Как написать проект для нко

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section navigation

Структура
раздела

Следующая статья

right arrow

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

  • достижима;
  • конкретна;
  • измерима;
  • реалистична;
  • ограничена во времени.

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы. 

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего

Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта

Разработка программ и проектов развития некоммерческих организаций

Программа некоммерческой организации является очень важной составляющей деятельности любой НКО, независимо от организационно-правовой формы организации. Программа НКО принимается высшим органом некоммерческой организации и является одним из важнейших инструментов управления. В частности, ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ напрямую обязывает все Благотворительные Фонды разрабатывать и руководствоваться программами деятельности Благотворительного Фонда с прилагающимся к ним финансовым планом (запланированным бюджетом). 

Однако, не все организации понимают важность данного положения и на практике пренебрегают разработкой программ и планированием бюджета. Кто-то владеет недостаточной информацией об алгоритме составления программ. Поэтому в данной статье мы разберем основные аспекты работы с программами для НКО и рассмотрим следующие вопросы.

  1. О программе НКО простыми словами
  2. Создание программы НКО
  3. Как составить бюджет программы НКО?
  4. Формула грамотно составленного бюджета НКО

Программа некоммерческой организации

Программа в НКО – это инструмент конкретизирования положений Устава, она имеет созвучные Уставу цели и задачи. С её помощью высший орган управления некоммерческой организацией (Учредитель, Общее собрание, Совет, Президиум и т.д.) ставит перед организацией решение конкретных задач и формирует необходимые для этого средства. При этом законом не предусмотрено обязательных требований к форме и структуре программ. 

Предлагаем вашему вниманию следующее условное деление программ по уровням и продолжительности.

По делению по уровням различают:

  • международные программы;
  • национальные (федеральные) программы;
  • межрегиональные программы;
  • региональные программы;
  • местные — районные, муниципальные, дворовые программы;
  • программы отдельных организаций и учреждений.

Так же все программы можно разделить по их продолжительности:

  • Долгосрочные – программы, рассчитанные на один год и более. Например, долгосрочная программа развития некоммерческой организации, может быть расписана на три года вперед, при этом организация составляет конкретный план действий для своего дальнейшего развития, описывает возможности привлечения новых жертвователей, расширение целевой аудитории, намечает проведение конкретных мероприятий для достижения поставленной цели. А также составляет смету предполагаемых доходов и расходов организации.   
  • Краткосрочные – программы, как правило имеют одну конкретную задачу или цель, осуществимую в ближайшем будущем. Например, адресная программа помощи определенному человеку. Сбор денег на лечение конкретного ребёнка с указанием конкретных мер оказываемой медицинской помощи, стоимостью лечения и порядком расходования собранных средств. 

Создание программы некоммерческой организации

Для понимания алгоритма создания программы, разделим ее на четыре основных этапа:

Первый этап — детальное рассмотрение ситуации:

→ анализ проблемы, на решение которой ориентирована программа;

→ сбор информации о существующей практике решения проблемы;

→ поиск единомышленников и жертвователей. 

Второй этап – разработка

→ установление целей, задач и методов работы;

→ обсуждение идей и определение ожидаемых результатов.

Третий этап —  конкретизация   

→ описание программы; 

→ формирование команды и распределение ответственности; 

→ представление программы партнерам, спонсорам, средствам массовой информации;

→ утверждение программы руководящим органом.

Четвертый этап – организация действий

→ формирование плана действий; 

→ определение фронта работ и вакансий; 

→ формирование бюджета; 

→ представление программы сообществу, клиентам?/?целевым группам.

