Как написать профотбор на 1 категорию

Порядок определения категории профессиональной пригодности, требования, предъявляемые к психологическим, психофизиологическим и социально-психологическим качествам кандидатов

Определение профессиональной пригодности кандидатов на поступление в Военном университете на обучение курсантами осуществляется в процессе проведения комплекса мероприятий по профессиональному психологическому отбору, направленных на рациональное комплектование университета курсантами из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу и военнослужащих, обладающих профессионально важными качествами, соответствующими требованиям военно-профессиональной деятельности.

Основной целью профессионального психологического отбора является определение профессиональной психологической пригодности к освоению профессиональных образовательных программ Военного университета.

Мероприятия по профессиональному отбору проводятся с использованием психологического, социально-психологического и психофизиологического изучения с целью оценки общих и специальных способностей кандидатов, необходимых для успешного обучения в университете.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются познавательные способности (ПС), адаптационные способности (АС), военно-профессиональная направленность (ВПИ) и данные социально-психологического изучения (СПИ) кандидата.

Высокий или хороший уровень познавательных процессов характеризуется:

  • хорошим интеллектуальным уровнем и темпом мыслительной деятельности;
  • высоким уровнем понятийного логического мышления;
  • развитой способностью к обучению;
  • быстрым формированием навыков и умений;
  • наличием способности к аналитико-синтетической деятельности;
  • развитыми способностями к анализу и обобщению;
  • хорошим уровнем развития динамических характеристик пространственного мышления;
  • высоким уровнем кратковременной образной и вербальной памяти.

Адаптационные способности кандидата оцениваются на основе совокупной характеристики развития личностных особенностей индивида и его склонности к отклоняющемуся поведению.

Высокий или хороший уровень нервно-психической устойчивости характеризуется:

  • хорошими адаптационными способностями;
  • высокой эмоциональной устойчивостью;
  • хорошим уровнем поведенческой регуляции;
  • низкой вероятностью нервно-психических срывов;
  • адекватной самооценкой и оценкой окружающей действительности;
  • жестким самоконтролем любых поведенческих эмоциональных реакций;
  • отсутствием агрессивных тенденций;
  • высокой степенью стрессоустойчивости.

Блок заданий военно-профессиональной направленности определяет профессиональные интересы и склонности кандидата посредством оценки знаний, необходимых для прохождения им военной службы, уровень развития военно-организационной культуры, прогнозирующий адаптацию кандидата к условиям обучения в Военном университете.

Высокий или хороший уровень мотивации характеризуется:

  • высоким уровнем знаний в сфере основ безопасности жизнедеятельности;
  • знанием правил оказания первой доврачебной медицинской помощи;
  • знанием основ по вопросам военной подготовки.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития кандидата, его военно-профессиональной направленности, анализ основных мотивов и обоснованность выбора профессии офицера, организаторских способностей, особенностей поведения и общения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Социально-психологическое изучения проводится поэтапно и включает в себя изучение документов, опрос (беседа, анкетирование), наблюдение за кандидатом со стороны должностных лиц. Данные вносятся в регистрационный бланк профессионального психологического отбора и учитываются при обработке.

Для проверки сведений, полученных при социально-психологическом изучении, в целях выявления факторов риска с кандидатами мужского пола, поступающими на специальность «Перевод и переводоведение», проводится опрос (психофизиологическое обследование) с использованием полиграфа.

После обработки регистрационных бланков психологического обследования, с учетом результатов социально-психологического изучения, выносится итоговое заключение о профессиональной пригодности кандидата для обучения в Военном университете.

Психологическое обследование может проводиться в индивидуальном порядке, так и в составе группы с помощью психодиагностических методик с применением технических средств профессионального психологического отбора.

Перед психологическим обследованием специалист по профессиональному психологическому отбору доводит обследуемым информацию о целях обследования, уточняет их готовность к обследованию, инструктирует о порядке выполнения заданий психодиагностических методик.

Во время проведения психологического обследования специалист по профессиональному психологическому отбору контролирует выполнение заданий, входящих в состав используемых методик.

На основании данных, полученных в ходе психологического, психофизиологического и социально-психологического изучения кандидатов, выносятся заключения о категории профессиональной психологической пригодности к обучению в Военном университете, которые представляются в приемную комиссию Военного университета, а категории профессиональной психологической пригодности заносятся в соответствующие графы конкурсных списков кандидатов на зачисление в Военный университет:

  • рекомендуется в первую очередь– первая категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой категории кандидаты имеют высокий уровень развития профессиональных качеств, позволяющих успешно обучаться в Военном университете.

  • рекомендуется – вторая категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой лица имеют уровень развития профессионально важных качеств, в основном соответствующих требованиям к обучению в Военном университете.

  • рекомендуется условно– третья категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой категории лица имеют уровень развития профессионально важных качеств, минимально соответствующих требованиям к обучению в Военном университете.

  • не рекомендуется – четвертая категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой категории лица имеют низкий уровень развития профессионально важных качеств, не позволяющий овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений, либо в отношении них выявлены факторы риска.

Кандидаты, отнесенные к первым трем категориям профессиональной пригодности, считаются прошедшими профессиональный психологический отбор.

Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной психологической пригодности, к обучению в Военном университете не рекомендуются. Они информируются о вынесенном заключении индивидуально и не заносятся в конкурсные списки.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

Окончательное решение о зачислении кандидатов на обучение принимает приемная комиссия. Апелляция по результатам профессионального психологического отбора не подается и не рассматривается.

Профотбор в военное училище предполагает несколько разных мероприятий. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента в виде вступительных испытаний. Кроме того, будущие студенты должны продемонстрировать приемной комиссии уровень своей физической подготовки.

профотбор в военное училище

Медицинская комиссия

Профотбор в военное училище не обходится без специальной медицинской комиссии, в которую приглашаются лучшие медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов.

Психологическое обследование

Профотбор в военное училище подразумевает и проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Для проведения таких мероприятий в приемную комиссию приглашают профессиональных психологов. Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.

Особенности методик

Типовой профотбор в военные училища — что это такое? Вопросов, касающихся поступления в военные училища, много и у выпускников школ, и у их родителей. Некоторые абитуриенты ищут в магазинах методики профотбора в военные училища, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. На самом деле это будет пустой тратой денег. Психологические тесты для поступления в военное училище – тайна, поэтому их нет ни в интернете, ни в книжных магазинах.

Само обследование продолжается несколько часов. Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке. Не допускают его и до прохождения медицинской комиссии. Единственное, на что он может рассчитывать, это просто собрать вещи и уехать домой.

профотбор в военное училище тесты

Нормативная база

Профотбор в военное училище осуществляется согласно определённому порядку и условиям приема, которые был разработаны Министерством обороны РФ, утверждены министром обороны РФ в 2015 году.

Требования к состоянию физического здоровья, которые предъявляются к кандидатам, подающим документы в военные учебные заведения, прописаны в Приказе министра обороны РФ, касающемся вопросов осуществления военно-врачебной экспертизы.

как поступить в военное училище

Временные рамки приема

Проводится профотбор в военное летное училище с 1 по 30 июля. Осуществляют его приемные комиссии учебных заведений для выявления возможности осваивать абитуриентами определённые образовательные программы. Такой отбор включает в себя:

  1. Определение годности абитуриента по его состоянию здоровья.
  2. Проведение вступительных испытаний и экзаменов для:
  • выявления категории профессиональной годности абитуриента;
  • оценки интеллектуального уровня кандидата;
  • определения уровня физической подготовки.

Как организуется в военном вузе профессиональный отбор

Хотите понять, как поступить в военное училище? Попробуем разобраться в данном вопросе. В те сроки, которые будут указаны в предписании, взятом в военном комиссариате, претендент на зачисление в военное учебное заведение должен прибыть в вуз. Здесь он обеспечивается питанием, для него организуется проживание. Приемной комиссией предлагаются прибывшему абитуриенту определенные даты, в которые он должен пройти испытания профессионального отбора.

После приезда потенциальный студент обязан в приемную комиссию сдать гражданский паспорт, удостоверение гражданина, если он подлежит призыву на военную службу, либо военный билет. К этим документам прилагаются подлинник аттестата о среднем образовании и сертификаты о сдаче единого государственного экзамена.

Как поступить в военное училище тем категориям граждан, которые имеют дипломы и грамоты победителя предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований? Вместе с остальными документами им необходимо предоставить членам приемной комиссии документы, которые подтверждают их право на льготный вариант поступления в военное училище.

Как только все документы будут зарегистрированы приемной комиссией, кандидат на зачисление получает статус абитуриента. Размещают их на весь период проведения конкурсного отбора в курсантских казармах либо специальных лагерях. Выполняют они и обязанности суточного наряда.

психологические тесты для поступления в военное училище

Подготовка к вступительным испытаниям

Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка. От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена. Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня.

Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе. Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз. Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.

Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой.

У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.

нормативы в военное училище

Категории профпригодности кандидатов

Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу. В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища:

  • мотивация к обучению в военном вузе;
  • адекватность представления о специфике будущей профессии;
  • оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
  • присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики.

Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.

типовой профотбор в военные училища

Категории профотбора

По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов:

  • 1 категория предполагает поступление в первую очередь;
  • 2 категория допускает зачисление во втором порядке;
  • 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище;
  • 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению.

Такие нормативы в военное училище были разработаны министерством обороны РФ.

Особенности психологического тестирования

Выпускники средних школ пытаются найти вопросы, на которые им предстоит ответить для успешного прохождения профессионального отбора в военное училище. Предлагаем им ознакомиться не с вопросами, а с теми особенностями, которые необходимо знать, чтобы тестирование завершилось успешно.

Абитуриенту необходимо на каждый открытый вопрос давать полный развернутый ответ. Проводится тестирование и в письменном виде, и в качестве устного собеседования. Например, отвечать в устной форме придется на вопросы следующего содержания:

  1. По какой причине ты решил выбрать военную специальность?
  2. Чем привлекает тебя именно данный военный вуз?
  3. Каким ты видишь свое офицерское будущее?

