Как написать результат исследования пример

Виды результатов практического исследования

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые можно описать.

Например:

  • по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;
  • по факту преднамеренности: планируемые и незапланированные;
  • по отношению к целям: соответствующие полно или частично и несоответствующие поставленным целям и задачам;
  • в зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
  • по качеству: позитивные и негативные;
  • по степени значимости: значимые и незначимые

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Разница между результатами практического исследования и выводами

Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.

Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.

Пример вывода

На основе теоретического анализа были выделены три подхода к осуществлению стратегического энергоменеджмента на промышленном предприятии: технократический, системный и инновационный. Каждый из указанных подходов обладает своими преимуществами и ориентирован на различное использование производственно-технических и интеллектуальных ресурсов развития. Подходы являются основой для реализации отдельных функциональных стратегий, отражающих процессы закупки энергоресурсов, их потребления по источникам и контроля энергоэффективности на всех уровнях.

Анализ результатов исследования

Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке. Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные.

В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.

Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:

  • статистические методы анализа;
  • описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
  • корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.

Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.

Пример анализа

Для реализации подобного мероприятия необходимо предложить алгоритм выработки ключевых показателей, с помощью которых будет измеряться энергоэффективность человеческого капитала. Предложенный нами алгоритм (рисунок 3.6) включает последовательную выработку ключевых показателей энергоэффективности с соблюдением требования сохранения качества продукта (процент извлечения, выход годного, химический состав и иные показатели качества) на выходе и сокращением удельных норм расхода ТЭР всех видов.

Практическая значимость результатов исследования

Практическая значимость — это ответ на вопрос, как можно использовать полученные результаты на практике.

Чем выше практическая значимость результатов исследования, тем выше ценность работы. У докторской диссертации практическая значимость будет выше, чем у курсовой работы.

Описание практической значимости должно быть конкретным. Нужно емко и понятно объяснить, в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования.

У вас должны быть доказательства и аргументы, которые наглядно показывают важность и преимущества вашего исследования перед аналогичными.

И самое главное, нужно доказать, что предлагаемый вами способ действительно даст результат и решит проблему. Сделать это можно, например, проведя сравнительный анализ ситуации “до” и “после”.

Пример практической значимости

Практическая значимость исследования подтверждается определением набора практических рекомендаций по совершенствованию внутренней системы энергетического менеджмента в части энергоанализа, планирования ресурсов и управления энергоэффективным человеческим капиталом. В работе приведены показатели эффективности, которые могут дополнить существующую систему ключевых энергоиндикаторов и выявить роль человеческого капитала предприятия в энергосбережении.

Описание результатов исследования

Научные и практические результаты исследования описывают в краткой и понятной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Важно! Все результаты практического исследования описываются только в самой работе. В приложение их не выносят.

И только если размер и объем графического материала слишком большой, его выносят в приложение. А в самом тексте дают на него ссылку.

Оформление таблиц

Название таблицы пишется в начале с указанием порядкового номера,  выравнивается справа.

Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки

Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки

Требования к таблицам:

  1. Таблицы должны быть компактными. Лучше несколько маленьких таблиц, чем одна большая.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. Названия строк и граф должны быть емкими и без сокращений.
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  6. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  7. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  8. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше

Оформление графических материалов

Рисунок подписывается снизу с указанием порядкового номера, подпись и рисунок выравниваются по середине.

Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте

Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте

Требования к иллюстрациям:

  1. Название изображений, графиков и диаграмм помещают под материалом.
  2. Единицы измерения и названия смысловых осей всегда указываются.
  3. Условные обозначения обязательны.
  4. Если графический материал сопровождается большим количеством текста, его выносят в приложении. Например, анкеты, опросники, рисунки испытуемых.

Вывод

Исследование не считается завершенным, пока не описаны и не проанализированы его результаты. Результаты практического исследования — значения, которые получил и зафиксировал автор. Выводы на основе исследования — объяснение результатов автором, его собственные рассуждения.

Работа с оформленными результатами исследования готова к апробации (подтверждение результатов исследования научным сообществом). Ее автор выступает на конференциях, отдает работу рецензентам, публикует научные статьи. Это поможет выявить ошибки, поправить выводы, лучше раскрыть суть работы.

Результаты практического исследования в курсовой работе.png

Важнейшей частью курсовой является практическое исследование, проводимое во второй ее части. Результатами исследования считаются конкретные цифры, показатели и значения, которые проверены на практике и подлежат описанию.

Классификация результатов исследования

Рассмотрим сразу несколько вариантов, по которым можно разделять результаты:

  • преднамеренность (планируемость): незапланированные или планируемые;
  • их качество: негативные или позитивные;
  • время фиксирования: текущие, промежуточные и итоговые;
  • их степень значимости: незначимые или значимые;
  • степень зависимости от субъекта: косвенные или прямые, опосредованные и непосредственные;
  • соответствие поставленным целям: частичное или полное соответствие целям и задачам.

Соотнесите собственные результаты со всеми указанными классификациями.

Выводы и результаты практического исследования: в чем разница

Не путайте результаты проведенного исследования с выводами по нему. Первые объективны и располагаются в практической части, а вторые субъективны и находятся в заключительной части.

Результаты – это показатели, факты и значения, зафиксированные автором в ходе исследования. Выводы – это его собственные суждения и размышления, попытка самостоятельного объяснения результатов.

Результаты могут сильно влиять на выводы, менять их коренным образом. В качестве примера данного утверждения, приведем один из фрагментов курсовой, через который видно, как результаты в виде изучения статей повлияли на итоговые выводы.

исследование1.png

Как анализировать результаты

Два условия, которые необходимо соблюдать при указании результатов:

  • сравнивать самостоятельно добытые результаты с уже имеющимися в научных источниках;
  • упоминать не только итоговые результаты, но и промежуточные.

Методы анализа разнообразны и их выбор напрямую зависит от дисциплины, в рамках которой проводится исследование:

  • статистические методы;
  • факторный, дисперсионный и корреляционный анализ, способствующие лучшей проверке гипотез;
  • корреляционные связи, найденные между изучаемыми переменными и их описание.

исследование2.png

Также для анализа используются целые программы: к примеру, Statistica, SPSS или Vortex, помогающие обработать большой объем массивных данных полевых исследований. Но для студенческих работ по типу курсовых или дипломных достаточно будет и Excel.

