По нормам действующего законодательства рецензия на программу дополнительного образования детей – обязательный сопроводительный документ. Для него не разработана строгая унифицированная форма, но при его составлении надо учитывать примерные требования к содержанию и структуре программ ДОД, изложенные в письме Минобрнауки от 2006 года № 06-1844, и опираясь на них анализировать предлагаемый план учебно-образовательной деятельности.
Виды рецензий на программу ДОД
Сопроводительная рецензия на программу дополнительного образования детей бывает двух видов:
- внутренняя – этот документ составляет сотрудник учреждения, в котором будут работать по предлагаемой программе; обычно рецензирование поручают методисту или заместителю директора организации (если это лицей, гимназия, школа, вуз, то обязанность проанализировать и критически оценить программу возлагается на зама, курирующего в учреждении дополнительное образование);
- внешняя – ее пишет сторонний эксперт, не имеющий отношения к учреждению, в котором работает составитель программы, но прекрасно разбирающийся в направлении, по которому предстоит обучение детей; внешняя рецензия нужна не для стандартных, полностью соответствующих официальным рекомендациям и примерным требованиям к содержанию, а для экспериментальных, авторских программ дополнительного образования.
Итак, для стандартных, в том числе адаптированных под особенности конкретного УДОД программ, которые будут использоваться внутри учреждения, достаточно рецензии методиста или руководящего сотрудника и утверждения на педсовете. Но если программа экспериментальная, или представляется на какой-либо конкурс, или будет опубликована в СМИ, к примеру, на специализированных интернет-порталах, то для нее внешняя рецензия обязательна.
Примерный план
Рецензия на программу дополнительного образования пишется произвольно, но по примерному плану, который включает несколько последовательных пунктов:
- заголовок;
- общая характеристика;
- актуальность;
- анализ структуры;
- полнота и целостность;
- ведущая идея;
- язык и стилистика изложения;
- соответствие специфике ДОД;
- оценка приложений;
- сведения об авторе.
В заголовке рецензии приводятся ключевые сведения о программе: ее название, Ф. И. О. и занимаемая в организации должность автора-составителя, наименование заведения, в котором программу намерены реализовывать.
Общая характеристика программы должна раскрывать область, а также вид объединения, где она реализуется (секция, кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, музыкальный коллектив и др.). Также в этом разделе указывают адресата – целевую аудиторию, на которую ориентирована программа (категория, возрастная градация, социальный и гендерный состав учеников). В описании уделяют внимание ее реализации в учреждении ДОД и соответствию принципу дополнительности. В этом же разделе приводят информацию о временных рамках, на которые рассчитана описываемая образовательная деятельность, оценивают стилистику и качество представления материала (грамотность, системность, профессионализм).
Актуальность учебной деятельности для подрастающего поколения. В блоке раскрываются те аспекты, которые будут способствовать развитию природных задатков и приобретению навыков, необходимых для успешной адаптации детей в современном социуме. Тут же указывают новизну программы (чем она отличается от предыдущих версий). В этом пункте в полной мере проявляется уровень профессионализма рецензента, ведь ему нужно четко и аргументированно обосновать нужность и уникальность программы (или наоборот, доказать их отсутствие). Чтобы определить ценность анализируемой разработки по этим критериям, надо в совершенстве знать всю систему дополнительного образования детей.
В следующем разделе проводится аналитика основной части. Структурно образовательная программа состоит из 4 компонентов, по каждому из которых рецензент дает заключение:
- пояснительная записка;
- содержание (анализируется полнота раскрытия тем);
- методическое оснащение (рассматривают организационное, психологическое и педагогическое сопровождение учащихся);
- перечень вспомогательной литературы, использованной при составлении программы и необходимой педагогам для работы, а детям – для освоения учебного направления (в том числе оценивают его доступность для детей).
В итоге блок «Анализ структуры образовательной программы» должен включать вывод, насколько глубоко в документе отражено содержание учебного процесса и критерии оценивания знаний и навыков учащихся.
В разделе о полноте и целостности программы оценивается представление всех рекомендуемых письмом Минобрнауки структурных элементов документа и степень согласованности задач и способов достижения цели. Затем делается заключение о ведущей идее и методах ее реализации, для этого оценивают:
- новизну предлагаемого подхода;
- оригинальность используемых обучающих приемов;
- степень пригодности программы для реализующего ее учреждения;
- возможность ее применения в других учебных заведениях.
В блоке «язык и стиль изложения» оценивается четкость представления материала, его логичность, наличие доказательной базы и другие параметры.
Каждая программа должна соответствовать специфике ДОД, поэтому в рецензии отображают, насколько она соответствует основным задачам дополнительного образования детей:
- стимулировать познавательную активность;
- способствовать развитию творческих задатков;
- поддерживать самообразование и стремление к самостоятельности;
- помогать взвешенному выбору будущей профессией;
- развивать коммуникативные навыки и формировать социальную и культурную среду общения;
- побуждать учащихся творчески использовать накопленный опыт.
