Как написать ритмический рисунок

ритмические рисунки

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Ритмические рисунки. Общая информация
  • 3 Основные элементы и приемы
    • 3.1 Темп и метроном
    • 3.2 Пульсация
    • 3.3 Такт
    • 3.4 Длина нот
    • 3.5 Доли
    • 3.6 Музыкальные размеры
    • 3.7 Синкопы
  • 4 Виды ритмических рисунков
    • 4.1 Стандартные
    • 4.2 Шаффл
    • 4.3 Свинг
    • 4.4 Регги и ска
    • 4.5 Галоп
    • 4.6 Полиритмия
  • 5 Игра с оттягом и опережением
  • 6 Примеры ритмических рисунков
    • 6.1 Шафлл
    • 6.2 Свинг
    • 6.3 Регги и ска
    • 6.4 Галоп
    • 6.5 Полиритмия
  • 7 Заключение

Ритмические рисунки. Общая информация

Ритмические рисунки – одна из ключевых основ любой музыки, и знать их должен не только барабанщик, но и другие музыканты. Именно на них выстраивается структура композиции, и именно им подчинены все инструменты внутри нее. В данной статье мы подробно рассмотрим основные виды гитарных ритмических рисунков, а другие аспекты ритмики внутри композиции.

Основные элементы и приемы

Для начала стоит рассказать об основных понятиях, связанных с ритмическим рисунком в музыке.

Темп и метроном

Темпом называется скорость композиции. Он измеряется в ударах в минуту, и чем выше этот показатель – тем быстрее песня будет звучать. Темп считается метрономом – устройством, которое отсчитывает каждый удар с идеальным интервалом. Если весь ансамбль будет играть с разным темпом – то композиция развалится и не зазвучит. Однако если инструмент будет играть ровно в два раза медленнее – то он все еще будет находиться внутри песни, просто ноты, которые он играет, будут в два раза длиннее других.

Пульсация

Пульсация определяет то, как внутри ритмического рисунка расставлены акценты и доли. Соблюдение пульсации очень важно для всех инструментов, иначе получится каша, где все играют невпопад. Пульсация задается ритм-секцией – барабанщиком и басистом, и держится ими. Кроме этого, пульсация может называться грувом.

Такт

Отрезок музыкальной композиции, который начинается сильной, и заканчивается слабой долей, а также полностью заполнен нотами определенной длины. Как правило, внутри одного такта присутствует одна музыкальная фраза или один элемент ритмического рисунка.

Длина нот

То, насколько долго внутри такта звучит одна нота. От длины нот зависит темп композиции, а также пульсация. Длина ноты также обозначает, сколько их может быть внутри одного такта при выбранном музыкальном размере. Например, стандартные 4/4 подразумевают, что в них может быть четыре ноты длительностью в четверть, две половинные, и одна полная, или же восемь восьмых нот, шестнадцать шестнадцатых, и так далее. Длина нот очень важна, если вы хотите составить ритмический рисунок.

Доли

«Опорные точки» тактов. Именно на них ориентируются все музыканты. Как правило, сильная доля обозначается ударом бас-барабана, или же более громким стуком метронома, а слабая – малым барабаном. Попадать в долю очень важно, поскольку, таким образом, инструменты начинают подчеркивать друг друга, а композиция не разваливается.

Музыкальные размеры

Размер обозначает, сколько нот определенной длины должно проигрываться внутри одной доли и такта. Он состоит из двух чисел: первое обозначает количество долей, второе – длину нот. Например, размер 4/4 говорит о том, что такт содержит в себе четыре доли, длинной в четверть. Таким образом, каждая нота звучит точно в определенную долю. Если мы увеличим размер до 8/8, то и темп увеличится в два раза. Как правило, размеры отсчитываются, опираясь на стук метронома.

Синкопы

Синкопы – необычный ритмический прием. Используя его, музыканты смещают сильную долю на слабую. Благодаря этому образуются интересные и необычные ритмические рисунки, а также уникальная пульсация.

Виды ритмических рисунков

Стоит сказать, что ритмических рисунков, так же, как и боев на гитаре, существует огромное множество. Однако есть определенные стандарты, которые стоит выучить. Прежде чем придумывать что-то свое.

Стандартные

В эту категорию подходят все классические ритмы на гитаре – «шестерка», «восьмерка», и так далее. Как правило, стандартные рисунки идут вровень с метрономом и долями, никак не смещая и не взаимодействуя с ними. Кроме этого, сюда же подходит и вальсовые ритмы, которые считаются как «РАЗ-два-три».

Шаффл

Данный ритмический рисунок пришел из блюза. Обычно он играется в размере 4/4, триольной пульсацией и восьмыми нотами. То есть, за один удар метронома вы должны сыграть ноту или аккорд трижды. Однако в шаффле каждая вторая нота триольной пульсации как бы пропущена. Из-за этого возникает интересный ритм – вместо «раз-два-три» вы играете «раз-пауза-два-три». Это и есть шаффл.

ритмические рисунки примеры

Свинг

Ритмический рисунок, пришедший из джаза. По своей сути он напоминает шаффл, поскольку так же основа на одной пропущенной ноте в триольной пульсации, однако во время игры свингом происходит смещение долей. Таким образом достигается интересная и необычная пульсация. В отсчете вы можете опираться на то, что упущенная нота обозначается как «и». У вас должно получиться – «Раз — и –Два-три (быстро) – и – Два-три – и – Два-три – и – Раз – и…» и так далее.

ритмический рисунок в музыке

Регги и ска

Эти два ритма очень похожи. Их суть заключается в том, что акценты каждой доли смещены. Вместо первой сильной доли вы играете слабую, вместо второй слабой – сильную с акцентом. При игре боем очень важно, чтобы первый удар всегда был, как бы приглушен, а второй штрихом шел вверх.

Галоп

Ритмический рисунок, характерный для метала и тяжелого рока. Его суть заключается в очень быстрой игре внутри триольной пульсации, что будет выглядеть как «Раз – раз-два-три – раз-два-три» и так далее. Пример играется переменным штрихом.

Полиритмия

Не столько прием, сколько инструмент для более интересной аранжировки и аккомпанемента на гитаре.

