Как написать разговорную речь

Как правильно оформить прямую речь

Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.

Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь после слов автора

Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы. Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

«Джим, мальчик мой, передай мне карабин», попросил доктор Ливси.
«А где Джим?» спохватился Трелони.
«Пираты, сэр!» — воскликнул Джойс.

Прямая речь внутри слов автора

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

А: «П», а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: «Ох уж этот сквайр», и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому!» —

и

решительно выскочил из комнаты.

Слова автора внутри прямой речи

Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.

«Знаешь, Джим, — задумчиво произнёс Ливси, — мне никак не даёт покоя одна мысль».

Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.

«Я арендовал шхуну, нашёл нам отличного повара и нанял остальную команду, — с довольным видом сообщил Трелони. — Джентльмены, вы просто не представляете! Все, буквально все, узнав, что мы отправляемся за сокровищами, пытаются нам помочь!»

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

«П, — а, — п».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».

Знаки препинания при диалоге

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

Если реплика предваряет авторскую речь, то она отделяется тире и одним из трёх знаков препинания.

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

Если авторская речь разрывает реплику, то отделяется запятой и тире.

— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.

Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.

Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.

При диалоге авторский текст не обязателен.

— Атос!
 — Портос!
 — И Арамис!
 — А где гасконец?
 — Вот он я!

Абзацы при прямой речи

С нового абзаца следует начинать:

  • Вводящие в текст прямую речь предложения за исключением тех, что начинаются с союзов И или НО.

  • Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.

  • Обозначающий действие авторский текст, оказавшийся между двумя репликами одного и того же оратора.

  • Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.

Прямая речь и цитаты

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Другие правила использования прямой речи

Прямая речь не выделяется кавычками, если:

  • Не ясно, кто её произносит.
    Про Джона Сильвера говорили, что его боится сам Флинт.

  • Её нельзя отличить от косвенной.
    И тут Джим задумался: зачем он вообще полез в эту бочку?

  • Посреди прямой речи встречается слово «говорит», проясняющее личность оратора.
    Выйду, говорит, и всех пиратов уложу одной левой.

  • Мы пишем новостную заметку и вставляем в середину прямой речи ссылку на её авторство.
    На острове Черепа, передаёт наш специальный корреспондент с борта шхуны «Испаньола», состоялись стычки между представителями короны и зловредными пиратами.

  • Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
    Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Целесообразность и информативность

Люди ежедневно ведут бессодержательные беседы. Однако в письменной речи каждая фраза используется для достижения поставленной цели. Диалог продвигает сюжет, доносит важную информацию до читателей, выражает характер героев. При этом разговор персонажей — не сухое перечисление фактов, а естественное общение, вписанное в контекст сцены и передающее желаемое настроение.

Продуманность образов персонажей

Герой должен быть живым: использовать любимые словечки, иметь определенный лексический запас и уровень грамотности, по-своему выражать эмоции и строить фразы. Этот прием создаст достоверный образ персонажа.

Беседы не происходят в вакууме. Вокруг ее участников — живой мир, наполненный звуками, запахами, освещением, погодой. Добавляйте описание обстановки, используйте «ключи» жанра — раскат грома, вызывающий чувство тревоги, ожидания неприятных событий. Свечи — интимное, романтичное настроение, близкое общение.

Герои могут жестикулировать, гримасничать, передвигаться в процессе разговора. Дополняйте диалог действиями, так читателю будет проще визуализировать сцену, понимать чувства и мысли персонажей.

Соответствие длины реплик сюжету

Объем высказываний героев соотносится со скоростью развития событий. Чем сильнее напряжение и острее кризис, тем лаконичней реплики. В расслабленной обстановке позвольте красочные сравнения и обходительность.

Добавьте, если возможно, дополнительный смысл в диалог — «второе дно», которое будет читаться между строк. Прием сделает сцену менее прямолинейной, небанальной, интригующей. Например, яркие образные сравнения в речи героя лучше запоминаются и сильнее возбуждают интерес читателя.

Как правильно оформить диалог на письме?

Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится тире. В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.

Как оформить прямую речь в тексте?

Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Как написать живой диалог?

