Как написать речь для выступления


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.

  1. Изображение с названием Write a Speech Step 4

    1

    Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках — книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.[1]

    • Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
  2. Изображение с названием Write a Speech Step 5

    2

    Составьте план с утверждениями и доводами. Структурируйте свои идеи и находки в виде плана, чтобы заранее проверить полноту и последовательность информации. Как правило, речь включает введение, пять основных тезисов с подтверждающими доказательствами (статистика, цитаты, примеры, случаи из жизни) и заключение. Используйте пронумерованный или маркированный список.[2]

    • Если нужно написать информативную или убедительную речь, то используйте структуру в виде проблемы и решения. Сначала опишите суть проблемы и во второй части объясните, как ее можно решить.[3]

    Совет: Помните, что план всегда можно изменить позже и на этапе работы над черновым вариантом. Задействуйте всю информацию, которая кажется важной. Учитывайте, что позднее текст придется сократить.

  3. Изображение с названием Write a Speech Step 6

    3

    Сообщите интересный факт, чтобы сразу привлечь внимание слушателей. Первая фраза вашей речи может оказаться наиболее важной, так как в этот момент присутствующие решают, стоит ли вас слушать. В зависимости от темы и целей речи можно сообщить что-либо забавное, печальное, пугающее или шокирующее, чтобы заинтриговать слушателей.[4]

    • Например, если нужно написать мотивационную речь о похудении, то можно сказать: «Пять лет назад я не могла пройти и одного лестничного пролета, чтобы не остановиться для передышки».
    • Если вы стремитесь убедить слушателей меньше использовать ископаемое топливо, то скажите: «Автомобили с двигателем внутреннего сгорания способствуют глобальному потеплению, которое грозит уничтожить нашу планету».
  4. Изображение с названием Write a Speech Step 7

    4

    Свяжите тему с более широкой проблемой, чтобы сообщить дополнительные сведения. Возможно, аудитория не поймет важности выбранной темы без ваших объяснений. Если тема покажется совсем несущественной, то слушатели не будут следить за речью. Старайтесь мыслить глобально, чтобы вписать свою тему в общую картину. Почему людям должно быть интересно?[5]

    • Например, если вы хотите увеличить финансирование исследований болезни Альцгеймера, то сообщите о распространенности болезни и влиянии на жизнь семей. Можно привести статистику и случай из жизни.

    Совет: Продолжительность введения не должна превышать 1 абзац или 1 страницу текста с двойным интервалом, чтобы не тратить много времени на погружение и быстрее перейти к сути.[6]

  5. Изображение с названием Write a Speech Step 8

    5

    Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.[7]

    • Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
  6. Изображение с названием Write a Speech Step 10

    6

    Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах — предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.[8]

    • Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
  7. Изображение с названием Write a Speech Step 11

    7

    Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:[9]

    • далее;
    • затем;
    • ранее;
    • впоследствии;
    • сначала;
    • во-вторых;
    • в настоящий момент;
    • на следующей неделе.
  8. Изображение с названием Write a Speech Step 12

    8

    Завершите речь призывом к действию. По мере приближения к завершению слушатели должны быть увлечены темой и готовы предпринять меры. Мотивируйте людей узнать больше и принять участие в решении описанной проблемы словами о том, как они могут это сделать. Это хорошая возможность поделиться ресурсами и задать направление.[10]

    • Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
    • Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Speech Step 13

    1

    Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.[11]

    • Например, вместо фразы: «Способность достичь и сохранять здоровый вес является апофеозом человеческого существования, так как она позволяет демонстрировать чудеса ловкости, которые повышают уверенность в себе и дарят чувство удовлетворения», — лучше сказать: «Благодаря здоровому весу вы станете сильнее, выносливее и почувствуете себя счастливым человеком».
    • Помните, что также необходимо видоизменять структуру предложений. Используйте одно-два длинных предложения на страницу текста, чтобы внести разнообразие. Просто не используйте в речи слишком много сложных и длинных предложений.[12]
  2. Изображение с названием Write a Speech Step 14

    2

    Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:[13]

    • это;
    • он;
    • она;
    • они;
    • мы;
    • тот;
    • те.
  3. Изображение с названием Write a Speech Step 15

    3

    Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение — эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.[14]

    • Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
    • В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».
  4. Изображение с названием Write a Speech Step 16

    4

    Используйте ограниченное количество цитат и статистических данных, чтобы не обескуражить слушателей. Может показаться, что изобилие статистики и цитат профессионалов — это хороший способ убедительно доказать свой тезис, но часто эффект оказывается противоположным. Лучше ограничиться 1–2 статистическими примерами или цитатами в рамках тезиса и сообщать только действительно важные примеры.[15]

    • Например, если вы рассказываете об особенностях размножения лосей, тогда два примера с демонстрацией сокращения численности популяции лосей за последние 50 лет позволят удивить слушателей. Если использовать слишком подробные статистические выкладки, присутствующие могут запутаться и потерять интерес.
    • Выбирайте цитаты, в которых легко понять суть, а также обязательно объясняйте, как цитата подкрепляет ваши слова. В цитате нужно использовать простой язык, а объем не должен превышать двух строк на страницу.
  5. Изображение с названием Write a Speech Step 17

    5

    Поддерживайте уместный тон речи. Тон — это общее настроение вашей речи, которое может варьироваться от серьезного до шутливого или от размеренного до поспешного. Выбор слов и произношение влияет на тон речи.[16]

    • Например, если вы описываете свою любовь к еде в мотивирующей речи о том, как вы стали шеф-поваром, то можно использовать шутку и сказать: «Я хотел стать шеф-поваром еще с детства, когда вдруг обнаружил, что печенье не появляется в коробке по взмаху волшебной палочки, а его готовят люди».
  6. Изображение с названием Write a Speech Step 18

    6

    Используйте наглядные средства, если допустимо. Презентация в программе PowerPoint вовсе не является обязательным условием для хорошей речи, но она поможет слушателям следить за вашими словами, особенно при объяснении сложных идей. Также можно использовать слайды, чтобы наглядно продемонстрировать ключевые концепции с помощью изображений, секторных диаграмм и цитат.[17]

    • При этом не стоит чрезмерно полагаться на слайды. Вам все равно нужно будет произнести увлекательную речь и заинтересовать слушателей. Слайды должны лишь дополнять сказанное.
  7. Изображение с названием Write a Speech Step 19

    7

    Тренируйтесь произносить речь и вносите поправки. Когда завершите работу над текстом речи, прочитайте его несколько раз и определите слабые места, которые можно улучшить. Если нужно уложиться в определенное время, то включите секундомер во время чтения.[18]

    • Во время проверки обязательно читайте речь вслух! Это поможет вам определить плавность звучания фраз и обнаружить неуклюжие предложения, которые можно вырезать, изменить или объяснить более понятным языком.[19]

    Совет: Можно попросить друга или родственника послушать, как вы произносите речь, чтобы узнать мнение со стороны.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 104 480 раз.

