Как написать региональный этап всероссийской олимпиады

3494

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, он же «регион», — третий этап ВсОШ, на который приезжают самые сильные школьники со всего региона. Этап проходит в январе-феврале и становится фильтром для тех, кто потом будет выступать в финале ВсОШ и может стать победителем или призером олимпиады.

В 2023-м году региональный тур пройдет с 10 января по 21 февраля по 24 предметам. Он по праву считается сложным, а некоторые участники олимпиады могут считать его даже более сложным и напряженным, чем заключительный.

В этой статье мы собрали для вас важные факты о региональном этапе, расписание предметов, проходные баллы и советы от победителей олимпиады. Так что приятного прочтения!

Содержание

Кратко об олимпиаде: как проводится и какие льготы предоставляет

Всеросс проводится в 4 этапа – школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Написать школьный тур можно с 4-5 класса, задания не отличаются особой сложностью, а вот последующие ступени гораздо труднее и доступны для старших учеников. Победители и призеры финала могут поступить в вуз без ЕГЭ. В отличие от перечневых олимпиад локальных вузов, призовое место не нужно подтверждать 75+ баллами ЕГЭ. Также финалистам выплачиваются значимые денежные призы, о которых мы рассказали в статье «Сколько денег получат олимпиадники за победу во ВсОШ в 2023 году».

Интенсивы по подготовке к муниципальному этапу ВсОШ

Все, что нужно знать
для победы, за 7 дней!

5 фактов о региональном этапе Всеросса

• В «регионе» могут принять участие только учащиеся 9-11 классов (или школьники младше, которые уже на муниципальном этапе писали задания, предназначенные для 9-11 классов школы).

• Ежегодно в третьем туре олимпиады участвуют около 110 000 школьников, и количество растет с каждым годом.

• По количеству участников олимпиады самые популярные предметы — гуманитарные: литература, русский язык, обществознание.

• Если предыдущие этапы (муниципальный и школьный) можно считать «теоретическим», то региональный этап нацелен на проверку не столько теоретических знаний, сколько практических навыков школьников.

• Призовое место добавляет несколько баллов к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз.

23ae7b4f-0e91-4c57-982a-aee60e832452

Проходные баллы для участия в региональном этапе Всеросса-2023

Для участия в региональном этапе олимпиады школьникам нужно получить определенное количество баллов. Ежегодно участники муниципального этапа ждут результаты и могут гадать, какое количество баллов необходимо набрать, чтобы стать победителем или призером, получить пропуск в заключительный тур, ведь каждый процент может стать решающим и поспособствовать поступлению в вуз.

Проходные баллы на региональный этап 2023 (актуально только для Москвы)

Предмет Всеросса

9 класс школы

10 класс школы

11 класс школы

Астрономия

23

31

32

Китайский язык

39

42

42

Литература

46

49

52

Немецкий язык

47

47

47

ОБЖ

205

200

205

Физика

30

23

29

Французский язык

54

56

56

Экология

38

50

50

84e86ebc-3cd0-4507-ac6a-2aa239f51544

Расписание регионального этапа олимпиады в 2023 году

Сроки проведения этапов обычно утверждают в начале школьного учебного года. Так что предметы олимпиады стартуют каждый сезон в разной последовательности. Приказы о проходных баллах на заключительный этап Всеросса, об определении победителей и призеров будут изданы через несколько недель после регионального тура.

Даты проведения регионального этапа олимпиады в 2023 году

Предмет Всероссийской олимпиады школьников

10, 11 января

Французский язык

9 февраля

Литература

19 января

Русский язык

21, 23 января

Информатика и ИКТ

26, 27 января

Химия

17, 18 февраля

ОБЖ

28, 30 января

Физика

31 января, 2 февраля

Биология

20 января

Астрономия

16 января

Экономика

12 января

Искусство (МХК)

3, 4 февраля

Обществознание

15, 16 февраля

Экология

13, 14 февраля

Математика

24, 25 января

История

20 февраля

География

10, 11 февраля

Физическая культура

1 февраля

Право

6, 7 февраля

Английский язык

21, 22 февраля

Технология

13, 14 января

Немецкий язык

17, 18 января

Испанский язык
Итальянский язык
Китайский язык

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Порядок проведения регионального этапа олимпиады

Региональный этап Всероссийской олимпиады проводится на заранее определенной площадке, куда съезжаются ученики школ со всего города. Первым делом участники проходят регистрацию, распределяются по аудиториям. Вход школьников осуществляется только после проверки паспорта. Во всех кабинетах ведется видеозапись для выявления нарушителей, так можно предотвратить нечестное получение статуса победителя или призера и нелегальный проход в заключительный этап.

Участники Всероссийской олимпиады не вправе пользоваться дополнительными средствами: справочниками, шпаргалками, мобильными телефонами. Написать все ответы на задания нужно самостоятельно. Школьники могут принести небольшой перекус и бутылку воды. Покидать аудиторию разрешается только в сопровождении дежурного, все бланки и черновики необходимо оставлять на столе.

Советы от призеров и победителей ВсОШ. Как преодолеть региональный этап олимпиады и пройти на заключительный?

Мы собрали советы от школьников, а теперь уже студентов российских вузов, которые готовились вместе с Коалицией. Они поделились опытом, как преодолеть региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, стать победителем и пройти в заключительный тур, чтобы вступить в борьбу за право бюджетного поступления в вуз без ЕГЭ.

Ирина Давидян, Всероссийская олимпиада по истории, искусству

«На региональном этапе больше требуется фактического знания и умения написать все свои ответы на задания, уложившись в отведенный срок олимпиады. Времени на регионе дается на письменную работу меньше, чем на школьном, муниципальном и заключительном этапах. Поэтому от участника требуется умение собраться и приступить к работе. Очень важно перед регионом больше сконцентрироваться на практике, то есть как можно больше написать развернутых заданий (эссе, проекты), решать тесты. Я бы посоветовала написать план, чтобы успеть все. Отслеживание оставшихся минут важно как на олимпиаде, так и на ЕГЭ или вступительных экзаменах в вузе».

Ярослава Плаксина, Всероссийская олимпиада по литературе

«Если говорить про литературу, то сложность в наличии теста. На нем сыпется очень много людей, потому что там нужна мощная теоретическая база, которую не дают в школе. Если говорить в целом, то на регионе самый большой отсев участников. В регионе участвуют те, кто реально борется за выход в заключительный тур олимпиады. Поэтому на региональном этапе в крупных субъектах (Москва, МО) самая ожесточенная борьба… Нужно быть креативным, использовать сложный терминологический аппарат, но и помнить про критерии».

Никита Воронцов, Всероссийская олимпиада по итальянскому языку

«Нужно очень хорошо изучить структуру Всероссийской олимпиады школьников и то, что от нас будут ждать жюри. Например, на устном этапе важно понимать, что и о чем говорить, как организовать структуру выступления, чтобы жюри зачли баллы по их критериям. Когда готовишься, нужно заниматься каждый день, написать множество заданий для тренировки. Каждый день нужно делать то, что приведет к цели. Это распространяется и на другие этапы олимпиады, но особенность региона в том, что он гораздо сложнее предыдущих и открывает дорогу в заключительный тур, добавляет несколько баллов к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз. Если иных этапах можно апеллировать в рамках школьной программы, то на регионе уже школьная программа ничем не поможет».

Анна Кирист, Всероссийская олимпиада по русскому языку и обществознанию

«Я думаю, это не невозможно подготовиться к Всероссийской олимпиаде самому. Да, это очень сложно, да и без практики не стать победителем или призером Всеросса, быть приоритетно зачисленным в вуз. Можно делать конспекты по книгам, которые выше уровня школы. Но все-таки лучшую подготовку дают Коалиция, АПО, ЦПМ. Я бы посоветовала готовиться к олимпиадам с раннего возраста, где-то класса с 7, хоть и региональный этап проводится с 9 параллели школы. Материал, который школьники изучили в 7 классе, очень трудно нагнать в более взрослом возрасте».

Ежегодно перед региональным этапом Коалиция проводит короткие очные и онлайн-интенсивы и выездные школы, где ребята готовятся к «региону» по всем предметам олимпиады. Хотите начать подготовку? Проверьте актуальные курсы олимпиад для школьников.