Обратите внимание, что при составлении программы обязательно нужно отразить ряд вопросов:

  1. Как называется программа?
    → Краткое понятное название, отображающее ее направленность.
  2. Период осуществления?
    → Конкретное указание времени/ срока в течении которого осуществляется программа.
  3. Кем утверждена программа?
    → Уполномоченный орган, т.е. высший орган управления НКО (общее собрание, правление, совет и т.д.)
  4. Цели и задачи?
    → Основная цель?/?цели программы (ожидаемый результат) и конкретные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели?/?целей.
  5. Целевая группа?
    → Чьи интересы затрагивает программа и кому полезна ее реализация. 
  6. Методы реализации?
    → Технологии и методы, используемые для осуществления поставленных целей и задач, при использовании инновационных методов, необходимо обосновать их новизну.
  7. Особенности программы?
    → Чем программа выгодно отличается от других, в чем ее эффективность, уникальность и особенность.
  8. Бюджет?
    → Планируемые расходы на реализацию проекта, смета. Какие финансовые ресурсы необходимые для реализации программы уже имеются и какое количество денежных средств требуется еще привлечь. 
  9. Ожидаемый результат?
    → Какие изменения произойдут благодаря реализации программы.

В зависимости от формы и целей НКО оцениваются следующие критерии:

  1. Какие изменения произойдут для общества/целевых групп людей в связи с достижением цели программы. 
  2. В какой мере будет решена поставленная задача, полностью или частично. 

Программы и проекты НКО

Бюджет НКО

Итак, мы выяснили, что, несмотря на отсутствие законодательно закрепленных требований к форме и содержанию программы НКО, существуют условные этапы создания программы и ее обязательные составляющие, такие как цели, сроки, механизмы реализации, определение целевой аудитории и т.д., но одной из самых важных частей программы несомненно является именно бюджет, на котором мы остановимся более подробно. Существует несколько видов бюджета, но сегодня нас интересуют только два из них – Бюджет НКО и бюджет отдельной программы НКО.

Бюджет НКО — письменный документ, финансовый план предполагаемых доходов и расходов за определенный период времени, обычно за год, который утверждается вместе с содержательной программой НКО до начала года уполномоченным органом управления НКО (Общим собранием, Президиумом и т.д.) и соответствует Уставу НКО. В течение года уполномоченным органом могут вноситься изменения в бюджет. В конце года утверждается отчет о выполнении плана и годовой бухгалтерский баланс (отчет о реальных поступлениях и расходовании средств в организации).

Формирование бюджета так же, как и составление программы для НКО, можно разбить на определенные этапы:

  • Сбор всех необходимых данных для формирования бюджета;
  • Составление расходных планов по направлениям деятельности и по отраслям ответственности;
  • Включениепредполагаемых доходов;
  • Согласование и оформление бюджета;
  • Утверждение бюджета;
  • Исполнение и контроль над выполнением бюджета.

Бюджет программы НКО является неотъемлемой частью бюджета любой некоммерческой организации. Основная цель — распределение собственных средств НКО и средств, предоставленных донором (грантодатель, Благотворительные Фонды и иные организации, частные спонсоры и т.д.), по статьям расходов, для достижения целей и задач программы. Так же, как и программа, финансовый план утверждается высшим органом некоммерческой организации. 

Можно выделить несколько этапов формирования бюджета программы.

Первый этап — расчет

→Первоначальной задачей является просчет не только всех уже имеющихся, но и еще необходимых ресурсов для реализации программы; 

→Расчет минимального и максимального бюджета программы.

Второй этап – индивидуализирующий 

→Необходимо скорректировать составленный бюджет программы под конкретного донора. 

→ На данном этапе нужно быть максимально внимательными, здесь важно выяснить для себя следующие вопросы: 

  1. Какие статьи будут финансироваться донором? 
  2. Есть ли ограничения? Например, жертвователь может отказаться оплачивать зарплаты сотрудников или расходы на услуги типографии;
  3. Нужны ли собственные вложения? Если да, то сколько и в какой форме (денежные средства, волонтерский труд и т.д.);
  4. По какой форме будет заключен договор с донором? Лучше всего заблаговременно ознакомится с договором, чтобы выяснить будут ли поступленияпо договору облагаться налогом;
  5. В каком порядкебудет происходить перечисление денежных средств?  
  6. В какой форме и в какие сроки будет происходить отчетность перед жертвователями? 
  7. Встречаются случаи, когда у донора разработана своя форма финансового плана программы, в этом случаенекоммерческой организации, получающей пожертвования необходимо будет подстроиться? Чаще всего это случается в случаях, когда спонсором является иностранный Фонд.