8 советов о том, как научиться писать диалоги

  1. Прислушайтесь к самому себе …
  2. Прислушайтесь к другим …
  3. Прочтите хороший разговорный сценарий …
  4. В любом диалоге должен быть конфликт …
  5. Диалог должен иметь цель …
  6. Ведите диалоги в своей голове, когда пишете …
  7. Когда напишете, прочтите это вслух …
  8. Если что-то звучит неестественно, исправьте это

3 июл. 2017 г.

Как правильно ставить знаки препинания в диалоге?

Расстановка знаков препинания в диалоге проста.

-Я постараюсь.

  1. Если диалог без слов автора, а реплики пишутся с новых строк, то перед ними ставится тире. …
  2. Если в диалоге без слов автора реплики пишутся одна за другой, то каждую из них заключают в кавычки и отделяют друг от друга тире.

30 янв. 2019 г.

Чем отличается на письме диалог от прямой речи?

Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Как оформить диалог в одну строку?

При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую».

Как оформить прямую речь и слова автора?

Теория:

  1. Если слова автора находятся перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь начинается с открывающей кавычки. …
  2. Если слова автора находятся после прямой речи, которая заключена в кавычки, то после прямой речи перед словами автора ставится тире, при этом слова автора начинаются со строчной буквы.

Как оформить вопрос в тексте?

Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

Как пишется Прямая речь пример?

1. Прямая речь выделяется кавычками. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы: И дни ходит Марко, и ночи в лесу над рекою Дунаем, всё ищет, всё стонет: «Где фея?» Но волны смеются: «Не знаем». …

Какие бывают виды диалога?

Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации:

  • бытовой разговор;
  • деловая беседа;
  • собеседование;
  • интервью;
  • переговоры.

Что такое монолог и примеры?

Монолог – это развернутое высказывание одного человека. … Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении (рис. 1).

Что такое диалог в литературе?

ДИАЛОГ (от греч. -разговор, беседа) — 1) Разговор между двумя или несколькими лицами в драматическом или прозаическом произведении.

Что является обращением?

Обращение — обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи.

Как правильно писать разговорную речь?

Прямая речь заключается в кавычки, первое слово всегда пишется с заглавной буквы. Прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак (перед кавычками), либо запятая (после кавычек).

Какие знаки препинания ставятся при цитировании?

Знаки препинания при цитировании.

  • Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся в начале и в конце всего отрывка.
  • Если цитата синтаксически связана с текстом, то , она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы (Пушкин писал, что «привычка свыше нам дана».)

8 советов о том, как научиться писать диалоги

Практически каждый начинающий писатель сталкивается с тем, что его диалоги получаются слишком неестественными или не информативными: много слов и мало смысла, а сам персонаж говорит так, как никто в жизни не говорит. Читатель любит хорошие диалоги, наслаждается ими. Некоторые даже пропускают абзацы и страницы, чтобы быстрее добраться до разговоров между персонажами.

Вот десять рекомендаций по написанию хороших диалогов.

1

Прислушайтесь к самому себе

Сложно писать диалоги, пока четко не уясните, как выглядит разговорная речь. Прислушайтесь к тому, как меняется тональность и словарь, когда вы говорите на разные темы, как кардинально меняются и смешиваются эмоции.

  • Как именно вы начинаете разговор?
  • Как структурируете предложения?
  • Как эмоции влияют на то, как вы структурируете предложения?
  • Какие эмоции меняют вашу речь кардинально?
  • Какие слова вы чаще всего используете?
  • Вы говорите согласно правилам или нарушаете правила?
  • Используете ли вы сленг?
  • Меняется ли он в зависимости от ситуации?

2

Прислушайтесь к другим

Персонажи должны говорить по-разному и это первое правило любого романа или сценария (разве что это не задумано нарочно, как в «1984»).

Отмечайте разговорные шаблоны других людей, замечайте оригинальные моменты. Подойдут не только ваши знакомые, но и персонажи из кино. Отличным заданием будет взять двух примерно одинаково разговаривающих людей и выяснить ключевую разницу между ними. Чем они руководствуются? Вполне возможно, что за одинаковым внешним проявлением стоит совершенно разная глубинная составляющая.

3

Прочтите хороший разговорный сценарий

Точнее так: читайте много разговорных сценариев. Роман тоже может подойти, но вы потратите лишнее время на описание пейзажей и прочих моментов, которые вам сейчас не нужны.

