месту жительства, так как цена иска была меньше 100 000 Р и спор касался защиты прав потребителей. Госпошлину по таким спорам платить не нужно.

Пакет документов для фитнес-клуба я направила ему 21 декабря. Экземпляр иска для суда отправила чуть позже — 30 декабря: предварительно приложила к нему копии документов, которые подтверждали отправку искового заявления клубу. Так нужно по закону.

Рассмотрение дела и решение

Суд принял иск к рассмотрению 17 января 2020 года в порядке упрощенного производства, то есть без вызова сторон.

В порядке упрощенного производства рассматривают иски, цена которых не превышает 100 000 Р и которые не должны рассматриваться в приказном порядке.

Так как суд рассматривал дело в порядке упрощенного производства, мне не пришлось участвовать в судебных заседаниях и лично давать пояснения по иску. Все доказательства я представила в письменном виде. Клуб никакие документы в суд не направлял и не связывался со мной ни после подачи искового заявления, ни после рассмотрения дела.

В итоге 17 марта 2020 года суд вынес решение и взыскал в мою пользу 11 209,42 Р. Все требования суд удовлетворил в полном объеме, кроме компенсации морального вреда: ее снизил до 3000 Р. А еще неустойку не пересчитал на день вынесения решения — суд просто взыскал проценты по моим расчетам из иска, по состоянию на 27 декабря 2019 года. Обжаловать решение я не стала.

Хотя сама по себе присужденная сумма невелика, она почти в три раза больше того, что изначально причиталось мне без суда.

Фитнес-клуб решение не обжаловал, и оно вступило в законную силу 8 апреля 2020 года.

Исполнение решения

В конце июля я обратилась к мировому судье за исполнительным листом, на руки его получила 30 июля. Так долго получилось из-за коронавируса.

У меня было два способа взыскать деньги по исполнительному листу:

  1. через приставов;
  2. через банк.

В договоре с фитнес-клубом были указаны два расчетных счета клуба в разных банках. Я не знала, какой из них основной и на каком хватит денег, чтобы исполнить решение. Поэтому в банк обращаться не стала.

1 августа 2020 года я направила по почте заявление о возбуждении исполнительного производства приставам по месту жительства владельца клуба. Его адрес был указан в исполнительном листе. По информации с сайта Почты России, служба судебных приставов получила письмо 7 августа 2020 года.

Исполнительное производство — процесс небыстрый, на соблюдение всех формальностей требуется время. Сначала в течение 3 дней документы передаются конкретному приставу-исполнителю. Затем в течение еще 3 дней пристав изучает документы и возбуждает производство. Далее пристав-исполнитель направляет по почте постановление о возбуждении исполнительного производства должнику и взыскателю.

Затем нужно ждать: должник должен получить письмо, а пристав — уведомление о вручении. Если должник не приходит за письмом, оно лежит на почте 30 дней, а потом возвращается приставу. Пока у пристава нет уведомления о вручении или возвращенного почтой письма, он не начинает исполнительные действия.

В итоге деньги я получила только 30 сентября 2020 года. С момента, когда приставы получили мое письмо с заявлением о возбуждении исполнительного производства, прошло чуть меньше двух месяцев. Интересно, что постановление о возбуждении исполнительного производства я так и не получила.

30 сентября 2020 года приставы перевели на мой счет 11 209,42 Р — всю причитающуюся мне сумму

Итоги

С момента, когда клуб отказался возместить мне стоимость неиспользованной части абонемента, до получения денег прошло чуть больше года. Семь месяцев я потратила на переговоры с фитнес-клубом и суд. На получение исполнительного листа и исполнительное производство ушло еще полгода. Если бы не пандемия, исполнительный лист я бы получила раз в десять быстрее.

Вся эта история стала для меня показательной еще и потому, что в аналогичной ситуации оказались еще минимум семь человек: они тоже решили перейти в другой клуб вслед за любимым тренером. Мы создали группу в мессенджере и обсуждали разные варианты действий, давали друг другу советы.