Эти и многие другие вопросы, требуют максимальной концентрации на данном этапе.

Третьи этап — корректировочный

→Корректируем, уточняем, приходим к компромиссу, согласовываем бюджет программы с донором;

→На данном этапе очень важно оценить конечный бюджет и ответит на следующие вопросы:

  1. Сколько средств готов выделить спонсор?
  2. Что и насколько нужно сократить? 
  3. Возможно ли в случае, «урезания» бюджета качественно реализовать программу?

→Если это сделать невозможно, то на данном этапе исходом может стать отказ от финансирования конкретно выбранным донором за невозможностью реализации программы на предлагаемых условиях.

Четвертый этап — реализация

→ Если Вы на данном этапе, то вы пришли к соглашению с донором, получили нужное финансирование вашей программы и теперь находитесь в процессе ее реализации. Здесь важно следить за соотношением расходов с согласованным бюджетом и своевременно вносить корректировки, если они нужны.

Пятый этап – завершающий 

→ Отчетность о проделанной работе, данная процедура является обязательной как при составлении бюджета, так и при составлении самой программы НКО.

Подводя итоги, хочется сказать, что важно помнить о том, что, если в некоммерческой организации отсутствует программа деятельности и бюджет, необходимо обеспечить их восстановление. Качественно составленная программа и хорошо продуманный бюджет в несколько раз упростит и оптимизирует работу любой НКО.

Формула грамотно составленного бюджета НКО

Над составлением и формированием бюджета НКО нередко работает огромное количество людей, ведь необходимо не просто составить бюджет, а продумать и оценить каждую деталь, чтобы оптимизировать рабочий процесс для развития Вашей организации. Финансовый план должен только соответствовать требованиям действующего законодательства, но и отражать все необходимые расходы НКО. При этом необходимо отметить главные отличительные признаки грамотно составленного бюджета:

  1. Структурированность
    → Использование специальных компьютерных программ (Excel, OpenOfficeCalc и т.д.). С их помощью можно минимизировать риск возникновения ошибок и при необходимости быстро внести корректировки в расчеты.
  2. Точность
    → Достоверный расчет цен без их завышения или занижения, по всем статьям расходов и доходов. Возможно с учетом инфляции. 
  3. Созвучность
    → Запланированные расходы должны соответствовать долгосрочным и краткосрочным целям некоммерческой организации.
  4. Дальновидность
    → При планировании бюджета необходимо учитывать экономические, политические, экологические и иные факторы внешнего воздействия. Опираясь при этом на реальную и прогнозируемую действительность.
  5. Прозрачность
    → Бюджет должен отражать все существующие внутренние обязательства, такие как заработная плата сотрудников, аренда офиса и т.д. и внешние договоренности, например, с жертвователями.

С этой непростой задачей Вам помогут справиться наши бухгалтеры и юристы, которые всегда ответят Вам на интересующие Вас вопросы и обязательно помогут с разработкой необходимых программ и бюджета для Вашей организации. Которые будут соответствовать не только нормам закона, но и всем выше перечисленным стандартам качества. 


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам может быть интересно:

  • Юридическое сопровождение НКО
  • Фандрайзинг НКО
  • 7 способов развития НКО
  • Гранты НКО

Сконцентрироваться на одном проекте

НКО часто спрашивают, можно ли вести одновременно два краудфандинговых проекта. Это не запрещено, но лучше сконцентрироваться на чем-то одном, особенно если НКО запускает проект впервые. Здесь действует правило «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Даже один проект будет требовать очень много времени и сил – не только по упаковке, но и по продвижению.

Краудфандинговая площадка – это не сообщество кошельков, как иногда кажется людям со стороны.

