Как написать программу семинара


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Семинар — это информативное или практическое занятие, нацеленное на приобретение определенных навыков или углубление знаний в конкретной теме. Ведущими на таких практикумах обычно выступают преподаватели, эксперты в данной области, руководители или другие лидеры, владеющие знаниями в определенной сфере или обладающие конкретными навыками. В зависимости от темы, семинары могут длиться от часа до двух или продолжаться по несколько недель. Докладчики могут увеличить эффективность своей презентации посредством тщательного планирования, организации и оттачивания техники изложения материала. Здесь представлена инструкция для подготовки к семинару.

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 1

    1

    Определите цель семинара. Вашей задачей может быть научить аудиторию определенным навыкам, например, как создавать и сохранять документы в приложениях для обработки текстов. Или же ваша цель может состоять в том, чтобы предоставить общую информацию по конкретной теме, к примеру, живопись или писательство. Независимо от общей направленности практикума, вначале нужно определить его цель.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 2

    2

    Выясните потребности участников. Когда вы, к примеру, тренируете определенный навык, понимание желаний участников в отношении конечного уровня постижения материала и скорости обучения поможет вам правильно подобрать компоненты занятий. Чем лучше практикум будет адаптирован к вашей аудитории, тем более успешным будет процесс обучения.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 3

    3

    Разработайте структуру своей презентации.

    • Введение. Вам нужно будет сделать короткий обзор темы семинара, представить себя и других участников.
    • Напишите список навыков и/или тем, о которых будет идти речь в вашей презентации. Включите в этот перечень подтемы, если необходимо.
    • Решите, в каком порядке вы будете излагать выбранные темы. Самые важные умения и информацию лучше подавать в начале практикума. В зависимости от предмета дискуссии, значительных результатов можно достичь, задействовав принцип от «простого к сложному», начиная с легких и очевидных вопросов, постепенно переходя к более сложной и комплексной проблематике.
    • Установите базовые правила поведения. Правила или руководящие принципы стоит огласить в самом начале семинара. Например, за раз может говорить только один человек, нужно поднять руку, чтобы высказаться, мобильные телефоны и прочие отвлекающие устройства должны быть отключены.
    • Решите, как вы подведете итог семинара. Концовка может заключаться в кратком обзоре изученного материала, вы можете огласить о следующем уровне в серии практикумов и/или попросить участников заполнить форму обратной связи.
  4. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 4

    4

    Определите временные рамки для каждого пункта в плане. Для особо сложных тем выделите достаточное количество времени, на случай, если у слушателей возникнут дополнительные вопросы или трудности с пониманием этой части практикума. Также при составлении графика важно учитывать небольшие перерывы для того, чтобы участники смогли сходить в уборную или просто размять ноги.

  5. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 5

    5

    Составив план, отрепетируйте свое выступление. Репетиции — важная часть процесса подготовки. Представьте доклад коллегам, друзьям или родственникам заранее и попросите их высказать свое мнение о четкости и эффективности представленных данных.

    Реклама

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 6

    1

    Подготовьте раздаточные материалы для участников. Подайте свою презентацию в форме плана занятия и/или сделайте распечатки важной информации или графиков.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 7

    2

    Используйте визуальные средства. Наглядные инструменты, фильмы, изображения и другие элементы могут быть весьма полезны для выражения определенных концепций или умений. Выбирайте визуальные инструменты, которые дополнят вашу презентацию, и не будут отвлекать внимание от основного посыла или цели.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 8

    3

    Используйте веб-ресурсы, если они применимы в вашей ситуации. Учебные программы, которые находятся в свободном доступе, такие как Moodle и Blackboard, способствуют онлайн-дискуссиям и обсуждениям вне практикума. Также подобные веб-инструменты — отличный способ для выполнения онлайн-заданий и отправки домашней работы. Более подробную информацию о сервисах для корпоративного обучения вы найдете здесь: https://habrahabr.ru/post/157631/

    Реклама

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 9

    1

    Обустройте пространство для дискуссии. Расставьте стулья полукругом или в форме «подковы», чтобы способствовать взаимодействию; основные правила разместите на доске или стене так, чтобы все могли их видеть. Не забудьте прикрепить на доску или стену чистый лист бумаги или письменную доску, чтобы записывать идеи и замечания участников, озвученные в ходе «мозгового штурма».

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 10

    2

    Внедрите в свой практикум интерактивные занятия. Определенная активность и игры повышают вовлеченность в процесс. Различные виды деятельности можно использовать как в маленьких так и в больших группах.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 11

    3

    Отведите время для вопросов и ответов. В зависимости от установленных правил, предоставьте участникам возможность задать вопросы в ходе семинара или в специально отведенное для этого время.

    Реклама

Советы

  • Приходите заранее, чтобы как следует подготовиться.Это особенно важно, если вы используете электронную аппаратуру или другое оборудование, требующее настройки и тестирования. На этом этапе вы также сможете удостовериться, что все полностью готово для увлекательного и продуктивного занятия.

