Как написать рецензию на доклад
Рецензия на доклад представляет собой его анализ, в котором указываются преимущества и недостатки работы и делается заключение о ее качестве в целом. Рецензия позволяет редакторам определить, заслуживает ли доклад того, чтобы быть представленным научному сообществу.
Структура рецензии
Сведения о докладе. Начните написание рецензии с того, что укажите тип работы, тему доклада и приведите данные о его авторах.
Образец:
РЕЦЕНЗИЯ
на доклад на тему:
Потенциал мобильных приложений для ведения бизнеса
Студента 5 курса группы 284О3 А.П. Петрова
Значимость темы. В этой части коротко опишите, чему посвящен доклад, и отметьте аргументы, которые обосновывают актуальность поднятой автором темы. Для этого вам помогут следующие конструкции:
Доклад (ФИО) посвящен… Актуальность темы доклада связана с… (причины). (Причины) обуславливают актуальность темы доклада.
Новизна доклада. Ваш доклад не будет интересен научному сообществу, если вы не представите в нем что-то новое. Это не означает, что вы обязательно должны открыть новый химический элемент, создать новую теорию или построить свой летательный аппарат. Под новизной понимается также новое решение существующей проблемы или рассмотрение вопроса под новым углом. Соответственно, в рецензии необходимо отметить все достижения автора доклада, которые являются новыми для науки.
Образец:
Автор разработал… Проанализированы… Систематизированы… Автор предложил…
Уровень доклада. Рецензент должен быть беспристрастным по отношению к докладу и указать, насколько грамотно подготовлены материалы. Если вы пишете рецензию на собственный доклад, то рискуете написать положительный отзыв на неграмотную работу. Чтобы этого не произошло, проработайте доклад со своим научным руководителем. Если он сочтет его достойным и не выявит недостатков, можете смело писать положительную рецензию.
Отметьте, что в тексте выдержана логическая структура и научный стиль, а наглядные материалы соответствуют представленному докладу. Укажите также, что при подготовке доклада автор использовал актуальные источники информации.
Вам помогут следующие конструкции:
Источники, используемые в докладе, отражают современные взгляды на проблему…
Содержание доклада подтверждается цитатами из авторитетных источников.
Материал доклада основан на детальном анализе…
Все положения доклада написаны на высоком научном уровне и взаимосвязаны друг с другом.
Даже после проверки научным руководителем или иным специалистом вашей области тщательно перепроверьте все представленные в докладе цифры, формулы, графики, даты, фамилии и иные данные. Если подойдете к этому вопросу безответственно, то рискуете не столько получить отказ от редактора, сколько быть уличенным в небрежности во время выступления.
Плюсы и минусы доклада. Обратите внимание на то, что в случае описания недостатков вы должны будете в дальнейшем представить в редакцию исправленный доклад, так что в ваших интересах описывать только достоинства работы. К положительным сторонам доклада можно отнести высокий уровень изложения, соответствие представленных материалов заявленной теме исследования, представление интересных аспектов, оригинальность мышления и некоторые другие моменты.
Образец:
Рецензируемый доклад отличает новизна и доказательность идей…
Доклад содержит серьезные и интересные научные материалы по проблеме…
В докладе автор раскрыл ряд важных для науки аспектов…
Особенно интересными в докладе являются положения о…
Рекомендации. В этой части рецензии необходимо вынести вердикт по поводу того, подходит ли доклад для публикации в печати, на электронных ресурсах или для иного публичного представления.
Образец:
Представленный материал может быть опубликован в открытой печати, поскольку соответствует необходимым нормативным требованиям.
Доклад автора… на тему… рекомендован к публикации на сайте… и в сборнике научных материалов.
Сведения о рецензенте. В конце рецензии вы должны указать необходимую информацию о рецензенте: его фамилию и инициалы, звание, должность, ученую степень, контактные данные. Рецензия обязательно должна содержать дату проверки, подпись рецензента, сопровождаться печатью и соответствующей пометкой с места его работы.
Рекомендации по написанию рецензии
- Обычно организаторы конкретного мероприятия представляют требования к рецензиям и даже выдают готовые шаблоны для заполнения. Если ничего подобного нет, руководствуйтесь стандартом ГОСТ 7.32 – 2001. Установите 12 или 14 размер шрифта, полуторный интервал между строками, шрифт Times New Roman и задайте 1 см для правого поля, 2 см — для остальных. Объем рецензии обычно ограничен 1-2 страницами формата А4.
