Как написать психологическую драму

Нередко у авторов зарождается мысль написать историю с элементами драмы. Однако это не так уж и просто. 

Чтобы написать драму, нужно обозначить суть — в чём заключается трагедия. Это может быть поступок главного героя, кого-то из близких ему людей, может быть потеря родного человека, то есть любое действие или происшествие. Так же это может быть цепь событий, которая как снежный ком, увеличивается в размерах, причиняя герою(героям) всё больше и больше боли. Драма показывает человека в напряженный момент жизни, раскрывает характер из-за действия, поступка и т.д. 

Так и что же нужно для написания драмы? Во-первых, стоит начать с создания протагониста, главного героя. Почему его? Поскольку это персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, который вызывает эмоции при прочтении, так как читатель ассоциирует себя с ним. Можно составить эмоциональный профиль: мечты, тайны, страхи и т.п. И исходя из этого обобщить, составив характер. Во-вторых, подумать о том, что или кто будет антагонистом, персонаж, который противодействует главному герою. Антагонистом может быть другой персонаж, общество, природные явления или же сам протагонист. 

После наступает момент конфликта. Конфликт — неотъемлемая часть драмы. Во время него, протагонист может проявить себя как с худшей, так и с лучшей стороны. Например, сделайте так, что тому, что или кого любит ваш главный герой, угрожает опасность. Или создайте событие, которое заставит его проявить эмоции, покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее. 

Ещё один хороший сюжетный ход — флешбэк. Когда история идёт своим чередом и внезапно переключается на моменты из прошлого протагониста. Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Флешбэки не следует использовать часто, достаточно несколько таких поворотов. В них так же может быть конфликт, который влияет на настоящее. Подробнее об этом инструменте драмы я напишу чуть позже. 

Ну и самый распространённый совет — не нужно использовать клише. Лучше заменить клишированную фразу на синонимы близкие по значению или, вовсе, придумать что-то своё. Оригинальный язык — язык, который интересно читать. 

И последнее — детали. Ваша история должна быть логично завершённой. Все вопросы, которые возникали у протагониста и читателя в начале произведения, должны быть раскрыты. Если ваша история рассчитана не на одну книгу, то это правило всё равно действует. Так как история имеет продолжение, а вопросы так и остались без ответов. 

На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца. 

P.S. Что вы использовали при написании драмы? Что вам помогло её написать? 

P.S.S. Хотели ли вы написать драму?

Сегодня мы будем говорить о жанре, который принято считать настолько распространённым, что он почти незаметен. Это психологическая драма.

Когда составители релизов, или справочников, или интернет-порталов о кино не знают, как атрибутировать фильм, то обычно пишут «психологическая драма», — дескать, тут не ошибёшься. В том понимании, которое у них существует, к психологической драме равно относятся «Они сражались за Родину», «Осенний марафон» и «Гражданин Кейн».

На самом же деле психологическая драма — жанр довольно экзотический. В конце концов, задача каждого жанра — в придании эстетической состоятельности главному жанровому ходу. Боевик обнаруживает «эстетичность» в схватке и борьбе, хоррор — в ужасе. Значит, психологическая драма должна доказать, что эстетически состоятельными могут оказаться душевные процессы внутри человека. Если без излишней самонадеянности взглянуть на собственный внутренний мир, станет ясно: задача-то нетривиальная. Мир этот может быть ценным, содержательным, — но эстетика тут при чём?

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

Вопрос столь непростой, что даже если выйти за рамки кино и говорить об искусстве в целом, то выяснится: психологический жанр — изобретение, в общем-то, недавнее. Им потихоньку начинают заниматься французские писатели в конце XVII века во главе с мадам де Лафайет (если это она, конечно, написала те произведения, что ей приписываются), а популярным сделал в середине XVIII века Жан-Жак Руссо. Именно Руссо впервые провозгласил тезис, сегодня ставший абсолютно одиозным: «простота и естественность». Историки и исследователи спорят, сделал ли он это в целях пиара или был искренним эксгибиционистом, но факт остаётся фактом: именно подробное описание душевных перипетий принесло Жан-Жаку Руссо всемирную славу, очень хорошие деньги и вписало его имя в историю культуры, повернув её.

Расцвет же психологического искусства пришёлся на XIX век (потому, как известно, Ортега-и-Гассет признавал XIX век низшей точкой падения культуры за всю историю). Психологическое искусство в основе своей — явление сугубо буржуазное. Только буржуа может быть настолько самонадеян и спокоен, настолько не заботиться метафизикой мироздания, религиозно-моральными иерархиями и вообще какой бы то ни было вертикалью мышления, чтобы решить, что в нём самом, в его удивительной душевной жизни содержится материал, достаточный для романа, а то и для целой романной эпопеи.

Уже из сказанного вполне понятно, что психологический роман изымает из искусства любую возможность для религиозных мотивов. Собственно, он возможен постольку, поскольку мы решили о религии не задумываться вовсе. Оставив её, самое большее, частью будничного уклада.

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

Может показаться символичным (здесь и вправду есть глубокая и важная связь), что любой писатель, работающий в психологическом жанре, вынужденно сам становится на позицию творца-вседержителя. Это самый уязвимый пункт во всей концепции психологической литературы, её ахиллесова пята, и ещё в середине XIX века критики били по ней нещадно. Ведь когда Бальзак пишет «Мари подумала, что…», неизбежно встаёт вопрос: а откуда, собственно, Бальзак знает, что там себе подумала Мари? Каким образом он следит за внутренними, душевными процессами своих персонажей?

Французские писатели эпохи Просвещения, вроде Шодерло де Лакло, выпутывались из этой действительно проблемной ситуации простым и безукоризненным способом: создавали эпистолярные романы. Откуда мы знаем, что подумала Мари? Сама написала. Руссо также в данном случае был вполне точен — рассказывал исключительно о себе. Дневники, письма, путевые заметки, случайно обнаруженные в какой-нибудь Сарагосе рукописи сопровождали психологическую литературу на правах неотъемлемой формальной мотивировки вплоть до начала XIX века.

Но, уже начиная со Стендаля и Бальзака позиция автора, которому вéдомо всё творящееся в описываемом им мире, в том числе и внутри героев, становится для прозы нормой. В русской литературе очень хорошо виден этот переход на примере творчества Тургенева. «Записки охотника» написаны ещё в прежней манере: Тургенев ничего не знает о том, что думают и чувствуют его Хорь, Калиныч, Бирюк и другие, он всего лишь описывает то, что видит, — поступки и реакции. А начав писать романы, Тургенев вполне переходит на «французскую моду», как это тогда называлось.

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

Извлечь из подобного метода описания какую бы то ни было религиозность — значит поставить перед собой задачу, которая и теологу-то не всякому по плечу. Это значит доказать, что в душе человека, в хронике её функционирования есть нечто, свидетельствующее о существовании Бога. Задача для Фомы Аквинского, не меньше.

И в классическом психологическом романе она была решена лишь на самом его излёте. Сверхусилия, предпринятые Прустом, привели к созданию семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени», где на французский слух «утраченное время» (le temps perdu) звучит очень похоже на «утраченный Эдем» (l’Éden perdu). Конструкцию прустовского романа, пусть на уровне метафоры, можно рассматривать как некий ответ Мильтону, психологический парафраз христианской традиции первородного греха. Как вернуться во время, которого уже нет? Как вернуться в рай, который уже утрачен?

