Как написать про характер персонажа

Содержание

  1. Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
  2. Создание персонажа и его характера
  3. Описание внешности и физиологии
  4. Темперамент
  5. Отношение к самому себе
  6. Мечты, мотивы, стремление и итог
  7. Взаимодействие героя с остальными людьми
  8. Привычки
  9. Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
  10. Любимое и нелюбимое
  11. Страхи
  12. Слабые и сильные стороны
  13. Мэри Сью
  14. Советы в описании характера персонажа
  15. Не раскрывайте весь характер сразу
  16. Близость к природе
  17. Глаза — зеркало души
  18. Избегайте клише
  19. Другие статьи

Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.

Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.

Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.

Создание персонажа и его характера

Описание внешности и физиологии

Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз. 

Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.

Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.

Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился? 

Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.

Темперамент

Обычно людей подразделяют на:

  • сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
  • холериков ( малая чувствительность, 
    большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты)
  • флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
  • меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)

Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него. 

Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.

Отношение к самому себе

В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград. 

В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.

Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.

Мечты, мотивы, стремление и итог

Данный критерий входит в базовое понимание характера героя. 

  • К чему он стремится?
  • Почему именно об этом мечтает?
  • Ради чего это делает?
  • По какой причине выбирает именно этот путь?
  • К чему именно приходит в конце?

Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан. 

Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.

Взаимодействие героя с остальными людьми

Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.

  • Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
  • Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
  • Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.

Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.

Привычки

Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.

  • отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
  • нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
  • позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)

Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.

Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства

  • Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни? 
  • Почему он выбрал этот путь?
  • Нравится ли ему то, что он делает?
  • Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
  • Как относится к родным?

Любимое и нелюбимое

Любимые и нелюбимые вещи героя в:

  • еде
  • характере других людей, в их привычках, мечтах
  • в своей профессии, хобби, учёбе

отношение к:

  • национальностям
  • расам
  • принадлежности к полу
  • к разделению труда 
  • к тем или иным возрастным категориям

страхи персонажа

Stepan Alekseev

Страхи

  • чего боится герой?
  • почему его это бросает в дрожь?
  • что стало причиной?
  • стремится ли он избавиться от него?

Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных? 
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.

Слабые и сильные стороны

Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:

  • Что умеет?
  • Что не умеет?
  • Пытается ли он научиться тому, чего не может?
  • Использует ли свои умения в деле?
  • Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?

Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью

Мэри Сью

Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.

Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.

Советы в описании характера персонажа

Не раскрывайте весь характер сразу

Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.

Близость к природе

Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.

Глаза — зеркало души

Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.

Избегайте клише

Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.

Другие статьи

Bullet journal : как начать вести свой ежедневник?

Наклейки для ежедневника.

Мнемоника — способ запоминания информации.

Как создать персонажа? Дизайн и характер персонажа.

Продажа Адоптов / Что такое Адопты?

Индуктивное / дедуктивное

В первом случае создатель начинает с главной черты и переходит к личности главного героя; во втором – наоборот: описание личности дается сразу крупными мазками. Так, Буркин в рассказе Чехова, описывая «человека в футляре», начинает с особенности: «…всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Затем доводит эту черту до абсурда, убеждая читателя в странности Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник».

Статическое / динамическое

Автор может описать персонажа как элемент застывшей картины: он такой и такой. А может «растянуть» описание: герой до событий был одним, а затем поменялся – здесь проявляется авторское знание психологии. Пушкин в конце романа выносит вердикт «новой» Татьяне: «Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал

Сложные образы всегда претерпевают изменения. Главная героиня повести «Капитанская дочка» при первом появлении получает двойственную характеристику: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою». По мере раскрытия характера героини Петр Андреевич влюбляется в девушку.

Полное / фрагментарное

В первом случае у нас есть 3D-карта личности, во втором – лишь скриншот одной из ее сторон. Пример: при первом упоминании Швабрина в «Капитанской дочке» приводится одна деталь его биографии – образ получается демоническим: «Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство».

Прямое / косвенное

Героя можно описать так, будто он в кабинете психотерапевта – так делал Достоевский. «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр», – звучит из уст Разумихина. Косвенной же характеристикой Раскольникова станет его поступок, размышления в каморке и увлечение Ницше.

От лица автора / других героев или самоописание

Пример первого – ищите в предыдущем пункте. Самоописание же хорошо подается Лермонтовым как базовый прием характеристики Печорина. Цитат с Я-определениями в романе множество:

«Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен»
«…Я давно уж живу не сердцем, а головою»
«…Я любил для себя, для собственного удовольствия»
«Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…»
«Я сделался нравственным калекой»

От таких емких характеристик – казалось бы! – читатель должен заскучать: что еще можно разгадывать в герое? Между тем трагизм и загадочность образа «якание» только усиливает, а Печорин становится образцом рефлексирующего героя.

Индивидуализированное / типовое

Одни главные герои описываются как уникальные личности (Печорин, Раскольников, Татьяна Ларина), другие получают типовое описание – в них отражается дух времени, приметы поколения (Базаров, Обломов).

Генерализованное / с одной акцентной деталью

Мастера слова могут описывать персонажа с разных сторон и достаточно подробно, а могут выпячивать одну деталь или черту – делать ее центральной составляющей психологического портрета. Так, при упоминании Сонечки Мармеладовой Достоевский постоянно использует слово «маленькая», а в одном месте дает расшифровку детали: «…несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях».

Самостоятельное / изолированное или контрастное

На контрасте даны описания Татьяны и Ольги Лариных, Обломова и Штольца. Сопоставление личностей помогает читателю глубже понять их сущность.

Теория литературы дает такое определение характеру: характер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») персонажа — это набор черт, свойств, качеств, отличающих этого героя от остальных действующих лиц и составляющих ядро его личности. 

Характер важнее сюжета?

Именно благодаря особым свойствам характера некоторые персонажи представляют мощный интерес для читателя. Характером наделяются почти все герои литературного произведения за редким исключением, а именно тех случаев, когда персонажи выполняют чисто сюжетные функции, то есть их задачи сведены к тому, чтобы способствовать развитию сюжета. В остальных случаях герои обладают особыми чертами характера, которые проявляются в поступках, действиях, речи, мыслях героя, его позах, мимике, желаниях, принятии решений и т.д.

