Как написать рапорт на подмену сменами

При сменном графике работы возникают ситуации, когда по семейным или иным обстоятельствам работнику необходимо перенести рабочий день. В таком случае допустима подмена смен между сотрудниками. Рассказываем, как написать заявление на замену смены с другим работником и как оформить перенос.

Обязательно ли писать заявление на подмену

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени предусматривает установление продолжительности рабочей недели, дня, время начала и окончания работы, перерывов для отдыха, чередование выходных дней.

Ст. 103 ТК РФ предусматривает установление сменного графика работы: в две, три или четыре бригады.

Режим работы устанавливают трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка. При неравномерном чередовании рабочих дней на предприятии ведут график, который доводят до сведения работников.

Возникают ситуации, когда сотруднику необходимо скорректировать график, и он договаривается с коллегой о подмене. На практике достаточно устной договоренности между коллегами и согласования руководителя. Юридически такой механизм недопустим, поскольку замена графика требует письменного оформления.

Для документального оформления необходимо написать заявление о подмене сменами с другим работником и согласовать его с руководством, а работодателю — оформить приказы на сотрудников.

Подмена предполагает для замещающего работника труд в выходной по правилам ст. 153 ТК РФ, а для подменного работника — день за свой счет или в счет отпуска.

Как правильно оформить

Вот как написать заявление, чтобы поменяться сменами с коллегой:

  • составляйте документ письменно от руки или на компьютере;
  • адресуйте просьбу непосредственному руководителю;
  • укажите просьбу о переносе рабочего дня;
  • укажите даты подмены;
  • напишите Ф.И.О. и должность сотрудника, с которым вы меняете дни;
  • поставьте дату и подпись.

До того, как написать заявление на подмену, согласуйте перенос с коллегой. На документе потребуется его виза с надписью «не возражаю» и подпись.

Документ передают на согласование руководителю.

Работодатель не обязан согласовать перенос, поскольку это право, а не обязанность. При согласовании замены необходимо учитывать запрет на работу в две смены подряд, режим учета рабочего времени и иные производственные моменты.

При согласовании работодателю необходимы документы:

  • от заменяемого сотрудника: заявление на предоставление дня без оплаты или в счет отпуска;
  • от замещающего сотрудника: письменное согласие на работу в выходной.

Работодатель издает приказ о привлечении работника к труду в выходной. Оплата за этот день производится в двойном размере по правилам ст. 153 ТК РФ. Вместо двойной оплаты разрешено предоставление выходного. Таким образом сотрудники меняются графиком. В табеле отмечают фактические дни работы сотрудников.

Образец заявления

Единого бланка законом не утверждено. Документ составляют в свободной форме или по утвержденному в организации шаблону.

Вот наш образец:

Обновлено: 03.03.2023

Главные темы месяца

Добрый день,
Работа сутки через трое, работник по семейным обстоятельствам уезжает в др. город и просит другого работника (по такой же должности из другой смены) поработать за него. Второй работник согласен. Как это оформлять?
Какое заявление пишит первый работник? Оснований для предоставления оплачиваемого отпуска на 1 день дежурства не имеется. Если давать неоплачиваемый то ведь первый отработает этот день за второго работника в какой-либо день дежурства второго.
И как документально оформлять второго о согласии работать за первого. Надо ли вообще оформлять приказы. может достаточно заявление первого и согласии на нем второго.

Цитата
Гость пишет:
Работа сутки через трое, работник по семейным обстоятельствам уезжает в др. город и просит другого работника (по такой же должности из другой смены) поработать за него. Второй работник согласен. Как это оформлять?

а если графика нет. согласен должен быть
в табеле ставим реально кто как выходил? по идеи привлекать ведь можем только по приказу в выходной день для второго работника, поэтому вопросы.

Тогда оформляйте работу в выходной день (с оплатой в одинарном размере и предоставлением другого дня отдыха).
Хотя график должен быть.

Цитата
Гость пишет:
Какое заявление пишит первый работник?