Сначала абитуриенту предстоит убедить представителей приемной комиссии в своей искренности, желании беззаветного служения своей отчизне после окончания военного училища. Потом в письменном виде придется изложить развернутые ответы на эти вопросы, не допуская при этом орфографических ошибок, правильно расставляя знаки препинания. Желательно продумать сочинение до вступительных испытаний, чтобы хватило времени и не было ошибок. Минимальный объем текста ограничен 10 предложениями. Время для работы над сочинением составляет 15 минут.

Чтобы подготовиться к собеседованию, написанию эссе, можно обратиться в военный комиссариат, попросить информацию о военных училищах, специфике их деятельности, видах вооружения.

Психологические методики, применяемые при тестировании абитуриентов, разнообразны по содержанию. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них, чтобы заранее понять, имеет ли смысл тратить время на подготовку к поступлению в военные вузы.

Мышление, память, внимание, общий уровень интеллектуального развития абитуриента оценивается с помощью описанных ниже методик:

  • Аналогия. Задания предполагают установление логических взаимосвязей между словами согласно предложенному образцу.
  • Числовые ряды. Абитуриент должен установить закономерность между числами и рядами, продолжить нужной цифрой предложенную ему последовательность.
  • Зрительная память. Предлагаются разнообразные геометрические фигуры, которые поступающий должен запомнить и воспроизвести в том же порядке, в каком они изначально располагались.
  • Арифметический счет. Абитуриенту предлагаются арифметические действия: сложение, деление, умножение, вычитание с целыми числами.
  • Словесная вербальная память. Методика предполагает запоминание максимального количества слов с последующим их воспроизведением.
  • Поиск и установление закономерностей. Абитуриент должен искать слова, имеющие заданное количество и порядок расположения букв.
  • Силлогизмы. Суть заданий в поиске логической взаимосвязи между двумя исходными суждениями, составление на их основе вывода (третьего суждения).
  • Исключение слова. Абитуриент военного училища должен классифицировать слова по заданным признакам. Данное качество необходимо для принятия быстрых и логичных решений в сложных непредвиденных ситуациях, которые часто случаются во время службы.
  • Пространственное мышление. Задания позволяют выявлять исследовательские качества, а также определять склонность к образным пространственным представлениям.

Сущность тестирования заключается в исследовании способности к пространственным образным представлениям.

Приведем примеры заданий для этих методик, которые могут быть предложены кандидатам на зачисление в военные училища.

Тестирование «Аналогии» основано на установлении логических взаимосвязей между словами по предлагаемому образцу. Приведем несколько конкретных примеров.

Абитуриенту предлагаются слова: летчик, небо, моряк, парус, корабль, шторм, море.

1) ——- 2. Летчик.

Моряк, мотор

5) море

4) парус

3) корабль

2) шторм

1) ——— 3. Летчик.

Моряк, небо

5) парус

4) шторм

3) якорь

2) волны

1) ———

Левая часть задания предполагает наличие двух слов, которые расположены одно под другим с учетом определенной логической связи. К примеру, слова летчик и небо, летчик и мотор свидетельствуют о том, что существует связь между профессией и сферой деятельности, способом передвижения. Все задания абитуриенту необходимо выполнять в строгой последовательности, не допуская пропусков. На выполнение заданий потенциальному студенту военного вуза отводится всего пять минут. Психолог, анализирующий результаты теста, делает вывод о наличии у опрашиваемого логического мышления.

Особенности тестирования «числовые ряды». Задания, которые предлагаются абитуриенту, состоят в построении числового ряда и определении числа, которое должно продолжить логический ряд.

Вариант заданий:

5 4 3 2 1

1. 1 2 3 4 5 ….. 8 15 6 7 —-

2. 28 26 24 22 ……. 25 20 17 30 —-

3. 3 6 12 24 …… 43 18 5 28 —-

В левой части предлагаются числовые ряды. Закономерность необходимо выявить самостоятельно. В правой части предлагаются ответы, выбрать нужно только один. Особенность данной методики — в постепенном повышении уровня сложности заданий. Помимо простейших арифметических действий, абитуриент должен извлекать корни, возводить числа в необходимую степень, делить, умножать. Есть и такие задания, которые предполагают проведение сразу нескольких действий, например, умножения и сложения. Для того чтобы выполнить задачу, у потенциального студента военного училища есть всего восемь минут.

методики профотбора в военные училища

Заключение

Все военные специальности, которые можно получить в специализированных учебных заведениях, предъявляют к абитуриентам серьезные требования. Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор. В ходе выполнения разнообразных заданий, позволяющих выявить не только интеллектуальные способности, но и особенности психики кандидатов на зачисление в военное училище, представители приемной комиссии, психологи, медики, выявляют непригодных соискателей.

Многие молодые парни призывного возраста негодуют, когда слышат, что им придется проходить психологическое тестирование в войсковом комиссариате. Как правило, s тест на профессиональную пригодность военкомат предусматривает вместе с обязательным прохождением медицинского освидетельствования для определения категории войсковой годности кандидатов на призыв в войска.