Если у вас есть время, попытайтесь читать по два сценария в сутки на протяжении двух недель. Вы увидите, что к концу второй недели начинаете различать персонажей психологически и интуитивно ощущаете, что они чувствуют. Возьмите все сценарии Квентина Тарантино и устройте длительный забег. В это время желательно не читать ничего другого, вы должны быть целиком и полностью поглощены диалогами.

4

В любом диалоге должен быть конфликт

В жизни мы можем сутками обходиться без конфликтов в разговоре, в литературе и кино они быть обязаны. При этом диалог всегда должен преследовать две цели:

  • Решать проблемы конкретного диалога
  • Решать проблемы всего сюжета

Даже если вы описываете семейный ужин идеальной семьи, что-то должно случиться. Каждый персонаж за столом должен иметь свою личную цель, которая так или иначе противоречит целям других персонажей. Только помните о том, что конфликт не должен быть высосан из пальца. Возможно к нему приведет цепочка событий, после каждого из которых персонаж будет заводиться все больше и больше.

5

Диалог должен иметь цель

Даже если вы хотите поссорить персонажей, сам диалог и его обстановка должны гармонично вплетаться в сюжет и мир рассказа.

При этом диалог должен соответствовать нескольким критериям сразу:

  • Ведет историю вперед. Разговоры в реальной жизни —  зачастую просто болтовня без особого смысла, в истории же такого быть не может. Если диалог не движет историю вперед, он должен быть удален.
  • Характеризует персонажей. Каждый персонаж в диалоге и конфликте обязан раскрываться по-своему.
  • Обеспечивает информацией. Разговор персонажей помогает раскрывать предысторию мира, рассказывает о детстве главного героя и так далее. Это называется экспозицией.

6

Ведите диалоги в своей голове, когда пишете

Крайне важно перейти на «формат диалога» в своей голове и думать только таким образом. Вы наверняка заметили, что описание и диалог — два совершенно разных искусства. Поэтому настройте себя именно на разговорную речь. Читайте вслух то, что пишете.

7

Когда напишете, прочтите это вслух

Диалог, написанный на бумаге, может звучать фальшиво, если его произносить вслух. Вы можете возразить: какая разница, как он звучит в реальной жизни, если я пишу роман, который будут читать? Дело в том, что вы как автор лишены острого чувства критики, когда пишете. И диалог на бумаге может лишь казаться гармоничным.

8

Если что-то звучит неестественно, исправьте это

Это одно из самых главных правил редактуры диалогов. Бывает, что вы прочли диалог вслух и кажется, что все более-менее нормально, но вас не покидает странное чувство фальши. Не нужно приглушать его, перечитайте еще раз и подметьте, какая часть вас смущает. Возможно придется удалить отдельные слова, а может быть целые части диалога. Не убеждайте себя в том, что нормально — это хорошо.

Желаем вам удачи!

разговоры — существительное, именительный п., мн. ч.

разговоры — существительное, винительный п., мн. ч.

Часть речи: существительное

Единственное число Множественное число
Им.

разговор

разговоры

Рд.

разговора

разговоров

Дт.

разговору

разговорам

Вн.

разговор

разговоры

Тв.

разговором

разговорами

Пр.

разговоре

разговорах

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как оформить прямую речь

Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна!»

Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски – после кавычек и перед тире.

Примеры: «Я буду сейчас играть», – сказал Андрей.

«Что ты делаешь?» – спросил он.

«Как прекрасен вид из окна!» – воскликнул он.

Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

«Прямая речь, – автор, – прямая речь». Заметьте, что после авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с маленькой буквы. Например: «Иди дальше, – сказала девушка, – я следую за тобой».

«Прямая речь, – автор. – Прямая речь». Например: «Вечером приду в гости, – сказал он. – Нам нужно серьезно поговорить».

«Прямая речь!(?) – автор. – Прямая речь». Например: «Какой прекрасный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я искренне восхищена природой».

Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам:

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», – и сразу же уснул.

Пример. Я услышал голос из холла: «Как так можно?» – и Сергей Петрович вошел в комнату.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» – и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» – «Два месяца». – «Вы будете мне звонить или писать?» – «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

– Вам холодно, Екатерина? – спросил Иван Петрович.

– Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

– Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся. и произведут бурю».

– Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

– Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Источник статьи: http://www.kakprosto.ru/kak-38655-kak-oformit-pryamuyu-rech

Оформление прямой речи и диалогов

А – авторский текст с большой буквы
а – с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это – одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Авторский текст разрывает предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.

Многоточия в прямой речи:

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

— П, — а.
– Привет, – улыбнулась Елена.

— П? — а.
– Кофе будешь? – спросил Деймон.

— П! — а.
– Привет! – улыбнулась Елена.

— П… — а.
– Не знаю… – ответила девушка.

— П, — а, — п.
– Привет, – улыбнулась Елена, – рада тебя видеть.

— П, — а. — П.
– Привет, – улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

— П? — а. — П.
– Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

— П! — а. — П.
– Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

— П… — а, — п.
– Он… – замялась девушка, – он признался мне в любви.

— П… — а. — П.
– Я… – девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

— П, — а. А: — П.
– Согласна, – кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

— П, — а. А. — П.
– Согласна, – кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

— П? — а. А: — П.
– Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

— П? — а. А. — П.
– Согласна? – удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

— П! — а. А: — П.
– Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

— П! — а. А. — П.
– Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

— П… — а. А: — П.
– Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

— П… — а. А? — П.
– Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака. В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

– Елена, все хорошо.
– Ты невыносим, Деймон Сальваторе!
– Конечно, друг, о чем речь.
– Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при , вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm. От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые. Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

Кому интересно – почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spravka/rules/?rub=zap.

Оформление наследства иностранцем в Украине
Пока Украинский Парламент решает злободневный вопрос о том как выпустить из тюрьмы даму, которая кинула налогоплательщиков на 1.5 млрд. баксов (цирк отдыхает), иностранцы, у которых близкие родственники по тем или иным причинам ушли в мир иной, решают вопрос о вступлении в права наследников. И все бы ничего, если-бы это несложное дело тот же Украинский Парламент забл.

Смертельные ошибки речи
1. Можете смело убивать кондукторов, которые говорят «ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД»! Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»! 2. В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ЛОЖИТЬ»! С приставками – пожалуйста: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить. 3. Вы все еще «звОните»? Тогда мы идем к вам! Образованные люди говорят: «тебе Вася звонИт», «позвонИшь маме».

Источник статьи: http://likbezz.ru/blog/oformlenie-pryamoy-rechi-i-dialogov.html

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Чужая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Источник статьи: http://gramota.ru/class/coach/punct/45_192

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Чужая речь и способы ее передачи

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Знаки при прямой речи

Пунктуация

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них – тире;

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

Источник

Советы по подготовке речи для выступления

Хочу поделиться с вами несколькими советами о том, как написать хорошую речь для публичных выступлений. Они помогут тому, кто хочет выступить так, чтобы его поняли и оценили.

Сразу говорю — я настоятельно не рекомендую вам читать то-то с бумажки перед публикой (если, конечно, вы хотите быть услышанным). Читать текст в бумажки — стыдно и неуважительно, подглядывать в тезисы своего выступления — умно и допустимо. Я советую вам иметь полную речь своего выступления, но рассказывать ее по тезисам.

Хорошую речь написать не просто, и главная трудность — начать ее. Порой бывает жалко смотреть на то, как крутой специалист, лучше всех в галактике разбирающийся в предмете часами не может связать несколько предложений, нервничая и комкая бумагу. А все потому, что он пытается писать речь с начала — так она не пишется.

После того, как все будет написано — начните читать все вслух, отмечая «кривые места» (или переформулируйте их сразу же). Слишком сложные и излишне подробные куски сокращайте или смело выбрасывайте. Не правьте текст речи более двух раз в течение одного дня — вы легко забьете себе нюх и можете «слишком исправить». Пара пробежек по тексту и достаточно, продолжите завтра. Также вы можете подключить к процессу улучшения речи друзей или родственников. Для этого ее нужно прочитать вслух, а затем обсудить все, что слушателям показалось странным или непонятным.

Конечная стадия написания текста речи — сокращение. Как говорили авторы книги ReWork, «написали книгу — а теперь сократите ее в два раза». Вы засекали время когда читали речь вслух? Укладываетесь в регламент? А нужно уложиться — смело сокращайте все! Также не забудьте сократить с небольшим избытком — 20% времени вы потратите сами того не замечая, на случайные вопросы и на небольшие «задумки».

