бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения
«Виктория»
Методические рекомендации
по составлению социальных программ
Лангепас
2012
Составители:
Чечерина И.Е.—методист БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория».
Данное пособие рекомендовано педагогам, специалистам по социальной работе, методистам, руководителям клубных объединений. Целью данного пособия является: помощь специалистам в составлении программ. При составлении пособия использовался материал БУ ХМАО-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» г.Сургута и Комплексной программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет «Ты не один» (составители Ефимович Т.Д., Чечерина И.Е.), профессионально – ориентированной программы «Путь в будущую профессию» для воспитанников в возрасте 10-18 лет (составители Навицкая Е.В., Чечерина И.Е.), которые были представлены на I территориальном этапе XIII конкурса профессионального мастерства специалистов БУ ХМАО-ЮГРЫ «КЦСОН «Виктория» и Конкурсе профессионального мастерства специалистов Государственной системы социальных служб Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2012 году.
Социальная программа – совокупность мероприятий объединенных общей целью, социальным проектом или совокупностью социальных проектов, условиями их выполнения, разрабатываемых по определенной технологии и применяемых при решении различного рода социальных задач; содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач социальных (-ой) проблем (-ы), характера мероприятий, с уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций. Социальные программы – пенсии, пособия по безработице, помощь нуждающимся семьям, ассигнования на здравоохранение и образование и т.п.
Исходя из ситуации перехода нашей страны к новым условиям функционирования как государства, так и рынка, система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны, но прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.
Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы — один из видов программ (таблица 1). Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальных проектов объединяются в одну социальную программу.
Таблица 1
Виды и классификация программ
Признаки классификации |
Виды программ |
Направленность |
Экономические, социальные, социально-экономические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, комплексные, коррекционно-развивающие, специализированные и т.д. |
Уровень разработки и применения |
Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы |
Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года) |
Раскроем понятия видов программ наиболее часто используемые в работе специалистов и педагогов.
Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое.
Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности детей и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Познавательные, дающие углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивающие интеллектуальные способности, расширяющие кругозор. Цели этих программ- знакомство, расширение и углубление знаний детей и подростков в отдельных областях науки, искусства, отечественной и региональной культуры, а также становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности.
Научно-исследовательской ориентации, направленные на раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею.
Социальной адаптации, направленные на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентации.
Профессионально-прикладные, дающие определенные навыки и умения в практической деятельности, формирующие специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Физкультурно-спортивные, помогающие осуществлять здоровый образ жизни, развивающие систему профилактики и коррекции здоровья обучающихся.
Досуговые, наполняющие свободное время обучающихся активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием.
Развивающие художественную одаренность, воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся, осуществляют его «погружение» в художественный образ и т. д.
Перечень программ, по которым может работать педагог,
специалист УСО
Примерная (типовая) программа |
Это программа, рекомендованная государственным органом управления социальной защиты, образованием в качестве примерной по тому или иному направлению деятельности. |
Модифицированная (адаптированная) программа |
Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей и специфики работы учреждения. Коррективы вносятся в программу самим специалистом, педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации деятельности, присущих исходной программе, которая была взята за основу. |
Экспериментальная программа |
Это программа, которая разрабатывается специалистом, педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в процессах различных направлений. Экспериментальная программа — это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора — экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. |
Авторская программа |
Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно — новизной. Она полностью создана специалистом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа либо впервые вводимой деятельности, либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности |
Примерные требования к программам
Целями и задачами социальных программ в первую очередь является своевременное и качественное предоставление социальных услуг клиентам, обеспечение воспитания, развития детей. В связи с чем содержание программ должно:
соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
• направленностям программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-реабилитационной, эколого-биологической, музыкально-развивающей, гражданско-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, коррекционно-развивающей);
• современным социальным, воспитательным технологиям, отраженным в принципах обучения и воспитания (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения и воспитания (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления процессом (анализе результатов деятельности);
• укрепление психического и физического здоровья детей;
• взаимодействие специалиста, педагога с семьей.