Насколько я знаю, до суда дошла только я. Некоторые добровольно отдали фитнес-клубу свои экземпляры договоров с прикрепленными к ним квитанциями об оплате: по словам администраторов, это было нужно, чтобы разобраться в ситуации. Услуги клуба пострадавшие оплачивали наличными, поэтому после передачи документов у них просто не осталось доказательств, которые нужны для суда.

Запомнить

  1. Не всему, что написано в договоре, можно верить: часто недобросовестные исполнители включают в договор незаконные положения, которые ущемляют права потребителей. Поэтому всегда нужно ориентироваться на закон.
  2. Внимательно относитесь к сохранности документов: не отдавайте свои экземпляры договоров и всегда просите расписаться на своей копии любого документа.
  3. Не бойтесь защищать свои права и идти в суд. За иски о защите прав потребителей не надо платить госпошлину, а многие споры рассматриваются в упрощенном порядке — вы ничего не потеряете.

     Можно ли отказаться от посещений зала или бассейна и вернуть деньги в обычных условиях? О деталях возврата рассказывают эксперты.

На новой волне пандемии вопрос возврат денег за абонементы в фитнес-клубы становится как никогда актуален. Некоторые клубы закрываются или не планируют открываться после локдауна (а срок действия купленных тренировок могут при этом не продлевать или продлевать на недостаточный срок), да и многие клиенты меняют свое решение, не желая подвергать себя опасности во время неблагоприятной эпидимиологической обстановки. Можно ли при этом вернуть хотя бы часть денег, уже заплаченных клубу? Разбираемся вместе с экспертами.

Белоусов Андрей Роскачество.jpg

Андрей Белоусов

Юрист, кандидат юридических наук

– Если вы уезжаете в длительную командировку или получили травму, но планируете продолжить заниматься спортом в том клубе, где вы приобрели карту, то для начала нужно обратиться в сам клуб. Как правило, дорожащий своей репутацией клуб всегда пойдет навстречу и либо предложит вариант «заморозки», либо сдвинет срок действия договора, либо предложит переоформить карту на другое лицо. Чаще всего эти моменты прописаны в договоре. Справки о болезни или беременности, документы о командировке и отпуске тоже лучше показать. На время карантина фитнес-клубы уже заморозили сроки действия карты.

Закон на стороне потребителя

Однако ситуация может быть такой, когда опция «заморозки» или переоформления не подойдет. Вы переезжаете в другую страну или город, у вас значительно ухудшилось здоровье, изменились жизненные обстоятельства – и вы хотели бы расторгнуть договор и вернуть деньги. В этом случае на вашей стороне закон «О защите прав потребителей» и статья 782 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 32 закона «О защите прав потребителей», вы можете отказаться от пользования фитнес-клубом или бассейном в любое время. Если в договоре есть пункты, которые ухудшают ваше положение как потребителя по сравнению с законом, они недействительны. Аналогично статья 782 Гражданского кодекса РФ гласит, что заказчик имеет право отказаться от исполнения договора услуг при условии возмещения исполнителю фактически понесенных расходов. Исполнитель данные расходы высчитывает самостоятельно и, в случае дальнейшего спора, обязан доказать их размер. В расходы могут входить производство клубной карты и другие административные расходы.

Процедура возврата

1.   Прочитайте договор. Как правило, в нем уже описана вся процедура расторжения и возврата средств.

2.   Обратитесь в фитнес-клуб и попросите расторжения (если это возможно во время карантина). Клуб должен оформить дополнительное соглашение о расторжении, указав дату. Если в договоре об оказании услуг была прописана не только общая стоимость абонемента, но и стоимость единицы услуги (месяц, день, занятие, посещение), тогда будет легко рассчитать, какую сумму вам вернут. К примеру, если вы приобрели годовой абонемент и на десятом месяце решили отказаться от услуги, то вам вернут деньги за два оставшихся месяца. Если единица услуги не указана, это создаст потенциальные противоречия при возврате денег. Ведь непонятно, что считать за единичную стоимость услуги и какие фактические расходы на ее организацию понес заказчик. Деньги должны вернуть в течение 10 дней.

