Как написать расширенный синопсис

Что такое синопсис, как и зачем его писать

В писательстве, как в любой профессии, есть терминология. Представим ситуацию: потенциальный издатель заинтересовался концепцией книги и просит прислать синопсис. В нашей статье попробуем разобраться, что такое синопсис, для чего и кого его писать, а главное – как.

Что такое синопсис

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Это сжатый пересказ произведения с раскрытием интриг и ключевых поворотов сюжета. Случалось пересказывать другу, родственнику, коллеге понравившийся фильм, книгу? При работе над синопсисом происходит то же самое, только задача – продать книгу издательству, заинтересовать редактора, литературного агента.

Термин придумали древние греки, подразумевая под ним изложение чего-либо масштабного в сокращенной форме без лишних деталей и погружения в пространные рассуждения.

В переводе с английского synopsis — это резюме.

Как не перепутать с аннотацией и логлайном?

Аннотация – это тоже краткий пересказ с упором на ключевые моменты, которые заинтересуют читателя и помогут сориентироваться в выборе книги. Она уступает синопсису в размерах, и главное их отличие заключается в том, что аннотация не содержит спойлеров. Ее задача — возбудить интерес читателя.

Логлайн – та же аннотация, но на сценарий фильма (для презентации кинопродюсеру). Про логлайн у нас есть отдельная

статья

.

Для чего писать синопсис книги

Для того чтобы редактор, прочитав его, мог оценить потенциал книги, ее замысел и исполнение, не тратя время на чтение всей рукописи. Задача синопсиса не сводится к простому изложению, это – презентация, реклама. Писать нужно так, чтобы редактор попался в расставленные сети и непременно захотел перейти к полной рукописи.

Создание синопсиса полезно и автору: он получает структурированный план собственного произведения, видит его слабые и сильные стороны, логические дыры, провисания и нестыковки сюжета, и может докрутить рычажки в нужных местах.

Как написать синопсис: каких правил придерживаться

Изобретать велосипед не придется, правила известны. Синопсис пишется в произвольной форме. Ориентируйтесь на объем в 3-5 тысяч знаков. Иногда редакторы просят прислать не простой, а расширенный синопсис, о нем расскажем чуть позже.

На что обратить внимание:

Настоящее время

Неважно, в каком времени происходят события в книге, пишем: «Мужчина средних лет заходит в бар и встречает старого приятеля…» и далее по тексту.

Сеттинг

Обозначьте место, время действия. Если пишете фантастику — дайте краткую характеристику вымышленного мира. Возможно, в нем три солнца, одно из них всходит по ночам, и это имеет значение для развития сюжета. Если описываете конкретное историческое событие или эпоху – сообщите об этом.

Главный герой и его цель

Кто ваш персонаж, что им движет? Герда ищет Кая, Китнисс Эвердин становится символом повстанческого движения ради защиты младшей сестры, Тайлер Дерден жаждет испепелить Американскую мечту и развеять её прах на руинах цивилизации. Чего хочет ваш герой? Если у героя есть антагонист – расскажите о нем. Если действующих лиц несколько – пишите только о тех, кто влияет на сюжет. Проходных персонажей упоминать не стоит.

Краткость и лаконичность

Излагайте кратко, емко, не упуская по-настоящему важных линий и деталей, но избегая рассуждений и ненужных подробностей. Обязательно опишите суть основного конфликта и пути его разрешения. Не утаивайте ничего, доставайте из рукавов все козыри.

Линейное повествование

Одно строго следует за другим. Рассказывайте о событиях в хронологической последовательности. Не пишите предысторию, избегайте лирических отступлений и рассуждений о судьбах героев. Если в произведении есть флэшбеки и флэшфорварды – не описывайте их.

Финал и главная идея книги

После описания кульминации истории напишите развязку. Она должна быть понятной и логически завершенной. Если вы пишете о путешествии туда и обратно, то в финале герой должен из него вернуться. Если пишете детектив – в финале должны раскрыть имя убийцы и его мотивы. Каков основной посыл произведения? В чем его уникальность и ценность?

В начале синопсиса укажите имя, контактные данные, название и жанр книги, объем в авторских листах (один лист – 40 тысяч знаков с пробелами). Для удобства текст можно разбить на подразделы, но это необязательно.

В качестве примера посмотрите, как описываются сюжеты известных произведений в Википедии:

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Краткий и расширенный синопсис – в чем разница

Если с кратким все ясно – размер не более 5 тысяч знаков, сжатый линейный пересказ с акцентом на основные повороты сюжета, – как быть с расширенным?

Расширенный обычно имеет отношение к кино и сценарному мастерству. Но в теории редактор может попросить прислать расширенный синопсис книги, в котором вам предстоит расписать произведение по главам. По объему следует уложиться в 10-15 страниц. Правила написания те же, но вы более детально раскрываете героев, сюжетные линии и описываете происходящие события.

Что еще почитать по этой теме:

Типичные ошибки при написании синопсиса

Если вам удастся избежать подобных ошибок, считайте, что синопсис получился:

Диалоги

Не включайте в текст диалоги! Исключение делайте в том случае, если конкретный диалог существенно двигает сюжет.

Отсутствие логики

Не злоупотребляйте бессвязными фразами, написанными ради достижения объема.

Сложная информация

Не перегружайте текст избыточной терминологией, узкоспециализированной информацией, труднопроизносимыми именами и названиями.

Превышение объема

Если текст логически и хронологически структурирован, но вы не уложились в рекомендованное количество знаков – объем можно превысить в разумных пределах. Если растекаетесь мыслью по древу – остановитесь, перечитайте и безжалостно удалите лишнее.