Это прежде всего сервис, который позволяет встретиться вам как автору идеи и вашим сторонникам, которые могут вас поддержать. По мировой оценке краудфандинговых площадок, сама площадка дает примерно 20-30% своей аудитории.

У Planeta.ru уже больше 1 млн 100 тыс. зарегистрированных пользователей, и действительно, многие люди поддерживают проекты во второй, в третий раз. Мы тоже заинтересованы в том, чтобы кампании становились успешными и можем подключиться к продвижению интересного проекта. Если проект собрал не меньше 20% нужной суммы, мы можем включить его в рассылку и осветить в соцсетях Planeta.ru, но нужно четко понимать: большая часть работы лежит на конкретном сотруднике организации, который ведет сбор.

Фото: Kaleidico / Unsplash.com

Некоторые НКО даже берут в штат отдельного специалиста – менеджера краудфандинговых платформ, который занимается только сборами на краудплощадках и сервисах онлайн-пожертвований. Краудфандинг – это инструмент, который завязан не только на финансировании, но и на продвижении: чем больше времени автор готов уделять проекту, тем успешнее он может стать.

Выбрать категорию, в которой будете размещать проект

Некоммерческие организации могут запускать на Planeta.ru проекты в любых категориях. Самые популярные — «благотворительность», «общественные инициативы» и «социальное предпринимательство». Для благотворительных проектов есть льготы: например, авторы получают любую собранную сумму и могут продлевать срок проекта несколько раз. Но не любой проект НКО можно запустить в категории «благотворительность» — это зависит от цели проекта.

Для проектов в категории «общественные инициативы» правила более жесткие. Если автор в течение заявленного срока не соберет необходимую сумму, деньги вернут аудитории. Один раз проект можно продлить на срок, не превышающий изначально заявленный.

Определить свою целевую аудиторию

Во многом успех проекта зависит от того, сформировано ли вокруг автора сообщество. По большому счету, деньги дает вполне конкретное комьюнити, поэтому каждый хороший проект должен удовлетворять потребность этого комьюнити.

Прежде чем продумывать план продвижения своей крауд-кампании, рекомендую всем задать себе вопрос: кто вообще целевая аудитория моего проекта и почему ей будет интересно меня поддержать? Причем аудитория благополучателей и целевая аудитория не обязательно должны совпадать.

Нужно составить ядро целевой аудитории и на основе этого продумывать описание проекта и все остальное.

Будем ли мы обращаться к своему будущему участнику на «ты» или на «вы»? Какую лексику используем? Что предлагаем в качестве вознаграждения? Если наш проект ориентирован на молодых мам, а мы предлагаем спиннеры, возможно, это будет не очень интересно нашей целевой аудитории и конверсия будет ниже.

Фото: Melissa Askew / Unsplash.com

Дать проекту четкое и понятное название

У каждого проекта есть «шапка», в ней – четыре основных видимых элемента: название, краткое описание, финансовая цель и период сбора. Все они должны обязательно друг друга дополнять. Они нужны, чтобы максимально расположить человека к своему проекту, дать ему первичное понимание того, что вы хотите сделать и сколько вам нужно на это денег.

Название должно быть максимально содержательным. Не нужно метафорических и слишком общих названий вроде: «Мы за мир во всем мире». Их можно сохранить для своих публикаций в социальных сетях.

Проект молодых столяров, которые помогали творческому объединению «Круг», назывался «Мебель для мастерской слепоглухих». Они хотели собрать около 200 тыс. рублей. Человек, который заходит на сайт, может ничего не знать про слепоглухих и почему им нужна мебель, но он видит слово «мебель», сумму и соотносит: да, мебель может столько стоить.

Ставить адекватную финансовую цель

Финансовая цель должна четко соотноситься с названием проекта. Нужно объективно оценить ее и понять, насколько она для вас достижима. Людям, как правило, неинтересно подключаться к провальному, как они считают, проекту, поэтому мы рекомендуем минимизировать финансовую цель: лучше собрать какое-то сообщество на краудфандинговой площадке и вместе с ним реализовать не самый амбициозный проект. А уже потом с этими людьми можно работать с помощью, например, рассылок на платформе, делая более масштабные сборы.