У писателя интерес к характеру персонажа, его раскрытию, появляется в тот момент, когда в обществе возникает глубинный интерес к личности. Примерно, на заре эпохи Просвещения. Именно это обстоятельство привело к постепенному появлению новых литературных героев, характер которых определяет развитие сюжета. Например, появившийся уже во второй половине 19 века Жорж Дюруа – главный герой «Милого друга» Ги де Мопассана – циничный, безнравственный, корыстный, готовый преступить любой моральный закон, он совершает поступки, определяемые его характером.

Про литературный тип

Литературоведы считают, что характеров всегда меньше, чем героев. Существуют устойчивые характеры, повторяющиеся в произведениях разных эпох.Распределение ролей и характеров персонажей мы встретим в средневековой комедии масок, известной также, как комедиа дель арте, где актеры играли роли в строгом соответствии с имеющимися в наличии театральной труппы масками. Например, Панталоне – старый и скупой венецианский купец; Доктор – старый доктор права, чья ученость чаще всего – обман; Полишинель – глупый слуга, Орацио (Флавио, Люцио, Леллио) – юный влюбленный; Изабелла – юная влюбленная и т.д.

В более поздних произведениях встречаются сложные характеры, путешествующие из произведения в произведение. Например, после выхода байроновского «Паломничества Чайльд-Гарольда» сформировался особый литературный тип, названный байроническим героем– персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье. В русской литературе такой тип героя и характера воплотился в Чацком, Онегине, Печорине, Раскольникове.

Раскрытие характера персонажа

Раскрытие характера персонажа – стало центральной темой многих романов 19 и начала 20 века. Это «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Рудин», «Накануне» Ивана Тургенева, «Обломов» Ивана Гончарова, пьесы Чехова, «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея, «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» Гюстава Флобера, «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзака, уже упомянутый «Милый друг» Ги де Мопассана, «Большие надежды» Чарльза Диккенса и т.д. То есть реализм как литературное направление, в центре которого – идея воссоздание и исследование жизни во всем ее многообразии – сосредоточил особое внимание на личности героя, раскрытии его характера.

А для начинающего автора обнаружение интересного, яркого характера и умение эффектно изобразить его может стать залогом литературного успеха. Ведь именно благодаря незаурядным героям стали популярны «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени».

Литературоведы о «характере персонажа»

М.М.Бахтинв «Эстетике словесного творчества» («Автор и герой в эстетической деятельности») так описывал понятие «характер» в литературном произведении:

«Характером мы называем такую форму взаимодействия героя и автора, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности <…> герой с самого начала дан как целое <…> все воспринимается как момент характеристики героя, несет характерологическую функцию, все сводится и служит ответу на вопрос: кто он” (с. 151). “Построение характера может пойти в двух основных направлениях. Первое мы назовем классическим построением характера, второе — романтическим. Для первого типа построения характера основой является художественная ценность судьбы… В отличие от классического романтический характер самочинен и ценностно инициативен <…> Предполагающая род и традицию ценность судьбы для художественного завершения здесь непригодна <..> Здесь индивидуальность героя раскрывается не как судьба, а как идея или, точнее, как воплощение идеи»

Л. Гинзбургв монографии «О литературном герое» так говорит о характере персонажа и свойствах его личности:
«Повторяющиеся, более или менее устойчивые признаки образуют свойства персонажа. Он предстает как однокачественный или многокачественный, с качествами однонаправленными или разнонаправленными».

Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности».

В статье про литературный персонаж Л. В. Чернецтак говорит о понятии характера (Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004 г):
«Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и т.д. <…> Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей».

Характеры знаменитых литературных персонажей

Для того чтобы продемонстрировать, какими бывают характеры персонажей, мы решили дать характеристику самым знаменитым литературным героям – ведь именно благодаря своим качествам они покоряют читателя, превращая их в собственных фанатов.

Шерлок Холмс – умный, склонный к аналитической деятельности, сверхпредприимчивый, обладающий тягой к познанию, честный и справедливый – он всегда выступает на стороне попранной добродетели, всегда готов прийти на помощь тем, кто оказался в затруднительном положении. Стоит на страже добра. Борется с преступностью во всех ее проявлениях. При этом читателю крайне мало известно о прошлом Холмса, его семье, детстве. Вызывает восхищение своей педантичностью, непредсказуемостью, предприимчивостью, чувством юмора, интеллектом, умением логически мыслить.

Д’Артаньян – вспыльчивый, темпераментный, смелый, отважный, решительный до безрассудства, влюбчивый, ценящий дружбу и готовый ради друзей на подвиг, честолюбивый, щепетильный в вопросах соблюдения собственной чести, очень мнительный. Не гнушается политики двойных стандартов: считает предательство подлостью, но ради королевы готов пуститься в опасную авантюру – почти измену государству. Измену своей любви считает пороком, хотя сам в этом деле не отличается чистоплотностью. Часто в других осуждает то, что охотно прощает себе. Вызывает восхищение своим бесстрашием, безрассудной готовностью на подвиг, желанием бросить вызов опасности и волей к победе.

Скарлетт О’Хара – умная, прагматичная, предприимчивая напористая, готовая идти напролом, упорно двигаться к поставленной цели. Бунтарь, восстающий против моральных норм и устоев патриархального американского юга. Эгоистична и корыстна. Отстаивая свои интересы, готовая противостоять не только обществу, но и самому миропорядку. Обладает удивительной способностью приспосабливаться к сложным жизненным условиям и выживать в них. Верная идеалам. Темпераментная, страстная – в житейский вопросах демонстрирует удивительную ловкость и прозорливость, в то время как в деле любви слепа. Характер Скарлетт очень противоречив: ей присущи лицемерие и честность, алчность и бескорыстие, когда дело касается защиты ее родового гнезда. Вызывает восхищение силой воли, мужеством, готовностью во что бы то ни стало выживать, отстаивать собственные интересы и, превозмогая все невзгоды, двигаться вперед.

