Как написать проект про рифму



Скачать материал

РИФМАПроект по русскому языку



Скачать материал

  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

  • Сейчас обучается 103 человека из 35 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РИФМАПроект по русскому языку

    1 слайд

    РИФМА
    Проект по русскому языку

  • Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим...

    2 слайд

    Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим
    приемом» как рифма.
    Задачи проекта:
    найти в разных источниках сведения о рифме;
    уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях;
    научиться находить рифму в тексте;
    узнать, в каких произведениях встречается рифма;
    научиться самостоятельно использовать рифму в написании стихов.

  • План проекта:Что такое рифма?
Где встречается рифма?
Зачем нужна рифма?
Как м...

    3 слайд

    План проекта:
    Что такое рифма?
    Где встречается рифма?
    Зачем нужна рифма?
    Как мы искали рифмы.
    Как мы сами использовали рифму.
    Подбираем рифму. Словарик.
    Вывод.

  • Что такое «рифма»?    Толковые словари дают такое определение рифмы:
Рифма -...

    4 слайд

    Что такое «рифма»?
    Толковые словари дают такое определение рифмы:
    Рифма — созвучие концов стихотворных строк. (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова)
    Рифма — однозвучие конечных слогов в стихах. (Толковый словарь В.И.Даля)

  • Рифма встречается:

 в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах, по...

    5 слайд

    Рифма встречается:

    в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах, потешках, в шутках, прибаутках…
    в стихотворениях, поэмах,
    в баснях и былинах,
    в песнях и балладах,
    в прозе…

  • Зачем нужна рифма?Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, пла...

    6 слайд

    Зачем нужна рифма?
    Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания.
    Рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
    Рифма создает звуковое единство произведения.

  • Тучки-овечки 
пьют воду из речки.
Течёт речка,
печёт печка.Задание. Исследуйт...

    7 слайд

    Тучки-овечки
    пьют воду из речки.

    Течёт речка,
    печёт печка.
    Задание. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках
    Как мы искали рифмы

  • Жук увидел одуванчик
  И присел, как на диванчик Задание. Подберите рифмующ...

    8 слайд

    Жук увидел одуванчик
    И присел, как на диванчик
    Задание. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

  • Задание. Сочините стихи на заданные рифмы. Весь двор кричит Ура! и Бис!
Высту...

    9 слайд

    Задание. Сочините стихи на заданные рифмы.
    Весь двор кричит Ура! и Бис!
    Выступает курочка!
    Ведь словно соловей поёт
    Её простая дудочка.
    Беда! Беда! В гнезде пожар.
    А виновата птичка…
    Ведь ей никто не рассказал,
    Что так опасна спичка!
    Ура! Сегодня в гости
    Придёт ко мне подружка.
    И к чаю у нас будет
    Вкуснейшая ватрушка.
    Как мы сами использовали рифму

  • Задание. Прочитайте начала стихотворений. 
Попытайтесь продолжить их, соблюда...

    10 слайд

    Задание. Прочитайте начала стихотворений.
    Попытайтесь продолжить их, соблюдая рифму и ритм.
    Дождик вылился из тучки…

    Дождик вылился из тучки,
    Зонтик дам тебе я в ручки.
    А еще надень на ножки
    Ты красивые сапожки.
    Здесь хорошее местечко…

    Здесь хорошее местечко
    Промурлыкал котик мой.
    Я прилягу на крылечко,
    Чтоб погреть животик свой.
    Как мы сами использовали рифму

  • Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Гусыня на веточке,
А за ними дет...

    11 слайд

    Чики, чики, чикалочки!
    Едет гусь на палочке,
    Гусыня на веточке,
    А за ними деточки.
    Чики, чики, чикалочки!
    Они играют в салочки.
    Доехали до лавочки,
    Побросали палочки.
    Чики, чики, чикалочки!
    Вот конец считалочки.
    Как мы сами использовали рифму

  • Словарик рифмТочный – срочный, прочный, сочный,
                    молочный,...