    Изображение с названием Prepare a Workshop Step 9

  • Разработайте резервный план. Примите во внимание все обстоятельства, которые могут возникнуть. Например, низкая явка участников, неисправность техники или неточные расчеты времени, необходимого для выполнения определенных заданий. Будьте готовы к таким непредвиденным ситуациям, к примеру, захватите еще один ноутбук или подготовьте дополнительные задания для активных участников.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 33 529 раз.

Была ли эта статья полезной?

Государственное
бюджетное учреждение Ростовской области

«Региональный
модельный центр дополнительного образования детей»

Методические
рекомендации:

«Разработка плана проведения
семинаров»

Трофименко Л.П.

методист

 ГБУ РО РМЦДОД

г. Ростов-на-Дону

2021 год

Аннотация

Адресаты: Методические
рекомендации адресованы педагогическим и административным работникам
образовательных организаций Ростовской области.

Рекомендации
помогут адресатам в разработке развернутого плана и проведение семинаров
различных видов и уровней.

Методические рекомендации разработаны на основе опыта подготовки и
проведения семинаров на муниципальном и региональном уровне, и проведением  комплексного
анализа проведенных мероприятий.

Методические рекомендации разработаны в соответствии:

·       
Федеральный закон от 29.12.2012 N
273-ФЗ
 «Об образовании в Российской Федерации»;

·       
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»
.

         В
рекомендациях
даны определения плана,
семинара и рассмотрены все этапы плана по подготовке к проведению семинаров в
рамках профессиональной компетенции педагогических работников.

Данный
материал
поможет повысить уровень
проведения семинаров, а участие  педагогов в семинарах послужит средством
повышения профессионального развития педагога, мощным
стимулом в повышение самооценки.

Семинар — (латинского происхождения), в переводе означающее «теплица» или
«рассадник», потому что педагог как бы «сеет» знания в сознание учеников. Семинар – это форма
научно-методической работы с педагогическими кадрами, направленная на повышение
их квалификации в процессе обсуждения проблемных вопросов, докладов,
выступлений, посещенных учебно — воспитательных мероприятий.

План мероприятий — это документ, в котором определены цели, конкретные действия и сроки
их выполнения, определены ответственные лица за выполнение действий,
необходимых для достижения желаемого результата.

Как
правильно составляется план семинара

1.                
Определить цель семинара
т.е. конкретных результатов которых мы желаем достичь. Это основа всего
составляемого плана.

2.      Определить целевую аудиторию, которая
будет участвовать в семинаре.

3.      Под
результатом
подразумевается то, чего мы желаем добиться после выполнения
запланированного. Результат должен быть в 
конкретным показателях,
измеряемых цифрами и четко прописанными достижениями.

4.      Сроки
— это временные рамки, в которые следует уложить все планируемые мероприятия.
Если регулярно повторяются мероприятия, тогда прописываются их периодичность.

5.                
Под ресурсами понимаются все
материальные, технические, денежные активы, выделенные на проведение семинара.

6.                
Ответственные лица это те, кто руководит
мероприятием и отвечает за его результаты, могут выступать отдельные сотрудники
или целый коллектив.

План подготовки

и проведения
семинаров в очной форме

Виды работы

Сроки

Ответственный

Примечание

1.       

Место
проведения: ГБУ РО РМЦДОД или арендованный зал

2.       

Определение
темы и даты, место проведения мероприятия

3.       

Разработка
и утверждение Положения (определение цели семинара)

4.       

Составление
и утверждение  сметы, плана подготовки мероприятия

5.       

Создание
оргкомитета по проведению семинара

6.       

Комплектование
состава  участников-лекторов

7.       

Деловые
встречи с партнерами, решение орг.вопросов (о предоставлении зала в аренду,
концертных номеров)

8.       

Корректировка
текста информационного письма, приказа, программы семинара

9.       

Разработка
подробного плана семинара

10.   

Подготовка
приказа по центру

11.   

Подготовка
и рассылка информационных писем

12.   

Сбор
регистрация заявок на участие

13.   

Размещение
информации на сайтах

14.   

Составление
перечня необходимого оборудования  и технических средств, бахил

15.   

Подготовка
инф.письма о предоставлении концертных номеров (по необходимости)

16.   

 Подготовка
информации технического сопровождение семинара

17.   

Подготовка
договора на оплату за аренду зала

18.   

Подготовка
договоров на оплату привлеченным лекторам

19.   

Подготовка
и рассылка информационных писем для приглашенных лекторов

20.   

 Подготовка
раздаточного материала, сертификатов, анкет, ведомости на регистрацию

21.   

Назначение
ответственного за сопровождение  концертных номеров

22.   

Назначение
ответственного за организацию кофе-паузы

23.   

Назначение
ответственного за организацию  фото съемки на месте проведения семинара

24.   

Назначение
ответственного за техническое сопровождение на месте проведения семинара

25.   

Приглашение
на открытие почетных гостей

26.   

Согласование
сценария проведения семинара

Проведение:

1.       

Регистрация
участников семинара

2.       

Раздача 
раздаточного материала: программа мероприятия, анкет участникам, бахил

3.       

Кофе-пауза

4.       

Работа
презентационной площадки (по возможности)

5.       

Торжественное
открытие, приветственное слово

6.       

