Скрынник Арина Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Г. Хабаровск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ПЛАНА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Творчество детского хореографического коллектива популярно и любимо. Деятельность хореографического коллектива является неотъемлемой частью социальной жизни детей в современном обществе и имеет огромное значение в воспитании гармоничной личности ребенка. Воспитательная и образовательная среда хореографического искусства позволяет создать систему дополнительного образования детей, которые тратят свое свободное время, занимаясь любимым делом.
Педагогический процесс в детском хореографическом коллективе строится таким образом, чтобы учащийся, приобретая знания, одновременно формировал бы свое мировоззрение, социализировался в соответствии с развивающимся обществом.
Одна из основных целей работы детского хореографического коллектива состоит в развитии хореографических способностей детей с обязательной демонстрацией их на сценической площадке. Для этого руководитель коллектива формирует танцевальный репертуар, который строится с учетом исполнительских возможностей обучаемых. Основой репертуара являются хореографические постановки, которые имеют воспитательное и образовательное направления. Формируя репертуар для каждой возрастной группы детей, руководитель обязан учитывать его воспитательное значение, так как только высокохудожественные постановки репертуарного плана обладают сильным средством воздействия на зрителей и на исполнителей. Поэтому руководителю необходимо серьезно подходить к подбору танцев и составлению репертуарного плана.
При подборе постановок руководитель должен учитывать:
1. Сроки обучения
2. Возрастные особенности детей
3. Исполнительские возможности и способности детей.
4. Длительность воспроизводимого произведения.
5. Стиль прочтения произведения
Проводя подготовительную работу по формированию репертуара, руководитель должен находить такие темы, средства и формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли бы жанровую направленность и стиль работы коллектива. Создание танца будет удачно только в том случае, когда присутствует интересная хореографическая лексика, а исполнители выразительно воплощают замысел и идею танца на сцене, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Интересным танец будет тогда, когда педагог-хореограф придумает наиболее выигрышный для возрастной группы детей вариант.
Сочинение хореографических постановок с показом на сценической площадке должно зависеть от сроков обучения той или иной возрастной группы детей: дети первого года обучения могут разучить не более одной танцевальной постановки, на втором году обучения руководитель может запланировать еще 2-3 танца, учитывая возможности исполнителей, последующие года обучения позволяют планировать неограниченное количество танцев.
Составляя репертуарный план следует помнить, что национальность и стиль будущего танца должен соответствовать желаниям и духовному развитию детей на данный момент. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе совпадают, то будет достигнуто взаимопонимание их с руководителем, а руководитель сможет умело и эмоционально заинтересовать детей в создании и воплощении своих замыслов и идей.
Грамотный руководитель и постановщик должен создавать репертуарный план на один год, два или три года. Педагог-хореограф, концертмейстер в студии должны максимально приближать идеи и темы постановок интеллектуальному развитию исполнителей.
Репертуарный план должен включать в себя различные по форме танцы:
1. Массовые танцы (от 10 и больше);
2. Сольные танцы (1-3 человека);
3. Танцы в малых группах (4-7 чел.)
4. Смешанные и раздельные по половому признаку.
Методически правильный подбор репертуара играет большую роль в творческом росте коллектива и правильном ее развитии. Репертуарный план следует строить учитывая:
· сроки обучения, возраст и возможности исполнителей,
· заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале,
· содержание танца,
· хореографическую лексику,
· возможность раскрытия индивидуальностей,
· актерские и эмоциональные возможности.
Репертуарный план должен строиться с учетом воспитательно-образовательных задач обучения.
Образовательные задачи:
— усвоение основного хореографического материала;
— развитие физических и хореографических данных;
— формирование и укрепление мышечной системы организма;
— развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции);
Воспитательные задачи:
— развитие познавательных интересов;
— укрепление здоровья;
— воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта, коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);
— формирование эстетических идеалов;
— воспитание уважения к высоко художественным ценностям и произведениям искусства.
Схема репертуарного плана должна состоять из следующих разделов: название танца, возраст группы детей, тему номеров, форму танцев, количество исполнителей, пол участников танцевального процесса.
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»
Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2021 – 2022 г.
Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.
