Как написать психологический портрет персонажа

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его личностных особенностей (как врожденных, так и приобретенных), а также возможных действий в тех либо иных значимых обстоятельствах.

Общие сведения о психологическом портрете литературного персонажа

Психологический портрет является комплексной психологической характеристикой, содержащей описание характерных черт и свойств литературного героя. Самый эффективный метод для составления психологического портрета представляет собой использование анализа свойств личности.

Психологический портрет является целостной характеристикой каждого персонажа, взятого отдельно. Автору необходимо описать особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни. Это поможет читателям получить представление о человеке, включая его внутренний мир и отношения с другими людьми.

Профессия «Продакт менеджер»

Научись управлять командой, запусти свой первый проект, прокачай Hard и Soft skills

Выбрать занятия

С помощью психологического портрета героя, который создает писатель в литературном произведении, он часто показывает свое личное отношение к персонажу. Без словесного изображения литературного персонажа не представляется возможным создание полноценного литературного произведения.

Используя психологический портрет, автор совершает следующие действия:

  • Показывает читателю позитивные и негативные черты персонажа;
  • Демонстрирует социальное и финансовое положение;
  • Описывает мировоззрение личности;
  • Раскрывает внутренний конфликт героя, если у него противоречивая натура;
  • Демонстрирует конфликт героя с другими людьми, акцентируя внимание на контрасте между ними;
  • Передает внутренние переживания, страхи, показывает мечты и стремления героев;
  • Выражает симпатию (отвращение) к отрицательному персонажу;
  • Показывает причину изменения героя в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения.

Художественные характеристики могут не всегда сопровождаться авторскими комментариями. Часто писатель предпочитает, чтобы читатели сами делали выводы об описанных персонажах и смогли сами составить их психологический портрет. Именно по этой причине в процессе чтения необходимо уделять портрету особое внимание.

«Психологический портрет литературного героя» 👇

Типы психологического портрета

Замечание 1

Психологический портрет является не просто описанием внешности героя. Он характеризует особенности его внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатель может акцентировать внимание на деталях, способных передавать информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях описываемого персонажа.

Принято рассматривать два основных типа психологического портрета в литературе. Первый из них представлен портретом-соответствием. Психологическая характеристика здесь очевидна, поскольку внешние данные и внутренний мир героя соотносятся в полной мере. Второй тип — портрет-контраст показывает внешний облик персонажа, который полностью противоположен его внутреннему миру.

В качестве эталона единства внутреннего мира и внешности персонажа может выступать образ Печорина из романа «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов сделал акцент на неоднозначности образа. Читатели даже не совсем понимают, сколько лет персонажу. Если взять за основу описание героя, то складывается ощущение, что перед читателями привлекательный и бесстрашный мужчина. В некоторых же сюжетах он чувствует себя слабым и похож на ребенка. Таким образом, внешний облик Печорина и его мысли (поступки) наглядно отражают противоречивую натуру.

Контрастный психологический портрет создал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Достаточно вспомнить Татьяну, которая показывает контраст между напускным равнодушием и приливом чувств. Многие читатели воспринимают героиню по этой причине как нежную и ранимую натуру.

Особенности составления психологического портрета литературного персонажа

При составлении психологического портрета литературного героя необходимо обратить внимание на следующие элементы:

  • Темперамент и характер;
  • Уровень интеллекта;
  • Степень общительности;
  • Уровень самооценки;
  • Любовь и привязанность к чему-либо и др.

Самое первое, с чего следует начать составление психологического портрета литературного героя — это его темперамент и характер. В психологии рассматриваются 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Каждый из них имеет собственные особенности. От показателя темперамента зависит уровень эмоциональности человека.

Уровень развития интеллекта характеризуется такими качества героя, как сообразительность, находчивость, наблюдательность, способность убеждать и делать умозаключения. Следует обратить внимание на то, что свойственно герою, хороший ли он психолог, не манипулирует ли он людьми.