Пленарные
доклады: 1. 2. 3.

7.       

Перерыв:

8.       

Пленарные
доклады: 4, 5.

9.       

Анкетирование
участников семинара (в процессе работы семинара)

10.             
 

Закрытие
семинара, подведение итогов, выдача сертификатов

Завершение

1.     
 

Подготовка
приказа по итогам

2.     
 

Подготовка
пресс-релиза по итогам

3.     
 

Размещение
итоговой информации в интернете

План подготовки

и проведения дистанционного семинаров

Виды работы

Сроки

Ответственный

Примечание

1.     
 

Место
проведения:

ГБУ РО
РМЦДОД

2.     
 

Определение
темы и даты проведения мероприятия

3.     
 

Разработка
и утверждение Положения (определение цели семинара)

4.     
 

Составление
и утверждение  сметы и плана подготовки мероприятия

5.     
 

Создание
оргкомитета по проведению семинара, назначение администратора и модератора по
проведению семинара

6.     
 

Комплектование
состава  участников-лекторов

7.     
 

Корректировка
текста информационного письма, приказа, программы семинара

8.     
 

Разработка
подробного плана семинара

9.     
 

Подготовка
приказа по центру

10. 
 

Подготовка
и рассылка информационных писем

11. 
 

Сбор
регистрация заявок на участие

12. 
 

Размещение
анонса о проведении семинара на сайтах

13. 
 

Подготовка
сертификатов для рассылки и ведомости для регистрации участников

14. 
 

 Определение 
ответственного за техническое сопровождение семинара

15. 
 

Подготовка
и рассылка информационных писем для привлеченных  лекторов

16. 
 

Подготовка
договоров на оплату привлеченным лекторам

17. 
 

Согласование
сценария открытия семинара

Проведение:

1.     
 

Регистрация
участников семинара

2.     
 

Торжественное
открытие, приветственное слово

3.     
 

Пленарные
доклады: 1. 2. 3, 4

4.     
 

Закрытие
семинара,  ответы на вопросы, подведение итогов семинара

5.     
 

Рассылка
сертификатов участникам семинара

Завершение

1.     
 

Подготовка
приказа по итогам

2.     
 

Подготовка
пресс-релиза по итогам

3.     
 

Размещение
итоговой информации в интернете

4.     
 

План подготовки

и проведения выездных (в муниципальных образованиях)
семинаров

Виды работы

Сроки

Ответственный

Примечание

1.       

Выбор
места проведения мероприятия в  муниципальных территориях (кустовых)
семинаров

2.       

Получение
приглашения от муниципальных органов управления на проведение мероприятия

3.       

Разработка
и утверждение Положения (цель семинара)

4.       

Составление
и утверждение  сметы и плана подготовки мероприятия

5.       

Создание
оргкомитета по проведению семинара

6.       

Комплектование
состава  участников-лекторов (по запросу)

7.       

Корректировка
текста информационного письма, приказа, программы семинара

8.       

Разработка
подробного плана семинара

9.       

Подготовка
приказа по центру

10.   

Подготовка
и рассылка информационных писем

11.   

Сбор
регистрация заявок на участие

12.   

Размещение
информации на сайтах

13.   

Составление
перечня необходимого оборудования  и технических средств,  закупка бахил

14.   

 Техническое
сопровождение семинара на месте проведения

15.   

 Подготовка
раздаточного материала, сертификатов, анкет, ведомости на регистрацию

16.   

Решение
транспортного обеспечения участников-лекторов семинара

17.   

Назначение
ответственного за регистрацию участников семинара, выдачу раздаточного
материала, бахил и фото-видео съемку

18.   

Подготовка
наградной атрибутики (принимающей стороне)

19.   

Приглашение
на открытие почетных гостей (из территории)

20.   

Согласование
сценария церемонии открытия выездного семинара

Проведение:

1.       

Трансферт
к месту проведения и обратно

2.       

Регистрация
участников семинара

3.       

Раздача
бахил, раздаточного материала

4.       

Кофе-брейк

5.       

Работа
презентационной площадки (по возможности)

6.       

Торжественное
открытие, приветственное слово

7.       

Работа 
по площадкам (залам)

8.       

Анкетирование
участников семинара

9.       

Закрытие
семинара, подведение итогов, выдача сертификатов

Завершение

1.       

Подготовка
приказа по итогам

2.       

Подготовка
пресс-релиза по итогам

3.       

Размещение
итоговой информации в интернете

Список
литературы:


1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для
творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центр инновационных технологий,
2000.

2. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на
семинарских занятиях. — М.: 2001.

3. Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма
повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. — 2015. — №
18.

До того, как организовать семинар, определяется его цель. Для начала выявляется какая-либо проблема, которую требуется обсудить и найти решение. Постановка цели зависит от того, кто является инициатором проведения семинара.
Виды семинаров и их цели:

Семинары в учебных заведениях. Проводятся преподавателями для студентов.
Цель: закрепление и углубленное изучение пройденного материала. Каждый студент получает вопрос, на который он должен подготовить доклад и выступить с ним на занятии.