быть направлено на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
• целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
Структура программы
(согласно рекомендациям Методического центра
«Развития социального обслуживания»)
Структурный элемент программы |
Рекомендации по разработке и оформлению |
Информационная карта программы (Приложение 1) |
|
I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ |
|
1. НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Указывается: — тип программы, отражающий ее содержание (профилактическая, обучающая, коррекционно-развивающая, воспитательная и т.д. или комплексная и др.); — «объект» (категория клиентов), на который направлена программа (неполные семьи, молодежь и т.п.); — специфика условий (география), в которых предполагается ее реализация (в условиях отделения дневного пребывания, на территории района или в рамках подросткового клуба) |
2. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ |
Указывается ФИО автора, должность |
3. СВЕДЕНИЯ О РЕЦЕНЗЕНТЕ (ЭКСПЕРТИЗЕ) |
Указываются сведения о рецензенте (ФИО, ученая степень, должность, название организации) |
4. НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
Указывается полное название организации, в которой разрабатывалась программа |
5. ГОД И МЕСТО СОСТАВЛЕНИЯ (ГЕОГРАФИЯ) |
Указывается год и место составления программы (город, поселок и т.д.) |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
|
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ |
Обозначается значимость социальной проблемы, на решение которой направлена программа. Доказывается, что именно данная программа в данных условиях, именно для этого клиента способна решить конкретную(ые) социальную(ые) проблему(ы). Указываются временные рамки программы. |
2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА |
Указывается целевая группа |
3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ |
Цель программы определяется как результат ее реализации (чего мы достигнем при завершении данного проекта?). Цель должна быть реалистична, конкретна, достижима, измерима |
4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: |
— организационные; — исследовательские; — практические; — аналитические Определяется, что в ходе реализации данной программы необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: — организовать; — исследовать; — сделать практически; — проанализировать. Задачи являются шагами к достижению цели и всегда соотносятся с результатами деятельности |
5. ФОРМЫ РАБОТЫ |
Указываются организационные, исследовательские, практические и аналитические формы работы |
6. МЕТОДЫ РАБОТЫ |
Указываются методы работы |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
|
1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
Определяются этапы реализации программы и указываются их сроки: организационный этап – (количество дней, месяцев); практический этап – (количество месяцев); заключительный – (количество месяцев). |
2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ |
При необходимости указываются направления работы, например, медицинское, психологическое, педагогическое направления, либо: диагностическое, коррекционное, развивающее, обучающее, воспитательное. |
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Учебно-тематический план приводится в программах в виде таблицы. |
4. РЕСУРСЫ |
РЕСУРСЫ 4.1. КАДРОВЫЕ Определяются специалисты, которые будут задействованы в реализации программы и роль каждого из участников (ответственность). Возможно оформление сведений в форме таблицы 4.2. МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИЕ Указываются материальные и технические средства (от помещения до канцелярских товаров), необходимые для реализации данной программы. Бюджет (какой, сколько) 4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Определяются формы донесения информации для клиентов, потребителей услуг (в том числе потенциальных) 4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Указывается предполагаемое методическое оснащение (методические разработки, рекомендации, авторские методики). |
5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ |
Определяется кем и как будет осуществляться контроль и управление программой. Раздел возможно оформить в виде схемы. |
6. РЕЗУЛЬТАТЫ |
6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты (количественные, качественные) формулируются для каждой из поставленных задач. Результаты должны быть конкретны, измеримы 6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Полученные результаты указываются случае, когда программа находится на стадии реализации 6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ Определяются показатели эффективности/неэффективности действий по реализации программы. Показатели формулируются соответственно каждому из ожидаемых результатов. Обозначаются методы и средства оценки эффективности (анкетирование, тестирование, анализ, интервью/анкета, тест и т.д.) |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
Оформляется в алфавитном порядке, в строгом соответствии с ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. |
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ |
В приложение включаются различные сопроводительные материалы: конспекты отдельных занятий, сценарии праздников, газетные вырезки, фотографии, детские рисунки, схемы, анкеты, шаблоны (форма заявления, договора) и формы отчетности по программе и т.п. |
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Данко»
Рассмотрена На методическом совете Протокол № От «______» ____ 20__ года |
УТВЕРЖДЕНА Приказ № «__»___________2012г. |
Программа
«Путь в будущую профессию»
для воспитанников стационарного отделения
в возрасте 10-18 лет
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Ф.И.О. должность
Лангепас
2012
Наиболее проблематичной для специалистов является подготовка основной части программы (пояснительная записка, содержание программы), в соответствии с чем, основное внимание уделяется рассмотрению вопросов разработки и оформления данных структурных элементов программы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка (введение) — во введении описывается анализ исходного состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения, то есть актуальность программы – новизна, психологическая целесообразность и перспективность программы.
Дополнительно указываются следующие данные:
- опыт предыдущей работы по данной тематике,
- социально-психологические исследования и полученные результаты по данной теме,
- статистические данные проводимых исследований по теме.
Актуальность программы
Пояснительная записка программы должна начинаться с определения ее актуальности. Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем.
Актуальность программы определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей, организации, клиента и т.п.) социальная проблема, решению которой призвана способствовать программа. В актуальности необходимо указать числовые показатели на уровне страны, города, учреждения.
Пример актуальности программы «Путь в будущую профессию»
Ежегодно из учреждений для детей-сирот РФ выпускаются около 13 тыс. детей (2010г. — 12,5 тыс., 2009г. — 13 тыс.). Большинство из них (до 95%) продолжают обучение в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Около 5% выпускников учреждений для детей-сирот устраиваются на работу.
Именно поэтому в число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, перед обществом и всеми, кто работает в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо всех прочих, входит задача, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.
