Как написать распорядок дня ребенка

Как правильно организовать режим школьника

Распорядок (режим) дня – это чередование умственного труда с отдыхом, физической активностью и выполнением повседневных задач. Правильно составленный распорядок дня — это профилактика переутомления, залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения. Если ребенок высыпается, вовремя ест, не устает от учебы, получает достаточно времени на отдых, можно говорить о том, что распорядок составлен удачно. Особенно важно организовать правильное расписание после каникул, когда дети расслабились и не сразу готовы к четкому почасовому режиму. Также сложно бывает приучить к этому первоклассников, которые привыкли к расслабленному времяпровождению в детском саду.

Один из наиболее важных результатов соблюдения режима дня — улучшение когнитивного развития. Под когнитивными навыками понимают основные навыки, которые мозг использует, чтобы думать, учиться, читать, запоминать, рассуждать, фокусировать внимание. Когда у детей есть закрепившийся распорядок дня, они чувствуют себя комфортно и безопасно. Это помогает им более эффективно и спокойно справляться с задачами, а также со стрессовыми ситуациями.

Ещё режим дня способствует формированию самостоятельности детей. Детям лучше знать порядок действий: что и зачем следует сделать в течение дня. Отработанный режим дня помогает ребенку контролировать ситуацию и быть самоорганизованным. Распорядок помогает детям выработать важные здоровые привычки — чистку зубов, подъем и засыпание приблизительно в одно и тоже время ежедневно. 

Но без помощи взрослых ребенку будет трудно правильно организовать свой режим дня. Что обязательно должно быть в распорядке, помимо учебы в школе:

  • Регулярное питание — завтраки, обеды, полдники, ужины.
  • Полноценный сон, исходя из возраста и потребностей организма.
  • Выполнение домашних заданий.
  • Активный отдых с прогулками на свежем воздухе, а также зарядка или спорт.
  • Время для увлечений и игр.
  • Посильная помощь по дому.

Как помочь ребёнку распланировать день:

  1. Утром установите постоянное время для подъема, чтобы ребенок успел почистить зубы, съесть здоровый завтрак. 
  2. Детям нужен отдых после школы, чтобы не произошло переутомления: выделите время для полноценного перекуса, сделайте небольшой перерыв для игр, а затем определенное количество времени для выполнения домашнего задания. Первоклассникам рекомендовано организовать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
  3. Рекомендуемое время на выполнение домашнего задания: 1 классы — 1 час, 2-3 классы — 1,5 часа, 4-5 классы — 2 часа, 6-8 классы — 2,5 часа, 9-11 классы — 3,5 часа.
  4. Поручайте повседневные дела, соответствующие возрасту вашего ребенка, например помогать накрывать стол, кормить домашних животных и убирать в своей комнате.
  5. Обратите внимание на питание ребёнка. Оно должно быть регулярным (4-5 раз), между приемами пищи должны быть промежутки не более 3,5 — 4 часов, питание должно быть сбалансированное, ребенок должен есть сидя за столом, медленно пережевывая пищу, научите ребёнка отдавать предпочтение здоровой пище, игнорируя фастфуд, сладости и газированные напитки.
  6. Двигательная активность необходима ребенку для полноценного физического развития. Приветствуется любая двигательная активность: прогулки, игры на свежем воздухе. Для младшего возраста это 3-3,5 часа в день, для старшеклассников 2,5 часа в день.
  7. Одинаковое время отхода ко сну и достаточное количество часов сна каждую ночь очень важны для здорового развития мозга. Перед сном: хорошо проветрите детскую комнату, после 19 часов — спокойное время (ограничьте просмотр телевизора, гаджетов, прослушивание музыки в наушниках, любую эмоциональную деятельность), сформируйте «ритуал» отхода ко сну: пусть дети принимают ванну / душ, выбирают одежду на следующий день, читают книгу, обозначьте время отхода ко сну (в одно время каждый день). В зависимости от возраста ребенок должен спать:

1-4 класс — 10-10,5 часов

5-7 класс — 10,5 часов

8-9 класс — 9-9,5 часов

10-11 класс — 8-9 часов

Уважаемы родители Югры! Именно от вас зависит то, каким будет режим дня ребенка и будет ли он его соблюдать. Формируя здоровые привычки у ребенка уже в раннем возрасте, вы помогаете ему становиться самостоятельным и стрессоустойчивым, а также без труда достигать поставленные цели.

