Как написать рассказ план взрослому

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Приключения на курорте. Пройдоха.03.03.2023

    СССР. 1976 год. Санаторий «Звездочка», город Горячий Ключ. Мне, и моему другу Рустему, по 10 лет. В том году, нам несказанно повезло. Наши родители достали для нас путевки в детский санаторий «Звездочка»! Ура!…

  • Глава 1Деревня Джека

    Автор: prizrak_povara

    02.03.2023

    Марта,сходи за снадобьями к лекарю! —Хорошо,мама…сказала она тихим и безнадёжным тоном,нет,наверно даже вздохом.Подходя к лавке она увидела карательный отряд этой деревни.Он занимался в основном казнью еретиков,так они называли тех кто неугоден феодалу этой…

  • Они живут в темноте 

    Автор: derzkiy pisatel

    02.03.2023

        Наконец папа закрыл книгу и сказал, что монстров не существует.     «Ага, как же, — подумал Лёша, разглядывая чёрный силуэт на дверце шкафа. — Вот усну, а он обязательно будет стоять надо мной и дышать прямо в лицо, а потом, чего доброго, попытается…

  • Луна рыдала: перестаньте

    Автор: Дом Родной

    02.03.2023

    Когда светло — люди живут делами, а в темноте мечтают. Как и везде, в нашем Комолово подозрительная ночь укутывает людей вуалью загадочности и надежд. Но временами она крепко стягивает ткань на наших шеях…

  • Тяжелое сердце

    Автор: Дом Родной

    02.03.2023

    На востоке России есть провинциальный город Комолово. В его центре находится психиатрическая лечебница №12, в правом крыле которой я сейчас нахожусь. Мне четырнадцать лет, и считается, что я психически нездоров. Может, оно и так,…

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Как написать рассказ. Авторский замысел. План

rasskazВы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Это просто! Главное, иметь замысел – первый этап творческого процесса, а затем грамотно составить план. Этим сегодня и займемся.

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном.  А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. 🙂

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую  прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.

rasskazАвторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это  задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Авторский замысел своим рождением может быть обязан размышлениям, любознательности и фантазиям.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм,  или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть ЗДЕСЬ.

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят  мышление  работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать литературных героев и персонажей«.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Понравилась публикация?
Поделись ею с друзьями!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Суть рассказа состоит в том, чтобы воссоздать чей-то былой опыт. Это как бы история, рассказанная на бумаге — но никак не механическое воспроизведение событий, так как рассказ должен, помимо всего прочего, включать в себя дилеммы и мораль. Хороший рассказ вдохновляет на действие или размышление, он богат деталями, его приятно читать. И эта статья расскажет вам, как написать хороший рассказ.

  1. Изображение с названием Write a Narrative Step 1

    1

    Выберите момент. Вы не мемуары пишете, вы пишете о событии. Событие, в свою очередь, вовсе не должно быть огромным или длительным. Напротив, куда чаще важными становятся короткие, простые события, оборачивающимися чем-то новым. Возможно, вы захотите написать о каком-то событии из вашего детства, о том, как достигали какой-то цели (или о том, как не достигли), о каком-то поступке и т.д. Если о событии интересно писать, то есть все шансы, что и читать о нем будет интересно.[1]

    • В рассказе должна быть суть, мораль, тезис. В противном случае, ради чего читать? Из прочитанного читатель должен извлекать урок для себя, вот в чем соль.[2]
    • Сделайте набросок основных частей вашего рассказа. Раз вы воскрешаете события в собственной памяти, то наверняка у вас в голове будет миллион мыслей, которые еще надо как-то упорядочить. С помощью наброска это вполне можно сделать.
  2. Изображение с названием Write a Narrative Step 2

    2

    Не утомляйте читателя, но рассказывайте ему подробности. Воображению читателя нужны детали. Знаете, как оно бывает — восхищаетесь подробной книгой, но кривитесь при виде урезанной экранизации… Так и здесь: читателю надо рассказать подробности.

    • Увы, грань тонка, даже признанным авторам она дается нелегко. С одной стороны, вам надо избежать описания очевидных вещей. С другой стороны, надо описать все важное. Постарайтесь определить, что имеет значение, а что — привлекает внимание. И не стоит додумывать детали — сами в них же и запутаетесь.
  3. Изображение с названием Write a Narrative Step 3

    3

    Пишите в удобном для вас темпе. Нет смысла выжимать из себя тот или иной объем текста, вне зависимости от обстоятельств. Пишите так, как вам будет удобнее. Опять же, грань тонка, и если вы описываете собственный опыт, то будет иметь смысл время от времени переключаться с деталей на события, а потом обратно.

    • Эпизоды рассказа — это как жемчужины в ожерелье: они должны быть должной формы, а на ожерелье их должно быть в меру. Да, читатель читает именно эпизоды, но именно эпизоды должны вести читателя по ходу рассказа.[3]
  4. Изображение с названием Write a Narrative Step 4

    4

    Подумайте о том, от чьего имени ведется повествование. Это интересный момент, ведь повествующим вовсе не обязательно должен выступать сам автор (хотя такое вполне допускается). Вы-автор можете принимать в рассказе участие, не ведя при этом повествование, что даст вам возможность по-другому описать какие-то события, а также немало других возможностей для формирования характера образа.

