Как написать пролог к роману


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Пролог — это вступительная часть романа, которая предшествует первой главе книги. Грамотный пролог тесно связан с сюжетом романа, а не просто представляет собой дополнительную главу и не является попыткой тянуть время. Определите цель пролога, напишите один и даже несколько черновых вариантов и внесите финальные правки, чтобы создать эффектный пролог к своему роману.

  1. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 1

    1

    Предыстория. Один из вариантов пролога — это рассказать предысторию одного или нескольких персонажей. Благодаря прологу исчезает необходимость использовать в основном тексте романа такие хитрости, как воспоминания или вставные новеллы. Используйте такой вариант, если нужно раскрыть подробности прошлой жизни персонажа вне основного текста.[1]

    • Многие авторы критически относятся к идее вывалить на читателя весь объем предыстории или информации о прошлом в рамках пролога. Пролог должен восприниматься как неотъемлемая часть романа и содержать информацию, которую невозможно сообщить в другом месте текста.
    • Пролог с предысторией должен раскрывать читателю историю зарождения сюжета основного текста романа и сообщать информацию, которая привела к основным событиям. Покажите жизнь важного персонажа романа или подоплеку важного события вроде войны или конфликта.[2]
  2. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 2

    2

    Способ привлечь внимание читателя. Часто авторы используют пролог как возможность создать интригу. Такой пролог должен пробуждать любопытство читателя. Ему необходим повод, который заставит читать страницу за страницей. Задайте вопросы или нарисуйте картины, которые получат развитие в книге.[3]

    • В интригующем прологе можно показать занимательную сцену, посредством которой читатель познакомится со знаковым персонажем и узнает о важных событиях. Намекните на последующие события и бегло представьте читателю одного героя или несколько действующих лиц.
  3. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 3

    3

    Обрамление. Иногда авторы используют пролог в качестве приема обрамления, когда персонаж рассказывает о том, почему он решил описать свои приключения на бумаге. Персонаж в прологе становится рассказчиком, от лица которого ведется повествование в романе.[4]

    • Такой подход эффективен, если повествование книги ведется от первого лица либо от лица одного-двух персонажей. Используйте пролог, чтобы объяснить мотивы персонажа рассказать о событиях.
  4. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 4

    4

    Взгляд на события глазами других персонажей. Иногда в прологе вводится рассказчик, который больше не появляется в романе. Остальная часть истории будет рассказана другим или другими повествователями. Такой вариант используется только в силу необходимости или крайне веских оснований, чтобы показать точку зрения персонажа, которая дополнит картину событий, усилит представленные идеи или темы.[5]

    • Такой пролог позволяет взглянуть на события глазами стороннего персонажа, который не имеет “голоса” в основной части романа. Далее можно задействовать только одного рассказчика, так как взгляд со стороны уже представлен в прологе.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 5

    1

    Выберите предпочтительный вариант пролога. Пролог будет эффективным только в том случае, если он уместен и соответствует основному тексту романа. Часто пролог пишут, когда работа над книгой уже завершена или находится на финишной прямой. Если вы замыслили написать пролог до начала работы над основным текстом, то не забудьте проанализировать, как он повлияет на остальную часть романа.[6]

    • Пролог должен дополнять историю и представлять собой неотъемлемую часть сюжета. В нем будет раскрыт персонаж, место действия, рассказчик? Вы желаете рассказать предысторию или использовать прием обрамления?
    • Если нужно написать пролог для готовой книги, то обдумайте, как он будет взаимодействовать с первой главой. Пролог должен заинтриговать читателя, соответствовать по качеству первой главе или даже превосходить ее. Пролог не должен пересказывать подробности событий начала романа или производить избыточное и вторичное впечатление, иначе он окажется скучным и сухим.
  2. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 6

    2

    Опишите сцену, воздействующую на чувства читателя. Часто в прологе описывается динамичная сцена, особенно в боевиках и триллерах. Благодаря стремительному развитию событий пролог увлекает читателя с первых строк. Подойдите к выбору сцены ответственно. К примеру, покажите события глазами конкретного персонажа.[7]

    • Задействуйте все пять чувств, чтобы читатель максимально погрузился в события. Описывайте запахи, ощущения, звуки и зрительные образы. Заставьте персонажа взаимодействовать с этими аспектами сцены и сделайте его проводником, который познакомит читателя с новым миром.
  3. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 7

    3

    Опишите одну-две сцены. Успешный пролог почти всегда краткий и затрагивает только основную суть. Используйте не больше двух сцен, иначе пролог будет восприниматься затянутым. Зачастую одна мощная сцена позволяет создать интригующий пролог и заинтересовать читателя.[8]

    • Не злоупотребляйте прыжками во времени, иначе пролог окажется путанным и сбивчивым. Вам следует ограничиться одной или двумя временными линиями, чтобы не тянуть со вступлением.
  4. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 8

    4

    Продумайте особенности речи персонажа. Если в прологе вводится рассказчик, то следует продумать особенности его речи. Он будет разговаривать с другими действующими лицами или размышлять вслух? Учитывайте возраст, происхождение и пол персонажа, а также влияние этих аспектов на его речь и образ мыслей.[9]

    • Если в прологе события показаны глазами персонажа, который больше не появится в тексте или будет играть незначительную роль, то попробуйте максимально раскрыть такого персонажа. Такой подход поможет создать объемного героя, поступки которого продиктованы определенными мотивами.
  5. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 9

    5

    Изложите предысторию. Если задача пролога состоит в том, чтобы показать читателю события из прошлого или раскрыть жизнь персонажа, то важно изложить предысторию в достаточном объеме. Указывайте интригующие подробности и продемонстрируйте важность таких деталей для сюжета. Предыстория персонажа или событий также может быть связана с масштабными идеями и темами романа.[10]

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 10

    1

    Пишите кратко и по делу. Хороший пролог уместится на трех-четырех страницах. Перечитайте черновик и уберите все лишнее. Избавьтесь от избыточных и ненужных подробностей. Краткий пролог будет максимально эффективным и подтолкнет читателя перейти к первой главе, а не бросить книгу.[11]

  2. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 11

    2

    Ускорьте динамику повествования. События пролога должны развиваться быстро и динамично. Не вдавайтесь в пространные объяснения и не раскрывайте слишком много деталей. Для этого есть целая книга. Не помещайте в пролог информацию, которая будет уместной в любой другой части романа. Следует ограничиться только необходимыми подробностями.[12]

