Как написать ремарки

August 1 2010, 14:24

Category:

  • Литература
  • Cancel

Оформление ремарки — знаки пунктуации.

Действующее лицо (ремарка, оформляется курсивом, точка ставится

за

скобкой). Текст действующего лица.
Например:
Тузенбах (Соленому). Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать.

Действующее лицо. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, оформляется курсивом, точка ставится

внутри

скобки.) Продолжение текста действующего лица.
Например:
Ирина. Бог даст, все устроится. (Глядя в окно.) Хорошая погода сегодня.

http://www.litkniga.ru/pjesa.html

Если вы решили написать пьесу только для себя и своих друзей, вы можете её оформить так, как вам нравится – самым замысловатым шрифтом, с любыми картинками и завитушками, с непредсказуемой версткой. Но если вы планируете отправлять пьесу на конкурсы или в театры, лучше оформите ее по правилам, к которым привыкли люди, читающие пьесы по долгу службы.

В оформлении пьес нет такого строго формата, как в оформлении сценариев. Николай Коляда даже говорит своим ученикам, что написать пьесу легко: слева – кто говорит, справа – что говорит. Это и есть основное правило оформления. Но лучше все-таки запомнить еще несколько устоявшихся плавил.

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Далее по центру страницы пишется название пьесы. Можно выделить его – размером шрифта, курсивом или полужирным шрифтом. Только не переусердствуйте!

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Пример:

Василий Пупкин
vasya@pupkin.ru

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Важно! Имена действующих лиц (в списке и в тексте пьесы) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами).
Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

       Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Пример:

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

………………………

КОНЕЦ (или Занавес)

Теперь, после слова «Конец», при желании, можете написать (или повторить) свои контактные данные, можете поставить свой копирайт и напомнить о защите авторских прав, можете привести какие-то дополнительные авторские замечания по поводу пьесы и пр. Только не пишите все это на первом листе! (Авторские замечания лучше вовсе не пишите).

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1)      Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2)      Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки первого типа пишутся сразу после имени действующего лица или внутри его реплики, заключаются в скобки и выделяются курсивом (в стихотворном тексте – отдельной строкой). Не забудьте про правило с точкой и скобкой (см. выше)!

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

Возможно (но не обязательно)! В ремарках второй группы имена действующих лиц, которые появляются на сцене или уходят с нее, обычно выделяют, набирая их тем же способом, каким они набраны перед репликами, то есть полужирным шрифтом (или вразрядку, или прописными буквами).

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

1)      в подбор с текстом реплики (имя действующего лица иногда начинается с абзацного отступа)
2)      отдельной строкой, выключая их, в соответствии с общим характером оформления пьесы, либо на середину, либо в левый край (подходит только для пьес в стихотворной форме!)
3)      слева от реплик, так, что они образуют как бы отдельную колонку. Помните правило Николая Коляды: «Слева – кто говорит, справа – что говорит»? При таком способе оформления оно особенно наглядно. (Только не надо делать между именем и репликой очень уж большое расстояние).

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.
Как? На это вам не ответит даже Николай Коляда. Просто пишите, если не можете не писать.  И учитесь.

Когда пьеса готова — отправляйте ее на все действующие конкурсы драматургии.

Удачи!

Ваш DramaFond

Если вы решили написать пьесу только для себя и своих друзей, вы можете её оформить так, как вам нравится – самым замысловатым шрифтом, с любыми картинками и завитушками, с непредсказуемой версткой. Но если вы планируете отправлять пьесу на конкурсы или в театры, лучше оформите ее по правилам, к которым привыкли люди, читающие пьесы по долгу службы.

В оформлении пьес нет такого строго формата, как в оформлении сценариев. Николай Коляда даже говорит своим ученикам, что написать пьесу легко: слева – кто говорит, справа – что говорит. Это и есть основное правило оформления. Но лучше все-таки запомнить еще несколько устоявшихся плавил.

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Далее по центру страницы пишется название пьесы. Можно выделить его – размером шрифта, курсивом или полужирным шрифтом. Только не переусердствуйте!