    • Когда рассказ ведется от первого лица, но подробностей маловато, то читатель неизменно приходит к выводу, что повествующему верить не стоит. Это ирония, когда и автор, и читатель одинаково смотрят на повествующего, или когда читатель знает больше, чем все персонажи рассказа.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Narrative Step 5

    1

    Начните. Совет очевидный, но важный. Важно начать работу над рассказом, и, особенно в начале, не браться за длинные и пространные описания. Читателю необходимо как можно скорее уловить суть, действие, а не знакомиться с вашим словарным запасом.[4]

    • Один из вариантов — в самом начале рассказать про событие, а объяснение всему оставить на конец произведения. Возможно, это зацепит читателя и он будет внимательно читать ваш рассказ, желая найти ответ.
  2. Изображение с названием Write a Narrative Step 6

    2

    Будьте организованны. При написании рассказа совсем не сложно сбиться, отвлечься и… оставить какие-то вопросы без ответа, а сам рассказ наполнить бесконечными размышлениями и флешбеками. Конечно, для вас все будет понятно — но не для читателя. Тут вам на помощь, кстати говоря, придет ваш набросок.

    • Вы пишете рассказ, он не пишется сам. У вас в руках все, что нужно для того, чтобы рассказ получился таким, каким вы его задумали. Вы должны помнить о том, что ваш рассказ будут читать, следовать за повествованием мыслью. Именно следовать, а не блуждать. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у рассказа были понятные вступление и заключение.
  3. Изображение с названием Write a Narrative Step 7

    3

    Используйте собственные чувства. Все. Сразу. Чтобы детали представали перед читателями во всей полноте, объеме и красе. Возникла проблема с описанием чего-то? Обращайтесь к чувствам.

    • Сделайте небольшую таблицу с пятью колонками — для запахов, звуков, вида, ощущения и вкуса. Если что-то обычно описывается через одно чувство, это вовсе не значит, что вы не можете продолжить описательный ряд. Вы можете услышать и ощутить дождь, это так. Но вы еще можете ощутить его запах. В общем, продолжать можно всегда.
  4. Изображение с названием Write a Narrative Step 8

    4

    Пишите понятным языком, тщательно выбирая слова. При написании рассказа вы должны уделять этому пункту большое внимание. Слова должны быть подобраны с душой, искусно и умело. С помощью особых слов нужно взывать к особым эмоциям и чувствам читателей. Кроме того, тот язык, которым написан рассказ, должен учитывать его будущих читателей. Шестиклассникам — одни слова, бизнесменам — другие.

    • Если вы ведете повествование не от своего лица, то будьте особенно осторожны, чтобы случайно не наделить повествующего собственными манерами. Если у вас много героев, лучше заранее подготовить список их характеристик и того, как бы они говорили — агрессивно ли, неформально, грубо, педантично и т.д. Имея на руках все характеристики в таком наглядном виде, вы сможете без проблем контролировать речь героев.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Narrative Step 9

    1

    Сделайте паузу. Конечно, не раньше, чем допишете рассказ, но все же. С помощью перерыва вы дадите отдых уму и глазам, которые уже привыкли ко всем спрятанным в тексте ошибкам и ляпам. Устав от работы, вы их просто не замечаете! Так что отдохните как следует — и потом, снова взявшись за работу, вы увидите то, что не видели до сих пор.

    • Проверяйте текст не только на наличие ошибок, но еще и присутствие плохо написанных мест, которые читателям будет сложно представить как надо.
  2. Изображение с названием Write a Narrative Step 10

    2

    Дайте кому-нибудь прочесть ваш рассказ. Одна голова — хорошо, две — лучше. Друг или родственник, не принимавший участия в описываемых вами событиях, сгодится — вам же нужно не предвзятое мнение от не-очевидца, не так ли?

    • А если ваш друг или родственник еще и знает, каким концом к низу держать ручку или карандаш — пусть поможет вам в редактировании текста и поищут ошибки, как грамматические, так и логические.
  3. Изображение с названием Write a Narrative Step 11

    3

    Внесите все необходимые изменения. Что-то придется переделать — это факт. Что-то в большей степени, что-то в меньшей, но все же придется. Этот вопрос стоит обсудить с тем, кто проверял ваш рассказ.

    • Избавьтесь от всего лишнего, что есть в рассказе. Зачем вам “вода”? Она будет лишь отвлекать читателя. Кстати, на этом этапе не лишним будет подумать и о более оптимальном порядке подачи информации. Может, стоит переставить местами пару эпизодов?
    • Придумайте заголовок для рассказа, но не раньше, чем все закончите. Если сначала придумать заголовок, а только потом писать рассказ, то есть все шансы, что рассказ получится не соответствующим заголовку. Придумали? Еще разок проверьте все на предмет ошибок. Проверили? Отправляйте работу туда, куда хотели отправить!