Комментарии

Не комментируйте собственный текст, не пытайтесь подробно объяснить происходящее, редактор разберется.

Художественность

Пишите в информативном стиле. Не демонстрируйте владение слогом, знание метафор, фигур речи и запас эпитетов.

Ошибки

Грамматические и пунктуационные ошибки способны загубить интерес редактора к книге. Внимательно вычитайте текст, прежде чем отправлять. Проверьте орфографию и пунктуацию с помощью таких сайтов как

Орфограммка

или

Текст.ру

.

Пробежимся по основным мыслям статьи и закрепим результат:

  • Представьте, что вам нужно пересказать человеку книгу так, чтобы он непременно захотел ее прочитать.
  • Художественные приемы оставьте для произведения – синопсис должен быть информативным.
  • Пишите коротко, емко, лаконично, системно.
  • Старайтесь обозначить главную идею книги – пусть идет красной линией через повествование.
  • Обязательно проверьте текст на наличие ошибок перед отправкой.

Для того чтобы прокачать полезный писательский навык, попробуйте написать синопсис к книге, которая произвела на вас впечатление в прошлом году. Какую книгу выберете?

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

С этими советами вы подготовите хороший синопсис и заинтересуете людей своей книгой

Синопсис — это краткое содержание произведения. Оно необходимо для участия в литературных конкурсах, подачи заявок на экранизацию, продвижения книги. Навыком пересказывать свою книгу приходится овладеть всем писателям, которые хотят быть востребованными и успешными. Здесь мы подробно рассказывали о том, что такое синопсис, какие ошибки при его создании можно совершить, а также приводили пример того, что должно получиться в итоге.

Эта же статья для тех, кто хочет перейти от теории к практике. Автор Литрес Глеб Кащеев делится собственным опытом создания хорошего синопсиса. Писатель стал победителем конкурса «Электронная буква 2020» в номинации «Лучший фантастический мир» Он расскажет о 5 разных приемов, с помощью которых можно написать краткое содержание вашей книги.

Несмотря на то, что про краткое изложение содержания романа написано много справочных материалов, когда садишься писать его сам, сталкиваешься с одной и той же проблемой. Ты насытил книгу таким количеством ценных идей и интересных поворотов сюжета, как же их выкинуть? Кого из героев упомянуть в синопсисе, а кто на сюжет влияния не оказывает? Бабушка главного героя, чьи советы он иногда вспоминает, и чьими пирожками спасается от голодной смерти, — она влияет на сюжет или нет?

И вот, вроде, пишешь краткий синопсис, а он вдруг уже на четвертую страницу переползает, а ты даже до середины сюжета не дошел. Объективно и беспристрастно взглянуть на свой сюжет и обрезать его до жалких 3000 символов очень сложно. Сам через это проходил. Поэтому я дам вам 5 работающих способов, как написать краткий синопсис. А уж насытить его потом деталями до нужного количества знаков можно легко.

Способ 1: пусть напишет другой

Не спешите возмущаться. Конечно, никто за вас писать синопсис не будет. С другой стороны, кратко пересказать чужую книгу в разы проще, чем свою. Причем читатели запомнят из вашего сюжета именно самое важное — то, что их больше всего впечатлило. А это вам и нужно. Впечатлило их — понравится и редактору, жюри, продюсеру.

Поэтому берите друзей, родственников, знакомых, которые уже прочли ваше произведение и, вооружившись диктофоном, просите их пересказать кратко: о чем роман. Из трех-четырех пересказов делаете усредненный текст, добавьте в начале на абзац описание главного героя и детали сеттинга (не более абзаца, запомните!) — вот вам и синопсис.

Способ 2: ищите референс

Воспользуйтесь способом, который используют сценаристы. Конечно, каждый считает свою книгу уникальной, но она не существует в вакууме. У книг, написанных в рамках того или иного жанра и даже на пересечении двух жанров, всегда есть аналоги. Да, вы пишете лучше, да, вы придумали уникальный твист, которого у других нет, но все равно похожие книги должны быть.

В кино это называется референсами. Для понимания: сценарий вообще не принимают к рассмотрению, если в нем не обозначены фильмы-референсы. Для прозаиков такого требования нет, но поверьте, найти похожий пример стоит в любом случае. Это поможет вам оценить целевую аудиторию, уточнить жанры, посмотреть как именно продвигалась та книга и т. п.

С точки зрения подготовки синопсиса это делается так: напишите сами краткий пересказ для книги-референса. Это всегда проще. Найдите в сюжете ключевые точки. А теперь возвращайтесь к своей книге и посмотрите на нее исключительно в рамках событий чужого синопсиса: в чем отличие вашего произведения. Внесите исправления в чужой синопсис так, чтобы теперь этот текст был про вас.

Способ 3: найдите ключевые точки

Если вы не супер-опытный писатель с кучей изданных книг, то вы, скорее всего, придерживаетесь стандартных правил при построении сюжета. У вас есть экспозиция (знакомство с героем и миром, в котором он живет) и три ключевые точки:

  • Что-то нарушает привычный мир героя и зовет его в приключение (или пинком заставляет бежать свою или чужую жизнь).

  • К середине романа ставки в игре повышаются. Герой понимает, что на кону стоит что-то гораздо большее, чем он предполагал, встречает новую проблему.

  • Кульминация. Герой вступает в финальную битву или сталкивается с серьезными проблемами и одерживает (или не одерживает) победу.

