Загрузить PDF
Загрузить PDF
Критика художественных работ – это подробный анализ и оценка произведений искусства. Каждый человек испытывает уникальные чувства при знакомстве с произведением, интерпретирует работу по-своему, но существует несколько общих правил содержательной и обстоятельной критики. Так, критика произведений искусства включает четыре базовых элемента: описание, анализ, толкование и оценку.
-
1
Соберите основную информацию о работе. Вам нужны сведения, которые обычно указываются на табличке в музеях и галереях или в подписи к изображению в художественном альбоме. Такие фоновые знания в значительной мере влияют на толкование и понимание работы. В самом начале рецензии следует указать следующие сведения:
- название;
- имя автора;
- время создания;
- место создания;
- использованные средства (например, масляные краски и холст)
- точные размеры работы.
-
2
Опишите увиденное. Работу следует описывать нейтральными терминами. В описании укажите форму и масштаб работы. Опишите центральные и второстепенные объекты, если на полотне изображены не абстрактные формы.[1]
- Например, можно сказать: “Это небольшой поясной портрет молодой женщины на темном фоне. Она сомкнула руки на груди, а взгляд устремлен вверх и вправо от зрителя. На женщине розовое платье и длинная фата, которая спадает ниже плеч”.
- Не используйте слова вроде “красиво”, “некрасиво”, “хорошо” или “плохо”. На данном этапе вам нужно описать увиденное, а не высказывать собственные суждения!
-
3
Рассмотрите основные элементы работы. Теперь пришло время описать работу в подробностях. Сообщите об использовании пяти основных элементов изобразительного искусства: линий, цвета, пространства, света и форм.[2]
-
4
Опишите использование линий. Линии в произведении искусства могут быть как буквальными, так и подразумеваемыми. Разные типы линий задают разный тон и эффект. Например:[3]
- Плавные кривые линии создают успокаивающий эффект, тогда как рваные линии имеют более грубый вид или усиливают энергичность полотна.
- Грубые схематические линии создают чувство движения и свободы, тогда как плавные цельные линии выражают спокойствие и создают ощущение продуманности изображения.
- Линия взгляда или действия может подразумеваться расположением предметов или объектов в рамках сцены. Например, группа фигур, которые смотрят или обращены в одну сторону, может создавать подразумеваемую линию, которая задает направление взгляда.
-
5
Обсудите использование цветов. Обратите внимание на такие параметры, как цветовой тон (красный, зеленый, синий), яркость (светлый или темный) и насыщенность. Замечайте общие цветовые схемы и проанализируйте сочетание цветов.[4]
- Например, цвета противостоят друг другу или гармонично сочетаются? В работе использовано множество цветов или один основной цвет (например, все оттенки синего)?
-
6
Опишите использование пространства. “Пространство” — это участки вокруг и между объектами. При обсуждении пространства нужно сосредоточиться на глубине и перспективе, взаимном наложении объектов, сочетании свободного и заполненного деталями пространства.[5]
- При описании двухмерной работы, например картины, следует говорить о присутствии или отсутствии иллюзии глубины и трехмерного пространства.
-
7
Опишите использование света. Свет в изобразительном искусстве бывает теплым и холодным, ярким и приглушенным, естественным и искусственным. Также уделите внимание роли света и тени в работе.[6]
- Если речь идет о двухмерной работе, например картине, то сосредоточьтесь на способах создания иллюзии света или похожих моментах.
- При описании трехмерной работы, например скульптуры, можно обсудить воздействие реального света на работу. Например, у скульптуры отражающая поверхность? Скульптура отбрасывает необычную тень? Какие элементы лучше освещены, а какие находятся в тени?
-
8
Обратите внимание на использование форм. В работе представлены геометрические формы с прямыми линиями и совершенными изгибами или более естественные формы? Преобладает одна конкретная форма или разные образцы?[7]
- Формы играют важную роль в абстрактных и репрезентативных работах. Например, на портрете невесты кисти Джеймса Сента обращают на себя внимание треугольные формы, сформированные складками фаты на плечах и руками, сомкнутыми на груди.