    Реклама

Советы

  • Длина рассказа зависит от ваших же предпочтений. В случае сочинения, уточните нужный объем у учителя.

Реклама

Предупреждения

  • Писать надо не много, писать надо хорошо и по делу.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 11 560 раз.

Была ли эта статья полезной?

Наверняка у вас когда-либо появлялось желание написать классный рассказ. Сегодня людей пишущих очень много. Всемирная Сеть предоставляет безграничные возможности самовыражаться любому – от школьника старших классов до седого пенсионера. Вот почему-то появляется этот зуд в руках – сесть и написать художественный текст, особенно если есть любимый жанр. Детективы и фантастика, романтическая фэнтези и любовная проза, произведения «мужские» – со стрельбой, погонями и крутыми мужиками, и «женские» – написанные чаще женщинами и чаще для женщин. Ничего плохого в этом нет, напротив, – хорошо, что люди стремятся порадовать друг друга интересными историями, выраженными через художественную форму, если бы…

Ох уж эти «если» и «но»! Только и без них не получается.

Попадая на различные сетевые конкурсы рассказов, либо площадки, предназначенные для размещения творчества масс, быстро определяешь для себя простую статистику: из десяти текстов интересным и привлекательным оказывается один, от силы два. Остальные представляют собой либо слабые произведения на уровне сочинений тех самых школьников, либо написаны людьми, совершенно не представляющими себе, что, собственно, оно такое – рассказ.

Как написать рассказ

Поэтому я и решился написать эту статью. Пусть речь в ней пойдёт о вещах простых и хорошо известных тем, кто регулярно выставляется на «Самиздате», участвует в конкурсах и уже получил свою порцию и критики, и признания. Они, считаем, люди опытные. Но для тех, кто решился на эксперимент впервые, уверен, моя информация окажется полезной. Тем более, что опыт показывает: и образованные люди с огромным читательским стажем, и совсем юные авторы, пробующие свои силы не освоив большого объёма писанной литературы, испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки.

Положив перед собой чистый лист бумаги, а в нынешних реалиях – открыв новый файл на жёстком диске, вы задумывается: что же написать? Самые умные, – а умные сегодня все, – просматривают соответствующие ресурсы в Сети и обнаруживают: объём текстов считается в знаках по статистике Ворда. При этом, написание повести требует выстроить в ровные строчки порядка 160-240 тысяч знаков. Роман – вдвое больше, и это лишь необходимый минимум, требуемый редакторами. Однако! Это ж сколько нужно корпеть над «клавой», да ещё без всякой гарантии быть не то что изданным, даже прочитанным?! Если, конечно, не брать в расчёт близких родственников, которые скорее всего осилят вашу писанину, чтоб не обидеть. И тут – ура! – рассказ: 40 тысяч знаков. А можно и меньше, от двадцати, например. Поэтому – конечно, пишем рассказ!

Вот мы и подошли к понятию «малая форма», а заодно и к одному очень распространённому заблуждению. Действительно, к малой форме относятся рассказы, новеллы и эссе. Всё это произведения различающиеся по форме изложения. Но сейчас, для простоты, разбор по формам опустим, ибо речь идёт именно о рассказе. Да, объём его не велик, в литературной среде принято считать авторскими листами (АЛ). Один АЛ равен как раз сорока тысячам знаков с пробелами, а рассказ обычно умещается в один-два АЛ. Освоить такой объём трудно? Кажется, нет ничего проще.

Заблуждение: легко написать скучный и неинтересный рассказ «ни о чём». А вот интересный и захватывающий потребует немалого труда и сноровки. И чем короче рассказ, тем больше времени и мастерства придётся в него вложить.

Это и есть правило номер один: рассказ должен быть увлекательным, захватывающим, читаться на одном дыхании! Вам необходимо захватить внимание читателя уже первой строчкой и не отпускать до последней точки. И чтоб дочитав до этой самой точки, он откинулся в кресле и шумно выдохнул: «Во даёт автор! Ну, молодец! Надо его ещё поискать и почитать…» В противном случае, вяло полистав файл, читатель подумает, а если есть возможность, то и напишет в отзыве: «Аффтар, ску-у-ушна! Многа букаффф!» И закроет документ, не дочитав.

Чтобы рассказ состоялся, – вот тот, интересный и захватывающий, – давайте усвоим некоторые простые вещи. Правило номер два: рассказ, это всегда один герой и одно событие. Главный герой и основное событие. У нашего «главгера» могут быть друзья, очень хорошо, если есть ещё и антигерой, противник, с которым можно побороться. Но всё это второстепенные персонажи, оттеняющие и подчёркивающие основные черты главного. На нём, на главгерое мы сосредоточим наше внимание в первую очередь. То же и с событием: пусть ему предшествуют и сопутствуют другие, без них не обойтись, но функция их та же, что у второстепенных персонажей. А главное событие – яркое, необычное, волнующее! – одно!