Для подготовки статьи использованы материалы сайта Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://cgon.rospotrebnadzor.ru

Материал подготовлен заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Лангепасе и г.Покачи Ж.Ю.Тихоновой 8(34669)20076

Автор

А.И. Овчарова – редактор редакционного отдела информационных систем и ресурсов управления развития цифровых технологий ДЗМ

Научный редактор

докт. мед. наук, доц. А.Ф. Завалко

Ранний возраст ребенка охватывает период его развития между младенчеством и дошкольным возрастом. Это время интенсивного освоения малышом разных видов деятельности и развития его личности.

Все дети развиваются с разной скоростью, но большинство из них достигают определенных этапов к конкретному возрасту. Задача родителей – создать комфортные условия и помочь ребенку приобрести необходимые навыки, а начать надо с создания режима дня.

Что такое режим дня

Режим дня – закрепленное по времени суток, повторяющееся чередование сна, бодрствования и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности во время бодрствования. Рациональный режим дня, построенный в соответствии с возрастом ребенка, учитывает ритм физиологических процессов, способствует такой организации взаимодействия организма с внешней средой, при которой развитие ребенка происходит оптимально.

Кроме того, жизнь ребенка по режиму служит необходимым условием правильного его воспитания. Созревание функций центральной нервной системы (ЦНС) после рождения ребенка в значительной мере происходит под влиянием внешней среды. Активное торможение во время сна служит защитным фактором, предохраняющим созревающую нервную систему от избытка раздражающих стимулов внешней среды.

Чем младше ребенок, тем более он нуждается в сне

Возрастные режимы построены с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. В течение суток у новорожденного периоды сна и бодрствования возникают хаотично и многократно, и длительность их различна. Ребенок почти все время спит, но его сон часто является беспокойным и прерывистым.

Новорожденному, исходя из состояния его здоровья, можно назначить режим свободного вскармливания, который предполагает кормление по требованию ребенка. Однако при таком режиме общее количество кормлений в сутки не должно превышать 10–12, а интервал между кормлениями не должен быть меньше 2 ч. Режим свободного вскармливания может быть назначен только здоровому новорожденному до возраста не более 1 мес.

Если новорожденного кормят по часам, количество кормлений составляет 6–7 раз в сутки. Малыш спит почти 23 ч в сутки, период активного бодрствования у него невелик и к концу первого месяца жизни составляет 30–60 мин.

Виды возрастных режимов детей

Принято выделять девять возрастных режимов детей первых семи лет жизни (таблица 1):

Таблица 1 ‒ Возрастные режимы детей первых семи лет жизни

Возраст детей

Количество кормлений

Интервалы между кормлениями

Максимальная продолжительность бодрствования между кормлениями

Общее количество сна в сутки

Продолжительность ночного сна

Количество периодов дневного сна

Длительность каждого периода дневного сна

От 1 до 3 мес

6–7

3–3,5 ч

1–1,5 ч

17,5–18,5 ч

10–11 ч

4

1,5–2 ч

3–6 мес

5–6

3,5–4 ч

1,5–2 ч

16,5–17,5 ч

10–11 ч

4

1,5–2 ч

6–9 мес

5

4 ч

2–2,5 ч

15,5–16,5 ч

10–11 ч

3

1,5–2 ч

от 9 мес до 1 года

5

4 ч

2,5‒3 ч

14,5‒15,5 ч

10‒11 ч

2

1,5‒2,5 ч

1‒1,5 года

4‒5

4‒5 ч

3,5‒4 ч

13,5‒14,5 ч

10‒11 ч

2

1‒2,5 ч

1,5‒2 года

4

3,5-4,5 ч

5‒5,5 ч.

13‒14 ч

10‒11 ч.

1

3 ч

2‒3 года

4

3,5‒4,5 ч

5,5‒6,5 ч

12‒13 ч

10‒11 ч

1

2‒2,5 ч

3‒5 лет

4

3,5‒4,5 ч

6,5‒7 ч.