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Пример:

Василий Пупкин
vasya@pupkin.ru

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Важно! Имена действующих лиц (в списке и в тексте пьесы) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами).
Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

       Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Пример:

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

………………………

КОНЕЦ (или Занавес)

Теперь, после слова «Конец», при желании, можете написать (или повторить) свои контактные данные, можете поставить свой копирайт и напомнить о защите авторских прав, можете привести какие-то дополнительные авторские замечания по поводу пьесы и пр. Только не пишите все это на первом листе! (Авторские замечания лучше вовсе не пишите).

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1)      Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2)      Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки первого типа пишутся сразу после имени действующего лица или внутри его реплики, заключаются в скобки и выделяются курсивом (в стихотворном тексте – отдельной строкой). Не забудьте про правило с точкой и скобкой (см. выше)!

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

Возможно (но не обязательно)! В ремарках второй группы имена действующих лиц, которые появляются на сцене или уходят с нее, обычно выделяют, набирая их тем же способом, каким они набраны перед репликами, то есть полужирным шрифтом (или вразрядку, или прописными буквами).

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

1)      в подбор с текстом реплики (имя действующего лица иногда начинается с абзацного отступа)
2)      отдельной строкой, выключая их, в соответствии с общим характером оформления пьесы, либо на середину, либо в левый край (подходит только для пьес в стихотворной форме!)
3)      слева от реплик, так, что они образуют как бы отдельную колонку. Помните правило Николая Коляды: «Слева – кто говорит, справа – что говорит»? При таком способе оформления оно особенно наглядно. (Только не надо делать между именем и репликой очень уж большое расстояние).

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.
Как? На это вам не ответит даже Николай Коляда. Просто пишите, если не можете не писать.  И учитесь.

Когда пьеса готова — отправляйте ее на все действующие конкурсы драматургии.

Источник: DramaFond

Что такое авторская ремарка

Слово «ремарка» в переводе с французского означает «примечание», «пометка», «замечание». В литературе это элемент повествования, не являющийся частью сюжета.

Авторская ремарка - особый литературный прием

Задача ремарки – уточнить, что происходит с героями, как меняется окружающая их обстановка и т.д. Это один из композиционно-стилистических приемов, которыми пользуется автор, чтобы сделать повествование более ярким и образным. Ремарка может быть напрямую связана с сюжетом или иметь к нему косвенное отношение. Наиболее яркие примеры авторских ремарок можно найти в драматических произведениях. Это, например, написанные в начале каждого акта фразы о том, где происходит действие, какие предметы присутствуют на сцене, кто из героев движется в данный момент и т.д. Иногда авторская ремарка представляет собой всего одно слово. Например, если речь идет о персонаже, ремарка может выглядеть как «подходит», «засыпает», «отворачивается» и т.д. Бывают и очень длинные ремарки, занимающие страницу или даже больше. Такая ремарка замешает часть сюжета. Она может как подчеркивать основную линию повествования, так и противоречить ей, создавая вспомогательный сюжет.

Авторская ремарка, стоящая в начале повествования или его фрагмента, может уточнять обстоятельства места или времени, дополнять данные о происходящих одновременно с основным повествованием событиях. Такие ремарки чаще всего (но не обязательно) встречаются в драматических произведениях. Авторское примечание может также отсылать автора к финалу. В художественной прозе довольно часто встречается другой вид ремарок. Писатель может, например, включить в повествование свои личные воспоминания, связанные с его автобиографией или с событиями, не связанными с основным сюжетом, свидетелем которых он был.

К отдельному виду авторских ремарок относятся пояснения, которые довольно часто оформляются как сноски или примечания. Эти пометки могут уточнять самые разные вещи – даты, сведения об исторических деятелях и событиях, о том, откуда автор взял те или иные факты для своего произведения и многое другое.

К авторским ремаркам относятся и всевозможные обращения автора к читателям. Яркий пример такой ремарки – мораль в басне, которая не связана с тем, о чем говорилось ранее, но в то же время уточняет сказанное. К этой же форме относится посылка во французской балладе. Автор может обращаться к читателю с нравоучением или иронически. Иногда авторская ремарка провоцирует читателя на то или иное отношение к событиям.

Эти загадочные названия тоже обозначают виды ремарок. Лирическое отступление применяется, чтобы показать эмоциональное отношение автора к описываемым событиям. Флешфорвард отсылает читателя к последующим событиям. Этот вид ремарки довольно часто применяется в исторической прозе. Флешбэк — отсылка к предыдущим событиям повествования. Этот вид ремарки еще называется аллюзией. Иногда автор в эпилоге коротко рассказывает, что произошло с героями дальше. Это тоже авторская ремарка.