Показатель общительности можно рассмотреть, ответив на вопросы, насколько болтлив персонаж. любит ли он рассказывать о себе или своем окружении. Здесь важно помнить, что человек вряд ли будет рассказывать о себе всю информацию первому встречному. Есть и такие герои, которые даже близким открываются с неохотой.

Самооценка имеет большое значение в описании личности. Здесь следует обратить внимание на уровень счастья, уверенность в собственных силах, оценку своих поступков. Писатель рассказывает читателю о самооценке героя с помощью его мыслей.

Важным пунктом психологического портрета литературного персонажа является его привязанность и любовь к кому-либо. Следует ответить на вопрос, какие люди ему нравятся или не нравятся, как он относится к вредным привычкам, какие поступки одобряет, а какие — нет.

О многом могут сказать также увлечения героя. Раскрыть его помогает наличие хобби, интересов. Сюда же многие психологи относят фанатизм, который присущ для некоторых персонажей. Также важно отметить, что у рассматриваемого героя получается очень хорошо (например, петь, рисовать, играть роли, вести переговоры и др.).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Психологический портрет героя

Повторяем изученное

Портрет — в литературном произведении описание внеш- него облика героя (черты лица, фигура, походка, манера говорить и т. п.).

  Самым распространённым и сложным видом литературного портрета является психологический портрет. Его первые образцы появились в русской литературе в первой половине XIX века: портреты Онегина и Татьяны в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, портрет Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и др.

Психологический портрет — особым образом построенное описание внешности героя, которое отражает его внутреннее состояние (мысли, чувства, переживания) в определённый момент развития действия или же смену таких состояний.

  В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. Во внешности делается акцент на тех деталях, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях. Существует две разновидности психологического портрета (схема 21).

Схема 21. Виды психологического портрета

  Стремясь к глубокому психологическому раскрытию характеров персонажей, Ф. М. Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику героев. В портрете Раскольникова автор подчёркивает его ужасающую бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Здесь характерен контраст между внешностью героя (Ф. М. Достоевский выделяет его глаза, детскую улыбку) и его костюмом.

  Внешность Раскольникова изменяется по ходу повествования. При этом автор описывает в основном изменения ощущений и состояний героя, нежели изменения выражения его лица, мимики, походки, порождённые этими состояниями. Так, после «пробы» героя охватывает «чувство бесконечного отвращения»: «Он шёл по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже на следующей улице». После разговора с Мармеладовым и чтения письма от матери Раскольников вновь думает об убийстве старухи-процентщицы. Ф. М. Достоевский предельно кратко передаёт состояние своего героя, практически не давая его портрета: «Ему стукнуло в голову и потемнело в глазах». Более подробно внешность Раскольникова описывается при его разговоре с Ильёй Петровичем. Чувства Родиона смешанны. Он испуган возможными подозрениями в убийстве Алёны Ивановны и одновременно испытывает «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения»: «Раскольников отвечал резко, отрывисто, весь бледный как платок и не опуская чёрных воспалённых глаз своих перед взглядом Ильи Петровича».

  Характерен и портрет Раскольникова после его преступления, когда он первый раз выходит на улицу: «Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспалённых глазах и в его исхудалом, бледно-жёлтом лице».

  Раскольников радуется встрече с матерью и сестрой (об этом говорит свет, озаривший лицо его), однако он тут же вспоминает о своём положении и понимает, что теперь ему недоступна обычная радость родственного участия и любви, как и многое другое в жизни. Именно поэтому свет в лице его быстро меркнет, а му́ка остаётся.

  Изображая своих героев, Достоевский использует «метод двукратного портретирования» (В. Я. Кирпотин). Развёрнутые, подробные портреты персонажей писатель создаёт дважды. Другие описания внешности героев в романе — лишь фиксация их ощущений и состояний, аналогично описанию внешности Раскольникова. Суть двукратного портретирования состоит в том, что первый портрет героя представляет собой поверхностное описание его внешности. Это как будто взгляд незнакомого человека со стороны. Второй портрет героя открывает уже его внутреннюю сущность. Он часто даётся в субъективном восприятии других героев, что характерно также для творчества Толстого и Тургенева.