Вариант 1. Работник пишет заявление на отпуск без сохранения заработной платы на дни своей смены (сутки — это два календарных дня). Руководитель подразделения пишет докладную записку о необходимости привлечения второго работника (заранее известного) к работе в выходной день в целях замещения временно отсутствующего. Второй работник выражает свое согласие (либо на прямо на докладной, либо посредством написания заявления ) и на основании приказа директора о привлечении его к работе в выходной выходит работать за первого в свой выходной по графику и получает з а это двойную оплату. Когда второму понадобится день, он также может написать отпуск за свой счет, а первый за него отработает таким же образом (путем привлечения егок работев выходной) с двойной оплатой.
Вариант 2. Работник пишет заявление на отпуск без сохранения заработной платы на дни своей смены. Руководитель подразделения пишет докладную записку о необходимости привлечения второго работника к работе в выходной день в целях замещения временно отсутствующего. Второй работник выражает свое согласие (либо на прямо на докладной, либо посредством написания заявления ) и на основании приказа директора о привлечении его к работе в выходной выходит работать за первого в свой выходной по графику и получает за это оплату в одинарном размере , а в качестве компенсации берет дополнительный выходной , договорившись в первым работником, что тот за него отработает таким же образом (путем привлечения его к работе в выходной с двойной оплатой.
Утвержденный график работы (чередования смен/рабочих дней) работников менять нельзя. Он составлен в соответствии с нормой рабочего времени за учетный период для каждого работника и для учета рабочего времени, фактически отработанного по графику, применяется суммированный учет. С ним все работники должны были быть ознакомлены не позднее чем за месяц до его утверждения и ведения.

Порядок оформления замены сотрудника по графику зависит от того, насколько это срочно.

Перевести сотрудника на другой график работодатель может, только если успевает уведомить об этом за месяц до того как начнёт действовать новый график. То есть если о необходимости замены известно заранее, сменщика следует заранее предупредить об изменении и перевести на другой график.

Не стоит забывать, что график сменности является обязательным документом для обеих сторон трудового договора. Работодатель не вправе привлекать его к работе вне графика.

Таким образом, если до замены остаётся меньше месяца, оформить её необходимо как сверхурочную или работу в выходной. Оплачиваться такая работа должна соответственно.

Ранее сообщалось, что ненормированный рабочий день нельзя сделать удлинённым.

Формирование заявления на замещение во время отпуска необходимо в тех случаях, когда один из сотрудников изъявляет желание заменить коллегу в период его отдыха.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Что это такое замещение

Замещение на время отпуска подразумевает под собой временное исполнение работником функций другого сотрудника. При этом замещение возможно в двух вариантах:

Временный перевод обозначает, что работник освобождается от исполнения своих должностных функций и полностью сосредотачивается на обязанностях отсутствующего коллеги. При совмещении такого нет: человек выполняет работу отдыхающего сослуживца в качестве дополнительной нагрузки к своим обязанностям.

Кого можно замещать, условия замещения

Замещать можно любого работника предприятия, даже директора. Важным условием является соответствие квалификации, уровня образования, опыта работника к той должности, которую он претендует замещать.

Например, если речь идет о главном лице компании, то замещать его может только сотрудник, входящий в руководящий состав (главный бухгалтер, главный инженер, директор по персоналу, директор по общим вопросам и т.д.).

В отношении других сотрудников действует то же правило: маркетолога может замещать специалист маркетингового отдела, обладающий соответствующей профессиональной подготовкой, бухгалтера – работник отдела бухгалтерии, электрика – другой электрик и т.д.

На период замещения сотруднику предоставляется соответствующая оплата труда и все прочие условия, сопутствующие той должности, на которой он временно оказался.

При этом в законодательстве никаких указаний относительно доплаты нет – все отдается на откуп сторонам соглашения.

Для чего нужно писать заявление

Стремление к выполнению функций отсутствующего на рабочем месте человека вполне объяснимо – оно дает возможность дополнительного заработка. Кроме того, временно осуществляя обязанности своего коллеги, сотрудник имеет возможность продемонстрировать начальству какие-то новые навыки и умения, заслужить дополнительные бонусы.

Однако просто так приступить к исполнению трудовых задач другого лица нельзя – первым делом необходимо написать соответствующее заявление. Оно послужит свидетельством того, что работник замещает своего коллегу добровольно.
Устные договоренности, которые порой встречаются в организациях, неправомерны.

