Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сестринское дело на современном этапе развития общества переживает прогрессивные перемены.
Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Еще одна проблема – недостаточная практическая подготовка студентов, которые могли бы в полном объеме выполнять свою работу сразу же после окончания медицинского колледжа. Не менее важно и решение вопроса о том, как удержать молодых специалистов на рабочем месте. Как правило, в первые трудовые будни в медицинской организации новички опасаются больше всего не справиться со своими обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, умений, навыков.
Большим подспорьем в подготовке и удержании на рабочих местах молодых специалистов здравоохранения является наставничество опытных медицинских работников, отлично знающих и любящих свою профессию, готовых поделиться своими навыками с неопытными коллегами.
Наставничество – это одна из обязанностей любого руководителя. На практике это означает, что наставник должен быть постоянно доступен людям. Человек становится успешным начальником только в том случае, если он успешно реализует навык наставничества.
Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать грамотного специалиста. Профессиональная адаптация медицинской сестры представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. Оказать помощь в профессиональной адаптации на рабочем месте, наладить коммуникативные контакты с коллегами, руководством организации медицинской сестре может помочь прикрепленный к нему наставник.
Целью наставничества является оказание помощи медицинским сестрам в их профессиональном становлении.
Медицинская среда — одна из немногих, где наставничество гармонично вписывается в культуру профессии. Медицинские знания и умения всегда передавались «из уст в уста», и эта традиция сохраняется до сих пор. Однако нужно понимать, что наставничество требует времени, сил и желания поделиться знаниями, приобретенными собственным трудом.
Амбулаторно-поликлиническая помощь — самый массовый вид медицинской помощи; в амбулаторно-поликлинических учреждениях осуществляется высококвалифицированное обслуживание около 80% всех больных; ежегодно в среднем каждый житель страны 9 раз посещает поликлинику или вызывает врача на дом.
Основными принципами амбулаторно-поликлинической помощи являются: участковость; доступность; профилактическая направленность; преемственность и этапность лечения.
Мощность поликлиник оценивается по числу посещений в смену. Обычно их число колеблется от 250 до 1200 и более, а число обслуживаемого населения — от 15 до 100—120 тыс. человек.
Поликлиника является амбулаторным учреждением, оказывающим лечебно-профилактическую помощь населению в возрасте 18 лет и старше и призванным осуществлять своей деятельностью проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных; диспансеризацию; оказание амбулаторно-поликлинической квалифицированной специализированной медицинской помощи населению. Поликлиника проводит активную работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формированию здорового образа жизни и т. д.
«Современные технологии в медицине» — это современная частная многопрофильная клиника, предлагающая широкий спектр поликлинических услуг. Обладая опытными специалистами, новейшим диагностическим и лабораторным оборудованием, а также разумной ценовой политикой, клиника уверенно занимает место на рынке оказания медицинских услуг города Москвы, ориентированная как на обслуживание пациентов, прикрепленных по программам добровольного медицинского страхования, так и на обслуживание за наличный расчет.
Клиника позволяет оказать весь необходимый перечень медицинских услуг. Это означает, что нашим пациентам не приходится ездить в другие медицинские учреждения, а, следовательно они сэкономит драгоценное время, силы. Основная задача клиники » Современные технологии в медицине » — эффективное оказание медицинской помощи высокого уровня квалифицированными специалистами. В отличие от многих лечебно-профилактических учреждений города Москвы, клиника работает без выходных, праздников и перерывов, тем самым, обеспечивая максимальный комфорт для наших пациентов, которые могут посещать врачей в удобное для них время. Запись на прием к специалистам осуществляется администраторами круглосуточно по многоканальному телефону.
Существует два филиала клиники, где организованы следующие отделения и кабинеты: гинекология, хирургия, неврология, отоларингология, отоларингология, офтальмология, рентгенология, терапия, урология, физиотерапия, функциональная диагностика, процедурный кабинет.
