Как написать рецензию на текст образец

Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.

Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.

В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.

Виды рецензий

Классификация Название Особенности
По объему текста Гранд-рецензии Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц
Мини-рецензии Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем –  1- 2 листа А4
По рецензенту Читательские Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов
Экспертные Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями
Заказные Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару
По количественному критерию Моно-рецензии Пишутся на одно новое произведение автора
Поли-рецензии Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме
По объекту Литературные Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4
Кинорецензии
Научные
Театральные
Отклики на компьютерные игры и программы
По стилю речи Научные Характерны для рецензий экспертов
Публицистические Характерны для рецензий прессы

Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена работы

Типовой план рецензии

  1. ФИО автора, название работы.
  2. Краткий пересказ содержания.
  3. Оценка актуальности.
  4. Анализ содержания.
  5. Достоинства и недостатки работы.
  6. Выводы и рекомендации рецензента.

Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.

Примеры планов рецензий на разные типы работы

Образец плана рецензии на диплом

Образец плана рецензии на диплом (Скачать)

Образец плана рецензии на научную работу

Образец плана рецензии на научную работу (Скачать)

Образец плана рецензии на книгу

Образец плана рецензии на книгу (Скачать)

Речевые шаблоны и клише

При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.

  • Тема выпускной квалификационной работы …
  • Дипломный проект выполнен … по теме…
  • Актуальность темы привлекает внимание …
  • Очевидна важность предложенной теории для …
  • Подробно описывается проблематика …
  • На практическом материале демонстрируется…
  • Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
  • … удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
  • Значительное внимание уделяется проблемам…
  • Как важный факт можно отметить то, что…
  • … отмечает необходимость апробации выводов …
  • Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
  • Значимость темы подтверждена …
  • В … главе речь идет о…
  • Теоретическая глава посвящена изучению ….
  • В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
  • Материал изложен с использованием …
  • Автор проанализировал следующие теории …
  • … определил следующие проблемы…
  • … разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
  • Мы разделяем мнение …
  • Мы согласны с автором в вопросах …
  • Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
  • Следует отметить недостатки аргументации по …
  • Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
  • … показал способность формулировать свое мнение по результатам …
  • Отличительной особенностью является …
  • В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
  • Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
  • Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
  • Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
  • Особый интерес представляют выводы о…
  • Предложен совершенно новый подход к проблеме…
  • Отражена оригинальная концепция…
  • … нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
  • Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
  • … полезна как для …, так и для …

Что включает процесс рецензирования

Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.

Он включает:

Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.

Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.

Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.

Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.

Оформление рецензии

При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.

Общие требования к оформлению

  • шрифт Times New Roman 12 или 14;
  • интервал – полуторный;
  • отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
  • Объём работы – до 2-х листов формата А4.
  • Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.

Пример оформленной рецензии

Пример оформления рецензии

Пример оформления рецензии

ТОП-5 ошибок в рецензировании

Ошибки Советы
Развернутый пересказ Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали.
Разговорный стиль, жаргонные выражения Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический
Оскорбительные высказывания, грубая критика  Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность  Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами
Орфографические,  пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие  знаний у рецензента Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст

Примеры рецензий

Заключение

Рецензия – это отзыв о работе.

Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.

Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.

Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.

Как написать рецензиюС рецензией близко знакомы студенты, аспиранты и преподавательский состав высших учебных заведений. Все потому, что отзыв на написанную работу — это зачастую одно из условий ее публикации в журналах. Грамотную рецензию написать довольно непросто, ведь это часть научной работы, к написанию которой существуют определенные требования. Только тогда работу заметят в научных кругах и оценят по достоинству.

Характеристика рецензии

Прежде чем приступать к написанию рецензии, необходимо знать основные характеристики и параметры этого текста. Рецензией называют письменный разбор научной работы или авторского произведения, который выполняется сторонним, но компетентным человеком, и содержит в себе краткий анализ и оценку работы.

Такой анализ часто требуется перед публикациями в серьезных изданиях. Некоторые журналы принимают к рассмотрению работы с двумя и более рецензиями.

Рецензия

Рецензент — человек, который не связан с автором, но знаком с темой и работает в той же сфере. Его оценка должна быть:

  • актуальной, то есть соответствовать современным научным и социальным реалиям;
  • завершенной, это должно быть целостное исследование, которое начинается с постановки задач и целей и завершается их решением;
  • обоснованной, ведь любой результат нужно обосновать, используя определенные инструменты — конкретные методы и эксперименты;
  • Правила написания рецензииструктурированной, с наличием разделов и подразделов, они могут быть посвящены актуальности, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе и так далее;
  • понятной, то есть язык статьи должен быть понятен средним специалистам в той или иной сфере;
  • компактной, не чрезмерно объемной;
  • научной, все исследования рецензент должен проводить с точки зрения ученого;
  • лаконичной, сформулированной четкими, доступными словами и фразами.

Таким образом, главная задача рецензента — объективно оценить достоинства и недостатки произведения, а именно его стиль, лексику, рифму, содержание. Также рассматривается соответствие критериям оформления библиографии, составления аннотации, анализируются ключевые слова работы и ее объем.

Разновидности отзывов

Рецензирование текста может быть разным и чаще всего зависит от самой работы и цели, с которой она была написана. Рецензия может быть:

  • внутренняя — такой документ составляется научным руководителем вуза, в котором обучается автор работы;
  • внешняя — работу оценивают редакторы журналов, а также члены редакционной коллегии, которые уже имеют ученую степень; некоторые компании требуют сделать рецензии у специалистов с определенным количеством публикаций в журналах за последние годы.