Устные договоренности, которые порой встречаются в организациях, неправомерны.

В случае возникновения разногласий и спорных ситуаций между работодателем и подчиненным именно заявление послужит доказательством того, что замещение происходило в рамках закона.

В случае возникновения разногласий и спорных ситуаций между работодателем и подчиненным именно заявление послужит доказательством того, что замещение происходило в рамках закона.

Может ли руководство принудить к замещению сотрудника на время отпуска

В соответствии с Трудовым кодексом РФ руководство организации не имеет права заставить подчиненного исполнять обязанности его коллеги на время отпуска.

По закону работники должны исполнять только те функции, которые прописаны в их трудовых договорах. Все остальные действия, влекущие за собой увеличение объема рабочих обязанностей, они могут осуществлять только при отдельном на это личном согласии, зафиксированном в письменном виде.

Можно ли отказаться от замещения до истечения его срока

Как сотрудник организации, так и директор, имеют право расторгнуть соглашение о замещении отсутствующего сотрудника до истечения его периода. Единственное, что для этого нужно сделать: за три дня поставить вторую сторону в известность о своих намерениях. При этом указывать причины такого решения строгой необходимости нет.

Особенности формирования заявления, общие моменты

В случае, если перед вами встала задача по составлению заявления на замещение коллеги на время его отпуска, а вы не знаете, как грамотно это сделать, прочитайте приведенные ниже советы и посмотрите пример – на его основе у вас без труда получиться сформировать собственный документ

Для начала – общая информация, которая имеет отношение ко всем подобного рода бумагам.

  1. На сегодня стандартного, унифицированного образца заявления на замещение нет, поэтому писать его разрешается в свободной форме. Также можно сделать его по типу разработанного и утвержденного внутри фирмы шаблона документа.
  2. Для заявления подойдет как обычный лист бумаги любого удобного формата (предпочтительно А4 или А5) или фирменный бланк (обычно, если такое требование устанавливается внутри предприятия). Заявление допускается набирать на компьютере, но с обязательным последующим распечатыванием, либо же писать собственноручно – в случае необходимости доказать его подлинность это сыграет свою роль.
  3. Бланк следует делать в двух одинаковых экземплярах, один из которых нужно передать работодателю, второй – оставить у себя, предварительно заручившись на нем отметкой о вручении копии представителю организации.
  4. По своему составу заявление должно отвечать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту содержать ряд определенных сведений. К последним можно отнести:
    • должность, ФИО руководителя;
    • наименование компании;
    • должность и ФИО работника;
    • должность и ФИО замещаемого работника;
    • период, на который это замещение происходит.

Остальную информацию можно вносить в зависимости от индивидуальных обстоятельств.

Бланк должен быть подписан заявителем – без его автографа он не обретет законного статуса и датирован.

Заявление на замещение во время отпуска

После составления заявления

После того, как работник напишет заявление на замещение коллеги на время отпуска, между ним и руководством организации составляется соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору.

В дальнейшем на основе заявления издается приказ от имени директора, в котором указывается наименование замещаемой должности, период замещения и все его условия, а также назначается ответственное лицо.

После выпуска данного приказа сотрудник может приступить к осуществлению трудовых обязанностей по замещению, а как срок замещения истечет, он обязан вернуться к исполнению только тех трудовых функций, которые прописаны в его трудовом договоре.

Заявление о смене графика рабочего времени — это документ, который составляется сотрудником, если он в силу каких-либо обстоятельств не может трудиться в привычном режиме, а работодатель готов пойти на компромисс. Как его составить и какие моменты нужно учесть, мы расскажем далее.

Что такое график рабочего времени и режим труда

Стоит начать с того, что график работы организации и режим работы сотрудника — это разные понятия.

График работы — это распределение рабочего времени и времени отдыха работников в течение определенного календарного периода. Документ под этим названием разрабатывается начальством с целью планирования деятельности работников и ведения учета отработанного ими времени. Его содержание доводится до сведения персонала за один месяц до введения графика в действие. Игнорирование положений документа чревато для сотрудников неприятностями.