Полиритмия – это использование двух музыкальных размеров одновременно внутри одного такта композиции. Если мы представим стандартный музыкальный размер 4/4 как линию, то получится:

| _ | _ | _ |

Где каждый символ | — это доля, на которую приходится удар барабана или нота. Таким образом, в 4/4 присутствуют четыре удара. Если мы возьмем еще одно число ударов, которое не делится на 4, например, 3, и представим его точно так же, то получится:

| _ | _ | _

А теперь совместим это с 4/4. Получится:

| _ | _ | _ |_

|       |

То есть, ритмически это будет звучать как «Раз – пауза – Раз-Два-Три – Раз – Два — пауза…».

На письме полиритмия обозначается через двоеточие. В данном случае это 4 : 3, однако могут быть и другие.

Это и есть полиритмия. Применять это можно, например, в партии барабанов и баса, когда ударник одной рукой отбивает одно число ударов, а ногой или другой рукой создает полиритм вместе с ударником.

Игра с оттягом и опережением

Кроме этого, для музыкантов очень важно понимать, как играть с так называемым оттягом и опережением. Все очень просто – при игре под метроном или ударные вам требуется попадать не четко в долю, а немного, буквально на долю секунды опаздывая, то есть, оттягивая удар, или ускоряясь, то есть, опережая метроном. Это очень сложно, если вы не можете играть ровно, однако при занятиях с метрономом и имя чувство ритма, вы научитесь это делать. Такой способ игры необходим в некоторых жанрах музыки, поскольку он сильно раскачивает общий грув, делает его более плавным и расслабленным.

Читайте также: Как подобрать бой на гитаре

Примеры ритмических рисунков

Ниже представлены композиции с примерами ритмических рисунков, которые помогут вам лучше понять, как играть каждый из них.

Шафлл

  1. Queens of the Stone Age – Mosquito Song
  2. The Raconteurs – Old Enough
  3. KISS – Let me Go, Rock-n-Roll
  4. Devo — Mongoloid

Свинг

  1. Glenn Miller – In the Mood
  2. Louis Armstrong – Mack The knife
  3. Billie Holiday — Summertime

Регги и ска

  1. Bob Marley – No, Woman No Cry
  2. The Wailers – Get Up Stand up
  3. Леприконсы – Хали-гали
  4. Zero Talent – Nuits Blanches

Галоп

  1. Ария – Герой Асфальта
  2. Metallica – Motorbreath
  3. Iron Maiden – The Trooper
  4. Nightwish — Moondance

Полиритмия

  1. King crimson – Frame By frame – обе гитарные партии находятся в разных размерах: первая в 13/8, вторая в 7/8. Они расходятся, но постепенно нагоняют друг друга.
  2. Queen – The March of the Black Queen – полиритм 8/8 и 12/8
  3. Nine inch Nails – La Mer – пианино играет в 3/4, ударные в 4/4
  4. Megadeth – Sleepwaler – полиритм 2 : 3.

Заключение

Любой музыкант должен владеть как минимум стандартными ритмическими рисунками, а также понимать музыкальные размеры и слышать доли. Это поможет придумывать композиции, не звучащие однообразно, а также создавать нужное песне настроение и характерный грув. Комбинируя ритмические рисунки вы открываете перед собой безграничные возможности по сочинению и созданию песен как сольно, так и в ансамбле.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Как определить ритм и размер стихотворения

Почти все вокруг нас имеет определенный ритм. Уникальный ритм жизни каждого из нас наряду с ритмом жизни огромных толп людей. Уникальная скорость речи каждого из нас – ее ритм. Биение сердца – ритм. Звучание музыки – ритм. Шаги во время прогулки – ритм.
Казалось бы, что в нем нет ничего особенного, однако это не так. Именно ритм определяет скорость движения, создает общее впечатление, общую картину какого-либо явления в зависимости от того, о чем идет речь. Замедление или ускорение ритма шагов во время прогулки может повлиять на ее длительность. Замедление или ускорение ритма мелодии влияет на ее настроение и на танец, который можно исполнить под ее аккомпанемент. Замедление или ускорение биения сердца оказывает прямое воздействие на жизнедеятельность человека.
Ритм стихотворения влияет и на звучание, и на общее впечатления о нем. Умение определить ритм и размер поэтических произведений входит в школьную программу по курсу литературы.

“Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами”.
(Владимир Маковский)

Википедия определяет эти понятия так:
Ритм стихотворения – закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.
Размер стихотворения – частная реализация стихотворного метра, его вариация.

Ритм влияет на то, какой размер у стихотворения.
Как определить?
Не удивлюсь, если для многих теория показалась слишком сложной и скучной. Понимание особенностей определения ритма и размера стихотворения хорошо достигается на практике.

1. Выпишите на отдельный листок строфу из произведения или воспользуйтесь распечаткой, книгой, в которой можно писать.
Обратите внимание! Строфа и строка – разные понятия. Строфа – это один куплет стихотворения, обычно включает в себя четыре строки. Например:
2. Поставьте ударение в каждом слове всех строк в строфе.
3. Перепишите полученную схему на листе бумаге. Обозначьте ударный слог таким символом, а безударный – таким. Символы должны располагаться в точном соответствии со строками.
4. Внимательно посмотрите, в чем заключается закономерность чередования ударных и безударных слогов. Когда ее найдете, обозначьте границы повторяющихся символов вертикальными линиями. Таким образом вы получите стопы – элементы ритма стихотворения.
Обратите внимание! Стопа может состоять из двух или трех слогов.
Разберем на практике.
Для примера возьмем стихотворение Александра Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Расставляем ударение в каждом слове, составляем схему и ищем закономерность повторения одинаковых символов.

После того, как схема ритма стихотворения составлена, осталось определить его размер. Размер определяется по типу стопы.
Из названия понятно, что двухсложная стопа состоит из двух слогов. По аналогии, трехсложная состоит из трех слогов.

Хорей – стопа с ударением на первый слог.
Ямб – стопа с ударением на второй слог.
Пиррихий – стопа с двумя безударными слогами.
Спондей – стопа с двумя ударными слогами.

Дактиль – стопа с ударением на первый слог.
Амфибрахий – стопа с ударением на второй слог.
Анапест – стопа с ударением на третий слог.
Бакхий – стопа с ударением на втором и третьем слоге.
Антибакхий – стопа с ударением на первом и втором слоге.
Кретик, амфимакр – стопа с ударением на первом и третьем слоге.
Трибрахий – стопа со слогами без ударений.
Молосс – стопа с тремя ударными слогами.

Логаэд предполагает чередование разных видов стоп в одной строке и одной строфе.
На основе изложенного, стихотворный размер «Буря мглою небо кроет» – трехстопный хорей.