Рецензия как писать

Кроме этого, рецензией часто выступают такие сочинения, как развернутая аннотация, эссе, обзор или критическая статья. Каждое из этих произведений ставит перед собой определенные цели и задачи. К примеру, аннотация направлена на изучение особенностей содержания и композиции, а эссе — это просто размышление на тему, которую поднимают в основном тексте.

Также рецензии часто разделяют на три уровня, а именно:

  1. План рецензииПроизведения конкретного писателя без привязки к эпохе и другим сочинениям.
  2. Произведения в контексте других произведений автора.
  3. Произведения в контексте литературной эпохи.

Выбор уровня зависит в первую очередь от целей, которые преследует автор основной публикации, а также от компетентности и мастерства рецензента. Так, на первом уровне рассматриваются достоинства и недостатки конкретного текста. На втором — мастерство писателя в сравнении с его другими сочинениями. На третьем уровне произведение рассматривают более глубоко — в контексте актуальных тем и проблем эпохи, с целью выявить самобытное и новаторское в творчестве писателя и оценить его место в мировой литературе.

План написания

Составить грамотную рецензию можно несколькими способами. Это может быть короткий текст с несложной структурой, так и более развернутое сочинение, которое будет рассматривать произведение автора подробно, с использованием цитат.

Простой план для написания рецензии включает такие пункты:

  1. Рецензия примерВступление.
  2. Впечатления рецензента о произведении.
  3. Выявление проблемы, которая раскрывается в тесте и степень ее важности.
  4. Выводы.

Такая несложная структура больше подойдет студентам и рецензентам-новичкам, которые только вникают в то, как пишется рецензия и не имеют солидного опыта для критики. Если опыт уже наработан, то можно использовать развернутый, более подробный план с такой конструкцией:

  1. Сведения о произведении.
  2. Актуальность и важность проблемы, которая описывается автором.
  3. Краткий анализ содержания и основных аспектов произведения.
  4. Личные впечатления от работы и исследования.
  5. Критика и обсуждение отрицательных сторон.
  6. Заключение и выводы.

Рецензия пример написания план

Исходя из перечисленных пунктов можно утверждать, что грамотная рецензия должна обязательно включать в себя не только библиографическое описание произведения и пересказ содержания, но и объективную оценку рецензента, а также комплексный анализ текста (особенности композиции, смысл названия, стиль автора и его мастерство в изображении героев).

В заключении должна кратко, но четко излагаться информация об актуальности произведения и основной мысли рецензии. Допускается выражение личных мыслей рецензента, особенно если он глубоко осведомлен в теме произведения.

Объем рецензии зависит от темы произведения и научной дисциплины. Зачастую отзыв рецензента занимает примерно от трех до четырех тысяч печатных знаков, что соответствует 1,5−2 страницам текста, напечатанного 12 шрифтом.

Советы и типичные ошибки

Составление рецензии зачастую занимает значительное количество времени, особенно если рецензент заинтересован выполнить работу качественно и не навредить автору. Поэтому важно знать, с чего же начать процесс и как правильно писать рецензию.

Во-первых, нужно начать с изучения самого произведения, его качества и занимательности сюжета. Во-вторых, с изучения подобных отзывов и рецензий, если у рецензента нет достаточного опыта. Пример написания рецензии поможет понять структуру и основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, а именно:

  • Как пишется рецензияоднородность стиля и тона рецензента;
  • обязательное указание всех положительных сторон текста (художественные находки и так далее), а также отрицательных (к примеру, грамматических ошибок);
  • подробное и обоснованное изложение всех мыслей и чувств с использованием цитат и выдержек из основного текста;
  • обязательное использование специальной лексики и устойчивых выражений, к примеру, «научное исследование посвящено следующей проблеме…», «можно указать на несовершенство статьи в том…».

Следует также изучить типичные ошибки при написании такого теста и стараться избегать их. Основными промахами в составлении критических отзывов являются пересказ текста вместо его анализа, отсутствие аргументации, использование ненормативной лексики и фамильярность по отношению к автору, а также неясная позиция самого рецензента.

Не стоит без надобности перегружать текст рецензии биографическими и историческими сведениями, использовать сложные литературные термины. При указании недостатков важно перечислить и положительные стороны публикации или произведения, акцентировать внимание на удачных тезисах автора.

В выводах стоит указать общую оценку статьи и четко сформулировать мнение в отношении произведения, публикации или исследования. Готовый образец и план рецензии может значительно облегчить работу, а именно составить отзыв в соответствии со всеми критериями и определиться с формулировками. Грамотно и верно написанная рецензия поможет не только наработать опыт рецензенту, но и указать на достоинства произведения. А лаконичный и объективный отзыв — это гарантия публикации и привлечения новых читателей.

Рецензия – жанр научной и художественной критики, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Рецензия информирует о новом литературном произведении, содержит его краткий анализ и оценку.

Рецензия

Термин пришел к нам из латыни «recen­sio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо», поэтому рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения.

Содержание

  1. Цели и задачи рецензии
  2. Основные виды рецензии
  3. Языковые особенности
  4. План и оформление рецензии
  5. Как написать рецензию на книгу
  6. Особенности научной рецензии
  7. Плохая и хорошая рецензия – примеры
  8. Пример рецензии на эссе
  9. Топ ошибок при написании рецензии

Цели и задачи рецензии

Рецензии — это критические оценки, опубликованные либо в Интернете, либо в газете или журнале. Традиционно обзор был о книге, концерте, фильме или, возможно, телешоу. Однако теперь они все чаще используются в Интернете для гораздо большего числа целей, включая рейтинг и оценку покупок, ресторанов, мест проведения мероприятий и мероприятий.

  • Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
  • Задача рецензии – дать отзыв, который другие люди считают полезным при принятии решения о покупке, просмотре, прочтении или посещении. В нем объясняется, что вы должны включить, тон, которого вы должны достичь, а также то, что вы должны исключить.
  • Цель рецензии — посоветовать другим посетить/купить/посмотреть/читать/иным образом взаимодействовать с предметом вашего обзора. Он также может быть использован предприятиями, чтобы увидеть, как они могут улучшить.
  • Тезис – главная мысль рецензии, вокруг которой строится доказательная база. Тезисом может служить оценка произведения. Тема – конкретное произведение науки или искусства, чаще всего новое, популярное или скандальное.

Из этого следует, что хорошая рецензия— это отзыв, который другие люди считают полезным для принятия решения или который помогает улучшить бизнес. Поэтому при написании рецензии вы должны учитывать, какая информация нужна людям для принятия такого решения.

Основные виды рецензии

Существует много видов и типов рецензий, отличающихся по теме, объему, рецензенту и т.д. Простая Талица Основных типов рецензий поможет кратко оценить разновидности и особенности данных критических работ.

Таблица Основные типы рецензий

Классификация

Название

Особенности

По объему текста

Гранд-рецензии

Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2‑х печатных страниц

Мини-рецензии

Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем –  1- 2 листа А4

По рецензенту

Читательские

Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов

Экспертные

Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями

Заказные

Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару

По количественному критерию

Моно-рецензии

Пишутся на одно новое произведение автора

Поли-рецензии

Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме

По объекту

Литературные

Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4

Кинорецензии

Научные

Театральные

Отклики на компьютерные игры и программы

По стилю речи

Научные

Характерны для рецензий экспертов

Публицистические

Характерны для рецензий прессы

Таким образом, каждый тип имеет свою цель и область применения.

Языковые особенности

Язык рецензии сочетает в себе противоположные качества: простоту и доступность с одной стороны, а также глубину и авторитетность с другой. Поверхностным мыслям в рецензии (а в идеале и в журналистике) места нет, однако аудитория должна понимать мысли автора.

Иногда рецензии создаются для специалистов, там анализ должен быть максимально подробным, профессиональным, а также могут использоваться специальные термины. Но рецензии для широкой аудитории требуют большей простоты и гибкости языка.

Язык рецензии может быть образным, не стоит себя в этом ограничивать. Самое частое средство выразительности – сравнение, так как вряд ли анализируемое произведение первое в своем роде. Также могут быть использованы яркие метафоры, которые позволят сделать рецензию запоминающейся и цитируемой.

План и оформление рецензии

Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Типовой план рецензии:

  • ФИО автора, название работы.
  • Краткий пересказ содержания.
  • Оценка актуальности.
  • Анализ содержания.
  • Достоинства и недостатки работы.
  • Выводы и рекомендации рецензента.

Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.

При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32–2001.

Общие требования к оформлению:

  • шрифт Times New Roman 12 или 14;
  • интервал – полуторный;
  • отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
  • Объём работы – до 2‑х листов формата А4.
  • Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.

Теперь можно приступать к процессу рецензирования.

Как написать рецензию на книгу

Написание рецензии на книгу — отличный способ сообщить другим читателям о новой захватывающей книге, перевернувшей страницы, или предупредить, что книга может не оправдать ожиданий.

Вот что нужно включить в рецензию на книгу:

  • Крючок
  • Основная информация о книге
  • Основная сводка сюжета
  • Ваша похвала и критика
  • Ваша рекомендация
  • Ваш рейтинг.

Если вы хотите, чтобы ваш обзор был информативным и полезным для вашей аудитории. Ознакомьтесь с нашими важными советами о том, как написать интересный обзор книги.

  • Крючок. «Крючок» — это строка, которая привлекает внимание вашей аудитории и пробуждает их интерес, поэтому они будут продолжать читать ваш обзор, а не пролистывать его.

Ваша зацепка может быть убедительным или провокационным заявлением:

Подрывной талант Виктора Пелевина сияет новым и неожиданным образом в этом шедевре.

Или даже вопрос:

Вы когда-нибудь задумывались, как будет выглядеть дитя Сумерек и Автостопом по Галактике?

  • Основная информация о книге. Поделитесь любой общей информацией о книге, которую важно знать читателям. Название и автор — очевидный выбор. Год издания книги может иметь значение, если она вышла 10+ лет назад. Не забудьте указать, является ли книга частью серии и необходимо ли читать другие книги этой серии перед этой книгой.
  • Основная сводка сюжета. Поделитесь кратким изложением сюжета, чтобы ваша аудитория поняла суть истории. Лучшая практика — опустить кульминацию или концовку книги и не разглашать спойлеры, чтобы не испортить историю для своей аудитории.

Всегда лучше перестраховаться и сказать, что в сюжете есть «неожиданный поворот», чем раскрыть «злодей — отец главного героя!» Если вы должны включить спойлер, некоторые обзорные сайты позволят вам скрыть спойлерные предложения, чтобы ваша аудитория могла выбирать, хотят ли они ее читать или нет.

  • Ваша похвала и критика. Этот раздел является наиболее важной частью вашего обзора и должен быть самым длинным. Любой может пересказать сюжет, но каков ваш уникальный взгляд на эту книгу?

Просто сказать, что книга «хорошая» или «плохая», или что она вам понравилась или нет, бесполезно. Сообщите вашей аудитории, почему вы считаете, что это отличное чтение, или почему вы нашли его разочаровывающим. Обмен этими подробностями поможет вашей аудитории составить собственное мнение о том, понравится ли им читать книгу.

 Например:

Яркий язык мгновенно перенес меня в мир, но было несколько огромных сюжетных дыр, которые не имели смысла.

Лично мне не нравился главный герой; язвительный антигеройский трюк через некоторое время устарел.