3.   Если клуб отказывает вам в расторжении договора и возврате средств или если вы не согласны с возвращаемой суммой, то нужно писать заявление об отказе от дальнейшего исполнения договора и возврате денежных средств. Заявление пишется в свободной форме с указанием оснований вашего отказа (хотя это и необязательно, поскольку закон не связывает отказ с наличием оснований, воспринимается такое заявление всегда лучше), Ф.И.О., даты и подписи. Указывайте также сумму возврата. Срок возврата денежных средств установлен статьей 31 Закона «О защите прав потребителей». Заявление составляется в двух экземплярах. При этом важно, чтобы на вашем экземпляре была отметка клуба о принятии с печатью, Ф.И.О., должностью и датой. Так вы действительно подтвердите, что уведомили клуб о расторжении досудебными средствами.

4.   Недобросовестные владельцы фитнес-клубов могут отказаться принимать заявление. В этой ситуации можно поступить следующими способами. Можно при свидетелях в клубе составить заявление об отказе принимать заявление (смотреться это будет комично, да и доказательную силу имеет самую слабую из всего перечисленного), но лучше отправить его по почте. Важно: это должно быть регистрируемое почтовое отправление на юридический адрес с уведомлением (адрес можно найти в договоре или посмотреть в базе ЕГРЮЛ на сайте www.nalog.ru). Можно отправить заявление по электронной почте клуба, указанной в договоре в качестве контактной.

Важно отметить, что с 2015 года ответственность за неполучение почтового отправления, направленного по юридическому адресу, несет юридическое лицо. В том случае, если обращение вернется вам, а регистрируемое почтовое отправление можно отследить (например, для Почты России здесь, по коду в квитанции об отправке), юридическое лицо считается получившим такое отправление в день направления.

5.   Финальный шаг в борьбе за свои средства – обращение в суд. Если суду предоставлены все доказательства досудебных попыток решить конфликт, как правило, суд, помимо возврата средств по договору, присуждает заявленную неустойку и штрафы в полном объеме. Суд будет отталкиваться от той суммы, которую вы запросили, при подсчете неустойки за просрочку удовлетворения требования о возврате денежных средств, однако размер неустойки ограничен законом тремя процентами в день от стоимости услуги и общей стоимостью услуги.

6.   Для дополнительной стимуляции правомерного поведения клуба в дальнейшем можно обратиться с жалобой в территориальный отдел Роспотребнадзора по месту нахождения клуба.

Если клуб закрылся/не открылся

Во время пандемии многие спортивные центры закрываются, так как бизнес становится не рентабельным или по иным причинам. Как быть в этом случае? Фитнес-клуб может не уведомлять своих клиентов о закрытии. Вполне возможно, что клуб обанкротился. В случае отказа от добровольного удовлетворения претензии, с обращением в суд лучше не затягивать. Выиграть дело в суде и взыскать деньги – это разные вещи. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора законом о защите прав потребителей не предусмотрен, поэтому обращаться можно сразу. Предварительная претензия и ее неудовлетворение исполнителем влияет на размер присужденной неустойки.

Обратной ситуацией здесь может быть случай, когда человек приобретает карту еще только готовящегося к открытию клуба или бассейна. Но после оформления абонемента сроки открытия откладываются и откладываются: то не успевают залить воду в бассейн, то не удается довезти тренажерное оборудование, то опять объявляют локдаун – а клиент устает ждать, не понимая, говорят ли ему правду или водят за нос. Здесь на сторону клиента встает статья 28 закона «О защите прав потребителей». Клубу весьма сложно будет обосновать какие-либо изъятия из суммы фактическими расходами и не вернуть клиенту всей суммы по договору, поскольку услуг потребителю не оказывалось никаких. В соответствии с этой статьей можно отказаться от исполнения договора и попросить всю сумму обратно. Клуб даже не вправе вычесть из суммы абонемента фактически понесенные расходы, потому что их даже не было.