Дети выражают свою индивидуальность посредством письма и рисования. Психографологи изучают письмо ребенка и составляют психологический портрет, который может помочь предотвратить возможные расстройства личности и исправить конкретные проблемы в обучении чтению и письму, такие как дислексия. Графология — это техника письменного анализа, основной целью которой является расшифровка личности человека и определение общих характеристик его характера, его интеллекта, его профессиональных способностей и даже состояния его физического и психического здоровья. В материалах этой статьи пойдет речь о психологическим портрете личности, а так же рассмотрим, как составить такой портрет самостоятельно и разберем готовый образец его написания. Тем более, что составлять психологический портрет личности можно не только детям, но и взрослым. Попробуем?

Что представляет собой методика

Поведение людей может быть разным. Иногда предположить возможные реакции и намерения человека крайне необходимо. Прием нового сотрудника на работу, выбор партнера для близких отношений – это лишь малая часть ситуаций, в которых понимание психологического портрета человека будет хорошей помощью в принятии важного решения.

Методика, о которой идет речь, включает в себя комплексную характеристику человека с точки зрения психологии. Портрет позволяет распознать привычную линию поведения личности, предугадать на что способен исследуемый оппонент.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.Психологический портрет личности образец написания

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Ключевые моменты составления психологического портрета

Структура портрета состоит из несколько основных элементов.

Темперамент

Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике.

Существует четыре основных типа:

  1. Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения.
  2. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений.
  3. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам.
  4. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события.

Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает.

Характер

Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным.

Способности

Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области.

Направленность

У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем.

Эмоциональность

Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир.

Интеллектуальность

Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте.

Умение общаться

Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения.

Самооценка

Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя.

Волевые качества

Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше.

Самоконтроль

Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы.

Способность к коллективной работе

Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности.

Мотивация

Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели.

Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.Психологический портрет личности готовый образец

С помощью этой системы можно изменить поведение детей, сделав их в конечном итоге добрее, менее бунтарскими и агрессивными. Например, этот метод позволяет обнаруживать угловое письмо, тип каллиграфии, который обычно характерен для детей, подвергшихся злобным, эгоистичным и очень агрессивным реакциям.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности. Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.Психологический портрет личности готовый образец написания

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Вместо заключения

Роль составления психологического портрета человека велика. Он применяется во многих областях жизни: в профессиональной, личной, общественной. При грамотном подходе, расшифровка помогает в решении различных спорных вопросов, касаемо конкретной личности. Подобную технику можно выполнять и по отношению к себе, что позволит выявить новый подход в решении сложных задач.

Содержание

  1. Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
  2. Создание персонажа и его характера
  3. Описание внешности и физиологии
  4. Темперамент
  5. Отношение к самому себе
  6. Мечты, мотивы, стремление и итог
  7. Взаимодействие героя с остальными людьми
  8. Привычки
  9. Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
  10. Любимое и нелюбимое
  11. Страхи
  12. Слабые и сильные стороны
  13. Мэри Сью
  14. Советы в описании характера персонажа
  15. Не раскрывайте весь характер сразу
  16. Близость к природе
  17. Глаза — зеркало души
  18. Избегайте клише
  19. Другие статьи

Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.

Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.

Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.

Создание персонажа и его характера

Описание внешности и физиологии

Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз. 

Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.

Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.

Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился? 

Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.

Темперамент

Обычно людей подразделяют на:

  • сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
  • холериков ( малая чувствительность, 
    большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты)
  • флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
  • меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)

Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него. 

Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.

Отношение к самому себе

В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград. 

В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.

Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.

Мечты, мотивы, стремление и итог

Данный критерий входит в базовое понимание характера героя. 

  • К чему он стремится?
  • Почему именно об этом мечтает?
  • Ради чего это делает?
  • По какой причине выбирает именно этот путь?
  • К чему именно приходит в конце?

Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан. 

Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.

Взаимодействие героя с остальными людьми

Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.

  • Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
  • Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
  • Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.

Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.

Привычки

Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.

  • отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
  • нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
  • позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)

Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.

Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства

  • Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни? 
  • Почему он выбрал этот путь?
  • Нравится ли ему то, что он делает?
  • Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
  • Как относится к родным?

Любимое и нелюбимое

Любимые и нелюбимые вещи героя в:

  • еде
  • характере других людей, в их привычках, мечтах
  • в своей профессии, хобби, учёбе

отношение к:

  • национальностям
  • расам
  • принадлежности к полу
  • к разделению труда 
  • к тем или иным возрастным категориям

страхи персонажа

Stepan Alekseev

Страхи

  • чего боится герой?
  • почему его это бросает в дрожь?
  • что стало причиной?
  • стремится ли он избавиться от него?

Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных? 
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.

Слабые и сильные стороны

Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:

  • Что умеет?
  • Что не умеет?
  • Пытается ли он научиться тому, чего не может?
  • Использует ли свои умения в деле?
  • Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?

Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью

Мэри Сью

Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.

Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.

Советы в описании характера персонажа

Не раскрывайте весь характер сразу

Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.

Близость к природе

Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.

Глаза — зеркало души

Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.

Избегайте клише

Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.

Другие статьи

Bullet journal : как начать вести свой ежедневник?

Наклейки для ежедневника.

Мнемоника — способ запоминания информации.

Как создать персонажа? Дизайн и характер персонажа.

Продажа Адоптов / Что такое Адопты?

Психологический портрет героя

Максим, что необходимо знать, чтобы сформировать психологический портрет героев или персонажа книги?

-В первую очередь необходимо знать, кто будет повествовать о главном герое и других персонажах — автор от третьего лица, либо сам герой от первого. Потому что одно дело, когда характер формирует автор произведения, а другое — герой рассказывает о себе и про себя самостоятельно. Третье лицо не обязательно должно быть субъективным, оно может иметь собственную точку зрения на всех персонажей книги и преподносить каждого исключительно под своим углом, где-то прибегая к иронии, а где-то к скепсису и критике. Что касается первого лица, то тут чистой воды субъективная позиция, а значит читатель воспринимает главного героя таким, каким он себя преподносит. От этого формируется наше мнение и вместе с тем в нашем воображении проявляется предварительная картинка относительно психологического портрета.

Теперь о самом портрете главного героя.

Пойдем от простого к сложному. Кто он? Мальчик или девочка? Мужчина преклонных лет или женщина в расцвете сил? Возраст, предпочтения. Место проживания, национальность — страна, область, город, район. Семейное положение — холост, замужем, разведен и т.д. Можно упомянуть про количество детей или внуков, либо их отсутствия по каким-либо убеждениям. Не забываем рассказать про статус в обществе, заработок, место работы или учеба, а также про основной род занятий — это действительно важно для портрета.

Можно описать, как проходит его обычный день, с кем встречается, а кого, напротив, старается избегать, отсюда формируется круг общения главного героя, где мы параллельно знакомимся и с другими персонажами книги. Какие мероприятия предпочитает посещать — концерты, кинотеатры, кальянные, стриптиз-бары, чайные церемонии, службы в храмах и т.д. Физическое здоровье: занимается ли спортом, ЗОЖник, либо пристрастился к алкоголю, сигаретам, наркотикам, здесь же можно упомянуть о сопутствующих болезнях (кашель, бессонница). Любит ли путешествовать? Принадлежит ли к какой-то тусовке, общественной или политической партии, футбольному клубу, религиозной общине? Пожалуй, это самые простые вещи, которые мы можем предоставить читателю для первоначальной картинки.

Теперь поговорим о более сложных вещах, которые покажут нам более глубинный уровень развития главного героя.

Например, отношение к противоположному полу или любви? Верит ли в любовь с первого взгляда? Считает ли ОНА всех мужиков козлами, либо влюбляется в первого встречного? Считает ли ОН, что всех девушек можно купить, либо в каждой находит что-то ценное? Сексуальное предпочтение или полное отсутствие интереса к сексу. Какое у героя прошлое — детство, юность, отрочество. Детские обиды и травмы — утрата любимого человека, родных, друзей, близких. Отношение к настоящему, верит ли в будущее или пессимист по жизни. Как справляется с жизненными трудностями, как выходит из проблем, есть ли у героя свойства бежать от себя.

