Как написать рассказ рассуждение 4 класс

Обновлено: 03.03.2023

Как научить писать сочинение-рассуждение в начальной школе.

На современном этапе образования, написание сочинений является важной частью школьной программы, а умение писать мини сочинения-рассуждения проверяется в итоговых выпускных работах, в том числе и ВПР по русскому языку и окружающему миру. К написанию такого сочинения предъявляется ряд требований:

1)умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения;

2)способность выделять нужную информацию;

3)выбор подходящих слов и словосочетаний для данной темы;

4)грамматически правильное построение предложений;

5)умение составлять план;

6)умение писать по составленному плану;

7)соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Одним из заданий ВПР по окружающему миру является написание сочинения-рассуждения. К тексту-рассуждению относится текст, к которому можно задать вопросы: зачем? или почему? Облегчит эту работу знание определённых правил написания данного вида сочинений. Сначала необходимо определить замысел своего сочинения: что самое главное вы хотите написать. Подумайте, как будет развиваться ваш замысел, ваша самая важная мысль: о чём вы хотите рассказать сначала, о чём потом.

У сочинения-рассуждения есть определённая структура. Данная памятка поможет ребятам научиться писать сочинения-рассуждения.

IMG_0644.jpg

КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним из заданий ВПР по окружающему миру является написание сочинения-рассуждения. К тексту-рассуждению относится текст, к которому можно задать вопросы: зачем? или почему? Облегчит эту работу знание определённых правил написания данного вида сочинений. Сначала необходимо определить замысел своего сочинения: что самое главное вы хотите написать. Подумайте, как будет развиваться ваш замысел, ваша самая важная мысль: о чём вы хотите рассказать сначала, о чём потом.

У сочинения-рассуждения есть определённая структура.

Пользуясь этой памяткой можно писать сочинения не только по окружающему миру, но и по русскому языку.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас

Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать». Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Читайте также:

      

  • Мидийское царство кратко сообщение
  •   

  • Сочинение о землянике из ревизора
  •   

  • Смешное сочинение про маму описание внешности
  •   

  • Судьба человека отзыв сочинение
  •   

  • Мотивы лирики пушкина сочинение

Как научить писать сочинение-рассуждение в начальной школе.

На современном этапе образования, написание сочинений является важной частью школьной программы, а умение писать мини сочинения-рассуждения проверяется в итоговых выпускных работах, в том числе и ВПР по русскому языку и окружающему миру. К написанию такого сочинения предъявляется ряд требований:

1)умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения;

2)способность выделять нужную информацию;

3)выбор подходящих слов и словосочетаний для данной темы;

4)грамматически правильное построение предложений;

5)умение составлять план;

6)умение писать по составленному плану;

7)соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Одним из заданий ВПР по окружающему миру является написание сочинения-рассуждения. К тексту-рассуждению относится текст, к которому можно задать вопросы: зачем? или почему? Облегчит эту работу знание определённых правил написания данного вида сочинений. Сначала необходимо определить замысел своего сочинения: что самое главное вы хотите написать. Подумайте, как будет развиваться ваш замысел, ваша самая важная мысль: о чём вы хотите рассказать сначала, о чём потом.

У сочинения-рассуждения есть определённая структура. Данная памятка поможет ребятам научиться писать сочинения-рассуждения.

hello_html_m8c314a5.png

hello_html_m5bebeb17.png

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

 

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

 

Пример

 

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

 

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

 

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

 

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

 

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

 

К примеру:

 

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

 

Тезис можно начать словами:

 

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

 

Например:

 

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

 

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

 

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

 

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

 

Например:

 

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

 

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

 

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

 

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

 

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

 

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

 

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

 

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

 

Построение текста-рассуждения

 

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую.

 

Заключение

 

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

 

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

 

Это текст-рассуждение с элементами описания.

 

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

 

Это текст повествования с элементами описания.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс»

 

Курсы английского языка по уровням

Beginner

Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»

Elementary

Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»

Intermediate

Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА

В разработке

Advanced

Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»

Практичные советы по изучению русского языка

Методика работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственных рассуждению, определяет его композиционные и языковые особенности, которые содержат:

— основное положение;

— аргументы;

— выводы.