Научные семинары. Иногда проводятся в рамках научных конференций. Организаторами чаще всего выступают компании, для которых проводятся научные изыскания.
Цель: поделиться опытом и обсудить научные открытия, решить проблемы в какой-то определенной сфере.

Семинары для решения проблем бизнеса. Инициаторами являются собственники бизнеса.
Цель: повысить квалификацию работников, проинформировать о новом продукте, особенностях его применения и продвижения, обучить пользованию техническими программами. Важно, чтобы сотрудники не просто прослушали лекции на заявленную тему, но и задали вопросы, обсудили способы внедрения инноваций в зависимости от условий работы. Целью также может быть реклама нового продукта, тогда на мероприятие приглашаются представители СМИ и целевой аудитории.

Семинары по саморазвитию. Проводятся центрами личностного роста, школами эзотерики, фитнес-клубами и прочими подобными организациями.
Цель: повышение мотивации к развитию личных и физических качеств слушателей, донесение информации о новых продуктах и услугах, обсуждение со слушателями особенностей их применения в повседневной жизни.

Программа тренинга — документ с полным и четким описанием последовательности всех этапов  обучения. В ней прописано все, что нужно говорить и делать для полного и последовательного изложения материала. Для тренера это своего рода «расписание», поминутный план действия, с помощью которого он сможет организованно и грамотно провести тренинг и уложиться в отведенное время.

Содержание

  • Этапы разработки плана тренинга
    • Постановка целей и задач
    • Разработка общего содержания и структуры
    • Детализация этапов
    • Завершение проектирования
  • Видео по теме
  • Комментарии

Этапы разработки плана тренинга

Девушка показывает сценарий тренинга изображенный на флипчарте

План тренинга – это порядок, в котором тренер предполагает подавать информацию в процессе обучения. По сути, это его базовая программа, и на ее основе даже начинающий тренер сможет создать свой тренинг с нуля. Но с чего начать ее разработку?

В начале рекомендуется ознакомиться с концепцией Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 29990 — 2012 «Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Основные требования к поставщикам услуг».

Далее следует выбор одного из вариантов – разработать программу тренинга под потребности заказчика или под собственную идею. Рассмотрим случай, когда обучающая программа создается под реалии компании-заказчика — технология создания такого тренинга предполагает прохождение нескольких этапов.

Постановка целей и задач

В классической трактовке учебные цели тренинга определяются навыками, знаниями и умениями, которые его участники должны усвоить по завершении обучения. Под задачами тренинга обычно понимают проблемы, решаемые на пути к достижению его цели. Все задачи и цели тренинга составляют его «конечное явление» — то, что должны знать, понимать и уметь делать участники после его окончания.

Определению целей и задач корпоративного тренинга предшествуют определенные диагностические процедуры.

Шаг 1 – Определение потребности клиента. Предполагает интервью с заказчиком или систематизированный опрос руководителей подразделений предполагаемой тренинговой группы. В процессе консультаций необходимо выяснить:

  • причину возникновения идеи о проведении тренинга;
  • какие цели заказчик ставит перед тренингом (проблема, которую он хочет решить с его помощью);
  • для какой группы работников он предназначен;
  • что не устраивает в действиях сотрудников этой категории на данный момент, что нужно развить и улучшить;
  • чего (знаний, навыков, уверенности в себе, мотивации) им не хватает, чтобы действовать по-новому;
  • каких изменений в их действиях и поведении он ожидает после обучения;
  • какие тренинги эти сотрудники уже прошли, какой результат обучения;
  • как он будет оценивать результаты этого тренинга.

Сразу дать на них полные ответы руководство организации вряд ли сможет. Свое видение целей обучения заказчики обычно определяют очень обобщенно и не называют конкретных навыков и умений, которым нужно учить. Тренеру важно прояснить результат обучения и понять, каким должно стать рабочее поведение сотрудников после обучения.

Например: поступил запрос о серии тренингов продаж для сети мебельных салонов. В качестве результатов обучения менеджер одного из магазинов пожелал «Чтобы сотрудники стали продавать больше». Тренеру следует объяснить, что продажа включает несколько этапов (установление контакта, презентацию, работу с возражениями и пр.), и конкретизировать то, на чем нужно сделать акцент. Также можно привести примеры из практики: «Недавно мы работали с транспортной компанией. Там ситуация была такая… с помощью тренинга мы… А на прошлой неделе работали с банком, там запрос был другой… руководителя не устраивало … А какая у вас ситуация? Как в транспортной компании, в банке, или другая?».

Шаг 2 – Прояснение существующей ситуации — выявление причин, по которым персонал не действуют сейчас так, как должен. Этим шагом, по сути, определяется то, чему надо обучать сотрудников, и зачастую он требует применения дополнительных инструментов диагностики (интервью с непосредственным руководителем подразделения; опрос коллег; наблюдение за работой сотрудников; анкетирование; тестирование). С их помощью раскрываются такие факторы, как исходный уровень знаний, навыков и умений участников; наличие или отсутствие у них эффективных техник решения задач, стереотипного мышления или ошибочных представлений; уровень мотивации. Чтобы увидеть, какие качества требуются сотрудникам, и что развивать в процессе тренинга, также рекомендуется изучить должностные инструкции и протоколы аттестаций.