Режим трудового времени может быть разным — варианты представлены в ст. 100 ТК РФ . Нужно отметить, что каждый наниматель вправе сам определять конкретные часы труда для своих работников.

Чаще всего сотрудники трудятся по пятидневке: посвящать труду им приходится 5 дней в неделю по 8 часов в день. При этом для отдыха им предоставляются 2 выходных дня. Еще один распространенный вариант — шестидневка. Он предполагает 6 рабочих дней в неделю и 1 выходной. При этом нормальная продолжительность трудового времени так же, как и при пятидневке, составляет не более 40 часов в неделю ( ст. 91 ТК РФ ). Говоря о графике работы на предприятии, в большинстве случаев подразумевается именно режим труда посменно.

Изменение режима труда по желанию сотрудника

У подчиненного по тем или иным причинам может возникнуть необходимость изменить режим труда. Для этого он может обратиться к начальнику с просьбой, оформленной в виде заявления. Оно подтверждает добровольное волеизъявление трудящегося на то, чтобы его рабочее время было изменено. В случае возникновения разногласий этот документ станет доказательством того, что руководство оформило процедуру без нарушений.

После рассмотрения заявления работодатель принимает решение и отвечает согласием либо отказом.

Наиболее частыми причинами для изменения графика являются:

  • смена места жительства, из-за чего сотруднику приходится тратить больше времени, чтобы добраться до работы;
  • болезнь родственника, за которым нужно ежедневно осуществлять уход, и т. д.

Чаще всего для нанимателя значение имеет не время присутствия человека на рабочем месте, а его производительность труда. Поэтому если работник может выполнить установленную ему норму за более короткое время, ответ начальника, скорее всего, будет положительный.

Как вариант, начальник может предложить сотруднику гибкий режим работы ( ст. 102 ТК РФ ), который для некоторых граждан может быть весьма удобным. При гибком графике смена не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях ее продолжительность может составлять до 12 часов.

Для того чтобы наниматель позволил подчиненному трудиться на новых условиях, сотрудник в свободной форме составляет заявление на изменение режима работы.

Шапка

В шапке документа фиксируются:

  • Ф.И.О. и должность руководителя организации;
  • название компании;
  • Ф.И.О. и должность сотрудника.

Текст документа

Под текстом заявления работник ставит личную подпись с расшифровкой и вносит дату заполнения.

Если начальник не против изменений, заявление визируется и направляется в отдел кадров и бухгалтерию. После этого с работником оформляется дополнительное соглашение с указанием нового рабочего времени.

Изменение трудового графика по инициативе начальника

График может меняться также и по инициативе работодателя.

К примеру, эта процедура может потребоваться, если предприятие переводится на круглосуточный режим работы, что требует введения новых смен. Что значит сменный график работы? Это график труда, согласно которому рабочее время сотрудника компании в разные дни может различаться ( ст. 103 ТК РФ ). На некоторых предприятиях сотрудники могут трудиться в 2, 3 или даже 4 смены.

За два месяца до нововведений необходимо известить персонал и профсоюз (при его наличии) об изменении рабочего графика во избежание претензий ( ст. 372 ТК РФ ). Сделать это можно с помощью коллективного уведомления, с которым каждый работник должен быть ознакомлен под подпись. Подчиненным, согласившимся трудиться на предложенных условиях, разъясняется новый график труда.

Работодатель издает соответствующий приказ. Если работник согласен, он либо ставит свою подпись в приказе с подтверждением согласия, либо пишет заявление на имя руководства. После этого в двух экземплярах оформляется дополнительное соглашение с новым графиком: один остается у начальника, второй — у рабочего.

Не каждого сотрудника устраивает посменная работа. Нельзя исключить вероятность того, что некоторые работники откажутся трудиться на непривычных для них условиях. В этом случае начальник должен в письменной форме предложить им подходящие имеющиеся на предприятии вакансии. Если работники согласятся на новые должности, следует документально оформить перевод. Опасаться им будет нечего — разрыв стажа при смене работы не произойдет. В случае отказа от предложенных вариантов несговорчивых сотрудников придется уволить по ст. 77 ТК РФ (отказ работника от дальнейшего труда в связи с изменениями условий трудового договора).