Отведите 1 или максимум 2 абзаца на экспозицию. Запомните, что редактора интересует не цвет глаз и волос героя, а его социальное положение, яркие черты характера, четко обозначенная сила и слабость, и то, чего он хочет достичь. Далее напишите по одному абзацу на каждую ключевую точку, обозначая с чем сталкивается герой и какие выводы или шаги делает. В конце можно добавить одно предложение про то, что случилось после победы героя, если у вас есть такой элемент сюжета как «возвращение изменившегося героя к обычной жизни». Если вы все сделаете правильно, то у вас выйдет синопсис на 1500−2000 знаков, который четко покажет содержание вашей истории.

Способ 4: используйте метод снежинки

Экстремальный способ, ломающий мозг, но после него вы будете писать не только крутые синопсисы, но и логлайны (краткое описание фильма, которое передает всю суть в 1−2 предложениях), аннотации и прочее, необходимое для продвижения книги. Попробуйте сформулировать всю идею книги в одном предложении, причем так, чтобы оно казалось интересным. Например: «Пятнадцатилетняя девушка-привидение пытается поймать маньяка, убивающего детей, а также переосмыслить свою предыдущую жизнь и понять, что же с ней случилось». Это из моего романа «Лабрис».

Если вы смогли это сделать не в стиле Льва Толстого и ваше предложение не занимает полстраницы, поздравляю. Вы проделали огромную и самую важную работу. Это логлайн вашей книги. Теперь превращаем одно предложение в три. В первом описываем каким был герой в начале. Во втором — что он сделал. В третьем — каким стал в конце или чего достиг. Поздравляю, первые два предложения — это, по сути, ваша аннотация. Для коммерческой аннотации можно потом второе предложение изменить, описав как герой начинает действовать и добавив интригу.

Теперь каждое из трех предложений превращаем в абзац. В первом — каким был герой в начале и в какую ситуацию вляпался. Во втором — что делал и с какими проблемами столкнулся. В третьем — как он со всем справился и каким стал в конце. Поздравляю, у вас готовый синопсис на 1000−1500 знаков. Я встречал конкурсы и с таким ограничением. Насытить его потом деталями и сделать из него 3000 или 4000 знаков уже куда легче. Следуйте той же логике: превратите каждый абзац в два, например.

Способ 5: начните с синопсиса

Этот способ годится для тех, кто только приступает к новой книге. Напишите сначала синопсис. Пусть он будет вашим планом. Тогда у вас не будет соблазна насыщать роман теми деталями, которые вы еще не придумали. Конечно, существуют авторы, работающие без плана, на одном вдохновении, и этот способ им не подойдет. Но для тех, кто представляет себе общую картину сюжета, я бы советовал воспользоваться этим способом.

Кстати, бонус в том, что синопсис + логлайн — это готовая сценарная заявка, которую можно кидать в киностудии. Тогда, в случае действительно классной идеи, возможно, вам придется писать не роман, а сценарий и увидеть свои произведения на большом экране.

современный писатель, работающий в жанрах young adult, мистика, фантастика, фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Психоаналитик советует Мардж писать мемуары, и она вспоминает советское детство и молодость, прошедшую в борьбе за мир, любовь и деньги. По биографиям Мардж и ее близких можно учить новейшую историю — от падения Берлинской стены до терракта 11 сентября.

Семья мужа № 1 вывозит Мардж в Нью-Йорк. Первый супруг не хочет сражаться за ее любовь, зато второй делает это постоянно — но где-нибудь на Шри-Ланке, в Гондурасе или на Палестинских территориях: он военный корреспондент. Мардж мечтает затащить его в свой кофейно-литературный мирок, где подвигом считается поход в спортзал. Муж № 2 смотрит на нее глазами несчастного спаниэля: «А как же борьба? Как же вольные пампасы?»

Мардж устает каждый день ждать похоронки. После развода она отправляется в Африку строить школу в глухой деревне. Но столетия нищеты и неграмотности — это такая яма, которую невозможно засыпать. Все, что ты дашь, проестся, все, чему научишь, забудется за ненадобностью. Но самое главное, Мардж обнаруживает, что она не столько помогает людям, сколько доказывает сама себе: «Я ужасно благородная».

Супруг № 3 вводит Мардж в мир Большой Нефти — он работает вице-президентом крупной добывающей корпорации. В его доме полно вещей, купленных по принципу «в голову стрельнуло», и он забывает о них на следующий день. Мардж понимает, что она тоже вещь: ею наигрались и закинули под кровать.

Она вновь разводится и открывает литературное агентство. Ее карьера успешно продвигается, но ей требуется кто-то, о ком можно думать по пути из офиса домой. Мардж думает о режиссере Кевине. В конце концов, он начитан, остроумен и знаменит.

Кевин просит руки Мардж — но не для себя, а для Зэка, 20-летнего актера. Зэк недавно эмигрировал из Новой Зеландии и ему срочно нужна грин-карта. Сердце Мардж разбито, но она по привычке хохмит: «Устрою себе шикарную свадьбу: жених — Зэк, музыка — «Радио-шансон», костюм в полосочку. Обменяемся наручниками при понятых — разве плохо?»

Зэк — чудесный парень с широкой улыбкой и накаченным прессом. Ему плевать, что Мардж годится ему в мамы — он искрене восхищается ею. На медовый месяц они отправляются на горнолыжный курорт. Собака Мардж обдирает дорогой диван в арендованном доме и хозяин обещает подать на молодоженов в суд.

Кевин советует Мардж нанять адвоката Пола Вардлоу, с которым он давно сотрудничает. Вскоре она узнает, что это и есть ее истец.

У них завязываются странные отношения — полудружба-полуфлирт. Пол подтрунивает над Мардж и в то же время оберегает ее и поддерживает во всех начинаниях.