Нужно посчитать, сколько раз повторяется стоп в одной строке так, чтобы она повторялась на том же месте и в остальных строках. Если стопы три – то размер трехстопный. Если две – двустопный, если четыре – четырехстопный.
Обратите внимание! Учитываются только стопы, который повторяются в каждой строке.
Несмотря на то, что в схеме есть и пиррихий, основную массу составляет хорей.
Если вы составляете анализ стихотворения в рамках школьной программы, некоторые учителя могут потребовать указывать наличие дополнительных стоп.
Например, трехстопный хорей с пиррихием.
Основная сложность заключается в том, как запомнить значения всех этих стоп. Их нужно выучить, других вариантов нет.

Источник статьи: http://proza.ru/2018/06/03/1019

Лекция 4. Стихосложение. Метрика

Ритм и метр. Размеры. Стопы. Неполные стопы. Пеоны.

См. также «Школу поэтического и прозаического мастерства» – http://www.proza.ru/2012/10/17/946

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Музыкальность стиха возникает из ощущения звука, т.е. при произношении их вслух. Люди, обладающие музыкальным слухом, могут писать стихи не зная никакой теории – на слух. Говорят, так писал Некрасов.
Большинство начинающих поэтов также начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее стихов. Но это может поставить естественный предел развития поэта, оставив его в пределах ранее услышанной музыки. Ценится же, как и во всяком другом искусстве, свой голос, создание нового стиля.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом прежде всего следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Весь вопрос оказался во второй составляющей – вдохновении.
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

Ритм стихотворения – есть величина переменная и может изменяться, метр же, как измеритель его, постоянен и неизменен.
Более того, если прочитать те же «Бесы» в метрическом ритме на счет РАЗ-два, то получим ужасающую, монотонную картину.

Схематически размеры можно выразить следующим образом:
ДВУХСЛОЖНЫЕ:
Хорей:
/ –
Ямб:
– /
ТРЕХСЛОЖНЫЕ:
Дактиль:
/ – –
Анапест:
– – /
Амфибрахий:
– / –

Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ
вра-ГА по-ЧУ-ял ОН, и ВОЙ
про-ТЯЖ-ный ЖА-лоб-НЫЙ, как СТОН,
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и НА-чал ОН
сер-ДИ-то ЛА-пой РЫТЬ пе-СОК,
встал НА ды-БЫ, по-ТОМ при-ЛЕГ,
и ПЕР-вый БЕ-ше-НЫЙ ска-ЧОК
мне СТРАШ-ной СМЕР-ти-Ю гро-ЗИЛ…
но Я е-ГО пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(М.Лермонтов, «Мцыри»)

ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!

АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на,
Лишь ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ о-ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ па-ру-САХ.
(М.Лермонтов «Воздушный корабль»)

Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:

Явное несоответствие, также как и дактилю.

Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА

Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА

Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.

Приведите примеры стихотворений, соответствующих каждому стихотворному размеру. Запишите их ритмический и метрический рисунок.

В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождаю декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.

В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом, можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:

ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны
СПЯТ во| ТЬМЕ ноч|-НОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М.Лермонтов «Из Гете»)

МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.

НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)

ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)

Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)

В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:

Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
(А.Пушкин «Утопленник»)

Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…

Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…

Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки,
СТЕПЬ-ю ла- | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем- |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, | БУД-то как | Я же, изг- | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | в СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
(М.Лермонтов «Тучи»)

ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА!
МИР ви-но- | ВАТ в не-у- | ДА-че тог- | ДА

И уж ку- | ДА как ста- | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я сво- | И о-па- | ЛИВ-ший о- | РЕЛ…
(Н.Некрасов «Саша»)

Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
(Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
(М.Лермонтов «Мцыри»)

По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
(А.Блок «Незнакомка»)

Разница весьма существенная.

Кратко пройдемся по пеонам.
Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:
ПЕРВЫЙ ПЕОН
/ – – – (маленькая, славненький)
ВТОРОЙ ПЕОН
– / – – (фонарики)
ТРЕТИЙ ПЕОН
– – / – (Лизавета не отпета)
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕОН
– – – / (переверни)

Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.

Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», написанное сочетанием третьего и второго пеонов.

В парке ПЛАкала Девочка: «ПосмотРИ-ка ты ПАпочка,
У хоРОшенькой ЛАсточки переЛОМлена ЛАпочка, –
Я возьму птичку бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Справедливости ради надо сказать, что существуют еще два размера, доставшиеся нам в наследство от греков – ГЕКЗАМЕТР и ПЕНТАМЕТР.
(Гекзаметр – это метрика волны, набегающей на берег.)
Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея».
В качестве примера пентаметра можно привести стихотворение Пушкина «Царскосельская статуя».

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Сразу оговоримся, что не рекомендуем использовать данную главу в качестве оправдания своей поэтической безграмотности.

Как мы увидели из предыдущего текста, поэт зажат пятью основными стихотворными размерами. Такой малый выбор неизбежно приводит к однообразию. Можно. Конечно, поэкспериментировать с ритмическим узором, но придумать что-то новое после Пушкина дело достаточно трудное.
Чтобы выйти из этого тупика поэты стали нарушать строгость стихотворных размеров.
Один из таких способов – разностопность строк мы уже рассматривали.
Другой путь – смешение разных стихотворных размеров. Например, «Мороз, Красный нос» Н.Некрасова написан анапестом и амфибрахием.

Ты оп-ЯТЬ| уп-рек-НУ|-ла ме-НЯ|,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
…..
Сав-РАС-ка| ув-ЯЗ в по|-ло-ВИН-е| су-ГРОБ-а,| —
Две пАры промЕрзлых лаптЕй
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.

Другой пример из «Песни матросов» А.Блока:

По-да-РИ|-ло нам МО|-ре (анапест)
Об-ру|-ЧАЛЬ-но|-Е коль|-ЦО! (хорей)
Це-ло-ВА|-ло нас МО|-ре (анапест)
В ЗА-го|-РЕ-ло|-Е ли|-ЦО! (хорей)

Следующий шаг – чередование разных размеров в одной строке.