  • Профессионально-психологический отбор военнообязанных граждан России
  • Смысл прохождения профотбора в войсковом комиссариате
  • S тест

Профессионально-психологический отбор военнообязанных граждан России

Согласно действующему российскому законодательству граждане, подлежащие призыву на срочную службу, желающие подписать военный контракт с МО РФ, в т.ч. поступающие в военные училища и ВУЗы, обязаны предварительно пройти «Профотбор» – профессионально-психологический отбор.

Руководство МО РФ данному мероприятию сегодня уделяет особое внимание, учитывая общественный резонанс преступлений, которые наблюдаются в войсках. Все претенденты на прохождение военной службы подвергаются тщательному и качественному отбору.

В обязательном порядке профессионально-психологическое тестирование проводится с кандидатами на поступление в военные учебные учреждения, на получение допуска для несения караульной службы, на прохождение службы в секретных частях и на режимных военных объектах.

Министерство Обороны РФ для проведения профотбора кандидатов на военную службу применяет следующие виды тестов:

  • S-тест;
  • 16ФЛО-1;
  • МИОМ-2;
  • МЛО Адаптивность-1;
  • Арифметический счет;
  • Установление закономерности.

Как правило, вариант предлагаемых тестов войсковым комиссариатом зависит от целевого предназначения претендентов на военную службу, проходящих профессионально-психологический отбор.

Прохождение теста

S тест, Установление закономерности и Арифметический счет военкомат использует как для кандидатов на срочный призыв, так и на контрактную службу, расшифровка тестов представлена в конце статьи.

Смысл прохождения профотбора в войсковом комиссариате

Официальная цель профессионально-психологического тестирования будущих военнослужащих – установление их морально-психологических качеств, нервно-психического состояния, в т.ч. наличия профессиональных навыков в определенном направлении.

По итогам такого тестирования комиссия в военкомате определяет для каждого кандидата на военную службу категорию профессиональной пригодности, которых есть 4:

  • I – кандидат, рекомендуемый для прохождения службы в войсках в первую очередь;
  • II – кандидат рекомендуется на военную службу;
  • III – кандидат рекомендуется для прохождения службы в армии условно;
  • IV – кандидат не рекомендуется для службы в ВС РФ.

В период прохождения призывной кампании психологическое тестирование используется специально для выявления молодых парней, поведение которых имеет отклонения от общеустановленных норм, в т.ч. отличающихся затрудненной социальной адаптацией. То есть основная цель психологического тестирования – комплектация войск и силовых структур РФ здоровым и профессиональным личным составом, предупреждение попадания в армию физически и психологически непригодных граждан к военной службе.

Служба в армии

По методикам тестирования, которые были специально разработаны для профотбора кандидатов на военную службу Главным военно-медицинским управлением МО России, призывников подразделяют на 4 категории:

  • Категория 1 – практически здоровые лица с высоким уровнем нервно-психической стойкости. У них маловероятны нервные и психологические срывы;
  • Категория 2 – лица, отличающиеся достаточной нервно-психической стойкостью. У данных кандидатов на военную службу есть вероятность возникновения нервных и психических срывов в случае продолжительного пребывания без соответствующей помощи в экстремальной обстановке;
  • Категория 3 – лица, характеризующиеся удовлетворительной нервно-психической стойкостью. У таких военнослужащих возможны нервно-психические срывы в случае пребывания в экстремальной обстановке даже непродолжительное время. Поэтому данных кандидатов направляют в войска по определенным специализациям и ограничивают от экстремальных условий службы;
  • Категория 4 – лица, характеризующиеся неудовлетворительной нервно-психической стойкостью. У них возможны срывы даже при незначительных физических и психологических нагрузках. Психологи рекомендуют командирам подразделений направлять таких подчиненных к медицинским специалистам на консультацию с целю принятия дальнейших мер и пересмотра категории войсковой пригодности.

Кандидаты на военную службу, которые попали по результатам профессионально-психологического тестирования в категории 1 и 2, могут быть рекомендованы на должности, требующие повышенного уровня нервно-психологической устойчивости, в т.ч. предусматривающие выполнение определенных задач с использованием оружия и боеприпасов.

Претенденты на службу в армии, попавшие в результате профотбора в категорию 3, не рекомендуются для караульной службы, в т.ч. ограниченно привлекаются в суточные наряды. Также в отношении каждого военнослужащего данной группы в индивидуальном порядке принимается решение о допуске несения службы с оружием.

Военнослужащих 3 и 4 категории каждые 6 месяцев направляют на дополнительное психологическое тестирование к медицинским специалистам, которые устанавливают текущее нервно-психическое состояние военного. По результатам обследования военные психологи делают заключение о снижении либо повышении степени нервно-психической стойкости.

S тест

Ниже показана часть 1 S теста для кандидатов на военную службу, который предлагает военкомат на 120 вопросов для профессионально-психологического тестирования, примеры и ответы:

1
2
3

4
5
6

8
9
10
11

S тест, который предлагает военкомат на 120 вопросов, все правильные ответы на вопросы:

Ответы

Порядок определения категории профессиональной пригодности, требования, предъявляемые к психологическим, психофизиологическим и социально-психологическим качествам кандидатов

Определение профессиональной пригодности кандидатов на поступление в Военном университете на обучение курсантами осуществляется в процессе проведения комплекса мероприятий по профессиональному психологическому отбору, направленных на рациональное комплектование университета курсантами из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу и военнослужащих, обладающих профессионально важными качествами, соответствующими требованиям военно-профессиональной деятельности.