Григорий Печорин – сложная, противоречивая личность, стремящийся к личному счастью и не способный его достичь, потому что сам неизменно разрушает все им созданное. Разочарованный и пресыщенный, скучающий и ищущий острых впечатлений юноша. Образованный, эрудированный сноб, аморальный, честолюбивый, эгоистичный. Восхищает бесстрашием и безрассудством, готовностью пуститься в самое опасное приключение, а вместе с тем циничностью и загадочной отстраненностью от мира, которую так любят барышни всех эпох.

Родион Раскольников – эрудированный, талантливый, гордый, мыслящий молодой человек, в котором нет дурных и низких черт характера. Обладает обостренным чувством справедливости, ему свойственно благородство и великодушие. Бескорыстный, готовый жертвовать собой ради другого, подчас чужого человека. Сверхположительный убийца. Ему можно сочувствовать, но сложно сказать, чем он может восхитить психически здорового читателя. Разве что готовностью бороться с подлостью.

Наташа Ростова – искренняя, естественная, обладает открытостью сердца. Наделена нравственной силой и красотой. Умеет сострадать и заботиться о других. Обладает мужеством и силой воли. Идеальная, с точки зрения Толстого, женщина, смысл жизни которой – любовь. Восхищает своей  цельностью: непосредственностью, наивностью в начале повествования, силой духа в середине и готовностью выполнять свою «женскую» роль в эпилоге.

Остап Бендер – мошенник, авантюрист (скорее всего, бывший заключенный), предприимчивый и смекалистый. Умный, сообразительный, находчивый. Обаятельный, обладает даром обольщения женщин и расположения к себе окружающих. Отменные актерские способности и дар перевоплощения делают его идеальным авантюристом. Честолюбивый и корыстный. Обладающий живым, подвижным умом, склонным к сложному анализу – великий комбинатор. Искатель личного счастья, которое ассоциируется у героя с эмиграцией в солнечным Рио и белыми летними брюками. Легкий, веселый, с мощной силой воли и энергетическим зарядом, способным обращать в свою веру других персонажей. Восхищает способностью выживать в любых ситуациях, эмоциональной мобильностью, невероятной предприимчивостью и ироничным складом характера.

Как описать характер персонажа 🍋 дать характеристику вашего героя для книги или ролевой

Автор Лемондэй в 27.06.2019. Опубликовано Писателям, Творчество

Любые персонажи – главные или второстепенные, составляют основу любого произведения. Характер героя, его черты и особенности – то, на чем строится сюжет.

Известные писатели признавались, что порой их персонажи становились настолько оживленными, самобытными, что авторская идея уже не может контролировать ход событий. Как можно описывать характер героя, его привычки, страхи – далее в материале.

Зачем нужно описывать характер

Грамотно описанный характер героя, его привычки, особенности поможет воплотить в книге совершенный живой образ. Если поступки и действия персонажа определяются только одним качеством, то сюжет получится скучным, однообразным.

Если персонаж наделен доминирующим качеством, которое присутствует всегда, но герой действует согласованно с ним и вопреки, это слишком заметно в глазах других лиц. Вероятно, сам герой это осознает и вызывает противоречивые чувства. Все это оживляет персонажа, делая его необычным и ярким.

Описывайте характер, чтобы он логично проистекал из истории героя. Если его близкие погибли, то он не может казаться беззаботным. Любые исключения необходимо обосновывать.

Смена поведения, мыслей, поступков поможет показать, что герой – сложный и интересный человек, но он не перестает от этого быть плохим. Поведенческая теория отражает человеческую сущность, которая часто противоречива – не существует исключительно хороших или злых, сильных или слабых.

Каждый индивидуум может проявить силу в одной ситуации и пасть духом в другой. Выдуманные герои в этом отношении схожи с реальными людьми, но различие имеется – человеческие противоречия не всегда оправдываются, противоречия героев – оправданы всегда.

Иногда не находится никакого логического и морального оправдания героям. Например, зачем серийный убийца хладнокровно убил 200 женщин. Читатель или слушатель должен понимать поведение героя, а все противоречивые действия должны быть обоснованными. Чем больше конфликтуют противоречивые шаги, тем самобытнее герой.

Цели и мотивы персонажа

При описании героев обязательно нужно разработать цели каждого. Важно рассказать, какие задачи ставит перед собой человек в общем разрезе и в частности, выстраивая логическую последовательность его действий при достижении целей.

Если читателю или зрителю становится понятной цель и мотивы героя, то у него появляется эмоциональная оценка. В идеале возникнет сопереживание, сострадание. Нередко пишутся тексты, в которых неясны мотивации, непонятно, что движет героем. Он все время торопится, опаздывает, стреляет или ворует, но ради чего все это делается – остается туманной картиной.

Бессмысленная сюжетная линия, отсутствие цели и мотивов создают неприятное ощущение, что это безвкусная история с неинтересным героем. Главная обязанность автора – показать зрителю цель, которую преследует его персонаж.

Ей может стать борьба за любовь, стремление к славе, путь к мечте, желание стать миллионером, написать книгу или путешествовать по всему миру. Получится правдоподобный образ, о котором захочется узнать больше и дочитать книгу до конца.

Привычки

Если герою добавить некоторые привычки, то они могут более подробно описать его характер. Рассмотрим то, как ест персонаж:

  • медленно – в жизни он стремится все контролировать, наслаждается жизнью в любых ее проявлениях;
  • быстро – герой амбициозен, четко знает свою цель, нетерпелив, всегда открыт к новым встречам, опыту;
  • ковыряются в еде – дотошный человек, дисциплинирован и строг.

Нервные привычки отражают характер человека. Герой может хрустеть пальцами, постоянно чесать затылок, ковырять прыщики на теле. Ученые установили, что люди, грызущие ногти, являются перфекционистами. Кроме того, привычка относится к категории «телесно-ориентированных повторяющихся действий», что свидетельствует о наличии невроза.