- Рецензия — это не творческая работа с восторженными отзывами. Она должна быть изложена строго научным языком с использованием специальной терминологии. По сути, в ней рецензенту необходимо продемонстрировать уровень своей компетентности в данном вопросе. Неграмотность речи, ошибки в представлении фактов, неверно использованные термины сразу же поставят под сомнение как рецензента, так и автора самой работы. Если вы сомневаетесь в качестве своей рецензии, лучше покажите ее научному руководителю или другому специалисту с хорошей репутацией.
- При написании рецензии соблюдайте эмоциональную нейтральность. Это означает, что даже в случае сенсационного доклада не стоит в рецензии использовать восклицательные знаки и слова вроде «невероятно», «потрясающе» и так далее. Также не стоит чрезмерно нахваливать работу, так как это вызовет подозрение в предвзятом отношении к автору доклада.
- Если хотите, чтобы ваша рецензия действительно была профессиональной, потратьте несколько часов на тренировку. Изучите не менее десятка готовых рецензий в вашей области, подчеркните в них те речевые обороты, которые считаете подходящими для своего доклада. Напишите несколько черновых рецензий вначале на чужие доклады, а затем на свой. Так вы наберете достаточно опыта для формулировки необходимых понятий и глубоко погрузитесь в тему.
- После написания рецензии обязательно как следует поработайте с ней: удалите лишние слова, замените бытовые высказывания научными, несколько раз прочитайте работу и устраните все недочеты. Помните, что рецензия — это официальный документ, который не допускает небрежности.
Подпишитесь на нас в ВК.
Публикуем полезные лайфхаки для учёбы
Рецензия на реферат, образец аннотации, пример презентации
Рецензия на реферат – это небольшая аналитическая часть, в которой оцениваются многие показатели: раскрытость заданной темы, соблюдение всех оговоренных правил, в том числе и правил оформления и так далее. В отзыве необходимо кратко раскрыть всю суть работы, сделать ее внутренний и внешний анализ. Для того, чтобы написать рецензию с первого раза, необходимо знать некоторые правила и особенности, которые рассмотрим в данной статье.
Рецензия на реферат: образец пример
Главный смысл написания отзыва заключается в том, чтобы учащийся смог объективно оценить проделанную работу с использованием определенных аргументов.
Для составления необходимо обладать определенными знаниями по выбранной теме. Написать его не получится, если реферат был скачен с интернета и никак не обработан.
Учащийся должен не только уметь грамотно излагать свои мысли, но и знать определенную схему, по которой должен быть сформирован отзыв.
Структура рецензии на реферат
Структура должна состоять из нескольких блоков:
-
общие данные (название темы, автор, год написания, название учебного заведения);
-
содержание самого реферата (кратко изложить основную суть выбранной темы: о чем она);
- Стоимость реферата
анализ реферата (необходимо оценить оформление и проанализировать содержание, высказать свою точку зрения);
-
рекомендованная оценка (подкрепить результат аргументами);
-
предложения исполнителю (на что стоит обратить внимание);
-
общие рекомендации (как применять полученное исследование на практике);
-
в конце пишется ФИО автора отзыва, ставится дата, подпись.
Объем рецензии на реферат
Немаловажным аспектом является и объем. Не нужно писать много текста. Отзыв на реферат должен быть структурированным, кратким и лаконичным, не утомлять читателя, но дать ему полное представление о проделанной работе. Проверяющему достаточно всего лишь пробежаться по тексту глазами, чтобы понять о чем идет речь.
Строго установленных правил по объему нет, но преподаватели ВУЗов утверждают, что содержательная часть не должна превышать порядка 1500 символов.
Речевые шаблоны
Если преподаватель поручил студенту самостоятельно написать отзыв, необходимо обратиться к определенным речевым шаблонам. Примеры выражений, что помогут при написании:
Шаблоны для вступления: |
|
Шаблоны для анализа: |
|
Шаблоны для рекомендации оценивания: |
|
Недостатки и преимущества работы: |
|
Общее заключение: |
|
Ошибки, которые допускаются при написании рецензии
Учащиеся иногда переоценивают роль рецензии. Это и является их основной ошибкой. В погоне за отличной оценкой, студенты стараются написать себе «блестящий» отзыв, в надежде, что комиссия выставит именно рекомендованную оценку. Однако, это совсем не так.