Практическая значимость результатов практического исследования

Во введении указывается как теоретическая, так и практическая значимость исследования. Но сейчас мы рассмотрим вторую, которая представляет собой ответ на вопрос о том, каким образом полученные результаты можно употребить на практике.

Логично, что степень практической степени повышает сам успех работы и ее ценность. Описывайте ее максимально четко, понятно, но при этом емко. Обязательно укажите отрасль, для которой будет особо актуально применение результатов, а также приведите убедительные доказательства и аргументы, демонстрирующие преимущества результатов конкретно вашего исследования.

исследование3.png

Одним из действенных и популярных способов для этого является сравнительный анализ ситуации в режиме «до и после» применения ваших методов.

Как описать результаты практического исследования

Наилучшему описанию результатов способствуют схемы, графики, таблицы и диаграммы. Именно с их помощью информация передается максимально ясно, показательно и кратко.

исследование4.png

Все это описывается и включается по ходу практической части, за исключением слишком объемных графических материалов, переходящих в приложение. Рассмотрим, как правильно все оформить.

Как оформить таблицу

Перед включением таблицы указываем ее название, вместе с порядковым номером и выравниванием справа. Среди пожеланий и требований:

  • компактность таблиц (предпочтите несколько маленьких одной большой);
  • строки, графы и их названия – делать их краткими и емкими, избегая сокращений;
  • в одной клетке таблицы – одно число, пустых клеток быть не должно.

Если в таблице есть некоторые примечания, прописывайте их шрифтом, который по размеру будет меньше на 1 или 2 значения.

Как оформить графические материалы

Перечислим детали, важные при добавлении в текст работы иллюстраций:

  • наличие подписи с указанием порядкового номера, расположенной снизу;
  • выравнивание по центру и подписи, и рисунка;
  • обязательное присутствие условных обозначений;
  • расположение под самим материалом названий диаграмм, графиков и прочих изображений;
  • постоянное указание названий смысловых осей и единиц измерения;
  • вынесение опросников, анкет и рисунков испытуемых в приложение по причине большого объема текста.

Ни в коем случае недооценивайте важность анализа и описания результатов исследования. Без этого вся работа сразу же теряет смысл и лишается логического завершения.

Вы можете разместить заказ для наших авторов на написание курсовой работы на Студворк по любому предмету!

На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.

Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.

Описание результатов работы (курсовой, практической и т.д.)

Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.

Сюда входят:

  • представление результатов практической работы в общем виде графиков, таблиц;
  • цитирование протоколов;
  • описание сложностей, которые возникали в ходе проведения исследования;
  • описание типичных проявлений исследуемого явления.

Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.

Анализ результатов исследования

Сюда относится:

  • сравнение информации, полученной автором курсовой, с уже имеющимися в науке данными;
  • выявление психологических особенностей;
  • объяснение полученной информации с точки зрения современных научных психологических теорий из контекста цели исследования.

Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.

Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.

Оформление результатов практической и духовной деятельности

Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем. 

Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются. 

В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.

При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.

Оформление таблиц

Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:

  1. Таблицы должны быть компактными, наглядными, легко обозримыми. Лучше создать несколько маленьких таблиц, чем одну огромную.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. В названиях строк и граф избегают лишних слов, а также сокращений (по возможности).
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В таблицах всегда указывают единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки.
  6. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  7. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  8. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  9. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше.

Оформление таблиц

Оформление рисунков

В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.

Оформление рисунков

Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.

Нумерация приложений стандартная. Например, «приложение №1» и далее по порядку. В этом случае ссылки на приложения с номерами нужно обязательно размещать в той части текста, где они должны были располагаться.

Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.

Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи. 

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Учимся грамотно представлять результаты исследования в своем проекте

Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.

Студенты чаще всего оформляют результаты исследования во всевозможных лабораторных отчетах, отчетах по практике, курсовых работах и ВКР. Аспиранты и соискатели выполняют более трудоемкую работу, а ее результаты излагают в монографиях, диссертациях и пр.

Сегодня мы расскажем, как и где правильно представлять результаты исследования.

Какие формы представления результатов существуют?

В зависимости от того, какую именно работу выполняет автор: студенческую, аспирантскую или научно-исследовательскую, зависят правила оформления полученных результатов.

Виды исследований

Отражение исследования

На практике выделяют два основных вида отражения хода исследования и итогов:

  • Квалификационная;

Данная разновидность предполагает, что исследователь не просто проводил какой-то эксперимент и фиксировал полученные результаты, но и защитил свой труд в целях обретения конкретных компетенций, квалификации. Например, автор написал кандидатскую диссертацию, успешно преодолел ее защиту и получил соответствующую ученую степень.

В данном случае к проекту и оформлению результатов предъявляются жесткие требования: порядок расположения текста, графических материалов, таблиц, ссылки и сноски уникальность материала и пр.

  • Научно-исследовательская.

Данный вариант представления результатов исследования включает в себя несколько подтипов: устные изложения, публикации и компьютерные способы. Здесь интерпретация хода исследования и полученных итогов происходит при помощи выступления с докладом перед аудиторией, размещением научной статьи в журнале или электронной библиотеке, посредством использования различных компьютерных программ (видеозапись, презентация и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Жестких требований к оформлению результатов в этом случае не предъявляется. Достаточно грамотно, кратко и емко рассказать о проделанной работе, отметить полученные результаты, их применимость и важность, новизну.

Как представить результаты научной работы?

Научная работа представляет собой письменное оформление всех произведенных действий с учетом конкретных требований. Научной работой признается монография, диссертация, то есть глобальное, весомое исследование, в ходе которого были получены новые и эффективные решения актуальных проблем.

Как можно отразить результат проведенного исследования

В каком виде могут быть представлены результаты проведенного исследования?

В данном случае автору проекта предстоит соблюсти принципы краткости и лаконичности, последовательности и логичности, аргументированности и обоснованности, уникальности.

Как правило, полученные результаты исследования оформляются в отдельном разделе, где интерпретируется, что было получено, насколько это эффективно, как и где применимо и пр. Здесь важно подчеркнуть правоту исследователя, отметить новизну предлагаемых решений, их значимость и пр.