Привычки необходимы для оживления образа, придания им правдоподобности. Условно их можно разделить на три вида:

  1. Случайные привычки. Они не отражают личности, возникли случайно. Персонажу в подростковом возрасте понравилось чесать затылок. Он стал это делать регулярно, что постепенно вошло в его привычку. Такие действия оживляют героя, но не делают его глубоким.
  2. Привычки, возникшие из-за психологических проблем. Нервный герой каждые 5 минут щелкает суставами пальцев. Описание привычек поможет читателю максимально прочувствовать образ и задаться вопросом, от чего появились психологические проблемы.
  3. Профессиональные привычки – врач вытирает руки антисептиком, военнослужащий проверяет обстановку каждый раз при входе в помещение. Такое описание формирует уважение зрителя – он видит не пустой манекен, а медика с настоящими привычками и нравом, строгого офицера.

Мечты

Мечты бывают корыстными и светлыми, благородными и безобразными. Грезы персонажа связаны с его чувствами и качествами. Движимые мечтами, герои совершают разные поступки, в том числе безотчетные. Нередко герои грезят о любви, поэтому всячески стремятся ее найти, о богатстве, удачном замужестве. Другие устремлены к нематериальному – славе, известности.

Мечта персонажа – это его внутренние устремления, когда он себя не обманывает. Грезы отражают характер героя. Девушки, мечтающие о любви, читали книги и жили в выдуманном мире. Грезы героини о счастье с мужчиной символизируют ее как мечтательную, глубокую, эмоциональную натуру.

Персонажи, мечтающие о материальном благе, деньгах, становятся более приземленными, корыстными, подлыми. Они часто врут, обманывают, предают других людей, дружат с выгодными для них лицами. Часто путь к осуществлению мечты неправильный, грязный.

Материальная мечта, для воплощения которой герой использует махинации, мошенничество, характеризует персонажа как расчетливого, корыстного человека, идущего по головам ради воплощения своей мечты. Такие люди разрушают жизнь окружающих и вредят собственной душе.

Что не любит персонаж

Герой может не любить проигрывать, оставаться в долгу. Ввиду этого он соперничает с конкурентами. Некоторые персонажи не любят вредные привычки – сигареты, алкоголь, наркотики. Они ведут здоровый образ жизни. Это характеризует человека как волевого, разумного индивидуума, правильно относящегося к своему телу.

Герой не любит, когда его заставляют что-то желать. Это рождает противление, агрессию, раздражительность. Не любит, когда обижают детей и стариков, тогда он становится защитником и настоящим героем.

В разрезе описаний того, что не любит персонаж, можно составить представление о нем и увидеть изюминку характера. Нелюбящий злое, противится ему и борется, нелюбящий мать никогда не полюбит женщину.

Страхи персонажа

Неприязни человека – это то, чего он не выносит и чего боится. Такие особенности можно использовать в качестве небольших штрихов. Некоторые предпочитают на основе страхов построить настоящий триллер.

Страхи бывают разнообразными, герой нервничает, беспокоится, переживает. Основной страх представляет собой глубинный тип. Трудно объяснить, от чего он рождается. Его присутствие можно осознавать или нет, его можно побороть, но так или иначе страх будет определять суть человека.

Если читатель видит страхи героя, то он понимает:

  • его внутреннюю, часто неосознанную цель;
  • видение мира глазами героя;
  • какой он сделает выбор в сложный момент.

Страх как батарейка, создает напряжение. Герой, постоянно живущий в страхе, формирует цель – избавиться от него. Установив психотип, читатель поймет, чего он желает. Останется выяснить, как свое стремление он попытается воплотить во внешние цели.

Один из основных страхов – быть никчемным. Внутренней мотивацией станет стремление выделиться, чего-то достигнуть. Любое действие герой будет рассматривать с позиции «Делает ли это меня особенным в глазах окружающих?», «Повысит ли этот поступок мою ценность для людей?». Представляя это, читатель выстоит логику поведения персонажа.

Страх и порождение цели формируют жизненные ценности героя.

Если он боится, что люди причинят ему вред и боль, он станет оценивать всем по степени опасности и делить круг общения на врагов и друзей. Его цель – управлять другими.

Еще из психотипа формируется много нюансов личности – особенности речи, реакция на стрессовые ситуации, поведение при неудачах.

Что персонаж не признает в себе

Самоощущение бывает разным – иногда персонаж гордится собой, а может стыдиться. Он не признает в себе достаточной красоты или ума.

Самооценка может идти вразлад с убеждениями, поведением, целями. Если у героя низкая самооценка, он может представать веселым и беззаботным.

Герои слишком высокого мнения о себе могут впадать в депрессии. В первую очередь персонаж не признает в себе слабостей, пытается бежать от них.

Пережив в детстве глубокую травму, она не может остаться бесследной. Но персонаж всячески будет заглушать проявление слабости.

Герой не признает себя неправым. Как и в жизни, сложно признаться, что можешь ошибаться.

Что в персонаже может вызывать симпатию у других персонажей

Некоторые способы, которые используются для поднятия расположения одного героя к другому:

  1. Персонаж как жертва. Если игрок в опасности, страдает от боли, то другие лица будут жалеть его, помогать. Самое главное – чтобы герой не превратился в безвольного и вечно ноющего человека.
  2. Сила духа всегда вызывает положительные эмоции, уважение и расположение.
  3. Храбрость – смелый и бесстрашный герой всегда стоит на высокой ступени в сознании людей.
  4. Спаситель – персонажи отнесутся с симпатией к человеку, спасающему других людей.

Что в персонаже может вызвать антипатию у других персонажей

Антипатия представляет собой чувство неприязни, отвращения, негативного отношения. Нередко отрицательные эмоции образуются, когда герой не попадает в рамки мышления общества, отрицает общепринятые ценности, имеет собственные отличные от большинства взгляды.

Также с антипатией можно относиться к вредному, упертому человеку, который преследует цель блюсти закон и наказывать других за его невыполнение. Опасный герой внушает страх, желание держаться от него подальше. Но нередко появляются лица, желающие соперничать с ним. Тогда начинается борьба за лидерство.