    • Прочитайте пролог вслух самому себе или другому человеку, чтобы проверить ритм. Отмечайте все сбивчивые предложения или неуклюжие моменты в черновике, чтобы позднее сделать пролог плавным и лаконичным.
  3. Изображение с названием Write a Prologue for Your Novel Step 12

    3

    Оцените, как пролог соотносится с остальным текстом романа. После редактирования поместите пролог перед первой главой и оцените, насколько он уместен. Такое начало интригует? Содержит информацию, которая появляется и в первой главе? Пролог дополняет и повышает ценность романа?[13]

    • Пролог должен быть убедительным даже в отрыве от романа. Он должен восприниматься почти как отдельный рассказ со сжатой сюжетной линией и конфликтом. В отличие от рассказа, концовка пролога должна быть открытой. Подайте конфликт, который будет разрешен или затронут в тексте романа, чтобы читатель захотел узнать, чем все закончится.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 17 975 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

The prologue appears at the very beginning of a novel as a section before the first chapter of the book. A good prologue will feel essential to the novel and not just a bonus chapter or a stalling tactic on the part of the writer. To write an effective prologue for your novel, you will need to first recognize the purpose of a prologue, create one (or several) drafts of the prologue and edit the prologue down so it is polished and ready for print.

Sample Prologues

  1. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 1

    1

    Use the prologue to provide backstory. One way to use a prologue is to provide backstory on a character or several characters. This can help you, as the writer, avoid using other tricks like flashbacks or inserted backstory in the novel. This option is useful if you are struggling to cover the details of a character’s past within the action of your novel.[1]

    • However, many writers argue against using a prologue as a way to dump a whole bunch of backstory, or past information, on the reader. Instead, the backstory in the prologue should feel essential to the rest of the novel and contain information that could not be placed anywhere else in the novel.
    • A backstory heavy prologue should reveal the origin of the quest or mission in the novel and provide the reader with information about the past that leads up to the present action in the novel. This could be the history behind an event, like a war or a conflict, that is touched on in the novel or the history of a character who is important to the novel.[2]
  2. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 2

    2

    Have the prologue hook the reader into the rest of the novel. Many writers use a prologue as a hook that intrigues the reader. This type of prologue should raise compelling questions in the reader’s mind. It should give the reader a reason to turn the page and set up the reader with questions and/or images that will be addressed in the novel.[3]

    • A hook prologue could present a scene that introduces character and action that become very important in the novel. It could also foreshadow what is going to happen and allow your reader to briefly meet one of your characters or several of your characters.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 3

    3

    Use the prologue as a way to frame the rest of the novel. Some writers will use a prologue as a framing device, where a character is motivated to sit down and write the novel. The character in the prologue will then serve as the narrator for the novel.[4]

    • This method can be effective if your novel is voice driven and dominated by one narrator or one to two narrators. Writers will use prologues this way if they feel they need to let the reader know why the story is being told.

    EXPERT TIP

    Grant Faulkner is the Executive Director of National Novel Writing Month (NaNoWriMo) and the co-founder of 100 Word Story, a literary magazine. Grant has published two books on writing and has been published in The New York Times and Writer’s Digest. He co-hosts Write-minded, a weekly podcast on writing and publishing, and has a M.A. in Creative Writing from San Francisco State University. 

    Grant Faulkner, MA

    Our Expert Agrees: A prologue frames the story in a certain light and can create suspense about the rest of the piece. Don’t think of your prologue as an extra appendage, but instead a part of the story itself that enhances the overall experience. Also, the prologue should put the story in motion.

  4. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 4

    4

    Focus on a different character perspective in the prologue. Sometimes, a prologue is used to introduce a character’s point of view only once. The rest of the novel may be told from another point of view or several other point of views, and never focus again on the character in the prologue. This option is usually only done out of necessity or for a compelling reason, as you want the character’s perspective to contribute to the novel as a while or reinforce themes or ideas present in the novel.[5]

    • This type of prologue gives you the opportunity to use a point of view that is not used much or at all in the rest of the novel. It also prevents you from violating your POV later in the novel, as you have already addressed the one character’s point of view in your prologue.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 5

    1

    Choose which type of prologue fits your story. To write an effective prologue, you need to first consider which prologue type fits with your novel. Often, prologues are written after the novel has been completed or when a novel is in its finishing stages. If you are writing a prologue cold, with no other chapters written, you should still think about how the prologue is going to affect the rest of the book.[6]

    • Think about how the prologue is going to enhance your novel and feel integral to the story. Will it reveal character, setting, or point of view? Will it provide backstory or frame the rest of the novel in a particular way?
    • If you are writing a prologue for a completed book, you should also think about how the prologue will interact with your first chapter. The prologue should hook your reader in and be just as strong as the details and scenes in your first chapter, if not better. The prologue should not regurgitate details in the first chapter or feel redundant in any way, as this will likely lead to a boring and dry prologue.
  2. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 6

    2

    Create a scene with sensory details. Often, prologues are set within a scene, especially in action and thriller novels. This gives the prologue a fast pace and helps to engage the reader right away. You should think about which scene or scenes you would like to use in your prologue. This may be based on the character voice you decide to use for the prologue.[7]

    • Use the five senses to make the scene come alive for the reader, with a focus on what the scene smells like, feels like, sounds like, and of course, how it looks. Have your character interact with these elements in the scene and use your character as a way for your reader to access the scene.
  3. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 7

    3

    Aim for a prologue with one to two scenes. Most prologues are successful if they are short and to the point. Try to use only one to two scenes in the prologue, as too many scenes can make the prologue feel too long and drawn out. Often, using one powerful scene as the prologue can be very effective and draw the reader in right away.[8]

    • Avoid hopping around in time a lot in your prologue, as this can make the prologue feel confusing or jumpy to the reader. Try to stay in one time period or within one to two time periods so the prologue does not become too long.
  4. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 8

    4

    Use a specific character voice. If you decide to use your prologue as a way to access a certain character’s point of view, make sure you get into the voice of your character. Think about how the character might speak to others and to themselves. Consider the age, background, and gender of the character, and how this might inform the character’s voice or style of narration.[9]