Оформление материала зависит от того, в каком виде автор намерен их интерпретировать: научная статья, монография, диссертация, отчет о НИР, научный доклад и пр.

В научной статье достаточно кратко отметить итоги исследования, а в монографии или диссертации детально расписать «Что? Где? Когда? Как? Зачем?».

Притом оформление научной статьи будет адаптировано под требования конкретного издания, а диссертация должна соответствовать требованиям ГОСТ 7.0.11-2011.

Как оформить результаты научного исследования?

Результаты научного исследования могут быть как в виде различных расчетов и показателей, так и выводов на основе анализа теорий, концепций, информации и пр.

Расчеты лучше всего представлять в табличной форме, где четко видна динамика показателей, отклонения от нормативов и пр. В то же время допустимо использование всевозможных графиков, схем, диаграмм, которые наглядно отражают картину, упрощают восприятие информации и способны просто и емко показать, что было и что будет, эффективность предлагаемых мер и пр.

Какими требования должен руководствоваться автор работы?

Правила для оформления научной работы

В зависимости от того, какую форму интерпретации результатов выбрал исследователь, необходимо учесть правила оформления. Так, каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок (над таблицей), отражающий суть анализа (например, группа определенных показателей). Сама таблица располагается по ширине страницы.

Рисунки и схемы, графики располагаются по центру листа А4. Они также должны меть наименование и обозначение (рис., илл.), номер. Притом наименование графического материала указывается под ним.

Чтобы создать понятный и емкий рисунок или таблицу, необходимо грамотно скомпоновать данные, разбить на смысловые и взаимосвязанные блоки и интерпретировать их при помощи схем, чертей, графиков и пр. Данное правило поможет также в формировании презентации.

Таким образом, интерпретация результатов исследования зависит от вида работы и способов отражения. Автору следует тщательно проанализировать имеющиеся сведения и подобрать оптимальный вариант отражения полученных итогов, чтобы это было интересно и понятно, кратко и емко.

Как оформить результаты исследования.

Как оформить результаты исследования.

Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

Отчет — это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет представляет собой законченный материал, подводящий итог определенному периоду наблюдений.

Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности.

Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен.

Наукообразное нагромождение ученых слов — верное свидетельство того, что автор — новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

Рекомендуемый порядок изложения и представления материала:

1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Например: «Зоопланктон водоемов Можайского района Московской области», «Экологические особенности птиц Виноградовской поймы р. Москвы».

2. Введение. Введение обосновывает необходимость проведения данной работы. Здесь полезно кратко описать состояние проблемы, которую вы выбрали для изучения и объяснить актуальность выбранной темы. Сюда же можно включить обзор литературы по теме исследования (в отчете это является необязательным и может опускаться).

Здесь же необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населенного пункта; при необходимости — название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т.д.; и указать сроки проведения исследований.

3. Обзор литературы. Обзор литературы должен ознакомить читающего отчет с работами, выполненными по той же теме, с нерешенными в этой области проблемами, ввести в курс той работы, которая делалась автором. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если исследователь приводит из литературы какую-либо фразу полностью, то приведенную цитату необходимо взять в кавычки. И те, и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (указываются инициалы, фамилия (или фамилии) автора и год издания работы). Эти сведения заключаются в скобки, например: (В. А. Зубакин и др., 1987) или указываются так: По мнению В. А. Зубакина (1989) «…» (и приводится цитата, которую заключают в кавычки).

4. Цель работы и ее задачи. Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить.

Например, можно выделить следующие задачи в работе по изучению питания и поведения большого пестрого дятла на кузницах в зимнее время:

1. Установить типы устройства кузниц Большого пестрого дятла в зависимости от месторасположения на стволе;

2. Выяснить закономерности поведения дятла при кормлении на кузнице;

3. Установить количество семян, поедаемых дятлом в течение одного часа, и оставляемых в шишке; и т.п.

5. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения и т.п.; какие использовались способы обработки первичных данных. Методика и выбранные способы обработки должны быть описаны подробно. Это связано с тем, что в нашей стране существует много научных школ, каждая из которых может пользоваться методами исследования, отличающимися от используемых другими. И по корректности представленных методов работы видно, насколько хорошо освоил их начинающий исследователь.

6. Результаты и их обсуждение. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учетов и их обсуждение. Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены.

Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

7. Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться (хоть и кратко) глава «Описание работы». Выводы должны быть именно выводами. Например:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Видовой состав водных беспозвоночных обследованной территории насчитывает 135 видов;

2. К редким видам относятся……; и т.д.»

Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» выделить главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.

8. Благодарности Здесь уместно поблагодарить всех, кто помогал Вам в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и написании отчета.

9. Использованная литература. Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), название, издательство и год издания, количество станиц.

При использовании источников на иностранных языках, их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

10. Приложения. Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчета или статьи.

Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста.

Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Еще интересные статьи по теме:

Выводы по теоретическому исследованию.


Про
результатам теоретического исследования
делается общий вывод. Общий вывод не
может быть представлен как механическая
сумма частных выводов по каждому
параграфу, поставленных еще раз, теперь
уже вместе и в конце всего текста. Выводы
по каждому параграфу должны быть
синтезированы в общие выводы теоретического
анализа.

Здесь
должны найти свое отражение следующие
результаты теоретического исследования.

  1. Описание
    современного состояния предмета
    исследования.Принятые в науке способы
    определения данного предмета, его
    структуры, функции.

  2. Обоснование
    и определение в явном виде проблемы
    исследования.

  3. Способы
    решения данной проблемы в рамках
    принятой вами методологической основы
    и обоснование построения исследования
    на выбранной методологической основе.

  4. Постановка
    задач эмпирического исследования.

ПРИМЕР

(СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ)«Одаренность
– это качественно своеобразное сочетание
способностей, от которых зависит
возможность достижения большего или
меньшего успеха в выполнении той или
иной деятельности. Такое понимание
одаренности предполагает построение
ее анализа через рассмотрение способностей.
Под способностями понимаются
индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого.

Показатели
одаренности могут быть описаны в двух
аспектах: мотивационном и операциональном.
Операциональный аспект включает в себя
способы деятельности, которые помогают
ребенку более или менее успешно решать
стоящие перед ним задачи. В эту группу
показателей входят владение общим
способом решения задач, поисковая
активность, рефлексия способа действия,
визуальное структурное мышление,
внутренний план действия. Мотивационный
компонент представляет собой совокупность
учебно-познавательного, социального,
внешнего мотивов и мотива стремления
к одобрению.

(ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) Одаренность,
как компонент личности, развивается в
различных видах деятельности. Являясь
сложным системным образованием
одаренность требует для своего развития
выполнения разнообразных видов
деятельности.

(ПРОБЛЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ) В настоящее время отмечается
недостаточность знаний об эффективных
для развития одаренности способах
организации учебной деятельности
младших школьников.

(ОБОСНОВАНИЕ
ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
ВЫБРАННОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ)
Развитие мотивационных и операциональных
компонентов необходимо рассматривать
относительно особенностей организации
ведущей деятельности. В младшем школьном
таковой выступает учебная деятельность.

(ФОРМУЛИРОВАНИЕ
СПОСОБА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ) Одним из
способов, позволяющих выявить эффективные
для развития одаренности условия
организации учебной деятельности может
быть сопоставительный анализ особенностей
развития операционального и мотивационного
компонентов у младших школьников при
обучении по различным образовательным
технологиям. .

(ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Проведенный теоретический анализ
позволяет поставить нам следующие
задачи эмпирического исследования:

  1. Провести
    анализ различий в способах организации
    учебной деятельности в систем
    Д.Б.Элькониа- В.В.Давылова и Л.В.Занкова.

  2. Провести
    исследование различий в развитии
    мотивационных и операциональных
    компонентов одаренности у учащихся
    этих систем обучения.

  3. Провести
    сравнительный анализ различий в развитии
    одаренности у учащихся этих систем и
    выявить особенности развития одаренности
    у младших школьников при различной
    организации учебной деятельности».

Выводы
представляют собой утверждения
теоретического характера. Как правило,
выводы соответствуют количеству
поставленных задач.

СХЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ


В
исследовательских работах, таких как
курсовые, дипломные и диссертационные
исследования, общая схема исследования
описывается во «Введении». Схема вашего
исследования должна быть представлена
в такой же структуре.

Структура
введения включает:

Актуальность.

Противоречия.

Проблему
исследования.

Объект
исследования.

Предмет
исследования.

Цель
исследования.

Гипотезу.

Задачи
исследования.

Степень
разработанности проблемы (теоретические
основы исследования).

Методологические
основы исследования.

Этапы
эмпирического исследования.

Методы
исследования.

Методики
исследования.

Описание
выборки исследования.

Теоретическую
значимость.

Практическую
значимость.

Структуру
исследования

Первым
пунктом «Введения» является «Актуальность».
Размещенная в самом начале работы, до
самого исследования, она, тем не менее,
не может быть сформулирована в
окончательном варианте до начала
теоретического исследования. Технологически
актуальность формируется в
процессе

теоретического исследования.

В
«Актуальности» следует обосновать
значимость исследований данного
направления и обозначить аспект данного
направления, который вы рассматриваете
в своей работе.

ПРИМЕР

Тема:
Формирование коммуникативной
компетентности у студентов педвуза
средством решения коммуникативных
педагогических задач.

(АКТУАЛЬНОСТЬ
ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ) «В
современных условиях все большее
значение приобретает умение эффективно
общаться. Способность к эффективному
общению является одной из важнейших
детерминант успешности педагогической
деятельности.

В
образовательных стандартах качество
подготовленности выпускника вуза
определяется через компетентности.
Коммуникативная компетентность является
основным фактором эффективного
педагогического общения, относится к
ключевым и является неотъемлемой частью
профессиональной компетентности
педагога. В программах подготовки
учителя в психолого-педагогическом
блоке рассматриваются различные
теоретические аспекты общения. Практика
показывает, что студенты легко выделяют
педагогические задачи и с трудом —
коммуникативные. Вместе с тем успешность
решения педагогических задач определяется
их коммуникативным решением. В ходе
обучения будущие педагоги приобретают
теоретические знания о педагогическом
общении. Однако традиционная методика
проведения занятий не позволяет
формировать коммуникативные умения и
личностные качества, необходимые для
эффективного педагогического общения.
В современной подготовке педагога не
уделяется достаточного внимания
практической коммуникативной подготовке.

(ОБОСНОВАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТИ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Коммуникативная компетентность педагога
проявляется и формируется через решение
педагогических ситуаций. Ситуативная
коммуникативная педагогическая задача
возникает из педагогической ситуации
и отражает ее свойства: сложность,
неопределенность, изменчивость,
динамичность. При высокой мотивации
достижения планируемого результата,
дефиците отведенного времени, такие
характеристики среды создают условия
для информационного невроза и даже
приобретенной беспомощности. Мы считаем,
что обучение эффективному решению
ситуативных коммуникативных педагогических
задач позволит развить коммуникативную
компетентность и улучшить подготовку
будущего педагога к профессиональной
деятельности.

(АСПЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ) В соответствии с
вышеизложенным актуальным является
создание программы формирования
коммуникативной компетентности педагога
посредством обучения решению ситуативных
коммуникативных педагогических задач
с использованием аудиовизуальных
технологий».

Актуальность
вашего исследования может быть связана
с ограниченностью имеющихся в науке
объяснительных возможностей существующих
психологических теорий, недостаточностью
имеющихся представлений о содержании
явления, потребностью в новых методах
и методиках исследования, а таже с
появлением общественно значимых целей
(новые образовательные стандарты, новые
требования к квалификации специалистов
и т.п.).

Противоречие.

Противоречия отражают несогласованность
между имеющимися потребностями науки
и практики и возможностями в удовлетворении
этих потребностей.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)
«Таким образом, в современном
профессиональном обучении студентов
педвузов имеют место следующие
противоречия:

  • между
    коммуникативной природой профессии и
    преобладанием научно-предметного
    подхода к подготовке будущих учителей;

  • между
    необходимостью приобретения студентами
    коммуникативных умений и недостаточной
    разработанностью методов формирования
    коммуникативной компетентности».