Уродство человека, его неполноценность становится поводом для неприязни, насмешек. Так происходит и в реальности. Люди остро реагируют на нервных, эмоционально нестабильных людей.

На появление антипатии влияет эмоциональная связь, особенности личности, материальное положение, речь, умственные способности, интеллект.

Как можно описывать характер в рассказе

Можно воспользоваться внешними приемами зарисовки характера персонажа:

  • портрет – внутренний и психологический;
  • описание особенностей, привычек, традиций героя;
  • его симпатии и антипатии – какие качества он ценит, и какие не приемлет;
  • цели героя, его стремления, мечты;
  • поступки героя – как он ведет себя, реагирует на свои ошибки и промахи окружающих;
  • описание мыслей, чувств;
  • как персонаж относится к окружающим;
  • реакция в сложных ситуациях, быстрота принятия решений;
  • отношение автора к герою.

Список слов-описаний для характера

Характер персонажа, как и реального человека, совмещает в себе массу черт, особенностей. Все понятия соизмеряются по отношению к разным объектам – работе, себе, окружающим людям, детям, животным.

  • Привередливый — кроткий
  • Ворчливый — молчаливый
  • Самокритичный – оправдывающий себя;
  • Исполнительный — необязательный
  • Ответственный – безответственный
  • Альтруистичный – эгоистичный
  • Общительный – замкнутый
  • Великодушный – черствый
  • Искренний – лживый
  • Сострадательный – жестокий
  • Интеллигентный – невоспитанный
  • Аккуратный – неряшливый
  • Экономный – расточительный.

Кроме того, натура в проявлении себя в моральной, познавательной, темпераментной сфере, бывает:

  • гуманный, добрый, отзывчивый, чуткий;
  • азартный, романтичный, страстный, легкомысленный;
  • интеллектуальный, находчивый, любопытный, критичный;
  • категоричный, упрямый, упертый, смелый, целеустремленный.

Некоторые качества сложно отнести к хорошим или отрицательным. Например, застенчивость и стыдливость не всегда относятся к положительным свойствам. Напористый человек может другим показаться наглым или целеустремленным.

Заключение

Характер представляет собой совокупность психических, духовных качеств человека, которые проявляются в его поступках, целях, отношении к себе и окружающим, природе, животным и других жизненных критериях.

Прямой авторской характеристики персонажа будет недостаточно.

Для создания целостного, интересного образа необходимо четко описывать поведение персонажа, показать его внутренний мир, предоставить читателю возможность почувствовать героя.

Трекбэк с Вашего сайта.

примеры, способы, правила построения описания внешности и характера героя

Описание персонажа:

Независимо от того, что вы пишете: роман, повесть, небольшой рассказ — одним из важных вопросов будет: «Как описать персонажа?» Говорят, что этой задачи побаиваются даже опытные писатели. Мы собрали действенные правила, способы, приемы и примеры.

Вы узнаете, как описать героя, чтобы читатель сказал: «Верю!»

Как описать внешность персонажа

Каждому автору хотя бы раз в жизни хотелось стать телепатом и транслировать точное изображение своего героя прямиком в сознание читателя. Но нам это не нужно: у нас есть талант и теория ему в помощь. Разберем приемы, которые помогут составить описание внешности персонажа.

Статическое и динамическое описание

Для начала нужно решить, каким способом представить героя аудитории. Проще всего выбрать один из типов описания: статический или динамический.

Статический тип — описание внешности дается сразу, как только герой появляется в произведении.

  • Читатель получит представление о самых ярких чертах персонажа и быстрее его визуализирует.

  • Автор может увлечься и забыть, что элементы внешности должны не просто рисовать картинку, а служить замыслу.

Если бы Тургенев с появлением персонажа Кирсанова в «Отцах и детях» сразу отметил его изящные и утонченные руки, у него не получилось бы так ярко противопоставить их грубости Базарова в следующей главе. Именно эта деталь, преподнесенная не сразу, но в свое время, поставила акцент на социальном различии героев.

Если повествование идет от первого лица, статическое описание для главного героя лучше не применять. Иначе текст превратится в сочинение на тему «Рассказ о себе».

Второй способ — динамическое описание внешности персонажа. При таком способе читатель собирает портрет героя по частям, как мозаику, открывая новые элементы внешности по ходу событий. Например один из героев может прокомментировать внешний вид другого, тем самым сообщая нам новую подробность.

  • Такой подход пробуждает воображение аудитории. Каждый представит героя по-своему, наделит его разными особенностями внешности.

  • Недостаток динамического типа — возможная абстрактность. Некоторым читателям важно как можно скорее получить от автора описание персонажей, иначе им сложно воспринимать текст. А если внешность персонажей — важная часть авторского замысла, от динамического описания лучше отказаться.

Шекспир согрешил не слишком удачным динамическим описанием внешности Гамлета. Знали ли вы, что принц датский — обладатель тучной фигуры и одышки? А ведь это упоминается в тексте.

Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.

Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в «Процессе» Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.

Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.

Статический тип больше подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений

Длинные и краткие описания

  • Длинные

    Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности. Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.

    По красной отметке на фуражке солдата в «Тихом Доне» сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.

  • Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.

    Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.

Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.

В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.

Прием фотографии помогает ввести героя в историю до того, как тот станет непосредственным действующим лицом. Сперва мы увидим его изображение глазами другого персонажа.

Прием использовал Достоевский в романе «Идиот». Князь Мышкин, еще не знакомый с Настасьей Филипповной лично, видит ее портрет. Он сразу понимает, что прекрасной эту молодую женщину делает не внешний облик, а отраженное в черных глазах страдание.

Внешность исключительного героя

Внешность героя может рассказать, является он частью толпы или стоит в обществе особняком. Исключительных героев любили писатели-романтики, описывая их непременно высокими, с изящным телосложением и контрастными чертами лица. Так, если у персонажа темные кудри, то глаза должны были быть голубыми. А если глаза черные или карие, то герой обязательно светловолос, как лермонтовский Печорин. Это пример из литературы 19 века, который повторять не стоит, чтобы избежать клише. Либо использовать аккуратно.