Читайте также:

      

  • Чем отличаются витамины от бадов кратко
  •   

  • Технологическая карта проекта в начальной школе 2 класс
  •   

  • Тема самообразования воспитателя детского сада в младшей группе исследовательская деятельность
  •   

  • 2 школа петрозаводск педагогический состав
  •   

  • Школьная олимпиада по биологии 11 класс какую функцию выполняет корневой волосок

Ежедневно сотни работников пишут служебные записки на имя руководителей.

Вообще, это своеобразный документ: ни в одном законе нет термина «служебная записка». В некоторых организациях писать их в принципе не принято. В других — служебные записки есть, но называют их по-своему: например, «докладные записки» или «рапорты».

Ничего не мешает компаниям самостоятельно определять, что они считают служебной запиской и как ее составлять. Например, ЦИК России в своей инструкции по делопроизводству пишет, что служебная, или докладная, записка — «это внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».

Несмотря на множество названий, у этих документов одна функция — в служебной записке работник организации информирует руководство о какой-то проблеме и, возможно, о способах ее решения, либо что-то объясняет.

Расскажу, для чего обычно составляют служебные записки, как это правильно сделать, а также приведу образцы на все случаи жизни.

Что такое служебная записка

Несмотря на то что служебная записка — это способ передачи информации от работника к руководителю, в трудовом кодексе прямых упоминаний о таком документе нет. Соответственно, и каких-либо строгих требований к составлению и оформлению служебных записок закон не устанавливает. Более того, он не обязывает сотрудника их писать, а руководителя — принимать потом какие-то меры.

При этом служебная записка позволяет реализовать право работника незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о ситуациях, когда необходимо срочное вмешательство последнего. Например, если есть угроза жизни и здоровья людей, либо что-то может повлиять на сохранность имущества работодателя, либо есть факты нарушения других прав, то уведомить об этом руководство — обязанность сотрудника, которая закреплена в статье 21 трудового кодекса.

Для чего составляют служебную записку

Служебная записка позволяет обмениваться служебной информацией. Объясню на примере.

Иван работает на предприятии и видит, что работу можно улучшить, — так компания будет зарабатывать больше денег, а сам сотрудник сможет претендовать на повышение зарплаты. Иван может просто рассказать о своих предложениях всем окружающим. Но когда дойдет до награждения, не факт, что о рационализаторе вспомнят и он попадет в число поощренных.

Чтобы подтвердить свое авторство идеи, Иван может написать служебную записку о том, как все улучшить.Тогда он сможет документально подтвердить, что все предложения принадлежат ему и его стоит за это поощрить.

Естественно, это не единственное, для чего нужны служебные записки. Кроме всего прочего, при помощи таких документов работник предприятия может:

  • наладить обмен информацией между сотрудниками или структурными подразделениями организации. Рядовые работники редко сталкиваются с такими проблемами, но если в компании сложная структура, много обособленных подразделений и самостоятельных руководителей, то они могут решать такие вопросы с помощью служебных записок;
  • запросить у коллег какую-то информацию, необходимую для работы;
  • сообщить руководству о проблемах на предприятии;
  • запросить дополнительные материалы и ресурсы;
  • просить поощрить коллег, которые хорошо работают, или наказать тех, кто трудится плохо;
  • предложить руководству способ решения сложной ситуации или конфликта.

Кто может написать служебную записку

Служебную записку может составить любой сотрудник. Никаких ограничений в зависимости от должности или подчиненности нет. Но существует несколько правил, которые прежде всего продиктованы здравым смыслом. Самая лучшая служебная записка — та, которую не нужно писать.

Например, трое друзей создали торговую компанию и работают в ней же. Они хорошо знают друг друга, а все проблемы решают за чашкой чая, причем иногда даже в нерабочее время. Все, что делает кампания, им хорошо знакомо, потому что они одновременно и руководители, и исполнители. В этом случае никакие служебные записки просто не нужны — любой вопрос можно решить звонком по телефону. Лишняя бюрократия будет только мешать.