    • If you are using the prologue as a way to access a character that does not appear again in the novel or only appears as a minor character, use the prologue to really explore the character’s perspective. This is your opportunity to show the reader more about the character and delve into what makes the character tick.
  5. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 9

    5

    Put backstory in the prologue. If the purpose of your prologue is to reveal the past moments in a character’s life or to discuss the history of a character, you should make sure there is enough backstory in the draft. Include engaging details from the character’s past and have the character show why these details are important or necessary to the rest of the story. Though the backstory should be about the character, it should also connect to the larger themes or ideas in the novel.[10]

  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 10

    1

    Keep the prologue short and to the point. A good prologue is usually no more than three to four pages total. Read over your draft and trim it down. Remove any details are are not necessary to the overall story or nice to have. Keeping your prologue short and to the point will make it that much more effective and ensure your reader stays engaged enough to move on to chapter 1.[11]

  2. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 11

    2

    Make sure the pace is fast and engaging. The pace of the prologue should be quick and brisk. Avoid over explaining something or giving away too much information to the reader, as you will have an entire novel to do this. You do not need to cram the prologue with information that might fit somewhere else in the novel. Keep only the essential details.[12]

    • One way to check the pace of the prologue is to read it out loud to yourself or to someone else. Mark any run on sentences or awkward moments in the draft and work them over until they sound smooth and to the point.
  3. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 12

    3

    Look at how the prologue fits with the rest of your novel. Once you have edited your prologue, you should place it in front of your chapter 1 and look at how it fits. Does it feel like an engaging start? Does it contain any information that is also in chapter 1? Does it strengthen the novel overall?[13]

    • Your prologue should be strong enough to stand on its own, separate from the novel. It should almost read like a short story, with a contained story line and a conflict. However, unlike a short story, the ending of your prologue should remain open. It can introduce a conflict that will be resolved or addressed later in the novel, leaving the reader wanting more.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Is it good to end the prologue on a cliffhanger to hook readers in?

    Community Answer

    Yes, it intrigues readers to read the rest of the novel. Ending the prologue on a cliffhanger will make a great prologue.

  • Question

    How can I keep from giving too much information away in the prologue?

    Community Answer

    Don’t add too much detail or dialogue, and keep the length somewhat short. Most prologues are hooks, so just reel the reader in, then change to the first chapter.

  • Question

    Should I type «prologue» in the manuscript?

    Community Answer

    Yes, because the prologue is part of the book.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

The prologue is the section of a novel that comes just before the first chapter, and a good one should have a clear purpose with well-polished writing. Start by choosing what you want your prologue to accomplish. You can use it to provide backstory before the reader starts the novel, as a teaser to hook the reader, or even as a way to frame the rest of the novel. For instance, the prologue can be about a character sitting down to write the novel, so they can then be the narrator for the rest of the book. Once you’ve identified the purpose of your prologue, write your first draft, and focus on keeping it short and to the point. Try to use only 1-2 scenes to draw the reader into the novel. When you edit your draft, check the grammar and spelling, and keep only the essential details so it’s fast-paced and engaging. For tips about how to use a specific character voice in your prologue, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 341,549 times.

Reader Success Stories

  • Laurie Klepinger

    Laurie Klepinger

    Sep 6, 2020

    «Have read many ‘how to write prologue’. None match your expertise, passion and clarity. The novel I wrote several…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

The prologue appears at the very beginning of a novel as a section before the first chapter of the book. A good prologue will feel essential to the novel and not just a bonus chapter or a stalling tactic on the part of the writer. To write an effective prologue for your novel, you will need to first recognize the purpose of a prologue, create one (or several) drafts of the prologue and edit the prologue down so it is polished and ready for print.

Sample Prologues

  1. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 1

    1

    Use the prologue to provide backstory. One way to use a prologue is to provide backstory on a character or several characters. This can help you, as the writer, avoid using other tricks like flashbacks or inserted backstory in the novel. This option is useful if you are struggling to cover the details of a character’s past within the action of your novel.[1]

    • However, many writers argue against using a prologue as a way to dump a whole bunch of backstory, or past information, on the reader. Instead, the backstory in the prologue should feel essential to the rest of the novel and contain information that could not be placed anywhere else in the novel.
    • A backstory heavy prologue should reveal the origin of the quest or mission in the novel and provide the reader with information about the past that leads up to the present action in the novel. This could be the history behind an event, like a war or a conflict, that is touched on in the novel or the history of a character who is important to the novel.[2]
  2. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 2

    2

    Have the prologue hook the reader into the rest of the novel. Many writers use a prologue as a hook that intrigues the reader. This type of prologue should raise compelling questions in the reader’s mind. It should give the reader a reason to turn the page and set up the reader with questions and/or images that will be addressed in the novel.[3]

    • A hook prologue could present a scene that introduces character and action that become very important in the novel. It could also foreshadow what is going to happen and allow your reader to briefly meet one of your characters or several of your characters.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 3

    3

    Use the prologue as a way to frame the rest of the novel. Some writers will use a prologue as a framing device, where a character is motivated to sit down and write the novel. The character in the prologue will then serve as the narrator for the novel.[4]

    • This method can be effective if your novel is voice driven and dominated by one narrator or one to two narrators. Writers will use prologues this way if they feel they need to let the reader know why the story is being told.

    EXPERT TIP

    Grant Faulkner is the Executive Director of National Novel Writing Month (NaNoWriMo) and the co-founder of 100 Word Story, a literary magazine. Grant has published two books on writing and has been published in The New York Times and Writer’s Digest. He co-hosts Write-minded, a weekly podcast on writing and publishing, and has a M.A. in Creative Writing from San Francisco State University. 

    Grant Faulkner, MA

    Our Expert Agrees: A prologue frames the story in a certain light and can create suspense about the rest of the piece. Don’t think of your prologue as an extra appendage, but instead a part of the story itself that enhances the overall experience. Also, the prologue should put the story in motion.