Если имеются какие-либо серьезные нарушения, связанные с содержанием или оформлением, то преподаватель даже не примет во внимание текст рецензии и выставит соответствующую оценку.
Не стоит гнаться за идеальной рецензией, нужно подготавливать идеальную работу.
Образец рецензии на реферат
Презентация к реферату
Помимо печатного экземпляра необходимо предоставить его содержание в форме электронной презентации. В ней необходимо кратко изложить суть работы, подкрепить это схематичным изображением или иллюстрациями. Слайды должны быть не загроможденными и легко читаемыми, являться неким помощником при защите доклада.
Образец презентации реферата.
Чем рецензия отличается от аннотации
Несмотря на то, что два этих понятия кардинально отличаются друг от друга, студенты порой путают их.
Аннотация – краткое описание изложенного материала. Она помогает проверяющему войти в курс дела и настроиться на определенную тематику работы. Для того, чтобы лучше понять что такое аннотация, достаточно взять любую книгу и прочесть текст сзади на обложке.
Рецензия – анализ и оценка работы, ее комментирование и детальный разбор.
Часто задаваемые вопросы
- Кто должен писать рецензию к реферату? Ответ на данный вопрос зависит от требований учебного заведения. Иногда рецензию пишут научные руководители, иногда сами студенты.
-
В интернете существуют готовые шаблоны, можно ли ими воспользоваться? Необходимо обращать внимание на то, как составлен шаблон. Важно, чтобы он соответствовал всем заявленным требованиям. Пользоваться такими готовыми «подсказками» можно. Нередко встречаются случаи, когда учебное заведение самостоятельно предоставляет учащимся уже готовые шаблоны.
-
Могу ли я обратиться за помощью в написании отзыва к специалистам? Если у вас недостаточно времени для того, чтобы самостоятельно написать рецензию к реферату, не стоит делать это спустя рукава. Вы всегда можете обратиться в специализированные фирмы, где напишут все за вас, помогут правильно оформить и сделают это в самые короткие сроки.
Рецензия на реферат – критический отзыв о проведенной работе, включающий анализ степени раскрытия выбранной тематики, перечисление возможных недочетов, рекомендации по оценке. Написание производится в произвольной форме, однако автор должен придерживаться определенных негласных требований по содержанию. К составлению рецензии привлекаются профильные специалисты с высшим образованием.
Содержание
- Рецензия к реферату: как писать
- Структура
- Содержание
- Речевые шаблоны
- Чем рецензия отличается от аннотации
- Образец рецензии на реферат
- Видео по теме
- Комментарии
Рецензия к реферату: как писать
ГОСТа, регламентируемого составление рецензии, не разработано. Поэтому оценочный отзыв пишется произвольно с опорой на общепринятые рекомендации.
Объем рецензии обычно не превышает одного-двух печатных листов.
Структура
Составляя рецензию, следует проанализировать актуальность исследования, кратко изложить суть реферата, степень раскрытия темы, высказать общее впечатление, замечания (если есть) и дать аргументированную заключительную оценку.
Рецензия реферата включает три обязательные структурные части.
Элементы структуры | Что должны содержать |
---|---|
1.Введение |
Актуальность, новизна рассматриваемого вопроса. |
2.Основная часть | Дается оценка достоинств, указываются недостатки, определяется идея работы, дается отзыв о полноте раскрытия темы и степени выполнения поставленных задач. Оцениваются выводы, дополнительный материал, качество приложений, источники. |
3.Заключение | Оценивается соответствие работы требованиям написания. |
Содержание
По сути, рецензия на реферат – это аргументированное мнение специалиста, касающееся:
- актуальности тематики;
- соответствия темы и содержания;
- полноты раскрытия темы и объективности доказательной базы;
- структуры;
- оформления;
- грамотности.
Наибольшее внимание рецензент должен уделить характеристике содержания реферата. Предпочтительно давать оценку каждого из разделов работы.