Была ли эта статья полезной?

текст публичной речи

По словам Наполеона Бонапарта: «Не умеющий держать речь карьеры не сделает». Во все времена люди уважали тех, кто умел говорить и завладеть вниманием слушателей. На сегодняшний день умение красиво говорить необходимо не только актёрам и политикам. И логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи, не так ли?

Всё более серьёзные позиции занимает интернет-деятельность. Блогерам и ведущим видеоканалов необходимо произносить речи различного характера для видеосъемки, тренерам и экспертам — для выступления онлайн на вебинарах, записи обучающих материалов и продающих роликов.

Умные люди это понимают и многие не раз высказывались о том, что владение словом — это главное оружие, с помощью которого ведутся политические и рекламные кампании. Поэтому важность умения коротко и емко выразить свою мысль трудно переоценить.

Как известно, цель публичной речи в том, чтобы внести изменение в поведение слушателей и зрителей, воздействовать на их разум и чувства. Поэтому стоит в первую очередь определиться с жанром вашей речи.

Современная классификация речей по жанрам

1. Социально-политические речи

  • Доклады на собраниях, конференциях, конгрессах.
  • Политическая и дипломатическая речи.
  • Военно-патриотическая речь.
  • Политическое обозрение.
  • Агитаторские и митинговые речи.

2. Академическое красноречие

  • Лекции в высших учебных заведениях.
  • Научные обзоры и доклады.
  • Информационные научные сообщения.

3. К судебным речам относятся

  • Обвинительная, прокурорская речь.
  • Речь защитника, адвокатская.

4. Социально-бытовые речи

  • Юбилейные и поздравительные речи.
  • Тост или застольная речь.
  • Надгробная и поминальная речи.

5. К богословско-церковным можно причислить

  • Церковную проповедь.
  • Соборную речь.

Разумеется, что чаще всего в обыденной жизни мы используем социально-бытовой жанр. А вот для рабочих моментов нынче актуальны:

  1. Информационные и обучающие выступления из академического красноречия.
  2. Убеждающие и рекламные (продающие) речи с призывом из социального.

Если ещё лет 10-20 назад пользовались популярностью познавательные лекции, то сейчас интерес широкой аудитории к ним почти исчерпан. Теперь в фаворе интерактивные публичные выступления: семинары (вебинары), мастер-классы, тренинги.

Наиболее востребованный вид речи для бизнеса в интернет — это убеждающая короткая речь с призывом. К ней можно отнести разнообразные презентации продуктов и услуг, приглашения на мероприятия и даже самопрезентации.

Как составить текст публичной речи: примеры и подсказки

Как правильно составить публичное выступление

Грамотно составленная речь всегда имеет 3-частную форму: вступление, основную часть и заключение. Еще в древности, когда наука риторика была в большом почете, особое внимание уделялось началу речи, которое и тогда рекомендовалось, и сейчас рекомендуется выступающим — заучить.

Несмотря на то, что вы, возможно, потратите больше всего времени именно на его создание, звучать оно должно очень естественно. Вот 4 беспроигрышных варианта, с которых можно начать:

  1. С интересного или шокирующего факта по теме выступления. Вы наверняка замечали, как спикеры, которые вам нравятся, произносили в начале своего выступления фразы наподобие: а знаете ли вы…?
  2. Можно сразу же сделать акцент на актуальности, важности, полезности того, о чём вы собираетесь говорить. И звучит это часто примерно так: советую вам дослушать мою речь до конца, потому что…
  3. Отлично прозвучит в начале также крылатое выражение или пословица по теме. К примеру, для текста этой публикации я нашла афоризм Наполеона.
  4. Риторический вопрос — отличное начало речи, особенно когда он касается наболевшей темы аудитории перед которой вы выступаете.

Какие элементы должны обязательно содержаться в убеждающей речи?

1) Аргументы:

  • какие-то свершившиеся факты, о которых можно упомянуть;
  • цифры, статистика;
  • народная мудрость — приметы, поговорки, фразеологизмы;
  • цитаты, мнения авторитетных источников.

2) Обоснования – базируются на человеческих ценностях:

  • здоровье;
  • дети, семья, отношения;
  • свобода — людям важно осознавать, что они свободны в своем выборе, что у них свободный график, что они свободны поступать как им хочется, у них есть свободное время;
  • любовь, отношения.

И аргументы, и обоснования очень важны, ведь люди по типу восприятия разные — кто-то лучше воспринимает, к примеру, цифры, а кто-то лучше реагирует на обоснования. Главная цель убеждающей речи — побудить слушателей/зрителей совершить какое-то действие.

Чтобы ваша речь убеждала слушателей, и не позволила им переключить своё внимание обязательно используйте риторические приёмы: метафоры, сравнения, эпитеты. Погружайте их в определенную атмосферу или обстоятельства. Приводите примеры, найдите моменты, где в вашей речи можно было бы использовать юмор.

Финал или заключение речи зависит от выбранного вами жанра. Для информационных и обучающих выступлений лучше всего подвести итоги сказанного, как говорил А. В. Суворов “Повторение — мать учения”.

Агитационные, рекламные речи всегда заканчивайте призывом, и вряд ли вам подойдет “Да здравствуют мир, труд, май!” (хотя конечно можно пожелать им здравия :)). Гораздо больше подойдут глаголы в повелительном наклонении, призывающие что-то сделать: подпишитесь, приходите, возьмите визитку, запишите контакты и т.п.

ВАЖНО! Никогда не завершайте свою речь по примеру Добрыни Никитича из м/ф про 3-х богатырей: ну вот так вот как-то…

Если вы — эксперт, мастер своего дела, то познакомьтесь с алгоритмом убеждающей речи, которая аргументирует ваше мнение с помощью примеров. Смотрите фрагмент из тренинга Майкла Бэнга «Мастерство публичных выступлений». Майкл Бэнг, лучший продавец мира 1990-х годов, основатель «Международной школы продаж» и один из самых востребованных консультантов в Европе.

Примеры текстов для публичного выступления

Натали Портман прославилась в 13 лет, сыграв роль девочки-подростка в фильме Люка Бессона «Леон» (Léon), которая дружит с наёмным убийцей Леоном (Жан Рено).

Она проявила свой талант и в других своих работах, но окончательно покорила сердца зрителей, сыграв роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу в фильме Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза».