    12 слайд

    Словарик рифм
    Точный – срочный, прочный, сочный,
    молочный, цветочный.
    Погремушка – игрушка, старушка, кормушка,
    девчушка, подушка, ватрушка, опушка.
    Ночка – дочка, строчка, кочка, точка, почка, бочка.
    Белочка – стрелочка, девочка, тарелочка, пеночка.
    Птичка –невеличка, спичка, синичка, лисичка, косичка,
    рукавичка.
    Книжка – мышка, коврижка, стрижка, малышка, мишка,
    мартышка, шишка, фишка.
    Подбираем рифмы

  • Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и...

    13 слайд

    Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и связанность. Она делает стихотворную речь приятнее для слуха и легче для восприятия.
    Не так просто использовать рифму для написания стихотворений, ведь нужно не только подобрать рифмующиеся слова, но при этом еще сохранить определенный ритм и смысл предложения.
    Вывод:

  • Спасибо за внимание!

    14 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 144 722 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 18.01.2020
  • 540
  • 12

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Одесская средняя школа №2» Одесского муниципального района Омской области творческий проект по русскому языку Выполнила : ученица 2 А класса Казанцева Василина Руководитель : Кочкаева Л. А.

Слайд 2

Тема проекта: «рифма»

Слайд 3

Цель проекта: Составление словарика собственных рифм и поэтических строк с этими рифмами.

Слайд 4

Задачи проекта: — найти в разных источниках сведения о рифме; — уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях ; — познакомить слушателей с подобранной информацией о рифме ; — Составить словарик собственных рифм к словам (точный, погремушка, ночка, белочка, птичка, книжка). — Придумать стихотворные строки с рифмами .

Слайд 5

Что мы узнали о рифме Значение слова «рифма». Кто о рифме пишет в рифму. Какая бывает рифма. Где она встречается и что умеет? Трудно ли сочинять стихи.

Слайд 6

Рассказывают о рифме Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой Рифма — с озвучие концов стихотворных строк. Толковый словарь В.И.Даля Рифма — о днозвучие конечных слогов в стихах, красный склад.

Слайд 7

Рассказывают о рифме Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова Рифма рифмы — (греч. rhythmos ) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных строк.

Слайд 8

Поэты о рифме Сладкозвучная богиня, Рифма золотая, Слух чарует, Стих созвучьем Звонким замыкая… Ф.Сологуб

Слайд 9

Поэты о рифме Рифмы, милые мои, баловни, гордячки! Вы — как будто соловьи… Вы — как музыка за мной … Вы – как будто шар земной … Булат Окуджава

Слайд 10

Рифма бывает… Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. парная

Слайд 11

Рифма бывает… Кошка на окошке Рубашку шьёт , Курочка в сапожках Избёнку метёт перекрёстная

Слайд 12

Рифма бывает… Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела ; Оглянуться не успела , К ак зима катит в глаза. опоясывающая (кольцевая)

Слайд 13

Рифма встречается в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах , потешках , закличках , в шутках , прибаутках… в стихотворениях , поэмах, в баснях и былинах, в песнях и балладах, в прозе…

Слайд 14

Рифма умеет загадки разгадывать Живёт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … и грать в буриме (от франц. bouts rimes -«зарифмованные концы») — сочинять стихи на заданные рифмы Например: цветок- листок

Слайд 15

Мы играли в буриме Цветок-листок «Под кустом растёт цветок. У него резной листок» «Распускается цветок- Появляется листок»

Слайд 16

Рифма умеет шутить: Простой вопрос для малышей, Кого боится кот? … Охранять муку и рис Пригласим домашних …

Слайд 17

Я – поэт, зовусь ….. Вам в подарок – балалайка. Подберите рифму

Слайд 18

Вам в подарок – балалайка. Я – поэт, зовусь- Незн айка! Будем знакомы

Слайд 19

Как Цветик учил Незнайку — Рифма- это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. – Например: утка -ш утка , к оржик -м оржик .