Последовательность названных частей зависит от формы построения рассуждения, от количества положений, которые будут доказываться, от способа доказательства 

Какова функция вступления и заключения?

Вступление должно вызвать интерес у читателя к предмету рассуждения. При этом содержательная и композиционная роль состоят в том, чтобы сформулировать главную мысль, поставить задачу, решаемую всей работой, дать сочинению зачин, четкое и логическое начало.

Завершает работу заключение. Автор подводит итог всему сказанному в главной части, в выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может выйти за узкие рамки предложенной темы и вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего .

Уже в 1-м классе надо сформировать у учащихся понятие о построении текста, логической последовательности его содержания. Для этого желательно подбирать тексты, разделенные на абзацы, где без особого труда можно выделить введение, основную часть, заключение. В качестве образца более всего подходят тексты из сборников диктантов и изложений, учебников для чтения.

Формированию умения строить связное высказывание помогает усвоение учениками таких понятий, как текст, содержание текста, построение текста. А следом, основываясь на приобретенных навыках и знаниях, мы даем ученикам в доступной форме теоретические определения тезиса, аргументов (доказательств) и вывода.

Первоклассники усваивают, что в любом тексте первое предложение называет основное событие, а остальные предложения его доказывают. Или первое предложение выражает главную мысль, а остальные предложения ее доказывают. Конечное предложение подводит итог всему сказанному. При этом обязательно обращаем внимание детей на такую закономерность: в основной части высказывание может делиться на части (на красные строки, абзацы) в связи со сменой одного события другим, продолжением разговора о новом предмете в тексте. Чтобы это надолго «отпечаталось» в памяти учеников, прибегаем при работе с разными текстами к составлению логико-структурных схем.

Во 2-3-м классах работа производится без опор на схемы, ключевые словаре использованием текста например, дается текст, который предлагается проанализировать и самостоятельно ответить на

вопросы.

Анализ текста проводится в форме беседы по плану.

  1. Какова тема текста?

  2. Какой тезис выдвигает автор?

  3. Как, какими фактами доказывается тезис?

  4. К какому выводу приходит автор и обоснован ли он?

Теперь когда дети самостоятельно способны разбираться в структуре, содержании текста, знают правила построения рассуждений, все больше даем им задания по составлению текстов на заданную тему, по опорным словам, с использованием схем или же просим к определенному тезису подобрать достаточные аргументы и сделать вывод.

В 3-4-м классах можно давать и задания такого вида.

1. Выдели в тексте тезис, основную часть, вывод. (Текст печатается без красных строк.)

2. Закончи текст и придумай заголовок. 
3. Составь текст по данному заглавию и тезису и т. д. Вариантов много.

В 4-м классе все чаще применяется такой вид бучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету.

На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы.

Короткие высказывания типа рассуждения младшими школьниками начинают создавать фактически в первые дни своего пребывания в школе: «Почему этот звук гласный?». Ответ на подобные вопросы предполагает построение рассуждений-высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами 

«Как составить текст рассуждения»

  1. Кратко назовите то, что вы будете доказывать

  2. Продумайте, как можно построить свое доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Однако в упражнениях учебников создание сочинений-рассуждений не предусматривается. Значит, учитель сам должен позаботиться о подборе текстов для сочинений и о рекомендациях к их созданию.

В учебнике, комплексе «Детская риторика» авторов Т.А.Ладыженской, Р.И.Никольской и других, знакомство с рассуждением как типом текста начинается в третьем классе. Первоначально дается определение рассуждения, затем предлагаются слова-связки:

потому что

так как

таким образом

дело в том, что

объясняется это тем, что

следовательно

поэтому

вот почему

Также приводятся образцы рассуждений для их характеристики: «Прочитай рассуждение ученика на уроке русского языка. Что он доказывал?», «Причину какого явления доказывал ученик на уроке природоведения?».

В заключение ученики должны написать свое сочинение-рассуждение.