Но если со временем компания вырастет, работников станет больше, соответственно, и проблем тоже. Друзья превратятся в генерального директора, его заместителя и главного инженера. Удержать все проблемы в голове руководству станет невозможно. Возникнет необходимость фиксировать как сами проблемы, так и способы их решения. В этом случае понадобятся служебные записки.

На практике чаще всего служебные записки, докладные или рапорты — следующий этап после того, как на предприятии появляется первый человек, который отвечает за делопроизводство — например, секретарь. Но возможны и другие варианты — например, прием и учет служебных записок может вести и сам руководитель.

Еще служебные записки часто фигурируют в судебных разбирательствах в качестве доказательств.

Вот пример из суда. Мужчину уволили с военной службы, и он пытался доказать, что это было незаконно. Истец утверждал, что подавал обращения, рапорты и служебные записки на имя руководителей, которые те должным образом не рассмотрели.

Суд выяснил, что на каждую служебную записку мужчина получил ответ. А то, что содержание ему не понравилось, еще не означает, что начальство плохо разобралось. Руководители не обязаны удовлетворять все требования работников, даже если они изложены в служебных записках. А раз так — увольнение законно.

Должен ли руководитель составлять документ. Как правило, сам руководитель не составляет служебную записку, так как он ее получатель. Конечно, теоретически начальник может составить такой документ, но писать записку самому себе нелогично.

Что касается общения с подчиненными, то руководитель, как правило, пользуется другими документами — например, приказами или распоряжениями.

Правила оформления служебной записки

Ежемесячно несколько десятков тысяч пользователей «Яндекса» ищут, как правильно оформить служебную записку. Но обязательных правил для всех граждан и организаций не существует.

Правда, есть специальный гост, в котором описаны в том числе и рекомендации по оформлению документов. Но госты, как и другие документы национальной системы стандартизации, применяются добровольно — за исключением случаев, когда это прямо предписано законом.

Однако ни в одном законе не сказано, что граждане должны применять госстандарты, чтобы общаться с работодателем, руководителем или коллегами. А раз нет общих для всех государственных стандартов, то работодатель вправе сам устанавливать их для своих подчиненных. Поэтому любой, кто пишет служебную записку, может руководствоваться правилами деловой переписки, которые установлены внутри организации.

Тем не менее есть и сложившиеся общепринятые нормы, которые помогут сделать документ понятным и доступным для всех. Расскажу о них подробнее.

Структура и реквизиты служебной записки. Вот стандартное содержание служебной записки:

  • данные адресата, то есть человека, кому адресована записка. Как правило, это руководитель организации, но вместо него может быть указан любой сотрудник;
  • данные составителя записки: должность, профессия или специальность и ФИО;
  • название документа. Обычно это просто «Служебная записка», «Докладная», «Рапорт» или другое название — в зависимости от того, как принято в организации;
  • краткое описание ситуации, предложения или объяснения по вопросу, которого касается записка;
  • подпись составителя;
  • дата составления.

Все эти реквизиты необязательные. Скажем, если в организации меньше десяти сотрудников, автор служебной записки может не указывать свою должность — главное, чтобы начальник понял, кто автор документа.

Если руководитель один, на него завязано решение всех вопросов и он не сторонник излишней бюрократии, то можно не указывать и его ФИО. Главное, чтобы он сам не возражал.

Структура записки также зависит только от внутренних правил организации либо от обычаев ведения деловой переписки в ней.

Например, можно указать получателя и автора служебной записки в одном блоке
Возможен и другой вариант оформления. Автор служебной записки указал свои имя и должность в конце документа, но смысл не поменялся. Руководитель в любом случае поймет, кто составил записку и чего он хочет

Требования к внешнему виду. Если в организации нет установленных локальным нормативным актом форм служебных записок, работник может писать как и на чем ему удобно: на тетрадном листке в клетку или на бумаге формата А4. У всех вариантов будет одинаковая юридическая сила.

Составляют ли в электронном виде. Еще несколько лет назад большинство служебных записок писали только на бумаге. Но чисто бумажный документооборот в компаниях и у ИП постепенно уступает место электронному.

При этом работодатель может устанавливать правила для служебных записок. Например, к официальному документу могут приравнять электронное письмо или даже сообщение в мессенджере.

