Как написать приказ об утверждении номенклатуры дел

Приказ, утверждающий номенклатуру дел, составленный и подписанный по всем правилам, предоставляет номенклатуре статус действующего документа. Он является обязательным этапом в процедуре принятия текущей номенклатуры.

ФАЙЛЫ
Скачать бланк приказа об утверждении номенклатуры дел .docСкачать образец приказа об утверждении номенклатуры дел .doc

Зачем нужна номенклатура и приказ на ее утверждение

Чтобы до конца понять роль приказа, следует для начала понять назначение самой номенклатуры.

Номенклатура — это документ, в котором отражается полный перечень дел, включающих в себя различного рода внутренние бумаги организации.

Она не относится к строго обязательным документам, и, как правило, имеет распространение на крупных предприятиях и в государственных учреждениях. Представители малого бизнеса обзаводятся ею значительно реже, что, в общем, вполне понятно и логично.

В больших компаниях, имеющих многочисленный штат сотрудников и множество структурных подразделений, все документы разносятся по определенным папкам, каждая из которых называется «дело». Количество таких папок может доходить до нескольких сотен.

Для того, чтобы организовать их учет, создается специальный документ, в который заносятся:

  • наименования дел;
  • дата начала их ведения;
  • срок хранения;
  • количество томов и т.п. информация.

При этом в номенклатуру включаются и те дела, которые ведутся в текущее время и те, которые уже несколько устарели.

Номенклатура является периодическим документом и составляется, как правило, один раз в год – обычно в декабре, на год следующий. Такая регулярность дает возможность администрации компании точно знать, с какими именно документами организация входит в следующий отчетный период.

Иногда, особенно в бюджетных учреждениях, после составления номенклатуры она согласовывается и утверждается специально созданной комиссией. Однако, в коммерческих структурах, это правило не всегда соблюдается – здесь довольно часто руководство предприятия обходиться лишь соответствующим утверждающим приказом, изданным от лица директора.

Приказ не только вводит номенклатуру в действие, но и позволяет обеспечить прописанную в законе обязанность по надлежащему содержанию и хранению актуальных и архивных дел.

Кто пишет приказ

Составлением номенклатуры обычно занимается документовед или делопроизводитель, а вот написание приказа, утверждающего ее, входит в компетенцию другого работника: чаще всего это юрисконсульт, кадровый специалист или секретарь организации, т.е. человек облеченный определенного рода полномочиями, имеющий знания и навыки по написанию распорядительных документов.

При этом, вне зависимости от того, кто непосредственно был занят созданием приказа, он должен передать документ на визирование директору предприятия.

Период действия приказа

Приказ составляется ровно на тот срок, в течение которого действует текущая номенклатура дел. В большинстве случаев он равняется одному году, но в некоторых организациях он может отличаться как в сторону расширения, так и в сторону сужения этого промежутка времени.

Как составить приказ: основные правила

Единого стандарта по написанию приказа на утверждение номенклатуры дел нет, так что компании могут писать его в произвольной форме или же образцу, разработанному и утвержденному в учетной политике фирмы. Однако, независимо от того, какой именно способ будет выбран, в документ следует внести ряд определенных параметров:

  • номер и дату создания приказа;
  • наименование организации;
  • сведения об утверждаемой номенклатуре: ее номер, год, на который она составлена и прочие сведения (по необходимости);
  • список лиц, ответственных за исполнение приказа.

Надо отметить, что любой приказ должен иметь под собой какое-то основание. В данном случае достаточно написать что-нибудь вроде: «В целях обеспечения норм по содержанию и хранению документов» или дать прямую ссылку на соответствующий закон.

Как оформить приказ: основные правила

Строгих норм по оформлению приказа на сегодня также не существует: его можно писать в рукописном или печатном виде, на простом чистом листе А4 или даже А5 формата, или на фирменном бланке компании.

При этом следует учесть, что приказ должен иметь оригинал подписи руководителя предприятия или иного работника, уполномоченного на удостоверение подобного рода бумаг.

Проштамповывать приказ печатью можно, но не обязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту организации, к тому же с 2016 года использование печатей и штампов юридическими лицами законодательно отменено.