04222b42-ab6a-4856-8264-63d28bf71c2f

Выводы

Региональный этап – решающая ступень, определяющая состав участников заключительного тура. Без основательной подготовки не будут преодолены пороговые баллы олимпиады, так что смело становитесь участником Всероссийского состязания, чтобы поступить без ЕГЭ в вуз мечты!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

Представители Министерства просвещения Российской Федерации
Представители центра олимпиадного движения

Черненко Дмитрий Анатольевич, член ЦПМК по истории, доцент кафедры истории России XIX – начала XX веков исторического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат исторических наук

Дорофеева Надежда Сергеевна, председатель ЦПМК по итальянскому языку, старший преподаватель кафедры итальянского языка переводческого факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет»

Моисеенко Лилия Васильевна, председатель ЦПМК по испанскому языку, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет», доктор филологических наук, доцент

Чесноков Николай Николаевич, председатель ЦПМК по физической культуре, заведующий кафедрой физического воспитания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор педагогических наук, профессор

Морозов Антон Павлович, член ЦПМК по физической культуре, начальник научно-методического отдела государственного бюджетного учреждения города Москвы «Физкультурно-спортивное объединение «Юность Москвы» Департамента спорта города Москвы, кандидат педагогических наук

Гусейнова Иннара Алиевна, заместитель председателя ЦПМК по немецкому языку, проректор по проектной деятельности и молодежной политике федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет», доктор филологических наук, доцент

Афонченкова Юлия Витальевна, заместитель председателя ЦПМК по немецкому языку, директор Центра немецкого языка и культуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет»

Шевченко Виталий Андреевич, заместитель председателя ЦПМК по физике, директор по довузовской подготовке федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)», доктор естественных наук (PhD)

Агаханов Назар Хангельдыевич, председатель ЦПМК по математике, доцент кафедры высшей математики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)», кандидат физико-математических наук, доцент

Бубнова Галина Ильинична, председатель ЦПМК по французскому языку, заведующий кафедрой французского языка факультета иностранных языков и регионоведения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», доктор филологических наук, профессор

Угольников Олег Станиславович, председатель ЦПМК по астрономии, главный специалист научно-образовательного центра, старший научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт космических исследований Российской академии наук, кандидат физико-математических наук

Носов Дмитрий Михайлович, председатель ЦПМК по обществознанию, профессор школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», доцент, кандидат философских наук

Тороп Валерия Валерьевна, заместитель председателя ЦПМК по обществознанию, директор дирекции по молодежной политике и работе с общественными организациями Фонда социально-культурных инициатив, кандидат исторических наук

Долженко Владимир Дмитриевич, член ЦПМК по химии, доцент кафедры неорганической химии химического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат химических наук

Богачев Дмитрий Викторович, председатель ЦПМК по географии, доцент кафедры экономической и социальной географии России федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат географических наук, доцент

Станкевич Андрей Сергеевич, председатель ЦПМК по информатике, доцент факультета информационных технологий и программирования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кандидат технических наук

Минбалеев Алексей Владимирович, заместитель председателя ЦПМК по праву, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, доцент

Трофимов Илья Евгеньевич, заместитель председателя ЦПМК по экологии, научный сотрудник Центра устойчивого развития и здоровья среды федерального государственного бюджетного учреждения науки Института биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук, кандидат биологических наук

Рахимбекова Лола Шакеновна, председатель ЦПМК по китайскому языку, заведующий кафедрой китайского языка переводческого факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет», кандидат филологических наук, доцент

Швецов Глеб Геннадьевич, заместитель председателя ЦПМК по биологии, заведующий кафедрой методики преподавания химии, биологии, экологии и географии факультета естественных наук государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, доцент

Левина Евгения Александровна, заместитель председателя ЦПМК по экономике, заместитель заведующего проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Курасовская Юлия Борисовна, председатель ЦПМК по английскому языку, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат филологических наук, доцент

Кучина Татьяна Геннадьевна, председатель ЦПМК по литературе, профессор кафедры русской литературы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктор филологических наук, профессор

Смирнова Елена Алексеевна, председатель ЦПМК по технологии, декан технологического факультета государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Хаулин Алексей Николаевич, заместитель председателя ЦПМК по технологии, доцент кафедры современных промышленных технологий, робототехники и компьютерной графики факультета технологии и предпринимательства государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета кандидат педагогических наук, доцент

Филиппов Сергей Александрович, член ЦПМК по технологии, заместитель директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Президентский физико-математический лицей № 239»

Сорокин Александр Владимирович, член ЦПМК по технологии, старший преподаватель кафедры компьютерной безопасности федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Черноземова Елена Николаевна, председатель ЦПМК по искусству (МХК), профессор кафедры всемирной литературы Института филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», доктор филологических наук

Кузнецова Вероника Вадимовна, заместитель председателя ЦПМК по искусству (МХК), заместитель начальника научно-методического отдела федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная академия хореографии», кандидат педагогических наук

Григорьев Андрей Владимирович, председатель ЦПМК по русскому языку, профессор кафедры общего языкознания института филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», доктор филологических наук, доцент

Основы безопасности жизнедеятельности

Черкунов Алексей Викторович, председатель ЦПМК по ОБЖ, старший методист центра олимпиадного движения федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Елисеева Наталья Владимировна, заместитель председателя ЦПМК по ОБЖ, старший методист центра олимпиадного движения федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук

Контакты

При обращении на указанные адреса следует указывать следующие данные: ФИО (полностью), школу, класс, предмет, этап и суть обращения. Сотрудникам школ также необходимо указать свою должность.

Контактный адрес городского оргкомитета vos@olimpiada.ru

Ответственный секретарь городского оргкомитета
Петровская Наталья Вячеславовна
np@mosolymp.ru

Контакты координаторов первого и второго этапов в межрайонных советах директоров.

Контакты городских предметно-методических комиссий.

По поручению Департамента образования и науки координацию организационной работы осуществляет ГАОУ ДПО Центр педагогического мастерства.

Научный руководитель ГАОУ ДПО ЦПМ
Иван Валериевич Ященко

iv@mosolymp.ru

Рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по истории

Тренеры сборной команды Москвы по истории подготовили рекомендации и список полезных ресурсов для участников регионального этапа ВсОШ и их наставников.


Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу. 

Из чего состоит региональный этап ВсОШ по истории

Олимпиада состоит из трёх частей: творческий тур, состоящий из двух частей (исторического проекта и исторического эссе), и тестового тура (третья часть).

Исторический проект представляет собой небольшую работу, заключающуюся в анализе представленного составителями заданий исторического источника или комплекса источников.

Историческое эссе — небольшая творческая работа по заданной теме на основе высказываний историков и современников о событиях и явлениях отечественной истории.

Помните, что ни эссе, ни проект не могут быть пересказом школьного или вузовского учебника или какой-либо прочитанной вами литературы. Это ваши собственные мысли и рассуждения на основе исторического источника или в связи с высказыванием о какой-либо исторической проблематике. 

На выполнение творческих заданий отводится три астрономических часа. Это время кажется значительным, но чаще всего, те, кто впервые участвует в региональном этапе, не успевают выполнить большую часть проекта или эссе. Иногда некоторые участники сознательно решают посвятить почти всё время только одному виду работы и практически отказываются от другого, но, как показывает практика, такая тактика никогда не приносит успеха. Во-первых, длинная работа не всегда является высококачественной и приносит много баллов. Во-вторых, заведомо теряя практически половину баллов, которые можно получить за выполнение заданий данного тура, участники тем самым практически лишают себя возможности написать высокобалльную работу и получить в принципе больше, чем половину баллов за весь творческий тур. Поэтому очень важно развить в себе навык написания творческих работ за определённое время. Откройте задания прошлых лет и попробуйте выполнить задания творческого тура, затратив на это строго не более трёх часов. Практика поможет вам грамотно распределить время на самой олимпиаде.

Готовясь к выполнению заданий второго (тестового) тура, не следует тратить время на механическое заучивание большого количества фактов в напрасной попытке угадать, о чём же пойдёт речь в заданиях. Надо понимать, что совершенно нормально, увидев задания, не знать с ходу верный ответ. Само задание (текстовые фрагменты, иллюстрации, карты, табличные данные и т.п.) содержит как раз ту информацию, анализируя которую при опоре на базовые знания школьного курса участники могут прийти к верному ответу. При этом задания, как правило, состоят из нескольких элементов. Даже если вы не можете полностью верно выполнить задание, частичное выполнение всё равно принесёт вам баллы, а полный отказ от выполнения задания — это 0 баллов.

Если какое-то задание вызывает сложности и вы осознаёте, что решить его никак не удаётся, не тратьте на это задание чрезмерно много времени, скорее всего, выполнить его вы всё равно не сможете, но потеряете много времени и не успеете вдуматься и решить те задания, которые бы могли решить, если бы у вас на них осталось время. 

Формат проведения олимпиады

Региональный этап ВсОШ по истории проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 24 и 25 января.

Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.

Как подготовиться к региональному этапу

Подготовка к региональному этапу — это не просто заучивание большого количества фактов, а тренировка применять ваши знания и навыки, полученные в рамках изучения школьной программы, к решению заданий, который носят аналитический характер.

