Как написать проектное задание

Кому-то из заинтересованных лиц срочно нужен простой способ получать сводки с ключевой информацией по вашему проекту… Что бы такое отправить?

Ничего не придумали? По всей видимости, вам нужно проектное задание. С его помощью у всех ваших сотрудников будет единый источник достоверной информации по проекту. Хорошее проектное задание — это лучшая отправная точка к отличному плану проекта и, в конечном итоге, к успешному проекту.

Что такое проектное задание?

Проектное задание — это краткое описание основных элементов проекта. По сути, это краткая сводка для заинтересованных лиц и участников совместной работы из других отделов. Проектное задание должно содержать в себе требования к проекту, не перегружая при этом заинтересованных лиц излишними подробностями.

Как и в случае с большинством элементов управления проектами, у проектных заданий нет универсальных шаблонов и стилей. Ваше проектное задание будет зависеть от объёма и сложности проекта. В отдельных случаях оно будет состоять из одного абзаца, тогда как в других проектах будет занимать целую страницу.

Планируйте написание проектного задания в самом начале своего проекта. Если вы только начинаете знакомство с управлением проектами, то уже, возможно, имели дело с другими аспектами раннего планирования проектов. Вот как проектное задание соотносится с другими элементами управления проектами:

Проектное задание и творческое задание

Как следует из названия, творческое задание — это руководство к творческому проекту. В таком документе должна быть описана аудитория проекта, смысл и тон, процесс распространения, а также приведены бюджет и хронология проекта. Если вы работаете со сторонним агентством или творческим коллективом, ваше творческое задание также может выполнять функцию задания на оказание услуг, которое определяет объём вашего проекта и его ожидаемые результаты.

Проектное задание — это обзор основных частей проекта. Если вы работаете над креативным проектом, в проектное задание можно внести некоторые положения творческого задания, например, хронологию и аудиторию проекта. Однако проектное задание должно быть короче и проще творческого.

Читать полное руководство по написанию творческих заданий

Проектное задание и план проекта

Проектное задание, по сути, должно представлять собой сжатую версию плана проекта, который обычно состоит из семи частей:

  1. Цели проекта

  2. Показатели успешности

  3. Заинтересованные стороны и роли

  4. Бюджет

  5. Вехи и ожидаемые результаты

  6. Хронология и график

  7. План обмена информацией по проекту

Читать о том, как создать план проекта, который будет вести вас правильным курсом

В проектном задании следует указывать только цели, хронологию и график, целевую аудиторию и объём проекта. Считайте своё проектное задание более коротким документом, предназначенным для заинтересованных руководителей, с которым также будут часто сверяться участники проектной группы.

Проектное задание и пояснительная записка

Выбор между проектным заданием и пояснительной запиской определяется объёмом проекта и заинтересованными в нём лицами. Как и в случае с проектным заданием, пояснительная записка — это обзор ключевых положений проекта, но она ориентирована, прежде всего, на заинтересованных лиц из числа высшего руководства. Если вы работаете над масштабным проектом, в котором задействован топ-менеджмент компании или готовите экономическое обоснование своей инициативы, склоняйтесь к разработке пояснительной записки. С другой стороны, если вы работаете над инициативой совместно со специалистами из других отделов, напишите проектное задание.

Читайте о том, как написать пояснительную записку (с примерами)

Основные части проектного задания

Проектное задание — это обзор предстоящего проекта. Сюда следует включить основные сведения о проекте, чтобы проектная группа смогла сориентироваться и понять, в чём заключается суть этой инициативы. Проектное задание обычно состоит из четырёх основных разделов:

Общая информация

В первой части проектного задания приводится общая информация о проекте. Это ваша возможность предоставить нужный контекст заинтересованным лицам, которого у них может не быть. Поставьте своей целью ответить на следующие вопросы:

  • Зачем вы работаете над этим проектом?

  • Какие деловые потребности, исследования или отзывы клиентов (если таковые имели место) привели к этому проекту?

  • Есть ли у этого проекта связь с предыдущими, и если да, то как они прошли и чему научили вашу команду?

Цели проекта и критерии его успешности

В большинстве документов по планированию проектов, которые разрабатываются на их ранних этапах, в той или иной форме приводятся цели проекта. Привязка повседневной работы к целям группы или компании поможет вашим коллегам поддерживать мотивацию, синхронизировать действия и соблюдать сроки. На самом деле, согласно Указателю структуры работы, те сотрудники, которые понимают, как их труд помогает организации развиваться, в два раза более мотивированы, чем те, у которых такое представление отсутствует.