№ |
Наименование конкурса (мероприятия) |
Название номера |
Жанр |
Возрастная группа |
Количество исполнителей |
1 |
Открытый Международный конкурс балетмейстерских работ «Игры воображения» |
1. «Вариация редисочки из балета Чиполлино» 2. «Испанский танец» |
Классический танец Народный танец (стилизация) |
7 – 9 лет 12 – 15 лет |
1 (соло) 1 (соло) |
2 |
Региональный конкурс эстрадной песни и танца «Тайна. Талант. Виктория.» |
1. «Город.Фонари.» 2. Русская плясовая «Ромашковый букет» |
Современная хореография Народно – сценический танец |
12 – 15 лет Смешанная |
12 16 |
3 |
Городской фестиваль – конкурс «Амурские зори» |
«В отражении» |
Современная хореография |
12 – 15 лет |
2 |
4 |
Городской конкурс «Энергия жизни» |
«Фантазии Алисы» |
Детская хореография |
7 – 9 лет |
21 |
5 |
Городской концерт ко Дню защиты детей |
«Маков цвет» |
Народный танец (стилизация) |
Дошкольники (5 – 6 лет) |
14 |
*Все представленные номера реализованы на площадках города, в рамках конкурсной и концертной деятельности коллектива.
Заместитель по УВР (подпись)
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»
Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2020 – 2021 г.
Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.
№ |
Наименование конкурса (мероприятия) |
Название номера |
Жанр |
Возрастная группа |
Количество исполнителей |
1 |
Городской фестиваль – конкурс «Амурские зори» |
«В небе» |
модерн |
12 – 14 лет |
14 |
2 |
Региональный конкурс хореографического искусства «Танцы KHV» |
«Ирландский танец» |
Народный, стилизованный |
12 – 14 лет |
14 |
3 |
Краевой конкурс хореографического мастерства «Ритмы Амура» |
«Одна история Оле-лукойе» |
Детский танец |
7-9 лет |
25 |
*Все представленные номера реализованы на площадках города, в рамках конкурсной и концертной деятельности коллектива.
Заместитель по УВР (подпись)
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»
Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2018 – 2019 г.
Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.
№ |
Наименование конкурса (мероприятия) |
Название номера |
Жанр |
Возрастная группа |
Количество исполнителей |
1 |
Отчетный концерт МАУ ДО ЦЭВД «Отрада» |
«Солома» |
Народный танец |
6 – 8 лет (смешанная) интеграция с вокальным коллективом |
15 |
2 |
Отчетный концерт студии (коллектива) |
«Пролог» |
классический танец |
10 – 12 лет |
14 |
3 |
Открытый фестиваль конкурс «Хабарики» |
«Музыкальная шкатулка» |
Классический танец |
5-7 лет |
19 |
4 |
Всероссийский конкурс «Слухоречевая реабилитация» (выступление в качестве приглашенных гостей) |
«Фантазии Алисы» |
Детский танец |
7 – 9 лет |
10 |
5 |
Городской фестиваль – конкурс «Амурские зори» |
«Течение» |
Современный танец |
11-13 лет |
8 |
6 |
Встреча гостей из КНР, г. Хеган |
«Адажио» |
Классический танец |
12 лет |
1 |
*Все представленные номера реализованы на площадках города, в рамках конкурсной и концертной деятельности коллектива.
Заместитель по УВР (подпись)
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»
Репертуарный план хореографической студии «Магия» на 2017 – 2018 г.
Разработал и реализовал: педагог – Чекурина Е.Н.
№ |
Наименование конкурса (мероприятия) |
Название номера |
Жанр |
Возрастная группа |
Количество исполнителей |
1 |
Отчетный концерт МАУ ДО ЦЭВД «Отрада», посвященный 20-летию учреждения |
«Маковки» |
Народный стилизованный танец |
5-6 лет (дошкольники) |
24 человека (ансамбль) |
2 |
«Повара большие и маленькие» |
Детский танец |
6 – 12 лет (смешанная) |
52 человека (ансамбль) |
|
3 |
Открытие концертной программы «Часы» |
Современный танец |
11-13 лет |
12 человек (ансамбль) |
*Номера были представлены на сцене КСК «Арсеналец», в последующих уч. гг. и на других городских площадках. Сохраняются в репертуаре коллектива до текущего учебного года.