Организаторы олимпиады подготовили для вас список рекомендаций по подготовке к региональному этапу.

При подготовке к олимпиаде также советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.

Рекомендация для учителей

Олимпиада состоит из трёх частей: творческий тур, состоящий из двух частей (исторического проекта и исторического эссе), и тестового тура (третья часть).

Исторический проект представляет собой небольшую работу, заключающуюся в анализе представленного составителями заданий исторического источника или комплекса источников.

Историческое эссе — небольшая творческая работа по заданной теме на основе высказываний историков и современников о событиях и явлениях отечественной истории.

На выполнение творческих заданий отводится три астрономических часа. Это время кажется значительным, но чаще всего, те, кто впервые участвует в региональном этапе, не успевают выполнить большую часть проекта или эссе. Откройте с участником олимпиады задания прошлых лет и организуйте выполнение участником заданий творческого тура, проследив, чтобы он затратил на это строго не более трёх часов. Это поможет вашим ученикам грамотно распределить время на самой олимпиаде.

Ориентируйте участников, что эссе — это самостоятельно рассуждение на основании предложенного высказывания по исторической проблематике. Для написания хорошего эссе участник должен понимать историческую проблематику, чаще всего связанную с определённым периодом истории России.

Участник сам выбирает тему исторического эссе и потому заранее имеет возможность подготовиться к написанию эссе по конкретному историческому периоду. В этой ситуации вы можете проконсультировать его относительного того, какие вопросы чаще всего обсуждаются в литературе в связи с данным историческим периодом. Подскажите участнику несколько ключевых работ, с которыми ему стоит ознакомиться, готовясь к написанию эссе. Посмотрите с ним темы эссе прошлых лет по данному периоду.

Для успешного написания эссе необходимо поставить четыре задачи, которые участник будет рассматривать в своей работе. Часто непонимание того, как поставить задачи, приводит к написанию не самого удачного эссе. Предложите участнику тему прошлых лет и вместе с ним разберите, используя критерии оценивания, как следовало бы ставить задачи при написании эссе. Это поможет ему, когда он будет работать с высказыванием для эссе, на самой олимпиаде.

Объясните участнику, что исторический проект пишется строго на основании предложенного исторического источника. Наиболее распространенная ошибка участников — это пересказ школьного учебника, который им кажется имеющим отношение к теме проекта. Попыток проанализировать источник зачастую вовсе не предпринимается. Обратите внимание ученика на то, что в историческом проекте для них сформулированы конкретные вопросы, на которые невозможно ответить, не вчитавшись в предложенные источники, так как информация для ответа содержится именно в них. 

Помогая подготовиться к выполнению заданий второго (тестового) тура, надо объяснить ученикам, что им не следует тратить время на механическое заучивание большого количества фактов. Надо объяснить, что совершенно нормально, увидев задания, не знать верный ответ с ходу. Надо показать, что само задание (текстовые фрагменты, иллюстрации, карты, табличные данные и т.п.) содержит как раз ту информацию, анализируя которую при опоре на базовые знания школьного курса участники могут прийти к верному ответу. Имеет смысл вместе с учениками разобрать задания прошлых лет. Предложите им установить, какая информация в заданиях позволяет дать верные ответы. Нужно показать, что если какое-то задание вызывает у вашего ученика сложности, и он осознает, что выполнить его никак не удаётся, то, скорее всего, это задание у него решить всё равно не получится, но он потеряет много времени и не успеет вдуматься и сделать те задания, которые мог бы решить, если бы у него на них осталось время.

Удачи!


Список полезных ресурсов для подготовки к олимпиаде доступен для скачивания по ссылке.

Подробнее о занятиях ЦПМ по истории

https://ria.ru/20220926/shkolniki-1819592191.html

Всероссийская олимпиада школьников: правила, этапы, бонусы для призеров

Всероссийская олимпиада школьников 2023 этапы, задания, классы и расписание

Всероссийская олимпиада школьников: правила, этапы, бонусы для призеров

Всероссийская олимпиада школьников 2022 – одно из важнейших событий для многих учеников России. Она отличается от обычных олимпиад по разным предметам… РИА Новости, 30.09.2022

2022-09-26T17:17

2022-09-26T17:17

2022-09-30T12:54

россия

образование — общество

александр филатов

москва

социальный навигатор

сн_образование

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/17/1570464527_0:106:2000:1231_1920x0_80_0_0_d1ca51124640fa7ec36361aed878e726.jpg

МОСКВА, 26 сен — РИА Новости. Всероссийская олимпиада школьников 2022 – одно из важнейших событий для многих учеников России. Она отличается от обычных олимпиад по разным предметам повышенной сложностью и нестандартностью заданий. Какие классы могут участвовать в олимпиаде, как пройти на региональный этап, расписание и сроки, а также ответы на другие вопросы – в материале РИА Новости.Всероссийская олимпиада школьниковВсероссийская олимпиада школьников (Всеросс или ВсОШ) – одна из самых старых и престижных олимпиад в России. Ежегодно в ней принимает участие большое количество школьников со всей страны, многие из которых готовятся с начальных классов и предварительно участвуют в перечневых олимпиадах, повышая уровень компетенций и проверяя свои знания.ЭтапыСемен Мамыкин, проверяющий муниципального и регионального этапов ВсОШ по истории и обществознанию, поясняет, что олимпиада состоит из четырех этапов:При этом до 7 класса возможно участие только в первом этапе, в 7–8 классах, в случае хороших результатов, еще и в заключительном, а с 9 класса можно стать лучшим на уровне России. При этом никто не мешает участвовать в олимпиаде за более старший класс, если ребенок опережает школьную программу.»Переход от одной ступени к другой осуществляется по итогам предыдущего отбора: допуск предоставляется только при условии преодоления планки – необходимого количества баллов. Граничные баллы ежегодно меняются, они устанавливаются после анализа работ всех участников», – дополнил Денис Титов, руководитель академического отдела онлайн-школы «Коалиция».УчастникиАлександр Филатов, основатель онлайн-школы ЕГЭLand и преподаватель обществознания отмечает, что в соответствии с п.6 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников в олимпиаде принимают участие обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования в соответствующих организациях, а также лица, осваивающие указанные образовательные программы в форме самообразования или семейного образования. Переводя на простой язык, принимать участие в ВсОШ могут ученики с 1 по 11 класс. Если какой-либо этап недоступен для того класса, в котором обучается ребенок, то он имеет право участвовать за следующий класс.Есть несколько нюансов, касающихся участников различных этапов:Если в субъекте ни один участник не набрал проходной балл по предмету, необходимый для участия в заключительном этапе, на него все же допускается один представитель региона, показавший лучший результат (но количество баллов должно быть не менее 50 % от максимально возможного значения).ОрганизаторыОрганизаторы различаются в зависимости от этапа. В п.12 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников указано, что:СрокиКаждый год расписание олимпиад по предметам меняется. При этом график школьного этапа различается по регионам, поэтому лучше всего уточнять его в местном отделе образования. Тем не менее, в п.9 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников указано, что общий срок проведения ВсОШ – с 1 сентября по 30 июня. А в п.11 этого же документа обозначены даты окончания каждого этапа:»Для заключительного этапа окончанием является дата издания приказа об утверждении итоговых результатов по соответствующим общеобразовательным предметам, но не позднее 30 июня», – дополнил Александр Филатов.ПредметыВсероссийская олимпиада школьников проводится по 24 предметам, которые закреплены в п.4 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников:Призеры и победителиОтдельно для каждого этапа определяется свое количество призеров и победителей и пороги, которые нужно преодолеть для получения одного из этих званий. Этот показатель нестабильный и заранее его никто не знает. Для школьного и муниципального этапов работает следующее правило: участники с максимальными баллами называются победителями только в том случае, если их баллы превышают половину максимально возможных. Из-за этого нередко случаются ситуации, когда на первых двух этапах нет победителей, есть только призеры.Победителем ВсОШ является тот, кто наберет больше всего баллов по своему предмету на заключительном этапе. Дипломы получают как победители, так и призеры.ЛьготыПо словам Александра Филатова, предусматриваются следующие льготы для призеров и победителей:Что дает участие в олимпиадеУчастие во всероссийской олимпиаде привлекает не только возможностью проверить свои знания, но и ценными наградами.Поступление в вузАлександр Филатов отмечает, что в соответствии с п.1 ч.4 ст.71 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников имеют право на поступление в вуз без вступительных испытаний. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает соответствие профиля олимпиады образовательной программе, на которую могут поступить такие абитуриенты, в соответствии с п.28 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования.Абитуриенты, имеющие статус призера или победителя иных этапов всероссийской олимпиады школьников, имеют право зачесть дипломы, подтверждающие такой статус, в качестве индивидуальных достижений в рамках правил, установленных вузом.Денежное вознаграждениеНе менее приятный бонус, служащий дополнительной мотивацией, по словам Дениса Титова, – единоразовая выплата победителям заключительного этапа ВсОШ. Каждый регион устанавливает свою сумму вознаграждения. Например, в Москве победителю начисляют 500 000 рублей, призерам – 300 000 рублей, а участникам – 100 000 рублей.Грант президента РФДля того, чтобы стать получателем гранта президента РФ, необходимо стать призером или победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и поступить на бюджет в вуз/колледж в течение двух лет после получения статуса.»Размер гранта составляет 20 000 рублей ежемесячно на период обучения по образовательной программе вуза или по программам среднего профессионального образования. Более подробно про порядок включения в список претендентов на грант Президента РФ можно узнать на сайте грантыпрезидента.рф или в Правилах выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития», – отметил Александр Филатов.Про условия получения, подтверждения и осуществления трудовой деятельности после окончания обучения можно прочитать в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 744 «О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации».Подготовка к олимпиаде»Не существует универсальной формулы для подготовки к каждому предмету, – отмечает Александр Филатов. – Разнообразие заданий не позволяет определить конкретный перечень литературы, которую нужно изучить для достижения высоких результатов. Как правило, задания строятся на углубленной программе, довольно часто выступающей за пределы школьных знаний.Что могу посоветовать: читать больше профильной литературы, в том числе учебники старших классов и для высших учебных заведений; решать задания прошлых лет (тут могут помочь различные группы в социальных сетях, сайты с олимпиадными заданиями и другое); интересоваться смежными предметами. Также тем, кто заинтересован в достижении высоких результатов, стоит развивать творческие способности, так как олимпиады — это про творчество, а не шаблонное мышление».»Как готовиться к олимпиаде? Это вполне возможно делать самостоятельно, можно найти задания олимпиад прошлых лет и соотнести их со школьной программой, – дополняет Семен Мамыкин, – также в некоторых регионах есть олимпиадные кружки и центры образования, которые заинтересованы в развитии олимпиадного движения в своем субъекте. Главное – начать!»Денис Титов уточняет, что подготовиться к Всероссийской олимпиаде можно только при условии регулярной практики и постоянного повышения уровня знаний. Незаменимый инструмент подготовки – решение заданий прошлых лет, позволяющее привыкнуть к формату вопросов и научиться выполнять типовые задачи.Как проходит олимпиадаПо словам Семена Мамыкина, школьный и муниципальный этапы проходят онлайн или на компьютерах в школе. Региональный этап на площадке столицы региона (или нескольких, если область большая), куда приезжают дети со всего субъекта Федерации. Наконец, заключительный этап проходит в каком-либо из городов России, определенном заранее.Сколько стоит участиеУчастие в олимпиаде бесплатное. В соответствии с ч.2 ст.77 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» взимание платы за участие во ВсОШ не допускается.