Читать статью «Как создать эффективную цель проекта (с примерами)»

Хронология проекта

Не забудьте включить в проектное задание хронологию. Хронология проекта — лучший способ дать своей команде чёткое представление об основных датах и вехах проекта. В конце концов, его успех зависит от того, сможете ли вы придерживаться запланированной хронологии и вовремя достичь поставленных целей.

Целевая аудитория

Целевая аудитория — это та причина, по которой вы работаете над проектом. Независимо от того, над проектом какого типа вы работаете, в проектном задании важно упомянуть целевую аудиторию, чтобы общее представление о ней получили все участники вашей группы.

Пять шагов к созданию отличного проектного задания (с примерами)

В проектном задании четыре основные части, но для его подготовки необходимо выполнить пять шагов. Если вы только начинаете, рекомендуется разбивать задание на четыре параграфа или раздела, пока их слияние не станет для вас естественным процессом. При необходимости также можно использовать изображения, маркированные списки или ссылки на другие документы. В конечном итоге, проектное задание будет полезным ровно настолько, насколько таковым его сочтёте вы (и заинтересованные лица проекта).

1. Добавьте нужный контекст

В начале проектного задания лучше всего привести нужный контекст или общую информацию. Это позволит всем начать работу над проектом на одной ноте, а заинтересованные лица из других отделов при необходимости смогут работать с остальной частью проектного задания (или иной проектной документации), обладая нужной им общей информацией.

Пример:

Допустим, ваша компания разработала игровое приложение, в котором люди играют в виртуальные игры со своими друзьями. В рамках данного проекта вы разрабатываете маркетинговую кампанию для поддержки запуска вашего новейшего продукта: прямые видеотрансляции внутри приложения. В начале своего проектного задания вы пишете приблизительно следующее:

В настоящее время чат является нашей второй по популярности функцией (первая — это связь с друзьями по электронной почте). В той или иной мере чатом пользуются 84% пользователей. Также, по результатам опросов, 63% пользователей сообщили о том, что используют голосовые или видеозвонки на другой платформе для общения с друзьями во время игры в нашем приложении. Мы уверены, что внедрение функции видеочата непосредственно в приложение, позволит улучшить показатели удержания и, возможно, перевести часть бесплатных пользователей на нашу ежемесячную подписку.

2. Обрисуйте цели проекта и критерии его успешности

Цели проекта — это материалы и ожидаемые результаты, которые вы планируете представить по его итогам. Хорошие цели проекта помогают обеспечить его чёткое понимание. Цели проекта определяют критерии, на основании которых будет оцениваться успех проекта по его завершении. В идеале вам следует стремиться ставить цели по системе SMART — эта аббревиатура поможет вам формулировать отличные цели. Она расшифровывается следующим образом:

  • Specific — конкретными

  • Measurable — измеримыми

  • Achievable — достижимыми

  • Realistic — реалистичными

  • Time-bound — ограниченными по времени

Продолжаем наш пример с видеочатом:

Большинство пользователей научились пользоваться другими видеосервисами во время игры в нашем приложении. Данная маркетинговая кампания направлена на информирование пользователей о нашей новой функции и её продвижение, чтобы повысить её привлекательность в их глазах в сравнении со сторонними приложениями. Цель проекта заключается в том, чтобы 40% пользователей, которые входят в приложение хотя бы 1 раз в неделю, начали пользоваться внутренним видеочатом хотя бы 2 раза в месяц по итогам маркетинговой кампании, которая завершится в конце мая.

Критерий успешности:

  • Цель достигнута: 40%

  • Цель почти достигнута: 35%

  • Цель частично достигнута: 30%

  • Цель не достигнута: ниже 30%

3. Проясните хронологию проекта

В цель своего проекта можно включить дату или период времени, чтобы цель соответствовала критерию «T» в SMART (была ограничена по времени). Однако хронология проекта — это не просто характеристика его продолжительности. Она может включать в себя основные вехи или другие важные даты.