То, что сделал Пруст, стало не только единственной внятной попыткой религиозности в психологическом жанре в его классическую эпоху, но и концом эпохи. Потому что и Первая Мировая война, и уж особенно Вторая, — каждая по-своему, — засвидетельствовали, что, если сказать попросту, никакого Бога в душе человеческой нет. То есть Он может наличествовать где-то Сам по Себе, — как Создатель, Творец, как какая-то внеположная человеку субстанция… Но и четыре года абсолютной бессмыслицы, которую явила Первая Мировая война, и возможности человека, убедительно продемонстрированные при управлении концлагерями, мысль о Боге как-то немножко отвергают.

Более того: если после Первой Мировой войны Ричард Олдингтон провозглашает «смерть героя» как главный — на эстетическом уровне — итог произошедшего, то после Второй Мировой войны утверждается смерть психологического романа в целом — как абсолютно изжитого жанра. И на смену ему приходит так называемый «новый роман». Потому что о психологии, о человеке, о человечности ничего связного мы сказать уже не можем. Тут весь мир надо собирать по крупицам заново. Что уж говорить о его психологическом измерении.

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

Однако если психологический роман — ухищрениями ли, подтасовками ли, это кто как сочтёт, — всё-таки в конце концов доказывает свои права на полноценность; если проза, которая в начале XIX века считается масскультом, всё-таки к концу XIX века оказывается признана за искусство, — то с психологическим кино задача куда сложнее. Бальзак хотя бы может написать, что подумала Мари, он может облечь подуманное ею в слова. Но что тут мог бы сделать режиссёр, который имеет дело исключительно с внешней оболочкой вещей, с видимостью?

Да, разумеется, есть масса хитроумных способов перевести внутреннее пространство души или её внутренние процессы в киноформу: сделать стиль эмоциональным, воплотить на экране работу подсознания и так далее. Но в этой ситуации мы, увы, теряем самого героя. Мы можем развернуть на экране «внутренний пейзаж» — но тогда проблематичным становится существование того героя, который им, пейзажем, обладает. Это уже — автоматически — станет внутренний пейзаж самого фильма, самого автора. И мы в лучшем случае откатимся к позиции Руссо, где единственной пригодной к отображению психологией являлась авторская.

Иными словами, для самого возникновения жанра психологической драмы в кино необходимо придумать процесс проникновения внутрь героя без того, чтобы герой исчезал в этом процессе. С точки зрения Принципа неопределённости — задача почти нерешаемая.

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

Некоторые из вариантов решения этой нерешаемой задачи мы в нашем цикле уже, хотя бы отчасти, наблюдали. Так, для многих режиссёров, ставивших проблему психологии происходящего на экране, хорошим ключом послужил Достоевский, который просто отключал любую телесность, любую материальность и заставлял текст работать в ритме мятущейся души. Цвейг называл этот приём Достоевского «оголённые провода души». Если переводить этот метод на киноязык, придётся сделать телесное незаметным, чтобы камера работала в едином ритме с внутренними процессами героев, как бы минуя, делая неважным то, что на самом деле зафиксировано на экране. Разными способами это пытались проделать, по крайней мере, трое из режиссёров, которые уже были упомянуты в этом цикле: это прямые наследники Достоевского Жулавский и Дуайон, а также на поколение от Достоевского отстоящий Пиала (который учится этой методике у Бернаноса, а уже тот, в свою очередь, — у Достоевского).

С точки зрения классического киноязыка все три упомянутых случая — очень сложные, изощрённые модели. Простой моделью является кинематограф Бергмана, который изымает телесность двумя безупречными, почти «лобовыми» способами. Во-первых — свет. В чёрно-белых фильмах Бергмана, от которых он так долго не решался отказаться, свет практически убирает, убивает фактуру вещного мира, делая и предметы, и фон, и воздух, и особенно тела — прозрачными. Во-вторых — крупный план. Тот, что по определению, по самому устройству кинематографа изымает объект из временнóго развития сюжета и придаёт ему всеобщность и абстрактность. Если нам даётся крупным планом лицо человека, то мы сразу видим портрет души. Это свойство портретного крупного плана открыли ещё мастера немого кино; Бергман «всего лишь» берёт его в чистом виде и доводит до радикальных степеней, когда монтаж крупных планов лиц создает уже не частный сюжет, а апеллирует к психоаналитическим категориям, как в «Персоне», или к архаически-мистериальным, как в «Ритуале», в обоих случаях, однако, сохраняя психологическую основу происходящего.

Надо заметить, однако, что во всех этих случаях, как бы различны они ни были, мы говорим о режиссёрах-«экстремистах», о крайних формах эстетического выражения, о стопроцентном авторстве, о психологии, которая взята и решена исключительно как глобальная проблема. Но в рамках нашего курса нас всё-таки больше интересует жанр — то есть традиция постановки проблемы. Не штучные ответы, но тенденция, конъюнктура. Здесь-то и возникает фильм, для которого мы сегодня встретились: «Ростовщик» Сидни Люмета.

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

С одной стороны, он безупречно повествователен, там нет бергмановских или дуайоновских выпадений из последовательного сюжетного развития. Хуже того, он, в отличие от кинематографа Бергмана, адресован, как это принято говорить, «широкому зрителю» и даже собрал неплохую кассу. С другой стороны, когда фильм попадает, скажем, во французский прокат, то местные критики уверенно сопоставляют его с той самой традицией «нового романа» и её киноизводом — ранними фильмами Алена Рене, которые, как уже было сказано, вроде бы какую бы то ни было психологию как раз отменили.

Иначе говоря, Люмет идёт по пути парадоксальному. Он превращает дефект в эффект. Экстремальность подхода, которую демонстрируют Бергман или Дуайон, подменяется экстремальностью материала. Но не абы какой, а точно высчитанной. Главный герой «Ростовщика» — бывший узник концлагеря, известный своей чёрствостью к клиентам ростовщик из восточного Гарлема; а чёрств он к ним по той простой причине, что много лет назад потерял всю свою семью в концлагере. И всё ныне происходящее вокруг него — это какая-то совершеннейшая ерунда по сравнению с тем, через что он прошёл. Сочувствовать людям, у которых нет десяти долларов и которые по этому поводу страдают, плачут, переживают и твердят, что жизнь кончена, — сочувствовать всем им после того, как твоя жена попала в газовую камеру… это, право слово, как-то даже странно.

Вот она, точность материала: ведь именно концлагеря, именно невозможность для человеческого разума вместить произошедшее во Второй мировой войне повлекли за собой отказ послевоенной литературы от психологизма. Любые старые, испытанные методы оказались бы слишком рациональны, слишком рассудительны, они попробовали бы превратить произошедшую трагедию в античном, иррациональном понимании этого слова в некоторую очень-очень печальную историю. И в результате неминуемо её оправдали бы. А этого — нельзя.