Если же все-таки открывшийся клуб разочаровал отсутствием нужных тренажеров, грубым поведением персонала, душным помещением, то также можно отказываться от договора и требовать возврата всей суммы уплаченных денег, поскольку услуга оказывалась явно с недостатком. В будущем лучше избегать приобретения абонемента в такой клуб или бассейн, который вы даже не имели возможности осмотреть перед оформлением договора. Это позволит обойтись без дальнейших конфликтов и разочарований.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Как вернуть деньги за абонемент в фитнес-клуб?

Такое часто случается: вы покупаете абонемент в спортклуб или на какие-либо курсы, искренне считая, что непременно будете заниматься. Но проходит какое-то непродолжительное время, и становится понятно: о регулярных тренировках или учебе и речи не идет. Абонемент пылится, средства потрачены, обида гложет. Можно ли в этой ситуации вернуть хотя бы часть денег?

Как вернуть деньги за абонемент в фитнес-клуб?

Рассмотрим ситуацию на примере спортклуба — он один из самых типичных.

На что необходимо опираться при отказе от услуг клуба? На «Закон о защите прав потребителей», в котором прямо говорится: потребитель вправе отказаться от договора в любое время — при условии, что он оплатит фактически понесенные расходы (ст. 32 ЗОЗПП).

Отсюда следует один значительный нюанс: вы должны понимать, какой период посещения клуба считается минимальным и сколько он стоит. Это может быть один месяц, одна неделя, одно занятие, все зависит от условий заключенного договора!

Важно! Когда заключаете договор (покупаете абонемент), настаивайте на том, чтобы в нем было прописано, что принимается за «единицу услуги» и сколько она стоит. В договоре должна быть указана не только общая стоимость услуг на длительный период (например, год), но и цена за одно занятие (неделю, месяц посещения…). Лишь в этом случае удастся произвести расчет, сколько стоили уже оказанные организацией услуги.

Обратите внимание! Если вы заявили о своем желании расторгнуть договор через достаточно продолжительное время после его заключения, прошедший период придется оплатить, даже если фактически вы не пользовались услугами.

Итак, что будет вычтено из той суммы, которую вы заплатили за абонемент?

1. Оплата услуг за прошедший с момента заключения договора период.

2. Расходы на обслуживание договора (например, могут вычесть стоимость клубной карты).

Какие права клиентов часто нарушают в фитнес-клубах?

Как расторгнуть договор?

1. Напишите заявление о желании расторгнуть договор.

2. После этого руководство клуба должно заключить с вами дополнительное соглашение — дата его заключения станет датой расторжения основного договора. Из общей стоимости абонемента будет вычтена сумма, покрывающая понесенные расходы (стоимость тех услуг, которые уже были оказаны).

3. Остаток вам вернут — сделать это должны в течение 10 дней.

Очень часто крупные клубы не чинят препятствий тем клиентам, которые больше не хотят заниматься. Но потребитель может столкнуться и с отказом расторгнуть договор. Как действовать в этом случае?

1. Напишите заявление о желании расторгнуть договор. Если у клуба есть бланк на возврат денег, заполните и его. Указывайте срок возврата — 10 дней.

2. Если после 10 дней с даты написания заявления средства вам не возвращают, пишите претензию. Ее необходимо оформить в двух экземплярах, один передается в клуб, второй остается у вас. Настаивайте на том, чтобы на вашем экземпляре проставили печать и подпись менеджера, который принял документ.

3. Если руководство клуба не реагирует на ваши обращения, подайте жалобу в Роспотребнадзор или отдел по защите прав потребителей. Приложите к обращению свою первоначальную жалобу, а также другие доказательства вашей правоты (фотографии, показания свидетелей, и так далее).