У Пола богатая биография: он родился в Ираке, детство провел в Гане, учился в Великобритании. Хотел стать великим актером, а стал голливудским адвокатом. Мардж импонируют его взгляды на мир, и ей с ним очень интересно: он всерьез увлекается психологией и философией.

Отношения с Зэком постепенно сходят на нет. Он не терпит опеки со стороны Мардж, а ей смешно и странно глядеть на то, как муж № 4 повторяет ошибки ее молодости. Пол не появляется и не звонит — и эта ниточка обрывается.

У Мардж опять депрессия: ей даже к психоаналитику идти не хочется. Она начинает пугать родственников намеками на самоубийство — не всерьез, конечно: ей просто хочется, чтобы окружающие говорили: «Ты нужна нам!» Узнав о «суицидальных наклонностях» Мардж, Пол звонит ей и все объясняет: его матери предстоит операции, поэтому все эти дни он был в Лондоне, рядом с ней. «Главное, не выходи замуж до завтра, — говорит он. — Я в очереди крайний».

Мардж не знает, что и думать: есть ли у них шансы? Ведь они любят себя, а не друг друга. Но Пол считает, что симбиоз эгоизмов — это залог успешного брака: «Заботься обо мне, а я буду заботиться о тебе, и пусть окружающие думают, что у нас любовь».

Влечение ума, влечение сердца… а влечение тела, если что, сексолог поправит. Мардж решает начать новую жизнь и новый дневник.

Дополнительные материалы

Как писать синопсис — мастер-класс Эльвиры Барякиной, в котором подробно, шаг за шагом, показано, из каких элементов состоит синопсис и как их собрать в интересный, легкий для восприятия текст.

Работа над книгой закончена – сюжет отредактирован, доведен до совершенства, материал полностью готов к отправке в издательство. Не хватает лишь одной детали – синопсиса. Но как написать синопсис, рассказав о целой книге на одном листе бумаги?

В этой статье разберем:

  • что такое синопсис;
  • какие трудности могут возникнуть при его написании;
  • как написать синопсис к фильму, книге или сценарию: структура текста и объем;
  • что нужно сделать при написании синопсиса, а чего нужно категорически избегать;
  • пример синопсиса.

Что такое синопсис

Синопсис – это краткое изложение сюжета книги, фильма, сценария, обзор его ключевых моментов.

Синопсис нужен для того, чтобы литературный агент, издатель или редактор смог понять, о чем ваше произведение.

Синопсис раскрывает основную идею произведения, а также его некоторые особенности и детали: жанр, стиль, главные герои, сюжетные линии и т. д.

Синопсис нельзя сравнивать с планом. Цель плана – описание героев произведения, разбивка сцены на отдельные нити, которые в итоге переплетаются и соединяются в одну сюжетную линию. Это технический, функциональный и достаточно объемный черновой материал, на основании которого строится все произведение.

Синопсис – это и не питч. Питч (англ. pitch) представляет собой торговую презентацию кинофильма или книги в устном или визуальном виде. Задача питчинга – заинтересовать аудиторию в прочтении/просмотре книги, фильма или спектакля. Также питчинг необходим для того, чтобы заполучить для проекта инвесторов и кредиторов. Питч и синопсис тесно взаимосвязаны и должны работать во имя одной цели – продвижение материала.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Как написать синопсис: какие трудности могут возникнуть при написании

Скорее всего, когда вы приметесь за работу над синопсисом, вас настигнут следующие мысли:

  1. Все кажется важным. Вы проработали над книгой долгое время, возможно, работа заняла несколько лет вашей жизни. В книге каждая сцена, каждый герой, каждый поворот в сюжете важен и значим. Как съесть только один кусочек из всей плитки любимого шоколада?
  2. Нет спойлерам! Как решиться, взять и просто рассказать, чем закончится история, раскрыть все тайны, рассказать об интересных поворотах, которые ждут героев книги и самого читателя? А как же интрига?
  3. Вы хотите, чтобы книга понравилась, а лаконичный, сухой и функциональный синопсис разве хороший вариант для этого?

Как написать синопсис: структура и объем

Ключ к написанию синопсиса – помнить, кто его адресат. Вы пишите синопсис не для своего читателя, вы пишите для своего литературного агента, издателя или редактора, то есть для профессионалов своего дела. Синопсис нужен им для того, чтобы понять основную идею книги (фильма, сценария), понять, как конец объединяется с началом сюжета, понять, нравится им книга и понравится ли она будущему читателю или нет.

Текст синопсиса желательно разбить на 5 частей:

  1. Расскажите о главном герое (протагонисте). Кто он? В каких условиях и обстановке находится герой в начале истории? Каким образом эти условия изменились и почему?
  2. Поскорее переходите к середине истории. Перенесите читателя в эпицентр событий: расскажите, что произошло (катастрофа, трагедия, бедствие). Какие изменения произошли в жизни героя? Кто или что является причиной этих изменений: сам герой или антагонист? Изменения произойдут в лучшую или худшую сторону для протагониста?
  3. Какой выбор сделал герой? Почему это только ухудшает положение? Что происходит дальше? Какие возникают новые трудности и проблемы?
  4. Расскажите о кульминации истории: финальная битва, долгожданная встреча, восторжествование справедливости, счастливый финал и т. д.
  5. Чем все закончилось? Как конец истории связан с его началом?

Продемонстрируйте последовательную цепочку происходящих событий и изменений в сюжете, пишите так, чтобы издатель смог проследить за чередой событий и понять, к чему в итоге это привело.

Объем синопсиса – один лист формата А4, это, примерно, 500 слов. Выходит, 100 слов на один абзац текста. И все. Используйте слова с умом.