Несколько профессиональных авторов (речь идет об авторах
книг), признавались мне в разное время, что на начальном этапе освоения писательского
мастерства, они долго не могли понять, как написать диалог.

Один из них носил с собой диктофон, записывая все, о чем
говорили люди в метро, в магазинах, в конторе, в которой он работал тогда.
Вечером он переписывал это, и смотрел, как получалось. Он называл это «изучением
структуры живого диалога» и искренне верил, что это поможет ему в дальнейшем написать
диалог высшего качества.

Другой, не сговариваясь с первым, просто запоминал то, о чем
говорили его друзья и знакомые, чтобы написать диалог в своей книге. Вернее –
пересказать его

Обе эти стратегии позволяют не написать диалог, а записать
его. В первом случае вы просто переписываете чужие слова, совершенно не
интересуясь:

— ситуацией, которая привела к диалогу;

— личностями тех, чью речь вы записали;

— их настроениями, характером, тем, что они в данный момент
ощущают.

Да и во втором случае тоже все это вы не учитываете. Потому пользы
от таких «изучений живой речи» и тем более от того, чтоб вставлять куски чужих диалогов
в свой рассказ или роман, нет никакой. 

Чтоб понять, как написать диалог, который будет цеплять
читателей, нужно понять, что это возможно только в том случае, если вы БУДЕТЕ
ЗНАТЬ КАЖДОГО ИЗ СВОИХ ГЕРОЕВ ИЗНУТРИ. Знать настолько хорошо, что если вас
разбудить, вы расскажите о том, что герой любил, когда учился во втором классе,
какими словами хвалила его мама, в кого он влюбился в первый раз, и к чему в
данный момент он стремится. И вот, что печально – вы не можете сделать этого,
потому что даже толком не изучили себя. Вы не понимаете толком, кто вы на самом
деле, зачем вы пишите, кто и почему будет читать ваш роман или повестить. Потому
и приходится искать себе костыли в виде двух вышеописанных методов.

Третий из моих знакомых писателей, рассказывая, как написать
диалог учился именно он, вспоминал, что ему куда важнее казалось то, какие
слова использовать для описания манеры участников диалога говорить. Он признался,
что составил небольшой словарь, который помогал ему написать диалог. В него
входили:

— сказал;

— произнес;

— прошептал;

— пробурчал;

— воскликнул;

— вскричал;

— затараторил;

— проскрежетал зубами;

— выкрикнул;

Ему удалось собрать вместе более 500-та слов. И с этим
словарем он носился порядка лет десяти, если не больше. При чтении его
рукописей, ты все время спотыкался именно через обилие всех этих «злобно
выругался», «прошептал побелевшими губами» «не сказал, а выплюнул» и т.д. А так
как этого автору почему-то казалось мало, то он обязательно описывал и
выражение лица, и громкость звука, и даже движение рук и плеч каждого из героев
после каждого из сказанных слов.

Только представьте:

— Привет, — негромко
сказал Андрей, внимательно глядя в глаза Анатолию, чтобы увидеть, как тот
отреагирует на то, что он поздоровался первым.

— Ты это мне? –
Анатолий, ожидая скандала, попытался придать своему голосу низкие и чуть
насмешливые нотки.

Сжав правый кулак, чтоб
показать, что он может ударить, Андрей тоже понизил голос, отчего каждое из его
слов вырывалось с неприятным шипением:

— Я читал вчера твою
запись в ВКонтакте.

— Ты? – Анатолий
нахмурился. Голос его на мгновение дрогнул. Но он тут же вскликнул с наигранной
радостью…

Какая-то вербальная анатомия или препарирование диалога, а
не литература!!! Если вы считаете, что приведенный пример – лучшее из всех объяснений,
как написать диалог, вы ошиблись.

Кто может внести ясность в воспаленное сознание молодого
писателя? Кто может лучше других научит написать диалог? Конечно же, Хемингуэй.

Столкнувшись с Анатолием
возле кафе, Андрей тут же схватил его за рукав:

— Привет.

— Ты это мне?

— Я читал вчера твою
запись в контакте!