Речь Натали Портман (с русскими субтитрами) перед выпускникам Гарварда 2015

В её тексте публичной речи сквозит важная мысль, которую она хотела донести выпускникам Гарварда — это личное развитие, единственная вещь, в которой мы точно можем быть лучшими. Личное формирование — это одна из тем, которая затрагивается в фильме «Черный лебедь», где её персонаж Нина становится артистически успешной тогда, когда она обнаруживает удовольствие в совершенствовании себя, а не тогда, когда пытается другим казаться идеальной.

«Примите свои недостатки в знаниях и обратите это себе на пользу» — сказала Натали Портман и рассказала историю одного знакомого известного скрипача, который поведал ей, что он не может стать композитором, потому что знает слишком много музыкальных произведений и когда начинает писать ноты, то ему сразу же на ум приходит знакомое, уже существующее сочинение.

Натали полагает, что незнание того, с чем предстоит столкнуться выпускникам — одно из преимуществ. «Вы можете сочинять, потому что ваш разум еще не заполнен огромным количеством произведений, и вы не считаете многие вещи само собой разумеющимися. Единственный правильный способ сделать что-либо знаете только вы сами. Вы, сегодня здесь собравшиеся, достигните многих выдающихся вещей. У меня нет сомнений по этому поводу.»

Публичная речь Стивена Спилберга перед выпускниками Гарвардского университета 2016

«Я создаю миры, которые существуют всего два часа. Вы — мир, который будет жить вечно» — режиссер, продюсер и сценарист, миллиардер, и один из самых известных людей на планете Стивен Спилберг выступил в своей речи перед выпускниками Гарварда в мае 2016 года.

Стивену пришлось потратить 37 лет, чтобы получить диплом, а все потому, что на втором курсе колледжа ему предложили работу мечты на Universal Studios, так что пришлось бросить учебу. Тогда он сказал своим родителям, что, если с кино не сложится, он вернется в университет.

Но все отлично сложилось. И мир увидел «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Челюсти» и тетралогию об Индиане Джонсе. Вернулся Стивен Спилберг в университет из-за своих детей, которых у него семеро.

Поскольку он настаивал, воспитывая их, на важности высшего образования, но сам этот путь не прошел, поэтому в пятьдесят лет поступил в университет штата Калифорния — Лонг-Бич, и все-таки получил диплом. Признается, что палеонтологию ему зачли благодаря «Парку Юрского периода».

Публичная речь Марка Цукерберга перед выпускниками Гарварда 2017

Марк Цукерберг — американский программист и предприниматель в области интернет-технологий, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook и руководитель компании Facebook Inc.

Самый молодой долларовый миллиардер в истории человечества, не окончил этот университет, но получил почетную степень доктора юриспруденции. Эмоциональная речь Марка Цукерберга «Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться» вдохновила целый мир.

Его текст публичной речи содержит такой ключевой фрагмент:

«В нашем обществе мы часто не совершаем больших поступков, потому что так боимся совершить ошибку, что игнорируем все плохое, существующее в обществе сегодня, и ничего не делаем. На самом деле, у всего, что мы делаем, в будущем будут недочеты. Но это не должно помешать нам начать.

Так чего же мы ждем? Пришло время дел, которые определят наше поколение. Как насчет того, чтобы остановить изменение климата до тех пор, пока мы разрушим планету, и вовлечь миллионы людей в процесс создания и установки солнечных батарей.

Как насчет того, чтобы вылечить все болезни и попросить волонтеров отслеживать данные о своем здоровье и делиться геномами? Сегодня мы тратим в 50 раз больше на то, чтобы лечить больных, чем на поиск средств, которые бы позволили людям не болеть. Это бессмысленно. Мы можем это исправить.»

Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время».

Этапы подготовки публичной речи

Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки:

  1. Сбор и анализ информации.
  2. Составление текст публичной речи.
  3. Тренировка произнесения текста речи.

Часто мы восхищаемся и переслушиваем речи великих ораторов. Были ли эти речи импровизациями? Нет — конечно же их готовили!

Известна цитата Марка Твена: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь». Он готовился к тому, «что» будет говорить и «как». После подготовки смыслов своей речи очень важно тренироваться ее произносить.

Даже если вы освоили интонации, немаловажную роль также имеет эмоциональность речи — чередование улыбки и серьезности, замедлении и ускорения. Также важно найти логические ударения в этом тексте — на каких словах надо усилить голос, где сделать паузу.

«Что» и «как» — 2 стороны одной медали. Если у вас отличное «что» — смысловая нагрузка, логика изложения, но «как» хромает, никто не захочет вас слушать. И наоборот — с «как» все в порядке — речь льется невообразимо, к сожалению, без глубоких смыслов мы никогда не вспомним эту речь, и уж, тем более, у нас не возникнет мысль взять карандаш и начать конспектировать.

Это вам тоже может быть полезно:

Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)

Вам предстоит выступить с речью перед аудиторией? Тогда
вам надо знать, чем публичное выступление отличается от презентаций для Интернета. Вы должны уметь написать хорошую речь, прежде чем выходить с ней к публике.

Главное отличие публичной речи от сообщения в Интернете, — это то, что первое предназначено для живой аудитории в указанное время и место. Позже её текстом можно будет делиться и обсуждать в удобной обстановке.

How to Write a SpeechHow to Write a SpeechHow to Write a Speech

Хорошая публичная речь отличается от презентации,
написанной для  Интернета. (Image Source: Envato Elements)

Речь, произнесённая вживую, имеет и другие существенные отличия от онлайн-презентации. Во-первых, сочиняя свою речь, вы должны подумать о том, как установить тёплые отношения с аудиторией. Кроме того, ваш внешний вид, осанка и манеры тоже оставляют впечатление. Далее, вам надо быть готовым отвечать в перерывах на вопросы вашей аудитории.

В этом уроке вы получите семь основных рекомендаций
для написания речи, которая будет хорошо принята публикой. Чтобы вы могли применить мои советы по ситуации, я привяжу каждый шаг к готовому сценарию публичного выступления для малого бизнеса. Мы коснемся некоторых основ написания речи. Вы получите дополнительные ресурсы, которые помогут вам написать хорошую речь.

Скачайте бесплатную книгу презентаций

До перехода к теме познакомьтесь с пособием по написанию речей. Это бесплатная электронная книга: The Complete Guide to Making Great Presentations. Это поможет вам освоить процесс создания презентации
от первоначальной идеи до написания, проектирования и расстановки акцентов.

Complete Guide to PresentationsComplete Guide to PresentationsComplete Guide to Presentations

Пример сценария публичного выступления

Вот возможный сценарий:

Вы только что открыли студию веб-дизайна и присоединились к Торгово-промышленной палате города. В результате вас пригласили сделать короткую пятиминутную презентацию на следующей сессии Торгово-промышленной палаты.