  4. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 4

    4

    Focus on a different character perspective in the prologue. Sometimes, a prologue is used to introduce a character’s point of view only once. The rest of the novel may be told from another point of view or several other point of views, and never focus again on the character in the prologue. This option is usually only done out of necessity or for a compelling reason, as you want the character’s perspective to contribute to the novel as a while or reinforce themes or ideas present in the novel.[5]

    • This type of prologue gives you the opportunity to use a point of view that is not used much or at all in the rest of the novel. It also prevents you from violating your POV later in the novel, as you have already addressed the one character’s point of view in your prologue.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 5

    1

    Choose which type of prologue fits your story. To write an effective prologue, you need to first consider which prologue type fits with your novel. Often, prologues are written after the novel has been completed or when a novel is in its finishing stages. If you are writing a prologue cold, with no other chapters written, you should still think about how the prologue is going to affect the rest of the book.[6]

    • Think about how the prologue is going to enhance your novel and feel integral to the story. Will it reveal character, setting, or point of view? Will it provide backstory or frame the rest of the novel in a particular way?
    • If you are writing a prologue for a completed book, you should also think about how the prologue will interact with your first chapter. The prologue should hook your reader in and be just as strong as the details and scenes in your first chapter, if not better. The prologue should not regurgitate details in the first chapter or feel redundant in any way, as this will likely lead to a boring and dry prologue.
  2. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 6

    2

    Create a scene with sensory details. Often, prologues are set within a scene, especially in action and thriller novels. This gives the prologue a fast pace and helps to engage the reader right away. You should think about which scene or scenes you would like to use in your prologue. This may be based on the character voice you decide to use for the prologue.[7]

    • Use the five senses to make the scene come alive for the reader, with a focus on what the scene smells like, feels like, sounds like, and of course, how it looks. Have your character interact with these elements in the scene and use your character as a way for your reader to access the scene.
  3. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 7

    3

    Aim for a prologue with one to two scenes. Most prologues are successful if they are short and to the point. Try to use only one to two scenes in the prologue, as too many scenes can make the prologue feel too long and drawn out. Often, using one powerful scene as the prologue can be very effective and draw the reader in right away.[8]

    • Avoid hopping around in time a lot in your prologue, as this can make the prologue feel confusing or jumpy to the reader. Try to stay in one time period or within one to two time periods so the prologue does not become too long.
  4. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 8

    4

    Use a specific character voice. If you decide to use your prologue as a way to access a certain character’s point of view, make sure you get into the voice of your character. Think about how the character might speak to others and to themselves. Consider the age, background, and gender of the character, and how this might inform the character’s voice or style of narration.[9]

    • If you are using the prologue as a way to access a character that does not appear again in the novel or only appears as a minor character, use the prologue to really explore the character’s perspective. This is your opportunity to show the reader more about the character and delve into what makes the character tick.
  5. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 9

    5

    Put backstory in the prologue. If the purpose of your prologue is to reveal the past moments in a character’s life or to discuss the history of a character, you should make sure there is enough backstory in the draft. Include engaging details from the character’s past and have the character show why these details are important or necessary to the rest of the story. Though the backstory should be about the character, it should also connect to the larger themes or ideas in the novel.[10]

  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 10

    1

    Keep the prologue short and to the point. A good prologue is usually no more than three to four pages total. Read over your draft and trim it down. Remove any details are are not necessary to the overall story or nice to have. Keeping your prologue short and to the point will make it that much more effective and ensure your reader stays engaged enough to move on to chapter 1.[11]

  2. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 11

    2

    Make sure the pace is fast and engaging. The pace of the prologue should be quick and brisk. Avoid over explaining something or giving away too much information to the reader, as you will have an entire novel to do this. You do not need to cram the prologue with information that might fit somewhere else in the novel. Keep only the essential details.[12]

    • One way to check the pace of the prologue is to read it out loud to yourself or to someone else. Mark any run on sentences or awkward moments in the draft and work them over until they sound smooth and to the point.
  3. Image titled Write a Prologue for Your Novel Step 12

    3

    Look at how the prologue fits with the rest of your novel. Once you have edited your prologue, you should place it in front of your chapter 1 and look at how it fits. Does it feel like an engaging start? Does it contain any information that is also in chapter 1? Does it strengthen the novel overall?[13]

    • Your prologue should be strong enough to stand on its own, separate from the novel. It should almost read like a short story, with a contained story line and a conflict. However, unlike a short story, the ending of your prologue should remain open. It can introduce a conflict that will be resolved or addressed later in the novel, leaving the reader wanting more.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Is it good to end the prologue on a cliffhanger to hook readers in?

    Community Answer

    Yes, it intrigues readers to read the rest of the novel. Ending the prologue on a cliffhanger will make a great prologue.

  • Question

    How can I keep from giving too much information away in the prologue?

    Community Answer

    Don’t add too much detail or dialogue, and keep the length somewhat short. Most prologues are hooks, so just reel the reader in, then change to the first chapter.

  • Question

    Should I type «prologue» in the manuscript?

    Community Answer

    Yes, because the prologue is part of the book.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

The prologue is the section of a novel that comes just before the first chapter, and a good one should have a clear purpose with well-polished writing. Start by choosing what you want your prologue to accomplish. You can use it to provide backstory before the reader starts the novel, as a teaser to hook the reader, or even as a way to frame the rest of the novel. For instance, the prologue can be about a character sitting down to write the novel, so they can then be the narrator for the rest of the book. Once you’ve identified the purpose of your prologue, write your first draft, and focus on keeping it short and to the point. Try to use only 1-2 scenes to draw the reader into the novel. When you edit your draft, check the grammar and spelling, and keep only the essential details so it’s fast-paced and engaging. For tips about how to use a specific character voice in your prologue, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 341,549 times.

Reader Success Stories

  • Laurie Klepinger

    Laurie Klepinger

    Sep 6, 2020

    «Have read many ‘how to write prologue’. None match your expertise, passion and clarity. The novel I wrote several…» more

Did this article help you?

Как начать писать книгу, чтобы зацепить читателя с первых строк

Как правильно начать книгу, чтобы заинтересовать с первых строк — вопрос волнительный. Настолько, что некоторые вовсе отказываются от идеи писать: слишком страшно сделать первый шаг.

А ведь хорошее начало — половина дела. Это утверждение, исправно работающее уже почти 2500 лет, принадлежит Платону. Тому самому, чьи произведения были переведены на множество мертвых и живых языков и до сих пор цитируются даже теми, кто никогда не подозревал об его существовании.

Нам не известно, был ли у Платона страх белого листа, да и как он, собственно, творил. Но поскольку хорошее начало так же важно, как и тысячи лет назад, мы собрали краткое руководство из лайфхаков для молодых авторов. Оно не только объяснит, как начать писать книгу правильно, но и сделать творческий процесс комфортней. А как начинают свои произведения другие авторы, мы рассказали здесь.