Совсем иначе выделяет своего героя Томас Манн в новелле «Маленький господин Фридеман». Иоганн Фридеман — маленький горбун с «почти красивым» лицом, огромными глазами. Он настоящий эстет, что проявляется в умении одеваться со вкусом.

Прием противопоставления обликов

Сыграть на руку может прием противопоставления внешности героев. Это дополнительно подчеркнет конфликт их идей и взглядов на жизнь.

Например, образы братьев из «Тихого Дона» Шолохова. Григорий унаследовал турецкую кровь отца, и вместе с «коршунячим носом«, смуглой кожей и острыми скулами ему достался дикий, непокорный нрав. Петро же пошел в мать высокий, светловолосый и курносый, простой донской казак. Они — словно разные стихии, и это проявятся в сюжете.

  • Внешность героя важна, но это далеко не главная характеристика. Начинающие авторы склонны увлекаться изображением наружности персонажа и забывать о его личности, мыслях и чувствах. Не превращайте героя в фоторобот.

  • Но есть и другая крайность — совсем не уделить внимание внешности персонажа. Даже если для сюжета важнее внутренний мир героя, постарайтесь найти способ хоть как-то упомянуть о внешности. Для этого отлично подойдут приемы отражения или фотографии, о которых мы писали.

Как описать характер персонажа

Люди любят читать о людях, причем разных. Поэтому так важны персонажи и главные и второстепенные. Их характеры — материал конфликта и сюжета в целом. Даже если вы задумали героя бесхарактерного. Это и будет его главным качеством, которое нужно правильно передать.

У талантливого писателя характеры настолько объемны и правдивы, что порой сами диктуют, как далее будут развиваться события.

Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой почувствовал эмпатию к собственному персонажу, и образ Анны изменился.

Если поступки героя подчиняются лишь одной черте его характера, он получится плоским, неинтересным и предсказуемым. Однако наличие доминирующей отличительной черты будет плюсом. И тем сильнее будет эффект, если герой раскроется с противоположной стороны. Он может оказаться совершенно неожиданным для читателя и для себя самого.

Вряд ли у Анатоля Курагина из «Войны и мира» найдутся поклонники: настолько отталкивающим создал его Толстой. Однако вспомним сцену в госпитале, когда князь Андрей узнает Курагина в одном из раненых. Он был настолько беспомощен и беззащитен в своем положении, что Болконский простил ему бесчестный поступок — соблазнение Наташи.

Конфликтообразующий недостаток

Оставим идеальных героев эпохе классицизма 18-ого века. Персонаж современной книги должен быть правдоподобным, чтобы читатель мог узнать в нем себя. Именно этой цели служит конфликтообразующий недостаток качество, которое влияет на развитие отношений между персонажами.

Вновь обратимся к «Войне и миру» Толстого. Наташа Ростова — живая жизнь, как назвал ее автор. Она молода, наивна и легкомысленна. Это качество Наташи толкнуло ее на предательство князя Андрея — измену с Анатолем Курагиным. Однако у каждой отрицательной черты характера есть оборотная сторона. В случае с Наташей Ростовой это умение любить жизнь и радоваться каждому ее проявлению.

У каждого, даже самого заурядного персонажа, должна быть цель. Это движущая сила его поступков. Игра может стоить свечи пути, пройденного ради нее. Но персонаж может и разочароваться в своей цели, достигнув ее, а иногда и лишь приближаясь к ней.

Простой моряк Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона мечтал стать частью высшего общества. Он занялся самообразованием и обнаружил в себе талант писателя. Но свет не принимал его произведений ровно до тех пор, пока Мартин не приобрёл известность. Те же книги уже уважаемого писателя элита стала хвалить. Мартин разочаровался в своей цели и покончил с собой.

Основными мотивами могут выступать любовь, зависть, месть, стремление к славе, богатству, успехам в профессии и т. п.

Стоит сделать небольшую оговорку: если перед вами стоит задача раскрыть проблему бесцельного существования, смело реализуйте задумку! Это совершенно другой случай, осознанное авторское решение. Ситуации и конфликты в книге покажут, насколько пустой может быть жизнь, и читатель сделает для себя выводы.

В качестве примера возьмем помещика Манилова из «Мертвых душ». Этот человек погряз в болоте нерешенных задач и целые дни проводит в праздных разговорах ни о чем. Непонятно, чем и зачем Манилов живет. Гоголь создал это сонное царство для того, чтобы показать один из пороков русского дворянства.

Привычки добавляют герою человечности, а значит — правдоподобия.

Случайные привычки — те, которые вроде бы ничего не значат, но делают героя чуть более запоминающимся. Штрихи к портрету: кто-то поправляет челку, кто-то вертит кольцо на пальце, кто-то заказывает в «Макдональдсе» один и тот же ланч…

У не слишком уравновешенного героя (не важно, положительного или отрицательного) могут обнаружиться нервные привычки. Их причина чаще всего трагична, и либо известна читателю сразу, либо является интригой и объясняется со временем.

Если персонаж — типичный представитель какой-то профессии: врач, учитель, военный, полицейский — часто хочется наградить его профессиональной привычкой. Учителя за пределами класса продолжают говорить громким строгим голосом, врачи склонны оценивать здоровье любого собеседника, а полицейские — обстановку любого помещения… И снова остерегаемся клише. Попробуйте сыграть на контрасте: пусть герой ведет себя иначе, чем ожидают от «профессиональной деформации».

Вряд ли на свете найдется человек, который ничего не боится. А это значит, что для создания правдивого образа героя нужно определить его страхи.

Бояться можно чего угодно: от тараканов до апокалипсиса. Страхи — неотъемлемая часть личности. Поэтому реалистичный герой не может быть бесстрашным.

Рассмотрим несколько видов глубинных страхов:

  • Персонаж может бояться показаться недружелюбным, злым, нечестным. Такой герой хочет быть правильным и последовательным. Если его неправильно поймут — ударится в самоедство. Иногда такие люди искренне считают себя хуже остальных. Иногда — осуждают других, предъявляя к ним такие же высокие требования, что и к себе.