толь-ко ШАГ| ос-та-ЕТ-ся;| толь-ко МИГ| быст-ро-КРЫ-лый,|
и уй-ДУ| я от БЛЕД|-ных лю-ДЕЙ.|
для че-ГО| же я МЕД-лю| пред рас-КРЫ|-той мо-ГИ-лой?|
не спе-ШУ| в не-из-ВЕСТ|-ность ско-РЕЙ?|
(К. Бальмонт)

В первой и третьей строках чередуются анапест с третьим пеоном.
Теперь посмотрим на стихи А.Блока.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА:| «при-ДУ».|
у ВХО-да в СУМ-рак мо-ЛЕ-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це. — ЖДУ.|

Первая строка – анапест. Во второй и четвертой строках по два анапеста и ямб. Третью строку можно разбить на два ямба и анапест с безударным слогом или на два амфибрахия, в середине которых стоит хорей.
Проведем со стихотворением небольшую операцию. Добавим ко второй и четвертой строке по слогу, а к третей – два слога.

пок-рас-НЕ|-ли и ГАС|-нут сту-ПЕ|-ни.
ты ска-ЗА|-ла са-МА| (мне): «при-ДУ».|
(но) у ВХО|-да в (тот) СУМ|-рак мо-ЛЕ|-ний
я отк-РЫЛ| мо-е СЕРД|-це (и) ЖДУ.|

Получаем во всех строчках полный анапест.
Стихотворение Блока и построено на анапесте с пропуском некоторых слогов. Такие пропуски называются ПАУЗАМИ, а стихи, соответственно, ПАУЗНИКАМИ или дольниками. Читая голосом, в местах пауз мы делаем остановку, как бы добавляя необходимый слог.
Вместе с тем разноразмерность и разностопность не является изобретением модернистов. Эти приемы широко использовала народная поэзия.

Во лесах во дремучих
Тут брала девка ягоды,
Брамши-то, она в лесу заблудилася,
Заблудимши, она приаукнулась:
«Ты ау, ау, мой любезный друг,
Мой любезный друг, жизнь душа моя».
— Уж я рад бы тебе откликнулся,
За мной ходят трое сторожей:
Первый сторож — родной батюшка,
Второй сторож — мила матушка,
А третий сторож — молода жена.
(А.Пушкин «Записи народных песен. Песня о сыне Сеньки Разина»)

Здесь нет размеренного чередования ударных и безударных слогов. Имеется только ритмический узор.
Этот прием широко использовал Вл.Маяковский.

Плевать, что нет
у Гомеров и Овидиев
людей, как мы,
от копоти в оспе.
Я знаю –
солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!

Жилы и мускулы – молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы –
каждый –
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!
(«Облако в штанах»)

Т.е. неклассическая поэзия уже не чисто тоническая. Из-за смешения размеров, паузников, ориентации на ритмическое строение её называют тонико-ритмической.

ЗАДАНИЕ № 2
Перечитайте «Медного всадника» Пушкина, написанного четырехстопным ямбом. Уловив музыку стиха попробуйте сами сочинить стихотворение в этом размере.
(Хотя бы 4 строчки).
Сделайте метрическую и ритмическую разбивку своего стихотворения.

Восстановите паузы и определите каким размером написано следующее стихотворение Блока:
Тебя скрывали туманы
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню покорный раб.

Источник статьи: http://proza.ru/2006/06/10-12

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑  | U ‑  | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.  

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный 

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге,
а первый  и второй слоги – безударные.    

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11  и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |  

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных          
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

Ритмика в стихах. Пособие

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

  • Содержание
  • Ключевые термины
  • 1. Ударения
  • 2 Схематическая запись
  • 3 Разновидности стоп
  • Совет начинающим
  • 4. Обозначение ритма
  • 5. Идеальный стих
  • 6. Паузы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:

а я на днЯх летал за грАнью

и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,

Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

Основы стихосложения — ритм-2

Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках
и огрехах в ритмике.

Pитм первого уровня.
Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления
подряд идущих согласных — на их произнесение тоже требуется время.
В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других
местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех — столкновение одинаковых или
похожих согласных (все строки не мной выдуманы).

«с свинцом в груди. »
«и за дверьми стоящим мраком. »
«мы не ложились спать без сказки. »
«не считающихся с ним, как с Сущим. »
«мне б в фортку крикнуть. »
«нам надо б песню запеть. «

Читая такие строчки приходится либо проглатывать звуки,
либо выбиваться из естественного ритма стиха.
(иногда при этом невольно получается извращенный
смысл «с винцом в груди» «стоящим раком», «спать без каски», «ссущим»).
Еще пример, хотя уже не столь явной, но шероховатости:

«В черепичные рыжие крыши. «

«В черепичные» — трудно произносимо. Особенно нежелательно такое
в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь
со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то
помогает сгладить такие неровности).

Есть редкие случаи — но к ним надо быть готовым, когда
слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные «р»
или «л».(например, в чешском языке это не такая редкость).
Например, слово «оркестр» — при нередуцированном произношении
получается три слога ор — ке — стр
А при редуцированом — два [ор-кестр]
Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное
и как трехсложное.

Часто встречающееся слово «наверное» может читаться и как
«на-вер-но-е» и как «на-вер-но»
То же для слова «проволока» — часто произносимого как «проволка».
Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально
неправильную, но четко указывающую на произношение форму,
чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово.

Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных
слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных
и безударных слогов практически невозможно выдержать.
На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование
абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком
жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных
стихах появление пиррихиев — пропусков требуемых ударений
или спондеев — сверхсхемных ударений, неизбежно.

Например, ритмическая схема 4 стишия Пушкина запишется
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.»

-/-/-/-/- (если «мой» произносить без ударения)
-/-/—/
—/-/-/- (если «он» произносить без ударения)
-/-/—/
Здесь мы видим, что в строках 2,3,4 пропущено по одному, положенному
по схеме, ударению. Это — пиррихии.
В двусложных размерах — ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии.
В трехсложных размерах — спондеи («лишние» ударения).
Обратите внимание на примечания в скобках. Целый ряд слов в русском
языке может произноситься как с ударением так и без ударения.
Это односложные слова — местоимения, предлоги, союзы.
Что очень выручает поэтов. Каких-либо определенных правил здесь нет.
Главное — следить, чтобы это звучало естественно.
Языковое чутье, ритмический слух — нельзя заменить никакими правилами.
Поэтому для стихотворца важно обратить внимание на развитие этих навыков.