4. Если правды не удалось добиться или вы не хотите ждать разбирательства Роспотребнадзора, обращайтесь в суд. В случае выигрыша вы сможете компенсировать все расходы на ведение дела.

Помните! Штрафы, неустойки при расторжении договора незаконны!  

Персональные тренировки: стоит ли вам платить за индивидуальные занятия фитнесом?

А продлить можно?

И рассмотрим еще один важный нюанс. Можно ли продлить срок действия клубного абонемента, если вы пропускали занятия по уважительной причине?

Да! В качестве таковых причин может выступать болезнь, беременность, длительное отсутствие в городе. Чтобы срок действия абонемента был продлен, напишите заявление и приложите к нему документы, подтверждающие вашу правоту (справку от врача, бумаги с работы, и так далее). После рассмотрения заявления вам вернут часть денег или увеличат срок действия абонемента.

Важно! Некоторые клубы сразу устанавливают ограничения на подобные ситуации. Например, произвести перерасчет можно не более 2-х или 3-х раз в год. Эти нюансы необходимо уточнить заранее, до того, как вы заключили договор.

Самые актуальные новости Росконтроля в Telegram. Подписывайтесь!

29 января 2019

Комментарии

Пожалуйста, войдите, чтобы прокомментировать

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Права потребителей фитнес-услуг

Люди все больше внимания уделяют своему здоровью и начинают активнее заниматься спортом, посещают различные фитнес-клубы и тренажерные залы.

Правоотношения между фитнес-клубами и посетителями регулируются Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — ЗоЗПП), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 1025 от 15 августа 1997 г.; далее – Правила бытового обслуживания).

Право на информацию

Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 ЗоЗПП, а также п.5.2.9 ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст; далее – ГОСТ Р 52024-2003).

Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязать предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.

Также исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности: 

— перечень оказываемых услуг; 

— стоимость услуг;

— условия оказания услуг; 

— сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);

— перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

— медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг; 

— правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; 

— квалификация обслуживающего персонала;

— место нахождения пункта медицинской помощи.

Право на отказ от услуг

Право потребителя в любое время отказаться от услуг фитнес-клуба закреплено в ст. 32 ЗоЗПП.

При отказе от услуг потребитель вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще неоказанные ему услуги.

Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 ЗоЗПП). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора.

Статья 782 ГК РФ также позволяет гражданину расторгнуть договор в одностороннем порядке. 

Односторонний отказ посетителя от исполнения договора и расторжение его может иметь законное место и в тех случаях, когда фитнес-клуб заменил занятия, отменил их либо поменял инструкторов. 

При желании потребителя расторгнуть в одностороннем порядке договор с фитнес-клубом (при наличии вышеуказанных оснований) посетителю необходимо письменно обратиться к исполнителю с заявлением о расторжении договора и о возврате денег за неиспользованный период. 

Заявление (претензия) пишется в двух экземплярах, один из которых передается в клуб, а другой остается у посетителя с отметкой клуба о получении. 

В случае невыплаты причитающихся потребителю денежных средств у потребителей всегда имеется право на судебную защиту своих прав в соответствии со ст. 17 ЗоЗПП. Исковые заявления, связанные с нарушением прав потребителей госпошлиной не облагаются.  

Пропуск занятий

Бывают случаи, когда потребитель пропустил несколько занятий, а в абонементе либо в договоре указано, что «пропущенные занятия не восстанавливаются». 

Часть 2 ст. 781 ГК РФ гласит, что «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания (фитнес) услуг». 

При этом ч. 3 ст. 781 ГК РФ устанавливает, что «в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».

Безопасность услуг

Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 ЗоЗПП).

ГОСТ Р 52024-2003 закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

Требования к безопасности предоставляемых исполнителями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг также закреплены в ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей.

Указанным ГОСТом установлено, что при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей, как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.

На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке; 

Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.  