https://sn.ria.ru/20220802/shkolnye_olimpiady-1806573327.html

https://sn.ria.ru/20220721/kravtsov-1804061472.html

https://sn.ria.ru/20220719/olimpiada-1803377540.html

https://ria.ru/20220603/metodiki-1792949944.html

https://ria.ru/20220527/olimpiada-1791095863.html

https://ria.ru/20220513/prizery-1788386756.html

https://sn.ria.ru/20220507/khimiya-1787246474.html

https://ria.ru/20220423/ekzamen-1785078788.html

россия

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/17/1570464527_111:0:1891:1335_1920x0_80_0_0_12e3ae3b137219c6aaa5c4cd269bf11f.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, образование — общество, александр филатов, москва, социальный навигатор, сн_образование

Россия, Образование — Общество, Александр Филатов, Москва, Социальный навигатор, СН_Образование

  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Этапы
  • Участники
  • Организаторы
  • Сроки
  • Предметы
  • Призеры и победители
  • Льготы
  • Что дает участие в олимпиаде
  • Поступление в вуз
  • Денежное вознаграждение
  • Грант президента РФ
  • Подготовка к олимпиаде
  • Как проходит олимпиада
  • Сколько стоит участие

МОСКВА, 26 сен — РИА Новости. Всероссийская олимпиада школьников 2022 – одно из важнейших событий для многих учеников России. Она отличается от обычных олимпиад по разным предметам повышенной сложностью и нестандартностью заданий. Какие классы могут участвовать в олимпиаде, как пройти на региональный этап, расписание и сроки, а также ответы на другие вопросы – в материале РИА Новости.

Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада школьников (Всеросс или ВсОШ) – одна из самых старых и престижных олимпиад в России. Ежегодно в ней принимает участие большое количество школьников со всей страны, многие из которых готовятся с начальных классов и предварительно участвуют в перечневых олимпиадах, повышая уровень компетенций и проверяя свои знания.

Старт Всероссийских проверочных работ для школьников - РИА Новости, 1920, 02.08.2022

В России вступает новый порядок проведения школьных олимпиад

Этапы

Семен Мамыкин, проверяющий муниципального и регионального этапов ВсОШ по истории и обществознанию, поясняет, что олимпиада состоит из четырех этапов:

  1. 1.

    Школьный.

  2. 2.

    Муниципальный.

  3. 3.

    Региональный.

  4. 4.

    Заключительный.

При этом до 7 класса возможно участие только в первом этапе, в 7–8 классах, в случае хороших результатов, еще и в заключительном, а с 9 класса можно стать лучшим на уровне России. При этом никто не мешает участвовать в олимпиаде за более старший класс, если ребенок опережает школьную программу.

«Переход от одной ступени к другой осуществляется по итогам предыдущего отбора: допуск предоставляется только при условии преодоления планки – необходимого количества баллов. Граничные баллы ежегодно меняются, они устанавливаются после анализа работ всех участников», – дополнил Денис Титов, руководитель академического отдела онлайн-школы «Коалиция».

Участники

Александр Филатов, основатель онлайн-школы ЕГЭLand и преподаватель обществознания отмечает, что в соответствии с п.6 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников в олимпиаде принимают участие обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования в соответствующих организациях, а также лица, осваивающие указанные образовательные программы в форме самообразования или семейного образования. Переводя на простой язык, принимать участие в ВсОШ могут ученики с 1 по 11 класс. Если какой-либо этап недоступен для того класса, в котором обучается ребенок, то он имеет право участвовать за следующий класс.

Школьники на уроке биологии. Архивное фото - РИА Новости, 1920, 21.07.2022

Кравцов надеется на взаимодействие школьников из разных регионов

Есть несколько нюансов, касающихся участников различных этапов:

  • В школьном этапе нет ограничений. Участие могут принимать все ученики.
  • В муниципальном, региональном и заключительном этапе, в соответствии с п.33, п.42 и п.49 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, могут принимать участие те учащиеся, которые на предшествующем этапе набрали «проходной балл», установленный организаторами, а также призеры/победители соответствующего этапа по этому же предмету в предыдущем учебном году.

Если в субъекте ни один участник не набрал проходной балл по предмету, необходимый для участия в заключительном этапе, на него все же допускается один представитель региона, показавший лучший результат (но количество баллов должно быть не менее 50 % от максимально возможного значения).

Организаторы

Организаторы различаются в зависимости от этапа. В п.12 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников указано, что:

  • организаторы школьного и муниципального этапов – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
  • регионального этапа – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
  • заключительного этапа – Министерство просвещения РФ.

Микроскоп в учебном кабинете - РИА Новости, 1920, 19.07.2022

Москвичи победили на международных олимпиадах по биологии и химии

Сроки

Каждый год расписание олимпиад по предметам меняется. При этом график школьного этапа различается по регионам, поэтому лучше всего уточнять его в местном отделе образования. Тем не менее, в п.9 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников указано, что общий срок проведения ВсОШ – с 1 сентября по 30 июня. А в п.11 этого же документа обозначены даты окончания каждого этапа:

  • школьный этап – 1 ноября;
  • муниципальный этап – 25 декабря;
  • региональный этап – 1 марта.

«Для заключительного этапа окончанием является дата издания приказа об утверждении итоговых результатов по соответствующим общеобразовательным предметам, но не позднее 30 июня», – дополнил Александр Филатов.

