Как написать претензию на сломанный холодильник

Обновлено: Июнь, 2022 года

Возврат холодильника ненадлежащего качества — право покупателя, которым он может воспользоваться при обнаружении недостатков, в том числе существенных, в приобретенном холодильном оборудовании. Возврат осуществляется по стандартной процедуре — потребитель должен составить претензию и передать ее в магазин. После того как представители торговой точки убедятся, что изложенные в претензии сведения о недостатках являются верными, а требования потребителя законны и обоснованы, магазин обязан вернуть ему заплаченные за некачественный холодильник деньги, а также компенсировать затраты и убытки, вызванные поломкой устройства.

Содержание статьи

  1. Возврат технически сложных товаров
  2. В какой срок можно вернуть холодильник в магазин
  3. Возврат холодильника в течение 14 дней после покупки
  4. Возврат холодильника по истечении 14 дней с даты приобретения
  5. Виды недостатков в товаре
  6. Возврат холодильника, купленного дистанционным способом
  7. Как вернуть холодильник ненадлежащего качества: пошаговая инструкция
  8. Шаг 1 — составление претензии
  9. Шаг 2 — направление претензии в магазин
  10. Шаг 3 — проведение проверки качества и экспертизы
  11. Шаг 4 — возврат денег
  12. Что делать в случае отказа
  13. Судебная практика
  14. Какие сложности могут возникнуть
  15. Частые вопросы и ответы на них

Возврат технически сложных товаров

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Постановлением Правительства РФ № 924 утвержден Перечень технически сложных товаров, купля-продажа которых осуществляется по особым правилам. Холодильники внесены в данный список, а значит считаются технически сложным товаром. Права потребителей при обнаружении в данных товарах недостатков регулируются ст. 18 Федерального закона № 12300-1, как и товаров других категорий. Однако для продукции данной товарной группы установлены особые условия замены или возврата, отличающиеся от стандартных.

В какой срок можно вернуть холодильник в магазин

Возможность разорвать договор купли-продажи и вернуть холодильник продавцу зависит от двух факторов: сроков, в которые были обнаружены недостатки, а также от их характера.

Возврат холодильника в течение 14 дней после покупки

Если любые недостатки, как существенные, так и обычные, в холодильнике были обнаружены в течение 15 дней с момента передачи товара покупателю, он вправе потребовать:

  • разрыва договора купли-продажи;
  • замены изделие на другой товар, аналогичный по своим потребительским характеристикам.

Если же дефекты в холодильном устройстве отсутствуют, то магазин на законных основаниях откажет в возврате денег, так как качественный технически сложный товар бытового назначения не подлежит обмену или возврату.

Возврат холодильника по истечении 14 дней с даты приобретения

Если недостатки были обнаружены после того, как истечет срок в 15 суток с момента покупки, покупатель вправе требовать возврата денег или обмена на аналогичный товар лишь в следующих случаях:

  • у холодильника обнаружены существенные недостатки;
  • магазин нарушил сроки устранения поломки или изъяна;
  • ремонт холодильника занимает более 30 дней в течение каждого гарантийного года.

Если же холодильник не имеет существенных недостатков, то все, на что может рассчитывать покупатель при обращении к продавцу — это проведение гарантийного ремонта. Если магазин вовремя проводит гарантийный ремонт и не нарушает вышеуказанные условия, заменить или вернуть холодильник в магазин не получится. Как только истечет срок гарантии, владелец будет ремонтировать его за счет собственных средств.

Виды недостатков в товаре

Обычные недостатки Изделие не соответствует техническим условиям, условиям договора купли-продажи, целям использования или обычно предъявляемым требованиям.
Существенные недостатки Холодильник неработоспособен, изъяны невозможно (трудно) устранить либо их устранение потребует несоразмерных затрат времени и средств.
Явные Проявляются сразу — во время передачи товара или в период технического контроля, до истечения 15-дневного срока владения.
Скрытые Проявляются со временем в период эксплуатации устройства.

Возврат холодильника, купленного дистанционным способом

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Если купленный дистанционным образом (через интернет-магазин, по каталогу и т. д.), холодильник имеет недостатки, в том числе существенные, порядок и сроки возврата определяются теми же нормами, что и в случае приобретения устройства в обычном магазине.

Несколько иным образом осуществляется возврат холодильника без дефектов, купленного дистанционно. Правила продажи товаром дистанционным способом регулируются ст. 26.1 Федерального закона № 2300-1. В соответствии с данной статьей потребитель вправе потребовать возврата средств, даже если холодильник не имеет дефектов:

  • в течение 7 дней после передачи товара;
  • в течение 3 месяцев с момента передачи, если он не был должным образом извещен о порядках и сроках осуществления возврата.

Под должным извещением понимается передача потребителю в письменном виде информации о порядке и сроках осуществления возврата. Порядок возврата может быть предусмотрен правилами магазина, размещенными на его сайте, с которыми потребитель соглашается в момент осуществления покупки.

В соответствии со ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей» претензия покупателя с требованием разорвать договор купли-продажи и вернуть уплаченные за товар средства должна быть удовлетворена в течение 10 дней с момента обращения потребителя.

То есть даже в случае, если холодильник надлежащего качества, но был приобретен дистанционно — его можно вернуть в течение семи дней с момента его получения.

Как вернуть холодильник ненадлежащего качества: пошаговая инструкция

Возврат некачественного холодильника в магазин производится в стандартном претензионном порядке — покупатель составляет претензию и передает ее представителю администрации торговой точки. Магазин принимает товар, проводит внутреннюю проверку качества и, при необходимости, экспертизу. Если проверка и экспертиза подтвердят наличие дефектов, магазин обязан вернуть деньги в 10-дневный срок после обращения покупателя.

Шаг 1 — составление претензии

Претензия пишется в свободной письменной форме. Документ должен состоять из нескольких частей:

  1. Вступительной («шапки»). В ней указывается наименование и юридический адрес магазина, к которому обращается покупатель, его ФИО, адрес проживания и контактные данные (номер телефона и/или адрес электронной почты).
  2. Описательной. В этой части должны быть описаны все обстоятельства дела — дата и стоимость приобретения холодильника, его марка и модель, дата выявления дефектов, их характер. Если покупатель ранее уже обращался в магазин с претензией и холодильник был забран на ремонт, то необходимо указать дату обращения и продолжительность производимого ремонта и т. д.
  3. Просительной. В этой части претензии потребитель должен сформулировать свои требования, подкрепив их ссылками на соответствующие нормы закона «О защите прав потребителей». Например, можно указать, что так как в холодильнике выявлены существенные недостатки, то в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 2300-1 покупатель требует возврата уплаченных за покупку средств.
  4. Заключительной части, в которой ставится дата составления претензии и подпись покупателя.
  5. Приложения, в котором перечисляются приложенные к претензии документы или доказательства наличия дефектов в товаре, например, фотографии.

Претензия составляется в двух экземплярах, один остается у продавца товара, второй — у покупателя.

Шаг 2 — направление претензии в магазин

Следующий этап — направление претензии продавцу товара. Документ можно лично доставить в магазин и передать его в службу сервиса или представителю администрации. Лицо, принявшее претензию, должно поставить на ней отметку о принятии с указанием своего ФИО, должности и даты получения документа. Данный экземпляр должен остаться у покупателя холодильника, вторая копия передается в магазин, проставление отметки о получении в ней необязательно.

Также рекламацию можно подать почтой — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью содержимого. Письмо направляется на юридический адрес компании. Тогда именно с даты вручения письма будет отсчитываться срок удовлетворения требований потребителя. Также сейчас многие торговые сети предоставляет возможность подачи претензий через интернет — электронным письмом или с помощью специальной формы на официальном сайте магазина.

Риск получения юридически значимой корреспонденции возлагается на получателя по закону.

Шаг 3 — проведение проверки качества и экспертизы

Затем магазин проводит проверку качества товара, потребитель имеет право принять в ней участие. Если у сторон имеются разногласия о качестве холодильника, магазин должен организовать его экспертизу за свой счет. Если экспертиза установит, что магазин не несет вины за недостатки (дефекты появились по вине покупателя или третьих лиц) либо холодильник не имеет изъянов, потребитель обязан возместить затраты магазина на проведение экспертизы. Если же экспертиза установит вину продавца (производителя), магазин обязан вернуть покупателю заплаченные за товар деньги.