Написание было грубым, с особенно неуклюжими диалогами, но я думаю, что предпосылка истории была блестящей.

  • Ваша рекомендация. Поделившись своей похвалой и критикой, сообщите аудитории о своих выводах. Как вы думаете, кому понравится эта книга? Вам лично это не нравилось из-за парадоксов путешествий во времени, но вы думаете, что людям, которым нравится хорошая космическая опера, это понравится? Это 14‑я книга в серии, которая начала устаревать, и вы были приятно удивлены некоторыми новыми персонажами?
  • Ваш рейтинг. Большинство обзорных сайтов предоставляют рейтинговую систему. Сообщите аудитории, почему вы выбрали тот или иной рейтинг. Если вы рецензируете книгу в своем личном блоге и используете собственную рейтинговую систему, обязательно объясните и это.

И напоследок – обращайте внимание на длину и учитывайте каждое слово. Длинные, бессвязные рецензии сбивают с толку и требуют много времени для чтения. Не забывайте проверять: убедитесь, что ваше правописание и грамматика в порядке.

Не будьте злыми: помните, что вы рецензируете книгу, в которую другой человек вложил свое сердце и душу, чтобы написать ее. Выскажите свое честное мнение, но не злословьте об этом. Представьте, если бы рецензировали вашу книгу, как бы вы хотели, чтобы читатель выразил свою критику.

Особенности научной рецензии

Рецензия в академическом издании – один из центральных жанров научного текста, рецензия публично информирует, предоставляет краткий анализ и помещает актуальную или классическую работу в пространство научной коммуникации.

Задачи научной рецензии:

  • Информационная (рецензии в краткой и доступной форме сообщают о выходе новых работ и информируют мировое научное сообщество о том, что происходит в различных его частях);
  • Аналитическая (рецензия проводит анализ и даёт квалифицированную оценку проделанной работе);
  • Коммуникативная (рецензии являются формой развития науки и научного общения, устанавливают связь центр-периферия, позволяют преодолеть замкнутость отдельных групп глобального научного сообщества).

Жанр рецензии в мировой практике выступает как начальный и тренировочный на научном пути молодого исследователя, а публикация рецензии предполагает совокупность навыков и компетенций, необходимых для научной работы. 

Написание введения

Во введении следует:

  • Определите или обозначьте общую тему, проблему или проблемную область, тем самым предоставив соответствующий контекст для рецензии научной работы.
  • Укажите общие тенденции в том, что было опубликовано по теме; или конфликты в теории, методологии, доказательствах и выводах; или пробелы в исследованиях и научных исследованиях; или единственная проблема или новая перспектива, представляющая непосредственный интерес.
  • Объясните критерии, которые будут использоваться при анализе и сравнении работ, и организацию обзора (последовательность); и, при необходимости, указать, почему определенные исследования включены или не включены (объем).

Написание тела

В теле следует:

  • Сгруппируйте исследования и другие виды литературы (обзоры, теоретические статьи, тематические исследования и т. д.) в соответствии с общими знаменателями, такими как качественный и количественный подходы, выводы авторов, конкретная цель или задача, хронология и т. д.
  • Резюмируйте отдельные исследования или статьи с таким количеством или меньшим количеством деталей, какое заслуживает каждое из них, в зависимости от его сравнительной важности в исследовании.
  • Предоставьте читателю сильные «зонтичные» предложения в начале абзацев, «указатели» по всему тексту и краткие обобщающие предложения «ну и что» в промежуточных точках обзора, чтобы облегчить понимание сравнений и анализов.

Написание заключения

В заключении следует:

  • Обобщите основные вклады значительных исследований и статей в рассматриваемую совокупность знаний, сохраняя акцент, установленный во введении.
  • Оцените текущее «состояние исследования» для рассматриваемой совокупности знаний, указав основные методологические недостатки или пробелы в исследованиях, несоответствия в теории и выводах, а также области или вопросы, относящиеся к будущему изучению.
  • В заключение дайте некоторое представление о взаимосвязи между центральной темой научной рецензии и более широкой областью исследования, такой как дисциплина, научная деятельность или профессия.

Рецензия, таким образом, – это микро-модель научной работы. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Плохая и хорошая рецензия – примеры

Пример плохой рецензии на книгу

Разбираем плохой пример рецензии на третью книгу о Гарри Поттере — Узник Азкабана. Кликните по картинке для увеличения.

РЕЦЕНЗИЯ – почувствуй себя критиком!

Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении: Эта книга, лично для меня, особенно примечательна тем…

Местоимение лучше опускать, так как это сорняк. «Лично для меня» — тут и так понятно, кто автор и что это для него.

Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказа сюжета. Вообще, книга была не про это. То есть даже сюжет пересказать не удалось.

Тут есть знакомство с новыми героями, которые появляются в третьей книге. Есть краткий пересказ сюжета. Также имеются эмоции: Он был прекрасен… Эта книга, как и предыдущие, наполнена добротой, замечательной атмосферой и приключениями. Книга наполнена добротой!

Ну конечно. Что это за доброта такая, где половину героев убили? Да, приключения там есть. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не замечательная.

Чего нет?

Нет оценки книги. Не по ее выразительности. Не в контексте других книг о Поттере. Попытка была, но она не удалась. Но это не самое главное.

Что автор этой книги хотел нам сказать? Для чего он ее написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? К чему все это было сделано? Какую роль занимает данная книга во всей серии? На эти вопросы не даны ответы.

Пример хорошей рецензии на книгу

Давайте посмотрим на хороший пример рецензии. Это высший пилотаж. Это не значит, что, прочитав ее рецензии, мы обидимся и ничего писать не будем. Нет! Но почитать все же стоит.