11‒12 ч

10 ч

1

1‒1,5 ч

5‒7 лет

4

3,5‒4,5 ч

7‒7,5 ч

11‒11,5 ч

10 ч

1

1‒1,5 ч

Возможны отклонения от режима в пределах 15‒20 мин, но не очень большие. Если родители проявляют разумную настойчивость, через сравнительно небольшое время у ребенка вырабатываются соответствующие условные рефлексы. Выполнение режима дня в таком случае уже не будет представлять никаких затруднений.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления в определенной их последовательности у ребенка возникает потребность в еде, сне в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять или отдыхать не вызывает у него возражений.

Что будет, если не соблюдать режим дня

Если малыш не привык к распорядку дня, то у него развиваются:

  • плаксивость и капризность (которые входят в привычку);

  • недосыпание и переутомление;

  • гиперактивность и гипервозбудимость;

  • сложности с формированием культурных и прочих навыков;

  • нарушение полноценного развития нервной системы.

Как приучить ребенка к правильному режиму дня

Для того чтобы малыш научился жить по распорядку, надо соблюдать следующие нехитрые правила:

  • Переводить ребенка на новый режим лучше постепенно, с учетом его состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Настроение малыша поможет вам понять, не слишком ли вы торопитесь.

  • Необходимо следить, чтобы каждое важное мероприятие для ребенка происходило каждый день в одно время. По вечернему купанию, завтраку/ужину, ночному сну малыш может научиться определять время суток.

  • При укладывании ребенка на ночь спать не допускайте капризов – будьте спокойны, но настойчивы, не разрешайте ему играть. Если малыш плохо спит ночью, то надо сесть рядом и успокоить его. Однако не стоит забирать его в родительскую спальню.

  • Если малыш в том возрасте, когда может обойтись без ночных кормлений, то необходимо отучить его есть по ночам.

  • На период установления режима желательно не приглашать гостей и четко следить за тем, чтобы ребенок просыпался вовремя (не пересыпал).

  • Следует убедиться, что малыш получает полноценное питание, и в его рационе хватает необходимых микроэлементов. (Так, недостаток кальция в детском организме может выразиться плаксивостью и капризностью.)

  • Желательно постепенно увеличивать время прогулок и вводить ежедневные купания. Чем более насыщенной является жизнь малыша, тем быстрее он засыпает вечером.

  • Поддерживать благоприятную обстановку в семье. Конфликты и крики на малыша наносят ему психологический вред и не способствуют установлению режима.

  • Помнить, что распорядок дня, составленный для ребенка, никогда не должен содержать механизма наказания, если малыш решит время от времени не следовать ему.

При назначении режима дня необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

Заключение

Существует много различных причин важности распорядка дня для вашего ребенка, но он может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если вы хорошо его соблюдаете. Детский ум весьма впечатлителен, и если ребенок будет негативно относиться к режиму, то это может создать большие проблемы по мере его взросления.

Именно дома ребенку легче всего научиться долгосрочному поведению и понять последствия, границы своих действий и вознаграждения за них.

Поэтому соблюдайте ритуалы и распорядок дня везде и всегда, когда сможете, чтобы сделать постоянно меняющийся характер взросления максимально безопасным, предсказуемым и легким для вашего ребенка.

Список литературы:

Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А. С. Калмыковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.

Как составить режим дня для школьника?

Садковская Марина<br>Игоревна

, автор статей | Обновлено 3 окт 2022

Содержание:

Какой он – правильный режим

Как составить распорядок дня ребенка

Приложения для расписания

Примерный распорядок дня ученика младших классов

От грамотно составленнго распорядка дня во многом зависит здоровье и развитие ребенка.  Правильно составленное расписание должно включать в себя регулярное трехразовое питание, полноценный сон не менее 10 часов в сутки, учебу в школе, а так же активный отдых и время для игр. Мы расскажем, как составить распорядок дня школьника, чтобы он все успевал и при этом не уставал.

Какой он – правильный режим

Как составить режим дня для школьника

Режим дня – определенное чередование сна, отдыха и различных видов деятельности.

Для маленького человека особенно важно научиться правильно распределять свое время, чтобы быть энергичным и в хорошем настроении в течение всего дня.