Ежегодно в учреждение проживает около 20 детей и подростков в возрасте от 3 до 23 лет. Значимым условием полноценной адаптации выпускников учреждения в обществе является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Наблюдая за тем, как наши воспитанники занимались своим профессиональным самоопределением, проведя работу по изучению вопроса профессионального просвещения и самоопределения воспитанников, выявлены следующие проблемы воспитанников в профессиональном становлении:
1. Воспитанники центра имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности.
2. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома (наличие общежитий).
3. Получая профессиональные знания и навыки, наши выпускники характеризуются низкой успеваемостью, не будучи заинтересованы в качестве обучения.
4. Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе.
5. Не всегда в состоянии работать на одном месте более двух месяцев из-за возникающих конфликтов, а также не умеют упорно трудиться, достигать положительных результатов в труде и прочее.
Пример актуальности программы «Ты не один»
Сегодня и выпускники, и общество в целом осознают актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни, ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу.
Данная проблема актуальна и для нашего округа. На начало 2011 года численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 544 человека.[1] По данным отдела опеки и попечительства при администрации города на 01.01.2012 года в Лангепасе проживает 51 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — выпускников приемных семей и детских домов в возрасте от 18 до 23 лет, которые нуждаются в социальной поддержке для успешной адаптации в самостоятельной жизни. Постинтернатное сопровождение проводится в отношении 21 выпускника.
Целевая группа
Информация о целевой группе, указываемая в программе, может учитывать целый ряд факторов (параметров): экономическое и социальное положение, географическое местонахождение, уровень образования и навыков клиента и т.д.
Пример: Программа предназначена для детей и подростков в возрасте 10 – 18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих на территории г.Лангепаса.
Цели и задачи, общие положения программы – целеполагание подразумевает определение конкретной цели и системы задач, как промежуточных (пошаговых целей).
Цель — заранее предполагаемый результат образовательного процесса, на реализацию которого будут направлены усилия специалистов и всех субъектов социального процесса
Для четкого определения цели необходимо запомнить несколько требований:
— цель выражается простыми словами и кратко;
— цель должна легко «разложена» на последовательные задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата;
— цель должна быть достигнута в определенный период (срок указывают в программе);
Система последовательных задач должна определять логику программы и систему действий, направленных на достижение обозначенной цели.
Пример
Цель:
Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме.
Задачи
Задачи программы – это ближайшие цели или непосредственные результаты действий в рамках программы, достижение которых практически полностью зависит от исполнителей программы. Задачи формулируются таким образом, чтобы их выполнение также можно было «измерить».
Действия в рамках программы осуществляются исполнителями программы и полностью зависят от них.
Пример
Основными задачами данной программы «Путь в будущую профессию» являются:
- Информировать воспитанников о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности, по средствам проведение теоретических и практических занятия;
- Организовать проведение экскурсий на предприятия города, информационных встреч, круглых столов с представителями разных профессий.
- Формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению.
- Проводить диагностических исследований по выявлению профессиональных предпочтений, определений интересов и склонностей в выборе профессий, ориентированности в профессиях.
- Осуществлять анализ реализации программы, сопоставление ожидаемых и реальных результатов.
Формы и методы работы: в данном подпункте перечисляются основные формы и методы работы (групповые дисскусии, игровые методы, методы-формирования социальной перцепции, методы телесно-ориентированной терапии, медитативные техники и т.д.).
Пример
В ходе реализации программы «Путь в будущую профессию» используются следующие формы и методы работы
Методы |
Формы |
Аналитические |
анализ литературы по данной проблеме; анализ работы учреждения с детьми-сиротами по данной проблеме |
Диагностические |
наблюдения, анкетирование, тестирование, опрос, беседа-интервью, сбор информации о детях-сиротах |
Практический |
практическая помощь детям-сиротам в профессиональном самоопределении (занятия, экскурсии, «круглый стол», тренинги, консультации, содействия в сборе документов, оформлении на подготовительные курсы, к сдаче экзаменов) |
Игровой |
Ролевая игра; конкурсы |
Метод решения проблемных ситуаций |
Мозговой штурм |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Под содержанием программы понимается изложение всей деятельности в ходе осуществления (реализации) программы, подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
В содержании отражается:
— в каких направлениях,
— каким образом,
— когда,
— в какой последовательности,
— что и как будет сделано для получения результатов.
В данном разделе необходимо указать срок и этапы реализации программы.
Этапы и сроки реализации программы
Реализация программы предполагает наличие определенных этапов деятельности (организационный, практический, аналитический этапы), которые включают в себя решение соответствующих задач в определенные сроки
Пример
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год (периодичность – ежегодно).
Подготовительный этап: (сентябрь)
- Подбор методической литературы;
- Входной мониторинг;
- Разработка профориентационных занятий;
- Разработка мероприятий по программе;
- Подготовка справочно-информационных материалов по вопросам, связанных с профориентационной деятельности воспитанников.