Слайд 20

Ночка Бочка Точка Почка Кочка Дочка словарик рифм

Слайд 21

Точный Прочный СРОЧНЫЙ

Слайд 22

Погремушка Веселушка Безделушка

Слайд 23

Белочка Девочка СТРЕЛОЧКА

Слайд 24

ПТИЧКА СИНИЧКА СЕСТРИЧКА ПРИВЫЧКА

Слайд 25

КНИЖКА СТРИЖКА ВСПЫШКА МИШКА

Слайд 26

Каждый день на дереве видела я птичку- Яркую , красивую, милую синичку. Наступила ночка, и уснула дочка. Спи, моя веселушка , Пусть отдыхает твоя погремушка. Поэтические строки

Слайд 27

Странички проекта

Слайд 28

Странички проекта

Слайд 29

Странички проекта

Слайд 30

Нам было очень интересно Загадки рифмы постигать, Её в произведеньях разных Забавно было нам искать. И наши мысли, и старанья Полезны будут нам всегда. А поделиться своим знаньем Нам не составило труда.

Слайд 31

МЫ УВЕРЕНЫ, ДРУЗЬЯ, ЧТО ТРУДИЛИСЬ ВСЁ Ж НЕ ЗРЯ! ПРОЕКТУ НАШЕМУ КОНЕЦ. КТО ПОСМОТРЕЛ, ТОТ – МОЛОДЕЦ!

Проект по русскому языку «Рифма»

Выполнил уч-ся 2 «Г» класса Дугиев Магомед
Руководитель: Мержоева Ж.А.

Рифма

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.

основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества – присказок.

УЧЕБНИК С.8-9 ЗАДАНИЕ 1

В Стихотворении Д.Чиарди рифмуются слова:

  • Бочка-кочка-сорочка
  • Листочка-точка

ЗАДАНИЕ 2

В скороговорках есть рифмующие слова:

  • Тучки-овечки пьют воду из речки (овечки-речки)
  • Течет речка, печет печка (речка-печка)

ЗАДАНИЕ 3

Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик

ЗАДАНИЕ 4

Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия

Шла курочка
Видит — дудочка.
Заиграла дудочка,
Заплясала курочка.
Испеку ватрушку,
Угощу подружку.
Положу в ладошку-
Кушай понарошку.
Птичка невеличка
Меньше, чем спичка,
По полю летала
Комариков глотала.

ЗАДАНИЕ 5

Дождик вылился из тучки,
Умывай лицо и ручки.
Дождик теплый и грибной,
Ну попрыгайте со мной!

* * *

Здесь хорошее местечко
Протекает тихо речка,
а дне камушки блестят
Стайку рыбок веселят.

Словарик рифм

  • Белочка, девочка, бабочка, рамочка…
  • Птичка, синичка, лисичка, невеличка…
  • Книжка, стрижка, Мишка, Гришка…
  • Точный, срочный, обычный, сочный…
  • Погремушка, игрушка, подушка, девчушка…
  • Ночка, бочка, точка, почка…

Рифмы

Ложка — КАРТОШКА, КОШКА, ГАРМОШКА.

Пирог — НОСОК, ПЕСОК, КАТОК.

Нос — ПЫЛЕСОС, КАКОС, АБРИКОС.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Слайд 1РИФМА
Проект по русскому языку

РИФМАПроект по русскому языку


Слайд 2Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим

приемом» как рифма.

Задачи проекта:
найти в разных источниках сведения о рифме;
уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях;
научиться находить рифму в тексте;
узнать, в каких произведениях встречается рифма;
научиться самостоятельно использовать рифму в написании стихов.

Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим


Слайд 3План проекта:
Что такое рифма?
Где встречается рифма?
Зачем нужна рифма?
Как мы искали рифмы.
Как

мы сами использовали рифму.
Подбираем рифму. Словарик.
Вывод.