Есть организации, в которых делают так: служебную записку надо написать от руки, подписать, а потом сфотографировать и отправить через мессенджер. Подобный порядок не закреплен локальным нормативным актом, но он прижился и всех устраивает. А раз так, то подобные записки легитимны.

Если понадобится использовать служебную записку как доказательство в суде, представить ее можно в любой форме. Но решение о том, можно ли ее считать доказательством, будет принимать суд.

Что будет, если записка не соответствует правилам. Руководство любой организации вправе требовать от работников соблюдения локальных нормативных актов. Если служебная записка оформлена с нарушениями, документ могут не принять, и его придется переделать по внутренним правилам.

Порядок рассмотрения

Отвечать на служебную записку подчиненного и принимать по ней меры — это не обязанность руководителя, а его право. Иными словами, он может и никак не отреагировать.

Например, слесарь просит начальника выдать ему двести болтов. Начальник может дать работнику развернутый ответ на бумаге. А может просто поставить на записке резолюцию «Выдать», и тогда слесарь вместе с запиской отправится на склад и получит желаемое. Но возможно, руководитель просто выбросит докладную, и это не будет считаться нарушением.

Регистрация и маршруты движения записок. Служебные записки регистрируют в соответствии с правилами конкретной организации.

Маршрут движения записки зависит от конкретной ситуации. Если надо быстро получить результат, то самый эффективный и быстрый вариант — напрямую от работника к руководителю. Чем меньше бюрократии, тем выше эффективность: начальник быстро получит записку, ознакомится с ней и сможет принять решение.

Если же надо использовать служебную записку как доказательство — например, в суде или во время служебной проверки — лучше выбрать бюрократический путь. В этом случае записку обязательно надо зарегистрировать, например, у секретаря, а себе оставить один экземпляр с регистрационным номером или с отметкой секретаря о приеме. Если начнется разбирательство, документ можно использовать в качестве доказательства.

Сроки рассмотрения. На практике служебную записку рассматривают сразу после того, как она поступит к руководителю. Но решение о том, стоит ли вообще в связи с ней что-либо делать, принимает тот, кому адресован документ. При этом в законе конкретных сроков рассмотрения нет.

Образцы и особенности оформления для разных случаев

Формулировки в каждом случае зависят от конкретной ситуации. Когда служебная записка необязательна — ее заменяют другие документы. Приведу примеры.

Об отзыве из отпуска. Если руководитель сам хочет отозвать сотрудника из отпуска, он должен сначала получить согласие работника, после чего можно оформлять приказ на отзыв. Дополнительные служебные записки не нужны.

Но бывает, что инициатор отзыва — не руководитель, а коллега отпускника, например начальник отдела или старший менеджер. В этом случае он может подготовить служебную записку на имя руководителя и обосновать в ней необходимость отзыва сотрудника из отпуска.

Образец служебной записки об отзыве из отпуска

На обучение сотрудников. Если обучение — инициатива руководства, тоже можно начинать с уведомления работника.

Но если обучение — желание самого сотрудника, то он может обратиться со служебной запиской на имя начальника.

Образец служебной записки на обучение сотрудника

О самоизоляции. Чтобы уйти на самоизоляцию, достаточно предписания Роспотребнадзора, которое получает работник. Никакие служебные записки в такой ситуации законом не предусмотрены.

А вот сообщить начальству о том, что работники самоизолировались, можно и служебной запиской.

Образец служебной записки о самоизоляции

На совмещение должностей. Сама процедура совмещения прописана в статье 60.2 трудового кодекса, и никакие служебные записки в ней не упоминаются.

Но в докладной записке можно попросить начальника о том, чтобы он предложил определенному сотруднику совместить должности — это может сделать, например, начальник отдела.

Образец служебной записки о совмещении должностей

На отгул. Хотя в трудовом кодексе нет понятия «отгул», так обычно называют дополнительный день отдыха. Служебная записка тут тоже не нужна — работник пишет заявление на имя руководителя.

Но можно ходатайствовать о предоставлении работнику дополнительного выходного дня, например, в качестве поощрения. Трудовой кодекс этого не запрещает.