Если услуги ненадлежащего качества

В соответствии со ст. 29 ЗоЗПП потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: 

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; 

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; 

— повторного оказания услуг;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. 

При неустранении исполнителем обнаруженных посетителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой. 

Сроки оказания услуг

Наиболее часто жалобы граждан связаны с нарушением сроков открытия фитнес-клубов и соответственно нарушением сроков оказания оплаченных услуг. В частности, фитнес — клубы еще до начала деятельности, т.е. до открытия клуба, предлагают гражданам на выгодных условиях (предоставление значительной скидки) заключить договор на оказание услуг.

При этом чаще всего договор не содержит точной даты открытия клуба, а срок начала оказания услуг непосредственно связан со сроком открытия клуба, что является нарушением со стороны фитнес-клуба. В данном случае фитнес-клуб обрекает потребителя ждать неопределенное время его открытия и возможности воспользоваться оплаченными услугами (зачастую сроки ожидания составляют от нескольких месяцев до года и более) и фактически точные сроки потребителю неизвестны.

Согласно ст.27 ЗоЗПП исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен.

Кроме этого, п.3, 4 Правил бытового обслуживания содержит указание о том, что в момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.

Таким образом, договор должен содержать конкретный срок оказания услуг потребителю.

Если прошёл разумный срок, а оказание услуг так и не было начато и сроки по-прежнему неизвестны (и не прописаны в договоре), то у потребителя всегда есть право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.

Если договор все-таки содержит конкретные сроки оказания услуг, но исполнителем они нарушаются, то ст.28 ЗоЗПП наделила клиента фитнес-клуба следующими правами:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

— отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда.

Памятки, образцы претензий, ответы на часто задаваемые вопросы (в т.ч.видеоматериалы) Вы можете найти на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru (Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, раздел «Справочник потребителя»), а также при обращении в отдел защиты прав потребителей Управления роспотребнадзора по Пермскому краю телефон: 239-34-20 или Консультационный центр для потребителей:г. Пермь, ул. Куйбышева, 50а, 1-й этаж, каб. 110, 112, сайт: www.59fbuz.ru, телефон: 236-48-77, эл. почта: konscentr.fgu@mail.ru

Памятка

С развитием тенденции к здоровому образу жизни популярность приобрели и различные фитнес-центры, которые предоставляют возможность заниматься спортом в комфортных условиях со всем необходимым оборудованием. 

Спортзалы работают по системе абонементов — они удобны, как для посетителей, так и для администрации. В статье рассмотрим ситуации, когда потребитель имеет право отказаться от купленного абонемента и вернуть денежные средства.

В каких случаях возможен отказ от абонемента

Абонементная карта — система, в которой клиент оплачивает сразу несколько услуг или приобретает возможность использовать сразу целый комплекс без каких-либо ограничений. Достаточно широко распространена практика, когда оплата за абонемент происходит по частям — то есть в рассрочку.

Однако клиент вправе отказаться от абонемента и вернуть средства за неиспользованные услуги.

Например, клиент может оформить возврат из-за непредвиденных обстоятельств в своей жизни: ухудшение здоровья, переезд, нехватка времени, ресурсов и т.п. 

Или же у гостя фитнес-центра имеются жалобы относительно качества предоставляемых услуг: ненадежные, устаревшие тренажеры и оборудование, неоднократный перенос занятий (как индивидуальных, так и групповых), замена тренера без своевременного оповещения, непрофессионализм сотрудников.

Посетитель имеет право отказаться от абонемента в любой момент без объяснения причины. Применять различные санкции (налагать штраф, удерживать выплату комиссии) администрация не может. За невозврат средств Роспотребнадзор может взыскать с фитнес-центра штраф.

При заключении сделки с фитнес-клубом оформляется два экземпляра документов и квитанции за оплату. Один экземпляр предназначен для спортзала, второй – для клиента. Поэтому важно сохранить все оригиналы и копии – они пригодятся, если потребитель захочет отказаться от дальнейшего пользования сервисом.