Предметы

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 предметам, которые закреплены в п.4 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников:

  • математика;
  • русский язык;
  • иностранный язык (английский, французский, немецкий, китайский, итальянский и испанский);
  • информатика;
  • экономика;
  • физика;
  • химия;
  • биология;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • литература;
  • искусство;
  • право;
  • астрономия;
  • технология;
  • экология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев  - РИА Новости, 1920, 03.06.2022

Воробьев: в Подмосковье внедряются новые методики преподавания в школах

Призеры и победители

Отдельно для каждого этапа определяется свое количество призеров и победителей и пороги, которые нужно преодолеть для получения одного из этих званий. Этот показатель нестабильный и заранее его никто не знает. Для школьного и муниципального этапов работает следующее правило: участники с максимальными баллами называются победителями только в том случае, если их баллы превышают половину максимально возможных. Из-за этого нередко случаются ситуации, когда на первых двух этапах нет победителей, есть только призеры.

Победителем ВсОШ является тот, кто наберет больше всего баллов по своему предмету на заключительном этапе. Дипломы получают как победители, так и призеры.

Школьные рюкзаки - РИА Новости, 1920, 27.05.2022

Ямал вошел в десятку регионов по итогам Всероссийской олимпиады школьников

Льготы

По словам Александра Филатова, предусматриваются следующие льготы для призеров и победителей:

  • поступление в вуз без экзаменов;
  • округление результата ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, до 100 баллов (в случае, если олимпиада не соответствует профилю программы, на которую поступает абитуриент);
  • возможность не сдавать профильные ЕГЭ, если выпускник является призером или победителем по соответствующему профилю олимпиады;
  • 100 баллов за дополнительное вступительное испытание, которое необходимо пройти в некоторых вузах.

Что дает участие в олимпиаде

Участие во всероссийской олимпиаде привлекает не только возможностью проверить свои знания, но и ценными наградами.

Всероссийская олимпиада школьников  - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

Ставрополье поддержит призеров всероссийской олимпиады школьников

Поступление в вуз

Александр Филатов отмечает, что в соответствии с п.1 ч.4 ст.71 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников имеют право на поступление в вуз без вступительных испытаний. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает соответствие профиля олимпиады образовательной программе, на которую могут поступить такие абитуриенты, в соответствии с п.28 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования.

Абитуриенты, имеющие статус призера или победителя иных этапов всероссийской олимпиады школьников, имеют право зачесть дипломы, подтверждающие такой статус, в качестве индивидуальных достижений в рамках правил, установленных вузом.

Денежное вознаграждение

Не менее приятный бонус, служащий дополнительной мотивацией, по словам Дениса Титова, – единоразовая выплата победителям заключительного этапа ВсОШ. Каждый регион устанавливает свою сумму вознаграждения. Например, в Москве победителю начисляют 500 000 рублей, призерам – 300 000 рублей, а участникам – 100 000 рублей.

Грант президента РФ

Для того, чтобы стать получателем гранта президента РФ, необходимо стать призером или победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и поступить на бюджет в вуз/колледж в течение двух лет после получения статуса.

«Размер гранта составляет 20 000 рублей ежемесячно на период обучения по образовательной программе вуза или по программам среднего профессионального образования. Более подробно про порядок включения в список претендентов на грант Президента РФ можно узнать на сайте грантыпрезидента.рф или в Правилах выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития», – отметил Александр Филатов.

Участники Международной Менделеевской олимпиады по химии - РИА Новости, 1920, 07.05.2022

Международная Менделеевская олимпиада по химии возвращается в очный формат

Про условия получения, подтверждения и осуществления трудовой деятельности после окончания обучения можно прочитать в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 744 «О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации».

Подготовка к олимпиаде

«Не существует универсальной формулы для подготовки к каждому предмету, – отмечает Александр Филатов. – Разнообразие заданий не позволяет определить конкретный перечень литературы, которую нужно изучить для достижения высоких результатов. Как правило, задания строятся на углубленной программе, довольно часто выступающей за пределы школьных знаний.

Что могу посоветовать: читать больше профильной литературы, в том числе учебники старших классов и для высших учебных заведений; решать задания прошлых лет (тут могут помочь различные группы в социальных сетях, сайты с олимпиадными заданиями и другое); интересоваться смежными предметами. Также тем, кто заинтересован в достижении высоких результатов, стоит развивать творческие способности, так как олимпиады — это про творчество, а не шаблонное мышление».

Подготовка к ЕГЭ

Как подготовиться к ЕГЭ: эффективные способы, инструменты и советы

«Как готовиться к олимпиаде? Это вполне возможно делать самостоятельно, можно найти задания олимпиад прошлых лет и соотнести их со школьной программой, – дополняет Семен Мамыкин, – также в некоторых регионах есть олимпиадные кружки и центры образования, которые заинтересованы в развитии олимпиадного движения в своем субъекте. Главное – начать!»

Денис Титов уточняет, что подготовиться к Всероссийской олимпиаде можно только при условии регулярной практики и постоянного повышения уровня знаний. Незаменимый инструмент подготовки – решение заданий прошлых лет, позволяющее привыкнуть к формату вопросов и научиться выполнять типовые задачи.

Как проходит олимпиада

По словам Семена Мамыкина, школьный и муниципальный этапы проходят онлайн или на компьютерах в школе. Региональный этап на площадке столицы региона (или нескольких, если область большая), куда приезжают дети со всего субъекта Федерации. Наконец, заключительный этап проходит в каком-либо из городов России, определенном заранее.

Сколько стоит участие

Участие в олимпиаде бесплатное. В соответствии с ч.2 ст.77 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» взимание платы за участие во ВсОШ не допускается.

В 2020 году я начала учиться в МГИМО на факультете международной журналистики.

Мне не пришлось сдавать ЕГЭ или другие вступительные: в 9 и 10 классах я была призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

Также благодаря призовым местам я заработала первые большие деньги — около полумиллиона рублей, а также смогла получить президентский грант на время учебы в университете — 20 тысяч рублей в месяц.

В этой статье я расскажу о тонкостях подготовки ко Всеросу и о том, как олимпиады могут стать серьезным источником дохода для школьника.

Я на церемонии награждения победителей и призеров Всероса в 2018 году в Казани

Что такое Всероссийская олимпиада школьников

Всерос — это интеллектуальное соревнование школьников, которое проводится по 24 предметам. Ежегодно в нем принимают участие около 6 миллионов учащихся.

Во Всеросе четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. С переходом на новый уровень сложность заданий растет.

Памятка о проведении всех этапов Всероссийской олимпиады школьников для команды Москвы

Особые права при поступлении дает статус призера или победителя именно финального этапа. Такими особыми правами могут быть поступление на бюджет без вступительных испытаний по профилю олимпиады или начисление 100 баллов ЕГЭ по предмету участия. Плюс есть денежные премии, размер вознаграждения зависит от региона участия. В Тинькофф Журнале есть два текста, которые подробно описывают эти моменты: о школьных олимпиадах в целом и о тех, где можно заработать.

У олимпиадников есть любимое выражение «затащить Всерос», то есть стать призером или победителем в финале. Среди школьников и родителей сложился стереотип, что на заключительный этап Всероса проходят только гении или те, кто готовится по 10—12 часов в день, а задания в финале не под силу обычным людям.

Так вот, затащить Всерос реально без больших финансовых вложений и не будучи гением или ботаником, если знать тонкости подготовки и уметь собраться с силами в ответственный момент.

Кто может участвовать во Всеросе

Этапы Для каких классов разработаны задания Исключения
Школьный Для 5—11 классов Русский язык и математика для 4—11 классов
Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов
Муниципальный Для 7—11 классов  —
Региональный и заключительный Для 9—11 классов  —

Для каких классов разработаны задания

Для 5—11 классов

Исключения

Русский язык и математика для 4—11 классов
Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов

Для каких классов разработаны задания

Для 7—11 классов

Региональный и заключительный этапы

Для каких классов разработаны задания

Для 9—11 классов

Мои первые олимпиады

Я участвовала в олимпиадах с 7-го класса. Инициатором выступила мама: на одном из родительских форумов она узнала о преимуществах, которые дают победа или призерство, и предложила мне попробовать. Уже тогда я хотела поступить в МГИМО на факультет международной журналистики: меня привлекала перспектива выучить несколько иностранных языков на продвинутом уровне — С1 и выше по Общеевропейской шкале языковой компетенции. На факультете международной журналистики МГИМО 5 пар первого языка и 3 пары второго языка в неделю.

Поначалу я принимала участие в перечневых олимпиадах. Они называются так, потому что входят в специальный перечень Министерства науки и высшего образования, который утверждается ежегодно. О преимуществах таких олимпиад тоже была статья в Т—Ж. В 7—8 классах я участвовала в этих олимпиадах не с целью получить особые права для вуза, а в первую очередь чтобы подготовиться к более значимым олимпиадам и прокачать стрессоустойчивость.

В случае с перечневыми олимпиадами льготы могут получить в основном победители и призеры, которые учатся в 11 классе. Если олимпиада входит в перечень, это не значит, что любой вуз даст особое право: нужно самостоятельно уточнять в правилах приема для каждого вуза.