Отделения физиотерапии, гинекологии, отоларингологии, хирургии, массаж, рентгенологии, функциональной диагностики, процедурный кабинет работают в режиме с 8 до 21 часа. За прием у каждого специалиста проходит от 20 до 50 пациентов.
Общее количество работающих в клинике составляет 60 человек, из них сестринский персонал в количестве 15 человек.
С учетом особенностей работы в медицинских организациях амбулаторно-поликлинического типа, встал вопрос о необходимости введения программы наставничества. Для ее реализации был разработан план:
1. Определить цели.
2. Обозначить задачи.
3. Выбрать наставников для наставляемых.
4. Разработать план занятий.
5. Разработать критерии оценки.
6. Определить лучшего наставника…
Определение наставляемых и наставников, режим проведения занятий
В медицинских организациях нуждающиеся в наставничестве (наставляемыми) считаются специалисты, приступившие к работе сразу после окончания медицинского колледжа и не имевшие ранее опыта работы в системе здравоохранения. Таких специалистов в 2014 г. было 9 человек.
Плановые занятия наставников с новичками проходят согласно графику. В приложении 1 приводится пример тематического плана таких занятий на месяц. Внеплановые занятия проводятся по необходимости и по просьбе молодых специалистов при анализе анкет и в ходе индивидуальных бесед.
Оценка эффективности программы наставничества
Оценка работы наставников проводилась и по сей день проводится старшими медицинскими за каждую рабочую смену, а также по качественным и количественным показателям. Для оценки используется балльная система (максимальное количество баллов – 5).
Оценка эффективности наставничества определяется мини-отчетами наставников, результатами индивидуального анкетирования наставников и наставляемых, на пятиминутках и собраниях Совета наставников, а также отражается на так называемом экране качества.
Мини-отчет заполняется наставником в свободной форме, но должен раскрывать следующие пункты:
1. Как происходит адаптация новичка в коллективе.
2. Находит ли молодой специалист взаимопонимание с наставником.
3. Оценка трудовой дисциплины наставляемого.
4. Слабые стороны наставляемого.
5. Знания, которые наставник передал наставляемому в течение смены.
6. Ошибки, грубые нарушения (если таковые были) наставляемого.
7. Замечания и предложения наставника о дальнейшей совместной работе с наставляемым.
Анкетирование проходят и наставник, и наставляемый. Наставник в ходе опроса оценивает теоретические и практические навыки своего подопечного, его работу на вызовах, заполнение документации, соблюдение нормативных актов и документов. Молодой специалист, заполняя анкету, анализирует, возникло ли между ним и наставником доверие, насколько четкими были поручения опытного сотрудника, оценивает их совместную медицинскую деятельность и т. д.
Эти анкеты заполняются при совместной работе «наставник + наставляемый». Результаты позволяют выявить взаимоотношения между ними. Первые итоги такого анкетирования в 2014 г. показали, что в начале своей совместной работы наставники воспринимают своих наставляемых как студентов-практикантов, еще не доверяют им и не воспринимают как равноценных сотрудников. Молодые же специалисты во всем полагаются на опыт своих наставников и не проявляют должной активности.
Спустя три месяца после начала действия программы наставничества дистанция между наставниками и наставляемыми стала сокращаться, а отношения вышли на новый уровень общения – более профессиональный и дружеский; скованность и недоверие ушли. В процессе реализации программы наставничества формы анкет для наставников и наставляемых корректировались.
На пятиминутках в присутствии заведующего отделением и старшей сестры наставники докладывают о совместной работе с наставляемыми.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Наиболее ощутимыми результатами являются:
-
повышение квалификации и профессионального мастерства сестринского персонала, его сплоченность, следование общим целям и интересам медицинской организации;
-
развитие личностно ориентированных отношений между медицинскими сестрами;
-
формирование в коллективе такой категории медицинских сестер, которая способна брать на себя ответственность.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наставник дожен:
-
быть один (у определенного числа наставляемых);
-
иметь стаж работы более 15 лет по данной специальности и работы в отделении;
-
иметь высшую квалификационную категорию;
-
пользоваться авторитетом и уважением в коллективе;
-
быть коммуникабельным; уметь обучать людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Голенков А.В. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у медицинских сестер // Главная медицинская сестра. – 2009. – № 11. Страницы 72-95.