Весь период действия приказ должен храниться в специально отведенном месте, вместе с другими распорядительными документами. После утраты актуальности, его необходимо передать в архив фирмы, где он должен содержаться на протяжении установленного законом времени. Затем его можно утилизировать (также по строго определенному порядку).

Образец приказа

В начале документа указывают:

  • наименование организации, по которой создается приказ;
  • номер приказа по внутреннему документообороту;
  • дата составления;
  • населенный пункт, в котором действует предприятие.

После этого идет основная часть – сначала сюда следует внести основание для приказа, т.е. обозначить цель его создания. Далее за словом «Приказываю» отдельными пунктами фиксируется факт утверждения номенклатуры, даются указания начальникам структурных подразделений и назначается ответственное за исполнение приказа лицо. При необходимости эту часть документа можно расширить за счет добавления каких-то дополнительных распоряжений.

В заключение приказ необходимо заверить подписью директора, а также лица, ответственного за его выполнение.

Образец приказа об утверждении номенклатуры дел

Приказ об утверждении номенклатуры дел — образец его может понадобиться, когда необходимо официально закрепить структуру документооборота фирмы. Рассмотрим, для чего нужен такой приказ и как он оформляется, в нашей статье.

Для чего нужен приказ о номенклатуре дел

В соответствии с п. 1 ст. 17 закона «Об архивном деле» от 22.10.2004 № 125-ФЗ организации всех типов, а также ИП обязаны обеспечивать сохранность архивных документов (в частности, тех, которые касаются личного состава) в течение законодательно установленных сроков. Главными источниками, в которых закреплены данные сроки, являются:

  • перечень типовых документов и сроков хранения, введенный в оборот приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 (действует с 18.02.2020);
  • перечень типовых документов, утвержденный Главархивом СССР 15.08.1988.

Для выполнения данного требования закона фирмам необходимо организовать эффективный учет документооборота, предполагающий:

  • классификацию документов по срокам хранения;
  • эффективную индексацию документов — для мониторинга соблюдения соответствующих сроков.

Один из самых удобных способов учета документов на предприятии, соответствующий вышеотмеченным критериям, — ведение номенклатуры дел. Термин «дело» в данном случае принято понимать как категорию, группу однотипных источников. Например, это могут быть приказы, личные карточки сотрудников, трудовые книжки.

Механизм ведения номенклатуры дел на предприятии следует утверждать отдельным приказом руководителя. Посредством него юридически закрепляется:

  • собственно номенклатура дел фирмы (перечень категорий документов, используемых на предприятии);
  • обязанности конкретных сотрудников по ведению утвержденной номенклатуры дел.

Каков порядок утверждения номенклатуры дел в организации? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Процедура утверждения номенклатуры дел в частных фирмах законодательством РФ не регламентирована. Другое дело — бюджетные организации.

Приказ об утверждении номенклатуры дел в ДОУ, школе и иных бюджетных организациях

Существует ряд НПА, довольно подробно регламентирующих ведение номенклатуры дел в бюджетных структурах, а именно:

  • правила, утвержденные решением коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее — правила Росархива);
  • письмо Минобразования РФ от 29.09.2000 № 711/28-16 (его действие распространяется на ДОУ);
  • письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64 (устанавливает правила для школ).

Правила Росархива распространяются на государственные организации, а также негосударственные, но работающие с государственными документами. Вместе с тем нормам, утвержденным Росархивом, на практике следуют и многие частные фирмы.

Подробнее о номенклатуре дел образовательного учреждения вы можете узнать в нашей статье.

Порядок утверждения номенклатуры дел в госструктурах и частных фирмах

В соответствии с п. 3.4.6 правил Росархива номенклатура дел организации утверждается посредством:

  • оформления на общем бланке;
  • визирования сотрудником, ответственным за ведение архива;
  • одобрения экспертной комиссии;
  • согласования с экспертно-проверочной комиссией;
  • утверждения руководителем фирмы.

Что касается приказа об утверждении номенклатуры дел как самостоятельного нормативного акта, он чаще всего применяется именно в частных структурах. В госструктурах номенклатура утверждается посредством подписания ее унифицированной формы, также закрепленной в правилах Росархива (приложения 7 и 8).