Также экспертиза может установить, что выявленный дефект не является существенным. В таком случае покупатель может рассчитывать на ремонт холодильника или его замену ну другое холодильное устройство. При несогласии покупателя с экспертным заключением он может провести независимую экспертизу в любом специализированном учреждении на своё усмотрение и за свой счет, после чего обратиться в суд.

Шаг 4 — возврат денег

Требование потребителя о возврате средств должны быть удовлетворены в течение 10 дней с момента обращения, то есть передачи претензии. Возврат денег осуществляется в том же порядке, как он был осуществлен (переводом на банковский счет, карту или наличными).

Что делать в случае отказа

Есть вопросы по теме статьи? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по вашей проблеме (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

В случае, если магазин откажется выполнять требования покупателя, он может оспорить решение в судебном порядке. Для этого покупатель должен обратиться:

  • в мировой суд, если сумма иска менее 100 тыс. руб.;
  • районный (городской) суд, если сумма иска больше 100 тыс. руб.

При этом истец может не только вернуть сумму, затраченную на покупку, но и может рассчитывать на:

  • взыскание неустойки за невыполнение требований потребителя (1 % от стоимости холодильника за каждый день просрочки);
  • возмещение понесенных убытков;
  • компенсацию морального вреда;
  • возмещение судебных расходов (представительство в суде).

Для обращения в суд придется составить исковое заявление. Оно должно содержать примерно те же сведения, что и претензия, которая ранее направлялась магазину. В заявлении указывается следующая информация:

  • наименование суда;
  • сведения об ответчике (название, юридический адрес, один из идентификаторов);
  • сведения об истце (ФИО, место проживания, контактные данные);
  • описательная часть дела, которая содержит всю информацию о деле;
  • просительная часть, в которой истец заявляет исковые требования и подкрепляет их ссылками на актуальное законодательство;
  • расчет заявленной суммы иска;
  • приложение к иску (документы, которыми истец доказывает свою позицию).

Госпошлину за поданное заявление платить не надо, так как в соответствии с п. 3 ст. 17 закона № 2300-1 истцы освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с защитой прав потребителей.

Подсудность определяется потребителем на своё усмотрение: иск можно подать либо по своему месту жительства, либо по месту нахождения магазина.

Судебная практика

Разбор судебной практики по подобным делам показывает, что зачастую суды соглашаются со всеми или с частью требований истцов. Обычно истцы также заявляли требования о выплате неустойки и компенсации морального вреда. Как правило, суды уменьшают сумму компенсации морального вреда по сравнению с заявленной истцами.

Примеры судебной практики по подобным делам:

  1. Решением мирового судьи судебного участка Кимрского района от 7 марта 2017 г. по делу № 2-94/2017 исковые требования истца были удовлетворены частично. Покупатель приобрел холодильник в торговой сети, через 10 суток после покупки холодильник сломался. Во время ремонта в гарантийной мастерской был выявлен и другой дефект (превышение максимально разрешенного шума). Истец обратился в магазин с требованием заменить холодильник, однако получил отказ, обоснованием которого было отсутствие существенных недостатков в товаре, а также пропуск 15-дневного срока для обмена товара с обычными недостатками. В связи с этим истец обратился в суд с требованием возврата денежных средств, взыскания неустойки и выплаты компенсации морального вреда в размере 20 тыс. руб. Требования истца были удовлетворены частично (уменьшена сумма компенсации).
  2. Решением мирового судьи судебного участка № 15 Кировского района г. Перми от 7 марта 2017 года по делу № 2-39/2017 требования истца были удовлетворены частично. Истец приобрела в торговой сети холодильник, в период гарантии он сломался. Взамен покупателю был предоставлен аналогичный товар с более высокой ценой Второй холодильник тоже сломался и был передан на гарантийный ремонт, максимальный срок которого был задержан на 31 день. В ходе проверки холодильник был признан неремонтопригодным, требования покупателя о возврате товара были удовлетворены частично (возвращена стоимость первого холодильника). Так как срок нахождения товара в ремонте составил более 45 дней, истец обратился в суд с требованием возврата средств, возмещения убытков, выплаты неустойки, компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов. Требования истца были удовлетворены частично — уменьшена сумма компенсации морального вреда, уменьшена сумма возврата средств, произведен перерасчет суммы неустойки.
  3. Решением мирового судьи судебного участка № 60 Московской области от 26 декабря 2016 года по делу № 2-812/2016 требования истца были удовлетворены частично. Истец приобрел холодильник дистанционным способом, выбрав соответствующую модель по каталогу. После доставки товара истец выяснил, что холодильник не подходит ему по своим потребительским качествам. Также истцом были заявлены другие недостатки (шум, образование наледи). В 7-дневный срок после покупки потребитель обратился к истцу с требованием возврата средств, но получил отказ. В мотивировочной части отказа продавец указал, что холодильник относится к технически сложным товарам, возврат которых при отсутствии недостатков невозможен. После этого покупатель подал исковое заявление в суд. Суд учел, что потребитель вправе отказаться от покупки в течение 7 дней после передачи товара, а если он не был должным образом извещен о порядке и сроках возврата — то в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Исходя из этого, суд частично удовлетворил требования истца, снизив сумму компенсации морального вреда.
  4. Решением и. о. мирового судьи судебного участка № 46 Руднянского района Волгоградской области по делу № 2-409/2016 в удовлетворении исковых требований истцу было отказано. Истец приобрела холодильник в торговой сети, по истечении 2 месяцев он сломался и был передан на гарантийный ремонт. После ремонта холодильник вновь сломался (была выявлена та же неисправность), после чего истец обратилась в суд с требованием возврата средств, компенсации морального вреда и взыскания штрафа. Судебная экспертиза, назначенная мировым судом, не выявила в холодильнике неисправностей, в связи с чем истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Какие сложности могут возникнуть

Споры потребителей и продавцов о разрыве договора купли-продажи и возврате холодильников — вовсе не редкость в российской практике. Основные разногласия касаются того, нужно ли относить выявленные недостатки к обычным или существенным, так как от этого зависит возможность возврата технически сложного товара, которым является холодильник, в магазин. В связи с развитием интернет-торговли все чаще встречаются споры о возврате холодильников, приобретенным дистанционным способом. Покупатели и продавцы в подобных случаях по-разному толкуют нормы закона «О защите прав потребителей», поэтому разногласия нередко заканчиваются судами.

Частые вопросы и ответы на них

Должен ли покупатель самостоятельно доставлять холодильник в магазин для возврата?

В соответствии с п. 7 ст. 18 закона № 2300-1 потребитель не обязан это делать, если вес холодильника превышает 5 кг. Если же магазин откажется или будет неспособен организовать доставку, покупатель вправе самостоятельно доставить холодильник в магазин и потребовать у продавца компенсации соответствующих расходов.

Холодильник весом менее пяти килограмм всё же придется вести в магазин самостоятельно.

Можно ли вернуть качественный холодильник, если он не подошел по своим потребительским характеристикам?

Нет, обычно нельзя. Холодильники отнесены к технически сложным товарам бытового назначения, которые не подлежат возврату, если не имеют недостатков и на них установлена гарантия не менее 1 года.

Если холодильник был куплен в интернет-магазине, можно ли его вернуть, если он имеет недостатки, но прошло больше 14 дней?

Да, можно, но только если покупатель не был должным образом извещен о порядке замены (возврата) товара, купленного дистанционным способом. В таком случае он может вернуть товар в течение 3 месяцев с момента его передачи. Учтите, что скорее всего порядок возврата предусмотрен правилами магазина, размещенными на его сайте, с которыми потребитель соглашается в момент осуществления покупки.

Можно ли вернуть в магазин холодильник без чека, который был утерян?

Да, можно, как и любой другой товар. Покупатель вправе предоставить любые другие доказательства приобретения холодильника в конкретном магазине.

При приобретении товара потребитель надеется, что будет пользоваться им долгое время, но в процессе эксплуатации иногда проявляются недостатки. И конечно же, потребитель желает вернуть некачественный товар продавцу, а также уплаченные за него денежные средства.