Вернемся к процитированному 4-стишию.
Обратим внимание, на то что во 2 и 4 стопе пропуски ударений отсуствуют.
И это — не случайность!
В действительности не все ударения в строке равноценны.
Последнее ударение в строке должно находиться на своем месте ВСЕГДА.
Несоблюдение этого — настолько грубая ошибка, что трудно даже вспомнить
пример. Это процарапает самый неискушенный слух.
Но и остальные ударения неравноценны.
Второе ударение (в данном размере — 4-стопном ямбе)
хотя и не в такой степени, но тоже более важно, чем первое или третье.
И это подтверждается анализом других 4-стиший — Пушкин редко пропускает
второе ударение, и никогда — последнее.
Так например строка с отсуствующим вторым ударением
«Так думал молодой повеса» (-/—/-/-)
на слух отчетливо воспринимается, как выбивающаяся ритмически,
так и тянет прочитать ее с неправильным ударением «мОлодой»
Сравните ритмическое звучание этой строки с аналогичной строчкой
с пиррихием на 3 стопе (-/-/—/-)
«Так думал глупенький повеса»
— здесь на слух такого сильного ощущения выбивания из ритма не возникает.
Следующее по важности — первое ударение. И чаще всего пропускается
третье.
Таким образом, в 4-х стопном ямбе по важности ударения распределяются
так: четвертое — второе — первое — третье.

В трехсложных размерах пропуски схемных ударений (пиррихии)
встречаются редко. И звучат как явный огрех.
Но зато практически неизбежны лишние ударения — спондеи
При этом очень характерная ошибка, допускаемая очень многими,
и не только новичками — непонимание того, что спондеи неравноценны.
В одной позиции они звучат приемлемо, а в другой — создают ощущение
нарушения ритма, вплоть до того, что невольно «исправляются» путем
переноса ударения с положеного ему места на другое.
Взять например, первые две строчки стихотворения:
«Когда дождь отстучал свои гаммы
В черепичные рыжие крыши. «

Идеальная ритмическая схема была бы:
—/—/—/-
—/—/—/-
реальная схема:
-//—/-//-
—/—/—/-
Но в таком виде ее даже просто прочитать трудно.
В первой строке неизбежно получается:
«кОгда дОждь отстучАл свОи гАммы. »
/-/—//-/-
При чтении вслух невольно переносится ударение
в словах «кОгда» и «свОи».
Таким образом, лишние ударения в оригинале
стоят на неудачных позициях.
Это вполне соответсвует общему правилу, которое следует
запомнить любому стихотворцу:

——————————————-
В трехсложных размерах —/ лишнее ударение во второй позиции -//
гораздо сильнее нарушает ритм, чем лишнее ударение в первой /-/
——————————————-

Я специально подчеркиваю это т.к. в своих путешествиях
по сайту стихиру сталкиваюсь с непонимаем этого правила
буквально на каждом шагу. И даже авторы, считающие себя
вполнее грамотными, ухитряются этого не замечать, и что
еще хуже, отметать такие замечания.
Что может быть объяснено разве что дурной привычкой
читать стихи глазами, а не вслух (хотя бы про себя).
Нарушение этого правила настолько сильно противоречит ритмике,
что при прочтении невольно ударение переносится на более
правильную позицию.
Например, если вместо первой строки взять:

«ВЕшний дОждь отстучАл мОре рИтмов.
«КрУпный дОждь простучАл парадИдлы.

То здесь уже ритмическая шероховатость гораздо меньше заметна.
В разбираемом примере дело усугубляется еще тем, что это —
первая строчка в стихотворении, которая должна давать ритмическую
настройку стиха. И наличие двух ритмических ошибок никак
не способствует этому.
В сложившейся стихотворной практике такие огрехи считаются
в принципе допустимыми.
Но лично я считаю, что с ними следует бороться, и привычность
таких огрехов не должна оправдывать их обилия.
Тем более, что в большинстве случаев появление
таких ошибок объясняется только небрежностью автора.
И опять-таки, не во всех позициях такие огрехи выпирают
одинаково.Так, в данном случае, прислушаемся к звучанию строк:

«Когда дождь простучал парадидлы. »
«вешний дождь своим шумом наполнил. »
«Летний дождь простучал свои ритмы. «

Наиболее шероховато звучит первый вариант
наиболее гладко — третий.
Это обусловлено тем, что в начале строки отсуствует еще
ритмическая инерция, и невольно тянет прочитать с правильным
ударением «когдА», а при таком прочтении возникает ритмический сбой.
В остальных двух случаях ритмическая инерция уже заранее
подготавливает к переносу ударения.
Кроме того, здесь важно еще, какие слова несут сверсхемные ударения
Сравните:

«вешний дождь своим шумом наполнил. »
«вешний дождь дворы шумом наполнил. «

Перенос ударения в слове «дворы» звучит гораздо корявее.

Итак, появление пиррихиев в двусложных размерах и спондеев
в трехсложных практически неизбежно.
Это однако не означает, что автор вправе вообще не обращать
на них внимание, и любое их появление считать безобидным.
Не во всех позициях cверсхемные ударения (или их пропуски)
звучат одинаково. Искусство стихотворца заключается в
том, чтобы избегать их появления в первую очередь там,
где они звучат наиболее коряво.
И в любом случае избегать скопления их в одной строфе и строке.
Вот плохой пример такого рода — скопление ритмических огрехов:

«ТканерЯженыЕ птицелюди
Безмятежно клюют мОю печень,
Погружая в неё свОи клювы,
Пригибая к земле мОи плечи.»

Приходится читать по ритмике с означеными ударениями.

И еще о внутренней ритмике строк —
об очень частой — и яро оправдываемой авторами, ошибке.
О знаках препинания внутри строки.

В самих знаках препинания ничего собственно крамольного нет.
Плохо когда они корежат ритмическую структуру строки.
Вот характерный пример:

«. »
«В сумраке комнаты. Завтра — на службу»

Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка,
то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму,
то исчезает точка, и получается
что службa будет проходить в сумраке комнаты.
Здесь общим правилом стихотворца должно быть следующее:
все знаки препинания внутри строки должны быть «немыми» —
т.е. «нечитаемыми», не требующими дополнительных пауз
для правильного прочтения.
То есть, легко угадываемыми исходя из текста.
Это в прозе смысл текста
«казнить нельзя помиловать. »
можно уточнить знаками перпинания:
«казнить, — нельзя помиловать. »
«казнить нельзя, — помиловать. »
А в стихе неизбежно получится либо сбоящий ритм,
либо смысловая каша.