К достоинству учебников относится то, что в заданиях к упражнениям почти всегда стоят подсказывающие вопросы: «Почему?», «Аргументируйте свой ответ». Очень много «сократительных» вопросов, побуждающих к полному доказательному ответу: «Тайна всегда становится явным»: я эту мысль понимаю так…

В основном сочинения-рассуждения в этом учебном комплексе представлены преимущественно сочинениями-размышлениями, которые создаются на уроках чтения, почти после каждого прочитанного произведения, начиная с 3 класса, как в письменной, так и в устной формах. Например, «Что вам представляется, когда вы слушаете музыку?», «Мое любимое время года».

4 класс.

1. Сочинения по картине.

Тема: «Дубовая роща» И.И. Шишкин.

На переднем плане картины мы видим могучий дуб. Он поражает нас своим величием. Дуб стоит немного впереди леса, как полководец впереди своего зелёного войска. Одетый в твёрдую кору, как в панцирь, дуб напоминает также и средневекового рыцаря. Листья его растут так густо, что издали, напоминают зелёный щит. Могучие, как руки богатыря, ветки дуба поддерживают этот щит над землёй. Огромный, толстый, в несколько обхватов ствол как будто подпирает облака.

Яркое солнце освещает дуб, и громадная тень покрывает землю. Эта тень почти такая же плотная, как листва на дубе, но всё же кое-где дрожат слабые солнечные зайчики. По краям плотная тень бледнеет, потому что там меньше листьев. У дуба жёсткие, резные листья, маленькие красивые жёлуди, похожие на сказочных человечков.

Мне очень понравился этот величавый и могучий дуб.

Тема: «Опять двойка» Ф.П. Решетников.

На переднем плане картины мы видим мальчика младшего школьного возраста. Он стоит притихший, в виноватой позе, и его белокурая голова с хохолком на макушке немного опущена вниз, глаза смотрят в пол. Видно, что ему очень стыдно смотреть в глаза матери, ведь он опять получил двойку. Лицо у мальчика такое грустное, что кажется, сейчас у него из глаз потекут огромные жемчужины слёз. Мальчик ещё не успел раздеться. На нём тёплое зимнее пальто с жёлтым воротником, на шее зелёный шарф. В правой руке он держит старенький портфель. Из портфеля высовываются коньки, он с ними не расстаётся даже в школе. Мальчик так расстроен, что даже не обращает внимания на свою любимую собаку, которая с радостью встречает хозяина. Глупая собака не понимает, что мальчику не до неё. Положив передние лапы на грудь мальчика, она радостно виляет хвостом и старается лизнуть хозяина в лицо. Напротив мальчика на стуле сидит его мать и с укором смотрит на него. Она огорчена тем, что её сын снова получил двойку.

Тема: «А.А. Пластов «Первый снег».

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь всё вокруг побелело.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платье выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят – счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.

Рядом, в палисаднике, растёт старая берёза. На березу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.

За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега.

2.Сочинения рассуждения.

Тема: «Если бы я был волшебником».

Если была бы я волшебницей, то превратила бы землю в прекрасный сад. В этом саду жили бы павлины, большие попугаи, прекрасные косули. Все заводы и фабрики превратила бы я в розовые домики, а вместо чёрного противного дыма на небе появились бы фруктовые тучки. Дождик бы был по заказу: конфетный, клубничный, яблочный, малиновый. Всех злых людей — в добрых, бедных — в богатых. А зверей никто бы не ловил и не мучил. Все люди относились бы друг к другу с уважением, добротой, Душевным теплом.

Хотя все это несбыточные мечты, я верю, что люди и без волшебников станут хорошими.

Тема: «Что такое счастье?».

Счастье – это капелька радости, это когда у человека сбываются мечты. Когда люди вместе и между ними есть дружба, понимание, забота, доброта, то они счастливы. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива, потому что здесь у меня много друзей. А дома окружают самые дорогие и близкие мне люди. Когда зимой папа и мама катают меня на санках, и мы смеёмся все – это счастье. Потом мы бежим домой пить горячий чай. Приходит весна, и мы наблюдаем, как распускаются листочки на деревьях, как ласково светит солнце. Лето! Какое счастье всем вместе поехать к бабушке и дедушке на море. Купаться, загорать и просто бегать по берегу. А осенью у нас начинаются дни рождения. Мама печёт торт, и мы веселимся. Ну, разве это не счастье? И я хочу, чтобы оно продолжалось всю нашу жизнь, и чтобы мы не знали никаких несчастий.