Люмет строит свой фильм как стилистический экзерсис: на столкновении двух тенденций, которые в равной степени не могут заключать в себе идею Бога. На «новом романе», представителем которого, воплощением которого является главный герой — с его резкими монтажными вспышками памяти, с его нечуткостью к окружающему миру, с его отказом понимать правила, по которым почему-то всё ещё, по инерции, существует окружающий мир. И — на классическом психологическом жанре, на тех самых его правилах, что работают «по инерции» и продолжают по старинке определять этот окружающий мир: Гарлем и его обитателей. Тех «простых людей», которые, как и положено мелким буржуа, заботятся о деньгах, о том, как бы получить в ломбарде побольше, о том, как бы выжить, дожить хоть до завтрашнего дня… Тех, которым, в общем-то, все эти концлагеря глубоко безразличны. То есть, спору нет, концлагеря — это плохо, это очень печально, но они там, а мы здесь.

Ростовщик. Реж. Сидни Люмет, 1964

Ни главный герой, ни его окружение о Боге, естественно, не помышляют. И в каждом из этих случаев — по отдельности взятом — у Люмета нет никакой возможности начать о Нём говорить. Первый Его отрицает, вторых Он не заботит.

Но именно столкновение героя и мира, постепенно растущий и развивающийся конфликт между ними — вполне сюжетный, без каких-либо стилевых изысков; именно то, каким образом мир пытается своими бедами достучаться до главного героя, и то, сколько должно быть этих бед, чтобы эта броня всё-таки оказалась в финале проломленной, — именно это и составляет драматургию фильма. Постепенное накопление конфликта между двумя, в точном смысле, «без-божными» сторонами и порождает в конце концов идею Бога, данную здесь почти что грубо, лобовой метафорой распятия. Когда мир пронзает-таки главного героя своим накопившимся простым ужасом, своей повседневной рутинной трагедией, пригвоздив его к себе, как в своё время Христа. Именно на этом сломе Люмет умудряется — наперекор эпохе и всем законам жанра — всё-таки заподозрить, что Бог есть. И в данном случае уже не важно, есть ли Он как Творец. Важно, что Он — персонаж и обитатель этого мира. Видный или не видный — это, как всегда, зависит только от мастерства кинорежиссёра.

Читайте также

  • Poster

    Игрушка не для всех — «Револьвер» Гая Ричи снова в прокате

  • Poster

    Оскар-2023: «Фабельманы» — Путешествие в страну кино

  • Poster

    Берлин-2023: Пустыня, тайники и травма — «Лимб» Ивана Сена

  • Poster

    «Красное небо» и синие сны Кристиана Петцольда

  • Poster

    «Ты не знаешь, что там дальше» — О фильме «Клетка ищет птицу»

  • Poster

    Оскар-2023: «Элвис» База Лурмана — Конец невинности


Download Article


Download Article

  • Planning
  • |

  • Drafting
  • |

  • Polishing
  • |

  • Video
  • |

  • Q&A

As a genre, psychological horror is designed to terrify you, without all the typical blood and gore you might find in classic horror stories. Psychological horror focuses on the inner conflict of your main character, rather than on an external monster or creature.[1]
You can create your own psychological horror story by coming up with a compelling story idea, and by focusing on creating a mood of terror and foreboding in the story. You should then take the time to polish your psychological horror story so it is as terrifying and disturbing as possible.

  1. Image titled Make a Horror Film Step 8

    1

    Brainstorm story ideas. To write a good psychological horror story, you need to dig deep and write about something that you find terrifying or disturbing. Ask yourself, What scares me the most? What moment or moments in my life made me feel disturbed or unsettled? You may then end up using your most terrifying thoughts or experiences as inspiration for your story.[2]

    • For example, maybe you have an intense fear of losing your grip on reality and hurting someone close to you. You may then use this fear as inspiration for your story about a character who loses their sense of reality and spirals out of control.
  2. Image titled Survive a Hurricane Step 13

    2

    Create a compelling main character. Your horror story will be much stronger if you have a main character that seems unique and compelling. Your main character should also be flawed and have a distinct personality on the page. Having a compelling main character will keep your reader engaged.[3]

    • Your main character may have an internal flaw, like a struggle with self-esteem or jealous around others. The character may also have difficulty with an external flaw, like a physical ailment or a physical trait they find unattractive.
    • For example, your main character may be a young girl who is struggling with puberty. She may struggle to make friends in high school and relate to other girls her age because she is seen as a freak or a weirdo. She may have a preference for disturbing stories of the insane and the mad.

    Advertisement

  3. Image titled Make a Horror Film Step 15

    3

    Determine the psychological element of your story. Your story should focus on horror that is psychological, rather than gory or bloody. Though there can still be blood in your horror story, of course. You may include psychological elements like madness, mania, mental illness, or a personal life crisis that leads to a psychic break. You may then gift your main character with one of these psychological elements and write about their experiences dealing with a disturbed psyche.[4]

    • For example, perhaps your main character is triggered by an intense moment with a bully at school. She may then start to lose her sense of reality. She may make choices or decisions that she would not make otherwise if she were not in a disturbed state of mind.
  4. Image titled Be a Spy at School Step 10

    4

    Read examples of psychological horror. To get a better sense of the genre, you may read popular examples of psychological horror. You may look for these texts online or at your local library. You may read several examples, including:[5]

    • House of Leaves by Mark Z. Danielewski.
    • We Have Always Lived in the Castle by Shirley Jackson.
    • It by Stephen King.
    • The Yellow Wallpaper by Charlotte Perkins Gilman.
    • Rebecca by Daphne du Maurier.
  5. Advertisement

  1. Image titled Make a Horror Film Step 3

    1

    Create a mood of terror and foreboding. Psychological horror focuses more on the inner workings of your main character rather than external forces like a monster or creature in the woods. To keep your story engaging, you should try to create an unsettling atmosphere or mood. Add in elements to your story that create a sense of foreboding, where the reader feels something bad or twisted is waiting just around the corner.[6]

    • You can create a terrifying atmosphere by including details that feel slightly off or unsettling to the reader. Twist what seems normal into something disturbing and surreal. Add a dash of horror to even the most everyday experiences and events.
    • For example, you may add a strange twist to your main character’s day at high school where her experiences seem a little unsettling or off. Maybe she opens her locker to find a pile of someone else’s hair or perhaps she looks out the window in class to see a girl who looks just like her across the street.
  2. Image titled Avoid Sharks While Surfing Step 14

    2

    Let bad things happen to your characters. A big element in horror stories is that bad things happen to good people, often over and over again. You should be willing to let bad or evil things happen to your characters, especially your main character, in your story. This will add to the stakes of the story and make the reader sympathize with your main character.[7]

    • You may try to set up your character to experience terror or horror in their life in degrees, starting with a small thing that goes bad and working up to a larger thing that goes terribly wrong. You may also have other characters around your main character experience bad things, creating a general sense of drama in your story.
    • For example, you may have a main character who makes poor decisions due to her disturbed state of mind. She may become violent or lash out at others, leading to bad things happening to those closest to her.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 11

    3

    Include sensory details. You should do your best to avoid cliches in your writing and come up with unique details and descriptions. One way to do this is to focus on the five senses in every scene or moment of your story, describing how something feels, sounds, tastes, smells, and looks to your characters. Using sensory details in your writing can also make the more disturbing moments of your psychological horror story come alive and feel real to your reader.[8]

    • For example, you may describe a character’s experience of a manic episode as “feeling like the world was split in two and I was on the side of darkness and confusion.”
    • You may also try to describe the way blood smells or tastes, rather than lean on familiar descriptions of blood as “crimson red” or “scarlet.” You may describe blood as “bitter and metallic” or “wet, red rivets that pooled around my sneakers.”
  4. Image titled Make a Horror Film Step 9