План проекта:Что такое рифма?Где встречается рифма?Зачем нужна рифма?Как мы искали рифмы.Как мы сами использовали рифму.Подбираем рифму. Словарик.Вывод.


Слайд 4Что такое «рифма»?
Толковые словари дают такое определение рифмы:
Рифма —

созвучие концов стихотворных строк. (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова)
Рифма — однозвучие конечных слогов в стихах. (Толковый словарь В.И.Даля)

Что такое «рифма»?  Толковые словари дают такое определение рифмы:Рифма - созвучие концов стихотворных строк. (Толковый словарь


Слайд 5Рифма встречается:

в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах, потешках, в

шутках, прибаутках…
в стихотворениях, поэмах,
в баснях и былинах,
в песнях и балладах,
в прозе…

Рифма встречается: в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах, потешках, в шутках, прибаутках… в стихотворениях, поэмах, в


Слайд 6Зачем нужна рифма?
Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания.
Рифма –

регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
Рифма создает звуковое единство произведения.

Зачем нужна рифма?Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания.Рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать


Слайд 7Тучки-овечки
пьют воду из речки.

Течёт речка,
печёт печка.
Задание. Исследуйте, есть ли рифмующиеся

слова в скороговорках

Как мы искали рифмы

Тучки-овечки пьют воду из речки.Течёт речка,печёт печка.Задание. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговоркахКак мы искали рифмы


Слайд 8
Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик
Задание. Подберите

рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик И присел, как на диванчик Задание. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.


Слайд 9Задание. Сочините стихи на заданные рифмы.
Весь двор кричит Ура! и

Бис!
Выступает курочка!
Ведь словно соловей поёт
Её простая дудочка.

Беда! Беда! В гнезде пожар.
А виновата птичка…
Ведь ей никто не рассказал,
Что так опасна спичка!

Ура! Сегодня в гости
Придёт ко мне подружка.
И к чаю у нас будет
Вкуснейшая ватрушка.

Как мы сами использовали рифму

Задание. Сочините стихи на заданные рифмы. Весь двор кричит Ура! и Бис!Выступает курочка!Ведь словно соловей поётЕё простая


Слайд 10Задание. Прочитайте начала стихотворений.
Попытайтесь продолжить их, соблюдая рифму и ритм.

Дождик вылился из тучки…

Дождик вылился из тучки,
Зонтик дам тебе я в ручки.
А еще надень на ножки
Ты красивые сапожки.

Здесь хорошее местечко…

Здесь хорошее местечко
Промурлыкал котик мой.
Я прилягу на крылечко,
Чтоб погреть животик свой.

Как мы сами использовали рифму

Задание. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить их, соблюдая рифму и ритм. Дождик вылился из тучки…Дождик вылился из


Слайд 11Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Гусыня на веточке,
А за ними деточки.
Чики,

чики, чикалочки!
Они играют в салочки.
Доехали до лавочки,
Побросали палочки.
Чики, чики, чикалочки!
Вот конец считалочки.

Как мы сами использовали рифму

Чики, чики, чикалочки!Едет гусь на палочке,Гусыня на веточке,А за ними деточки.Чики, чики, чикалочки!Они играют в салочки.Доехали до


Слайд 12Словарик рифм
Точный – срочный, прочный, сочный,

молочный, цветочный.

Погремушка – игрушка, старушка, кормушка,
девчушка, подушка, ватрушка, опушка.

Ночка – дочка, строчка, кочка, точка, почка, бочка.

Белочка – стрелочка, девочка, тарелочка, пеночка.

Птичка –невеличка, спичка, синичка, лисичка, косичка,
рукавичка.

Книжка – мышка, коврижка, стрижка, малышка, мишка,
мартышка, шишка, фишка.