Я думаю, что счастье – это здоровое тело и здоровая душа, потому что, когда человек здоров, добр, отзывчив и ласков, он всегда будет счастлив.

Тема: «Кем быть?».

Я хочу стать вратарём и играть в хоккей. Желающих играть в хоккей много, а стоять на воротах никто не хочет. Я тоже раньше мечтал забивать голы или играть в защите, но только не в воротах.

Недавно мама привела меня в хоккейную секцию. Тренер предложил мне постоять в воротах. Сначала я колебался. Но уж очень хотелось получить красивую форму. Я согласился. Вскоре мне очень понравилось охранять ворота. Нападающие кружат перед воротами, пытаются запутать меня, застать врасплох, а я одним ударом свожу на нет все их усилия.

Когда-нибудь я обязательно стану знаменитым вратарём, таким как Владислав Третьяк.

3. Сочинения о семье и товарищах.

Тема: « Мой друг».

Мою подругу зовут Полина. Мы с ней познакомились во втором классе.

Полина — очень аккуратный и весёлый человек. Она всегда следит за своей внешностью. У моей подруги богатый словарный запас. Речь у неё – великолепная! Полина – большой талант. Она занимается бальными танцами. Когда у меня случается беда, она всегда приходит мне на помощь.

Я люблю свою подругу Полину за её аккуратность, умение помочь в трудную минуту. Я очень рада, что рядом со мной живёт такой замечательный человек!

Тема: «Моя мама».

Моя мама – удивительный человек. Она никогда не унывает. Выполняя работу по дому, мама всегда напевает знакомую мелодию. А какие чудесные пироги печёт она! Всё умеет моя мама: и шить, и вязать, и вкусно готовить. И даже играть в детские игры. Когда она дома, на душе светло и радостно, хочется сделать что-то особенное, чтобы мама обязательно похвалила.

Говорят, что мы с мамой сильно похожи. Я счастлива, когда это слышу, ведь моя мама – настоящая красавица. Ясный взгляд голубых глаз меня поражает своей добротой. Короткие, вьющиеся волосы аккуратно причёсаны. Одевается мама всегда со вкусом. И даже в домашнем халате она особенная: тёплая и ласковая.

Мама – самый родной и близкий мне человек. Мама научила меня говорить и делать первые в жизни шаги. Она прочитала мне много интересных книжек, от которых я узнала о жизни людей, животных и растений. А сколько бессонных ночей просидела она, когда я болела. Каждый день вместе с мамой – это открытие. Мне хочется, чтобы все мамы на Земле жили вечно.

Тема: «Комната моей подруги».

Входя в комнату моей подруги, можно увидеть, что пол всегда бывает очень чистым, на полу лежит палас, на нём нет ни единой соринки. Стены обклеены светло-голубыми обоями. На стенах висят узорчатые ковры. На стене, в правом углу, висит резная полка для книг, а в левом — большое зеркало. Под потолком висит абажур. Потолок заклеен очень красивой потолочной плиткой. Окно в её комнате двухстворчатое, на подоконнике стоят цветы, которые цветут и зимой и осенью. Перед окном стоит письменный стол, за которым моя подруга готовит уроки. У противоположной стены стоит кровать, застеленная оригинальным пледом. Возле кровати у правой стены стоит большой шифоньер. В нём хранятся вещи. С другой стороны кровати в левом углу стоит ящик с игрушками, которые всегда лежат в порядке. Когда я прихожу к моей подруге в гости, мы всегда весело и дружно играем с ними.

Я описывала комнату моей лучшей подруги Оли. По внешнему виду комнаты можно сказать, что она очень опрятный, аккуратный и трудолюбивый человек.