Но продавец не всегда идет навстречу потребителю и удовлетворяет его законные требования, и чтоб защитить свои права, приходится обращаться в суд.

Так гражданин Х обратился в суд с иском к ООО «Электрон-К» о защите прав потребителей, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГ. приобрел холодильник марки «LG» стоимостью 52 120 руб. После включения холодильника и начала его эксплуатации обнаружилось, что компрессор холодильника издает сильные шумы, что свидетельствовало о его неисправности. В этой связи, истец обратился в магазин ответчика, где его перенаправили в сервисный центр для безвозмездного устранения недостатка. При осмотре товара специалистом авторизированного сервисного центра было принято решение о необходимости замены компрессора по гарантийному талону.

После ремонта холодильник был возвращен истцу, однако при подключении к сети, компрессор холодильника начал издавать прежние шумы, а потом и вообще перестал холодить и морозить.

На неоднократные устные обращения истца ответчик не реагировал, в связи с чем гражданин Х направил претензию с требованием о возврате денежных средств за товар. В ответе на претензию истцу было предложено представить акт о неремонтопригодности холодильника от авторизированного сервисного центра. Обращение истца в сервисный центр о предоставление такого акта оставлено без внимания. 

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что гражданин Х действительно приобрел в магазине ООО «Электрон-К» холодильник марки «LG» стоимостью 52 120 рублей.

В этот же день истец выявил недостатки приобретенного товара — компрессор холодильника издавал сильные шумы, что свидетельствовало о его неисправности.
С ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.  приобретенный истцом холодильник находился на гарантийном ремонте. После возвращения холодильника из ремонта, недостатки проявились вновь, после чего товар вышел из строя. В связи, с чем истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил произвести замену товара или вернуть уплаченную за товар денежную сумму. В нарушение законодательства, ответчик обязанность принять у истца товар ненадлежащего качества не исполнил, проверку качества товара не осуществил. Возложил бремя доказывания непригодности товара к использованию на потребителя, предложив истцу представить соответствующий акт. Как следует из акта сервисного центра, приобретенный истцом холодильник не пригоден к ремонту.

Истец вновь обратился к ответчику с претензией, в которой просил расторгнуть договор купли-продажи, возвратить ему денежную сумму, уплаченную за товар и произвести уплату неустойки, приложив акт о неремонтопригодности холодильника.

Рассмотрев направленную повторно претензию ответчиком было принято решение  о возврате денежных средств в размере стоимости товара – 52 120 руб., о чем уведомил истца письменно.

Ответчик возвратил истцу денежную сумму уплаченную истцом за товар в размере 52 120 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером, когда дело находилось на рассмотрении в суде.

Оценив в совокупности, представленные и установленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о наличии вины Ответчика, в части нарушения сроков удовлетворения требований потребителя.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 20.02.2017 № 2-477/2017 исковые требования гражданина Х удовлетворены частично.

— взыскать с ООО «Электрон-К» в пользу гражданина Х неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 51598 рублей 80 копеек;

— взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей;

— взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 30799 40 копеек, а всего 92 398 рублей 20 копеек.

При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами:

  • Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 « «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом может, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать  возврата уплаченной за товар суммы.
  • Согласно ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
  • Согласно ст.503 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.18 Закона в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475ГК РФ).

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товар.  По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению лишь в случае:

— обнаружения существенного недостатка товара;

— нарушения установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

— невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

  • Согласно ст.18 Закона требования о возврате или замене товара предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
    Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

  • Согласно ст.22. Закона требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
  • Согласно ст.23 Закона  за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара;
  • Согласно ст.15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда;
  • Согласно п. 6 ст. 13 Закона  при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Возврат холодильника

Возврат холодильника

Согласно Закону «О защите прав потребителя» вы можете осуществить возврат холодильника обратно продавцу только ненадлежащего качества (бракованного). В то же время, исходя из Постановления Правительства РФ №924 от 10.11.2011, холодильник надлежащего качества не подлежит возврату, обмену на аналогичный товар другого фасона, размера, формы, габаритов или комплектации. Однако есть варианты возврата как качественного, так и бракованного товара. Так, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 предоставляет возможность возврата холодильника продавцу в случае дистанционного способа продажи.


Возврат холодильника надлежащего качества:

  • Подача жалобы
  • Возврат в интернет-магазин
  • Порядок возврата
  • Альтернативные способы возврата

Возврат холодильника надлежащего качества

Закон «О защите прав потребителей» дает право продавцу отказать в возврате холодильника надлежащего качества как технически сложного товара. Однако в течение 14 дней покупатель может обратиться к продавцу и попросить замены такого товара. Замену можно попросить как на аналогичный, так и на любой другой товар с компенсацией его стоимости.

При этом осуществить возврат денежных средств в полном объеме в течение этих 14 дней можно произвести в 2-х случаях.


Вернуть можно, если

  • Если у продавца отсутствует товар для замены надлежащего качества
  • Если по вине продавца, он не способен произвести замену, а товар имеется в наличии на складе

В этом случае необходимо чтобы товар удовлетворял ряду условий:

  • Товар не был использован
  • Товарный вид и упаковка сохранены
  • Отсутствует нарушение ярлыков и пломб
  • Наличие кассовых или товарных чеков

Подача жалобы

В случае отказа продавца принять обратно холодильник надлежащего качества, то можно подать жалобу одним из трех способов.


Способы подачи жалобы

  • Прямое обращение в руководство или отдел претензий в магазине;
  • Можно подать жалобу в отдел Роспотребнадзора;
  • Исковое заявление в суд.

Прямое обращение в руководство или отдел претензий в магазине

Подача жалобы руководству или в отдел претензий может проводиться в устной форме, ее также можно подать по телефону. Но рекомендуется обращаться в письменной форме и написать жалобу.

При составлении письменной жалобы допускается использование вольного стиля. Но в заявлении должна быть только достоверная информация. Жалоба рассматривается около 10 дней с момента подачи обращения. А сам ответ должен прийти в письменном виде.

Жалоба в Роспотребнадзор

Наиболее эффективной мерой является подача жалобного заявления в отдел Роспотребнадзора. Жалобу можно составить в свободном виде, в ней требуется описать сложившуюся ситуацию. Кроме этого в ней указывают действия дирекции и продавцов на ваше жалобное заявление. Разбирательство в среднем занимает около месяца, но часто ответ поступает намного раньше этого срока.

Исковое заявление в суд

Существует еще один способ, который помогает добиться возврата денег за такой технически сложный товар, как холодильник, если был дан неправомерный отказ – это обращение в суд. Он достаточно сложный, но при этом часто позволяет добиться положительных результатов.

Иск в  суд рекомендуется подавать только в тех ситуациях, когда Роспотребнадзор предоставил ответ в официальной форме продавцу о возврате средств за товар, но при этом продавец его проигнорировал и не исполнил обязательства. В других ситуациях выиграть дело будет достаточно сложно.


Возврат в интернет-магазин

Согласно Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463, при дистанционном способе продажи возврат холодильника возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки холодильника у продавца, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у этого продавца.

Согласно существующих «Правил дистанционной торговли» можно вернуть качественный технически сложный товар по упрощенной схеме.


Условия

  • Если покупатель расписался при вручении товара, то он может его вернуть в течение 7 дней
  • Если никакой расписки в получении не было – возврат возможен в течении 1 месяца

Также вы можете потребовать возврат денег за холодильник, приобретенный в интернет-магазине в любое время до получения товара.

Порядок возврата

Если потребитель хочет вернуть холодильник и получить потраченные деньги необходимо пройти следующие шаги:


  1. Для начала потребитель должен составить письменное заявление и направить его продавцу. Заявление можно написать от руки и передать его лично продавцу, также его можно отправить в электронном виде на адрес почты продавца;
  2. Если товар был куплен через интернет, то заявление отправляется на электронный адрес или заполняется на сайте в специальной форме;
  3. После этого продавец должен полностью изучить заявление, затем он принимает меры. Все это производится в соответствии со сроками, которые установлены законодательством;
  4. Для интернет-магазинов на рассмотрение и осуществление решения предоставляется 30 дней. А вот обычные магазины должны изучить заявление и принять решение за 10 дней;
  5. О принятом решении потребитель может быть уведомлен письменным ответом или по телефону;
  6. Если покупателю будет предоставлен отказ или его заявление было проигнорировано, то он может обратиться в другие более компетентные органы.