Фото: Hannah Busing / Unsplash.com

В краудфандинге не нужна такая детальная смета, как в грантовых заявках, но в описании проекта стоит расписать, на что конкретно вы потратите деньги. Можно сделать разбивку по категориям затрат или инфографику (как сделали, например, в проекте компании «Моторика») – это хорошо работает.

Помнить про обязательные затраты

Финансовая цель всегда больше бюджета проекта. Она включает в себя бюджет, необходимый на реализацию идеи, комиссию платформы и платежных систем. Здесь все зависит от того, в какой категории запускается проект.

Для всех проектов действует правило «50% плюс»: если автор собирает хотя бы половину заявленной суммы и гарантирует, что выполнит свои обязательства, площадка переводит ему деньги, но берет повышенную комиссию 15% (это сбор платформы и комиссия платежных агрегаторов). Если автор достигает 100% или больше, комиссия составит 10%. Если проект запускается в категории «благотворительность», там нет комиссии Planeta.ru, но есть комиссия, которая идет на покрытие операционных расходов, — 5,9%.

Еще с собранной суммы нужно будет заплатить налог. Здесь все индивидуально. Какие-то НКО проводят сбор на краудфандинговой площадке как пожертвование и налог не платят. Другие – как продажу. Тогда они платят налог, его размер зависит от системы налогообложения конкретной НКО. Если деньги собирает активист как физическое лицо, налог составит 13%.

Еще стоит просчитать затраты на вознаграждения. Во-первых, могут быть затраты на производство – например, если организация делает благотворительный календарь. Некоторые вознаграждения нужно доставлять – за счет получателя или за свой счет, когда стоимость доставки уже включена в стоимость вознаграждения. Например, автор виртуального музея резных наличников Иван Хафизов, который часто делает крауд-кампании на Planeta.ru, предлагает несколько лотов по разным ценам: календарь с доставкой по Москве, самовывоз, доставка за рубеж.

Не затягивать сбор

Лучше не ставить слишком долгие сроки проекта. Бывает, человек заходит на страницу, и, может быть, ему близка идея автора, но он видит, что до конца проекта еще три месяца. Он думает: «В этом месяце кризис, поддержу позже».

Специально для таких случаев мы сделали кнопку внизу шапки «напомнить о проекте». Человеку через какое-то время приходит письмо с напоминанием, что ему понравился проект и можно вернуться на сайт и поддержать. Но этой кнопкой мало кто пользуется: все-таки люди принимают решение о поддержке, как правило, сиюминутно. Поэтому некоторые авторы идут от противного и запускают экстремально короткие сборы: неделя или две.

Фото: Allef Vinicius / Unsplash.com

Срок проекта должен сочетаться с заявленной финансовой целью. Если она очень масштабная – несколько миллионов – логично, что на сбор потребуется больше времени.

Как правило, сбор похож на аритмическую линию, он идет этапами: иногда за день получается собрать достаточно много, а следующие несколько дней идет проседание.

Можно разделить финансовую цель на примерное количество дней кампании и понять условный KPI. Например, запускаем проект на 200 тыс. на 40 дней – ежедневный KPI составит 5 тыс. рублей. Эта цифра нужна хотя бы для себя, чтобы понимать, как выстраивать продвижение.

Не лениться и снять видеоролик

Видеообращение – один из основных элементов крауд-кампании, но НКО им часто пренебрегают и ставят на заглушку просто фотографию. Если сбор адресный, это нормально. Но если проект более системный, требующий объяснения, лучше потратить время и сделать видеоролик. По нашим наблюдениям, проекты с качественным видео, как правило, в два раза чаще становятся успешными.

Далеко не все люди любят читать длинные тексты – некоторым проще посмотреть видео. Тем более ролик может дополнительно раскрывать потенциал проекта. По сути, видео – это самая творческая часть кампании, где мы можем показать себя, свою команду, подопечных.