Основной целью профессионального психологического отбора является определение профессиональной психологической пригодности к освоению профессиональных образовательных программ Военного университета.

Мероприятия по профессиональному отбору проводятся с использованием психологического, социально-психологического и психофизиологического изучения с целью оценки общих и специальных способностей кандидатов, необходимых для успешного обучения в университете.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются познавательные способности (ПС), адаптационные способности (АС), военно-профессиональная направленность (ВПИ) и данные социально-психологического изучения (СПИ) кандидата.

Высокий или хороший уровень познавательных процессов характеризуется:

Адаптационные способности кандидата оцениваются на основе совокупной характеристики развития личностных особенностей индивида и его склонности к отклоняющемуся поведению.

Высокий или хороший уровень нервно-психической устойчивости характеризуется:

Блок заданий военно-профессиональной направленности определяет профессиональные интересы и склонности кандидата посредством оценки знаний, необходимых для прохождения им военной службы, уровень развития военно-организационной культуры, прогнозирующий адаптацию кандидата к условиям обучения в Военном университете.

Высокий или хороший уровень мотивации характеризуется:

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития кандидата, его военно-профессиональной направленности, анализ основных мотивов и обоснованность выбора профессии офицера, организаторских способностей, особенностей поведения и общения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Социально-психологическое изучения проводится поэтапно и включает в себя изучение документов, опрос (беседа, анкетирование), наблюдение за кандидатом со стороны должностных лиц. Данные вносятся в регистрационный бланк профессионального психологического отбора и учитываются при обработке.

Для проверки сведений, полученных при социально-психологическом изучении, в целях выявления факторов риска с кандидатами мужского пола, поступающими на специальность «Перевод и переводоведение», проводится опрос (психофизиологическое обследование) с использованием полиграфа.

После обработки регистрационных бланков психологического обследования, с учетом результатов социально-психологического изучения, выносится итоговое заключение о профессиональной пригодности кандидата для обучения в Военном университете.

Психологическое обследование может проводиться в индивидуальном порядке, так и в составе группы с помощью психодиагностических методик с применением технических средств профессионального психологического отбора.

Перед психологическим обследованием специалист по профессиональному психологическому отбору доводит обследуемым информацию о целях обследования, уточняет их готовность к обследованию, инструктирует о порядке выполнения заданий психодиагностических методик.

Во время проведения психологического обследования специалист по профессиональному психологическому отбору контролирует выполнение заданий, входящих в состав используемых методик.

На основании данных, полученных в ходе психологического, психофизиологического и социально-психологического изучения кандидатов, выносятся заключения о категории профессиональной психологической пригодности к обучению в Военном университете, которые представляются в приемную комиссию Военного университета, а категории профессиональной психологической пригодности заносятся в соответствующие графы конкурсных списков кандидатов на зачисление в Военный университет:

рекомендуется в первую очередь– первая категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой категории кандидаты имеют высокий уровень развития профессиональных качеств, позволяющих успешно обучаться в Военном университете.

рекомендуется – вторая категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой лица имеют уровень развития профессионально важных качеств, в основном соответствующих требованиям к обучению в Военном университете.

рекомендуется условно– третья категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой категории лица имеют уровень развития профессионально важных качеств, минимально соответствующих требованиям к обучению в Военном университете.

не рекомендуется – четвертая категория профессиональной психологической пригодности.

Относимые к этой категории лица имеют низкий уровень развития профессионально важных качеств, не позволяющий овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений, либо в отношении них выявлены факторы риска.

Кандидаты, отнесенные к первым трем категориям профессиональной пригодности, считаются прошедшими профессиональный психологический отбор.

Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной психологической пригодности, к обучению в Военном университете не рекомендуются. Они информируются о вынесенном заключении индивидуально и не заносятся в конкурсные списки.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

Окончательное решение о зачислении кандидатов на обучение принимает приемная комиссия. Апелляция по результатам профессионального психологического отбора не подается и не рассматривается.

Источник

Проверка профпригодности военнослужащих

6 минут Автор: Елена Павлова 332

profprigodnost voen

Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор».

Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах).

При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.

Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.

Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом.

Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно. Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру.

Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Вопросы теста и ответы к ним

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого.

Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут.

Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».

Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

Источник

«Профессионально-психологический отбор граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»

Критерии определения категорий профессиональной пригодности:

уровень развития личных и деловых качеств кандидатов;

наличие или отсутствие факторов риска;

Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

Факторы риска, подлежащие выявлению:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно

наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

Категории профессиональной пригодности

1) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; высокий уровень развития личных и деловых качеств;

2) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; средний уровень развития личных и деловых качеств;

3) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; уровень развития личных и деловых качеств – ниже среднего;

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

4) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности): у кандидата выявлен фактор риска; низкий уровень развития личных и деловых качеств;

На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата.

Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

ОМПО УРЛС УМВД России по Липецкой области

Источник

Порядок проведения профессионального отбора кандидатов

Профессиональный отбор кандидатов проводится приемной комиссией в период с 1 по 30 июля в целях определения способности кандидатов осваивать образовательные программы соответствующего уровня и включает:

Кандидаты, не прибывшие в установленное время и место проведения профессионального отбора по уважительной причине, допускаются для участия в профессиональном отборе до завершения его мероприятий в соответствии с расписанием. Повторное проведение с кандидатом мероприятий профессионального отбора не допускается.

Во время прохождения профессионального отбора кандидаты обеспечиваются бесплатным питанием и проживанием в помещениях казарменного типа.

Определение годности кандидатов к поступлению в училище по состоянию здоровья осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565, приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014. года № 770 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы», приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 года № 455 «Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями от 19.06.2009 г. № 561).

Результаты медицинского освидетельствования кандидатов объявляются не позднее одного дня после вынесения врачебно-лётной комиссией заключения о состоянии здоровья кандидата.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Основным методом психологического, психофизиологического и (или) специального психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профессионального отбора.

В ходе обследования определяются:

1. Уровень нервно-психической устойчивости.

2. Уровень общего интеллектуального развития.

3. Уровень военно-профессиональной мотивации.

4. Уровень выраженности факторов риска.

Оцениваются критерии девиантного поведения (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, асоциальные поступки) по уровням выраженности: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень при помощи специального психофизиологического обследования с помощью полиграфа.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к обучению:

Лица с нервно-психической неустойчивостью и (или) высоким уровнем выраженности факторов риска относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях.

Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих несет председатель подкомиссии по профессиональному психологическому отбору.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

Доведение заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих производят члены подкомиссии по профессиональному психологическому отбору.

Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности («не рекомендуется»), информируются о вынесенном заключении индивидуально. При необходимости с указанными кандидатами проводится индивидуальное психологическое консультирование, в ходе которого даются разъяснения и рекомендации.

Кандидаты, отнесенные к другим категориям профессиональной пригодности, полагаются прошедшими профессиональный психологический отбор.

Источник

Документы

В строках «(наименование отдела военного комиссариата)» записывается полное наименование.

В строках «(фамилия, имя, отчество)» разборчиво и полностью записываются фамилия, имя, отчество гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В разделе «I. Общие сведения», в строке «Дата рождения» число, месяц и год рождения указываются арабскими цифрами.

В строку «Образование» при наличии соответствующих документов (аттестат,свидетельство и др.) заносятся данные о полученном образовании. При этом записывается количество законченных классов образовательного учреждения среднего (полного) общего образования и перечисляются законченные образовательные учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования.

В строках «Гражданская специальность и стаж работы» указываются все документально подтвержденные гражданские специальности, полученные гражданином, и стаж работы по ним в годах или при незначительной его продолжительности –
в месяцах. Если гражданин по какой-либо специальности не работал, то стаж работы по ней не указывается.

В строки «Подготовка по ВУС» заносятся сведения о военно-учетных специальностях (ВУС), полученных гражданами в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. При этом указывается наименование полученной специальности, год получения ВУС и присвоенная классная квалификация.

В строках «Дополнительные сведения»: кратко указываются данные, полученные по результатам СПИ граждан при их ППВУ и в период от ППВУ до их явки на заседание призывной комиссии (сведения о семейном положении, составе семьи и взаимоотношениях в ней, отношениях с родителями, бытовых условиях, соблюдении трудовой дисциплины на производстве, о причинах частых смен мест работы, наличии вредных привычек (злоупотребление алкоголем, документально подтвержденные случаи употребление наркотиков), а также имевших место, при наличии документального подтверждения, приводах в милицию, противоправном, антиобщественном поведении, участии в деятельности неформальных объединений с асоциальной направленностью и т.д.

В разделе «II. Результаты социально-психологического изучения в отделе военного комиссариата» в строках «Увлечения и успехи в учебе, спорте и труде:»

учебные дисциплины, к которым гражданин имел выраженный интерес;
успеваемость в учебной деятельности;
школьные кружки (факультативные), в которых регулярно занимался;
в каких олимпиадах участвовал и достигнутые при этом результаты;
занятия спортом (спортивный разряд, квалификация);
какие способности проявил (музыкальные, сценические, художественные, математические) и в чем это выразилось;
успехи в труде (освоение смежной специальности, присвоение разряда, квалификация, имеющиеся поощрения).

В строки «Организаторские способности и особенности в общении:» заносятся сведения, указывающие на:

активность в общественной жизни учебного (производственного) коллектива (староста класса, организатор или активный участник смотров художественной самодеятельности, спортивных соревнований и т.д.);

положение, занимаемое в учебном (производственном) коллективе (неформальный лидер, ведомый член коллектива, находится в изоляции от коллектива);

наличие (отсутствие) авторитета в коллективе;

уровень общительности, проявляемый в межличностных отношениях (высокий, обычный, низкий (замкнут);

особенности межличностных отношений (коллективизм, приспособленчество, конфликтность, отчужденность);

реакцию на критику товарищей и старших (адекватную, безразличную, агрессивную);

степень самокритичности (выраженная, достаточная, низкая, отсутствует).