Работа над сочинением: этапы

Прежде чем начать составлять план к сочинению, необходимо понять всю последовательность работы. В первую очередь нужно обдумать тему будущего текста, определиться с его основной идеей. Далее необходимо подобрать материал: высказывания, цитаты, определиться с тезисами. Составление плана сочинения можно начинать после того, как вы точно будете знать, что хотите сказать в своем тексте. Далее необходимо обдумать вступление и заключение. Составление плана основной части текста так же важно, как и работа над общим планом. Теперь можно перейти непосредственно к написанию сочинения.

План к сочинению: что это такое?

Давайте рассмотрим, как правильно подготовиться к написанию сочинения. В целом составление плана подразумевает выделение отдельных пунктов. Необходимо обозначить ключевые мысли уже готового текста или же того, который вы планируете написать. Здесь план стихотворения или рассказа ничем не отличается от плана сочинения.

план к сочинению

Что значит составить план сочинения? Это значит разбить текст на определенные фрагменты, при этом выделив пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый из получившихся фрагментов – это микротекст, который будет равен одному абзацу или нескольким. Каждый такой микротекст необходимо озаглавить. А заглавие, в свою очередь, является одним из пунктов плана.

Начало работы: структура сочинения

Составляя план, необходимо продумать направление мысли, которую вы собираетесь отразить в сочинении. С чего вы начнете? Чем закончите? О чем будете писать в основной части? Любой текст состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Подберите заголовки к каждой из них. Можете дополнить их своими заметками-пояснениями. Так у вас получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не потеряв логической связи между частями. Можно сформулировать пункты плана в виде вопросов, на которые вы ответите в сочинении.

план к рассказу

Помните, что все три части текста будут неравнозначны по своему объему. Кроме того, нельзя допускать, чтобы какая-то из них «выпала».

Сочинение на ЕГЭ и ОГЭ

При подготовке к итоговому сочинению по русскому языку нужно помнить, что методистами уже выработан определенный шаблон его написания:

  • при помощи вопросительного предложения либо существительного в родительном падеже вводится проблема, которую следует найти в тексте (например, проблема любви, проблема памяти поколений или «Что такое любовь?», «Почему последующие поколения забывают подвиги своих отцов?»);
  • дается небольшой комментарий к этой проблеме и формулируется тезис, который далее будет доказываться;
  • приводятся доказательства из художественной литературы и жизненного опыта;
  • подводятся итоги своих рассуждений.

План сочинения: пример

Приведем образец плана сочинения-рассуждения. Например, необходимо написать текст на тему «Что такое дружба?» В этой теме можно порассуждать о том, кто такой друг, или рассказать о вашей собственной дружбе и доказать, что это именно дружба.

план параграфа

  • Вступление. В этой части сочинения мы готовим читателя к тому, о чем будем рассуждать в тексте. Можно сказать о том, что дружба – это важная часть нашей жизни, или привести интересное высказывание знаменитого человека и выразить свое согласие или несогласие, в дальнейшем обосновав его.
  • Основная часть. Здесь необходимо привести аргументы, доказывающие то, о чем вы сказали в начале. Например, обосновать, почему дружба в жизни человека играет не последнюю роль. Если вы согласились или не согласились с высказыванием о дружбе, нужно аргументированно объяснить, почему вы того же мнения или почему считаете иначе.
  • Заключение. Подведите итог ваших аргументов, сделайте вывод.

Сочинение

Сочинение учит

  • думать
  • понимать жизнь
  • вчитываться в каждое слово

Пятнадцатое апреля
Сочинение – рассуждение
Какое ____ _____ я люблю?

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.

Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:

  • Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
  • Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок.
  • Слова должны быть употреблены в правильном значении.
  • Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.

???

Типы текста:

  • Текст-повествование
  • (что? где? когда? с кем произошло?)

  • Текст-описание
  • (какой? какая? какое? какие?)

  • Текст-рассуждение
  • (как? зачем? почему?)

Эпиграф
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. А. Пушкин

Лето – это маленькая жизнь. О. Митяев

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду… С. Есенин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… А. Пушкин

ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

Хорошо, если тебе удастся подобрать

к сочинению эпиграф

Во вступлении следует назвать предмет рассуждения.