Видео влияет не только на упаковку, но и на продвижение. Хорошо «заходят» обращения просто в формате говорящей головы, когда лидер организации рассказывает о проекте. Видеоконтент быстрее находит охват в социальных сетях, чем текст с фотографией.

Если ролик снят хорошо, вполне возможно, что впоследствии его будут использовать СМИ и блогеры. Например, ролик Гузели Санжаповой, в котором показывали деревню Малый Турыш, транслировали на «Дожде».

Описать свой проект простыми словами

Описание лучше всего подавать в формате сторителлинга, когда лидер НКО, подопечный, волонтер или кто-то еще рассказывает свою историю. Людям гораздо лучше «заходят» истории, рассказанные простым человеческим языком. В описании нужно избегать сложных слов, канцеляризмов, оборотов типа «в рамках проекта».

Мы рекомендуем еще до начала кампании показать описание людям, которые не связаны с вашей организацией, потому что часто мы говорим на профессиональном языке, который понятен далеко не всем.

На нашей платформе краудпродюсер.рф описанию текстов посвящен отдельный бесплатный курс «Копирайтинг в крауд-кампании». Там много полезной информации, перед стартом советую его посмотреть.

Уделить внимание фотографиям и картинкам

Как бы хорошо вы ни писали, людям бывает сложно продраться сквозь простыню текста. Мы руководствуемся правилом «лучше один раз увидеть, чем семь раз написать».

В идеале – через каждый один-два абзаца должно идти изображение. Здорово, если у НКО есть дизайнер или они обратятся на платформу интеллектуального волонтерства (например, ProCharity) и попросят сделать им оформление для проекта. Это могут быть не только фотографии, но и инфографика или плашки, которые отделяют один фрагмент текста от другого (как сделали в проекте «Картонный дом»).  Проект смотрится гораздо лучше, когда все сделано в едином стиле.

Придумать классные вознаграждения

Вознаграждения – это то, что отличает краудфандинг от обычного сбора на сайте. Мне вообще очень нравится сам механизм краудфандинга, который основан на благодарности. Прежде чем мы что-то попросим, мы готовы подарить подарок. В целом краудфандинг – это win-win: выигрывают все. Человек, который поддерживает проект, вовлекается в интересную для него инициативу и может получить подарок. Авторы проекта получают деньги.

Фото: Alvin Mahmudov / Unsplash.com

Хорошо, если в проекте будет семь-десять вознаграждений, которые различаются по наполнению и стоимости. В целом они делятся на три категории: безвозмездные, цифровые и материальные.

Например, Гузель Санжапова, когда собирала деньги на строительство общественного центра в селе Малый Турыш, предлагала в качестве бонуса подарить ей деревянную доску для будущего центра: «Вы мне доску – я вам видеоблагодарность». Таким образом можно показать, на что конкретно пойдут деньги людей.

С цифровыми вознаграждениями все понятно из названия: это могут быть пригласительные билеты на события фонда, экскурсии, спектакли и так далее. Это все, что нельзя потрогать, но что останется на память: цифровая книга, титры в фильме.

Материальные вознаграждения – это то, что нужно доставлять. Здесь часто крауд-проекты построены по принципу предзаказа, когда автор собирает деньги на печать книги, например, и вознаграждением становится будущая продукция.

Это может быть мерч организации – то, что вы и так производите. Например, проекты петербургских «Простых вещей» всегда изобилуют красивыми качественными изделиями, которые делают мастера инклюзивных мастерских.

Вознаграждения могут быть завязаны на интересных людях. Сейчас в поддержку инклюзивного театрального проекта «ВзаимоДействие» выступила Наталья Водянова. Она запустила лотерею, в которой можно выиграть ее часы за полмиллиона рублей. Для участия нужно сделать взнос 350 рублей в поддержку спектакля. Это хороший пример, который показывает: можно вовлекать известных людей, которые и так вас поддерживают, и просить у них интересные лоты.