- Проанализируйте, как часто на картине повторяются конкретные формы.
Реклама
-
1
Рассмотрите использование принципов композиции. После описания пришло время анализа или изучения взаимодействия всех вышерассмотренных элементов. Начните с обсуждения композиции. При этом учитывайте несколько основных моментов:[8]
- Баланс: как в работе взаимодействуют цвета, формы и текстуры? Создают сбалансированный гармоничный эффект или работа выглядит несбалансированной?
- Контраст: в работе используются контрастные цвета, текстуры или освещение? Также можно выявить контраст в использовании разных форм или контуров вроде рваных или плавных линий, геометрических или естественных форм.
- Движение: как в работе достигается ощущение движения? Композиция притягивает ваш взгляд к определенным элементам и участкам полотна?
- Пропорции: размеры элементов картины выглядят привычными или необычными? Например, если изображена группа людей, то они выглядят крупнее или меньше, чем в реальной жизни?
-
2
Определите фокус внимания. В большинстве работ присутствует одна или несколько точек, которые должны привлекать к себе внимание. В портрете это может быть лицо или глаза объекта. В натюрморте — центральный или хорошо освещенный объект. Попробуйте понять, какие именно части работы хотел подчеркнуть автор.[9]
- Взгляните на работу и обратите внимание, какие детали моментально бросаются в глаза или не дают отвести от себя взгляд.
- Задумайтесь, почему вас привлекли именно эти детали. Например, если внимание приковано к одному человеку из группы, возможно, эта фигура просто крупнее других? Ближе к зрителю или лучше освещена?
-
3
Замечайте темы. Определите несколько ключевых тем и рассмотрите, как автор использует элементы изобразительного искусства (цвет, свет, пространство, формы и линии), чтобы работа доносила такие темы. На что обратить внимание:[10]
- Использование цветовой схемы, чтобы придать работе особый тон или значение. Для примера рассмотрите картины Пикассо времен “Голубого периода”.[11]
- Символизм и религиозные или мифологические образы. Например, рассмотрите использование фигур и символов из классической мифологии в работах эпохи Возрождения вроде “Рождения Венеры” Боттичелли.[12]
- Повторяющиеся образы или мотивы в работе или группе работ. В качестве наглядного примера можно привести цветы и растения в работах Фриды Кало.[13]
Реклама
- Использование цветовой схемы, чтобы придать работе особый тон или значение. Для примера рассмотрите картины Пикассо времен “Голубого периода”.[11]
-
1
Попробуйте определить цель работы. Иными словами, что пытался сказать автор? Зачем создал эту работу? Попытайтесь подытожить свое видение.
-
2
Опишите свою реакцию на работу. Пришло время для доли субъективности. Что вы чувствуете, когда смотрите на работу? Каким вам видится общий тон произведения? Работа напоминает вам о чем-нибудь (идеи, переживания, другие работы)?[14]
- Опишите свою реакцию выразительными словами. Например, работа вызывает чувство грусти? Надежды? Умиротворения? Вы бы назвали работу прекрасной или ужасной?
-
3
Подкрепите свою интерпретацию примерами. Используйте примеры из своего описания и анализа, чтобы объяснить свои мысли и чувства.
- Например, “На мой взгляд, портрет молодой невесты кисти Джеймса Сента формирует образ духовной преданности невесты. Это находит выражение в линии композиции, которая направляет внимание зрителя вверх, вслед за взглядом главного объекта. Также в картине используется теплый свет, источник которого расположен немного выше девушки”.
Реклама
-
1
Оцените, насколько работа удачна по вашему мнению. Не обязательно относить произведение искусства к категориям “хорошо” или “плохо”. Лучше сосредоточиться на категории “успешности”. Например, подумайте о следующем:
- Насколько успешно работа выражает намерения автора?