Начать вступление можно по-разному:

  • С определения (Весна – это…)
  • С обычного утверждения
  • (Я хочу вам рассказать о…)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает главную мысль.

Весна, лето, осень, зима

  • Пробуждаются почки на деревьях и кустах
  • Появляются нежные зеленые листочки
  • Поют птицы
  • Оживают насекомые
  • Распускаются первые цветы
  • Гремят первые грозы
  • Жизнь возрождается снова после долгой зимы
  • Солнце греет тепло, жарко
  • Птицы в лесу поют
  • Всё в цвету
  • Появляются ягоды и грибы
  • Можно купаться в реке и в море
  • Каникулы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Почему тебе нравится

именно это время года?

План:

  • Лето – любимое время года.
  • Солнце греет по – особому.
  • Речка – радость для детей и взрослых.
  • Лес – летнее украшение земли.
  • 5. Каникулы с родителями.
    6. Летом хорошо!

Лето – самое _________время года. Я его очень люблю.
Ласковое ________щедро одаривает землю своим теплом и______. На ______и лугах радуют глаз цветы самые разные – и красные, и______, и______, и_______.
В речке ________ребятишки. В тихой заводи сидят________. Они радуются и большой, и ______рыбке.
В лесу на разные голоса поют______. ____________полным полно. Есть чем птичкам прокормиться.
Море летом ______претёплое. Мамы и папы
учат своих детей_______. Мальчики и девочки загорают, набираются сил, потому что_______.
Хорошо летом! На дворе тепло. Поют птицы. Каникулы! Вот поэтому, я и люблю больше всего лето.

Допишите сочинение на заданную тему и оформите в чистовике.

Практическая работа

Интернет – ресурсы:

(для учащихся и их родителей)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=198&v=ZnZGPCqezAA&feature=emb_logo

Как правильно написать сочинение

https://www.youtube.com/watch?v=JTkIH6z6dYE

Как написать сочинение – рассуждение

Балахонова Е.М.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13 г. Калуги

как написать сочинение рассуждение.png

Каждый учащийся сталкивается с вопросом, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку. Такое задание зачастую встречается на ЕГЭ.

Для самостоятельной подготовки следует повторить весь необходимый материал о том, как пишется сочинение-рассуждение. А тем, у кого нет времени искать информацию в учебниках и прочей литературе, поможет данная статья.

Требования к оформлению сочинения-рассуждения

Основные требования, которые нужно соблюдать при написании сочинения:

  • Так как речь идет о серьезной работе, в тексте не должно присутствовать никаких смайлов, фривольностей, юмора, просторечий и сленговых оборотов (кроме случаев цитирования).

  • Постарайтесь не использовать штампы и обязательно следите за читабельностью текста.

  • Следует максимально исключить наличие ошибок в тексте работы. Речь идет не только об орфографии, но и пунктуации, речевых оборотах и стилистике.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение

Каждое сочинение имеет свою структуру. Это первое, что нужно знать практически о любом труде – его структуру, базовые понятия и основы. На ЕГЭ ученики придерживаются следующей:

  • Введение — необходимо подвести читателя к проблеме, сделать это можно путем рассуждений об эпохе, глобально поднятой теме и фактов из биографии писателя.
  • Описание проблемы и комментарий к ней — четко определитесь с проблемой, к которой вы с легкостью найдете аргументы.
  • Изложение позиции автора — поведайте читетелю об авторском отношении к заявленной проблеме, обязательно подкрепляя примерами.
  • Изложение вашей собственной позиции — сформулируйте свои тезисы и аргументы по отношению к позиции автора.
  • Аргументы — на них строится все сочинение-рассуждение, воспользуйтесь примерами из литературы, науки или собственной жизни.
  • Заключение — обобщайте все, что было до и склоняйте читателя к размышлениям.

Как написать сочинение-рассуждение

Для начала напомним, как выглядит само задание перед написанием сочинения-рассуждения. А потом перейдем к основным рекомендациям, которые помогут вам сдать сочинение на высший балл.