При оценке приложений программы ДОД в рецензии рассматриваются:
- схемы и планы проведения занятий;
- методические наработки;
- формы заключаемых договоров;
- дидактический материал и прочее.
Задача эксперта – оценить их содержательную часть.
Следующий этап – анализ профессионализма автора программы, уровня его педагогических знаний, продемонстрированного при составлении документа.
В заключении рецензии на программу ДОД дается ее общая оценка, в которой отмечаются сильные и слабые стороны рассматриваемой разработки и даются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Кроме аргументированной аналитики (и если они есть, то и замечаний, сопровождающихся предложениями по устранению недочетов), рецензия должна содержать вывод о возможности использования программы в системе дополнительного образования детей. В качестве дополнения могут вноситься предложения о присвоения ей статуса авторской, модифицированной или экспериментальной.
Рецензия на программу ДОД составляется в двух экземплярах. Оба заверяются личной подписью эксперта с полной расшифровкой его фамилии, имени, отчества, указанием занимаемой должности, места основного трудоустройства. На документах ставится печать организации, в которой работает рецензент.
Написать рецензию на программу дополнительного образования детей помогут:
- Алгоритм написания рецензий к программам ДОД.
- Примерный текст рецензии (чек-лист для самоанализа).
- Пример рецензии на рабочую программу ДО для детей-инвалидов.
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную общеобразовательную программу
«Волшебный кубик»
(интеллектуально-развивающего направления)
Рецензируемая работа представляет собой учебно-методическое пособие, адресованное учителям и воспитателям начальных классов.
Общеобразовательная программа является актуальной и составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей. Обусловлена необходимостью в условиях ФГОС внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к мыслительной деятельности. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников.
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его продуктивным освоением разных социальных ролей.
Структура программы представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых личностных и метапредметных результатов освоения курса, содержания, календарного планирования, списка литературы, приложения (подробных разработок занятий). В пояснительной записке указаны актуальность, программы, ее новизна, прописаны цели и задачи, указана продолжительность и периодичность занятий, прописано необходимое оборудование. Достаточно полно раскрыта содержательная часть программы, указаны основные темы и разделы занятий. Список литературы достаточный, включает 6 источников, интернет-ресурсы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения курса в зависимости от умственных способностей учащихся и уровня их подготовки. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам.
Содержание учебного пособия помогает создать положительную мотивацию, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных умений ученика. Разработка предлагает новый, нетрадиционный подход к предъявлению новых знаний, опирается на многочисленные источники информации, побуждая учащихся к самостоятельному добыванию знаний по интересующей теме, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих умственных способностей личности. Материал учебного пособия изложен грамотно, последовательно.
Таким образом, данная общеобразовательная программа «Волшебный кубик» (интеллектуально-развивающего направления) для обучающихся 1-4 классов представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует привитию у учащихся интереса к мыслительной деятельности. Программа может быть использована учителями начальной школы, как для проведения кружка, так и для проведения внеклассной работы по математике, для индивидуальной работы с одаренными детьми.
Все методические материалы апробированы в работе с детьми младшего школьного возраста, так как автор имеет значительный опыт практической работы.
Рецензент:
Дата ___________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН Красная ул., д. 29, г. Лабинск Краснодарский край, 352500 ИНН 2314014142, ОГРН 1022302349684 КПП 231401001, тел.: 3-28-81 От ____________________ № _________________ |
Рецензия на рабочую программу по внеурочной деятельности «Секреты русского языка», представленную учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 города Лабинск МО Лабинский район Карабанской Е.Г. |
Данная программа предназначена для реализации внеурочной деятельности в 7-8 классах естественнонаучного направления, ориентирована на обучающихся 13 – 15 лет.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов за 1 год обучения (1 час в неделю). Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Данная программа создана для того, чтобы научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с языковыми нормами.
Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.
Итогом работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОУ.
Основная цель программы «Секреты русского языка» — способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Указанные выше достоинства программы позволяют рекомендовать её к использованию по целевому назначению.
Рецензент:
Методист МБУ ИМЦ г. Лабинска _____ /Л.М. Запольская/
Директор МБУ ИМЦ г. Лабинска _____ /С. И. Клименко/
Примерный план рецензии:
Заголовок рецензии
Рецензия
на программу «_______» (название),
ФИО и должность автора программы,
название образовательного учреждения, реализующего программу.
Общая характеристика программы:
образовательная область;
вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и пр.);
срок реализации, на который рассчитана программа;
есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);
в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;
стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.д.)
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.
Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
анализ пояснительной записки;
анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные темы занятий);
анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);
оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри каждой части).
Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и т.д.).
Соответствие программы специфике дополнительного образования детей. В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
развитию его коммуникативных навыков;
созданию социокультурной среды общения;
развитию творческих способностей личности обучающегося;
поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
творческому использованию жизненного опыта ребенка;
профессиональному самоопределению обучающегося.
Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.
Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по исправлению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) ее использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определенного статуса (авторская, модифицированная, экспериментальная).
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в 2-х экземплярах.