Чтобы составить заявление не обязательно иметь специальный бланк. Для этого подойдет обычный лист формата А4. На нем необходимо указать свои контактные данные, номер телефона, адрес электронной почты. В заявлении указывается информация о приобретенном товаре – его наименование, дата покупки, причина. Далее описывается, почему вы хотите его вернуть. В конце обязательно ставится дата и подпись. Дополнительно к заявлению прикладывается весь перечень требуемых документов.

Альтернативные способы возврата

В ряде случаев есть нюансы в законодательстве, допускающие возможность вернуть исправный холодильник обратно в магазин.


  1. Возврат в случае, если продавец сообщил ложные сведения о товаре или его характеристиках. В этом случае необходимо писать претензию.
  2. Возврат исправного товара возможен без объяснения причины в день покупки.
  3. По договоренности сторон.

Возврат холодильника ненадлежащего качества (бракованного)

Товаром не надлежащего качества, или бракованным считается тот, у которого имеются отклонения от нормального.


Брак, если

  • Имеются отклонения во внешнем виде от нормального, либо не полная комплектация;
  • Имеются недостатки, из-за которого холодильник не способен удовлетворить предполагаемые потребности покупателя;
  • Имеются недостатки, препятствующие выполнению прямого функционального назначения товара;
  • Характеристики отличаются от заявленных в сопроводительной документации;
  • Параметры не соответствуют ГОСТ или ТУ, согласно которых велось производство товаров.

Основания для возврата

Брак бывает разных видов.

Вид Описание
Обычный Качество изделия не соответствует нормам, которые установлены для него
Существенный Дефекты сложно убрать, для этого могут потребоваться высокие затраты времени и денежных средств
Явный Брак этого вида обнаруживается при выполнении обычного осмотра. Также его выявляют на стадии технического контроля
Скрытый Данный вид брака обнаруживается во время эксплуатации товара или при длительном хранении

Любой из вышеприведенных видов брака позволяет вернуть холодильник в магазин или другую торговую точку.

При этом отсутствует возможность вернуть товар в следующих случаях:


  1. Если брак возник из-за действий покупателя;
  2. Если покупатель был заранее проинформирован о имеющихся недостатках;
  3. Если срок действия гарантии закончен.

Гарантийный срок – это период, в течение которого производитель или продавец предоставляют покупателю право на возврат некачественного товара. Он устанавливается на каждую вещь отдельно, в зависимости от характеристик того или иного товара и требований законодательства.


В гарантийный срок входит:

  • гарантия от производителя – которая устанавливается производителем в соответствии с законодательством (например, в ГОСТ);
  • гарантия от точки продажи – которая должна быть не меньше срока, который указал производитель.

Покупатель может вернуть товар в течение двух лет после покупки, даже если гарантийный срок закончен. Однако для этого необходимы серьезные основания. И процедура возврата в таком случае будет сложной.

Права покупателя

Если холодильник будет ненадлежащего качества, то есть будут выявлены нарушения, дефекты, то согласно статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на ряд требований.


Покупатель имеет право на:

  • На возврат и получения денег;
  • На обмен товара на новый с теми же заявленными характеристиками;
  • На проведение ремонта на бесплатной основе;
  • На обмен на товар с другими характеристиками с оплатой разницы в цене
  • По согласованию сторон на снижение цены на товар равным величине найденного брака.

Важно учитывать, что выбор одного из вышеперечисленного пункта должен осуществлять покупатель, но никак не продавец.

Порядок действий

Если после покупки будет выявлен брак холодильника, то первое, что должен сделать покупатель – это обратиться к продавцу. На начальном этапе стоит попробовать договориться с ним устно, если же ничего не выйдет, то необходимо перейти к серьезным действиям.

Составление претензии на имя продавца

В законодательстве нет определенного шаблона, но на практике уже устоялась определенная форма, которая часто используется при возврате товара. Именно ей требуется следовать, только в этом случае заявление будет иметь юридическую силу.


В претензии должно содержаться следующее:

  • ФИО покупателя, его контактные данные и подпись;
  • Наименование и адрес торговой точки;
  • Дата совершения покупки;
  • Информация о товаре (например, его точное название и серийный номер);
  • Причина возврата (перечисление всех дефектов товара);
  • Указать на требование возврата товара;
  • Описать перечень документов, приложенных к претензии.

При этом, к претензии необходимо приложить следующие документы:

  • копию товарного или кассового чека;
  • копию гарантийного талона;
  • накладную;

Бланк претензии (образец) на возврат товара ненадлежащего качества Скачать

Стоит учитывать, что в ситуациях, когда у потребителя нет товарных чеков, претензия все равно должна быть принята. В виде доказательств можно применять показания свидетелей, информацию о совершении покупки, которая имеется в базе данных, информацию с видеокамер.

Срок рассмотрения претензии

В последующий период производится рассмотрение претензии ответственным лицом продавца.


При этом:

  • Если покупатель требует обмена холодильника, то рассмотрение может занять около 7 дней. В этот период выполняются все требуемые проверки;
  • Если покупатель хочет вернуть деньги за изделие с браком, то у продавца будет 10 дней, чтобы написать ответ. Если итог будет положительным, то покупателю будут выплачены все потраченные деньги;
  • Ответственное лицо продавца может отказать покупателю в принятии товара и возврате денег. Это происходит в ситуациях, когда вещь пришла в негодность по вине покупателя;
  • Если брак товара возник по вине продавца или транспортной компании, то в компенсации может быть отказано. Для этого выполняется специальная экспертиза, которая позволяет установить, из-за чего возникла неисправность.

Сроки возврата денег

В среднем деньги за товар возвращаются покупателю в течение 10 рабочих дней. Если возврат производится через банк, то к стандартному сроку может быть прибавлено еще от 3 до 30 дней. Этот период потребуется финансовой структуре для того, чтобы произвести возврат.

Стоит помнить, что за каждый день просрочки виновная сторона выплачивает пеню, ее размер устанавливается в соответствии с договором. Если данный вопрос осуществляется без договора, то размер пени будет равняться 1 % от стоимости товара.

Возврат холодильника с браком является сложной процедурой, которая имеет много нюансов. Покупатель должен быть готовым к тому, что продавец будет уклоняться от его приема и возвращения денег. Чтобы сделать все правильно и вернуть потраченное, стоит обратиться к помощи профессиональных юристов.

Держиева Елена Алексеевна Европейская Юридическая Служба

Ведущий юрист по трудовому праву  •  Стаж 10 лет

Покупая дорогостоящую бытовую технику, покупателю нужно всеми возможными способами удостовериться, что она качественная. Вернуть её будет сложнее, чем, например, сдать назад одежду в магазин. Возврат холодильника также возможен лишь в исключительных ситуациях, потому важно, во-первых, удостовериться, что приобретается товар с гарантией, а во-вторых, попросить продавца продемонстрировать, как работает оборудование.

Вернуть качественный холодильник в магазин

Ст. 25 Закона о защите прав потребителей разрешает гражданам возвращать товары надлежащего качества, если они не подошли покупателям по каким-либо субъективным причинам. Например, приобретателю не понравилось, как холодильник белого цвета смотрится на его кухне. Или владелец бытовой техники понял, что в морозильнике представленных габаритов он не сможет замораживать столько овощей, фруктов и ягод, как ему бы хотелось. Возврат обычных товаров (не технически сложных) можно оформить в течение 14 дней, не считая даты приобретения.

Обратите внимание! Однако возврат холодильника в течение 14 дней по причине того, что он вам просто не понравился, невозможен. Дело в том, что холодильник включён в перечень технически сложных товаров (постановления Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 года. Возврат можно оформить только в случае, если в оборудовании будут обнаружены какие-либо неполадки.