Конечно, ваша книга намного интереснее и увлекательнее синопсиса: в сюжете задействовано большое количество героев, у каждого из них своя интересная история и отдельная сюжетная линия. Но постарайтесь выбрать главного героя или несколько самых интересных персонажей и покажите их развитие по традиционной линии сюжета “герой-проблема-преодоление”.

Статьи:

  • “Как написать профессиональную рецензию на фильм”
  • “Как написать рецензию на книгу”.

Что нужно делать при написании синопсиса

  1. Рассказать о сути произведения. Объем синопсиса (500 слов) не позволяет выходить за рамки, лить воду и углубляться в детали. Только основная сюжетная линия.
  2. Не бойтесь спойлеров. Издатель или ваш агент – профессионалы своего дела. Сэкономьте их время, заинтересуйте, расскажите о неожиданном повороте в сюжете, поделитесь самыми интересными моментами книги.
  3. Определитесь с сюжетной линией. Возможно, в вашей книге задействовано сразу несколько самостоятельных персонажей, и каждый из них обладает интересным характером и историей. Но если в синопсисе расписать все существующие сюжетные линии, получится каламбур. Поэтому остановитесь на одной. Если необходимо, сможете оставить ссылки на другие сюжетные линии.

Что не нужно делать при написании синопсиса

  1. Комментировать. Не нужно объяснять, что значит это или вот это. Не нужно нахваливать свою креативность, мастерство и свое произведение. Пусть редактор сам примет решение.
  2. Использовать метафоры, риторические приемы, фигуры речи и тропы. Пишите просто.

Как написать синопсис: с чего начать

  1. Как можно быстрее напишите черновой вариант синопсиса. Чем больше будете размышлять и суетиться, тем сложнее будет начать. Напишите о самом интересном.
  2. Если черновик занимает 7 листов, не отчаивайтесь. Теперь возьмите в руки маркер и выделите самые интересные детали (представьте героя, расскажите, с какой проблемой он столкнулся, почему ситуация обострилась, далее кульминация и конец истории).
  3. Сокращайте и отсеивайте лишнее, пока не получите нужный объем – один лист, всего 5 абзацев.
  4. Отредактируйте текст, найдите и исправьте грамматические и орфографические ошибки.
  5. Попросите человека, который знаком с вашей книгой и знает ее содержание, прочитать синопсис. При такой агрессивной редакции и удалении из текста лишнего, важно не переборщить и не потерять главный смысл. Человеку “со стороны” проще понять, справились ли вы с задачей – синопсис отражает основную идею книги или нет.
  6. Убедитесь, что синопсис удовлетворяет всем требованиям оформления. Если текст необходимо напечатать, используя шрифт Times New Roman 12-го размера, а также стандартные параметры полей страницы, сделайте это, не хитрите, дабы вместить лишние 100 слов.

Пример синопсиса книги

Для большей наглядности и понимания, что же все-таки из себя представляет синопсис и как его написать, ниже приведен сюжет романа Чарльза Диккенса “Приключения Оливера Твиста”:

Оливер Твист — мальчик, мать которого умерла при родах в работном доме. Он растёт в сиротском приюте при местном приходе, средства которого крайне скудны. Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За строптивость начальство отправляет Оливера в контору гробовщика, где мальчик подвергается издевательствам старшего подмастерья.

После драки с подмастерьем Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку юного карманника Джека Доукинса по прозвищу «Ловкий Плут». Логовом преступников верховодит хитрый и коварный еврей Фейгин. Туда же наведывается хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс. Его 17-летняя подружка Нэнси видит в Оливере родственную душу и проявляет к нему доброту. В планы преступников входит обучение Оливера ремеслу карманника.

Однако после сорвавшегося ограбления мальчик попадает в дом добродетельного джентльмена — мистера Браунлоу, который со временем начинает подозревать, что Оливер — сын его друга. Сайкс и Нэнси возвращают Оливера в мир преступного подполья с тем, чтобы он принял участие в ограблении. Как выясняется, за Фейгином стоит Монкс — сводный брат Оливера, который пытается лишить его наследства.

После очередной неудачи преступников Оливер сначала попадает в дом мисс Роз Мейли, в конце книги оказывающейся тётей героя. К ним приходит Нэнси с известием о том, что Монкс и Фейгин не расстаются с надеждой выкрасть или убить Оливера.

С такой новостью Роз Мейли едет в дом мистера Браунлоу, чтобы разрешить с его помощью эту ситуацию. Затем Оливер возвращается к мистеру Браунлоу. О визитах Нэнси к последнему Браунлоу становится известно Сайксу. В припадке гнева он убивает несчастную девушку, но вскоре погибает и сам. Монксу приходится открыть свои грязные тайны, смириться с утратой наследства и уехать в Америку, где он умрёт в тюрьме. Фейгин попадает на виселицу, а Оливер счастливо живёт в доме своего спасителя, мистера Браунлоу.

Википедия

Пример синопсиса фильма

Синопсис фильма “Титаник” (1997 г.):

В первом и последнем плавании шикарного «Титаника» встречаются двое. Пассажир нижней палубы Джек выиграл билет в карты, а богатая наследница Роза отправляется в Америку, чтобы выйти замуж по расчёту. Чувства молодых людей только успевают расцвести, и даже не классовые различия создадут испытания влюблённым, а айсберг, вставший на пути считавшегося непотопляемым лайнера.