Отказ от абонементной карты по личным причинам

Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает право потребителя на одностороннее расторжение договора по оказанию тех или иных услуг, то есть клиент может вернуть приобретенный абонемент в любое время. Однако в законодательстве присутствует важный нюанс: предприниматель не обязан возвращать комиссию за уже предоставленные услуги. 

Получается, клиент не может претендовать на возврат средств за истекший период абонемента, так как в данной ситуации считается, что спортзал качественно выполнил все свои обязательства перед клиентом.

Исполнитель также может воспользоваться правом вычесть из общей суммы, подлежащей возврату, процент фактически понесенных расходов во время оказания услуг, прописанных в договорном документе. Тогда все указываемые расходы должны быть подтверждены документально и относиться к определенному клиенту.

Часто при оформлении договора исполнитель указывает на то, что при осуществлении досрочного отказа от сервиса денежные средства не подлежат возврату; это условие часто вносится в сам договорной документ. Согласно действующему закону такой пункт неприемлем, так как ущемляет права потребителя.

Если абонемент приобретался со скидкой, то при отказе от дальнейшего предоставления услуг и возврате денег также будет учитываться сумма скидки, так как расчет происходит на основе стоимости, указанной в договоре и оплаченной клиентом, а не на основе прайс-листа фитнес-клуба. Однако в действующих законах не прописана точная сумма возврата за абонемент.

Отказ от абонемента из-за некачественных услуг

Клиент может вернуть денежные средства за приобретенный абонемент, если считает, что услуги предоставляются на ненадлежащем уровне. В сфере фитнеса и спорта некачественными услугами могут считаться устаревшие тренажеры, ненадежное оборудование, плохая вентиляционная система, несоблюдение необходимых санитарных норм и т.п.

Если центр предоставляет услуги несоответствующего качества, посетитель может потребовать от клуба уменьшить стоимость, устранение недостатков или же возмещение понесенных расходов за устранение недостатков своими силами или с помощью третьих лиц.

Клиент вправе требовать полное возмещение убытков, причинённых в результате некачественной услуги; это возможно и в том числе, если исполнитель не устранил недостатки в установленный договором срок.

Чтобы расторгнуть сделку с фитнес-клубом из-за недостатков предоставляемых услуг, необходимо составить претензию — в ней нужно ссылаться на 29 статью Закона о Защите прав потребителей.

Что делать для возврата средств за абонемент

В законодательстве нет пункта, который бы устанавливал письменную форму отказа. Исполнитель, однако, имеет право попросить заполнить соответствующую анкету, но это не является обязательным. Конечно, для «подстраховки» наличие документации необходимо.

При заполнении анкеты нужно указать:

  • название и адрес спортзала;
  • ФИО;
  • номер телефона;
  • электронную почту;
  • адрес для получения ответного письма.

В заявлении также необходимо указать дату оформления абонементной карты, ее стоимость и срок действия. Дополнительно можно сделать отсылку на статью 32 Закона о Защите прав потребителя, которая обеспечивает право на досрочное одностороннее расторжение договора. При оформлении заявления указание причины отказа необязательно. При желании можно приложить обоснование — выписку от врача.

Обычно заявление составляется на имя генерального директора. Передать его можно администрации фитнес-зала. Важно проконтролировать, чтобы сотрудник поставил печать или штамп клуба, отметку о принятии заявления, дату и свою подпись на вашем экземпляре.

Если фитнес-центр отказывается принимать документ, вы можете отправить его Почтой России в качестве ценного письма с соответствующей описью вложения и уведомлением о передаче и получении письма. В описи вложения следует указать содержание письма, второй экземпляр описи и квитанцию оставьте себе.

Оформить возврат средств можно без чека о покупке. В качестве доказательства приобретения услуг может выступить клубная карта, специальный браслет с пропуском, выписка со счета банка, показания тренера, сотрудников и других гостей спортзала.