Вознаграждения должны быть разными по стоимости. Средний чек пожертвования – 1300 рублей. В апреле он упал до рекордно низких 1020 рублей, но уже к концу мая вырос до 1358 рублей. Но у проекта должны быть и более дешевые, и более дорогие вознаграждения.

Поддерживать проекты могут не только физлица, но и юридические лица, переводя деньги по договору, поэтому можно делать спонсорские предложения для бизнеса. Это хорошо «заходит», если проект инфраструктурный. Наши рекордсмены – фонд «Ника», который в ходе четырех крауд-проектов собрал больше 21 млн рублей. Они строят большой многофункциональный центр для животных «Мокрый нос», и за 300 тысяч предлагают спонсорские пакеты: за эти деньги на вольере разместят логотип компании и благодарственную табличку.

Обязательно привлекать партнеров

В проект важно привлекать партнеров. Во-первых, они могут дать вознаграждения, которые не потребуют затрат НКО, во-вторых – получается кросс-промо, когда партнер рассказывает на своих ресурсах о вашем проекте.

Например, когда фонд «Второе дыхание» собирал деньги на зарплату сотрудникам, их партнером выступила кондитерская Brownie Mama, которая продавала комплекты сладостей. Это расширяет аудиторию проекта. Может быть, клиенты и так купили бы эти брауни, но теперь они покупают сладости, наполненные хорошим социальным смыслом.

Заранее найти дружественные сообщества

После определения своей целевой аудитории намечаем примерный план продвижения. Нужно найти несколько сообществ в разных социальных сетях, которые объединяют людей, так или иначе связанных с темой вашего проекта. Не нужно понимать это слишком буквально. Если ваш проект – это выращивание базилика на подоконнике, вам могут подойти сообщества по теме фермерства, земледелия, уюта, здорового образа жизни.

Еще до старта желательно связаться с администраторами, предложить им партнерство и заручиться их поддержкой. Нужно быть готовым к отказу, но воспринимать его не как категоричное «нет», а как шажок на пути к будущему «да».

Фото: Aaron Burden / Unsplash.com

Мне в этом смысле очень нравится история активиста Глеба Данилова из села Льва Толстого в Калужской области, который в прошлом году решил отремонтировать сельский детский театр. У проекта была достаточно амбициозная финансовая цель: нужно было выкупить помещение у собственника. За несколько недель крауд-кампании удалось собрать всего 20 тыс. рублей. Глеб первым делом обратился к аудитории своих односельчан, но у них было не очень много денег, а другим было неинтересно поддерживать проект, потому что он слишком локальный.

Глеб не сдавался и рассказывал о себе лидерам мнения. Когда он рассказал о своем проекте администрации YouTube-шоу «Редакция», команда Алексея Пивоварова приехала в село, сняла сюжет и разместила в описании ролика ссылку на крауд-проект.

К вечеру на странице проекта было уже 800 тыс. рублей – его начали активно поддерживать зрители «Редакции». К завершению удалось собрать больше миллиона рублей: начали подключаться люди, которые следили за постами Глеба, но не очень верили, что ему удастся собрать эти деньги. Нужно верить в свою идею и не стесняться обращаться к разным людям, не бояться отказов и просто идти вперед.

Сотрудничать с лидерами мнений

Нужно найти лидеров мнений, которые созвучны вашей целевой аудитории, и продумать ответ на вопрос «почему им может быть интересно поддержать ваш проект?». Это не обязательно должен быть кто-то очень известный – вполне возможно, это будет региональный блогер с 300 друзьями, которые очень сильно включены в конкретную проблему.

Конечно, в идеале мы нацелены на то, чтобы о нас написали бесплатно, но если вы производите детскую игру и обращаетесь к маме-блогеру, логично подарить ей эту игру на тест. Только протестировав продукт, она сможет написать пост, чтобы вовлечь свою аудиторию.

Я не сторонник того, чтобы платить за публикации, покупать мнения, но здесь каждый автор решает сам. Бывает, фонд подходит к привлечению лидера мнений с точки зрения маркетинга: «Да, мы потратим 10 тыс. рублей, зато получим 100».