Существует множество исследований, в ходе которых было доказано, что люди, следующие определенному распорядку дня, успевают намного больше, чем те, кто все делает хаотично.

Режим дня младшему школьнику нужен для:

  • формирования дисциплины;
  • эффективности обучения;
  • укрепления силы воли;
  • улучшения иммунитета;
  • повышения качества сна;
  • быстрого метаболизма.

Как составить распорядок дня ребенка

Планировать можно как на бумаге, так и в специальных приложениях на телефоне. Кому как удобнее.

  1. Ученикам начальной школы рекомендуется спать 10 часов. Установите постоянное время отхода ко сну и пробуждения. Здоровый сон – залог продуктивного дня и энергии ребенка.
  2. Напишите для себя расписание уроков, чтобы точно знать, сколько времени у ребенка уходит на учебу. Учитывайте, что после школы нужно сделать домашнее задание.
  3. Впишите в распорядок дня кружки и секции. Главное, чтобы их не было чрезмерно много.
  4. Установите часы приема пищи.
  5. Выделите время на отдых и дневной сон. Обязательно включите в режим дня прогулки и игры.

Можете менять занятия местами, основываясь на интересах и предпочтениях ребенка. Обязательно сохраняйте чередование труда и отдыха!

Приложения для расписания

  1. «Google Календарь». Удобный интерфейс, карты и картинки, позволяющие сделать ваш календарь более ярким. Синхронизация с Gmail.
  2. ToDo. Очень удобное и простое в использовании приложение.
  3. Planner Plus. Подойдет владельцам Apple Watch, так как свое расписание можно смотреть прямо на часах.
  4. TickTick. Можно создавать несколько списков задач, в приложении есть таймер.

Рекомендации

  • каждый день проводите с ребенком утреннюю зарядку (10-20 минут), чтобы настроить его организм на активную работу и оставаться в хорошей физической форме;
  • организуйте плотный и горячий завтрак (омлет или каша – идеальный вариант);
  • после обеда ребенку следует отдохнуть не менее часа (без просмотра телевизора или чтения книг);
  • с 16 до 18 часов лучше усваивается информация, поэтому в это время стоит заняться домашним заданием (исключите посторонние звуки, музыку и разговоры);
  • телевизор рекомендуется смотреть не более 2-х часов (2-3 раза в неделю);
  • обязательна физическая активность (футбол, плавание, гимнастика и т.д.) и прогулки на свежем воздухе, особенно вечером;
  • перед сном хорошо проветривайте комнату;
  • укладывайте ребенка спать в одно и то же время (это войдет в привычку, и он будет быстрее засыпать и легче просыпаться).

Обязательно обсудите с ребенком его увлечения, чем бы он хотел заниматься, как часто. Если он будет слишком уставать, меняйте распорядок дня и забирайте его из секций, которые разонравились.

Примерный распорядок дня ученика младших классов

Правильный распорядок дня для ученика младших классов

7:00-7:20 – подъем, зарядка, утренние процедуры.

7:20-7:50 – завтрак.

7:50-8:15 – сбор и дорога в школу.

8:30-13:00 – занятия в школе.

13:00-13:30 – возвращение домой.

13:30-14:00 – обед.

14:00-15:00 – дневной сон, отдых.

15:00-16:00 – прогулка, игры.

16:00-16:15 – полдник.

16:15-17:30 – выполнение домашнего задания.

17:30-19:00 – кружки, занятия в секциях, прогулка.

19:00-19:30 – ужин.

19:30-20:30 – игры, чтение.

20:30-21:00 – гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

21:00-7:00 – сон.

Помните, правильный режим дня – основа здоровья, бодрости и хорошей учебы школьника!

Видео

Список литературы

  1. Голубничая Г.И. Аналитическая оценка режимных моментов учащихся начальной школы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – 2 (13). – С. 39-44.
  2. Физиолого-гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях: учебное пособие / Л. И. Макарова, И. Г. Погорелова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 52 с.

Фото: © Depositphotos

28 ноября 2021 18:00 | Отредактировано: 3 октября 2022 17:27

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Перечень практических советов, помогающих распланировать режим ребенка так, чтобы он не отставал.