Продолжаем наш пример с видеочатом:

Длительность проекта: 15 марта — 29 мая

Основные вехи:

  • 15 марта: организационное совещание

  • 5 апреля: группа продукта представляет финальную бета-версию видеочата

  • 22 апреля: поступление исходных материалов дизайна

  • 7 мая: согласование материалов дизайна

  • 17 мая: продукт закончен и готов к выходу

  • 29 мая: день запуска

Читать о том, как создать задание на разработку дизайна за 7 шагов

4. Охарактеризуйте свою целевую аудиторию

Знание своей целевой аудитории или типичного потребителя чрезвычайно важно для успеха проекта. Ваша проектная группа нуждается в аналитической информации по поводу демографического состава аудитории, чтобы выполнять свою работу наилучшим образом. В нашем примере это разработка приложения для целевой аудитории и маркетинговая кампания в поддержку его запуска.

Заблаговременное определение целевой аудитории также позволяет предотвратить разрастание объёма — это когда проект выходит за первоначальные рамки целей или хронологии. Если у вас нет чёткого представления о целевой аудитории, вам, возможно, придётся частично дорабатывать свой проект, а это может привести к разрастанию его объёма в виде задержек по срокам или несоблюдения бюджета.

Продолжаем наш пример с видеочатом:

Целевая аудитория указанной кампании — старшеклассники в возрасте от 15 до 18 лет, которые ищут способы виртуального общения с друзьями после занятий или на выходных. Такая аудитория хорошо разбирается в технике, но довольно нетерпима к неудачным функциональным решениям, багам и задержкам.

5. Подключите заинтересованных лиц проекта к другим ресурсам

Проектное задание практически готово. Помните: этот документ предназначен, в основном, заинтересованным лицам и участникам проектной группы в целях выработки у них общего понимания основных черт проекта. К заданию можно приложить дополнительные ресурсы, такие как бюджет, план обмена информацией или роли участников проекта.

В конце проектного задания обязательно дайте ссылки на всю сопутствующую документацию, к которой проектной группе может понадобиться доступ. Например, если вы уже создали план проекта, приведите его в конце проектного задания. Также можно указать ссылки на матрицу RACI, предложение по проекту или его дорожную карту.

Продолжаем наш пример с видеочатом:

Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим планом проекта или его дорожной картой.

Пример проектного задания

Проектное задание — это нечто большее, чем просто несколько абзацев с информацией по проекту. Это, скорее, способ донести важные сведения и даты до расширенной проектной группы. Не забудьте опубликовать его в простом для использования центральном источнике достоверной информации. В итоге оно будет выглядеть приблизительно следующим образом:

[Проектное задание] Маркетинговая кампания

Какую роль играет проектное задание?

Управление проектами состоит из множества элементов, и если вы новичок в этой сфере, то у вас может возникнуть вопрос по поводу того, что конкретно вам нужно создать. Далее приводится краткое руководство по этим элементам и их назначению:

  • Цели проекта в общих чертах характеризуют то, как ваш проект связан с целями бизнеса.

  • Задачи проекта — это реальные, конкретные результаты, полученные по его итогам.

  • Дорожная карта проекта — это общий обзор его ожидаемых результатов, основных вех и целей. Дорожные карты лучше всего работают в комплексных инициативах.

  • Организационное совещание — это встреча, которая проводится в самом начале проекта. Оно позволяет познакомить друг с другом группу проекта и основных заинтересованных лиц, а также заручиться их поддержкой.

  • План проекта (иногда его ещё называют обзором проекта) — это информация, которая необходима для фактического начала проекта.

  • Проектное задание — это центральный источник достоверной информации для проектной группы.

  • Пояснительная записка — это обзор плана проекта, предназначенный для заинтересованных лиц из числа высшего руководства.

  • Отчёты по статусу проекта — это уведомления о ходе его выполнения, которые вы (менеджер проекта) должны публиковать на протяжении всего проекта, чтобы держать в курсе проектную группу.

  • Совещание по итогам проекта позволяет обсудить с группой проекта то, что было сделано правильно, а на что следует обратить внимание и доработать к следующему проекту.

Домашнее задание: начните работу над проектным заданием уже сегодня

Проектные задания — это отличный способ зафиксировать основную информацию по проекту и подать её в доступной форме заинтересованным лицам. С помощью проектного задания вы получаете возможность дать им и проектной группе общее представление о проекте, не перегружая излишними подробностями.

Что может быть лучше отличного проектного задания? Ведение проекта в инструменте управления работами, где все знают, кто какую работу выполняет и когда должен закончить. Читайте дальше об использовании такого инструмента управления работами, как Asana.



Задачи проектной работы – этапы, которые нужно выполнить для достижения цели, поставленной при работе над проектной работой, включая как теоретическую, так и практическую часть.