Речевые шаблоны
Если по поручению преподавателя студенту предстоит самостоятельно написать рецензию на реферат, следует придерживаться рекомендаций по общепринятой структуре, а также воспользоваться специфическими речевыми шаблонами, характерными для этого типа отзывов:
- работа посвящена…
- в реферате рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся…
- состоит из (количество разделов)…
- студентом была проанализирована, оценена….
- работа соответствует тематике/предъявляемым требованиям….
- исследование важно с научной точки зрения….
- работа характеризуется высокой теоретической и практической значимостью…
- реферат написан хорошим литературным языком…
- учитывая достоинства и недостатки, работа заслуживает оценки…
Чем рецензия отличается от аннотации
Несмотря на принципиальные различия, многие студенты путают понятия «рецензия» и «аннотация». Первая представляет собой анализ и оценку изложенного материала, вторая – простую характеристику с целью представления читателю, который должен решить, стоит ли более подробно знакомиться с первоисточником.
Рецензия характеризуется наличием обязательных структурных элементов, аналитическим подходом, включает аргументированное мнение и оценку специалиста. Аннотация – краткое описание изложенного в реферате материала, без анализа, используемое с целью привлечения потенциального читателя.
Образец рецензии на реферат
Если времени на написание в обрез, ускорить процесс можно, используя готовый пример рецензии на реферат, – достаточно отредактировать его под собственную тематику.
Рецензия
на реферат по криобиологии
аспиранта Петровой Г. В. на тему: «Температурная зависимость осмотических реакций растительных клеток в растворах криопротекторов»
Работа Петровой Г. В. посвящена актуальной проблеме поиска новых криозащитных сред и разработке процедур их применения.
Проведенные исследования важны с научной и практической точки зрения. В работе проанализированы данные о степени дегидратации клеток в гипертонических растворах…
В своей работе Петрова Г. В. проанализировала и оценила важность применения нового научно-теоретического подхода, использующего физико-математическое моделирование криобиологических процессов для разработки методов криоконсервирования клеток…
Выводы, сформулированные на основе анализа материала, обоснованны, обладают важным теоретическим значением. Реферат написан хорошим литературным языком, проиллюстрирован и оформлен.
Считаю, что реферат Петровой Г. В. «Температурная зависимость осмотических реакций растительных клеток в растворах криопротекторов» полностью отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работ, а его автор заслуживает оценки «отлично».
Рецензия к реферату должна четко демонстрировать позицию составителя, быть краткой и лаконичной. Особое внимание следует уделить обоснованию авторских выводов, анализу глубины и широты знаний студента в исследуемом вопросе.
Автор: Виктория Шейх Халиль.
Рецензия на реферат
Содержание:
- Что оценивает рецензия в реферате
- Что оценивает рецензент
- Структура рецензии на реферат
- Шаблон рецензии для реферата
- Первая часть
- Вторая часть
- Третья часть
- Перечень вопросов, на которые должен ответить рецензент реферата
- Критерии оценки реферата
- Образец рецензии на реферат
- Учебник по написанию и оформлению реферата
Рецензия на реферат – это критический анализ или оценка реферата посредством краткого изложения, сравнения или классификации реферата. Рецензия предполагает критическую оценку идей реферата. Большинство студентов путают рецензию реферата с кратким изложением реферата. Критический анализ идей, изложенных в рецензии, означает, что автор должен пойти дальше, чем обобщить содержание реферата.
Автор рецензии называется рецензентом, а процесс оценивая реферата — рецензированием.
Что оценивает рецензия в реферате
Рецензия оценивает:
Целостность авторского текста:
- новизна текста;
- обоснованность выбора источника;
- степень раскрытия сущности вопроса;
- соблюдения требований к оформлению.
Новизну текста реферата:
- актуальность темы исследования;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);
- умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
- самостоятельность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
- стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса в реферате:
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина знаний по теме;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников для реферата:
- оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению в реферате:
- насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
- оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
- соблюдение требований к объёму реферата.
Что оценивает рецензент
Рецензент должен чётко сформулировать замечание и вопросы, желательно со ссылками на реферат (можно на конкретные страницы работы), на исследования и фактические данные, которые не учёл автор.
Рецензент может также указать:
- обращался ли учащийся к теме ранее (рефераты, письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и пр.)