А вот во Всеросе особые права могут получить и семи- и восьмиклассники, если они выполняют задания для 9 класса, последовательно, начиная со школьного этапа. В олимпиадной практике даже были случаи, когда ученики 7 класса становились призерами заключительного этапа Всероса, например в 2019 году по французскому языку и праву.

Разъяснение об участии в заключительном этапе участников младше 9 класса с сайта «Олимпиада-ру»

Итак, с 7 по 9 класс я участвовала в перечневых олимпиадах по литературе, английскому, русскому языку. Некоторые попытки были неудачными, но в основном мне удавалось занимать призовые места:

  • в 7 классе я стала призером олимпиады «Покори Воробьевы горы!» по литературе;
  • в 8 классе — призером «Высшей пробы» по литературе, русскому, английскому;
  • в 7—9 классах я стабильно получала дипломы призера Московской олимпиады школьников по филологии;
  • в 9 классе я стала победителем в «Высшей пробе» по филологии.

В 8 классе мне не удалось стать призером по литературе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», поэтому я сделала вывод: не стоит делать ставку на одну конкретную олимпиаду, так как задания каждый раз — своеобразная лотерея, и никто не знает, повезет с ними или нет. Лучше участвовать в нескольких. В перечневых олимпиадах я закалилась психологически и перестала испытывать стресс во время интеллектуальных конкурсов.

Мои дипломы перечневых олимпиад

Также в 7—8 классах я участвовала в школьном и муниципальном этапах Всероса и становилась призером или победителем. Опиралась в основном на знания школьной программы. После первых успехов я решила попробовать себя в большой игре и поставила цель — затащить заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе в 9 классе.

Именно эта олимпиада давала возможность поступить на бюджет без вступительных испытаний на факультет международной журналистики МГИМО. Те, кто поступает в рамках общего конкурса, должны были сдавать ЕГЭ по русскому, литературе и английскому, а также пройти творческий конкурс. Каждый экзамен — своя специфика, к каждому нужно готовиться отдельно. Выиграть Всероссийскую олимпиаду мне показалось стратегически выгоднее.

Чем больше я узнавала про олимпиадное движение, тем сильнее хотела сменить школу. До 8 класса я училась в школе с углубленным изучением английского неподалеку от дома, которая входила в 300 лучших школ Москвы. Но с каждым годом подготовка становилась слабее.

Например, учительница по русскому и литературе, которая вела занятия в 7 классе, сама делала ошибки в словах и разбирала повесть «Станционный смотритель» на уровне: «Дуня дура, не будьте, как Дуня». Вместо обсуждения и анализа произведений мы просто читали их вслух, в старших классах также не было нужного мне профиля с углубленным изучением литературы и истории.

В 8 классе, это было в 2016 году, я перешла в лицей 1535, в том году он занимал первую строчку в рейтинге школ Москвы и славился гуманитарной подготовкой. Уровень мотивации новых одноклассников был гораздо выше, чем в предыдущей школе.

Еще один плюс — лицей был в пешей доступности от Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Там я сидела на лекциях по литературе после уроков: три часа раз в неделю в начале года и 15 часов в неделю в период активной подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады.

Несмотря на большое количество олимпиадников в лицее, никто из учителей по другим предметам не шел навстречу. В 9 классе еще не было профилизации, а я всегда была выраженным гуманитарием. До 10 класса почти все предметы преподавались в лицее на углубленном уровне, в том числе математика, программирование, химия, биология, мне же было тяжело совмещать все с ударной олимпиадной подготовкой. Литературу тоже преподавали на высоком уровне, но все же нужны были дополнительные занятия для подготовки к олимпиадному формату.

Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла, а преподаватель по математике шутила, что я, наверное, в будущем пойду в цирковое училище, потому что я не могла решить сложные задания по ее предмету.

В 15 лет мне было обидно осознавать, что в меня не верит столько людей, но вскоре удалось выработать иммунитет к едким комментариям. Этот опыт научил меня расставлять приоритеты: было невозможно успеть все и сразу. Благодаря четкой стратегии у меня получилось стать призером Всероса по литературе в 9 классе.

Моя «коллекция» двоек по химии в 9 классе

Подготовка ко Всеросу по литературе

В подготовку к олимпиадам я и мои родители не вкладывали огромные деньги: я не занималась с репетиторами по русскому и литературе.

Для грамотного письма хватило школьных занятий, хотя стоит учесть, что это, конечно, очень хорошая школа. Также литературную подготовку я получила на бесплатных лекциях и семинарах в Центре педагогического мастерства на Хамовническом Валу в Москве: слушала лекции о теории и истории литературы. Прийти могут все желающие, а сейчас занятия проходят в основном в дистанционном формате.

Большинство лекций были полезными не только для олимпиады, но и для общего развития, поэтому заставлять себя посещать их никогда не приходилось. Стоит отметить, что эти бесплатные лекции рассчитаны на довольно продвинутую в литературе аудиторию: используется много литературных терминов не из школьной программы, труды литературоведов. Начинающим больше подходят платные занятия, так как там дают основы олимпиадной подготовки.

Расписание подготовительных занятий в ЦПМ на декабрь 2022 года. На подобных лекциях я и проводила школьные вечера

У московского центра есть аналоги в регионах. В Казани существует Республиканский олимпиадный центр, где проводятся занятия по подготовке к олимпиадам, в Санкт-Петербурге — Центр олимпиад.

Вот мои рекомендации для эффективной подготовки к олимпиаде.

Овладеть школьной программой по литературе, желательно на год вперед. Задания, как аналитические, так и творческие, часто отсылают участников к актуальным произведениям школьной программы за тот или иной класс. Но есть один нюанс: за каждым классом числится определенный список литературы «по программе», а муниципальный этап проходит осенью, региональный зимой, заключительный весной. Какие-то произведения участник может к началу олимпиады не успеть пройти в школе, поэтому действовать нужно на опережение.

Мое творческое задание на финале в 10 классе. Его невозможно было выполнить без знаний о романе «Отцы и дети», хотя на заключительном этапе олимпиады были участники, которые не читали «Отцов и детей», не знали сюжет и имена героев. Они пренебрегли советом изучить все произведения школьной программы за текущий класс и столкнулись с неудачей на одном из туров

Лучше уделить чтению свободное время на летних каникулах, чтобы судорожно не запоминать имена героев и особенности сюжета накануне испытаний, читая «Брифли», библиотеку кратких содержаний. Особенно это касается больших произведений, которые точно не получится осилить за пару вечеров:

  • «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» для 9 класса;
  • «Преступление и наказание», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети» для 10 класса;
  • «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» для 11 класса.

Эти произведения я читала заранее летом. Важно не просто запомнить сюжет, но и проанализировать произведение, по возможности послушать лекции на «Арзамасе» или на другом ресурсе. Преподаватели ЦПМ также советовали читать не только художественную литературу, но и критические и аналитические статьи и пособия. Я, к примеру, читала работы Лотмана, Гаспарова и Сухих из рекомендаций сайта «Олимпиада.ру».

Любопытно, что во время подготовки я часто читала книги Сухих, и впоследствии он был членом жюри на финале и проверял мою работу

Я часто конспектировала интересные лекции с «Арзамаса» и вообще все заметки вела от руки: так мне было удобнее запоминать информацию, визуализировать услышанное в виде схем и таблиц, выделять маркерами самое важное.

Я готовилась по бумажным книгам и пособиям, электронные варианты не использовала. Мне было важно, чтобы была возможность закладывать и выделять карандашом цитаты. У многих олимпиадников все материалы в электронном формате, в целом это дело вкуса и удобства.

Тетрадки с записями, которые я везде возила с собой и всегда перечитывала

Изучать работы победителей и призеров прошлых лет. Это лучшие образцы жанра, на примерах которых можно учиться писать собственные аналитические тексты. По ним училась и я.

Чтобы создать убедительный и глубокий анализ произведения, нужно уметь выстраивать логически четкую структуру высказывания, формировать концепцию ответа и аргументировать свое мнение. В олимпиаде по литературе нет правильных или неправильных ответов, главное связно и убедительно презентовать свою точку зрения.

Я бы сказала, что нужно создать очень хорошее сочинение, в котором участник продемонстрирует понимание текста и не забудет привнести свое мнение.

Участвовать в сборах. Для олимпиадников из Москвы, которые показали высокие результаты в том или ином этапе олимпиады, два раза в год организовываются бесплатные сборы осенью и весной. На протяжении 7—10 дней команда проживает в учебном центре и посещает 4 пары в день, где разбираются задания формата олимпиады и проводится много практических семинаров.