- Насколько удачно автор использовал доступные инструменты и техники?
- Работа самобытна или подражает другим работам?
-
2
Объясните свою оценку. Когда выберете несколько аспектов для оценки, четко укажите главный элемент. Например, можно сказать, что вы оцениваете работу по тому, как она организована, как выполнена с точки зрения техники и насколько успешно доносит выбранное автором настроение или темы.
-
3
Резюмируйте, почему вы считаете работу удачной или неудачной. Объясните свои суждения в нескольких предложениях. Представьте конкретные причины своей оценки на основе анализа и толкования работы.
- Например “Я считаю работу удачной, поскольку использованный свет, формы, жесты и линии гармонично сочетаются между собой и убедительно передают настроение объекта”.
Реклама
Советы
- Помните, что одного правильного подхода не существует. Ваша цель не в том, чтобы назвать работу хорошей или плохой, но выразить собственное понимание и реакцию.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 32 404 раза.
Была ли эта статья полезной?
-
Опубликовано: 02 апреля 2017
В данной статье рассказывается, как правильно оценивать работы мастеров, а также даны рекомендации по написанию своеих собственных рецензий.
Посещение музеев и выставок приносит огромное удовольствие любителям прекрасного, а также искусствоведам, которые приходят посмотреть новые произведения для анализа и оценки. Профессиональный ценитель искусства заинтересован в оценке его работы, от которой зависит дальнейшее развитие его таланта. Любой человек может высказать свое субъективное мнение о той или иной работе автора, сказать, что нравится или не нравится ему в данной картине. Но мало кто умеет делать превосходные рецензии, ведь способность оценить чужое искусство и увидеть в нем главную мысль, не прибегая к мнению других людей, – уже само по себе искусство!
Как оценить работу автора
Разумеется, для приобретения необходимых навыков в работе искусствоведения Вам необходимо как минимум испытывать интерес к произведениям искусства. Чтобы научиться правильно и красиво выражать свои мысли, необходим широкий кругозор и хорошая память. Чем чаще Вы посещаете галереи, выставки и музеи, тем больше расширяется база Ваших знаний в области искусства.
- Перед написанием рецензии необходима оценка работы художника. Вы должны понимать, что Ваша критика должна быть объективной. Когда от восхищения картины Вы переполнены только положительными эмоциями, Вы рискуете не заметить возможные недостатки в работе, будь это технические элементы или лишний объект в произведении. Под негативным впечатлением мала вероятность того, что Вы сможете дать адекватную оценку и раскрыть идею произведения. Конечно, любой ценитель искусства имеет право высказать свое личное мнение о картине, но об этом немного позже. Не будет лишним найти информацию о художнике и его стиле;
- Опишите, что изображено на картине; рассмотрите отдельные объекты. Анализируя работу художника, обратите внимание на технические элементы: цвет, текстура, формы, линии, свет и тень. Определите жанр работы;
- Внимательно посмотрите, какие характеристики смогли передать тему произведения, ведь именно через них автору удается добиться общего впечатления. Определите идею произведения, объясните, почему художник нарисовал данную картину, что он хотел сказать зрителю, удалось ли ему донести главную мысль;
- Опишите, какие чувства и эмоции вызывает у Вас картина, какие ассоциации возникают, глядя на работу в целом. Подумайте, какую ценность представляет эта картина сегодня, повлияет ли она на течения искусства или затронет какую-то сферу общества. Укажите ее возможные недостатки. Подумайте, что, на Ваш взгляд, лишнее в картине, чего ей недостает;
- Составьте свое заключительное мнение о впечатлении от этой картины.
Как правильно написать рецензию
После оценки картины можно приступить к написанию самой рецензии. Помните, что статья более интересна, когда она имеет форму. Разбейте текст на пункты или абзацы.