Подбираем рифмы

Словарик рифмТочный – срочный, прочный, сочный,          молочный, цветочный.Погремушка


Слайд 13Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и связанность.

Она делает стихотворную речь приятнее для слуха и легче для восприятия.
Не так просто использовать рифму для написания стихотворений, ведь нужно не только подобрать рифмующиеся слова, но при этом еще сохранить определенный ритм и смысл предложения.

Вывод:

Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и связанность. Она делает стихотворную речь приятнее для


Проект по русскому языку РИФМА

Проект по русскому языку

РИФМА

Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим  приемом» как рифма. Задачи проекта: найти в разных источниках сведения о рифме; уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях; научиться находить рифму в тексте; узнать, в каких произведениях встречается рифма; научиться самостоятельно использовать рифму в написании стихов.

Цель проекта: познакомиться с таким «поэтическим

приемом» как рифма.

Задачи проекта:

  • найти в разных источниках сведения о рифме;
  • уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях;
  • научиться находить рифму в тексте;
  • узнать, в каких произведениях встречается рифма;
  • научиться самостоятельно использовать рифму в написании стихов.

План проекта: Что такое рифма? Где встречается рифма? Зачем нужна рифма? Как мы искали рифмы. Как мы сами использовали рифму. Подбираем рифму. Словарик. Вывод.

План проекта:

  • Что такое рифма?
  • Где встречается рифма?
  • Зачем нужна рифма?
  • Как мы искали рифмы.
  • Как мы сами использовали рифму.
  • Подбираем рифму. Словарик.
  • Вывод.

Что такое «рифма»?  Толковые словари дают такое определение рифмы: Рифма - созвучие концов стихотворных строк. (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова) Рифма - однозвучие конечных слогов в стихах. (Толковый словарь В.И.Даля)

Что такое «рифма»?

Толковые словари дают такое определение рифмы:

  • Рифма — созвучие концов стихотворных строк. (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова)
  • Рифма — однозвучие конечных слогов в стихах. (Толковый словарь В.И.Даля)

Рифма встречается:   в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах, потешках, в шутках, прибаутках…  в стихотворениях, поэмах,  в баснях и былинах, в песнях и балладах,  в прозе…

Рифма встречается:

  • в фольклорных произведениях: в загадках , пословицах, потешках, в шутках, прибаутках…
  • в стихотворениях, поэмах,
  • в баснях и былинах,
  • в песнях и балладах,
  • в прозе…

Зачем нужна рифма? Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания. Рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы. Рифма создает звуковое единство произведения .

Зачем нужна рифма?

  • Рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания.
  • Рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
  • Рифма создает звуковое единство произведения .

Как мы искали рифмы Задание. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках Тучки- овечки  пьют воду из речки . Течёт  речка , печёт  печка .

Как мы искали рифмы

Задание. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках

Тучки- овечки

пьют воду из речки .

Течёт речка ,

печёт печка .

Задание. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.  Жук увидел одуванчик  И присел, как на диванчик

Задание. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик

И присел, как на диванчик

Как мы сами использовали рифму Задание. Сочините стихи на заданные рифмы. Весь двор кричит Ура! и Бис! Выступает курочка! Ведь словно соловей поёт Её простая дудочка. Беда! Беда! В гнезде пожар. А виновата птичка … Ведь ей никто не рассказал, Что так опасна спичка ! Ура! Сегодня в гости Придёт ко мне подружка. И к чаю у нас будет Вкуснейшая ватрушка.

Как мы сами использовали рифму

Задание. Сочините стихи на заданные рифмы.

Весь двор кричит Ура! и Бис!

Выступает курочка!

Ведь словно соловей поёт

Её простая дудочка.

Беда! Беда! В гнезде пожар.

А виновата птичка

Ведь ей никто не рассказал,

Что так опасна спичка !

Ура! Сегодня в гости

Придёт ко мне подружка.

И к чаю у нас будет

Вкуснейшая ватрушка.