В результате всего на руках у вас останется красивая и понятная речь. Следующий шаг — подготовка тезисов выступления. Именно с ними вы будете выступать (точнее, их вы будете подглядывать в них при случае).

Помните, мы откладывали в сторонку список тезисов выступления? Вот он-то нам и нужен. Его нужно доработать с учетом измененной речи. Не забывайте — на каждый тезис одно предложение.

Все, что останется после этого — учить речь. Не старайтесь бездумно зазубрить ее. Просто прочитайте ее пять-шесть раз, а потом, положив перед собой тезисы, попытайтесь спокойно рассказывать по плану. Пара-тройка прогонов и вы практически готовы.

Статья написана авторами BigIdeas специально для хабрасобщества.

Источник

Как написать разговорную речь правильно

Group 79 1

Как правильно оформить прямую речь

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Источник

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь внутри слов автора

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

Источник

8 советов о том, как научиться писать диалоги

Практически каждый начинающий писатель сталкивается с тем, что его диалоги получаются слишком неестественными или не информативными: много слов и мало смысла, а сам персонаж говорит так, как никто в жизни не говорит. Читатель любит хорошие диалоги, наслаждается ими. Некоторые даже пропускают абзацы и страницы, чтобы быстрее добраться до разговоров между персонажами.

Вот десять рекомендаций по написанию хороших диалогов.

1

Прислушайтесь к самому себе

Сложно писать диалоги, пока четко не уясните, как выглядит разговорная речь. Прислушайтесь к тому, как меняется тональность и словарь, когда вы говорите на разные темы, как кардинально меняются и смешиваются эмоции.

  • Как именно вы начинаете разговор?
  • Как структурируете предложения?
  • Как эмоции влияют на то, как вы структурируете предложения?
  • Какие эмоции меняют вашу речь кардинально?
  • Какие слова вы чаще всего используете?
  • Вы говорите согласно правилам или нарушаете правила?
  • Используете ли вы сленг?
  • Меняется ли он в зависимости от ситуации?

2

Прислушайтесь к другим

Персонажи должны говорить по-разному и это первое правило любого романа или сценария (разве что это не задумано нарочно, как в «1984»).

Отмечайте разговорные шаблоны других людей, замечайте оригинальные моменты. Подойдут не только ваши знакомые, но и персонажи из кино. Отличным заданием будет взять двух примерно одинаково разговаривающих людей и выяснить ключевую разницу между ними. Чем они руководствуются? Вполне возможно, что за одинаковым внешним проявлением стоит совершенно разная глубинная составляющая.

3

Прочтите хороший разговорный сценарий

Точнее так: читайте много разговорных сценариев. Роман тоже может подойти, но вы потратите лишнее время на описание пейзажей и прочих моментов, которые вам сейчас не нужны.

Если у вас есть время, попытайтесь читать по два сценария в сутки на протяжении двух недель. Вы увидите, что к концу второй недели начинаете различать персонажей психологически и интуитивно ощущаете, что они чувствуют. Возьмите все сценарии Квентина Тарантино и устройте длительный забег. В это время желательно не читать ничего другого, вы должны быть целиком и полностью поглощены диалогами.

4

В любом диалоге должен быть конфликт

В жизни мы можем сутками обходиться без конфликтов в разговоре, в литературе и кино они быть обязаны. При этом диалог всегда должен преследовать две цели:

  • Решать проблемы конкретного диалога
  • Решать проблемы всего сюжета

Даже если вы описываете семейный ужин идеальной семьи, что-то должно случиться. Каждый персонаж за столом должен иметь свою личную цель, которая так или иначе противоречит целям других персонажей. Только помните о том, что конфликт не должен быть высосан из пальца. Возможно к нему приведет цепочка событий, после каждого из которых персонаж будет заводиться все больше и больше.

5

Диалог должен иметь цель

Даже если вы хотите поссорить персонажей, сам диалог и его обстановка должны гармонично вплетаться в сюжет и мир рассказа.

При этом диалог должен соответствовать нескольким критериям сразу:

  • Ведет историю вперед. Разговоры в реальной жизни —  зачастую просто болтовня без особого смысла, в истории же такого быть не может. Если диалог не движет историю вперед, он должен быть удален.
  • Характеризует персонажей. Каждый персонаж в диалоге и конфликте обязан раскрываться по-своему.
  • Обеспечивает информацией. Разговор персонажей помогает раскрывать предысторию мира, рассказывает о детстве главного героя и так далее. Это называется экспозицией.