Третье, что важно: драматургия. В рассказе должен присутствовать конфликт – либо внешний, либо внутренний. Ещё лучше, если оба сразу. Именно борьба и преодоление привлекают читателя. Наш герой под влиянием обстоятельств и событий повествования должен хоть чуть-чуть, но измениться, стать другим. Пересмотреть свои взгляды и жизненные ценности. В сторону добра или в угоду злу, вознесётся ли он до максимальных высот духа или падёт до крайних глубин разложения и безнравственности – решать вам. Ведь история о плохом человеке, о моральном падении может оказаться не менее интересной и поучительной, чем сага о возвышенном герое.

И наконец, четвёртое: вы должны рассказать историю. «Это история о том, как…» или «Это история о человеке, который…» Пока вы для себя чётко, в одной фразе не сформулируете идею повествования, вы не сможете ничего рассказать другим людям. Ответ на вопрос «для чего я всё это пишу» должен быть у вас в голове, или по крайней мере, родиться в первые дни написания текста. В противном случае с вами может случиться то, что называют «графоманией». То есть автор пишет ради того, чтобы писать. Ему нравится сам процесс, вот только другим не нравится такое читать. Текст пуст, и читатель задаётся вопросом: зачем я терял своё время?

«Это история о девочке, которая хотела угостить свою бабушку пирожками, но не учла, что в лесу водятся опасные и коварные волки».

Структура рассказа

Законы литературоведения гласят, что рассказ должен обладать определённой внутренней структурой. Она следующая:

  • экспозиция
  • завязка сюжета
  • развитие сюжета
  • кульминация
  • финал

Экспозиция: что, где, когда? В каких временах, в какой стране или местности, и с кем будут происходить события повествования. То ли это Русь Х века, то ли Европа времён Второй мировой войны, то ли Москва наших дней – антураж будет разный, и герои разные. Люди говорят присущим времени языком, действуют определённым образом, их окружают соответствующие предметы. Понятно, что в первом случае будет неуместен мобильный телефон, а в последнем обилие конных экипажей на улицах. Читатель должен сразу усвоить – где он, какая реальность его окружает, какие персонажи. Вот только не старайтесь делать экспозицию чрезмерно длинной и скрупулёзно детализированной, оставьте пространство для фантазии читателя!

Завязка сюжета: с чего всё началось. Среди мерно протекающих буден должно произойти какое-то незаурядное, из ряда вон выходящее событие. Толчок, удар, камень, брошенный в воду, от которого по воде пошли круги. Экспозиция и завязка необязательно строго следуют одна за другой, разделённые абзацами. Они могут быть объединены, могут толкаться локтями, как покупатели в очереди, перебивая друг дружку, соперничая. Главное, чтоб было интересно. Помните: мы боремся за внимание читателя, стараемся захватить его и не отпускать!

Развитие и кульминация, наверное, не требуют особых разъяснений. Вы методично прописываете свою историю. Шаг за шагом, событие за событием, постоянно повышая градус эмоций, нагнетая напряжение, а заодно и интерес читателя. Эк лихо закручено, чем же всё закончится?! – думает он и перелистывает страницу за страницей.

Финал следует за кульминацией. В рассказе (малый объём!) может сливаться с ним. Финал может быть закрытым (полная развязка истории, зло наказано, добро торжествует, главгер убил главгада и получил симпатичную невесту в награду, а то ещё и полцарства!), и открытым, предлагающим читателю додумать, вообразить себе возможный исход событий (главгер убивает главгада, однако борьба со злом не окончена, он уходит вдаль, оставляя невесту безутешной, но мы верим, что он вернётся с победой и таки женится на девушке). Как говорит известная писательница Вера Камша – финал может быть открытым, может быть закрытым, но он должен быть. Истинная правда! Если нет ударной концовки, если по тексту вы поставили вопросы и не дали на них ответы, если история ничем не кончилась или финал прописан размыто, читатель почувствует себя обманутым. И такого он авторам не прощает.

Кстати, перед написанием полезно составить план изложения материала. Вот так, по пунктам: экспозиция, то-то и то-то, завязка, развитие и далее. Я сам перед тем, как написать статью, составил план по смысловым блокам. Так писать легче и изложение получается стройнее.

Значение первой строчки, первого абзаца и названия

Слышал я такую историю. Десятилетний мальчик взялся написать рассказ, начал трудиться. Об этом узнали взрослые и попросили его показать, что получается. Малыш принёс тетрадь, любопытные взрослые открыли страницу и прочли первую фразу: «Бум! И голова капитана покатилась по палубе!» Можно улыбнуться такому зачину рассказа, но дело в том, что юный автор абсолютно прав.

Первая строчка текста — визитная его карточка. Первый абзац укрепляет мнение о рассказе в целом: стоит его читать дальше или нет? Интересно будет, или можно настраиваться на тягучее, нудное повествование о малоинтересных вещах? Естественно, что от этого зависит – будут ли вас читать вообще. Потратьте какое-то время, попробуйте первую фразу на зуб, на вкус и запах, покрутите её так и этак. Право, затраты труда и времени стоят того. Ведь часто от первой неловкой фразы, корявой, со смысловой ошибкой, складывается негативное мнение о дальнейшем изложении! И побороть это первоначальное впечатление очень трудно, читатель теперь всё воспринимает предвзято.