Как мы сами использовали рифму Задание. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить их, соблюдая рифму и ритм. Дождик вылился из тучки…  Дождик вылился из тучки , Зонтик дам тебе я в ручки . А еще надень на ножки Ты красивые сапожки. Здесь хорошее местечко…  Здесь хорошее местечко Промурлыкал котик мой. Я прилягу на крылечко, Чтоб погреть животик свой.

Как мы сами использовали рифму

Задание. Прочитайте начала стихотворений.

Попытайтесь продолжить их, соблюдая рифму и ритм.

Дождик вылился из тучки…

Дождик вылился из тучки ,

Зонтик дам тебе я в ручки .

А еще надень на ножки

Ты красивые сапожки.

Здесь хорошее местечко…

Здесь хорошее местечко

Промурлыкал котик мой.

Я прилягу на крылечко,

Чтоб погреть животик свой.

Как мы сами использовали рифму Чики, чики, чикалочки ! Едет гусь на палочке , Гусыня на веточке , А за ними деточки . Чики, чики, чикалочки ! Они играют в салочки. Доехали до лавочки , Побросали палочки . Чики, чики, чикалочки ! Вот конец считалочки .

Как мы сами использовали рифму

Чики, чики, чикалочки !

Едет гусь на палочке ,

Гусыня на веточке ,

А за ними деточки .

Чики, чики, чикалочки !

Они играют в салочки.

Доехали до лавочки ,

Побросали палочки .

Чики, чики, чикалочки !

Вот конец считалочки .

Подбираем рифмы Словарик рифм Точный – срочный, прочный, сочный,  молочный, цветочный. Ночка – дочка, строчка, кочка, точка, почка, бочка . Погремушка – игрушка, старушка, кормушка,  девчушка, подушка, ватрушка, опушка. Белочка – стрелочка, девочка, тарелочка, пеночка. Птичка –невеличка, спичка, синичка, лисичка, косичка,  рукавичка. Книжка – мышка, коврижка, стрижка, малышка, мишка,  мартышка, шишка, фишка.

Подбираем рифмы

Словарик рифм

Точный – срочный, прочный, сочный,

молочный, цветочный.

Ночка – дочка, строчка, кочка, точка, почка, бочка .

Погремушка – игрушка, старушка, кормушка,

девчушка, подушка, ватрушка, опушка.

Белочка – стрелочка, девочка, тарелочка, пеночка.

Птичка –невеличка, спичка, синичка, лисичка, косичка,

рукавичка.

Книжка – мышка, коврижка, стрижка, малышка, мишка,

мартышка, шишка, фишка.

Вывод: Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и связанность. Она делает стихотворную речь приятнее для слуха и легче для восприятия. Не так просто использовать рифму для написания стихотворений, ведь нужно не только подобрать рифмующиеся слова, но при этом еще сохранить определенный ритм и смысл предложения.

Вывод:

  • Рифма – важный поэтический прием, придающий произведению определенный ритм и связанность. Она делает стихотворную речь приятнее для слуха и легче для восприятия.
  • Не так просто использовать рифму для написания стихотворений, ведь нужно не только подобрать рифмующиеся слова, но при этом еще сохранить определенный ритм и смысл предложения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

МБОУ Греково-Степановская СОШ Проект по русскому языку РИФМА Выполнил уч-ся 2 класса

МБОУ Греково-Степановская СОШ

Проект по русскому языку

РИФМА

Выполнил

уч-ся 2 класса

РИФМА Рифма  – это созвучие концов стихотворных строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи.  На стихи сочиняли песни. В основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества – присказок.

РИФМА

  • Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
  • Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи.  На стихи сочиняли песни.
  • В основе рифмы лежит совпадение. В русской поэзии и вообще, в русском языке рифма берёт начало из народного творчества – присказок.