Возврат холодильника ненадлежащего качества

Если сломался холодильник на гарантии, или в нём были обнаружены какие-то недостатки, то его возврат можно оформить на основании ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Гражданин вправе потребовать от продавца:

  1. Вернуть деньги за некачественный товар и расторгнуть договор купли-продажи.
  2. Уменьшения стоимости бытовой техники соразмерно обнаруженному дефекту.
  3. Обмена холодильника на качественную модель той же марки или идентичный по характеристикам аналог.
  4. Бесплатного ремонта товара за счёт магазина.
  5. Компенсации от продавца в случае, если покупатель отремонтировал бытовую технику за свой счёт.

Возврат холодильника в магазин, если на него не установлена гарантия, возможен в течение 2 лет (абз. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). При этом срок исчисляется с момента передачи бытовой техники потребителю. Если же точную дату передачи товара гражданину установить невозможно, то срок исчисляется с момента изготовления оборудования.

Пример из практики:

Василий купил холодильник и воспользовался услугами по транспортировке товара магазина. На следующий день технику доставили домой покупателю. После ухода грузчиков мужчина распаковал холодильник и включил его. Оказалось, что он не работаем. Спустя 2 дня после покупки Василий обратился в магазин с требованием вернуть деньги. Представитель торговой точки отказал в возврате средств и предложил отправить холодильник в ремонт. Василий написал претензию на имя руководителя. Магазин удовлетворил требования покупателя, так как технически сложный товар с дефектом возвращен в течение 15 дней с момента покупки.

Как вернуть холодильник, если вы сами случайно сломали его? Например, пока поднимали бытовую технику по лестнице или в лифте до своей квартиры. Отметим, оформить возврат можно, только если дефекты возникли не по вине покупателя. В противном случае гарантия действовать не будет, и сдать товар назад в магазин, чтобы его обменять, вернуть уплаченные деньги или потребовать ремонта не получится.

Держиева Елена Алексеевна Европейская Юридическая Служба

Держиева Елена Алексеевна

Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет

Вне зависимости от того, установлена ли гарантия на холодильник, потребители имеют полное право вернуть некачественный товар продавцу. Если магазин находит незаконные поводы не принимать обратно бракованное оборудование, обратитесь к нашим юристам. Они помогут вам составить претензию продавцу или, в случае необходимости, импортёру или производителю холодильника. Услуги юристов предоставляются дистанционно.

Гарантийный срок на холодильник

Средний срок службы холодильника варьируется от 7 до 15 лет в зависимости от модели. Чтобы оформить возврат товара, рекомендуется изучить информацию о гарантийных сроках на сайте производителя или в инструкции к бытовой технике. Мы собрали средние сроки гарантии разных производителей (как российских, так и зарубежных).

Срок гарантии для возврата

В отношении каких холодильников действует?

1 год

Данный гарантийный период чаще всего устанавливается в отношении корейских моделей. При этом азиатские производители предлагают бесплатное обслуживание в пределах 1-2 лет без оформления возврата.

3 года

Распространяется на бытовую технику российского, украинского, белорусского производства. В течение этого времени можно обратиться к продавцу для возврата.

До 5 лет

Устанавливается на европейское оборудование. При этом гарантия может составлять полностью 5 лет, иметь деление (например, 2 года гарантия, 3 года — бесплатное обслуживание). Европейские производители также нередко устанавливают отдельную гарантию на весь холодильник в целом и на его заменные части (допустим, 1 год на технику в целом и до 5 лет на компрессор, мотор, датчик термостата и другие части.

Ответственность продавца за отказ в принятии товара

Закон о защите прав потребителей устанавливает ряд гарантий для покупателей, если продавец своевременно не рассмотрит их претензии и не оформит возврат некачественного товара.

Сломался холодильник на гарантии — мои права для привлечения продавца к ответственности:

Вид ответственности продавца

Описание

Неустойка

Взыскивается, если магазин вовремя не оформил возврат, не вернул деньги, не обменял бракованную технику на качественную, не снизил цену или не отремонитровал её по гарантии. Размер неустойки — 1% от стоимости холодильника за каждый день просрочки со стороны магазина (ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

Возмещение убытков

При возврате холодильника по гарантии, если он был ненадлежащего качества, гражданин может потребовать возмещения убытков из-за покупки бракованной бытовой техники (ч. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей)

В частности, если товар покупался в кредит, то в качестве возмещения убытков можно взыскать проценты по займу.

Моральная компенсация

Сумма компенсации определяется судом и не зависит от стоимости приобретения (ст. 15 Закона о защите прав потребителей).

Держиева Елена Алексеевна Европейская Юридическая Служба

Держиева Елена Алексеевна

Ведущий юрист по трудовому праву • Стаж 10 лет

Если вернуть холодильник в магазин в добровольном порядке не получается, и никакие претензии не действуют, обратитесь к нашим юристам. Они составят иск в суд, помогут взыскать в вашу пользу неустойку, возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Юристы могут не только удалённо составить документы, но и очно представить ваши интересы в суде.

Претензия в магазин на возврат холодильника

Если срок гарантии на холодильник не истёк, и вы обнаружили в нём недостатки, вы можете составить претензию на возврат. В документе нужно указать:

  • данные о магазине и о покупателе;
  • сведения о приобретении (дата заключения договора, модель купленного холодильника, выявленные недостатки);
  • требования гражданина (вернуть деньги, провести ремонт, предоставить скидку, обменять на аналогичный качественный товар);
  • подпись и дата оформления документа.

Ст. 22 Закона о защите прав потребителей обязывает магазин рассмотреть претензию и дать на неё ответ в течение 10 дней.

Приложите к претензии документы, подтверждающие ваши требования о возврате. Это, в частности, договор купли-продажи, талон на гарантию, товарный или кассовый чек, заключение сервисного центра или независимых экспертов, подтверждающие наличие брака у бытовой техники.

Образец заявления

Претензия о возврате некачественного товара

zoom Скачать Претензия о возврате некачественного товара

Иск в суд для возврата денег

Если холодильник на гарантии сломался, а попытки мирно решить спор с продавцом ни к чему не привели, придётся обращаться в суд. Выбор суда зависит от размера требований заявителя (ст. 23 ГПК РФ):

  • до 100 тыс. руб. — в мировой суд;
  • свыше 100 тыс. руб. — в городской или районный суд.

В иске обязательно указывается следующая информация:

  • наименование судебного органа;
  • данные об истце и ответчике;
  • причины обращения за защитой интересов в суд (необходимо рассказать как о заключённом договоре купли-продажи холодильника, обнаружении у бытовой техники недостатков, так и попытках решить спор в претензионном порядке);
  • требования заявителя (обмен, возврат денег, бесплатный ремонт, компенсация за починку оборудования за счёт покупателя);
  • перечень документов-доказательств;
  • дата и подпись гражданина.

Ознакомьтесь с образцом искового заявления в суд, чтобы самостоятельно правильно его составить.

Образец заявления

Иск в суд для возврата денег за некачественный холодильник

zoom Скачать Иск в суд для возврата денег за некачественный холодильник

Судебная практика о сдаче бракованной бытовой техники

Судебная практика знает примеры, когда гражданам удавалось оформить возврат холодильников по гарантии из-за их ненадлежащего качества. Один из них — дело № 33-54220/2019, рассмотренное Московским городским судом.

Женщина, купившая холодильник, захотела оформить возврат, потому что у бытовой техники отличался цвет (вместо серого она оказалась белой), у неё была обнаружена боковая вмятина и множество мелких царапин. Продавец отказался проводить возврат, указав, что оборудование исправно работает.

В суде была инициирована независимая экспертиза товара. Специалисты сообщили о том, что требования о возврате покупки абсолютно обоснованы, поскольку повреждения возникли не по вине клиентки магазина. В результате суд взыскал около 100 тыс. руб. с продавца в пользу женщины, включая компенсацию морального вреда, неустойку и уплаченные за покупку деньги.

Частые вопросы

В какой срок мне должны заменить бракованную вещь на качественную?

+

Если вы как потребитель настояли на обмене товара, то, согласно ст. 21 Закона о защите прав потребителей, передать вам технику надлежащего качества должны в течение 7 дней. Но, если аналогичного оборудования в магазине нет, то срок замены увеличивается до 1 месяца.

Куда нужно подавать иск о возврате денег за дефектный товар?