    4

    Avoid common horror cliches. You should try to avoid falling into common cliches as you write, especially when you are writing horror. Psychological horror is full of common cliches, or situations that have become so familiar they lose all meaning. A house that is alive, a woman on the verge of a nervous breakdown or a family with a deep, dark secret in the attic are all familiar story lines in horror that have been done before. You should try to avoid cliche scenarios and descriptions, striving instead for a story that feels specific and unique to your point of view.
    [9]

    • One way to avoid these cliches is to take a situation that is familiar and making it personal to you and your perspective as a writer. Maybe you add a twist to a cliche story line, such as a family with a deep, dark secret that is revealed at the very beginning of the story, leaving the characters to deal with the aftermath in the present. Or perhaps you make your «woman on the verge of a nervous breakdown» specific to your experience of anxiety or a friend’s experience of trauma so the story feels more specific and nuanced.
  5. Image titled Make a Horror Film Step 16

    5

    Build up to an unsettling ending. Your horror story should include an ending that feels disturbing or slightly off. You may include a twist in your ending or build up to an intense image that leaves the reader unsettled. Having a strong, disturbing ending can leave your reader perfectly creeped out, an ideal landing point for your horror story.[10]

    • You may decide to make a plot outline for your story to help you build up to a disturbing ending. You can use a plot diagram or the snowflake method to create the plot outline.
    • For example, you may have a main character who does not realize she had a psychic break until the very end of the story. The big, unsettling twist may be that your main character finally realizes that all of her visions were made up in her head.
  6. Advertisement

  1. Image titled Make Writing a Will Easy Step 31

    1

    Read your first draft out loud. Once you have a first draft, you should polish it so it becomes stronger. Read your first draft out loud from beginning to end. Listen to how each sentence flows into one another. Notice if there are certain passages that are confusing or unclear. Pay attention to any moments in the story that feel disturbing to you.[11]

    • You may underline or mark any sections that need to be reworked or revised. You may also highlight any sentences that seem to work for you, as you can then try to figure out how other areas can work just as well.
  2. Image titled Make Writing a Will Easy Step 28

    2

    Share your first draft with others. You should find one or two sympathetic readers to look over your first draft. You may read the story out loud to them or give them a copy that they can then read on their own. You may then ask your readers for feedback on your story.[12]

    • Be willing to accept constructive feedback from others. Getting your story critiqued by attentive readers can make it that much stronger.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 13

    3

    Revise your draft. Once you have received feedback on your story, you should take the time to revise it. You may work sentence by sentence or work on passages that need the most work first, followed by passages that need a medium or minimal amount of revising.[13]

    • Once you have revised your story, you may show it to your readers again to determine if you are that much closer to a finished draft.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I come up with a good intro for my psychological story?

    Community Answer

    Normally, horror stories will start one of two ways: either something bad happens to a minor character, and it somehow leads to the main character(s) being dragged into the ordeal; or the main character(s) are introduced first, and then small things start going wrong. This usually continues until they decide to do something about it. I would pick one of those ideas for inspiration!

  • Question

    How do I add tension in the story?

    Community Answer

    Silences. Your story doesn’t have to be a perpetual state of «stuff happening.» Isolation would be taking this to the extreme, but just letting things simmer and getting into the head of a POV character if you have one really adds to the gravity of the situation.

  • Question

    Is it necessary to give a title to a story?

    Kewlio04

    Kewlio04

    Community Answer

    Not necessarily, and definitely not at the beginning of the writing process. If you’re still writing a story, you don’t need a title yet, but looking into one after you’re done writing it would be helpful. That being said, you can pick a title at anytime during the writing process!

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 70,399 times.

Did this article help you?


Download Article


Download Article

  • Planning
  • |

  • Drafting
  • |

  • Polishing
  • |

  • Video
  • |

  • Q&A

As a genre, psychological horror is designed to terrify you, without all the typical blood and gore you might find in classic horror stories. Psychological horror focuses on the inner conflict of your main character, rather than on an external monster or creature.[1]
You can create your own psychological horror story by coming up with a compelling story idea, and by focusing on creating a mood of terror and foreboding in the story. You should then take the time to polish your psychological horror story so it is as terrifying and disturbing as possible.

  1. Image titled Make a Horror Film Step 8

    1

    Brainstorm story ideas. To write a good psychological horror story, you need to dig deep and write about something that you find terrifying or disturbing. Ask yourself, What scares me the most? What moment or moments in my life made me feel disturbed or unsettled? You may then end up using your most terrifying thoughts or experiences as inspiration for your story.[2]

    • For example, maybe you have an intense fear of losing your grip on reality and hurting someone close to you. You may then use this fear as inspiration for your story about a character who loses their sense of reality and spirals out of control.
  2. Image titled Survive a Hurricane Step 13

    2

    Create a compelling main character. Your horror story will be much stronger if you have a main character that seems unique and compelling. Your main character should also be flawed and have a distinct personality on the page. Having a compelling main character will keep your reader engaged.[3]

    • Your main character may have an internal flaw, like a struggle with self-esteem or jealous around others. The character may also have difficulty with an external flaw, like a physical ailment or a physical trait they find unattractive.
    • For example, your main character may be a young girl who is struggling with puberty. She may struggle to make friends in high school and relate to other girls her age because she is seen as a freak or a weirdo. She may have a preference for disturbing stories of the insane and the mad.

    Advertisement

  3. Image titled Make a Horror Film Step 15

    3

    Determine the psychological element of your story. Your story should focus on horror that is psychological, rather than gory or bloody. Though there can still be blood in your horror story, of course. You may include psychological elements like madness, mania, mental illness, or a personal life crisis that leads to a psychic break. You may then gift your main character with one of these psychological elements and write about their experiences dealing with a disturbed psyche.[4]

    • For example, perhaps your main character is triggered by an intense moment with a bully at school. She may then start to lose her sense of reality. She may make choices or decisions that she would not make otherwise if she were not in a disturbed state of mind.
  4. Image titled Be a Spy at School Step 10

    4

    Read examples of psychological horror. To get a better sense of the genre, you may read popular examples of psychological horror. You may look for these texts online or at your local library. You may read several examples, including:[5]

    • House of Leaves by Mark Z. Danielewski.
    • We Have Always Lived in the Castle by Shirley Jackson.
    • It by Stephen King.
    • The Yellow Wallpaper by Charlotte Perkins Gilman.
    • Rebecca by Daphne du Maurier.
  5. Advertisement

  1. Image titled Make a Horror Film Step 3

    1

    Create a mood of terror and foreboding. Psychological horror focuses more on the inner workings of your main character rather than external forces like a monster or creature in the woods. To keep your story engaging, you should try to create an unsettling atmosphere or mood. Add in elements to your story that create a sense of foreboding, where the reader feels something bad or twisted is waiting just around the corner.[6]

    • You can create a terrifying atmosphere by including details that feel slightly off or unsettling to the reader. Twist what seems normal into something disturbing and surreal. Add a dash of horror to even the most everyday experiences and events.
    • For example, you may add a strange twist to your main character’s day at high school where her experiences seem a little unsettling or off. Maybe she opens her locker to find a pile of someone else’s hair or perhaps she looks out the window in class to see a girl who looks just like her across the street.
  2. Image titled Avoid Sharks While Surfing Step 14