Образец служебной записки о предоставлении выходного дня

О необходимости увольнения сотрудника и проведения служебной проверки. При всем своем желании работодатель не вправе уволить сотрудника на основании служебной записки. Составлять такой документ не имеет смысла.

Зато служебной запиской можно инициировать проведение служебной проверки — и по ее итогам, возможно, сотрудника уволят. Даже если в служебной записке не упоминать о необходимости служебной проверки, ее все равно придется проводить: это требование закона.

Образец служебной записки об увольнении

О командировке. В этом случае задача служебной записки — обосновать необходимость командировки, указать ее сроки и кого нужно в нее отправить.

Образец служебной записки о направлении в командировку

О выплате премии. В служебной записке о выплате премии нужно указать, кому ее выплатить и за что. Можно ссылаться на конкретные результаты работы.

Образец служебной записки о выплате премии

О списании ТМЦ. Такую служебную записку пишут, если товар испортился, у него истек срок годности или он был поврежден — продавать его уже нельзя.

Сначала нужно списать товар, а чтобы руководитель принял решение об этом, можно объяснить ему причины в служебной записке.

Образец служебной записки о списании ТМЦ

О необходимости ремонта оборудования. Бывает, что имущество предприятия сломалось или износилось, но его можно отремонтировать. В этом случае в служебной записке должны быть конкретные предложения по ремонту.

Служебная записка о необходимости ремонта оборудования

На закупку оборудования. При закупке нового оборудования служебная записка должна объяснить начальнику, зачем это нужно и что может дать предприятию.

Образец служебной записки на закупку оборудования

О переводе на дистанционную работу. В этом случае служебная записка должна также содержать обоснование, зачем переводить сотрудника на дистанционку.

Дистанционная работа не обязательно связана с коронавирусом или ограничительными мерами — иногда она позволяет сэкономить деньги и повысить производительность.

Образец служебной записки о переводе на дистанционную работу

Запомнить

  1. Понятия «служебная записка» в законодательстве нет, но в жизни такие документы пишут часто. Обычно руководствуются правилами документооборота, принятого в конкретной организации.
  2. Такая записка — способ передачи информации между коллегами либо между подчиненными и руководителем. Этот документ позволяет запросить у коллег нужные данные, сообщить руководству о проблемах на предприятии, попросить дополнительные материалы и ресурсы, предложить начальству способ решения сложной ситуации или конфликта и так далее.
  3. На предприятиях с небольшим количеством сотрудников вполне можно обойтись без служебных записок, чтобы не разводить бюрократию.
  4. Отвечать на служебную записку подчиненного и принимать по ней меры — не обязанность руководителя, а его право.
  5. Руководство организации вправе требовать от работников соблюдать локальные нормативные акты. Если служебная записка оформлена с их нарушением, документ могут не принять.

Работники хотят поменяться сменами: как оформить?

Добрый день.

Сотрудники хотят поменяться сменами.
Оплата в час , должность одинаковые. Разные смены 2 дня через два.
Как правильно оформить одноразовый выход  одной сотрудницы в смену другой и наоборот в одном и том же месяце. Норма отработанных часов при этом у каждой сохраняется по утвержденному графику.

Добрый день. 

Работник обязан отработать по графику, который утверждается не менее чем за 1 месяц до его начала. 

Цитата (Статья 103. Сменная работа

….):

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
….

Если же тот или иной работник не может выйти в свою смену, предусмотренную графиком, он должен заранее уведомить работодателя, и оформить отпуск без сохранения ЗП, если работодатель не против , то оформляется приказ, в табеле учета рабочего времени ставится ДО.
Если за одного работника выходит другой работник, то необходимо его письменное согласие на привлечение к работе в выходной день, на основании согласия готовится приказ, данный день работы оплачивается в молитвенник со ст. 153 ТК РФ. 

Цитата (Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

):

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать рапорт на перевод уфсин
  • Как написать рапорт на пенсию фсин образец
  • Как написать рапорт на обучение для военнослужащих
  • Как написать рапорт на налоговый вычет на детей
  • Как написать рапорт на материальную помощь сотруднику полиции