Основной этап: (октябрь – апрель)
- Профориетационное тестирование по выявлению профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентации, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений);
- Организация теоретических и практических занятий, мероприятий по программе
- Проведение профориентационного консультирования.
- Разработка и распространение методического материала по направлению деятельности.
Заключительный этап: (июнь)
- Итоговый мониторинг;
- Творческий отчет по реализации программы;
- Встреча с бывшими выпускниками учреждения.
- Оказание практической помощи при поступлении в ВУЗы и СУЗы.
- Анализ деятельности и корректировка программы.
- Подготовка отчетной документации.
- Распространение опыта работы, информирование населения в СМИ, в газете «Бельчонок», подготовка книжных выставок «Для вас абитуриенты» и информационных стендов «Для вас Будущие студенты»
Формы организации работы: Групповые занятия организуются 1 раз в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
В разделе «Содержание программы» отражаются основные направления деятельности, которые можно представить в виде схемы или раскрыть более конкретно.
Пример
В данный раздел включается тематический план занятий и мероприятий.
Тематический план занятий и мероприятий на 20____ г.
по программе «Путь в будущую профессию»
I раздел: Профориентационное тестирование
№ |
Наименование: |
Колич. часов |
Теория |
Практика |
1. |
Индивидуальная диагностика профессиональных предпочтений и склонностей «Ориентир» |
1 ч |
1 ч |
|
2. |
Анкетирование «Что ты знаешь о профессиях?» |
1 ч |
1 ч |
|
3. |
Анкетирование «Как выбрать профессию?» (модификация Г.В. Резапкиной) |
1 ч |
1 ч |
|
4. |
Тест «Мой профессиональный выбор» (модификация Г.В. Резапкиной) |
1 ч |
1 ч |
|
5. |
Тест «Карта интереса» (методика Н.С. Пряжникова) |
1 ч |
1 ч |
|
6. |
Опросник «Профессиональное предпочтение» (модификация Г.В. Резапкиной) |
1 ч |
1 ч |
|
7. |
Опросник «Профиль» (методика Е.А. Климова) |
1 ч |
1 ч |
|
8. |
Анкета «Тип темперамента» (методика Г. Айзенка) |
1 ч |
1 ч |
|
9. |
Опросник «Матрица выбора профессии» (методика Е.А. Климова) |
1 ч |
1 ч |
|
10. |
Опросник «Темперамент и профессия» (методика Г. Айзенка) |
1 ч |
1 ч |
|
11. |
Тест «Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова) |
1 ч |
1 ч |
|
ИТОГО |
11 |
11 |
Примечание: если в ходе реализации не предусмотрены групповые и индивидуальные занятии в данный раздел может быть включен «План мероприятий» на текущий год, по следующим формам:
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ожидаемый результат |
Пример
Содержание деятельности по направлениям программы
«Ты не один»
№ п/п |
Направление деятельности |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ожидаемые результаты |
1 |
Обеспечение информационной поддержки программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Освещение в СМИ информации о постинтернатном сопровождении выпускников (статьи в газетах, видеоролики на ТВ, социальная реклама на теле- и радиоканалах и др.) |
2012-2014 |
преодоление существующих в общественном сознании негативных установок в отношении выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование в обществе мнения положительного образа выпускника интернатного учреждения |
Разработка и распространение среди выпускников печатной продукции (информационных буклетов, бюллетеней, постеров, листовок) |
Ежегодно |
Раздел «Ресурсы»
Автором программы внимание в первую очередь должно быть обращено на указание тех условий, которые необходимы для получения наилучшего результата:
Методические ресурсы
Наличие наглядных пособий, средств компьютерной поддержки, список видео-аудио кассет учебных пособий, таблиц и технологических карт,
• обеспечение программы методическими видами продукции (пособия, разработка игр, бесед, экскурсий, конкурсов, и т.д.);
• рекомендации по проведению занятий, мероприятий и т.д.;
• дидактический и лекционный материалы.
Пример
- Методические ресурсы
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.
3 159-ФЗ (с изм. от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 08.04.2002 № 34-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ).
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» от 21.12.2005 № 144-ОЗ (в ред. Законов ХМАО_Югры от 29.06.2006 № 58-ОЗ, от 24.05.2007 № 52-ОЗ, от 29.02.2008 № 16-ОЗ).
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Об организации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В возрасте от 18 до 23 лет» от 31.07.2009 № 198-П
Методические пособия:
- Толковые словари С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
- М.С. Гуткин — 21 -а, П.С. Лернер Твоя профессиональная карьера// М, Просвещение 2005
- Е.А. Климов Как выбирать профессию М, 1990
- Е.А. Климов «Развивающийся человек в мире профессий». – Обнинск: изд-во «Принтер», 1993.