— Ты?.. – не высвобождаясь,
словно не замечая пальцев Андрея на своем рукаве, Анатолий вытащил сигарету. – Знаешь,
— сказал он, глядя на проезжающий мимо троллейбус, — мы иногда делаем… вещи,
о которых потом жалеем…

В чем огромное преимущество написать диалог именно так?

1. Вы ускоряете развитие сюжета в несколько раз.

2. Вы оставляете за читателем право самому решать, кто и как
произнес ту или иную реплику. А велики романы тем и велики, что превращают
читателя не в тупого зомби-пожирателя текста, а в сотворца, оставляя за ним
право додумывать.

Эта как картины, которые вы можете увидеть на ВОТ ЭТОЙСТРАНИЦЕ. Посмотрите, сколько место на них занимает не тронутое краской
полотно. И попытайтесь представить то, что не было нарисовано. Правда, ведь
интересно? Точно так же будут работать и ваши диалоги, если вы уберете из них
все то, что читатель может додумать сам.

Или вспомним Шекспира, который писал пьесы, а не романы, а
потому просто не мог, не имел права вставлять в них «выплюнул», «процедил», «прогавкал»,
«заскрежетал». И, несмотря на это, едва ли кто-то из нас сможет посостязаться с
ним в мастерстве писать диалоги, полные юмора, глубины и трагизма.

3. Продолжая о том, как написать диалог, и не совершить
10.000 ошибок, нужно сказать, что вставлять авторскую ремарку, конкретизирующую,
как именно тот или иной персонаж произнес свою реплику, следует вставлять
только тогда, когда она имеет непосредственное отношение к действию:

…закричал, вбежавший гонец…

…он прошептал негромко, но эхо подхватило его слова…

…голос ее упал, дрогнул, почти сорвался на тихий шепот, и
не столько слышал ее, сколько читал по движению губ…

4. Иногда правильно подобранный знак препинания, поставленный
у нужном месте, может сказать читателю больше, чем сотня слов.

Описание диалога (а мы все еще разбираемся с тем, как
написать диалог) может служить не только указателем, что настроение повествования
или его героев меняется. Оно так же способно нести мощнейший эмоциональный
заряд, который и спрятан автором именно в его ремарках – не в описании эмоций
героев, не в описании их настроений, ни в выражении лиц, а именно в описании
того, как они что-то сказали.

Да и описание выражения лица имеет смысл только тогда, когда
прячет в себе очередное развитие сюжетной линии:

Я прибежал к ней
радостный! Нетерпеливый! Но когда она открыла наконец-то дверь, я увидел в ее взгляде
призрение, а в ее сжатых губах – попытку сдержать себя, даже если для этого ей
придется молчать…

И напомню: в подавляющем числе случаев лучшие из писателей,
которых мы читали, читаем и будем читать, не утомляют нас своими авторскими ремарками
«прошептал», «прокричал», «пробурчал». Они или просто не комментировали
сказанное героями. Или обходились замечательным словом «сказал». И то только
для того, чтобы привязать к нему имя героя, или имя того, к кому были обращены
слова.

А наивеличайший секрет мастеров заключается в том, что они
настолько точно знали характеры своих героев, что каждый из них говорил на
своем, отличимом от других, языке. Его манера была уникальной в силу
индивидуальной эмоциональной, интеллектуальной, лингвистической окраски.

Мне приходилось читать диалоги между 4-мя героями, в которых
не было ни одной авторской ремарки, и при этом я прекрасно понимал, кто из них
что сказал, в каком темпе, с каким выражением на лице, каким голосом, задумавшись,
или скороговоркой.

Потому если вы решили написать диалог так, чтоб он стал
украшением вашей книги, то сделайте тоже, что и с любой другой частью текста –
описанием декораций, вашими рассуждениями, внутренними переживаниями героя, с
описанием действий – уберите все лишнее.
Выбросьте костыли. И ваш текст засияет, подобно драгоценному камню, от которого
умелой рукой откололи все лишнее и ненужное, что скрывало его красоту.

Уберите даже лишние диалоги, если ваш текст окажется
способен существовать без них.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать рекурсивную функцию python
  • Как написать рекуррентную нейронную сеть
  • Как написать рекс
  • Как написать рекрутеру после собеседования
  • Как написать рекомендацию руководителю образец