В строки «Военно-профессиональная направленность» заносятся оценки военно-профессиональной направленности.

Указываются сведения о подготовке в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, об обучении по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, о разряде (звании) по военно-прикладному виду спорта.

Указываются также в баллах по 10-балльной шкале (в стэнах) значения показателей отдельных профессионально важных качеств (Н), (К), (Оп), (Св), (В), (СН), (Т) из листа результатов.

Данные об уровне нервно-психической устойчивости (НПУ), полученные при дополнительном обследовании при призыве на военную службу, записываются после надписи: «При призыве:».

В раздел «IV. Заключение о профпригодности при первоначальной постановке на воинский учет» заносятся заключения о профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям в ДОСААФ с учетом соответствующих классов ос-новных сходных воинских должностей и обучению в военно-учебных заведениях (ВУОПО) в виде: «I кат.», «II кат.», «III кат.», «IV кат.»

В строки «Рекомендации» заносятся заключения о профессиональной пригодности к подготовке по конкретной военно-учетной специальности в ДОСААФ и обучению в военно-учебных заведениях в виде:

«рекомендуется в первую очередь», «рекомендуется», «рекомендуется условно» и «не рекомендуется».

В раздел «V. Заключение о профпригодности при призыве (поступлении) на военную службу» в строки: «а) к обучению в ВОУПО, б) к подготовке и службе на воинских должностях: командных, операторских, связи и наблюдения, водительских, технологических, спецназа», соответственно заносятся окончательные заключения о профессиональной пригодности в виде: «I кат.», «II кат.», «III кат.», «IV кат.».

В строки «Рекомендации» заносятся рекомендации по рациональному использованию гражданина на конкретной воинской должности.

Заключения и рекомендации подписываются специалистом профотбора отдела военного комиссариата с указанием фамилии и начальником отела во-енного комиссариата с указанием воинского звания, фамилии и даты подписи. Подпись заверяется печатью отдела военного комиссариата.

В раздел «VI. Дополнительные сведения о профпригодности» заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования гражданина, дополнительные сведения о профессиональной пригодности, полученные в военном комиссариате, которые подписы-ваются специалистом по профессиональному психологическому отбору данного военного комиссариата с указанием фамилии и даты подписи.

В раздел «XI. Другие сведения о профпригодности и результатах служебной деятельности» заносятся результаты углубленного социально-психологического изучения и уточненное на их основе заключение о профессиональной пригодности гражданина к обучению в военно-учебных заведениях.

Источник

Содержание

  • Что это такое
  • Этапы проверки
  • Вопросы теста и ответы к ним
  • Разновидности и категории соответствия
  • Реально ли подготовиться к тесту
  • Видео по теме

Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор».

Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах).

При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.

Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.

Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом.

Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

  • Психологическое тестирование. Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
  • Медосмотр. Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
  • Полевые испытания. Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно. Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру.

Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Вопросы теста и ответы к ним

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого.

Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут.

СПРАВКА! Создатель теста для выявления нервно-психологической устойчивости (НПУ) военных – Рыбников В. Ю., поэтому в народе распространено название «анкета Рыбникова».

Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».

Тесты для военнослужащих
Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов, любые, они предназначены для определения поведения, душевного/морального состояния человека в неординарной ситуации

Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

  • наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
  • 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
  • 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

  • Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  • Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  • Счастливей всего я бываю, когда я один.
  • Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  • Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

ВНИМАНИЕ! Тестирование применимо не только к призывникам и абитуриентам военных вузов. На практике профотбор распространен во всех силовых структурах (МВД, МЧС, подразделения полиции) причем как с потенциальными сотрудниками, так и с действующими.

Тестирование

Разновидности и категории соответствия

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования).

Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири. С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д. Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.).

Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей.

Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам.

Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

  • «МИОМ–3» – аналогии;
  • «МИОМ–4» – категоризация;
  • «МИОМ–5» – арифметический тест;
  • «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
  • «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
  • «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
  • «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).

Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:

  • Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
  • Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
  • С третьей категорией человек рекомендован условно.
  • Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.

Проверка профпригодности военнослужащих
Психологический тест – не единственное, что ожидает претендентов на офицерские звания. Также проводят беседы в форме собеседования, где психологи задают свои профессиональные вопросы

Реально ли подготовиться к тесту

Ответственные военные хотят заранее подготовиться к тестированию, а лучше – обзавестись готовыми ответами. В интернете создано немало сайтов, предлагающих помощь в предоставлении готовых решений к тестам государственного образца (естественно, не на бесплатной основе). В большинстве случаев так обогащаются мошенники.

Даже если вы заучите ответы на вопросы, велик риск несовпадения заданий. Учитывайте, что любая хитрость раскроется (например, отсутствие лидерских качеств быстро проявится). Перед прохождением тестирования в военкомате каждый желающий может пройти самотестирование на официальном сайте Министерства обороны РФ в онлайн-режиме.

Таким образом, тесты на профпригодность для контрактников, претендующих на получение офицерских чинов, – один из трех обязательных этапов проверки. Сдают их не все призывники, а только те, кто планирует обучаться в военных вузах или получать звание офицера в будущем.