На осенние сборы попасть легче: обычно отбор проводится на основе письменного задания, которое школьники выполняют в Центре педагогического мастерства. Весенние сборы предназначены только для команды Москвы. Она формируется по результатам регионального этапа: в нее входят участники, которые набирают достаточное количество баллов для участия в заключительном этапе. Своего сайта у этих сборов нет, так как туда попадают только по приглашению. Я сама пять раз участвовала в таких сборах.

На выездах каждый полностью погружается в олимпиадную подготовку. Мы писали работы в формате олимпиады, устно анализировали небольшие тексты, слушали лекции от тренеров команды Москвы. Это были заслуженные преподаватели и кандидаты филологических наук, а также абсолютные победители прошлых лет, то есть те участники, которые получили на олимпиаде самое высокое количество баллов. Их называют тренерами, потому что они не просто читают лекции и проводят занятия, а также сопровождают финалистов на сборы и на сам заключительный этап. Вместе с тренерами команду обязательно сопровождает психолог.

В таких комнатах проживают участники сборов в УМЦ «Голицыно»

Что касается атмосферы, я до сих пор помню «романтику сборов»: мы с подругой, одноклассницей из лицея, питались только салатами из капусты и вареной картошкой (фирменные блюда в местной столовой), а по вечерам обсуждали литературные произведения, обменивались полезными учебными материалами и помогали друг другу в подготовке.

Я на практике убедилась, что такой формат хорошо помогает активизировать все навыки, необходимые для успеха на олимпиаде, и в разы повышает продуктивность подготовки. За время выездных школ я освежала в памяти все основные произведения, оттачивала навык создания письменных работ и не входила в ступор при виде олимпиадных заданий уже на реальных турах олимпиады.

Расписание выездной школы с сайта образовательного центра «Коалиция»

Выездные школы доступны не только москвичам: также проводятся отдельные выезды на платной основе, предназначенные для учеников со всей России, никаких ограничений к участию в них нет, то есть необязательно иметь олимпиадные достижения. Их организовывает центр образования «Коалиция».

Стоимость участия вместе с проживанием в учебном центре, доме отдыха или пансионате, занятиями и питанием во время моей учебы варьировалось от 20 000 до 40 000 Р за 8—12 дней выезда. Информацию об актуальных ценах можно получить, подав заявку на ту или иную выездную школу на сайте «Коалиции».

Из платных опций у «Коалиции» есть не только выездные школы, но также курсы и интенсивы

Читать критерии, по которым члены жюри оценивают работы участников. Чтобы понимать, чего вообще от вас хотят, советую ознакомиться с критериями и помнить о них во время написания работы. Тому, кто оценивает, важно, чтобы участники продемонстрировали знание исторического контекста и литературоведческих терминов.

Комплексный анализ произведения будет неполным, если участник не сможет провести параллели с историей и теорией литературы. Скажем, если текст отсылает к революции или Великой Отечественной войне, — обязательно нужно написать об этом. Также нужно умело пользоваться терминами: знать, какая бывает композиция у текста, чем отличается аллитерация от ассонанса, что такое аллюзии и реминисценции к произведениям и так далее.

Но параллели и аналогии должны быть уместны: не стоит любой ценой стараться продемонстрировать знания всех терминов в одной работе и перечислять, как прейскурант, всевозможные средства художественной выразительности и отсылки, которые удалось найти в тексте.

Разрешить себе фантазировать, быть креативным и нестандартным. Четкого алгоритма для подготовки к творческой части у меня нет, скорее рекомендации. Если решились на участие в олимпиаде, забудьте клише, штампы и вводные фразы для сочинений в ЕГЭ по литературе:

  • «Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…»;
  • «Этим автор хотел сказать, что…»;
  • «Заканчивая рассуждение, нельзя не сказать, что люди должны…».

У жюри на такие фразы аллергия. Излишняя наукообразность тоже будет ни к чему. Такую работу будет просто тяжело и неинтересно читать. Победители и призеры олимпиад — люди, которые умеют нестандартно подать информацию и аргументировать свое мнение.

Как проходит Всерос

На мой взгляд, литература — самый гибкий и творческий предмет на Всеросе. В заданиях нет цифр и точных величин, не нужно учить формулы и разбираться в графиках, чтобы показать высокие результаты. Все, что нужно — широкий литературный кругозор, знание литературных терминов и способность излагать собственное, четко аргументированное мнение.

В олимпиаде две основные большие части: анализ литературного произведения (проза или стихотворение на выбор) и творческое задание. Простыми словами, от участника ждут аналитическое и творческое сочинения. К этим двум китам в зависимости от этапа может добавиться тест на знание литературных произведений (региональный этап) или устный ответ (финал).

Региональный этап в Москве проводится в один день, занимает около пяти часов и состоит из трех частей, которые в сумме дают 100 баллов:

  • анализ текста — 65 баллов;
  • творческое задание — 25 баллов;
  • тестовая часть на знание содержания произведений — 10 баллов (в последние два года было по два таких задания).

На заключительном этапе олимпиады каждая часть сдается в отдельный день. Там тоже три части: комплексный анализ художественного текста, творческое задание, к ним добавляется устное выступление — монолог на заданную тему. Каждый год общее количество баллов, которое можно получить на финале, разное. В 2019 году:

  • анализ текста весил 70 баллов;
  • творческая часть — 64 балла;
  • устное выступление — 16 баллов.

Отдельного внимания заслуживает антураж финала. Если школьный, муниципальный и региональный этап более или менее похожи друг на друга и зачастую проводятся на базе школ в форме обычного письменного экзамена, финал отличается торжественно-праздничной атмосферой, да и проходит каждый раз в новом городе.

Я ездила в Казань в 2018 и в Калининград в 2019 году, и оба путешествия мне очень запомнились: я даже не думала, что выезд на финал олимпиады может быть и полноценным классным путешествием. Билеты, проживание и питание бесплатные для всех участников финала.

Для участников организовывается бесплатная культурно-развлекательная программа от города проведения: это могут быть экскурсии, походы в театры, музеи. В Калининграде мне даже удалось отдохнуть и полностью восстановить силы благодаря поездке на Куршскую косу, которая даже входит в список Всемирного наследия Юнеско. Она стала своеобразным местом силы для меня в этой поездке.

Гостеприимство городов поражает. Например, в Калининграде нам предоставили для проживания четырехзвездочную гостиницу с видом на Балтийское море и очень красивые закаты, а в Казани дарили сувениры и чак-чак.

Задания на финале бывают очень и очень нестандартными. Это касается всех частей. На моем первом финале в качестве одного из произведений для анализа попалось эксцентричное стихотворение современного автора, без знаков препинания. Не каждый девятиклассник будет морально готов к такому. Но можно выбирать между стихами и прозой.

Я же, привыкшая к традиционным формам и не знавшая толком особенностей современной русской поэзии, выбрала для анализа прозу — более понятный, написанный в традиционном жанре рождественский рассказ Виктории Токаревой.

Стихотворение для анализа для 9 класса в 2018 году
Прозаическое произведение для анализа в 9 классе, которое выбрала я

После получения результатов каждого тура у участников есть возможность подать апелляцию на результаты проверки и оспорить баллы. Апелляцию тренеры нашей команды называли «четвертым туром олимпиады».

Апелляция — очень неприятная, но необходимая очная процедура, от которой может зависеть, получит школьник диплом олимпиады или нет. На олимпиадах — и не только на Всероссийской — один балл порой решает все. На кону стоят и поступление, и премия.

Я оспаривала результаты на заключительном этапе два раза — в 9 и в 10 классе, и если в 9 классе это особо ни на что не повлияло, то в 10 классе поход на апелляцию стал решающим фактором.

Такие узкие «бумажки» с баллами выдают на показе работ заключительного этапа. Чтобы ее получить, нужно показать паспорт

Особенно атмосфера на апелляции накаляется на региональном и заключительном этапе Всероса, где апелляция может проходить и 3, и 6 часов. Некоторые видят баллы и сдаются раньше времени. Мои знакомые олимпиадники на финале, получив свои баллы, расстраивались и уходили с апелляции, а потом оказывалось, что им не хватило до призерства одного балла.

Этот этап для меня был самым морально трудным и напряженным во всей олимпиаде: на турах я на удивление не испытывала никакого дискомфорта и волнения. Наверное, сказалось участие в перечневых олимпиадах ранее. Но в день получения результатов, апелляции и церемонии закрытия — на финале по литературе все это проходит в один день — я испытала сильнейший стресс.

Дело в том, что до церемонии закрытия олимпиады участники не знают, вошли они в список победителей и призеров или нет, и томятся в ожидании до вечера. Казалось бы, подождать оглашения результатов нужно всего полдня, но это время как будто тянется бесконечно, и нервы уже дают о себе знать.