Кроме того, при утверждении номенклатуры в частных фирмах, как правило, исключается этап одобрения документа экспертной комиссией, которая учреждается на ведомственном уровне.

Где скачать образец приказа об утверждении номенклатуры дел

Ознакомиться с образцом приказа о вводе номенклатуры дел в организации вы можете на нашем портале. Мы подготовили для вас образец документа, на основе которого может быть издан приказ, актуальный для вашей фирмы. Вы можете скачать его бесплатно по ссылке ниже:

Скачать образец приказа об утверждении номенклатуры дел

Итоги

Приказ, посредством которого в документооборот фирмы вводится номенклатура дел, издается с целью выполнения фирмой предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности архивных документов. Соответствующий локальный акт подписывается руководством компании по завершении предшествующей процедуры по согласованию номенклатуры дел.

Ознакомиться с иными фактами, касающимися использования номенклатуры дел на предприятии, вы можете в статьях:

  • «Как составить номенклатуру дел в организации?»;
  • «Какие сроки хранения документов по номенклатуре дел?».

Приказ об утверждении номенклатуры дел – это распорядительный документ, в соответствии с которым на предприятии вводится порядок обращения с документацией. Утверждается он подписью руководителя организации.

Файлы для скачивания:

Что такое номенклатура дел

Под номенклатурой дел понимаются правила ведения, хранения документации. Документ разбивает всю документацию организации на структурные блоки, определяет, как и сколько времени её хранить, назначает ответственных за её ведение лиц и так далее. Делается это для структуризации, систематизации документооборота в фирме.

В данном случае термин «дело» подразумевает группу однородных документов. Например, бумаги по трудовым правоотношениям с сотрудниками, договоры с контрагентами, документация первичного учёта и так далее.

Обязательно ли наличие номенклатуры на предприятии

Закон об архивном деле обязывает организации обеспечивать сохранность документации и хранить её в течение определённого срока. Однако номенклатура обязательна только для бюджетных предприятий. Коммерческие компании самовольно принимают решение о необходимости её утверждения.

Как правило, небольшие организации не испытывают острой необходимости в номенклатуре дел. Совсем другое дело, если речь идёт о крупной фирме. У каждого документа есть свой срок хранения, в течение которого предприятие обязано обеспечивать его сохранность. Для этих целей выделяют отдельные должности и создают структурные подразделения, именуемые архивом. В них работают специалисты по документообороту, обеспечивающие учёт и сохранность документации.

Чтобы систематизировать огромный объём документов, крупные организации утверждают номенклатуру дел. Так фирма будет иметь представление о том, какое количество официальных бумаг находится у неё на хранении, от каких можно избавиться по причине истечения срока хранения и так далее.

Номенклатура утверждается на определённый срок. Как правило, это один календарный год. В конце года ответственное лицо предоставляет полный отчёт по документации.

Что делать с документами, у которых истёк срок хранения

Бесконечно хранить огромное количество документации невозможно физически. Бумаги занимают очень много места в помещениях предприятия. Периодически необходимо избавляться от устаревших документов. В этом поможет утверждённая номенклатура. Если документ утратил юридическую силу и более не подлежит хранению, его необходимо уничтожить. Это отдельная процедура, по факту осуществления которой составляется акт об уничтожении документов. В архиве освободится место для новых бумаг.

Процедура утверждения номенклатуры

Перед тем как утвердить документ, его необходимо сначала разработать. Это довольно-таки трудоёмкий процесс, требующий знаний в сфере работы с документами. Руководитель фирмы отдаёт распоряжение своему подчинённому. Желательно чтобы это был документовед. Работник разрабатывает проект структуризации документации и предоставляет его на утверждение директору.

Форма приказа

На данный момент не существует обязательной формы, который необходимо пользоваться при составлении распоряжения об утверждении номенклатуры. Приказ составляется в свободной форме кем-то из сотрудников предприятия. Руководитель не занимается этим лично. Разработать проект документа доверяется работнику из юридического отдела или секретарю. Уже готовый вариант предоставляется директору на подпись.

Лучше всего исполнить приказ в машинописном варианте, при помощи компьютерных средств, с последующей распечаткой на принтере. Физическая копия потребуется для заверения подписями. Однако закон не ограничивает юридические лица в части способа изложения распоряжения, и он может быть составлен от руки шариковой ручкой. Но всё же рекомендуется воспользоваться печатным вариантом. Для составления приказа подойдёт лист бумаги формата А4.