Проблема
исследования
.
Теоретический или практический вопрос,
требующий разрешения, породивший данное
противоречие. В проблеме должны быть
обозначены и пути ее решения.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)
«Приобретению коммуникативных умений
эффективного педагогического общения,
формированию коммуникативной
компетентности педагога способствуют
методы активного социально-психологического
обучения, в частности тренинг
коммуникативной компетентности. в
существующих тренингах коммуникативной
компетентности учителя недостаточно
представлен такой аспект педагогического
общения как ситуативность (обусловленность
изменчивостью, неоднозначностью
педагогической ситуации). Указанное
противоречие требует внесения корректив
в существующие программы тренинга
коммуникативной компетентности и поиска
новых его форм. Мы видим решение данной
проблемы в применении задачного подхода».

Объект
исследования.
Это
фрагмент реального мира, на который
направляются исследовательские действия
и усилия. Формулирование объекта
исследования показывает ваше понимание
предмета психологической науки в целом.
Поэтому в качестве объекта должен быть
представлен именно психологический
(не физиологический, философский,
педагогический, социальный) объект.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования) «В
качестве объекта
исследования

выступила коммуникативная компетентность
студентов IV
курса педагогического университета».

Предмет
исследования.
Часть
(аспект изучения) данного объекта,
свойство или отношение в объекте, которое
подлежит глубокому специальному
изучению.

В
качестве предмета психологического
исследования могут выступать особенности
психических явлений и состояний,
особенности поведения, деятельности,
общения и т.п., а также взаимосвязи и
взаимные влияния психологических
явлений.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)
«Коммуникативная
компетентность будущих педагогов и ее
изменение под влиянием формирующего
воздействия.

Цель
исследования.

Конкретизирует тему вашего исследования,
выраженную как будущий конкретный
результат её изучения. Отвечает на
вопрос «Для чего я делаю это исследование?».
Явно обозначает то, чего вы желаете
достичь.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)
«Цель
исследования


разработать
программу развития коммуникативной
компетентности будущих педагогов
посредством обучения решению ситуативных
коммуникативных педагогических задач
и исследовать ее эффективность».

Гипотеза
Целью
научного исследования является проверка
научной гипотезы. Научная гипотеза
впрямую относится к новому знанию,
которое по своему уровню влияет на
содержание теорий.

Гипотеза
должна содержать предположение в
отношении
конкретных
содержательных характеристик явления
(измеряемых компонентов) и возможных
взаимоотношениях (связях,
различиях,особенностях и т.п.) между
ними.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования) «В
своем исследовании мы предположили,
что:


обучение эффективному решению ситуативных
коммуникативных педагогических задач
должно способствовать развитию
коммуникативной компетентности будущего
педагога;


под влиянием целенаправленного
формирования понятийно-операциональной
составляющей должна измениться и
личностная составляющая коммуникативной
компетентности».

Задачи
исследования.

Задачи
показывают движение исследователя по
пути получения нового знания. Они
отвечают на вопрос «Что нужно узнать
сначала, чтобы, далее, появилась
возможность узнать это?». Решение любой
задачи предполагает получение конкретного
результата, поэтому задачи формулируются
по типу «проанализировать (исследовать,
изучить и т.п.) и выделить (найти, составить,
определить и т.п.)».

Общими
задачами теоретического исследования
являются:

  1. Определить
    содержание, особенности, характеристики
    исследуемого понятия, проведя анализ
    отечественной и зарубежной литературы

  2. Проанализировать
    данное понятие в контексте темы
    исследования и выделить его структуру
    (особенности функционирования,
    детерминанты, критерии и т.п.).

  3. Построить
    схему эмпирического исследования.

Задачи
имеют определенный осмысленный порядок,
поэтому представляются нумерованным
списком.

Степень
разработанности.

Задача этого компонента введения —
показать основные направления исследований
по данной проблеме. Здесь вы показываете
ваше знание исследуемой проблематики.
Здесь, простым перечислением с указанием
авторов, определяются основные направления
исследований по теме в классической и
современной психологической науке.

Методологическая
основа исследования.
В
отличии от «Степени разработанности»
выявляет вашу собственную позицию в
отношении методологии исследования
данной проблематики. Тем самым, здесь
недостаточно простого перечисления, а
следует указать какие именно положения
и принципы исследований данной тематики
вы положили в основу собственного
исследования.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)
«Методологической базой исследования
явились деятельностный подход к процессу
обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн
и др.), системный подход к анализу
психических явлений (Б.Г.Ананьев,
В.А.Ганзен,Б.Ф.Ломов, А.В.Карпов и др)».

Этапы
эмпирического исследования.
Показывают
порядок необходимых операций, которые
нужно произвести, чтобы решить поставленные
задачи. В отличие от задач, выявляют не
содержательный, а операциональный
компонент, поэтому формулируются в
терминах «провести….», «составить…»,
«выбрать…», «рассчитать…» и т.п.

ПРИМЕР

  1. Провести
    анализ литературы по проблеме
    исследования.

  2. Составить
    схему исследования.

  3. Сформировать
    выборку исследования

  4. Подобрать
    методы и конкретные процедуры их
    реализации.

  5. Осуществить
    сбор данных.

  6. Осуществить
    количественно-качественный анализ
    результатов исследования (подобрать
    адекватный статистический критерий,
    вывить наличие/отсутствие достоверных
    различи и/или связей и т.п.)

  7. Сделать
    выводы (1.описать полученные результаты,
    2. дать их психологическую интерпретацию).

Методы
исследования.
Этот
раздел введения дает представление о
реальном предмете исследования, о типе
данных (каждый метод позволяет получить
определенный тип данных) через который
вы планируете представить свой предмет.

Методы
теоретического исследования позволяют
получить данные о сущности, структуре
и функции понятия.

Эмпирические
методы исследования (методы сбора
эмпирических данных) позволяют получить
данные о конкретных наблюдаемых и
измеряемых проявлениях исследуемого
феномена.

Методы
математической статистики позволяют
получить данные о существовании или
отсутствии статистически значимых
различиях, связях и т.п., иными словами,
о характере отношений между имеющимися
данными.

Соответственно,
схема исследования должна включать и
описывать:

  1. теоретические
    методы;

  2. эмпирические
    методы;

  3. методы
    анализа данных.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)
«Для достижения цели исследования и
решения поставленных задач использованы
следующие методы
исследования
:


методы
теоретического исследования проблемы
:
изучение психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме,
теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация,
аналогия, моделирование;


методы сбора
информации:

анкетирование, тестирование, наблюдение,
изучение результатов деятельности;

  • методы
    анализа информации
    :
    качественный анализ эффективности
    решения ситуативных коммуникативных
    педагогических задач, статистический
    анали»з.