Что такое распорядок дня

Школьное расписание — термин, известный каждому. Это график обучения. Понятие «режим» вызывает у многих недоумение. Режим дня — это распорядок по часам. Расписание уроков в него также входит.

Зачем же он необходим школьнику? Во-первых, он дисциплинирует. Не имея режима, ребенок будет баловаться от бездействия либо весь день сидеть в телефоне. Во-вторых, режим экономит нервы родителей. С отсутствием режима будет потрачено больше сил на попытки распланировать день с толком. В-третьих, это действенность обучения. Не имея режима, школьник будет получать прерывистые знания.

Во избежание неприятных ситуаций, в семье должен быть установлен точный, правильный режим дня ребенка. Ниже представлены рекомендации по его составлению.

Распорядок дня для детей

Как составляется режим дня школьников

Первое действие. Взять лист бумаги либо воспользоваться специальным приложением

Кто-то предпочитает бумажный вариант, а кто-то — электронный. На бумажном листе необходимо расчертить поля на каждую неделю. Можно воспользоваться обычным школьным дневником. Если человек предпочитает школьное расписание в цифровом формате, можно воспользоваться имеющимися приложениями.

Второй шаг. Обозначить время для сна и просыпания

Необходимо выработать одно и то же время — так организм быстрее привыкнет, и ребенок будет чувствовать себя спокойно. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора для сна обучающимся начальных классов необходимо отводить 10-10,5 часов. Детям первых классов дополнительно добавляют 2 часа сна днем. Подобное количество часов должно отводиться и обучающимся 5-7 классов. В 8-9 классах нормой сна считается 9-9,5 часов. Обучающимся старших классов, выпускникам и взрослым достаточно уделять для сна 8-9 часов.

Школьное расписание

Третий шаг. Вписать все уроки на текущую неделю

Лишь после этих манипуляций можно переходить к планированию времени бодрствования — нужно посчитать, сколько часов на день ребенку требуется для занятий. Важно проследить, нет ли дней, в которые уроки длятся более 3-4 часов без перерыва. Если такие имеются, необходимо правильно распределить учебную нагрузку. Необходимо учитывать, что требуется время на выполнение домашней работы и в некоторых случаях — на коллективное обсуждение уроков. Лишь так удастся понять, сколько ребенку требуется времени на обучение.

Четвертый шаг. Вписывать в режим посещение секций и увлечения

Главное — не перестараться с количеством дополнительных занятий. Если ежедневно выполнять школьные задания, домашнюю работу, еще и посещать секции — ребенка можно перегрузить. С ребенком нужно советоваться, хочет ли он ходить на ту или иную секцию и сколько раз в неделю. Если он стал сильно уставать, нужно уменьшить нагрузку и скорректировать режим.

Пятый шаг. Добавить время на отдых

Если родители разрешают школьнику гаджеты, то на это необходимо давать отдельное время. У ребенка должно быть свободное время для развлечений и обычного безделья. В режиме дня непременно должны присутствовать прогулки — школьникам требуются физические нагрузки и провождение времени на улице.

Каковы особенности режима дня в младших классах?

Начинать необходимо с формирования режима сна. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора обучающиеся младших классов должны отводить на сон не менее 10-10,5 часов. Вдобавок, в распорядке дня школьников первых классов дополнительно должен присутствовать сон в продолжение двух часов днем.

Режим дня обучающихся младших классов обычной школы может выглядеть так:

Время Процедура
7 утра Просыпание
7.00-7.30 Гимнастика, заправление кровати, обмывание
7.30-7.50 Завтрак
7.50-8.15 Поход на учебу
8.30-13.00 Пребывание в школе
13.00-13.30 Путь домой
13.30-14.00 Обед
14.00-15.00 Покой, сон
15.00-16.00 Прогулка на улице
16.00-16.15 Перекус
16.15-17.30 Выполнение домашнего задания
17.30-19.00 Прогулка, посещение секций
19.00-19.20 Ужин
19.20-20.45 Свободное времяпровождение
20.45-21.00 Водные процедуры
21.00-7 утра Сон

Режим дня для младших классов

На домашнем обучении распорядок дня отличается ребенок может просыпаться позже, большая часть времени у него уделяется отдыху и любимым занятиям. Примерный режим дня на семейном обучении:

Время Процедура
9 утра Подъем
9.00-9.30 Обмывание, гимнастика
9.30-10.00 Завтрак
10.00-13.00 Онлайн-занятия, выполнение домашнего задания
13.00-13.30 Обед
13.30-15.00 Отдых
15.30-18.00 Посещение кружков
18.00-18.30 Ужин
18.30-21.00 Свободное время
21.00-22.00 Подготовка ко сну
22.00-9 утра Сон

Как видно, на домашнем обучении проще выспаться, отдохнуть и набраться сил, уделить время любимому занятию. И все это потому, что учебна нагрузка на семейном обучении ниже.

Особенности распорядка обучающихся средней и старшей школы

Чем взрослее ребенок, тем большее поручительство по соблюдению режима дня он перекладывает на себя. Старшеклассник должен быть осведомлен о методах выстраивания плана действий. Регулирование времени

неотъемлемая часть подготовки к государственным экзаменам. Не стоит принуждать, нежно по-дружески обсудить, какое должно быть расписание, чтобы все удавалось и удачно складывалось.

Непременно нужно обозначить наказание в случае несоблюдения режима. К примеру, если ребенок не ляжет спать в отведенное время, то ему назначается дополнительная работа по дому в выходной день. Как вариант

сделать яркую памятку и повесить ее на холодильник

так школьника будет проще контролировать.

Ориентировочный распорядок дня обучающихся 8-9 классов обычного среднего учебного заведения:

Время Процедура
7 утра Подъем
7.00-7.30 Утренние процедуры
7.30-7.50 Прием пищи
7.50-8.20 Отправка в школу
8.30-14.30 Обучение
14.30-15.00 Путь домой
15.00-16.00 Свободное время
16.00-18.00 Выполнение уроков
19.00-20.00 Посещение секций
20.30 Ужин
22.30 Сон

Режим для для средних и старших классов

Обучающиеся онлайн-школы имеют возможность спать подольше, экономить время на дорогу в школу и на возвращение со школы, имеют больше свободного времени на отдых. Ориентировочный распорядок дня детей онлайн-школы:

Время Процедура
9.00 Просыпание
9.00-9.30 Утренние процедуры
9.30-10.00 Прием пищи
10.00-13.00 Онлайн-обучение
13.00-13.30 Обед
13.30-15.00 Отдых
15.00-16.00 Выполнение уроков
16.00-17.00 Свободное времяпровождение
17.00-19.00 Росещение секций
19.00-19.30 Ужин
19.30-22.00 Свободное время
22.00-22.30 Отход ко сну
22.30-9.00 Сон

Такой режим касается обучающихся 7-8 классов.

Режим детей-спортсменов

Дети, мастерски занимающиеся спортом, большую часть времени уделяют тренировкам и турнирам. Поэтому прочие дела разделяют между ними. В распорядке дня обязательно должно быть время на обед, дорогу в спортивный комплекс и из него. Будет лучше, если школьное расписание позволить совместить спорт и учебу. Организуя режим дня школьников, увлеченных спортом, нужно удостовериться, что ребенку хватает времени на отдых. При физическом или интеллектуальном изнеможении возможны травмы и эмоциональное выгорание.

Режим дня креативных детей

К составлению расписания необходимо подходить творчески — нужно дать ребенку возможность самому нарисовать график на листе бумаги. Участвуя в составлении распорядка, у ребенка будет больше мотивации соблюдать его в дальнейшем. Если хобби ребенка подразумевает репетиции, гастроли, не нужно забывать об отдыхе между ними. Если увлечение касается живописи или прикладного искусства, из-за которых ребенок долго сидит на одном месте, в режиме дня обязательно должна быть физическая активность.

Как составить режим дня для детей

Как отследить распорядок дня школьников

Если человек любит писать, можно нарисовать режим дня на листе или воспользоваться готовым шаблоном. Преимущество бумажного расписания в том, что оно всегда доступно школьнику. Для отслеживания прогресса ребенка, можно воспользоваться стикерами. К примеру, школьник посетил бассейн — наклеить наклейку, выполнил проект по иностранному языку — наклеил другой стикер. За 1 неделю или месяц накопится конкретное число стикеров по каждой намеченной задаче. Так будут заметны итоги работы в конце каждой недели либо месяца.