Выступление с публичной речью по описанному выше
сценарию может стать проблемой, если вы никогда раньше не писали речей и не выступали перед публикой. К счастью, есть несколько способов составления речи, которые облегчат вашу задачу.

Давайте воспользуемся этим примером и напишем речь,
шаг за шагом.

7 шагов для написания речи

Способы написания речи для публичных выступлений  в общем аналогичны шагам написания презентации. Тем не менее, на каждом этапе процесса вам необходимо учесть присутствие слушателей.

1. Исследование вашей аудитории

Всякий раз, когда вы что-то пишете, вы должны думать, кому адресован ваш текст. С выступлением то же самое. В целом, чем больше вы знакомы со своей целевой аудиторией, тем доходчивее будет ваше обращение.

В приведённом выше примере вашими слушателями будут члены Торговой палаты, которые, вероятно, такие же владельцы малого бизнеса, как и вы. 

Как только вы определили свою аудиторию, вы можете адресовать свою речь. Для этого задайте себе такие вопросы:

  • Что нужно собравшимся?
  • Какой вопрос я могу для них решить?
  • Что ещё мне надо учесть в интересах слушателей?

В примере для этого урока большинство малых предприятий в вашем городе будут соответствовать одной из трёх категорий:

  1. У них есть сайт, который хорошо работает.
  2. У них есть веб-сайт, но дизайн устарел или не работает.
  3. У них нет вебсайта

Обратите внимание, что владельцы малого бизнеса,
которые вписываются в последние две категории, потенциально могут быть вашими клиентами. Было бы неплохо до выступления получить список членов Торговой палаты и посмотреть их сайты. Возможно, вы сможете заранее определить некоторые их проблемы.

2. Выберите тему

В этом примере тема уже дана, вас пригласили представить свой бизнес. И вы знаете, что речь будет довольно короткой — всего пять минут.   Любое выступление должно быть содержательным и это
особенно важно в короткой речи.

Сочиняя публичную речь по нашему сценарию, я бы сузила тему следующим образом:

  1. Список сильных сторон моего бизнеса.

  2. Сравнила его применительно к проблемам, которые обнаружились с веб-сайтами других участников.

  3. Сосредоточила выступление на тех областях, где мои сильные стороны отвечают потребностям других членов Торговой Палаты.

Предположим, что я заметила веб-сайты, которые используют устаревшие шрифты и эти сайты не открываются в мобильных приложениях. Вместо того, чтобы перечислять свои возможности в области веб-дизайна, я бы сосредоточила свою короткую речь на тех областях, где есть необходимость.

Вы можете использовать этот приём, чтобы сузить тему каждый раз, когда вам нужно написать речь.

Избегайте соблазна попытаться охватить слишком много
информации. Большинство людей настолько поражены ежедневным количеством новых данных, что они не могут с ним справиться. Ваши слушатели с большей вероятностью запомнят  речь, которая будет сосредоточена на одном или двух вопросах.

Внимание: не называйте вслух бизнес, в котором вы
обнаружили проблемы. Хотя у вас может возникнуть такой соблазн, это, скорее всего, приведёт к смущению владельца бизнеса и затруднит вам отношения с ним в будущем.
Лучше обсудить эти вопросы в частном порядке, если
только владелец бизнеса не дал вам разрешения использовать свои проблемы в качестве примера.

3. Исследование вашей темы

Наш пример не требует много исследований. И вы уже
сузили свою тему. Но в некоторых ситуациях может потребоваться осветить тему, с которой вы мало знакомы. Более подробные советы по изучению темы (и другие советы для публичных выступлений) вы найдёте в пособии:

4. Запишите свою речь

Выполнив предыдущие шаги, вы готовы написать свою
речь. Вот несколько основных советов:

  • Начните с наброска. Чтобы создать речь, которую запомнит ваша аудитория, вы должны её организовать. Черновик — один из лучших способов упорядочить ваши мысли.
  • Используйте разговорный тон. Напишите свою речь так,
    как вы обычно говорите. Добавьте немного юмора, если это необходимо.
  • Сделайте наброски. Как правило, они не видны слушателям. Но удобны в качестве напоминания самому себе.
  • Будьте точны. Приводите примеры или статистику, чтобы поддержать своё заявление, не делайте неопределённых утверждений.
  • Используйте короткие предложения. Скорее всего, вы не собираетесь говорить слово в слово. Краткие предложения легче запомнить.

В нашем примере короткой речи для Торговой палаты
ваш план может выглядеть примерно так:

  1. Введение. Назовите своё имя и название вашей компании. (Показать заголовок слайда главной страницы сайта с URL-адресом)
  2. Вид бизнеса. Опишите ваши направления в одном-двух
    предложениях. (Показать слайд с маркированным списком).
  3. Приведите пример недавнего проекта веб-дизайна.
    Подчеркните области, в которых заинтересованы другие предприятия. (Слайды с примерами).
  4. Заключение. Покажите зрителям, что вы с удовольствием окажете им помощь в веб-дизайне. Предложите встретиться всем, кто заинтересован, после выступления. (Показать закрытый слайд с контактной информацией).
  5. Раздаточные материалы. Распечатайте и распространите вашу речь в качестве раздаточного материала. Для таких презентаций, как в нашем примере, это будет полезным, потому что зрители получат документ с вашими контактами.

Такого формата будет достаточно для короткой речи.
Если из дальнейшей практики вы обнаружите, что это слишком коротко, вы всегда можете добавить слайдов с примерами.

По предложенному формату вы всегда сможете подготовить речь в соответствии с вашими потребностями. Если предстоит более длинное выступление, обязательно планируйте перерывы на вопросы и ответы.

5. Выбор инструмента презентации

Для большинства презентаций используется профессиональный инструмент, такой как PowerPoint, Google Slides или аналогичный пакет. С их помощью можно наглядно иллюстрировать ваше выступление. Многие инструменты позволяют добавлять видео или аудио для большего привлечения внимания аудитории.

Если вы стоите перед выбором своего инструмента для
презентации, эти пособия помогут вам найти правильный вариант:

После выбора инструмента презентации вы готовы выбрать для неё шаблон.

6. Выбор шаблона и завершение работы

Шаблон презентации отвечает за её внешний вид.
Хороший дизайн шаблона обеспечит незабываемую публичную речь с привлекательной графикой вместо скучного, утомительного разговора.

Вы можете создать свой собственный шаблон презентации. Но, если вы не занимались этим раньше, результат может выглядеть менее профессиональным. Разработка хорошего шаблона отнимет много времени. А услуги профессионального дизайнера для создания оригинального шаблона презентации окажутся дорогими.