- есть ли какие-либо предварительные результаты;
- как выпускник вёл работу (план, промежуточные этапы, консультация, доработка и переработка написанного или отсутствие чёткого плана, отказ от рекомендаций руководителя).
В конце рецензии руководитель и консультант, учитывая сказанное, определяют оценку.
Рецензент сообщает замечание и вопросы учащемуся за несколько дней до защиты.
Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее чем за неделю до экзамена.
Рецензентом является преподаватель или научный руководитель или сам учащийся если это начальная школа или 1 курс университета.
Структура рецензии на реферат
Рецензия должна давать объективную оценку реферату, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе и состоять из трех частей:
- общей части;
- постраничного разбора («постраничных замечаний»);
- заключения.
- Первая (общая) часть рецензии должна включать в себя следующие данные (анализ):
- соответствие изложенного в работе материала содержанию программы дисциплины или отдельных разделов;
- актуальность содержания рукописи, его соответствия современным достижениям науки, техники и культуры;
- степень разработанности темы данными авторами;
- полнота раскрытия темы;
- наличие четких выводов;
- качество оформления работы (соответствие оформления требованиям, предъявляемым к оформлению);
- соответствие иллюстраций содержанию и характеру дисциплины, возможность эффективного использования иллюстраций для усвоения изложенного материала;
- оценку литературного функционального стиля изложения материала.
- Вторая часть рецензии (постраничный разбор) должна содержать:
- подробный перечень замеченных рецензентом недостатков реферата (неточные или неправильные формулировки, оставшиеся неосвещенными в реферате вопросы по теме, смысловые и стилистические погрешности и т.д.);
- указание на отдельные места реферата, подлежащие, по мнению рецензента, сокращению или переработке.
- В третьей части рецензии (заключении) дается четкий обоснованный вывод об оценке, которую заслуживает данная работа.
Шаблон рецензии для реферата
Скачать шаблон рецензии для реферата: скачать
Шаблон рецензии к реферату, который Вы можете использовать при написании рецензии:
Первая часть
При написании рецензии возможно использование следующих оборотов речи:
- В работе…
- В данном исследовании…
- В предмете анализа…
- Настоящий труд…
- Рецензируемая работа… и т. д.
Актуальность темы:
Использовать одну из формулировок:
- Настоящая работа посвящена проблеме…, которая указывает на актуальность проводимых автором исследований.
- Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений.
- Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем… и способствует углублению наших знаний в этой области… и т. д.
Вторая часть
Начать данную часть фразами:
- К недочетам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении… и недостаточную четкость речевого оформления материала…
- Работа методически не рациональна, следовало бы изменить последовательность глав…, несколько сократить введение и снабдить работу приложением…
- Существенный недостаток данного исследования заключается в…
- Суммируя результаты отдельных частей работы, …
- Таким образом, настоящая работа…
- Оценивая работу в целом…
- Подводя общие итоги следует отметить, что…
Третья часть
Определить качество работы и дать оценку:
- Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы, т. е. носят локальный характер…
- Указанные замечания не влияют на конечные результаты работы. Можно лишь обратиться к автору с пожеланиями…
- Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьезны и не позволяют дать положительную оценку данной работе …
Реферат заслуживает:
- положительной оценки (слабая работа);
- высокой оценки (средний уровень работы);
- отличной оценки (хорошая работа).
Перечень вопросов, на которые должен ответить рецензент реферата
- Тема реферата (заглавие работы):
- Формулировка темы: наличие в заглавии предмета исследования (что изучается), метода (с помощью чего), указания на объект (у кого).
- Использование в названии концептуального понятия; обозначения/указания на проблему; «публицизмов».
- Взаимное соответствие темы и содержания работы («В огороде бузина, а в Киеве дядька» не приветствуется).
- Наличие следующих элементов текста:
- Обоснование актуальности – теоретической и/или практической.
- Указание/перечень основных работ по данной теме.
- Описание основных подходов/точек зрения к обсуждаемому вопросу.
- Изложение сущности различий этих подходов (их сравнение).
- Отношение автора к рассматриваемым точкам зрения.
- Мотивированный выбор позиции дальнейшего рассмотрения вопроса.
- Оригинальность подхода (наличие собственных идей).
- Ясность определения ключевых понятий и аннотации.
- Логика изложения и аргументированность выводов.
- Грамотность представления статистического материала.