УЧЕБНИК С.8-9 ЗАДАНИЕ 1 В СТИХОТВОРЕНИИ Д.ЧИАРДИ рифмуются слова:  Бочка-кочка-сорочка  Листочка-точка ЗАДАНИЕ 2 В скороговорках есть рифмующие слова:  Тучки-овечки пьют воду из речки (овечки-речки) Течет речка, печет печка (речка-печка)

УЧЕБНИК С.8-9

  • ЗАДАНИЕ 1
  • В СТИХОТВОРЕНИИ Д.ЧИАРДИ рифмуются слова:
  • Бочка-кочка-сорочка
  • Листочка-точка
  • ЗАДАНИЕ 2
  • В скороговорках есть рифмующие слова:
  • Тучки-овечки пьют воду из речки (овечки-речки)
  • Течет речка, печет печка (речка-печка)

Задание 4. Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия Шла курочка Видит - дудочка. Заиграла дудочка, Заплясала курочка.   Испеку ватрушку, Угощу подружку. Положу в ладошку- Кушай понарошку.   Птичка невеличка Меньше, чем спичка, По полю летала Комариков глотала . . Задание 3 . Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.  Жук увидел одуванчик  И присел, как на диванчик

  • Задание 4.
  • Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия
  • Шла курочка
  • Видит — дудочка.
  • Заиграла дудочка,
  • Заплясала курочка.
  •  
  • Испеку ватрушку,
  • Угощу подружку.
  • Положу в ладошку-
  • Кушай понарошку.
  •  
  • Птичка невеличка
  • Меньше, чем спичка,
  • По полю летала
  • Комариков глотала .
  • .

Задание 3 .

Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик

И присел, как на диванчик

Задание 5.  Дождик вылился из тучки, Умывай лицо и ручки. Дождик теплый и грибной, Ну попрыгайте со мной!  * * *  Здесь хорошее местечко  Протекает тихо речка,  На дне камушки блестят  Стайку рыбок веселят .

Задание 5.

Дождик вылился из тучки,

Умывай лицо и ручки.

Дождик теплый и грибной,

Ну попрыгайте со мной!

* * *

Здесь хорошее местечко

Протекает тихо речка,

На дне камушки блестят

Стайку рыбок веселят .

 Словарик рифм. Белочка, девочка, бабочка, рамочка… Птичка, синичка, лисичка, невеличка… Книжка, стрижка, Мишка, Гришка… Точный, срочный, обычный, сочный… Погремушка, игрушка, подушка, девчушка… Ночка, бочка, точка, почка…

Словарик рифм.

  • Белочка, девочка, бабочка, рамочка…
  • Птичка, синичка, лисичка, невеличка…
  • Книжка, стрижка, Мишка, Гришка…
  • Точный, срочный, обычный, сочный…
  • Погремушка, игрушка, подушка, девчушка…
  • Ночка, бочка, точка, почка…

 Рифмы Ложка - Пирог - Нос -

Рифмы

Ложка —

Пирог —

Нос —

XI районная научно-практическая конференция учащихся

общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир»

секция языкознания

Способы рифмовки (проект)

Автор: Троханенко Станислав Романович

учащийся 2 «Б» класса МБОУСОШ №8

Руководитель: Главатских Вера Геннадьевна

учитель начальных классов МБОУСОШ№8

с.Черниговка

2018 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….. 3

Основная часть

I .Что такое рифма?……………………………………………………………………….4

II. Наблюдение за способами рифмовки………………………………4

III. Как я использую рифмы……………………………………………6

Заключение ……..……………………………………………………….8

Список литературы …………………………………………………….9

Приложение……………………………………………………………10

Введение

Рифма-это созвучие слов в стихотворных строках. Благодаря ей автор выделяет важные слова, стихи звучат мелодично и легко запоминаются. Рифмы используются в текстах, рекламах, в объявлениях, поздравлениях. Их применяют для развлечений и для учебы. Интересно и не просто рифмовать и изучать необычные рифмы.