Большинство владельцев малого бизнеса покупают
профессиональный шаблон презентации, который можно настроить в соответствии со своими брендами и маркетинговыми материалами. Выбрав этот вариант, вы сэкономите время и деньги. Кроме того,  профессиональный шаблон презентации гарантирует результат.

В Envato Elements или GraphicRiver вы можете найти
красивые шаблоны презентаций. Для знакомства с примерами просмотрите эти статьи:

Хорошее пособие поможет составить текст любой речи. Если вы никогда не пользовались шаблоном, посмотрите эти пособия PowerPoint:

7. Как подготовить публичное выступление

Теперь, после выполнения всех шагов, вы готовы
выступить с речью. Однако, прежде чем выходить на аудиторию, вы должны вспомнить несколько вещей:

  • Не читайте текст. Если можно, лучше его запомнить.
    Если нет, можно использовать карточки или даже ваш план, но не читайте их. Просто загляните в них, если вы застряли.
  • Репетируйте. Это поможет вам не только углубиться в
    материал, но и определить, как ваше выступление укладывается во временные рамки.
  • Используйте наглядные примеры. Конечно, шаблон
    презентации иллюстрирует вашу речь, но если другие визуальные средства сочетаются с вашей презентацией, их тоже надо использовать.
  • Одевайтесь удобно, но профессионально. По обстановке. Если вы не знаете, как будут одеты другие участники, свяжитесь с организатором и спросите.
  • Держитесь и говорите естественно. Это нормально
    немного нервничать, но старайтесь вести себя как можно натуральней. Даже если вы допустите ошибку, продолжайте выступление. Ваша аудитория, вероятно, даже не заметит.
  • Говорите увлечённо. Волнение заразно. Если вы в восторге от своей темы, ваша аудитория, вероятно, тоже вдохновится.

Как сказано в примере этого урока (и это применимо для публичных выступлений вообще), важно не исчезать в конце встречи. Задержитесь и будьте готовы к общению со слушателями. Отвечайте на вопросы, которые могли возникнуть. И обязательно принесите стопку визитных карточек.

Вот ещё несколько пособий о подготовке к выступлению:

Учитесь делать большие презентации

Загрузите электронную книгу The Complete Guide to Making Great Presentations с подпиской на бюллетень Tuts + Business Newsletter. Внедряйте свои идеи в мощную презентацию, которая привлечёт вашу аудиторию!

 Free eBook PDF Download Make a Great Presentation Free eBook PDF Download Make a Great Presentation Free eBook PDF Download Make a Great Presentation

Заключение

Теперь вы умеете готовить публичное выступление. У вас есть образец формата и множество советов и ресурсов о том, как написать хорошую речь. Теперь вам решать, какой будет лучшая речь для вашего выступления. Удачи!

Советы по подготовке речи для выступления

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 2.6K

Хочу поделиться с вами несколькими советами о том, как написать хорошую речь для публичных выступлений. Они помогут тому, кто хочет выступить так, чтобы его поняли и оценили.

Прежде чем писать речь для выступления, составьте для себя небольшой бриф. Сядьте с листочком бумаги и определите для себя опорные точки. Вот что нужно выяснить изначально:

  • Где и когда будет проходить выступление?
  • Каков регламент выступления, сколько минут у вас будет на речь и сколько на то, чтобы ответить на вопросы публики?
  • Какая публика ожидается? Это будут простые люди или заинтересованные профессионалы? Они будут задавать вопросы?
  • Какой стиль изложения приемлем, свободный или деловой?
  • В чем вы будете одеты? Сможете ли вы передвигаться или будете читать речь статично?

Список вопросов можно продолжать бесконечно — оставлю его на откуп вашей скрупулезности. В любом случае, вы должны знать все о том, что будете рассказывать и о том, кому вы эту будете рассказывать. Если выступление будет важным, не плохо было бы предварительно сходить и ознакомиться с местом, где вас будут слушать. На этом организационные вопросы можно считать улаженными, приступаем к написанию текста речи.

Сразу говорю — я настоятельно не рекомендую вам читать то-то с бумажки перед публикой (если, конечно, вы хотите быть услышанным). Читать текст в бумажки — стыдно и неуважительно, подглядывать в тезисы своего выступления — умно и допустимо. Я советую вам иметь полную речь своего выступления, но рассказывать ее по тезисам.

Хорошую речь написать не просто, и главная трудность — начать ее. Порой бывает жалко смотреть на то, как крутой специалист, лучше всех в галактике разбирающийся в предмете часами не может связать несколько предложений, нервничая и комкая бумагу. А все потому, что он пытается писать речь с начала — так она не пишется.

Начните писать речь с середины. Выделите несколько главных тезисов своего выступления, отведя на каждый по одному предложению — так у вас будет «скелет» выступления. После этого вы можете смело наращивать вокруг него «мясо», раскрывая главные тезисы более подробно. Во время этого процесса исходные тезисы можно переформулировать для красоты изложения, однако сохраните их исходную форму — они пригодятся позднее. В идеале у вас получится несколько абзацев текста — основа речи. теперь самое время написать ее заключение — просто сформулируйте вывод из всего того, что вы написали (трех предложений будет достаточно). Последний этап — создание вступления. Для вступления здорово использовать цитату, метафору или забавную историю «по теме» — она поможет публике немного расслабиться и настроиться на одну волну с вами. Не жалейте слов — пишите максимально подробно, не обращая внимания на объем теста. Вот несколько стилистических советов по написанию речи:

  • Используйте простые предложения. Если предложение хочется разбить на несколько простых — смело делайте это. В речи мы редко говорим предложениями, содержащими более пяти слов.
  • Не используйте кавычек, скобок и других знаков препинания, которые вы не сможете обозначить голосом.
  • Все цифры пишите словами. Не «в XIX веке», а «в девятнадцатом веке». Это поможет вам не тратить время на визуальное раскодирование таких обозначений.
  • Сократите цифры. Точно стоит использовать 76,56523567 втакой точности? Быть может стоит сократить число до «семьдесят шесть целых шесть десятых»? И вообще, хорошей привычкой является выведение цифр на экран в презентации.

По этой же причине лучше заранее транскрибировать иностранные слова. «… Ярким примером использования продакт плеймента…» читается лучше, чем «… ярким примером использования product placement…».

После того, как все будет написано — начните читать все вслух, отмечая «кривые места» (или переформулируйте их сразу же). Слишком сложные и излишне подробные куски сокращайте или смело выбрасывайте. Не правьте текст речи более двух раз в течение одного дня — вы легко забьете себе нюх и можете «слишком исправить». Пара пробежек по тексту и достаточно, продолжите завтра. Также вы можете подключить к процессу улучшения речи друзей или родственников. Для этого ее нужно прочитать вслух, а затем обсудить все, что слушателям показалось странным или непонятным.