- Н.С. Пряжников «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
- Н.С. Пряжников «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
- Н.С. Пряжников Профориентация: в школе и колледже — М, Вако 2006
- Справочники для поступления в среднеспециальные и высшие учебные заведения
Наглядный и раздаточный материал
- атрибуты, относящиеся к представителям разных профессий,
- карточки с вопросами о труде, специфике профессий,
- Плакаты и иллюстрации на тему «Мир профессий»,
- газеты с объявлениями (о приеме на работу),
- буклеты, памятки, брошюры по профориентации.
Диагностический инструментарий (Приложение №1):
- «Карта интересов», методика Н.С. Пряжникова;
- «Опросник профессиональных предпочтений», методика Г.В. Резапкиной;
- Опросник «Профиль», методика Г.В. Резапкиной;
- Анкета «Ориентация», методика Г.Айзенка;
- Анкета «тип мышления», методика Г. Айзенка;
- «Матрица выбора профессии», методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной
- Тест-опросник «Мой выбор профессии», по методике Е.А. Климова;
- «Опросник профессиональных склонностей», методика Л.Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной
Методические разработки занятий (составитель Навицкая Е.В.):
- Экскурсионные занятия
- Пути получения профессий
- Стратегия выбора профессии
- Ошибки при выборе профессии
- Дорога в страну профессий
- Современный рынок труда
- Калейдоскоп профессий
- Дороги, которые мы выбираем
- Мир профессий и твое место в нем
- Мое видение будущей профессии
- Игра-занятие «Калейдоскоп профессий»
- Игра-конкурс «Дорога в страну профессий»
Материально – технические ресурсы
В разделе «Материально-технические ресурсы» перечисляются все необходимые для реализации программы материально-технические средства (оборудование, канцелярские принадлежности, материалы, транспортные расходы и т.п.), их количество
Пример
Материально – технические ресурсы
- компьютер,
- принтер,
- монитор,
- мультимедийный аппарат,
- канцелярские товары.
Информационные ресурсы
В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ).
2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека — распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных — это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных — это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип — это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.
4) Сайты. Корпоративный сайт — это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы:
рекламную информацию, методическую продукцию, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.
5) Информационно-рекламная продукция разработанная специалистами БУ «КЦСОН «Виктория».
Пример
Информационные ресурсы
- Газета «Звезда Лангепаса», «Нефтяник», периодический журнал «Детский дом»,
- Распространение опыта работы по профориентационной работе с выпускниками.
- Информирование населения в СМИ, в газете «Бельчонок».
- Подготовка книжных выставок «Для вас абитуриенты».
- Оформление информационных стендов «Для вас Будущие студенты», фотовыставок.
- Выпуск информационных листов, буклетов, брошюр, справочников.
Кадровые ресурсы (Приложение 2,3)
В разделе «Кадровые ресурсы» перечисляются те ведомства, учреждения и специалисты, которые будут участвовать в реализации программы, определяется их степень участия. Выделяется и описывается роль руководителя (координатора) и исполнителей
программы.
Раздел «Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности»
Основным условием оформления результатов (ожидаемых и полученных) является их соответствие поставленным задачам
Критерии оценки эффективности реализации программ
Эффективность деятельности программы оценивается выведением (определением) критериев.
КРИТЕРИЙ (качественный, количественный) – это отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка какого-либо явления, действия, идеи.
Мониторинг – это постоянный и систематический сбор информации о значениях заранее выбранных критериев и индикаторов для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о том, насколько успешно выполняется программа, в какой степени достигаются потавленые цели и как используются фонды, выделенные на данную программу.
Система мониторинга разрабатывается на стадии разработки программы и является ее частью. Осуществление мониторинга производится специалистами программы, иногда – с привлечением внешних специалистов. Информация о результатах мониторинга поступает к руководителю программы.
Пример
Ожидаемые результаты:
- Профессиональное просвещение, расширение кругозора о мире профессий, получение информации об профессиональных учебных заведениях имеющихся в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры.
- Осознанный выбор профессии, учебного заведения воспитанниками, с учетом своих возможностей, профессиональных требований предъявляемых профессией и ситуации на рынке труда.
- В процессе постинтернатного сопровождения повысить процент удовлетворенности в своем профессиональном выборе.
- Пополнение банка информационного обеспечения: выпуск информационных буклетов и листов по профориентации для использования при подготовке к поступлению в учебные заведение.
- Расширение социального партнерства со структурами города и за пределами округа по профориентации воспитанников.