Когда я получила бумажку со своими баллами, я думала, что оспаривать что-либо безнадежно. Но, проведя 6 часов на апелляции и пообщавшись с членами жюри, я добилась повышения результатов проверки и попала в призеры благодаря добавленным четырем баллам.

Мы с подругой после получения дипломов призеров по литературе в 10 классе

Первый год коронавирусных ограничений сильно повлиял на олимпиадное движение и в общем на все экзамены и интеллектуальные испытания в России.

У меня с этим периодом связана грустная история. Я весь 2019 год готовилась к третьему в жизни финалу, но из-за коронавируса его отменили в апреле 2020. Все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходные баллы для участия в финале, признавались призерами.

Поскольку у меня был автопроход — право не проходить все этапы заново, а сразу идти на заключительный — я для тренировки поучаствовала в региональном этапе, не особо готовясь. Набрала недостаточно баллов, чтобы стать победителем. В результате меня премировали как участника, к сожалению, несостоявшегося финала.

Это уже никак не влияло на мое поступление, но олимпиады — это спорт, и мне, как настоящему спортсмену, хотелось улучшить свои результаты и стать победителем.

В конце 11 класса меня наряду с другими всеросниками освободили от сдачи обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике из-за пандемии. Обычно для поступления в вуз нужны аттестат и диплом призера или победителя Всероса. Но в 2020 году убрали требование сдачи экзаменов — русского и математики — для получения аттестата. Получилось, что я не сдавала ни одного ЕГЭ.

Поступление в МГИМО и денежное вознаграждение за олимпиады

Главный финансовый бонус при победе в олимпиаде — поступление на бюджет. Мне удалось сэкономить семье 2 480 000 рублей, стоимость обучения на моем факультете за четыре года бакалавриата.

Подача документов в вуз прошла в дистанционном формате еще в мае, до получения аттестата. Наряду с другими победителями и призерами Всероса и победителями телевизионной олимпиады «Умницы и умники» меня зачислили в числе первых — без вступительных экзаменов отдельным приказом.

Аттестат и диплом призера олимпиады я сдала в вуз в конце августа. Я использовала диплом призера именно за 9 класс, так как у него раньше истекал срок действия: я решила перестраховаться на случай, если мне не понравится учеба в выбранном вузе и я решу перепоступить в другой. Тогда я могла бы использовать диплом за 10 класс.

Я не пожалела о поступлении в МГИМО, потому что реальность, в которую я попала, полностью совпала с ожиданиями. Сейчас в университете я изучаю французский как первый язык, английский как второй и итальянский как третий. Об этом я мечтала еще в школе.

На бесплатном обучении материальные поощрения не заканчиваются. В каждом регионе своя система премирования призеров и победителей заключительного этапа олимпиады, с премий удержат НДФЛ. В моем случае, а я представляла команду Москвы:

  • 150 тысяч рублей за призерство в 9 классе (тогда выплаты в Москве были меньше);
  • 300 тысяч рублей за призерство в 10 классе, согласно распоряжению мэра Москвы;
  • 100 тысяч рублей в 11 классе за участие в олимпиаде.
Мой первый диплом Всероса в 2018 году

Для получения денежных выплат участники заводят отдельную карту, на которую им единовременно поступает денежное вознаграждение. Карта должна быть оформлена именно на участника, победителя, призера олимпиады, карты родителей или ближайших родственников не подойдут.

В Москве победителям выплачивают 500 тысяч рублей, призерам 300 тысяч рублей, участникам 100 тысяч рублей. Для сравнения — в Санкт-Петербург победители получают 200 тысяч рублей, призеры — 100 тысяч, в Челябинске есть выплаты талантливой молодежи, в том числе победителям и призерам Всероса — по 50 тысяч. С 2021 года выплаты за олимпиады школьникам в Московской области сравнялись с выплатами в Москве. Премии для учеников младше 9 класса возможны, только если они стали призерами заключительного этапа.

Премии школьникам — неплохая финансовая мотивация: именно поэтому многие олимпиадники не останавливаются после года успешного участия во Всеросе, а приходят во второй, третий и даже четвертый раз. Также вознаграждения — стимул стать призерами и победителями сразу по нескольким предметам. Среди моих знакомых есть ребята, которые зарабатывали за год около 1 млн рублей только на олимпиадных премиях.

Есть еще один вид поощрения за олимпиадные успехи, о котором знают далеко не все олимпиадники, я сама узнала о нем только после завершения олимпиадной «карьеры». Это президентский грант.

Что такое грант президента и кто может его получать

Грант Президента Российской Федерации — мера поддержки талантливой молодежи, показавшей особые успехи в искусстве, спорте или науке (не только призеры и победители Всероса). Всерос подходит под категорию «наука». Сумма гранта — 20 тысяч рублей ежемесячно во время учебы в университете.

Чтобы стать получателем, необходимо заполнить форму на официальном сайте, прикрепив данные о достижениях в одной из трех перечисленных сфер. Главное — заполнить заявку вовремя и направить ее в фонд «Талант и успех», который выплачивает стипендию.

Я подала заявку в начале учебы на первом курсе в сентябре, но только зимой получила выплату — сразу за полгода. Задержка была связана с обработкой документов, со второго семестра я исправно получала 20 тысяч рублей каждый месяц. Выплаты производятся в течение установленного срока обучения в вузе и могут быть неплохим пассивным доходом для студента. Летом стипендию тоже платят.

Грант президента не мешает получать вузовские и другие стипендии: университет начисляет мне 3300 Р в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО

Обязанности участия в программе грантов. Вступая в программу, претендент обязуется соблюдать следующие условия:

  • без академических задолженностей проходить промежуточную аттестацию;
  • в качестве подтверждения права на грант предоставлять сведения о достижениях: публикации, участие в международных конкурсах и мероприятиях, стажировки, практики;
  • в случае получения гранта дольше одного года работать на территории России не менее трех лет.

Если условия при получении гранта не выполняются больше одного года, а именно отказ от получения без уважительной причины или прекращение обучения в высшем учебном заведении, деньги нужно будет вернуть полностью, за все время получения. То же — если просто отказаться от гранта во время учебы.

Если же получатель отказывается работать в России после окончания вуза — возвращает сумму выплаченного гранта, а также штраф в двукратном размере относительно этих средств. Я очень привязана к семье и дому, поэтому понимала, что работать за границей или надолго уехать из страны не смогу, мне будет некомфортно, и это условие в договоре не смутило меня.

Ежемесячное получение гранта подразумевает наличие достижений, активную научную и учебную деятельность, отсутствие пересдач в университете. И, конечно, нужно заполнить договор и согласие на обработку персональных данных.

Договор, который я подписывала, чтобы принять участие в программе грантов
Положение о штрафных санкциях в договоре о предоставлении гранта. «Реестр недобросовестных получателей», упомянутый в документе, — список участников программы грантов, которые не выполнили условия договора и обязаны вернуть деньги

Как подтверждать грант. Взвесив все за и против, я решила, что я смогу соблюдать условия, и подписала договор. Я получаю выплату уже второй год, подтверждаю достижения публикациями в официальном журнале МГИМО и хорошими баллами на зачетах и экзаменах.

В конце года я отправляю в подтверждение скан учебной карточки студента в фонд «Талант и успех», где видно, что у меня нет задолженностей и пересдач за год обучения.

Учебная карточка студента, которая подтверждает мою хорошую учебу

Запомнить

  1. Всерос из всех олимпиад дает самые большие льготы при поступлении в вуз и возможности получить премии и гранты. Уточняйте, какой предмет Всероса нужен для вуза мечты.
  2. Не пренебрегайте перечневыми олимпиадами — они могут дать особые права при поступлении в вуз, если вы одиннадцатиклассник, или же хорошую тренировку для дальнейшего участия во Всеросе.
  3. Начните подготовку как можно раньше и делайте это комплексно: овладевайте школьной программой, слушайте лекции, посещайте занятия и выездные школы, читайте критерии проверки и работы победителей и просто креативьте.
  4. Не бойтесь подавать на апелляцию.
  5. Для призеров, победителей, а иногда даже для участников Всероса предусмотрены денежные премии. В каждом городе это разные суммы, уточняйте информацию о выплатах в вашем городе.
  6. Для победителей и призеров Всероса есть возможность стать получателем гранта президента — 20 тысяч рублей в месяц на протяжении учебы в вузе. Помните о необходимости подтверждать грант каждый год: научно-исследовательская и преподавательская деятельность, публикации, конкурсы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать регги
  • Как написать резюме воспитателя на работу правильно образец резюме пример
  • Как написать ревю на фильм на английском языке
  • Как написать резюме веб дизайнеру
  • Как написать ревю на книгу