Еще несколько примеров:

«А что судьба? Среди столетий. »
(а что судьба среди столетий . )
«Свет погасим. У свечи. »
(свет погасим у свечи. )
«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее. )
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв. )
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана. )
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)

Еще один элемент внутристрочного ритма
— это ЦЕЗУРА.
То есть пауза внутри строки. Но не любая пауза
/например, обусловленная необходимостью «прочтения» точки или запятой/.
Неоднократно приходилось сталкиваться, с тем, что авторы в порядке
самооправдания называют «цезурой» просто ритмическую грязь.
Цезура как ритмический элемент возникает только в
стихотворениях с длинными строками.
Каждая строка тем самым как бы разбиваются на две подстроки.
Возникновение цезуры обязано законам устной речи.
Ни один нормальный человек не говорит длинными непрерывными
периодами, а разбивает свою речь на удобопроизносимые куски.
Когда строки стихотворения слишком длинны для того,
чтобы каждую можно было произносить как единый поток
без остановки, они делятся цезурой на две части.
Как любой ритмический элемент, цезура должна подчиняться
законам ритмики. То есть, находиться в строках на одном и
том же месте. Цезура, которая попадает то на 8-й, то на 10-й,
то на 9-й слог — это уже не ритмический, а аритмический элемент.
Попросту ритмическая грязь.
Цезура, попадающая на середину слова — тоже грязь.
Даже попадая на раздел между словами, цезура может создавать
ощущение ритмической грязи — если членение строки на две части
оказывается неестественным.
Например (обозначив цезуру значком / ):

«Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. »
«Иногда лишь приходя на / этот милый берег. «

В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции,
а во второй строке — очень неудачно.
Так что, если в том же двустишии паузы поставить более логично,

«Только сердце как ни странно / в чудо все же верит. »
«Иногда лишь приходя / на этот милый берег. «

то создается ощущение ритмической шероховатости.

Мне неоднократно приходилось встречать стихи, в которых
происхождение шероховатости ритма на поверхностный взгляд
кажется непонятным, но, при внимательном рассмотрении,
оказывается обусловлено несоблюдением правил цезуры.

И наконец еще одно нарушение внутристрочного ритма
— лишние или пропущенные стопы.

Например:
«От боли жизни отрешиться,
но чтоб при этом сердца не лишиться. «

Эффект этого нарушения особенно резко проявляется в коротких строчках.
А в длинных строках гораздо менее — вплоть до того, что на слух
вообще почти неощутим.
И потому в длинных строках встречается гораздо чаще.

Заканчивая разговор о внутристрочном ритме, следует сказать
что упомянутые двух и трехсложные ритмы
(хорей, ямб; дактиль, амфибрахий, анапест)
являются наиболее распространенными, и легкими для освоения
но конечно же не исчерпывают всего.
Помимо простых возможны строки со сложными ритмами
например:

«Выхожу один я на дорогу. » —/-/—/-

Все сказаное также относится и к ним.
Только следует учесть, что в таких стихах ритм выдерживать труднее,
они более чувствительны к ритмическим огрехам.
Чем сложнее и напряженнее ритм, тем точнее он должен быть выдержан,
иначе он будет ощущаться как спотыкач, ритмическая грязь, а не
оригинальный ритм.
Так например, пеон —/—/-
при наличии большого количества сверхсхемных ударений
начинает восприниматься как грязный ямб.
А ямб с большим количеством пиррихиев — как грязный пеон.
При написании строк с напряженным ритмом следует по возможности
употреблять слова с бесспорным и труднопереносимым ударением,
а также использовать иные средства (грамматические, смысловые,звуковые),
подчеркивающие выбраную нестандартную ритмику.

Иногда задача может оказаться очень трудно исполнимой.
Так, например, почти невозможно заставить звучать ритмический рисунок
/-/—/—/-
именно так.
Вследствие очень сильного тяготения к анапесту
—/—/—/-
Первое ударение так и тянет воспринять как спондей,
и считать за побочное. Особенно, если хотя бы в одной-двух строчках
первый слог остается безударным.
Практически неизбежно вместо своеобразного ритма получается
грязный анапест.
Я встречал на стихире подобные произведения, впрочем и сами
авторы не могли сказать ничего вразумительного на тему,
какой же ритм они пытались провести.

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

источники:

http://stihi.ru/2003/10/08-130

http://pishi.pro/teoriya-literatury/stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami-656/

Перейти к контенту

Музыка

Время чтения 1 мин.Просмотры 8к.

При изучении нотной грамоты, ученик обязательно столкнётся с понятием ритмического рисунка произведения. Для кого-то эта тема может показаться простой, а кто-то сильно призадумается. Чтобы для всех обучение проходила легко, предлагаем использовать картинки из нашей статьи с нарисованными ритмическими рисунками для детей.

Ритмический рисунок мелодии.

Картинка с ритмическим рисунком.

Для детей.

Основные схемы танцевальных ритмов.

Для учеников в школе.

Чередование длинных и коротких звуков.

Чтение ритмического рисунка.

В детский садик.

Для дошкольников.

Пример ритмического рисунка в музыке.

На урок музыки.

Музыкальный ритм.

Ритмические рисунки для детей в музыке

Основные ритмические рисунки — примеры для гитары

Ритмические рисунки – основа любого произведения для гитары. Благодаря им песни могут отличаться друг от друга, даже если в них примерно похожая мелодия.

Общая информация

Общий ритм помогает сыграть то или иное произведение любому музыканту на земном шаре. Опытный композитор записывает свое творение нотами, так как в них существуют длительности. Это необходимо для точного воспроизведения музыкальной мысли как самим автором, так и другими исполнителями. Также существуют переложения для табулатур.

Основные элементы и приемы

Существует много разных ритмических рисунков для гитары. Постараемся выделить особенно распространенные. Их желательно выучить каждому гитаристу. Часто такие рисунки могут пересекаться в разных стилях.

Темп и метроном

Если объяснять просто, темп в музыке – это скорость, с которой исполняется произведение. Обычно он измеряется ударами за минуту. Существуют десятки видов темпов, которые отличаются не только временной характеристикой, но и настроением. 

К примеру, даже медленные темпы могут быть как тягучими, так несколько подвижными, в зависимости от задумки автора. Также темпы могут интерпретироваться самими музыкантами. 