В продолжение примера о тренинге продаж. В ходе наблюдений за работой продавцов выяснилось: те боятся проявлять инициативу и испытывают трудности на всех этапах общения с клиентами. Тренер совместно с директором магазина пришли к выводу, что сотрудники не «вытягивают» план продаж, поскольку не владеют соответствующими техниками. Было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина и обучить их стандартным приемам работы.

Шаг 3 — Сбор ожиданий участников — какие профессиональные задачи они хотят решить для себя в результате этого тренинга? Не выяснив это, тренер рискует столкнуться с а) неожиданностями вроде « Мы думали, что будут другие темы… мы это уже знаем…» и б) апатией, отсутствием интереса, невключенностью группы. Тренинг должен решать проблемы участников, и если те не разделяют его цели и задачи, требуемых изменений добиться вряд ли удастся.

Сбор ожиданий участников в ходе разработки программы тренинга можно провести при помощи предтренинговой анкеты или посредством личных встреч тренера с группой. В рамках него нужно выяснить:

  • чему участники хотят научиться;
  • что в их профессиональной деятельности получается лучше всего, с какими трудностями и в каких ситуациях они сталкиваются;
  • какой видят траекторию своего профессионального развития.

Собранная информация поможет наметить основные точки приложения усилий.

Шаг 4 – Формулирование целей и задач тренинга. С появлением четкого представления о проблеме и ожиданиях клиента и участников самое время сформулировать цели обучения. Они могут быть направлены на изменение уровня:

  • знаний;
  • владения навыками;
  • установок и убеждений.

Цели формулируются в терминах совершения действий или поступков, которые можно наблюдать и измерять: участник тренинга должен быть в состоянии продемонстрировать выполнение конкретных действий и процедур, владение определенными навыками или применение полученных знаний.

Цели описывают ожидаемый результат тренинга, и сразу после их согласования с заказчиком необходимо договориться – как тот будет оценивать результаты обучения. Например, в тренинге продаж в качестве индикатора уровня знаний и умений продавцов можно использовать конверсию по магазину (соотношение числа чеков покупателей и количества посетителей) до и спустя некоторое время после обучения.

Когда цели определены, следует сосредоточиться на задачах, т.е. на том, что участники должны делать для достижения поставленных целей. Их формулировки выглядят так: в результате тренинга участники должны получить…, понять…, быть в состоянии продемонстрировать…, овладеть … и т.д.

Таким образом, цели корпоративного тренинга можно определить как желаемые изменения в рабочем поведении сотрудников, а его задачи – как необходимые изменения в сотрудниках.

Разработка общего содержания и структуры

Разобравшись с тем чего нужно достичь, можно переходить непосредственно к планированию тренинга. Вначале следует определить, каким будет его содержание, т.е. что участники должны узнать в процессе обучения. Тренеру необходимо владеть этим материалом в полной мере, но, планируя конкретный тренинг и учитывая его ограниченное время, включать в него темы исходя из критериев:

  • что участникам абсолютно необходимо узнать в связи с данной темой;
  • что было бы полезным, но не абсолютно необходимым;
  • о чем участникам было бы желательно узнать, если бы не лимит времени.

Рассматриваемые темы следует разбить на 3-7 пунктов (подтем) и объединить по содержательным блокам — в порядке, необходимом для последовательного решения задач и развития участников до состояния, когда они станут действовать в соответствии с ожиданиями заказчика. В каждый содержательный блок также необходимо включить установочный (презентация учебной программы, знакомство с участниками и их ожиданиями и т.д.) и завершающий (подведение итогов) блоки. Общее содержание блоков должно:

  • быть ориентированным на последовательное достижение запланированных изменений;
  • давать ответы на реальные потребности и проблемы участников;
  • влиять на формирование знаний, умений, навыков и ценностей, являющихся основой поведения.

Чтобы верно выстроить порядок передачи знаний для решения конкретных образовательных задач, крайне рекомендуется составить план тренинга. Помимо последовательности изложения материала в нем также стоит прописать временные промежутки каждого блока. Это не означает, что тренинг пойдет полностью так, как запланирован – в процессе обучения обязательно возникают «побочные» проблемы, и обсуждение их более или менее важно участникам. Между тем, время занятия истекает, и обязательные вопросы могут остаться без рассмотрения. План помогает придерживаться темы и достичь поставленной цели.

Таблица 1 – Пример плана тренинга

Рабочая сессия Время Тема Решаемые задачи
1 9.30 – 9.50 Знакомство, сбор ожиданий, правила тренинга В итоге прохождения блока участники овладеют технологией противостояния манипуляции при работе с возражениями
9.50 – 10.00 Разминка
10.00 – 11.00 Тема 1 — Работа с возражениями
11.00 – 11.15 Кофе-брейк
2 11.15 – 11.25 Разминка
11.25 – 13.00 Завершение темы 1 или раскрытие новой темы
13.00 – 14.00 Обеденный перерыв
3 14.00 – 14.10 Разминка
14.10 – 15.30 Продолжение темы 2
15.30 – 15.45 Кофе-брейк
4 15.45 – 15.55 Разминка
15.55 – 17.30 Завершение темы 2
17.30 – 17.40 Разминка
17.40 – 18.00 Подведение итогов

Составляя план тренинга, тренер создает своего рода каркас. Далее необходимо наполнить его содержанием — подобрать соответствующие методы обучения и учебный материал (упражнения) для каждого содержательного блока.