Исполнитель обязан вернуть деньги в течение 10 дней со дня получения заявления. За несоблюдение сроков может быть применен штраф. Фитнес-центр обязан вернуть полную стоимость абонемента, если посетитель ни разу не пользовался предоставляемыми услугами и часть суммы (рассчитывается индивидуально в зависимости от ситуации, количества оставшегося времени и т.д.), если клиент посетил зал хотя бы раз, так как это считается пользованием услугами.

Ситуации, когда возврат денег за фитнес-абонемент не предусмотрен

Важно упомянуть и о том, когда исполнитель вправе не возвращать средства. Деньги не возвращаются, когда срок действия абонементной карточки истек. Чаще всего в спортивных центрах абонементы оформляются на определенное количество времени (6 месяцев, 12 месяцев и т.д.). 

Кроме того, в зависимости от выбранного тарифа клиенту доступно то или иное количество групповых или персональных тренировок.

Когда абонемент прекращает работать, сгорают и все включенные в него услуги. 

Независимо от того, сколько тренировок посетил клиент, после окончания срока действия договор об оказании услуг считается выполненным, а потому обязательства исполнителя прекращаются. Важно, чтобы данный пункт был внесен в договорные документы. Если у клиента нет возможности пользоваться услугами фитнесс-зала, он может попросить сотрудников центра заморозить абонемент и, тем самым, сохранить все доступные тренировки.

Фитнес-центр не возвращает средства

В случае, когда фитнес-центр отказывается выплачивать деньги за абонемент или же заставляет заплатить штраф за несвоевременное расторжение договора, клиент вправе составить исковое заявление и обратиться в соответствующие государственные органы — в суд.

Рекомендуется для начала направить досудебную претензию непосредственно в организацию и повторно потребовать возврат денежных средств за неиспользованный период, включенный в тариф абонемента. Гость вправе получить неустойку и проценты за просроченный возврат средств. 

В договорном документе зачастую отдельно выносится блок, в котором будет предоставлена информация по возмещению неустойки. Однако, как показывает практика, чаще всего этот пункт не выделяется. Тогда количество начисляемых процентов регулируется законом – Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Досудебная претензия — наглядный показатель того, что клиент намерен и дальше требовать возврат средств, но уже с помощью государственных органов, поэтому велика вероятность того, что фитнес-зал пойдет на встречу.

Если же претензия проигнорирована или исполнитель прислал отказ, посетитель имеет право решить конфликт в судебном порядке. Иск может быть составлен как самостоятельно, так и с помощью специалиста; госпошлина при разрешении данного видов споров не оплачивается.

В качестве доказательств к заявлению важно не забыть приложить копию или оригинал договора об оказании услуг со спортивным залом и всю необходимую документацию, подтверждающую обращения в спортивный зал для возврата денег (экземпляр с подписью и печатью фитнес-зала, почтовую квитанцию и т.д.).

Помимо стоимости неиспользованных услуг взыскаться могут:

  • понесенные расходы;
  • компенсация за причинение морального вреда;
  • проценты за просроченный срок возврата денег;
  • штраф в размере 50% от присужденной суммы.

После рассмотрения дела судебными органами выдается исполнительный лист, благодаря которому потребитель может вернуть денежные средства с помощью банка (в случае, когда известны реквизиты фитнес-центра) или судебных приставов.

При разрешении спора ключевым моментом выступает подписанный договор об оказании услуг. Если посетитель по каким-либо причинам не подписывал договор, то дело рассматривается как предоплата за услугу. Однако чаще всего при оформлении абонемента договор подписывает сразу. В документации также могут быть прописаны все нюансы, связанные с расторжением сделки. 

Получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать претензию на некачественную установку кухни
  • Как написать претензию на некачественную услугу образец пластиковые окна
  • Как написать претензию на некачественную стоматологическую услугу образец
  • Как написать претензию на некачественную медицинскую услугу образец
  • Как написать претензию на некачественное протезирование