Приложения для составления режима дня

На сегодняшний день существует много электронных планировщиков. Их привилегия в том, что они синхронизируются на различных устройствах и совместно используются. Чтобы распланировать весь день, неделю и месяц школьника, можно воспользоваться следующими приложениями:

  • Google Календарь
  • наипростейший вариант, который напоминает о запланированных делах

  • Microsoft To-Do
  • имеет напоминания, заметки

  • Tick Tick
  • приложение с таймером

  • Trello
  • сервис, в котором планы разделены на карточки и колонки

  • To do
  • планировщик с сортировкой и поиском задач

  • Planner Plus
  • подходит владельцам Apple, перечень дел виден на экране.

Важно ли соблюдение режима дня во время каникул

Отдельного рассмотрения требует вопрос соблюдения режима дня во время школьных каникул. Во-первых, это период отдыха, когда ребенок может расслабиться. Во-вторых, нарушение распорядка дня произойдет легко, а вот восстановление его осенью пройдет трудно. Поэтому рекомендуется ложиться спать и просыпаться в одно и то же время даже во время летних каникул. Также нельзя забывать об учебе

можно просматривать онлайн-курсы или фильмы.

Режим для во время школьных каникул

Что думает об этом психолог?

Психолог Елена Петрусенко считает, что переход на ночной режим приведет к негативным последствиям. Этого не случится, если родители донесут до своего ребенка последствия подобного образа жизни. Сон в ночное время имеет пользу для организма, потому что:

  • Гормон роста вырабатывается ночью. Спать необходимо полуночи до 7-8 часов утра.
  • Благодаря режиму мозг не только отдыхает, но и перерабатывает информацию, полученную в течение всего дня. Мозг отправляет человеку сигналы в виде сна. При несоблюдении режима сны практически не снятся, мы их не анализируем, следовательно, не получаем «письма» от мозга. В результате мозг перестает формировать решения, и мы теряем способность обдумывать.
  • Благодаря распорядку подростки чувствуют предвиденность, ведь в их жизни много случайностей, чего нельзя сказать о жизни взрослых.

Если родители требуют от своего ребенка соблюдения режима, то и сами не должны сидеть всю ночь за компьютером. Глядя на них, ребенок будет считать, что соблюдение требований необязательно.

Вывод

Во время составления режима дня школьника необходимо учитывать его индивидуальные особенности — возраст, форму обучения, увлечения. Какой выбрать тип ведения графика (бумажный или цифровой)

родители с ребенком решают самостоятельно. Главное — не быть слишком щепетильным. Важно помнить, что распорядок дня должен оказывать помощь ребенку, а не давить на него.

Режим дня для детей младшего школьного возраста имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.

При составлении режима, распорядка дня для детей младшего школьного возраста невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый ребёнок, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня для детей младшего школьного возраста надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе ребёнка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:

 Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.

– Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.

– Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха ребёнка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.

– Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.

– Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. – Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.

– Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у ребёнка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна.

При построении режима дня учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников.

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5 — 3 ч, в старшем — 2-2,5 ч.

В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста — 1-1,5 ч, среднего и старшего — 1,5 — 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках, общественная работа должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходу за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду.

В таблице приведен примерный режим дня детей младшего школьного возраста:

12-13 лет   

Утро – время подъема

7.00.

Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет        

7.00 — 7.30.        

7.00 — 7.30.

Легкий первый завтрак         

7.30 — 7.50.        

7.30 — 7.50.

Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий

7.50 — 8.20.        

7.50 — 8.20.

Учеба, занятия в школе         

8.30 — 14.00.       

8.30 — 14.30.

Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой)       

14.00 — 14.30     

14.30 — 15.00.

Основательный обед   

14.30 — 15.00.    

15.00 — 15.30.

Время для прогулок, игр и занятий спортом     

15.00 — 17.00.   

15.30 — 17.00.

Легкий полдник  

17.00 —17.15.

Время для приготовления домашних учебных заданий      

17.00 — 19.30.    

17.00 — 20.00.