Детализация этапов

Это стадия методической разработки тренинга. Для каждого тематического блока подбираются методы и техники подачи информации, прорабатываются детали программы и составляется сценарий тренинга.

Тренер передает содержание тренинга его участникам при помощи целого арсенала методов, и каждый более или менее подходит для достижения той или иной цели:

Область, в которой нужны результаты Наиболее приемлемые методы
Знания

Мини-лекция

Видеопросмотр материалов

Групповая дискуссия

Експресс-опрос

Навыки

Ролевая игра

Моделирование

Решение практических ситуаций (кейс-метод)

Поведенческие установки

Упражнения

Имитации

Психологический тренинг

Рассмотрение проблемной ситуации

Ситуационные задачи

Обмен опытом

Дебаты

При выборе учебного метода также следует ориентироваться на особенности данной аудитории. Например, рисуночные техники, визуализация уместны лишь в группе доброжелательных, позитивно настроенных участников. В ином случае есть вероятность, что они станут им сопротивляться.

Далее для каждого вида активности необходимо подготовить содержательные (учебные) материалы:

  • тексты мини-лекций;
  • презентации, видеоматериалы;
  • задания – для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы;
  • вопросы — для экспресс-опросов, мозговых штурмов и дискуссий;
  • сценарии ролевых игр;
  • контрольные вопросы (тесты, задачи с множественным выбором, задания с развернутым ответом и пр.).

На этом шаге у начинающих тренеров часто возникают трудности – какую информацию «заложить» для передачи тем или иным способом? Что вынести на мини-лекцию, а что преобразовать в игровую форму? Чтобы правильно составить учебный материал для тренинга, за ориентир следует взять то, что участники должны знать, понимать и уметь делать после его окончания.

В продолжение примера о тренинге продаж. Один из его обязательных тематических блоков – «Работа с возражениями». Цель прохождения – научить продавцов грамотно и эффективно работать с возражениями покупателей. Одна из задач – чтобы они умели справляться с возражениями вроде «дорого», «я вам перезвоню», «в той компании быстрее». По прохождении блока продавцы должны показать способность противостоять манипуляциям при работе с возражениями. Для этого им нужно:

  • узнать что такое манипуляция (донести знание поможет мини-лекция);
  • научиться отличить ее от возражения (различия лучше всего видны в процессе демонстрации);
  • стать способными не поддаваться ее воздействию и контролировать ситуацию (вот и тема для упражнения на навыки);
  • научиться перехватывать инициативу (лучше всего в игровой форме);
  • овладеть техниками работы с манипуляциями (этому стоит посвятить целый блок упражнений).

Опытные тренеры обычно переводят книжную информацию в учебную еще на этапе проработки спецлитературы по теме – из чего-то делают слайд, что-то преобразуют в раздаточный материал или игру. В будущем, чтобы не перечитывать книги по нужным темам еще раз, при написании содержания тренинга стоит заносить интересные мысли в компьютер или блокнот — на этом этапе они найдут свое применение.

Новичкам при разработке программы тренинга удобно использовать технику стикеров:

  • записать на отдельных листочках все планируемые идеи по каждой теме (теоретический блоки, игры, обсуждения, мозговой штурм и др.);
  • наклеить стикеры на лист А3;
  • сгруппировать их соответственно темам и задачам.

При взгляде на лист, обклеенный стикерами, хорошо видно — по каким-то задачам не достаточно теоретического материала, а где-то могло быть больше практических упражнений и игр. Тогда по этой теме стоит добавить дополнительную информацию.

Когда стикеры сгруппированы по блокам, появляется четкое представление о том, какое содержание и каким образом будет прорабатываться в каждом блоке. Представив весь процесс тренинга, можно просуммировать время, необходимое для реализации того или иного метода или упражнения и составить текстовый сценарий тренинга.

Шаг 1 – создание временного каркаса:

  • чистый формат А3 разбить на колонки по числу дней тренинга;
  • поперек колонок провести «линию обеда»;
  • параллельно ей, пунктирными линиями выделить перерывы на чай-кофе.

Шаг 2 — заполнение временного каркаса. Названия всего имеющегося материала (мини-лекция «Что такое манипуляция», упражнение «Продай попугая» и пр.) переносятся на лист соответственно блокам. Повторяющиеся виды активностей следует ставить как можно дальше друг от друга. Например, между двумя отработками в парах поставьте мозговой штурм или игру-разминку. При последовательном использовании различных обучающих методов лучше усваивается материал, а программа тренинга не кажется однообразной и скучной.