Критерии оценки эффективности реализации программ
Ожидаемые результаты |
качественные |
количественные |
Профессиональное просвещение, расширение кругозора о мире профессий, получение информации об профессиональных учебных заведениях имеющихся в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры |
Повышение уровня грамотности воспитанников при выборе профессии |
Количество проведенных занятий и мероприятий. Количество проведенных встреч с представителями разных профессий. Количество посещения профессиональных учебных заведений. |
Осознанный выбор профессии, учебного заведения воспитанниками, с учетом своих возможностей, профессиональных требований предъявляемых профессией и ситуации на рынке труда. |
Повышение процента удовлетворенности воспитанника в своем профессиональном выборе. |
Количество воспитанников поступивших в ВУЗы и СУЗы. Количество трудоустроенных. |
Содействие структур города и округа в профессиональной ориентации воспитанников. |
Расширение социального партнерства со структурами города и за пределами округа по профориентации воспитанников. |
Количество учебных заведений, предприятий привлеченных к профориентационной работе с воспитанниками |
Пополнение банка информационного обеспечения: выпуск информационных буклетов и листов по профориентации для использования при подготовке к поступлению в учебные заведение. |
Качественное предоставление информации об учебных заведениях и условиях поступления |
Количество печатной продукции |
Список используемой литературы
Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий или названий произведений (при отсутствии автора), указывается название издания, место и год издания, общее количество страниц.
Пример
- Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие/ Н.С. Пряжников – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 56 с.
Приложение
Раздел «Приложения к программе» содержит прикладную методическую продукцию, учебно-методический комплекс (совокупность систематизированных текстовых и схематических материалов), призванный обеспечить ее успешную реализацию.
Список используемой литературы
- Инновационная работа в учреждении социального обслуживания / авторы-сост.: Н.А. Ануфриева, А. В. Сутула, А.Н. Александрова. – Сургут, 2010. – 114 с.
- Программа развития и совершенствования научно-исследовательской работы в Башкирском государственном педагогическом университете (2001-2005гг.)/ Э.Ш. Хамитов, В.С. Горбунов.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.- 28с.
- Рекомендации по участию в конкурсе учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов., МО образования РФ, Федеральная программа «Молодежрроссии», М.- 2000.- 34с.
- М.Н. Арцев., Е.Е. Шерстернинов. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. ГМЦУО г.Тверь., Интернет–сайт Издательской фирмы «Сентябрь» http: www.director ru/pub/.
- О.Г. Мурзакова, А.Б. Маслов. Что нужно знать педагогу об авторской программе?; Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №2 2006г, с 12.
- Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей. Практическое пособие для педагогов. М:УМЦ-2005г
- Целевые программы Тюменского государственного университета 2003-2005гг., Тюмень-2003г., — 58 с.
- Кузьмина А.И.Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О’Салливан, Н.А. Кошелевой. – М.: Издательство «Престо-РК», 2009. – 396 с. http://www.eval-net.org/library/Program_Evaluation.pdf
Приложение 1
Информационная карта программы
№ п/п |
Наименование |
Содержание |
1. |
Полное название программы (проекта) |
Профессионально – ориентированная программа «Путь в будущую профессию» для воспитанников в возрасте 10-18 лет |
2. |
Автор программы (проекта) |
Навицкая Е.В.– воспитатель И.Е. Чечерина – методист |
3. |
Руководитель программы (проекта) |
Л.А. Прохорова, директор БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» |
4. |
Территория |
Ханты-Мансийский автономный округ, г. Лангепас |
5. |
Юридический адрес учреждения |
628672, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Лангепас, ул. Парковая 21/1 |
6. |
Телефон |
Тел., факс (34669) 26333. |
7. |
Форма проведения |
Теоретические и практические занятия, лекция, экскурсии |
8. |
Цель программы |
Осознание воспитанниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей для успешной социальной адаптации в социуме. |
9. |
Специализация программы |
профориентационная |
10. |
Сроки реализации программы |
1 год |
11. |
Количество подпрограмм |
— |
12. |
Место проведения программы |
г. Лангепас, БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Виктория» |
13. |
Общее число детей-участников (проекта) |
6 воспитанников |
14. |
География участников |
г. Лангепас |
15. |
Условия участия в программе |
добровольное |
16. |
История осуществления программы |
Ежегодно в учреждение проживает около 20 детей и подростков в возрасте от 3 до 23 лет. Значимым условием полноценной адаптации выпускников учреждения в обществе является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Анализ результатов анкетирования воспитанников в возрасте 14-16 лет, показал, что 90 % опрошенных еще не определились, или затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Для содействия профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке воспитанников учреждения создана профессионально-ориентированная программа «Путь в будущую профессию», основное направление которой является помочь воспитанникам изменить свои жизненные ориентиры; состоятся как творческая личность, раскрывающая свои таланты и способности, войти во взрослую жизнь, сделать правильный профессиональный выбор, найти в себе силы и адаптироваться в этом нелегком мире при выходе в самостоятельную жизнь. |
17. |
Особая информация и примечание |
Для реализации программы необходимо тесное сотрудничество со структурами города по профориентационной работе с воспитанниками |
Приложение 2
Кадровое обеспечение программы
Воспитанники
- Активно вовлекаются в участие запланированных мероприятий
Приложение 3
СХЕМА ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
ул. Парковая 21/ 1
время работы:
понедельник — пятница
с 8.30 до 17.12
обед
с 12.30 до 14.00
организационно-методическое отделение
тел 8(34669)29171
Как написать программу социальную
Российские и международные организации выделяют гранты для реализации всевозможных социальных программ. Но для того, чтобы получить эти средства, необходимо обоснование, то есть социальная программа. Она должна быть актуальной. Подать заявку на грант может как организация или инициативная группа, так и любой человек, у которого есть интересные идеи в сфере социальной политики.