-
Козлов А.Б., Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Традиции наставничества в Республиканской психиатрической больнице // Сестринское дело в психиатрии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары, – 2006.
-
Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте // Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы: труды междунар. науч.-практ. конф. (27-28 апреля 2005 г., СПб., СПбГМА им. И.И. Мечникова).
-
Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Обучение и наставничество среднего медицинского персонала // Третий съезд психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской Республики: тез.докл. – Чебоксары, 2005.
УДК:
616.31
Мальковская О. С. старшая медицинская сестра взрослого лечебного отделения № 2, ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская стоматологическая поликлиника № 1», 445042, г. о. Тольятти, ул. Свердлова, д. 9, E-mail: parfenovaolgas@gmail.com
Ключевые слова:
наставник, адаптация, молодой специалист, дезинфекционные мероприятия, обучение и саморазвитие
В статье отражен опыт наставничества медицинской сестры во взрослом лечебном отделении № 2, профессиональная подготовка и адаптация молодых специалистов в отделении, предполагающая передачу знаний, опыта и навыков наставника. Цели и задачи обучения специалиста со средним профессиональным медицинским образованием. Основные критерии, позволяющие стать наставником.
Литература:
1. Голенков, А. В. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у медицинских сестер / А. В. Голенков // Главная медицинская сестра. — 2009. — № 11. — С. 72–95.
2. Ронжина, Л. Г. Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте / Л. Г. Ронжина, А. В. Аверин // Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы: труды международной научно-практической конференции. — СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2005. — С. 45–48.
Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Еще одна проблема — недостаточная практическая подготовка студентов, которые могли бы в полном объеме выполнять свою работу сразу же после окончания медицинского колледжа. Ни один медицинский работник после получения диплома об образовании не готов к ответственной и качественной профессиональной деятельности. Повышение качества сестринского обслуживания, манипуляций и навыков возможно в формах менторства и наставничества. Не менее важно и решение вопроса о том, как удержать молодых специалистов на рабочем месте [2].
Как правило, в первые трудовые будни в медицинской организации новички опасаются больше всего не справиться со своими обязанностями, обнаруживают недостаток своих знаний, умений, навыков. Знание психологии взаимоотношений работников по отношению к нововведениям и рискованным решениям руководства поможет Совету сестер, сестринскому руководителю (наставнику) легче ориентировать, мотивировать и ставить цели перед персоналом.
Наставник — это медицинская сестра с опытом работы, педагогическими способностями, которая добровольно несет ответственность за клиническую адаптацию специалиста индивидуальным образом. Личностные качества наставника — это терпение, энтузиазм, высокое самосознание, способность к авансированной похвале.
Функции наставника: оценка потребности в помощи, постановка целей обучения, установление обратной связи, планирование сроков, прогноз обучения, контроль, оценка результатов.
Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по модели «расскажи — покажи — сделай» [1].
Критерии для роли наставника:
— наличие знаний и опыта работы;
— умение передавать знания, демонстрировать высокое качество учебных методов;
— помощь в адаптации к новой организации (коллективу);
— ответственность и организованность;
— действовать в качестве положительной ролевой модели.
Преимущества наставничества:
Для Цитирования:
Мальковская О. С., Наставничество как метод обучения и развития специалистов сестринского дела в стоматологическом кабинете взрослого лечебного отделения № 2. Медсестра. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
-
Наставничество
Веду
наставническую работу с учащимися
мед.колледжа и студентами медицинской
академии, проходящими практику. Знакомлю
их с работой постовой медсестры отделения,
с ведением документации, обучаю
практическим навыкам.
Провожу стажировку
молодых специалистов на рабочем месте,
помогаю им овладеть профессией медсестры.