Как правильно начать книгу

Если в ответ на этот вопрос внутренний голос советует «начать с начала», вы смело можете велеть ему помолчать. Хорошая новость в том, что книга — это не школьное сочинение, где все по строго линеечкам. Приступать к работе можно с конца или середины, а то и вовсе вперемешку. Главное — первыми создать те сцены, которые представляются ярче и детальнее прочих, а уже после переходить к мостикам, связывающим фабулу воедино. Это поможет не только преодолеть страх белого листа, но и сделать произведение максимально живым: те сцены, которые вы представляете лучше прочих, зададут тон всей книге.

Создание самого-пресамого начала всей истории, первых строк книги, вообще стоит отложить до того этапа, когда все произведение будет уже практически готово. Сюжетные линии ясны, стиль выработан, герои детально выписаны — остается только придумать крючок, на который попадется любопытный читатель, прочитав первые строки.

  • Лайфхак №1 — приступайте к написанию начала книги в последнюю очередь.

Каким должно быть хорошее начало

Вне зависимости от жанра и стиля изложения, все популярные книги равны в одном: они дают возможность читателям покинуть обыденный мир и с первых строк погрузиться в новые переживания. Успешные авторы знают, что люди привыкли сопереживать только знакомым или тем, кто попал в схожие с ними обстоятельства.

Потому героя необходимо представить с самого начала, а еще — сразу наметить события, которые приведут к изменениям персонажа. Также важно не раскрыть все карты сразу, подарить читателю хороший саспенс. Хитрость заключается в том, как именно это сделать.

  • Лайфхак №2 — пишите так, чтобы читатель сразу понял, кто герой, что с ним произошло и к каким последствиям это, возможно, приведет.

Выбор первой фразы для книги

Итак, вы определись с тем, о чем писать в самом начале. Теперь важно понять, как зацепить внимание читателя буквально за доли секунды. Помогут три простых совета:

  • Используйте интригу. Интрига — та самая наживка. Она может быть таинственным событием, которое произошло с героем, необычном местом действия, или оригинальностью самого персонажа.

    Пример:
    Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. (Ф. Кафка «Превращение»)

  • Прибавьте динамики. Не достаточно заинтересовать читателя только первой строкой: его нужно увлечь далее и как можно скорее. Долгие подробные описания места действия, излишние детали вызывают зевоту и желание, отложив книгу, вздремнуть. Нужно добавить драйва, и один из самых простых способов это сделать — начать с прямой речи или диалога.

    Пример:
    В юные годы, когда я более внимательно воспринимал окружающий меня мир и прислушивался к мнению других людей, отец дал мне совет, к которому я вновь и вновь обращался в течение всей своей жизни. «Если когда-нибудь тебе захочется кого-то критиковать, — сказал он, — вспомни, что далеко не все люди в мире обладают теми преимуществами, которые дарованы тебе». (Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»)

  • Не забудьте о логике. В конце концов, именно авторская логика заставляет всех персонажей действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Помните чеховское «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»? Логика, однако, проявляется не только в выборе фактов, но и в стилистике. Важно с первых строк дать понять читателю, по каким законам строится вся книга.

    Пример:
    Далеко-далеко, в не замеченных картографами складках давно вышедшего из моды Западного Спирального Рукава Галактики, затерялась крохотная, никому не интересная желтая звезда. Вокруг нее, на расстоянии примерно девяноста восьми миллионов миль, обращается ничтожная зелено-голубая планетка, обитатели которой все еще очень похожи на своих предков-обезьян — достаточно сказать, что электронные часы до сих пор считаются у них чудом техники. (Д. Адамс «Автостопом по Галактике»)

  • Лайфхак № 3 — написав первые фразы начала книги, проверьте есть ли в нем интрига, динамика и логика.

Пролог — это вступительная часть художественного произведения, который, вместе с эпилогом (заключительной частью), заключает сюжет книги в раму, словно картину. В прологе автор рассказывается о событиях из прошлого героев или рассуждает на волнующие его темы.

Главная задача пролога — подготовить читателя к основным событиям. Он нужен в трех случаях:

  • Для историй, где основную прелесть составляет неспешное атмосферное повествование и игра с деталями.

  • Если для понимания происходящего очень важен экскурс в историю.

  • Когда нужно сыграть на контрасте между неспешным прологом и динамичным развитием событий основной части, для усиления драматического эффекта.

В книгах, где изначально делается ставка на драйв, пролог и эпилог обычно не используют, стремясь сразу с первых строк перейти к делу.

  • Лайфхак № 4 — используйте пролог, если хотите полнее подготовить читателя к событиям, происходящим в основном повествовании

Как не надо начинать книгу

Иногда секрет написания хорошего начала книги кроется в том, чтобы понять, как писать не надо. Некоторые произведения грешат тем, что пытаются учить читателя, хотя никто об этом не просил, другие набиты штампами и скучны до зубовного скрежета, или же витиеваты настолько, что за красивыми словами теряется смысл.

Но бывает, что вроде и слог у писателя свежий и легкий, а читать также сложно, как «скакать на трехногой козе по джунглям Амазонки, отстреливаясь от зомби-пришельцев из пулемета „Максим“ с серебряными пулями». Возможно, автор продумал с каких слов начать, но перемудрил с интригами и драмами, или пожелал втиснуть в первые строки все, что он насочинял про свой новый дивный мир.

Потому, есть несколько простых способов избежать плохого начала книги, если со стилем все в порядке:

  • Не пытайтесь рассказать все и сразу.

    Переизбыток информации вызывает смятение: читатель будет путаться в именах, названиях и фактах, потеряется в сюжетных линиях и наверняка забросит этот хаос. Кроме того, о чем будет остальная книга, если вы расскажете все в самом начале?

  • Не делайте начало чрезмерно загадочным.

    Ведь задача первых строк книги — познакомить читателя с героями, вызвать сопереживание. Но если герой так и останется загадочным незнакомцем, произошедшее с ним — секретом, а и итог всей истории — страшной тайной, то и сопереживать этому «нечто» у читателя вряд ли получится.

  • Не создавайте интригу там, где ее нет.

    Если вы будете выдавать банальные события за нечто особенное, вам перестанут верить. Быстро и навсегда .

  • Лайфхак № 5 — не переусердствуйте с фактами и событиями в самом начале и будьте честны с читателем, которого вы пригласили в свой выдуманный мир.