+

Ст. 17 Закона о защите прав потребителей разрешает действовать гражданам по своему усмотрению. Иск можно подать по месту исполнения или заключения договора, по месту пребывания или жительства истца, по месту нахождения продавца.

Нужно ли платить госпошлину за подачу потребительского иска?

+

Нет, не нужно. Налоговое законодательство освобождает потребителей от уплаты судебных пошлин для защиты своих прав. Об этом говорится в п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ. При этом госпошлина не уплачивается как при подаче документов в суды первой инстанции, так и в суды апелляционной, кассационной инстанций и ВС РФ.

Сколько длится ремонт по гарантии?

+

Ст. 20 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что ремонт по гарантии не должны делать более 45 дней. В то же время нормативный акт разрешает по обоюдному согласию продлевать сроки ремонта. Но отсутствие запчастей и материалов не считается уважительной причиной для продления сроков починки.

Заключение эксперта

Возврат холодильника возможен, только если в нём обнаружатся недостатки, поскольку он относится к технически сложным товарам. Оформить возврат оборудования только по причине того, что он субъективно не подошёл или не понравился покупателю в течение 14 дней не получится. При необходимости покупатель может составить претензию, а при её неэффективности — иск в суд против продавца.

В ООО «________________»
Филиал «_____________»
в г. _________ , магазин № __
Адрес: __________________

_________________________
Адрес: ___________________

ПРЕТЕНЗИЯ
В порядке досудебного урегулирования

Я, ______________________, _________ г. в магазине ООО «_____________» приобрела холодильник марки _______, стоимостью _____ рублей. Чек и гарантия мне были предоставлены.
___________ г. холодильника перестал замораживать. Использование холодильника не представлялось возможным.
___________ г. я позвонила в магазин, где мне сказали ждать мастера.
___________ г. пришел мастер, осмотрел холодильник и сообщил мне, что холодильник нет смысла ремонтировать и нужно обратиться в магазин за возвратом денежных средств.
___________ г. я обратилась к продавцу с требованием о замене товара, либо возврате уплаченных мной денежных средств. На что 19.03.10г. я получила письменный отказ. Продавец не предложил мне провести экспертизу, а предложил сдать товар на гарантийный ремонт.
___________ г. я обратилась в магазин с повторным заявлением, на него так же был получен отказ.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), установление прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определение механизма реализации этих прав регламентирует Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту — Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Согласно п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору; при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
На основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что обязанность, установленная указанными нормами права, ООО «____________» не выполнена, я имею право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денежных средств.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель обязан возместить потребителю причиненный моральный вред вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинившим вред лицом при наличии его вины.
Причиненный мне моральный вред, в результате неисполнения возложенных на ООО «_____________» обязательств я оцениваю в размере ___________ рублей.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
За защитой своих нарушенных прав и законных интересов мне пришлось обратиться за юридической помощью в ООО «_______________», в кассу которого мной были уплачены денежные средства в размере ___________ рублей.
На основании вышеизложенного, и в соответствии со ст.ст. 4, 13, 15, 18 Закона РФ “О защите прав потребителей”,

ПРОШУ:

1. Произвести замену проданного мне товара на аналогичный товар надлежащего качества.
2. Выплатить в мою пользу денежные средства в размере ________ рублей в счет расходов, понесенных на оплату юридических услуг.
3. Выплатить в мою пользу денежные средства в размере __________ (____________) рублей, в счет компенсации причиненного морального вреда.

Указанные требования прошу выполнить в течении десяти дней с даты получения претензии. В случае невыполнения моих требований до указанного срока буду вынуждена обратиться в суд с отнесением всех судебных расходов на Ваш счет.

Приложения:

1. Копия чека от ____________ г.
2. Копия чека и договора с ООО «___________________».
3. Копия заявления от _____________ г.
4. Копия заявления от _____________ г.

«__» _____________ года ______________/_______________/

10.01.2021.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Все образцы претензий для возврата денег за технически сложный товар

Образец претензии для возврата технически сложного товара с недостатком, обнаруженным в течение 15 дней с момента покупки

Руководителю ООО «Продавец»
(укажите полное наименование фирмы-продавца, который указан в чеке)

г. Название города, ул.Название улицы, д. номер дома
(укажите адрес продавца по месту покупки или его юридический адрес)

от Фамилия Имя Отчество,
(укажите свое ФИО)

почтовый адрес: г. Название города, ул. Название улицы, д. номер дома, кв. номер квартиры
(укажите свой почтовый адрес )

тел. 1234567
(укажите ваш телефон для связи с вами)

П Р Е Т Е Н З И Я

12 июня 2022 года  в магазине «Название магазина» мною приобретен(а)  (укажите наименование товара, марка, модель, стоимость).

Факт покупки подтверждается (кассовым или товарным чеком или, к примеру, свидетельскими показаниями).

Гарантийный срок на товар составляет (укажите гарантийный срок на товар), о чем свидетельствует гарантийный талон, выданный при покупке.

В процессе эксплуатации,  через ______ дней, в товаре (укажите наименование товара) проявились недостатки, а именно: (опишите недостатки).

(Примечание: В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара (примечание см. перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков в течении 15 дней после покупки вправе: 
— потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за  товар  суммы.)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЕСЛИ ПРОШЛО БОЛЕЕ 15 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПОКУПКИ, НО ГАРАНТИЯ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ
Образец претензии на возврат некачественного технически сложного товара спустя 15 дней после покупки, если гарантийный срок на него не закончился

На основании вышеизложенного,  в соответствии со ст. 18  Закона РФ «О защите прав потребителей», требую: (указать одно из требований, указанных выше в примечании).

В случае необходимости проведения проверки качества (экспертизы) товара, прошу уведомить меня о месте и времени её проведения, поскольку я хочу присутствовать на процедуре проведения проверки качества (экспертизы).

Предлагаю удовлетворить мою претензию в досудебном  порядке в течение 10 дней в соответствии со ст. 22 Закона «О защите прав потребителей».

В случае отклонения моей претензии буду вынужден(а) обратиться в организации по защите прав потребителей, а потом в суд за защитой моих потребительских прав, где также потребую выплаты неустойки за несвоевременное исполнение моих требований, указанных в данном заявлении, компенсации морального вреда и штрафа.

Приложение:

Копия кассового чека

Копия гарантиного талона

Дата

Подпись

Важные моменты:

Такую претензию нужно составлять в двух экземплярах, чтобы один экземпляр передать продавцу, а второй экземпляр с отметкой продавца о вручении оставить у себя.

Поставить отметку о вручении может любой сотрудник магазина, где вы приобретали товар, главное, чтобы сотрудник магазина на вашем экземпляре расписался, указал свою фамилию и дату получения претензии.

Если сотрудники магазина не принимают у вас претензию, вы вправе подойти к уголку покупателя, который должен быть в каждом магазине и уточнить там почтовый адрес, для отправки корреспонденции на имя руководителя организации или индивидуального предпринимателя – владельца данной торговой точки, чтобы отправить претензию заказным письмом с уведомлением и описью о вложении по почте.

Читайте также:

Порядок вручения претензии (заявления, рекламации, жалобы)

Процедура возврата денег, потраченных на некачественный или бракованный товар, в первую очередь направлена на защиту потребителей. Однако такой механизм полезен и выгоден и для продавцов (производителей) – им дается конкретный шанс исправить негативное впечатление, вернуть доверие и удержать свою аудиторию покупателей. Тем не менее, продавцы часто пренебрегают такой возможностью и отказывают в возврате средств.

Условия возврата денег за некачественный товар

В общем и целом, вы вправе требовать возврат за любой некачественный товар. Хотя из такого правила есть некоторые исключения, которые важно учитывать.

За какой товар продавец по закону должен вернуть деньги по факту, без споров и препятствий:

  • бытовые товары, которые рассчитаны на длительное пользование (например, электрические бритвы и зубные щетки и т.д.);
  • любые предметы интерьера и домашней обстановки (кровати, диваны, зеркала и т.д.);
  • спортивные товары;
  • продукты питания;
  • медицинские препараты и другие лекарственные средства;
  • средства личной гигиены и т.д.