    2

    Let bad things happen to your characters. A big element in horror stories is that bad things happen to good people, often over and over again. You should be willing to let bad or evil things happen to your characters, especially your main character, in your story. This will add to the stakes of the story and make the reader sympathize with your main character.[7]

    • You may try to set up your character to experience terror or horror in their life in degrees, starting with a small thing that goes bad and working up to a larger thing that goes terribly wrong. You may also have other characters around your main character experience bad things, creating a general sense of drama in your story.
    • For example, you may have a main character who makes poor decisions due to her disturbed state of mind. She may become violent or lash out at others, leading to bad things happening to those closest to her.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 11

    3

    Include sensory details. You should do your best to avoid cliches in your writing and come up with unique details and descriptions. One way to do this is to focus on the five senses in every scene or moment of your story, describing how something feels, sounds, tastes, smells, and looks to your characters. Using sensory details in your writing can also make the more disturbing moments of your psychological horror story come alive and feel real to your reader.[8]

    • For example, you may describe a character’s experience of a manic episode as “feeling like the world was split in two and I was on the side of darkness and confusion.”
    • You may also try to describe the way blood smells or tastes, rather than lean on familiar descriptions of blood as “crimson red” or “scarlet.” You may describe blood as “bitter and metallic” or “wet, red rivets that pooled around my sneakers.”
  4. Image titled Make a Horror Film Step 9

    4

    Avoid common horror cliches. You should try to avoid falling into common cliches as you write, especially when you are writing horror. Psychological horror is full of common cliches, or situations that have become so familiar they lose all meaning. A house that is alive, a woman on the verge of a nervous breakdown or a family with a deep, dark secret in the attic are all familiar story lines in horror that have been done before. You should try to avoid cliche scenarios and descriptions, striving instead for a story that feels specific and unique to your point of view.
    [9]

    • One way to avoid these cliches is to take a situation that is familiar and making it personal to you and your perspective as a writer. Maybe you add a twist to a cliche story line, such as a family with a deep, dark secret that is revealed at the very beginning of the story, leaving the characters to deal with the aftermath in the present. Or perhaps you make your «woman on the verge of a nervous breakdown» specific to your experience of anxiety or a friend’s experience of trauma so the story feels more specific and nuanced.
  5. Image titled Make a Horror Film Step 16

    5

    Build up to an unsettling ending. Your horror story should include an ending that feels disturbing or slightly off. You may include a twist in your ending or build up to an intense image that leaves the reader unsettled. Having a strong, disturbing ending can leave your reader perfectly creeped out, an ideal landing point for your horror story.[10]

    • You may decide to make a plot outline for your story to help you build up to a disturbing ending. You can use a plot diagram or the snowflake method to create the plot outline.
    • For example, you may have a main character who does not realize she had a psychic break until the very end of the story. The big, unsettling twist may be that your main character finally realizes that all of her visions were made up in her head.
  6. Advertisement

  1. Image titled Make Writing a Will Easy Step 31

    1

    Read your first draft out loud. Once you have a first draft, you should polish it so it becomes stronger. Read your first draft out loud from beginning to end. Listen to how each sentence flows into one another. Notice if there are certain passages that are confusing or unclear. Pay attention to any moments in the story that feel disturbing to you.[11]

    • You may underline or mark any sections that need to be reworked or revised. You may also highlight any sentences that seem to work for you, as you can then try to figure out how other areas can work just as well.
  2. Image titled Make Writing a Will Easy Step 28

    2

    Share your first draft with others. You should find one or two sympathetic readers to look over your first draft. You may read the story out loud to them or give them a copy that they can then read on their own. You may then ask your readers for feedback on your story.[12]

    • Be willing to accept constructive feedback from others. Getting your story critiqued by attentive readers can make it that much stronger.
  3. Image titled Make a Horror Film Step 13

    3

    Revise your draft. Once you have received feedback on your story, you should take the time to revise it. You may work sentence by sentence or work on passages that need the most work first, followed by passages that need a medium or minimal amount of revising.[13]

    • Once you have revised your story, you may show it to your readers again to determine if you are that much closer to a finished draft.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I come up with a good intro for my psychological story?

    Community Answer

    Normally, horror stories will start one of two ways: either something bad happens to a minor character, and it somehow leads to the main character(s) being dragged into the ordeal; or the main character(s) are introduced first, and then small things start going wrong. This usually continues until they decide to do something about it. I would pick one of those ideas for inspiration!

  • Question

    How do I add tension in the story?

    Community Answer

    Silences. Your story doesn’t have to be a perpetual state of «stuff happening.» Isolation would be taking this to the extreme, but just letting things simmer and getting into the head of a POV character if you have one really adds to the gravity of the situation.

  • Question

    Is it necessary to give a title to a story?

    Kewlio04

    Kewlio04

    Community Answer

    Not necessarily, and definitely not at the beginning of the writing process. If you’re still writing a story, you don’t need a title yet, but looking into one after you’re done writing it would be helpful. That being said, you can pick a title at anytime during the writing process!

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

Thanks for submitting a tip for review!

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 70,399 times.

Did this article help you?

Как написать драму книгу

Если вы постоянный читатель нашего блога, то наверняка заметили: мы часто пишем о том, как писать. Статьи, заметки и даже книги. Мы вовсе не призываем вас в секту «анонимных авторов». Просто хотим сказать: создание текста отлично развивает. Это такой бесплатный и эффективный тренинг по саморазвитию, где ещё прилагаются бонусы — вы находите свой стиль, тренируете слог и получаете бесплатный роман в придачу.

Для тех, кто очень хочет, но пока не решился, составили советы о том, как написать свою первую историю: рассказ, зарисовку или роман. Держите 12 советов, которые вдохновят вас на творчество и покажут, что писательство — это необыкновенно интересно.


«Создавая бестселлер»

Главная идея

Самый частый вопрос, который задает себе начинающий или размышляющий писатель: «О чем писать?». Если вы молоды, то у вас мало опыта.

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает ваша история или которая в ней предполагается. Часто она проступает в результате того изменения, которое происходит с персонажами из-за основного конфликта. Вот несколько вопросов, которые помогут вам определиться с главной идеей.

  • Что вы хотите, чтобы читатель понял по прочтении книги?
  • Зачем вы пишете книгу?
  • Что вы хотите сказать?
  • Какой общий вывод от прочитанного вы хотите внушить читателям?

Не паникуйте: возможно, вы сможете ответить на эти вопросы не сразу. Или даже, когда позади уже будет не один черновик. Лучше всего в читателе отзываются идеи, не наложенные сверху на произведение, а исходящие как бы изнутри. Продолжайте поиски, пока будете писать.

Примеры главной идеи

Вся главная идея должна сходиться в одно утверждение. Вот несколько примеров того, как может выглядеть это утверждение.

  • Духовный путь полон препятствий, но если человеком движет самоотверженная страсть, он сможет измениться настолько, чтобы побороть боль и снова полюбить (Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби»)
  • Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Твой дом там, где твое сердце (Билли Леттс «Там, где сердце»)


Кадр из фильма «Ешь, молись, люби», снятого по книге Элизабет Гилберт. Источник

  • Преданность семье ведет на путь преступлений (Марио Пьюзо «Крестный отец»)
  • Люди, оставленные справляться собственными силами, как правило, естественным образом обращаются к жестокости, дикости и варварству (Уильям Голдинг. «Повелитель мух»)
  • Совесть, любовь и верность важнее, чем социальное положение, богатство и успех (Чарльз Диккенс «Большие надежды»)

Если вы уже осознали свою главную идею, запишите ее одним предложением в виде утверждения. Это то, что вы пытаетесь доказать своей историей.