Обмениваюсь приобретённым опытом и
знаниями со своими коллегами.
-
Профилактическая деятельность и работа по укреплению здоровья населения Проведение противоэпидемиологических мероприятий.
Согласно СП
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность», приказам
№215 МЗ РФ от 14.04.79. «Организация и
проведение санитарно-гигиенических
мероприятий по профилактике внутрибольничных
инфекций в ЛПУ, в отделениях хирургического
профиля, в палатах и отделениях реанимации
и интенсивной терапии», №408 МЗ СССР от
12.07.89. «О мерах по снижению заболеваемости
вирусными гепатитами в стране»,
СП
3.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита
В» в отделении осуществляется: обязательный
медосмотр перед приемом на работу,
ежегодные медосмотры, ежегодный
инструктаж по приказам.
Строго соблюдаю
правила асептики и антисептики,
санитарно-эпидемиологический режим в
отделении:
—
провожу осмотр на педикулез и чесотку
при поступлении, и раз в 10 дней;
—
наблюдаю за чистотой и порядком в
палатах, за личной гигиеной пациентов,
за сменой нательного и постельного
белья раз в 7 дней, и по мере загрязнения;
—
контролирую проведение текущей,
ежедневной и генеральной уборок палат,
кабинетов и помещений:
— ежедневная
уборка палат проводится двукратно с
применением дез.растворов,
с последующим кварцеванием и проветриванием;
— в течение
дня в процедурном, перевязочном и
манипуляционных кабинетах проводятся:
а)
предварительная уборка, утром до начала
работы;
б) текущая
уборка, выполняется во время манипуляций;
в)
послеоперационная уборка, проводится
в промежутках между манипуляциями,
после каждого пациента;
г)
заключительная уборка, выполняется в
конце рабочего дня, после окончания
процедур и манипуляций;
— генеральная
уборка палат проводится раз в месяц,
а
послеоперационных палат, процедурного,
манипуляционного и перевязочного
кабинетов – раз в неделю с обязательным
чередованием дез.растворов, с последующим
кварцеванием и проветриванием;
перед
кварцеванием лампа обтирается 70% спиртом,
арматура — дезраствором, равноценным
3% раствору хлорамина;
—
фиксирую нарастающий временной итог
работы ультрафиолетовых бактерицидных
установок в специальных журналах;
—
слежу за маркировкой емкостей для
дез.растворов и уборочного инвентаря
с указанием помещения и вида уборочных
работ;
—
провожу смену дезинфицирующих растворов
по утрам и по мере загрязнения согласно
приложенной к ним инструкции;
—
использованный медицинский инструментарий
обрабатываю согласно ОСТу 42-21-2-85
«Стерилизация и дезинфекция изделий
медицинского назначения. Методы, средства
и режимы.» с последующей постановкой
азопирамовой пробы для проверки качества
предстерилизационной очистки. Контролю
подлежит 1% одновременно обработанных
изделий одного наименования, но не менее
3-5 единиц. Результат читается в течение
одной минуты. При наличии розового
окрашивания (присутствие остатков
моющего средства), либо фиолетового
окрашивания (скрытая кровь) вся партия
инструментов обрабатывается повторно.
Ежедневно осуществляю
контроль стерилизации при помощи
современных тест — индикаторов, результаты
фиксирую в журнал контроля стерилизации
мед.инструментария и операционного
белья.
Ежемесячно старшей
медсестрой отделения проводится контроль
санитарного фона процедурного кабинета,
смывы на условно-патогенную флору (УПФ)
и стафилококк, пробы воздуха на общее
микробное число (ОМЧ) и патогенный
стафилококк;
еженедельно
проводится забор перевязочного материала
на стерильность.
При высевах
патогенной микрофлоры проводятся
разборы в отделении, генеральная уборка
с последующими повторными смывами,
дополнительно назначается техучеба,
проводится инструктаж с последующей
сдачей зачета.