David Duchovny, писатель

Увлекается ли каким-то практиками, связанными с личностным и духовным ростом, обладает ли свойством к самоанализу, старается ли сделать из себя лучшую версию. Цели в жизни (амбиции), либо отсутствие таковых — к чему стремится, отношение к деньгам, карьере, бизнесу, собственным творениям, если речь идет от творчестве. Думаю, теперь можно переходить на более сложный уровень формирования психологического портрета героя.

Дэвид Духовны, David Duchovny

Как главный герой относится к случайностям и видит ли он закономерность в происходящих с ним событиях. Способен ли понимать последствия своих поступков, либо летит по бездорожью без оглядки. В какой точке своего развития находится наш персонаж, какое имеет отношение к окружающим, прислушивается ли к их мнению, либо имеет свой непоколебимый взгляд. Можно здесь уделить внимание психологическим проблемам персонажа, например, его неврозам, фобиям, страхам, предубеждениям, либо сложная форма, типа шизофрения или биполярное расстройство. Прорабатывает ли он эти моменты с кем-то, например, с психологом (психиатром).

David Duchovny, Natascha McElhone, писатель, девушка

Насколько его взгляд на самого себя расходится с тем, что о нем думают окружающие. Насколько далеко зашел его внутриличностный конфликт («быть или не быть», смысл жизни). Насколько поступки главного героя становятся спонтанными и необдуманными? Какие здравыми или безумными  идеями руководствуется при принятии решений. Имеет ли проблемы с законом. Также здесь поднимаются вопросы призвания и предназначения в жизни, насколько герои следуют «пути сердца», либо они подвержены чужим идеалам, отсюда и соответствующий образ жизни.

Пожалуй, наличие всего вышеперечисленного и способно сформировать портрет героя. Если Вам нужна в этом помощь, обращайтесь, поработаем над психологическими характеристиками персонажей вместе!

Читайте Далее = Вопросы к главному герою книги =

В материале представлены кадры из фильма «Блудливая Калифорния» от режиссера Адама Бернштейна

TAGS

Литературный портрет: основные виды и функции

Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. С помощью портрета героя в литературе писатель показывает личное отношение к персонажу.

Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. Автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни героя, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми. С помощью портрета героя в литературе писатель также показывает свое личное отношение к персонажу.

Роль портрета в литературе

Без словесного изображения героя невозможно создать полноценное литературное произведение. С помощью портрета автор может:

  • показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;
  • продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;
  • описать мировоззрение человека;
  • раскрыть внутренний конфликт героя, если у него противоречивая натура;
  • продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;
  • передать внутренние переживания, страхи, показать мечты и стремления героя;
  • выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;
  • показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения.

Художественные характеристики не всегда сопровождаются авторскими комментариями. Иногда писатель предпочитает, чтобы читатель сам сделал выводы об описанном персонаже. Именно поэтому во время чтения нужно уделять портрету особое внимание.

Виды портретов в литературе

Черты внешности и внутренний мир персонажа могут описываться по-разному в зависимости от жанра и авторского стиля, целей, которые поставил перед собой писатель. Рассмотрим наиболее распространенные виды портретов в литературе с примерами из классических произведений.

Психологический портрет

Психологический портрет — это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:

  • Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
  • Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.

Эталоном единства внутреннего мира и внешности персонажа является облик Печорина из романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Писатель делает акцент на неоднозначности образа. Даже не совсем понятно, сколько ему лет. Описание героя начинается с таких слов: «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам», а затем: «…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…». Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». Складывается ощущение, что перед нами — привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер — человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8 главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон… у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале девушка рыдает над письмом Онегина, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.

Лейтмотивный портрет

В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления в произведении. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.

Яркий пример лейтмотивного литературного портрета — это многие произведения Льва Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.

С помощью лейтмотивного портрета героя автор также описывает его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивает его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Экспозиционный портрет

Экспозиционный портрет — это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении. Зачастую писатели акцентируют внимание на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т. д.

Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины XIX века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т. д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.

К примеру экспозиционного портрета стоит отнести описание Обломова — персонажа одноименного произведения Ивана Гончарова. С первых строк видим следующие детали описания внешности героя:

  • «среднего роста, приятной наружности»;
  • «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
  • «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
  • «мягкость… была выражением лица… души»;
  • «цвет лица… безразличный».

Из данного описания складывается ощущение, что автор говорит о вроде бы и привлекательном мужчине в самом расцвете сил, но он весь какой-то мягкий, неповоротливый, ни к чему не стремится и ничего не хочет. Обломов инфантилен и не имеет никаких жизненный целей. В дальнейшем такая «ленивая» внешность персонажа подкрепляется фактами, доказывающими безвольность характера молодого человека.

Идеализирующий портрет

Идеализирующее описание внешности персонажа использовались, начиная со времен фольклора и заканчивая началом XIX века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т. п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.

К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «.ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово — соловей поет… как заря на небе божием».

Гротескный портрет

Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т. д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Яркий пример гротескного портретного описания — произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Николая Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в романе «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя». Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.

Как описать внешность персонажа

Чтобы создать правильный и четкий портрет в любых произведениях литературы, недостаточно просто описать его отдельные черты внешности и характера. Задача автора — создать цельный и правдоподобный образ, который вызывает у читателя чувства: симпатию, сострадание, восхищение, гнев, эмпатию и т. д.

Опытные авторы используют следующие приемы для создания образа героя:

  • Разные варианты введения портретных характеристик. Можно описать персонажа сразу, как только он появляется в произведении, или динамично — открывая новые черты по ходу событий. Второй вариант более абстрактен, но он лучше пробуждает воображение читателя. Кроме того, в процессе чтения человек не забывает важные детали.

  • Длинные и краткие описания. Первый вариант охватывает не только внешность, но и образ жизни героя, его социальный статус, таланты и т. д. Краткие описания должны быть более яркими, в них нужно делать акцент на самых запоминающихся деталях. Можно использовать цепкие сравнения и метафоры.

  • Отражение и фотография персонажа. В первом случае портретная характеристика дается словно от первого лица: герой не просто рассматривает себя в зеркало и называет определенные черты, а показывает отношение к самому себе. Задолго до появления персонажа в произведении можно ввести в сюжет его фотографию, чтобы создать интригу для читателя.

  • Противопоставление обликов. Например, описывая братьев, которые враждуют между собой, для усиления эффекта контакта можно рассказать об их совершенно непохожих чертах. Таким образом, читатель словно ощутит пропасть между героями.

  • Цели. У любого героя, как и у обычного человека, есть свой смысл в жизни. Он может желать славы, любви, профессиональной реализации, мира во всем мире или, напротив, мести, страданий других людей, незаконного обогащения. Покажите читателям, к чему на самом деле стремится персонаж, насколько важна для него поставленная цель.

  • Привычки. Чтобы сделать портрет в литературе живым и естественным, можно наделить героя определенными привычками. Например, у него есть традиция пить кофе в определенном месте, перешагивать трещинки на асфальте, загадывать желание в 22:22, представлять себя героем фильма во время прогулок по городу.

  • Страхи и переживания. Чаще всего люди боятся быть отвергнутыми, непонятыми, оказаться неудачниками, упасть в глазах близких. Покажите слабости своего героя, чтобы он выглядел естественно. Возможно, читатели найдут что-то общее между ним и собой.

Зависимость портрета от жанра

В зависимости от жанра литературного произведения могут использоваться разные способы создания портрета:

  • Фольклор. На начальных стадиях становления литературы личностному началу практически не уделялось внимания. Герои сказок имели весьма абстрактное описание, например, девицы «красные», а богатыри «могучие».

  • Древнерусская литература. Применялись обобщенно-абстрактные описания персонажей, которые показывали их социальный статус. Внутренний мир также не раскрывался.

  • Классицизм. Использовались идеализирующие портреты и облики героев низкого происхождения. Таким образом, в классицизме присутствовали резкие контрасты, только «черное» и «белое», без особого внимания к характеру персонажей, мотивам их поступков.