6

Ведите диалоги в своей голове, когда пишете

Крайне важно перейти на «формат диалога» в своей голове и думать только таким образом. Вы наверняка заметили, что описание и диалог — два совершенно разных искусства. Поэтому настройте себя именно на разговорную речь. Читайте вслух то, что пишете.

7

Когда напишете, прочтите это вслух

Диалог, написанный на бумаге, может звучать фальшиво, если его произносить вслух. Вы можете возразить: какая разница, как он звучит в реальной жизни, если я пишу роман, который будут читать? Дело в том, что вы как автор лишены острого чувства критики, когда пишете. И диалог на бумаге может лишь казаться гармоничным.

8

Если что-то звучит неестественно, исправьте это

Это одно из самых главных правил редактуры диалогов. Бывает, что вы прочли диалог вслух и кажется, что все более-менее нормально, но вас не покидает странное чувство фальши. Не нужно приглушать его, перечитайте еще раз и подметьте, какая часть вас смущает. Возможно придется удалить отдельные слова, а может быть целые части диалога. Не убеждайте себя в том, что нормально — это хорошо.

Желаем вам удачи!

Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)

Вам предстоит выступить с речью перед аудиторией? Тогда
вам надо знать, чем публичное выступление отличается от презентаций для Интернета. Вы должны уметь написать хорошую речь, прежде чем выходить с ней к публике.

Главное отличие публичной речи от сообщения в Интернете, — это то, что первое предназначено для живой аудитории в указанное время и место. Позже её текстом можно будет делиться и обсуждать в удобной обстановке.

How to Write a SpeechHow to Write a SpeechHow to Write a Speech

Хорошая публичная речь отличается от презентации,
написанной для  Интернета. (Image Source: Envato Elements)

Речь, произнесённая вживую, имеет и другие существенные отличия от онлайн-презентации. Во-первых, сочиняя свою речь, вы должны подумать о том, как установить тёплые отношения с аудиторией. Кроме того, ваш внешний вид, осанка и манеры тоже оставляют впечатление. Далее, вам надо быть готовым отвечать в перерывах на вопросы вашей аудитории.

В этом уроке вы получите семь основных рекомендаций
для написания речи, которая будет хорошо принята публикой. Чтобы вы могли применить мои советы по ситуации, я привяжу каждый шаг к готовому сценарию публичного выступления для малого бизнеса. Мы коснемся некоторых основ написания речи. Вы получите дополнительные ресурсы, которые помогут вам написать хорошую речь.

Скачайте бесплатную книгу презентаций

До перехода к теме познакомьтесь с пособием по написанию речей. Это бесплатная электронная книга: The Complete Guide to Making Great Presentations. Это поможет вам освоить процесс создания презентации
от первоначальной идеи до написания, проектирования и расстановки акцентов.

Complete Guide to PresentationsComplete Guide to PresentationsComplete Guide to Presentations

Пример сценария публичного выступления

Вот возможный сценарий:

Вы только что открыли студию веб-дизайна и присоединились к Торгово-промышленной палате города. В результате вас пригласили сделать короткую пятиминутную презентацию на следующей сессии Торгово-промышленной палаты.

Выступление с публичной речью по описанному выше
сценарию может стать проблемой, если вы никогда раньше не писали речей и не выступали перед публикой. К счастью, есть несколько способов составления речи, которые облегчат вашу задачу.

Давайте воспользуемся этим примером и напишем речь,
шаг за шагом.

7 шагов для написания речи

Способы написания речи для публичных выступлений  в общем аналогичны шагам написания презентации. Тем не менее, на каждом этапе процесса вам необходимо учесть присутствие слушателей.

1. Исследование вашей аудитории

Всякий раз, когда вы что-то пишете, вы должны думать, кому адресован ваш текст. С выступлением то же самое. В целом, чем больше вы знакомы со своей целевой аудиторией, тем доходчивее будет ваше обращение.

В приведённом выше примере вашими слушателями будут члены Торговой палаты, которые, вероятно, такие же владельцы малого бизнеса, как и вы. 