Объясняем, как составить распоряжение «на пальцах»

По своей структуре приказ об утверждении номенклатуры ничем не отличается от других распорядительных документов и состоит из трёх структурных блоков: шапка, основная часть и подписи. Всегда начинаем составление с шапки.

В шапке необходимо указать реквизиты организации, издающей приказ. Вписываем наименование юридического лица с указанием на его организационно-правовую форму (ООО, ЗАО и т.д.). В целях упрощения задачи можно воспользоваться фирменный бланком предприятия, на котором указаны все необходимые реквизиты.

Ниже по документу пишем его название (приказ об утверждении номенклатуры дел) и присваиваем ему номер для внутреннего документооборота.

Сразу под названием отмечаем дату составления приказа и населённый пункт, в котором находится офис компании. Внимательно проверяем шапку на момент правильности указания данных и переходим к основной части распоряжения.

Основную часть следует начать с мотивировки. Объясняем причины, по которым на предприятии утверждается номенклатура. Так как закон не обязывает организации её использовать, оставлять ссылку на нормативный акт необязательно. Используем общую формулировку и двигаемся дальше.

Далее по пунктам указываем следующие положения:

  • утверждаем разработанную сотрудником номенклатуру дел. Оставляем на неё ссылку, отмечая её реквизиты;
  • указываем дату, с которой документ вступает в силу;
  • даём распоряжение сотрудникам вести документооборот согласно утверждённой номенклатуре;
  • назначаем ответственного за исполнение приказа лицо;
  • если на предприятии на момент утверждения новой номенклатуры дел действует старая, необходимо отменить её действие.

После утверждения всех вышеперечисленных положений приказ можно считать полностью составленным и завершённым. Остаётся только заверить его подписями всех упомянутых в нём сотрудников предприятия. Руководитель компании, оставляя в документе свой автограф, придаёт ему юридическую силу. С указанной в распоряжении даты в фирме будет использоваться новая номенклатура дел.


канд. ист. наук, доцент Российского государственного
гуманитарного университета

На какие нормативно-методические документы можно опереться (с указанием конкретных пунктов и приложений). Как добиться того, чтобы подразделения сами разрабатывали свои номенклатуры дел, а служба делопроизводства занималась лишь их слиянием в сводную номенклатуру организации и методическим руководством процессом. Кто согласовывает, подписывает и утверждает номенклатуры подразделений и организации. Приводим образцы приказов о необходимости разработки и об утверждении готовой номенклатуры дел.
Как действовать в случае корректировки в течение года ранее утвержденной номенклатуры. Для госорганов и органов местного самоуправления появился новый документ, который необходимо оформить, – дополнение к номенклатуре дел (показываем и его образец).

Определимся с основными понятиями

Совокупность документов, образовавшихся в деятельности организации, называется документальным фондом 1. Для его систематизации используется номенклатура дел – перечень наименований дел, формируемых в организации, с указанием сроков их хранения 2.

Разработка номенклатуры дел представляет собой первый этап экспертизы ценности документов. Определение этому понятию дает Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»: «экспертиза ценности документов – изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации» 3 (п. 16 ст. 3). Это определение экспертизы ценности документов актуально для организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов, т.е. организаций, в деятельности которых образуются документы Архивного фонда РФ – документы с постоянным сроком хранения. Это касается государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, включенных в списки источников комплектования государственного или муниципального архива.

В нашей стране значительное количество организаций не являются источниками комплектования государственных или муниципальных архивов, поэтому для таких организаций больше подходит определение экспертизы ценности, данное ГОСТ Р 7.0.8-2013: «изучение документов на основании критериев их ценности для определения сроков хранения документов». Из этого определения следует, что экспертиза ценности проводится, прежде всего, для определения сроков хранения документов.

Номенклатура дел разрабатывается в делопроизводстве, она составляется на предстоящий год и в течение года используется для определения того, в какое дело должен быть включен документ после завершения работы с ним, то есть выступает основой для группировки документов в дела. В номенклатуру дел при ее составлении включаются заголовки дел, которые будут сформированы в делопроизводстве организации в предстоящем году, и сроки хранения дел. В заголовках номенклатуры дел отражаются все документы организации, как создаваемые, так и поступающие в нее.