План на основе подсчета страниц

Размышляете о том, какой талмуд вам нужно написать? Неофициальное исследование экспертного журнала Publisher’s Weekly, установило, что приблизительная длина романа колеблется между 250 и 300 страницами (60 000–90 000 слов).


В легендарном романе Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» около 300 страниц. Источник

Конечно, в зависимости от жанра имеются исключения. Исторический роман или научно-фантастическая сага могут занять и более 500 страниц. Справившись с этой сметой, вы легко определите длину вашей истории.

Начало

Итак, вы сели за роман. Начало произведения служит следующим целям.

  • Вы договариваетесь с читателем, о чем будет, а о чем не будет ваша история.
  • Даете представление о времени и месте действия.
  • Развиваете драматическое действие и лежащий в его основе конфликт.
  • Знакомите читателя с протагонистом и другими персонажами, показываете, кто они, их характер и роль в истории.
  • Показываете ближнюю цель героя и даете намек на его дальнюю цель.
  • Знакомите в общем виде с главной идеей произведения.

Кто такой протагонист

Персонаж, на которого действие произведения оказывает наибольшее влияние, — это протагонист. Иными словами, это главный герой.


Главная героиня романа «Гордость и предубеждение» — Элизабет Беннет. Источник

Его эмоциональное развитие, то, как он переживает события, испытания, взлеты и падения, составляют основу книги. Вы можете даже составить эмоциональный профиль героя. Вот, к примеру, профиль героини из романа «Причуда» .

  • Эмоциональный профиль героини
  • Имя: Рэй.
  • Недостатки: подозрительна, возбудима, предубеждения, на краю.
  • Страхи: сходит с ума, убивает себя.
  • Сила: непоколебимость, дисциплина, упрямство, воля.
  • Ненависть: быть испуганной.
  • Любовь: внучка, работа с деревом.
  • Мечта: быть нормальной.
  • Тайна: на секунду ей показалось, что она может убить ребенка.

Попробуйте сделать такую табличку для своего персонажа.

Антагонист

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста — персонажа, который противодействует главному герою.


Главный антагонист в романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» — лорд Волан-де-Моорт. Источник

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

  • Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.
  • Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.
  • Общество: религия, правительство, обычаи.
  • Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.
  • Бог: мистические представления.
  • Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

Драма или нет?

Чтобы каждый эпизод вызывал в читателе чувство предвосхищения, ожидания и стремления, внимательно присмотритесь к ним: драматические они или пассивные.


Китти из фильма «Анна Каренина», снятого по роману Льва Толстого. Источник

  • Если протагонист не контролирует ситуацию, мы начинаем сомневаться в исходе дела. И это добавляет драматизма.
  • Если кто-то другой одерживает верх, мы не знаем, чем это в итоге закончится. «Получит герой то, чего он хочет, или нет?» Этот вопрос подогревает ощущение драмы, и читатель старается поскорее узнать, как все разрешится.

Но пассивное действие также важно: пусть и в малых дозах. Оно показывает внутреннюю реакцию персонажа на внешние события, замедляет ход истории, добавляет немного непринужденности, показывает, каков герой, когда он не в стрессе, открывает нашему взору его внутреннюю жизнь, дает ему шанс придумать новый план действий, а читателю — возможность передохнуть.


Кадр из самого мистического сериала «Твин Пикс». Источник

Вот некоторые примеры пассивного действия:

  • два персонажа смотрят на витрины и болтают;
  • персонаж показан в ситуации превосходства;
  • два персонажа идут по пляжу;
  • персонаж готовит завтрак и садится за стол.

Эпизоды пассивного действия можно назвать созерцательными. Их лучше располагать между драматическими. Если пассивного действия слишком много, история начнет буксовать и вы рискуете потерять внимание читателя.

Как создать конфликт

В жизни мы любым способом пытаемся избежать конфликта. Но в случае с написанием историй всё обстоит иначе.


У Шерлока Холмса было много недоброжелателей и неприятностей. Его истории до сих пор не утратили остроту. Источник

Чтобы показать конфликт в действии, опишите реакцию главного героя. Но не с помощью пересказ или внутреннего монолога, а посредством действий и реакций персонажа. Вот всего несколько подсказок.

  • Сделайте так, что тому, что или кого любит ваш протагонист, угрожает опасность. Это заставит героя принять решение и действовать. Повысьте ставки и сделайте угрозу в следующем эпизоде большей, чтобы конфликт рос.
  • Заставьте ваших героев хорошенько побегать. Поместите протагониста в самую гущу того, что он ненавидит, и покажите, какие он примет решения, чтобы избежать этой ситуации, выйти из нее или изменить ее.
  • Покажите, как главный герой выходит на передний план вопреки своему самому большому страху.
  • Сообщите читателю, какая главная мечта у вашего протагониста, а потом покажите, как его пороки не дают ему достичь этой мечты.

Флешбэки

Флешбэки — это когда история движется-движется и внезапно переключается на моменты из прошлого героя. Почти 20 лет назад Майкл Ондатже построил нелинейную структуру в своем «Английском пациенте». История, рассказываемая несколькими персонажами, движется то вперед, то назад во времени.


Кадр из фильма «Английский пациент». Источник

Зачем нужны флешбэки? Чтобы лучше понять персонажей, узнать важные подробности или предысторию героя. Вот несколько советов, как делать удачные флешбеки.

  • Не используйте их слишком много: чем меньше, тем лучше.
  • Постройте сюжет для флешбэка, пусть в нем будет конфликт и напряжение. (Флешбэк должен быть мини-историей внутри большой истории.)
  • Возвращайтесь в прошлое, только если оно имеет непосредственное влияние на настоящее.
  • Прежде чем обращаться к флешбэку, заложите для читателя надежный фундамент в самом начале основной истории: кто есть кто, где, когда и почему.
  • Прежде чем нырнуть в предысторию, дайте читателю какую-нибудь неповторимую, запоминающуюся подробность. Возвращаясь в настоящее, снова упомяните эту деталь. Так читатель будет понимать, где вы отправили его в предысторию и где вернули обратно.
  • Ясно укажите дату или время, в которое вы возвращаетесь. И укажите настоящее время, когда вы вышли из флешбэка.
  • Если вы чувствуете, что вам просто необходим флешбэк, дотерпите до середины. К этому времени читатель уже свыкнется с основной линией, и ему будет не так дискомфортно перемещаться туда-сюда во времени.

Больше драматизма!

Если вы любите своего протагониста, то у будете испытывать соблазн облегчить его судьбу: с помощью ли успеха, завоевания любимой или раскрытия тайны.

Чувствуете, что вашим эпизодам не хватает драматизма? Вот несколько идей, как его добавить.