Но в целом оплата публикаций несколько подрывает саму идею краудфандинга. К тому же, заплатив один раз, ты потом не сможешь объяснить другим, почему не хочешь платить им.

Фото: Anthony Delanoix / Unsplash.com

Честно выполнить обязательства после успешного сбора

В течение трех рабочих дней после завершения проекта менеджер готовит документы, мы просим у автора оригинал договора, который подписывали вначале, и после этого переводим ему собранную сумму.

Теперь автор должен реализовать цель проекта и передать вознаграждения аудитории. Здесь очень важно оставаться максимально открытым и информировать людей обо всем, что происходит.

Всегда что-то может пойти не так. Важно держать людей в курсе того, что случилось и почему прямо сейчас вы не можете выполнить свои обязательства.

Иван Хафизов несколько лет назад успешно завершил проект по выпуску книги о наличниках Центрального региона России. Но по личным причинам он не смог его тогда реализовать. Иван с самого начала честно объяснил ситуацию на странице крауд-кампании. Книжка увидела свет спустя несколько лет – в конце прошлого года.

Когда вы уже воплотите проект в жизнь, нужно разместить об этом новость на странице проекта, в социальных сетях, на сайте – везде, где вы общаетесь с аудиторией.

Ответственность за выполнение обязательств лежит на авторе, Planeta.ru – это просто сервис. Со своей стороны мы стараемся минимизировать случаи, когда автор не выполняет обязательства, и тщательно подходим к модерации, особенно если речь идет о благотворительных проектах – проверяем сайт, устав, отчетность организации. За семь лет работы на Planeta.ru было создано более 114 тыс. черновиков, запущено – более 17 тысяч, успешно завершено – около 5 600 проектов.

Решить, что делать после неуспешного проекта

Краудфандинг – это прекрасный инструмент, который позволяет воплощаться в жизнь очень многим идеям. Я поддерживаю авторов, которые после неуспешного проекта работают над ошибками и все-таки успешно реализуют его.

Иван Хафизов признается, что его первый крауд-проект был неуспешным. Он назывался «Создание виртуального музея резных наличников». Для потенциальных спонсоров цель проекта звучала странно: «В стране так много городов, где есть наличники, и если вы мне поможете, я проедусь по этим городам, пофотографирую наличники и размещу на сайте в свободном доступе». То есть цель проекта была «друзья, давайте скинемся мне на путешествие».

Цель проекта нужно формулировать не в своих собственных интересах, а в интересах аудитории. Не «я проеду по городам и пофотографирую», а «вы получите календарь».

Это пример человека, который сейчас стал одним из символом российского краудфандинга. Проекты с календарями вместо 80-100 тысяч регулярно собирают по полтора миллиона рублей.  Это классная история, когда сейчас у человека куча сторонников, но начиналось все далеко не так успешно.

В то же время краудфандинг подходит не всем. У фондов, в отличие от других организаций, есть огромный спектр других способов фандрайзинга: гранты, поддержка крупного бизнеса, сборы на собственных сайтах, и краудфандинг точно не самый доступный из них. Сейчас мы видим сокращение числа непосредственно благотворительных проектов, но увеличение общественных и социально-предпринимательских.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Существует миф, что открыть НКО (некоммерческую организацию) — это долго и дорого. На самом деле всё намного проще и дешевле, чем…

как выбрать форму некоммерческой организации

Какую форму НКО указать при регистрации? Выбрать форму некоммерческой организации можно ориентируясь на Гражданский кодекс РФ и Закон 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»….

Кухня НКО

В конце прошлого года Центр РНО анонсировал новый портал «Кухня-НКО» (ngokitchen.ru). Это онлайн-сообщество для развития, вдохновения и взаимной поддержки в некоммерческом/благотворительном…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать проект private keeper
  • Как написать прописную букву на клавиатуре телефона
  • Как написать прописную букву на клавиатуре компьютера
  • Как написать прописную букву на клавиатуре для пароля
  • Как написать пропал щенок