Существуют и некоторые категории купленных товаров, за которые вернуть деньги после первичного обращения будет сложно. Они требуют объективной проверки и существенных доказательств того, что вещь повреждена не по вине покупателя. Это товары, сложные с технической точки зрения:

  • автомобили;
  • снегоходы;
  • холодильники и морозильные камеры;
  • компьютеры, ноутбуки, системные блоки;
  • спутниковое и цифровое телевидение;
  • игровые приставки;
  • фото- и видеокамеры (цифровые) и другие.

В иных случаях вернуть деньги в принципе будет невозможно ввиду разных причин. К примеру, если будет сложно однозначно доказать, что товар был испорчен не вами после покупки.

Испорченным товар признается при наличии дефектов. Категории таких дефектов бывают разными, и именно они выступают законными основаниями для требования вернуть уплаченные средства:

  1. Заводские дефекты. То есть, товар не соответствует стандартам ГОСТ или другим важным техническим требованиям, и именно по этой причине товаром проблематично (или невозможно) пользоваться.
  2. Брак на производстве. К примеру, значительные внешние отклонения и недостатки.
  3. Нарушение условий хранения. Это часто приводит к порче изначально качественного товара.
  4. Неаккуратная перевозка, которая также может испортить качество товара.
  5. Стихийные причины порчи товара. К примеру, потоп на складе привел к поломке телефонов, которые предварительно высушили и все-таки продали в магазине и другие.

Такие дефекты могли уже существовать на момент покупки или проявить себя через какое-то время после приобретения. Время в данном случае не так важно. Значение имеет лишь причина, по которой неисправность появилась. И если в этом вина продавцов, консультантов магазина или производителя – это прямое основание для возврата средств.

Поэтому в некоторых случаях вернуть деньги за товар не получится. Речь идет о следующих ситуациях:

  • покупатель небрежно обращался с купленной вещью, и именно это стало причиной ее порчи;
  • покупатель хранил вещь не так, как того требовали рекомендации к товару;
  • истинной причиной появления дефектов стали действия других людей или последствия неконтролируемых природных условий – только после покупки;
  • продавец указал на дефекты при покупке и обговорил условия с покупателем до оплаты товара;
  • покупатель не обратился к продавцу сразу после обнаружения дефекта и попытался самостоятельно отремонтировать вещь, что привело к реальному ухудшению его свойств и т.д.

Случается так, что в неисправности товара виноваты обе стороны – и потребитель, и продавец/производитель. Четких законных регламентов на такой случай не предусмотрено, и проблему придется решать лично с продавцом. Лучше всего признать равноценность вины и попытаться договориться. Какие варианты тут возможны:

  1. Продавец или производитель соглашается самостоятельно устранить неисправность – но только ту его часть, за которую он несет ответственность.
  2. Компромиссное решение – продавец вернет только часть денег, о которой условится с покупателем.

Что говорит закон о сроках

В общем и целом, следует обращаться за возвратом в тот период, когда актуален срок гарантии. Однако в некоторых случаях за эти рамки можно выйти, а отталкиваться нужно от условий и характера повреждения.

Если брак небольшой (нет сильных повреждений или недостатков, не особо влияет на эксплуатацию и т.д.):

  1. Если на продукт не было гарантии, то допустимое время обращения – два года со дня приобретения.
  2. Если гарантия была, то лучше обратиться в период ее действия. Однако вы вправе требовать возврата и позже, но в таком случае необходимо будет доказать, что наличие дефекта – это вина продавца или производителя.

Если дефект значительный, условия такие:

  1. Вы имеете право обратиться за возвратом спустя два года после покупки (или даже после прошествия гарантийного срока, если тот составлял два года). Важно, чтобы срок службы товара на момент обращения был актуален.
  2. Если срок службы не установлен, то максимальный срок, во время которого ваше обращение будет правомерным – десять лет.

В случаях со значительными повреждениями или дефектами существуют особые условия, которые также важно иметь в виду:

  • обращаться недовольный покупатель может только к производителю;
  • именно потребитель должен доказать существенность недостатка;
  • сразу требовать денежное возмещение нельзя: сначала правомерно требовать только бесплатный ремонт;
  • требовать денежный возврат вы можете только в том случае, если производитель не исправит дефект в течение двадцати дней.

Для определенных товаров (продуктов питания, бытовой химии, лекарств и парфюмерии) установлены исключительные условия:

  1. Лучше всего требовать возврат денег в период срока годности.
  2. Если срок истек, нужно доказать, что приобретенный вами продукт был некачественным.
  3. Если вы купили товар в тот момент, когда его срок годности уже истек, это прямое нарушение закона со стороны продавца, и деньги вы можете потребовать в любой момент.
  4. Также вы в любое время можете требовать возврат средств, если на продукте вообще не указан срок годности.

Сроки для возврата денег за определенные категории товара также определены:

  • если гарантия установлена – от полугода до года;
  • в период, когда актуален срок годности;
  • если отсутствуют указания на срок годности или период гарантии, то в разумный период, но не дольше двух лет;
  • если речь о сезонных товарах – до наступления соответствующего сезона.

Все эти обстоятельства регулируются Законом о защите прав потребителей. Именно пункты этого документа будут основанием как для первоначальных обращений к продавцу или производителю, так и для дальнейших, если на данном этапе решить вопрос не получится.

Административный порядок возврата: личные обращения и подача жалоб и претензий

Итак, вы учли все условия ситуации и обращаетесь с требованием вернуть деньги к продавцу или производителю. Вы можете это сделать:

  • в устной форме при личном посещении;
  • посредством письменных обращений, жалоб или претензий.

В первом случае все кажется предельно ясным, но лучше учесть парочку нюансов:

  • обязательно возьмите с собой все платежные документы: чеки, выписки и т.д.
  • предъявите продавцу товар для личного осмотра;
  • не позволяйте продавцу или производителю забрать товар до того, как вы получите деньги.

Письменная форма обращений будет более эффективна при взаимодействии с недобросовестным продавцом или в спорных ситуациях. В первую очередь, это будет важным доказательством, если придется обращаться в Роспотребнадзор или суд.

Изначально вы можете подать заявление на возврат средств за некачественный товар. Подавать его нужно продавцу или производителю. Оно должно включать:

  • ваши данные;
  • данные продавца;
  • наименование товара;
  • описание и характеристики продукта;
  • подробное описание дефекта;
  • указание на удовлетворение сроков гарантии (или на другие условия, когда обращение возможно после истечения этого срока);
  • конкретное требование вернуть средства.

Продавец должен расписаться в этом заявлении – даже в том случае, если он отказывается вернуть деньги.

Если ваша просьба будет удовлетворена, продавец составит акт приема-передачи, в котором отразит получение обратно бракованного товара и денежный возврат покуптелю.

Если в таком порядке вернуть деньги не получается, можно обратиться к форме претензии. Ее следует подавать на имя владельца магазина, в котором вы приобрели товар – юридическое или физическое лицо.

Что должна содержать такая претензия:

  • данные – ваши и продавца;
  • наименование продукта;
  • его полное описание – внешнего вида, технических характеристик и так далее;
  • описание процесса покупки – по принципу “такого-то числа приобрел следующий товар…”;
  • свои контакты;
  • указание на то, что вы ранее обращались к продавцу и тот отказал в возврате (если этот факт имел место);
  • срок, в течение которого вы собираетесь ждать возврата;
  • конкретное требование – вернуть средства в указанном размере.

К претензии следует приложить доказательства своих слов: товарный чек, заявление на возврат средств для продавца и т.д.

Также следует отразить серьезность своих намерений: если вы не получите назад деньги, то будете обращаться в вышестоящие органы или суд.

Затем возможны два варианта событий:

  • вы получите ответ: положительный или отрицательный;
  • ответом на вашу претензию будет бездействие.

Если производитель или хозяин магазина согласится вернуть вам деньги, он свяжется с вами по указанным контактам и сообщит, где и когда вы сможете получить назад свои средства.

В случае же отказа или ответного молчания, вы можете снова подать письменное обращение, но уже в другие органы – Роспотребнадзор или Общество по защите прав потребителей.