Как только вы определили свою аудиторию, вы можете адресовать свою речь. Для этого задайте себе такие вопросы:

  • Что нужно собравшимся?
  • Какой вопрос я могу для них решить?
  • Что ещё мне надо учесть в интересах слушателей?

В примере для этого урока большинство малых предприятий в вашем городе будут соответствовать одной из трёх категорий:

  1. У них есть сайт, который хорошо работает.
  2. У них есть веб-сайт, но дизайн устарел или не работает.
  3. У них нет вебсайта

Обратите внимание, что владельцы малого бизнеса,
которые вписываются в последние две категории, потенциально могут быть вашими клиентами. Было бы неплохо до выступления получить список членов Торговой палаты и посмотреть их сайты. Возможно, вы сможете заранее определить некоторые их проблемы.

2. Выберите тему

В этом примере тема уже дана, вас пригласили представить свой бизнес. И вы знаете, что речь будет довольно короткой — всего пять минут.   Любое выступление должно быть содержательным и это
особенно важно в короткой речи.

Сочиняя публичную речь по нашему сценарию, я бы сузила тему следующим образом:

  1. Список сильных сторон моего бизнеса.

  2. Сравнила его применительно к проблемам, которые обнаружились с веб-сайтами других участников.

  3. Сосредоточила выступление на тех областях, где мои сильные стороны отвечают потребностям других членов Торговой Палаты.

Предположим, что я заметила веб-сайты, которые используют устаревшие шрифты и эти сайты не открываются в мобильных приложениях. Вместо того, чтобы перечислять свои возможности в области веб-дизайна, я бы сосредоточила свою короткую речь на тех областях, где есть необходимость.

Вы можете использовать этот приём, чтобы сузить тему каждый раз, когда вам нужно написать речь.

Избегайте соблазна попытаться охватить слишком много
информации. Большинство людей настолько поражены ежедневным количеством новых данных, что они не могут с ним справиться. Ваши слушатели с большей вероятностью запомнят  речь, которая будет сосредоточена на одном или двух вопросах.

Внимание: не называйте вслух бизнес, в котором вы
обнаружили проблемы. Хотя у вас может возникнуть такой соблазн, это, скорее всего, приведёт к смущению владельца бизнеса и затруднит вам отношения с ним в будущем.
Лучше обсудить эти вопросы в частном порядке, если
только владелец бизнеса не дал вам разрешения использовать свои проблемы в качестве примера.

3. Исследование вашей темы

Наш пример не требует много исследований. И вы уже
сузили свою тему. Но в некоторых ситуациях может потребоваться осветить тему, с которой вы мало знакомы. Более подробные советы по изучению темы (и другие советы для публичных выступлений) вы найдёте в пособии:

4. Запишите свою речь

Выполнив предыдущие шаги, вы готовы написать свою
речь. Вот несколько основных советов:

  • Начните с наброска. Чтобы создать речь, которую запомнит ваша аудитория, вы должны её организовать. Черновик — один из лучших способов упорядочить ваши мысли.
  • Используйте разговорный тон. Напишите свою речь так,
    как вы обычно говорите. Добавьте немного юмора, если это необходимо.
  • Сделайте наброски. Как правило, они не видны слушателям. Но удобны в качестве напоминания самому себе.
  • Будьте точны. Приводите примеры или статистику, чтобы поддержать своё заявление, не делайте неопределённых утверждений.
  • Используйте короткие предложения. Скорее всего, вы не собираетесь говорить слово в слово. Краткие предложения легче запомнить.

В нашем примере короткой речи для Торговой палаты
ваш план может выглядеть примерно так:

  1. Введение. Назовите своё имя и название вашей компании. (Показать заголовок слайда главной страницы сайта с URL-адресом)
  2. Вид бизнеса. Опишите ваши направления в одном-двух
    предложениях. (Показать слайд с маркированным списком).
  3. Приведите пример недавнего проекта веб-дизайна.
    Подчеркните области, в которых заинтересованы другие предприятия. (Слайды с примерами).
  4. Заключение. Покажите зрителям, что вы с удовольствием окажете им помощь в веб-дизайне. Предложите встретиться всем, кто заинтересован, после выступления. (Показать закрытый слайд с контактной информацией).
  5. Раздаточные материалы. Распечатайте и распространите вашу речь в качестве раздаточного материала. Для таких презентаций, как в нашем примере, это будет полезным, потому что зрители получат документ с вашими контактами.