Методики.
Перечисляются диагностические
средства, с помощью которых вы планируете
получить данные для проведения
эмпирического исследования.

Выборка
исследования.

Выборка должна быть репрезентативной
относительно решаемых в данном
исследовании задач. Здесь представляется
количественный состав и описываются
значимые для данного исследования
качественные показатели выборки (как
правило, значимыми характеристиками
выборки бывают: пол, возраст,
индивидуально-психологические особенности
участников исследования и другие
характеристики, способные влиять на
результаты исследования).

Если
общая выборка исследования разбивалась
по какому-либо признаку на части, следует
указать количество людей в каждой
группе.

При
описании выборки указывается
база эмпирического исследования: учебное
заведение, психологический центр,
предприятие или другая организация, на
базе которой проводилось исследование.

Теоретическая
значимость.

Этот компонент введения описывает
результаты исследования, влияющие на
теоретические подходы к решению данной
проблемы.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)

«1.
Теоретически обоснована и предложена
авторская структура коммуникативной
компетентности педагога, которая
включает в себя понятийно-операциональную
и личную составляющие. Обоснован выбор
ее компонентов.

2.
Доказано, что при целенаправленном
формировании понятийно-операциональной
составляющей изменяется и личностная
составляющая коммуникативной
компетентности.

3.
Вскрыта возможность применения задачного
подхода для развития коммуникативной
компетентности педагога».

Практическая
значимость.

В работах, содержащих эмпирическую
часть, здесь указываются конкретные
аспекты теоретической и практической
деятельности психолога, для которых
данные исследования открывают новые
перспективы или позволяют значительно
улучшить качество работы.

ПРИМЕР

(Для
приведенной выше темы исследования)

  1. «Выработаны
    принципы и методические рекомендации
    по проведению спецкурса «Эффективное
    педагогическое общение», позволяющие
    сделать процесс и результаты работы в
    студенческой группе более предсказуемыми
    и минимизировать отрицательные эффекты,
    обусловленные спецификой этих групп;

  2. Составлено
    методическое обеспечение спецкурса
    на информационном носителе».

Структура
работы.

Этот компонент введения дает общее
представление о соответствии работы
требованиям, предъявляемым к данному
виду работ. Здесь указывают: количество
глав, количество таблиц и диаграмм,
количество наименований в списке
использованной литературы и приложений.

ПРИМЕР

«Работа
состоит из введения, трех глав, выводов,
заключения, списка литературы (200
источников) и приложения. Основной текст
диссертации изложен на 150 страницах.
Работа проиллюстрирована 19 таблицами,
9 рисунками. Работа содержит 5 приложений
на 62 страницах»

В
отношении списка литературы следует
отметить, что в него входят только
первоисточники, которые нашли реальное
применение в теоретическом анализе.

В
список литературы не могут включаться
учебные пособия и учебники, поскольку
они, чаще всего, представляют собой
структурированное с особой целью
изложение автором пособия чужих
исследований и, поэтому, собственно
первоисточниками не являются.

По
этой же причине недопустимы заимствования
из аналитических обзоров или выводов
сделанных одним автором в отношении
другого. Все основания в отношении того
или иного исследования должны быть
взяты из работ самого автора. Исключение
составляют прямые цитаты, которые
являются отражением собственной позиции
автора и могут цитироваться по другому
первоисточнику с его указанием (см.
Правила оформления). Такой вариант
цитирования, являясь допустимым, может
применяться в исключительных случаях.

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
И СПИСКА ЛИТЕОРАТУРЫ

Текст
оформляется полуторным интервалом,
шрифт Times New Roman, кегель 14, нумерация
страниц указывается справа внизу,
выравнивание по ширине. Поля документа
должны быть выставлены со следующими
значениями: левое поле — 3 см, правое поле
— 1,5 см, верхнее и ниженн — 2 см.

Заголовки
глав и параграфов

по центру страницы. Заголовки глав
прописными буквами. Заголовки параграфов
строчными буквами, жирным шрифтом. Точки
в конце заголовков не ставятся.

ОФОРМЛЕНИЕ
СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.

Список
литературы дается в конце текста в
алфавитном порядке и располагается под
заголовком Литература.
Иностранный
источники следуют после русскоязычных.

ПРИМЕРЫ

ДЛЯ
КНИГ

Березин
Ф.В. Психологическая и психофизиологическая
адаптация. Л.: Наука, 1988.

Выготский
Л.С. Детская психология :Собр соч. В 6 т.
Т.4. М.:Педагогика, 1984. 432 с.

ДЛЯ
СТАТЕЙ

Волосиков
М.И. Интеллектуальное развитие и моральное
суждение младших школьников//Вопр.
психол.1987. №2. С.40-47.

ДЛЯ
МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИЙ

Бурно
М.Е. Терапия творческим самовыражением
— не арт-терапия//Материалы российской
конференции. М., 2007. С. 179-184.

ДЛЯ
СБОРНИКОВ НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Вилюнас
В.К. Основные проблемы психологической
теории эмоций//Психология эмоций. Тексты/
Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.К.Вилюнаса.
М.:Изд-во МГУ, 1984. С.3-28.

Развивающее
обучение на пути к подростковой школе/
Под.ред. Б.Д.Эльконина. М.: Эврика, 2004.

ДЛЯ
АВТОРЕФЕРАТОВ ДИССЕРТАЦИЙ

Семенов
М.Н. Ментальные репрезентации времени
и пространства: автореф. дисс. канд.
психол. н. Екатеринбург, 2008.

ДЛЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Горбунова
Г.П. Психологическое время в структуре
самосознания взрослого человека[Электронный
ресурс]// URL http//hpsy.ru/public/x2461.html

ОФОРМЛЕНИЕ
ССЫЛОК

В теоретическом анализа вы используете
и обобщаете мысли различных авторов.
При написании своей работы следует
придерживаться этических норм научного
исследования. Некорректное заимствование
чужих мыслей, без указания авторов
считается плагиатом. В научных работах
принято обязательно указывать авторов
той или иной идеи — делать ссылки.