  • Сентиментализм. Писатели уделяли внимание портретам, в которых уже читается психология: читатели должны были видеть в персонаже чувствительную и ранимую душу.

  • Романтизм. Романтический герой обычно изображался, как яркая, независимая и исключительная личность, готовая на все ради поставленной цели. В таких портретах нет места обыденности и стереотипности. Определенные черты могли преувеличиваться и становиться даже фантастическими.

  • Реализм. В таких произведениях внешность героя уже перекликается с внутренними чертами. Писатели полностью раскрывают индивидуальность персонажа.

Таким образом, портрет в художественном произведении — это не просто описание внешних данных и стиля одежды персонажа. Главная цель такого литературного образа — помочь читателю глубже понять героя, разобраться в его внутреннем мире и поступках, определить авторский замысел. При этом положительный персонаж не всегда обладает привлекательной наружностью. Играя на контрастах между внешним видом и характером героя, писатель может усилить эмоции читателя, помочь ему сделать важные выводы из произведения.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Индуктивное / дедуктивное

В первом случае создатель начинает с главной черты и переходит к личности главного героя; во втором – наоборот: описание личности дается сразу крупными мазками. Так, Буркин в рассказе Чехова, описывая «человека в футляре», начинает с особенности: «…всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Затем доводит эту черту до абсурда, убеждая читателя в странности Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник».

Статическое / динамическое

Автор может описать персонажа как элемент застывшей картины: он такой и такой. А может «растянуть» описание: герой до событий был одним, а затем поменялся – здесь проявляется авторское знание психологии. Пушкин в конце романа выносит вердикт «новой» Татьяне: «Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал

Сложные образы всегда претерпевают изменения. Главная героиня повести «Капитанская дочка» при первом появлении получает двойственную характеристику: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою». По мере раскрытия характера героини Петр Андреевич влюбляется в девушку.

Полное / фрагментарное

В первом случае у нас есть 3D-карта личности, во втором – лишь скриншот одной из ее сторон. Пример: при первом упоминании Швабрина в «Капитанской дочке» приводится одна деталь его биографии – образ получается демоническим: «Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство».

Прямое / косвенное

Героя можно описать так, будто он в кабинете психотерапевта – так делал Достоевский. «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр», – звучит из уст Разумихина. Косвенной же характеристикой Раскольникова станет его поступок, размышления в каморке и увлечение Ницше.

От лица автора / других героев или самоописание

Пример первого – ищите в предыдущем пункте. Самоописание же хорошо подается Лермонтовым как базовый прием характеристики Печорина. Цитат с Я-определениями в романе множество:

«Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен»
«…Я давно уж живу не сердцем, а головою»
«…Я любил для себя, для собственного удовольствия»
«Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…»
«Я сделался нравственным калекой»

От таких емких характеристик – казалось бы! – читатель должен заскучать: что еще можно разгадывать в герое? Между тем трагизм и загадочность образа «якание» только усиливает, а Печорин становится образцом рефлексирующего героя.

Индивидуализированное / типовое

Одни главные герои описываются как уникальные личности (Печорин, Раскольников, Татьяна Ларина), другие получают типовое описание – в них отражается дух времени, приметы поколения (Базаров, Обломов).

Генерализованное / с одной акцентной деталью

Мастера слова могут описывать персонажа с разных сторон и достаточно подробно, а могут выпячивать одну деталь или черту – делать ее центральной составляющей психологического портрета. Так, при упоминании Сонечки Мармеладовой Достоевский постоянно использует слово «маленькая», а в одном месте дает расшифровку детали: «…несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях».

Самостоятельное / изолированное или контрастное

На контрасте даны описания Татьяны и Ольги Лариных, Обломова и Штольца. Сопоставление личностей помогает читателю глубже понять их сущность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать психологический портрет друга
  • Как написать прошение об оказании материальной помощи
  • Как написать психодиагностическое заключение
  • Как написать прошение митрополиту
  • Как написать психоделическую музыку