P. S.: Понравилась статья? Делитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо и хорошего Вам дня!

Фото для обложки статьи ru.depositphotos.com

Вряд ли найдется человек, не знающий, что такое сценарий фильма – кино-то ведь смотрят все. Обычно при этом слове представляется внушительная стопка листов с текстом, после прочтения которой актеры понимают, кого и как играть, а режиссер – что именно ему предстоит снимать. Однако гораздо меньшее количество людей ответят утвердительно, если спросить, что такое синопсис к фильму.

Разберемся, что значит такое странное слово. Только не путайте с синапсисом: понятие, конечно, похоже на слух, но точно не из сферы киноиндустрии. Итак, начнем.

Синопсис сценария – это…

Проще всего назвать его остовом, своеобразной выжимкой. Представляет линейный, сжатый пересказ сценария + донесение основной мысли картины. Обязательные условия – написан интересно, содержит главные события фильма: идею, завязку, кульминацию, развязку, важные сюжетные повороты.
Для легкости восприятия объясним на наглядном примере. Помните, в школе писали изложения по литературным произведениям, где надо было сжато рассказать суть и раскрыть конфликт и главную идею? Школьникам целую книгу, а то и несколько томов, приходилось умещать максимум в 3-4 листа тетради. Теперь представьте, что произведение – сценарий, а изложение – синопсис. Размер последнего варьируется от двух-трех страниц до примерно половины листа формата A4 (либо меньше). Все зависит от цели написания.

Обычно синопсисы киносценария готовят для представления:

  • Продюсерам.
  • Менеджерам различных мероприятий.
  • Для включения в каталог фестивалей.

В подобных условиях люди точно не станут читать толстенный сценарий, просто потому, что не имеют достаточно времени. Вот почему важно заинтересовать их хорошей историей, но не наскучить, чтобы чтение не бросили на полпути. Для этого синопсис кино необходимо написать правильно. Разберемся, как.

Пишем грамотный синопсис

Что стоит включить в тему, чтобы вышло хорошо:

  1. Экспозицию: описание времени и места, в которых действуют герои.
  2. Завязку: событие, меняющее жизнь героев. Одновременно происходит фокус на главной идее/конфликте/драме.
  3. Основные сюжетные моменты – для понимания, куда и как все движется.
  4. Кульминацию – тот момент, когда происходит высший накал страстей и эмоций.
  5. Развязку – можно сказать, эпилог с выводом и каким-то заключительным действием.

Для ясности обратимся вновь к наглядному примеру синопсиса. Возьмем фильм «Титаник» – ведь его смотрели если не все, то большинство.

«В наше время охотник за сокровищами ищет ожерелье на затонувшем в начале 20 в. знаменитом судне. Вместо этого он находит портрет неизвестной женщины. Выясняется, что эта девушка – англичанка Роуз, плывшая с матерью и женихом в Америку. Ныне почтенная старушка, она рассказывает кладоискателю свою историю, действие которой разворачивается непосредственно на «Титанике».

То есть экспозиция – корабль и океан в 1912 г. и совсем чуть-чуть современность.

Далее – завязка. «Роуз, девушка высшего общества, больше не может выносить ни сковывающие ее правила поведения, ни навязанный матерью скорый брак по расчету. Пытаясь покончить с собой, она встречает Джека – нищего, но невероятно талантливого художника. Между молодыми людьми вспыхивает страсть, а потом и настоящие чувства. Увы, жених и бесконечные социальные условности и ограничения не дают влюбленным надежды на скорое счастье. В процессе конфликтов, человеческой драмы происходит в придачу драма природная: судно сталкивается с огромным айсбергом и начинает стремительно тонуть».

Здесь зрителя ждет кульминация – это сцены ухода «Титаника» под воду и смерти Джека. Развязка – судьба Роуз после катастрофы, плюс окончание ее повествования для искателя кладов.

Примерно в таком виде, только более занимательно и литературно, пишутся синопсисы. Более кратким вариантом является логлайн – аннотация, умещающая суть и главный конфликт буквально в 2-3 строках. Синопсис сериала создается по такому же принципу.

Делаем вывод: синопсис не менее важная часть в кино, чем сценарий, просто не такая очевидная. Зато теперь вы знаете, что это такое и «с чем его едят».

Наконец книга написана, отредактирована и приведена в идеальное состояние. Впереди автора ждёт обращение в издательство. Конечно, если он не планирует публиковаться на одном из Интернет-ресурсов, что сделать заметно проще.

Для подачи заявки в любое серьёзное издательство потребуется синопсис – кратко, без лишних подробностей изложенный сюжет книги.

Древнегреческие учёные определяли этим термином сжатый обзор одного целого предмета, но без детальных рассуждений и подробной аргументации. Вот примерно то же самое требуется от современного литератора, когда он презентует своё новое произведение потенциальному издателю.

Виды

Различают три разновидности синопсиса:

  1. Краткие в виде аннотации.
  2. Стандартного размера.
  3. И развёрнутые, более подробно раскрывающие сильные/интересные стороны сюжета.

Краткое изложение сюжета включает в себя буквально до шести-семи предложений. Его размещают непосредственно в письме к издателю, а само произведение высылают во вложении к этому обращению (заявке). Такая аннотация рассказывает, о чём роман или повесть.

Стандартное по размеру изложение – это одна или две странички Word (чем крупнее роман, тем больше текста) – от 4 до 7 тысяч знаков. В таком синопсисе описывают персонажей, указывают основные перипетии и поворотные точки сюжета.

Развернутое изложение сюжета требуют реже. Обычно, когда издатель заинтересовался книгой или же она пишется на заказ – готового текста у автора на руках ещё нет. Здесь нужен объём до четырёх-шести страничек Word, на которых по тезисам расписывают сцены или главы.