Конечная стадия написания текста речи — сокращение. Как говорили авторы книги ReWork, «написали книгу — а теперь сократите ее в два раза». Вы засекали время когда читали речь вслух? Укладываетесь в регламент? А нужно уложиться — смело сокращайте все! Также не забудьте сократить с небольшим избытком — 20% времени вы потратите сами того не замечая, на случайные вопросы и на небольшие «задумки».

В результате всего на руках у вас останется красивая и понятная речь. Следующий шаг — подготовка тезисов выступления. Именно с ними вы будете выступать (точнее, их вы будете подглядывать в них при случае).

Помните, мы откладывали в сторонку список тезисов выступления? Вот он-то нам и нужен. Его нужно доработать с учетом измененной речи. Не забывайте — на каждый тезис одно предложение.

Все, что останется после этого — учить речь. Не старайтесь бездумно зазубрить ее. Просто прочитайте ее пять-шесть раз, а потом, положив перед собой тезисы, попытайтесь спокойно рассказывать по плану. Пара-тройка прогонов и вы практически готовы.

Ну, и напоследок — пару советов на выступление:

  • Постарайтесь максимально расслабиться. За несколько минут до выступления ничего не читайте (особенно свою речь). Внимательно слушайте других выступающих, попытайтесь прочувствовать атмосферу зала.
  • Речь оставьте в зале, с собой возьмите только тезисы. Они будут вашим планом. Не стесняйтесь подглядывать в них.
  • Если зал большой и вы ожидаете вопросы — напишите на доске или выведите на слайде свой номер телефона или твиттер — предлагайте слать вопросы смсками и реплаями. Это поможет залу смело задават вопросы, а вам — отвечать только на те, что вам понравятся.
  • Уважайте регламент — следите за временем. Но помните что на пару минут в случае чего его можно нарушить.
  • На забывайте расслаблять атмосферу шутками и метафорами. Заканчивать выступление обязательно нужно шуткой. Поблагодарите зал за внимание.
  • После выступления отслеживайте отзывы и позитивную критику — она поможет вам сделать выступление лучше.

Статья написана авторами BigIdeas специально для хабрасобщества.

Статистику должны сменять истории, им на смену приходить яркие метафоры, а когда чувствуете, что внимание снова притупилось – кидайте в аудиторию вопросы.

Анонсируйте. Заранее объявите аудитории, какой будет структура вашей речи. Расскажите, о чем планируете сообщить. Публика любит анонсы. Любит понимать, куда всё движется. Любит иллюзию контроля. Не раскрывайте все карты сразу, но киньте интригу и дайте надежду.

Лиха беда начало. Особенно тщательно продумайте самое начало выступления. Начинать говорить всегда труднее. Оратор больше всего волнуется в начале речи. Он еще не знает аудиторию, не понимает, как она на него реагирует. Переживает, понравится его выступление или нет. Изводит себя сомнениями. Да и аудитория в начале всегда пристально присматривается – что это за крендель тут вышел и пытается нам что-то сообщить. И эти пристальные взгляды еще больше смущают выступающего. Поэтому надо подготовиться к такому моменту особенно тщательно. Продумайте яркую самопрезентацию. Обозначьте свою экспертность, чтобы у публики было меньше недоверия. Заготовьте «ледоколы» – шутки и неожиданные эмоциональные моменты, которые должны будут поскорее растопить лёд между вами и публикой.

Не забывайте про аргументы. Каждый тезис надо подкреплять примерами и аргументами, чтобы он звучал убедительнее.

Фактура. Речь, состоящая только из заявлений и указаний никому не интересна. Наройте побольше фактов по вашему вопросу, статистики, цитат и научных данных. Это усилит эффект и придаст речи и вам значительности.

Маневрируйте. Для того, чтобы слушатели не задремали речь должна периодически менять направление. Структура 9 кусочков тут отлично вам поможет. Статистику должны сменять истории, им на смену приходить яркие метафоры, а когда чувствуете, что внимание снова притупилось – кидайте в аудиторию вопросы. Желательно не риторические, а требующие размышления и ответа. Это оживляет выступление и дает слушателям чувство сопричастности. Что в свою очередь улучшает их впечатление об ораторе. Побольше жизненных примеров, неожиданных сравнений, ссылок на авторитетные мнения и хорошего юмора. И ваш коктейль не сможет не понравиться.

Короче! Не пытайтесь рассказать все, что знаете. Даже в полуторачасовую лекцию не нужно пытаться впихнуть весь объем ваших знаний по теме (или знаний вашего эксперта-ньюсмейкера). Покажите аудитории, что вы айсберг. Надводная часть ваших знаний в вашем выступлении, а подводная намного больше. Это вызовет уважение. И желание послушать вас еще раз.

Повторенье – мать ученья. Для усиления эффекта и лучшего запоминания того, что вы произносите не бойтесь повторять ключевые мысли каждого блока вашего выступления. Большинство людей не очень хорошо воспринимают информацию на слух. Многие во время вашего выступления будут отвлекаться на свои мысли, шепот соседа или сообщения в телефоне. Поэтому самые важные тезисы надо повторять. Иногда дословно. Иногда дополняя новыми аргументами. Иногда перефразируя важные моменты.

Готовьтесь к вопросам. Как бы полно вы ни раскрыли тему, скорее всего найдутся желающие потерзать вас вопросами. Кто-то потому что особо дотошный. Кто-то потому что не услышал чего-то важного для себя. Кто-то просто для того, чтобы обратить на себя ваше внимание и внимание остальных слушателей. Когда пишете текст речи, продумайте наиболее вероятные вопросы и заготовьте ответы. Помимо вопросов могут быть и возражения и вам надо и к этому быть готовым. Вам будут говорить: это не работает, это не эффективно, вы не правы и так далее. Вы должны не кипятиться, выдавая в ответ эмоции. Вы должны использовать одну из заготовок для хладнокровного парирования. Или аккуратного блокирования агрессии и перевода беседы в мирное русло.

План Б. В процессе выступления что-то может пойти не так. Участники беседы могут оказаться чересчур агрессивными. Может завязаться оживленный спор. Спор может увести в сторону от подготовленной вами темы. Вы должна иметь план, как вернуть все на место. Вы должны иметь план как выровнять ситуацию. Имейте в запасе несколько шуток, пару интересных цитат, свежий анекдот, уместный для рассказа на публике. Разрядив таким образом обстановку, вы сможете легче вернуться в исконное русло и подвести все же аудиторию к целевому действию.