Задачи во введении проектной работы, что это такое

Задачи во введении проектной работы

Задачи в проектной работе должны вытекать из поставленной цели и дополнять её так как они отражают выбранные пути для решения поставленной цели.

Особенности подготовки задач проектной (исследовательской) работы

Рассмотрим особенности подготовки задач в проектной работе:

  1. Задачи проектной работы формируются после постановки цели и описывают, что конкретно необходимо будет сделать для её достижения.
  2. Задачи всегда указываются во «Введении» после цели.
  3. Количество задач должно соответствовать количеству параграфов в проектной работе, каждый параграф – это отдельная задача.
  4. Задачи в проектной работе всегда необходимо начинать со слов:
    • «Задачи:»;
    • «Задачи исследования:»;
    • «Задачи проектной (исследовательской) работы:».

    После чего перечисляются задачи, каждая с новой строки.

  5. Задачи в проектной работе должны располагаться в правильной последовательности, то есть в той же последовательности, в которой располагаются соответствующие им пункту в проектной работе.
  6. Особенности подготовки задач проектной работы во введении

    Особенности подготовки задач в проектной работе

  7. Задачи в проектной работе должны начинаться с глагола, тем самым показывая, что будет сделано на конкретном этапе выполнения проектной работы.

Примеры возможных глаголов, которыми можно начать характеристику задачи представлены ниже:

  • Выяснить
  • Доказать
  • Измерить
  • Изучить
  • Исследовать
  • Найти
  • Обобщить
  • Ознакомиться c
  • Описать
  • Определить
  • Познакомиться c
  • Показать
  • Получить
  • Предложить
  • Проанализировать
  • Провести анализ
  • Провести
  • Проработать
  • Проследить
  • Разработать
  • Рассчитать
  • Реализовать
  • Сделать
  • Собрать
  • Согласовать
  • Составить
  • Сопоставить
  • Сравнить
  • Узнать
  • Установить

Характеристика задач в проекте

Характеристика задач во введении проектной работы

Также для подготовки задач можно использовать такие конструкции:

  1. Изучить литературу по теме …
  2. Выяснить значение терминов …
  3. Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
  4. Провести опрос / эксперимент /наблюдение/ анкетирование
  5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
  6. Сделать выводы о …
  7. Познакомиться, понаблюдать…

Как сформулировать задачи в проектной (исследовательской) работе

Для того чтобы правильно сформулировать задачи проектной работы необходимо:

  1. Определится с тем, как можно достичь поставленной цели т.е. какие необходимо рассмотреть материалы в теоретической части и на какие пункты можно их разделить (желательно 2-4 параграфа), например:
    • изучить историю развития храмов Древнего Рима;
    • рассмотреть основные храмы Древнего Рима;
    • выявить особенности конструкции храмов Древнего Рима.

    Далее определиться с практической частью и также решить, из каких этапов она будет состоять, например:

    • подготовка и проведение анкетирования одноклассников;
    • анализ полученных результатов;
    • разработка рекомендаций (если предполагает тема).
  2. Перед тем как составить задачи, необходимо выяснить, как именно будет достигнута цель и доказана гипотеза, выдвинутая при подготовке к выполнению работы, то есть в чём именно будет состоять практическая часть и из скольки этапов она состоит, обычно любая практическая часть подразделяется на:
    • подготовительную (подготовка анкетных листов, материалов для проведения опытов, сбор информации, поиск информации или материалов и т.д.)
    • сам процесс реализации (анкетирование, опыты, расчёт каких-либо данных, анализ статистических данных, изготовление модели, макета, прибора и т.д.).

В части проектов по таким предметам, как литература, история практическая часть как отдельный раздел могут отсутствовать. Также в некоторых проектах по результатам проведённого исследования необходимо дать рекомендации.

Так как в задачах указываются все этапы работы над проектом, пропустив какой-либо этап и забыв его указать, а соответственно и рассмотреть этот аспект в работе есть вероятность не достигнуть поставленной цели, что может повлечь переделку всей проектной работы.