Например:

сочинениерассуждение задание.jpg

  • Как можно точнее и полнее формулируйте мысль, которую хотите доказать в сочинении.
  • Исходя из мысли, можно подобрать парочку (а лучше три) аргументов, которые будут доказывать правильность вашей точки зрения. Лучше оцениваются доводы, полученные из научной, публицистической или художественной литературы.
  • В заключении следует использовать вывод, подтверждающий ваш тезис. Не следует перечислять все доводы лишний раз, это ни к чему. Итоговая фраза отлично впишется в эту часть сочинения.

Пример заключения в сочинении-рассуждении

концовка сочинение рассуждение егэ.jpg

Этапы написания сочинения-расссуждения

  1. В качестве тренировки напишите небольшое сочинение-рассуждение. Перечитайте его, проверьте на различные ошибки, подумайте, весомы ли приведенные вами доводы.

  2. Распределять аргументы в тексте лучше всего следует по степени их убедительности – от менее надежного довода к неопровержимому.

  3. Обязательно перечитывайте свою работу, поскольку это практически всегда помогает выявить ряд ошибок и улучшить текст. Составьте план, как написать сочинение-рассуждение. Это поможет действовать организованно и сэкономить время.

  4. Если вдруг не уверены в правильности написания слова, не рискуйте, используя телефон на экзамене. Это может привести к плачевным последствиям. Просто замените слово подходящим синонимом или целиком перестройте предложение.

Вступление в сочинении-рассуждении

Эта часть работы довольно важна, так как с нее начинается рассуждение над поставленной проблемой. Здесь необходимо написать об актуальности вопроса, можно немного сказать об истории возникновении данной проблемы, привести пару примеров.

Важной частью вступления является согласие или несогласие с приведенным тезисом и подготовка площадки для аргументов в защиту своего мнения.

Пример вступления в сочинении-рассуждении

вступление соч расс.png

Основная часть сочинения-рассуждения

Самая важная часть сочинения. То ради чего оно вообще пишется. Здесь нужно доказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. Можно использовать примеры из жизни, литературы, опираться на слова авторитетных персон. Объем основной части должен быть примерно ⅔ всей работы.

Для доказательства своего мнения используйте такие слова: я считаю, с одной стороны, с другой стороны, допустим, можно привести пример, подтверждением сказанного можно считать и т.д.

Пример основной части

основ часть соч расс.png

Заключение в сочинении-рассуждении

Последняя часть сочинения – это заключение или выводы. Здесь нужно красиво и четко сформулировать итоги своего рассуждения по проблеме. Можно добавить о важности темы в современном мире. Также стоит описать свои впечатления и мысли, которые появились во время рассуждения над проблемой.

заключение соч расс.png

Как комиссия оценивает сочинение

  • Проверяется правильность формулировки проблемы (для соблюдения данного критерия можете воспользоваться распространенными клише для постановки проблемы).

Пример проблемы в сочинении-рассуждении

проблемы в сочинении.jpg

  • Оценивается соблюдение смысловой целостности изложения и последовательности мыслей.
  • Проводится проверка пунктуации, речевых оборотов, орфографии и стилистики.
  • Рассматриваются аргументы автора.

На просторах Интернета можно за секунды найти целые банки аргументов для сочинений-рассуждений. Например:

аргументы сочинение рассуждение.jpg

Полезные советы

  • Следует понимать, что категоричность в выводе не уместна.
  • Лучше всего подвести читателя к размышлению о правильности вашей позиции.
  • Старайтесь не дробить текст сильно.
  • Подобный труд должен содержать минимум три абзаца.

Для удобства работы с текстом используйте планирование. Как составить план сочинения, читайте в Справочнике.

Возникли трудности с написанием работы? Не знаете, где заказать сочинение? Эксперты сервиса Студворк помогут вам справиться с этой задачей!

Скачать пример сочинения-рассуждения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать рассказ про семью на английском
  • Как написать рассказ про свою собаку
  • Как написать рассказ про свою любимую игрушку
  • Как написать рассказ про своего питомца
  • Как написать рассказ про путешествие