Контроль
санитарного фона процедурного кабинета
2 поста
таблица№8
2 пост |
2009г. |
2010г. |
2011г, |
Смывы с предметов оборудования и |
60 проб — отрицательны |
60 проб — отрицательны |
60 проб- отрицательны |
Пробы воздуха и |
12 проб – количество колоний нормы |
12 проб – количество колоний нормы |
12 проб- количество колоний пределах нормы |
Забор материала на |
46 проб – стерильные |
46 проб – стерильные |
46 проб- стерильные |
Азопирамовая |
760проб – отрицательные |
760 проб – отрицательные |
760 проб- отрицательные |
Вывод:
санитарный фон в кабинете благоприятный,
т.к. соблюдаются
все
моменты санэпидрежима. Современные
дезинфицирующие средства имеют
технологическую, удобную в применении
и долговременную в хранении форму:
таблетки, готовые к применению жидкие
концентраты.
В
настоящее время широко применяются
дезинфицирующие средства, позволяющие
совмещать дезинфекцию изделий медицинского
назначения с предстерилизационной
обработкой, такие как «Велтолен»,
«Бианол», «Ника-Дез», сульфахлорантин.
В
процессе лечебно- диагностического
выскабливания широко используется
гистероскоп, для дезинфекции и стерилизации
которого применяются современные
дезсредства: «Сайдекс», «Тримицид».
Рабочие растворы этих средств можно
использовать многократно (до 14 суток)
до изменения внешнего вида раствора,
что экономично в применении.
21
Согласно СП
2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к обращению с медицинскими
отходами» все отходы в отделении
сортируются по классам, сбрасываются
в промаркированные емкости, мешки.
Сведения о выносе отходов фиксируются
в соответствующем журнале.
Классификация
отходов.
Класс А — неопасный
(белый цвет). Отходы, не имеющие контакта
с биологическими жидкостями пациентов,
инфекционными больными, нетоксичные
отходы.
Класс Б – опасные
(жёлтый цвет). Потенциально инфицированные
отходы. Материалы и инструменты,
загрязнённые выделениями, в том числе
и кровью. Выделения пациентов.
Патологоанатомические, органические
операционные отходы.
Класс В – чрезвычайно
опасные (красный цвет). Материалы,
контактирующие с больными особо опасными
инфекциями.
Класс Г – отходы,
по составу близкие к промышленным
(чёрный цвет). Просроченные лекарственные
средства, отходы от лекарственных и
диагностических препаратов, дезсредства,
неподлежащие использованию, с истекшим
сроком годности. Цитостатики и другие
химические препараты. Ртутьсодержащие
предметы, приборы и оборудование.
Класс Д –
радиоактивные отходы.
Обработанный
перевязочный материал и кровь
обеззараживаю, помещаю в пакеты и
промаркированные емкости соответствующего
желтого цвета и утилизирую в уличный
контейнер с отходами класса Б.
Тщательно
соблюдаю меры эпидемиологической
предосторожности при работе с любой
пациенткой, потенциально контаминированными
предметами и оборудованием. Во время
проведения любой процедуры или манипуляции
использую перчатки, маску, защитные
очки, халат во избежание проф. заражений.
Особое внимание уделяю обработке рук
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Наставничество. Функции медсестры приемного покоя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель наставничества — повышение профессионального мастерства молодых специалистов (врачей, медицинских сестер) в первые 2 года их работы в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни, приобретение или совершенствование индивидуальных знаний, умений, навыков.
Областная больница является базой для прохождения практики студентов Сахалинского базового медицинского колледжа. Сотрудники нашего отделения стараются передать свои знания студентам, приходящим на практику в отделение. Наглядно показывают выполнение лечебных и диагностических манипуляций.
От практической подготовки будущего медицинского работника зависит, насколько профессионально он будет подходить к своим обязанностям по окончании учебного заведения.