Например, вокалист может спеть романс несколько отлично от указанного в партитуре темпа. Соответственно, концертмейстер также аккомпанирует в выбранной скоростной динамике. Обычно это обговаривается во время репетиций, чтобы выбрать наиболее удобный и выигрышный вариант.

Метроном – прибор, который позволяет совершить несколько удобных действий:

  1. Контролировать разучивание сольной партии, не сбиваясь с ритмических рисунков для гитары;
  2. Соединиться нескольким музыкантам на репетиции или во время отдельных занятий (без ансамбля);
  3. Выработать необходимое чувство ритма.

Существуют даже «продвинутые» метрономы, в которых можно выставлять те самые темповые оттенки. Это внесет разнообразие в вашу игру.

Метроном

Пульсация

Помимо мелодии и ритмического рисунка для гитары необходимо ознакомиться с пульсацией разучиваемого произведения. Особенно это важно для игры в группе, оркестре. Если исполнитель одной из партии будет выпадать из общей пульсации, то это будет явно слышно, испортит всю музыкальность.

Пульсация – это стабильность чередования пауз, длительностей. Она основана на соблюдении акцентов, просчете силы долей. Правильный пульс создает не только ровную ритмическую картину произведения, но и ее «качевость».

Такт

Такт определяет расстояние от одной сильной до другой сильной доли. Они разделены специальными перегородками – тактовыми чертами. Внутри самого такта имеются слабые доли. Их чередование как раз создает пульсацию, о которой шла речь выше.

Длина нот

Длина нот в ритмических рисунках определяет, в каком ритме исполняется произведение. Самой длинной нотой в такте является «целая» – жирная овальная «картофелина», которая так любима мастерами гитары. Она означает, что нота тянется весь такт без каких-либо ритмических изменений.

Конечно же, она не самая распространенная. Более применимы ее «младшие братья», которые и создают движение музыки. Грубо говоря, огромная «картошка» разрезается на более мелкие части. Сначала пополам – получаются две «половинные». Затем еще пополам (или на четвертинки) – отсюда и название – «четверти». 

Потом начинаются еще более маленькие доли – 1/8, 1/16. Их называют по значению знаменателя (нижнего числа в дроби):

  • «восьмая»;
  • «шестнадцатая»;
  • «тридцать вторая»;
  • «шестьдесят четвертая» (вплоть до 256-ой).

Доли

Сильные и слабые доли существуют для того, чтобы не только задать характер произведению, но и упорядочить его ритмический рисунок на гитаре. Если мы играем просто длительности (смотрите выше) в правильном порядке, на верной звуковысотности, то это еще не разученная партия. 

Нам необходимо просчитать, где сильная, а где слабая доля. Если говорить просто – на сильную мы делаем акцент, выделяем ее, а слабые исполняем чуть тише (но не динамически!), а именно ритмически.

Музыкальные размеры

Дроби в начале такта пьесы – это ее музыкальный размер. Это неотъемлемая часть ритмического рисунка. Он показывает, сколько долей определенной длительности находится в такте. К примеру ¾ – здесь три доли, в которые умещаются четверти. Размеры умножаются, делятся (как любые другие дроби). К примеру – ¾ можно сделать 6/8 (умножив на два). Но тогда поменяется ритмика пьесы для гитары.

Синкопы

Это явление, связанное с пульсацией. Сильная доля ритмического рисунка смещается со своего «обычного» места на слабую. Считается, что это характерная особенность блюзовой, джазовой музыки. Скорее, она там наиболее ярко выражена. Потому что это стандартный ритмический рисунок для совершенно разных жанров гитары.

 

Виды ритмических рисунков

Знание ритмических рисунков на гитаре позволяет упростить разбор песни. Так как их ограниченное количество, достаточно выучить несколько, чтобы уметь подстраиваться под стиль.

Стандартные

Наиболее распространены для начинающих музыкантов на гитаре. Их особенность в том, что ярко выражена пульсация, нет резких смещений акцентов. Это знаменитые «четверки», «шестерки», «восьмерки», которые познает начинающий любитель гитары.

Шаффл

Характерен для буги-рока, блюза и сопутствующих стилей гитары. Взяв «четыре четверти», в стандартном размере мы просчитаем их ровно «Раз и, два и, три и, четыре и», то при шаффловом аккомпанементе «цифры» запаздывают, затягиваются. Делается это весьма условно и произвольно, причем за счет сокращения слабой доли (в нашем случае «и»).

Получится что-то вроде «Рааз и, дваа и, трии и, четыре и». Именно это внутренне чувство пульсации характеризует «похожесть» на стиль того или иного музыканта.

Свинг

Это счет на «раз-три и». В ритмическом рисунке четверть делится не на 2, а на 3 восьмые. Причем это не пишется на нотном листе, а делается мысленно. Первая, вторая доли чуть длиннее, чем «условная третья». 

Отличительной особенностью является то, что доли «1» и «2» – как бы залигованы, то есть исполняются условно «legato» (особенно актуально для хаммеров на гитаре), а «3» – чуть отдельно.

Регги и ска

Это фактически ритм этнической музыки. Первая доля здесь чаще слабая, вторая – сильная и акцентированная. Исполняется обычно ударом медиатора вверх для гитары. Между ними могут присутствовать добавочные ноты.

Галоп

Ритмический рисунок для гитары, который обычно применяется для хард-рока или хэви (трэш)-метала. Напоминает «лошадиный галоп» с основной схемой.

↓ – ↓↑ – ↓

Первая стрелка на гитаре играется слегка с оттягом. Вторая, третья – четко, остро, также как и последняя.

Полиритмия

Если речь идет об отдельной пьесе, то при полиритмии за определенный временной отрезок звучат 2 или более ритмических рисунков на гитаре. При этом они делятся на равное количество частей. Удобнее всего простучать это на барабанах (или разными руками):

  1. Левая пусть играет восьмые триоли.
  2. Правая же – обычные восьмые.
  3. Мы получим полиритм 3/2.

Игра с оттягом и опережением

Для того чтобы использовать эти приемы, необходимо, как ни странно, научиться играть ровно в метроном. Если для вас не вызывает затруднения попадать в удары этого прибора, тренируйтесь создавать собственное «грувовое» настроение. 

Певец с гитарой или инструменталист могут запоздать с исполнением ноты или, напротив, продлить ее дальше необходимого. Но при этом общая ритмика никуда не исчезает, а пульсация не сползает, не выбивается. Это тонкие нюансы, которые нарабатываются репетициями, прослушиванием музыки.