Хороший пример рецензии на книгу А. Марининой «Седьмая жертва»:

РЕЦЕНЗИЯ – почувствуй себя критиком!

В начале можно заметить оценку в контексте. Оценку не только произведений Марининой. Там также идет ссылка на фильм «Семь» и живопись Босха. Это еще раз доказывает подкованность и начитанность критика.

Конечно же, получилась очень ехидная статья.

Возможно, что некоторые не согласятся с автором. Но читать такую рецензию интересно. Любуешься еще и языком рецензента. И сразу интересно, что там Маринина написала. Возникает желание прочитать.

Здесь нет пересказа сюжета. Но есть намеки на него. Есть оценка в контексте, а также характеров героев.  Присутствует оценка языка (средств выразительности). Есть вопросы и ответы на них. Поэтому это интересно.

Как и у всех грамотных, начитанных и интеллигентных людей, у автора очень странный язык. Оценки часто резкие. Но это не значит, что вам нужно писать именно в таком стиле.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги. Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н. на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения. 

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений. 

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику. 

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др. 

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам. 

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту. 

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены. 

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию.

Топ ошибок при написании рецензии

Несмотря на то, что рецензия не требует каких-то особых знаний, рецензенты часто допускают ошибки. Самыми популярными считаются следующие:

  • слишком подробный пересказ: выделите только самые важные тезисы из произведения и отталкивайтесь от них;
  • обилие жаргона и разговорный стиль: рецензия относится к публицистическому жанру, поэтому стоит придерживаться именно этого стиля;
  • излишняя эмоциональность и пространные рассуждения: лаконичность и сдержанность – это верные друзья рецензии, используйте аргументы для доказательства своих мыслей;
  • грамматические, смысловые, фактические и пунктуационные ошибки: внимательно перечитайте текст перед отправкой и прогоните его через проверку на ошибки, если не уверены в своих знаниях.

 Если вы избежите этих ошибок, то рецензия получится не только полная смысла, но и будет легко восприниматься читателем.

Читайте также: Рассказ в литературе – определение и примеры.

Таким образом, рецензия – это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.

Источники:

  • Козлова М. М. //История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. Ульяновск 2000.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Тертычный А. А. // Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

При написании научного исследования или любого другого типа научной работы, необходима рецензия на статью. Рецензия пишется в соответствии с правилами, которые изложены в государственном стандарте. Структура текста предусматривает последовательное изложение оценки специалиста информации о результатах статьи и соответствие ее содержания поставленным целям.Что такое рецензия, кто ее составляет, каков объем и структура — на эти и другие вопросы ответим в нашей статье. 

Что такое рецензия на статью и для чего она нужна

Рецензия — это официальный документ, который пишется экспертом – специалистом в определенной области знаний. Рецензия представляет собой текст, содержащий профессиональную и объективную оценку научного исследования, проведенного автором работы. Это своего рода оценка научного труда, которая включает в себя отзыв о положительных и отрицательных сторонах рецензируемого документа, замечания, рекомендации, анализ, то есть, всесторонний разбор статьи, дипломной работы, автореферата и прочих исследовательских работ. 

recenziya-na-statyu

Рецензент должен подтвердить или опровергнуть профессиональную компетентность автора работы, рекомендовать ее к публикации в издании либо указать на детали, которые необходимо доработать. Экспертное мнение ставит своей задачей определить место статьи в научных кругах, подтвердить актуальность выбранной темы, ее практическую значимость, достоверность полученных научных результатов, дальнейшие перспективы практического применения изложенных фактов, внутреннюю логику текста, целесообразность методов исследования, обоснованность выводов и оценивает соблюдение общепринятых правил оформления.

Необходимость экспертной оценки научной статьи прописана в правилах исследовательских и образовательных учреждений, это свидетельствует о ее важности и о том, что любая научная работа должна быть объективно оценена компетентными лицами, что подтвердит ее научную ценность. Рецензии пишутся не только на исследовательские работы, но и на книги, статьи, целые области искусства, архитектуры, моды, литературы, выставок и т.д. Рецензенты – это специалисты, имеющие представление о том, как писать рецензию на статью.

Рецензия имеет статус официального документа. В роли рецензентов выступают лица с высоким профессиональным статусом в определенной сфере деятельности: с ученой степенью по специальности, которая соответствует теме работы.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале.
Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

recenziya-na-statyu-primer

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться –  это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

Техническое оформление:

  • Размер шрифта 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman; 
  • Формат бумаги – А4. 
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей. 

Виды рецензий на научную статью

Существуют две распространенные классификации рецензий:

  1. Внутренняя: рецензия на статью от имени эксперта, который является работником этого же учебного учреждения или непосредственным научным руководителем автора работы.
  2. Внешняя: если редакция журнала, в котором человек хочет опубликовать свою статью, назначает в качестве рецензента эксперта со стороны.

Виды рецензий на научные работы:

Рецензия на научную статью

Рецензия на статью пишется, когда автор претендует на то, чтобы его работа была опубликована в научном журнале. Это необходимо тем, кто собирается связать свою жизнь с научной деятельностью. В рамках подготовки к защите диссертации соискатель должен опубликовать большое количество статей в научных журналах, и на каждую статью необходима рецензия.

recenziya-na-nauchnuyu-statyu

Рецензия на ВКР 

Рецензентом может быть назначен преподаватель факультета / института, руководитель организации, в которой студент проходил преддипломную практику. В рецензии на ВКР, аналогично другим видам экспертиз, отмечаются и положительные, и отрицательные моменты исследования, присутствует описание новизны работы и другие общепринятые параметры оценки. В резюме должна стоять оценка, которой, по мнению рецензента, достоин автор работы, в словесном выражении.