  • Призовите на помощь антагонистов. Пусть:

— друзья, семья и сотрудники подогревают конфликт;

— герой сталкивается со стихийными бедствиями;

— ему мешает физическая неспособность что-нибудь сделать;

— на пути стоят правила, установленные религией, правительством или обычаем;

— по дороге на важное событие у героя ломается машина;

— протагонист борется со страхами, суевериями и пороками;

— ему попросту не хватает времени;

  • Поставьте в середине книги предзнаменования, которые повысят общее напряжение, конфликт и тревожность вашего сюжета.
  • Пропишите в подробностях реакцию героя на препятствия — так вы сможете более глубоко раскрыть его эмоциональное развитие.
  • Запутывайте героя и разрушайте ожидания читателя. Допустим, персонаж (или читатель) считает, что он установил личность убийцы. Герой идет сразиться с этим мерзавцем — и внезапно наталкивается на его труп.


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“», снятого по роману Агаты Кристи. Источник

  • Не раскрывайте все сразу. Оставляйте намеки и сплетайте сеть подробностей, которые еще предстоит узнать. Подкармливайте тревогу, связанную с неизвестностью. Любопытство, желание узнать ответы на все поставленные «почему» и «как» будут затягивать вашего читателя все глубже и глубже в историю.
  • Добавьте второстепенную сюжетную линию, которая будет связывать и поддерживать главную, придаст разнообразия и усложненности.

Не надо клише

Литература полна клише — это то, что повторялось так часто, что стало обычным. Призываем вас не использовать клише, стереотипы или банальные подробности. Фразы вроде «женщина удивительной судьбы», «герой не ее романа», «чуткая душа» вызывают раздражение и не цепляют. Вместо этого подыщите правильные, точные, нужные именно вам детали. Опишите обстановку дома, прическу, одежду, украшение или книги, которые любит герой. Старайтесь, чтобы они были оригинальными и аутентичными.

Продуманные детали

Есть одна хитрость, которая поможет написать эпизоды середины романа: придумайте сюжетную линию, которая включает описание какого-то уникального занятия, дела или обстановки. Читателям нравится узнавать новое в процессе чтения.


Кадр из фильма «Правила виноделов», снятого по книге Джона Ирвинга. Источник

  • К примеру, многие эпизоды в середине книги «Тайная жизнь пчел» Сью Монк Кидд включают в себя технологии пчеловодства. Читатель много узнает о меде и пчелах. В то же время глубже понимает персонажей.
  • Книга Джона Ирвинга «Правила виноделов» рассказывает о том, как собирать яблоки и делать сидр.
  • А действие романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» повествует о врачебной практике.

Мы знаем, что начать писать нелегко. Но этого того стоит. Вы удивитесь, какой драйв можно испытать, когда герои начинают жить, дышать, сами совершать поступки — кажется, что вы тут даже не при чем. Вступите в клуб великих романистов и, возможно, ваша книга станет настоящим бестселлером.

Источник статьи: http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/09/19/ya-sochinyayu-roman-kak-napisat-istoriyu-kotoraya-sidit-u-vas-v-golove/


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Триллер призван держать читателя в напряжении. В отличие от детективов, триллеры повествуют о предотвращении преступления до его совершения. Они должны шокировать, интриговать и томить читателя в неопределенности от начала и до конца.

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 1

    1

    Выберите вид триллера. Существует несколько разновидностей данного жанра. Выбор одной из них поможет вам определить сюжет истории. Вот наиболее распространенные виды триллеров:[1]

    • Психологический триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на психологических мотивах персонажей произведения. Как правило, в психологических триллерах есть главный герой, который психически неуравновешен (что может быть вызвано проблемами в семье, смертью родственника и прочим).
    • Детективный триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на решении загадки/тайны в быстро развивающейся, интенсивной среде (кража, убийство, самоубийство).
    • Научно-фантастический триллер. В этом виде триллера используют много тем и идей из жанра научной фантастики (например, мутация, зомби, монстры и прочее).
    • Шпионский триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на шпионах и шпионаже (например, убийство по найму, уничтожение, похищение и прочее).
    • Военный триллер. Этот вид триллера основан на войнах, как реальных, так и вымышленных (например, войны, ядерные снаряды, хакерство и прочее).
  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 2

    2

    Проведите мозговой штурм, чтобы найти идею для истории. Хороший триллер исходит из отличной идеи. Большинство триллеров строятся вокруг главного героя, который становится жертвой другого персонажа или должен ему противостоять. Сядьте и набросайте идеи согласно вашему видению развития сюжета. [2]

    • Например, у вас может быть идея о смерти и возрождении, где персонаж приближается к смерти, а потом вновь заявляет о себе. Или это может быть история о герое, который предотвращает преступление.
    • Еще один вариант: история, где персонаж предотвращает катастрофу и улучшает общество, решив проблему или найдя выход из затруднительного положения.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 3

    3

    Развивайте увлекательных персонажей. В хорошем триллере также присутствуют интересные, привлекательные персонажи, которые продвигают историю. Ваш главный герой должен быть целостной личностью и иметь подробную легенду, которая является историей персонажа или его прошлым. Не используйте шаблонных персонажей в своей работе, так как это может сделать историю пресной и предсказуемой для читателя. [3]

    • Не используйте банальных героев, которые часто встречаются в триллерах, например, черствый детектив, холодный и консервативный агент ФСБ или нетерпеливый молодой репортер. Сделайте героев более целостными и уникальными.
    • Например, главным героем может быть слепой детектив, который повсюду ездит со служебной собакой, или агент ФСБ с сомнительным прошлым, который стремится распутать трудное дело. Подумайте о различных чертах и качествах, которыми вы можете наделить персонажей, чтобы сделать их уникальными и небанальными.
  4. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 4

    4

    Читайте примеры триллеров. Чтобы лучше понять жанр, читайте примеры. Старайтесь выбирать различные виды триллеров, чтобы получить представление о том, что публикуется. Можно прочитать:[4]

    • «Молчание ягнят», Томас Харрис;
    • «Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссон;
    • «Ребекка», Дафна Дюморье;
    • «Талантливый мистер Рипли», Патриция Хайсмит;
    • «Призрак дома на холме», Ширли Джексон.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 5

    1

    Разбейте сюжет на части. Чтобы значительно упростить себе работу, разбейте сюжет. Для этого используйте сюжетную схему, убедившись, что вы не теряете интригу и ввели в историю конфликт. Сюжетная схема включает в себя экспозицию (пролог), завязку, кульминацию, развязку и послесловие (эпилог).

    • Для разбивки сюжета можно также использовать метод снежинки. Он состоит из краткого описания в одно предложение, синопсиса длиной в один абзац и таблицы сцен.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Позаботьтесь о том, чтобы ваш триллер был хорошо продуманным, с тем чтобы зацепить внимание читателя. Автор Люси Хей говорит: «Напряженность и таинственность — важные составляющие любого триллера. Должно произойти нечто грандиозное, что приведет к ошеломительному финалу».