Ссылка
в тексте оформляется в виде квадратных
скобок с указанием в них номера источника
по списку литературы: [32] или [Выготский,
2008]

Если
вы ссылаетесь на несколько авторов, то
в скобках даются номера источников по
списку литературы, разделенные точкой
с запятой: [13; 26] или [Выготский, 2008;
Леотьев, 2007]

Если
в тексте приводится цитата, то в скобках
дается номер источника по списку
литературы с указанием страницы: [74, с.
16-17] или [Выготский, 2008, с. 37]

Если
текст цитируется не по первоисточнику,
а по другому документу, то приводят
слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132,
с. 14] или [Цит. по: Асмолов, 2004, с. 39-40].

ОФОРМЛЕНИЕ
ТАБЛИЦ

Таблицы
нумеруются арабскими цифрами сквозным
образом, то есть последовательно, по
порядку упоминания в тексте.

Сокращение
слов в таблицах не допускается. При
наименовании таблицы слово «Таблица»
и соответствующий ей номер указываются
жирным шрифтом; название таблицы дается
без выделения.

Пример
наименования: «Таблица
4.
Ощущение
возраста респондентами разных возрастов».

Пример
ссылки на таблицу в тексте «В табл.4
представлены результаты исследования
ощущения возраста респондентами
различных возрастов».

Все
обозначения, указанные в таблице, должны
быть пронумерованы и подписаны. В
«шапках» таблиц должно быть указано
наименование столбцов.

ОФОРМЛЕНИЕ
РИСУНКОВ

Рисунки
должны быть понятными, четкими. При
наименовании рисунка сокращение «Рис.»
и соответствующий ему номер указываются
курсовом; название рисунка дается без
выделения.

Пример
наименования: «Рис.1.симантическое
пространство динамики ролевых позиций…».
Пример ссылки на рисунок в тексте:
«Наиболее полярными по второму фактору
оказались (рис.1) …».

Название
рисунка располагается под рисунком.
Все легенды иллюстративных материалов
(графиков, диаграмм и пр.) располагаются
справа от рисунка.

1
список задач является общим и может
уточняться в зависимости от целей
исследования.

Анализ данных исследования

У каждого исследования есть цель — получить знания о пользователях и понять, как наш продукт может решить их проблемы. Мы стремимся получить как можно больше информации, но сбор данных — это только часть исследования.

После того как данные собраны, нужно их проанализировать:

  • убрать ошибки и искажения;
  • выбрать метод анализа исходя из типа и количества данных;
  • структурировать, интерпретировать и выделить закономерности;
  • сформулировать ответы на исследовательские вопросы;
  • зафиксировать итоги, выводы и рекомендации.

Как и зачем анализировать данные

Анализ данных — это самостоятельный этап, ключевой для любого исследования. Именно здесь мы понимаем, какие гипотезы подтвердились, определяем сценарии пользователей, находим боли, UX-проблемы и инсайты для развития продукта.

Пропустив этап анализа, вы рискуете исказить выводы:

  • упустить детали — когда проведешь несколько встреч подряд, к последней уже забываются подробности первой;
  • перепутать, к кому из опрошенных пользователей относится полученный факт;
  • запомнить только яркие инсайты, но не проверить, характерны ли они для всех пользователей.

Опираясь на такие выводы, вы не поможете продукту стать лучше, а только всех запутаете. В результате команда потратит ресурсы и создаст ненужную или неудобную фичу.

При планировании исследования донесите до заказчика ценность анализа данных и заложите на него достаточное время. Например, один час интервью может занять до трёх часов анализа.

Окончательные выводы мы делаем только после завершения анализа, но можем подводить промежуточные итоги. Они помогают принимать решения об изменениях по ходу исследования, например:

  • после нескольких интервью поняли, что нужно делить аудиторию на более узкие сегменты, — запланируйте больше контактов с пользователями;
  • после двух-трёх тестирований прототипа увидели критичную ошибку — предложите внести правки в прототип и протестировать обновленную версию.

Подготовка и анализ данных

Перед анализом данных важно вспомнить цели, задачи и гипотезы исследования. К ним стоит периодически возвращаться, чтобы фокусироваться на главном и не потерять из виду детали.

Чтобы анализ был полным, а выводы репрезентативными, данные нужно предварительно обработать.

Как подготовить и проанализировать количественные данные

Избавьтесь от нерелевантной информации. Найдите ошибки, пропуски, записи, которые не соответствуют выборке, и удалите их.

Проверьте репрезентативность выборки:

🎯 В выборку попали нужные респонденты

Для исследования нам нужны были только пользователи на тарифе Премиум, а на опрос ответили также и пользователи Стартового тарифа. Уберите такие ответы.

📊 Выборка однородна и сохранены пропорции групп

Если аудитория продукта состоит из бухгалтеров (50%) и директоров организаций (50%), проверьте, сохраняется ли это распределение в выборке исследования.

👌 Количество ответов соответствует минимальному репрезентативному значению

Если аудитория продукта — 50 000 человек, то минимальное репрезентативное количество ответов на опрос — 381, при доверительной вероятности 95% и погрешности в 5%.
Например, мы выяснили, что 66% респондентов регулярно читают новости на мобильном устройстве. Это значит, что среди 95% аудитории продукта 66%±5% будет свойственно такое поведение.

Остальные 5% аудитории попадут за пределы найденного интервала 66%±5%, и понятных выводов о поведении этой части аудитории мы сделать не сможем.

Обработайте открытые вопросы. Распределите повторяющиеся ответы по группам, чтобы обобщить их.

Анализ количественных данных — это статистический анализ, который помогает найти смысл в числах и заставить их отвечать на вопросы. Мы группируем события по темам и гипотезам, подсчитываем количество, ищем общие признаки и закономерности. В зависимости от целей и вопросов исследования, выбираем один или несколько приёмов анализа:

  • Описательный: подсчёт частот, процентов, коэффициентов, средних, мод и медиан.
  • Сравнительный: сравнение зависимых и независимых выборок.
  • Анализ взаимосвязей: корреляционный и регрессионный анализ.

Для исследовательских целей почти всегда достаточно описательного анализа количественных данных. Остальные виды используем реже, так как они требуют больше ресурсов и могут затянуть или усложнить исследование без очевидной пользы.