Также, я, как и другие медицинские сёстры, выступаю в роли наставника медицинских сестёр, приходящих на работу в приёмное отделение. Знакомлю их со спецификой нашей работы, помогаю им почувствовать себя полноправными членами коллектива.
Медицинская этика и деонтология
Этика — философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Этика оценивает поведение человека другими людьми или самим человеком. К ней относятся: долг, честь, совесть, достоинство. Долг является одной из важнейших категорий этики и заключается в том, что бы отдать все свои силы, знания для здоровья человека.
Деонтология — наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведение медицинского работника, является частью сестринской этики.
Соблюдение деонтологических требований в равной степени обязательно для медицинских работников всех категорий, в том числе для медицинских сестер.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:
Гуманность и милосердие, любовь и забота [https://referat.bookap.info, 9].
Сострадание.
Доброжелательность.
Бескорыстие.
Трудолюбие.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Необходимо помнить, что медицинская тайна является медицинской профессиональной тайной не только для врача, но и для всех других должностных лиц, работающих в системе здравоохранения. Все медицинские работники обязаны сохранять медицинскую тайну — не разглашать ставшие известными им сведения о заболевании, профессиональной деятельности, интимной и семейной сторонах жизни пациента. Все мы знаем, как важно первое впечатление в формировании мнения о том или ином человеке, событии, месте.
Приёмное отделение — это подразделение, в котором происходит первое знакомство больных с персоналом лечебного учреждения и больничной обстановкой и нередко по приёмному отделению, по тому, как организована его деятельность, население судит о постановке лечебного процесса в учреждении в целом. Работа приёмного отделения должна быть организована так, чтобы родственники пациентов ушли домой с чувством уверенности и сознания того, что их близкий человек остался в окружении внимательных и заботливых людей, знающих своё дело специалистов. Всем своим поведением и стилем работы медицинский персонал обязан внушать больному и его родственникам веру в то, что ни одна мелочь не ускользнет от их внимания, все будет учтено, обследование больного будет произведено на самом высоком уровне и результаты лечения будут благоприятными. В приёмном отделении больной впервые встречается с медицинским персоналом и знакомится с новыми для него больничными порядками. При первом же знакомстве с больным персонал должен проявить к нему теплоту и чуткость.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Утверждено Президиумом
ОК Профсоюза от 14.02.2019г. № 26
I. Общие положения
1. Наставничество производственно-общественное движение, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов или иных работников, вновь принятых в учреждение и проходящих адаптацию к новой работе. Это школа практического профессионального обучения, воспитания, вхождения в трудовой коллектив.
2. Цель наставничества — повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые три года их работы, помощь в овладении нормами медицинской этики и деонтологии, корпоративной культуры, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации, содействие в приобретении или совершенствовании профессиональных теоретических и практических знаний и умений.
3. При необходимости наставничеством могут быть охвачены принятые на работу, уже имеющие опыт работы специалисты с целью изучения специфики новой работы и адаптации в коллективе.
4. Наставником может быть руководитель структурного подразделения, старшая медицинская сестра отделения, старшая акушерка, опытный, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, специалист соответствующего профиля со стажем работы не менее 7-10 лет.
5. Кандидатуры наставников определяются главным врачом в соответствии с уровнем профессионализма, высокой квалификацией и особыми личностными качествами: позитивным стилем общения и мировосприятия, педагогическими навыками, умением решать проблемы, способностью выделять приоритеты, с личным влиянием и авторитетом среди коллег.
6. Списочный состав наставников и Совета наставников утверждаются приказом главного врача и оформляются приложением к Коллективному договору медицинской организации, как и само положение о наставничестве.
7. За наставником закрепляется не более двух молодых специалистов.
8. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении несет заведующий отделением, старшая медицинская сестра.
9. Руководитель структурного подразделения утверждает индивидуальный план наставничества, старшая медицинская сестра проводит инструктаж наставников и молодых специалистов, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником, осуществляет систематический контроль за ходом непрерывного профессионального обучения.