Рецензия на статью: пример написания

Рецензия на диссертацию 

Если человек, получив диплом бакалавра, стремится заниматься научными исследованиями в дальнейшем и получить степень магистра и далее кандидата наук, он пишет диссертацию. Рецензия на диссертацию должна быть максимально объективной, написана компетентно с учетом всех требований к написанию экспертной оценки.

Все виды рецензий имеют одинаковую структуру. Требования к содержанию, объему, стилю также аналогичны. 

Пример, как написать рецензию на научную статью:

Рецензия

На статью Гайворонской Л.А. «О деятельности среднего и малого бизнеса в России», размещенной на сайте электронного журнала Financial Time http://article.ru/stat.php/. Актуальность темы заключается в необходимости поддержки государством малого и среднего бизнеса , поэтому автор описывает меры государственной финансовой поддержки предпринимательства в РФ в современных условиях. Автор дает детальную характеристику принципам формирования и реализации государственной политики в этой области и выделяет ведущие принципы как ведущие факторы поддержки предпринимателей на государственном уровне: приоритетность, комплексность , прозрачность, избирательность. К недостаткам исследования проблемы следует отнести то, что автор не дает рекомендации о возможных мероприятиях по устранению недостатков в деятельности органов государственной поддержки, а лишь констатирует факты. Проблема финансирования компаний малого бизнеса рассмотрена автором достаточно полно, но требует уточнения вопрос ее эффективности с позиции методики практического расчета показателей. Статья рекомендуется к печати после устранения указанных замечаний.

Рецензент: Дунаевская А.И., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической аналитики.

21.11.2018

Как составить рецензию для ВАК-журнала

Составлением рецензии на статью занимается научный руководитель претендента на публикацию. Документ должен быть заверен экспертом с  указанием информационных данных о рецензенте: его звании, должности, ученой степени при ее наличии. Подпись автора должна быть заверена печатью организации. Задача куратора – предоставить объективную оценку рецензируемой работе с описанием его сильных и слабых сторон.

Содержание рецензии на статью в ВАК:

  1. Актуальность проблемы исследования.
  2. Всестороннее изучение исследуемой проблемы.
  3. Соответствие содержания текста плану исследования.
  4. Обоснованность выводов.
  5. Перспективность исследования.

Образец рецензии для публикации:

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на научно-исследовательскую работу (статью) старшего преподавателя кафедры психологии, образования и развития

Речевые шаблоны для написания рецензии на статью

Рецензирование – это особый жанр, который не имеет ничего общего с художественным стилем, поэтому текст рецензии состоит из шаблонных фраз и клише:

      • автор пишет о существующих проблемах в современной педагогике …;
      • автор статьи придерживается следующей точки зрения на…;
      • автор продемонстрировал умение анализировать…;
      • точка зрения автора данной работы подкрепляется…;
      • данная статья – это образец глубокой разработки темы…;
      • безусловная заслуга автора заключается в …;
      • автор изучил и преподнес фактический материал как практическое подтверждение …;
      • утверждения автора логически взаимосвязаны и подтверждены фактическим материалом о …;
      • в статье обоснованы современные аспекты…;
      • к недостаткам исследования следует отнести … ;
      • качество оформления статьи требует …

Как стать рецензентом

Каждый специалист, имеющий соответствующее (высшее) образование, может стать рецензентом, если он разбирается в определенном направлении или теме. Чтобы стать востребованным рецензентом, необходимо иметь определенную репутацию в научных кругах. Это означает, что эксперт должен иметь не только багаж академических знаний, но и практическое подтверждение им: собственные научные публикации, ученую степень или звание, подтверждение участия в научных конференциях, симпозиумах разного уровня.

Образец рецензий на научные статьи

Для того, чтобы иметь представление о сути написания рецензии в интересующей вас области, необходимо не только изучить теорию ее составления, но и ознакомиться с образцами готовых экспертных оценок:

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по медицине

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по педагогике

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по экономике

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по праву

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по психологии

Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Содержание

  • Что такое рецензия
  • Как писать
    • Структура
    • Особенности содержания
    • Оформление
  • Пример рецензии на эссе
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое рецензия

РецензияРецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Написание рецензииЕсли рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

РецензияПри написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Требования к рецензии

Рекомендуемый объем рецензии составляет 1500-2600 символов без пробелов (1 страницы текста в Word). Шрифт текста – Times New Roman (12-14 кегель, межстрочный интервал – 1,5).

Лист – классический, формат бумаги – А4. Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Актуальность научной статьи описывается в 2-3 предложениях.

На описание положительных/отрицательных моментов статьи отводят 2-3 абзаца.

Выводы и рекомендации к публикации занимают 2-4 предложения.

Внимание! «Слепое» переписывание целых абатцев со статьи НЕДОПУСТИМО.

Такие рецензии приниматься небудут.

Внимание! Редактора в процессе верстки журнала отформатируют статью по требованиям, поэтому на оформление статьи внимание не заостряйте.

Внимание! Загружаемая скан копиия рецензии должна быть обязательно цветной!

Структура Рецензии

Структура рецензии на научную работу состоит из следующих элементов.

Библиографические данные (название, ФИО, научная степень и должность автора, место работы).

Пример

Рецензия

на статью “ПРОЦЕССЫ ТЕПЛОПЕРЕНОСА В ТВЕРДЫХ РАСТВОРАХ (SnSe)1-x-(LnSe)х”, кандидата психологических наук, доцента лаборатории физики, ФГБО ВО РАО Иванова Ивана Ивановича

Краткое описание исследуемой проблемы.

Пример

В статье рассматриваются структура и содержание межпоколенного взаимодействия; изучаются образ своей старости и образ пожилых людей у современной молодежи.