Актуальность работы состоит в том, что во все времена, а сегодня особенно популярна поэзия. Много молодых авторов ищут необычную рифму, способы рифмовки, чтобы хорошо понимать стихи и самому их сочинять, нужно знать и отличать разные рифмы: перекрестную, парную, кольцевую. Поэтому мне стало интересно какие рифмы можно встретить в стихотворениях моих учебников.

Цели моей работы: 1.Выяснить какая рифма перекрестная, парная или кольцевая чаще встречается в учебниках по литературному чтению и хрестоматиях (автор Л.А. Ефросинина 2 класс УМК «Школа 21 века)

2.Узнать какие авторы чаще применяли в своих стихотворениях ту или иную рифму.

3.Попробовать использовать рифму (в игре, при написании собственного стихотворения)

Задачи:

Посчитать какая рифма перекрестная, парная или кольцевая встречается чаще в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).

Сделать диаграмму, и поделиться с ребятами на уроке.

Узнать какие поэты чаще использовали в своих стихотворениях перекрестную, парную или кольцевую рифму в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).

Показать как можно использовать рифму.

Основная часть

I Что такое рифма?

Рифма- это звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи.  На стихи сочиняли песни.

Например:
 

Мама- рама

Магазин – апельсин

Снежок – бережок

Витрина – картина

Пирог – порог.

II. Наблюдение за способами рифмовки

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. 

Способы рифмовки

1.Парная рифма (схема ААВВ)

Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. (Потешка)

2. Кольцевая рифма (схема АВВА)

Первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей. 

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

(А.С.Пушкин) 

3. Перекрестная рифма (схема АВАВ)

Первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой. 

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березки на плечах.

(Е.Трутнева «Осень»)

Из моих наблюдений я сделал вывод, о том, что в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.Е.Ефросинина УМК «Школа 21 века») на 1 месте перекрестная рифма, на 2 –парная, а 3 место занимает – кольцевая рифма.

В своих произведениях парную рифму чаще всего использовали: А.Н. Майков, А.С.Пушкин, С.В.Михалков.

Перекрестную: Ф.П.Савинов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Плещеев.

А.С.Пушкин также в стихотворениях применял кольцевую рифму.

III.Как я использую рифмы

Чтобы лучше понимать способы рифмовки можно играть в такие игры:

«Склад-несклад»

«Исправь меня»

«Сочини дальше»

В эти игры мы играли с ребятами в школе. Им очень понравилось. (см. Приложение 1, Приложение 2 )

Когда я провел основное исследование, я решил сам попробовать сочинить стихотворение. И вот, что у меня получилось:

С 9 мая поздравляем!

Счастья, благополучия желаем!

Спасибо за эти счастливые дни,

В нашей жизни вы одни.

Нет заслуги больше вашей!

Навеки в памяти вы нашей!

В стихотворении я использовал парный способ рифмовки.

IV.Заключение.

Итак, я убедился, что рифма очень сложна, но интересна. Мне понравилось изучать ее у разных авторов и самому рифмовать слова.

Я планирую продолжать это исследование в учебниках 3 класса.

Список литературы:

1. Л.А Ефросинина .Книгочей Литература 1-4 класс – 2013г. Издательство книги: Вентана-граф; 144стр

2. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.

3. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.

4. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 168 стр.

5. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 179 стр.

5. Аббязова Э.А. статья из журнала «Начальная школа» -2012 год №3. 12стр ; Издательство «Начальная школа и образование»

Приложение 1

« Игры»

Игра «Склад – несклад».

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка – глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Игра «Сочини дальше».

Ход игры:

Водящий дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: водящий говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: водящий раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Игра «Исправь меня».

Ход игры:

Водящий произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Приложение 2

«Игры на уроке»
 

Автор материала: С. Троханенко (2 класс)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать простой слайдер
  • Как написать простой план
  • Как написать простой комментарий
  • Как написать простой код на python
  • Как написать простой код на java