Ошибки при подготовке задач проектной (исследовательской) работы

Решая какие задачи необходимо решить в ходе выполнения проектной работы для достижения поставленной цели можно допустить ряд ошибок:

  1. Задач в проектной работе не может быть меньше 2-х так как проектная работа не может состоять из 1 главы или параграфа.
  2. Количество задач не соответствует количеству этапов, которые были реализованы в ходе выполнения проектной работы (обычно количество задач соответствует количеству параграфов, в некоторых случаях может быть незначительно больше или меньше).
  3. Указаны лишние задачи:
    • написание проекта;
    • подготовка каких-либо конкретных разделов проекта (Введения, Заключения, Списка использованных источников);
    • оформление проектной работы;
    • подготовка продукта проектной деятельности;
    • подготовка презентации и речи на защиту;
    • защита проектной работы.
  4. Большое количество задачи, не следует делать их больше 10 (для начальной школы не более 6).
  5. Лишний текст – в задачах не описываются конкретные пункты, не используется текст по теме работы, не ставятся сноски.
  6. Копирование чужих задач – каждая работа индивидуальна, используя чужие материалы хорошего результата добиться не получится, кроме того, это плагиат.
  7. Неправильное расположение задач во введении – они должны находиться сразу после цели.

Таким образом, от правильно поставленных задач зависит насколько полно будет выполнена проектная работа, будет ли достигнута цель, которая была поставлен, а также количество этапов, которые необходимо будет реализовать в проекте и сложность его выполнения.

Проектное задание

Материал из Wiki

Перейти к: навигация,
поиск

Содержание

  • 1 Ответственный исполнитель
  • 2 Обязательные разделы задания
  • 3 Исходные данные и материалы
  • 4 Предварительное определение функций и структуры АСУТП
  • 5 Технологическое обеспечение
  • 6 Сроки разработки проектного задания и получения исходных материалов
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Требования к АС
    • 7.2 Концепция АС
    • 7.3 Техническое задание
  • 8 Литература

Ответственный исполнитель

Задание составляется генеральным проектировщиком или заказчиком с участием специализированной организации, которой поручается разработка проекта.

Обязательные разделы задания

  1. наименование предприятия и задачу проекта;
  2. основание для проектирования;
  3. перечень автоматизируемых производств, цехов, агрегатов и установок с указанием для каждой особых условий при их наличии (класс взрыво- пожароопасности помещений, наличие агрессивной, влажной, сырой запыленной окружающей среды и т.д.);
  4. стадийность проектирования;
  5. требования к разработке вариантов технического проекта;
  6. планируемый уровень капитальных затрат на автоматизацию и примерных затрат на НИРы, ОКРы и проектирование с указанием источников финансирования;
  7. сроки строительства и очередности ввода в действие производственных подразделений предприятия;
  8. наименование организаций-участников разработки проекта предприятия и систем автоматизации;
  9. предложения по централизации управления технологическими процессами и структуре управления объектом, по объему и уровню автоматизации;
  10. предложения по размещению центральных и местных пунктов управления, щитов и пультов (диспетчерских, цифровых, агрегатных и т.д.);
  11. особые условия проектирования.

Исходные данные и материалы

Исходные данные и материалы предоставляются Заказчиком, либо специализированной организацией, проектирующей производства. Часть данных в отдельных случаях может быть получена по результатам обследования объекта автоматизации.

Состав исходных данных и материалов:

  1. технологические схемы с характеристиками оборудования и трубопроводными коммуникациями с указанием действительных внутренних диаметров, толщин стенок и материалов труб;
  2. перечни контролируемых и регулируемых параметров с необходимыми требованиями и характеристиками;
  3. чертежи производственных помещений с расположением технологического оборудования и трубопроводных коммуникаций, с указанием рекомендуемых мест расположения щитов и пультов (планы, разрезы);
  4. чертежи технологического оборудования, на котором предусматривается установка приборов и средств автоматизации, перечень и характеристика поставляемых комплектно с оборудованием приборов, средств автоматизации и систем управления, чертежи комплектно поставляемых щитов, пультов и т.п.
  5. строительные чертежи помещений для установки и размещения технологических средств систем автоматизации;
  6. схемы управления электродвигателями, типы пусковой аппаратуры и станций управления для использования при проектировании автоматизации;
  7. схемы водоснабжения с указанием диаметров труб, расхода, давления и температуры воды;
  8. схемы воздухоснабжения с указанием давления, температуры, влажности и запыленности воздуха, наличия устройств очистки и осушки воздуха;
  9. данные, необходимые для расчета регулирующих органов, сужающих устройств и заполнения опросных листов;
  10. требования к надежности систем автоматизации;
  11. результаты НИРов, ОКРов, содержащие рекомендации по проектированию систем и средств автоматизации с математическим описанием динамических свойств объекта управления или, если это невозможно, экспериментальными временными или частотными характеристиками, снятыми на опытных или аналогичных действующих установках;
  12. данные предпроектных разработок: иерархия АСУ, ее структура, функции, алгоритмы и т.д.;
  13. техническая документация по ТПР;
  14. дополнительные данные и материалы, которые могут потребоваться исполнителю в процессе проектирования.