  • Кем угодно — романтическим партнером, семьей, объектом влюбленности, миром. Страх невзаимности заставляет либо работать над собой, либо смириться, либо стать мстительным манипулятором.

  • С какой силой герой любит свободу, с такой и боится ее потерять. Такие персонажи самостоятельны и уверены в себе, прирожденные лидеры. Их слабое место в том, что они не способны на близкие доверительные отношения, даже если очень в них нуждаются.

Наблюдайте за людьми вокруг, ищите вдохновение в своем окружении. Жизнь так многообразна, что вам, возможно, даже не придется ничего придумывать. Люди, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, — готовые персонажи. Остается только подметить их характерные черты, описать и включить в свое произведение.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Приветствую!

Как вы уже поняли, в данной статье речь пойдет о характере. А точнее о том, как хорошо прописать тот самый характер. Давайте приступим к сути поста :3

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Я очень часто видела анкеты, в которых характер расписывался очень кратко: просто перечисленные черты характера. Согласитесь, так совсем не интересно. Да и характер персонажа полностью не раскрыт.

Более того, в некоторых сообществах стоит ограничение: например, характер от 5 строк. А просто перечисляя черты, столько не напишешь!

Поэтому в этом посте, я хочу помочь вам с написанием характера)

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Первый пункт является не обязательным, но я так делаю, поскольку это немного упрощает написание.

Попробуйте представить своего персонажа. Напишите список черт характера, которыми хотели бы наделить персонажа. Просто перечислите их.

Зачем это? Все просто: держать образ в голове немного трудно, а так у вас перед глазами будет очерк. Это не нужно писать в конечном результате!

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Теперь я расскажу о том, что можно добавить в характер.

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Для начала можете описать характер в общих чертах. Тут вы можете использовать тот список черт характера, написанный на черновике (из предыдущего пункта). Пример (из моей анкеты, но не отсюда):

«Эльмира — общительная и вполне дружелюбная личность. Девушка очень добрая и открытая, всегда готова прийти на помощь как друзьям, так и незнакомым, готова поддержать и дать совет. В тоже время она целеустремлённая, всегда пытается достигать своих целей, но точно не будет идти по головам»

Как вы можете заметить, информация подана немного размыто и не даёт полного представления о персонаже. Но с этого можно начать описание характера.

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Следующее, что вы можете написать, — это главные ценности персонажа. Что для него самое важное в жизни? Это может быть семья, дружба, свобода, деньги и другое, что только прийдёт вам на ум. Можете даже рассказать, как это проявляется в жизни, в конкретных ситуациях и т.д. Пример (из моей анкеты, но не отсюда):

«Самое ценное для Рениты — свобода действий и слова. Девушка ненавидит, когда ею командуют или приказывают молчать. Так что можете быть уверенными – Рена в любом случае выскажет своё мнение, свою точку зрения. Кроме того она может не подчиниться и сделать по-своему»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ В следующем пункте стоит написать о том, как обычно ведёт себя персонаж и как он ведёт себя в экстремальных ситуациях. Вот несколько идей: обычно персонаж может вести себя спокойно и уравновешенно или наоборот, ему трудно усидеть на месте, он может быть общительным или напротив – молчаливым, может быть уверенным, гордым, высокомерным; в экстремальной ситуации он может вдруг растеряться и ждать, пока ему скажут что делать, или же все возьмёт в свои руки. Не стоит ограничиваться только вышеперечисленным — дайте волю своей фантазии! Пример (из анкеты):

«Обычно Киран ведёт себя спокойно и уравновешенно. Чаще всего она за любой движ. Не смотря на то, что она довольно активна и энергична, девушке не сложно усидеть на месте. Она довольно интересный собеседник, с каждым попытается найти общий язык. Иногда может внезапно «терять связь с реальностью, уходить в себя».

В экстремальной ситуации, Кира, вероятно, не потеряет голову и не поддастся панике. Да, возможно, сначала она немного растеряется, но потом обязательно возьмёт себя в руки и начнет действовать»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Далее следует оценить общительность и дружелюбие вашего персонажа. Помните, что есть три типа: экстраверт (очень общительный, восстанавливает силы при общении), интроверт (не очень общительный, лучше побыть наедине), амбиверт (имеет черты и экстравертов, и интровертов). Укажите это. Напишите, легко ли находит общий язык с другими, легко ли персонажу доверится кому-то (о чем охотно рассказывает, а чем делиться не станет), любит ли рассказывать о себе. Пример (из анкеты):

«Как уже упоминалось, Аркентар — это общительная и дружелюбная личность. Но все же девушка является амбивертом, ведь общение может немного истощить её, а набираться сил она предпочитает наедине. У Киры нет проблем с доверием: она, конечно, не самый доверчивый человек, но может определить чем можно поделиться, а чего говорить не стоит. Девушка всегда улыбчива, старается заряжать позитивом окружающих, иногда кажется, что она буквально светится оптимизмом. В тоже время Киран не привыкла делиться личными проблемами и предпочитает решать их самостоятельно»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ В следующем пункте стоит раскрыть лидерские качества. Или же написать, что таковых не имеется. Напишите, есть лидерские качества у персонажа и кем он предпочитает быть (лидером или подчинённым), любит ли работать в команде или ему лучше в одиночку. Пример (из анкеты):

«Шахрэа — неплохой лидер. Она умеет организовывать и руководить процессами, пытается к каждому найти подход. В тоже время, она не против быть подчинённой, но в таком случае она точно будет подкидывать какие-то идеи. Больше любит работать в команде, нежели в одиночку»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Далее пишем о том, насколько персонаж мстительный, будет ли он мстить или нет. Также напишите, как предпочитает решать конфликты: путем переговоров или все же с помощью драк. Можно написать, как ведёт себя с врагами или обидчиками. Пример (из анкеты):