Название рассказа не менее важно. Оно должно быть коротким, хлёстким, пробуждающим любопытство. Хорошо, если рождает какие-либо ассоциации с классикой жанра, в котором вы пишете. Например: «Холмсу такое и не снилось!» Произведения Конан Дойла знают все, одновременно вы даёте понять, что представите детектив, и более того – захватывающую, головоломную историю! Ведь именно такие распутывал великий сыщик. Наконец, название должно быть осмысленным, что-то обозначать, предвосхищать чтение (смотри выше). А вот, к примеру, название «Лидия» мало что скажет читателю, хотя в тексте оно может обыгрываться и как женское имя, и название города или марки вина, но это будет потом. Читатель же часто выбирает, просматривая оглавление. Ведь встречают по одёжке. Известно, что классики порой исписывали целые тетради, подыскивая выигрышное название своему произведению, а они знали толк в ремесле!

Сюжет рассказа

По сути, с этого нужно начинать. И наверное, правильнее говорить «сочинитель», а не «писатель». Вначале нужно всё придумать, а написать – техническая сторона дела. Создать историю, интересную и занимательную, хорошо если ещё и поучительную, то есть, со смыслом. Структура сюжета может быть различной. Наиболее частый и простой вариант – прямой и последовательный сюжет. События следуют одно за другим, каждое последующее вытекает из предыдущего. Но есть и другие, более сложные схемы. Событие описывается с точки зрения нескольких персонажей, из их видения слагается цельная история. Или всё начинается с развязки: герой гибнет, а следом описаны события, приведшие к трагическому финалу. Так называемая обратная схема построения сюжета. Подробно о видах композиции можно прочитать в чудесном произведении М. Веллера «Технология рассказа», там он приводит множество разных схем. Я бы рекомендовал почитать «Технологию» всем, кому интересно научиться писать рассказы. Там вы найдёте массу полезных и интересных вещей.

Персонажи

Элемент, которому также стоит уделить максимум внимания. Вы пишите о живых людях, а они все разные. Со своими привычками, любимыми словечками, манерой одеваться, режимом дня и стилем поведения. Чем ярче вы представите себе персонажа, чем детальнее нарисуете его в своём воображении (а можно и на листе бумаге, или найти нужный типаж среди артистов кино, посмотреть фото!), тем живее он будет выглядеть в тексте, и тем легче его представит себе читатель.

Помним: он, читатель, увидит только то, что вы ему покажете на страницах произведения. То, что было у вас в голове, но не обратилось в строчки, останется неизвестным или, как минимум, непонятным.

Поэтому поступки персонажей должны быть ещё и логичны. Хотя бы в рамках того повествования, которое вы ведёте. Допустим, герой собрался на остров, где обитает страшное чудовище. Со всех сторон его предупреждают на все голоса, как опасно подобное путешествие, и что никто из его предшественников не вернулся с острова живым. И что он тоже, скорее всего, не вернётся – так страшен монстр! Но наш герой упорно рвётся туда, где ему не сносить головы. Зачем? Обоснуйте его поведение: или он адреналиновый наркоман, и жить не может без опасных приключений, или чудище насолило ему лично, сожрав невесту, или ещё что. Да хоть и простое любопытство, мол, поглядим, что там за чудо-юдо, не таких видали! И то уже будет мотив. Но если герой прёт на опасности молча, не реагируя на окружающую обстановку и слова других людей, это по крайней мере странно. Всё это в первую очередь относится к главному герою, коль скоро речь о рассказе, но стоит придерживаться здравого смысла и в отношении второстепенных персонажей, и событийного ряда в целом.

Здесь же можно сказать и о деталях – очень полезный инструмент в деле «оживления» персонажей. Например, наличие шрама на лице уже само по себе характеризует героя. Если он ещё и ведёт себя подобающе, то ясно – не вилкой он себе щёку распорол в детстве по неосторожности, а заработал отметину в бою. Или деталь туалета, принадлежность к определённому стилю в одежде: здесь и социальное положение героя, и его личностные особенности, и представление о моде того времени и местности, в которых развиваются события.

Начинающих литераторов подстерегает ещё одна опасность – избыточная детализация и описательство. Хочется ему, автору, чтобы происходящее было максимально понятным, не допускающим двоякого толкования. Хочется всё описать и расставить по местам, при этом он порой отказывает читателю в наличии ума и фантазии. Так рождаются фразы типа: «Он засунул свою руку в свой карман». Понятно, что рука своя, а не чужая. Да и карман тоже, если только текст не посвящён ворам-карманникам. Или: «Он утвердительно кивнул своей головой». А можно кивнуть отрицательно? Или чужой головой?

Стилистика рассказа

Обычные ошибки начинающих авторов: обилие личных местоимений (кажется, что от первого лица написать легче, и скоро пишущий начинает тонуть во всех этих «я/мне/меня» и прочих); повторы однокоренных слов (пример: «он автоматически передёрнул затвор своего автомата и открыл огонь в автоматическом режиме»); слова «был/было»; длинные, трудно читаемые предложения и тяжеловесные конструкции (к примеру, с нескольким деепричастными оборотами). Текст новичка легко определить именно по этим характерным шероховатостям.