10. Критериями соответствия роли наставника следует считать: передачу знаний и опыта в профессиональной деятельности; умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; способность применять современные подходы и новые формы обучения; служить положительным примером в профессии и общении.
11. На весь период наставничества между наставником и молодым специалистом заключается соглашение (приложение к Положению о наставничестве) о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами.
12. Молодой специалист выполняет план своей работы, готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
13. Наставник составляет свой план и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста, готовит ежеквартальные и годовые отчеты о работе.
14. Совет наставников работает в соответствии с Регламентом, утвержденным в учреждении.
15. Администрация, профсоюзный комитет поощряет морально и материально наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.
16. Профсоюзная организация содействует всеми средствами в повышении профессионального уровня специалиста, мотивирует его к вступлению в Профсоюз и направляет усилия на профессиональное и общественное продвижение работника.
II. Цели наставничества
1. Подготовить молодых специалистов к самостоятельной работе по специальности и профессии.
2. Повысить профессиональный уровень специалистов, их теоретических знаний и практических навыков.
3. Воспитать настоящего врача, специалиста сестринского дела, как человека, верного своей профессии.
4. Сохранить преемственность между поколениями медицинских работников, передачу опыта, традиций, взаимную поддержку и стабильность кадрового потенциала в коллективах.
III. Задачи и направления работы
1. Четкая организация и систематическое проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в овладении профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в профсоюзном движении и общественной жизни организации, приобретении индивидуальных знаний, умений и навыков.
2. Воспитание на примерах работы лучших работников организации, достигших высоких производственных показателей.
3. Ознакомление с историей учреждения, спецификой работы по специальности, этапами его деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.
4. Организация и проведение трудовых праздников (посвящение в профессию, первый рабочий день, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).
5. Использование личного примера наставника в труде и воспитании молодых специалистов.
6. Общение во внерабочее время, ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки и содействия молодому специалисту в решении сложных для него непроизводственных проблем.
7. Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы и в члены научных обществ.
8. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов лечения, диагностики и профилактики.
9. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.
10. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.
11. Ведение установленной документации (планы, дневник наставника и др.).
12. Подведение итогов работы по наставничеству ежеквартально и за соответствующий год.
13. Материальное и моральное стимулирование и поощрение наставничества.
IV. Обязанности
В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим положением о наставничестве, решениями Совета наставников, локальными актами учреждения, Коллективным договором.
Наставник обязан:
- максимально индивидуализировать процесс обучения и воспитания молодого специалиста;
- составлять индивидуальный план работы с молодым специалистом;
- знакомить молодого специалиста с целями и задачами деятельности учреждения, производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры, традициями в коллективе;
- знакомить с требованиями по основной работе по специальности, охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором;
- проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого специалиста, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- просто и доступно заострять внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, поддерживать, помогать утвердиться в профессиональном мастерстве;
- получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и о других его личностных способностях и развивать их;
- предоставлять отчет о работе наставника ежеквартально и по итогам года ответственному лицу по структурному подразделению и в Совет наставников.
Молодой специалист обязан:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией, трудовым договором, Коллективным договором, локальными актами учреждения и указаниями наставника;
- в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить положения Устава организации, получить и использовать в работе необходимую информацию о действующих законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность организации и конкретного специалиста;
- постоянно взаимодействовать со своим наставником, максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в организации, уточнения неясных для себя вопросов производственной деятельности;
- стремиться приобрести навыки и умения в профессиональном труде;
- выступать с инициативами и занимать активную общественную позицию.
V. Права и ответственность
Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности работников медицинских организаций, определенных законодательством Российской Федерации, а также локальными актами учреждений и соответствующими должностными обязанностями.