Вам понадобится
- — наработки мероприятий;
- — список организаторов;
- — примерная смета затрат;
- — компьютер с текстовым редактором и выходом в интернет.
Инструкция
Придумайте название для свое социальной программы. Оно должно быть коротким, но ярким. Оно должно одновременно отражать цель программы и привлекать внимание. Коротко опишите историю возникновения программы. Расскажите, почему у вас возникла идея работать по данному направлению. Укажите мероприятия, которые вы уже провели и каких результатов добились. Не забудьте и о тех, кто вам помогал организовывать эти мероприятия.
Представьте авторов программы. Если вы начинали над ней работать коллективно, в первую очередь назовите тех, кому принадлежит идея и людей, внесших наибольший вклад. Расскажите о людях, которые предполагают участвовать в реализации программы в дальнейшем. Определите функции каждого. Можно составить схемы взаимодействия участников программы. Расскажите, с какими организациями вы предполагаете сотрудничать.
Основную часть программы начните с преамбулы. Обратите внимание на актуальность вашей программы. В нескольких предложениях изложите ее суть. Определите проблематику. Напишите, чем ваша программа отличается от других проектов в этой же сфере деятельности. Определите целевую аудиторию. Это та группа населения, которая получит выигрыш от реализации ваших идей. Это могут быть подростки, социально незащищенные семьи, люди старшего поколения и другие категории граждан. Тех, кто будет организовывать мероприятия по вашей программе, в этой части указывать не нужно. Вы рассчитываете свою программу не на себя и своих единомышленников, а на других людей, интересы которых вы в данном случае защищаете.
Составьте перечень социальных проблем, которые призвана решить ваша социальная программа. Например, это может быть борьба с детской безнадзорностью, пропаганда здорового образа жизни, организация безопасного досуга для детей, борьба с негативными явлениями в молодежной среде и т.д. Программа вряд ли ориентирована на решение одной задачи. Скорее всего, вы будете работать по нескольким направлениям, поэтому определите приоритеты.
Очень важный момент — определение миссии программы. Любой проект содействует решению какой-то очень крупной социальной задачи. При этом он является всего лишь шагом в нужном направлении. Определите эту большую социальную задачу. Она носит более общий характер, нежели задачи отдельно взятой программы. Например, если вы собираетесь организовывать серию семейных соревнований в вашем микрорайоне, то миссией здесь будет укрепление здоровья населения. Ваша программа не может ее выполнить, но содействует достижению общей цели.
Определите предполагаемый результат. Например, если вы организуете безопасный досуг для детей вашего микрорайона, целью будет не обучение их подвижным и настольным играм, а привлечение внимания взрослых к тому, как отдыхают дети.
Разбейте программу на этапы. Дайте название каждому периоду. Определите его сроки и задачи, которые вы собираетесь решить на данном этапе. Этот момент очень важен, поскольку позволяет работать целенаправленно и постепенно.
Продумайте, какие ресурсы для реализации социальной программы у вас есть и какие вам еще понадобятся. Составьте смету расходов на программу в целом и на каждый ее этап. Расскажите, каким образом вы предполагаете контролировать результаты программы и расходование финансовых средств.
Обратите внимание
Во многих случаях необходимо бывает указать возможные риски, а также меры их предотвращения или преодоления.
Источники:
- Студия социального проектирования
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Прежде всего
Как подать заявку на поддержку проекта
Как правильно заполнить заявку
Рекомендации по формированию бюджета проекта
Как отправить заполненную заявку
Какие документы приложить к заявке
Статусы заявки и обратная связь
Структура
раздела
Следующая статья
Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.
Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.
Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.
Что такое социальное проектирование
Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.
Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.
Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.
Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.
1. Изучаем проблему
Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.
Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?
Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.
После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.
2. Разрабатываем механизм решения проблемы
Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему.
Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.
При постановке цели помните о том, что она должна быть:
- достижима;
- конкретна;
- измерима;
- реалистична;
- ограничена во времени.
Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы.
Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.
3. Обеспечиваем проект ресурсами
Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.
Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.
Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.
В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.
Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.
В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.
Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.
Рекомендованные статьи
Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего
Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта
Как написать программу социальную?
3 ноября 2014 г. Просмотров: 1142
Российские и международные организации выделяют гранты для реализации всевозможных социальных программ. Но для того, чтобы получить эти средства, необходимо обоснование, то есть социальная программа. Она должна быть актуальной. Подать заявку на грант может как организация или инициативная группа, так и любой человек, у которого есть интересные идеи в сфере социальной политики.