Визуализация. Продумайте визуальное сопровождение выступления. Большинство людей – визуалы. Они лучше понимают, когда перед глазами картинки или предметы. Определитесь, как вы будете подкреплять свою речь: слайды, рисование на флипчарт, раздаточные материалы, неожиданные предметы у вас в руках во время выступления. Придумайте что-то нестандартное, что-то, чего не делали пока другие спикеры. Хотя бы спикеры из вашей отрасли. Это сильно разнообразить картинку, наблюдаемую слушателями, а значит не дает им заскучать и захрапеть, чем опозорить докладчика.

Разумеется, нюансов подготовки публичного выступления очень много. Об этом написаны десятки книг и в одной статье все не уместить. Запомните главное: понимайте для кого выступаете, структурируйте речь и всегда имейте план Б. И благодарной вам аудитории!

Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.

Что не так с «Здравствуйте, меня зовут…»

Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».

Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

  • Как вам меня слышно?
  • Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
  • Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
  • Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.

Начните с утверждения

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.

Расскажите историю, в которой слушатели узнают себя

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Сломайте шаблон

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?

Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.

Начните с цитаты

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Дайте слушателям задание

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

И еще несколько простых фишек для установления контакта

Сделайте ссылку на предыдущего спикера

Ссылка на другие выступления — простой вариант вступления, который не требует подготовки. В начале выступления вы как будто бы подхватываете тему, о которой рассказывал кто-то до вас. Для аудитории это маркер того, что вы слушаете выступления своих коллег и уверенно себя чувствуете, а не пришли с текстом на листочке.

Обратитесь к общему опыту слушателей

Попросите аудиторию вспомнить то, что знают все люди в зале. Это может быть недавнее событие в компании или отрасли, новый затронувший всех законопроект, опыт, объединяющий людей определенного возраста, значимый факт в прошлом. Начните с фразы «Помните, как…» или «Вы уже знаете, что…»

Попросите аудиторию пересесть ближе

Если это офлайн-мероприятие, то обычно аудитория рассаживается в зале как хочет. Вы можете попросить пересесть на первые ряды в самом начале. Хорошо, если у слушателей от этого появится дополнительный профит, чтобы это было не как на лекции в университете «Пересядьте ближе», а с какой-то пользой. Например, так они смогут увидеть презентационные материалы, которые вы будете передавать по рядам.

Придумайте, чем занять паузу в начале

Если вы выступаете онлайн, не рассчитывайте, что все присоединятся вовремя

Зрители будут подтягиваться минут пять. Но те, кто пришел вовремя, не должны тратить это время зря. Продумайте заранее, чем вы займете паузу. Можно включить видео, показать заготовленные ролики по теме или рекламу вашей компании. Или рассказать историю на отвлеченную тему.

После хорошего вступления слушатели откладывают свои дела и включаются в происходящее. Они настроились и готовы узнать новое. А главное — у них появляется мысль: «Похоже, это выступление будет интересным».

Пробуйте и комбинируйте приемы. Следующий уровень прокачки ваших вступлений начинается, когда вы ставите перед собой задачу — установить с аудиторией контакт в первые 60 секунд. Маркер контакта — это реакция аудитории. Смех, аплодисменты, что угодно. Если не получилось вызвать реакцию в начале, то дальше установить контакт будет все сложнее.

Расскажите в комментариях, какие ваши любимые вступления — примеров в подборке станет еще больше. А мы в следующий раз поделимся, как структурировать основную часть, когда вы готовитесь к конференции и рассказываете кейс из своей работы.

Только единицам удается импровизировать во время публичного выступления и отлично читать речь без всякой подготовки. Если вы не такой уникум, рекомендуется хорошо подготовиться, чтобы ваши слова произвели на аудиторию то впечатление, на которое вы рассчитываете.

Разработка речи для выступления

Если сама речь у вас уже есть, этот шаг можно пропустить. Но лучше прочитайте, возможно, найдете интересные для себя моменты и сможете исправить ошибки в запланированном выступлении. 

Сформулируйте задачу

Любое обращение к публике должно иметь под собой определенную цель. Для этого начните с конца, а именно подумайте, какого результата вы хотите достигнуть своим выступлением. Что ваша аудитория должна сделать сразу после того, как закончится речь? Возможно, записаться на консультацию, купить продукт, оставить заявку, посетить мероприятие или сделать другое целевое действие. Заранее задайте отправную точку, к которой будете подводить слушателей своей речью. 

Выберите направление

Этот шаг взаимосвязан с поиском цели для речи. Выступление может быть следующих типов: 

  1. Убеждающее. Нацелено на полное изменение либо частичную коррекцию мнения ваших слушателей. Характеризуется эмоциональной подачей, преобладанием коротких, понятных предложений, а также регулярными отсылками к известным и авторитетным личностям.
  2. Мотивирующее. Если к убеждающему стилю выступления добавить больше правильных эмоций, получится речь, побуждающая людей к свершениям. На эту цель отлично работает сторителлинг – искусство оборачивания сухих фактов и цифр в эмоциональные картины. 
  3. Обучающее. Ставит главной целью передать аудитории ценные знания, сформировать новое умение, навык. Здесь не место излишней эмоциональности. Куда большую роль играет взаимодействие с аудиторией, в том числе путем элементов интерактивности. 

К этому моменту вы уже должны представлять, как будет выглядеть речь для вашего выступления. 

Определите аудиторию

Вы не сможете грамотно составить речь, если не знаете, для кого конкретно выступаете. Вовсе необязательно знать каждого человека в зале по имени, но важно понимать, что эти люди уже знают о теме вашей речи, какое у них к ней отношение, какие болевые точки есть у представителей целевой аудитории и так далее. Попытайтесь поставить себя на место одного из ваших слушателей и понять, какие слова в речи вызовут у вас протест, а какие буквально заставят согласиться с вами.

Структурируйте текст

Большая проблема многих писателей – страх белого листа. Когда вам нужно написать речь, книгу, рассказ или обычное письмо, и перед вами лежит чистый лист бумаги, вы долго не можете начать. Если столкнулись с такими трудностями, смените подход. Не пытайтесь написать речь сплошным потоком от начала до конца. Вместо этого разделите будущее выступление на три основных части:

  1. Вступление. Здесь идет приветствие, за которым следует завязка. Помните, что люди формируют первое впечатление о человеке очень быстро – у вас есть буквально 10–20 секунд. Что касается завязки, она должна четко обозначить тему дальнейшего выступления и при этом вызвать у публики интерес. Это может быть интересная история, вопрос, притча.
  2. Основная часть. В этой части выступления вы раскрываете анонсированную в завязке тему. Это должен быть не пространный рассказ, в котором легко запутаться даже его автору, а четкая последовательность тезисов, дополненных аргументами и различного рода риторическими приемами, которые помогут убедить публику в вашей авторитетности. 
  3. Финал. Не менее важная часть выступления, ведь смазанная концовка способна испортить положительное впечатление даже об очень хорошей речи. Грамотный финал должен кратко подводить итог о высказанных ранее тезисах, а также снимать возможное напряжение у аудитории. Окончание речи должно быть позитивным независимо от темы.