Предварительное определение функций и структуры АСУТП

Предварительное определение структуры и функций производится на основании исходных данных и материалов. В случае, когда количество контролируемых параметров не велико и требования по надежности относительно низкие целесообразно использовать централизованную двухуровневую архитектуру. Иначе рекомендуется использовать распределенную многоуровневую архитектуру. В этом случае структура АСУТП и структура алгоритма ее работы становятся подобны структуре самого объекта автоматизации.

Технологическое обеспечение

Предполагаемое технологическое обеспечение также выбирается на основании исходных данных и материалов. Целесообразно обеспечить унификацию датчиков, модулей ввода-вывода и ПЛК — устройства на каждом уровне должны использовать один и тот же протокол и одинаковые физические интерфейсы.

Сроки разработки проектного задания и получения исходных материалов

Сроки не должны превышать 7% от времени, выделенного на выполнение проектных работ.

Ссылки

Требования к АС

  1. ГОСТ 24.104-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования
  2. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем

Концепция АС

  1. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов
  2. ГОСТ 34.320-96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы

Техническое задание

  1. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
  2. ГОСТ 19.201-78 Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
  3. ГОСТ 19.102-77 Единая система программной документации. Стадии разработки

Литература

  1. «Проектирование систем автоматизации технологических процессов. Справочное пособие» под ред. Клюева А.С. 2-е изд., М., 1990 г.
  2. «Проектирование АСУТП. Методическое пособие. Книга 1» Нестеров А.Л., Спб., 2010 г.

Тема
работы:
«Составление проектной задачи в начальной
школе»

Цель
работы
: показать алгоритм составления проектной
задачи Актуальность работы над проектной задачей:

Актуальность работы над проектной задачей заключается в том,
что при оптимальном применении проектных задач на уроках в начальной школе у
читель
формирует у обучающихся мотивацию к обучению, создает на занятиях ситуацию
успеха, условия для повышения информационной культуры обучающихся, умело
включает в деятельность, формирует УУД, что позволяет делать уроки более
интересными и отвечающими требованиям ФГОС.

Под проектной задачей понимается задача,
в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется
система детских действий, направленных на получение еще никогда не
существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой,
происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача
принципиально носит групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта
заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все
необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и
требуемых для их выполнения.   

Проектная задача — это набор заданий, стимулирующих
систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно
качественное самоизменение учащихся (Воронцов Алексей Борисович автор
технологии «Проектные задачи»).

Ирина Валентиновна Жакулина
дает похожее определение: «Проектная задача — это задача, которая в
квазиреальной (
проблемной), квазимодельной ситуациях
использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в
рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в
модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в
нестандартной ситуации».

Я
остановлюсь подробнее на примере проектной задачи по теме
«Помоги Маше полюбить
математику» 1 класс
УМК «Школа России»

Проектная
задача.  «Помоги Маше полюбить математику» 1 класс.

1.    
Паспорт проектной задачи

Тип
проектной задачи

Межпредметная
(математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир)
проектная одновозрастная задача

Место
проектной задачи в образовательном процессе

Проводится
в конце учебного года в 1 классе, рекомендуемое время проведения до 2-х уроков.

Дидактические
цели

1.Комплексное
использование освоенных математических, языковых, литературоведческих и
естественнонаучных знаний в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2.Апрбация
умения пользоваться моделями, схемами, таблицами для поиска оптимального
решения задачи.

3.
Обучение умению верно составлять схему движения героев.

4.
Апробация способов сотрудничества в микрогруппах при решении ряда
практических задач: распределение обязанностей, выполнение персональных
заданий, коллективное обсуждение результатов, взаимоконтроль

Предметные
знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

1.Знание
качественных характеристик звуков русского языка.

2.Умение
выполнять звуко-буквенный анализ слова.

3.Умение
узнавать из многообразия животного мира насекомых.

4.Умение
выполнять сложение чисел в концентре «Сотня».

5.Умение
применять знания порядкового счёта для расположения объектов в пространстве
при заданном направлении движения.

Метапредметные

1.Умение
анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного
задания.

2.Умение
читать модели, схемы, таблицы для решения поставленных задач.

3.Умение
критически относиться к информации и видеть ошибки.