- Список литературы:
- Соответствие тексту работы (использование литературы из списка в тексте).
- Полнота.
- Использование литературы на иностранных языках (если требуется).
- Общая культура текста:
- Языковая грамотность.
- Литературная грамотность.
- Библиографическая грамотность.
- Оформление работы в целом (шрифт, размер, поля, абзацы, таблицы и пр. по ГОСТУ).
- Форма реферата свободная, объем произвольный, перечень не ограничивает вас ни числом пунктов (их может быть больше или меньше), ни их последовательностью в изложении.
Критерии оценки реферата
Оценка 5 — ставится в том случае, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: выявлена проблема и обоснована ее актуальность, проведен краткий анализ различных точек зрения на данную проблему и логически изложена ее собственная позиция, сделаны выводы, полностью раскрыта тема, охвачен объем, выполнены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 — основные требования к реферату и его защите выполнены, но есть недостатки. В частности, имеются неточности в изложении материала: отсутствует логическая последовательность суждений, не соблюдается объем реферата, в оформлении имеются пропуски, даны неполные ответы на дополнительные вопросы в ходе защиты.
Оценка 3 — существуют значительные отклонения от требований к ссылкам. В частности: тема освещается лишь частично, в содержании сочинения или в ответах на дополнительные вопросы допущены фактические ошибки, в ходе защиты не делается никаких выводов.
Оценка 2 — тема реферата не раскрыта, выявлено значительное непонимание проблемы.
Оценка 1 – реферат учащимся не представлен.
Образец рецензии на реферат
Учебник по написанию и оформлению реферата
- Реферат – что такое реферат, пример и образец оформления
- Как написать реферат
- Примеры тем для написания реферата
- Особенности реферата
- Цель и задачи реферата
- План реферата
- Структура реферата
- Объем реферата по ГОСТу
- Титульный лист реферата по ГОСТ
- Как оформить титульный лист реферата
- Содержание реферата
- Введение в реферате
- Основная часть в реферате
- Вывод в реферате
- Заключение в реферате
- Список литературы в реферате
- Приложения в реферате
- Плагиат в реферате
- Оформление презентации к реферату
- Шрифт для реферата
- Примечания в реферате
- Сноски в реферате
- Таблицы в реферате
- Рисунки в реферате
- Формулы в реферате
- Ссылки в реферате
- Заказать реферат
- Готовые рефераты
Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме | |
По объекту | Литературные | Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 |
Кинорецензии | ||
Научные | ||
Театральные | ||
Отклики на компьютерные игры и программы | ||
По стилю речи | Научные | Характерны для рецензий экспертов |
Публицистические | Характерны для рецензий прессы |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена работы
Типовой план рецензии
- ФИО автора, название работы.
- Краткий пересказ содержания.
- Оценка актуальности.
- Анализ содержания.
- Достоинства и недостатки работы.
- Выводы и рекомендации рецензента.
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
- Тема выпускной квалификационной работы …
- Дипломный проект выполнен … по теме…
- Актуальность темы привлекает внимание …
- Очевидна важность предложенной теории для …
- Подробно описывается проблематика …
- На практическом материале демонстрируется…
- Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
- … удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
- Значительное внимание уделяется проблемам…
- Как важный факт можно отметить то, что…
- … отмечает необходимость апробации выводов …
- Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
- Значимость темы подтверждена …
- В … главе речь идет о…
- Теоретическая глава посвящена изучению ….
- В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
- Материал изложен с использованием …
- Автор проанализировал следующие теории …
- … определил следующие проблемы…
- … разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
- Мы разделяем мнение …
- Мы согласны с автором в вопросах …
- Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
- Следует отметить недостатки аргументации по …
- Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
- … показал способность формулировать свое мнение по результатам …
- Отличительной особенностью является …
- В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
- Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
- Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
- Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
- Особый интерес представляют выводы о…
- Предложен совершенно новый подход к проблеме…
- Отражена оригинальная концепция…
- … нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
- Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
- … полезна как для …, так и для …
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Он включает:
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
- шрифт Times New Roman 12 или 14;
- интервал – полуторный;
- отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
- Объём работы – до 2-х листов формата А4.
- Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Рецензия
на методический доклад
«Развитие технических навыков в классе фортепиано»
Преподавателя МКУ ДОД «Нижнегорская детская школа искусств»
Бавбековой Венеры Иззетовны
Представлен методический доклад по одной из актуальнейших тем музыкальной педагогики – развития технических навыков, закладывания фундамента пианистического образования – самом трудном, самом ответственном, требующем от педагога большого умения и большого терпения.
Главная цель всего нашего обучения — подготовка в большинстве своем музыкантов –любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др.
В основу обучения игре на фортепиано положено техническое воспитание. Само слово «техника» говорит об искусности, с которой творится произведение искусства.
Основная цель технического развития — обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.
Развитие техники осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Цель технической работы — выработать навык. В конечном итоге навык должен быть автоматизирован. Основа будущей культуры исполнения лежит через налаживание правильных игровых движений, сочетающееся с постижением музыкального смысла исполняемых произведений.
Основная предпосылка доклада: сложность проведения грани между работой над аппаратом, работой над пианистическими навыками и работой над художественным образом. Все обучение должно идти от точно поставленных звуковых, а далее и художественных задач, даже при организации простейших движений. Преподаватель последовательно раскрывает проблемы начального периода обучения, обращая внимание на очень важные моменты: конкретность в постановке задач малышам, важность правильной посадки, позы за инструментом; необходимость воспитания слышащего уха при работе над приемами звукоизвлечения и т.д. При этом самое пристальное внимание уделяется «живой» руке и активным пальцам. Далее на конкретных примерах музыкальных произведений преподаватель прослеживает, как можно решать непростые исполнительские задачи, опираясь на яркий образный музыкальный материал, раскрывает «технологию» организации игрового аппарата при работе над штрихами, окраской звука, фразировкой, фактурой, пианистической техникой. Преподаватель четко излагает принципы развития пианистического аппарата в полном контакте со звуковыми задачами и исполнительской волей. Многочисленные нотные примеры обогащают практическую часть доклада, наполняя ее конкретностью.
В работе над техникой ребенок сталкивается с так называемыми, физическими и психическими трудностями. Если встреченное препятствие затрудняет непосредственно руки, то имеют трудность физического порядка; если же оно трудно для головы, то это –трудность психического порядка. Преподаватель подробно излагает о способах преодоления физических и психических трудностей.
Всякая чисто техническая работа за фортепиано приносит плоды лишь в том случае, если она преследует цель довести исполнение до высшего возможного виртуозного блеска, конечно, в пределах границ той ступени развития, на которой находится учащийся, и в зависимости от уровня его дарования.
Доклад может быть рекомендован в качестве методического пособия в музыкальных школах.
Форма письменной рецензии на реферат
Министерство
образования и науки РФ
Сибирский
государственный аэрокосмический
университет
имени
академика М.Ф. Решетнёва
Факультет_____________________________________________________
Специальность_________________________________________________
Дисциплина____________________________________________________
Реферат студента
_______________________________ группы _______
по теме:
_____________________________________________________
Рецензент
______________________________________ группы ______
«___» ________20__ г.
Преподаватель
кафедры:________________________________________
_________________________
____________ /_________________/
(звание, ученая степень)
(подпись) (фамилия,
инициалы)
Рецензия
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
4
Примерное содержание студенческой Рецензии
В
рецензии студентам-рецензентам следует
отметить:
1.
Основные достоинства работы
2.
Степень проработанности литературы по
теме
3.
Оформление работы, стиль изложения,
грамотность
4.
Недостатки и ошибки, не усвоенные вопросы
5.
Выводы и рекомендации, оценка рецензируемой
работы
Образец текста рецензии
В
реферате автор хорошо /или удачно/
отобразил/а/ структуру своего исследования,
кратко, проблемно и конкретно
сформулировал(а) — актуальность проблемы,
цель и задачи реферата, названия его
глав, выводы по ним и сделал(а) итоговое
обобщение в разделе «Заключение».
Так,
во «Введении» он/а/ актуальность взятой
к изучению проблемы выразил/а/ в том,
что …. (здесь
и далее вместо многоточий записать
кратко суть).
Целью
реферата он(а) определил/а/ ….. , а задачами
— … .