Стоит выделить в основной части текста, как минимум, три элемента. Каждому из них соответствует большой ключевой тезис, который вы хотите донести своим слушателям. Рекомендуется по возможности каждую из этих трех больших «глав» выступления поделить еще на три части под менее крупные тезисы. Вот так у вас получится девять отрезков. Если нужно, можно делать больше.

Пример: вам отведено 90 минут на обучающую лекцию для сотрудников. Написать 90 минут материала сплошным текстом очень сложно даже для подготовленного человека. Однако метод декомпозиции превращает 90 минут в девять отрезков по десять минут. Согласитесь, прописать каждый тезис по десять минут отдельно от других гораздо проще. Выучить такую речь тоже легче.

Важно структурировать текст выступления не только для себя, но и для удобства слушателей. Слушать «простыню», пусть и озвученную оратором, гораздо скучнее, чем грамотно разделенную на тезисы речь. К тому же четкая структура исключает риск того, что во время чтения вы сами того не замечая «расплыветесь» мыслями по всему тексту и забудете, о чем нужно говорить дальше.

Сделайте речь интересной

Чтобы ваши слушатели не начали зевать уже с первых минут выступления, выстраивайте речь по драматическим канонам. Сначала должна быть интригующая завязка, затем постепенное развитие, кульминация и развязка, например, подведение выводов по вышесказанному. Завязка должна быть эмоциональной, и, насколько это уместно, даже шокирующей, чтобы внимание зрителей сразу было приковано к вашей речи. Этот эффект можно усилить еще больше, если периодически во время выступления обращаться к завязке, постепенно раскрывая новые ее детали. 

Бывают случаи, когда создать «драму» в выступлении не всегда получается или попросту неуместно. В этом случае в качестве альтернативы можно пойти от конца. Сначала перечислите важные выводы, затем начните их постепенно раскрывать. Так слушатели поймут, что если будут внимательно следить за выступлением, узнают подробности об интересующих их тезисах. 

Подготовьте конспект

Для дальнейшей подготовки и опоры непосредственно во время выступления вам нужен конспект. Существует, как минимум, три варианта конспекта, которые помогут вам хорошо подготовиться: 

  1. Полный текст. Оптимальный вариант для начинающих. Предполагает подготовку на основе оригинального текста речи. Его же выступающий использует во время самого выступления. Полный текст придает уверенности, так как можно сразу найти любой упущенный момент.
  2. План. Подход для более опытных ораторов. Вместо текста речи в плане описываются только тезисы в той последовательности, в которой их нужно раскрыть. Перечислять можно как названия тезисов, так и немного расписывать их на случай, если какая-то мысль забудется.
  3. Краткий конспект. Это универсальный вариант, в котором последовательность тезисов дополняется ключевой информацией – цифрами, датами, фактами, цитатами и опорными предложениями. По конспекту нельзя читать целиком, но он и не даст забыть самое важное.

Для лучшего запоминания рекомендуется писать текст речи на листе бумаги от руки. Тезисы и другие важные места выделяйте цветными маркерами. Учить полный текст выступления вовсе необязательно, к тому же это не лучшим образом сказывается на естественности речи оратора. 

Сделайте презентацию

Если технические возможности позволяют вам сопроводить публичное выступление презентацией, не отказывайтесь от такого шанса. Для выступающего она станет отличной опорой – достаточно посмотреть на слайд, чтобы вспомнить текущий или следующий тезис. Презентация приносит пользу и для зрителя, так как она привлекает внимание и лучше раскрывает озвучиваемый текст.

Помните, что презентация должна дополнять речь, а не полностью копировать то, что произносит оратор. Используйте больше графической информации – инфографики, таблицы, изображения. 

Подготовка к выходу на публику

Написание текста для выступления – это только половина дела. Вторая часть – подготовка к выходу перед слушателями. Для многих людей этот этап куда более сложный, чем предыдущий. 

Продумайте самое начало

Самое сложное в любом выступлении – начать говорить. Оратор в начале своего выступления еще не знает, как аудитория отреагирует на его деятельность, понравится ли им речь или нет. Из-за этого появляются сомнения, волнение нарастает и даже может стать причиной полного провала. Чтобы этого не произошло, продумайте «опенинг», которым выгодно представите себя в самом начале выступления, устраните недоверие среди публики. Подготовьте «ледоколы», под которыми понимаются эмоциональные моменты и шутки, которые помогут вам расположить к себе публику. 

Подготовьтесь к вопросам

Независимо от того, насколько полно вы раскроете тему выступления, с некоторой вероятностью найдутся люди, у которых возникнут вопросы к вашему тексту. Это может быть как по причине искренней заинтересованности в теме, так и из-за банальной дотошности. Решение одно – во время написания речи подумайте, какие вопросы могут появиться у слушателей, и проработайте ответы на них. То же самое сделайте с возражениями – реагируйте на них адекватно, без лишних эмоций.

Не забывайте про план Б

Во время вашего выступления все может пойти не так, как задумано. Например, публика будет не очень позитивно к вам настроена, или завяжется серьезный спор между участниками и вами, либо в самой аудитории. На этот случай подготовьте план Б, который поможет вывести ситуацию в нужное вам русло. Для этого используйте уже упомянутые выше «ледоколы»: шутки, интересные цитаты и другие средства, которые смогут разрядить обстановку и отвлечь аудиторию от негатива. 

Отрепетируйте

Если есть возможность и время, сделайте пробное выступление перед коллегами. Их обратная связь поможет вам откорректировать текст речи так, чтобы он был технически грамотным и при этом понятным вашей целевой аудитории. Также проследите за временем, которое ушло у вас на прочтение речи. Ошибка многих лекторов в том, что они неосознанно растягивают короткую речь на десятки минут. 

Заключение

Теперь вы знаете основные моменты, которые нужно учесть на этапе разработки речи и подготовки к ее чтению перед аудиторией. Уделяйте достаточное время проработке материала, пытайтесь импровизировать, но не надейтесь на импровизацию полностью – хорошо знать текст тоже нужно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать рецептуру
  • Как написать рецепт фруктового салата
  • Как написать рецепт регулон
  • Как написать рецепт на ципрофлоксацин
  • Как написать рецепт на флемоксин