Проводятся обычно в военкоматах независимо от действия призывной кампании. Все, что требуется от мужчины – сообщить в военный комиссариат о желании прохождения тестирования. В подразделениях Вооруженных сил России (МЧС, МВД, полиция и др.) тесты на профпригодность периодически сдают и действующие сотрудники.

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее — психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее — кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее — факторы риска).

В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее -профессиональная пригодность) кандидатов.

Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских, в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее — комплексные обследования).  

Критерии определения категорий профессиональной пригодности:

уровень развития личных и деловых качеств кандидатов;

наличие или отсутствие факторов риска;

Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к  логическим суждениям и умозаключениям, а  также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

Факторы риска, подлежащие выявлению:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно

наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

Категории профессиональной пригодности

1) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; высокий уровень развития личных и деловых качеств;

2) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; средний уровень развития личных и деловых качеств;

3) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; уровень развития личных и деловых качеств – ниже среднего;

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у  которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о  профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с  учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а  также других данных.

4) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности): у кандидата выявлен фактор риска; низкий уровень развития личных и деловых качеств;

Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее — комиссии).

На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата.

Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с  соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

ОМПО УРЛС УМВД России по Липецкой области

Какие тесты пишут в военкомате во время призыва?

Разработкой методических материалов для проведения профотбора занимаются подразделения научно-исследовательских организаций Министерства обороны.

Полный список методик, которыми обеспечиваются военные комиссариаты, не содержится в открытом доступе. Исходя из общих источников, можно составить примерный перечень, включающий в себя:

  • S-тест (направлен на исследование внимания и производительности);
  • шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (позволяет построить личностный портрет тестируемого);
  • МИОМ-2 (методика изучения особенностей мышления) (вербально-логическое, счетно-математическое, пространственное, мнемическое);
  • МЛО (многоуровневый личностный опросник) Адаптивность-1 (отражает способность адаптироваться к внешним условиям);
  • арифметический счет;
  • установление закономерности.

В ходе тестирования одни и те же вопросы, будучи слегка измененными, могут повторяться несколько раз.

Будьте внимательны: если дать на них разные ответы, результаты покажут высокий процент лжи, что повлияет на итоговую категорию.

Определение психологом общих способностей призывника

По результатам профотбора призывнику определят категорию профессиональной психологической пригодности и вынесут одно из заключений:

  • рекомендуется в первую очередь — первая категория.

Это означает, что кандидат, получивший ее, в короткие сроки способен овладеть военными-учетными специальностями, без затруднений осваивать программу военной подготовки, а также образцово выполнять обязанности, предусмотренные его воинской должностью, в том числе и в сложных условиях. В отношении этой категории не выявляется никаких факторов риска;

  • рекомендуется — вторая категория.

В отношении данной категории также не выявляется факторов риска. Юноши, получившие получившие ее, способны к обучению и выполнению своих обязанностей на уровне «хорошо»;

  • рекомендуется условно — третья категория.

Условно рекомендованные кандидаты с трудом смогут овладеть военной специальностью. Они проходят обучение и выполняют служебные задачи на оценку «удовлетворительно». В усложненных условиях не могут гарантировать успешного исполнения своих обязанностей

Несмотря на более низкий уровень развития, чем у первых двух категорий, в отношении них также не должно быть выявлено факторов риска. 

Эта категория военнослужащих допускается к профессиональной деятельности только в случае, если среди первых двух категорий ощущается кадровый недостаток;

  • не рекомендуется — четвертая категория.

Данная категория лиц характеризуется самым низким уровнем развития профессиональных качеств, что не позволяет им овладеть минимальным набором знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных задач. В отношении них могут быть выявлены различные факторы риска.

Многие считают, что наличие 4-й категории даст им  основание для освобождения от призыва на военную службу. В связи с этим  они стараются испортить результаты профотбора, имитируя наличие психического расстройства. 

Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд, и одним заваленным тестом ситуация не ограничится.

Сама по себе категория пригодности не служит препятствием для призыва на службу в армию. Однако в случае выявления в рамках профотбора лиц, имеющих склонности к психическим отклонениям, их результаты могут быть переданы на медицинское освидетельствование психиатру.

Врач-психиатр по результатам медосвидетельствования может вынести заключение о необходимости обследования для подтверждения или опровержения заболевания. Впоследствии призывник будет направлен в психоневрологический диспансер (ПНД) на стационарное обследование (без возможности уйти домой) сроком до  нескольких недель.

В случае если вас безосновательно направляют на обследование в ПНД, вы вправе обжаловать данное решение призывной комиссии.

Наши юристы помогут вам не допустить подобных ситуаций, а также законными способами предотвратить помещение в психиатрическую больницу на обследование здорового человека. Если у вас возникли сложности по вопросам прохождения призывной комиссии, обратитесь к нашим специалистам. Заполните форму на сайте, и мы перезвоним вам и проведем бесплатную консультацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать профильную математику на порог
  • Как написать прощание коллегам при увольнении
  • Как написать профиль персонажа
  • Как написать прощальный пост
  • Как написать прототип функции