От того, насколько качественно и квалифицированно составлена номенклатура дел, зависит в дальнейшем формирование дел, поскольку при принятии решения о том, в какое дело поместить документ, работники организации руководствуются именно номенклатурой.

Связанный материал


Разработка номенклатуры дел: трудные и особенные случаи

№ 11 / 2015

Какие документы включать в номенклатуру дел ИТ-подразделения? Ответ в статье «Разработка номенклатуры дел: трудные и особенные случаи» в № 11’ 2015

Связанный материал


Формирование дел: правила есть, но вопросы остаются

№ 11 / 2021

В статье «Формирование дел: правила есть, но вопросы остаются» в № 11’ 2021. Что означает «документ, законченный делопроизводством»? Четкого определения нет, однако от этого момента (точнее с 1 января следующего года) начинает отсчитываться срок хранения. Объясняем, как определить этот момент (и в дело какого года подшить документ): для распорядительных документов, служебных писем и обращений граждан, учредительных документов, планов и отчетов (годовых и более длительных). Почему в несколько раз дольше теперь приходится хранить документы – основания к приказам о приеме и увольнении, аттестации, оплате труда и др.

Связанный материал


Когда надо успеть закрыть номенклатуру дел?

№ 03 / 2022

Нормативное обеспечение

Нормативными документами,…

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.

Подписаться на
журнал сейчас

Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение
    действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои
рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей
помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Электронные документы: как учитывать в номенклатуре дел, при передаче в архив и в актах на уничтожение

Какими бывают электронные документы. Как
их отразить в номенклатуре дел и потом в ее итоговой записи по завершении года (показываем разные варианты). Как оформить опись электронных дел на их передачу из подразделений в архив организации. Как составить к ней реестры с описанием содержимого каждого передаваемого электронного дела. Почему в архив поступает мало электронных документов и копий. Как оформить передачу электронных копий в качестве фонда пользования в дополнение к бумажным оригиналам. Как составить акт о выделении к уничтожению электронных дел. На какую нормативную базу можно опереться. В чем заключаются «шероховатости» зафиксированной в ней теории. И как их преодолевать на практике.

Валентина Янковая

канд. ист. наук, доцент Российского государственного
гуманитарного университета

Номенклатура дел и СЭД в руках службы делопроизводства

Это теоретическая статья. С точки зрения
методологии управления документами и на основе нормативной базы автор рассуждает о роли службы делопроизводства в процессах разработки номенклатуры дел и СЭД ,о взаимных настройках классификаторов, о номенклатуре дел как системном классификаторе.

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Если пропали дела / тома, указанные в номенклатуре дел

Что делать, когда в номенклатуре дела /
тома значатся, а при фактической попытке их передачи в архив обнаружено было не все? Ситуация еще усугубляется тем, что в организации обязанность по составлению описей дел лежит на сотрудниках архива, а не структурного подразделения, передающего свои дела. Благодаря вопросу нашего подписчика, разберем эту достаточно типичную «задачку» на живом примере: в каком порядке действовать, как документировать.

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Проблемы формирования номенклатуры дел в СЭД: замечания практика

Бумажные технологии делопроизводства
не всегда гладко ложатся в прокрустово ложе информационных систем. Многие СЭД содержат в качестве справочника номенклатуру дел, но в ущербном виде. Автор делится своими наблюдениями – где в СЭД обычно допускаются упрощения и как это можно выправить.

Елена Леонова

руководитель направления системной аналитики
СЭД производственно-энергетического холдинга

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или
актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Быкова Т.А.

доцент кафедры документоведения РГГУ,
кандидат исторических наук

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов
со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Татьяна Светлова

сотрудник государственного архива

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно
утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Анализ нового Перечня документов со сроками хранения и сравнение с Перечнем 2010 г.