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
__________________________
_________________2019 г.
ПЛАН
работы по наставничеству ____________________________________
на 2019 – 20__ годы
№ п/п |
Наименование |
Дата проведения |
Ответствен-ное лицо |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Методические рекомендации по наставничеству: составление планов, ведение документации, функции, задачи и роль наставника |
|||
2. |
Обсуждение работы совместно со старшими медсестрами |
|||
3. |
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка |
|||
4. |
Ознакомление с функциональными обязанностями |
|||
5. |
Беседы по этике, деонтологии, психологии больного человека |
|||
6. |
Изучение приказов по санитарно-противоэпидемическому режиму |
|||
7. |
Непрерывный процесс обучения (чтение медицинской литературы, изучение новых технологий, посещение и участие в работе конференций, прослушивание и чтение лекций и др.) |
|||
8. |
Профессиональное мастерство; отработка технических навыков в соответствии со стандартами |
|||
9. |
Контроль за работой наставников: оценка выполнения учениками практических навыков, оформления документации |
|||
10. |
Совместные беседы наставляемых и наставников: а) о трудностях в работе б) о повышении профессионального мастерства в практической деятельности медсестры в) обмен опытом работы |
|||
11. |
Повышение квалификации, освоение смежных профессий |
|||
12. |
Санитарное просвещение. Документация. Профилактическая работа по основам здорового образа жизни |
|||
13. |
Подведение итогов работы за год |
|||
14. |
Оформление протоколов собраний по наставничеству |
|||
15. |
Составление плана работы на следующий год |
|||
16. |
Охрана труда |
Председатель Совета наставников
Подпись наставника
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
__________________________
___________________2019г.
План
наставника (ФИО) _____________________________
по работе с молодым специалистом (ФИО) ___________________________
на 2019-20__ гг.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки испол-нения |
Ответ-ствен-ный |
Отметка об испол-нении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка органи-зации, трудовой дисциплиной в коллективе. |
|||
2. |
Изучение действующих нормативных документов по: • санитарно-противоэпидемическому режиму; • охране труда; • проблемам организации здравоохранения. Изучение иных приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению обязанностей данным специалистом. |
|||
3. |
Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста. |
|||
4. |
Диспансеризация больных, порядок ее проведения и оформление медицинской документации. Специальные навыки по профилю больницы. Порядок предоставления отчетов в кабинет медицинской статистики. |
|||
5. |
Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии. |
|||
6. |
Оказание консультативной помощи в работе по специальности. |
|||
7. |
Изучение медицинской литературы. |
|||
8. |
Посещение конференций и семинаров (лекций). |
|||
9. |
Ознакомление с положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни. |
|||
10. |
Контроль за своевременным прохождением наставляемыми медицинских осмотров. |
|||
11. |
Участие в проводимых в организации конкурсах, других общественных мероприятиях (вечера отдыха, спортивные соревнования). |
|||
12. |
Ведение документации по наставничеству. |
|||
13. |
Обновление стенда по наставничеству. |
|||
14. |
Участие в заседаниях совета наставников для координации работы. |
|||
15. |
Организация работы по оказанию молодым специалистам помощи в овладении профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, в повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни учреждения. |
|||
16. |
Оформление альбома по истории организации. |
Председатель Совета Наставников
СОГЛАШЕНИЕ о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым специалистом
Я, наставник, беру в ученики
и обязуюсь оказывать помощь в процессе овладения профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, в повышении образовательного и культурного уровня, адаптации в коллективе.
Дата
_________________________________
подпись наставника
Я, молодой специалист, обязуюсь владеть необходимыми профессиональными навыками, изучить цели и задачи стационара, максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией.
Дата
____________________________________
подпись молодого специалиста
Заведующий(ая) отделением
Главная медсестра
Итоги индивидуальной подготовки молодого специалиста, в отношении которого осуществлялась наставничество
Молодой специалист _________________________________
Специальность ______________________________________
Наставник __________________________________________
Дата приема на работу ________________________________
№ п/п |
Мероприятия по плану |
Дата проведения |
Оценка |
Итоговая оценка и рекомендации по дальнейшему трудоустройству:
1.
2.
Подписи членов комиссии