4.Владение
комбинаторными умениями.

5.умение
обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

6.Умение
договариваться при выполнении заданий, распределении поручений.

7.Умение
рационально подходить к решению задачи.

8.Умение
правильно оценивать себя.

Планируемый
педагогический результат

Умение
применять предметные навыки в необычных условиях.

Умение
самостоятельно создать конечный продукт- книгу «Числа в загадках, пословицах,
поговорках», помочь тем самым Маше полюбить математику, доказав, что это
нужный и интересный предмет.

Умение
взаимодействовать в микрогруппе.

Критерии
оценивания

Правильность
выполнения предложенных заданий.

Взаимодействие
в микрогруппе, распределение поручений, выполнение задания.

2.     
Замысел проектной задачи.

Проектная задача состоит из шести заданий,
выполнять задания можно в любой последовательности, но лучше, если задания
будут выполнены по порядку.

Задание №1 предполагает определение имени
героини мультипликационного фильма, которая является героиней проектной задачи.
В этом задании дети должны будут выполнить  звуко-буквенный анализ слова и
соотнести количество звуков и букв в слове. Результат – слово, в котором
совпадает количество звуков и букв, являющееся именем героини мультфильма.

Задание № 2 предполагает выявление
фактических ошибок в письме Маши к ребятам.

Результат – устранение фактических ошибок
Машиного письма.

Задание № 3. В этом задании ученики  демонстрируют
знания о том, кого называют  насекомыми, закрепляют представления о том, что
всё живое на Земле нужно беречь.

Результат. Закрепление знаний о  том, кого
называют насекомыми. Принят посыл к выполнению следующего задания — переходу на
лесную полянку.

Задание №4 предполагает определение
порядка следования героев к лесной полянке и фиксирование этого порядка на
чертеже, а также знание порядкового счёта для расположения объектов в
пространстве при заданном направлении движения.

Результат – составлена схема, которая
учитывает порядок следования героев и заданное направление их движения.

Задание № 5. В этом задании детьми будут
продемонстрированы умения производить операции с числами в пределах сотни,
умение сравнивать числа в пределах сотни, а также первоклассникам встретятся
общепринятые сокращения метр. Учитель сам принимает решение о знакомстве
детей с терминами и сложении, вычитании чисел в пределах 100. Объяснение
производит сам учитель или обращается за помощью к ученикам, кому знакомы эти
величины и действия с круглыми числами в пределах 100.

Результат – найден самый короткий путь от
дома медведя до лесной полянки.

Задание № 6. В данном задании дети
продемонстрируют регулятивные умения: умение планировать, распределять
поручения,  рационально  решать задачи; а также умение договариваться, работать
в группе.

Результат – книга «Числа в загадках,
пословицах, поговорках».

Для выполнения проектной задачи
рекомендуется выделить до двух уроков учебного времени.

Итоговым продуктом является составление
книг «Числа в загадках, пословицах, поговорках».

В конце второго урока каждая группа
представляет свою книгу.

3.     
Содержание проектной задачи.

На мою электронную почту пришло  письмо от
героини известного мультфильма. Она просит вас, чтобы вы помогли ей полюбить
математику, так как эта героиня считает, что математика неинтересный и ненужный
в жизни предмет.

Задание 1.

Чтобы узнать, какая героиня мультфильма
просит вас о помощи, нужно выполнить задание, в каком имени девочки, количество
звуков и букв совпадает:

 Юля                                           Рая                                   
Маша

Какие математические знания пригодились
при выполнении этого задания?

Итак, вы узнали героиню известного
мультфильма. Маша отправила письмо на электронную почту, в котором пишет, что
ей совершенно не интересна и не нужна математика. Прочитайте Машино письмо и
исправьте фактические «ошибки», которые она допустила.

Задание 2.

«Дорогие ребята! Я очень люблю веселиться,
играть, петь, танцевать. А ещё я очень люблю ходить в гости к моему другу
медведю. Миша добрый, терпеливый, гостеприимный. Он любит лес и говорит, что
природу нужно охранять и беречь всех, кто в лесу живёт. Я удивилась и сказала:
«Что и всяких там насекомых, например, пауков, тоже нужно беречь?»

Миша спросил: «А ты знаешь, кого называют
насекомыми?» «Да известно, кого, всех, кто летает, ползает, у кого есть
крылышки»,- ответила я. «А вот и нет»,- сказал Миша. И предложил определить
мне, где на картинке изображено насекомое, а где паук?