И, пожалуй, главный лайфхак для начала работы над книгой, — нужно просто сесть и взяться за работу. Мы снабдили вас подсказками: пришла пора сделать шаг навстречу своей новой книге.

Была ли данная статья полезна для Вас?

  • Литнет
  • Литературные блоги
  • Каким должен быть Пролог? Версия 2.0.

Доброго времени суток!

Я написала Пролог к книге по советам, прочтенным в редакторской статье (сама статья ниже, настоятельно рекомендую ее к прочтению), и прошу подсказать, получилось ли у меня увлечь читателя или нет?  (Послушала советы бывалых. Написала вторую версию, надеюсь стало лучше)

     Пролог.      

     Место: полуразрушенное, заброшенное здание. Время: месяц после основных событий. .

     Ноги сводит судорогой от долгого стояния в нелепой позе. Сердце того и гляди выпрыгнет. Стараюсь даже не дышать. Ситуация, в которой я оказалась, не оставляет мне выбора. Мужчина, с зажатым в руке горлышко разбитой бутылки, обходит меня по кругу. Нервно сглатываю, провожая его затравленным взглядом.

     — Не дергайся! – рявкает он.

     Доверяю ему свою жизнь, и подчиняюсь. Будто в замедленной съемке слежу, как он заносит свое оружие для первого удара. Зеленое лезвие врезается в каменное крошево пола: удар, еще, и еще удар. Напряженную тишину рвет звон стекла, отражаясь эхом от полуразрушенных стен заброшенного здания. Сквозь стиснутые до скрежета зубы издаю протяжный всхлип. Крепко зажмуриваю глаза в попытке успокоиться.

     Он торопится, но движения выверены и точны. Кому, как не ему знать: одно неверное движение — и будет труп. Два трупа.

     — Противопехотная… немецкая… нажимная… угораздило же… — мужчина перемежает слова тяжелыми вдохами, каждый раз шумно втягивая воздух. Тихо матерится, роя осколком бутылки землю под миной, той самой, на которой я сейчас стою.

     Через минуту, казавшуюся вечностью, он останавливается, утирая рукавом пыльной куртки холодный пот со лба. Смотрит снизу вверх, осуждающе качая головой. Вероятность моего спасения ничтожна мала. Семьдесят лет пролежала эта мина с войны, дожидаясь меня. Крыша этого здания, может, и сохранила корпус снаряда, но неизвестно в каком всё теперь состоянии, и малейшее движение может спровоцировать взрыв.

Жду от вас резюме: В целом, сойдет, увлекло! / Все еще плохо — переписать! 

Спасибо!

Вот выдержки из  статьи, побудившей меня к написанию. Но и саму статью настоятельно рекомендую вам к прочтению. Очень поучительно!

1. Обилие прилагательных и сложносочиненных предложений является признаком большого ума и литературного таланта, – миф.

2. У вас есть всего три абзаца, чтобы заинтриговать редактора (и читателя). Вы не имеете права «профукать» эту единственную возможность.

3. Есть законы жанра, и школьная скука в фантастике коробит не меньше, чем «сюси-пуси» в политическом детективе.

4. Стоя перед выбором: высказаться красиво или интересно – всегда отдавайте предпочтение второму.

5. Цель, смысл – две вещи, которые надо держать в голове. Любой абзац, любое описание, любая сцена должны выполнять свою функцию! Задайте себе вопрос: этот конкретный интерьер должен выразить что? Воздействовать – как? Задать настроение – какое? Предвещать – что? И дальше – и это самое главное – следуя ответу на этот вопрос, создайте тот самый текст, который, по вашему мнению, наиболее успешно справится с задачей.

6. Боритесь с прилагательными. Уничтожайте и режьте. Используйте их, как водородную бомбу: аккуратно, профессионально и при крайней необходимости. Пятьдесят процентов прилагательных – лишние. Оставшиеся пятьдесят могут сделать вашу рукопись «шедевром», но только при одном условии: вы чувствуете потенциал большинства из них, можете его отыграть и раскрыть.

7. Не увлекайтесь «музыкой, звучащей у вас в голове». Не надо запихивать в предложение слова, чтобы в конечном итоге оно легло на красивую мелодию. Пишите в первую очередь осмысленно, и уж затем — найдите под эти слова ритм. Который, кстати, тоже имеет смысл. И бьет в цель.

Полный текст статьи здесь

Начать работу над историей – проблема для многих. Как начать? С какой сцены? С какой фразы? Нужен ли пролог? О чем писать в первой главе?

А действительно, о чем писать в первой главе?

Ведь две-три первые главы – это «лицо» книги, и оттого, каким оно будет – скучным, тяжелым и пресным или завораживающим, интригующим и легким, – зависит судьба романа. Если читатель завязнет в описаниях, если не найдется «крючок», способный зацепить и заинтересовать, он просмотрит первые главы по диагонали, зевнет и закроет книгу.

Каким должно быть начало книги

Хорошо, когда начало:

  • динамичное, то есть никаких «простыней» описаний на три листа, и лучше начать с диалогов. Или с движения – например, герой едет в гости к бабушке и кайфует под отличную музыку, заодно обдумывая недавнюю любовную интрижку;
  • легкое: не «грузить» читателей с ходу вопросом «быть или нет быть» или проблемой героя. Проблема может появиться в главе второй-третьей, но не в первой и не в прологе. Причем одна проблема на несколько глав, а не одна глава – одна проблема;
  • в меру загадочное и туманное: к месту будет легкий намек на тайну героя или на ту же его поездку к бабушке (зачем вдруг сорвался, бросив подружку, что случилось?). Но с «туманом» важно не переборщить, вместе с загадкой подбросив и варианты ответов, чтобы читатель задумался и «зацепился».

А еще начало не должно быть оторванным от середины: все сцены первых глав – это звенья одной длинной цепи, ведущей к нарастанию интриги и конфликта, к развитию идеи.

Частая ошибка первых глав в том, что их считают «расписочными», тренировочными – набить руку, «увидеть» героя, почувствовать мир. И они пишутся абы как, «чтобы было». А когда в пятой главе герою на голову сыплются проблемы, для которых нет предпосылок, когда он «вдруг» окунается в неприятности, которым нет причин, читатель впадает в ступор от недоумения. Откуда что взялось?