В
Главе 1: «……….» его /её/ исследования
мне понравились по существу изучаемой
проблемы следующие научные рассуждения
в виде аргументов и самостоятельных
научных обобщений на основе сравнения
(или, например, сопоставления, формулирование
своей собственной научно- аргументированной
точки зрения в форме обобщений, возражений,
согласия-несогласия и т.п.) — ___________,
______________, ______________ и другие
(перечислить
кратко).
Так,
в данной главе он/а/ исследовал/а/
микропроблему «……» и на основе
статистических материалов ряда научных
публикаций авторов – Сидорова В.И.,
Морозова В.П., а также результатов
статистики переписи 2002 года сделал/а/
правильное обобщение, что …. (кратко
указать какое).
В
этой же главе он/а/ также качественно и
доказательно исследовал/а/ (попытался(лась)
исследовать) проблему(ы) …. (кратко
указать какую/какие).
На
основе научного анализа этих и иных
важных научных проблем в конце данной
главы он/а/ сделал/а/ следующий вывод,
что… .
В
Главе 2: «……….» по существу поставленной
к исследованию проблемы на мой взгляд
удачными можно считать его /её/
аналитические рассуждения по следующим
проблемам — _____, _______, _________ и др.
Так,
проблему о ________(назвать её) он/а/,
используя метод сравнительного
критического анализа, исследовал/а/ с
ряда точек зрения разных авторов, как
научных публикаций, так и газетно-журнальных
аналитических статей, и аргументировано
выразил/а/ свою позицию, (например)
поддержав научную точку зрения …
(укажите Фамилию и инициалы).
Вывод
по Главе 2 соответствует содержанию
использованных аргументов и сформулированных
обобщений и выводов. Они заключаются у
автора реферата в том, что …
В
разделе «Заключение» автор реферата
умело и глубоко обобщил/а/ выводы,
сделанные им /ею/ ранее по главам и
пришёл/шла/ к следующему — … .
Считаю,
что данный итоговый вывод в Заключении
по реферату полностью соответствует
как поставленным во «Введении» цели
реферата, так и его задачам. В нём не
только дано теоретическое обобщение
по исследованной в реферате проблеме,
но и предложены практические рекомендации
по внедрению результатов теоретических
выводов реферата в практику профессиональной
деятельности в следующей сфере
человеческой жизнедеятельности
_____________________ (укажите в какой и в чём
краткая сущность этих практических
рекомендаций).
Вместе
с положительной характеристикой
аналитической сущности реферата
необходимо отметить и ряд имеющихся в
нем недостатков и упущений
по, например, его научному оформлению
в области ссылок и списка использованной
литературы, а также по грамотности
написания текста реферата.
Так,
в Главе 1 на страницах – 1 и 13, а в Главе
2 на страницах 5 и 18, приведенные в тексте
цитаты не имеют ссылок на те публикации,
откуда они взяты автором реферата, что
привело к нарушению им чужого авторского
права.
В
разделе «Список использованной
литературы» им /ею/ нарушен стандарт
научно-библиографического оформления
использованной литературы в пунктах
2 и 4: инициалы авторов поставил/а/ перед
фамилией, а название публикаций взял/а/
в кавычки, нарушив его авторское
оформление в титульном листе, где указано
название данной публикации без кавычек.
На
страницах — 1 (Введение), 5-7 (Глава 1), 15,17
– 19 (Глава 2) допущены описки в ряде слов
— …, … , … , … , … , … . Согласно норм
русского языка, отраженных в Орфографическом
словаре _____ года издания, эти слова надо
писать, соответственно, следующим
образом — … (напишите их правильно).
В
целом же оценивая реферат, считаю, что
он написан на достаточно высоком (не
высоком) научном уровне, чему доказательство
— его аргументированный (слабо
аргументированный) аналитический
(описательный) характер и глубоко (слабо)
проработанный анализ использованной
литературы и источников.
Отмеченные
выше недостатки и упущения автору
реферата необходимо исправить перед
его публичной защитой на семинарском
занятии.
Рекомендую
реферат (или
не рекомендую,
если негатива в реферате больше позитива
или реферат носит описательный характер
перечисления фактов без их авторского
анализа и выводов) представить на устную
публичную защиту по учебному курсу
«Культурология» (и/или, в случае
положительной защиты выдвинуть его на
студенческую конференцию).
Приложение
5
Соседние файлы в папке Культурология
- #
- #
- #
- #