Определение уровня актуальности документа и краткая его характеристика. Рецензент должен писать строго по теме, не ссылаясь на другие источники и не делая лирических отступлений.

Пример

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку …. используемые методы позволяют…. вопрос рассматривается всестороннее….

Наиболее важные аспекты, раскрываемые автором. Рассматривая работу, рецензент должен подкреплять свои выводы доказательствами.

Пример

Автором проведена серьезная работа по определению образа старости у молодого поколения и его влияния на текущую коммуникацию с пожилыми людьми. Немаловажным является и то, что Ф.И.О. анализирует структуру и содержание общения……

Положительные/отрицательные рекомендации по дальнейшей публикации документа в научном журнале.

Рецензент отражает значимость, новизну и научную ценность статьи. Делает вывод о возможности публикации в конкретном научном журнале или о необходимости доработки.

Пример

Научная статья Иванова Ивана Ивановича “ПРОЦЕССЫ ТЕПЛОПЕРЕНОСА В ТВЕРДЫХ РАСТВОРАХ (SnSe)1-x-(LnSe)х” соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

В конце рецензент указывает информацию о себе: ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать организации(канцилярия либо отдел кадров либо деканат), подпись.

О чем писать в рецензии

Рецензент анализирует статью по следующим критериям, которые могут оцениваться как “достаточный”, “слабый”, “недостаточный”.

Проблематика. Статья рассматривает решение поставленной проблемы, определяет ее, предлагает способы решения.

Актуальность. Тема статьи должна быть актуальной и интересной научному сообществу, иметь перспективы для дальнейшего исследования.

Научность. Автор статьи должен рассмотреть научные аспекты изучаемой темы, даже если она имеет исключительно прикладное значение.

Новизна. Результаты, представленные автором работы, должны обладать научной новизной.

Завершенность. Текст должен начинаться с постановки задачи, а заканчиваться ее решением, которое должно быть достоверным.

Обоснованность. Представленные автором результаты должны быть обоснованы с использованием научного инструментария. Это могут быть математические выводы, эксперимент, математическое моделирование. Только в этом случае результаты будут считаться достоверными.

Структурированность. У научной статьи должна быть четкая структура — общепринятые в научных публикациях разделы, в который говорится об актуальности темы, приводится анализ   состояния вопроса, определяется и ставится задача, приводится методика исследования, описываются результаты, обсуждается   практическое использование результатов, делаются выводы.

Четкость формулировок. Результаты, полученными в ходе работы, должны быть сформулированы в виде научных положений.

Понятность. Статья должна быть написана понятным среднему специалисту в выбранной области, языком. Автор должен использовать общепринятые термины.

Компактность. Статья должна соответствовать требованию по объему.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Фразы для рецензии !!!

Так как рецензия на научную статью относится к официальным научным документам, приветствуется использование клише и канцеляризмов.

Автор в своей работе дает подробный анализ…

Автор грамотно анализирует…

Автор данной статьи акцентирует внимание…

Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области…

Автор на конкретных примерах доказывает…

Автор на основе большого фактического материала рассматривает…

Автор обращает внимание на то, что…

Автор справедливо отмечает…

Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения…

Автором предложены оригинальные идеи…

Актуальность настоящего исследования заключается в…

В качестве основных моментов используемой автором методологии…

В статье автор рассматривает…

В статье анализируются основные подходы…

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы…

Важным в статье является рассмотрение…

Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

Данная статья демонстрирует…

Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)…

Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется…

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

К положительным сторонам работы можно отнести…

Как положительный факт можно отметить то, что…

Материал статьи основан на детальном анализе…

Особо следует подчеркнуть, что…

Особое внимание в исследовании … уделено…

Особый интерес представляет вывод о…

Отдельного внимания заслуживает…

Практическая значимость данной статьи заключается в…

Предлагаемый подход к изучению проблемы…

Рассмотренная в статье оригинальная концепция…

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему…

Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов…

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Статья содержит определенную концепцию…

Теоретическая значимость данной статьи заключается в…

Использование речевых шаблонов позволяет структурировать текст и продемонстрировать логику автора.

Шаблон составления предложений/абзатцев  для рецензии

В статье исследуется (что?)… Показан (что?)…Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…В статье дается характеристика (чего?)…Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…В работе анализируется (что?)…Главное внимание обращается (на что?)…Используя (что?), автор излагает (что?)…Отмечается, что… Подчеркивается, что…В основной части статьи дается (что?)…Раскрываются (что?)… Описываются (что?)…Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…Показывается (творческий) характер (чего?)… Устанавливаются критерии (чего?)…В статье подробно освещаются (что?)… Характеризуется (что?)…Рассматривается (что?)… В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…Констатируется, что… Говорится о…В заключение кратко разбирается (что?)…  

Скачать примеры рецензий

Есть много видов рецензий, один из них — рецензия на научную статью.

В статье мы поделимся советами, как писать рецензию на научную статью, расскажем, какая у нее структура и форма. А в конце поделимся шаблонами таких рецензий.

Другие интересные новости читайте на нашем Telegram-канале. Еще там вы найдете приятные скидки для вашей учебы.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое рецензия на научную статью

Рецензия на научную статью — это официальный отзыв на определенную публикацию. В рецензии проверяющий дает объективную оценку содержания статьи и анализирует проведенное автором исследование.

Зачем нужна рецензия на научную статью

Рецензию на научную статью пишут не всегда. Обычно рецензировать научные труды надо в случае размещения статьи в журнале. Это одно из условий Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Рецензия на научную статью нужна чтобы:

  • рассказать, о чем пойдет речь в статье;
  • показать значение работы, практическое и теоретическое;
  • проанализировать статью;
  • показать ее новаторство;
  • дать заключение в виде рекомендации, стоит ли публиковать материал в журнале.