Заместитель по УВР
Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива
При выборе репертуара руководителю следует учитывать сроки обучения, возраст и возможность исполнителей. Танец удачен в том случае, когда он имеет в основном единый танцевальный язык и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Не интересных танцев не должно быть и поэтому задача руководителя — сочинить и показать наиболее выигрышный, специфический, для данной группы детей, вариант танца. Сложность сочинения хореографической лексики зависит от хореографических и технических возможностей детей-исполнителей. Детям не следует исполнять танцы, предназначенные для взрослых. В первый год занятий не следует разучивать больше одной танцевальной постановки. В течение второго года обучения руководитель может подготовить еще 2-3 танца, учитывая, что возможности коллектива после усвоения пройденного материала расширяются. Группы, занимающиеся не первый год, в течение учебного года работают над постановкой двух-трех новых танцев, каждый из которых продолжается не более 2-3 минут. Если же постановка перерастает в танцевальную сюиту или хореографический спектакль, подготовка ее продолжается в течение всего учебного года.
Музыкальный материал является основой танца. Особое значение имеет музыкальное воспитание детей. Если музыка интересна, то и исполнять детям движения под эту музыку будет в удовольствие. Участники должны понимать содержание музыки, тему и идею, предложенную руководителем. Научившись рассказывать содержание танца для зрителей, дети приобретают все положительные качества, впитывая их как губка, учась через действие в танце, действиям в жизни. Работая над репертуаром, следует помнить, что национальность или стиль изучаемого танца должен соответствовать желанию и духовному развитию детей на данный момент. При составлении репертуарного плана должно учитываться мнение участников коллектива. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе одинаковы, то будет доступно взаимопонимание их с руководителем. С другой стороны руководитель должен эмоционально и умело убедить, заинтересовать исполнителей в создании и воплощении своей идеи. Грамотный руководитель-постановщик должен уметь составлять композиционный план для своих танцев. Если у детей нет навыков для сложных, композиционно-эмоциональных построений, то руководителю следует создавать репертуарный план, используя другие части общей композиции танца. Рекомендуется максимально приближать идеи и темы постановок к интеллектуальному и духовному развитию исполнителей. В репертуарный план должны входить: а) массовый танец; б) сольный танец; в) парный танец; г) мелкогрупповые танцы, смешанные или раздельные, д) групповые. Исполнители танцев, поставленных другими хореографами, также требуют от руководителя предварительной работы. Приступая к осуществлению записанной постановки, руководитель должен до мельчайших подробностей все продумать, разобрать и проверить каждое движение и только после этого приступать к работе с детьми. При разучивании записанных постановок необходимо вносить изменения в соответствии с данным составом исполнителей. Методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии .
Реализацию репертуарного плана обеспечивает постановочная деятельность. Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работе. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно определить его содержание, характер и цель. Задача руководителя состоит в том, чтобы правильно истолковать и язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерный яркостью, точностью, выразительностью, соответствием единому замыслу [5, c.80].
Руководитель должен обязательно представлять себе предлагаемую постановку. Для этого нужно определить ее тему, идею и содержание, т.е. уяснить, какая основная мысль заложена в танце, посредством чего она воплощена в данной хореографической постановке. Участники коллектива, не обладающие достаточным мастерством, не смогут передать характер, а это плохо отразится на качестве постановки.
Закончив подготовленную часть работы над постановкой, руководитель приступает к практическим занятиям с детьми. В процессе постановочной работы руководитель рассказывает участникам коллектива о своем замысле, о содержании танца, т.е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем.
Беседа для школьников младших классов должна быть короткой и понятной. В работе с детьми младшего возраста большое значение имеет использование наглядности, включающее как отчетливый и красивый показ движений, так и демонстрацию иллюстрированного материала — рисунков, фото, картин, имеющих отношение к данной постановке.
После беседы детям предлагается послушать музыку для намеченной постановки, слушание музыки, беседа о ней, анализ музыки изменяют отношение к ней ребенка. Он видит большую роль музыки в работе над танцем, начинает понимать, что она служит не только сопровождению к танцу, но и предает танцу выразительность и эмоциональность, т.е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем.
Руководствуясь изложенным, можно сделать вывод, что репертуарный план следует строить учитывая:
1. Сроки обучения, возраст и возможности детей;
2. Заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале;
3. Содержание танца;
4. Хореографическую лексику;
5. Возможность раскрытия индивидуальных способностей;
6. Актерскую и эмоциональную выразительность.
Рассмотрев принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.