Вам понадобится
- — наработки мероприятий;
- — список организаторов;
- — примерная смета затрат;
- — компьютер с текстовым редактором и выходом в интернет.
Инструкция
Оцените статью!
Методические
рекомендации к написанию программы социально-педагогической деятельности
В деятельности
социального педагога программирование – это составление
программы как определенной последовательности действий для достижения целей по
решению проблем в социальной жизни ребенка. Программа
необходима для упорядочения деятельности, для планирования поэтапности
действий. Она дает возможность обозначить приоритеты собственной деятельности
для специалиста. В свою очередь программа –это описание модели будущей
деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанным на достижение
определенных результатов.
Программа
деятельности социального педагога может иметь определённую структуру и включать
следующие разделы:
1. Пояснительная
записка.
1.1. актуальность
программы
1.2. анализ
условий для реализации в конкретном ОУ
1.3.
законодательная база
2. Концептуальные
подходы
2.1. раскрытие
понятийного аппарата
2.2.
научно-методические основания (авторы и идеи)
3. Основная часть
3.1. цели и задачи
программы,
3.2. этапы
реализации или учебно-тематический план
3.3. условия
реализации программы
3.4. точки риска
при реализации
4. Тематическое
планирование занятий
5. Список
литературы
6. Приложения
Перед разделами
программы помещается титульный лист:
·
наименование образовательного учреждения
(полное);
·
где, когда и кем утверждена программа;
·
название программы;
·
Ф. И. О., должность автора (авторов)
программы;
·
название города,
·
год разработки программы
Пояснительная
записка.
Пояснительная
записка раскрывает актуальность программы. Актуальность программы
считается удачной, если в ней прописана значимость социальной проблемы ребенка
или его ближайшего окружения для конкретной образовательной организации или
конкретного специалиста. В актуальность программы важно поместить
статистические и аналитические данные, характеризующие условия
(возможности) решения социальной проблемы ребенка, применительно к данной
образовательной организации. Так же необходимо раскрыть отличительные
особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других,
остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе
своеобразие. В законодательной базе перечисляются современные законы и
подзаконные акты на которые будет опираться автор при реализации программы.
Законодательная база должна четко соответствовать теме и актуальности
программы
Концептуальные
подходы.
В данной части
необходимо раскрыть все понятия, заявленные в названии программы. Понятия
необходимо раскрыть с учетом нормативно-правовой базы, изложенной в
пояснительной записке. Научно-методологические обоснования предполагают
раскрытие идеологии программы (авторы научных идей и концепций)
Основная часть
В этом разделе
прописываются цели и задачи программы. Цель — это осознанное представление
результатов деятельности по результатам реализации программы. Цель должна быть
связана актуальностью, выявленной проблемой и прослеживанием результатов. Цель
может быть: основная, промежуточная, внутренняя, внешняя, главная,
сопутствующая. При этом она должна быть поставлена четко, точно, конкретно и
реалистичность в рамках реализации программы.
Задачи в программе
могут быт нескольких типов: организационные (подготовка и формирование
банка данных, проведение семинаров для участников программы и т.д.);
исследовательского характера (проведение диагностики); практические задачи
(профилактика социальных отклонений в поведении ребенка, сопровождение
неблагополучных семей), аналитические (предполагается анализ, контроль,
подведение итогов, сопоставление ожидаемых, реально полученных результатов и
оценка их эффективности).
Цели и задачи
программы могут быть связаны с:
*
профилактикой трудной жизненной ситуации
ребенка,
*
защитой и охраной прав ребенка в уже
сложившейся трудной жизненной ситуации.
*
координацией действий или средств,
которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации;
В этапах
реализации программы прописывается алгоритм, порядок действий осуществления
программы. Обычно он включает в себя 4 последовательных этапа: диагностический,
аналитический, деятельностный, оценку результатов.
Условия реализации
программы предполагают: условия набора и формирования групп, необходимое
кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение программы,
особенности организации социально-педагогической деятельности, норма
наполняемости каждой группы, продолжительность реализации и т.д.
При реализации
программы надо: точно рассчитать время занятости социального педагога по
разработке, проведению занятий и практической деятельности группы, затем
включить его в общую систему планирования рабочего времени; скрупулезно
анализировать результат занятий и движения воспитанников к цели, причины успеха
и неудач в их практической деятельности по применению знаний на практике;
корректировать цели или изыскивать не вскрытые резервы; совершенствовать
свое профессиональное мастерство [1].
Так же указываются
возможные «точки риска», которые могут возникнуть при реализации,
т.е. возможные ошибки и наиболее трудные моменты, которые могут возникнуть
при реализации программы.
Список
литературы.
Список
литературы составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными
правилами оформления литературных источников.
Приложения
Приложения
формируются на усмотрение автора. Они могут включать в себя: тестовые задания,
анкеты, опросы, примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
схемы, диаграммы и т.д.