Шаг 3 – определение временных параметров тренинга. Для этого нужно мысленно представить, как будет реализован тот или иной метод. Например, планируется общее обсуждение 3 вопросов с 3 участниками. Тренер дает установку – определяет тему, раскрывает ее практическую значимость и связь с предыдущими темами (на все – 2-3 минуты), и задает первый вопрос. На высказывание каждому участнику отводится по 1 мин.; у 15 человек это займет 15 мин. Тренер резюмирует основные мысли участников и задает новый вопрос – 3-5 мин. И так – по всем тренинговым упражнениям. Время на выполнение каждой активности следует прописать соответственно блокам. В случае, когда временные рамки тренинга заданы заказчиком, следует отобрать те виды активностей, которые наиболее способствуют достижению ожидаемых результатов.

Шаг 4 — оформление текстового сценария тренинга. На новом листе создать таблицу из 3 колонок:

  • 1 – вид активности (мини-лекция, просмотр видеофрагмента и пр.) и выделяемой под нее время;
  • 2 – содержание (тезисы лекции, инструкции к упражнениям, вопросы фасилитауции и пр.);
  • 3- ожидаемый результат упражнения (создана рабочая атмосфера и т.п.). Если его не сформулировать участникам, те могут не понять, зачем это делают.

Таким образом, сценарий объединяет все элементы и эпизоды тренинга в одно полотно.

Завершение проектирования

Включает рассмотрение нескольких учебно-организационных моментов.

Подготовка раздаточных материалов. Сюда обычно входят конспекты или сброшюрованные листы с тезисами по тематике тренинга и рабочие тетради участников с заданиями и упражнениями соответственно количеству тем. По необходимости также могут быть использованы книги (лучше электронные), аудио- и видеокурсы. Раздавать их рекомендуется последовательно, перед началом соответствующего содержательного блока. При выдаче желателен комментарий тренера по их содержанию и использованию.

Создание комфортной среды обучения. Выберите место проведения тренинга. Оно должно быть просторным настолько, чтобы можно было передвигать мебель, светлым, с хорошей вентиляцией. Позаботьтесь об обеспечении канцтоварами (листы в клетку для флипчарта, маркеры, скотч) и техническом оснащении тренинга (проектор, компьютер, флипчарты, аудиоколонки, MP3-плеер и т.д.). Продумайте организацию обедов и кофе-брейков.

Важные моменты

При разработке программы тренинга следует помнить:

  • наиболее эффективно обучение, в основе которого — личный опыт участников. Они должны быть активными персонажами тренинга, практически непрерывно говорящими или действующими;
  • по той же причине большинство заданий следует строить на взаимодействии. Кроме того, это повысит срабатываемость участников в повседневной практической деятельности;
  • переходы от одного элемента тренинга к другому должны быть логичными для участников, а сам он в целом – связным;
  • цели занятий должны быть актуальными, а процесс их достижения — ясным для каждого участника;
  • тренинг – живое мероприятие, в процессе которого неожиданно рождаются важные вопросы, требующие обсуждения. Будьте готовы к возможным отступлениям от первоначального плана, но не в ущерб ключевым вопросам.

Тренер, который тщательно прописал содержание тренинга, может считать, что большая часть работы уже сделана, и чувствовать себя комфортно. Остается лишь еще раз проверить комплектацию предназначенных участникам материалов, сделать кое-какие дополнительные заметки, и наконец-то расслабиться.

Как написать семинар

Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем профессиональном уровне педагогом, вам необходимо уметь писать планы-конспекты семинаров и проводить их.

Как написать семинар

Вам понадобится

  • компьютер, литература по теме семинара.

Инструкция

Семинар, в отличие от лекции, проводится в одной группе или в одном классе и может быть нескольких видов.

Семинары-практикумыИх проведение требует самостоятельной подготовки студентов с помощью лекционного конспекта и списка рекомендуемой литературы. Такие занятия необходимы для закрепления теоретического материала и дают возможность приобрести практические навыки в рамках указанной темы семинара. Составляя план-конспект семинара-практикума, подберите упражнения и задания в игровой форме, позволяющие одновременно задействовать как можно больше учащихся.

Семинары-дискуссииИх отличительной особенностью является обсуждение различных вопросов с целью усвоения истины или хотя бы подведения под ними итогов. При подготовке семинара-дискуссии, составьте перечень проблемных вопросов по теме и подберите противоречащие друг другу теорию и факты – это побудит студентов к познавательной активности и обсуждению.

Семинар с элементами лабораторного занятияПредполагает обучение исследовательскому подходу и реализуется с помощью апробирования тестов, методик, демонстрации химических реакций, физических опытов и так далее. Подготовьте заранее необходимый стимульный материал и потренируйтесь в выполнении всего того, что вы предложите студентам, самостоятельно. Помните о правилах техники безопасности.

Также стоит обратить внимание на возраст своей аудитории и ориентироваться на него при написании семинара.

Для средних и старших школьников семинар нужно составлять таким образом, чтобы он формировал коммуникативные навыки подростков. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, активно используйте на семинарах элементы тренингов.

В юношеском возрасте формируется мировоззрение и моральное самосознание, идет личностный рост, нацеленный на будущее. Поэтому со студентами на семинарах хорошо использовать весь имеющийся у вас арсенал методов, ведь им необходимо концептуальное всестороннее образование.