«Кира далеко не самая мстительная. Она предпочитает решать конфликты путем переговоров, а не драк. Но вот на оскорбление она промолчать не сможет, ведь является немного вспыльчивой особью. Также скорее всего, с обидчиками будет вести себя немного дерзко и, в какой-то мере, высокомерно — это является своеобразной защитной реакцией»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Следующий пункт — привычки персонажа. Это могут быть вредные привычки (курение, алкоголизм), профессиональные привычки (например, менеджеры по продажам, говоря об их сфере работы или товарах/услугах даже в повседневной жизни переходят на приподнятый тон и проскальзывают длинные заученные фразы). Стоит рассказать о привычках, которые персонаж даже не замечает. Например, персонаж может закусывать губу, если нервничает. Пример (из анкеты):

«У девушки совершенно нет вредных привычек. Но есть другие, которые она даже не замечает. Например, Киран нередко сначала думает, а потом уже делает. Во время размышлений часто может просто «зависнуть, выпасть из мира, потерять связь с реальностью» и не обращать внимания на окружающий мир. Впрочем, нередко подобное случается и не только во время раздумий»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ И предпоследний пункт. Его не обязательно писать в характере, ведь в некоторых шаблонах этот пункт стоит отдельно. Сейчас я говорю о хобби. Думаю, тут особо объяснять не нужно: распишите, какие хобби у вашего персонажа, чем занимается в свободное время. Можно написать, чем занимался раннее. Пример (из анкеты):

«У Аркентар есть несколько увлечений. Одно из них — чтение книг, в основном в жанре фэнтези. Кстати, девушка является фанаткой поттерианы. Ещё одним увлечением является написание собственных историй и рассказов. Также она занимается искусством канзаши — то есть, делает украшения из лент. Раннее занималась зумбой и выращивала бабочек»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Последний пункт также не является обязательным по той же причине: на него, обычно, выделяется отельный пункт в анкете. Это страхи и фобии. Тут тоже все просто: пишите чего боится персонаж, какие у него фобии. Список фобий вы можете найти здесь. Пример (не из анкеты, придуманный специально для поста):

«Мира боится иголок, именно в плане прививок и уколов. Кроме того, она боится крови, так как ей становится плохо от ее вида»

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

На этом данный пост подходит к концу. Я надеюсь, что он был полезен вам. Если у вас остались вопросы — смело пишите из в комментарии или ЛС и я обязательно отвечу вам.

Спасибо за внимание!

Как описать характер персонажа

1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? «Внешне» подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах — омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще — например, некоторые без ума от готики.

А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?

Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?

В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?

А) Насколько они строги?

Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?

В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1 : Как персонаж ответил бы на вопрос «Чего ты не сделал бы ни за что?»

ТЕСТ 2 : Как персонаж относится к выражению «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?

4. Честен ли персонаж?

А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?

Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую — либо религию/философию?

А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?

Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?

В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни — славы, достатка, любви? Как он хочет жить — тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?

7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?

А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?

Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?

В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?

ТЕСТ : Как сам персонаж ответил бы на вопрос «Для чего ты живёшь»?

8. Как персонаж относится к смерти?

А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли «официальное» мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?

Б) Боится ли он умереть?

В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?

9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, «смотреть на мир через розовые очки»?

Б) Если нет, то склонен ли персонаж «срывать розовые очки» с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?

А) Склонен ли он к нытью?

Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1 : Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?

ТЕСТ 2 : Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?

ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?

А) Склонен ли персонаж к показухе, «игре на публику»?

Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?

В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?

2. Общителен ли персонаж?

А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?

Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1 : Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?

ТЕСТ 2 : Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?

А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?

Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на «своих» и «чужих»?

А) Насколько строго для персонажа проведена граница между «мы» и «они»?

Б) Как различается его поведение со «своими» и «чужими»?

В) При каких обстоятельствах «чужой» станет для персонажа «своим»? Легко ли это?

Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?

Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как «враги»?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?

А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:

a. Пол?

b. Возраст?

c. Раса?

d. Внешность?

e. Одежда?

f. Социальный статус?

Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?

В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?

Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ : Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе («Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?…»). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?

7. Мстителен ли персонаж?

А) За что персонаж склонен мстить?

Б) Насколько важна для него месть?

В) Если персонаж будет мстить, то по принципу «око за око» или по принципу «воздастся сторицей»?

Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?

Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?

Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?

А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?

Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?

В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать…

  1) Душой?

  2) Разумом?

  3) Свободой?

  4) Благосостоянием?

  5) Главной силой (Для мага это — возможность колдовать, для священника — божье благословление, для хакера-киберпанка — нейрошунт)?

  6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?

ТЕСТ : Сравните две ситуации.

Первая : Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.

Вторая : Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.

Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

9. Насколько свободолюбив персонаж?

А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться («Кроме Господа я не знал царей…»)?

Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?

В) Как он относится к власти закона над собой?

Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?

Д) Может ли персонаж смириться с рабством?

Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?

Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?

З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?

И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?

К) Есть ли для него понятия «Долга Службы», «Долга Чести», etc.?

Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?

10. Насколько властен персонаж?

А) Нравится ли персонажу приказывать другим?

Б) Как он относится к младшим по званию?

В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?

Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?

Д) Мог бы персонаж стать начальником?

Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?

Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?

11. Жесток ли персонаж?

А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?

Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?

В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?

Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?

Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1 : На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа — заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?

ТЕСТ 2 : На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?

ТЕСТ 3 : Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?

ТЕСТ 4 : Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?

ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?

А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?

Б) Насколько он любит себя?

В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?

Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?

Д) Как персонаж относится к смеху над собой?

Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ : В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит — не друзья, а малознакомые люди?

2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?

3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ : Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что «Мост выдержит только того, кто верит в себя». Его действия?

4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?

ТЕСТ : Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?

5. Насколько персонаж контролирует себя?

А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?

Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?

В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?

Г) Есть ли у персонажа «любимая мозоль», что-либо, от чего он легко теряет самообладание?

Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?

Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?

6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?

А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?

Б) Что ему нравится делать?

В) Чем он не любит заниматься?

Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?

Д) Что для персонажа важнее — «Я должен» или «Я хочу»?

Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?

Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать про утро
  • Как написать про умершего человека
  • Как написать про увольнение начальству
  • Как написать про увольнение начальнику
  • Как написать про то как любишь