Состав статей в новом Перечне существенно
сократился. Объясняем, как действовать, если в Перечне 2010 г. была статья, по которой вы определяли срок хранения дела в своей номенклатуре дел, а в новом Перечне аналогичной статьи не оказалось. Отмечаем, что еще изменилось в новом Перечне 2019 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г. Анализируем изменения состава категорий документов и сроков хранения. Рассказываем вам о наиболее значимых документах, которые актуальны для любой организации: по кадровому обеспечению (в т.ч. в связи с вводом «электронной трудовой книжки»), по документационному обеспечению управления и по договорной работе. В ряде случаев даем рекомендации по формулированию статей в номенклатуре дел.

Вера Иритикова

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ


Используем Cookies на нашем веб-сайте для того, чтобы обеспечить пользователям максимальное удобство. Подробнее

Приказ об утверждении номенклатуры дел — образец этого документа иногда требуется при организации ведения делопроизводства. Законодатель к форме и содержанию такого приказа требований не предъявляет, его разработка ведется по инициативе работодателя. О том, как составить приказ о номенклатуре дел, расскажем в статье далее. 

Для чего необходим приказ, которым утверждается номенклатура дел?

Законодатель в п. 1 ст. 17 ФЗ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» установил обязанность организаций, госорганов и ИП обеспечивать сохранность документов, в том числе тех, которые касаются личного состава, в пределах сроков, установленных соответствующим нормативным актом. Например, для акционерных обществ таким актом является постановление ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс, которым утверждается Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. Для того чтобы выполнить это требование законодателя, организации должны прописать порядок формирования системы номенклатуры дел, назначить ответственных лиц, уточнить классификацию документов в соответствии со сроками их хранения и т. д.

Составляем приказ об утверждении номенклатуры дел - образец

Начинать организацию системы номенклатуры дел лучше всего с издания приказа руководителя предприятия. Приказ, которому присваивается номер в соответствии с разработанной в организации системой нумерации приказов по общей деятельности, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и гербовой печатью. Хранится документ, как правило, на предприятии.

ДЛЯ СПРАВКИ: в соответствии с п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, номенклатура утверждается на календарный год. Это означает, что приказ, утверждающий ее, должен быть издан в конце года, предшествующего тому, на который она принимается.

Составление приказа об утверждении номенклатуры дел

Приказ, как правило, печатается на фирменном бланке организации, в котором указываются название предприятия, его ИНН, ОГРН, юридический и фактический адреса. Если бланка нет, вышеуказанную информацию размещают в середине верхней части листа.

Далее посередине пишется слово «Приказ», под которым ставится его порядковый номер и дата принятия. Далее идет название документа — например, «Об утверждении номенклатуры дел на 2017 год».

Следующий шаг — составление преамбулы приказа. Ее можно сформулировать по-разному, например:

  • «Во исполнение положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»…»;
  • «С целью оптимизации и обеспечения сохранности документов ООО «Весенний день»…»;
  • «Для обеспечения правильного формирования и учета дел…» и т. д.

Главное, отразить в преамбуле смысл издания приказа. Так как он утверждает номенклатуру дел на предприятии, текст преамбулы должен извещать именно об этом. Нами представлены примерные варианты, которые могут быть использованы при составлении приказа.

Далее пишется слово «Приказываю» и идет основной текст приказа, который лучше начинать с пункта об утверждении номенклатуры дел. Как правило, это формулировка типа «утвердить номенклатуру дел ООО «Весенний день» на 2017 год и ввести ее в действие с 01.10.2016».

Следующий пункт — вменение в обязанности начальникам структурных подразделений организации использовать в своей деятельности утвержденную номенклатуру.

Последний пункт раздела — назначение лица, ответственного за исполнением приказа.

ДЛЯ СПРАВКИ: если ранее действовал приказ об утверждении номенклатуры на предыдущий календарный год, его необходимо отменить новым приказом, добавив пункт вида «Признать утратившим силу приказ ООО «Весенний день» от 01.10.2015 № 186 «Об утверждении номенклатуры дел на 2016 год»».

Завершает процесс издания приказа простановка подписи руководителя предприятия с подтверждением гербовой печатью организации. Образец приказа об утверждении номенклатуры дел вы можете найти на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать приказ об утверждении графика отпусков образец
  • Как написать приказ об увольнении сотрудника
  • Как написать приказ об положение об оплате труда работников образец
  • Как написать приказ об отмене предыдущего приказа
  • Как написать приказ об отмене отпуска