Видео по теме

Полезный совет

Применяйте на занятиях мультимедию и используйте при написании семинара новейшие достоверные источники информации.

Источники:

  • Семинар в ВУЗе

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

 «Один раз вовремя, чем два раза правильно». 

Этот радел  будет мотивационный.

Вам необходимо составить программу вашего большого семинара, взять и прописать эту программу. Как программу вы можете составить? Я составляю все свои программы в ментальных картах. То есть вы просто берете и выписываете всю информацию, которая у вас есть, делаете такой мозговой штурм, выбрасываете всю информацию, которая есть у вас на ментальную карту.

А потом вы эту информацию просто структурируете  по блокам, первый, второй, третий, четвертый и т.д. Если у вас  сразу уже есть понимание, какие это будут блоки, то просто пишите, первый блок постановка целей, там об этом расскажу, второй блок – предназначение, там об этом расскажу, третий блок – планирование, там об этом, четвертый, и т.д. можете так это сделать. Получится у вас такая большая схема вашего большого семинара, вы схему откроете, и по ней будете рассказывать просто.

Дальше что вам будет необходимо сделать, это разобраться с веб комнатой. Я вам предоставлю 2 веб. комнаты, которыми вы можете пользоваться. Одна веб комната американская JVO называется,  она функциональная и очень дешевая. Второй вариант, чудь дороже, сервис называется эксперт систем-с. Рекомендую вам с этим сервисом разобраться, именно с экспер систем-с. Именно в нем вещать, потому что он стабильный, он не глючит.

В первую очередь вам нужно отрепетировать вебинар. Потренироваться, если вы не весь вебинар будете репетировать, то как минимум вам нужно проговорить и сделать запись вашей именно продающей части.

Что значит прорепетировать? Это значит включить запись диктофона, сесть за компьютер, открыть ваш план, по которому вы будете работать и по этому плану брать и говорить, чтобы на вебинаре потом, вы открыли текст который вы вещаете, для вас это было уже очень знакомо и очень понятным. Продающая часть должна быть отрепетирована и отскакивать от зубов, чтобы вы не терялись.

Далее вам также необходимо сделать так называемое спецзадание. Спецзадание — это бесплатный тренинг для друзей, знакомых. Вопросы, которые надо рассмотреть на данном тренинге: что болит, какие у тебя проблемы, сложности в данном направлении, что хотел бы в результате получить, чему научиться? Вот как ты можешь это сделать, дай отзыв. По времени консультация должна быть 40 мин. – 1 час. Эту консультацию нужно будет записать на аудио плеер.

Задача, ваша какая? Услышать, что люди говорят? Какие у них проблемы, что у них не получается, услышать от людей какой бы они хотели получить результат. Рассказать им, дать им пользу, дать решение их проблемы и получить у них отзыв, можно письменный, можно печатный, можно аудио отзыв, можно видео отзыв. Если встречаетесь с человеком вживую, допустим это ваш товарищ, запишите отзыв на телефон, фотоаппарат или на камеру. Цель, для которой мы это делаем, это понять потребности вашей целевой аудитории, вообще выйти в поле и понять, что у человека болит реально, под словом болит, я понимаю, с какой проблемой в голове он ходит.

Подготовка семинара

Материалы

Главное при подготовке семинара учесть то, что интересно студентам. Семинары проходят на ура, если ведется дискуссия, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту и в конце урока приходят к определенному выводу. При таком споре мнение нужно аргументировать и знания, необходимые для этого, откладываются автоматически, без утомительного запоминания.

Для того чтобы семинар получился интересным, нужно заранее предоставить студентам материалы для подготовки. Это может быть как учебная, справочная литература, так и научные труды определенных авторов. Вы также можете обозначить несколько потенциальных вопросов для обсуждения, чтобы ваши ученики заранее начали обдумывать свои ответы.

Также можно использовать стратегию, которая основана на тщательном текстовом анализе одной книги или статьи. В этом случае важно выбрать текст, который предоставляет широкие возможности для интерпретации и обсуждения. Если вы выберете простой текст, смысл которого довольно очевиден, учащимся будет нечего обсуждать. Кроме того, текст не должен быть слишком длинным, чтобы его можно было внимательно прочитать за отведенное время. В одной книге можно выбрать несколько страниц.В любом случае очень важно, чтобы перед началом семинара у студентов было время подготовиться

Вопросы

Подготовьте ряд вопросов, чтобы инициировать дискуссию по ключевым областям темы. Вы можете либо поделиться этими вопросами в начале семинара, либо просто вставлять их в подходящие моменты дискуссии. Во время подготовки убедитесь, что вы учли, сколько времени группе нужно будет потратить на каждый пункт или вопрос для обсуждения, и что будет возможность обсудить все вопросы. В любом другом случае сократите количество вопросов. Вы всегда можете добавить их позже, если обсуждение закончится раньше, чем ожидалось. Также можно разделить вопросы по группам, чтобы студенты выступали коллективно по каждому вопросу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать программу под андроид на питоне
  • Как написать программу под windows
  • Как написать программу для умного дома
  • Как написать программу для удаленного доступа
  • Как написать программу для теста