Как подготовить и проанализировать качественные данные

Качественные данные фиксируйте в виде транскриптов — текстовых версий бесед. Зачем это делать: текст можно структурировать, а значит будет удобнее его анализировать и искать нужную информацию. Воспользоваться поиском по тексту проще, чем переслушать запись несколько раз.

Мы делаем транскрипты самостоятельно, без привлечения сторонних компаний:

  • сами переслушиваем разговоры, переводим аудио в текст или используем специальные сервисы для расшифровки записей;
  • выбираем, насколько подробный транскрипт писать: дословный с отметками о паузах и междометиях или тезисный с указанием ключевых фраз, мыслей и действий респондента;
  • фиксируем эмоции респондента и цитируем его яркие высказывания;
  • помечаем тегами важные мысли и ставим отметку со временем на записи, чтобы проще было найти этот момент разговора и переслушать его;
  • делаем отдельный транскрипт по каждому респонденту или сразу вносим данные в единую таблицу со всеми ответами. Информацию в таблице группируем по общим признакам и категориям.

Анализ качественных данных — это содержательный анализ информации, который помогает её структурировать. Например, можно смотреть на текст в разрезе тем для интервью, отдельных событий или смыслов. Для этого используйте:

  • Смысловой или тематический анализ— разделите текст на смысловые единицы, которые помогают найти ответы на вопросы исследования.
  • Тематический анализ хорошо описан в статье Марии Росала.

  • Событийный анализ— опишите, что и в каком порядке случилось, как пошагово устроен процесс у пользователей.

Интерпретация результатов

После систематизации данных и группировки фактов мы раскрываем смысл найденных закономерностей и описываем, что означают результаты.

Не держите находки в голове, а сразу фиксируйте, чтобы не упустить чего-то важного.

При интерпретации данных, придерживайтесь следующих принципов:

  • Сохраняйте нейтральную позицию. Подмечайте не только негативные моменты, но и позитивные, смотрите на всю картинку сразу.

    Если пользователь вёл себя излишне эмоционально, сохраняйте спокойствие. Не ведитесь на громкие крики и эмоции, будьте непредвзяты в суждениях.

  • Разделяйте факты и мнения. Учитывайте, что порой мнение расходится с поведением.

    Если пользователь выполнял три простых действия полчаса, но назвал тестирование простым — смотрите на факты. Объективно он потратил много времени. Но помните, что субъективная оценка сложности тоже важна.

  • Отделяйте главное от побочного. Главное — это то, что работает на цель исследования и помогает проверить гипотезы.

    Оставляйте за скобками исследования остальную информацию, например, пожелания пользователя по сервису — к ним вы вернётесь позже. Но если пользователь говорит, что откажется от сервиса, если не вы не сделаете фичу — это признак, что проблема критичная.

  • Отделяйте частное от общего. Учитывайте, что не все проблемы пользователей — типичные.

    Когда один человек жалуется громко и настойчиво, а десять других не видят проблемы, не стоит фиксировать, что «пользователи недовольны».

  • Ищите логические связи. Задумывайтесь о закономерностях, причинах и следствиях.

    Если 30% пользователей не делают выгрузку ключевого отчёта из сервиса, уточните, кто эти пользователи? Возможно, их объединяет какой-то общий признак, который объясняет такое поведение.

Когда проинтерпретируете данные и зафиксируете основные мысли — переходите к формулировке выводов.

Формулирование выводов

Выводы всегда привязаны к цели и гипотезам, это те самые ответы на вопросы исследования, которые мы искали. Погружаясь в результаты исследования, мы начинаем видеть не только проблемы, но и возможности их решения. На основании этого видения можно разработать рекомендации — это тоже результат анализа.

Важно учитывать, что количественные выводы применимы только для количественных данных, а качественные для качественных данных.
Нельзя сделать вывод, что треть ваших пользователей отказываются от продления из-за сложного интерфейса, проведя 12 интервью. Помни, что качественные данные помогают понять суть проблемы, а количественные — оценить, насколько часто эта проблема встречается у целевой аудитории.

В рамках одного исследования не всегда получается найти ответы на все поставленные вопросы. Зафиксируйте это в итогах, уточнив, какие области остались неизученными, и как их можно исследовать в будущем.

Описание итогов исследования

Формат фиксации и передачи информации зависит от того, кто и как будет пользоваться результатами, сроков и ожиданий заказчика. Одному заказчику достаточно отчёта, другому — презентации с фактами, приправленными шутками, третьему — схемы, выводов и рекомендаций.

При оформлении результатов исследования помните:

  • К итогам обращается не только исследователь, но и команда. Зафиксируйте результаты так, чтобы заказчик или коллега могли быстро найти информацию. Например, прикрепляйте ссылку на итоги исследования к задаче в командном пространстве (Trello, YouTrack).
  • Спустя время невозможно восстановить по памяти данные без искажений, поэтому всю важную информацию зафиксируйте в отчёте.

При описании результатов предлагаем придерживаться такого плана:

🔻 Цель и гипотезы

Цель: проверить удобство нового приложения для фермеров.
Гипотеза: фермеры смогут добавить характеристики своего участка в приложение.

👥Описание респондентов
и их количество

5 владельцев участков с разными почвами.

📊 Обобщённые данные

5 из 5 пользователей справились с заданием и смогли добавить свой участок в приложение.
2 из 5 пользователей не поняли, куда заносить информацию о типе почтвы, потому что искали эту характеристику в разделе Х.

📌 Ссылки на другие материалы

Прототипы приложения, транскрипты, дополнительные данные.

Выводы

Пользователи понимают, как добавить информацию о своём участке в приложение. Но могут испытывать сложности при выборе характеристики «Тип почвы».

Рекомендации

Решение требует доработок в разделе с выбором типа почвы. Важно перенести тип почвы из раздела Y в раздел Х.

Отчёт и другие артефакты лучше сохранить в одном месте, тогда при повторном обращении к результатам будет легче восстановить контекст и переиспользовать данные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать реакцию ионного обмена
  • Как написать режим работы каждый день
  • Как написать реакцию гидролиза
  • Как написать рванку на lua
  • Как написать рвало всю ночь правильно