Именно рецензент решает, допустят ли статью к публикации. Если он даст отрицательный отзыв, и статья не будет опубликована, то проверяющий обязан аргументировать свой отказ.

План рецензии на научную статью

Рецензия на научную статью — это официальный документ. Чтобы он был написан в соответствии со всеми нормами, надо придерживаться примерного плана:

  1. Сначала надо указать название работы и ФИО автора. После этого обычно пишут ФИО рецензента (проверяющего), его ученую степень и занимаемую должность.
  2. Дальше надо тезисно раскрыть проблематику статьи.
  3. После этого проанализировать актуальность темы статьи.
  4. Потом определить значимость результатов научного исследования.
  5. Затем, если в статье есть недочеты, указать на них.
  6. А в конце надо дать окончательную оценку работы — готова ли данная статья к печатанию ее в журнале.

Требования к рецензии на научную статью и ее структура

К рецензии на научную статью предъявляют определенные требования:

Объем такой рецензии — до 4 тыс. знаков.
Стиль изложения — научный.
Подача материала — структурированная.
В рецензии обязательно должна быть подпись проверяющего и печать.

Когда будете писать рецензию на научную статью, придерживайтесь такой структуры:

  • введение;
  • основная часть;
  • выводы и отзыв.

Во введении надо написать название статьи и ее автора, а потом кратко написать актуальность темы и чему посвящена публикация:

Статья Т.В. Лукьяненко посвящена формированию функциональной грамотности в урочной и во внеурочной деятельности.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку функциональная грамотность является одним их основных направлений обучения учащихся самостоятельно добывать и анализировать и эффективно использовать информацию. (Рецензия на статью Т. В. Лукьяненко «Формирование функциональной грамотности», вступление).

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Рецензия на научную статью

В основной части идет тезисный анализ текста публикации и оценивается ее актуальность и подача материала:

Автором проведена серьезная работа по созданию рекомендаций, которые необходимо выполнить школам, чтобы повысить уровень глобальных компетенций школьников.
Автор данной статьи акцентирует внимание на целесообразности организации таких видов деятельности обучающихся как глобальные компетенции. Они на постоянной основе используют критическое мышление в изучении вопросов местного, глобального и межкультурного значения, в процессе рассуждений и в работе с информацией. (Рецензия на статью Т. В. Лукьяненко «Формирование функциональной грамотности», основная часть).

В заключении оценивается содержание работы, ее оформление и релевантность всего исследования, которое проводилось в публикации. В конце проверяющий должен указать, годна ли данная публикация к размещению ее в журнале:

Статья Т.В. Лукьяненко «Формирование функциональной грамотности» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации. (Рецензия на статью Т. В. Лукьяненко «Формирование функциональной грамотности», заключение).

Редакциям некоторых журналов нужен оригинал рецензии на статью, а не ее электронная копия. Учитывайте это при публикации статьи и закладывайте время на почтовую пересылку.

Клише при написании рецензии на научную публикацию

Чтобы текст рецензии на научную статью выглядел грамотно и был выдержан в одном стиле, используйте такие фразы-клише:

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме…
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….

Рецензия на научную статью: примеры и образцы 

Если вы не знаете, как написать рецензию на научную статью, посмотрите готовые образцы по разным дисциплинам:

РЕЦЕНЗИЯ на научно-исследовательскую работу (статью) старшего преподавателя кафедры психологии образования и развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета Архиповой Татьяны Тимербаевны «Построение доверительных отношений как условие психологической поддержки младшего подростка гипертимного типа»

В современном мире все более актуальной становится проблема доверия между государствами, культурами, религиями, различными социальными группами, доверия народов к своим правительствам, населения к корпорациям, бизнесу, доверия в семье, между отдельными людьми, что отмечено многими исследователями, политиками и публицистами, и стало темой ряда международных форумов и конференций. Автор работы отмечает, что среди подростков выделяются учащиеся, особенно нуждающиеся в доверительных отношениях, — подростки с гипертимным типом акцентуации характера. Яркой особенностью гипертимов является их большая подвижность, приподнятое настроение без каких-либо причин, активность, жажда деятельности, общительность, выносливость, умение вызывать доверие. находчивость в нестандартных ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Однако проблемными зонами являются такие качества личности, как склонность к озорству, неугомонность, болтливость, неусидчивость, недисциплинированность, недостаток чувства дистанции со взрослыми. В исследовании Г.Т. Архиповой показано, что построение доверительных отношений в процессе психологической поддержки младшего подростка с гипертимным типом акцентуации ослабляет типичные проявления данного типа в общении: гнев, раздражительность, конфликтность. Наиболее значимым результатом научной работы является создание программы психологической поддержки младшего подростка гипертимного типа. Необходимо отметить, что автор представленной исследовательской работы является многократным участником научных форумов международного и всероссийского уровня, результаты которых отражены в сборниках научных трудов. Научно-исследовательская работа (статья) Архиповой Татьяны Тимербаевны «Построение доверительных отношений как условие психологической поддержки младшего подростка гипертимного типа» может быть рекомендована для участия в психологическом конкурсе «Золотая Психея». 17 января 2013 г. Кандидат психологических наук, психолог социально-реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог» г. Нижневартовска.

  1. Пример рецензии на научную статью по педагогике.
  2. Пример рецензии на научную статью по юриспруденции.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Вот такие особенности при написании рецензии на научную статью. Написать саму научную статью или рецензию к ней помогут специалисты студенческого сервиса. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать рецензию на статью шаблоны
  • Как написать рецензию на статью студенту
  • Как написать рецензию на статью презентация
  • Как написать рецензию на статью план
  • Как написать рецензию на спектакль образец