Такого формата будет достаточно для короткой речи.
Если из дальнейшей практики вы обнаружите, что это слишком коротко, вы всегда можете добавить слайдов с примерами.

По предложенному формату вы всегда сможете подготовить речь в соответствии с вашими потребностями. Если предстоит более длинное выступление, обязательно планируйте перерывы на вопросы и ответы.

5. Выбор инструмента презентации

Для большинства презентаций используется профессиональный инструмент, такой как PowerPoint, Google Slides или аналогичный пакет. С их помощью можно наглядно иллюстрировать ваше выступление. Многие инструменты позволяют добавлять видео или аудио для большего привлечения внимания аудитории.

Если вы стоите перед выбором своего инструмента для
презентации, эти пособия помогут вам найти правильный вариант:

После выбора инструмента презентации вы готовы выбрать для неё шаблон.

6. Выбор шаблона и завершение работы

Шаблон презентации отвечает за её внешний вид.
Хороший дизайн шаблона обеспечит незабываемую публичную речь с привлекательной графикой вместо скучного, утомительного разговора.

Вы можете создать свой собственный шаблон презентации. Но, если вы не занимались этим раньше, результат может выглядеть менее профессиональным. Разработка хорошего шаблона отнимет много времени. А услуги профессионального дизайнера для создания оригинального шаблона презентации окажутся дорогими.

Большинство владельцев малого бизнеса покупают
профессиональный шаблон презентации, который можно настроить в соответствии со своими брендами и маркетинговыми материалами. Выбрав этот вариант, вы сэкономите время и деньги. Кроме того,  профессиональный шаблон презентации гарантирует результат.

В Envato Elements или GraphicRiver вы можете найти
красивые шаблоны презентаций. Для знакомства с примерами просмотрите эти статьи:

Хорошее пособие поможет составить текст любой речи. Если вы никогда не пользовались шаблоном, посмотрите эти пособия PowerPoint:

7. Как подготовить публичное выступление

Теперь, после выполнения всех шагов, вы готовы
выступить с речью. Однако, прежде чем выходить на аудиторию, вы должны вспомнить несколько вещей:

  • Не читайте текст. Если можно, лучше его запомнить.
    Если нет, можно использовать карточки или даже ваш план, но не читайте их. Просто загляните в них, если вы застряли.
  • Репетируйте. Это поможет вам не только углубиться в
    материал, но и определить, как ваше выступление укладывается во временные рамки.
  • Используйте наглядные примеры. Конечно, шаблон
    презентации иллюстрирует вашу речь, но если другие визуальные средства сочетаются с вашей презентацией, их тоже надо использовать.
  • Одевайтесь удобно, но профессионально. По обстановке. Если вы не знаете, как будут одеты другие участники, свяжитесь с организатором и спросите.
  • Держитесь и говорите естественно. Это нормально
    немного нервничать, но старайтесь вести себя как можно натуральней. Даже если вы допустите ошибку, продолжайте выступление. Ваша аудитория, вероятно, даже не заметит.
  • Говорите увлечённо. Волнение заразно. Если вы в восторге от своей темы, ваша аудитория, вероятно, тоже вдохновится.

Как сказано в примере этого урока (и это применимо для публичных выступлений вообще), важно не исчезать в конце встречи. Задержитесь и будьте готовы к общению со слушателями. Отвечайте на вопросы, которые могли возникнуть. И обязательно принесите стопку визитных карточек.

Вот ещё несколько пособий о подготовке к выступлению:

Учитесь делать большие презентации

Загрузите электронную книгу The Complete Guide to Making Great Presentations с подпиской на бюллетень Tuts + Business Newsletter. Внедряйте свои идеи в мощную презентацию, которая привлечёт вашу аудиторию!

 Free eBook PDF Download Make a Great Presentation Free eBook PDF Download Make a Great Presentation Free eBook PDF Download Make a Great Presentation

Заключение

Теперь вы умеете готовить публичное выступление. У вас есть образец формата и множество советов и ресурсов о том, как написать хорошую речь. Теперь вам решать, какой будет лучшая речь для вашего выступления. Удачи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать развернутый план
  • Как написать развернутый отзыв на книгу
  • Как написать развернутую характеристику на ученика
  • Как написать развернутую запись числа
  • Как написать разведывательный