По поводу написания от первого лица. Здесь кроется ещё одна опасность: автор порой забывает, что писать может лишь о том, что происходит непосредственно с ним или на его глазах, и начинает описывать события отдалённые, о которые знать по логике не должен. Или невзначай напишет, что «глаза мои блеснули». Как блестят собственные глаза вы видеть не можете, но хочется написать покрасивее. На деле построение от первого лица не проще, а труднее, требует определённого владения языком, и пусть вас не обманывает его кажущаяся привлекательность.

Слова «был/были/было» сами по себе ничего плохого не несут, но обладают интересной особенностью: раз появившись в тексте, норовят выскакивать вновь раз за разом, как бы сами собой. Например: «Он был высокого роста, а я был маленьким, и мы были друзьями». Повторение одного слова (любого!) в одном предложении несколько раз категорически не приветствуется, но «было» вылетает машинально, не распознаётся нами как лишнее слово. За этим приходится следить. Поможет контекстный поиск. Для интереса, если есть у вас какой-либо текст, попробуйте. Будете поражены обилием выделений, уверен!

Основной способ борьбы с повторами и словами-паразитами – вычитывание текста. Ещё говорят, «вычёсывать» текст. Вот так берёшь, и читаешь рассказ несколько раз, останавливаясь в сомнительных местах, проговаривая их вслух, пробуя на акценты, вязкость, звонкость, певучесть, ритм, прочие качества. И так пока не побежишь глазами по строчкам не спотыкаясь. Если, конечно, у вас нет такой вот штуки.

Клавиатура для писателей

Старайтесь избегать длинных предложений, а уже имеющиеся при «вычёсывании» по возможности разбивайте на несколько коротких. Поможет чтение вслух (и со знаками препинания, кстати, тоже). Если вам не хватает дыхания до окончания предложения или части его, то не хватит и читателю. Даже при чтении «про себя» мы непроизвольно делаем паузы для вдоха между предложениями и на знаках припенания. Конечно, читатель не задохнётся, преодолевая громоздкий текст, но будет испытывать вполне ощутимый дискомфорт, что испортит впечатление. Говорят: «рассказ трудно читается». Как раз об этом.

Маленький секрет:

Очень хорошо отложить написанный текст на какое-то время. Забыть о нём, отвлечься. Потом достать и прочесть свежим взглядом. Порой при этом сам диву даёшься: «Ни фига себе я тут наворотил!»

Сразу после написания «глаз замылен». Ошибки не видны, кажется, что всё сделано грамотно. Хорошо, если есть кому дать произведение на вычитку, со стороны, как говорится, виднее. А если нет? Приходится самому. Но на следующий день, и даже через два дня «вычёсывать» текст не имеет смысла – слишком всё свежо в памяти. Нужно 4-5 дней (кстати, в художественном произведении все числительные пишутся словами и недопустимы сокращения!), а ещё лучше неделя. Чем больше времени пройдёт, тем ярче обозначатся при просмотре все огрехи. Это в ваших интересах.

Вернёмся на миг к первой цитате. Надеюсь, теперь вам понятно, что втиснуть всю эту премудрость в небольшой текст не так-то просто. Нужно приложить и труд, и фантазию, и определённое умение, которое нарабатывается со временем. Каждая строчка рассказа требует шлифовки. Здесь не должно быть лишних слов, туманных отступлений. Пишите коротко, но ярко, выразительно, точно, каждое предложение по делу.

Что делать с написанным рассказом?

Наконец, пару слов о том, что нас ждёт дальше. Вот текст написан, вычитан, «вычесан», понравился жене или бабушке. Что дальше? Если вы учащийся и выполняли задание, здесь проще – осталось сдать работу преподавателю. А если писали для людей, хотели поведать миру свой взгляд на какие-то события, явления, поделиться мыслями? Если придумали захватывающую историю и хотите развлечь публику, предоставив ей увлекательное чтиво? Ведь ничего плохого в этом нет! Во всём цивилизованном мире авторы пишут «развлекуху» и чудесно при этом себя чувствуют. Ещё и деньги зарабатывают!

Начнём с того, где вообще публикуют малую форму. Издать отдельной книгой сборник собственных рассказов вряд ли удастся. Неизвестный, не раскрученный автор издательствам не нужен. Слишком велик риск, что книга не будет продаваться. Остаются журналы, в бумаге и сетевые, интернет-площадки, где можно выложить текст, так же в Сети периодически объявляется набор в антологии (отличие от сборника: в антологию принимают тексты от разных авторов, сборник же формируется из творчества одного).