  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 6

    2

    Начните с грохотом. Начните триллер сразу со сцены действия. Таким образом, вы мгновенно вовлечете читателя в сюжет и заверите его, что его ждут острые ощущения. Покажите преступление или опишите главного героя в центре затруднительного положения или основной проблемы.[5]

    • Не включайте предысторию или пролог на первые страницы истории. Это можно сделать позже. Начните с наиболее интересного или захватывающего момента.
    • Например, можно начать триллер с описания того, как убийца гонится за жертвой. Таким образом, читатель сразу же погрузится в мир истории.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 7

    3

    Не понижайте планку. По мере течения истории убедитесь, что интрига ни на минуту не угасает ни для главного героя, ни для читателя. Для этого ставьте главного персонажа в сложные или рискованные ситуации. Не прекращайте конфликт между действующими лицами. Создавайте препятствия на пути у героя, распутывающего преступление или идущего к своей цели. Сделайте жизнь главного героя полной трудностей или проблем.[6]

    • К примеру, в вашем триллере молодой, амбициозный агент ФСБ хочет распутать сложное дело. Сделайте так, чтобы ему было непросто достичь своей цели (сгорели улики или пропал свидетель).
  4. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 8

    4

    Не останавливайте действие. Не включайте какую-либо ненужную информацию или информацию, которая не продвигает сюжет. Убедитесь, что действие непрерывно продолжается, а темп всегда остается высоким. В идеальном триллере действие скомпоновано, а главный фокус направлен на сюжет, а не на что-либо еще.[7]

    • Например, вместо того, чтобы добавлять длинные разделы с предысторией главного героя, сконцентрируйтесь на его передвижении от сцены к сцене. Введите предысторию в сцену, когда это будет необходимо, и постоянно продвигайте сюжет.
  5. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 9

    5

    Подбирайтесь к волнующей кульминации. В большинстве хороших триллеров есть волнующая кульминация, зачастую находящаяся на трех четвертых пути от истории. Кульминация — это момент, когда ставки наиболее высоки и сюжет находится на пике интриги и напряжения. Например, главный герой противостоит антагонисту. Протагонист может решить главную проблему или вопрос в истории или прийти к осознанию, что его взгляд на мир изменился.

    • К примеру, в кульминации может наступить момент, когда главный герой разоблачает убийцу, или когда он находит решение главной проблемы или вопроса в истории.
  6. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 10

    6

    Закончите на высокой ноте. Завершите историю на высокой, напряженной ноте. Вместо того, чтобы раскрывать все карты, сконцентрируйтесь на том, чтобы финальная сцена оставила читателя в догадках. Покажите в последней сцене, как главный герой совершает судьбоносное действие. Или заставьте его в конце осознать, что он изменил или сместил ход истории.[8]

    • Например, у вас в конце может быть продолжительная, тщательно проработанная погоня всего лишь с одной финальной сценой между агентом ФСБ и убийцей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 11

    1

    Перечитайте первый черновик. Как только вы закончите работу, перечитайте первый черновик. Прочитайте его вслух. Обратите внимание, насколько быстро и эффективно разворачивается сюжет. Проверьте, нет ли в нем каких-либо пробелов. Поищите любые моменты, где вы можете улучшить (или, наоборот, ухудшить) своих персонажей или сделать их глубже.

  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 12

    2

    Покажите черновик другим людям. Вы также можете получить от них отзыв, чтобы улучшить свою работу. Покажите черновик членам писательской группы или своему наставнику. Запишитесь в школу писательского мастерства и обсудите там свою предварительную работу.

    • Черновик также можно показать друзьям или семье, чтобы узнать их мнение и получить совет. Будьте открыты для конструктивной критики, так как это зачастую делает работу сильнее.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 13

    3

    Пересмотрите черновик на вопросы действия, интриги и сюжета. Как только вы получите отзывы на черновик, пересмотрите в нем действие, интригу и сюжет. Спросите себя: эта сцена максимально вызывает напряжение? Достаточно ли действия в целом? Звучит ли сюжет логично и держит ли он читателей в напряжении?[9]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 21 051 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как написать драму

Думали ли вы о том, чтобы снять собственный фильм? Конечно, любой человек когда-нибудь мечтал об этом. Тогда вы наверняка знаете, что любому фильму необходим сценарий. Чтобы написать сценарий, нужно знать некоторые особенности создания драматического произведения, предназначенного для экранизации.

Хочется увидеть свое имя на афише?

Вам понадобится

  • интернет,
  • книги по теме вашего сценария,
  • ручка,
  • бумага,
  • компьютер.

Инструкция

Кто ваш герой? Героя вы сможете выбрать, когда поймете, на какую тему вы хотите писать драму и какой является основная движущая идея будущей истории. Например, ваша тема — война. Идея — человеческие отношения важнее политических убеждений. Следовательно вам нужен герой, который своими действиями эту идею будет утверждать. Скорее всего, ему нужно быть военным (пусть его зовут Джек). Также вам потребуется второй герой, который будет действовать так, чтобы заставить героя и зрителей думать иначе. Все его поступки будут свидетельствовать об обратном — политическое господство одного народа над другим является единственной ценностью в мире. Назовем этого героя Боб. Естественно, эти два героя столкнутся в вашей истории и будут сражаться — это называется борьбой протагониста (Джека) и антагониста (Боба).

Джеку нравится военная форма, оружие... Но он слишком молодой и отчаянный, поэтому он и попадает в плен.,

Важно как можно больше знать о своих героях. Т.е. Бобу и Джеку нужны биографии. Необязательно включать рассказ об их жизнях в сценарий, но понимать, что за люди действуют в вашем фильме вы должны. Затем можете приступать к сочинению самой истории. Вы сразу увидите, как новые сцены начнут добавляться сами собой. Все потому, что биография дает новые мотивации, новые психологические черты, раскрывает личности героев. А это значит, что герои начнут «действовать», исходя их психологических портретов, которые вы им создадите. Поэтому хорошенько поработайте над предысториями своих персонажей.

Все попытки Джека прикинуться «бывалым» на войне просто смешат Боба. Он многое повидал.

Сосредоточьтесь на классической структуре драмы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Все это знакомые термины еще с уроков литературы в школе. Когда напишете 2-3 истории в классической форме, можно будет заняться экспериментами, а пока оттачивайте ремесло. Примером для нашей истории может быть следующий разворот событий. Джек приезжает на место службы, он молод и ему интересно эта его новая «мужская жизнь». Так получается, что Джека и еще нескольких новичков сразу бросают на боевое задание. Они попадают в плен. Офицер армии противника Боб допрашивает пленников. Они с Джеком знакомятся, и между ними начинает развиваться задуманная вами идея: Джек должен каким-то чудесным образом убедить закоренелого вояку Боба, что в своей теории превосходства одного народа над другим он глубоко заблуждается. Конечно, это не будут долгие разговоры у костра. Боб и Джек попадут в миллион переделок, выберутся из них, пару раз чуть не пристрелят друг друга, и только в финале выяснят… А что они выяснят — это уже ваша работа.

Написание драмы требует регулярное работы и погружения в материал.

Обратите внимание

Избегайте большого количества диалогов. Старайтесь любую мысль выразить через действия персонажей. Диалоги используйте как вспомогательное средство.

Полезный совет

Запомните ключевые понятия драмы. Событие — важное происшествие в жизни героя, коренным образом меняющее его жизненную ситуацию. Настоящих событий в фильме может быть от 5 до 7. Сцена — действие важное для героя, происходящее в определенном месте, в течение определенного периода времени. Эпизод — несколько сцен, объединенных общим смыслом, имеет свою кульминацию, ведет историю вперед.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать психологический рассказ
  • Как написать прошивку для attiny13
  • Как написать психологический портрет персонажа
  • Как написать прошение святой матроне московской
  • Как написать психологический портрет личности пример подростка