Краткая аннотация

Вот как написать синопсис к книге в виде краткой аннотации:

  1. Указываем, кто главный герой.
  2. Рассказываем о его главном недостатке (изъяне).
  3. Рассказываем о событии, которое меняет жизнь этого персонажа.
  4. Указываем противника.
  5. Рассказываем о друге/союзнике.
  6. Кратко описываем главное сражение/битву.

синопсис-3

Например, так выглядит аннотация к сценарию фильма «Рокки»: боксёр-неудачник получает шанс стать чемпионом, если сразится с действующим чемпионом. Поверить в себя ему помогает возлюбленная, он выходит на ринг.

То есть, указано, что:

  1. Главный герой – это боксёр.
  2. У него есть недостаток в виде неуверенности в собственных силах.
  3. Событие, меняющее жизнь, — это шанс стать чемпионом мира.
  4. Главный противник – действующий чемпион.
  5. Лучший друг и союзник – любимая девушка боксёра.
  6. Главная битва для победы и преодоления себя – бой на ринге.

Основная задача аннотации – заинтересовать издательство. В ней присутствует некая интрига. А содержание выглядит, как продающая литературный продукт презентация. Издатель должен сразу, не вникая в текст рукописи, понять, будет ли он это публиковать.

Синопсис стандартного вида

Содержание стандартного изложения сюжета:

  1. В каком мире разворачивается действие: место, время, продолжительность.
  2. Кто такие главные герои.
  3. В чем заключается драматическая ситуация.
  4. Каковы мотивы героев.
  5. Система символов, если есть.
  6. Какие препятствия встречаются на пути героев.
  7. Что влияет на их поступки: недостатки/тайны.
  8. Почему и как главный герой «падает в пропасть» — испытывает мнимое поражение.
  9. Кульминационное событие.
  10. Изменения в герое в результате кульминации (решающего сражения).

Чтобы уложить всю необходимую информацию в одну-две страницы Word, можно разбить её на условные блоки:

  • В первом блоке даётся общее описание: рассказывается кратко о мире, о главных персонажах – кто они такие, почему их судьба должна волновать читателей?
  • Во втором блоке рассказывается о сути конфликта: что или кто встаёт на пути героя, к чему он стремится в результате?
  • Третий блок посвящается кульминации: рассказывается, в чём заключается наивысший эмоциональный пик истории. Как кульминация влияет на читателей.
  • Четвёртый заключительный блок повествует о развязке: перечисляются события, которыми завершается книга.

Как составить правильно?

Основные правила составления синопсиса следующие:

  1. Изложение пишется в публицистическом, описательном стиле. Всегда от третьего лица в настоящем времени, даже если сама история рассказана от лица главного героя или какого-либо другого персонажа.
  2. Текст начинается с перечисления главных действующих лиц. Указываются их имена, профессия или род деятельности, основные мотивы.
  3. Далее обрисовывается место действия: исторический период, сама местность, время/продолжительность действия. Здесь важно указать одну-две особенности окружающего мира.
  4. На следующем этапе раскрываются сюжетные линии с выделением главной. Ключевые события даются тезисами. Описываются конфликты, препятствия на пути героев, символы.
  5. Кульминация раскрывается чуть подробнее, с указанием, чем именно завершится история.
  6. Подробности и лишние детали в синопсисах не нужны! Лучше писать просто и понятно.
  7. Готовый текст обязательно проверяется на ошибки!

Как оформить правильно?

Также существуют определённые правила оформления:

  1. Название файла (книги) и имя автора выносится в заголовок файла.
  2. Их же дублируют в самом теле синопсиса, в его начале.
  3. Затем указывают жанр и форму произведения (роман, повесть, рассказ); число авторских листов или количество знаков. Желательно прописать целевую аудиторию, если она известна автору. Серию, в которой по мнению автора можно опубликовать его произведение.
  4. Дальше размещают сам синопсис.

В конце дают контакты автора, их же можно указать в начале рукописи, сопроводительном письме.

синопсис-1

Пример оформления сопроводительного письма:

Уважаемая/уважаемый (имя, отчество издателя)!

Позвольте предложить Вашему издательству мой роман.

  • Название: (вписать).
  • Автор: (вписать).
  • Жанр: (вписать с возможным указанием серии).
  • Объём: (указать в авторских листах и/или в количестве знаков – например, 17 тысяч).
  • Целевая аудитория: (указать по возможности).
  • Аннотация: (краткая информация, о чём книга).
  • Об авторе: ФИО/псевдоним, возраст (по желанию), образование, информация о книжных публикациях – публиковался или нет, когда и где именно.
  • Контакты автора, каждая позиция с новой строки для удобства прочтения: (адрес; телефон с указанием разницы во времени с Москвой; E-mail; адрес сайта, если есть).

Текст произведения и синопсис прикрепляются к сопроводительному письму двумя отдельными файлами!

Пример оформления стандартного синопсиса:

  • Название книги.
  • Имя автора.
  • Место действия.
  • Продолжительность (годы, месяцы, дни).
  • Основные локации (например, офис).
  • Перечисление героев, союзников, антагонистов (род деятельности, мотивы).
  • Общее описание произведения по плану: 1) суть конфликта; 2) кульминация; 3) развязка.