Справедливости ради следует заметить, что конкуренция и здесь достаточно высока. Пишущих людей сейчас много, как я отметил в самом начале статьи. На «Прозе.ру» или «Самиздате» (крупные площадки для размещения плодов самостоятельного творчества) разместить текст легко, но читать вас никто не бросится со всех ног. Когда-то я сам выложил рассказ и долго ждал комментариев. Ведь обратная связь, пожалуй, самое важное для творческого человека! Ждал вначале хвалебных, потом ругательных, потом хоть каких-нибудь, лишь бы живая душа откликнулась, черкнула пару слов. Тщетно. Небольшое количество просмотров, убывающее со временем до нуля, и никаких комментов. Слишком много там выложено текстов, слишком сильная толчея среди авторов.

В журналах и антологиях конкуренция ещё круче. Здесь участвуют люди сплошь бывалые, с литературным опытом, зачастую уже знакомые редакторам. Новичку пробиться трудно. Тем более, что ни рецензий, ни какого-либо мнения о своей работе вы от редакторов не дождётесь. Текст просто завернут без объяснения причин, и всё. Что же делать?

Я бы посоветовал начать с сетевых конкурсов. Участие в них даёт ряд преимуществ:

  1. Ваш рассказ будет гарантировано прочитан. На конкурсах практикуется открытое обсуждение текстов. Вначале следует рассчитывать на критику, порой достаточно жёсткую. Нестрашно, это закаливает будущего писателя. Лекарство всегда горькое, нужно лишь убедиться в его полезности.
  2. Вас обязательно оценят. Условия большинства конкурсов предполагают «самосуд» на разных этапах проведения. Ничего, что вначале баллы будут невысокими, зато от участников нередко требуется обоснование выставленной оценки. Либо люди сами объясняют в комментах свою позицию. Это необходимо для развития.
  3. Вы, волей-неволей, почитаете и покритикуете других авторов. Очень полезно! Увидев чужие ошибки, вы повышаете шансы не делать их впредь самому. Дискутируйте, спорьте, отстаивайте свою точку зрения – от этого конкурс становится только интереснее!
  4. Самое приятное. В последнее время всё чаще финалистам предлагают публикации в журналах (в том числе ведущих) и в антологиях. Порой туда проходят не только победители, а просто понравившиеся редакторам рассказы. О сотрудничестве с журналом или издательством объявляется заранее в условиях конкурса, редакторы действительно отслеживают тексты и отбирают приглянувшиеся. Хороший шанс сразу попасть на страницы журнала или изданной большим издательством книги!

Вот этим я и предложил бы заняться автору, решившемуся попробовать себя на литературном поприще впервые. Главное, верить в себя, собственные силы! И пусть вам сопутствует удача и успех!

Для желающих я мог бы предложить разбор небольших рассказов на платной основе. Пишу «небольших», потому что даже такой текст для анализа требует немалых усилий и времени. Но если нужно, пишите в личку, договоримся.

Девушка на диване


Download Article


Download Article

Personal narratives focus on a particular real life event that was pivotal or important for the writer. You may have to write a personal narrative as part of a college application or as an assignment for a class. To write a strong personal narrative, start by coming up with an engaging idea. Then, write the narrative with an opening hook and a detailed, organized structure. Always review and revise the personal narrative before handing it in so it is at its best.

Template and Sample Narrative

  1. Image titled Write a Personal Narrative Step 1

    1

    Focus on a memorable event or moment in your life. The personal narrative should focus on a specific event or moment that was memorable or made a big impression on you. It does not need to be a major moment as long as it feels memorable and important to you. The event could have seemed minor at the time but ended up being life changing for you.[1]

    • For example, you may write about your struggles with body image in high school and how you overcame them in adulthood. Or you may write about your disastrous 15th birthday party and how it affected your relationship with your mother.
  2. Image titled Write a Personal Narrative Step 2

    2

    Expand on an important conflict in your life. Personal conflict can be great fodder for a personal narrative. Think about any strained relationships in your life or any moments of major conflict that you have experienced. Explore the conflict in detail in the narrative.[2]

    • For example, you write a personal narrative about your complicated relationship with your birth mother. Or you may write about a conflict you have with a sport you play or a club you are a part of.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Personal Narrative Step 3

    3

    Think about a particular theme or idea. Use a theme as a jumping off point for the narrative. Explore a theme or idea from your perspective. Consider how the theme applies to your life and your experiences thus far. Themes like poverty, isolation, sacrifice, and talent are all good options for a personal narrative.[3]

    • For example, you may explore a theme like poverty by writing about your family’s struggle with money and finances. You may write about having to defer college applications to work at your parent’s business to make ends meet for your family.
  4. Image titled Write a Personal Narrative Step 4

    4

    Read examples of personal narrative. Learn from good examples of the genre online and in print. Search for the top personal narratives online to see what a successful narrative looks like. Read and learn from these examples. You may read:

    • The Boys of My Youth by Jo Ann Beard
    • Slouching Towards Bethlehem by Joan Didion
    • Me Talk Pretty One Day by David Sedaris
    • The Lives section of The New York Times
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Personal Narrative Step 5

    1

    Start with a hook. Begin the personal narrative by drawing the reader in with a strong opening sentence. Use rich description and detail in the opening. Start in action so the reader is grabbed right away and keeps reading.