Что должно отражать содержание обращений в данные организации:

  • ваши данные;
  • данные магазина (его директора, юрлица, продавца и т.п. – по ситуации);
  • подробное описание купленного товара с дефектом – внешнее, техническое;
  • описание ситуации – момент покупки, обнаружение повреждения или брака, обращение к продавцу и производителю, отказ или бездействие в ответ;
  • просьбу обязать продавца/производителя вернуть вам деньги.

К документу приложите все доказательства своей позиции: товарные чеки, претензию или заявление на возврат средств, ответы с отказом.

Когда ваше обращение рассмотрят, с вам свяжутся (по телефону, электронной почте или посредством уведомления на ваш адрес) и объявят о своем решении.

Если ваша просьба будет удовлетворена, продавца обяжут в конкретный срок вернуть вам средства.

Если же вы и на этом этапе получите отказ, но по-прежнему не будете с ним согласны, обращаться дальше вы можете только в суд.

Что делать, если продавец не идет навстречу

Неправомерность действий продавца, руководителя магазина или производителя должны четко отражаться в обращениях и претензиях.

Какое поведение можно рассматривать, как неправомерное, и что делать в таких случаях:

  1. Вам отказывают вернуть деньги или игнорируют ваши просьбы. Укажите на это в своих письменных обращениях в вышестоящие органы или в суде.
  2. Вам не возвращают деньги в рамках установленного срока. Обратитесь с повторным требованием в магазин или вышестоящие органы.
  3. Продавец пытается предложить вам другой товар или другие услуги взамен. Настаивайте на возврате денежных средств и сообщите о своем намерении обращаться “выше”, если вас не услышат.
  4. Продавец/производитель настаивает на экспертизе, подмене товара и других манипуляциях. Если вам все же придется доверить ему товар, о котором ведется спор, проследите за тем, чтобы его правильно упаковали и проставили отличительные подписи – это исключит возможность подменить товар или провести тайный ремонт. Также заранее детально сфотографируйте некачественный продукт перед тем, как отдавать его продавцу для личной проверки.
  5. Продавец вернул вам товар, тайно его заменив или отремонтировав. Продолжайте настаивать на возврате средств, соберите все доказательства наличия ранее дефекта. Если вы по-прежнему получаете отказ – обращайтесь в другие органы или суд.

Экспертиза – есть ли необходимость

Товароведческая экспертиза может стать основательным доказательством как на этапе обращений в Роспотребнадзор или Общество по защите ваших прав, так и в суде. Если объективный взгляд эксперта на дефект или повреждение товара будет зафиксирован, шансы разрешить спорную ситуацию в вашу пользу значительно возрастут.

Однако необходимость (и возможность) проведения такой оценки всегда зависит от ситуации. Например, есть ряд основных условий, в которых это возможно и необходимо:

  1. Перед обращением к продавцу. Если вам кажется, что спор о характере или наличии повреждения будет неизбежен, можно заранее обратиться к эксперту. На осмотр и оценку продавец приглашается в обязательном порядке. Оценка специалиста не позволит продавцу утверждать, что вы повредили товар намеренно, в порядок проведения (в присутствии каждой стороны) выступает гарантом объективности в данном вопросе.
  2. После обращения, в котором вам отказали. Продавец может сам потребовать экспертизу, однако вы можете выступить с такой инициативой самостоятельно. Как мы уже сказали, продавец будет осведомлен о проведении независимой профессиональной оценки.
  3. По требованию суда. Если разбирательство будет проходить в порядке судебного заседания, суд может назначить экспертизу для того, чтобы прояснить ситуацию.
  4. Продавец отказывается подписать ваше заявление на возврат денег. Чтобы зафиксировать факт того, что вы его предоставляли – отправьте документ по почте с описью.

Оценка специалиста требует оплаты. Как она может производиться в зависимости от ситуации:

  • вы можете заплатить сами;
  • ее может оплатить продавец;
  • вы заплатите пополам.

Судебный порядок возврата денег за некачественный товар

Подавать исковое заявление стоит уже после того, как вы безуспешно обратились к продавцу или в другие органы.

Что необходимо подготовить для обращения и к самому процессу:

  • все документы на товар или продукт;
  • все товарные чеки;
  • документы на гарантию или срок годности;
  • вся информация, которая отражает дефект или неисправность – результаты оценки специалиста, фотографии, видеозаписи и т.д.;
  • любые доказательства того, что продавец отказался принять товар или вернуть деньги – опись отправленного почтой заявления, письменные формы ответов, отказ на видеозаписи и т.д.
  • все документы, чеки и выписки, которые фиксируют дополнительные расходы – такие, как, например, на экспертизу;
  • все претензии и обращения, которые вы подавали в административном порядке.

Эти доказательства нужно приложить к исковому заявлению, а в дальнейшем использовать в судебном процессе.

Также внимательно отнеситесь к составлению иска. Помните о следующих условиях:

  1. Как и претензии, данное заявление должно четко отражать процесс покупки, обнаружение дефекта, отказ вернуть вам деньги или нарушения со стороны продавца/производителя и так далее.
  2. Необходимо подробное описание товара и неисправности (дефекта, брака).
  3. Все сведения, документы и другие доказательства, которые вы используете в качестве подтверждения своей позиции, должны находиться в отдельном пункте “Прилагаемые документы”.
  4. Под отдельными пунктами вы обращаетесь к суду и выражаете свои конкретные требования – вернуть деньги в указанной сумме.
  5. Также отдельно вы выражаете свои требования о порядке сопутствующих материальных возмещений – штрафах, компенсации экспертизы, к примеру.
  6. Вы можете просить и о возмещении морального вреда, но для этого необходимы убедительные основания с доказательствами. Например, если продавец не только затягивал с возвратом средств (или вообще отказывал в нем), но и грубо с вами обращался: оскорблял, хамил, пытался провести какие-либо манипуляции с товаром.
  7. Язык заявления должен быть лаконичным. Избегайте эмоциональных выражений, пишите сухо, но подробно и исключительно по делу.
  8. Ошибки любого характера не допускаются.
  9. Если вы недостаточно юридически подкованы, лучше обратитесь к юристу, чтобы тот помог вам составить грамотный иск. В противном случае ваше заявление могут даже не рассмотреть.

Последний пункт актуален и для этапа судебного процесса – если вы не уверены, что сможете уверенно отстоять свою правоту или оперативно и грамотно реагировать на доводы другой стороны, юридическая помощь будет вам очень полезна.

Что еще полезно знать об обращениях в суд в подобных случаях:

  1. Вы не должны оплачивать государственную пошлину.
  2. Вы вправе требовать не только возврата средств, но и компенсации любых дополнительных расходов и издержек:
    • на экспертизы;
    • на перевозку товара;
    • на услуги юриста и так далее.
  3. Если вы требуете компенсации морального вреда, вам понадобятся исчерпывающие доказательства.

По итогу процесса суд вынесет решение. Если оно вас не удовлетворит, вы вправе обращаться в вышестоящие судебные инстанции – лучше проконсультируйтесь с юристом.

Если решение будет вынесено в вашу пользу, возможны следующие варианты развития событий:

  1. Продавец или производитель ознакомятся с исполнительным листом и вернут деньги добровольно.
  2. Продавец или производитель все равно откажутся возвращать деньги или будут игнорировать решение суда. Здесь возможны два законных варианта действий с вашей стороны:
    • обратиться в банк, на котором находится расчетный счет продавца (хозяина магазина), показать исполнительный лист и потребовать принудительного списания указанной денежной суммы на ваш карту или счет;
    • обратиться с исполнительным листом к судебным приставам.

Теоретически, любой подобный конфликт можно решить мирно. Однако, если продавец неизменно отказывает вам в вашей законной просьбе или нарушает ваши права любым другим образом, не бойтесь настаивать на своем и не стесняйтесь обращаться во все сопутствующие инстанции.

В некоторых случаях, особенно когда дело касается сложной техники, лучше изначально обращаться к специалистам за юридическим сопровождением – в подобных делах потребуется не только глубокое знание закона, но и знакомство со спецификой процесса.

  • Юристы и адвокаты по защите прав потребителя

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать претензию на сломанный товар
  • Как написать претензию на связной
  • Как написать претензию на сбербанк россии образец
  • Как написать претензию на салон красоты
  • Как написать претензию на сайте аэрофлота