Примеры ритмических рисунков

Популярные ритмические рисунки для гитары на примере рока, джаза, классики.

Шаффл

  • Motorhead – Whorehouse Blues;
  • Зоопарк – Сидя на белой полосе;
  • Mötley Crüe – Dr. Feelgood.

Свинг

  • Cannoball Adderley – Mercy mercy mercy;
  • Duke Ellington – Jones;
  • Fletcher Henderson – Sugar Foot Stomp.

Регги и ска

  • Police – Roxanne;
  • No Doubt – Just A Girl;
  • Black Uhuru – Guess whos coming to dinner.

Галоп

  • Сектор Газа – Казачья;
  • Metallica – Battery;
  • Pantera – Heresy.

Полиритмия

  • Gorillaz – 5/4;
  • Фридерик Шопен – Фантазия-Экспромт;
  • Веберн – «Песня только для тебя». 

Заключение

Мир ритмических рисунков на гитаре многогранен и необъятен. Но каждый музыкант стремится овладеть основными приемами для своего исполнительского арсенала. Без этого невозможно как исполнять музыку в разных стилях, так и развиваться в каком-то одном.

Если вам помогла эта статья, не поленитесь прокомментировать и поставить лайк! А также вы можете поделиться записью в социальных сетях и сохранить ее в закладки.

Также рекомендуем к просмотру подобранное тематическое видео.

Ритмический словарь гитариста (часть 1):

Ритмический словарь гитариста (часть 2):

Дата публикации: 04.12.2020
Просмотров: 11096

Теги: Термины, музыкальная грамота

Комментарии (0)

Создание ритмического рисунка

У каждого артиста есть свой способ создания ритмических рисунков, но многие из них используют одни и те же простейшие техники.

One Be Lo, Binary Star

Ты должен это ощутить. Я просто чувствую ритм и модуляции.

Twista

Я постоянно меняю ритм. Я просто стараюсь сделать его не таким, каким он был в прошлом треке, и это помогает мне создавать новые ритмы и флоу.

Bootie Brown, The Pharcyde

Ритм напрямую связан с танцем. Иногда я читаю рэп так, как двигался бы под музыку. Ты должен прочувствовать это и дать этому чувству выйти наружу. Все движения моего тела – все мое нутро подсказывает мне, как нужно читать.

Многие MC сначала придумывают ритмический рисунок и лишь затем берутся за написание текста и рифмы.

N.O.R.E.

Часто у меня есть готовая схема ритма, к которой я еще не придумал текст.

will.i.am, Black Eyed Peas

Я просто фристайлю под бит – сначала пытаюсь нащупать ритм и только потом придумываю текст.

Некоторые артисты ждут, когда начнется запись трека на студии, чтобы внести финальные изменения в ритмический рисунок.

Pigeon John

Когда я записываю трек, слышу, как звучит отдельный ритмический рисунок, хорошо или плохо. Если в нем слишком много слогов – он звучит громоздко, если же в нем мало слогов, то… Такого рода вещи становятся заметными, когда ты записываешь трек – переносишь текст в звуковое измерение.

Скэттинг

Артисты, которые придумывают ритмический рисунок в первую очередь, используют скэттинг – технику, основанную на джазовом вокализе (скэте). При скэттинге исполнитель импровизирует различные шумы и звуки под бит, чтобы придумать ритмическую структуру трека.

Tajai, Souls of Mischief

Часто я создаю ритмический рисунок благодаря скэттингу, римтический каркас, который затем заполняю текстом. Вот где тебе потребуется широкий словарный запас – ты всегда можешь уложить смысл в определенное количество слогов.

Vursatyl, Lifesavas

Часто, когда я воспроизвожу бит, я слышу различные ритмосхемы – это похоже на математику. И те ритмы, которые придумываю у себя в голове, я переношу на бит с помощью скэттинга, мычания – и лишь потом пишу текст. Мы зовем это стайлингом – если ты смог придумать что-то стоящее. Я пытаюсь найти слова, которые бы имели смысл и хорошо описывали то, что я хотел сказать в своих рифмосхемах.

Следуя за музыкой

Подбирая определенные музыкальные инструменты или просто отдельные звуки для каждого такта, читая рэп и следуя этим звукам, вы можете найти свой собственный способ создания ритмических рисунков.

Big Pooh, Little Brother

В конце концов я следую за какой-то звуковой дорожкой в бите. Будь то басы, барабаны или пианино – я всегда нахожу что-то, что направит меня.

Akir

Мой флоу напрямую зависит от ударной партии. Будучи продюсером, я осознаю значимость ударных/перкуссии как основы любой музыки и просто пытаюсь следовать за ней.

Devin the Dude

Изменения музыки сами подсказывают тебе, что ты должен делать, как нужно трансформировать свой флоу.

Стать одним из музыкальных инструментов трека

Некоторые MC, вместо того чтобы следовать за мелодией, считают себя отдельным инструментом своих треков. Они создают новые ритмические рисунки, дополняя общую картину.

Gift of Gab, Blackalicious

Я пытаюсь стать одним из инструментов, присутствующих в треке. Я хочу дополнять его, как это делают басы, только словами. Хочу дополнять свой трек, как гитара, скрипка или любой другой инструмент.

Omar Cruz

Я учился у таких артистов, как Nas, Big, 2Pac, Big Pun, Jay-Z, – они создают волшебные ритмические рисунки, становятся одним из инструментов трека.

Crooked I

Пытаюсь придумать несколько способов того, как я мог бы зачитать текст под бит, создаю разные ритмические рисунки, которые дополнили бы инструментал, сделанный звуковиком.

Некоторые артисты имитируют ритмические рисунки из других записей, что значительно разнообразит бит, который они читают.

Akil the MC, Jurassic 5

Допустим, в моей голове уже есть какой-то ритм. Возможно, я взял его из какой-то джазовой композиции – сначала использовал рифф духовых, дополнил его риффами из другой записи, а затем и вовсе положил все это на бит. Голос – это отдельный инструмент, поэтому я люблю слушать вокал из других треков в поисках интересных ритмических рисунков. Это может быть какой-то певец из 1920-х годов – я очень люблю эту музыку, африканские ритмы, арабские напевы, их модуляции, – в общем, разнообразные вариации всего этого.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать письмо обоснование
  • Как написать римскими цифрами 2022 век
  • Как написать письмо на чувашском языке
  • Как написать речевой портрет
  • Как написать рецепт на антибиотик образец