    • For example, the first line in the personal narrative by Tony Gervino is attention grabbing: “I was 6 when my brother John leaned across the kitchen table and casually whispered that he had killed Santa Claus.”[4]
  2. Image titled Write a Personal Narrative Step 6

    2

    Set the scene with action. Ground the reader in the story by providing information on the main characters and the central conflict or theme. Tell the reader where the narrative is taking place and when it is taking place. Explain whether the story is about you and/or you and your relationship with someone else in your life.

    • For example, in Tony Gervino’s essay, he sets the scene by providing setting, character, and narrative voice: “It was July 1973, we were living in Scarsdale, N.Y., and he was four years older than I was, although that seemed like decades.”
  3. Image titled Write a Personal Narrative Step 7

    3

    Move chronologically through the events. Do not jump to different moments in time or move from a past event to a present event and then back again in the same paragraph. Go chronologically from event to event or moment to moment. This will make it easier for the reader to follow along with the narrative.

    • For example, you may start with an event in childhood with your older sister and then move forward in time to the present day, focusing on you and your older sister as adults.
  4. Image titled Write a Personal Narrative Step 8

    4

    Use sensory detail and description. Focus on how things smelled, sounded, tasted, felt, and looked in the scene. Paint a vivid picture for the reader so they feel immersed in the narrative. Try to describe moments in the narrative based on the speaker’s perspective.[5]

    • For example, you may describe the feeling of your mother’s famous lemon cake as “rich and zesty, with a special ingredient that to this day, I cannot identify.”
  5. Image titled Write a Personal Narrative Step 9

    5

    Finish with a moral or takeaway. Most personal narratives end with a reflection or analysis of the events. You may come up with a moral that you share with the reader based on your own experiences. Or you may leave the reader with a takeaway thought that illustrates what you learned from your experiences.

    • For example, you may end a personal narrative about your complicated relationship with your troubled sister by ending on a recent memory where you both enjoyed each other’s company. You may leave the reader with a lesson you have learned about loving someone, even with all their messiness and baggage.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Personal Narrative Step 10

    1

    Read the narrative out loud. Once you have finished a draft of the personal narrative, read it aloud to yourself. Listen to how the narrative sounds out loud. Notice if there are any awkward moments or unclear sentences. Circle or underline them so you can revise them later.

    • You can also try reading the narrative out loud to someone else so they can hear how it sounds. This can then make it easier for them to give you feedback.
  2. Image titled Write a Personal Narrative Step 11

    2

    Show the narrative to others. Ask a friend, peer, classmate, or family member to read the narrative. Pose questions to them about the style, tone, and flow of the narrative. Ask them if the narrative feels personal, detailed, and engaging.[6]

    • Be willing to accept feedback from others. Be open to constructive criticism as it will likely strengthen the narrative.
  3. Image titled Write a Personal Narrative Step 12

    3

    Revise the narrative for clarity and length. Read over the narrative for any spelling, grammar, or punctuation errors. Review the narrative to make sure it is not too long, as personal narratives are usually short, no more than one to five pages long. You may also need to meet a specific length requirement if you are writing the personal narrative for a class.

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do I add detail? I’m not very good at that.

    Community Answer

    Take a sentence and say to yourself: Okay, how do I make this longer? For example: «The boy ran.» Then add more detail to make a mental picture. Is he tall? Is he wearing an odd hat? Is he running slow? Is he sprinting? Is he a neighbor? Is he barefoot? Is he chasing the mailman? Does he have a name? Is he being followed by anyone? Is he holding anything? Then it becomes: «The tall, white, Jewish boy who lives down the street raced by my house at top speed with a thick, white envelope in his hand — wearing only one bright red sneaker and a black sock — while yelling for the mailman to stop.

  • Question

    How do I write a personal narrative for a day I will never forget?

    Community Answer

    Consider why you won’t forget the event. From there you should portray yourself in a way that gets the reader to believe that you won’t forget this while they are in the process of reading. Give the reader reasons to see the event in the same way that you do.

  • Question

    In my class we are supposed to write figurative language and imagery. How can I use them?

    Community Answer

    Figurative language can be used in a variety of circumstances, and imagery is mainly used to describe the setting, characters and other details in a text.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To write a personal narrative, start by choosing a memorable moment, event, or conflict in your life that you want to write about. Then, use your personal narrative to describe your story, going chronologically through the events. Try to use a lot of sensory detail, like how things smelled, sounded, felt, and looked, so your readers can picture everything you’re describing. At the end of your narrative, include a lesson you learned or something you took away from the experience. To learn how to brainstorm ideas for your personal narrative, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 835,351 times.

Reader Success Stories

  • Sheena Whytelaw

    Sheena Whytelaw

    Nov 8, 2022

    «Gave me more understanding and reasoning to implement the ideas shown in the article above.»

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать рассказ об увлечениях
  • Как написать рассказ на тему моя любимая игрушка 4 класс
  • Как написать рассказ на тему делу время потехе час
  • Как написать рассказ на одну букву
  • Как написать рассказ на английском языке шаблон