Отсюда вывод: ко всему прочему начало должно быть логичным. И если вы собираетесь сочинять на ходу, если еще не придумали для героев проблемы и неприятности, то потом не поленитесь найти им причины, вернуться в начало и дополнить его предпосылками – логичными и значимыми.

Так, если в придорожном кафе на нашего «примерного» героя вдруг нападает банда байкеров, логично предположить, что по дороге он кого-то из них обидел – обогнал, показав неприличный жест, поссорился в очереди на заправке и нехорошо обозвал и пр.

Первые главы – это экспозиция: обрисовывается мир, и на шахматной доске расставляются фигуры. И в первых главах желательно показать всех основных действующих лиц – и героев, и персонажей. И даже главного злодея. Читатель должен удивляться не тому, откуда что берется, а тому, как ловко вы замаскировали врагов под друзей и наоборот, каким незаметным и непредсказуемым оказался главный злодей.

«Как написать книгу: Создаем героя»

Курс по подписке (с вебинарами) для тех, кто уже сегодня хочет заниматься развитием своих писательских способностей и включить наконец «писательский режим». Есть несколько форматов — и для самостоятельной работы, и с персональной поддержкой. Выбирайте!

2,5 недели практики и только нужные знания — и вы сделаете главный шаг к своей собственной книге.

ПОЛУЧИТЬ доступ к курсу

Нужен ли пролог в книге?

Что же касается пролога, то он необязателен. Но если вы решили, что он нужен, то в литературе есть следующие варианты пролога:

  • предыстория – важные события прошлого: например, загадочная смерть родителей героя. Такой пролог редко соотносится с первыми главами, но его важно связать с интригой;
  • легенда – суть идеи и интриги, краткое, отстраненное и безличное пояснение к истории. С легенды (правда, не прологом) начинается «Властелин колец»: «Три Кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, семь – для властителей гномов…»;
  • флешбэк – короткий и важный эпизод из прошлого героя. Часто он представлен сном или дневниковыми записями, и в первой главе герой просыпается или закрывает старый дневник и размышляет, к чему все это привиделось или обнаружилось. Разумеется, в таком прологе должна быть тайна;
  • сюжетное событие – важная часть середины, небольшой интригующий эпизод вырывается из повествования и переделывается под пролог, а первые главы начинаются с сакраментального «За два месяца до…»;
  • концовка – в прологе говорится о том, что все уже закончилось: например, герой прошел испытания и решил проблемы, и после финальной битвы сидит на камне, воткнув меч в землю, и вспоминает, с чего все началось.

Первые фразы начала зависят от того, какую информацию вы хотите выдать читателю – познакомить с героем, ввести в суть дела, обрисовать интригу и намекнуть на тайну, показать мир (в фэнтези) и др.

Какую первую фразу выбрать

Первые фразы бывают:

  1. Портретными: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках» (Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»).
  2. Действенным – начало сразу, без предисловий и пояснений, начинается с сюжетного действия: «- Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками» (Иван Тургенев «Отцы и дети»).
  3. Пейзажным: «Небо было желтым, как латунь; его еще не закоптило дымом. За крышами фабрики оно светилось особенно сильно. Вот-вот должно было взойти солнце» (Эрих Мария Ремарк «Три товарища»).
  4. Детальным – в начале описывается некая деталь с символичным значением, которой предстоит сыграть важную сюжетную роль: «Я не сплю и не бодрствую, и в полусне в моем сознании смешивается пережитое с прочитанным и слышанным, словно стекаются струи разной окраски и ясности. Перед сном я читал о жизни Будды Готама, и теперь на тысячу ладов проносятся в моем сознании, постоянно возвращаясь к началу, следующие слова: «Ворона слетела к камню, который походил на кусок сала, и думала: здесь что-то вкусное… Подобно вороне, спустившейся к камню, покидаем мы – ищущие – аскета Готаму, потеряв вкус к нему». И образ камня, походившего на кусок сала, вырастает в моем мозгу неимоверно» (Густав Майринк «Голем»).

По сюжету образ камня, который похож на кусок сала, станет важным поворотным моментом: ближе к концу романа герой очнется и поймет, что все случившееся ему привиделось, а очнется он от сравнения скользкого подоконника с камнем, похожим на кусок сала.

  1. Автобиографичным – рассказ ведется от первого лица и повествует о прошлом героя: «Мне как-то раз случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты» (М. Ю. Лермонтов «Фаталист»).

Также первые фразы начала могут быть биографичными, эмоционально-действенными («- Пожар! Горим!»), экспозиционными («Эта история начинается на Алтае, осенью, куда приехала на недельную экскурсию группа немецких туристов – за вдохновением, приключениями и тайнами гор»).

Выбор информации для начальных глав и первых фраз – за автором истории. Главное, они не должны быть статичными, скучными и нелогичными. Читатель может многое простить писателю, особенно начинающему, но не тоскливого «Она встала с постели, потянулась, посмотрела в зеркало и увидела там…» на три листа. И, конечно, начало должно плавно перетекать в середину, предварять основные события, вводить в курс дела.
Чем проще, логичнее и интереснее будет начало, тем вероятнее то, что читатель не закроет книгу после первых десяти листов, а погрузится в историю с головой.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Как писать начало книги: руководство для авторов

Каждому писателю хочется обратить на себя внимание потенциального читателя. Красиво оформленная обложка заставит его достать ваш роман с магазинной полки, но, если первые строки скучны, аудиторию вы потеряете. Интерес к истории закладывает именно вступительная часть, поэтому важно написать начало книги так, чтобы от него невозможно было оторваться. Но написание хорошего пролога может стать задачей со звездочкой. Как ее правильно решить, читайте ниже.

Отличным примером незабываемого вступления служит отрывок ниже:

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

«Грабитель оказался полным придурком.
Я это знаю.
Он это знает.
Вообще-то, весь банк это знает».

Хочется читать дальше? Конечно, хочется! С таким началом сложно оторваться от разворачивающейся на твоих глазах драмы. Маркус Зусак, автор романа «Я — посланник», задал темп и настроение книги с первых же строк. Как и любой устоявшийся прозаик, он отлично знает, насколько важно быстро зацепить читателя.

Писать так же интересно — возможно. Чтобы помочь вам с началом вашей истории, мы подготовили несколько советов.