- В первом пункте необходимо указать название картины, а также имя художника. Напишите жанр и технику исполнения работы. Подробно опишите, что изображено на полотне, какие объекты или символика играют главную роль в донесении мысли автора;
- Во втором пункте расскажите, какие эмоции и ассоциации вызвала у Вас картина. Используйте эпитеты и сравнения, чтобы текст был не «сухим», а привлекал внимание читателя. Напишите, какие элементы вызвали у Вас восхищение, чем привлекает к себе произведение художника;
- В третьем пункте подробно распишите идею, которую автор хотел донести до зрителя. Укажите, с помощью каких элементов техники исполнения или жанра он смог этого добиться. Вы также можете развить свою мысль на основе своего впечатления от работы.
- О негативных эмоциях или недостатках картины можно указать в следующем пункте, если хотите заострить на этом внимание. Помните, что любая точка зрения должна быть правильно сформирована. Не стоит использовать слова или фразы с негативным оттенком, почему Вам кажется, что в работе следует что-то исключить, изменить или добавить. В конце концов, каждый интерпретирует по-своему одно и то же произведение искусства. Правильно составленная критика будет оценена не только читателем, но и самим автором;
- В последнем пункте следует сказать о ценности картины и влиянии ее в искусстве. Можно упомянуть несколько других работ автора, которые содержат ту же идею, что и в оцениваемой Вами работе.
Напоследок хочется отметить, что люди заинтересуются больше положительными отзывами, насыщенными яркой лексикой, что вызывает у читателя желание увидеть собственными глазами произведение искусства.
Произведения искусства, которые выставляются для всеобщего обозрения и оценки, приносят посетителям музеев и выставок огромное удовольствие. Большинство из нас нуждается в том, чтобы получать радость , видя на, что способен творческий человек. Порой нам бывает сложно или, наоборот, очень легко принять точку видения окружающего мира тем или иным художником.
Да и сами они заинтересованы в том, чтобы получить оценку своего творчества и толчок к дальнейшему развитию своего таланта. В этом очень помогает рецензия на картину, которую могут сделать, как профессионалы, так и обыкновенные ценители прекрасного.
Как выглядит рецензия на картину?
При желании оставить свой отзыв на картину, затронувшую ваше сердце, не стоит прибегать к мнению других людей.
- Вначале было бы правильным подробно остановиться на том, что на ней изображено именно с вашей точки зрения. Описывая общие характеристики и делая ее фактическое описание, можно особым образом отметить те моменты, которые оставили у вас неизгладимое впечатление и зацепили ваше внимание. Очень уместно в этом случае воспринимаются слова – «изображено», «привлекает внимание», «складывается ощущение», «бросается в глаза» и т.п.
- Дальше вы можете описать ассоциации, возникшие при просмотре, и поделиться мыслями, которые возникли в процессе размышления над увиденным. К примеру, это может быть «желание отдохнуть в таком прекрасном месте и забыться от повседневной суеты».
- Любая рецензия, которую вы делаете на картину, не должна быть сухой и формальной. Нужно не стесняться в эпитетах и искренне выражать свои чувства. Восхищение и восторг не будут в этом случае лишними, а, такие слова, как «изумительно», «великолепно», «просто восхитительно», « я давно мечтал о такой картине» придадут вашему описанию оттенок разговорного жанра.
- Собственный взгляд от увиденного можно перевести на возникшую у вас идею. Возможно, вы бы что- то добавили или, наоборот, исключили. Может быть, благодаря тому, что художник упустил из виду, картина стала бы еще более впечатляющей. Ваша точка зрения может не совпадать с автором и в вопросе цветовой гаммы или оформления самого полотна.
- Рецензия на картину в заключение должна содержать общую оценку, касающуюся всех работ художника и, непосредственно, той, о которой вы пишите. В конце было бы уместно высказать пожелания относительно дальнейшего творчества мастера, его стиля и жанра. Можно отметить те картины, которые вы бы предпочли для собственной коллекции или посчитали бы хорошим подарком для ваших друзей.