Ошибки при составлении

  1. Переизбыток имён собственных. Лучше писать только о самых важных персонажах, давая им ёмкие определения помимо имени (клерк-нытик, сирота, директор, злобный менеджер, и тому подобное).
  2. Переизбыток персонажей. Ошибка проистекает из первой — из желания вывалить на издателя максимум информации. Поэтому нужно перечислять только ключевые фигуры истории, обычно это 4-5 действующих лиц.
  3. Переизбыток информации в целом. Не нужно писать обо всём подряд, использовать вводные слова и всякие словесные украшательства. Всё, что не несёт полезной информации, должно безжалостно удаляться.
  4. Недосказанность. В описании сюжета нельзя оставлять открытую концовку! Интригующими вопросами и намёками издателя не заинтересуешь. Ему нужно точно знать, чем именно закончится история.
  5. Восхваление себя любимого и своего творения. Публицистическому стилю, в котором пишутся синопсисы, не присущи оценочные суждения. Следовательно, всякие хвалебные эпитеты неуместны.
  6. Ошибки (в том числе стилистические) в тексте письма, аннотации, а также в самом произведении. Не забывайте, что неграмотные рукописи с большой долей вероятности «улетят» в корзину.

синопсис-2

Важно! Синопсисы и аннотации пишутся максимально нейтральным стилем. Без ненужной демонстрации владения языком, сжато, коротко, ясно. Без многозначности, намёков, вопросительных предложений, попыток удивить/заинтриговать издателя. Без переизбытка прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Без ненужного юмора и заигрывания, сравнения себя или своего произведения с другими авторами.

Обратите внимание, что самую актуальную информацию о требованиях к оформлению, содержанию, размеру синопсиса всегда можно получить на сайте издательства. Не ищите подсказок в интернете, если собираетесь публиковаться у конкретного издателя!

В заключение

Ещё раз о том, как правильно (скорее всего, написать идеально просто невозможно) составить синопсис:

  1. Пишем краткую аннотацию.
  2. Расширяем её за счёт ключевых событий истории.
  3. Тщательнейшим образом вычитываем готовый текст, исправляя все ошибки.

Раскрыть сюжетные линии в кратком изложении просто невозможно, да и характеры героев не опишешь. Поэтому лучше уделить максимум внимания сеттингу (один абзац в два-три предложения), особенно если идёт речь о фантастике или фэнтези. Также немаловажно в самом начале указать на любые характерные особенности произведения, которые отличают его от работ других авторов. Эта информация будет действительно интересна редактору.

Оффтопик: Спешу отметить, что этот сайт изначально создавался, как копилка знаний по писательскому мастерству. Я сама пишу прозу и мне интересна такая информация. Позже на сайте стали появляться отзывы на дорамы. То есть, контент стал смешанным, без выраженной чётко тематики. В дальнейшем всё будет происходить именно так — отзывы чередуются с полезными статьями по писательскому мастерству.

Прошу дорогих любителей дорам не волноваться! Свежие отзывы не заставят себя ждать. Но имейте в виду, что написать статью быстрее и проще, чем полностью просмотреть сериал на 30 и больше серий. Соответственно, отзывы пишутся реже.

Как написать синопсис: шпаргалка для писателя

  • 2 года назад

Сегодня я хочу поделиться файлом-шпаргалкой, который поможет всем, кто не знает, как написать синопсис. Для тех, кто публикует книги через платформы самиздата, синопсис — вещь необязательная и даже лишняя. А вот если ты собираешься отправить рукопись в издательство или на конкурс, придется с ним разбираться. Мне пришлось столкнуться с ним при отправке книги «Когда исчезает солнце» на конкурс Новая детская книга.

Пришлось сильно помучиться, умещая 10 авторских листов в 3000 знаков. Сначала кажется, что это нереально, но если акцентировать внимание только на важных деталях, все возможно. Не буду долго тянуть и сразу дам ссылку на файл:

Его можно скачать и распечатать, чтобы заполнять от руки, а можно перечертить структуру на лист бумаги или в тетрадь.

А дальше я расскажу новичкам о том, что такое синопсис, зачем и кому он нужен.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Как правильно написать синопсис к книге

Синопсис — это текстовый документ, в котором кратко описаны все события истории. Он нужен, чтобы редактор, ридер и остальные люди, причастные к изданию книги, смогли быстро ознакомиться с содержанием и понять, подходит ли она им.

К синопсису есть определенные требования:

  • Он полностью раскрывает сюжет. Никаких интриг, свойственных аннотациям. Завязка, ключевые события, кульминация, развязка — ничего не утаивается.
  • Он должен быть кратким. В синопсис не надо вчитываться, он дает самое общее представление об истории.
  • В нем должно быть минимум имен. Даже если в истории их много, перечисляется 1, максимум 2 имени. Все остальные — либо по ролям, либо вообще выносятся за скобки.
  • В синопсисе не отображаются побочные линии, и даже главная может быть слегка подредактирована, чтобы не выходить за предел.
  • Он не должен быть сухим, безэмоциональным. У читателей должно появиться желание прочитать полную версию рукописи.

Какой длины должен быть синопсис

Объем синопсиса устанавливает издательство или регламент конкурса. Короткий синопсис может быть объемом в 500 знаков, средний — в 3000, наиболее полный доходит до нескольких страниц. Нужно внимательно изучать сайты и не выходить за рекомендуемые пределы.

Написание синопсиса — это сложная работа, и я советую начинать с формулировки экспозиции-завязки-кульминации-развязки в одном-двух предложениях. Затем можно добавить несколько важных событий в середине книге. Если останется место — описать мир и персонажей.

Как и любой другой навык, этот приходит с опытом. Если у тебя не так много своих произведений, можешь тренироваться на хорошо известных книгах от других авторов — со временем формулировать мысли кратко станет проще.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать расширенную заметку
  • Как написать расширение файла
  • Как написать расширение для яндекс браузера
  • Как написать расширение для браузера на python
  • Как написать расширение для браузера firefox