Ужин и занятия по выбору, по интересам

19.30 — 21.00.    

20.00 — 21.30.

Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь

21.00 — 21.30.    

21.30 — 22.00.

Ночной сон

21.30 — 7.00.      

22.00 — 7.00.

И в заключение…

Необходимо активное участие ребёнка при составлении распорядка дня, это даст лишний стимул к его выполнению. Желательно также красиво оформить плакат «Мой режим дня», это будет способствовать также и эстетическому воспитанию школьника.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток в одно и то же время.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Большое внимание нужно уделять режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное  время. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.

Общая продолжительность сна для 7- летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, из которых 1 час лучше отводить на послеобеденный сон.

Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10,5-11 часов, для 10-11 лет- 10 часов, для 12-15 лет- 9 часов и для учащихся старшего возраста 9-8,5 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня и восстанавливает силы организма.

Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать. Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 ч, старшие в 22.00 ч, самое поздние в 22.30 ч.

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьника младших классов нужно отвести 1,5-2ч, средних классов- 2,5ч., старших классов-3,5ч.

Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашнее задание можно не раньше чем с 15-16 ч. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-часов утра.

Пребывания детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное  значение.

Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно- сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекциям.

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены- после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5ч, для старших- не менее 2-2,5ч.

     От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и помогать своим детям в правильной организации распорядка дня.

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон. Запомните, что при чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.

Основными элементами режима дня школьника являются:

·        Правильное чередование труда и отдыха.

·        Регулярный прием пищи.

·        Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну

·        Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

·        Определенное время для приготовления домашних заданий.

·        Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

·        Влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна.

Важность полноценного ночного сна в том, что в этот период происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.

Потребность во сне зависит от возраста. Чем младше школьник, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, тем скорее наступает утомление.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1-4 классе – 10-10,5 часов, в 5-7 классе – 10,5 часов, в 6-9 классе – 9-9,5 часов, в 10-11 классе – 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Также, показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряжённой умственной деятельности.

Помните! У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна.

Для преодоления проблем с засыпанием ребенку необходимо ложиться спать в одно и то же время. Глубокому сну препятствуют все внешние раздражители: громкие разговоры, яркий свет, музыка. Также, желательно ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.).

Школьник должен спать в отдельной кровати, соответствующей росто-возрастным особенностям, с непровисающей ровной поверхностью и невысокой подушкой, что дает возможность поддерживать мускулатуру в расслабленном состоянии в течение всего сна и обеспечивает отдых всего организма ребенка. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать. Выполнение этих условий обеспечивает полноценный отдых организма и полное восстановление сил учащегося к предстоящему дню.

Утром, после ночного сна, рекомендуется делать зарядку в течение 10 –15 минут, это облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. Упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года при открытом окне или на свежем воздухе. После зарядки проводятся водные и гигиенические процедуры.

Умственная работа, подвижная деятельность школьников сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет продуктов питания.

Правильно организованный режим питания основывается на соблюдении времени приёмов пищи и интервалов между ними. Приучайте ребёнка обязательно завтракать. Рекомендуется 4–5-разовое питание, когда промежутки между приёмами пищи не превышают 3,5–4 часов. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу: содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим такие способы приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке. Не менее важно, чтобы внешний вид и запах блюд, сервировка стола вызывали у него только положительные эмоции.

С 16.00 до 18.00 в биологическом режиме организма наступает второй оптимальный период времени для приготовления домашнего задания. Первый период, более интенсивный, наступает в первой половине дня, а второй во второй половине менее интенсивный, но всё же период повышенной работоспособности. Поэтому с 16.30 до 17.30 маленький ученик должен делать уроки, так как это очень благоприятное для этого время. Составляя режим дня школьника, обязательно учитывайте биологические циклы человеческого организма.

 Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом и восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном возрасте – 3-3,5 часа, в среднем – 2,5-3 часа, в старшем – 2-2,5 часа.

В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать расписку при продаже автомобиля
  • Как написать распродажа чтоб привлечь клиентов
  • Как написать расписку при получении денег при продаже квартиры
  • Как написать распродажа английскими буквами
  • Как написать расписку при задатке при покупке дома