Какие элементы должно содержать начало книги

Увлекательное начало содержит в себе:

  • представление протагониста и/или антагониста
  • экспозицию и атмосферу, хорошо раскрывающую сеттинг
  • намек на конфликт
  • ощущение действия

Как минимум один из элементов выше должен присутствовать на первой странице вашей книги.

Берем пример с Рэя Брэдбери

Отличным образцом крепкого начала с несколькими важными элементами служит детективный роман Рэя Брэдбери «Смерть — дело одинокое».

«Тем, кто склонен к унынию, Венеция в штате Калифорния раньше могла предложить все, что душе угодно. Туман — чуть ли не каждый вечер, скрипучие стоны нефтяных вышек на берегу, плеск темной воды в каналах, свист песка, хлещущего в окна, когда поднимается ветер и заводит угрюмые песни над пустырями и в безлюдных аллеях».

«Я не оглядывался: я давно по опыту знал, что стоит поглядеть на кого-нибудь — и разговора не миновать».

«…на меня мерзко пахнуло перегаром, когда сидевший сзади невидимый человек выкрикнул:
— Смерть!
Сигнальный свисток заглушил его голос, и ему пришлось повторить:
— Смерть…
И опять взвизгнул свисток.
— Смерть, — раздался голос у меня за спиной. — Смерть — дело одинокое!»

Все это — на первой странице!

Брэдбери точно знает, как писать начало книги красиво: писатель не только задает мрачноватый тон во вступлении, но и представляет главного героя вместе с основной линией сюжета. Мы понимаем, что действие будет происходить в Калифорнии, а загадочный человек, с которым сталкивается протагонист, предсказывает грядущие события. У читателя пока ноль ответов, но много вопросов — такая интрига буквально затягивает его в роман.

В литературной мастерской

«Как написать роман»

одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.

Почему в прологе важно ориентироваться на жанр

Выбранный вами жанр во многом определит начало истории. Стартовая точка для ужасов, например, будет отличаться саспенсом, а фэнтези (особенно высокое) потребует от вас описания сеттинга.

Чем дальше ваш мир оторван от реальности, тем больше деталей потребуется в прологе.

Учимся у Алексея Пехова

Посмотрите на «Стража» Алексея Пехова. Российский писатель сделал яркое вступление в своей фэнтезийной серии за счет аккуратного представления сеттинга:

«Ворон на ржаном поле не было, что и неудивительно при таком пугале. Будь я мало-мальски разумной вороной — встретив подобную страхолюдину, летел бы до княжества Лезерберг, вопя во всю глотку от ужаса.

Пугало было неприятным. Недобрым. Злым».

Упомянутое княжество дает нам понять, что мы в вымышленном мире. Параллельно нам представляют одного из персонажей — зловещее Пугало. В дальнейших книгах серии оно сыграет значимую роль, потому автор сразу вводит его в повествование.

Как написать начало книги: способы и советы

Начинайте с главного и необычного. Вспомните первую строку, которую написал Толкин в «Хоббите, или Туда и обратно»: «… жил-был в норе под землей хоббит». Это классическая вариация сказочного начала — но с интересным участником!

Говорите о своем герое, его характере и проблемах, постарайтесь сразу же дать читателю понять, с кем он имеет дело. Одним из лучших образцов такого вступления считается «Лолита» Набокова и «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.

Не бойтесь абсурда или шокирующего первого предложения. История, которая начинается со строк «Лидия мертва. Но они пока не знают», гарантированно привлечет внимание, что и доказала Селеста Инг в романе «Все, чего я не сказала».

Начинайте писать книгу с середины или даже эпилога, как сделал Генри Райдер Хаггард в романе «Дочь Монтесумы». Почему бы не начать рассказ с подготовки к финальной битве и чувств, которые обуревают героя в решающий момент? Так вы сразу сделаете свое произведение эмоциональным.

Как не стоит начинать историю

В написании начала есть приемы, которые работают хорошо, а есть и такие, которые использовать не стоит.

Американский писатель и редактор Джефф Вандермеер в пособии для начинающих авторов «Книга чудес» указывает, что не стоит писать в зачине:

  • флешбэк
  • сон
  • диалог
  • точка зрения второстепенного персонажа

Флешбэк плох тем, что не дает читателю полностью погрузиться в сюжет, а сон и вовсе обманывает его ожидания. Правильно будет оставить такие сцены на потом.

Диалог может сработать, но имейте в виду, что такой ход идет с большой степенью неизвестности. Появляется слишком много вопросов. Кто эти герои? О чем они говорят? Насколько это важно? Это экспозиция или нечто большее?

Что касается второстепенных персонажей, то романы, которые начинаются с них, как правило, пишутся с намерением создать нечто масштабное. Если у вас нет планов на сагу, то помните, что читателю будет не слишком интересно сталкиваться с маловажным героем. Начинать лучше с ключевого персонажа.

Что еще почитать по этой теме:

Почему иногда стоит отложить написание начала книги?

Если у вас не получается сразу придумать что-то стоящее и идей ноль, не стойте на месте и пишите историю дальше. Именно так обычно поступают профессиональные копирайтеры: они целенаправленно возвращаются к началу после написания основного текста.

Этим же приемом пользовались и многие знаменитые романисты.

Как это делала Дафна дю Морье?

Королева саспенса далеко не всегда начинала писать книгу с первых строк. Иногда она и вовсе переходила к началу только после того, как придумала концовку:

«Забавно то, писала я в дневнике, как часто мне кажется, что я строю повествование вокруг одного предложения, чаще всего вокруг последнего. Темы немного депрессивные, но я просто не могу избавиться от этой привычки», — замечала дю Морье в автобиографической книге «Болезнь роста — становление писателя».

Заключение

Первые строки всегда самые сложные и важные. Именно они должны вызвать у читателя любопытство и желание читать дальше. Подходить к ним нужно с немалой долей осознанности, когда у вас есть понимание, о чем именно вы хотите рассказать. Если не пишется, отложите их — понимание, как сделать зачин ярче, придет после того, как вы закончите писать сцены, к которым у вас лежит душа.

Если вы сомневаетесь в своих способностях, почитайте истории наших студентов: они могут послужить для вас вдохновляющим примером.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать прости меня мужчине
  • Как написать простенькую игру
  • Как написать простенький вирус
  • Как написать простейшую программу для компьютера
  • Как написать простейшую игру