Задание 3.

Найдите отличия на картинке. Определите,
на какой картинке изображено насекомое, на какой паук?

1                                        
2

Назовите основной признак насекомых.

Какие знания математики пригодились вам
для выполнения этого задания?

Задание 4.

Миша пригласил Машу на лесную полянку,
чтобы познакомить со своими друзьями. Вместе с Мишей и Машей на полянку решил
побежать и зайчик. Наши герои шли в таком порядке: Миша шёл впереди Маши, но
позади зайчика. Кто шёл первым, кто последним? Подпиши на чертеже, в каком
прядке шли герои?

 

Какие знания математики вам пригодились?

Задание 5.

Выбери самый короткий маршрут от дома
медведя до лесной полянки?

                                                                  

                                                                    

                                                       

                                                                                            

Какие знания математики вам пригодились
при выполнении этого задания?

На лесной полянке Маша встретила много
животных, среди них были и насекомые, и пауки. Зверушки приготовили для Маши
стихи, загадки, пословицы, поговорки про цифры. Звери очень хотели, чтобы Маша полюбила
математику.

Задание 6.

Пользуясь таблицей, создай свою книгу «
Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Вариантов таблицы должно быть
несколько)

Звери

Цифры

Стихи,
загадки, пословицы, поговорки про цифры

Вот один
иль единица,
Очень тонкая, как спица.

(С.Я.
Маршак)

У Сережи
карандашик
И еще один — у Даши.
Сколько же у малышей
На двоих карандашей?
(Загадка)

А за
двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из двух крючков.

(С.Я.
Маршак)

То ли
цифра, то ли вилка, То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
знаю точно — все ей рады.

(Загадка)

На пятак
дружбы не купишь.

(Поговорка)

Цифру
шесть писать легко:
Ни штришков, ни уголков!
За рукой своей следи,
Плавно линию веди!

Гольцевой А.

Семь раз
отмерь, один раз отрежь. (Пословица)

Два
колечка нарисуй, то побольше, что внизу.
Плавно их соедини, вот и всё. Теперь взгляни!

Гольцевой А.

У
храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять – ловкость. (Пословица)

Если ж слева,
рядом с ним
Единицу примостим, он побольше станет весить,
Потому что это — десять.

( С.Я.
Маршак)

Итоговое
задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Кто из
героев просит о помощи?

Назовите
основной признак насекомых

В каком
порядке шли герои на лесную полянку? Перечисли

Какой
маршрут от дома Миши до лесной полянки оказался самым коротким? Докажите,
приведите расчёты.

Нужна ли
математика в жизни? Докажите. Приведите примеры.

На каких
школьных предметах вам приходилось использовать числа?

Оцените
составленную вами книгу с точки зрения познавательности, занимательности,
аккуратности.

Определите
цель проектной задачи «Помогите Маше полюбить математику»

Рефлексивная анкета (заполняется
каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку по оценочной шкале:

1.      Оцени,
насколько интересной тебе показалась проектная задача «Помоги Маше полюбить
математику».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.      Оцени,
насколько сложными тебе показались предложенные задания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.      Оцени
свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей
группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.      Оцени,
насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.      Хотел
бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи)

Да                           
Нет

Почему?___________________________________________

Вывод:
1.В ходе решения   проектной задачи и   у обучающихся формируются следующие
способности:

-рефлексировать
(видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не
получилось; видеть трудности, ошибки)

-целеполагать
(ставить и «удерживать» цели)

-планировать
(составлять план своей деятельности)

-моделировать
(представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и
главное)

-проявлять
инициативу при поиске способа (способов) решения задач

-вступать
в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

2.Работа
с проектными задачами и мини проектами в начальной школе является основой для
подготовки к проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Информационные
источники:

1.      Автор-составитель:
В.В. Улитко,  научный сотрудник НМЦ ИРО ГОУ «ПГИРО»
Проектные
задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. в.в.
Улитко. — Тирасполь:ПГИРО, 2014. — 64 с.

2.      http://zagadki.info/zag/2.html,
загадки-[электронный ресурс]

3.      http://zagadki.info/zag/2.htm,
загадки-[электронный ресурс]

4.      http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-cifry-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-100/,
пословицы -[электронный ресурс]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать проектная работа на английском языке
  • Как написать проект школьнику
  • Как написать проект тайна моего имени
  • Как написать проект тайна имени для 3 класса
  • Как написать проект студенту